Духовно нравственные ценности и будущее человечества. Человек будущего – человек нравственный. Что отличает «здоровые» регионы от «больных»

На пленарном заседании ХХ Международных Рождественских образовательных чтений Высокопреосвященнейший Иларион, Митрополит Волоколамский , Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, прочитал доклад: «Нравственные ценности и будущее человечества».

Теория планетарного гуманизма

«Если бы Бога не было, Его следовало бы выдумать», - говорил Вольтер, подчеркивая значимость религиозной веры для нравственного здоровья человека и общества. Сегодня, в эпоху глобализации, многие секулярные политики вынашивают идею «планетарного гуманизма», то есть внедрения единого мировоззренческого стандарта для всех людей планеты. Стандарт этот будет основан на так называемых «общечеловеческих ценностях», т. е. на основе секулярной морали, неотъемлемой частью которой стало не традиционное нравственное начало, свойственное каждой религии, а представление о правах человека как наивысшей ценности. Лидеры современного секуляризма, либеральные гуманисты, болезненно реагируя на любые религиозные символы и упоминания о Боге, настаивают, в отличие от Вольтера, на другом выражении: «Если Бог и есть, о Нем надо умалчивать». Богу не место, по их мнению, в сфере общественного бытия.
История человечества неоднократно демонстрировала утопичность и гибельность таких гуманистических теорий, которые построены на искаженной антропологической парадигме, на отрицании традиционных ценностей, на отвержении религиозного идеала и ниспровержении богоустановленных моральных норм. До недавнего времени подобного рода теории могли быть воплощены в жизнь лишь в отдельно взятой стране. Однако идея «планетарного гуманизма» опасна тем, что она претендует на мировое господство, заявляя о себе как о норме, которую должны принять и усвоить все люди, вне зависимости от своей национальной, культурной или цивилизационной идентичности. Попытаемся понять, к чему это может привести.

Основные понятия нравственности
На наш взгляд, человечество до сих пор существует только потому, что имеется различие между добром и злом, между правдой и ложью, между святостью и грехом. Однако современная цивилизация начала отказываться от этих понятий, делая акцент на свободе человеческой личности. В современной либеральной философии отсутствует понятие греха, есть лишь плюрализм поведенческой модели: любое поведение считается оправданным и допустимым, если оно не нарушает свободу другого человека. В результате такого подхода стирается граница между добром и злом.
Вместе с тем, умение отличать добро от зла - это то нравственное чувство, которым наделен исключительно человек. Его способность направлять свою волю к добру или злу называется свободой. Однако не в самой способности выбирать между добром и злом заключается основная ценность свободы, а в выборе добра: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5:13). Христианство всегда подчеркивало, что только следование путем нравственной жизни, помогает человеку обрести свободу (Ин. 8:32).
Представители исторического секуляризма (Ренессанс, Просвещение, деятели революций) выдвигали идею свободы, исключая из нее христианский смысл. В конечном итоге произошла абсолютизация личной свободы человека, сведение ее к свободе выбора, а значит, и к возможности выбора в пользу зла. На практике эта абсолютизация вылилась в нравственный и аксиологический релятивизм.
Именно поэтому современному секулярному сознанию не известно такое понятие как «грех». Хотя в его лексиконе есть такие термины, как «преступление», «нарушение закона», «вина» и даже «моральный запрет». Но понятие «грех» для того, у кого нет и не может быть никаких абсолютных нравственных ориентиров или критериев, просто не существует. Понятие греха невозможно выразить в терминах светской этики, оно не может быть сведено к элементам системы моральных ориентиров, хотя и несет в себе ярко выраженное нравственное содержание. Современное секулярное сознание навязывает человечеству представление о том, что не существует абсолютных моральных норм как грех, что всякая нравственность относительна, что человек может жить в соответствии со шкалой нравственных ценностей, которую он сам создаст для себя, причем его шкала может быть отличной (вплоть до противоположности) от условной нравственности другого.
Однако человек именно тем и отличается от животного, что ему Богом дана еще одна внутренняя сила, которая не дана животным - нравственное начало. Если нравственность отделить от религии, от Божественного начала - она исчезнет. Вспомним Ф. М. Достоевского: «Если Бога нет… стало быть, все позволено». С атеистической точки зрения объяснить наличие нравственного закона внутри каждого человека, будь он верующий или нет, невозможно. Правда, есть попытки объяснить проявление нравственности культурой человека, обстоятельствами его жизни или чем-то подобным, но в них чувствуется недосказанность, потому что отличие добра от зла - это чувство человека, живущего в любом месте земного шара и на протяжении любой исторической эпохи, это голос его совести, звучащий на протяжении всей истории. Если же мы отрываем нравственность от реальной жизни, то люди действительно превращаются в животных, которыми движет только инстинкт. В самом деле, почему кто-то должен жертвовать собой во имя другого, почему кто-то должен отдавать что-то другому, когда логично стремиться к максимальному стяжанию?.. Не одухотворенная верой нравственность ущербна, ибо опирается на колеблющиеся и субъективно обусловленные основания, когда человек стремится сам быть «мерой всех вещей». Это мнение, имеющее весьма давнюю историю, продолжает выступать обоснованием либерального секуляризма.
В истории много примеров, которые доказывают чудовищные последствия внедрения «условной нравственности»: приход к власти в Германии нацистов, которые объявили нравственным уничтожение евреев, уничтожение в большевистской России верующих как «врагов народа». Восприятие нравственности как относительной, а не абсолютной категории создает потенциал для всевозможных конфликтов, в том числе и вооруженных. И когда в руках человека находится такое опасное оружие, как атомное, нравственный плюрализм может обернуться для человечества трагедией.

