Весенние воды. Анализ стихотворения «Весенние воды» Тютчева

Тютчев был настоящим мастером пейзажной лирики. Особое место в его творчестве занимает смена времен года, ассоциирующаяся поэтом с обновлением. Каждый, кто будет внимательно читать стих “Весенние воды” Тютчева Фёдора Ивановича, сможет проникнуться радостным ожиданием автора.

Стихотворение было создано в 1830 г. Это время поэт проводит в Европе. Его мировоззрение претерпевает незначительную трансформацию. Путешествуя по Германии и Франции, он убеждается, что к русским здесь всегда будут относиться как к “холопам”. В поэзии Тютчева появляются нотки европейского романтизма. Будучи тонким знатоком природы, поэт полагает, что немецкая весна, которую он описал в этом произведении, почти ничем не отличается от русской. Текст стихотворения Тютчева “Весенние воды”, которое проходят на уроке литературы во 2 классе, очень легко учить. Условно оно делится на две части. Сначала лирический герой только чувствует приближение весны. Холодный зимний воздух становится сырым, снежные сугробы сдаются ярким и дерзким солнечным лучам. Слышится возбужденное пение птиц, а шумящие воды будят не только “сонный брег”, но и все живое, уставшее от холода и снега. Сам Тютчев из всех времен года больше всего любил зиму. Но устоять перед обаянием весны он не мог даже в пожилом возрасте. Она является для него символом новой молодой жизни.

Первую часть произведения можно назвать торжественной. Весенние воды ассоциируются поэтом с глашатаями юной, могущественной, властной и доброй волшебницы. Вслед за непредсказуемым мартом и шумным апрелем следует май, предтеча жаркого лета. Во второй части стихотворения лирический герой с теплой, немного грустной улыбкой, размышляет о тихих и ласковых деньках последнего месяца весны. Скачать это стихотворение полностью или учить его в режиме онлайн можно на нашем сайте.

Ф. Тютчев написал стихотворение «Весенние воды» в 1830 году, во время своего пребывания в Германии. Сам поэт отмечал, что весна в Европе почти не отличается от российской.

Основной темой стихотворения является описание ранней весны, когда «еще в полях белеет снег», поры пробуждения природы от зимнего сна. Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Первая часть стихотворения посвящена описанию еще не проснувшейся земли («сонный брег» ). Ночью зима еще основательно хозяйничает на земле, но днем теплое солнышко пригревает землю, пробуждая к жизни предвестников весны – ручьи. Среди множества признаков весны Тютчев выбрал одну, самую характерную ее черту – весенние ручьи, которые словно гонцы бегут, оповещая своей радостной песней все на своем пути о приходе долгожданного тепла. Вторая часть стихотворения посвящена ожиданию майских дней, ведь настоящая весна приходит именно в «теплые майские дни» . Ожидание весны рождает вдохновение и наполняет и природу, и героя жизненной силой.

Стихотворение, относящееся к пейзажной лирике , состоит из трех строф-четверостиший, написанных четырехстопным ямбом с перекрестной рифмовкой.

Произведение наполнено динамикой: Тютчев изображает состояние природы как непрерывное движение. Передача движения осуществляется с помощью повторов слов (весна, идет, бегут, гласят ) и насыщенности зарисовки глаголами (шумят, бегут и будят, бегут и блещут, гласят ). Поэт использует также повторы и прямую речь («Весна идет, весна идет! //Мы молодой весны гонцы, //Она нас выслала вперед!» ) для одушевления весенних ручьев, отождествляя природные явления с человеком. Эти приемы придают особую выразительность стихотворению.

Необыкновенная художественная зоркость Тютчева и его особенная поэтическая чуткость в подборе выразительных средств создали яркий образ весны. Поэт использует разнообразную палитру тропов : эпитеты («румяный, светлый хоровод» , «молодой весны» , «тихих, теплых майских дней» ), метафоры (хоровод дней, сонный брег ), олицетворения («весна идет» , «они гласят» ), повторы, иносказание. Аллитерация ш, с помогает «услышать» бегущие потоки воды, а аллитерация звонких звуков б, бл, гл подчеркивает стремительность наступления весны. Ощущение скорой победы весны передается также с помощью нарастания интонации в конце строк и использования трех восклицательных знаков в 12 строках стихотворения.

Произведение имеет и философский подтекст: в душе каждого человека есть пора весны, когда в сердце оживают подобные весеннему ветру надежды, приносящие радость обновления и ожидание счастья. Тютчев через обращение к природе раскрывает в своем стихотворении мир человеческой души, ее чаяний и переживаний.

