Как читать вечернее правило в пасхальную неделю. Пасхальные часы
Традиция празднования Пасхи в течение сорока дней установлена в память пребывания на земле Иисуса Христа после его Воскресения. Время от светлого Христова Дня до Вознесения, завершающего земное воплощение Спасителя, - совершенно особый период в богослужебном цикле православной церкви и в обыденной жизни христиан. Ритуалы, образы, символические обряды храмовой службы наполняются новым содержанием, раскрывающими перед мирянами бесконечные дали духовного совершенства. В эти светлые дни вместо мольбы о прощении грехов звучат слова о торжестве Спасителя над смертью.
Весь период от Воскресения Христова до Вознесения богослужения проходят по особым правилам, указанным в Триоди - церковной книге трёхпесенных канонов. Перечень определённых текстов, входящих в молитвослов, или молитвенное правило, в пасхальную седмицу предписывает читать часы Пасхи вместо утренних, вечерних молитв, повечерия и полунощницы.
Другие особенности молитвословия и служений первой пасхальной недели.
- Готовящиеся к причастию вместо покаянных канонов к Господу Иисусу Христу, пресвятой Богородице читают канон Пасхи, Последование ко святому причащению.
- Троекратное чтение тропаря Пасхи предшествует всем молитвам, включая благодарственные по причащению, псалтирь при этом не читают.
- Земные поклоны класть не следует ни в храме, ни совершая домашнюю молитву (это правило сохраняется до Троицы).
С понедельника второй седмицы возобновляется чтение:
- обычных утренних и вечерних молитв;
- канонов к Господу Иисусу Христу, Богородице, Ангелу Хранителю;
- последования к святому причащению.
До Вознесения продолжают трижды читать пасхальный тропарь вместо молитвы Святому Духу, припев и ирмос девятой песни пасхального канона («Ангел вопияше») - вместо «Достойно есть». По воспоминаниям все седмицы до наступления Вознесения относятся к прославлению воскресшего Христа, ниспославшего Святой Дух апостолам и последователям.
Утреннее молитвенное правило
Наступление светлого Дня Христова, меняя жизненный уклад православного мирянина, вносит отличия и в привычное ежедневное келейное, или домашнее, богослужение. Обычные молитвы, содержащие славословия, благодарения, покаяния и прошения, изменяются с тем, чтобы выразить глубочайшее благоговение перед святым праздником и своё понимание библейских событий, последовавших за Воскресением Христовым.
В православии молитвенную основу часов (краткого богослужения, установленного церковными канонами) составляют псалмы, а также соответствующие текущему дню тропари и кондаки (гимны, раскрывающие значение праздника).
Когда традиционно совершаются часы
Пасхальное утреннее правило (часы, отделяющие пасхальную заутреню от литургии) не читается, как обычно, а поётся. За основу при этом берутся не псалмы, а праздничные песнопения: трижды поют «Христос Воскресе», «Воскресение Христово видевше», затем ипакои (краткий праздничный тропарь), экзапостиларий (завершение канона на утрене), сорок раз «Господи, помилуй» и вновь «Христос Воскресе».
Утреннее правило от Пасхи до Вознесения имеет отличительные особенности только на протяжении светлой седмицы. С началом второй недели по Воскресению Христову православные возвращаются к выполнению обычного утреннего молитвенного правила, включающего в себя три текста: трижды читают «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся», один раз - Символ веры.
Вечернее молитвенное правило
Согласно православной традиции келейно молиться в вечернее время нужно ежедневно. Святая церковь рекомендует читать самые необходимые славословия на грядущую ночь: «Отче наш», кондак Богородице, молитвы Ангелу Хранителю, св. Макария Великого к Богу Отцу, св. Иоанникия.
Пасхальное вечернее молитвенное правило имеет свои особенности: оно заменяется на часы Пасхи, чтобы отметить и выделить этот важнейший для верующих период. При этом текст и последовательность чтения совершенно идентичны Пасхальному утреннему правилу. По прошествии светлой седмицы возобновляют обычные моления по окончании дня.
Однако следует обратить внимание на такую особенность: в вечернее правило от Пасхи до Вознесения включено обращение ко Пресвятому Духу, в то время как «Царю Небесный» заменяется на тропарь «Христос воскресе», несмотря на то, что обе молитвы адресованы одной и той же ипостаси Бога. Объясняется это тем, что любое молитвенное правило построено на опыте церкви, к которому необходимо прислушиваться: святые отцы считают, что молитва Пресвятому Духу в качестве свободного обращения души человека к Богу имеет более личный характер, а «Царю Небесный» всегда было началом общего богослужения.
