«Основы научных исследований. М.Ф.Шкляр Основы научных исследований Основы научных исследований учебное пособие для спо

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Основы научных исследований»

Доцент кафедры теории

и истории государства

Славова Н.А.

Рабочий план по дисциплине «основам научных исследований»

Тема

Тема 1. Предмет и система курса «Основы научных исследований». Наука и науковедение.

Тема 2. Система образовательных и образовательно-квалификационных уровней. Система научных (ученых) степеней и ученых званий.

Тема 3. Система научных учереждений.

Тема 4. Подготовительная стадия научного исследования.

Тема 5. Исследовательская стадия.

Тема 6. Методология и методика научного исследования. Виды методов.

Тема 7. Заключительная стадия научного исследования

Тема 1. Предмет и система курса «Основы научных исследований». Наука и науковедение План

    Предмет, задачи, цель курса «Основы научных исследований»

    Обшая характеристика науки и научной деятельности

    Понятийный апарат науки

    Виды научных работ и их общая характеристика

    Лудченко А.А. Основы научных исследований: Учебн. пособие. – К.: Знание, 2000.

    Пилипчук М.І., Григор’єв А.С., Шостак В.В. Основи наукових досліджень. – К., 2007. – 270с.

    П’ятницька-Позднякова І.С. Основи наукових досліджень у вищий школі. – К., 2003. – 270с.

    Романчиков В.І. Основи наукових досліджень. – К.: Центр учбової літератури. – 254с.

5. Сабитов Р.А. Основы научных исследований. – Челябинск: Изд-во Челябинского государственного ун-та, 2002. – 139с.

6. Про інформацію: Закон України від 2 жовтня 1992р. (із змінами та доповненнями) // Відомості Верховної Ради України. – 1992. – № 48. – Ст. 650.

7. Про наукову і науково-технічну діяльність: Закон України від 13 грудня 1991 р. (із змінами та доповненнями) // Відомості Верховної Ради України. – 1992. – № 12. – Ст. 165.

8. О науке и государственной научно-технической политике: Закон РФ от 23 августа 1996 г. (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149218/

9. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Закон РФ от 27 июля 2006 г. (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2006/07/29/informacia-dok.html

«Основы научных исследований» представляют собой одну из вступительных учебных дисциплин, предшествующих фундаментальном изучению юриспруденции. Однако, в отличие от других дисциплин вступительного или вспомогательного характера, данный курс представляет собой первую ступень не только и не столько в изучении правовой науки, сколько в исследовании такой сложной научной области, как правоведение.

Предмет курса «Основы научных исследований»: методологические основы организации и методика осуществления научных исследований.

Цель : сформировать у студентов ряд умений и навыков, необходимых для самостоятельной творческой деятельности в науке и написания научной (курсовой, дипломной и иной квалификационной) работы.

Задачи: изучение общих правил написания и оформления научной работы, последовательности действий, выполняемых исследователем на каждом из этапов научной деятельности; ознакомление с основными методами научных исследований, логическими правилами изложения материала; приобретение навыков поиска и обработки правовой научной литературы, конспектирования и реферирования материала, составления аннотаций и тезисов, оформления ссылок и списка использованных источников; освоение языка научной работы и ознакомление с понятийным аппаратом научного исследования.

Современное общество не может существовать без науки. В условиях экономического, политического, экологического кризиса наука выступает главным инструментом в решении соответствующих проблем. Кроме того, экономическое и социальное положение государства напрямую зависит от юридической науки, поскольку успех инновационного развития, финансовой стабильности и т.д. невозможен без научных исследований в области юриспруденции.

Поэтому наука является производительной силой общества, системой накапливаемых человечеством знаний об окружающей действительности, оптимальных средствах воздействия на нее, прогнозировании и перспективах прогрессивного развития общества, отражает взаимосвязь между учеными, научными учреждениями, органами власти, а также определяет аксиологические ценностные аспекты науки.

