Как составить интервью пример для школьной программы. Как писать интервью образец. Вам также может быть интересно

Интервью - один из самых благодарных видов контента.

Подбираешь вопросы, отправляешь герою, получаешь ответы, форматируешь и - в печать! Конечно, это поверхностная схема создания интервью. На самом деле, это самостоятельный и яркий контентный формат. И в блоге он очень выгодно смотрится на фоне привычных статей, руководств и новостей.

На тему интервью мы уже подготовили несколько материалов. Сейчас речь пойдет о самом важном этапе подготовки к интервью - о вопросах.

Изучая героя, хочется задать ему важные и острые вопросы одновременно. Хочется, чтобы интервью не было скучным, банальным и типичным. Хочется, чтобы читатель проглотил его, смакуя каждую букву, каждую реплику.

И в такие моменты под рукой очень не хватает подборки вопросов для интервью, которые можно адаптировать под отдельного персонажа.

Вопросы для интервью: 60 шаблонов

  1. Расскажите о себе, своем бизнесе.
  2. Как Вы можете охарактеризовать себя в двух словах?
  3. Когда Вы решили стать_____ и почему?
  4. Что привело Вас именно к __________?
  5. Что послужило толчком к _________?
  6. Какими были первые шаги?
  7. В чем плюсы и минусы работы _______?
  8. Опишите свое самое большое достижение и самый впечатляющий провал?
  9. Опишите три Ваших достижения?
  10. Бывают ли моменты, когда Вас покидает вдохновение (теряете веру в себя, в свой бизнес)?
  11. Опишите свою рабочую обстановку?
  12. Планируете ли Вы изменить _______?
  13. Каковы Ваши планы в _______?
  14. В чем секрет успеха в _____?
  15. Как Вам удалось добиться успеха в _______?
  16. Ваши любимые книги (фильмы, блюда)?
  17. Чего бы Вы никогда не сделали в жизни?
  18. Можно ли утверждать, что ______?
  19. По какому принципу Вы ______?
  20. Вы сами пришли к этой позиции или ______?
  21. Как изменились Вы после _______?
  22. Вы любите свою работу (бизнес, продукт, услугу, дело)?
  23. Чем Вы любите заниматься в свободное время?
  24. Как сделать, чтобы ________?
  25. Какие советы Вы можете дать новичкам (сотрудникам, читателям)?
  26. Когда Вы в последний раз _________?
  27. Что Вас интересует помимо______ и ________?
  28. Как Вы отдыхаете от ____?
  29. Как к Вам пришла идея организовать ________?
  30. Вы делали _____ самостоятельно или с поддержкой?
  31. Как часто Вы ________?
  32. Как вы считаете, какова ________?
  33. По-вашему, какими качествами должен обладать _____?
  34. Вы остаетесь самим собой, выполняя свою работу, или это PR ход?
  35. Какова доля удачи и везения в Вашем проекте?
  36. Есть ли у Вас свой девиз, миссия?
  37. Вы уже много добились в своей профессии, изменила ли Вас популярность?
  38. Сколько времени Вы посвящаете ______?
  39. Как Вы думаете, почему в обществе (на рынке, в компании, на форумах, в интернете) сформировалась такая точка зрения?
  40. Что для Вас было самым сложным?
  41. Расскажите пошагово, что нужно сделать, чтобы _________?
  42. С чего начинать новичку, если он захочет пойти по Вашим стопам?
  43. Какие профессиональные рекомендации можете дать тем, кто только начинает развиваться в _______?
  44. Какие могут быть подводные камни в Вашей сфере?
  45. Сложно ли заниматься тем, что приносит Вам деньги? Чего Вам это стоит?
  46. Как к Вам пришел первый успех?
  47. Как окружающие воспринимают Ваше развитие (работу, перемены)?
  48. Где Вы ищете своих заказчиков (клиентов, покупателей, инвесторов, партнеров)?
  49. Нет желания все бросить к «чертовой бабушке» и начать что-то совершенно новое?
  50. Расскажите ТОП-5 наиболее эффективных тактик (советов, фишек, приемов, секретов, способов) в _______?
  51. Каково Ваше мнение по такому вопросу: ___________?
  52. Сформируйте Ваше отношение к жизни (бизнесу, семье, коллегам, сотрудникам) в пяти словах?
  53. В чем заключается главная экспертиза человека Вашего уровня?
  54. Сложно было отказаться от_______ (свободного времени, стабильности, карьерного роста)?
  55. Вы всегда так открыты (закрыты, агрессивны, оптимистичны, быстры)?
  56. Какую оценку Вы поставите себе как _______?
  57. Приходилось ли Вам в профессиональной деятельности переступать через свои принципы?
  58. В любом деле есть переломные моменты. Какие были у Вас?
  59. Что мешает Вам жить, а что помогает?
  60. О чем Вы мечтаете?

Конечно, эти вопросы больше относятся к персональному, а не к профессиональному интервью. Но в любом случае каждый из них может повлечь за собой цепочку новых идей, которые в итоге превратятся в полноценный сценарий беседы.

