Методика обучения бегу. «Легкая атлетика в детском саду Виды бега во второй младшей группе

Возраст

Особенности выполнения движения детьми

Программные требования

Педагогические требования при обучении движению

Младший дошкольный возраст

Малыши еще не могут хорошо оттолкнуться от земли, пола, бегут тяжело, шаг у них мелкий, координация движений не у всех хорошо развита. Трудным для детей является коллективный бег

Приучать детей бегать легко, естественно размахивая руками Учить детей бегать в определенном направлении

Обращать внимание на осанку детей во время бега.

Длительность бега в младших группах составляет 30 – 40 с.

Бег нужно чередовать с другими движениями, так как дети быстро устают.

Обращать внимание на легкость бега, координацию движений.

Учить бегу целесообразно небольшими группами.

Бег сочетать с отдыхом.

Каждый ребенок бежит в своем темпе, стараясь не наталкиваться на других – при беге стайкой в указанном направлении

Средний дошкольный возраст

Трудности в беге группой.

Некоторые дети по прежнему наступают на всю стопу

Приучать детей бегать легко, естественно размахивая руками Учить детей бегать в определенном направлении

Учить детей использовать все пространство комнаты или площадки

Упражнять в беге с остановками на сигнал воспитателя, с поворотом

Особое внимание обращать на естественность, легкость бега, энергичное отталкивание, эластичную постановку стопы, умение выполнять разные виды бега.

По мере освоения бега повышаются требования к его технике

Старший дошкольный возраст

Сравнительно высокий уровень координации движений, что дает возможность выполнять сложные упражнения

Воспитывать выносливость, ловкость, внимание

Создавать привычку ежедневно заниматься физическими упражнениями

Предлагаются дополнительные задания: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжить бег, обежать предметы, чередовать бег с другими видами движений – ходьбой, прыжками и др.

Добиваться правильной техники выполнения бега. Длительность бега составляет 2 – 3 мин.

Увеличивается беговая дистанция.

Дети соревнуются в беге на скорость (20 – 30 м).

Более продолжительным становится бег в медленном темпе (1,5 – 2 мин)

Детей дошкольного возраста нужно научить бегать быстро, легко и ритмично , с хорошей координацией движений рук и ног. Дети должны уметь использовать наиболее целесообразный вид и технику бега в зависимости от конкретных условий . Так, на неровной поверхности эффективнее бег в замедленном темпе с сохранением равновесия; в горку - мелким шагом, с горы - широким, в играх с ловлей и увертыванием - бег в переменном темпе, с поворотами, неожиданными остановками.

В своей повседневной деятельности и играх дети чаще всего используют бег на слегка согнутых ногах в среднем темпе со сменой направления. Но необходимо научить детей и другим видам бега (на скорость, в медленном темпе, бег высоко поднимая колени), имеющим важное значение для всестороннего физического воспитания, развития двигательных качеств, таких, как ловкость, быстрота, выносливость.

Бег как новый вид двигательных действий появляется у детей на 2-м году жизни после того, как они научатся уверенно ходить. Сначала это просто ускоренная ходьба частыми и мелкими шагами . Туловище при этом сильно наклоняется вперед, ноги согнуты в коленях. Создается впечатление, что ребенок как бы падает.

В начале 3-го года жизни ребенка эта своеобразная ускоренная ходьба становится собственно бегом, появляется характерная его особенность - полет, хотя шаги все еще семенящие, неравномерные , а нога ставится на поверхность тяжело, сразу всей стопой – «шлепает» . Движения рук не всегда согласуются с движениями ног .

К 4 годам под влиянием упражнений у ребенка улучшается координация движений рук и ног в беге , совершенствуются полетность, ритмичность . Однако длина шага еще недостаточна, поэтому ему дают упражнения в беге через палки, положенные на полу, кружки, обручи, а также применяют бег с увертыванием и ловлей.

В 5 лет ребенок овладевает техникой бега , хотя в деталях ему не удается достичь достаточной четкости . Обучая бегу, педагог обращает внимание на совершенствование деталей, легкости и скорости бега.

В 6 лет дети овладевают доступной им техникой бега. Бегут легко, ритмично, равномерно, с хорошей координацией движений, соблюдением направления.

За период от 2 до 7 лет бег у детей становится легким, ритмичным, в нем хорошо выражен полет, движения рук и ног согласованы. Стопа ставится эластичным перекатом с пятки на носок . Дети уже способны выполнять разные виды бега, применяя различную его технику. Например, на коротком отрезке при задании пробежать быстро они выполняют энергичный бег на носках, с активными движениями рук. При беге на большую дистанцию они бегут в спокойном темпе, ставя ногу перекатом с пятки на носок, движения рук слегка расслабленные.

Для того чтобы дети постепенно совершенствовали разные виды бега, необходимо создавать им соответствующие условия.

Чтобы дети МЛАДШИХ ГРУПП лучше освоились в коллективе, научились использовать свободное пространство, обучение бегу целесообразно начинать с небольшими группами . В начале они бегают так, как хотят, особенно интересно им бегать с ленточками, возить за собой машины, каталки, коляски. Такой бег чередуется с остановками. Малыши по своей инициативе приседают, идут, вновь бегут. Получаются как бы естественные перерывы для отдыха в беге. Воспитатель наблюдает за детьми, по мере необходимости предлагает, например, малоподвижному ребенку пробежать до дерева, с ярким платочком в руках, а ребенку, долго бегающему с машиной, нагрузить ее песком, мелкими камешками, листьями.

Самое простое задание - бежать стайкой в указанном направлении, за воспитателем, к игрушке, стульчику. Бег одного ребенка в этом случае мало связан с бегом других детей. Каждый бежит в своем темпе, сохраняя направление бега, стараясь не наталкиваться друг на друга.

Бег в колонне, по кругу, парами требует от каждого умения соразмерять свои движения с бегом других детей, не обгонять впереди бегущего. Эти виды бега осваивают постепенно, начиная с небольших подгрупп. Воспитатель сам активно действует, бежит впереди детей, увлекая их за собой. Предлагает интересные игровые задания типа: «Добежать до дерева», «Обежать пенек» и др. Бег в колонне чаще используется на утренней гимнастике, физкультурных занятиях. Бег стайкой, бег по кругу составляют содержание многих подвижных и хороводных игр.

При обучении бегу детей младшего возраста большое значение имеет пример воспитателя . Поэтому в упражнениях и играх педагог выполняет задание вместе с детьми , обращая их внимание на легкость бега, координацию движений . Использует при этом игровой образ , например, бегите, как мышки. При выполнении таких имитационных действий не всегда нужно показывать движения, но воспитатель должен быть уверен, что детям понятен и знаком предложенный для подражания образ.

Не нужно давать детям много порой непонятных указаний, например «выше поднимайте ноги» или «сильнее двигайте руками». Нередко это приводит к обратному результату: дети начинают топать, бег становится тяжелым, резким, разлаживается уже наметившаяся координация движений рук и ног. Чтобы поддержать у малышей интерес к обучению, целесообразно чаще предлагать игровые задания – добежать до игрушки, подбежать к дереву или камню, проводить подвижные игры с бегом: «Воробушки и автомобиль», « Кошка и мышки» и др.

В дальнейшем при обучении бегу детей более старшего возраста педагог уже, меньше показывает сам, больше объясняет, обращает внимание на тех, кто хорошо выполняет бег (бежит легко, ритмично, правильно соблюдая технику бега) и может служить примером.

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ по мере освоения бега повышаются требования к его технике . Особое внимание воспитатель должен обращать на естественность и легкость бега, энергичное отталкивание, эластичную постановку стопы, умение выполнять разные виды бега . Например, при ускорении темпа делать более частые шаги, энергичнее работать руками; при переходе к медленному темпу шаги реже, движения рук спокойнее.

В беге на скорость дети должны быстро начать движение по сигналу, бежать энергично, целеустремленно, смотреть вперед не отвлекаясь. Воспитатель следит, чтобы при беге дети ставили стопы ближе одна к другой, не разводили в стороны носки ног. С этой целью предлагает пробежать по узкой дорожке, доске шириной 30-20 см.

Во время бега в колонне так же усложняются задания: обегать поставленные в ряд предметы поворотами вправо и влево, не отбегая далеко в стороны от предметов. Следует напомнить о том, что в этом беге несколько больше согнуты ноги в коленях, нога ставится на переднюю часть столы, руки помогают сохранению равновесия. Желательно использовать пример хорошо бегающего ребенка, умеющего ловко и достаточно быстро выполнить задание. В этой группе надо стремиться к тому, чтобы по возможности каждый ребёнок мог быть ведущим в колонне , и не поручать это одним и тем же детям.

При беге парами ставится требование соразмерять свои движения с движениями партнера, соблюдать необходимый интервал от впереди бегущей пары.

Увеличиваются скорость и продолжительность бега , совершенствуются ловкость, быстрота, выносливость . Бег широким шагом уже требует больших мышечных усилий для энергичного отталкивания, хорошего полета и активных движений рук. При условии частого использования бега во всех формах работы применяется бег на отрезках 40-б0 м, чередуя его со спокойной ходьбой.

Широко используется бег в подвижных играх.

