Князь аскольд в истории киевской руси. История России.Аскольд и Дир

Аскольд и Дир – легендарные князья, в конце IX века правившие в граде Киеве, принявшие христианство и заложившие основы древнерусской государственности. Такова общепринятая версия, но в ней есть много противоречий.


Источники

Сведения, которые мы черпаем по истории Древней Руси, собраны большей частью в Повести временных лет, а также в более поздних летописях, которые во многом опираются на первую. Достоверность таких документов современными историками подвергается сомнению: и дело не только в хронологических неточностях или в перемешивании фактов.

Летописи неоднократно переписывались, и, соответственно, в них постепенно закрадывались ошибки, или еще хуже - сознательные искажения событий в пользу той или иной политической идеи.

Лев Гумилев полагал, к примеру, что летописец Нестор рассматривал историю как политику, обращенную в прошлое, а поэтому и переделывал ее на свой лад.
Тем не менее, если располагать независимыми источниками информации – не только древнерусскими летописями, но византийскими, европейскими или арабскими документами, то можно в общих чертах восстановить картину событий давно минувшей эпохи.

Из варяг в хазары

Повесть временных лет сообщает, что Аскольд и Дир были варяжскими дружинниками новгородского князя Рюрика, которые выпросились у него в поход на Царьград (Константинополь). Но в Никоновской летописи они выступают как враги Рюрика: недовольные разделом волостей, дружинники участвуют в организованном против него восстании.

Так или иначе, отправившись вниз по Днепру, варяги узрели на холме славный город, основанный Кием. Узнав, что в городе нет правителя, и что его население платит дань хазарам, они решили там осесть и княжить.
В Устюжском летописном своде говорится, что Аскольд и Дир были «ни племени княжа, ни боярска, и не даст им Рюрик ни града, ни села». Видимо, поход в Царьград был лишь предлогом, а конечная цель – получить земли и княжеский титул.
Историк Ю. К. Бегунов утверждает, что Аскольд и Дир, предав Рюрика, превратились в хазарских вассалов. Сведений о разгроме новгородской дружиной хазар нет (да и непросто было это сделать), а значит, эта версия имеет право на жизнь – иначе хазары (и их наемники) не позволили бы варягам так запросто распоряжаться своей вотчиной. Но, возможно, здесь имело место и соглашение обеих сторон – в лице опальных варягов каганат видел серьезное подспорье в противостоянии с могущественным Рюриком.

Поход на Царьград

О набегах русов (так называли греки народы, живущие к северу от Черного моря) на Царьград помимо Повести временных лет мы узнаем от византийских и итальянских хроникеров, что придает сведениям больше достоверности. Правда, источники расходятся в определении дат: в Повести указан 866 год, а по византийским данным это 860-861 годы, впрочем, делая поправку на неточную хронологию Повести, можно допустить, что речь идет об одних и тех же событиях.

Византийцы, измученные войной с арабами, никак не ожидали нападения с моря русов. По разным данным к берегам Константинополя подошло от 200 до 360 кораблей.

Византийцы слабо представляли, откуда пришла эта армия, а вот летописец Нестор говорит о войсках Аскольда и Дира, которые подвергали разграблению окрестности византийской столицы и грозились взять сам Царьград.

Только благодаря усердному молению царя Михаила и патриарха Фотия, а также ризе пресвятой Богородицы, которую смочили в море, произошло чудо: внезапно разыгралась буря, а поднявшиеся огромные волны и сильный ветер разбросали корабли «безбожных русских» – немногие смогли вернуться домой.

Христиане или иудеи?

В некоторых источниках сообщается, что после поражения русов Византия налаживает отношения с молодым Древнерусским государством и начинает проводить там свою миссионерскую деятельность. Филарет Гумилевский пишет, что «по несомненному голосу истории, киевская Русь вняла евангельской проповеди при киевских князьях Аскольде и Дире».

Однако академик А. А. Шахматов утверждает, что в более древних летописях, повествующих о походе на Царьград нет упоминания об Аскольде и Дире – их имена вставили позднее, ничего не говорится о них ни в византийских, ни в арабских источниках. Более того, учитывая возможные связи киевских князей с иудейским каганатом, преждевременно говорить об их христианстве: куда больше шансов у них было принять иудаизм.