Христианизация и дехристианизация мира
Абсолютные нравственные ценности - это наш общий фундамент. На нем развивалась вся человеческая цивилизация до недавнего времени. В рамках христианской системы ценностей было сформировано представление о высоком достоинстве человека. Благодаря христианскому отношению к человеку было осуждено и уничтожено рабство, выработалась процедура объективного суда, сформировались высокие социально-политические стандарты жизни, определилась этика межличностных отношений, получили развитие наука и культура. Более того, сама концепция прав человека возникла не без влияния христианского учения о достоинстве человека, его свободе и нравственной жизни. С самого своего зарождения права человека развивались на почве христианской нравственности. В христианской святоотеческой антропологии эти две категории - свобода и нравственность - находятся в нерасторжимой связи. Абсолютизация одной из этих категорий в ущерб другой неминуемо ведет к трагедии личности и общества.
Сегодня на наших глазах происходит дехристианизация жизни, разрыв взаимосвязи прав человека и нравственности. Это наблюдается в появлении нового поколения прав, противоречащих нравственности, а также в оправдании безнравственных поступков с помощью прав человека. Традиционная мораль больше не имеет значения, имеет значение свобода человеческого выбора. Но, не считаясь с нравственностью, в конечном итоге мы перестаем считаться со свободой. Нравственность представляет собой свободу, уже реализованную в результате ответственного выбора, ограничивающего себя ради блага и пользы личности или всего общества. Она обеспечивает жизнеспособность и развитие общества, его единство. Разрушение же нравственных норм и пропаганда нравственного релятивизма может подорвать мировосприятие человека, что приведет к потере духовной и культурной идентичности и, как следствие, - самостоятельного места в истории.
Несколько примеров. Посмотрите, что происходит сегодня с семейными ценностями. Известный религиозный и политический мыслитель XX века И. А. Ильин писал: «История показала… великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-нравственных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи». На наших глазах традиционная семья упраздняется как отживший общественный институт. Идеалы семьи, брака, супружеской верности, чадородия осмеиваются и оплевываются. В публичном пространстве культивируются идеи половой распущенности, разврата, допустимости супружеской измены, абортов, гомосексуальных связей. Более того, последние уравниваются с традиционным браком. Все чаще и чаще поднимается вопрос: если человек свободен, то почему нужно ограничивать законом возраст вступления в сексуальные отношения?
Разрушение семьи - это мина замедленного действия, способная подорвать нравственный базис целых поколений.
Иногда создается впечатление, что мы живем в каком-то перевернутом мире. В мире, где шкала ценностей опрокинута, где добро названо злом, и зло добром, жизнь смертью, и смерть жизнью. Ценности, основанные на религиозном нравственном идеале, подвергаются систематическому поруганию, а новые моральные нормы, не укорененные в традиции и противоречащие самому человеческому естеству, внедряются в массы. У миллионов нерожденных младенцев отнимают жизнь, а старикам и неизлечимо больным предлагают «право на достойную смерть». Мы наблюдаем сегодня недопустимую попытку нивелировать различия между пороком и добродетелью, между добром и злом.

Залог будущего человечества
В жизни народов вера, нравственность и культура неотделимы друг от друга. Нарушение этого органического единства приводит к губительным результатам. Нравственная составляющая всегда должна лежать в основе человеческого бытия, а она невозможна без религии, так как только религия дает человеку прочную нравственную основу, только в религиозной традиции существует представление об абсолютных нравственных ценностях.
Для чего живет человек, на каких ценностях строится его жизнь - главнейший вопрос для представителей как секулярного, так и религиозного мировоззрений. И в конечном итоге, от ответа на него зависит будущее человечества: будут ли наши народы множиться или же сокращаться и постепенно исчезнут, о том, будут ли в обществе царствовать грех и вседозволенность, или же человек будет ориентироваться на абсолютные нравственные нормы, которые на языке религии называются Божиими заповедями.
Внутренний нравственный закон, вложенный Богом в человеческую природу, иррационален. Он опознается голосом совести, который у одних - сильнее, у других - слабее. Именно благодаря религии внутренний нравственный закон приобретает конкретные культурные и рациональные категории, обретает форму человеческого закона: не убей, не укради, не прелюбодействуй, не осуждай. Все право основывается на нравственности. Если законы перестают соответствовать нравственной основе, то человечество от этих законов отказывается.
Нравственный выбор современного человека всегда имеет схатологическую перспективу, потому что от того, пойдет он по пути жизни или смерти, зависит ход человеческой истории и ее финал. Наша задача заключается в том, чтобы показать современному человеку и современному обществу, что христианские ценности - это не отвлеченные идеи и не архаичные суеверия, но воистину принципы жизни, отказ от которых может привести к краху и культуры, и общества, и личных человеческих судеб. И чем раньше человечество поймет, что нравственность - это способ выживания личности, семьи, коллектива, общества, всей человеческой цивилизации, тем менее трагична будет дальнейшая его история.
Если мы хотим в будущем иметь духовно сильное, нравственно здоровое и экономически стабильное общество, то очень важно еще в молодом поколении формировать такую систему нравственных ценностей, которая была бы ориентирована на представления об абсолютном добре и зле. Молодые годы всякого нормально развивающегося индивидуума - это самое трудное и ответственное время становления человеческой личности. Это время поисков жизненного идеала, это время обретения нравственных опор существования, наконец, это острое неприятие несправедливости и несовершенства окружающего мира. Вспомните слова норвежского драматурга Генрика Ибсена «Я стал бояться… страшно бояться юности… Юность - это возмездие». Дети, подростки и молодые люди в наши дни являются той частью современного общества, которая является наиболее духовно незащищенной и испытывает самые драматичные моральные перегрузки. Они как никто нуждаются сегодня в духовной поддержке, потому что нравственно дезориентированы с самого раннего детства. И от того какая система ценностей будет заложена в них сегодня зависит развитие нашего общества в будущем.
Именно поэтому необходимо знакомить детей и молодежь с национальной базисной культурой своего народа, к которой относится, в том числе, и религиозная культура. В течение многих веков православная вера являлась органичной частью бытия нашего народа. Это находило отражение и в подвигах русской святости, и в обычаях благочестия, бережно передававшихся из поколения в поколение, и в патриотических подвигах героев Отечества, и в памятниках письменности, архитектуры, иконописи и церковного пения, а также в родной речи, пронизанных библейским видением и пониманием мира и человека. Вот именно из этой национальной базисной культуры произрастает система ценностей, национальных ценностей, которые формируют как личность, так и общество.
Школа всегда участвовала не только в интеллектуальном воспитании ребенка, она также активно формировала его личность. Сегодня, когда в образовательную сетку включены «Основы религиозной культуры», задачи школы стали еще ответственнее и шире. Именно через религиозное образование в школе можно и нужно осуществлять нравственное воспитание детей, что в свою очередь, будет способствовать процессу создания сильной личности, крепкой семьи и, как следствие, - надежного государства.
Сегодня перед Церковью стоит огромная миссионерская задача, о чем неустанно напоминает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Необходимо также продолжение и расширение просветительской и воспитательной деятельности. В этом деле общественного спасения Церковь и школа являются естественными соработниками. Задача современного образования научить человека, с одной стороны, быть достаточно открытым к восприятию того, что несет ему современный мир, а с другой - быть способным сохранить свою национальную, духовную, религиозную, культурную самобытность, а вместе с этой самобытностью сохранить и нравственную систему ценностей.
Вызволить человеческую личность из объятий антикультуры, антихристианства, вернуть ее к Богу - это неотложная задача, которая стоит сегодня перед всеми нами.

1. «ЕВРОПЕЙНИЧАНЬЕ» КАК ЗАРАЗНАЯ БОЛЕЗНЬ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Тема нынешних Чтений как никогда актуальна , в особенности потому, что форум пришелся на период 100-летия Революции.

В огромной массе разнообразных мнений и суждений о причинах Февраля и Октября 1917-го, при всей их актуальности, мы слишком часто не находим ответа на главный вопрос, который в устах героя михалковского фильма «Солнечный удар», посвященного событиям тех лет, звучит так: как все это случилось, как это все могло случиться?..

Огромная империя, прирост населения за годы правления императора Николая 50 миллионов человек (!), бурный рост развития промышленности, науки и техники, первое место в мире по производству зерновых, страна покрылась сетью железных дорог...