Вопросы! Именно от них зависит, насколько успешным или никудышним будет интервью.

Наиболее подходящим девизом для интервьюера, пожалуй, станет известная поговорка «Каков вопрос, таков и ответ». От того, насколько правильно будут подготовлены вопросы, напрямую зависит эффективность интервью, точность полученной информации, а также то, насколько интересной выйдет статья после интервью.

В этой обширной статье я попробую дать максимальную полезную выжимку, которую собирал для себя.

Вопросы нужно уметь задавать.

Что такое интервью. Примеры успешных интервью.

Хорошее интервью, — эта живая беседа. Когда вы отлично пообщались с человеком, только еще эту информацию удалось сохранить и выложить.

Журнал The Guardian выбрал 14 самых лучших интервью ХХ века.

Все 14 самых популярных в ХХ веке по версии журнала The Guardian:

Обратите внимание на манеру журналистов, на их подход и искренность. Вы получите массу удовольствия, а если ваш английский оставляет желать лучшего, то и язык подтяните.

Секреты интервью Владимира Познера и опросник Марселя Пруста

Марсель Пруст

Будучи юношей, Марсель Пруст заполнил анкету ответами, которые и по сей день считаются самыми честными, интересными и оригинальными. Они настолько понравились людям, что во второй половине ХХ века телеведущие использовали их в интервью с приглашенными знаменитостями. Эти же вопросы в своих интервью периодически использует Владимир Познер.

Ваша самая характерная черта? Жажда быть любимым, а точнее, быть обласканным и избалованным, скорее чем служить предметом восхищения.

Какова Ваша мечта о счастье? Боюсь, что она недостаточно возвышенна, к тому же боюсь разрушить её словами.

Что Вы считаете самым большим несчастьем? Никогда не знать мою маму или бабушку.

Каким Вы хотели бы быть? Самим собой - тем, кем меня хотели бы видеть люди, которыми я восхищаюсь.

В какой стране Вам хотелось бы жить? В той, где мои желания сбывались бы, словно по волшебству, и где чувство нежности всегда было бы взаимным.

Ваш любимый цвет? Красота заключается не в одном цвете, а в их гармонии.

Ваши любимые писатели? Сегодня это Анатоль Франс и Пьер Лоти.

Ваши любимые поэты? Бодлер и Альфред де Виньи.

Любимый литературный герой? Гамлет.

Любимые герои в реальной жизни? Месье Дарлю, месье Бутру.

Любимая героиня в истории? Клеопатра.

Что вы больше всего ненавидите? То дурное, что есть во мне.

Исторические персонажи, которых Вы презираете? У меня недостаточно познаний, чтобы дать ответ на этот вопрос.

Какой момент в военной истории Вы цените больше всего? Когда я записался в добровольцы!

Владимир Познер. Один из лучших современных интервьюеров

Реформа, которую вы цените особенно высоко? —-

Способность, которой вам хотелось бы обладать? Сила воли и умение очаровывать.

Как Вы хотели бы умереть? Став лучше, чем я теперь, и любимым.

Ваше состояние духа в настоящий момент? Досада, что пришлось так долго размышлять о себе, чтобы ответить на все эти вопросы.

К каким порокам Вы чувствуете наибольшее снисхождение? К тем, которые мне понятны.

На эти вопросы Пруст отвечал, когда ему было 20 лет.

Правила составления вопросов для интервью

  1. Подготовьте вопросы к интервью, а потом выбросьте их

Это кажется абсурдом. Но нет ничего хуже, чем задавать вопросы с листа

Собеседника нужно чувствовать понимать. А ваш лист с вопросами будет этому только мешать. Перед интервью, тщательно ознакомьтесь с его деятельностью, как можно глубже узнайте о его характере, чтобы избежать острых углов. Но опросник спрячьте подальше

Дик Кавет, ведущий ток-шоу, ветеран телевидения так сказал об этом:

«Мой бывший босс, кумир и зритель, Джек Пар, однажды позвонил мне перед ток-шоу и сказал: «Эй, парень, не делай интервью». Я сказал: «А что же мне делать? Петь или просто читать аудитории?» И он сказал: «Нет, но интервью скучны как вопрос «какой ваш любимый цвет?» Очень скучно. Заведи беседу и узнай реальные тайны. Выброси свои записки, если это необходимо».

А вот что говорит Мак Марон , отличный ведущий WTF

Марк Марон — популярный американский ведущий

«Я не провожу серьезного исследования. Я стараюсь создать, так сказать, почти родственную связь с человеком, и смотрю, что из этого выйдет. Я просто ищу штуки, которые для него дороги и пытаюсь зацепить, чтобы он рассказывал о том, что его действительно волнует. Некоторые люди просто хотят слышать ответы на вопросы, но если вы оторветесь от микрофона и забудете о своих вопросах, то окажетесь в другом мире. Вот что здорово».