Убийство

После смерти Рюрика опекуном при его малолетнем сыне Игоре и фактически главой Новгорода стал Олег – тот самый, кто мстил «неразумным хазарам». Он помнил об опальных варягах, а поэтому организованный им в 882 году поход на Киев ставил своей целью сместить незаконную власть самозванцев. Киев в то время превратился в очаг смуты – туда постоянно стекались недовольные жители новгородских земель, а поэтому требовались незамедлительные меры.

Однако, по мнению польского историка XV столетия Януша Длугоша, который во многом пересказывает древнерусские летописи, Аскольд и Дир были наследными правителями Киева, потомками Кия, и более того - братьями, а поэтому свержение киевских князей выглядит не только вероломным, но и противозаконным.

Но здесь можно усмотреть стремление Длугоша показать обоснованность польских притязаний на Киев, так как, по его мнению, Кий, один их наследников польской династии.

А был Дир?

Согласно летописи Аскольд был погребен на месте своей гибели – высоком правом берегу Днепра, а вот могила Дира оказалась за Ирининским монастырем – недалеко от нынешних «Золотых ворот». Их разделяет три километра: странный факт, соправители (или даже братья), погибшие в один день, захоронены в разных местах!

Следует заметить, некоторые исследователи предполагают, что Аскольд и Дир правили в Киеве в разное время, но есть и такие, кто считает что Аскольд и Дир это одно лицо. В древнескандинавском варианте имени «Haskuldr» последние две буквы могли быть выделены в отдельно слово, а со временем и в самостоятельную личность.

Также византийские источники, описывая осаду русами Константинополя, говорят об одном военачальнике, правда, не называя его имени.

Историк Б. А. Рыбаков дает нам разъяснение: «Личность князя Дира нам не понятна. Чувствуется, что его имя искусственно присоединено к Аскольду, потому что при описании их совместных действий, грамматическая форма дает нам одиночное, а не двойное число, как это должно было бы быть при описании совместных действий двоих лиц».

История киевских князей Аскольда и Дира оставляет больше вопросов, чем дает ответов. Летописи как основной источник информации, к сожалению, грешат неточностями или прямым искажением фактов, а археология не в состоянии показать нам полную и достоверную картину жизни Древней Руси IX столетия. Конечно, кое-что нам еще предстоит узнать, однако многое так и останется сокрыто завесой минувшего тысячелетия.

История знает несколько версий происхождения киевских князей. Предпочтение отдается классической летописной истории о «призвании варягов». Согласно древним летописям варяги, скандинавские племенные вожди, были предводителями русских дружин в военное время. Одним из таких предводителей называют Рюрика, сына норвежского короля и Умилы - дочери новгородского старейшины Гостомысла. Призванный новгородским народом на княжение, пришел со своей дружиной в район Ладожского озера и согласно летописи стал править в Новгороде с 862 г., а его дружинники - в других городах русской земли.

Следует сказать, что варяги находились в привилегированном положении: во время похода им полагалась большая доля добычи, с ними советовался князь, в то время как дружинники-славяне выполняли остальную работу. Иноземцев защищал и закон, по которому за убийство или оскорбление варяга полагался большой штраф. Историки объясняют это тем, что, будучи варягами по происхождению, киевские князья комплектовали дружину преимущественно из своих дальних родственников. Дополнительное количество воинов набирали из русичей. Термина «фаворит» тогда еще не существовало, но летописный термин «отроки-други», с которым князь обращался к своим старшим дружинникам (варягам), как нельзя лучше характеризует их приближенное положение. Для русских, младших дружинников, существовали иные термины: «гриди», «дети молодшие» и др. Фаворитами в смысле приближения к князю становились преимущественно ближайшие родственники (родные и двоюродные братья, жены, дядья) либо самые сильные, умные или хитрые дружинники. То есть внимание высокой особы можно было завоевать, обладая родственными связями с ней и (или) выдающимися личными качествами.