Упражнения в беге для детей СТАРШЕЙ ГРУППЫ усложняются. Воспитатель добивается от ребят умения выполнять разные виды бега технически правильно : на носках короткими и частыми беговыми шагами; бег широким шагом с большим легким полетом и размашистыми движениями рук. Педагог поощряет детей, умеющих применять соответствующие заданию виды бега , и во всех случаях положительно оценивает легкий свободный бег с естественными движениями рук.

Для того чтобы не снижался интерес к бегу , детям старших групп следует предлагать дополнительные задания при беге в среднем темпе: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжить бег, обежать предметы, сменить ведущего, выполнить поворот кругом, перестроиться из колонны в пары, чередовать бег с другими движениями - ходьбой, перелезанием, прыжками и др.

Бег с введением дополнительных заданий чаще всего проводится в таких упражнениях, как «Догони мяч», «По мостику», «За высоким, за низким», «Аист, бабочка, лягушка», «Пробеги - не урони». В содержание многих из них включается бег с ловлей и увертыванием, влияющий на улучшение координации движений, скорость бега, на развитие ловкости.

Также в среднем темпе выполняется бег по пересеченной местности . Дистанция такого бега типа кросса для детей 6 лет находится в пределах до 150-200 м. По возможности включаются препятствия, которые дети должны преодолеть на бегу: подлезть, перепрыгнуть, ловко обежать.

В старшей группе ведется специальная работа над развитием у детей двигательных качеств быстроты и выносливости , для чего увеличивается длина беговых дистанций. Дети соревнуются в беге на скорость на дистанции 20-30 м или повторяют 3-4 раза быстрый бег на 10 м.

С целью воспитания выносливости детям предлагается пробежать от б0 до 100 м, затем пройти часть пути и вновь пробежать такое же расстояние. Более продолжительным становится бег в медленном темпе - до 1,5-2 минуты. Воспитатель вначале сам показывает, как бежать в медленном темпе, а затем кто-либо из детей демонстрирует свое умение равномерно и неторопливо бежать. Медленный бег целесообразнее проводить в естественных условиях на воздухе.

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРАВИЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ

Показателями правильного бега являются: определенное положение головы, корпуса (беговая осанка), рук, бедра, голени, стопы.

Правильный бег, так же как и обычная ходьба, строится от бедра активным перекатом с пятки на носок .

Положение головы свободное, взгляд направлен вперед. При беге голову необходимо держать прямо и ровно, смотреть на дорожку впереди себя, приблизительно на 2 м.

Важное требование - соблюдение беговой осанки . При этом корпус расположен прямо с небольшим общим наклоном вперед, т.е. голова, туловище, таз, толчковая нога находятся как бы на одной линии. Плечи опущены, расслаблены.

Положение рук в беге свободное, ненапряженное. Руки согнуты в локтях под углом 90°. Пальцы разжаты, слегка согнуты, но не сжаты в кулаки. Руки в беге движутся точно вперед - до уровня груди, назад - до упора. При движении вперед угол в локтевом суставе несколько уменьшается, а при движении назад - немного увеличивается.

Важным показателем правильного бега является положение бедра . В беге оно выносится вперед- вверх и выше, чем при ходьбе. Высота выноса бедра зависит от темпа бега: чем выше темп бега, тем активнее подъем бедра вверх. Наряду с этим еще одним показателем является разведение и сведение бедер . Постепенно, с возрастом, угол разведения бедер увеличивается, шаг становится шире, постановка стопы активнее. Все это способствует повышению темпа бега, его экономичности.

Положение голени в беге тоже влияет на его эффективность . После отталкивания голень складывается более значительно, чем в ходьбе. Движение голени в беге характеризуется и большей амплитудой. Максимальное сложение голени происходит в момент вертикали. После этого сложенная голень выходит вперед и вверх вместе с бедром. По мере снижения бедра голень раскрывается (происходит выпрямление в коленном суставе) и подготавливается к загребающему движению под себя.

Наименьший полетный интервал составляет всего 0,06-0,08 с при относительно большой частоте шагов 4-4,5 шага/с у детей 3-4 лет.

В первой младшей группе дети должны бегать непрерывно в течение 30-40 с.

Во второй младшей группе время увеличивается до 50-60 с и уже вводится бег на скорость (10 с).

В средней группе дети уже бегают в медленном темпе непрерывно в течение 1-1,5 мин , 40-60 с - со средней скоростью 20 м за 5,5-6 с.

В старшей группе непрерывный бег доводится до 1,5-2 мин в медленном темпе , бег в среднем темпе - до 80-120 с , 2-3 раза в чередовании с ходьбой . Уменьшается время пробегания 20 м на скорость . К концу учебного года дети должны пробегать этот отрезок за 5,5-6 с. Вводится новая дистанция 30 м . К концу года дети должны ее пробегать за 7,5-8,5 с.

В подготовительной группе непрерывный бег доводится до 2-3 мин в медленном темпе . Бег в среднем темпе 80-120 с , 2-4 раза в чередовании с ходьбой . К концу года дети должны пробегать 30 м за 6,5-7,5 с.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЕГ - э то длительный бег в медленном темпе .

Этот бег полезен для воспитания выносливости. Он используется в работе с детьми всех возрастных групп. Для детей первой и второй младших групп длительность бега составляет 30-60 с., для детей старших групп продолжительность бега увеличивается до 2-3 мин.

МЕТОДИКА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО БЕГА

Вначале производится разминка для того, чтобы разогреть мышцы, сделать более подвижными суставы, настроить ребенка психологически. Заканчивается разминка бегом на месте (чтобы дети не « сорвались» с места, а побежали в нужном темпе).

Дети продвигаются вперед « стайкой». Не следует выстраивать их друг за другом, т.к. индивидуальный темп бега у каждого ребенка свой. Они начинают подталкивать друг друга, наступать на пятки, некоторые отстают, а потом бросаются догонять. Неритмичный, прерывистый бег оздоровительного эффекта не дает.

Всю дистанцию воспитатель бежит вместе с детьми. Она следит за каждым ребенком в отдельности, в случае необходимости, предлагает сойти с дистанции и отдохнуть. Воспитатель во время бега находиться то сбоку от детей, то впереди, то сзади, подбадривая детей. Постепенно дети начинают пристраиваться друг за другом, вытягиваясь в цепочку, и бегут равномерно. Заканчивается бег еще большим замедлением и переходом на ходьбу с выполнением упражнений на дыхание, затем на расслабление и дети некоторое время отдыхают.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО БЕГА

1.Бег должен доставлять детям удовольствие;

2.Бегать вместе с детьми, но в темпе, предусмотренном для детей;

3.Бегать каждый день;

4.Чем длиннее дистанция бега, тем короче разминка;

5.После бега необходимо расслабиться.

Важно помнить, что исходная длительность бега определяется для каждого ребенка индивидуально. Детям, пришедшим после болезни, вместо бега предлагается пройти несколько кругов, пробежать меньшую дистанцию или не бегать вовсе, а просто погулять. Учитывается и настроение ребенка. Всякое принуждение запрещается категорически

10. Методика обучения детей ходьбе, упражнениям в равновесии. (Классификация; ошибки при ходьбе у малышей и способы их исправления; количественные и качественные показатели правильного выполнения движений).

ХОДЬБА циклическое движение , естественный способ передвижения ребенка .

Для ходьбы характерно однообразное повторение одинаковых фаз движений . При этом различаются чередующиеся фазы: опора одной ногой, перенос ноги, опора двумя ногами. Эти фазы движений, повторяющиеся при каждом двойном шаге, составляют цикл .

В результате повторения одних и тех же действий происходит чередование напряжения и расслабления мышц . Это обеспечивает их продолжительную работоспособность на высоком уровне.

Благодаря автоматизму и ритмичности, чередованию сокращения и расслабления работы мышц ходьба при определенной дозировке не утомляет ребенка, так как когда опорная нога выдерживает тяжесть всего тела - другая, отделяясь от земли, производит маятникообразное движение и имеет меньшую нагрузку.

Нагрузка при ходьбе зависит от ее темпа и затраты энергии при ее выполнении. Темп ходьбы может быть обычный, умеренный, быстрый и т.д.

Ходьба является сложным движением . В ее нервной регуляции принимают участие различные отделы центральной нервной системы, включая и кору больших полушарий головного мозга.

Она оказывает значительное физиологическое воздействие на организм: во время ходьбы в работу включается более 60% мышц, активизируются обменные, дыхательные процессы; повышается работа сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма.

ВИДЫ ХОДЬБЫ

В Программу обучения и воспитания в детском саду входят следующие виды ходьбы :

Обычная ходьба,

Ходьба на носках, на пятках,

Ходьба с высоким подниманием колена,

Ходьба широким шагом,

Ходьба приставными шагами (прямо и боком),

Ходьба перекатом с пятки на носок,

Ходьба в полуприседе и приседе,

Ходьба выпадами,

Ходьба скрестным шагом,

Гимнастическая ходьба.

Определяющим условием формирования ходьбы является обучение . Формируя навык правильной ходьбы у ребенка, педагог воспитывает у него согласованность движения рук и ног, равновесие, правильную осанку, что развивает и укрепляет свод стопы.

Постоянное, ежедневное упражнение человека в ходьбе рано формирует прочный навык в этом движении . К началу дошкольного возраста дети уже довольно свободно владеют ходьбой .