Как это все могло случиться? Как могла рухнуть великая процветающая тысячелетняя империя?

Чтобы этого снова не повторилось с нами, надо обязательно знать главный ответ на этот вопрос, понимать и ясно осознавать глубинные причины величайшей геополитической катастрофы XX века.

А эти причины - не в экономике и кипении политборьбы (это уже следствия) ...а именно в разрушении духовно-нравственных основ российского общества, нашего народа. Об этой опасности, о надвигающейся беде предупреждали русские святые, также как и ряд отечественных мыслителей.

А начинался этот процесс еще в XVIII веке, и даже ранее, как недавно упомянул о том Патриарх Кирилл. Когда наши «элиты» начали постепенный разворот в сторону Запада, отступая от своих цивилизационных основ и теряя свою суверенность. Это, по словам Патриарха, «привело к утрате веры и духовному и интеллектуальному помрачению».

В окно, прорубленное Петром, хлынули не только, как мы ныне говорим, передовые западные достижения и технологии, но главное - противные христианскому мировоззрению учения, лукаво сводящие смысл существования «человека разумного» к чреву, к потреблению, к сугубо материалистическому, червячному пониманию назначения человеческой жизни.

Классик геополитики, гениальный основатель цивилизационного подхода к истории Николай Яковлевич Данилевский (+1885) называл эту болезнь, «заразившую Россию... «европейничаньем».

(Кстати, «Данилевский предвидел и предсказал, что проповедь "общечеловеческой цивилизации" породит тенденцию к созданию всемирного государства и установлению режима глобального управления. В его глазах это было бы худшим из всего, что может выпасть на долю человечества. "Всемирная ли монархия, - писал он, - всемирная ли республика, всемирное господство одной системы государств, одного культурно-исторического типа - одинаково вредны и опасны для прогрессивного хода истории... Большей клятвы (в смысле проклятия. - В.М.) не могло бы быть наложено на человечество, как осуществление на земле единой общечеловеческой цивилизации..." В.Максименко).

Поэт, мыслитель, дипломат Федор Тютчев (+1873) писал в 1851 году:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует...
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует...

«Дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей», ощущал Достоевский.

Результатом воздействия - в течение нескольких поколений - этой мягкой, инфекционной, заразившей Россию силы «европейничанья» стало в конце концов заметное охлаждение к вере, о чем тревожно говорили святые Тихон Задонский (+1783), Серафим Саровский (+1833), Игнатий Брянчанинов (+1867), Филарет Московский (+1867), Иннокентий, апостол Сибири и Америки (+1879), Феофан Затворник (+1894), так же как и оптинские старцы на рубеже XIX-XX веков.

Святитель Тихон Задонский отмечал: «Ныне почти нет истинного благочестия, а одно лицемерство», и остерегал: «Должно опасаться, чтобы христианство, будучи жизнь, таинство и дух, не уда-лилось из того человеческого общества, которое не умеет хранить этот бесценный дар Божий». Т.е. оно может уйти, «выветриться» незаметно...

Уже в канун революции об этой опасности многократно предупреждал всю Российскую Империю и святой праведный Иоанн Кронштадтский (+1908). В особенности деятелей культуры и искусства, писателей, журналистов, интеллектуалов, которые имели большое воздействие на общество, на народ, «так называемых интеллигентов, сбившихся с пути, отпавших от веры и поносящих ее всячески, поправших все заповеди Евангелия и допускающих в жизни своей всякий разврат».

Иоанн Кронштадтский сугубо предостерегал и своих собратьев - священнослужителей, которым доверено важнейшее дело духовного сбережения народа: «Правители-пастыри, что вы сделали из своего стада? Взыщет Господь овец Своих от рук Ваших!.. Господь преимущественно назирает за поведением архиереев и священников, за их деятельностью просветительною, священнодейственною, пастырскою... Нынешний страшный упадок веры и нравов весьма много зависит от холодности к своим паствам многих иерархов и вообще священнического чина».

И еще одна цитата: «Какого только еще не сделали зла русские люди и в России живущие? Какими еще не растлили себя грехами? Все, все сделали и сделают, что подвигает на нас праведный гнев Божий: и явное безверие, и богохульство, отвержение всяких истинных начал веры, разврат, пьянство, всякие увеселения вместо того, чтобы облечься в траур общественного покаяния печали о грехах, прогневляющих Бога, неповиновение начальству. ... В бесовском царстве есть порядок и подчинение одних злых духов другим, низших - высшим, менее сильных - более сильным, а в христианском государстве исчезли всякое подчинение, всякая власть: дети не признают власти родителей, подчиненные - власти начальства, воспитанники - власти воспитателей... богослужение пренебрегается, проповедь бессильна, нравственность христианская более и более падает, анархия растет...»

2. ХРАМЫ РУКОТВОРЕННЫЕ И НЕРУКОТВОРЕННЫЕ

Еще во времена Смуты начала XVII века первый Патриарх Русской Церкви Иов (+ 1607) предупреждал: «Доброе дело - украшать и воздвигать церкви, но если в то же время мы будем осквернять себя страстями, то Бог не пощадит ни нас, ни наших церквей».

Это и случилось спустя триста лет, когда множество людей, сохраняя внешнюю церковную обрядность, желали, жаждали своими сердцами уже не жизни по заповедям Христовым, ради служения ближним и Отечеству, но «сладкой» жизни в свое удовольствие на земле, здесь и сейчас... «В Псалтири есть слова: «Даст тебе Господь по сердцу твоему». Вот когда сердце человеческое или сердце народа чего-то очень сильно восхочет, то Господь дает это. Таков духовный закон. Это может быть нечто доброе, но может быть и злое. Тогда Господь попускает и зло, если оно так желанно человеческим сердцем, его свободной волей, над которыми не властен даже Господь Бог. То, что произошло у нас в 17-м году, было последствием темных, но настойчивых желаний огромного количества сердец в России. И Господь попустил... Это, если хотите, было самое страшное, самое жестокое чудо в истории России...», - говорит современный богослов, епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), секретарь Патриаршего совета по культуре, писатель и режиссер, ранее снявший фильм на эти темы «Гибель империи. Византийский урок». (А сейчас работающий над фильмом «Гибель империи. Российский урок», который, вероятно, мы скоро увидим).

Преподобный Серафим Саровский, скончавшийся в 1833 году, говорил: «Через сто лет после моей смерти земля Русская обагрится реками кровей...»

Вот что писал ровно сто лет спустя, в 1933 г. иерей Сергий Мечёв, святой сын святого отца Алексия Мечёва (из ссылки, прихожанам, отрывки):

«...Суд Божий совершается над Церковью Русской. Не случайно отнимается от нас видимая сторона христианства. Господь наказует нас за грехи наши и этим ведет к очищению. Совершающееся - неожи-данно и непонятно для живущих в миру. Они и теперь еще стараются свести все к внешним, вне Церкви лежащим причинам. Живущим же по Богу давно все было открыто.

