Афины зарождение демократии выборный суд сообщение. Зарождение демократии в Афинах — выборный суд и законы Солона. Власть народа - неограниченные возможности

Задание 1. Прочитайте пункт 1 «Демос восстаёт против знати» параграфа 30. Заполните схему. Используйте также пункт 4 «Бедственное положение земледельцев» параграфа 29.

Нужно вписать:

Причины борьбы демоса против знати

Неравенство между богатыми и бедными;

Наличие долгового рабства;

Невозможность участия в управление государством

Требования демоса:

Получить право управлять государством;

Отмена долгового рабства и передел земли;

Чем закончилось восстание демоса?

Принятием новых законов, более справедливых.

Задание 2. Впишите дату события.

В 594 году до н.э. Солон был избран архонтом.

Задание 3. Продолжите предложения.

Были отменены самые жестокие законы Драконта. С полей были убраны долговые камни. Было отменено долговое рабство. Все рабы-должники отпускались на волю. Рабами в Афинах могли быть только чужеземцы. Архонтом мог стать богатый человек, но необязательно знатный. В Народном собрании участвовали все свободные афиняне (граждане). Судьи должны были выбираться из числа всех граждан, независимо от из знатности и богатства. На судебном заседании могли присутствовать все желающие.

Задание 4. Заполните таблицу, используя материал параграфа 29 и 30.

Задание 5. Дайте определение следующих понятий.

Демократия – «власть народа», политический строй, при котором власть принадлежит большинству и народ участвует в управлении государством.

Граждане – свободные население, пользующееся правами и несущее обязанности перед государством.

Наёмное войско (наёмники) – люди, которые участвует в войне за денежное или другое материальное вознаграждение.

Задание 6. Обведите в заданиях 3 и 4 те положения, которые свидетельствуют о зарождении основ демократии в Афинах.

Нужно обвести:

Из задания 3: В Народном собрании участвовали все свободные афиняне (граждане). Судьи должны были выбираться из числа всех граждан, независимо от из знатности и богатства. На судебном заседании могли присутствовать все желающие.

Из задания 4: весь столбец «Управление при Солоне в 6 веке до н.э.»

Задание 7. Прочитайте клятву, которую давали афинское юноши, вступая на военную службу. Во вторую колонку напишите от первого лица клятву, которую дал бы наёмный чужеземный воин (подумайте, за что оно воевал бы).

Клятва наёмного чужеземного воина.

Я не опозорю это оружие в битве. Я буду честно служить, согласно с договоренностью о выплате денег за участие в сражении. После окончания найма я ничего не буду должен тому, кто меня нанял.

Сравните две клятвы. Какое войско, по вашему мнению, было надёжное – из граждан или из наёмников.

Более надежным было войско из граждан: они сражались за свою родину, семью и будущее, а наемники просто отрабатывали деньги.

Обязана Древней Греции. Ведь именно там впервые появились театр, педагогика, философия, спорт и, конечно же, демократия. Главным центром всего передового в мире в античный период истории была столица современной Греции. Поэтому особенно большое влияние на дальнейшее развитие человечества оказало зарождение демократии в Афинах.

Предыстория

Как известно, в Древней Греции преобладали полисы — города-государства, из которых крупнейшими были Спарта и Афины. Там не существовало двух резко разделенных групп жителей — победителей и побежденных, так как не было порабощенных, и эти государственные образования сформировались путем мирных слияний с некоторыми более слабыми соседями. Несмотря на это, существовало разделение по классовому признаку, что не могло не вызывать возмущения у обедневших слоев населения. Со временем противоречия между аристократией и демосом становились все более явными. Назревала революция, которой мог помешать только кардинальный пересмотр существующего

Кем был Солон

Примирить все противоречия удалось одному из представителей знатного рода Кодридов, ранее являвшегося царским. Его звали Солоном, и впоследствии он вошел в историю как один из семи До прихода в политику он был известен афинянам как превосходный поэт и мыслитель, а затем прославился в качестве успешного военачальника. В 594-м году до н. э., примерно в возрасте 34-35 лет, Солона избрали архонтом-эпонимом, т. е. главным из 9-ти коллективных правителей, и возложили на него чрезвычайные полномочия. Как оказалось, мудрец Солон давно готовился к преобразованиям в родном полисе, и он сразу же приступил к реформам. Спустя несколько десятилетий его дело продолжил Клисфен, и именно преобразования этих политиков предопределили ход развития человеческого общества на тысячелетия вперед.

