Нормы браковки стропов. Браковка канатных стропов нормы и правила. Примеры браковки стальных канатов

Выбраковка ленточных строп, произведенных по РД 24-С3К-01-01, обязательна в следующих случаях:

· При отсутствии на стропе бирки или нечитаемости сведений о нем.

· При наличии на несущих лентах текстильного стропа узлов

· При поперечных порезах или разрывах на ленте текстильного стропа

· В том случае если на ленте текстильного стропа имеются продольные разрывы или порезы с суммарной длиной более 10% от всей его длины, а также при наличии единичных порезов или разрывов длиной более 50мм.

· При наличии местных расслоений ленты текстильного стропа (кроме мест заделки краев ленты) на длине, по сумме более чем 0,5 м. на одном из крайних или на двух и более внутренних швах. (в случае разрыва трех и более строчек шва).

· Если присутствуют местные расслоения лент текстильного стропа в месте заделки краев ленты на длине более 0,2м. на одном из крайних швов или на двух и более внутренних швах (в случае разрыва трех и более строчек шва).

· В случае отслоения края ленты или сшивки лент у петли на длину более 10% от длины заделки концов ленты.

· При наличии поверхностных обрывов нитей ленты, образующихся путем трения стропа об острые края груза, длина которых превышает 10% от общей длины ленты.

· В случае если лента повреждена воздействием химических веществ (кислоты, щелочи, нефтепродукты) при общей величине таких повреждений более 10% от длины или ширины текстильного стропа или в случае единичных повреждений более 10% от ширины стропа и более 50мм. длиной.

· При выпучивании ниток из ленты текстильного стропа на расстояние более чем 10% от ширины ленты и при наличии сквозных отверстий от острых предметов, диаметр которых превышает 10% от ширины ленты.

· При наличии прожженных отверстий от брызг раскаленного металла, диаметр которых составляет более 10% от ширины ленты, а также при наличии более трех сквозных отверстий при расстоянии между ними менее 10% от ширины ленты (независимо от их диаметра).

· Если лента загрязнена более чем на 50% нефтепродуктами, смолами, красками, цементом или грунтом - браковка стропа обязтельна незамедлительно.

· При расслоении нитей на лентах текстильного стропа.

При появлении любого из этих признаков производится выбраковка текстильных строп, т.к. их последующая эксплуатация небезопасна.

Ремонтировать текстильный строп самостоятельно запрещается.

На конструкционных элементах текстильного стропа (таких как скобы, кольца, петли, подвески, звенья и т.п.) недопустимы:

1. трещины любых размеров - браковка таких строп обязателна, трещины не могут быть уменьшены и устранены.

2. износ поверхности или вмятины, приводящие к уменьшению площади поперечного сечения элемента на 10% и более.



3. Деформации элемента, приводящие к изменению его первоначального размера более чем на 3%.

4. Повреждения креплений и резьбовых соединений. Браковка строп обязательна, согласно руководящего документа.

Также следует соблюдать сроки эксплуатации текстильных строп

Текстильные стропы испытываются статической нагрузкой, которая превышает грузоподъемность стропа в 1,3 раза в течении 3 минут. Текстильный строп изготавливается в соответствии с РД 24-С3К-01-01. Правильная работа текстильного стропа гарантируется при работе в одну смену в течении 1,5 месяцев со дня начала его эксплуатации. Срок годности текстильного стропа составляет 6 месяцев со дня его изготовления при условии правильного хранения и эксплуатации.

Приложение 6. Нормы браковки канатных и цепных стропов, а также текстильных стропов на полимерной основе Браковка канатных и цепных стропов, находящихся в эксплуатации, должна производиться по инструкции изготовителя, определяющей порядок и методы осмотра и браковочные показатели.

При отсутствии у владельца инструкции браковка элементов канатных и цепных стропов производится в соответствии с рекомендациями, приведенными в настоящем приложении.

Канатный строп из стальных канатов подлежит браковке, если число видимых обрывов наружных проволок каната превышает указанное в таблице.

Примечание. d - диаметр каната, мм.

Цепной строп подлежит браковке при удлинении звена цепи более 3% от первоначального размера (рис. 1) и при уменьшении диаметра сечения звена цепи вследствие износа более 10% (рис. 2).