Понятие «наука» включает в себя как деятельность по получению новых знаний, так и результат этой деятельности - «сумму» полученных научных знаний, которые в совокупности создают научную картину мира.

Наука - это система знаний об объективных законах действительности, процесс деятельности по получению, систематизации нового знания (о природе, обществе, мышлении, технических средствах в использовании деятельности человека) с целью получениянаучного результата на основе определенных принципов и методов.

Современная наука состоит из различных отраслей знаний, которые взаимодействуют и в то же время обладают относительной самостоятельностью. Разделение науки на определенные виды зависит от выбранных критериев и задач ее систематизации. Отрасли науки обычно классифицируются по трем основным направлениям:

Точные науки - математика, информатика;

Естественные науки: изучение природных явлений;

Общественные науки: систематическое изучение человеческого поведения и общества.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее – Закон РФ) н аучная (научно-исследовательская) деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:

фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды;

прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;

поисковые научные исследования - исследования, направленные на получение новых знаний в целях их последующего практического применения (ориентированные научные исследования) и (или) на применение новых знаний (прикладные научные исследования) и проводимые путем выполнения научно-исследовательских работ.

Также Закон РФ определяет, научный и (или) научно-технический результат – это продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.

Закон Украины «О научной и научно-технической деятельности» дает определения следующие. Научная деятельность - это интеллектуальная творческая деятельность, направленная на получение и использование новых знаний. Основными ее формами являются фундаментальные и прикладные научные исследования.

Научное исследование - особая форма процесса познания, систематическое, целенаправленное изучение объектов, в котором используют средства и методы науки, в результате которых формулируются знания об исследуемом объекте. В свою очередь, фундаментальное научное исследование - научная теоретическая и (или) экспериментальная деятельность, направленная на получение новых знаний о закономерностях развития природы, общества, человека, их взаимосвязи, а прикладное научное исследование - научная деятельность, направленная на получение новых знаний, которые могут быть использованы для практических целей.

Научно - исследовательская деятельность - это исследовательская деятельность, которая заключается в получении объективно новых знаний.

Поскольку цель курса «Основы научных исследований» сформировать у студентов ряд умений и навыков, необходимых для самостоятельной творческой деятельности в науке и написания научной (курсовой, дипломной и иной квалификационной) работы, необходимо обратить внимание на организацию научной деятельности при написании научных работ, в частности курсовой.

    Выбор темы научного исследования. Желательно, чтобы тема курсовой работы совпадала с научными интересами.

    Систематичность.

    Планирование. Содержательное планирование (содержание научной работы) и временное (выполнение календарного плана).

    Ориентация на научный результат.

Каждая из наук имеет собственный понятийный аппарат. Все научные понятия отражают (формулируют) статическую или динамическую объективную, общепринятую реальность. Эти понятия имеют определенную внутреннюю структуру, сравнительную характеристику, а значит, конкретику. Они, как правило, являются общепринятыми и в определенном смысле эталонными. Именно из этих понятий должна строиться любая мысль, несущая в себе объективную информацию, научную теорию или дискуссию, другие понятия.

Необходимо обратить внимание, что первичным понятием при формировании научных знаний является научная идея . Материализованным выражением научной идея является гипотеза . Гипотезы, как правило, имеют вероятностный характер и проходят в своем развитии три стадии:

Накопление фактического материала и выдвижение на его основе предположений;

Формулирование и обоснование гипотезы;

Проверка полученных результатов

Если полученный практический результат соответствует предположению, то гипотеза превращается в научную теорию . Структуру теории как сложной системы формируют связанные между собой принципы, законы, понятия, категории, факты.

Научная работа – это исследование с целью получения научного результата.

Виды научных работ:

    курсовая работа . На первом-четвертом годах обучения студенты выполняют именно данный вид работы. Это самостоятельная учебная и научно-исследовательская работа студента, которая подтверждает получение теоретических и практических умений по дисциплинам, которые изучает студент.

