Александр асмолов заведующий кафедрой психологии личности мгу. Академик РАО Александр Асмолов — о предложении Ирины Яровой упразднить школьных психологов. Вы шутите


Россия

Научная сфера: Место работы:

Федеральный институт развития образования Министерства образования и науки РФ

Учёная степень:

доктор психологических наук

Учёное звание: Альма-матер : Научный руководитель: Награды и премии


почётные знаки Гособразования СССР и Минобразования Российской Федерации, золотая медаль РАО , лауреат Национального психологического конкурса «Золотая психея»

Алекса́ндр Григо́рьевич Асмо́лов (род. 22 февраля , Москва) - известный российский психолог , политик и учёный. Академик Российской академии образования .

Биография

А. Г. Асмолов прогнозирует появление научных дисциплин, рассматривающих психологию как конструктивную науку, выступающую фактором эволюции общества.

Разработана концепция уровневой природы установок личности, как механизмов стабилизации поведения, дана классификация неосознаваемых психических явлений, смысловая концепция индивидуальности.

Обоснована парадигма развивающего вариативного образования, способствовавшая изменению социального статуса психологии в сфере образования России, а также общей гуманизации образования.

На факультете психологии МГУ А. Г. Асмолов ведет раздел фундаментального курса общей психологии «Психология личности и индивидуальности», а также спецкурс «Историческая психология личности».

Основные научные труды

  • Деятельность и установка (1979)
  • Личность как предмет психологического исследования (1984)
  • Принципы организации памяти человека: системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов (1985)
  • Психология индивидуальности. Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе (1986)
  • Культурно-историческая психология и конструирование миров (1996).
  • Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. - 416 с.
  • По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии. М.:Смысл. 2002-480 с.
  • Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл. 2007-528 с.
  • Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий. М.: Просвещение. 2007
  • Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества// Вопросы образования № 1, 2008 С.65-86
  • Vygotsky today: on the verge of non-classical psychology. New York. 1998

Награды

Примечания

Ссылки

  • Колонка Асмолова А. Г. в журнале «Психология на каждый день»
  • А.Г.Асмолов – Размышления О Психологии Личности Видеолекции 18 частей

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 22 февраля
  • Родившиеся в 1949 году
  • Родившиеся в Москве
  • Кавалеры ордена Дружбы (Россия)
  • Награждённые медалью К. Д. Ушинского
  • Заслуженные работники высшей школы Российской Федерации
  • Лауреаты премии Правительства РФ
  • Психологи по алфавиту
  • Психологи СССР
  • Психологи России
  • Члены президиума Российского еврейского конгресса
  • Академики РАО
  • Лауреаты премии Правительства РФ в области образования

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "" в других словарях:

    Член корреспондент Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности МГУ им. М. В. Ломоносова; родился 22 февраля 1949 г. в г. Москве; окончил МГУ в 1972 г., доктор психологических наук; в 1991 1991 главный психолог… … Большая биографическая энциклопедия

    - … Википедия

    Асмолов, Александр Григорьевич - (р. 1949) д р психологических наук (1996), профессор (1997), член корреспондент РАО (1995; Отделение психологии и возрастной физиологии), зав. кафедрой факультета психологии МГУ. (Бим Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.,… … Педагогический терминологический словарь

    Асмолов, Александр Григорьевич - (1949 г.р.) Российский психолог, окончил факультет психологии МГУ (1972), доктор психологических наук (1996), член корреспондент РАО (1995). С 1988 по 1992 год А. – главный психолог Гособразования СССР, с 1992 года – зам. министра образования… … Кто есть кто в российской психологии

    - … Википедия

    Асмолов русская фамилия. Асмолов, Александр Григорьевич (род. 1949) российский психолог, политик и учёный. Асмолов, Василий Иванович (1828 1881) известный российский промышленник, основатель и владелец Ростовской табачной… … Википедия

    Является консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений для Президента Российской Федерации, касающихся взаимодействия Президента Российской Федерации с религиозными объединениями и… … Википедия

    Является консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений для Президента Российской Федерации, касающихся взаимодействия Президента Российской Федерации с религиозными объединениями и… … Католическая энциклопедия

    В 1996 2001 гг. консультативный орган, созданный в целях информирования Президента Российской Федерации по вопросам, связанным с решением проблем инвалидности и инвалидов в Российской Федерации, разработки предложений по формированию и проведению … Википедия

На заседании рабочей группы по вопросам цивилизационного наследия РФ заместитель председателя Госдумы Ирина Яровая заявила, что Министерству образования нужно пересмотреть свой подход к внедрению психологов в российских школах, так как школы не нуждаются в психологах, и их функции должны выполнять классные руководители и воспитатели.

