"иллюстрированный бюффон, или натуральная история четвероногих, птиц, рыб и некоторых гадов". «Натуральная история» Бюффона Другие книги схожей тематики

В книгу вошли статьи о животных из многотомной`Натуральной истории` графа де Бюффона, выдающегося французского естествоиспытателя и литератора XVIII века. Иллюстрации известного анималиста Бенжамена Рабье были выполнены для издания, выпущенного в Париже в 1913 году. Динамичные, острые рисунки Рабье оказались удивительно созвучными неспешным рассуждениям Бюффона о нахальстве шакалов, кротости серых ящериц или жалкой и убогой жизни обыкновенной цапли. Под одной обложкой встретились аристократический и обстоятельный XVIII век и стремительный и в ту пору совсем еще юный век ХХ. Яркие и прочувствованные описания животных, эмоциональные рисунки, объемистый справочный аппарат, тонкая редакторская работа и превосходное полиграфическое исполнение.

Издательство: "Лабиринт " (2014)

Другие книги схожей тематики:

БЮФФОН Жорж Луи Леклерк

(Buffon, Georges-Louis Leclerc)
(1707-1788), французский естествоиспытатель, популяризатор науки. Родился 7 сентября 1707 в Монбаре (Бургундия). Изучал юриспруденцию сначала в иезуитском коллеже в Дижоне, затем в Дижонском университете. Позднее учился на медицинском факультете университета Анже. Много путешествовал по Франции и Италии, иногда в обществе английского герцога Кингстона и его наставника Н.Хикмана. Именно последний пробудил у Бюффона интерес к естествознанию. В 1735 под эгидой Академии наук был опубликован сделанный Бюффоном перевод труда английского исследователя С.Гейлса Статика растений (Vegetable Staticks). Эта важная работа, суммирующая результаты многих опытов автора в области физиологии растений, была редким исключением на фоне подавляющего большинства ботанических исследований того времени, сводившихся к попыткам систематизации растений. Бюффон в написанном им предисловии к переводу книги Гейлса резко критиковал узость такого подхода. В 1738 Бюффон закончил перевод сочинения Ньютона о методе "флюксий" (дифференциальном и интегральном исчислениях). Эта работа была опубликована Академией в 1740. В том же году Бюффон был избран членом Лондонского королевского общества и до конца дней сохранял тесные контакты с британской наукой. В 1739-1788 он был директором Ботанического сада в Париже. Умер Бюффон в Париже 16 апреля 1788. Основной труд Бюффона - Всеобщая и частная естественная история (Histoire Naturelle, gnrale et particulire); 36 ее томов были опубликованы при жизни ученого (первые из них начали выходить с 1749), а 8 вышли посмертно. Открывает эту работу интенсивно обсуждавшаяся в то время теория эволюции Земли. Земля, согласно Бюффону, образовалась из той части Солнца, которая оторвалась от него после столкновения Солнца с кометой. Сначала произошла конденсации газообразного облака, потом стали формироваться континенты, причем этот процесс продолжается и по сей день. Взгляды Бюффона встретили столь резкое осуждение богословов, что позднее он вынужден был излагать свои теории более осторожно. Во втором томе, посвященном человеку, подробно обсуждаются результаты наблюдений многих путешественников и исследователей, свидетельствующие о том, что разнообразие обычаев, верований, физических особенностей людей и цвета их кожи обязано прежде всего естественному действию "климата". При этом под "климатом" понимались не только условия, определяемые географической широтой данной местности и высотой над уровнем моря, но также ее открытость ветрам, близость к крупным водоемам, не говоря уже о средней температуре, осадках и влажности. Несколько сот страниц, посвященных данной теме, вкупе с обширным приложением дают хорошее представление об антропологии 18 в. Характер всего предпринятого Бюффоном издания наиболее полно отражен в томах, посвященных миру животных и растений. Он не только описал множество животных и растений, но и высказал идею об изменяемости видов (в противоположность взглядам К.Линнея), о единстве животного и растительного мира. Этот труд выдвинул Бюффона в первый ряд предшественников Ч.Дарвина. По мнению Бюффона, организмы, имеющие общих предков, претерпевают длительные изменения под действием окружающей среды и становятся все менее похожими друг на друга. В 1778 вышла книга Бюффона Об эпохах природы (Les poques de la nature), охватывающая широкий круг проблем - от космологии и антропологии до мировой истории; она была адресована широкой публике. Озабоченность Бюффона формой изложения научных вопросов нашла отражение в его работе Рассуждение о стиле (Discours sur le style, 1753), приуроченной к его избранию во Французскую Академию. Бюффон выступил со смелой критикой языка, который был тогда принят в науке, и ратовал за простую и понятную его форму, наиболее пригодную для ясного изложения мыслей. Стиль, по определению Бюффона, - это "сам человек", а не какое-то внешнее украшение. В своих научных пристрастиях Бюффон следовал за своим веком: от математики и физики - к наукам о природе. Однако в сферу интересов Бюффона не попала химия, переживавшая в то время период бурного развития, главным образом благодаря трудам Пристли и Лавуазье. Об отношении Бюффона к химии Т.Джефферсон в своем письме Мэдисону в 1788 писал: "Он склонен рассматривать ее как простую стряпню". Это замечание по-своему хорошо характеризует Бюффона: он мог написать внушительный труд в рамках уже хорошо известного к тому времени, но не всегда умел по достоинству оценить успехи современников. При жизни Бюффона ученые относились к нему с почтением, а консервативные теологи - с подозрением. Широкая публика зачитывалась его сочинениями. Позднее предпочтение стали отдавать другим авторам, однако авторитет Бюффона среди любителей естественной истории долго оставался непререкаемым.
ЛИТЕРАТУРА
Бюффон Ж. Всеобщая и частная естественная история, ч. 1-10. СПб, 1802-1827 Канаев И.И. Жорж Луи Леклер де Бюффон. М. - Л., 1966

