Сунна как знание и практика поклонения аллаху. Священный Коран. Сунна Пророка Мухаммада Сунна на русском языке

Пятничная проповедь
Часть первая

О мусульмане! Бойтесь Аллаха и повинуйтесь Ему, повиновение Всевышнему принесёт вам благо в этом мире и будет вашим припасом в загробной жизни.

О рабы Аллаха! Знайте, что Аллах оказал Свою милость людям, отправив к ним господина сынов Адама – Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний Аллах по этому поводу сказал:

«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (Сура «Пророки», 107).

Благодаря миссии Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) мусульманин удостоен особой милости, ибо он последовал за Пророком и стал поступать в соответствии с его Сунной. Что касается неверующего, то он, благодаря Исламу, попадает под общую милость, потому что мусульмане, придерживаясь своей религии, препятствуют распространению зла и перекрывают источники нечестия на просторах этой земли. Всевышний Аллах сказал:

«Если бы Аллах не сдерживал одних людей посредством других, то земля пришла бы в расстройство. Однако, Аллах милостив к мирам» (Сура «Корова», 251).

Всевышний ниспослал Своему Пророку (мир ему и благословение Аллаха) великую Книгу, а также ниспослал Сунну в качестве разъяснения к Корану. Кроме того, Аллах сохранил Коран и Сунну от изменений и искажений. Таким образом, Всевышний довёл довод до миров посредством господина посланников (мир ему и благословение Аллаха), направил Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) на прямую стезю, облегчив для него лучший и легчайший путь. Всевышний Аллах сказал Своему Пророку (мир ему и благословение Аллаха):

«Мы облегчим тебе путь к легчайшему» (Сура «Всевышний», 8).

Также имам Муслим привёл в своём сборнике хадис, передаваемый со слов Джабира (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Самые плохие поступки – это нововведения, и любая бид‘а (новшество) является заблуждением» .

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) полностью довёл вопросы, связанные с поклонением и религией в целом, указал на достойные поступки и качества, имеющие важность в обоих мирах. Посланник (мир ему и благословение Аллаха) стал образцом для поклоняющегося, призывающего, учителя, правителя, военачальника, солдата, мужа и отца, примером в финансовых отношениях и во всех сферах жизнедеятельности человека. Всевышний Аллах сказал:

«В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и много поминает Аллаха» (Сура «Союзники», 21).

Также Всевышний Аллаха сказал:

«Воистину, ты обладаешь великим нравом» (Сура «Письменная трость», 4).

Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Его нравом был Коран» . Это значит, что все его поступки как малые, так и большие соответствовали Книге Аллаха. Он совершал то, к чему призывает Коран, и отстранялся от того, что он запрещает.

Сунна Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) – показатель верного следования по прямому пути, того самого, по которому должны идти мусульмане. Сунна Пророка (мир ему и благословение Аллаха) включает в себя все достойные поступки и всё благо в целом, поэтому тот, кто поступает в соответствии с Сунной, будет удостоен блага, а тот, кто оставит Сунну, будет лишён всех благ. Что касается того, кто оставляет какую-то часть Сунны Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то он будет лишён блага настолько, насколько он оставляет Сунну.

Таким образом, вышеприведённые слова указывают на высокое положение и достоинство Сунны. Что же подразумевается под Сунной?

О рабы Аллаха! Термин «сунна» в языковом значении имеет смысл «следуемый путь, установленный обычай». Всевышний Аллах сказал: «Таков путь наших посланников, которых Мы отправляли до тебя. Ты не найдёшь изменений в Наших установлениях» (Сура «Переселение ночью», 77).

Что касается религиозного значения, то под Сунной подразумевается «приверженность и совершение дел в соответствии с тем примером, который показал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), его праведные халифы и уверовавшие из числа сподвижников». Заметим, что по такому определению Сунна включает в себя вероубеждение, поступки и слова.

Кроме того, Сунна означает слова, поступки и одобрения Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ведь именно в таком смысле Сунна является основой убеждения и поступков.

О мусульмане! Сердце любого верующего печалится, глаза наполняются слезами, а душа проявляет соболезнование, когда видишь то положение, в котором находятся мусульмане. Враги остервенели, подвергают мусульман ужасным мучениям, оскорбляют их честь, надругаются над ними и унижают их. Что же касается самих мусульман, то слепое следование за мазхабами, партийные идеи, национализм времён джахилии и нововведения в религии раскололи мусульман. Междоусобица, раскол, заблудшие идеи, совершение запретных поступков и следование за страстями – всё это ослабило мусульман. Примечательно, что слабость, упадок и унижение случились вовсе не из-за малого количества мусульман. Их больше, чем приверженцев других религий. Тогда в чём же причина? Причина кроется в нерадении мусульман, в их слабом соблюдении своей религии. Всевышний Аллах сказал:

«Воистину, Аллах не меняет положение людей, пока они не изменят самих себя. Если же Аллах пожелает людям зла, то ничто не предотвратит этого. Нет у них властелина, кроме Него» (Сура «Гром», 11).

Нынешнее положение мусульман (собрание врагов против них, всевозможные беды и испытания) воодушевило верующих и побудило их к увещеванию и искренним наставлениям. О мусульмане! Вернитесь к своему Господу, покайтесь перед своим Создателем, ухватитесь за свою религию и поступайте в соответствии с Книгой Аллаха и Сунной вашего Пророка, и тогда Всевышний смилуется над вами и избавит от того, что постигло вас.

Болезни мусульман увеличились, кризис только усугубляется, а испытания и наказания вместо того, чтобы прекратиться, стали ещё суровее. Положение может стать ещё хуже, но мы помним, что конечный итог будет за Исламом.

Что касается исцеления мусульман, то оно заключается только в соблюдении Сунны Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Несомненно, следование Сунне и приверженность пути праведных предшественников исцелит болезни, избавит от бед и, с помощью Аллаха, снизойдёт благодать. Приверженность к Сунне является причиной объединения и оставления разногласий, приведёт к сближению сердец и согласованности целей. Следование Сунне приведёт к победе над врагами Истины – заблудшими и идущими за своими страстями. Некоторые учёные сказали: «Любая страна, жители которой поступают в соответствии с Сунной, и её свет не погасает, будет побеждать своих врагов. И любая страна, свет Сунны в которой погаснет, непременно окажется захваченное врагами» .

Также сообщается в хадисе со слов Абдуллы ибн Умара (да будет доволен ими обоими Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мой удел находится под сенью моего копья. Кто нарушит моё веление, того постигнет унижение. И кто будет подражать какому-либо народу, тот будет из них» .

Также Абу Дауд и ат-Тирмизи привели хадис, в котором сообщается, что Аль-‘Ирбад бин Сарийа (да будет доволен им Аллах) сказал:

«(Однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), обратился к нам с увещанием, от которого сердца наши испытали страх, и глаза наполнились слезами, и мы сказали: «О посланник Аллаха, это похоже на проповедь прощающегося, так дай же нам наставление!»

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Я наставляю вам бояться Всемогущего и Великого Аллаха, слушаться и повиноваться, если даже вами будет повелевать невольник. Поистине, тот из вас, кто проживёт (достаточно долго), увидит много раздоров, и поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и Сунны праведных халифов, ведомых правильным путём, вцепитесь за неё коренными зубами (ни в чём не отступайте от Сунны), избегайте новшеств, ибо каждое нововведение является заблуждением» .