Такие люди занимали привилегированное положение, становились сотрапезниками князя, пользовались его доверием. Они могли стать советниками, воеводами, отправлялись в завоевательские походы - собирать для князя дань в «своей и чужой земле». Так, пришедшие вместе с Рюриком Аскольд и Дир были отправлены им в поход на Константинополь. Представители киевского князя в таких случаях имели полномочия от его имени и от имени управляемого им народа заключать с византийскими императорами договора о сотрудничестве и ненападении. Разумеется, только лучшие из лучших могли выполнить эту миссию, те, которым князь доверял, как себе.

Поскольку в те времена власть и безопасность князя зависели от его личных качеств и верности его людей, фавориты назначались управителями подвластных ему городов или правителями при малолетних детях умершего князя, как например Олег.

Судьба приближенных Рюрика - Олега, Аскольда и Дира, также правивших в землях Киевской Руси, - наиболее полно отражена русскими летописями и дает некоторое представление об истоках русского фаворитизма. Жизнь в Древней Руси не была безоблачной, и кровавая борьба за власть, интриги и конфликты между «пришлой» и «местной знатью» тогда также имели место, как и много веков спустя, - при Иване Грозном или первых Романовых.

Олег (? - 912)

Олег, родственник и дружинник Рюрика, прибыл вместе с ним на Ладожское озеро. Год его рождения неизвестен. Но известно, что князь приблизил его к себе и имя Олега упоминается в дворцовых книгах византийских императоров вместе с «конунгом славян» и его племянниками Игорем и Яканом, а также другими варягами из «ближнего круга». Олег отличался завидным здоровьем, богатырской силой и ловкостью - этот былинный образ подкрепляется археологическими находками. Известно, что двуручный меч весил около 25 кг, а в бою им надо было умело орудовать.

Боевая секира викингов могла весить и 15, и 20 кг, а если добавить к этому доспехи, пусть кожаные, но окованные железом, шлем и металлические поножи (специальные голенища, защищавшие ноги воина от щиколотки до колена), то выяснится, что рядовой дружинник должен был носить на себе как минимум 40 - 50 кг практически постоянно. Дружинник обязан быть выносливым, от него к тому же требовались воинская смекалка и безоговорочная преданность князю. Именно таким и должен быть будущий новгородский или киевский князь - поистине «первый среди равных».

Почему Рюрик не отправил Олега в поход на Константинополь вместо Аскольда и Дира, для историков является загадкой. Возможно, в начале его правления опытные дружинники Аскольд и Дир пользовались у него большим доверием. Возможно, военное мастерство Олега требовалось на не слишком гостеприимной новгородской земле - подробности остаются неизвестными. Скорее всего, в период первого константинопольского похода Олег был, по понятиям того времени, слишком молодым и не зарекомендовал себя таким искусным дипломатом, как, например, Аскольд. Возможно, что эта неприязнь к «обошедшим его на полкорпуса» Аскольду и Диру не давала ему покоя все годы правления Рюрика и в конечном итоге и стала истинной причиной гибели киевских правителей. Версия о том, что «вечно второй» Олег тяготился своим подчиненным положением, может быть признана спорной. Тем не менее его активное участие в константинопольских походах, подавлении новгородского восстания Вадима и решительная борьба с кочевниками указывают на характер агрессивный и деятельный. То, что Олег с общего согласия назвал себя представителем княжеского рода, свидетельствует об имевшихся у него определенных правах на престол или вассальное правление и амбициях, оставленных без внимания как самим Рюриком, так и новгородской аристократией.

До захвата Киева согласно летописи Олег предпринял военные набеги на территории любечских и смоленских славян. Эти атаки оказались успешными, так же как и вторжение в Киев, и весьма укрепили положение Олега среди дружины как «первого среди прочих». «Ознакомительные» набеги русичей на Константинополь в 860-х гг. становятся во время его правления почти традицией. Подчинив Киеву ближайших соседей - радимичей, древлян и северян, Олег не только расширил подвластную территорию, но и существенно пополнил киевскую казну. С непокорными тиверцами и уличами он воевал неустанно в течение всего своего правления. Правда, осадившие столицу Киевской Руси угры стали исключением из общего правила. Их не только не удалось победить, но даже пришлось заплатить им выкуп, и только после этого они убрались восвояси.