Многие русские подвижники не только пред-видели это страшное время, но и свидетельствовали о нем. Не во внешнем усмотрели они опасность для Церкви. Они видели, что истинное благочестие ос-тавляет даже иноческие обители, что уходит дух хри-стианства неприметным образом, что наступил уже самый ужасный глад - глад слова Божия, что имеющие ключи разумения и сами не входят, и возбраняют вход другим, что при кажущемся внешнем благоденствии монашество, а затем и христианство - при последнем издыхании...

Но где мы слышали всеобщий призыв к покая-нию, где видели архипастырей и пастырей, неот-ступно у жертвенников проливающих реки слез и подвизающих к тому же народ свой? Дипло-матические таланты архиереев поставили выше слова Божия, на них возложили надежду, в них поло-жили свое спасение. Ложно хотели сохранить цар-ство Истины...

К принятию нового образа спасения призывает нас Господь. Множество храмов рукотворенных, благолепно украшенных, было открыто столетиями, и в то же время величайшее множество храмов нерукотворенных в мерзости запустения пребывали заключенными. Ныне храмы, воздвигнутые руками человеческими, разрушаются, но в покаянной тоске по ним поднимаются храмы, созданные руками Божиими. Огоньки смиренного мученичества вспы-хивают повсеместно, особенно на далеких окраинах. Голодные, оборванные, дрожащие от холода, изоли-рованные от мира, на голой земле, на снегу или в случайных избах, без гробов и священнического напутствия умирают иереи, иноки и верные...

Войдем, родные, и мы в клеть душ наших, войдем в храм наш душевный, посвященный Господу еще в момент крещения и освященный им в момент перво-го причащения. Храм этот наш; никто, никогда не сможет его разрушить, кроме нас самих. В нем мы - каждый - иерей и кающийся. Жертвенник его - серд-це наше, и на нем мы можем приносить всегда на сле-зах наших великое таинство покаяния. Трудно нам, запустившим наш храм невидимый и недостойно жившим только храмом видимым, принять от Господа новый путь спасения. Восплачем и возрыдаем, но не слезами отчаяния, а слезами покаяния, примем всё как заслуженное. Разве не Господь посылает это? Разве лучшие из нас не вступили давно на этот путь?

Надолго или совсем - одному Господу известно - уходит от нас видимая сторона христианства...»

Мы ныне знаем: преподобный Серафим, предупреждая о грядущей катастрофе, провидел, что «... не до конца прогневается Господь и не попустит разрушиться, сохранит еще православие и остатки благочестия христианского»...что Бог «помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе».

И в сегодняшних условиях возрождающаяся Россия по своим масштабам, а главное по преимущественной верности Христу, остается спасительным маяком, надеждой всех здравомыслящих людей планеты. То что именуется в Священном Писании понятием «Удерживающий», по-гречески кате хон.

Но все, о чем предупреждали наши прозорливые предки, сегодня так же остро актуально. Мы видим, в какую бездну погружается западная цивилизация, по сути отрекшаяся от христианства. Под лозунгом «свободы» проповедуются, причем во все более агрессивной форме всякого рода безнравственность, извращения, однополые браки, контркультура, разрушается, в том числе под видом «гендерного равенства», институт семьи, а следом и все остальное, вместо отца и матери - «родитель № 1», «родитель № 2» и прочие безумные вещи.

«Обессоленный» католицизм (в лоне которого все это сформировалось и взросло), не говоря уже о протестантских номинациях, не способен противостоять реально этому процессу, который, по словам архимандрита Рафаила (Карелина), угрожает и нам:

«... Либерализация общественного сознания проникает в Церковь через ее человеческий элемент. Обновленцы стремятся к нравственному минимализму, к замене евангельских заповедей либеральными представлениями, которые все больше порабощают современную культуру...».

Поэтому огромная ответственность за будущее человеческой цивилизации лежит именно на России, а Россия - это каждый из нас, но только когда все мы вместе, а главное - в едином духе. То есть, на единой ценностной, духовно-нравственной основе , которая коренится в законах и заповедях, данных Богом.

Надо всегда помнить, что наша великая Россия - это самостоятельная и самодостаточная православная цивилизация , под покровом и защитой которой мирно и дружно жили и живут веками многие народы, свободно исповедующие свои традиционные религии. Страна с огромными, неисчерпаемыми ресурсами, основной из которых - духовный . Как подметил выдающийся европейский поэт Рильке - все страны граничат друг с другом, а Россия граничит с Богом.

И наша общая задача - транслировать такое понимание, позитивное созидательное мировоззрение в окружающий мир, в общество, особенно в сердца подрастающих поколений, молодежи. Вместе мы должны делать все, чтобы нашим детям, которые завтра - послезавтра встанут у штурвала управления государством, прививалось традиционное, выверенное веками мировоззрение, основанное на твердых понятиях о том, что такое хорошо и что такое плохо, на любви к Отечеству и ближним.

Это наиважнейшая проблема сейчас, когда делается всё, чтобы прервать связь поколений и приобщение молодежи к традиционным ценностям, базирующимся на евангельских нормах. Через интернет - помойки, ТВ, через театр и кино, гендерный мейнстрим и т.д. Все это имеет или откровенный или прикровенный антихристианский запал, мы видим во всех сферах современной культуры, в театре, кинематографе сплоченные группы активных антихристиан (т.е. слуг антихриста), или духовно породнившихся с ними, инфицированных «европейничаньем», о котором говорит Данилевский, что по сути одно и то же.

3.«СМОТРИТЕ, КАК ОПАСНО ХОДИТЕ»

Да, за два-три последних года значительно усилилась информационная война против христианства, прежде всего против Русской Церкви, опоры вселенского православия. Но мы ошибемся, как и сто лет назад, если будем искать причины этого только во внешних нападках, обстоятельствах и факторах...Они всегда были, есть и будут, «мир во зле лежит» (1 Ин.5,19); «Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин.15,20).

Другое дело - не «копируем» ли мы сами - в очень сжатом формате - в эти десятилетия путь прежнего дореволюционного девятисотлетия, закончившегося 1917-м?.. Сейчас, когда совершенно явственно Господь дал и дает возможность с прежнего фундамента выстраивать жизнь, не повторяя эволюционных искажений прошлых столетий?..

Все наше драгоценное, что имеем - гнездится в Церкви... Если нет молитвы сердечной (не механической) в монастырях и в алтарях, она может погаснуть и в храмах... Если нет добросердечия и любви, искренной и деятельной на приходе, будет оскудевать она и в народе... Если не будет нравственной высоты в Церкви, не будет ее и в обществе...

Один «монах», сбивающий в роскошной иномарке людей в центре Москвы - может отвратить тысячи от веры в нашей огромной стране, также как архиерей, радящий не о пастве и своих клириках, но - на виду у всех - о собственном богатстве и роскоши, также как служитель алтаря, уличенный в содомии...

И Суд Божий, мы знаем - начинается с «Дома Божьего». Не будет подлинной нравственности в Церкви - не будет таковой в народе.

А Церковь это не только люди в стихарях и рясах, с крестами и панагиями на облачениях, но все мы, кто ходит в храм, все, кто исповедуют Христа. И ко всем нам относится грозное предупреждение: «смотрите, как опасно ходите!..» (Еф.5,15).