Призыв к Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха) адресован ко всем людям. Каждый мусульманин обязан призывать к ней. Мусульманин должен призывать своего брата по вере, чтобы тот исправил свои недостатки в приверженности Сунне, возместил допущенные упущения, изменил своё нерадивое отношение к религии. Необходимо указать ему на его беспечность, научить его тому, чего он не знает, помочь ему в достижении блага и уберечь его от зла.

Кроме того, мусульманин должен призывать неверующих людей, разъясняя им достоинства Ислама и доводя тем самым до них довод. При этом мусульманин всегда должен показывать хороший пример, исповедуя свою религию.

О мусульмане! Благодарите Аллаха, что вы находитесь в этой стране (имею в виду Саудовскую Аравию), да защитит вас Аллах от тех зол, которые постигли некоторые страны. При этом остерегайтесь того, чтобы перед вами не раскрылись врата зла, как это произошло с другими. Остерегайтесь беспечного отношения к грехам, ведь они являются причиной наказания. Пусть сегодняшнее положение мусульманина будет лучше, чем вчерашнее, а завтра будет лучше, чем сегодня. О мусульманин! Не радуйся, если видишь в себе откладывание обязательного поклонения или легкомысленное отношение к греховному.

О мусульмане! Остерегайтесь тех вещей, которые могут воспрепятствовать следованию Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Самым главным препятствием является следование за прихотью. Всевышний Аллах сказал: «Если они не ответят тебе, то знай, что они лишь следуют своей прихоти. А кто может быть более заблудшим, чем тот, кто потакает своим желаниям без верного руководства от Аллаха? Воистину, Аллах не ведёт прямым путём несправедливых людей» (Сура «Рассказы», 50).

Учёные из числа праведных предшественников называли тех, кто совершает нововведения «потакающими своим прихотям». Такое название давалось им потому, что они отдалились от Сунны пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Остерегайтесь искушений этого мира и не идите на поводу страстей, всё это также отстраняет от Сунны Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Всевышний Аллах по этому поводу сказал:

«Но нет! Вы отдаёте предпочтение мирской жизни, хотя Последняя жизнь – лучше и дольше (постоянна)» (Сура «Всевышний», 16, 17).

Также Всевышний Аллах сказал:

«После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Всех их постигнет зло» (Сура «Марьям», 59).

Хочу обратить ваше внимание еще на одно препятствие Сунне – это слепое, доходящее до фанатизма следование за заблудшими сектами. Их представители и сами заблудились, и вводят в заблуждение других. К таким в первую очередь стоит отнести предводителей суфийских тарикатов, главарей различных нововведений и всевозможных сектантов. Всевышний Аллах сказал:

«Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа, и не следуйте за иными покровителями, помимо Него. Как же мало вы поминаете назидание!» (Сура «Ограды», 3).

Невежество также препятствует следованию Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха). В хадисе передаются слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Аллах приводит к правильному пониманию религии того, кому желает блага» .

О мусульманин! Пусть не возникают преграды между тобой и Сунной, пусть ничто не препятствует следованию ей, ведь только приверженность тому, на чём был Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники защитит от зла и наказаний, приведёт к успеху и к Раю. Всевышний Аллах сказал:

«Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный”» (Сура «Семейство ‘Имрана», 31).

Также Всевышний Аллах сказал:

«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику и не отворачивайтесь от него, пока вы слышите. Не уподобляйтесь тем, которые говорят: “Мы слышали”, — а сами не слушают. Воистину, наихудшим из живых существ перед Аллахом являются глухие и немые, которые не способны понимать. Если бы Аллах знал, что в них есть добро, Он непременно наделил бы их слухом. Но даже если бы Он наделил их слухом, они всё равно бы отвернулись с отвращением» (Сура «Трофеи», 20-23).

Пусть Аллах дарует Своё благословение мне и вам в этом Великом Коране! И да дарует Аллах пользу от его аятов и мудрого напоминания. Пусть Аллах даст нам возможность извлечь пользу из правильного пути господина посланников и его истинных слов! Я произношу эти слова, прошу прощения у Великого Аллаха для себя, для вас и для всех мусульман за каждый грех. Просите же у Него прощения, ведь Он – Прощающий, Милосердный!

Часть вторая

Хвала Аллаху, Господу миров, Покровителю праведников. Я восхваляю своего Господа и благодарю Его за все блага. Невозможно передать всю хвалу Ему, Он – Такой, как восхвалил Самого Себя. Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, у которого нет сотоварища, Он истинный Бог первых и последних поколений. И я свидетельствую, что наш Пророк и господин Мухаммад – Раб Аллаха и Посланник, правдивый, надёжный. О Аллах! Благослови и приветствуй своего Раба и Посланника Мухаммада, его семью и всех его сподвижников!

Бойтесь Аллаха, повинуйтесь Его повелениям и отстраняйтесь от Его запретов.

О верующие! Болезни мусульман, так же как и наказания в этом и в следующем мире являются следствием пренебрежения к Сунне Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), нерадивого отношения к Его истинному пути. Всевышний Аллах сказал:

«Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки. И Он прощает вам многое» (Сура «Совет», 30).

Незнание Сунны и пренебрежение ею является причиной разногласий в словах и делах, вражды и антипатии между нами. В хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха) говорится:

«Я оставил вам нечто такое, придерживаясь чего вы никогда не заблудитесь после меня – это Книга Аллаха и моя Сунна» .

Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Иудеи разделились на семьдесят одно течение, а христиане – на семьдесят два течения. И разделится моя община на семьдесят три группы. Все они окажутся в аду, кроме одной». Сподвижники спросили: “О Посланник Аллаха! Кто же это группа?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Это те, кто следует всему, на чем нахожусь я и мои сподвижники» .

Причиной возникновения мусульманских течений и их заблуждения является невежество и незнание пути Пророка (мир ему и благословение Аллаха), его высказываний и поступков, отдаление от следования его Сунне. Так, например, хариджиты, мурджииты, кадариты, джахмиты и другие секты заблудились из-за того, что у них не было правильного понимания Сунны Пророка (мир ему и благословение Аллаха), ведь они пренебрегали ею. По этой же причине они не могли правильно понять Коран, ведь они перестали обращаться к учёным.

Но и в наше время всё осталось по-прежнему! Современные хариджиты заблудились в понимании Сунны. Они отдалились от учёных, которые лучше всех знают Сунну посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Появились хариджиты, которые стали обвинять мусульман в неверии, считая их кровь и имущество дозволенным (так же поступали их предшественники). Они разрешили убивать неверующих, вошедших под покровительство мусульман. Тем самым они выполняют замыслы врагов Ислама. Догадываются они или нет, но их цели сходятся. Своими идеями они принесли много вреда мусульманам и целым странам. Да упаси нас Аллах от их зла!

О мусульмане! Вернитесь к Сунне вашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), изучайте, обучайте и поступайте в соответствии с ней, следуйте за праведными предшественниками (да будет доволен ими Аллах). Всё сказанное и является исцелением от всех болезней Уммы (мусульманской общины). О мусульмане! Не позволяйте нечестивцам испортить и разрушить вашу религию и мирскую жизнь.

О мусульмане! Бойтесь Аллаха во всём, что делаете и оставляете! Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она приготовила на завтрашний день. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (Сура «Сбор», 18).

О рабы Аллаха! Воистину, Аллах дал вам повеление, начав его с Самого Себя, сказав: «Воистину, Аллах и его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром» (Сура «Союзники», 56).