Реформы Солона

Считается, что зарождение демократии в Афинах началось задолго до Солона. Однако именно он создал законы, на которые она стала опираться. Первым делом он объявил сисахфию, отменяющую все долги, заложенные земельные участки возвращались владельцам, и было запрещено брать ссуды под залог людей. Кроме того, за счет афинской казны были выкуплены и возвращены на родину жители полиса, проданные на чужбину. Также Солон установил максимальную норму землевладения, т. е. ни один гражданин не мог скупать участки сверх положенной площади и становиться сверхкрупным землевладельцем.

Органы власти

Высшими госорганами в Афинах периода правления Солона были ареопаг, Народное собрание и буле. Последнее было совершенно новым органом и состояло из четырехсот человек. Кстати, многие исследователи считают, что именно его появление и означало рождение демократии в Афинах. В буле предварительно обсуждались все законы и вопросы, которые затем рассматривались в Народном собрании. Хотя Экклесия существовала в Афинах и других полисах Греции и ранее, при Солоне она стала по-настоящему действующим органом, и ее созывали гораздо чаще. Более того, архонт издал указ, согласно которому в период междоусобиц каждый свободный мужчина, достигший совершеннолетия, был обязан занимать активную позицию в обществе, иначе ему грозило лишение гражданских прав.

Зарождение демократии в Афинах (всемирная история): реформы Клисфена

Окончательное формирование политической системы Афин, основанной на свободном волеизъявлении народа, произошло в конце 6-го века до н. э. Автором новых реформ стал Клисфен, которого выбрали архонтом, с такими же полномочиями, какими когда-то наделили Солона.

Он разделил территорию Аттики на 3 округа: непосредственно Афины, прибрежная полоса и равнинная территория. Каждый из них, в свою очередь, делилась на 10 триттий. Кроме территориальной, Клисфен провел также избирательную реформу. Согласно новым законам, формировалось 10 фил, в которые входили граждане из трех триттий, по одной от каждого округа. Филы выдвигали из своего числа по 50 человек для участия в Совете 500. Таким образом, Клисфен, как писали современники, “перемешал” афинян. Это значило, что теперь они избирали органы власти уже не по территориальному или родовому признаку, а исходя из

Экклесия при Клисфене

Все важные решения в Афинах в этот период принимались коллективно обновленной экклесией, осуществляющей законодательную, судебную и исполнительную власть. Основными вопросами, решаемыми во время таких всеобщих народных собраний, были:

  • избрание должностных лиц;
  • решение об изменении существующих законов и принятие новых;
  • остракизм относительно отдельных граждан;
  • решение по важнейшим общегосударственным вопросам, касающимся войны и мира, заключения союзнических договоров, расходования государственных денег и др.

Интересная подробность: перед каждым “заседанием” Народного собрания председательствующий должен был развесить по городу плакаты, сообщающие о вопросах, которые должны были рассматриваться. Кроме того, чтобы обеспечить непредвзятость Совета 500, каждая фила осуществляла свою деятельность в течение всего 1 месяца в году.

Гелиэя

Зарождение демократии в Афинах ознаменовалось и возникновением нового вида судопроизводства, которое также стало коллективным. Дела решала так называемая Гелиэя — суд присяжных, который состоял из 6000 человек. Параллельно существовал и ареопаг — суд старейшин, состоящий из аристократов, который с появлением демократических органов стал утрачивать свое влияние и значение.