Все взирают на нас, и сегодня особенно зримо мы ощущаем, что «Православие не доказуется, а показуется» (о. Павел Флоренский, парафраз слов Ивана Киреевского о Бытии Божием). Как плоды верности или неверности Христу. Если мы снаружи благочестивы, говорим одно, а делаем иное - вот что худо.

Если мы крестики носим, а Бога поносим - словом и делом, и помышлением, несть нам оправдания (и себя, грешного, не исключаю).

4. ЧТО УНИЧТОЖАЕТ НАШИ НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

Недавно государственный министр В.Скворцова публично пообщалась с главным гомосексуалистом планеты, дабы договориться о соглашении по борьбе со СПИДом, а по существу, по распространению этой заразы в РФ, подразумевающей и секспросвет среди детей.

Не юридически, но по сути, это нарушение закона о защите детей от пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений (№ 135-ФЗ, июнь 2013 г.), потому что ее встреча и подчеркнуто позитивное общение с гомосексуалистом №1 отражены в общественном пространстве, и множество подростков и детей, видя это в интернете, думают: раз настоящий Министр, да еще стоящий на охране здоровья (!) огромной Российской державы, идет на поклон к этому музыканту и предлагает ему сотрудничество, значит это хорошо, нормально, образцово- показательно!..

« СПИД-Фонд Элтона Джона (EJAF) - организация глобального характера, которая ведёт деятельность по всему миру, осуществляя планы по охвату всё новых районов земного шара, а пожертвования в неё исчисляются миллионами. Сама ситуация прихода российского министра в гримёрку певца (пусть и всемирно известного) для решения вопросов сотрудничества с ним (физическим лицом) огромного государства (Россия) вызывает по меньшей мере недоумение.

На языке символов это может означать только одно - Россия пришла к представителю некоего сообщества на поклон. Это - коренной взлом иерархии отношений, предъявление нации истинных хозяев, указание ей её реального места. И Россия, увы, ведёт себя так, как ей предписано, покорно соглашаясь подписать соглашение с частным фондом о полной свободе его действий в России. Как если бы решила передать «ярлык на княжение»: на, мол, тебе Москву и Санкт-Петербург - делай там, что хочешь, хоть детей наших развращай.

Тем более что на сайте EJAF в разделе «Как помогает ваше пожертвование» именно так и написано: «£25 способствует обучению детей безопасному сексу». А одной из целей деятельности названа борьба с так называемой «гендерной» дискриминацией, то есть, продвижение прав содомитов»...

Слава Богу, что соответствующую статью (выдержку из которой я процитировал) опубликовала на Людмила Рябиченко, председатель Межрегионального общественного движения «Семья, любовь, Отечество».

Не исключаю, что этот голос протеста звучит на самом высоком уровне, в приватном общении самых высоких лиц, но людям, народу необходима общественная оценка таких знаковых событий, громогласная и прямая, дабы они не повторялись. Это и есть долженствующий нравственный уровень.

Что же касается времени прибытия гомосексуалиста №1 в Москву, Л. Рябиченко прослеживает хронологическую цепочку: 9 декабря (в День Героя Отечества!) - «Нуреев» в Большом театре, где побывали сливки общества (в т.ч. пресс-секретарь Президента Песков с супругой, Эрнст, Чемезов, Абрамович (он и Костин финансировали проект), Кудрин, Ремчуков, Познер, Улицкая, Машков, супруга Суркова, Собчак и др.);14-го декабря прибывает с одноразовым концертом в «Крокус Сити Холле» Элтон Джон, на подготовленную почву...

Мы можем (и должны) продолжить эту цепочку: 16 января появляется видео "Satisfaction" ульяновских курсантов института гражданской авиации (записанное еще в октябре), причем это не забава, а явное подражание гомосексуальной субкультуре, следом, в поддержку, «МЧС», сельхозтехникум, военнослужащие девочки в Израиле, старушки в Петербурге, наконец Ургант, Лунтик, биатлонистки, конники, «мамы», «заполярные артисты»... - и повсеместный «хайп» в соцсетях: ребят обижают, онижедети, это же пародия, это же юмор, а чиновники, а власть...т.е. очередное виртуальное «болото» в сетях...

Настоящий дурдом, с помощью которого переформатируют мозги и души нашей молодежи и подростков, вытравливая у них всяческие понятия о достоинстве, чести, ответственности...Вот из комментариев: «...Типичная цепная реакция, от тех кому заняться нечем. А потом самолеты падают и медсестры в вену не попадают»... «А всем бы только свою ж...у в сеть выложить. Дожили» ... «Больные имбицилы, выгнать на фиг всех этих обезьян»... «Позорят честь военнослужащего России» ... «Отстой»... «Страна непуганных идиотов! И вот из таких вот маленьких поросят потом вырастают... сами знаете кто»... «А про честь мундира все забыли»...«Новый цикл передач для Малахова»... «оказывается я ошибся дураков в стране гораздо больше чем я думал »... «Ожидал такого исхода еще лет пять назад. Выросло поколение, большей частью аморальное...не знающее слово нужда. А ведь родители этих мальчиков и девочек пережили 90е, но не сумевшие воспитать. Потому как основные ориентиры общества - жрать, кайфовать и совокупляться. А наше патриотическое государство стояло все эти годы в сторонке»... «Гомосятина сплошная»...

Люди прекрасно понимают, откуда дует ветер, и куда.

Начало формы

Параллельно, 12 января 2018 г. - «Редактор одной из крупнейших газет штата Вермонт в США Burlington Free Press был уволен после критического высказывания в адрес решения властей штата ввести графу «третий пол» в водительские права. Как сообщает американская газета Christian Post, Денис Финли написал в своем Твиттере, что это решение «делает нас на шаг ближе к Апокалипсису».

Параллельно,18 января 2018 г., сайт «Секрет фирмы»: «Пять лет назад Лоунер был обанкротившимся риелтором, мужем и отцом двух дочерей. Сейчас он летает на личном джете из Нью-Йорка в Москву и из Лос-Анджелеса в Лондон, чтобы организовывать маскарады, где можно заняться сексом с незнакомцем, оходить кого-нибудь плёткой или посмотреть на эротические ритуалы за бокалом дорогого шампанского... «"Санктум" - это раскрепощённый мир желаний, которые незачем скрывать от таких же, как вы, искателей приключений, азартных исследователей чувственного опыта». - «Хочу уточнить, это ЛГБТ- френдли вечеринка?- спрашивает Дарья Кушнир , редакторка (так обозначено на сайте) .- Да. Мне не важно, какого вы цвета, национальности или ориентации. Это не играет никакой роли в нашем решении принимать или не принимать вас в наш клуб. Я думаю, наши вечеринки склоняются к гетросексуальности в том, как мы их презентуем. Я понимаю, откуда этот вопрос».