Возносите благословения и пожелания мира Господину первых и последних, имаму всех посланников – Мухаммаду!


(мир ему и благословение Аллаха)
Али ибн Абдур-Рахман Аль-Хузейфи
(имам-хатыб Пророческой мечети в Медине)
Перевод: Вахитов М.
Корректор текста: Тамки́н Р.Г.
Каноническая редакция: Привёл Ахмад (2/50); Ибн Абу Шейба (4/212); ‘Абд ибн Хумейд (848); Ат-Табарани в книге «Муснад аш-шамиин» (216); Аль-Байхаки в книге «Шу’аб аль-иман» (1199); Аль-Хайсами упомянул в книге «Маджма’»: «В цепочке есть Абдур-Рахман ибн Сабит ибн Саубан, надёжность которого подтвердили Ибн Аль-Мадини, Абу Хатим и другие. Однако, Ахмад и некоторые другие считали его слабым. Оставшиеся передатчики являются надёжными». Аль-Бухари привёл часть этого хадиса без упоминания цепочки передатчиков, намекая на его слабость в главе «О джихаде», в разделе «О том, что говорится о копьях». Привёл также Абу Дауд последнюю часть хадиса в главе «Об одежде», в разделе «Об одежде, которую одевают с целью выделиться», (4031). Ибн Таймия сказал в книге «Маджму’ аль-фатауа» (25/331): «Этот хадис хороший». Аль-‘Иракы сказал, исследуя хадисы в книге «Ихъя ‘улюм ад-дин» (1/342): «Цепочка хадиса достоверная». Учёный Ибн Хаджар в книге «Фатх аль-Барий» признал цепочку хадиса хорошим, (10/271). Ибн Аль-Мубарак в главе «О джихаде» (105), Ибн Абу Шейба в книге «Аль-Мусаннаф» (4/216) привели схожий хадис, передаваемый от Тауса, без упоминания передатчика из числа сподвижников. Ибн Хаджар в книге «Таглик ат-та’лик», (3/446) сказал: «Цепочка передатчиков хорошая». Шейх Аль-Альбани признал достоверность хадиса в «Ируа аль -’алиль», (1269).
  • «Сунан Абу Дауд», в главе «Сунна» (4607); «Сунан Ат-Тирмизи», в главе «Знание» (2676); также привёл Ахмад (4/126-127); Ибн Маджа в предисловии (46); Ад-Дарими в предисловии (95). Ат-Тирмизи сказал: «Хадис хороший, достоверный». Признали достоверность Ибн Хиббан (1/179); Аль-Хаким (1/95-96) и с ними согласился Аз-Захаби. Ибн Раджаб в книге «Джами’ аль-‘улюм уа аль-хикам» привёл слова Абу Ну’ейма: «Хадис хороший из достоверных хадисов учёных Шама». Аль-Альбани признал достоверность хадиса в книге «Сахих ат-таргыб», (37).
  • Привёл Аль-Бухари в главе «Знание» (71), Муслим в главе «Знание» (1037) со слов Му’авия (да будет доволен им Аллах).
  • Привёл Малик в книге «Аль-Муата’» (1619) с разорванной цепочкой передатчиков. Ад-Даракутни привёл с непрерывной цепочкой (4/245); также привёл Аль-Байхаки (10/114), Аль-Хаким (1/172) хадис, передаваемый от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах). Ибн Абдуль-Барр упомянул в книге «Ат-тамхид» (24/331): «Этот хадис передаётся от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и является настолько известным среди учёных, что, можно сказать, не нуждается в непрерывной цепочке». Аль-Альбани признал, что хадис сильный, благодаря схожим хадисам, «Ас-сильсиля ас-сахиха», (4/361).
  • Привёл Ат-Тирмизи в главе «О вере», в разделе «О том, что говорится о разделении этой общины» (2641) в схожем хадисе, передаваемом от Абдуллы ибн ‘Амра (да будет доволен ими обоими Аллах), сказав при этом: «Этот хадис хороший малоизвестный (гариб)». Аль-Альбани признал хадис хорошим в «Сахих сунан Ат-Тирмизи» (2129). Хадис передаётся от нескольких сподвижников.
  • История мировых религий: конспект лекций Панкин С Ф

    4. «Сунна» пророка Мухаммеда и хадисы

    У мусульман в роли Св. Предания, призванного дополнить и объяснить Коран, выступает «Сунна» – жизнеописание творца религии. Вероучительный первоисточник Коран, представляя собой запись монолога Аллаха, как бы транслированного через Мухаммеда, почти не содержит объективных («эпических», переданных внешним наблюдателем), сведений о самом пророке-создателе религии (в отличие от Танаха, Авесты или Нового Завета). Отголоски событий из жизни Мухаммеда в Коране, однако, это всего лишь отрывочные намеки, реальную подоплеку которых можно понять только на основе обширного корпуса исторических данных, не входящих в текст Корана. В одних случаях эти «намеки» ближе всего к взволнованному субъективно-лирическому «потоку сознания» или к внутренней речи – свернутой, безразличной к связности и логической последовательности, ассоциативной и стремительной. В поздних, более спокойных сурах взволнованный комментарий к событиям («фактам») уступает место юридическим или этическим преданиям, продиктованным Аллахом в связи с теми или иными событиями, но сами события («факты») по-прежнему остаются за текстом Корана.

    Вот пример исторически достоверного «факта» и его отзвуков в Коране. Известно, что при возвращении из одного похода любимая жена Мухаммеда, Аиша, «отставшая от колонны и затем приведенная одним молодым мусульманином, дала пищу злословию. После колебания, длившегося несколько дней, Мухаммед, посредством откровения, доказал невиновность своей молодой жены» (Массэ). В 24-й суре Корана этот эпизод из жизни пророка отразился в откровении Аллаха о том, как следует наказывать за прелюбодеяние и как устанавливается виновность или невиновность в прелюбодеянии: «Прелюбодея и прелюбодейку – побивайте каждого из них сотней ударов. Пусть не овладевает вами жалость к ним в религии Аллаха, если вы веруете в Аллаха и в после день. И пусть присутствует при их наказании группа верующих…А те, которые бросают обвинения в целомудренных, а потом не приведут четырех свидетелей, – побейте их восемью-десятью ударами и не принимайте от них свидетельства никогда; это – распутники, кроме тех, которые потом обратились и исправили. Ибо, поистине, Аллах прощающ, милосерд!».

    Таким образом, в Коране нет рассказа о Мухаммеде, сопоставимого по биографичности со сведениями «Торы» о Моисее или Евангелий о Христе. Между тем именно жизнь Мухаммеда могла бы составить своего рода исламскую священную историю и одновременно служить примером праведной жизни и борьбы за ислам. Таким текстом и стала «Сунна пророка».

    В функциональном плане «Сунна» – это вероучительный источник «второго порядка» (как «Талмуд» в иудаизме или святоотеческие сочинения в христианстве), притом, что в содержательном плане – это биография пророка. Биографизм сближает «Сунну» не только с вероучительными источниками «первого порядка» (с историческими повествованиями в Танахе, с рассказами о Заратуштре в Авесте, или с биографическими эпизодами в Евангелиях), но и с более поздними религиозными сочинениями (прежде всего с христианскими житиями святых).

