Летчик-космонавт ссср – кубасов валерий николаевич. Валерий николаевич кубасов Что происходило во время полета космического корабля

Ивановской области (ныне Владимирская область) в семье служащего.
В 1952 г. окончил 10 классов школы в Вязниках. После окончания МАИ (Московский авиационный институт) в 1958 г. был направлен по распределению на работу в ОКБ-1 (КБ Королёва, ныне РКК «Энергия») в отдел баллистики. В 1958-1966 гг. работал инженером, старшим инженером и начальником группы ОКБ-1. Занимался проектированием пилотируемых космических кораблей.
В 1966 году (по 1993 г.) зачислен в отряд советских космонавтов.
Первый полёт: с 11 по 16 октября 1969 года в качестве бортинженера КК «Союз-6» вместе с Г. С. Шониным. Во время полёта впервые в мире были проведены эксперименты по проведению сварочных работ в космосе на разработанной в ИЭС имени Е. О. Патона аппаратуре. Экипаж корабля принимал участие в первом групповом полете трех космических кораблей (совместно с «Союз-7» и «Союз-8»), во время которого проводилось их сближение и маневрирование. Позывной: «Антей-2». Продолжительность полёта: 4 суток 22 часа 42 минуты 47 секунд.
14 ноября 1969 г. стал Валерий Николаевич Кубасов, совершивший в октябре этого года свой первый космический полет на корабле “Союз-6”, хотя по Положению того времени, не имея заслуг непосредственно перед Владимиром, не было формального основания для присвоения этого звания. Но космонавты в то время были очень популярны, их имена знала вся страна, и то, что один из космонавтов - наш земляк, было престижно. Кстати, В. Кубасов - почетный гражданин 11 городов, в том числе родных Вязников и нескольких городов США, включая Нью-Йорк.
За успешное осуществление полета и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 октября 1969 г. Кубасову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Кубасов Валерий Николаевич


Второй полёт: с 15 по 21 июля 1975 года в качестве бортинженера КК «Союз-19» по программе ЭПАС вместе с А.А. Леоновым. Позывной: «Союз-2». Продолжительность полёта: 5 суток 22 часа 30 минут 51 секунда. В ходе полёта впервые была выполнена стыковка на орбите кораблей разных стран - «Союз-19» (СССР) и «Аполлон» (США).
За успешное осуществление полета и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1975 года Кубасов Валерий Николаевич награжден второй медалью «Золотая Звезда» и орденом Ленина.
Третий полёт: с 26 мая по 3 июня 1980 года в качестве командира экипажа КК «Союз-36» по программе советско-венгерской экспедиции посещения ОС (орбитальной станции) «Салют-6», вместе с венгерским космонавтом Б. Фаркашем. Позывной: «Орион-1». Продолжительность полёта: 7 суток 20 часов 45 минут 44 секунды.

После ухода из отряда космонавтов в 1993-1997 гг. продолжил работать в НПО «Энергия» в должности заместителя руководителя 5-го отделения Главного конструкторского бюро (ГКБ).
С 28 ноября 1997 года был научным консультантом в 887-м отделе РКК «Энергия» имени С. П. Королева.
Скончался 19 февраля 2014 года. Похоронен 22 февраля на Троекуровском кладбище.

Награды и звания

Дважды Герой Советского Союза (1969, 1975);
- три ордена Ленина;
- медаль «За заслуги в освоении космоса» (12 апреля 2011 года) - за большие заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства, многолетнюю добросовестную работу, активную общественную деятельность;
- золотая медаль имени К. Э. Циолковского (АН СССР);
- золотая медаль имени Ю. А. Гагарина (FAI);
- Герой Венгерской Народной Республики (1980);
- золотая медаль «За заслуги в развитии науки и перед человечеством» (ЧССР);
- медаль «Народная техника» (Югославия).
Общественные награды :
- премия «Во славу Отечества» в номинации «Слава России» (2008), учреждённая Международной академией общественных наук и Международной академией меценатства;
- орден «Во славу Отечества» II степени (2008).
(2016, посмертно), (14 ноября 1969 г.), почетный гражданин городов Калининград, Калуга, Вязники (Россия), Караганда, Аркалык (Казахстан), Нью-Йорк, Хьюстон, Сан-Франциско, Атланта, Нашвилл, Солт-Лейк-Сити (США).
Кандидат технических наук (1968).
Член КПСС с 1968 года.