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
К БЕГУ 4
2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕГУ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ
ГРУППАХ 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................................15

ВВЕДЕНИЕ

Формирование основных движений - одна из важнейших про¬блем теории и практики физической культуры. Ее изучение неот¬делимо от всей проблематики развития произвольных движений в онтогенезе человека. Сопровождая ребенка с раннего детства, ос¬новные движения естественны и содействуют оздоровлению орга¬низма, а также всестороннему совершенствованию его личности.
Рассматривая целостный двигательный акт как сенсомоторное единство, следует подчеркнуть, что развитие основных движений должно производиться не ради приобретения двигательных навы¬ков, а для формирования умения использовать их в повседневной практической деятельности, производя при этом наименьшие фи¬зические и нервно-психические затраты. Конечная цель формиро¬вания навыков основных движений состоит в том, чтобы научить каждого ребенка: 1) сознательно управлять своими движениями; 2) самостоятельно наблюдать и анализировать различные ситуа¬ции, выбирая наиболее эффективный способ реализации двига¬тельного поведения применительно к конкретным условиям взаи¬модействия с окружающими; 3) понимать особенности каждого вида основных движений, преимущество их использования; 4) навыкам точных мышечных ощущений правильного выполнения движения, творческому использованию этих движений в по¬вседневной жизни. Решение поставленных задач возможно только благодаря упражнениям в основных движениях в условиях двига¬тельной активности самого ребенка, а также в процессе организо¬ванного обучения.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К
БЕГУ

Рассмотрим основные требования к бегу в разных возрастных группах.
Первая младшая группа. Бег подгруппами и всей группой в прямом направлении, друг за другом, в колонне по одному, в медленном темпе в течение 30-40 се¬кунд (непрерывно), с изменением темпа. Бег между двумя шнурами, линиями (расстояние между ними 25-30 см).
Вторая младшая группа. Бег обычный, на носках (подгруппами и всей группой), с од¬ного края площадки на другой, в колонне по одному, в разных на¬правлениях: по прямой, извилистой дорожкам (ширина 25-50 см, длина 5-6 м), по кругу, змейкой, врассыпную; бег с выполнением за-даний (останавливаться, убегать от догоняющего, догонять убегаю¬щего, бежать по сигналу в указанное место), бег с изменением темпа: в медленном темпе в течение 50-60 секунд, в быстром темпе на рас¬стояние 10 м.
Средняя группа. Бег обычный, на носках, с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом. Бег в колонне (по одному, по двое); бег в разных направ¬лениях: по кругу, змейкой (между предметами), врассыпную. Бег с измене¬нием темпа, со сменой ведущего. Непрерывный бег в медленном темпе в течение 1-1,5 минуты. Бег на расстояние 40-60 м со средней скоростью; челночный бег 3 раза по 10 м; бег на 20 м (5,5-6 секунд; к концу года).
Старшая группа. Бег обычный, на носках, с высоким подниманием колена (бедра), мелким и широким шагом, в колонне по одному, по двое; змейкой, врассыпную, с препятствиями. Непрерывный бег в течение 1,5-2 минут в медленном темпе, бег в среднем темпе на 80-120 м (2-3 раза) в чере¬довании с ходьбой; челночный бег 3 раза по 10 м. Бег на скорость: 20 м примерно за 5,5-5 секунд (к концу года 30 м за 8,5-7,5 секунды). Бег по наклонной доске вверх и вниз на носках, боком приставным шагом. Кружение парами, держась за руки.
Подготовительная группа. Бег обычный, на носках, высоко поднимая колено, сильно сги¬бая ноги назад, выбрасывая прямые ноги вперед, мелким и широким шагом. Бег в колонне по одному, по двое, из разных исходных положе¬ний, в разных направлениях, с различными заданиями, с преодолением препятствий. Бег со скакалкой, с мячом, по доске, бревну, в чередовании с ходьбой, прыжками, с изменением темпа. Непрерывный бег в течение 2-3 минут. Бег со средней скоростью на 80-120 м (2-4 раза) в чередо¬вании с ходьбой; челночный бег 3-5 раз по 10 м. Бег на скорость: 30 м примерно за 7,5-6,5 секунды к концу года.

2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕГУ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