    Арабское слово сунна, ставшее обозначением биографии Мухаммеда и исламского Св. Предания, буквально значит «путь, пример, образец». В «Сунне» собраны рассказы о поступках и высказываниях пророка Мухаммеда. Религиозно-этические нормы, утверждаемые «Сунной», отражают обычаи и правила арабской городской общины, дополненные нормами мусульманской ортодоксии.

    Это вторая (после Корана) основа мусульманского права. Выражение соблюдать Сунну означает подражать Мухаммеду, вести правильную мусульманскую жизнь. Сложилась также устойчивая формула Во имя Книги Аллаха и Сунны его пророка – своего рода начинательная молитва у мусульман.

    В исламе почти не известны конфликты, связанные с различиями в осмыслении оппозиции «Св. Писание (Коран) – Св. Предание (Сунна пророка)». В IX–X вв. «Сунну» начинают почитать едва ли не наравне с Кораном. «Сунна пророка» очень рано была призвана дополнять слово Аллаха, причем независимо от того, согласовывалась ли она с Кораном или вводила новые положения. Было признано и объявлено, что если «Сунна» может обойтись без Корана, то Коран не может обойтись без «Сунны» (Массэ). В знак почитания «Сунны» правомерные мусульмане стали называть себя ахль ассунна, т. е. «люди Сунны, или сунниты». Однако и противостоящие суннитам шиитские течения и секты также почитают «Сунну пророка» наравне с Кораном.

    Первоначально «Сунна», как и рассказы о пророках у иудеев, или об Иисусе у христиан, передавалась устно и служила дополнением к писаному закону – Корану. Первыми распространителями «Сунны» были сподвижники Мухаммеда, которые в различных конфликтных или сложных случаях жизни в качестве аргумента в споре стали вспоминать о поступках пророка, его словах и даже молчании, могущем послужить примером.

    Такие предания стали называть хадисы (арабск. «сообщение, рассказ»).

    Ранние устные хадисы восходят ко второй половине VII и началу УШ вв. В Vni-IX вв. хадисы стали записывать. «Сунна» в целом сложилась к IX в. С середины VII в. составлялись тематические сборники хадисов и сборники, объединявшие вместе хадисы от одного передатчика. Известны тысячи хадисов, однако не все предания одинаково авторитетны. В исламе принято выделять шесть главных сборников хадисов, множество второстепенных и несколько недостаточно достоверных (последние – своего рода мусульманские апокрифы).

    Первое и основное отличие «главных» сборников хадисов от «неглавных» состоит в степени авторитетности рассказчика. Хадисы главных сборников представляются безусловно и полностью достоверными, поскольку они восходят к свидетельствам ближайших сподвижников Мухаммеда, очевидцев тех событий, о которых рассказывается в хадисе. Легко видеть, что это все тот же принцип «ipse dixit» («сам сказал»), служивший основным критерием при формировании книжного канона христианства: каноническими признавались сочинения апостолов или ближайших учеников апостолов, а апокрифами – книги менее авторитетных лиц или книги сомнительной атрибуции, хотя бы и надписанные авторитетным именем.

    Однако в исламе принцип «ipse dixit» проявлялся сильнее, чем в иудаизме и христианстве. В этом отношении особенно характерна и показательна исламская категория иснад – преемственность в получении и передаче информации (знания, сообщения, установления).

    Термин иснад обозначает также одно из наиболее значительных проявлений принципа преемственности: иснад – это цепочка ссылок на рассказчиков в сборниках преданий о пророке Мухаммеде и в других мусульманских трактатах (исторических, юридических). Цепочка ссылок вводит сообщения и фразы, возводимые к какому-либо авторитетному лицу. Например: «Рассказал мне А со слов Б, что В сказал, что Г слышал, как пророк Мухаммед изрек…». Иснад предваряет все хадисы – в качестве свидетельства достоверности сообщения.

    В мусульманской науке сложилась особая исследовательская дисциплина – выявление степени достоверности хадисов путем критики надежности иснадов. Были выработаны специфические критерии и термины, в основном связанные с биографией передатчика и с историей создания и передачи его рассказа. В итоге была разработана довольно сложная классификация хадисов по степени их достоверности, с учетом надежности передатчиков, с чьих слов они были записаны. Таким образом, принцип иснада не только определил композицию хадисов и различия в авторитетности, но и сформировал целое направление текстологических исследований в исламской книжности.

    В истории ислама не раз возникали споры о том, в какой мере заслуживает доверия тот или иной рассказчик и, значит, то религиозное, правовое или этическое установление, которое предписывает хадис, связанный с именем этого передатчика. Чем древнее свидетельство (т. е. чем ближе по времени к жизни пророка), тем большим авторитетом обладал такой рассказчик и его хадис.

    О том, насколько важен принцип древности и хронология иснада, говорит тот факт, что два основных направления в исламе – суннизм и шиизм – различаются между собой тем, какой древности хадисы они признают священными и, следовательно, каноническими источниками права.

    Шииты (от арабск. шиа – «группировка, партия, сторонники») признают только те хадисы, которые восходят к двоюродному брату и зятю Мухаммеда халифу Али и его двум сыновьям. Согласно этим хадисам, продолжить дело пророка, охранять религию и управлять мирскими делами могут только прямые потомки Мухаммеда.

    Для суннитов круг священных сборников хадисов значительно шире, и законными преемниками Мухаммеда они признают не только Али, но и некоторых других халифов.

    Принцип иснада является важной особенностью мусульманкой системы обучения. Иснад предполагает последовательную передачу религиозного знания лично от учителя к ученику на протяжении веков. М. Б. Пиотровский подчеркивал особую роль иснада в мусульманском мистицизме (именно в суфизме), где авторитет мистика во многом зависит от наличия у него достоверного иснада – цепочки, по которой мистические знания (которые не могут быть переданы «просто словами»), переходят от первого учителя к сегодняшнему адепту. Иснад в исламской книжности еще в большей степени, чем пифагорийско-христианское «ipse dixit» («сам сказал») в европейской культуре, воспитывал мусульманского богослова или юриста в постоянной оглядке на авторитеты. Мусульманин, бравший в руки перо, становился автором только в том случае, если в своем сочинении воспроизводил традицию и включался в нее на правах младшего и послушного ученика. От страниц хадисов, заполненных перечнями хранителей традиции, пафос иснада распространялся на всю исламскую книжность. Отсюда – бесконечные ссылки на авторитеты, призванные убедить в правдивости предания и правоверности суждения; постоянная озабоченность, достаточно ли авторитетны те хадисы и их иснады, на которые ссылается пишущий; наконец, абсолютная необходимость каждой новой мысли быть в согласии с суждениями авторитетов ислама. В целом иснад свидетельствует, что черты, характерные для религий Писания, присущи исламу в большей мере, чем иудаизму и христианству. Проявления и последствия иснада – это один из мощных факторов традиционализма в исламской культуре.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

    Смерть Мухаммеда В январе 632 года внезапно заболел Ибрахим. Крепкий мальчик подхватил где-то лихорадку, и каких только лекарей ни приглашал Мухаммед и как только ни молил Аллаха о его выздоровлении, но 27 января 632 года его единственный сын умер. Мухаммед плакал так, что

    автора Васильев Леонид Сергеевич

    Учение Мухаммеда Мухаммед не был глубоко оригинальным мыслителем. Как основатель новой религии он явно уступал в этом плане другим – будь то полулегендарные Зороастр, Будда, Лао-цзы и Иисус или вполне реальный Конфуций – в силе и глубине интеллектуального потенциала.

    Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

    Сунна и хадисы Устные предания (хадисы) о жизни и деятельности пророка, воспоминания о беседах с ним, о его мнениях и изречениях по тому или иному поводу, т. е. поучения со ссылкой на авторитет Мухаммеда, вскоре после смерти пророка стали тщательно собираться его

    Из книги История Средних веков автора Нефедов Сергей Александрович

    ЖИЗНЬ МУХАММЕДА Мухаммед был сыном небогатого торговца из Мекки – торгового городка на караванной дороге вдоль берега Красного моря. Он рано лишился родителей и воспитывался у родственников; терпел нужду, пас овец местных богачей, а когда подрос, стал погонщиком

    Из книги Каир. Биография города автора Олдридж Джеймс

    Из книги Египет. История страны автора Адес Гарри

    Возвышение Мухаммеда Али, модернизатора После ухода британских войск в 1803 году Египет снова попал под власть османов, но те не смогли восстановить порядок. Турецкие наместники не контролировали ситуацию и не могли платить солдатам, которым приходилось грабить дома и

    Из книги История и теория религий автора Панкин С Ф

    36. «Сунна». Пророк Мухаммед У мусульман в роли Св. Предания, призванного дополнить и объяснить Коран, выступает «Сунна» – жизнеописание творца религии.Жизнь Мухаммеда могла бы составить своего рода исламскую священную историю и одновременно служить примером праведной

    Из книги История мировых религий: конспект лекций автора Панкин С Ф

    8. «Арабский судебник» Коран и хадисы В 13-й суре Корана (аят 37) Аллах говорит о Коране: «И так Мы ниспослали его как арабский судебник». Действительно, в сурах 2, 4 и 5 (это более 500 аятов, примерно десятая часть Корана) собраны предписания по религиозным, гражданским и

    автора Шулер Жюль

    Аравия до Мухаммеда Аравия - полуостров в Западной Азии, расположенный по соседству с Африкой; это засушливая и пустынная область, как и Сахара, которая ее продолжает по другую сторону Красного моря. В нескольких оазисах, в горах на западе и на юге развивается

    Из книги 50 великих дат мировой истории автора Шулер Жюль

    Жизнь Мухаммеда Мухаммед родился около 570 г., рано осиротел, пас стада, а в 25 лет стал погонщиком караванов богатой вдовы Хадиджи, на которой впоследствии женился.К сорока годам ему явился ангел, сообщивший, что Бог избрал его своим пророком. Он начинает проповедовать

    Из книги Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке автора Джемаль Орхан

    Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

    Шариатская теория и аль-Шафии: хадисы от Пророка И шиитские, и суннитские улемы создали шариатские системы в ответ на возраставшую потребность в последних. Здесь мы весьма схематично обрисуем шариат, сформулированный улемами-суннитами. Радикальные шииты как минимум

    автора Мечковская Нина Борисовна

    Из книги Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий автора Мечковская Нина Борисовна

    Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

    Сунна и хадисы Устные предания (хадисы) о жизни и деятельности пророка, воспоминания о беседах с ним, о его мнениях и изречениях по тому или иному поводу, т.е. поучения со ссылкой на авторитет Мухаммеда, вскоре после смерти пророка стали тщательно собираться его

    Из книги В тени меча. Возникновение ислама и борьба за Арабскую империю автора Холланд Том

    Понятие «сунна» в переводе с арабского языка означает «путь, следование». В исламском праве этим термином именуется жизнеописание Пророка Мухаммада (саляЛлаху галейхи васаллям), то есть его высказывания по тем или иным вопросам (кауль), его действия (фииль), нравственные качества, внешние характеристики, а также одобрение либо его отсутствие по отношению к тем или иным поступкам (такрир).

    Сунна является вторым после Священного Корана источником исламского права, тесно взаимосвязанным с Книгой Аллаха. Во-первых, сунна подтверждает необходимость соблюдения некоторых положений Священного Корана. Во-вторых, сунна дает комментарий к некоторым аятам, смысл которых не всегда очевиден. В-третьих, сунна может устанавливать собственные предписания, которые не содержатся в Откровении, но при этом сунна не может противоречить Корану.

    О необходимости следования сунне говорится в многочисленных аятах Священного Корана. Например, 59 аят суры гласит:

    «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по вознаграждению)!» (4:59)

    В 80 аяте этой же суры сказано:

    «Кто покорился Посланнику, тот покорился Аллаху. А если кто отворачивается, то ведь Мы не отправили тебя их хранителем» (4:80)

    В суре «Собрание» говорится следующее:

    «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Он суров в наказании» (59:7)

    Итак, резюмируя вышеизложенное, необходимо подчеркнуть, что следование сунне - обязанность каждого мусульманина, как к этому наставляет нас Господь в Священной Книге.

    По степени необходимости соблюдения тех или иных положений сунна подразделяется на 3 категории:

    1. Сунна муаккада

    Это действия, которые Посланник Аллаха (с.г.в.) совершал с особой постоянностью за редким исключением. Выполнение таких деяний для мусульманина является максимально желательным, но не обязательным. За соблюдение действий, относящихся к данной категории, верующий, по воле Господа, может получить большую награду. Примером сунны-муаккада может служить совершение в Священный месяц Рамазан.

    2. Сунна гайри муаккада

    Под этим термином имеются ввиду деяния, которые Пророк Мухаммад (с.г.в.) совершал часто, но не всегда. За совершение таких действий верующий получает награду от Господа, а за не совершение верующему грех записан не будет. К примеру, суннат-намаз перед обязательным послеполуденным намазом (аср).

    3. Сунна заваид

    Место хадисов в исламе

    Основной единицей сунны является хадис. Хадис - это конкретное высказывание, действие или одобрение Пророком (с.г.в.) того или иного явления в конкретной ситуации, а также описание его качеств, внешнего вида, характера, привычек и т.д.

    Хадис состоит из двух составляющих: санад - цепочка передатчиков хадиса от Посланника Всевышнего (с.г.в.) к человеку, приводящему данный хадис, и матн - текст самого хадиса.

    По критерию достоверности все хадисы делятся на 4 группы:

    1. Достоверные хадисы (сахих)

    Первой группой хадисов являются достоверные хадисы. Для того чтобы хадис был признан достоверным, следует соблюсти ряд требований:

    а) честность и порядочность каждого из передатчиков данного хадиса. Каждый из тех, кто передает хадис, должен быть богобоязненным, разумным, совершеннолетним, не совершающим больших грехов мусульманином;

    б) абсолютная точность при передаче хадиса;

    В) непрерывность цепи передатчиков. Каждый из передатчиков лично должен услышать текст данного хадиса.

    Следует отметить, что в зависимости от течения ислама, критерии достоверности несколько разнятся, так как каждое направление выдвигает свои требования относительно честности и богобоязненности передатчиков, а также содержания хадисов.

    В исламе суннитского толка достоверными признаются 6 сборников хадисов, переданных имамами аль-Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи, Ибн Маджой. В шиитском исламе достоверными признаются 4 сборника хадисов: «Аль-Кафи», «Ман ля йахдурухуль-факих», «Аль-Истибсар» и «Тахзиб аль-ахкам», которые именуются «четырехкнижием».

    Однако не все абсолютно хадисы из вышеуказанных сборников являются достоверными, так как эти сборники также отличаются степенью достоверности. Цепочки от Бухари и Муслима большинством суннитских ученых признаны абсолютно достоверными. Что же касается остальных сборников, то они могут содержать и достоверные, и хорошие, и слабые хадисы.