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
  • «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева
  • «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева
  • «Я встретил вас», анализ стихотворения Тютчева
  • «Последняя любовь», анализ стихотворения Тютчева

Стихотворение "Весенние воды" было написано в 1830 году, во время пребывания Тютчева в Германии. Как оказалось позже, автор подметил то, что весна в Европе не особо отличается от русской. За основную тему стихотворения взято описание весны.

Сюжет размещен в двух частях. В первой части идет описание еще спящей земли. Так как речь идет о ранней весне, то земля еще до конца не адаптирована к теплу, ведь ночи холодные. Среди главных признаков наступления весны автор подчеркнул появление весенних ручьев. Вторая часть стихотворения повествует о наступающих майских днях. Тютчев считает, что именно майские дни самые теплые. Само ожидание тепла пробуждает вдохновение и новые чувства, как у природы, так и лирического героя. Состоит из трех строф. Тютчев привнес в произведение динамику, показал непрерывное движение природы.

Тютчев с помощью повторов показал движение природы, а с помощью прямой речи одушевил ручьи. Также имеет место философский подтекст, ведь весна это пора когда оживают чувства, появляется ожидание чуда. Автор через обращение к природе показывает человеческую душу, её переживания и странствия.

Анализ стихотворения Тютчева «Весенние воды»

Федор Иванович Тютчев принадлежит к категории тех поэтов, которые особо тонко чувствуют свою связь с природой, замечают мельчайшие изменения в ней и отображают все это в своих стихах. Его стихотворения наполнены шумом ветра, пением птиц, шелестом листвы, звонкими переливами родниковой воды, завыванием вьюг. Поэт был настолько чуток и восприимчив, что без труда мог любые перемены в природе отобразить словами, это показывают и анализы стихотворений Тютчева.

Особое место в творчестве автора занимает пейзажная лирика, это и неудивительно, потому что так любить окружающий мир, как любил Тютчев, сможет не каждый. Ярким примером таланта поэта передавать словами удивительные пейзажи является стих «Весенние воды». Анализ стихотворения Тютчева показывает, насколько тонко он чувствует изменения в природе с наступлением весны.

Федор Иванович не раз говорил, что очень любит зиму, но это не помешало ему так живописно описать приход весны. Произведение было написано во время поездки поэта в Германию, и хоть он был под впечатлением чужого края, а не своей родины, но стих все же передал чарующее весеннее настроение, ведь эта пора года во всем мире вызывает схожие ассоциации.

Анализ стихотворения Тютчева «Весенние воды» показывает, насколько точно поэт передает атмосферу ранней весны. В том, что он изображает март, сомневаться не приходится, ведь на полях еще лежит снег, ночью зима злится и проказничает, но днем пригревает теплое солнышко. Под его лучами снег тает и превращается в веселые ручейки, извещающие всех о приходе весны. Анализ стихотворения Тютчева показывает, насколько удачно поэт использовал прием аллитерации, чтобы сделать свое произведение более живым и насыщенным событиями.

Автор рассказывает о приближении весны, но он очень хорошо знает эту капризную пору года, что показывает анализ стихотворения Тютчева, поэтому уточняет, что по-настоящему теплые деньки придут лишь в мае. В первой части произведения поэт использует большое количество глаголов, которые обозначают действие, быстрое развитие событий. Во второй части больше прилагательных, характеризирующих саму пору года.

Анализ стихотворения Тютчева показывает, что автор в своей работе использует прием отождествления неживых объектов и явлений природы с живыми существами. Так, весну он сравнивает с молодой девушкой, а майские дни с веселыми и румяными детьми. Применение метафор позволяет провести ассоциацию весенней погоды с человеческим настроением. Приходит чистая и обновленная пора, после зимней спячки просыпается не только природа, но и зарождается надежда на новую жизнь, счастливые события, радостные и волнующие чувства.

В то же время автор, как бы со стороны, наблюдает за обновлением природы. Его молодость уже безвозвратно ушла и ему остается лишь наблюдать и любоваться вечно молодой весной, которая спешит сменить зиму и стать полноправной хозяйкой. Весна преображает окружающий мир, делает его прекрасным и чистым. Эта пора ассоциируется с юностью, беспечностью, чистотой и новой жизнью. Ручейки талого снега являются гонцами, извещающими не только о приходе тепла, но и о переменах, происходящих в душе каждого человека.