    дипломная работа;

    магистерская работа;

    диссертационная работа;

    монография;

    научная статья;

    Является формой существования и развития любой науки. Научно-исследовательская деятельность - это такая деятельность, которая направлена на получение новых знаний и их практическое применение. Несмотря на то, что науки классифицируются в зависимости от сферы познания, предмета и основы научных исследований составляют неотъемлемую часть любой науки.

    Понятием «научное исследование» определяется деятельность, которая направлена на всестороннее изучение исследуемого объекта, явления или процесса, их внутренней структуры и связей, получение на этой основе и внедрение в практику полезных результатов для человеческого существования. Для того чтобы научные специалисты могли правильно проводить при изучении науки необходимые научные исследования практически во всех высших учебных заведениях изучается дисциплина «основы научных исследований».

    Эта дисциплина является составной частью обучения и является важным этапом подготовки ученого к самостоятельному ведению научно-исследовательской деятельности. Курс дисциплины «основы научных исследований» направлен на формирование знаний, которые помогают решению следующих типовых задач:

    Математическое моделирование объектов и процессов; их исследования и разработка алгоритма реализации этого метода;

    Построение моделей процессов и объектов с целью их анализа и получения наиболее оптимальных параметров;

    Составление программ экспериментальных исследований, реализацию этих программ, включая выбор необходимых технических средств, получение и обработку результатов;

    Составление отчетов по результатам, полученным в ходе проводимых исследований.

    Процесс изучения дисциплины «основы научных исследований» состоит из следующих основных разделов:

    1.Методы научного познания.

    2.Методы теоретических и эмпирических исследований.

    И их этапы.

    4.Процедуры разработки и проектирования новых технических объектов.

    5.Теоретические исследования.

    6.Построение моделей физических процессов и объектов.

    7.Проведение экспериментальных исследований и обработка их результатов.

    Для проведения исследований в различных областях науки используются как общие, так и специфические методы, возможные только в конкретных определенных науках. Например, основы научных исследований в агрономии будут коренным образом отличаться от методов, которыми такие исследования проводятся в Однако существующие методы исследований можно классифицировать по единой общей классификации:

    1.Философские которые можно определить по подразделам:

    Объективность;

    Всесторонность;

    Конкретность;

    Историзм;

    Диалектический принцип противоречия;

    2.Общенаучные методы и подходы.

    3.Частнонаучные методы.

    4.Дисциплинарные методы.

    5.Методы междисциплинарного исследования.

    Таким образом, вся методология не может сводиться к какому-то одному методу, даже если он наиболее важен. Настоящий ученый и исследователь не может полагаться только на одно единственное учение и не может ограничиваться в своем мышлении только единственной философией. Поэтому вся не просто складывается из отдельных возможных методов, а составляет собой их «механическое единство».