Бюффон Жорж Луи Леклерк: Иллюстрированный Бюффон, или Натуральная история четвероногих, птиц, рыб и некоторых гадов.

В эту уникальную книгу (об издании которой не приходилось и мечтать) вошли статьи о животных из многотомной "Натуральной истории" графа де Бюффона, выдающегося французского естествоиспытателя и литератора XVIII века.

Иллюстрации известного анималиста Бенжамена Рабье были выполнены для издания, выпущенного в Париже в 1913 году.

Динамичные, острые рисунки Рабье оказались удивительно созвучными неспешным рассуждениям Бюффона о нахальстве шакалов, кротости серых ящериц или жалкой и убогой жизни обыкновенной цапли. Под одной обложкой встретились аристократический и обстоятельный XVIII век и стремительный и в ту пору совсем еще юный век ХХ.

Яркие и прочувствованные описания животных (которые сегодня выглядят удивительными), эмоциональные рисунки, объемистый справочный аппарат, тонкая редакторская работа и превосходное полиграфическое исполнение.

Это наглядная история развития науки, потрясающая коллекционная книга, подарок детям и взрослым. Невероятная книга, не похожая ни на одну из современных. О преданности и привязанности собак и кошек, холодности и коварстве животных. Животные здесь получают человеческие черты, замечательный образец изящной словесности. Ценность книги - не в точности биологических описаний, которые меняются со временем, а в подходе. Можно увидеть, с чего начиналась наука.

Книга очень дорогая - вариант для памятного подарка.

Книга большая, размер 300x230, 176 страниц, твёрдый переплёт, цветные иллюстрации.

"Иллюстрированный Бюффон, или Натуральная история четвероногих, птиц, рыб и некоторых гадов" – это прежде всего уникальная возможность прикоснуться к истокам современного естествознания и посмотреть на окружающий мир глазами европейца эпохи Просвещения.

Эта книга отличается от привычных нам современных зоологических атласов. Хотя редакторы проделали огромную работу, постаравшись приблизить текст Бюффона к актуальным знаниям об окружающем мире. За это отвечают весьма деликатные примечания, которые не отвлекают на себя внимание, но позволяют родителям избежать неловких ситуаций и ответить на все вопросы, возникающие по мере чтения книги.

Много лет подряд Жозеф, слуга Жоржа Луи Леклерка, графа де Бюффона, владельца Монтбардского, маркиза Ружемонтского, виконта Квинского, владельца Майрии, Гаранса, Берга и других земель, директора Ботанического сада в Париже, члена Академии французской, Королевской Академии наук, и проч. и проч., будил своего хозяина ровно в 5 утра, не обращая внимания на брань и отчаянное сопротивление последнего. За это Жозефу полагалось отдельное вознаграждение. Пробудившись, Жорж Луи Леклерк граф де Бюффон облачался в лучший свой наряд, причёсывался так, словно собирался в торжественное собрание, и отправлялся в кабинет - творить перед лицом Вселенной и потомков.

Больше сорока лет он работал над монументальной "Натуральной историей", которая должна была вместить "…всё, что обнаруживается во Вселенной … чудовищное множество четвероногих, птиц, рыб, насекомых, растений, минералов". Написанное он перечитывал несколько раз и откладывал отдыхать. "Не надобно спешить, - повторял Бюффон своему секретарю, - через несколько дней глаза освежатся, все лучше увидишь и всегда найдешь, что поправить". Знаменитый естествоиспытатель, член многих академий, заботился не только о фактической точности, но и о слоге своих трудов. Возможно, поэтому исследование Бюффона вызвало горячий интерес не только среди его коллег, но и у широкой публики.