Празднование Светлого Воскресения Господня продолжается, хоть и с меньшей торжественностью, до отдания Пасхи - богослужения накануне Вознесения. В этот день в храмах при полном освещении служат вечерню и утреню, при открытых царских вратах проходит литургия, звучат стихиры, славословия и приветствия по пасхальному чину, а также песнопения, посвящённые предпразднованию Вознесения.
Традиционно накануне Вознесения проводят последний в цикле пасхальный крестный ход. Так заканчивается сорокадневный период великого праздника, чтобы через год снова явить миру символ вечной жизни.
По давней традиции обычные утренние и вечерние молитвы заменяются в Светлую Седмицу пасхальными часами. Все часы: 1-ый, 3-ий, 6-ой, 9-ый – совершенно одинаковые и читаются одинаково. Это последование Пасхальных Часов содержит основные пасхальные песнопения. Начинается, конечно, «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», «Воскресение Христово видевше…» трижды поется, затем поются ипакои, экзапостиларий и так далее. Это последование по времени прочтения гораздо короче, чем обычное утреннее и вечернее правило. Обычные молитвы, которые содержат и покаянного характера молитвы, и другого рода, все заменяются пасхальными песнопениями, которые выражают нашу радость от этого великого события.
Как причащаются в Светлую Седмицу? Какой устав Церкви?
Никакого устава Церкви, касающегося особенностей Причащения в Светлую Седмицу нет. Причащаются точно таким же порядком, каким причащаются и в другое время.
Но есть разные традиции. Есть традиция синодального периода дореволюционной Церкви. Она заключалась в том, что люди причащались достаточно редко. И, главным образом, причащались постами. Не было принято причащаться на Пасху. Еще в 70-80-е годы в Пюхтицком монастыре желание причаститься в Пасхальную ночь воспринималось как очень странное движение, казалось, что это абсолютно не нужно. Ну, в крайнем случае, в Великую Субботу, а вообще, в Великий Четверг, считалось, надо причаститься. Тоже самое касалось и Светлой Седмицы. Логика, которой в данном случае такая практика оправдывается, заключается примерно в том, что Причастие связано всегда с покаянием, с исповедью перед Причастием, а поскольку мы празднуем великий праздник и, вообще, другие великие праздники, то какое же покаяние в праздник? А нет покаяния – значит нет и Причащения.
С моей точки зрения, какой-то богословской критики это не выдерживает. И практика древней Церкви досинодального периода и в России, и вообще в древней Церкви повсюду, заключалась в том, что как раз в великие праздники обязательно люди стремились причаститься Святых Христовых Тайн. Потому что пережить полноту празднуемого события, по-настоящему соучаствовать тому событию, которое Церковь празднует, можно только в Причастии . А если мы это событие переживаем только умозрительно, то это совсем не то, что Церковь хочет и может дать нам, верующим людям. Мы должны именно приобщиться! Приобщиться физическим образом к той реальности, которая воспоминается в этот день. И это можно сделать, только во всей полноте участвуя в Таинстве Евхаристии, которая совершается в этот день.
Поэтому практика современная в большинстве храмов такова, что людям ни в коем случае не отказывают в Причастии в Светлую Седмицу. Я думаю, что разумно для тех, кто желает причаститься в эти дни, ограничиться исповедью, которая была на Страстной Седмице. Если человек приходил в Страстные дни и исповедался, и он не чувствует таких уже серьезных оснований внутренних, которые бы его отделяли от возможности причаститься, каких-то грехов вот в этот пасхальный период, то, я думаю, что совершенно возможно было бы причащаться без исповеди. Впрочем, ни в коем случае не рекомендую этого делать, не посоветовавшись с Вашим духовником, и как-то не согласовав со священником, в храме которого Вы причащаетесь. Просто для того, чтобы не было каких-то недоразумений и разномыслий.
Почему в Великую Субботу, в саму Пасху и всю Светлую Седмицу вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся!», которое поется при крещении людей?