    Находящаяся в основе научного познания методология - это динамичная, цельная, сложная субординированная система приемов, способов и принципов разных уровней, разной сферы действия и направленности, содержаний и структур. Кроме проведения самих научных исследований важно проводить патентование полученных результатов. Поэтому такие дисциплины как патентоведение и основы научных исследований крайне важны для подготовки современных высококвалифицированных специалистов.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Арнольд, И.В. Основы научных исследований в лингвистике / И.В. Арнольд. - М.: КД Либроком, 2016. - 144 c.
    2. Волков, Ю.С. Основы научных исследований и изобретательства: Учебное пособие / Ю.С. Волков. - СПб.: Лань, 2013. - 224 c.
    3. Герасимов, Б.И. Основы научных исследований / Б.И. Герасимов, В.В. Дробышева, Н.В. Злобина [и др.]. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 272 c.
    4. Кожухар, В.М. Основы научных исследований: Учебное пособие / В.М. Кожухар.. - М.: Дашков и К, 2013. - 216 c.
    5. Кудряшов, А., Ю. Основы научных исследований лесных машин: Учебник / А. Ю. Кудряшов. - СПб.: Лань П, 2016. - 528 c.
    6. Кузнецов, И.Н. Основы научных исследований: Учебное пособие для бакалавров / И.Н. Кузнецов.. - М.: Дашков и К, 2013. - 284 c.
    7. Кузнецов, И.Н. Основы научных исследований: Учебное пособие для бакалавров / И.Н. Кузнецов. - М.: Дашков и К, 2016. - 284 c.
    8. Кузнецов, И.Н. Основы научных исследований: Учебное пособие для бакалавров / И.Н. Кузнецов. - М.: Дашков и К, 2014. - 284 c.
    9. Моисейченко, В.Ф. Основы научных исследований в агрономии: учебник для вузов. / В.Ф. Моисейченко, М.Ф. Трифонова, А.Х. Заверюха, В.Е. Ещенко. - М.: Альянс, 2016. - 336 c.
    10. Рыжков, И.Б. Основы научных исследований и изобретательства: Учебное пособие / И.Б. Рыжков. - СПб.: Лань, 2012. - 224 c.
    11. Рыжков, И.Б. Основы научных исследований и изобретательства: Учебное пособие / И.Б. Рыжков. - СПб.: Лань, 2013. - 224 c.
    12. Тихонов, В.А. Теоретические основы научных исследований: Учебное пособие для вузов / В.А. Тихонов, В.А. Ворона, Л.В. Митрякова. - М.: Горячая линия -Телеком, 2016. - 320 c.
    13. Шкляр, М.Ф. Основы научных исследований: Учебное пособие для бакалавров / М.Ф. Шкляр. - М.: Дашков и К, 2016. - 208 c.
    14. Шкляр, М.Ф. Основы научных исследований: Учебное пособие для бакалавров / М.Ф. Шкляр.. - М.: Дашков и К, 2013. - 244 c.

    Серия «Учебные издания для бакалавров»

    М. Ф. Шкляр

    ИССЛЕДОВАНИЙ

    Учебное пособие

    4 е издание

    Издательско торговая корпорация «Дашков и К°»

    УДК 001.8 ББК 72

    М. Ф. Шкляр - доктор экономических наук, профессор.

    Рецензент:

    А. В. Ткач - доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

    Шкляр М. Ф.

    Ш66 Основы научных исследований. Учебное пособие для бакалавров / М. Ф. Шкляр. - 4 е изд. - М.: Издатель ско торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. - 244 с.

    ISBN 978 5 394 01800 8

    В учебном пособии (с учетом современных требований) описаны ос новные положения, связанные с организацией, постановкой и проведени ем научных исследований в форме, пригодной для любой специальности. Подробно изложена методология научного исследования, методика рабо ты с литературными источниками и практической информацией, особен ностями подготовки и оформления курсовых и дипломных работ.

    Для студентов бакалавриата и специалитета, а также аспирантов, соискателей ученой степени и преподавателей.

    ВВЕДЕНИЕ ...........................................................................................................................................

    1. НАУКА И ЕЕ РОЛЬ

    В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ...........................................................

    1.1. Понятие науки................................................................................................................

    1.2. Наука и философия................................................................................................

    1.3. Современная наука. Основные концепции.........................................

    1.4. Роль науки в современном обществе.......................................................

    2. ОРГАНИЗАЦИЯ

    НАУЧНО(ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ................................

    2.1. Законодательная основа управления наукой

    и ее организационная структура.........................................................................

    2.2. Научно технический потенциал

    и его составляющие.........................................................................................................

    2.3. Подготовка научных

    и научно педагогических работников.............................................................

    2.4. Ученые степени и ученые звания..............................................................

    2.5. Научная работа студентов и повышение качества

    подготовки специалистов...........................................................................................

    Г л а в а 3. НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ .......................

    3.1. Науки и их классификация.............................................................................

    3.2. Научное исследование и его сущность..................................................

    3.3. Этапы проведения

    научно исследовательских работ.......................................................................

    Контрольные вопросы и задания.................................................

    Г л а в а 4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

    НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ............................................................