При осмотре текстильных стропов на полимерной основе необходимо обратить внимание на состояние лент, швов, крюков, скоб, замыкающих устройств, обойм, карабинов и мест их креплений. Стропы не должны допускаться к работе, если:


  • отсутствует клеймо (бирка) или не читаются сведения о стропе, которые содержат информацию об изготовителе, грузоподъемности стропа и т.д;

  • имеются узлы на несущих лентах стропов;

  • имеются поперечные порезы или разрывы ленты независимо от их размеров;

  • продольные порезы или разрывы ленты, суммарная длина которых превышает 10 % длины ленты ветви стропа, а также единичные порезы или разрывы длиной более 50 мм;

  • местные расслоения лент стропа (кроме мест заделки краев лент) на суммарной длине более 0,5 м на одном крайнем шве или на двух и более внутренних швах, сопровождаемые разрывом трех и более строчек шва;

  • местные расслоения лент стропа в месте заделки краев ленты на длине более 0,2 м на одном из крайних швов или на двух и более внутренних швах, сопровождаемые разрывом трех и более строчек шва, а также отслоение края ленты или сшивки лент у петли на длине более 10 % длины заделки (сшивки) концов лент;

  • поверхностные обрывы нитей ленты общей длиной более 10 % ширины ленты, вызванные механическим воздействием (трением) острых кромок груза;

  • повреждения лент от воздействия химических веществ (кислоты, щелочи, растворителя, нефтепродуктов и т. п.) общей длиной более 10 % ширины ленты или длины стропа, а также единичные повреждения более 10 % ширины ленты и длиной более 50 мм;

  • выпучивание нитей из ленты стропа на расстояние более 10 % ширины ленты;

  • сквозные отверстия диаметром более 10 % ширины ленты от воздействия острых предметов;

  • прожженные сквозные отверстия диаметром более 10 % ширины ленты от воздействия брызг расплавленного металла или наличие трех и более отверстий при расстоянии между ними менее 10 % ширины ленты независимо от диаметра отверстий;

  • загрязнение лент (нефтепродуктами, смолами, красками, цементом, грунтом и т. д.) более 50 % длины стропа;

  • совокупность всех вышеперечисленных дефектов на площади более 10 % ширины и длины стропа;

  • размочаливание или износ более 10 % ширины петель стропа.
Запрещается эксплуатация стропов со следующими дефектами и повреждениями металлических элементов (колец, петель, скоб, подвесок, обойм, карабинов, звеньев и т.п.):

  • трещинами любых размеров и расположения;

  • износом поверхности элементов или наличием местных вмятин, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10 % и более;

  • наличием остаточных деформаций, приводящих к изменению первоначального размера элемента более чем на 3 %;

  • повреждением резьбовых соединений и других креплений.

Приложение 7. Рекомендуемая знаковая сигнализация при перемещении грузов с применением ПС


Операция

Рисунок

Сигнал

Поднять груз, или грузозахватный орган (грузозахватное приспособление)


Прерывистое движение рукой вверх на уровне пояса, ладонь обращена вверх, рука согнута в локте

Опустить груз или грузозахватный орган (грузозахватное приспособление)



Прерывистое движение рукой вниз перед грудью, ладонь обращена вниз, рука согнута в локте

Передвинуть ПС


Движение вытянутой рукой, ладонь обращена в сторону требуемого движения

Передвинуть грузовую тележку ПС


Движение рукой, согнутой в локте, ладонь обращена в сторону требуемого движения тележки

Повернуть стрелу ПС


Движение рукой, согнутой в локте,. ладонь обращена в сторону требуемого движения стрелы

Поднять стрелу ПС


Движение вверх вытянутой рукой, предварительно опушенной до вертикального положения, ладонь раскрыта

Опустить стрелу ПС


Движение вниз вытянутой рукой, предварительно поднятой до вертикального положения, ладонь раскрыта

Стоп (прекратить подъем или передвижение)


Резкое движение рукой вправо и влево на уровне пояса, ладонь обращена вниз

Осторожно (применяется перед подачей какого-либо из перечисленных выше сигналов при необходимости незначи-тельного перемещения)




Кисти рук обращены ладонями одна к другой на небольшом расстоянии, руки при этом подняты вверх

Где dв -
При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната, неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении одного из параметров канат подлежит браковке при dв>1,33d. Длина рассматриваемого отрезка каната не должна превышать 25d.
7.10. Канаты не должны допускаться к дальнейшей работе при обнаружении: корзинообразной деформации (рис. 15); выдавливания сердечника (рис. 10); выдавливания проволок или расслоения прядей (рис. 14); местного увеличения диаметра каната (рис. 12); местного уменьшения диаметра каната (рис. 9); раздавленных участков (рис. 13); перекручиваний (рис. 16); заломов (рис. 17); перегибов; повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда.

8. Нормы браковки стальных канатных съемных грузозахватных приспособлений (канатных
стропов)

8.1. По числу обрывов проволок канатные стропы подлежат браковке, если число обрывов наружных проволок в любой из ветвей стропа превышает указанное в табл. 13.