Это означает, что этот период в древней церкви был периодом массового крещения. И если людей крестили в Великую Субботу, что практиковалось чрезвычайно широко, чтобы они уже принимали участие в Пасхальной службе как верные, а не как оглашенные, то в течение всей Светлой Седмицы эти люди безотлучно находились в храме. Они были помазаны миром, и места, помазанные миром, обвязывались специальными повязками. В таком виде люди сидели в храме, не выходя. Это было немножко похоже на то, как сейчас, когда постригают в монахи, то тоже новопостриженный постоянно находится в храме и участвует во всех службах. То же самое в течение семи дней, происходило и с новокрещенными. И, кроме того, это было время, когда с ними проводились таинствоводственные или тайноводственные беседы (по-гречески мистогогия). Мы можем читать эти беседы преподобного Максима Исповедника, других знаменитых проповедников древней Церкви, которые много делали для просвещения новокрещенных. Вот такие беседы и ежедневная молитва и Причащение в храме. А на восьмой день совершались те самые обряды, которые мы совершаем сразу же после Крещения: пострижение волос, отирание мира и так далее. Все это совершалось на восьмой день после периода посвящения человека, воцерковления по-настоящему, введения в церковную жизнь. Его отирали, снимали повязки, и он выходил настоящим опытным духовным христианином и начинал свою дальнейшую церковную жизнь. Поэтому в древней церкви такие люди, и миряне тоже вместе с ними, причащались ежедневно. Все вместе славили Бога за великие Его благодеяния.
Светлая Седмица – она сплошная, как с постом быть?
Здесь можно ссылаться на практику священников. Мы все служим в эти светлые дни, и священники совершенно не постятся. Этот пост перед Причастием связан с традицией сравнительно редкого причащения. Если люди причащаются регулярно, скажем, раз в неделю, в воскресный день приходят в храм, на Двунадесятые праздники приходят причащаться, то, я думаю, что большинство священников не требуют от этих людей специального поста перед Причастием, кроме естественных постных дней – среды и пятницы, которые для всех людей и всегда. А если в Светлую Седмицу, как мы знаем, этих дней нет, значит, в эти дни мы не постимся и причащаемся без этого специального поста перед Причастием.
Можно ли на Светлой Седмице читать акафисты, хотя бы келейно? Может быть, только Господа можно славить на этой неделе, а Божию Матерь и святых не положено?
Действительно, сейчас все наши духовные переживания устремлены к этому главному Событию. Поэтому в храмах вы замечаете, что священники на отпустах не поминают, чаще всего, дневных святых, а произносят праздничный пасхальный отпуст. В службах мы тоже не задействуем память святых, хотя молебен в Святую Пасху, если совершается, то там предусмотрено поминовение святых дня, и тропарь может быть пропет. Такого уставного правила жесткого, что категорически запрещено поминовение святых в этот период, нет. Но такого рода богослужения как акафисты и другие, которые посвящены событиям, не связанным с Воскресением, несколько расфокусируют наше духовное внимание. И, может быть, действительно, в этот период не стоит слишком внимательно исследовать календарь и смотреть, какие там события, а больше погружаться в переживания Пасхальных событий. Ну, если уж такое есть вдохновение большое, то келейно, безусловно, можно и акафист прочитать.
Можно ли поминать усопших на Страстной неделе и на Светлой Седмице?
По традиции в Церкви не принято совершать панихиды в Страстную и Светлую Седмицы. Если человек умирает, то его отпевают особым Пасхальным чином, а первое массовое поминовение усопших, которое совершается после Пасхи, это Радоница: вторник второй недели после Пасхи. Он, строго говоря, не предусмотрен уставом, но, тем не менее это традиция, уже давно установившаяся. В эти дни часто посещают кладбища, служат панихиды. Но келейно, конечно, Вы можете поминать. На Литургии, если мы совершаем проскомидию, конечно, мы поминаем и живых, и усопших. Можете и записки подавать, но публичного поминовения в виде служения панихид обычно не принято в это время.
Что читается при подготовке к Причастию в Светлую седмицу?
Здесь могут быть разные варианты. Если обычно три канона читаются: покаянный, Божией Матери, Ангелу Хранителю, то, по крайней мере, покаянный канон не столь обязателен в этом сочетании. Правило ко Святому Причащению (и молитвы) читать, безусловно, стоит. А вот каноны имеет смысл заменить чтением одного Пасхального канона.
Как соединять Двунадесятые праздники или Страстную Седмицу и мирскую работу?
Это действительно тяжелая, серьезная, наболевшая проблема. Мы живем в светском государстве, которое совершенно не ориентируется на христианские праздники. Правда, какие-то сдвиги в этом вопросе есть. Вот Рождество сделано выходным днем. Пасха у нас всегда выпадает на воскресение, но за ним не дают выходной. Хотя, скажем, в Германии и в других странах всегда за большим праздником следует выходной день. Устраивают Пасхальный понедельник, так он и называется. Тоже самое на Троицу, на другие праздники в христианских традиционных странах, где не было революции, не было безбожной власти, которая все это искореняла, выкорчевывала с корнем. Во всех странах эти праздники признаются, притом что государство носит светский характер.