В начале ХХ века французский издатель Гарнье решил выпустить самые интересные статьи огромной "Натуральной истории". Проиллюстрировать книгу он предложил Бенжамену Рабье, крупнейшему художнику-анималисту. Рабье сотрудничал с детскими журналами, выпустил басни Лафонтена, рисовал собственные книжки.

Рабье посвятил работе над грандиозным проектом несколько лет. Он часами наблюдал за животными в Парижском ботаническом саду и Венсеннском зоопарке - ведь теперь его задачей была максимальная достоверность! Звери в этой книге не плачут, не смеются, определенно не умеют говорить, и все же рисунки Рабье бесконечно далеки от "справочных" иллюстраций, равнодушно фиксирующих длину лап, строение тела, цвет шерсти - за куда более сдержанными, чем в детских книжках или баснях изображениями чувствуется темперамент, индивидуальные черты, пусть не каждого животного - каждого вида.

К русскому читателю эта книга шла больше века. Мы постарались перевести её так, как это сделали бы на рубеже XIX-XX веков, передать обаяние стиля Бюффона. Перелопатив горы справочников и учебников по зоологии, бесчисленных "Картин из жизни животных", даже книг, посвященных охоте, мы составили что-то вроде "русско-русского" словаря: какие обороты использовали тогда, рассказывая о повадках или образе жизни животных? Об их голосе? Внешности? Мы узнали, что в те времена у птиц и зверей были "гастрономические прихоти вкуса", что лещ "нрава тихого и очень кроток", барсук "держит свою нору в необыкновенном порядке", морские сороки "между собой строго сохраняют вежливость и за несоблюдение приличий производят отчаянную драку", воробьи бывают рослыми, "прожорливость детенышей приносит немало хлопот их родителям", а заяц "замечательно чуток, хитр, зол и плодущ". Мы то и дело призывали на помощь Национальный корпус русского языка, спрашивая, могли ли употребить то или иное выражение в конце XIX cтолетия. В общем, было трудно, но интересно. И мы очень надеемся, что чтение этой книги окажется занятием не менее увлекательным, чем работа над ней.

в Лабиринте

"Иллюстрированный Бюффон, или Натуральная история четвероногих, птиц, рыб и некоторых гадов" - это прежде всего уникальная возможность прикоснуться к истокам современного естествознания и посмотреть на окружающий мир глазами европейца эпохи Просвещения.

Эта книга отличается от привычных нам современных зоологических атласов. Хотя редакторы проделали огромную работу, постаравшись приблизить текст Бюффона к актуальным знаниям об окружающем мире. За это отвечают весьма деликатные примечания, которые не отвлекают на себя внимание, но позволяют родителям избежать неловких ситуаций и ответить на все вопросы, возникающие по мере чтения книги.

Главное в ней - старомодное обаяние текстов Бюффона и иллюстраций Рабье, которое заставляет нас вспомнить другие, казалось бы, тоже устаревшие книги: например, "Азбуку Бенуа" или "Научные забавы" Тома Тита. Но именно к этим изданиям хочется возвращаться снова и снова, потому что в них живет дух времени и счастливого детства прошлых эпох. Такие книги буквально созданы для семейной библиотеки, их будут бережно снимать с полки, вместе разглядывать и удивляться тому, как меняется мир вокруг нас.

Этому способствует и внешний вид книги: благородная картонная обложка, тканевый корешок, состаренные страницы. Сложно представить, что мы держим в руках издание 2014 года.




В книгу вошли статьи о животных из многотомной Натуральной истории графа де Бюффона, выдающегося французского естествоиспытателя и литератора XVIII века. Иллюстрации известного анималиста Бенжамена Рабье были выполнены для издания, выпущенного в Париже в 1913 году. Динамичные, острые рисунки Рабье оказались удивительно созвучными неспешным рассуждениям Бюффона о нахальстве шакалов, кротости серых ящериц или жалкой и убогойжизни обыкновенной цапли. Под одной обложкой встретились аристократический и обстоятельный XVIII век и стремительный и в ту пору совсем еще юный век ХХ. Яркие и прочувствованные описания животных, эмоциональные рисунки, объемистый справочный аппарат, тонкая редакторская работа и превосходное полиграфическое исполнение.