Таблица 13

Нормы браковки канатных стропов по числу обрывов проволок в ветви из канатов двойной свивки

Число возможных обрывов проволок на участке канатного стропа
длиной

30d

8.2. При уменьшении диаметра канатного стропа в результате поверхностного износа (рис. 5) или коррозии (рис. 6) на 7% и более по сравнению с его номинальным диаметром строп подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.
8.3. При уменьшении диаметра канатного стропа на 10% в результате повреждения сердечника - внутреннего износа, обмятия, разрыва и т.п. строп подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок (рис. 8).
8.4. При наличии у канатных стропов поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с данными табл. 3.
8.5. При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа (см. рис. 5, д) на 40% и более канатный строп бракуется, если их количество равно либо превышает браковочные по-казатели по обрывам.
8.6. При обнаружении в канатном стропе одной или нескольких оборванных прядей строп к дальнейшей работе не допускается.
8.7. Волнистость ветви канатного стропа характеризуется шагом и направлением ее спирали (рис. 12). При совпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и равенстве шагов спирали волнистости Нв и свивки каната Н канат бракуется при dв>1,08 d , где dв - диаметр спирали волнистости, d - номинальный диаметр каната.
При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната, неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении одного из параметров канат подлежит браковке при dв> 1,33 d. Длина рассматриваемого отрезка каната не должна превышать 25 d.
8.8. Канатные стропы не должны допускаться к дальнейшей работе при обнаружении: корзинообразной деформации (рис. 15); вы- давливания сердечника (рис. 10); выдавливания проволок или расслоения прядей (рис. 14); местного увеличения диаметра каната (рис. 12); местного уменьшения диаметра каната (рис. 9); раздавленных участков (рис. 13); перекручиваний (рис. 16); заломов (рис. 17); перегибов; повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда.
8.9. Канатные стропы бракуются при разности длин ветвей за счет остаточного удлинения более чем на 3% после приработки.

Приложение

ПРИМЕРЫ БРАКОВКИ СТАЛЬНЫХ КАНАТОВ

1. Канаты грузоподъемных кранов
1.1. При визуальном осмотре каната диаметром 18,0 мм механизма главного подъема мостового крана выяснилось, что на канате имеются обрывы проволок. Подсчёт числа обрывов с помощью шаблона в виде отрезка линейки (в качестве шаблона можно также использовать отрезок мерной ленты и т.д.) длиной 6d (для данного каната длина шаблона равна 6х18,0=108 мм) показал, что на участке каната с максимальным числом обрывов в пределах длины шаблона 6d имеются 12 попарно оборванных проволок, что соответствует 6 обрывам.
Исходными данными для определения браковочного показателя являются:

Режим работы механизма подъема согласно паспорту крана, М4;

Конструкция каната, определённая по сертификату на канат, 6х16(1+6+6/6)+1о.с. по ГОСТ 2688-80, тип свивки ЛК-Р (пряди каната линейного касания с наружным слоем из проволок разного диаметра), крестовой свивки.
Браковка каната производится согласно табл. 4. Для данного каната браковочный показатель на длине 6d - 5, учитывая, что на канате с помощью шаблона обнаружен участок длиной 6d с 6 обрывами, канат следует забраковать.
1.2. При осмотре каната диаметром 20,5 мм механизма подъема козлового крана оказалось, что на канате имеются оборванные проволоки. Контроль числа обрывов с помощью: шаблона выявил, что максимальное число обрывов на длине 6d (6х20,5=123 мм) - 7.
Режим работы механизма, согласно паспорту крана, М5. Конструкция каната по сертификату: 6х19(1+9+9)+1о.с. по ГОСТ 3077-80, тип свивки ЛК-О (пряди линейного касания с одинаковыми диаметрами проволок в наружном слое каждой пряди), крестовой свивки.
Браковочным показателем для данного каната, согласно табл. 4, на длине 6d являются 6 обрывов, следовательно, канат следует забраковать.
1.3. При осмотре каната ГОСТ 2688-80 грузовой лебёдки башенного крана выяснилось, что при отсутствии обрывов проволок
наружная поверхность каната имеет износ. Измерение диаметра каната с помощью штангенциркуля показало, что при номинальном диаметре каната 19,5 мм его диаметр оказался равным 18,1 мм. Согласно п. 3.3. при уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа на 7% и более канат подлежит браковке. В данном случае диаметр канат уменьшился на 19,5 - 18,1 = 1 ,4 мм, что составляет:

Следовательно, этот канат следует забраковать.
1.4. В процессе эксплуатации на канате диаметром 13,5 мм стреловой лебедки автомобильного крана обнаружен участок с интенсивными обрывами проволок. Подсчёт числа обрывов с помощью шаблона длиной 6d (6х13,5=81 мм) показал, что максимальное число обрывов на этой длине - 5. Подсчет обрывов с помощью шаблона длиной 30d (30х13,5=405 мм) выявил участок с 15 обрывами.
Режим работы механизма, согласно паспорту, М4. По сертификату канат изготовлен по ГОСТ 7668-80, крестовой свивки.
Браковочные показатели по обрывам проволок, согласно табл. 4, для данного режима и конструкции каната на длине 6d - 7 обрывов, на длине 30d - 14.
Следовательно, несмотря на то, что по числу обрывов на длине 6d канат может эксплуатироваться, по второму показателю (числу обрывов на участке 30d) его следует забраковать.