Основной темой стихотворения является описание ранней весны, когда «еще в полях белеет снег», поры пробуждения природы от зимнего сна. Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Первая часть стихотворения посвящена описанию еще не проснувшейся земли («сонный брег»). Ночью зима еще основательно хозяйничает на земле, но днем теплое солнышко пригревает землю, пробуждая к жизни предвестников весны – ручьи. Среди множества признаков весны Тютчев выбрал одну, самую характерную ее черту – весенние ручьи, которые словно гонцы бегут, оповещая своей радостной песней все на своем пути о приходе долгожданного тепла. Вторая часть стихотворения посвящена ожиданию майских дней, ведь настоящая весна приходит именно в «теплые майские дни». Ожидание весны рождает вдохновение и наполняет и природу, и героя жизненной силой.

Стихотворение, относящееся к пейзажной лирике, состоит из трех строф-четверостиший, написанных четырехстопным ямбом с перекрестной рифмовкой.

Произведение наполнено динамикой: Тютчев изображает состояние природы как непрерывное движение. Передача движения осуществляется с помощью повторов слов (весна, идет, бегут, гласят) и насыщенности зарисовки глаголами (шумят, бегут и будят, бегут и блещут, гласят). Поэт использует также повторы и прямую речь («Весна идет, весна идет! //Мы молодой весны гонцы, //Она нас выслала вперед!») для одушевления весенних ручьев, отождествляя природные явления с человеком. Эти приемы придают особую выразительность стихотворению.

Необыкновенная художественная зоркость Тютчева и его особенная поэтическая чуткость в подборе выразительных средств создали яркий образ весны. Поэт использует разнообразную палитру тропов: эпитеты («румяный, светлый хоровод», «молодой весны», «тихих, теплых майских дней»), метафоры (хоровод дней, сонный брег), олицетворения («весна идет», «они гласят»), повторы, иносказание. Аллитерация ш, с помогает «услышать» бегущие потоки воды, а аллитерация звонких звуков б, бл, гл подчеркивает стремительность наступления весны. Ощущение скорой победы весны передается также с помощью нарастания интонации в конце строк и использования трех восклицательных знаков в 12 строках стихотворения.

Анализ стихотворения Тютчева Ф.И. "Весенние воды"

Стихотворение «Весенние воды» можно отнести к пейзажной лирике Тютчева. Оно было написано в 1830 году. В этом произведении описывается чудесный период ранней весны, пробуждение природы от зимнего сна, наступление радостных весенних дней
Читая стихотворение, действительно ощущаешь весеннюю атмосферу. Чувствуется, как в воздухе пахнет талым снегом, вокруг раздается пение птиц, солнце растапливает зимнюю стужу, наполняя душу восторженным возбуждением и радостью.

Стихотворение можно разделить на две части, основываясь на настроении автора в начале и в конце произведения. В первой части у земли состояние ещё сонное – она «ещё не проснулась», но на помощь весне спешит вода, которая будит и гласит: «Весна идёт»! Автор рисует два плана – землю и воду.

В первой части слышим шум воды, быстрое движение, которое вызывает бурную радость. Повтор согласного звука (б) (аллитерация) и шипящего (ш), в слове шумят, помогает передать начинающее движение воды. Ф. Тютчев использует много глаголов (шумят, бегут, гласят). Эти глаголы позволяют услышать ритмичность произведения и почувствовать движение и шум весенней воды, наступающей весны. В конце первого предложения автор поставил многоточие. Наверное, поэт хочет ещё многое сказать о весенней воде.

Вторая часть стихотворения – это ожидание майских дней.

Весне художник придаёт черты молодой девушки. Майские дни олицетворяются с маленькими детьми, которые водят хороводы и у них румяные щёки.

В стихотворении Ф.Тютчева зима и весна олицетворены. «Зима недаром злится», Зима – «ведьма злая», бесится, злится, хлопочет, ворчит на Весну, бросает в неё снег. Весна – «прекрасное дитя», в окно стучится, гонит Зиму со двора и хохочет ей в глаза. В стихотворении смена времён года осмыслена в соответствии с народно-поэтическими представлениями как борьба двух врагов.

«Весенние воды», анализ стихотворения Тютчева

Ф. Тютчев написал стихотворение «Весенние воды» в 1830 году, во время своего пребывания в Германии. Сам поэт отмечал, что весна в Европе почти не отличается от российской.

Основной темой стихотворения является описание ранней весны, когда «еще в полях белеет снег», поры пробуждения природы от зимнего сна. Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Первая часть стихотворения посвящена описанию еще не проснувшейся земли («сонный брег» ). Ночью зима еще основательно хозяйничает на земле, но днем теплое солнышко пригревает землю, пробуждая к жизни предвестников весны – ручьи. Среди множества признаков весны Тютчев выбрал одну, самую характерную ее черту – весенние ручьи, которые словно гонцы бегут, оповещая своей радостной песней все на своем пути о приходе долгожданного тепла. Вторая часть стихотворения посвящена ожиданию майских дней, ведь настоящая весна приходит именно в «теплые майские дни» . Ожидание весны рождает вдохновение и наполняет и природу, и героя жизненной силой.