В отличие от ходьбы бег - более быстрый способ передвижения. Вместе с тем он и более эффективно влияет на организм. Детей обучают разным видам бега.
Обычный бег. В дошкольном возрасте нужно научить детей:
1) туловище и голову слегка наклонять, смотреть вперед;
2) согласовывать движения рук и ног: правую руку выно¬сить вперед в направлении к плечу одновременно с левой ногой и, наоборот, левую руку - с правой ногой;
3) бежать легко, ставя ногу с пятки с перекатом на всю ступню и переходом на носок;
4) сохранять направление бега.
У детей двух лет бег характеризуется добавочными движе¬ниями и сильными боковыми раскачиваниями туловища, мелким, семенящим шагом, полусогнутым положением ног с повернутыми внутрь стопами; незначительным взлетом во время безопорной фазы, тяжелой постановкой ног всей стопой на землю, шарканьем ногами; широким разведением рук, напряженностью плечевого пояса; неравномерностью шагов; неэнергичным движением рук; слабым отталкиванием от почвы; неумением сохранять направле¬ние движения; небольшой скоростью; отсутствием ритмичности, неэкономичностью движения; недостаточной ловкостью (дети наталкиваются друг на друга, на предметы).
В три года улучшается согласованность движения рук и ног; увеличивается полетность. Во время бега длина шага и быстро¬та передвижения увеличиваются благодаря более энергичному отталкиванию от земли.
С возрастом у детей увеличивается длина шага (до 85-90 см), а темп бега становится менее частым (в среднем 168-178 шагов в минуту). Скорость бега постепенно возрастает.
Обычный бег лучше проводить на участке, в лесу, где име¬ется мягкий грунт. По плотному грунту и доскам пола бегать труднее, так как приземление на твердую, неэластичную почву вызывает более сильное давление на стопу и более резкое сокращение мышц, что может привести к уплощению свода стопы.
При обучении бегу, большое внимание уделяется выносу голе¬ни маховой ноги вперед, энергичному отталкиванию от почвы, подъему бедра вверх. Для этого дается задание пробегать, с перешагиванием через препятствия высотой 10-15 см (кубики, рейки и др.). Предметы кладут на длину уменьшенного шага по прямой или кругу. При этом надо уметь отталкиваться подальше от препятствия и не набегать на него. После перешагивания нога опускается на грунт передней частью стопы. Дается и такое задание при беге: забрасывать голень маховой ноги назад перед выносом ее вперед, т. е. бежать сгибая ноги в коленях так сильно назад, чтобы пятками касаться ягодиц.
Важно также научить правильному движению руками - впе¬ред-вверх в направлении к плечу. Пальцы кисти при этом согнуты в кулак. После взмаха вперед руки отводятся назад, локтями в стороны. Руки слегка разгибаются в локтях. Амплитуду и направ¬ление движения рук можно уточнять стоя на месте (в шеренге), а также в коротких перебежках с одной стороны зала (пло¬щадки) до другой. Следует помнить, что амплитуда движения рук зависит от ширины шага, высоты подъема колена и скоро¬сти передвижения.
В подготовительной к школе группе задания по обучению технике бега усложняются: детям предлагают бегать, сильно сги¬бая ноги назад; высоко поднимая колени, стараясь коснуться ладоней согнутых в локтях рук; выбрасывать прямые ноги вперед.
Бег на носках используется с третьего года жизни. Дети бегают как на площадке, так и в помещении. Надо следить, чтобы они бежали на носках легко, ногу ставили на переднюю часть стопы, слегка отрываясь от пола. Шаг неширо¬кий, амплитуда движения рук небольшая. Руки часто ставятся на пояс. Наряду с показом и объяснением воспитатель при обучении пользуется имитацией (бегать бесшумно, как мышки).
Бег с высоким подниманием колен (бедра) используется на четвертом году жизни. Он проводится как на месте, так и с продвижением вперед. При беге на месте дети высоко поднимают колено (поочередно одной и другой ноги), подтягивают его к животу и тут же опускают ногу на носок. Амплитуда движения рук значительна. Обучая этому виду бега, воспитатель наряду с показом и объяснениями применяет ими¬тацию (бегать, как лошадки, бегать по глубокому снегу, по высокой траве и т. д.).
Бег широким шагом используется с пятого года жизни. При этом беге нога ставится с пятки перекатом на носок, ампли¬туда движения рук большая. При обучении пользуются показом, объяснениями и зрительными ориентирами (бег через линии, из обруча в обруч, из кружка в кружок, из квадрата в квадрат). Расстояние между линиями с возрастом увеличивается. Это зада¬ние приучает детей к равномерности шагов. Полезно также давать детям задание добежать до какого-то предмета (на расстоянии 10 м), сделав наименьшее количество шагов.
Бег сочетается с выполнением заданий. На третьем году жизни дети бегают с погремушками, ленточками, платочками, кубиками, мячом и др.
В старшей группе задания, усложняются: обегать предметы, перепрыгивать шнуры, пролезать в обруч, подлезать под шнур.
В подготовительной группе бег сочетается с перешагиванием барьера, набивных мячей. Дети пробегают под длинной скакал¬кой; бегут, перебрасывая мяч друг другу; с различным положением рук (руки на пояс, руки в стороны); чередуют бег с прыжками.
Бег по холмистой местности сочетается с выпол¬нением заданий: вбегание на горку, сбегание с нее, бег по бревну и спрыгивание с него, залезание на пенек и слезание с него и т. д.
Сначала дети бегают по одному (индивидуально) в прямом направлении, одновременно выполняя задания: принести предмет (кубик, погремушку), перенести его с одного места на другое, бросить мяч и бежать за ним.
В дальнейшем дети бегают небольшой группой или всей груп¬пой («стайкой») за воспитателем в прямом направлении (с одного края зала (площадки) до другого), убегают от воспита¬теля. Затем во время бега они делают поворот и бегут в другом направлении.
В дальнейшем дети бегают самостоятельно по заданию воспи¬тателя.
В колонне по одному дети начинают бегать на третьем году жизни. Сначала роль направляющего выполняет воспитатель, потом дети.
Детей учат правилам не обгонять бегущего впереди в ко¬лонне по одному и не отставать от него, т. е. соблюдать дистан¬цию, держась ближе к краям зала (площадки) Приучают всех де¬тей быть направляющими (ведущими) в беге в колонне по одному, находить свое место после ходьбы и бега врассыпную. В дальней¬шем дети во время бега (на бегу) делают повороты направо (на¬лево), кругом, перестраиваются в колонну по два, по четыре (см. главу «Строевые упражнения»).
После того как дети усвоят бег в колонне по одному, их учат бегать в колонне по два (парами) (соблюдая дистан¬цию, интервал), а также шеренгой с одной стороны площадки до другой (в играх).
Чтобы дети соблюдали прямое направление при беге, им пред-лагается двигаться между двумя шнурами (линиями), вдоль од¬ного шнура (линии). При этом дается задание смотреть на конец дорожки или на предмет, который надо принести.
В старшей группе дается бег спиной вперед, бо¬ком (приставным шагом) в правую и левую сторону, по диа¬гонали.
Бег змейкой используют на третьем году жизни. Дети бе¬гают между предметами (кегли, кубики), расставленными на одной линии. В старшей группе дети бегают змейкой с одной сто¬роны площадки до другой.
Бег по кругу, держась за руки, дается в младших груп¬пах (друг за другом). В средней группе бегают по кругу, держась за веревку (шнур). В старшем возрасте дети бегают, не держась за руки. Используется также бег в двух кругах навстречу друг другу.
Бег врассыпную дается на третьем году жизни. При этом используются зрительные ориентиры: между предметами (кеглями, кубиками), расставленными на полу. Детям объясняют, что, обегая предметы, нельзя задевать за них. В дальнейшем детей приучают бегать без предметов, не наталкиваясь друг на друга, уступать дорогу друг другу, использовать все пространство зала площадки.
Постепенно детей готовят к пониманию и выполнению команд для бега, принятых в гимнастике.
Для выполнения бега на месте подается команда «На месте, бегом - марш!». По предварительной команде «На месте, бегом» надо приготовиться к бегу - руки полусогнуты, отведя локти не¬сколько назад, а по исполнительной команде «Марш!» начать бег. Ногу надо ставить на переднюю часть ступни.
Для перехода с бега на месте на бег с продвижением вперед подается команда «Прямо!». Бег вперед выполняется полным шагом. У ближайшего угла подается команда «Налево (направо) в обход - марш!». Поворот делается без дополнительной коман¬ды. Как только направляющий сделал поворот у угла, подается соответствующая команда («Прямо!» и т. д.).
Для перехода с бега на месте к бегу вперед может быть по¬дана и другая команда (если предусмотрен бег в обход зала) - «Налево (направо) в обход - марш!». (При подаче команды в движении слово «бегом» опускается.) -
Для бега с места в обход (вдоль границ) зала подается коман¬да «Налево (направо) в обход бегом - марш!». По предваритель¬ной команде «Налево в обход бегом!» руки полусогнуть, отведя локти несколько назад. По исполнительной команде «Марш!» начать бег полным шагом, руками делать движения вперед и на¬зад в такт бега. Для перехода с бега на бег на месте подается команда: «Направляющий, на месте!».
Если группа занимающихся передвигается поскоками или какими-либо танцевальными шагами, то для перехода на бег можно подать команду «Бегом - марш!».
Переход от одного вида бега к другому или ходьбе произ¬водится, как правило, в движении (беге) по команде, например «На носках - марш!». Во время разных видов бега для перехода на обычный бег или для окончания упражнений подается команда «Обычным шагом - марш!». Для перехода с бега на ходьбу по¬дается команда «Шагом - марш!». По исполнительной команде «Марш!» надо сделать еще два шага бегом и начать ходьбу.
Для остановки бега подается команда «Группа - стой!». По предварительной команде «Группа» ногу нужно поставить тверже на пол, а по исполнительной «Стой!» сделать еще один шаг («раз») и приставить другую ногу («два»), приняв положение «смирно».
Бег в разном темпе усиливает деятельность сердечно¬сосудистой, дыхательной, нервной систем, способствует развитию быстроты, ловкости, равновесия.
В младшем возрасте дети бегают врассыпную в индивидуаль¬ном темпе. Затем воспитатель бежит впереди колонны и приучает детей бегать в заданном темпе. Время бега постепенно увеличи¬вается, дети учатся бегать в разном темпе.
В младшей группе дети бегают в медленном темпе непрерывно в течение 30-40 с; во второй младшей группе - 50-60 с; в сред¬ней группе - 1 - 1,5 мин; в старшей группе - 1,5-2 мин; в подго¬товительной - 2-3 мин.
В средней группе в среднем темпе дети пробегают 3-4 отрез¬ка по 40-60 м, чередуя бег с ходьбой. В старшей группе могут пробегать со средней скоростью 2-3 отрезка по 60-100 м в чере¬довании с ходьбой (всего 150-200 м). В подготовительной группе в среднем темпе дети пробегают 2-3 отрезка по 80-100 м, 2-4 отрезка по 100-150 м в чередовании с ходьбой (всего 300 м).
Бег в быстром темпе дается со второй младшей группы, В средней группе дети пробегают это расстояние 2-3 раза с пере¬рывами, в старшей и подготовительной группах - 3-4 раза.
Со средней группы дается бег на скорость. Дети должны к концу года пробегать 20 м за 6,0-5,5 с; 30 м за 9,5-8,5 с; в стар¬шей группе - 20 м за 5,5-5,0 с; 30 м за 8,0-7,0 с; в подготови¬тельной группе - 30 м за 7,5-6,5 с.
Бег на скорость выполняется с различного старта. При старте с опорой на одну руку носок левой (правой) ноги находит¬ся в 20-25 см от стартовой линии, носок правой (левой) - в 20-25 см сзади левой (правой). По команде «Внимание!» правая (левая) рука опирается о землю у стартовой линии, левая (пра¬вая) рука отводится назад, ноги немного согнуты. .По команде «Марш!» начинается бег.
Высокий старт принимается по команде «На старт!». Нужно встать перед стартовой линией: одна нога у самой линии, другая на полшага сзади, стопы параллельны, масса тела равномерно распределена на обе ноги, руки опущены. По команде «Внимание!» туловище слегка наклоняется вперед, руки согнуты в локтевых суставах, одна рука (противоположная впереди стоящей ноге) впереди, другая сзади, ноги немного согнуты в коленях, масса тела на впереди стоящей ноге. По исполнительной команде «Марш!» начинается бег. При этом, оттолкнувшись впереди стоящей ногой, нужно резко вынести вперед-вверх бедро сзади стоящей ноги с одновременным быстрым движением рук. Бежать надо на носках, стопы ставить параллельно. Шаги увеличиваются с нарастанием скорости.
Бег может выполняться из других исходных положении: сидя, сидя скрестив ноги, сидя спиной, лежа на животе, спине (головой или ногами по направлению бега)
Челночный бег дается со средней группы. При этом беге развивается не только быстрота, но и ловкость. Дистанция челночного бега 15 м (3 X 5 м). Ребенок бежите м в одну сторону до предмета, обегает его, бежит в другом направлении 5 м до другого предмета, обегает его и снова бежит 5 м до первого предмета. В старшей группе общая дистанция для бега 30 м (3 X 10 м), в под¬готовительной группе 50 м (5 X 10 м).
Начиная с третьего года жизни дается переход от бега к ходьбе, от ходьбы к бегу (чередование ходьбы и бега)
С четвертого года жизни дается бег с остановками присе¬даниями.
Для закрепления навыков бега детям даются такие задания догнать мяч, обруч, добежать до предмета, догнать (перегнать) свою пару, перебежки отрезков на скорость (наперегонки).
Бег с изменением темпа и с ловлей использу¬ется в подвижных играх («Ловишки») - убегать от ловящего, догонять убегающего.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учрежде¬нии осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, так и в игровой деятельности и повседневной жизни детей, в разнообраз¬ных формах организации двигательной деятельности.
В детском саду создаются благоприятные санитарно-гигиенические условия, соблюдается режим дня, обеспечивается заботливый уход за каждым ребенком на основе личностно-ориентированного подхода; организуется полноценное питание, ежедневное пребывание на свежем воздухе; систематически во все времена года проводятся закаливающие мероприятия, утренняя гимнастика.
Обучение бегу осуществляется во всех группах детских дошкольных учреждениях. Бег оказывает значительное физиологи¬ческое воздействие на организм ребенка, активизируя его органы и системы, повышая обменные процессы, способствует общему физическому развитию, совершенствует деятельность центральной нервной системы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Викулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей детей: Кн. для малышей и их родителей. - Ярославль: Гринго, 1996. - 176 с.
2. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 176 с.
3. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендацмм. – М.: Мозайка-Синтез, 2006. – 96 с.
4. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., Изд. центр "Академия", 2001. - 368 с.
5. Хухлаева Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 1984.- 208 с.
6. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников: Учеб. пособие. - М.: Академия, 1996. - 185 с.