Ну конечно же, заголовок: «Мои секс-вечеринки спасают браки», кто б сомневался. (Кстати «вечеринка» в Москве назначена на вечер-ночь 23 марта, когда Великим постом на 24-е будет праздноваться Суббота Акафиста, Похвала Богородице, рогатый подстроил).

Из всех щелей лезет это непотребство...Прошедшей осенью, незадолго до «Нуреева»: секс-скандал, гей-лобби в гнезде либерализма, Высшей Школе Экономики, омерзительное видео, которое посмотрели миллионы сограждан, где совокупляются два гомосексуалиста, один из них - г-н Фрумин, руководитель Института образования НИУ ВШЭ, который сегодня является одним из ключевых модераторов российской системы образования (!!!) . Фрумин - основная фигура на этом направлении. Он является правой рукой Ярослава Кузьминова, ректора НИУ ВШЭ, который проявляет активное внимание к проектам Института образования НИУ ВШЭ и считается куратором Фрумина. У них очень тесные отношения: Фрумин часто сопровождает Кузьминова на совещаниях в Правительстве и Администрации Президента. Также у Фрумина доверительные отношения с экс-министром финансов, куратором КГИ Алексеем Кудриным, что позволяет ему пользоваться связями в кругах российской элиты. (Инет).

Напомним, к слову, что раньше, в декабре 2010 года встречался, вместе с супругой, с Элтоном Джоном никто иной, как тогдашний Президент и нынешний глава Правительства Д.Медведев.

5. СТРЕМЯЩЕМУСЯ К СПАСЕНИЮ - НИКТО НЕ ПОМЕШАЕТ

У нас накопилось немало проблем в церковной жизни, даже может слишком, и эта тяжесть уже ощутима... Конечно, они были и будут во все времена...Но все эти проблемы разрешимы, при условии, что их осознают таковыми, и главное - желают разрешать.

«Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Пет. 5:2-3).

Мы не имеем права ошибиться еще раз, наступить на те же грабли. Мы все - ответственны. Сегодня особенно, пока есть еще время.

А оно, как мы знаем, лукаво, и «сейчас позже, чем мы думаем. Апокалипсис совершается уже сейчас» (о. Серафим Роуз). Недавно об этом сказал и Патриарх Кирилл.

Так что без нравственности не только светлого, но и вообще будущего не будет.

Но завершим, конечно, с христианским реализмом и оптимизмом, точными словами о. Рафаила (Карелина): «Церковь, «как столп и утверждение истины», остается тождественной себе самой. Но люди, находящиеся в Церкви, подвергаются все больше процессу секуляризации и, поэтому, их мышление и восприятие духовного мира становится поверхностным и материализированным. Тому, кто хочет заниматься внутренней жизнью, аскезой и молитвой, нелегко найти среди современных верующих людей близких по духу; но главное, что благодать Божия пребывает в Церкви, и стремящемуся к спасению ничего не может помешать спастись.

Если человек, пришедший в храм, искренно ищет Бога, то он сердцем почувствует благодать и внешние испытания уже не оттолкнут его. Самое главное уяснить - что ищет человек в Церкви? Если спасение - то все остальное становится второстепенным; если же что-либо другое, кроме спасения души, то Церковь останется для него духовно закрытой, и он не увидит самого главного - сущности Церкви, как Откровения Божьего на земле».

обсудят участники Рождественских чтений в Сыктывкаре

Третьи региональные образовательные Рождественские чтения начали свою работу в Сыктывкаре в среду. Торжественное открытие форума прошло утром 22 ноября в концертном зале Гимназии искусств при главе Коми имени Юрия Спиридонова. В фойе открылась выставка творческих работ участников регионального этапа международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира».

Открывая форум, архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим заявил, что именно духовная нравственность русских людей спасает мир от конца света. Темой обсуждения участников чтений станут нравственные ценности, будущее человечества, современная культура и воспитание молодежи.

Солистка театра оперы и балета Коми Надежда Баталова исполнила песню на стихи архиепископа Питирима. Композиция является отрывком музыкально-литературного произведения «Жизнь плюс любовь», посвященного царской семье. Следом слово взял сам владыка. Архиепископ отметил важность заявленных тем:

– Это очень верно: поднять тревогу духовной безопасности, чтобы, как говорит патриарх Кирилл, не допустить конца света.

Затем Питирим прочитал одно из своих стихотворений, после чего отметил активную работу с духовностью со стороны министерства национальной политики Коми, наградив министра Галину Габушеву епархиальной медалью.

– За годы нами совместно с епархией было проведено множество мероприятий, направленных на духовно-нравственное оздоровление нашего общества и молодежи, и многие присутствующие в этом зале являются участниками этих мероприятий, – отметила Галина Габушева, зачитав приветствие участникам встречи от главы региона Сергея Гапликова.

Затем прошла церемония награждения победителей республиканского этапа ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя» 2017 года и победителей регионального этапа международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира».

В рамках Рождественских чтений состоятся заседания конференций, секций и круглых столов, на которых планируется обсудить важнейшие вопросы духовно-нравственного воспитания и образования, укрепления ценностных устоев жизни, особенности работы с молодежью и представителями СМИ, социальное служение церкви, задачи взаимодействия церкви и государства в различных областях общественной жизни.

Завершатся чтения 24 ноября «Парламентскими встречами», на которых поднимутся вопросы взаимодействия церковных организаций, органов управления и социальных ведомств в миссионерском служении и социальном обслуживании населения Крайнего Севера, а также совместная работа церкви и государства в целом.

Региональный этап предваряет Международные Рождественские образовательные чтения, которые уже 25 лет традиционно проходят в Москве. Это своеобразный церковный форум в сфере образования и духовно-нравственного просвещения. Тема нравственных ценностей и будущего человечества выбрана патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Артур АРТЕЕВ

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА

23 января 2012 года на пленарном ХХ Международных Рождественских образовательных чтений председатель Московского Патриархата выступил с докладом «Нравственные ценности и будущее человечества».

Теория планетарного гуманизма

«Если бы Бога не было, Его следовало бы выдумать», — говорил Вольтер, подчеркивая значимость религиозной веры для нравственного здоровья человека и общества. Сегодня, в эпоху глобализации, многие секулярные политики вынашивают идею «планетарного гуманизма», то есть внедрения единого мировоззренческого стандарта для всех людей планеты. Стандарт этот будет основан на так называемых «общечеловеческих ценностях», т. е. на основе секулярной морали, неотъемлемой частью которой стало не традиционное нравственное начало, свойственное каждой религии, а представление о правах человека как наивысшей ценности. Лидеры современного секуляризма, либеральные гуманисты, болезненно реагируя на любые религиозные символы и упоминания о Боге, настаивают, в отличие от Вольтера, на другом выражении: «Если Бог и есть, о Нем надо умалчивать». Богу не место, по их мнению, в сфере общественного бытия.