Остракизм

Зарождение и развитие демократии в Афинах сделало возможным и появление совершенно нового явления в Им стал остракизм. Раз в год экклесия должна была ответить на такой важный вопрос: "Нет ли среди граждан человека, который способен захватить власть и стать тираном?" Если Народное собрание считало, есть, то назначалось еще одно заседание для проведения процедуры своеобразного голосования на глиняных черепках. Если потенциально “опасное” для демократии лицо получало большинство голосов против себя, то его изгоняли из полиса.

Теперь вы знаете, как происходило рождение демократии в Афинах и Клисфена) и сможете сравнить ее с современным аналогом.

Афины в Древней Греции были городом-государством. Именно здесь зародились такие понятия как «демократия» и «выборный суд». Случилось это после того, как афиняне в 594 году до нашей эры прямым голосованием на Народном собрании выбрали архонта. Или другими словами человека, которому и знатные горожане, и демос (простой народ) вверяли управление городом - власть. Этим человеком стал афинский поэт и политик Солон - обедневший, но мудрый потомок знатного рода.

Прародитель судебного законодательства

Солон действительно был мудр. Он за короткое время провел ряд невиданных в Древней Греции реформ (преобразований в управлении), установил новые законы. Все они были выбиты на деревянных табличках размером в человеческий рост, и выставлены на городской площади (это была норма древнегреческого официального сообщения о важнейших изменениях - как сегодня интернет или средства массовой информации).

Итак, что же сделал назначенный выборным судом архонт?

  1. Отменил долговое рабство (прежде знать могла продать в рабство бедняка, который не мог расплатиться с долгами).
  2. Вернул собственность земледельцев, что была отобрана за долги.
  3. Рабам-должникам вернули свободу.
  4. Тех рабов, что были проданы за пределы города, выкупали за счёт государственной казны и возвращали на родину.
  5. Все весы в городе привели к одному стандарту.

А ещё Солон, выбранный народом, наделил полной властью Народное собрание, в котором участвовали все жители Афин. Теперь, как и он сам в свое время, архонтом мог стать любой материально обеспеченный житель полиса: как аристократ, так и выходец из народа (демоса). А для того, чтобы не выказывать разницу между богатыми и бедными, все жители Афин стали называться гражданами. Так и родилась демократия - свободные граждане стали свободно выбирать власть на определенный период времени (до Солона власть предавалась по наследству).

И не только архонтов. Практически все городские должностные лица избирались общим голосованием. Избирался, т.е. был выбрным в Афинах и суд присяжных - гелия.

Власть народа - неограниченные возможности

Гелиея (выборный суд) имел практически неограниченное влияние на государственную жизнь Афин. Он охранял саму систему афинской демократии и оберегал законы, прописанные в конституции.

В него избирались ежегодным жребием шесть тысяч афинян из любого сословия: старше 30 лет и не имевших за свою жизнь никаких проступков. В основном это были уже состоявшиеся отцы семейств.

Зачем так много? Во-первых, для того чтобы судей было трудно подкупить. Во-вторых, чтобы они могли принять правильное решение, проведя расследование. Выборный суд в Афинах можно сравнить с сегодняшней полицией, судом и прокуратурой в одном лице.

Прежде, чем провести первое судебное заседание, все выбранные судьи приносили народу клятву, обязуясь принимать решение по совести и закону - без пристрастия (несмотря на личную симпатию и антипатию) и ненависти. Одинаково внимательно выслушивать самого обвиняемого, и человека, который его обвинял. Никогда не принимать подарков - как лично, так и через своих представителей.

Судебные заседание были открытыми для народа: каждый мог повлиять на приговор, голосуя за то или иное решение судей чёрно-белыми камушками.

Выборный суд выносил решения не только по уголовным или гражданским правонарушением. Каждый афинянин мог обратиться в выборный суд с жалобой на «неправильные» законы, принятые Народным собранием. Как только такое происходило, сомнительный закон приостанавливался, судьи проводили расследование. И если закон действительно противоречил демократии, его действие прекращалось. Автор, продвинувший его на Народном собрании, строго наказывался. Если же выяснялось, что жалоба была неправомерной - наказывали жалобщика. Так афиняне через выборный суд могли отстаивать свои права. В этом и было высшее предназначение выборного суда в Афинах - защитника демократии.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Тема урока: Зарождение демократии в Афинах.