Интересно, что не имевшему серьезных конкурентов в киевских землях Олегу невероятно везло. Его мечту о самостоятельном княжении можно считать сбывшейся. Более того, в 907 и 911 гг. он совершил два победоносных похода на Константинополь. И от своего имени в кругу своих дружинников он подписал с византийским императором договор о контрибуции и дальнейшем сотрудничестве.

Конечно, указанное в летописи число воинов Олега (80 000 человек) кажется современным историкам фантастическим, но не подлежит сомнению, что его армия была действительно велика и устрашающе боеспособна.

В связи с этим хрестоматийный рассказ об «Олеговой хитрости» представляется характерной иллюстрацией его тактической смекалки и воинской доблести. Перегородившие акваторию порта металлическими цепями греки также проявили военную хитрость и рассчитывали надолго избавиться от алчных завоевателей. Но приказавший за одну ночь донести корабли на руках до ворот Константинополя Олег совершил настоящую «психическую атаку», против которой византийцы не устояли. И главным приобретением Киевской Руси в этом походе стала не столько огромная дань, сколько заключение договора, разрешавшего русским купцам торговать без уплаты пошлины и таможенных сборов (за счет чего регулярно и пополнялась казна Византии). Это было признаком экономической стратегии, пусть и в начальном варианте. В мирном соглашении от 911 г. Олег именуется «великим князем». Этот договор «о вечном мире и ненападении» также имел большое дипломатическое значение, высоко поднявшее престиж Киевской Руси за рубежом.
По одной летописной версии, Олег скончался в 912 г., по другой - в 922 г. Все источники упоминают поэтическую версию гибели Олега «от своего коня», но приписывают ей вполне прозаическую причину - отравление змеиным ядом. Тем не менее в общем-то чуждый мистики, проницательный и достаточно прагматичный варяг в былинах XII - XIV вв. отождествляется с непобедимым князем-колдуном Волхом Всеславьевичем, что свидетельствует о том почтении, которое испытывали соплеменники к его выдающимся уму и физической силе.

Аскольд (? - 882) и Дир (? - 882)

Аскольд и Дир согласно летописным данным являлись дружинниками Рюрика. И хотя история первых киевских князей имеет множество разночтений, доподлинно известно, что они не были его родственниками, но пользовались большим доверием новгородского князя. Именно их он послал во главе завоевательского похода на Константинополь в 864 - 866 гг. (примерная датировка летописью). Согласно одной из версий буря помешала Аскольду и Диру добраться до византийской столицы, и, убоявшись княжеского гнева, они решили не возвращаться в Новгород, а сами стать князьями в земле полян. В те времена поляне не имели своих князей, сообщает летописец, но платили дань хазарам и терпели от них притеснения. Аскольд и Дир предложили полянам защиту в обмен на тот «взнос», который прежде доставался хазарам, и стали править.
По другой версии, они с самого начала не собирались нападать на Константинополь, так как Аскольд якобы уже был христианином. И с самого начала, отправляясь в поход, они надеялись стать независимыми князьями, а не «служить под началом». В дворцовой книге византийских императоров среди совершивших поход варягов и русов их имена не упоминаются, а это значит, что до Константинополя они не дошли. В Киеве народ под их властью жил мирно и спокойно и был доволен своими правителями.

Против этой версии говорит отсутствие каких-либо репрессивных мер со стороны Рюрика по отношению к своим «боярам», нарушившим приказ.

Известно, что в Новгороде местная власть не была довольна правлением варягов. В летописях упоминается восстание Вадима (очевидно, представителя аристократии русичей), убитого по приказу Рюрика. После подавления восстания часть новгородской знати бежала на киевскую землю под защиту Аскольда и Дира, и это очень возмутило Рюрика и его воевод, одним из которых был знаменитый Олег.
Польские летописные хроники считают и Аскольда, и Дира младшими родственниками Рюрика, которые имели прав на киевский престол значительно меньше, чем сын Рюрика Игорь и другой его родственник - Олег. Поэтому их убийство Олегом осталось безнаказанным, так как послужило возмездием за самовластие.

Неклассические летописи, например Иоакимовская, известная только в пересказе историка XVIII в. В. Татищева, утверждают, что Аскольд и Дир княжили не одновременно, но один после другого, причем Аскольд был варяжским князем, а Дир - славянским, и имя его переводилось, как «зверь». Подобные сведения можно почерпнуть и в заметках арабских путешественников раннего Средневековья, но эта версия остается спорной.