2. Канаты лифтов
2.1. При осмотре двух тяговых канатов диаметром 12,0 мм грузового лифта выяснилось, что на одном из них имеются оборванные проволоки. Подсчёт числа обрывов с помощью шаблона длиной 6d (для данных канатов длина шаблона равна 6х12,0=72,0 мм) показал, что на данном канате на длине 6d максимальное число обрывов - 12.
Исходные данные для браковки каната:

Первоначальный коэффициент запаса прочности, определенный по паспорту лифта, 11;

Конструкция каната, определенная по сертификату на канат, 6х19(1+6+6/6)+1о.с. по ГОСТ 2688-80, ЛК-Р крестовой свивки.
Браковка каната производится согласно табл. 7 и п. 4.7.
Браковочным показателем на длине 6d является 12 обрывов. Учитывая, что на длине 6d каната было обнаружено 12 обрывов, данный канат необходимо забраковать. В п. 4.7 подтверждается, что при подвеске кабины на двух канатах допускается замена одного, более изношенного, каната.
2.2. При осмотре канатов грузового лифта с канатоведущим шкивом выяснилось, что на всех трех канатах диаметром 14,0 мм имелись обрывы проволок. С помощью шаблона длиной 6d и 30d (для данного каната их длина равна, соответственно, 6х14=84 мм и 30х14=420 мм) обнаружено, что на длине 30d число обрывов на каждом из трех канатов не превышает 30, однако на одном из канатов на длине 6d было 20 обрывов, на двух других, соответственно, 15 и 14.
Исходными данными для браковки канатов являются:

Первоначальный коэффициент запаса прочности, определенный по паспорту лифта, 9;

Конструкция каната, определённая по сертификату на канат, 6х19(1+9+9)+1о.с. по ГОСТ 3077-80, ЛК-О, крестовой свивки.
Браковка этих канатов производится согласно табл. 7 и п. 4.8. Браковочным показателем на длине 30d является 32 обрыва,
на длине 6d - 16. Согласно п. 4.8. при количестве канатов три и более их браковка производится по среднему арифметическому значению, определённому из наибольшего числа обрывов на длине 6d каждого каната. Среднее арифметическое значение
равно:

что больше браковочного показателя, равного 16, следовательно, канат с числом обрывов, равным 20, следует забраковать (при обнаруженном количестве обрывов на двух других канатах, несмотря на то, что обрывы на них не достигли браковочного показателя, но близки к нему, рекомендуется провести замену всех трех канатов).

3. Канаты подъемников (вышек)
3.1. При осмотре подъёмного каната диаметром 13,0 мм подъемника выяснилось, что на канате имеются обрывы проволок. Подсчёт числа обрывов с помощью шаблона длиной 6d (для данного каната длина такого шаблона равна 6х13,0=78 мм) показал, что максимальное число обрывов на длине 6d - 11.
Конструкция каната, определенная по сертификату на канат, 6х19(1+6+6/6)+1о.с. по ГОСТ 2688-80, ЛК-Р, крестовой свивки.

Браковка каната производится согласно табл. 9. Браковочный показатель для данного каната на длине контролируемого участка 6d - 10, учитывая, что максимальное число обрывов на этой длине - 11, канат следует забраковать.
3.2. При периодическом контроле каната, работающего на вышке, выяснилось, что на канате диаметром 15,0 мм имеются обрывы проволок. Подсчет их с помощью шаблона длиной 6d (6х15,0=90 мм) показал, что максимальное число обрывов на этой длине - 10. Применение другого шаблона, длиной 30d (30х15,0=450 мм), показало, что на канате имеется участок длиной 30d с числом обрывов 29.
Конструкция каната, согласно сертификату, 6х19(Н+9+9)+1о.с. по ГОСТ 3077-80, ЛК-О, крестовой свивки.
Браковка каната производится по табл. 9. Браковочные показатели для данного каната на длине 6d и 30d - соответственно, 14 и 28, следовательно, канат следует забраковать по числу обрывов на длине каната 30d.