Учебник: Вигасин А.А., Годер Г. И., Свенцицкая И.С. «История Древнего мира», 5 класс. М: Просвещение, 2012 г.

Тип урока: урок-исследование

Цель урока: формирование представления учащихся о предпосылках зарождения демократии в Афинах; на примерах реформ Солона сформировать представление учащихся о формах проявления демократии.

Задачи урока:

Обучающие:

- o знa комить учащихся с понятием «Демократия» и ее первыми признаками;

Повторить и обобщить знa ния о государственном устройстве Афин и положении демоса;

Формирo вать умения определять цель чтения, искать и выделять необходимую информa цию (познавательное УУД);

Формировать умение планировать учебное сотрудничество, владеть монологической и диалогической формой речи (коммуникативные УУД);

Знать исторических деятелей и их вклад в развитие государства;

Развивающие:

развивать навыки групповой, самостоятельной работы;

Уметь анализировать, обобщать, сравнивать, выделять главное.

Воспитательные:

Воспитывать познавательный интерес к предмету;

Воспитывать творческую личность, которая стремиться к самореализации

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, пожалуйста, на экран, что вы видите?

Ответы детей : пустая книга.

Представьте себе, что эта книга ваших знаний, и она пуста, т. к. вы не знаете, о чем сегодня мы будем говорить. Наша задача заполнить ее знаниями, полученными на уроке, тема которого звучит «Зарождение демократии в Афинах».

Учитель: откройте тетради. Запишите число и тему урока.

Как вы понимаете, что такое «демократия»?

Ответы детей.

Учитель: в переводе «демос» - это простой народ, а «кратос»- это власть. Если мы сложим два этих понятия, то мы получим «власть народа». Записать в тетради.

Учитель: в чем же проявляется демократия? (Выбор, власть, свобода)

Как вы выбирали старосту в вашем классе?

Учитель: а как в нашей стране избирается президент?

Ответы детей: его выбирает народ.

Учитель: вот видите, дети, демократия тесно связана с нашим обществом, с нашей страной. Мы с вами живем в демократическом государстве. А зародилась она очень давно, в VII в. до н. э. в Древней Греции. Вам интересно узнать, как это было?

Учитель: так давайте же скорее узнаем. Давайте вместе попробуем выяснить, что нам для этого необходимо сделать.

К доске вызываются три ученика, которые должны выбрать цели урока из 6-ти предложенных вариантов. Варианты целей предоставляются детям в разрезанном виде.

    Как и при каких условиях зародилась демократия,

    Кто является основателем демократии в Древней Греции,

    В чем проявлялась демократия.

    Обсудить друг с другом тему урока.

    Дождаться звонка.

2.Актуализация знаний .

Учитель: для начала давайте вспомним, основные понятия, которые нам понадобятся на сегодняшнем уроке. У вас на столах лежат карточки с ответами. Я задам вам вопрос, а ваша задача поднять карточку с правильным ответом.

Как назывался совет знати в Афинах?- ареопаг

Как назывались 9 правителей входивших в Ареопаг?- архонты

Как назывались богатые и знатные люди в Афинах?- аристократы

Учитель: отлично, вы молодцы, хорошо справились.Работа со схемой на доске. Всё население Аттики в VII в. до н.э. делилось на свободных и рабов.

Как жители Аттики становились рабами? (Из-за долгов. )

Кому в Аттике принадлежали земли и власть и суд? (Знати .)

Большую часть демоса составляли бедняки. Некоторые из них могли разбогатеть. Например, сын бедняка с детства любил рисовать. Отец отдал его к владельцу гончарной мастерской. Мальчик научился расписывать глиняные вазы, стал опытным рисовальщиком, накопил денег, открыл свою мастерскую, купил двух рабов для чёрной работы, стал знаменитым художником. Но по-прежнему он принадлежал к демосу, а не к знати, и поэтому не мог стать архонтом. Почему?