    4.1. Методы и методология научного исследования.............................

    4.2. Всеобщие и общенаучные методы

    4.3. Специальные методы научного исследования................................

    Контрольные вопросы и задания.................................................

    Г а в а 5. ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЯ

    И ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ НАУЧНОГО

    ИССЛЕДОВАНИЯ ...................................................................................

    5.1. Планирование

    научного исследования.................................................................................................

    5.2. Прогнозирование научного исследования........................................

    5.3. Выбор темы научного исследования......................................................

    5.4. Технико экономическое обоснование темы

    научного исследования...............................................................................................

    Контрольные вопросы и задания...............................................

    Г л а в а 6. ПОИСК, НАКОПЛЕНИЕ И ОБРАБОТКА

    НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ..............................................................

    6.2. Поиск и сбор научной информации........................................................

    6.3. Ведение рабочих записей................................................................................

    6.4. Изучение научной литературы.................................................................

    Контрольные вопросы и задания...............................................

    Г л а в а 7. НАУЧНЫЕ РАБОТЫ ........................................................

    7.1. Особенности научной работы

    и этика научного труда...............................................................................................

    7.2. Курсовые работы....................................................................................................

    7.3. Дипломные работы................................................................................................

    Структура дипломной работы

    и требования к ее структурным элементам.............................................

    Контрольные вопросы и задания...............................................

    8. НАПИСАНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ ..............................

    8.1. Композиция научной работы........................................................................

    8.3. Язык и стиль научной работы.....................................................................

    8.4. Редактирование и “вылеживание”

    научной работы.................................................................................................................

    Контрольные вопросы и задания...............................................

    Г л а в а 9. ЛИТЕРАТУРНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

    И ЗАЩИТА НАУЧНЫХ РАБОТ ................................................

    9.1. Особенности подготовки структурных частей

    9.2. Оформление структурных частей

    научных работ....................................................................................................................

    9.3. Особенности подготовки к защите

    научных работ....................................................................................................................

    Контрольные вопросы и задания...............................................

    ПРИЛОЖЕНИЯ ..........................................................................................................................

    Список литературы ...............................................................................

    ВВЕДЕНИЕ

    Обязанность мыслить - удел совре менного человека; обо всем, что попадает в орбиту науки, он должен мыслить не иначе, как в форме строгих логических суждений. Научное сознание… - неумо лимый императив, составной частью входящий в понятие адекватности совре менного человека.

    Х. Ортега и Гассет, испанский философ (1883–1955)

    В современных условиях бурного развития научно техни ческого прогресса, интенсивного увеличения объема научной и научно технической информации, быстрой сменяемости и об новления знаний особое значение приобретает подготовка в выс шей школе высококвалифицированных специалистов, имеющих высокую общенаучную и профессиональную подготовку, спо собных к самостоятельной творческой работе, к внедрению в производственный процесс новейших и прогрессивных резуль татов.

    С этой целью в учебные планы многих специальностей ву зов включена дисциплина “Основы научных исследований”, широко внедряются элементы научных исследований в учеб ный процесс. Во внеучебное время студенты принимают учас тие в научно исследовательской работе, ведущейся на кафед рах, в научных учреждениях вузов, в студенческих объедине ниях.

    В новых социально экономических условиях наблюдается повышение интереса к научному исследованию. Между тем стремление к научной работе все чаще наталкивается на недо статочное овладение студентами системы методических знаний. Это существенно снижает качество выполнения студентами научных работ, не позволяя им в полной мере реализовать свои возможности. В связи с этим в пособии особое внимание уделе но: анализу методологических и теоретических аспектов науч ного исследования; рассмотрению проблем сущности, особенно стей и логики процесса научного исследования; раскрытию ме тодического замысла исследования и его основных этапов.