«Минобразования предлагает выделить большие деньги на психологов, но я позволю себе утверждать, что нам нужны не психологи, а воспитатели.

Детям не нужны психиатры и психологи, детям нужны воспитатели, и деньги надо тратить в стране на воспитателей!» — цитирует Яровую издание ИА REGNUM.

Александр Асмолов. Фото: Николай Галкин/ТАСС

Прокомментировать это предложение депутата согласился заведующий кафедрой психологии личности МГУ, академик Российской академии образования Александр Асмолов .

— Я очень впечатлен идеей Ирины Яровой сэкономить на специалистах по тревожности, профилактике детских суицидов, развитию личности, на мастерах по неодинаковости и поддержке индивидуальности — на практических психологах образования.

Практическая психология образования вошла в советскую жизнь, подчеркиваю — в советскую, а не в российскую, — с 1988 года, и это было решение председателя Госкомитета СССР по образованию, уникального Геннадия Алексеевича Ягодина.

Но, возможно, сейчас, когда стране так трудно, когда всюду надо экономить, логика Яровой — это важная логика. Если страна в кризисе, и ей тяжело, давайте убирать дублирующие структуры. Психологи в школе — это люди, которые, по сути, ведут своего рода аналитику, я бы сказал, надзор за развитием ребенка. Чтобы минимизировать риски этого развития, создать максимальную безопасность для психического здоровья детей.

Прокуроров на местах куда больше, чем практических психологов в школах. Продолжим инициативу Яровой: убираем школьных психологов — убираем и прокуроров.

Аналогия же прямая: одна из задач практической психологии образования — это страхование от ошибок социализации и индивидуализации в развитии личности ребенка. Одна из задач прокуратуры — страхование от тех или иных ошибок следствия.

— Психология образования однажды уже была разрушена. Это были мрачные 30-е годы.

— В 1936-м было постановление о педологических извращениях в системе Наркомпроса. Тогда же разрушили службу диагностики развития ребенка.

справка «новой»

Педология (от греч. παιδός — дитя и λόγος — наука) — направление в науке, ставившее своей целью объединить подходы различных наук (медицины, биологии, психологии, педагогики) к развитию ребенка.

Были преданы анафеме все педологи и психологи, расстрелян Алексей Гастев — выдающийся ученый, создатель научной организации труда (НОТ), умер в застенках великий Вавилов. Было сломано, умерщвлено разнообразие жизни в стране, везде: в политике, в культуре, в образовании.

И сегодня у нас есть целый ряд агентов варварства. Они снова схлопывают разнообразие, ведут Россию назад. Они куда опаснее иностранных агентов.

— Когда Ирина Яровая говорит, что детям в школах не нужны психологи и психиатры, а нужны воспитатели, ощущение такое, что она просто не видит разницы между тремя этими совершенно разными профессиями.

— Абсолютно. У психолога, психиатра и воспитателя разные функции и разные задачи. Отсутствие компетентности должно компенсироваться консультацией со специалистами. Можно предположить, что в качестве консультантов Ирины Яровой был тот самый мой «коллега», который

путает педологов с педофилами. Он писал, что педофилия пришла в школу от педолога Выготского.

— Вы шутите?

— Нет, к сожалению. Подобного рода моменты были, и они вне комментариев, потому что мы имеем дело с ярким проявлением варварства. Варвары всегда хотят не одно вместе с другим, а одно вместо другого — что-то разрушить.

Детям, конечно же, нужны и психолог, и классный руководитель, и воспитатель, а в определенных случаях и дефектолог. Вместе с коллегами мы написали об этом подробно в нескольких книгах, они изданы.