Все источники сходятся на том, что после смерти Рюрика (в 879 г.) мирному существованию киевских князей угрожал другой фаворит Рюрика - Олег, постепенно сосредоточивший в своих руках власть и влияние в новгородских землях. Через три года Олег, ставший регентом-соправителем при малолетнем Игоре, появился у ворот Киева. Согласно летописным источникам богатая киевская земля привлекала его уже давно, а удобное расположение города вблизи от известных торговых путей служило стимулом для объединения новгородских и киевских земель под своим началом. Разумеется, свои интересы Олег отождествлял с интересами семьи Рюрика. Ради этого ему казались приемлемыми любые средства: выманив обманом Аскольда и Дира из-за городских стен, он предательски убил их в присутствии своей дружины и юного князя.
О мире и спокойствии, царивших тогда в киевских землях, говорит и тот факт, что Аскольд и Дир вышли к Олегу безоружными и не имея под одеждой даже легких доспехов, что облегчило задачу Олега. Подобная бесхитростность, стоившая им жизни, объясняется их уверенностью в собственной безопасности и тем влиянием, которым они пользовались на подвластной им территории.
Перед тем как казнить безоружных киевских правителей, Олег объявил, что карает их по праву, так как они, будучи не княжеского рода, захватили власть в городе и окрестностях. Власть, как объяснил Олег (по словам летописца), должна принадлежать потомственным князьям, т. е. Игорю или ему, Олегу. Интересно, что ни дружинники, ни киевский народ не вступились за Аскольда и Дира, а это доказывает, что аргументы Олега они сочли правильными. После чего некто Ольма, которого разные источники считают то дружинником Аскольда, то местным купцом, похоронил убитых. Причем над могилой Аскольда воздвигли церковь, а над могилой Дира - нет. Историки видят в этом обоснование того, что Аскольд к тому времени уже был крещен в христианство (называют даже данное ему имя Николай), а Дир оставался язычником, как и многие другие рядовые варяги и киевские князья.

Юлия Матюхина. Фавориты правителей России

Как писалось в предыдущей статье о формировании первых поселений на территории Киева, признаки градостроения начали проявляться приблизительно в V-VI-м веке. Точных данных о том, кем был основан город не существует, но большинство теорий гласят, что первыми правителями Киева были выходцы из Скандинавии - варяги. Интенсивному росту города способствовало очень выгодное географическое размещение (знаменитый торговый путь из «варягов в греки» вдоль Днепра), а также возрастающее могущество дружины (войска) полянского племени (центром которого и являлся Киев). Именно военное превосходство полянских земель помогло объединить вокруг Киева, близ расположенные соседние восточнославянские племена, в большинстве своем находившиеся на территории современной Украины. Вся интересная информация о первых киевских князьях доступна во время наших .

Аскольд и Дир. Первыми князьями Киева, имена которых упоминаются в летописях, являются князья Аскольд и Дир, которые правили Киевом в промежутке с 860 по 880-е года. Достоверно мало известно об этом периоде, а также о том, как князья «засели» в Киеве, но теории их происхождения также сходятся на скандинавских корнях, а некоторые ученные утверждают, что Аскольд и Дир были дружинниками Рюрика. Существует мнение, что Аскольд мог быть потомком Кия, а Дир это лишь его второе имя либо прозвище. Первый военный поход киевского войска на Царгород (Константинополь) в Византию был совершен в это же время, что свидетельствует об уже определенном могуществе киевских земель.

Олег в Киеве. Согласно одному из основных источников, на основании которого мы можем выстраивать хронологию развития Киева - это Повесть временных лет, в 882-м году в Киев вступил князь Олег и убил Аскольда (Аскольда и Дира) и стал править Киевом и всеми подконтрольными ему землями. Олег являлся, скорее всего родичем, легендарного Рюрика. Согласно общей теории, после смерти Рюрика, взяв с собой его сына, еще малолетнего Игоря, Олег набрал войско и начал спускаться в южном направлении. После завоевания Смоленска и Любеча, Олег пришел в Киев, и убив местных князей, стал здесь править. Олегу понравился новый город и его расположение, и он решил засесть в нем, тем самым, якобы, соединив свои северные земли с новыми, Киевскими и сделав столицей именно их.