    Приобщение студентов к научным знаниям, готовность и спо собность их к проведению научно исследовательских работ - объективная предпосылка успешного решения учебных и науч ных задач. В свою очередь, важным направлением совершенство вания теоретической и практической подготовки студентов яв ляется выполнение ими различных научных работ, дающих сле дующие результаты:

    - способствует углублению и закреплению студентами имеющихся теоретических знаний изучаемых дисциплин и от раслей науки;

    - развивает практические умения студентов в проведении научных исследований, анализе полученных результатов и вы работке рекомендаций по совершенствованию того или иного вида деятельности;

    - совершенствует методические навыки студентов в са мостоятельной работе с источниками информации и соответ ствующими программно техническими средствами;

    - открывает студентам широкие возможности для освое ния дополнительного теоретического материала и накопленно го практического опыта по интересующему их направлению деятельности;

    - способствует профессиональной подготовке студентов к выполнению в дальнейшем своих обязанностей и помогает им овладеть методологией исследований.

    В пособии обобщена и систематизирована вся необходи мая информация, связанная с организацией научных исследо ваний - от выбора темы научной работы до ее защиты.

    В данном пособии изложены основные положения, связан ные с организацией, постановкой и проведением научных ис следований в форме, пригодной для любой специальности. Этим оно отличается от других учебных пособий подобного типа, пред назначенных для студентов той или иной специальности.

    Так как данное пособие предназначено для широкого круга специальностей, оно не может включать исчерпывающий мате риал по каждой специальности. Поэтому преподаватели, веду щие данный курс, могут применительно к профилю подготовки специалистов дополнить материал пособия изложением специ фических вопросов (примеров) или сократить по объему отдель ные разделы, если это целесообразно и регламентируется отве денным планом времени.

    Г л а в а 1.

    НАУКА И ЕЕ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

    Знание, только знание делает чело века свободным и великим.

    Д. И. Писарев (1840–1868),

    русский философ материалист

    1.1. Понятие науки.

    1.2. Наука и философия.

    1.3. Современная наука. Основные концепции.

    1.4. Роль науки в современном обществе.

    1.1. Понятие науки

    Основной формой человеческого познания является наука. Наука в наши дни становится все более значимой и существен ной составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться, жить и действовать. Философское видение мира предполагает доста точно определенные представления о том, что такое наука, как она устроена и как она развивается, что она может и на что она позволяет надеяться, а что ей недоступно. У философов прошло го мы можем найти много ценных предвидений и подсказок, по лезных для ориентации в таком мире, где столь важна роль на

    уки. Им, однако, был неведом тот реальный, практический опыт массированного и даже драматического воздействия научно технических достижений на повседневное существование чело века, который приходится осмысливать сегодня.

    На сегодня нет однозначного определения науки. В различ ных литературных источниках их насчитывается более 150. Одно из этих определений трактуется так: “Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непос редственной целью постижение истины и открытие объектив ных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаи мосвязи”. Также широко распространено и другое определение: “Наука это и творческая деятельность по получению нового знания, и результат такой деятельности, знания приведенные в целостную систему на основе определенных принципов и про цесс их производства”. В. А. Канке в своей книге “Философия. Исторический и систематический курс” дал следующее опре деление: “Наука - это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Научным является не вся кое знание, а лишь хорошо проверенное и обоснованное”.

    Но, кроме множества определений науки, есть и множество восприятий ее. Многие люди понимали науку по своему, счи тая, что именно их восприятие является единственным и вер ным определением. Следовательно, занятие наукой стало акту ально не только в наше время, - ее истоки начинаются с до вольно древних времен. Рассматривая науку в ее историческом развитии, можно обнаружить, что по мере изменения типа куль туры и при переходе от одной общественно экономической фор мации к другой, меняются стандарты изложения научного зна ния, способы видения реальности, стиль мышления, которые формируются в контексте культуры и испытывают воздействие самых различных социо культурных факторов.

    Предпосылки для возникновения науки появились в стра нах Древнего Востока: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Дос тижения восточной цивилизации были восприняты и перерабо таны в стройную теоретическую систему Древней Греции, где

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!