Гор. Вязники, ул. Сенькова, 1/2.

В гор. Вязники рядом с аллеей Боевой славы находится сквер, где установлен бюст дважды Герою Советского Союза летчика – космонавта СССР В.Н. Кубасова.



Бюст дважды Героя Советского Союза, героя Венгерской Народной Республики, летчика-космонавта Кубасова Валерия Николаевича. Скульпторы: А. Елецкий, Г. Постников, 1983 г.
11-16 октября 1969 года – бортинженер «Союз-6». Впервые в мире были проведены эксперименты по проведению технологических работ в Космосе.
15-21 июля 1975 года – бортинженер «Союз-19». Первый международный космический полет «Союз-Аполлон» (СССР-США).
26 мая – 3 июня 1980 года – командир «Союз-36» первой советско-венгерской космической экспедиции на станцию «Салют-6» вместе с С.Б. Фаркашем (ВНР).

Copyright © 2017 Любовь безусловная

Полёты в космос

Первый полёт: с 11 по 16 октября 1969 года в качестве бортинженера КК «Союз-6» вместе с Г. С. Шониным. Во время полёта впервые в мире были проведены эксперименты по проведению сварочных работ в космосе на разработанной в ИЭС имени Е. О. Патона аппаратуре. Позывной: «Антей-2». Продолжительность полёта: 4 суток 22 часа 42 минуты 47 секунд.

Второй полёт: с 15 по 21 июля 1975 года в качестве бортинженера КК «Союз-19» по программе ЭПАС вместе с А. А. Леоновым. В ходе полёта впервые была выполнена стыковка на орбите кораблей разных стран - «Союз-19» (СССР) и «Аполлон» (США). Позывной: «Союз-2». Продолжительность полёта: 5 суток 22 часа 30 минут 51 секунда.

Третий полёт: с 26 мая по 3 июня 1980 года в качестве командира КК «Союз-36» по программе советско-венгерской экспедиции посещения (ЭП) ОС «Салют-6», вместе с Б. Фаркашем (ВНР). Позывной: «Орион-1». Продолжительность полёта: 7 суток 20 часов 45 минут 44 секунды.

После ухода из отряда космонавтов продолжил работать в НПО «Энергия» в должности заместителя руководителя 5-го отделения Главного конструкторского бюро (ГКБ). С 28 ноября 1997 года был научным консультантом в 887-м отделе РКК «Энергия» имени С. П. Королева.

Награды и звания

Дважды Герой Советского Союза (1969, 1975);
три ордена Ленина;
медаль «За заслуги в освоении космоса» (12 апреля 2011 года) - за большие заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства, многолетнюю добросовестную работу, активную общественную деятельность;
золотая медаль имени К. Э. Циолковского (АН СССР);
золотая медаль имени Ю. А. Гагарина (FAI);
Герой Венгерской Народной Республики (1980);
золотая медаль «За заслуги в развитии науки и перед человечеством» (ЧССР);
медаль «Народная техника» (Югославия).

Общественные награды:

премия «Во славу Отечества» в номинации «Слава России» (2008), учреждённая Международной академией общественных наук и Международной академией меценатства; орден «Во славу Отечества» II степени (2008).
Почётный гражданин Владимирской области (2016, посмертно), городов Калининград, Калуга, Владимир, Вязники (Россия), Караганда, Аркалык (Казахстан), Нью-Йорк, Хьюстон, Сан-Франциско, Атланта, Нашвилл, Солт-Лейк-Сити (США).

Кандидат технических наук (1968). Член КПСС с 1968 года.

Кубасов Валерий Николаевич

Прикосновение космоса

Кубасов Валерий Николаевич

Прикосновение космоса

Дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт СССР В. Н. Кубасов на примере совместного полета советско-венгерского экипажа рассказывает о работе космонавтов, о том, какие сложные задачи приходится решать сегодня участникам космических полетов.