Ответ детей: з наменитые роды (аристократы) вели своё происхождение от богов, героев и древних царей. Знатные роды считали, что им от рождения – по крови, по породе – дано особое благородство тела и души.

Такой порядок порождал ряд проблем в обществе:

1) нехватка земли;

2)долговое рабство;

3)бесчинство знати в управлении и суде.

Как вы думаете, такое положение могло устраивать демос- простой народ.

Ответы детей : нет, не могло.

3. Изучение нового материала .

Учитель: Мы вспомнили, какие проблемы были у афинского демоса. Как вы думаете, нерешенность этих проблем к чему могла привести?

Ответы детей : Выступление демоса против знати.

Учитель: А как же разрешить эти проблемы? Наверное, необходимо найти такого человека, который смог бы разрешить все эти проблемы, и такой человек был в Аттике, звали его Солон. Давайте узнаем об этом человеке, обратившись к тексту учебника.

Перед чтением текста ставятся вопросы:

1. Попробуйте определить, какие качества Солона привлекали к нему людей?

2. За что он был избран архонтом?

Чтение текста – стр. 137, 2-й абзац.

Дети указывают честность, разносторонние познания, одарённость и талант Солона.

В 594 г. до н. э. знать и демос сообща избрали архонтом Солона- Став архонтом, Солон приступил к разработке и проведению законов. С целью примирить между собой знать и демос, он поступал так, чтобы и те и другие остались довольны. Итак, какие же изменения (реформы) провел Солон.

Заполнение таблицы.

Учитель: У вас на столах лежат части одной таблицы, которую мы с вами должны вместе собрать. У вас есть название реформы, а ваша задача из предложенных кусочков подобрать вторую часть. Чтобы правильно это сделать, вам необходимо будет воспользоваться учебником. Работать мы будем в группах, давайте вспомним правила работы в группе. 4-5 мин. По ходу заполнения таблицы законы записывайте в тетради. Работа с учебником с 144п. 2 и с145п.3

Таблица «Законы Солона 594 г. до н.э.»

Суть закона

Основное содержание

Прощение долгов

Отменил долговые камни. Людей, имевших на себе долг, запрещалась делать рабами, за свой долг отныне они отвечали только своим имуществом.

Все рабы-должники были освобождены, а проданных за море следовало разыскать и вернуть домой за счёт государственной казны.

Учрежден выборный суд

Судьи выбирались из всех афинян независимо от их происхождения и имущественного положения, по жребию.

Появилось Народное собрание

Архонтом мог стать любой богатый демос. В работе народного собрания принимали участие все афинские граждане.

Обсуждение результатов работы каждой группы.

При обсуждении 1 группы спросить у детей

Теперь нельзя было делать из должников сделать рабов, это можно назвать демократией?

Ответы детей : Да.

При обсуждении работы 2 группы спросить у детей, используя схему «Жители Аттики».

Можно ли сказать, что Солон отменил рабство в Афинах?

Ответы детей : Нет, не стало только рабов - должников, рабы чужеземцы остались.

Учитель: То, что жители Афин получали свободу, можно считать проявлением демократии?

Ответы детей : Да.

При обсуждении работы группы №3 рассказать детям об афинском суде и спросить у детей.

- Выборность судей может быть проявлением демократии?

Ответы детей : Да.

Учитель: Насколько он справедливее того суда, что был ранее?

Обратить внимание детей на извлечение из клятвы.

Клятва, которую давали афиняне, избранные судьями лежит на столах

(Извлечения)

Я буду выслушивать одинаково благосклонно и обвинителя, и обвиняемого.

Я как судья не буду брать подарков, и никто не примет их от моего имени».

    Почему для судьи так важно выслушивать одинаково и обвинителя, и обвиняемого?

    Все любят получать подарки. Почему судьям это было строго запрещено?

А как вы думаете, сегодня действуют эти правила?

Ответы детей: Да.

Учитель: Да, действительно, и сегодня, ребята, эти правила актуальны. Судья должен быть справедливым, перед тем как вынести свой приговор, он должен выслушать обе стороны. В нашем обществе, к сожалению, есть такое явление, как коррупция, поэтому судья должен быть неподкупен.