Олег правил Киевом более 30-ти лет. За это время он значительно увеличил владения своей новой державы - присоединил к Киеву древлян, радимичей и северян. В ходе победоносных походов на Византию в 907-м и далее в 911-х годах были подписаны одни из первых письменных договоров между Константинополем и Киевом, установлены льготные права для торговли руских купцов. Олег заимел титул Великого Князя, считается основателем рода Рюриковичей-князей Киева. Легенды о смерти Олега от укуса змеи также обрела народную популярность.

Принято считать, что христианство на Руси зародилось при святом благоверном князе Владимире, получившем в народе прозвище Красно Солнышко. Однако это не так. Он всего лишь популяризировал эту религию, привел к ней массы. Незадолго до него христианство приняла его бабушка, княгиня Ольга. Она не только стала праведной последовательницей Христа, но и начала строить на Руси церкви, переводить богослужебные книги. Но и Ольга не была первой! Практически за 100 лет до Великого Крещения Руси христианство приняли прославленные киевские князья Аскольд и Дир.

Этапы становления христианства

Митрополит Макарий (Булгаков) в своем труде об истории Русской Церкви разделил процесс становления религии на Руси на пять этапов:

  1. Приход святого апостола Андрея Первозванного в Киевские и Новгородские земли;
  2. Крещение киевских князей Аскольда и Дира;
  3. Крещение княгини Ольги;
  4. Реформы князя Владимира по объединению языческих богов, завершившийся неудачей. После этого правитель задался целью найти для своего народа правильную веру;
  5. Крещение Руси

То есть предыстория 988 г. довольно велика и уходит своими корнями задолго до известной всем даты.

Апостол Андрей, ведя миссионерскую деятельность среди скифов, побывал в Русских землях. Он предрек строительство Киева и, почти наверняка, проповедовал христианство среди местных славянских племен. Нельзя сказать точно, какими оказались итоги, ибо сегодня мы знаем о русах, как о язычниках.

Первыми славянами, принявшими христианскую веру стали князья Аскольд и Дир.

Полулегендарные братья

Несмотря на то, что личности эти и по сей день являются полулегендарными, они оставили глубокий след в истории как Русского государства, так и Русской церкви.

Есть две основные версии, кем были братья Аскольд и Дир, и как они заняли киевский стол. По одной, они были дружинниками из войска Рюрика, которые захватили уже существовавший тогда Киев и стали его правителями. Другой вариант истории гласит, что они являлись потомками княжеской династии, шедшей еще со времен Кия, Щека и Хорива. Также историков волнует один вопрос. Аскольд и Дир – это одно лицо? Ведь во всех летописях они упоминаются вместе, практически неотделимые друг от друга. Может быть Дир – это прозвище или титул? Большая часть современных ученых все же придерживается мнения, что это были два человека, родных брата.

Так или иначе, но при Аскольде и Дире Киевское княжество переживало существенный подъем, выходило на мировую арену.

Военные успехи

Конечно, главными достижениями киевских князей были военные походы. Если точно неизвестно, когда братья пришли к власти, то с уверенностью можно сказать, что в 852-853 гг. их дружины воевали в Закавказье, пока в 864 г. не вышли к Каспийскому морю.

Столь же активную деятельность Аскольд и Дир вели со степняками. В 864 г. киевские войска оттеснили «черных» тюрков на юге. Тогда же в бою погиб сын Аскольда. В 866 г. братья побеждают племена кривичей, а в 867 г. – печенегов у Нижнего Поднепровья.

Отдельной вехой стоят походы князей на Византию.

Первое вторжение русских войск датируется 860 г. Тогда Аскольд и Дир выбрали очень удачный момент для нападения на Царьград, так как император Михаил оставил в городе лишь небольшой гарнизон. Основная часть его войск сражалась с арабами, а флот, ловя пиратов, бороздил берега Крита. Жители Царьграда не смогли дать отпор русским дружинам, поэтому согласились на мир при определенных условиях. Греки были обязаны выплатить Киевскому государству контрибуцию и дань на содержание русских купцов в Византии.