Картотека

основных видов движений по возрастам

для детей дошкольного возраста

Составлена:

инструктором по физической культуре

Малышевой Светланой Валентиновной МКДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 5 «Родничок» .

Первая младшая группа

Упражнения в ходьбе

1 младшая группа

  1. Ходьба стайкой за инструктором в заданном направлении.
  2. Ходьба по кругу взявшись за руки.
  3. Ходьба парами держась за руки.
  4. Ходьба в разных направлениях.
  5. Ходьба по дорожке шириной 20 см.
  6. Ходьба между предметами.
  7. Ходьба в колонне друг за другом небольшими группами и всей группой.
  8. Приставной шаг в сторону

Упражнения в беге

1 младшая группа

  1. Бег стайкой на расстоянии до 10 м.
  2. Бег в разных направлениях небольшими группами и всей группой.
  3. Бег за предметом или с ним.
  4. Бег в колонне небольшими группами и всей группой.
  5. Бег по кругу.
  6. Бег между двумя линиями.
  7. Бег в медленном темпе 30-40 с.

Упражнения в прыжках

первая младшая группа

  1. Ритмические приседания и выпрямления.
  2. Подпрыгивание на двух ногах.
  3. Прыжок вверх.
  4. Прыжок на двух ногах, пытаясь продвигаться вперёд.
  5. Прыжок в длину с места (через линию, палочку).
  6. Прыжок в глубину.

Упражнения в катании, бросании и ловле, метании

первая младшая группа

  1. Катание мяча воспитателю двумя руками в положении сидя и стоя.
  2. Катание мяча друг другу с расстояния 1-1,5м.
  3. Бросание мяча двумя руками снизу вперёд и вверх.
  4. Бросание мяча от груди двумя руками вперёд.
  5. Бросание мяча воспитателю.
  6. Ловля мяча от воспитателя с расстояния до 1м.
  7. Бросание большого мяча двумя руками через верёвку.
  8. Бросание маленького мяча одной рукой (правой, левой) через верёвку, натянутую на уровне поднятой руки ребёнка с расстояния 1-1,5м.
  9. Метание большого мяча двумя руками снизу в горизонтальную цель.
  10. Метание маленького мяча или мешочка с песком правой и левой рукой в горизонтальную цель (корзину, ящик) с расстояния 100-125см.
  11. Метание мячей или мешошков с песком вдаль правой и левой рукой.
  12. Метание маленького мяча с расстояния до 1м.в вертикальную цель, находящуюся на уровне глаз ребёнка.

первая младшая группа

  1. Ползание на четвереньках в разных направлениях.
  2. Ползание на четвереньках к предмету 3-4м.
  3. Ползание по дорожке между двух линий.
  4. Подползание под верёвку, дугу высотой 30-40см.
  5. Переползание через бревно, лежащее на полу.
  6. Лазанье по стремянке произвольно.
  7. Попытки влезания на вертикальную лесенку и слезание с неё любым удобным способом.

Вторая младшая группа

Упражнения детей в ходьбе

2младшая группа

  1. Ходьба обычная в колонне.
  2. Ходьба в разном темпе.
  3. Ходьба на носках.
  4. Ходьба маленькими и большими шагами.
  5. Ходьба с высоким подниманием колен.
  6. Ходьба с выполнением заданий.
  7. Ходьба «змейкой».
  8. Ходьба в горку и с горки.
  9. Ходьба по ограниченной площади.
  10. Приставные шаги вперёд и назад.
  11. Ходьба приставным шагом вперёд.

Упражнения в беге

2 младшая группа

  1. Бег в колонне.
  2. Бег в кругу, держась за руки, за верёвку.
  3. Бег в разных направлениях.
  4. Бег с одной стороны площадки на другую.
  5. Бег по прямой и извилистой дорожке.
  6. Бег в чередовании с ходьбой.
  7. Бег с остановкой.
  8. Бег со сменой направления.
  9. Бег с ловлей и увёртыванием.
  10. Бег в быстром темпе (10м).
  11. Бег в медленном темпе.

Упражнения в ползании и лазанье

2младшая группа

1. Ползание в прямом направлении (4-6м).

2. Ползание «змейкой» между расставленными предметами.

3. Ползание по доске.

4. Ползание под верёвку, дугу (В: 40 см.)

5. Ползание по наклонной доске.

6. Переползание через бревно.

7. Проползание в обруч, расположенный вертикально.

8. Лазанье по наклонной лестнице.

9. Влезание на гимнастическую лестницу и влезание с неё.

Упражнения в равновесии

2 младшая группа

1. Остановка во время ходьбы и бега.

2. Ходьба и бег по ограниченной площади.

3. Ходьба по извилистой дорожке.

4.Перешагивание через предметы, рейки, лестницы.

5.Ходьба по гимнастической скамейке.

6.Ходьба по кирпичикам положенным на расстояние 15 см.

7. Ходьба по шнуру.

8. Ходьба по наклонной доске, бревну

9. Стоя на месте подниматься на носки и сохранять равновесие.

10. Кружение на месте (после остановки и отдыха, кружение в другую сторону).

Упражнения в бросании, катании, метании и ловле

2младшая группа

  1. Катание мяча с горки или ската и бег за ним.
  2. Катание мяча в паре двумя руками в положении сидя и стоя (1-1,5м).
  3. Бросание мяча двумя руками «снизу», вперёд и вверх.
  4. Бросание мяча из-за головы.
  5. Ловля мяча с расстояния 1 метр.
  6. Бросание мяча левой и правой рукой, двумя руками через верёвку.
  7. Метание мяча в горизонтальную цель.
  8. Метание мешочка с песком правой и левой рукой в горизонтальную и вертикальную цель (100-125см.).

9.Метание вдаль.

Упражнения в прыжках

2 младшая группа

  1. Подпрыгивание на двух ногах (ноги вместе, ноги врозь).
  2. Прыжок вверх.
  3. Прыжок в длину с места.
  4. Прыжок в глубину с высоты (10-20 см).
  5. Прыжки с ноги на ногу.
  6. Прямой галоп.
  7. Прыжок в плоский обруч, лежащий на земле.
  8. Прыжок через предмет высотой 5-10см.

Строевые упражнения

2 младшая группа

  1. Построение в колонну по одному, шеренгу, круг.
  2. Перестроение в колонну по два, врассыпную.
  3. Размыкание и смыкание обычным шагом.
  4. Повороты на месте направо, налево переступанием.

Ритмическая гимнастика

Выполнение разученных ранее общеразвивающих упражнений и циклических движений под музыку.

Средняя группа

Упражнения в ходьбе

средняя группа

1. Ходьба в колонне со сменой ведущего, темпа.

2. Ходьба в разных направлениях.

3. Ходьба на носках, пятках.

4. Ходьба на внешней стороне стопы.

5. Ходьба мелким и широким шагом.

6. Ходьба с разными положениями рук.

7. Ходьба по кругу с переменой направления.

8. Ходьба приставным шагом в сторону и вперёд.

9. Ходьба в чередовании с другими движениями.

Упражнения в беге

Средняя группа

  1. Бег в колонне по одному и парами.
  2. Бег в разных направлениях с ловлей и ввертыванием.
  3. Бег «змейкой».
  4. Бег с ускорением и замедлением темпа.
  5. Бег со сменой ведущего.
  6. Бег по узкой дорожке между линиями.
  7. Бег широким шагом.
  8. Бег в быстром темпе (15-20м).
  9. Бег в медленном темпе (1-1,5мин).
  10. Бег 40-60 метров в чередовании с ходьбой.

Упражнения в катании, бросании, метании и ловле

средняя группа

  1. Катание мяча друг другу (1,5-2м).
  2. Катание мяча в ворота (шир. 40-50 см).
  3. Катание мяча между линиями.
  4. Катание мяча с попаданием в предметы (1,5-2м).
  5. Катание обруча в произвольном направлении.
  6. Бросание мяча вверх и ловля (не менее 3-4 раз).
  7. Бросание мяча о землю и ловля его.
  8. Бросание мяча от груди через сетку или верёвку, натянутую на высоте поднятой руки ребёнка (стоя на расстоянии 2 м.
  9. Бросание мяча друг другу и ловля его (1-1,5м).
  10. Бросание мяча двумя руками из-за головы.
  11. Отбивание мяча о землю двумя руками.
  12. Метание вдаль левой и правой рукой (3,5-6,5м).
  13. Метание в горизонтальную цель (расстояние 2-2,5 м).
  14. Метание в вертикальную цель (высота центра мишени - 1,5 м) с расстояния 1,5 - 2 м.
  15. Бросание мяча о стену и ловля (в индивидуальных играх, по подгруппам).