У нас, к сожалению, пока такого нет. Поэтому приходится применяться к тем обстоятельствам жизни, в которых Господь нам судит жить. Если работа такая, что она не терпит возможности брать отгулы или переносить на другие дни, или по времени ее как-то более ли менее свободно сдвигать, то тут надо выбирать. Или Вы остаетесь на этой работе и сколько-то жертвуете своей потребностью бывать на церковных службах более часто, либо надо попробовать поменять работу так, чтобы там была большая свобода для того, чтобы бывать на церковных службах. Но все-таки очень часто можно договариваться при хороших отношениях о том, чтобы с работы или чуть раньше отпускали, либо предупредить, что чуть позже придете. Есть ранние службы – Литургии, скажем, в 7 часов утра. Все крупные праздники и на Страстной Седмице, в Великий Четверток, в больших храмах всегда служится две Литургии. На раннюю Литургию можно пойти, и к 9-ти часам Вы будете уже свободны, в начале 10-го. Так что к 10-ти часам Вы сможете попасть на работу, почти в любое место в городе.
Конечно, совместить работу с тем, чтобы посещать все Богослужения Страстной Седмицы и утром, и вечером, невозможно. И я думаю, что здесь нет острой необходимости порывать с нормальной, хорошей работой, если она не дает возможности быть на всех службах. Хотя бы на основных, скажем, в Великий Четверток. Вынос Плащаницы – замечательная служба, но она совершается днем, значит Вы на ней не будете, зато на чин Погребения вечером в 6 часов можете прийти. И можете опоздать немножко, тоже ничего страшного не будет. 12 Евангелий вечером совершается в четверг – тоже служба, на которой очень хорошо быть. Ну, если работа суточная или какой-то сложный график, по 12 часов надо работать, то какие-то службы Вы неминуемо будете пропускать, но Господь-то видит Ваше желание быть на этих службах, молиться, и воздаст Вам. Даже Ваше отсутствие зачтется Вам, что Вы как будто бы и были.
Важно Ваше сердечное желание, а не личное присутствие. Другое дело, что нам самим хочется быть в эти особые моменты жизни Спасителя в храме и как бы ближе к Нему, ближе пережить все то, что Ему суждено было пережить, но обстоятельства не всегда позволяют. Поэтому если Ваша работа не ограничивает Вас настолько, что уж совсем не можете в храме бывать, не стоит ее менять. Надо стараться находить такие моменты и договариваться с начальством, чтобы какие-то небольшие послабления Вам делали, зато в другое время Вы уж там постарайтесь отработать получше, побольше, чтобы не было никаких претензий.
Наша повседневная жизнь всегда ставит перед нами какие-то проблемы того, как нам сочетать жизнь в миру с нашей духовной жизнью, с нашей церковной жизнью. И здесь надо проявлять определенную гибкость. Мы не можем отказаться от работы, не можем уйти куда-то в подполье или уж тогда надо избирать монашеский путь, тогда целиком вся жизнь будет предана Богу, служению. Но если есть семья, это невозможно, и здесь надо применяться. Иногда даже не работа может ограничивать нас, а домашние дела, дети, которые требуют нашего внимания. Если мать будет постоянно в церкви, а ребенок будет постоянно один дома, тоже хорошего мало будет. Хотя мать и молится в храме, тем не менее, иногда важнее просто личное присутствие и участие в жизни своих детей. Так что, будьте «мудры, яко змии» в решении таких вопросов.
Храм уже ук рашен и готов для службы, но всем нужно из него выйти. И двери нужно обязательно закрыть . Теперь в нашем сознании храм - это Живоносный Гроб Спасителя. А сами мы идём к нему, как некогда жёны-мироносицы.
Торжественный звон
__________
В основе мира лежит седмица. Число шесть указывает на сотворённый мир, а число семь - напоминает о том, что сотворённое покрыто благословением. Здесь - ключ к пониманию празднования субботы. В седьмой день, т.е. в субботу, Бог благословил то, что создал, и, отдыхая в субботу от ежедневных дел, человек должен был размышлять о делах Творца, славить Его за то, что Он всё дивно устроил. В субботу человек не должен был проявлять влас
___________
Без веры в Воскресшего Христа нет христианства. Вот почему все противники нашей веры с упорством стараются поколебать истину Воскресения.
Первое возражение: Христос на кресте не умер: Он только впал в глубокий обморок, от которого потом очнулся в пещере, встал со Своего ложа, отвалил громадный камень от дверей гроба и ушел из пещеры… К этому...