Служба практической психологии образования является уникальной службой страхования рисков детства. Эта служба выполняет, прежде всего, человековедческие задачи. Она готовит ребенка к встрече с ситуациями неопределенности нашего не простого времени, работает с мотивацией, с ценностными установками. Я эту службу возрождал, создавал, для меня это призвание и миссия. И я счастлив, что эта служба при всех сложностях привела к тому, что вернулись уникальные комплексные программы развития личности ребенка. Программы, которые разрабатывали великие, уникальные педологи, — такие, как Лев Выготский, благодаря которому фигура психолога в России перестала напоминать улыбку чеширского кота. И началась психологизация воспитателей и классных руководителей. Это работа всей моей жизни, начиная с 88-го года. Она продолжается и сегодня. И чрезвычайно важно, что министр образования РФ Ольга Васильева поддерживает психологию образования как перспективу развития.

— Сложно представить, как будет работать воспитатель с суицидально настроенным ребенком. Или с подростком, которого притягивает тема колумбайна. У психолога есть свой инструментарий диагностики. Правда, Ирина Яровая и этот факт подвергла странной критике, заявив, что «идеи психологических тестов для детей и родителей похожи на «умопомрачение».

— Тестирование — это признанный во всем мире частный случай диагностики. Есть огромное количество и других путей диагностики, также признанных во всем мире. Что такое диагностика? Это оценка различных вариантов типологического и индивидуального развития. Выступать против нее — значит выступать против развития ребенка, приближать его кризис.

Годы жизни: 1949 — по наши дни

Родина: Москва (СССР)

А.Г. Асмолов родился 22 февраля 1949 года в Москве в семье служащих (мать Мария Самойловна — экономист, отец Григорий Львович — заслуженный энергетик СССР).

В 1966 г. поступил в Московский областной педагогический институт им. Н.К. Крупской, а в 1968 г. перевелся на II курс факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, который окончил в 1972 г. Здесь же на факультете он прошел путь от лаборанта лаборатории психофизики до заведующего первой в России кафедрой психологии личности (с 1998 г. по настоящее время).

В сфере государственной службы А.Г.Асмолов занимал должности главного психолога Гособразования СССР (1988—1992); заместителя и первого заместителя министра образования России (1992—1998).

Наряду с научной, организационной и педагогической деятельностью А.Г. Асмолов активно участвует в общественной деятельности. С 1989 по 1992 г. он был вице-президентом Общества психологов СССР при АН СССР. В настоящее время — председатель специализированного совета по защите докторских диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии» в МГУ им. М.В. Ломоносова; член Научно-координационного совета Министерства образования и науки РФ; председатель экспертной группы «Совершенствование содержания и технологий образования» Федерального института развития образования; член Экспертного совета по педагогике и психологии ВАК Министерства образования и науки РФ; член президиума по психологии УМО по классическому университетскому образованию; вице-президент Российского психологического общества; член Президиума Федерации психологов образования России.

В 1976 г. А.Г. Асмолов защитил кандидатскую диссертацию на тему «О месте установки в структуре деятельности» под руководством А.Н. Леонтьева, а в 1996 г. — докторскую диссертацию «Историко-эволюционный подход к психологии личности».

2 стр., 951 слов

62.7. Маклаков А.Г./ Общая психология / СПб, Питер, 2008. 8. Немов Р.С. / Психология, / М., Высшее образование, 2005, стр.12-48;80 ... . / Введение в общую психологию, / М., ЧеРо – Юрайт, 2002, стр.9- ... .. 2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. /Атлас по психологии, / М., Педагогическое общество России, 2003, стр. 12-43. 3. Гиппенрейтер Ю.Б...

А.Г. Асмолов является последователем научной школы культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, прямым учеником А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. Он один из ведущих разработчиков методологии системно-деятельностного подхода в психологии и его реализации в социальной практике образования. Научные и педагогические труды А.Г. Асмолова способствовали выделению психологии личности как самостоятельной дисциплины в современной психологии. Вошедшие в хрестоматии, учебники, энциклопедии и словари представления об иерархической уровневой природе установок как механизмов регуляции поведения личности, о бессознательном, о смысловых образованиях как структурных единицах личности и историко-эволюционном подходе к развитию личности стимулировали фундаментальные исследования нового поколения ученых.