Упражнения в ползании и лазанье

средняя группа

  1. Ползание на четвереньках на расстояние (6-8м).
  2. Ползание на четвереньках в сочетании с подлезанием и подползанием под верёвку, дугу, палку, поднятую на высоту (40-60см), прямо, боком.
  3. Пролезание в обруч приподнятый от пола на 10см.
  4. Проползание на животе под скамейкой.
  5. Ползание на четвереньках между предметами «змейкой».
  6. Ползание по бревну на четвереньках.
  7. Лазанье по наклонной лестнице, держась руками за перекладины или боковые брусья.
  8. Проползание между перекладинами лестницы, стоящей боком на полу.
  9. Лазать по гимнастической стенке вверх и вниз, не пропуская перекладин, пытаясь применить чередующий шаг.
  10. При лазанье переходить с пролёта на пролёт приставным шагом вправо, влево.

Упражнения в прыжках

средняя группа

  1. Подскоки вверх на месте: ноги вместе, ноги врозь, одна вперёд, другая - назад.
  2. Повороты направо, налево подскоками.
  3. Подскоки вверх на месте до 20 раз с перерывом 2-3 раза.
  4. Прыжок вверх на двух ногах с 3-4 шагов.
  5. Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд (2-3м).
  6. Прыжки в длину с места.
  7. Прыжки в длину последовательно через 4-6 линий.
  8. Прыжки из круга в круг.
  9. Прыжки в глубину с (В: 20-30см)
  10. Прыжки последовательно через 2-3 предмета (В: 5-10 см). Прыжки на месте на правой и левой ноге.
  11. Прыжки с ноги на ногу.
  12. Прямой галоп.

Упражнения в равновесии

средняя группа

  1. Остановиться по сигналу во время бега, присесть и повернуться кругом и продолжать бег.
  2. После бега по сигналу встать на куб или скамейку.
  3. Ходьба по шнуру положенному прямо, по кругу, зигзагообразно.
  4. Ходьба по шнуру с мешочком на голове.
  5. Ходьба с мешочком на ладони по доске, лежащей на полу (Ш: 15 см).
  6. ходьба по ребристой доске.
  7. Ходьба, по скамейке перешагивая кубики.
  8. Перешагивание через кубы, рейки (В: 40 см).
  9. Ходьба по скамейке, ставя ногу с носка руки в стороны.
  10. Расходиться на доске или скамейке вдвоём, начиная идти с двух сторон.
  11. Ходьба по наклонной доске вверх, вниз (Ш: 15-20 см).
  12. Ходьба по бревну (Ш: 15 см, В: 25-30 см).
  13. Ходьба по наклонному бревну.
  14. Ходьба по бревну приставным шагом влево и вправо.
  15. Кружение в одну и в другую сторону (руки на поясе, в стороны).
  16. Стоять на одной ноге, вторая согнута в колене и поднята вперёд, руки на поясе.

Строевые упражнения средняя группа

  1. Построение в колонну по одному, в шеренгу, в круг.
  2. Перестроение в колонну по два, по три.
  3. Равнение по ориентирам.
  4. Размыкание и смыкание.

Ритмическая гимнастика средняя группа

Выполнение знакомых, разученных ранее упражнений и цикличных движений под музыку

Старшая группа

Упражнения в ходьбе

старшая группа

  1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы.
  2. Ходьба широким шагом.
  3. Ходьба в полуприседе.
  4. Ходьба со сменой положений рук.
  5. Ходьба перекатом с пятки на носок.
  6. Ходьба в колонне с перестроением в пары.
  7. Ходьба «змейкой».
  8. Ходьба с чередованием с другими движениями.
  9. Ходьба с закрытыми глазами

(расстояние 3-4 м.).

  1. Ходьба приставным шагом прямо, боком (левым, правым), с левой и правой ноги.
  2. Продолжительная ходьба в спокойном темпе (35-40 мин.).

Упражнения в беге

старшая группа

  1. Бег на носках.
  2. Бег широким и мелким шагом.
  3. Бег высоко поднимая колени.
  4. Бег с выполнением заданий.
  5. Бег в сочетании с другими движениями.
  6. Бег в быстром темпе на 10м. (повторить 3-4 раза)
  7. Бег на скорость на расстояние 20-30м.
  8. Челночный бег (3 раза по 10 м.)
  9. Чередование ходьбы и бега на 2-3 отрезках пути, по 60-100м. в каждом.
  10. Бег в среднем темпе по пересечённой местности на расстояние до 150-200м.
  11. Медленный бег в течение 1,5-2мин.

Упражнения в прыжках

Старшая группа.

  1. Подскоки на месте на двух ногах: одна нога вперёд – назад; ноги скрестно – ноги врозь; подскоки с ноги на ногу, с поворотом кругом.
  2. Подскоки на месте с хлопками перед собой, над головой, за спиной; ставить руки в стороны, на пояс, к плечам.
  3. Прыжки по узкой дорожке на двух ногах с продвижением вперёд на расстояние 3-4м.
  4. Прыжки на двух ногах боком (правым и левым), прыжки вперёд – назад.
  5. Прыжки попеременно на одной и другой ноге.
  6. Прыгать на одной ноге, продвигаясь вперёд прямо, по кругу.
  7. Прыжки (бег прыжками) последовательно через 5-6 предметов высотой 15-20см., толкаясь одной ногой.
  8. Прыжки в длину с места 60-80см, из обруча в обруч.
  9. Прыжки на возвышение высотой 20см. с места, с нескольких шагов.
  10. Прыжок в глубину с высоты 30см. в обозначенное место.
  11. Боковой галоп.
  12. Прыжки через длинную скакалку на двух ногах, с ноги на ногу, стоя к ней лицом и боком.
  13. Прыжки через качающуюся скакалку с небольшого разбега.
  14. Прыгать через короткую скакалку на двух ногах, на одной ноге, с продвижением вперёд.
  15. Прыжок в высоту с разбега (20-40см.)
  16. Прыжок в длину с разбега (не менее 100см.)

Упражнения в катании, бросании метании и ловле

Старшая группа

  1. Катание мяча с попаданием в предметы
  2. Бросание мяча вверх и ловля его (более 10 раз подряд)
  3. Бросание мяча вверх и ловля его одной рукой
  4. Бросание мяча друг другу с хлопком
  5. Бросание мяча друг другу и ловля из положения сидя
  6. Бросание мяча друг другу и ловля с поворотом кругом
  7. Бросание мяча друг другу и ловля с отскоком от земли
  8. Бросание мяча друг другу и ловля в движении
  9. Отбивание мяча о землю двумя руками стоя на месте (более 10 раз
  10. Отбивание мяча о землю с продвижением вперед шагом прямо (5-6 м.)
  11. Отбивание мяча о землю одной рукой с продвижением
  12. Отбивание мяча о стенку с хлопком, поворотом, отскоком от земли
  13. Метание в горизонтальную цель левой, правой рукой (Р: 3-4 м.)
  14. Метание в вертикальную цель (высота центра мишени 2 м.)
  15. Метание вдаль левой и правой рукой предметов разного веса
  16. Забрасывание мяча в баскетбольную корзину
  17. Бросание двумя руками набивного мяча (вес до 1 кг.) от груди и из-за головы.

Упражнения в ползанье и лазанье

старшая группа.

  1. Ползать на четвереньках в прямом направлении, толкая головой мяч, на расстоянии 7-8м.
  2. Ползание на четвереньках («змейкой») между предметами, под дугами, между перекладинами поставленной на бок лестницы.
  3. Проползание по скамейке на предплечьях и коленях.
  4. Ползать по скамейке стоя на коленях, подтягиваясь руками.
  5. Ползать по скамейке лёжа на животе, подтягиваясь руками.
  6. Ползание на четвереньках в сочетании с переползанием через скамейки или с подползанием под ними.
  7. Пролезание в обруч сверху, снизу, прямо и боком.
  8. Влезание по наклонной лестнице, слезание по вертикальной.
  9. Лазанье по гимнастической стенке в сочетании со спусканием по наклонной доске.
  10. Лазать по гимнастической стенке, поднимаясь вверх по диагонали с пролёта на пролёт.
  11. Перелезание через вверх стремянки, заборчик.

Строевые упражнения

старшая группа

  1. Построение в колонну по одному, в круг, шеренгу.
  2. Перестроение в колонну по двое, по трое.
  3. Равнение в затылок, в колонне, в шеренге.
  4. Размыкание в колонне – на вытянутые руки вперёд, в шеренге – на вытянутые руки в стороны.
  5. Повороты направо, налево, кругом переступанием, прыжком.

Ритмическая гимнастика

старшая группа

Подготовительная группа

Упражнения в ходьбе

подготовительная группа

  1. Ходьба скрестным шагом.
  2. Ходьба в приседе и полуприседе.
  3. Ходьба выпадами.
  4. Ходьба спиной вперед.
  5. Ходьба гимнастическим шагом.
  6. Чередование разных видов ходьбы.
  7. Ходьба в разных построениях.
  8. Проход с закрытыми глазами 4-5 м.
  9. Ходьба с преодолением препятствий.
  10. Продолжительная ходьба. 40-45 мин.
  11. Ходьба приставным шагом прямо, боком, назад с левой и правой ноги.

Упражнения в беге

Подготовительная группа

  1. Бег с захлестыванием голени.
  2. Бег с подъемом вперед прямых ног.
  3. Бег прыжками.
  4. Бег в сочетании с другими движениями (ведение мяча, со скакалкой, прыжками).
  5. Бег широким шагом через препятствия высотой 10-15 см.
  6. Бег из разных стартовых положений.
  7. Бег на скорость (30 м.).
  8. Челночный бег (5 раз по 10 м.).
  9. Чередование ходьбы и бега на 3-4 отрезках пути по 100-150 м. каждый.
  10. Бег в среднем темпе по пересеченной местности. (200 - 300 м.)
  11. Медленный бег в течение 2-3 мин.