История человечества неоднократно демонстрировала утопичность и гибельность таких гуманистических теорий, которые построены на искаженной антропологической парадигме, на отрицании традиционных ценностей, на отвержении религиозного идеала и ниспровержении богоустановленных моральных норм. До недавнего времени подобного рода теории могли быть воплощены в жизнь лишь в отдельно взятой стране. Однако идея «планетарного гуманизма» опасна тем, что она претендует на мировое господство, заявляя о себе как о норме, которую должны принять и усвоить все люди, вне зависимости от своей национальной, культурной или цивилизационной идентичности. Попытаемся понять, к чему это может привести.

Основные понятия нравственности

На наш взгляд, человечество до сих пор существует только потому, что имеется различие между добром и злом, между правдой и ложью, между святостью и грехом. Однако современная цивилизация начала отказываться от этих понятий, делая акцент на свободе человеческой личности. В современной либеральной философии отсутствует понятие греха, есть лишь плюрализм поведенческой модели: любое поведение считается оправданным и допустимым, если оно не нарушает свободу другого человека. В результате такого подхода стирается граница между добром и злом.

Вместе с тем, умение отличать добро от зла — это то нравственное чувство, которым наделен исключительно человек. Его способность направлять свою волю к добру или злу называется свободой. Однако не в самой способности выбирать между добром и злом заключается основная ценность свободы, а в выборе добра: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5:13). Христианство всегда подчеркивало, что только следование путем нравственной жизни, помогает человеку обрести свободу (Ин. 8:32).

Представители исторического секуляризма (Ренессанс, Просвещение, деятели революций) выдвигали идею свободы, исключая из нее христианский смысл. В конечном итоге произошла абсолютизация личной свободы человека, сведение ее к свободе выбора, а значит, и к возможности выбора в пользу зла. На практике эта абсолютизация вылилась в нравственный и аксиологический релятивизм.

Именно поэтому современному секулярному сознанию не известно такое понятие, как «грех». Хотя в его лексиконе есть такие термины, как «преступление», «нарушение закона», «вина» и даже «моральный запрет». Но понятие «грех» для того, у кого нет и не может быть никаких абсолютных нравственных ориентиров или критериев, просто не существует. Понятие греха невозможно выразить в терминах светской этики, оно не может быть сведено к элементам системы моральных ориентиров, хотя и несет в себе ярко выраженное нравственное содержание. Современное секулярное сознание навязывает человечеству представление о том, что не существует абсолютных моральных норм как грех, что всякая нравственность относительна, что человек может жить в соответствии со шкалой нравственных ценностей, которую он сам создаст для себя, причем его шкала может быть отличной (вплоть до противоположности) от условной нравственности другого.

Однако человек именно тем и отличается от животного, что ему Богом дана еще одна внутренняя сила, которая не дана животным — нравственное начало. Если нравственность отделить от религии, от Божественного начала — она исчезнет. Вспомним Ф.М. Достоевского: «Если Бога нет... стало быть, все позволено». С атеистической точки зрения объяснить наличие нравственного закона внутри каждого человека, будь он верующий или нет, невозможно. Правда, есть попытки объяснить проявление нравственности культурой человека, обстоятельствами его жизни или чем-то подобным, но в них чувствуется недосказанность, потому что отличие добра от зла — это чувство человека, живущего в любом месте земного шара и на протяжении любой исторической эпохи, это голос его совести, звучащий на протяжении всей истории. Если же мы отрываем нравственность от реальной жизни, то люди действительно превращаются в животных, которыми движет только инстинкт. В самом деле, почему кто-то должен жертвовать собой во имя другого, почему кто-то должен отдавать что-то другому, когда логично стремиться к максимальному стяжанию?.. Не одухотворенная верой нравственность ущербна, ибо опирается на колеблющиеся и субъективно обусловленные основания, когда человек стремится сам быть «мерой всех вещей». Это мнение, имеющее весьма давнюю историю, продолжает выступать обоснованием либерального секуляризма.

В истории много примеров, которые доказывают чудовищные последствия внедрения «условной нравственности»: приход к власти в Германии нацистов, которые объявили нравственным уничтожение евреев, уничтожение в большевистской России верующих как «врагов народа». Восприятие нравственности как относительной, а не абсолютной категории создает потенциал для всевозможных конфликтов, в том числе и вооруженных. И когда в руках человека находится такое опасное оружие, как атомное, нравственный плюрализм может обернуться для человечества трагедией.

Христианизация и дехристианизация мира

Абсолютные нравственные ценности — это наш общий фундамент. На нем развивалась вся человеческая цивилизация до недавнего времени. В рамках христианской системы ценностей было сформировано представление о высоком достоинстве человека. Благодаря христианскому отношению к человеку было осуждено и уничтожено рабство, выработалась процедура объективного суда, сформировались высокие социально-политические стандарты жизни, определилась этика межличностных отношений, получили развитие наука и культура. Более того, сама концепция прав человека возникла не без влияния христианского учения о достоинстве человека, его свободе и нравственной жизни. С самого своего зарождения права человека развивались на почве христианской нравственности. В христианской святоотеческой антропологии эти две категории — свобода и нравственность — находятся в нерасторжимой связи. Абсолютизация одной из этих категорий в ущерб другой неминуемо ведет к трагедии личности и общества.

Сегодня на наших глазах происходит дехристианизация жизни, разрыв взаимосвязи прав человека и нравственности. Это наблюдается в появлении нового поколения прав, противоречащих нравственности, а также в оправдании безнравственных поступков с помощью прав человека. Традиционная мораль больше не имеет значения, имеет значение свобода человеческого выбора. Но, не считаясь с нравственностью, в конечном итоге мы перестаем считаться со свободой. Нравственность представляет собой свободу, уже реализованную в результате ответственного выбора, ограничивающего себя ради блага и пользы личности или всего общества. Она обеспечивает жизнеспособность и развитие общества, его единство. Разрушение же нравственных норм и пропаганда нравственного релятивизма может подорвать мировосприятие человека, что приведет к потере духовной и культурной идентичности и, как следствие, — самостоятельного места в истории.

Несколько примеров. Посмотрите, что происходит сегодня с семейными ценностями. Известный религиозный и политический мыслитель XX века И.А. Ильин писал: «История показала... великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-нравственных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи». На наших глазах традиционная семья упраздняется как отживший общественный институт. Идеалы семьи, брака, супружеской верности, чадородия осмеиваются и оплевываются. В публичном пространстве культивируются идеи половой распущенности, разврата, допустимости супружеской измены, абортов, гомосексуальных связей. Более того, последние уравниваются с традиционным браком. Все чаще и чаще поднимается вопрос: если человек свободен, то почему нужно ограничивать законом возраст вступления в сексуальные отношения?

Разрушение семьи — это мина замедленного действия, способная подорвать нравственный базис целых поколений.

Иногда создается впечатление, что мы живем в каком-то перевернутом мире. В мире, где шкала ценностей опрокинута, где добро названо злом и зло добром, жизнь смертью и смерть жизнью. Ценности, основанные на религиозном нравственном идеале, подвергаются систематическому поруганию, а новые моральные нормы, не укорененные в традиции и противоречащие самому человеческому естеству, внедряются в массы. У миллионов нерожденных младенцев отнимают жизнь, а старикам и неизлечимо больным предлагают «право на достойную смерть». Мы наблюдаем сегодня недопустимую попытку нивелировать различия между пороком и добродетелью, между добром и злом.