Автор раскрывает особенности ряда интересных научно-технических экспериментов по программе "Интеркосмос", рассказывает о большом народнохозяйственном значении исследований, проводимых на орбитальных станциях.

Книга адресуется широкому кругу читателей.

Глава I. НАЧАЛО ОТСЧЕТА

Глава II. НА ОРБИТАХ "ИНТЕРКОСМОСА"

Глава III. ТАМ, ГДЕ НИЧТО НИЧЕГО НЕ ВЕСИТ...

Глава IV. ЯВЛЕНИЕ "ОРИОНОВ" "ДНЕПРAM"

Глава V. В КВАРТЕТЕ С "ДНЕПРАМИ"

Глава VI. "В ХОДЕ ПОЛЕТА ВЫПОЛНЕНО..."

Глава VII. ЭКСПЕРИМЕНТЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ...

Глава VIII. ЗА ТЕХ, КТО НА ЗЕМЛЕ!

Глава IX. ПРОФЕССИЯ: КОСМОНАВТ

Глава X. И СНОВА В ДОРОГУ...

Глава XI. ЗЕМЛЕ НАВСТРЕЧУ

Глава XII. ПОЛЕТ ОКОНЧЕН

НАЧАЛО ОТСЧЕТА

Байконуру - четверть века! - Благословленные Королевым. - Первая четверка. - Лекарство от переломов. - Наш друг Анохин. - Космонавт, вы негерметичны! - Репортаж в никуда - На орбите советско-венгерский экипаж!

Белый с желтой полосой автобус, тот самый, что привозит космонавтов на стартовую площадку,- хотя и менее знаменитый, чем ракета-носитель, космический корабль "Союз" или орбитальная станция "Салют", но на Байконуре известный всем,- плавно отходит от гостиницы "Космонавт" и берет курс на космодром. Это прежде от места последнего перед стартом ночлега до "своей" ракеты космонавт мог дойти пешком. Понятное дело, в скафандре не очень-то походишь, но путь был недальний, куда короче нынешнего, который наш автобус с эскортом машин, обеспечивающих безопасность движения, проходит минут за сорок.

Минуем Звездоград. Теперь за окнами степь, майская, цветущая, какой она бывает лишь в это время года. День клонится к вечеру, скоро заиграют над горизонтом багровые сполохи степного заката.

Сегодня 26 мая 1980 года. Вот уже третий раз в качестве стартующего космонавта я качу по этой дороге. На этот раз мой напарник - венгерский летчик Берталан Фаркаш. Сорок минут езды - короткий тайм-аут после железного ритма многолетней подготовки, время, чтобы сосредоточиться перед стартом, подвести итог сделанному...

Не верится, что всего четверть века назад строители космодрома вбили здесь первые колышки в твердую степную землю. Тогда, в 1955 году, даже тем, кто видел огромный щит с начертанными мелом словами: "Здесь будет сооружен стартовый комплекс", трудно было представить, каким колоссом станет эта космическая гавань. Через два года после закладки Байконура отсюда стартовала ракета с первым искусственным спутником Земли. Обелиск с надписью: "Здесь гением советского человека начался дерзновенный штурм вселенной" - поднялся там, где стоял фанерный щит строителей.

Есть на Байконуре и другой памятник - неподалеку от первой стартовой площадки бок о бок стоят два скромных домика. В одном утром 12 апреля 1961 года проснулся старший лейтенант Юрий Гагарин, чтобы через несколько часов стать космонавтом номер один планеты Земля, в другом, приезжая на космодром, жил Сергей Павлович Королев. В эти деревянные домики, где теперь находятся музеи, приходит каждый космонавт, готовящийся к своему первому старту...

В октябре 1969 года пришел сюда и я - за несколько дней до того, как впервые на околоземную орбиту вышли одновременно три космических корабля. Вместе с Георгием Шониным мы составили экипаж "Союза-6". На следующий день после нашего старта был запущен "Союз-7" с Анатолием Филипченко, Владиславом Волковым и Виктором Горбатко. Через сутки в космосе оказался третий корабль - "Союз-8", пилотируемый Владимиром Шаталовым и Алексеем Елисеевым.