    2. Хорошие хадисы (хасан)

    Вторую группу составляют так называемые «хорошие хадисы», абсолютная достоверность которых не была подтверждена, поскольку один из рассказчиков передал его с незначительной неточностью, либо он имеет небольшие отклонения, но передается не одним человеком. Следует отметить, что немало сборников содержат хорошие хадисы.

    3. Слабые хадисы (мадруд)

    Третьей категорией хадисов являются слабые хадисы, в которых может быть оборвана цепочка передатчиков, или же один из рассказчиков может быть лжецом, большим грешником или имеющим плохую память человеком. В случае же, если хадис является незначительно слабым, но его приводит много человек, то такой хадис относится к категории хороших.

    4. Выдуманные хадисы (мавдуа)

    К последней группе относятся хадисы, которые были выдуманы кем-либо в корыстных целях. Их достоверность не может быть ничем подтверждена, и поэтому такие хадисы не признаются в качестве доказательства.

    В исламе Мухаммед считается аль-инсан аль-камиль («совершенным человеком»). Он ни в коей мере не считается божеством, ему не поклоняются (графическое изображение Мухаммеда запрещено, чтобы это не поощряло идолопоклонство), но он приводится в качестве примера для всех мусульман в вопросах того, как они должны жить. Именно личные высказывания и действия Мухаммеда составляют «путь Пророка», Сунну – то, что мусульмане должны принимать в качестве норм добродетели и праведной жизни. Подробная информация о Пророке – как он жил, что он сделал, его высказывания вне рамок Корана, личные привычки – необходимые знания для любого правоверного мусульманина.

    Знание сунны приходит в основном из хадисов («рассказов») о жизни Мухаммеда, которые передавались устно, пока не были записаны в VIII веке н.э., через несколько сотен лет после смерти Мухаммеда. Хадисы содержат самые важные тексты ислама после Корана; в основном это короткие рассказы из жизни Мухаммеда – считается, что они исходят от кого-то, кто знал его лично. Есть тысячи и тысячи хадисов, некоторые на несколько страниц, некоторые – всего несколько строк. Когда хадисы впервые были собраны вместе в VIII веке н.э., стало очевидно, что некоторые из них недостоверны. Ранние мусульманские ученые приложили немало усилий, определяя, какие из хадисов достоверны, а какие подозрительны.

    Хадисы, приведенные здесь, взяты из самого надежного и достоверного собрания, «Сахиха аль-Бухари» , признанного всеми школами исламских ученых и переведенные мусульманским ученым. Разные переводы хадисов могут отличаться по делению на тома, книги и номера, но содержание остается тем же самым. Для каждого хадиса сначала приведена классифицирующая информация, затем имя создателя хадиса (в основном того, кто знал Мухаммеда лично), и затем собственно его содержание. Хотя в абсолютной достоверности и даже звучании хадисов нет полной уверенности, тем не менее, они без сомнения признаются верными в исламском контексте.

    Так как Мухаммед является эталоном морали, его действия нельзя судить по независимым моральным стандартам – вместо этого данные действия признаются образцом для настоящего мусульманина.

    «Сахих аль-Бухари», Книга о достоинствах ансаров, Глава 1124:(1515 (3894))

    Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Мой брачный договор с пророком был заключен, когда мне исполнилось шесть лет. <…> (Моя мать) передала меня ему, а было мне тогда девять лет».

    Там же, Книга (частичного) омовения. Глава 131:(167) 233))

    «(В свое время) люди из племени укль (или: урайна) приехали в Медину, где почувствовали недомогание из-за ее климата. Пророк, велел им (в течение какого-то времени) пить мочу (в качестве лекарства) и молоко (дойных верблюдиц). Они отправились, (куда им было сказано,) а когда выздоровели, убили пастуха пророка, и угнали (весь) скот (, который он пас. В Медине) об этом узнали в начале дня, и (пророк), отправил за ними (погоню). К полудню их уже привели (в Медину, и пророк,) велел отрубить им руки и ноги, (а кроме того,) им выжгли глаза (каленым железом) и бросили на харе (лавовые поля вокруг Медины) , где они просили напоить их, но никто не дал им воды».



    Там же, Книга о похвальных качествах. Глава 1097:(1446 (3635))

    «Передают со слов Абдуллаха бин Умара, что (однажды) к посланнику Аллаха пришли иудеи, которые сказали ему, что мужчина и женщина из их числа совершили прелюбодеяние. <…> После чего по велению посланника Аллаха, (виновные) были забиты камнями».

    Там же, Книга джихада. Глава 1012:(1235 (3017))

    Сообщается, что, узнав о том, что Али (халиф) , сжег каких-то людей (речь идет о тех жителях Куфы, которые объявили Али богом) , Ибн Аббас сказал: «(На его месте) я не стал бы сжигать их, ибо пророк, сказал: “(Никого) не подвергайте наказанию Аллаха”. Я (просто) убил бы их, о чем пророк, сказал так: “(Если мусульманин) поменяет свою религию, убейте его”».

    Там же, Книга веры. Глава 16:(25 (26))

    Предают со слов Абу Хурайры, что однажды посланника Аллаха спросили: «Какое дело является наилучшим?» Он ответил: «Вера в Аллаха и Его посланника». (Его) спросили: «А после этого?» Он ответил: «Борьба (джихад) на пути Аллаха <…>».

    В Исламе нет «естественного» чувства морали или правосудия, выходящего за рамки определенных примеров и предписаний, приведенных в Коране и суннах. Так как Мухаммед рассматривается как последний пророк Аллаха, а Коран как вечное, неизменное слово самого Аллаха, также нет и развития морали, которое допускало бы модификацию или интеграцию исламской морали с другими источниками. Вся вселенная исламской морали строится исключительно на жизни и учении Мухаммеда.

    Наряду с надежными хадисами, еще один источник достоверных знаний о Мухаммеде включает «Сиру» (жизнь) пророка, которая была составлена одним из великих исламских ученых Мухаммедом ибн Исхаком в VIII веке нашей эры.

    Путь пророка Мухаммеда в целом делится на две части: первая в Мекке, где он трудился 14 лет над обращением в ислам; и позже в Медине (город пророка Бога), где он стал влиятельным политическим и военным лидером. В Мекке мы видим квазибиблейскую фигуру, проповедующую покаяние и милосердие, преследуемую и отвергаемую окружающими; позже, в Медине мы видим способного командира и стратега, который систематически захватывал и убивал тех, кто был против него. В благовоспитанной компании редко затрагиваются поздние годы жизни Мухаммеда, с 622 года н.э. и до его смерти в 632 году. В 622 году, когда Пророку было уже за пятьдесят, он и его последователи совершили хиджру (переселение или бегство) из Мекки в оазис Ятриб – позже переименованный в Медину – около 200 миль на север. Новый монотеизм Мухаммеда разозлил языческих лидеров Мекки, и бегство в Медину было вызвано вероятным покушением на жизнь Мухаммеда. Он отправил гонцов в Медину, чтобы убедиться, что его там примут. Мухаммед был принят племенами Медины как лидер мусульман и как судья в спорах между племенами.