Стихотворение, относящееся к пейзажной лирике . состоит из трех строф-четверостиший, написанных четырехстопным ямбом с перекрестной рифмовкой.

Произведение наполнено динамикой: Тютчев изображает состояние природы как непрерывное движение. Передача движения осуществляется с помощью повторов слов (весна, идет, бегут, гласят ) и насыщенности зарисовки глаголами (шумят, бегут и будят, бегут и блещут, гласят ). Поэт использует также повторы и прямую речь («Весна идет, весна идет! //Мы молодой весны гонцы, //Она нас выслала вперед!» ) для одушевления весенних ручьев, отождествляя природные явления с человеком. Эти приемы придают особую выразительность стихотворению.

Необыкновенная художественная зоркость Тютчева и его особенная поэтическая чуткость в подборе выразительных средств создали яркий образ весны. Поэт использует разнообразную палитру тропов . эпитеты («румяный, светлый хоровод» . «молодой весны» . «тихих, теплых майских дней» ), метафоры (хоровод дней, сонный брег ), олицетворения («весна идет» . «они гласят» ), повторы, иносказание. Аллитерация ш, с помогает «услышать» бегущие потоки воды, а аллитерация звонких звуков б, бл, гл подчеркивает стремительность наступления весны. Ощущение скорой победы весны передается также с помощью нарастания интонации в конце строк и использования трех восклицательных знаков в 12 строках стихотворения.

Произведение имеет и философский подтекст: в душе каждого человека есть пора весны, когда в сердце оживают подобные весеннему ветру надежды, приносящие радость обновления и ожидание счастья. Тютчев через обращение к природе раскрывает в своем стихотворении мир человеческой души, ее чаяний и переживаний.

Жанр этого лирического произведения – простое стихотворение. Тема стихотворения – весна, её скорый и долгожданный приход после суровой зимы. Автор описывает, как весенние воды спешат быстрей оповестить весь живой мир о приближении яркой красавицы-весны, хотят, чтобы их радость разделили и все остальные.

Стихотворение пронизано бодрым, солнечным настроением. Тютчев буквально «заражает» нас этим счастливым ожиданием пробуждения природы. Создаётся впечатление, что мы сами готовы резво мчаться, как эти воды, речки, ручейки и радовать всех весенней весточкой.

Произведение построено просто, оно состоит из трёх четверостиший, которые нельзя разделить по смыслу, они составляют единый, непрерывный рассказ о «гонцах весны».

Стихотворение звучит красиво и гармонично. Ритм чёткий, быстрый, бодрый, он помогает передать «дружное» настроение «весенних вод», гласящих складно и в унисон.

Поэт, чтобы полностью раскрыть тему и настроение стихотворения, использует различные приёмы. Например, эпитеты: «молодой весны», «тихих, тёплых дней», «румяный, светлый хоровод». Также здесь есть олицетворение: воды бегут, будят, гласят, весна идёт, она выслала гонцов. Ещё в стихотворении встречаются повторы: «Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут…», «Весна идет, весна идет…». Все эти приёмы помогают автору очень точно передать мысли и чувства.

Главная идея стихотворения – готовность всей живой природы ждать с нетерпением весны, несмотря на всё ещё белеющие снега, а это наводит на мысль, что и человек также должен уметь ждать хорошее в своей жизни, несмотря на суровые дни.

Стихотворение вызвало у меня много положительных эмоций, ты как будто на самом деле погружаешься в этот предвесенний мир и ждёшь тёплых, «румяных» дней.

Послушайте стихотворение Тютчева Весенние воды

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Весенние воды

Картинка или рисунок Весенние воды

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..»

Анализ стихотворения «Весенние воды» Тютчева

Ф. Тютчев был преданным поклонником русской природы. Основная часть его творчества посвящена родному пейзажу. Стихотворение «Весенние воды» было написано Тютчевым еще в молодости (1830 г.), но оно сразу же стало очень популярным и прославило имя начинающего поэта. Оно было создано за границей. Несмотря на то, что Тютчев утверждал о значительном сходстве весны в Европе и России, это свидетельствует об огромной любви поэта к своей родине и удивительной способности по памяти описывать ее красоту.