Упражнения в ползании и лазанье

подготовительная группа

  1. Ползание по скамейке на четвереньках назад.
  2. Ползание по бревну.
  3. Ползание по скамейке на животе, спине, подтягиваясь руками.
  4. Ползание по полу на животе.
  5. Ползание на четвереньках животом вверх с опорой на ступни и ладони.
  6. Лазанье на четвереньках по горизонтальной лестнице приподнятой на высоту 50 см.
  7. Лазанье по гимнастической стенке чередующимся шагом.
  8. Лазанье вверх по гимнастической стенке, спуск по диагонали.
  9. Перелезание через препятствие.
  10. Лазание по веревочной лестнице.
  11. Лазание по канату.

Упражнения в равновесии

подготовительная группа

  1. Ходьба по скамье (Ш: 10-15 см., В: 35-40).
  2. Ходьба по скамье с перешагиванием предметов.
  3. Ходьба по скамье с пролезанием в обруч на середине (В: 50 см.).
  4. Ходьба по скамье на четвереньках с мешочком на спине.
  5. Ходьба по скамье, приседая на одной ноге, вторую вынося вперед, сбоку.
  6. Ходьба по скамье, на середине присесть, повернуться кругом.
  7. Ходьба по скамье, на каждый шаг высоко поднимать ногу вперед и делать под ней хлопок.
  8. Ходьба по скамье на середине перепрыгнуть через веревку (В: 20).
  9. Ходьба по горизонтальному и наклонному бревну (Ш: 15-20,В:40).
  10. прямо и боком с разными положениями рук (в стороны, на пояс, вверх).
  11. Ходьба по шнуру «по медвежьи» (ступни на шнуре, ладони справа и слева от шнура).
  12. Ходьба спиной вперед по линии и по гимнастической скамье.
  13. Ходьба по рейкам, перевернутым поверх качалки.
  14. Ходьба приставными шагами по большому обручу (Д: 1 м.).
  15. Ходьба с перешагиванием через высокие препятствия.
  16. Подпрыгивание и мягкое приземление на скамейке.
  17. Бросание и ловля мяча парами, стоя на скамейке.
  18. Стоять на одной ноге, закрыв глаза.
  19. После бега, прыжков, вращения сделать «ласточку».
  20. Прыжки на одной ноге с удержанием на другом колене мешочка с песком.
  21. Встать и сесть с мешочком на голове без помощи рук.

Упражнения в катании, метании, бросании и ловле

подготовительная группа

  1. Бросание мяча вверх и ловля двумя руками (более 20 раз).
  2. Бросание мяча вверх ловля одной рукой (более 10 раз).
  3. Бросание мяча друг другу с хлопком, с поворотом, отскоком от земли.
  4. Бросание мяча друг другу из положений: стоя лицом и спиной, на коленях, сидя по-турецки», лежа.
  5. Катание друг другу набивного мяча.
  6. Бросание мяча вперед снизу, от груди, через голову назад.
  7. Отбивание мяча поочередно одной и другой рукой.
  8. Отбивание мяча о землю двумя руками, продвигаясь вперед (6-8 м).
  9. Отбивание мяча одной рукой, продвигаясь вперед
  10. Отбивание мяча, продвигаясь по кругу «змейкой».
  11. Метание вдаль на 6-12 м. правой и левой руками.
  12. Метание в горизонтальную цель (4-5 м.).
  13. Метание в вертикальную цель.
  14. Метание в цель из положений: стоя на коленях, сидя, лежа.
  15. Метание в движущуюся цель правой и левой руками.
  16. Забрасывание мяча в баскетбольное кольцо с места, с 2-3 шагов.
  17. Отбивание и бросание мяча через сетку несколькими игроками с передачей друг другу.
  18. Бросание и ловля мяча от стены с разными заданиями.
  19. Метание вдаль и вверх предметов разного цвета и формы.

Упражнения в прыжках

подготовительная группа

  1. Прыжок вверх на двух ногах на месте с поворотом кругом.
  2. Прыжки вверх, смещая ноги вправо, влево.
  3. Прыжки вверх из глубокого приседа.
  4. Прыжки вверх с разбега, доставая предмет (25-30 см. выше поднятой руки).
  5. Прыжки с продвижением вперед, назад, боком (5-6 м.).
  6. Прыжки с продвижением вперед с зажатым между ног предметом.
  7. Прыжки попеременно, с правой и левой ноги продвигаясь вперед, активно размахивая руками.
  8. Перепрыгивать предметы (6-8 шт. В 15-20 см.) во время ходьбы.
  9. Прыжки на одной ноге, толкая перед собой предмет.
  10. Прыжки в длину с места.
  11. Прыжки вверх, вниз по наклонной доске.
  12. Прыжки с высоты (30-40 см.) и с высоты через линию (Р. 15-20 см.).
  13. Прыжки с высоты с поворотом на 180°.
  14. Прыжки с высоты из положения, стоя спиной вперед.
  15. Прыжки на предмет (В: 40 см.) с нескольких шагов толчком одной ноги.
  16. То же с разбега.
  17. Прыжки с короткой скакалкой: на двух ногах, на одной ноге, с ноги на ногу.
  18. Прыжки через короткую скакалку в беге.
  19. Прыжки через скакалку, вращая ее назад.
  20. Прыжки через длинную скакалку, вбегая под нее с разбега.

Строевые упражнения

подготовительная группа

  1. Построение (самостоятельно) в колонну по одному, в круг, шеренгу.
  2. Перестроение в колонну по двое, по трое, по четыре на ходу, из одного круга в несколько (2-3).
  3. Расчёт на «первый- второй.
  4. Перестроение из одной шеренги в две.
  5. Равнение в колонне, шеренге, круге.
  6. Размыкание и смыкание приставным шагом.
  7. Повороты направо, налево, кругом.

Ритмическая гимнастика

Подготовительная группа

  1. Красивое, грациозное выполнение физических упражнений под музыку.
  2. Согласование ритма движений с музыкальным сопровождением.

Вавилова Е.Н.

Учите бегать, прыгать, лазать, метать. Пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1983г. – 144с.

Программа

От рождения до школы Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой.

Просвещение, 2010г.-304с.


Бег, как и ходьба - циклическое движение, но отличается от нее не только темпом, но главным образом наличием фазы "полета". Бег требует более совершенного ритма, устойчивого равновесия и согласованности действий.

Дети осваивают разные виды бега, что обусловливается педагогическими и бытовыми обстоятельствами. Подвижные игры и игровые упражнения - наиболее эффективная школа бега. Увлеченные игровым заданием или имитацией, дети естественно меняют способ действия: бегут прямо или убегают от ловишки, увертываясь; движутся медленно, размахивая руками, "как бабочки", или быстро, "как жуки", "самолеты", "ракеты"; врассыпную или в указанном направлении.

Обучение детей разным видам бега надо обставлять так, чтобы освоение техника было бы не самоцелью, а средством достижения привлекательного в эмоциональном и психологическом плане результата. Эмоциональные задания способствуют продолжительному бегу без ощущения усталости.

Для улучшения техники бега, координационных способностей наиболее эффективен обычный бег в среднем темпе: нога, слегка согнутая в колене, ставится на носок, ненапряженное туловище слегка наклонено вперед, плечи развернуты и слегка опущены; руки удобно согнуты в локтях, пальцы естественно сжаты; амплитуда движения небольшая в направлении вперед - вверх примерно до уровня груди, затем локтями назад - в стороны.

Конкретные педагогические задачи вызывают естественную корректировку характерных признаков обычного бега. Например, на пересеченной местности в зависимости от рельефа приходится сильнее наклоняться вперед, скажем, при подъеме на пригорок. При этом ширина шага уменьшается, пятки поднимаются выше, руки работают энергичнее. При спуске с пригорка туловище слегка отклоняется назад, ноги ставятся с пятки, сокращается амплитуда движения рук, они сильнее прижимаются к туловищу.

Обычный бег по пересеченной местности ценен тем, что все эти трансформации происходят рефлекторно и формируют у детей определенное мышечное чувство положения тела, которое помогает осваивать более сложные в техническом плане виды бега.

Бег широким шагом требует энергичного отталкивания. Увлекательные задания типа «Кто сделает меньше шагов до...» помогут детям приобрести необходимые навыки.

Для бега в быстром темпе характерны стремительность и энергичные движения руками. Такой двигательный эффект обусловливают игровые задания соревновательного типа.

При челночном беге стремительное движение в прямом направлении чередуется с резким торможением на поворотах и требует устойчивости и волевых усилий. Игровые задания типа "Кто быстрее перенесет игрушки" с интересным подбором предметов не только снимают напряжение, но и делают двигательные действия зрелищными, вызывая желание у зрителей повторить их.