    Незадолго до того, как Мухаммед бежал из Мекки, новая партия мусульман обратилась в веру и поклялась в верности ему на холме под названием Акаба, около Мекки. Исхак так передает в «Сире» важность этого события:

    «И тогда свое слово сказал посланник Аллаха, который прочитал несколько аятов Корана, воззвал к Аллаху, стал призывать людей к Исламу и потребовал от них для Господа своего следующего: чтобы они поклонялись только Ему Одному и не веровали больше ни в кого иного. Кроме того, Пророк сказал, что выдвигает ряд условий, касающихся как его самого, так и его Господа, а когда люди спросили: “В чем же мы должны присягнуть тебе?”, – он ответил: в том, что будете беспрекословно подчиняться и повиноваться мне во всем; в том, что будете расходовать свои средства на нужды ислама при любых обстоятельствах; в том, что будете повелевать одобряемое шариатом и запрещать отвергаемое им; в том, что будете все делать ради Аллаха, не боясь никаких упреков; в том, что будете помогать мне, когда я приеду к вам, и защищать меня от того же, от чего защищаете самих себя, своих жен и своих детей, а наградой за что вам послужит Рай. В этот решающий момент вперед вышел Аббас ибн Убада ибн Надала, который сказал: “Да понимаете ли вы, в чем присягаете этому человеку? Вы клянетесь ему в том, что будете готовы воевать против всех, и если при этом вы предадите его из-за утраты своего имущества и гибели своих предводителей, то покроете себя позором и в этом мире, и в мире ином. Если же вы считаете, что сохраните верность ему в любых обстоятельствах, то это будет для вас наилучшим в обоих мирах!” Люди сказали: “Мы берем его к себе, несмотря ни на что, но что нам будет за это, о посланник Аллаха?”, на что он ответил: “Рай”».

    Так зарождающаяся религия Мухаммеда претерпела значительные изменения.

    Ученый Ицхак четко намерен дать представление своим мусульманским читателям, что в первые годы своего существования ислам был сравнительно терпимым вероисповеданием, которое призывало «сносить оскорбления и прощать невежественных». Однако скоро Аллах призвал всех мусульман «на войну против всех и вся за Бога и Его Апостола». Исламский календарь ведет отсчет лет по хиджре, установив его с даты, когда она произошла. Год хиджры, 622 г. н.э., считается более значимым, чем год рождения Мухаммеда или год его смерти, что приводится в первых коранических откровениях, потому что ислам является в первую очередь военно-политической организацией. И только когда Мухаммед покинул Мекку со своей вооруженной группой, ислам достиг своего надлежащего военно-политического смысла. Годы исламского календаря (в котором используются лунные месяцы) обозначаются на английском языке как «AH» или «после хиджры» (After Hijra).

    Каждая сунна очень важная для нас как для людей, любящих Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

    Быстрый вопрос для освежения памяти: кем был Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха)? Мы, как мусульмане, считаем, что он был последним Посланником Творца ко всем людям. Его жизнь есть пример для каждого поколения до конца времен как образец чистого и смиренного пути поклонения Аллаху для достижения Его довольства.Слово «сунна» используется для описания жизни и учения Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Сунна – это прекрасное руководство для всех желающих вести полезную и успешную жизнь.

    Иногда мы задумываемся о том, почему наша жизнь не складывается так, как нам хотелось бы, в то время как Сунна Пророка (мир ему и благословение Аллаха) представляет собой настоящее сокровище того, как устроить свою жизнь наилучшим образом. Сам

    «Тот, кто возродит какую-то мою сунну, тот любит меня. А тот, кто любит меня, будет вместе со мной в Раю» (Тирмизи).

    Мы должны стараться воплощать в жизнь Сунну Пророка (мир ему и благословение Аллаха) не только из личной пользы, но и из любви к нему. Нам следует проявлять активность, изучая жизнь последнего Посланника Аллаха к людям (мир ему и благословение Аллаха). Чем больше мы знаем о жизни какого-либо человека, тем более увеличивается наше уважение к нему. Аналогичным образом, узнавая больше о Пророке (мир ему и благословение Аллаха), мы будем больше любить его.

    В этой статье мы обсудим 12 сунн Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которые нам следует стремиться возрождать с надеждой на успех в этой жизни и будущей, где мы, иншаАллах, сможем быть в обществе нашего любимого Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

    1. Рано ложиться спать и рано просыпаться

    Расписание нашего сна играет большую роль в нашей способности эффективно работать в течение дня. Утренние часы после фаджра – одно из самых благословенных периодов времени дня. Если вы начнете день с молитвы, вы весь день будете в правильном настроении и сможете много успеть в течение дня. Однако, чтобы иметь возможность рано встать, нужно ложиться спать рано, чтобы ваш организм имел достаточно времени, чтобы отдохнуть.

    Аиша (да будет доволен ей Аллах) говорила об образе жизни Пророка (мир ему и благословение):

    «Он обычно ложился спать рано и поднимался в последнюю часть ночи, чтобы совершить тахаджуд, а затем продолжал спать (до утренней молитвы)» (Бухари).

    Если вы позволите ежедневным заботам одолеть вас, вы можете попасть в очень плохое положение, когда вы будете поздно ложиться и поздно вставать. Вследствие этого вы каждый день не будете успевать сделать то, что вы себе запланировали, и опять ляжете поздно, и поздно встанете. Разорвите этот порочный круг сегодня же. Ложитесь спать рано и вставайте рано, чтобы у вас были силы для повседневных дел.

    2. Старайтесь почаще улыбаться.

    Ибн Джаз (да будет доволен им Аллах) сообщает: «Я не видел никого, кто бы улыбался больше, чем Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)» (Тирмизи).

    Ученые доказали, что, когда человек улыбается, в его организме повышается содержание естественного антидепрессанта – гормона серотонина, в результате чего человек чувствует себя более довольным. Мы недооцениваем влияние улыбки на нас самих и на окружающих. Эта небольшая деталь играет огромную роль в построении отношений с окружающими вас людьми. Положительный настрой и отношение незаменимы в стремлении быть продуктивным, чтобы добиться ваших целей в жизни. Улыбка - это простое действие, которое поможет поднять ваше настроение и заставит вас чувствовать себя более благодарным, как это делал наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха).

    Итак, давайте следовать этой великой сунне. Отметьте, какое ваше обычное выражение лица, ваше нормальное состояние – это удовлетворение, или вы всегда появляетесь перед людьми грустным, недовольным, разочарованным? От вас потребуется совсем немного регулярных усилий, но вы сможете перестать хмуриться, улыбаться чаще и распространять радость и мир вокруг вас, как это делал наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха).

    3. Используйте мисвак

    Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

    «Если бы я не боялся затруднить свою общину, я бы велел ей использовать мисвак перед каждой молитвой» (Тирмизи).

    Этот хадис указывает на отношение Пророка (мир ему и благословение Аллаха) к использованию мисвака. Палочка мисвак изготавливается из ветвей дерева арак и обладает многими полезными качествами, в том числе удаляет бактерии из полости рта. Недаром Пророк (мир ему и благословение Аллаха ему) хотел, чтобы мы чаще использовали мисвак, поскольку он придавал большое значение гигиене полости рта. Передается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха ему) использовал мисвак после пробуждения. Зубы – это очень деликатный орган, возникновение проблем с ними может привести к сильным болям, так что эта сунна предлагает нам меры предосторожности против проблемы, которая может причинить вам множество неприятностей. Мисвак легко купить, и стоит он относительно дешево, что делает эту сунну легкой в соблюдении. Он помогает держать полость рта чистой и свежей естественно и без особых усилий.