Тютчев использует характерную для его творчества композицию из трех строф. В первой дается описание первых признаков приближающейся весны. Зима еще не отступила («белеет снег»), но в природе уже заметны значительные изменения. Они связаны с неуклонным таянием снега и выражаются в появлении первых ручьев, которые сопровождаются совершенно новыми торжествующими звуками («шумят», «гласят»). «Весенние воды» выводят природу из длительной спячки и символизируют возрождение жизненных сил.

Тютчев использует олицетворение в описании весенних ручьев. Они превращаются в одушевленные существа, которые «бегут» и «будят» весь необъятный мир. Во второй строфе этот прием усиливается благодаря введению прямой речи. Звуки ручьев сливаются в один ликующий призыв: «Весна идет!». Они выступают в роли главных глашатаев весны, призванных оповестить природу о скором чудесном преображении. Шествие весны можно сравнить с появлением волшебной королевы, гонцы которой повсюду распространяют радостное известие о ее приходе.

В третьей строфе появляется еще одна волшебная группа персонажей, являющихся спутниками весны, которые призваны поддержать и укрепить ее власть. «Хоровод… майских дней» следует за своей королевой. Ранняя весна еще ограничена остатками зимнего могущества: снегом, ночными заморозками, холодными ветрами. Только в мае зима окончательно уступит свои права, и природа расцветет во всем своем великолепии.

Благодаря большому количеству глаголов стихотворение очень динамично, точно передает ощущение стремительности талых вод. Эмоциональность подчеркнута рефреном «весна идет».

Стихотворение «Весенние воды» создает в душе радостное и светлое настроение. Первые ручьи символизируют расцвет не только природы, но и человеческих жизненных сил. Они связаны с творческим вдохновением и надеждами на счастливое будущее.

Ф.И. Тютчев автор многих стихотворений, но больше известен своими произведениями, в которых описывал природу. Один из самых известных сборников лирических стихотворений написан во время его работы в Мюнхене, где он жил и работал, но очень тосковал по Родине.

Федор Иванович Тютчев написал свое стихотворение «Весенние воды» в 1829 году, находясь в Германии. Ранней весной он смотрел за природой, отмечал то, как приходит на землю весна и все свои наблюдения записал в стихотворение. Стиль произведения - пейзажная лирика, именно этим способом написания часто пользовался автор при создании своих стихов. Стихотворение написано четырехстопным ямбом и легко запоминается, поэтому его ввели в школьную программу младших классов. Ведь даже совсем юный человек сможет ощутить всю красоту и гармонию природы.

О чем это произведение, о природе, о пробуждении всего живого от зимнего сна. Снег хотя еще и лежит где-то там на полях, а звонкие ручьи побежали всем сообщать радостную новость о приходе весны на землю. Своими громкими, радостными криками ручейки будят всю спящую округу. Они бегут, плескаются водой, ведут себя как дети, непослушные и вырвавшиеся на волю, Ни что уже не может остановить эти ручейки. И, кажется, что сама красавица весна, в образе молодой девушки вот-вот появится вслед за ручьями. А майские дни, ребята, в расписных ярких рубахах пропустив, девушку-весну вперед, с робким видом стоят и ждут своего череда. Пройдет еще немного времени, и майские дни закружат всех в веселом хороводе. Стихотворение буквально пронизано радостью, веселостью и молодым задором.

Ф.И. Тютчев писал много стихотворений, посвященных природе. И «вешние воды» одно из самых известных и запоминающихся. Автор как бы оживил главных героев своего произведения. Казалось бы, как может вода что-то говорить, а в стихотворении водные потоки кричат, рассказывают о смене сезона, о радости, пришедшей на землю. Автор использует в написании красочные эпитеты и описания. Так, например, только Тютчев смог дать ручьям роль гонцов, весне образ молодой девы, майские дни представляются группой молодежи румяной, веселой. Красота еще сонной после зимы природы, звуки воды, снег и ощущение прихода весны - главная тема стихотворения.

Что чувствует читатель, познакомившись с произведением «Весенние воды». Однозначно это радость, чувство ожидания прихода чего-то нового, веселого. Кажется, еще немного и сам автор сорвется вслед ручьям. После прочтения стихотворения читатель получает заряд положительных эмоций, радости и ощущения полета. Живая сила стихотворения помогает взглянуть на мир по-новому, более позитивно.

В стихотворении автор использовал такие способы выражения, как метафора, олицетворение, повторы. Все это помогла сделать произведение достаточно ярким, динамичным, живым и позитивным. Описание происходящего изменения в природе можно сравнить с пробуждением человеческой души, наступления весны и в сердцах людей.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!