При обсуждении результатов 4 группы спросить у детей:

Что такое «Народное собрание»

Ответы детей: Это орган для решения всех государственных вопросов

Учитель: Теперь простые люди из народа могли принимать участие в «Народном собрании», это можно считать демократией?

Ответы детей: Да.

Учитель: Кто принимал участие в «Народном собрании»?

Ответы детей: Граждане.

Учитель: Кто такие граждане?

Ответы детей: Свободные афиняне.

Учитель: Скажите, пожалуйста, а сегодня в нашей жизни используется слово гражданин, и что оно значит?

Ответы детей: Гражданин – это человек, обладающий правами и обязанностями.

Учитель: Давайте теперь назовем, в чем же проявлялась демократия в Афинах.

Запрет брать людей в рабство,

Рабы- должники становились свободными,

Судьи выбирались из всех граждан Афин,

Богатый демос мог принимать участие в управлении государством.

Снова возвращаемся к схеме выбор, власть, свобода.

Учитель: скажите, пожалуйста, теперь у афинских граждан есть выбор, власть, свобода?

Ответы детей: Да, теперь есть.

Учитель: Для того, чтобы вы лучше запомнили законы, которые провел Солон, я раздам памятки, которые вы вклеите в свои тетради и они помогут вам при подготовке к домашнему заданию или к контрольной работе.

Памятка «Зарождение демократии в Афинах»

Законы Солона

Признаки зарождения демократии

Прощение долгов

запрет брать людей в рабство

Отпустить всех рабов- должников

рабы- должники становились свободными

Учрежден выборный суд.

судьи выбирались из всех граждан Афин

Появилось Народное собрание

Богатый демос мог принимать участие в управлении государством

Вот, ребята, мы познакомились с законами, которые издал Солон в Афинах, а теперь хочу обратить ваше внимание на рисунок в учебнике на с 144.

Работа с рисунком, посвящённым отмене Солоном долгов (с. 138).

Опишите рисунок. Почему ликуют одни афиняне и негодуют другие? Кто эти люди?

Ответы детей: Это рабы, они рады, что получили свободу. А знать не довольна тем, что лишилась рабов.

Учитель: Удовлетворил ли своими законами Солон всех жителей Афин?

Ответы детей: Нет.

Учитель: Вышло так, что Солон не смог угодить, своими законами ни демосу, ни знати. Давайте сопоставим перемены, произошедшие в результате законов Солона, с задачами, стоящими перед демосом.

1.передел земли

2.долговое рабство

3. бесчинство знати в управлении и суде.

Какая проблема осталась нерешенной?

Ответы детей: Передел земли.

Учитель: А почему же Солон не дал земли людям?

Ответы детей: Потому что боялся внутренней смуты.

Учитель: Не угодив никому, Солон вынужден был покинуть Афины, будто бы по торговым делам и вернулся на родину только спустя несколько лет.

    Закрепление

Учитель: Итак, пришло время заполнить страницы нашей книги знаниями.

Что такое демократия - Демократия по-гречески – власть народа . Данная форма правления существует и по сей день во многих странах мира и в России в том числе.

Кто является основателем демократии в Древней Греции

Ответы детей: Солон.

В чем проявлялась демократия?

2)рабы- должники становились свободными,

3)судьи выбирались из всех гражданАфин,

4)появился новый орган управления - Народное собрание.

Почему тема урока «Зарождение демократии»?

Ответы детей: Потому что в полной мере демократия еще не установилась, а только лишь начала проявляться в жизни граждан. Законы Солона заложили в Афинах основы демократии.

Учитель: Главная перемена после принятия законов Солона состояла в том, что знатное происхождение не давало преимущества в управлении государством. Правителей стали избирать из богатых людей, а судьями по жребию становились все свободные афиняне, независимо от их имущественного положения.

Домашнее задание:

Вопросы № 1, 2 письменно

В тетради отметить на ленте времени дату избрания Солона в архонты.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!