Алексей Елисеев, Владислав Волков и я - представители первого поколения космических бортинженеров. Вскоре после полета Гагарина нам, тогда работникам КБ, которое возглавлял С. П. Королев, стало ясно: путь в космос не закрыт и специалистам.

Помню слова Сергея Павловича, сказанные им, когда на трехместном "Восходе" полетел первый космонавт-исследователь, один из создателей гагаринского "Востока" - Константин Петрович Феоктистов: "Отныне после полета Феоктистова дорога в космос открыта ученым. Им теперь доступны не только цифры и записи приборов, фото- и телеметрические пленки, показания датчиков. Нет, сейчас ученому доступно свое, живое восприятие событий, чувство пережитого и виденного, ему отныне представляется великолепная возможность вести исследования, тут же анализировать полученные результаты и продвигаться дальше".

Королев, лично беседовавший с каждым из первых тринадцати инженеров, подавших заявление, сам установил то основное минимальное требование, которому должен отвечать кандидат в космонавты: не менее чем трехлетняя работа в области космической техники. Человек крутого нрава, он требовал от нас четкого понимания задач космонавта-испытателя, глубокого знания космической техники, чтобы справиться с тем обширным кругом научных наблюдений и экспериментов, которые предстояло вести в космосе.

Если кандидат на прямой вопрос Королева, почему подал заявление, отвечал, что просто хочет стать космонавтом, шансов действительно стать им почти не оставалось.

Когда дошла очередь до меня, я ответил: "Хочу испытывать технику, в создании которой сам участвовал" - и, судя по всему, высказал мысль, близкую Сергею Павловичу. Вспомнил, что еще в марте 1960 года на вводной лекции для будущих космонавтов создатель первой советской жидкостной ракеты Михаил Клавдиевич Тихонравов сформулировал задачу предстоящего полета человека в космос так: "Натурные летные испытания космического корабля "Восток" в пилотируемом варианте..."

Официальной датой рождения нашей группы бортинженеров, состоявшей из восьми человек, считается 23 мая 1966 года, хотя в Центр подготовки космонавтов мы, четверо из этой восьмерки, попали лишь в августе того же года. Алексей Елисеев, Владислав Волков, Георгий Гречко и я смогли благополучно пройти строжайшие медицинские проверки и начали готовиться к полетам, чтобы в одном из них перейти из корабля в корабль. Кстати, позже это проделал Алексей Елисеев, а мне довелось быть его дублером.

Обосновались мы в профилактории Центра подготовки космонавтов, расположенном в лесной местности: я вместе с Алексеем, а рядом, по соседству, Вадим Волков и Георгий Гречко.

В комнате у нас стоял большой шкаф, две тумбочки, две кровати. На стене - репродуктор. Вот и вся нехитрая обстановка.

Шесть дней в неделю мы находились в профилактории и только по субботам уезжали домой. Заниматься приходилось тогда очень много - с утра до позднего вечера шли различные занятия. Спать ложились уже после одиннадцати, послушав "Последние известия".

Репродуктор висел над кроватью Алексея, и он, измотавшись за день, засыпал, не заметив, что радио оставалось включенным. Трансляция заканчивалась, и оно само утихало... Но утром, в 6 часов, репродуктор просыпался первым. А у нас по распорядку дня подъем только в семь. Алексей испытывал мою выдержку. Ждал, когда я проявлю слабину и выключу радио. Я не выдерживал, вскакивал, одним прыжком выхватывал вилку репродуктора из розетки и... швырял ее в Алексея! Но тот продолжал безмятежно лежать, зная, что длины шнура не хватит и вилка до него не долетит.

В один из дней в начале зимы в нашей маленькой группе случилось неприятное происшествие. Нас отправили на аэродром - на парашютные прыжки. В этом виде подготовки мы были робкими новичками по сравнению с Жорой Гречко, который имел уже немалый "парашютный" опыт. То ли он решил показать нам свой высокий класс, то ли просто не повезло, но, приземлившись, однажды так и остался лежать, не отстегнув парашют.