В 1995 г. А.Г. Асмолов был избран членом-корреспондентом, а в 2008 г. — действительным членом РАО. В ходе своей профессиональной и общественной деятельности он способствовал развитию следующих направлений науки, образования и социальной практики:

разработка и формирование в общественном сознании установок межкультурного диалога, миролюбия, толерантности, профилактики межнациональных и межличностных конфликтов;

разработка принципов историко-эволюционного подхода и представлений о взаимопомощи, кооперации в ходе процесса эволюции как методологии анализа закономерностей биологической эволюции, социальной истории и индивидуального в социальных и поведенческих науках;

психология личности как самостоятельное направление человекознания и образовательной дисциплины в университетах России.

Научные результаты исследований А.Г. Асмолова нашли отражение в следующих работах: «Деятельность и установка» (1979), «Личность как предмет психологического исследования» (1984), «Принципы организации памяти человека. Системно-деятельностный подход» (1985), «Психология индивидуальности: основы методологии историко-эволюционного подхода» (1986), «Психология личности: принципы общепсихологического анализа» (1990), «Культурно-историческая психология и конструирование миров» (1996), «Vygotsky Today: On the Verge of Non — Classical Psychology» (1999), «Образование и развитие человеческого потенциала в России» /В кн.: «Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации» /Программа развития ООН/ (1999), «По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии» (2002), учебник по психологии для классических университетов «Психология личности: принципы общепсихологического анализа» (1990, 2002), «Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека» (2007), «Социальная компетентность классного руководителя. Режиссура совместных действий» (2007, в соавторстве), «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли» (2008, в соавторстве).

5 стр., 2014 слов

Направлений, для которых предмет психологии связывается с внутренней сущностью личности (гуманистическая, экзистенциальная психология), познавательными процессами, развитием интеллекта и этапов переработки информации... в повышенной или пониженной активности личности. Под психическими свойствами следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень...

В 2008 г. им опубликованы работы по методологии психологии и модернизации образования: «Неодеятельностная историко-эволюционная парадигма конструирования разнообразия миров: деятельность как существование», «Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества». Труды А.Г. Асмолова переведены на иностранные языки.

На основе методологии системно-деятельностного подхода с 1988 по 2008 г. А.Г. Асмоловым были разработаны и внедрены проекты, концепции и программы, оказавшие влияние на развитие системы образования РФ и формирование в современном обществе:

организация службы практической психологии образования в СССР и России; подготовки кадров по новому направлению «практическая психология образования»;

6 стр., 2623 слов

Его учениками и сотрудниками концепция психологии установки. Установка есть неосознанное состояние, предваряющее и определяющее... Н. Узнадзе Экспериментальные основы психологии установки Общее учение об установке Постановка Проблемы установки Иллюзия объема. Возьмем два... развертывание любых форм психической деятельности. Установка выступает как состояние мобилизованности, готовности к...

разработка и реализация государственных программ «Творческая одаренность», «Социально-психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с аномалиями развития», «Социально-правовая и психолого-медико-педагогическая служба помощи детям и подросткам», «Дети Чернобыля: социально-психологические и медико-педагогические аспекты»;

участие в восстановлении репрессированной в 1936 г. педологии — комплексной науки о диагностике и поддержке индивидуального развития ребенка;

создание концепции вариативного образования как основы проектирования образования, обеспечивающего компетентный выбор человеком индивидуальных образовательных траекторий и самореализацию личности; внедрение стратегии и принципов вариативности в систему образования РФ;

разработка, организация и осуществление научного руководства федеральной целевой программой «Формирование и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001—2005), а также разработка проектов по толерантности в рамках федеральной целевой программы «Развитие образования» (с 2005 г. по настоящее время).

А.Г. Асмолов является главным редактором журнала «Век толерантности», членом редколлегий журналов «Вопросы психологии» и «Мир психологии». Он автор более 330 работ по проблемам межкультурного диалога, социального доверия, формирования установок толерантного сознания, профилактики конфликтов, культурно-исторической психологии и образования. Под его руководством защищено 15 кандидатских и 5 докторских диссертаций.

В контексте разработанной по поручению Президента РФ федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» А.Г. Асмоловым развиваются представления о толерантности как цивилизационной норме, обеспечивающей возможность межкультурного диалога и согласия между различными народами, религиями и мировоззрениями. А.Г. Асмолов неоднократно выступал в составе государственных и общественных делегаций с докладами, посвященными формированию политики и идеологии миролюбия, веротерпимости и толерантности на конференциях, симпозиумах и семинарах по линии ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ, ЮНИСЕФ, Института Европы в Стокгольме, Страсбурге, Вене, Женеве, Варшаве, Париже, Вашингтоне, Сеуле и Токио.