Залог будущего человечества

В жизни народов вера, нравственность и культура неотделимы друг от друга. Нарушение этого органического единства приводит к губительным результатам. Нравственная составляющая всегда должна лежать в основе человеческого бытия, а она невозможна без религии, так как только религия дает человеку прочную нравственную основу, только в религиозной традиции существует представление об абсолютных нравственных ценностях.

Для чего живет человек, на каких ценностях строится его жизнь — главнейший вопрос для представителей как секулярного, так и религиозного мировоззрений. И в конечном итоге, от ответа на него зависит будущее человечества: будут ли наши народы множиться или же сокращаться и постепенно исчезнут, о том, будут ли в обществе царствовать грех и вседозволенность, или же человек будет ориентироваться на абсолютные нравственные нормы, которые на языке религии называются Божиими заповедями.

Внутренний нравственный закон, вложенный Богом в человеческую природу, иррационален. Он опознается голосом совести, который у одних — сильнее, у других — слабее. Именно благодаря религии внутренний нравственный закон приобретает конкретные культурные и рациональные категории, обретает форму человеческого закона: не убей, не укради, не прелюбодействуй, не осуждай. Все право основывается на нравственности. Если законы перестают соответствовать нравственной основе, то человечество от этих законов отказывается.

Нравственный выбор современного человека всегда имеет эсхатологическую перспективу, потому что от того, пойдет он по пути жизни или смерти, зависит ход человеческой истории и ее финал. Наша задача заключается в том, чтобы показать современному человеку и современному обществу, что христианские ценности — это не отвлеченные идеи и не архаичные суеверия, но воистину принципы жизни, отказ от которых может привести к краху и культуры, и общества, и личных человеческих судеб. И чем раньше человечество поймет, что нравственность — это способ выживания личности, семьи, коллектива, общества, всей человеческой цивилизации, тем менее трагична будет дальнейшая его история.

Если мы хотим в будущем иметь духовно сильное, нравственно здоровое и экономически стабильное общество, то очень важно еще в молодом поколении формировать такую систему нравственных ценностей, которая была бы ориентирована на представления об абсолютном добре и зле. Молодые годы всякого нормально развивающегося индивидуума — это самое трудное и ответственное время становления человеческой личности. Это время поисков жизненного идеала, это время обретения нравственных опор существования, наконец, это острое неприятие несправедливости и несовершенства окружающего мира. Вспомните слова норвежского драматурга Генрика Ибсена: «Я стал бояться... страшно бояться юности... Юность — это возмездие». Дети, подростки и молодые люди в наши дни являются той частью современного общества, которая является наиболее духовно незащищенной и испытывает самые драматичные моральные перегрузки. Они как никто нуждаются сегодня в духовной поддержке, потому что нравственно дезориентированы с самого раннего детства. И от того, какая система ценностей будет заложена в них сегодня, зависит развитие нашего общества в будущем.

Именно поэтому необходимо знакомить детей и молодежь с национальной базисной культурой своего народа, к которой относится, в том числе, и религиозная культура. В течение многих веков православная вера являлась органичной частью бытия нашего народа. Это находило отражение и в подвигах русской святости, и в обычаях благочестия, бережно передававшихся из поколения в поколение, и в патриотических подвигах героев Отечества, и в памятниках письменности, архитектуры, иконописи и церковного пения, а также в родной речи, пронизанных библейским видением и пониманием мира и человека. Вот именно из этой национальной базисной культуры произрастает система ценностей, национальных ценностей, которые формируют как личность, так и общество.

Школа всегда участвовала не только в интеллектуальном воспитании ребенка, она также активно формировала его личность. Сегодня, когда в образовательную сетку включены «Основы религиозной культуры», задачи школы стали еще ответственнее и шире. Именно через религиозное образование в школе можно и нужно осуществлять нравственное воспитание детей, что в свою очередь, будет способствовать процессу создания сильной личности, крепкой семьи и, как следствие, — надежного государства.

Сегодня перед Церковью стоит огромная миссионерская задача, о чем неустанно напоминает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Необходимо также продолжение и расширение просветительской и воспитательной деятельности. В этом деле общественного спасения Церковь и школа являются естественными соработниками. Задача современного образования научить человека, с одной стороны, быть достаточно открытым к восприятию того, что несет ему современный мир, а с другой — быть способным сохранить свою национальную, духовную, религиозную, культурную самобытность, а вместе с этой самобытностью сохранить и нравственную систему ценностей.

Вызволить человеческую личность из объятий антикультуры, антихристианства, вернуть ее к Богу — это неотложная задача, которая стоит сегодня перед всеми нами. Уверен, что ХХ юбилейные Рождественские чтения внесут достойный вклад в это дело.

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Тульский государственный университет»

Институт социальных и гуманитарных наук

Кафедра теологии

Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в работе IX заочной

Международной научно-практической конференции

«НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

Направления работы конференции

  1. Нравственные основы патриотизма в современной России.
  2. Место христианских добродетелей в системе нравственных ценностей.
  3. Приемы и методы реализации образовательного и воспитательного потенциала святоотеческого наследия и православной агиографии в светских и православных учреждениях образования и воспитания.
  4. Российская семья: прошлое, настоящее, будущее.
  5. Миссионерское и социальное служение Русской Православной Церкви.
  6. Значение православного краеведения и паломнического туризма в формировании нравственных ценностей.
  7. Традиции православной нравственности в отечественной культуре и словесности.
  8. Нравственный кодекс врача в контексте православного вероучения.

Заявки на участие в конференции и статьи, полностью подготовленные к публикации, принимаются до 1 марта 2018 г. Вместе со статей высылается фото автора: размер 9х12. В заявке необходимо указать ФИО, ученую степень, научное звание, место работы, почтовый и электронный адрес, контактные телефоны. Сборник научных работ по материалам конференции издается за счет организаторов.

Статья должна иметь следующую структуру:

1) в правом верхнем углу УДК;

2) название статьи на русском и английском языках (шрифт полужирный, прописные буквы, выравнивание по центру, переносы не допускаются);

4) место работы, город, страну, E-mail для контактов на русском и английском языках (шрифт обычный, выравнивание по центру);

5) аннотацию на русском и английском языках: 3-4 предложения объемом примерно 300 знаков, где изложены цели, методы и результаты работы, подчеркнуты новые и важные аспекты исследования (шрифт обычный, выравнивание по ширине);

6) ключевые слова: 10 слов, характеризующих статью, на русском и английском языках (шрифт обычный, выравнивание по ширине);

7) основной текст (шрифт обычный, выравнивание по ширине);

8) список использованной литературы в алфавитном порядке, со сквозной нумерацией, оформленный в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5 – 2008. Ссылки в тексте на соответствующий источник из списка литературы оформляются в квадратных скобках, например: . Не допускаются подстрочные ссылки на литературу и колонтитулы, использование табуляций и автоматических списков.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!