В 863 г. войска Аскольда и Дира оказываются в Мраморном море. После этого роль русских торговцев и дипломатов становится весомой в международных отношениях, и с новым государством были вынуждены считаться все средиземноморские страны.

Третий поход на Византию в 866 г. оказался неудачным для Киева. Связывают это с промыслом Божьим. Когда ладьи русских показались на горизонте, патриарх Фотий, находясь в храме Святой Богородицы во Влахернах, усердно молился. И ему было видение, которое патриарх поспешил исполнить. С молитвами из храма вынесли ценную реликвию – риза Пресвятой Божией Матери. Крестным ходом жители дошли до берега моря. Патриарх Фотий с молитвами опустил полы ризы в воду. Как сообщал летописец, спокойное море враз сделалось бурливым, подул сильный ветер, поднялись волны. Суда русичей переворачивало, выбрасывало на мель, ломало. Для киевских князей это была огромная утрата.

В 874 г. Аскольд и Дир с новым флотом и армией вновь отправились в Царьград. Битва опять не состоялась, так как миролюбивые греки согласились на новый договор, удовлетворяющий обе стороны.

Крещение Аскольда и Дира

Если верить легенде, после кораблекрушения 866 г. у берегов Византии Аскольд уверовал во всесильного греческого Бога. Этим воспользовался патриарх Фотий. Согласно документам, глава Византийской церкви отправил в Киев одного из своих епископов, чтоб нести христианство на землю русов. Аскольд и Дир обрели веру всем сердцем и душой. Они с радостью приняли Таинство Крещения. Вместе с ними крестились некоторые люди из числа бояр, дружинников и простых людей. Аскольду было дано новое имя – Николай.

Однако и тут перед историками встают вопросы. Почему мы не знаем нового имени Дира? Может быть, он остался язычником? Да, возможно и такое. Но в русской церковной традиции принято называть первыми христианами двух князей, а не одного.

Вторая загадка касается другого имени Аскольда. Известно, что в тот момент существовала традиция, когда крещеный получал имя своего крестного. Но единственным из всех Николаев того времени был только Папа Римский Николай I. Поэтому историки не исключают, что первое крещение Руси прошло не по греческому, а по римскому обряду. С другой стороны раскол Церкви на православную и католическую случится только через полтора века после Аскольда. Так что крестили князей по обрядам «общей» Христовой Церкви.

Есть и такая версия, что Аскольд и Дир приняли крещение от болгар, которые на тот момент уже были христианами. Вполне возможно, что крестным Аскольда стал какой-нибудь болгарский воевода по имени Николай.

В любом случае Аскольд и Дир стали первыми киевскими князьями, кто принял христианство. На берегу Днепра был построен первый храм, освященный во имя святого Николая (впоследствии Ольга возвела его в камне). На русскую землю было брошено благородное зерно, давшее первые посевы.

Гибель князей


Князья Аскольд и Дир погибли в 882 г. в результате заговора. Вещий Олег, бывший в то время правителей Северной Руси, не хотел довольствоваться только ладожско-новгородскими землями. Поэтому у него появился хитрый план. Он собрал большое войско, в состав которого входили дружины чуди, мери, веси, варягов, кривичей, и двинулся к Киеву. По пути войсками Олега были захвачены Смоленск и Любеч; там князь поставил своих, новгородских, наместников. По прибытии в Киев Олег высадил часть дружины на берег. Сам, притворившись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру гонцов, будто он везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те вошли в ладью, «больной» Олег сказал: «Аз есмь Олег князь, а се есть Рюриков Игорь княжичь». Показав братьям маленького Игоря, он повелел убить киевских князей.

Князь Аскольд был похоронен на месте своей мученической смерти - в районе урочища Венгерское, которое с тех пор называют Аскольдовой могилой.

Вопросы о канонизации

В декабре 2010 - январе 2011 гг. в Ужгородской украинской богословской академией были инициированы научные чтения. По их результатам соответствующие чины приняли решение о создании Комиссии по подготовке материалов для канонизации князя Аскольда, как мученика за веру во Христа. Бумаги должны были предоставить на рассмотрение предстоятеля Украинской православной церкви (Московского патриархата) и Комиссии по канонизации святых УПЦ. В январе 2013 г. ряд киевских ученых принял документы, поддерживающие канонизацию..