Подбежали, слышим стон: "Нога, нога..." Оказалось - серьезный перелом. Пришлось отправлять его самолетом в Москву, а там в госпиталь.

Вернувшись с прыжков, мы первым делом навестили Георгия. Вид у него был, прямо сказать, удручающий: нога в гипсе задрана на спинку кровати. Держится, правда, молодцом, шутит.

Ну а коньяк вы принесли? - спрашивает на полном серьезе.

Да ты что, Жора, разве можно?

Мне доктор сказал, чтобы быстрее поправиться, надо пить гоголь-моголь. А знаете ли вы, что такое гоголь-моголь для взрослого человека,- смеется Георгий,- это и есть смесь яичного желтка с коньяком!

К счастью, у него все обошлось и без гоголя-моголя. Кость срослась, и со временем врачи сняли все ограничения. А каким космонавтом стал Георгий Гречко, знают все, в частности по его продолжительной и успешной работе на орбитальной станции "Салют-6".

В ноябре 1966 года наша маленькая группа пополнилась "новобранцами" Олегом Макаровым, Виталием Севастьяновым, Николаем Рукавишниковым.

> > > Кубасов Валерий Николаевич

Кубасов Валерий Николаевич (1935-2014 гг.)

Краткая биография:

Космонавт СССР: №18;
Космонавт мира: №40;
Число полетов: 3;
Продолжительность : 18 сут 17 ч 59 мин 22 с;

Валерий Кубасов – 18-й советский космонавт, дважды герой СССР: биография, фото, космос, личная жизнь, даты, первый полет, Союз, встреча двух стран в космосе.

Родился в знаменательный день - седьмого января 1935 года, город Вязники (Владимирская область).

Валерий окончил школу № 2 в 1952 в своем родном городе Вязники. Окончил школу с отличием и получил серебряную медаль. Потом поступил в Московский авиационный институт - факультет самолетостроительный. Успешно окончил авиационный институт в 1958 году.

Учился в ЦКБЭМ (1966 - 1968), защитил диссертацию и получил степень кандидата технических наук.

Космос

Работал в качестве космонавта - инженера ("Восход"). Потом был допущен к спецподготовке, но испытание не прошел: его рассматривали в качестве кандидата, но специальная комиссия 11 июня 1964 года отклонила его кандидатуру.

Кубасов Валерий Николаевич не из тех, кто останавливается после первого отказа - он проходил подготовку на борту экипажа "Союз". Во время старта КК «Союз-5» стал дублером корабля!

Первый полет

Первый полете Валерия Николаевича состоялся в 1969 году, вместе с Г. Шониным. Это был непростой полет, во время полете они должны были провести эксперимент в космосе. Эксперимент заключался в том, чтобы попробовать выполнить сварочные работы в космосе. Такой эксперимент ставился впервые в мире (аппаратура была разработана в ИЭС им. Патона).

Продолжительность полета: 004 сут. 22 ч 42 мин 47 с.

Второй полет

Второй полет космонавта Кубасова был знаменательным: впервые на орбите встретились два разных корабля двух разных стран - США «Аполлон» (всегда была соперником в для Советского Союза в изучении космоса) и СССР «Союз-19» .

Продолжительность полета:005 сут. 22 ч 30 мин 51 с.

Третий полет

В качестве командира совершил полет в 1980 году, полет был разработан по советско-венгерской программе.

Личная жизнь

Кубасов вырос в семье служащего, у него была старшая сестра -Тарасевич (Кубасова) Галина Николаевна. Кубасов Валерий Николаевич был женат один раз. Его супруга - Кубасова (Куровская) Людмила Ивановна (1943 года рождения). Жена Валерия Николаевича была близка к его профессии и оказывала мужу не только моральную поддержку, но и сама работа инженером КБ автоматических систем управления. У Валерия Николаевича двое детей: дочка - Кубасова Екатерина Валерьевна (1966 года рождения), сын - Кубасов Дмитрий Валерьевич, 1971 года рождения.

Увлечение

Недаром говорят, что космонавты не могут сидеть без дела! Валерий Николаевич не исключение, он с молодости увлекался теннисом и даже, находясь в возрасте, не покинул любимое увлечение.