_____________
ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ
Все как следует. Душа отдыхает на вашем сайте: нет многословной и пустой информации. Видно, что ваш храм любят прихожане. Это так здорово. Судя по всему, и настоятель у вас то, что надо, раз ведется такая работа. Удачи и Бог вам в помощь. С удовольствием жду ваших обновлений. Игорь. Калуга
________________________
Все по делу у вас. Спасибо и удачи. Воронеж
________________________
Очень интересный сайт!!! Храм помню с детства... В этом Храме меня крестили и моих детей тоже. И в 09г мужа окрестил о.Феодор. Очень благодарна ему... Публикации интересны и познавательны.Я теперь частый гость... Магадан
___________________
Пост, воскресный день, путешествие в Вифлеем. Что еще нужно для души? Молитва. Спаси Господи батюшка Федор Вас и сотрудников сайта за вашу заботу о наших душах, сердцах и умах. Светлана
____________________
Здравствуйте! Сегодня увидела объявление в храме о том, что существует сайт у нашего Воскресенского собора. Так радостно и приятно посетить сайт, каждый день теперь буду заходить на сайт нашего храма и читать душеполезную литературу. Спаси Господи всех трудящихся в храме! Спасибо Вам большое за вашу заботу и труды! Юлия
______________________
Неплохой дизайн, качественные статьи. Ваш сайт понравился. Удачи! Липецк
От дня Святой Пасхи до праздника Вознесения (40-ой день) православные приветсвуют друг друга словами: "Христос Воскресе!" и отвечают "Воистину Воскресе!"
ЧАСЫ ПАСХИ
О ПРИЧАСТИИ
СВЕТЛАЯ НЕДЕЛЯ
Вся Светлая неделя - самые светлые дни церковного года, когда каждый день служится Божественная Литургия при открытых Царских вратах. И только в эту седмицу (неделю) после каждой после каждой Божественной литургии совершается крестный ход с иконой, Хоругвями, Артосом.
Отменяются однодневные посты по средам и пятницам.
Текст молитвословия Часов Пасхальных.
В помощь тем, кто учится молиться.
Все Богослужение и церковные обряды Светлого Праздника Пасхи особенно торжественны и проникнуты огромным чувством радости.
В Пасхальной службе воспевается богосветлая победа Господа нашего Иисуса Христа над всеми врагами нашего спасения и дарование нам жизни вечной.
Торжественное празднование христианской Пасхи продолжается целую седмицу.
Пасхальная седмица заканчивается субботой.
Люди, которые из молитвослова, знают, что в Пасхальную седмицу вместо утренних и вечерних молитв читают Пасхальные часы. Так написано в молитвослове «Молитвенный щит православного христианина».
Молитвы Часов Пасхальных состоят из песнопений, прославляющих радостное событие Христова Воскресения. Эти молитвы входят в молитвословия Триоди Цветной.
Те, кто только , часто ищут эти молитвы.
Молитвословия Часов Святой Пасхи
(Источник: Полный православный молитвослов для мирян. Сретенский монастырь «Новая книга»)
Тропарь:
Христос воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живот дарова́в. (Трижды)
Воскресение Христово видевше, поклони́мся святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое пое́м и сла́вим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Прииди́те вси ве́рнии, поклони́мся святому Христову Воскресению: се бо прии́де Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, пое́м Воскресение Его: распятие бо претерпе́в, смертию смерть разруши. (трижды)
Ипакои:
Предвари́вшия утро я́же о Марии, и обре́тшия камень отвале́н от гроба, слы́шаху от Ангела: во свете присносу́щнем Су́щаго с ме́ртвыми что ищете яко человека? Видите гро́бныя пелены́, тецы́те и миру пропове́дите, яко воста́ Господь, умертви́вый смерть, яко есть Сын Бога, спасающего род человеческий.
Кондак:
Аще и во гроб снизше́л еси, Безсме́ртне, но адову разруши́л еси силу, и воскре́сл еси яко Победитель, Христе Боже, жена́м мироносицам веща́вый: Радуйтеся! и Твоим апостолом мир да́руяй, падшим подая́й воскресение.
Во гробе пло́тски, во аде же с душе́ю яко Бог, в раи́ же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполня́яй, неопи́санный.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:
Яко Живоносец, яко рая́ красне́йший, воистинну и черто́га всякаго ца́рскаго показа́ся светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего Воскресения.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Вы́шняго освеще́нное Божественное селение, радуйся! Тобою бо даде́ся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в жена́х еси, Всенепоро́чная Владычице.
Господи помилуй. (cорок раз)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь:
Честнейшую Херувим и сла́внейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова ро́ждшую, су́щую Богородицу, Тя величаем.
Христос воскре́се из мертвых, смертию смерть поправ и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в. (трижды)
Молитвами святых отцев наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас. Аминь.