4. Канаты подвесных канатных дорог и наклонных рельсово-канатных подъемников (фуникулеров)
4.1. При осмотре тягового каната диаметром 19,5 мм, эксплуатирующегося на грузовой подвесной канатной дороге выяснилось, что имеются обрывы проволок. Подсчёт обрывов с помощью шаблона длиной 6d (6х19,5=117 мм) показал, что максимальное число обрывов на этой длине - 15.
Конструкция каната, согласно сертификату, 6х19(1+9+9)+1о.с. по ГОСТ 3077-80, ЛК-О, крестовой свивки; коэффициент прочности каната по сертификату - 6.
Браковка каната производится по табл. 11. Браковочным показателем данного каната на длине контролируемого участка 6d - 14. Следовательно, канат следует забраковать.
4.2. При осмотре тягового каната диаметром 19,5 мм, эксплуатирующегося на пассажирской подвесной канатной дороге (ППКД), выяснилось, что на канате имеется значительное число оборванных проволок. Подсчет обрывов с помощью шаблонов длиной 6d (6х19,5=117 мм) и 30d (30х19,5=585 мм) показал максимальное количество обрывов на данных участках, соответственно, 2 и 6.
Конструкция каната, согласно сертификату, 6х19(1+9+9)+1о.с. по ГОСТ 3077-80, ЛК-О, односторонней свивки; коэффициент прочности 4,5.
Браковка каната производится в соответствии с табл. 11 и п. 6.14. Браковочные показатели данного каната на участках 6d и 30d, с учётом п. 6.4 (где сказано, что на ППКД нормы браковки, приведённые в табл. 11, уменьшаются вдвое относительно овочных показателей при запасе прочности до 6), соответственно, 3 и 6.
Следовательно, данный канат следует забраковать, т.к. число обрывов на длине 30d больше браковочного показателя, приведённого в таблице 11, равного 12 и вдвое уменьшенного в соответствии с п. 6.4.
4.3. При осмотре хвостового каната диаметром 17,5 мм, эксплуатировавшегося на ППКД, оказалось, что количество обрывов проволок на канатах не превышает предельно допустимых, однако канат был заметно корродирован. Замер диаметра каната штангенциркулем после тщательной очистки наружной поверхности участка каната до металлического блеска показал, что диаметр каната уменьшился и стал равным 16,2 мм.
Браковка данного каната производится согласно п. 6.3, где требуется браковать канат двойной свивки при уменьшении его диаметра в результате поверхностного износа или коррозии на 7% и более. Уменьшение диаметра данного каната составило:

следовательно, канат следует забраковать.
4.4. При ежесменном осмотре несущего каната диаметром 45 мм были обнаружены обрывы фасонных проволок. Подсчёт обрывов с помощью шаблона длиной 30d (30х45=1350мм) показал, что максимальное число обрывов на этой длине каната - 5.
Конструкция каната по сертификату - закрытой конструкции с 21 z-образной проволокой в наружном слое, ГОСТ 7675-73.
Браковка такого каната производится в соответствии с п. 6.15, где указано, что несущие канаты закрытой конструкции подлежат браковке при обрыве 16,6% наружных проволок на участке длиной 30d. Обрывы 5 проволок составляют:

следовательно, данный канат следует забраковать.

5. Канаты сменных грузозахватных органов и лебедок
5.1. При осмотре каната диаметром 11 мм, используемого при монтаже в качестве неподвижного (для растяжки), оказалось, что на нём имеются обрывы проволок. Подсчёт обрывов с помощью двух шаблонов - длиной 6d(6х11=66 мм) и 30d(30х11=330 мм) показал, что максимальное число обрывов на длине 6d - 2, на длине 30d - 6.
Конструкция каната - 6х19(1+6+6/6)+7х7(1+6) по ГОСТ 14954-80, ЛК-Р.
Браковка каната производится согласно табл. 12. Браковочные показатели по обрывам для данного каната на длине 6d - 2, на длине 30d - 5. Следовательно, данный канат необходимо забраковать по обоим браковочным показателям.