Родился 7 января 1935 года в городе Вязники Владимирской области в семье служащего. Там же в 1952 году окончил среднюю школу с серебряной медалью. Еще в школе мечтал строить самолеты, поэтому и поступил в том же году в Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе. Окончил институт в 1958 году и по распределению был направлен на работу в ОКБ-1 (КБ Королева) в отдел баллистики. С 17 октября 1962 года работал начальником группы ОКБ-1 (п/я 651). Занимался проектированием марсианского пилотируемого корабля (ТМК).

В мае - июне 1964 года был направлен на медицинское обследование в НИАГ в качестве одного из 14 кандидатов от ОКБ-1 для полёта на первом трехместном КК «Восход» (целевой набор «Восход») в качестве космонавта-инженера. В июне 1964 года получил допуск медицинской комиссии к спецподготовке. Его кандидатура рассматривалась на заседании Мандатной комиссии 11 июня 1964 года, но к зачислению в группу он рекомендован не был.

В июле 1965 года прошел медицинское обследование в ИМБП в качестве участника первого набора космонавтов в отряд ОКБ-1 (ныне РКК «Энергия») и был одним из 12 инженеров, прошедших все этапы отбора.

Весной 1966 года, после появления приказа № 25 по ЦКБЭМ о формировании в летно-испытательном отделе №90 группы подготовки инженеров-испытателей, был направлен на повторное обследование в ИМБП, которое вновь прошел успешно. 23 мая 1966 года прошел мандатную комиссию в ЦКБЭМ и приказом В.П.Мишина №43 был включен в первую группу кандидатов в космонавты-испытатели ЦКБЭМ. По август 1966 года проходил подготовку в ЦКБЭМ в составе группы кандидатов в космонавты.

Прошел полный курс подготовки к полетам на кораблях типа "Союз". Готовился по лунной программе СССР. Входил в состав дублирующего экипажа космического корабля "Союз-2" (совместно с Андрианом Григорьевичем Николаевым и Виктором Васильевичем Горбатко), старт которого был намечен на 24 апреля 1967 года. Из-за возникших неполадок на борту корабля "Союз-1", старт корабля "Союз-2" был отменен. В 1966 - 1968 годах учился в аспирантуре в ЦКБЭМ. После защиты диссертации в 1968 году получил степень кандидата технических наук. Входил в состав дублирующего экипажа космического корабля "Союз-5" (совместно с Анатолием Васильевичем Филипченко и Виктором Васильевичем Горбатко) во время старта 15 января 1969 года.

Свой первый космический полет совершил 11-16 октября 1969 года в качестве бортинженера космического корабля "Союз-6" (совместно с Георгием Степановичем Шониным). Во время полета впервые в мире провел эксперименты по сварке в условиях космоса. Продолжительность пребывания в космосе составила 4 дня 22 часа 42 минуты 47 секунд. В дальнейшем проходил подготовку к полетам на борту орбитальной станции типа "Салют" (ДОС). Входил в состав дублирующего экипажа космического корабля "Союз-10" (совместно с Алексеем Архиповичем Леоновым и Петром Ивановичем Колодиным) во время старта 22 апреля 1971 года. Позывной: «Антей-2».

С 18 сентября 1970 по 20 марта 1971 года проходил непосредственную подготовку для полета на ДОС-1 «Салют» в качестве бортинженера второго (дублирующего) экипажа по программе первой экспедиции (ЭО-1), вместе с А.Леоновым и П.Колодиным. 23 апреля 1971 года во время страта КК «Союз-10» был дублером бортинженера корабля.

С 27 апреля по 27 мая 1971 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа КК «Союз-11» для полета по программе первой экспедиции (ЭО-1, которая не была выполнена предыдущим экипажем) на ДОС-1 «Салют», вместе с А.Леоновым и П.Колодиным. Однако за два дня до полета, 4 июня 1971 года, решением Государственной комиссии основной экипаж отстранен от полета из-за обнаруженного у Валерия Кубасова затемнения в легких.

С 10 октября 1971 по 24 мая 1972 года готовился в качестве бортинженера первого экипажа первой экспедиции (ЭО-1) на ДОС-2, вместе с А.Леоновым. Полет был отменен из-за аварии РН «Протон» во время запуска ДОС-2 на орбиту 29 июля 1972.