5 стр., 2114 слов

Человек находится; оказания влияния – изменение состояния, поведения, ценностно-смысловых образований партнера (намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, активности, действий, вкусов, норм и... составу участников. В соответствии с установившейся традицией, в отечественной социальной психологии выделяют три различных по своей ориентации типа межличностного общения: императив...

В 2007 г. под руководством А.Г. Асмолова была разработана и реализована первая в России инновационная программа по психологии переговоров и разрешению конфликтов.

А.Г. Асмолов активно способствует формированию в обществе установок миролюбия, толерантности, веротерпимости и профилактике ксенофобии, выступая в широком спектре средств массовой информации.

За профессиональную деятельность А.Г. Асмолов отмечен следующими наградами и званиями: «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации» (2005); медаль К.Д. Ушинского за заслуги в области педагогических наук (2003); «Высшая школа СССР» (нагрудный значок за заслуги в области высшего образования СССР, 1990); золотая медаль «За достижения в науке» Российской академии образования (2007); лауреат Национального психологического конкурса «Золотая психея» (2005); «Заслуженный профессор Московского университета» (2009).

_______________________

Школа уходит в «цифру»

1 ноября впервые площадкой крупнейшего международного образовательного саммита Global Education Leaders Partnership (GELP) стала Москва. Ведущие мировые эксперты собрались, чтобы разобраться, чему и как должна учить современная школа, чтобы подготовить детей к жизни в принципиально новом - цифровом - мире. Однако в первый же день работы стало ясно: все страны находятся в равном положении, ибо достоверного ответа на этот вопрос не знает никто.

Система образования работает так, как привыкла десятилетиями, если не столетиями. Особенно, в России, подчеркнул директора направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков: те же учебные программы, те же методики, те же экзамены. Между тем, на дворе установилась «цифровая эра», а «до 20 миллионов россиян не имеют навыков, необходимых для включения в цифровую экономику. Нужны быстрые и дешевые пути, чтобы вооружить их этими навыками. А где взять такие программы, непонятно!»

Более того. Помимо чисто профессиональной подготовки, сегодняшний работодатель ждет от выпускников системы образования дополнительных компетенций: умения работать в команде, способности брать на себя ответственность за решение поставленной задачи, инновационных умений и т.д. «Мы уверены, что мир вступает в эру командной работы», - говорят они. А такому виду работы система образования тоже не учит.

Не способствует она и другому вызову «цифровой эры», - констатировал образовательный саммит. Привлекательность виртуального мира сегодня настолько превосходит возможности реального, что даже люди «аналоговых поколений», не говоря о представителях «цифрового», чаще предпочитает виртуальное реальному, а, сделав этот выбор, перестают развиваться, постепенно превращаясь в живой придаток-флэшку к электронным девайсам.

Так как же нужно сегодня учить детей?

Раньше мы говорили, какой контекст и какие технологии надо использовать при обучении. Но мы были слепы, - сформулировал главную проблему директор Федерального института развития образования Александр Асмолов. - Мы не видели главного вопроса: а для чего, собственно, нам нужно образование? Сейчас этот вопрос ставится впервые. И я бы даже сформулировал его жестко, по-русски: «А на фига образование в современном мире».

Главное в сегодняшнем образовании - не компетенции и не только навыки с технологиями, - разъяснил он. - Ключевая драма сегодняшнего образование - отставание учителей и родителей от детей. Мы слепы, чему и как учить, так как изменился век: настала эпоха разнообразия. И сегодня, как в свое время мир переходил от системы Птолемея к Копернику, так и мы переходим от модели педагога Каменского (средний ученик, средний человек) к миру персонализации и индивидуализации. Таким образом, принципиально меняется главная концепция образования. Раньше образование представляло собой трансляцию знаний, умений и навыков. Главной идеологией современного образования стала поддержка разнообразия, сегодня это - понимание того, что надо делать. А главным мотивом цикла образования стала готовность к изменениям.

Соответственно изменилась и роль учителя, подчеркнул Асмолов: «Сегодня это - мотиватор, навигатор, коммуникатор, а, главное, - эксперт в поддержке разнообразия». Ведь вопрос в том, готова ли к этому наша школа.