6. Канатные стропы
6.1. При осмотре канатного стропа диаметром 12,0 мм оказалось, что на нём имеются обрывы проволок. Подсчёт обрывов с помощью трех шаблонов: длиной 3d (3х12=36), 6d (6х12=72 мм) и 30d (30х12=360 мм) показал, что максимальное число обрывов на длине 3d - 3, на длине 6d - 5, на длине 30d - 17.
Браковка данного стропа производится по табл. 13.
Браковочные показатели на участках длиной 3d, 6d и 30d, соответственно? 4, 6 и 16. Следовательно данный канатный строп следует забраковать по браковочному показателю на длине 30d.
6.2. При осмотре канатного стропа оказалось, что в нём оборвана одна прядь. Браковка данного стропа производится согласно п. 8.6., где указано, что при обнаружении в канатном стропе обрыва одной или нескольких оборванных прядей строп следует забраковать. Следовательно, данный канатный строп подлежит снятию с эксплуатации.
6.3. При осмотре канатного стропа диаметром 17,5 мм перед работой выяснилось, что его наружные проволоки сильно изношены, а поверхность стропа имеет характерный блеск. Измерение диаметра выступающей из-за обрыва наружной проволоки, произведенное с помощью микрометра, показало, что диаметр наружной проволоки составляет 0,83 мм. Подсчёт количества изношенных проволок с помощью шаблона длиной 3d (3х17,5=52,5 мм) определил, что максимальное число изношенных проволок на длине 3d - 5.
Конструкция каната 6х19(1+9+9)+1о.с. по ГОСТ 3077-80, ЛК-О, крестовой свивки, диаметр проволок наружного слоя в прядях - 1,4 мм.
Браковка канатного стропа производится согласно п. 8.5., где требуется браковать строп при уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа на 40% и более, если их количество равно либо превышает браковочные показатели по обрывам.
Браковочный показатель по обрывам проволок на длине 3d - 4 .Учитывая, что износ наружной проволоки равен:

а максимальное число изношенных проволок на длине 3d - 5, что больше браковочных показателей, канатный строп следует забраковать.

Грузоподъемные работы представляют собой большую опасность для жизни персонала и людей, находящихся в рабочем пространстве. Поэтому первое условие работы с грузоподъемным оборудованием и приспособлениями - это обеспечение их безопасности. В «Межотраслевых правилах по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов» ПОТ РМ-007-98 и других нормативных документах разработаны нормы и рекомендации по осмотру и браковке всех видов съемных грузоподъемных приспособлений. В этой статье мы расскажем о нормах и правилах браковки цепных, канатных и текстильных стропов.

Осмотр и браковка стропов осуществляется инженерно-техническим персоналом, ответственным за исправность оборудования и безопасность проводимых работ. Для выявления неисправностей стропы проходят наружный, инструментальный и внутренний осмотр, при которых оценивается соответствие стропов их характеристикам, отраженным в паспорте изделия. Результаты оценки отражаются в журнале осмотра, который составляется по установленной форме. В журнале должны также отражаться сведения об устранении дефектов и повреждений и стоять подписи ответственных лиц.

Как часто нужно проводить осмотр стропов?

Осмотр должен проводиться в соответствие с интенсивностью использования стропов. Если стропы применяются постоянно, то осмотр и выбраковка должны проводиться регулярно.

Инженерно-технический персонал, ответственный за исправность грузоподъемного оборудования, должен проводить осмотр стропов каждые 10 дней. В случаях, когда стропы применяются редко, осмотр должен проводиться непосредственно перед использованием.

Что бывает, когда стропы вовремя не осматриваются

Нормы выбраковки стропов

Стропы из стального каната

Канатные стропы производятся по ГОСТу 25573-82 и РФ-10-33-93. Они должны проходить все 3 этапа осмотра: наружный, инструментальный и внутренний. При выявлении несоответствий требованиям безопасности, а также при повреждениях выше установленных норм канатные стропы не должны подпускаться к работе.

При осмотре канатных стропов основное внимание обращается на следующие аспекты:

  • соответствие стропа и данных на бирке с паспортными данными изделия;
  • петли на конце каната и их исправность;
  • дефекты и повреждения по длине каната и их допустимый уровень;
  • состояние внутренних прядей и сердечника.
В каком случае канатные стропы подлежат браковке?
  1. Канатные стропы подлежат браковке, если отсутствует бирка или маркировка на ней.
  2. Износ наружных проволок не должен превышать 40% от их диаметра
  3. Канат не должен применяться при разрыве и выдавливании сердечника.
  4. Канат подлежит браковке, если диаметр уменьшился на 7% и более при коррозийном износе, на 3% и более при некрутящемся канате и на 10% и более при внутреннем износе и разрыве сердечника.
  5. Также при деформации, трещинах или износе коушей с уменьшением толщины более чем на 15% и втулок с уменьшением толщины более чем на 10%, при повреждениях оплеток и других защитных элементов.
  6. При признаках смещения каната в заплетке, во втулках и зажимах.
  7. При наличии выступающих концов проволоки в местах заплетки более чем на половину диаметра каната.
  8. Строп подлежит браковке при волнистости, если диаметр спирали, совпадающей с направлением свивки, на 1.08 раза превышает диаметр каната, а если диаметр спирали не совпадает с направлением свивки, то на 1.33 раза.
  9. Канат также не должен допускаться к работе при дефектах, полученных в результате воздействия температуры или электрического дугового разряда.
  10. Число обрывов не должно превышать следующие нормы:

Важно!