С 25 августа по сентябрь 1972 проходил подготовку в качестве бортинженера первого экипажа к полету на 7К-Т №34 по программе автономного полета (вместе с А.Леоновым) с целью испытания новых скафандров «Сокол-К». Полет был отменен, а корабль 7К-Т №34 совершил беспилотный полет.

С 25 октября 1972 по 10 апреля 1973 года проходил непосредственную подготовку в качестве бортинженера первого экипажа первой экспедиции (ЭО-1) на ДОС-3, вместе с А.Леоновым. Полет был отменен из-за аварии станции на орбите в мае 1973.

С мая 1973 по 16 июня 1975 года проходил подготовку по программе советско-американского полета (ЭПАС - экспериментальная программа Аполлон - Союз) в качестве бортинженера первого экипажа, вместе с А.Леоновым.

Свой второй космический полет совершил с 15 по 21 июля 1975 года в качестве бортинженера космического корабля "Союз-19" (совместно с Алексеем Архиповичем Леоновым) по программе ЭПАС. Во время полета была осуществлена первая в мире стыковка двух пилотируемых кораблей разных стран - советского "Союз-19" и американского "Apollo". Продолжительность пребывания в космосе составила 5 дней 22 часа 30 минут 51 секунды. Позывной: «Союз-2».

С 22 августа 1977 по 9 июня 1978 года проходил подготовку в качестве командира второго (дублирующего) советско-польского экипажа по программе экспедиции посещения (ЭП) ОС «Салют-6», вместе с З.Янковским (ПНР). 27 июня 1978 года во время старта КК «Союз-30» был дублером командира корабля.

С 20 ноября 1978 по 18 мая 1979 года проходил непосредственную подготовку к полету в качестве командира первого экипажа по программе советско-венгерской экспедиции посещения (ЭП) ОС «Салют-6», вместе с Б.Фаркашем (ВНР). Полет был отложен из-за аварии корректирующе-тормозной двигательной установки (КТДУ) на КК «Союз-33». В связи с этим с 3 сентября 1979 по 12 мая 1980 года продолжал подготовку в режиме поддержания тренированности в этом же экипаже по той же программе.

Свой третий космический полет начал 26 мая 1980 года в качестве командира космического корабля "Союз-36" (совместно с венгерским космонавтом Bertalan FARKAS). Работал на борту орбитального комплекса "Салют-7" - "Союз-35" (экипаж Леонид Иванович Попов и Валерий Викторович Рюмин) - "Союз-36". Возвратился на Землю 3 июня 1980 года на космическом корабле "Союз-35". Продолжительность пребывания в космосе составила 7 дней 20 часов 45 минут 44 секунды. За 3 рейса в космос налетал 18 дней 17 часов 59 минут 22 секунды. Позывной: «Орион-1».

  • Дважды Герой Советского Союза (22.10.1969, 22.07.1975);
  • Летчик-космонавт СССР (22.10.1969);- Герой ВНР (1980);
  • Две медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (22.10.1969, 22.07.1975);
  • Три ордена Ленина (22.10.1969, 22.07.1975, 1980);
  • Медаль «Ветеран труда» (1985);
  • Медаль «Золотая Звезда» Героя ВНР;
  • Лауреат национальной премии «Во славу Отечества» в номинации «Слава России» (2008), учрежденной - Международной академией общественных наук и Международной академией меценатства;
  • Орден «Во славу Отечества» II степени (2008).

7 июля 1981 года был назначен заместителем руководителя комплекса. 1 января 1982 года был назначен руководителем 29-й службы. 12 июня 1987 года был переведен на должность заместителя руководителя 5-го комплекса. С 29 декабря 1989 года назначен заместителем начальника 5-го отделения ГКБ НПО «Энергия».

Учитывая большой вклад В.Н. Кубасова в освоение космического пространства и гордясь этим, в знак общественного признания исполком Владимирский городского Совета депутатов трудящихся присвоил Валерию Николаевичу звание Почётного гражданина города Владимира.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!