Оборванный таджик лет сорока молится у памятника жителям нашего подмосковного города, погибшим во время Великой Отечественной войны.

Рядом, чуть ли не на мемориальной плите - начатая бутылка водки. Гастарбайтер периодически из нее отхлебывает и плачет. Пришлось подойти и гневно потребовать, чтобы немедленно убрал спиртное с памятника. В ответ на хорошем русском языке: "Посмотри, здесь Сергеев Пашка... мы вместе в Афгане...". Поняла, что застала неловкую и непрезентабельную, но высокую тризну по другу.

Как ни горько это звучит, но скверики вокруг памятников в честь наших общих побед и кладбища - стали единственным пространством, где выходцы из советских республик - не "чурки", не мигранты, и "не понаехали тут", а - однополчане, друзья, братья. О советском характере, имперских амбициях и другом наследстве СССР наш разговор с психологом и историком Александром Асмоловым.

Александр Асмолов: Перед нами ярчайший пример судьбы человека, лишенного смысла жизни в 90-е годы. Великая трагедия заключалась в следующем: люди, которые жили в огромной стране в ожидании коммунизма, как бы они его ни понимали, имели высокий смысл существования. Никакая социальная алхимия не должна лишать их этого ощущения. Я как психолог говорю: при любой демократии - это шок. Привычных ценностей лишились и определенные социальные группы. Например, "афганцы" или вернувшиеся с чеченской войны.

Ваш таджик нашел на памятнике дорогую фамилию. Ему абсолютно наплевать, что это всего лишь однофамилец погибшего друга. Для него важно братство. И то, что потом страна десять раз сказала, что не надо было затевать защиту интернационализма в Афганистане и что все это потом назвали исторической ошибкой, - для "афганцев" не имеет никакого значения. Попав в постсоветскую ситуацию, когда не стало общей страны, ваш знакомый ищет опору в общих символах культуры. А Великая Отечественная и ее памятники как раз и есть такая опора. Мы вместе тогда выстояли, создав уникальную идентичность. "Мы" защищали "нашу" страну и в Афганистане. Я перед такими людьми снимаю шляпу. То, что происходило во время войны, - их ценностный посох. Это особая идентичность ребят времени катастроф. Но потеря "я" как "мы" для человека невероятно опасна. Как бы далеко ни зашла приватизация "моего" сознания. А находка этого коллективного "я" сродни религиозному ритуалу. Как вы выразились, "тризне".

Российская газета : К сожалению, молодежь, которая по вечерам собирается вокруг памятника, чтобы попить пива, не воспринимает больше таджика братом. Мне пришлось провожать моего подвыпившего визави до дома…

Асмолов : В нашей стране, к сожалению, ксенофобские настроения растут. К человеку относятся подозрительно только потому, что он таджик, чеченец, украинец…

РГ : А советским людям, похоже, это было не свойственно?

Асмолов : Все сложнее. Ведь то, что сейчас происходит в межэтнических отношениях, это последствия огромной родовой травмы в виде "депортации". И чеченской, и других этносов, и даже социальных слоев, например, кулачества. При отрыве от корней изменяется сознание, люди превращаются в "перекати-поле". Такие сдвиги оборачиваются и специфическими установками, и поведением. Ведь есть культура полезности и культура достоинства. Эти два типа культур и диктуют манеру поведения по отношению к другим людям. Если вы живете в культуре достоинства, то вам абсолютно не важно, какой формы или длины у человека нос.

РГ : Соседка говорит, что в наследство от СССР ей досталось "имперское сознание". Проявляется оно следующим образом: она кормит киргизов, которые убираются в подъезде. Покупает фрукты, подсолнечное масло, иногда - сладости. При этом цитирует Экзюпери про "в ответе за тех, кого приручили"... Еще одна постсоветская травма?

Асмолов : Вы помните слова: "Не спеши узнать, по ком звонит колокол, он звонит по тебе"? За этим стоит уникальная человеческая способность сопереживать: если я вдруг узнаю, что кто-то погиб в Сомали или в Чили, что в Японии или на Гаити произошло землетрясение и люди гибнут, мне будет больно и тяжело. За этим стоит общечеловеческая (не этническая или гражданская) идентичность, которая позволяет жить по формуле Маугли: мы с тобой одной крови - ты и я. В какие бы странные термины это свойство не облекалось, называлось имперским сознанием или каким-то другим, на нормальном языке это называется сопереживаем людям в трудной ситуации.