    Абдуррахман ибн Абу Атик говорил: «Мой отец сказал мне: «Я слышал, как Аиша передавая слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха), говорила: «Мисвак – это средство для очищения рта и приятен Господу»» (Сунан ан-Насаи).

    4. Смазывание волос маслом.

    Джабир ибн Самур спросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о седых волосах на голове. Он ответил: «Если смазать голову маслом, они не будут видны» (Ан-Насаи).

    Многие не верят, что смазывание волос – это часть Сунны. В этом хадисе говорится об использовании масла, чтобы скрыть седину на голове, тем самым, мы видим, что Сунна Пророка (мир ему и благословение Аллаха) охватывает каждый аспект жизни. Регулярное смазывание волос предотвращает выпадение волос и поседение, укрепляет волосы и делает их сильными и блестящими путем укрепления белка волос, успокаивающим образом действует на нервы и капилляры мозга. Мы стремимся к этой цели, затрачивая много денег на парикмахерские и спа-салоны, но эта простая сунна может сохранить нам много денег, времени и усилий, в то время как мы будем подражать жизни нашего любимого Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

    5. Следование правилу «одной трети» в пище

    Микдам ибн Мадикариб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) следующее:

    «Не наполнял сын Адама сосуда худшего, чем его желудок. В то время как достаточно несколько кусочков, чтобы выпрямить спину. А если так необходимо ему наполнить желудок, пусть наполнит одну треть едой, одну треть водой и одну треть воздухом» (Ибн Маджа).

    Многие недооценивают тот факт, что пища имеет огромное значение на производительность нашего тела и мозга. В хадисе подчеркивается, что переедание – это очень предосудительное качество, от которого мы должны держаться подальше. Также важно помнить, что недоедание в равной степени вредно для человека. Чтобы нормально работать, мы должны сбалансированно подходить к нашему питанию. Мы не должны есть до такой степени, когда мы будем чувствовать себя сонными и усталыми, что приводит к лени, от чего мы просим убежище у Аллаха. Таким образом, соблюдать меру в питании очень важно.

    6. Говорить благое либо молчать

    Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и Судный день, говорит благое либо молчит» (Муслим).

    Мы часто оказываемся в ситуации, когда мы сидим и говорим о вещах, которые нас не касаются. Мы тратим драгоценные минуты и даже часы, просто обсуждая вопросы, которые не увеличивают наши знания, не улучшают наш характер и не приносят нам пользы. Когда мы плохо отзываемся человеке или ситуации, разговор становится долгим просто из-за желания посплетничать. Красота этой конкретной сунны проявляется в том, что она помогает нам сэкономить время и уменьшает количество энергии, которую мы тратим на обсуждение бесполезных вещей. Эти энергию и время мы сможем потратить на что-то полезное, например, на чтение Корана или зикра, на полезные мирские дела, либо для обсуждения вещей, которые принесут пользу нам и другим в этой и будущей жизни.

    7. Совершение хиджамы (кровопускания)

    Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если есть исцеление в каких-нибудь лекарствах, то оно содержится в хиджаме, употреблении меда и прижигании, но я бы не рекомендовал прижигание» (Бухари).

    Пророк (мир ему и благословение Аллаха) регулярно прибегал к хиджаме. Эта форма лечения применялась на протяжении всей истории во многих странах. Преимущества хиджамы огромны: исследования показали, что она полезна для лечения мигреней, болей в суставах, бесплодия. Она снимает стресс и усталость, что помогает человеку чувствовать себя бодрым.

    8. Посещение больных

    Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кормите голодных, навещайте больных и освобождайте пленников» (Бухари).

    Через все учение нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) проходит идея заботы о других людях. Среди наших родных и знакомых, наверняка, также есть множество людей, которые испытываются болезнями - и легкими, и серьезными. В посещении их есть два основных преимущества. Показывая внимание и заботу о них, вы укрепляете узы родства или дружбы. И во-вторых, глядя на человека, который испытывает страдания, мы начинаем благодарить за дар здоровья, который многие из нас, к сожалению, принимают как должное. В следующий раз, когда вы узнаете, что кто-то болен, не ограничивайтесь пожеланием им «скорейшего выздоровления», а вспомните забытую сунну – сделайте над собой усилие, чтобы навестить их и поддержать.

    9. Сидеть во время еды и питья

    Передается от Анаса (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Запретно для человека пить стоя». Его спросили: «И есть (стоя)?» Он ответил: «Это еще хуже» (Тирмизи).

    Люди, которые едят и пьют стоя, показывают, что они делают это на ходу, в спешке. Если человек садится для приема пищи, он может съесть меньше, чем обычно, и медленнее прожевывает пищу, что положительно сказывается на его здоровье. Также важно есть не в одиночку, а вместе с родными или друзьями, что является важнейшим способом укрепления братских отношений между людьми.

    10. Спать на правой стороне

    «Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отправлялся спать, он спал всегда на правом боку» (Бухари).

    Если человек хочет чувствовать себя хорошо в течение дня и работать продуктивно, ему следует обратить внимание на то, как он спит. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вел самую продуктивную жизнь, и его способ сна очень много помогал ему в этом. Следование его примеру есть ключ к полезной и здоровой жизни.

    11. Произнесение слов «салям /бисмиллях» перед входом в дом

    Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

    «Если человек поминает Аллаха при входе в дом или во время еды, шайтан говорит своим помощникам: «Мы не нашли места для ночлега и ужина». Но если человек входит, не поминая Аллаха, шайтан говорит: «У нас есть место для ночлега», и, если он забывает произнести имя Аллаха во время еды, шайтан говорит: «Мы нашли место для ночлега, а также ужин». (Муслим).

    Никто из нас не хотел был, чтобы в наш дом вошли шайтаны. Так что очень важно искать прибежище от злых сил. Входя в дом, следует произносить имя Аллаха, чтобы закрыть пути для шайтана. Его цель- сбить нас с пути, ведущего к довольству Аллаха, поэтому старайтесь закрыть все пути, через которые он может проникнуть в вашу жизнь. Не позволяйте врагу взять верх над вами!

    12. Следуйте способу «развязывания трех узлов»

    Встать на фадж для многих из нас – это целая проблема. Однако, как мы уже сказали раньше, утренние часы - это очень благословенное и ценное время для учебы, работы и ибадата. Печальная реальность такова, что многие из нас упускают это время, поскольку не в состоянии встать вовремя на фаджр.

    Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

    «Когда вы спите, сатана завязывает три узла на затылке каждого из вас, и он произносит над каждым узлом следующие слова: «Ночь длинна, так что спи крепко». Если человек просыпается на фаджр и восхваляет Аллаха, развязывается один узел. Когда он совершает омовение, развязывается второй узел, и когда он совершает намаз, все узлы распадаются, и он встает утром бодрым и в хорошем настроении, в противном случае, человек просыпается в плохом настроении и вялым» (Бухари).

    Этот хадис предлагает нам план действий для успешной жизни: встать на утренний намаз, восхвалить Аллаха, совершить омовение и прочитать намаз. Быть бодрым и в хорошем настроении – это идеальные составляющие для успешного дня, и вы добьетесь этого, если будете следовать этой сунне, иншаАллах.

    Как же мы счастливы, что наша религия предлагает нам все возможности для успешной и благословенной жизни. Альхамдулиллях!

     

    Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!