Известно, что в игровых заданиях такого типа предметы переносятся на противоположную сторону игровой площадки по одному. Подбор предметов может быть случайным, когда за основу берется их количество (4 - 6), а может быть логичным. В таком случае задание психологически усложняется, но зато значительно возрастает интерес к нему и у исполнителей и у зрителей: кто быстрее построит пирамидку из надувных полиэтиленовых кругов; кто быстрее выложит на фланелеграфе (в помещении) или на снежном барьере снежную бабу (детали лепятся заранее); кто быстрее и лучше украсит снежную бабу (предметы даются на выбор, но оговаривается их число); кто быстрее "заселит? теремок - переносятся игрушки на полочку, на стол или картинки на фланелеграф в логическом порядке; аналогично, кто быстрее «вытянет» репку... Народные сказки - неисчерпаемый источник образных заданий для челночного бега. Они особенно привлекательны в физкультурных досугах и праздниках.

В работе с дошкольниками используются и другие в бега: медленный бег, бег с высоким подниманием кона, бег с захлестыванием ноги назад (доставая пятками ягодицы), бег скрестным шагом и др.

Каждое физкультурное занятие должно включать несколько видов бега. Они чередуются один с другим, также с ходьбой и с разными видами прыжков.

БЕГ -

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика обучения детей разных возрастных групп бегу.

БЕГ - циклическое, локомоторное движение, имеющее строгую повторяемость цикла двигательных действий.

Бег оказывает значительное физиологическое воздействие на организм ребенка, активизируя его органы и системы, повышая обменные процессы, способствует общему физическому развитию, совершенствует деятельность центральной нервной системы.

ВИДЫ БЕГА

Бег на носках;

Бег с высоким подниманием бедра, тренирующий мышцы брюшного пресса, спины и стопы;

Бег с различными заданиями, выполняемыми по сигналу;

Бег между предметами, с предметами - обручем, скакалкой и др.;

Бег на ограниченной площади;

Челночный бег, развивающий координацию движений, ориентировку в пространстве;

Бег наперегонки; врассыпную;

С увертыванием и ловлей.

Различные виды бега воспитывают ловкость, быструю реакцию на изменение обстановки. Бег способствует развитию скоростно-силовых качеств, воспитывает выносливость, формирует нравственно-волевые качества.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП БЕГУ

Возраст

Особенности выполнения движения детьми

Программные требования

Педагогические требования при обучении движению

Младший дошкольный возраст

Малыши еще не могут хорошо оттолкнуться от земли, пола, бегут тяжело, шаг у них мелкий, координация движений не у всех хорошо развита. Трудным для детей является коллективный бег

Учить детей использовать все пространство комнаты или площадки;

Упражнять в беге с остановками на сигнал воспитателя, с поворотом

Обращать внимание на осанку детей во время бега;

Длительность бега в младших группах составляет 30 – 40 с;

Бег нужно чередовать с другими движениями, так как дети быстро устают;

Обращать внимание на легкость бега, координацию движений;

Учить бегу целесообразно небольшими группами;

Бег сочетать с отдыхом;

Каждый ребенок бежит в своем темпе, стараясь не наталкиваться на других – при беге стайкой в указанном направлении

Средний дошкольный возраст

Трудности в беге группой.

Некоторые дети по прежнему наступают на всю стопу

Приучать детей бегать легко, естественно размахивая руками;

Учить детей бегать в определенном направлении;

- Учить детей использовать все пространство комнаты или площадки;

- Упражнять в беге с остановками на сигнал воспитателя, с поворотом

Особое внимание обращать на естественность, легкость бега, энергичное отталкивание, эластичную постановку стопы, умение выполнять разные виды бега;

По мере освоения бега повышаются требования к его технике

Старший дошкольный возраст

Сравнительно высокий уровень координации движений, что дает возможность выполнять сложные упражнения

Воспитывать выносливость, ловкость, внимание;

Создавать привычку ежедневно заниматься физическими упражнениями

Предлагаются дополнительные задания: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжить бег, обежать предметы, чередовать бег с другими видами движений – ходьбой, прыжками и др.;

Добиваться правильной техники выполнения бега. Длительность бега составляет 2 – 3 мин.;

Увеличивается беговая дистанция;

Дети соревнуются в беге на скорость (20 –30 м);

Более продолжительным становится бег в медленном темпе (1,5 – 2 мин)

Чтобы дети МЛАДШИХ ГРУПП лучше освоились в коллективе, научились использовать свободное пространство, обучение бегу целесообразно начинать с небольшими группами . Вначале они бегают так, как хотят, особенно интересно им бегать с ленточками, возить за собой машины, каталки, коляски. Такой бег чередуется с остановками. Малыши по своей инициативе приседают, идут, вновь бегут. Получаются как бы естественные перерывы для отдыха в беге. Воспитатель наблюдает за детьми, по мере необходимости предлагает, например, малоподвижному ребенку пробежать до дерева, с ярким платочком в руках, а ребенку, долго бегающему с машиной, нагрузить ее песком, мелкими камешками, листьями.

Самое простое задание - бежать стайкой в указанном направлении, за воспитателем, к игрушке, стульчику. Бег одного ребенка в этом случае мало связан с бегом других детей. Каждый бежит в своем темпе, сохраняя направление бега, стараясь не наталкиваться друг на друга.

Бег в колонне, по кругу, парами требует от каждого умения соразмерять свои движения с бегом других детей, не обгонять впереди бегущего. Эти виды бега осваивают постепенно, начиная с небольших подгрупп. Воспитатель сам активно действует, бежит впереди детей, увлекая их за собой. Предлагает интересные игровые задания типа: «Добежать до дерева», «Обежать пенек» и др. Бег в колонне чаще используется на утренней гимнастике, физкультурных занятиях. Бег стайкой, бег по кругу составляют содержание многих подвижных и хороводных игр: «Воробушки и автомобиль», « Кошка и мышки» и др.

При обучении бегу детей младшего возраста большое значение имеет пример воспитателя . Поэтому в упражнениях и играх педагог выполняет задание вместе с детьми , обращая их внимание на легкость бега, координацию движений . Использует при этом игровой образ , например, бегите, как мышки. При выполнении таких имитационных действий не всегда нужно показывать движения, но воспитатель должен быть уверен, что детям понятен и знаком предложенный для подражания образ.

Не нужно давать детям много порой непонятных указаний, например «выше поднимайте ноги» или «сильнее двигайте руками». Нередко это приводит к обратному результату: дети начинают топать, бег становится тяжелым, резким, разлаживается уже наметившаяся координация движений рук и ног.

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ по мере освоения бега повышаются требования к его технике . Особое внимание воспитатель должен обращать на естественность и легкость бега , энергичное отталкивание, эластичную постановку стопы, умение выполнять разные виды бега . Например, при ускорении темпа делать более частые шаги, энергичнее работать руками; при переходе к медленному темпу шаги реже, движения рук спокойнее.

В беге на скорость дети должны быстро начать движение по сигналу, бежать энергично, целеустремленно, смотреть вперед не отвлекаясь. Воспитатель следит, чтобы при беге дети ставили стопы ближе одна к другой, не разводили в стороны носки ног. С этой целью предлагает пробежать по узкой дорожке, доске шириной 30-20 см.

Во время бега в колонне так же усложняются задания: обегать поставленные в ряд предметы поворотами вправо и влево, не отбегая далеко в стороны от предметов. Следует напомнить о том, что в этом беге несколько больше согнуты ноги в коленях, нога ставится на переднюю часть столы, руки помогают сохранению равновесия.

При беге парами ставится требование соразмерять свои движения с движениями партнера, соблюдать необходимый интервал от впереди бегущей пары.

Увеличиваются скорость и продолжительность бега , совершенствуются ловкость, быстрота, выносливость . Бег широким шагом уже требует больших мышечных усилий для энергичного отталкивания, хорошего полета и активных движений рук. При условии частого использования бега во всех формах работы применяется бег на отрезках 40-б0 м, чередуя его со спокойной ходьбой.

Широко используется бег в подвижных играх.

Упражнения в беге для детей СТАРШЕЙ ГРУППЫ усложняются. Воспитатель добивается от ребят умения выполнять разные виды бега технически правильно : на носках короткими и частыми беговыми шагами; бег широким шагом с большим легким полетом и размашистыми движениями рук. Педагог поощряет детей, умеющих применять соответствующие заданию виды бега , и во всех случаях положительно оценивает легкий свободный бег с естественными движениями рук.

Для того чтобы не снижался интерес к бегу , детям старших групп следует предлагать дополнительные задания при беге в среднем темпе: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжить бег, обежать предметы, сменить ведущего, выполнить поворот кругом, перестроиться из колонны в пары, чередовать бег с другими движениями - ходьбой, перелезанием, прыжками и др.

Также в среднем темпе выполняется бег по пересеченной местности . Дистанция такого бега типа кросса для детей 6 лет находится в пределах до 150-200 м. По возможности включаются препятствия, которые дети должны преодолеть на бегу: подлезть, перепрыгнуть, ловко обежать.

В старшей группе ведется специальная работа над развитием у детей двигательных качеств быстроты и выносливости , для чего увеличивается длина беговых дистанций. Дети соревнуются в беге на скорость на дистанции 20-30 м или повторяют 3-4 раза быстрый бег на10 м.

С целью воспитания выносливости детям предлагается пробежать от б0 до100 м, затем пройти часть пути и вновь пробежать такое же расстояние. Более продолжительным становится бег в медленном темпе - до 1,5-2 минуты. Воспитатель вначале сам показывает, как бежать в медленном темпе, а затем кто-либо из детей демонстрирует свое умение равномерно и неторопливо бежать. Медленный бег целесообразнее проводить в естественных условиях на воздухе.


 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!