РГ : В этом году исполняется 20 лет, как мы живем без СССР. Достаточный ли это срок, чтобы сказать: "советский человек", "совок", "гомо советикус" - ушли в прошлое?

Асмолов : Вопрос о скорости ментальных изменений - очень сложный. Я хочу вам напомнить, как буквально за несколько лет изменился менталитет одной из стран, которая славилась своей интеллигенцией, своими учеными, образом мышления перед всем миром. И вдруг - Третий рейх. Быстро все изменилось и в России. Вспомните Бунина с "Окаянными днями" и Блока с его статьей "Интеллигенция и революция", которая начиналась словами "Россия гибнет, России больше нет". Оба говорят об уникальном ускорении изменений. Наиболее точно эти ментальные сдвиги передаются стихами. Тихонов писал в 1923 году: "Мы разучились нищим подавать. Дышать над морем влагою соленой. Встречать закат. И в лавках покупать за медный мусор золото лимонов". Казалось бы, строки, далекие от реальности, но они показывали, как с огромной скоростью меняется мировосприятие, мироощущение, подход к жизни. Очень важно, какую задачу ставит в это время идеология. Советские лидеры поставили главную: выплавить нового человека, сверхчеловека. Аналогичные формулировки мы находим и у автора книги "Миф XX века" Альфреда Розенберга, который является идеологом нацистского движения.

Вся идеологическая советская машина работала на выплавку новой реальности. Работа была выполнена и "советский человек и общность советских людей" появились. Появление новой ментальности зафиксировали лучшие произведения литературы и фильмы тех лет. По ним, точно так же, как замечательный антрополог Герасимов по останкам черепа восстанавливал выражение лица Ивана Грозного, можно восстановить и образ "выплавленного" идеологами партии советского человека.

РГ : Предвижу, что в этом портрете я вряд ли узнаю дорогих людей из советского детства...

Асмолов : Сразу хочу подчеркнуть, я психолог и не собираюсь давать оценочные характеристики, только попытаюсь выделить несколько особенностей, которые были свойственны "хомо советикусу", как говорил Зиновьев. При этом, считаю, что последним человеком, который отлично знает, что такое хорошо и что такое плохо, был Владимир Владимирович Маяковский. В уникальный период, о котором мы говорим, жили Булгаков, Пастернак, мой отец, в конце концов. А они были личности, а не люди "совка".

Между тем новый человек, которого "выплавляли" советские идеологи, отличался несколькими чертами. Первая - это вера в существование центра, который все видит, все знает и все понимает. Она в той или иной мере была воспринята из российской ментальности. Мы часто говорим о "культе личности", но точнее было бы сказать: "культ центра". Именно он меняет в тоталитарных государствах менталитет народа. И в Румынии, и в Китае, и в Северной Корее, и в Польше, и в ГДР. По сути дела, тоталитарная система накладывает свою матрицу. Формула, которая действует и сейчас: "У государственного пульта всех поражает вирус культа. Идет зараза от пульта, видать конструкция не та." А чтобы оправдать эту конструкцию, уместно жесткое тоталитарное управление. Фрейд говорил, что всем управляет образ отца. У нас же всем управляет образ "великого отца", а не родного.

Еще одна черта советской идентичности - вера в существование врага. Вначале это был капитализм, потом враги народа. И сегодня этот архетип не ушел из нашей ментальности. Благо, в стране много мигрантов, людей другой национальности. Сегодня мы являемся страной развитой ксенофобии. Третья черта, касающаяся образа "гомо советикус", это бегство от принятия решений. Формулы: "Сиди и жди - придумают вожди", "Я человек маленький", "Сверху виднее" так или иначе существовали в нашем с вами сознании.

РГ : Похожее описывал Макс Вебер, отказав "представителю социальной религии равенства" в природных задатках свободы. С вами можно спорить, потому хотя бы, что все эти качества "хомо советикуса" в той или иной степени можно найти и у народов, не прошедших коммунистического перевоспитания... А что с российским менталитетом?