БЮФФОН Жорж Луи Леклерк

(Buffon, Georges-Louis Leclerc)
(1707-1788), французский естествоиспытатель, популяризатор науки. Родился 7 сентября 1707 в Монбаре (Бургундия). Изучал юриспруденцию сначала в иезуитском коллеже в Дижоне, затем в Дижонском университете. Позднее учился на медицинском факультете университета Анже. Много путешествовал по Франции и Италии, иногда в обществе английского герцога Кингстона и его наставника Н.Хикмана. Именно последний пробудил у Бюффона интерес к естествознанию. В 1735 под эгидой Академии наук был опубликован сделанный Бюффоном перевод труда английского исследователя С.Гейлса Статика растений (Vegetable Staticks). Эта важная работа, суммирующая результаты многих опытов автора в области физиологии растений, была редким исключением на фоне подавляющего большинства ботанических исследований того времени, сводившихся к попыткам систематизации растений. Бюффон в написанном им предисловии к переводу книги Гейлса резко критиковал узость такого подхода. В 1738 Бюффон закончил перевод сочинения Ньютона о методе "флюксий" (дифференциальном и интегральном исчислениях). Эта работа была опубликована Академией в 1740. В том же году Бюффон был избран членом Лондонского королевского общества и до конца дней сохранял тесные контакты с британской наукой. В 1739-1788 он был директором Ботанического сада в Париже. Умер Бюффон в Париже 16 апреля 1788. Основной труд Бюффона - Всеобщая и частная естественная история (Histoire Naturelle, gnrale et particulire); 36 ее томов были опубликованы при жизни ученого (первые из них начали выходить с 1749), а 8 вышли посмертно. Открывает эту работу интенсивно обсуждавшаяся в то время теория эволюции Земли. Земля, согласно Бюффону, образовалась из той части Солнца, которая оторвалась от него после столкновения Солнца с кометой. Сначала произошла конденсации газообразного облака, потом стали формироваться континенты, причем этот процесс продолжается и по сей день. Взгляды Бюффона встретили столь резкое осуждение богословов, что позднее он вынужден был излагать свои теории более осторожно. Во втором томе, посвященном человеку, подробно обсуждаются результаты наблюдений многих путешественников и исследователей, свидетельствующие о том, что разнообразие обычаев, верований, физических особенностей людей и цвета их кожи обязано прежде всего естественному действию "климата". При этом под "климатом" понимались не только условия, определяемые географической широтой данной местности и высотой над уровнем моря, но также ее открытость ветрам, близость к крупным водоемам, не говоря уже о средней температуре, осадках и влажности. Несколько сот страниц, посвященных данной теме, вкупе с обширным приложением дают хорошее представление об антропологии 18 в. Характер всего предпринятого Бюффоном издания наиболее полно отражен в томах, посвященных миру животных и растений. Он не только описал множество животных и растений, но и высказал идею об изменяемости видов (в противоположность взглядам К.Линнея), о единстве животного и растительного мира. Этот труд выдвинул Бюффона в первый ряд предшественников Ч.Дарвина. По мнению Бюффона, организмы, имеющие общих предков, претерпевают длительные изменения под действием окружающей среды и становятся все менее похожими друг на друга. В 1778 вышла книга Бюффона Об эпохах природы (Les poques de la nature), охватывающая широкий круг проблем - от космологии и антропологии до мировой истории; она была адресована широкой публике. Озабоченность Бюффона формой изложения научных вопросов нашла отражение в его работе Рассуждение о стиле (Discours sur le style, 1753), приуроченной к его избранию во Французскую Академию. Бюффон выступил со смелой критикой языка, который был тогда принят в науке, и ратовал за простую и понятную его форму, наиболее пригодную для ясного изложения мыслей. Стиль, по определению Бюффона, - это "сам человек", а не какое-то внешнее украшение. В своих научных пристрастиях Бюффон следовал за своим веком: от математики и физики - к наукам о природе. Однако в сферу интересов Бюффона не попала химия, переживавшая в то время период бурного развития, главным образом благодаря трудам Пристли и Лавуазье. Об отношении Бюффона к химии Т.Джефферсон в своем письме Мэдисону в 1788 писал: "Он склонен рассматривать ее как простую стряпню". Это замечание по-своему хорошо характеризует Бюффона: он мог написать внушительный труд в рамках уже хорошо известного к тому времени, но не всегда умел по достоинству оценить успехи современников. При жизни Бюффона ученые относились к нему с почтением, а консервативные теологи - с подозрением. Широкая публика зачитывалась его сочинениями. Позднее предпочтение стали отдавать другим авторам, однако авторитет Бюффона среди любителей естественной истории долго оставался непререкаемым.
ЛИТЕРАТУРА
Бюффон Ж. Всеобщая и частная естественная история, ч. 1-10. СПб, 1802-1827 Канаев И.И. Жорж Луи Леклер де Бюффон. М. - Л., 1966

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!