В случаях, если износ наружных проволок доходит до 30% диаметра каната или в результате износа диаметр каната уменьшается на 5% и более, вышесказанные показатели снижаются вдвое.


Производятся в соответствии с ПБ-10-382-00 и ТУ3150-001-52466920-2005. Среди всех стропов цепные модели имеют наибольший срок службы - 18 месяцев. В регулярный осмотр цепных стропов входят визуальный и инструментальный этапы, в ходе которых изучаются:

  • бирки и маркировки, а также их соответствие с паспортом изделия;
  • исправность соединительных элементов на конце стропа;
  • диаметр и длина цепных звеньев и отклонения от исходных размеров.
подлежат браковке при следующих случаях:
  1. Когда отсутствует бирка или маркировка на ней.
  2. При любых трещинах, разрывах, деформациях и расслоениях металла.
  3. При удлинении звена более чем на 3% .
  4. При его уменьшении более чем на 10% вследствие механического износа и коррозии.
  5. При повреждениях из-за газовой резки, сварки, электрического дугового разреза или температурного воздействия.

Для оценки исправности текстильные стропы должны пройти визуальный осмотр на соответствие маркировки с паспортом, исправность швов и петель, соединительных элементов и захватов. Они также должны пройти инструментальный осмотр на определение размеров и дефектов. При выявлении следующих недостатков не должны подпускаться к работе.

  1. При отсутствии бирки или маркировки.
  2. Если на несущих лентах стропа есть узлы или поперечные разрывы, несмотря на их размеры.
  3. Длина продольных порезов или разрывов не должна превышать 50 мм, а суммарная длина - 10% длины ветви стропа.
  4. При местном расслоении ленты более чем на 0.5 м с разрывом трех и более строчек. А также при расслоениях на заделке краев более чем на 0.2 м и отклонений края у петли длиной более 10% длины сшивки.
  5. При поверхностных обрывах ленты, повреждениях от химических веществ, а также единичных повреждениях размером более 10% ширины ленты.
  6. При сквозных отверстиях от острых предметов или ожогов диаметром более 10% ширины ленты. Не допускается также наличие трех и более отверстий с расстоянием менее 10% ширины ленты.
  7. При загрязнениях более 50% длины стропа цементом, грунтом, красками, нефтепродуктами и так далее.

Вышеперечисленные пункты относятся к ленточным текстильным стропам. К нормам браковки круглопрядных стропов добавляются также следующие: разрыв чехла, обрывы 6-ти и более проволок, разрывы ниток в узле сшивки на 10 и более процентов от ее длины и сквозные отверстия в чехле.

Многоветвевые стропы подлежат браковке при разности ветвей из-за их удлинения. В таблице указано минимально допустимое остаточное удлинение ветвей разных стропов.

Нормы браковки стальных канатов, которые используются на вышках, лифтах, лебедках, фуникулерах, кранах, канатных дорогах и прочих подъемных сооружениях, изложены в Руководящем документе 012–97.

1 Правила контроля стальных канатов

РД 012–97, в соответствии с которым выполняется браковка канатов, рекомендован при изготовлении, эксплуатации, проведении экспертизы, проектировании, монтаже и ремонте подъемных установок для всех частных лиц, предприятий, иностранных компаний, функционирующих в РФ, организаций. Согласно данному документу контроль проводится:

  • периодически: каждые 10 дней;
  • ежесменно: перед началом использования подъемных сооружений.

Также предусмотрены специальные их осмотры с применением дефектоскопов.

Такие осмотры являются обязательными при технических освидетельствованиях.

Они позволяют контролировать потерю сечения , наличие ржавчины, возможные обрывы и износ наружных и внутренних проволок изделия. Отметим, что все указанные осмотры осуществляются вне зависимости от вида подъемного сооружения, на котором установлен канат.

При проверках повышенное внимание уделяется следующим зонам каната:

  • крепления на кабине, барабане, противовесе;
  • участки, которые проходят через уравнительные, неподвижные и подвижные блоки;
  • внутренние части, где обычно фиксируется повышенный износ конструкции;
  • участки заделки концов изделия.

  • косвенный (иначе говоря – деформационный): подразумевается, что техсостояние изделия оценивается по интегральной методике по угловым и линейным деформациям;
  • визуальный: осмотр специалистом, который может использовать специальные средства (в частности, те или иные оптические приспособления);
  • дефектоскопический: применяются приборы (дефектоскопы) для проведения ультразвуковой, рентгеновской и магнитоскопии;
  • инструментальный: используются измерительные средства, с помощью коих замеряются такие показатели изделия, как отклонения от показателя прямолинейности, износ проволок, сечение каната.