Асмолов : Россия переживает ситуацию утраты идентичности. Если раньше мы все пели: "Наш адрес не дом и не улица, наш адрес - Советский Союз", то сегодня мы имеем столпотворение и борьбу различных ментальностей. Не исчезли советские идеологические программы, которые являются фабрикой мотиваций в разных социальных группах. О современном кризисе идентичности написан целый ряд блестящих работ. В частности, очень интересной мне кажется работа Льва Гудкова о том, что мы сейчас обретаем идентичность по формуле "против кого дружите" (это отголосок "образа врага"), которая так и называется "Негативная идентичность". Мы с вами оказались в мире неопределенности, где шли мощнейшие процессы, начиная с так называемой "перестройки". Главный из этих процессов, который отличает нашу современную ментальность, мы приобрели в 90-е - это приватизация сознания. Она куда важнее, чем приватизация фабрик, заводов и сырьевых ресурсов. Человек сам начал принимать решения и сам отвечать за свои поступки. Молодежь всегда была носителем возмущающего поведения в любых культурах. Но у российской современной молодежи раньше начинается поиск смысла жизни, гораздо более раннее "зреление", это черта нашего времени. Мы перестаем ощущать в ситуации неопределенности уникальный отечественный страх - страх войти в открытую дверь.

РГ : Когда мы говорили об основополагающих чертах советского человека, это касалось только граждан России или вообще всех советских людей?

Асмолов : Всего Советского Союза. Идеологи работали везде. С проявлениями советской ментальности вы столкнетесь и в Узбекистане, и в Прибалтике. Например, в Эстонии или в Латвии, когда люди выходят из себя, забывают родной язык и начинают материться по-русски. Русский мат - это тоже черта ментальности. Уникальная религиозная советская система выкристаллизовала особый социальный характер. Однако в нашем сознании есть пласты разной древности. И сконструированный "хомо советикус" одни пласты подтянул, другие изменил, третьи стали меняться, когда сам "хомо советикус" разрушился. И тогда на поверхность выступили черты этнической идентичности и этнической культуры. Это произошло, например, с Узбекистаном и с Таджикистаном. Обратите внимание, что в этих странах мы и сейчас имеем уникальные тоталитарные системы с культом великой личности. Там работает советская матрица, которая накладывается на феодальную матрицу сознания. Особенности таких психологических конгломератов исследуют такие науки, как историческая психология и история ментальности. Особый интерес для ученых сейчас представляет собой Казахстан, поскольку единственный среди стран СНГ сделал главным своим козырем модернизацию образования по мировым образцам. Приватизация сознания там идет полным ходом.

Из досье РГ

Алесандр Асмолов - заведующий кафедрой психологии личности психологического факультера МГУ, автор курса "Историческая психология личности".

Толерантность с политической окраской

В Киеве

В Киеве арестована сторонница радикального "Братства" Анна Синькова, собиравшаяся 16 декабря 2010 года пожарить яичницу и сосиски на Вечном огне в Парке славы. Прокуратура предъявила ей обвинени, а суд вынес решение содержать девушку в СИЗО. Приготовить на Вечном огне яичницу и сосиски попытались четверо неизвестных лиц. Видео об этом появилось в Интернете.

В Таллине

В Таллине у входа на военное кладбище был установлен указатель, на котором в том числе было написано здесь расположен "монумент воинам Советской армии, оккупировавшим 22 сентября 1944 года Таллинн". Он установлен неподалеку от Бронзового солдата, к которому в День Победы и День освобождения Таллина приходят тысячи жителей Эстонии. Неизвестные повредили стенд- указатель. МИД Эстонии получил ноту посольства России в Эстонии, в которой выражено недоумение в связи с текстом, содержащимся на стенде. Министерство обороны Эстонии демонтировало испорченные информационные стенды, ставшие причиной политического скандала, для их восстановления. В связи с порчей стенда возбуждено уголовное дело.

В Риге

На Рижском кладбище похоронен бывший советский партизан Василий Кононов, скончавшийся в минувшую пятницу. Арестованный в 1998 году по обвинению в военных преступлениях, Кононов находился под стражей до 2000 года и был приговорен судом к 1,5 годам лишения свободы. В июне 2008 года Страсбургский суд выступил на стороне Кононова, а в мае 2010 г., рассмотрев аппеляцию, - на стороне Латвии. В ноябре 2010 года суд принял к производству прошение о пересмотре дела. Основанием стали рассекреченные данные российских архивов о военных действиях на территории Латвии в ходе Второй мировой войны.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!