Однако УПЦ (МП) решение о просвящении князя Аскольда-Николая в лике святых пока не принято.

В то же время УПЦ (КП) на Поместном Соборе 27 июня 2013 г. причислила князя Аскольда к лику святых.


Аскольд и Дир (2-я пол. IX в.) - киевские князья. В 860, зная, по словам летописца, о тяжелом внешнеполитическом положении Византии, совершили успешный поход на Константинополь ("идоща на Царьград"). В 882 Аскольд и Дир были обманом вызваны за крепостные стены и убиты новгородским князем Олегом, решившим отныне править в Киеве.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

АСКОЛЬД - легендарный варяг, бывший в 864-882 гг. Киевским князем. + 882 г.

"Повесть временных лет" сообщает, что у варяжского князя Рюрика, правившего в Новгороде, было два мужа - Аскольд и Дир, не родственники его, но бояре. И отправились они в Царьград со своим родом. Когда они плыли по Днепру, то увидели на горе небольшой город и спросили: "Чей это город?" Тамошние жители ответили: "Было три брата - Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и умерли. Мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам". аскольд и Дир остались в этом городе, собрали у себя многих варягов и стали владеть землей полян.

В 866 году аскольд и Дир отправились войной на греков. Царь Михаил был в это время в походе на арабов, и дошел уже до Черной речки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград. И возвратился царь. Русь же на двухстах кораблях вошла внутрь Суда, многих христиан убила и осадила Царьград. Предместья города были ограблены, жилища и нивы сожжены, множество детей, женщин и стариков перебито. Вода в реках обратилась в кровь, источники и водоемы нельзя было узнать, так как все они были завалены мертвыми телами.

Но тут внезапно поднялась буря с ветром, и великие волны разметали все русские корабли, их прибило к берегу и переломало, так что немногим из них удалось вернуться домой.

Все монархи мира. Россия. 600 кратких жизнеописаний. Константин Рыжов. Москва, 1999 г.

АСКОЛД (Осколд, Аскольд) и ДИР (ск. 882?), бояре новгородского князя Рюрика.

Согласно “Повести временных лет”, Асколд и Дир “отпросились” у Рюрика в Царьград вместе со своими родичами. Когда они плыли в ладьях по Днепру, то увидели небольшой городок на горе. Асколд и Дир спросили у местных жителей, чей это городок. И услышали в ответ, что он построен Кием и его братьями, которые давно умерли, а их потомки живут здесь и платят дань хазарам. Асколд и Дир вокняжились в Полянской земле и сделали Киев своей столицей.

Воскресенская и другие летописи сообщают, что Асколд и Дир воевали с древлянами и уличами. А в Иоакимовской летописи говорится, что Асколд успешно воевал с хазарами.

В 866 Асколд и Дир пошли в поход на Константинополь. 200 русских военных кораблей ворвались в залив Золотой Рог и осадили Царьград. Однако поднявшаяся буря разбила русские суда о прибрежные скалы и лишь немногим удалось возвратиться домой.

В Никоновской летописи под 864 сообщается о гибели сына Асколда “от болгар”, под 865 - о походе Асколда и Дира на полочан, “которым они много зла сотворили”, под 867 - о возвращении их из-под Царьграда с остатком дружины и об избиении ими множества печенегов. Там же говорится о крещении киевских русов вместе с их князьями. Это событие произошло около 874 и подтверждается византийскими хрониками.

В 882 новгородский князь Олег Вещий заманил Асколда и Дира в киевское предместье Угорское, где они были убиты. Асколд был похоронен на Угорской горе. Над его могилой впоследствии была поставлена церковь Свт. Николая. А Дирова могила, отметил летописец, находится за церковью Св. Ирины.

Историки высказали предположение, что Асколд и Дир были не боярами Рюрика, а являлись потомками князя Кия.

О. М. Рапов

Литература:

Сахаров А.Н. Дипломатия древней Руси. IX - первая половина Х в. М., 1980.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!