2 Выбраковка стальных канатов – все ее критерии

Безопасное использование изделий определяется с учетом указанных далее критериев:

  • внутренний и поверхностный износ;
  • характер обрывов проволоки и их общее количество на установленной длине;
  • локальное снижение сечения каната (учитываются и ситуации, когда отмечается разрыв сердечника);
  • коррозионные проявления (внутренние и поверхностные);
  • активное удлинение остаточного типа после приработки изделия;
  • наличие зон сосредоточения обрывов проволок;
  • разрыв прядей (одной и более);
  • изменения размеров свивки;
  • наличие деформаций, выраженных выдавливанием прядей и проволок, волнистостью, перегибами, корзионообразностью, заломами;
  • выход из замка наружных проволок;
  • наличие повреждений, обусловленных дуговым электрическим разрядом, воздействием высокой температуры;
  • снижение внутреннего сечения (поперечного диаметра проволок).

Канат немедленно бракуется в следующих случаях:

  • При снижении из-за износа сечения проволок, расположенных снаружи, на величину от 40 %. Протяженность площадки износа при этом в расчет не берется.
  • В случае уменьшения сечения стального каната, вызванного коррозией либо износом (поверхностным), на 7 и более процентов по отношению к номинальному диаметру (даже в тех случаях, когда проволоки не имеют видимых обрывов). Если разрывы или внутренний износ повредили сердечник изделия на 10 % от номинального его размера, канат также бракуется (для малокрутящихся изделий браковка должна производиться при показателе в 3 %).
  • При обрыве проволоки (под таковым также понимают ситуацию, когда одна проволока изнашивается на 40 %).
  • Увеличение сечения изделия на 7 % (явление очень опасное, так как оно обусловлено разбуханием сердечника под влиянием высокой влажности, а затем его замерзанием при понижении температуры воздуха).
  • Потеря прочности проволок выше допустимых для каждого отдельного вида подъемного оборудования стандартов. Данная потеря определяется уменьшением сечения проволок (проверка проводится дефектоскопическим методом).
  • Сплющивание изделия по длине. Оно вызвано, как правило, значительным износом ручья блока.
  • При волнистости, описываемой чрезмерно высокой спиральной формой продольной оси каната. Особую опасность представляет ситуация, при которой направления свивки стального изделия и спирали совпадают.
  • Выдавливание проволок числом три и более, фиксируемое на длине каната равной его шести диаметрам. По сути, выдавливание представляет собой расслоение конструкции, которое возникает при высоком показателе трения проволок.
  • При обнаружении (визуальный анализ) заломов, перекручивания, деформации корзинообразной формы, перегибов. При всех озвученных дефектах изделие теряет свою прочность, причем существенно.

3 Важные нормы браковки стальных канатов различных подъемных механизмов

Браковочным критерием считается удлинение стального изделия на величину более 5 процентов от его рабочей протяженности. На канатах, которые применяются на трущихся шкивах, остаточное удлинение всегда увеличивается достаточно быстро. Это становится причиной того, что один из канатов механизма может проскальзывать (даже в случаях, когда шкив оснащается натяжным приспособлением).

Канаты оттяжек и несущие изделия бракуются при повышении в процессе эксплуатации исходной протяженности участка, составляющего шесть диаметров изделия, на 9 процентов. Такой показатель сигнализирует о том, что в канате стопроцентно имеются критические деформации, способные вызвать кручение конструкции из-за порывов проволок (внутренних).

Изделие сразу же бракуется, если при проверке было зафиксировано тепловое воздействие на него. Признаками воздействия повышенной температуры являются следующие явления:

  • цвет каната на каком-либо участке изменен;
  • наличие обгорелости;
  • остатки сажи.

Чаще всего подобные симптомы обуславливаются воздействием электротока, брызг, попадающих на конструкцию при проведении сварочных мероприятий, попаданием расплавленного металла на канат.

Изделия, монтируемые на подъемные агрегаты с закрытым характером конструкции, подлежат незамедлительной замене, в соответствии с нормами браковки стальных канатов, при:

  • визуально фиксируемом дефекте замка проволок (наружных);
  • износе на 50 и более процентов фасонной наружной проволоки (величина износа определяется по ее высоте);
  • 12 оборванных фасонных наружных проволоках на всей протяженности изделия либо 3 на протяженности, равной 30 диаметрам канатам;
  • выходе хотя бы одной наружной проволоки из замка.

Малокрутящиеся изделия, которые обычно применяются в лифтовом оборудовании, бракуют при наличии восьми обрывов проволок при длине обследуемого участка в 30 диаметров и четырех на участке в 6 диаметров. Здесь стоит отметить отдельно то, что при креплении кабины лифта двумя стальными канатами, выбраковку производят для каждого из них. При необходимости разрешается менять один канат, который является более изношенным.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!