  1. Не стоит задавать слишком длинные вопросы

Даже если вопрос длинный, постарайтесь вместить его максимум в три предложения. Помните, что не вы даете интервью, поэтому старайтесь спрашивать как можно четче и кратче.

Попытайтесь копировать интервьюируемого даже в мелочах — настроение, язык речи, язык тела.

  1. Попытайтесь копировать интервьюируемого даже в мелочах — настроение, язык речи, язык тела.

«Тот, кто чувствует себя более комфортно, лучше даст интервью» , — сказала известный интервьюер Кэти Курик.

Хорошие интервьюеры подстраиваются под человека на всех уровнях. Например, если вы говорите быстро, или громко с человеком, обладающим тихим голосом, разговор не получится. И вы заставите вашего интервьюируемого ощущать себя не на своем месте.

  1. Работайте над тем, чтобы вопросы были интересными

Ваша задача как интервьюера – спросить так, чтобы человеку хотелось отвечать на ваш вопрос, а читателю после было интересно читать интервью.

  1. Вопросы должны быть корректными

Подготавливайте вопросы для интервью так, чтобы они не завели собеседника в тупик, не обидели. Если и нужно затронуть какую-нибудь «острую» тему, то делайте это так, чтобы это не звучало обидно или некорректно.

  1. Не включайте в окончательный вариант рабочие вопросы

Вопросы типа «Где работаете?», «Женаты ли вы?», «Каковы ваши увлечения?» входят в вашу предварительную работу. Все это вы уже должны знать, собираясь на интервью. Поэтому следует составлять более глубокие вопросы – например: «Изменились ли ваши увлечения после того, как вы сменили работу?» и т.п.

  1. Задавайте больше уточняющих вопросов

Если вы видите, что собеседнику сложно отвечать на некоторые вопросы, или он уходит от ответа, расшевелить его можно уточнениями типа «Как это случилось?», «Что сподвигло вас к такому решению?»

  1. Всегда составляйте несколько вопросов для интервью «про запас»

«Запасные» вопросы выручат вас, если собеседник не был слишком многословным и очень кратко отвечал на вопросы. Вопросы могут быть, например, о книгах, фильмах, искусстве и т.п.

  1. Учитесь «гибкому слушанию»

Хотя говорят, что слушать легче всего — это подчас становится самым сложным.

Профессиональные интервьюеры слушают не только что говорит человек, но и как он говорит. Ведь человек невербально может показать, устал он или нет, нервничает или радуется. Таким образом, вы будете знать, когда переходить к следующему блоку беседы. Вот что советует Кэти Курик:

«Нет ничего хуже для меня, как для зрителя, чем наблюдать, когда кто-то продолжает идти по своему длинному списку вопросов, не слушая человека и не пытаясь узнать его лучше… Я думаю, вы можете использовать вопросы как своего рода шаблон, но и должны быть готовы слушать и отклоняться от задуманного сценария беседы в совершенно другом направлении».

А вот другой совет Дика Каветта , отличный ведущий WTF :

Дик Каветт

«Я недавно усовершенствовал методику памяти моего друга, Гарри Лорейна, эксперта по работе с памятью, о том, как изобразить возмущение на лице. Иногда человек уходит в другую область от предмета разговора. Тогда представьте, что он ребенок, и вы поймали его на краже яблок. Он начинает говорить о чем-то другом, чтобы отвлечь внимание, а вы подбираете яблоко и бросаете его ему в лицо. Даже если это известная личность. Запомните пример с яблоком, чтобы вовремя «метнуть» нужный вопрос, когда собеседник начинает юлить».

  1. Учитесь использовать силу паузы

Иногда паузу можно использовать с большим толком.

Опытные интервьюеры, когда слышат, что от них что-то скрывают, в конце ответа делают паузу. Таким образом можно вытянуть что-то еще из человека.

Вот что по этому поводу думает Джим Лерер:

«Если вы удержитесь от соблазна сказать что-то после ответа, вы откроете для себя нечто почти магическое. Другой человек будет либо настаивать на том, что он уже сказал, или вообще пойдет в другом направлении. В любом случае, он начнет расширять свой??ответ, а вы получите четкое представление, что на самом деле у него в голове и сердце».

Это просто. Считайте от трех до пяти, и не говорите. Дик Каветт дополняет

«Паузой вы можете придержать человека, а потом заставить продолжать. Потом покажите, что нужно заполнить чем-то эту мертвую тишину. Есть моменты, когда вы либо просто замолкаете или говорите «ага» вместе с паузой, и собеседник начинает судорожно соображать, что бы такого добавить. Иногда он говорит совершенно потрясающие вещи, о которых даже не собирался говорить».

  1. Развивайте любопытство

Все эти методы работают хорошо. Но любопытство — главный двигатель интересного интервью. Вот, что говорит Гай Талезе, один из основателей литературной журналистики:

Дейл Карнеги

«Я привык интересоваться всем вокруг. Никогда не знал точно, что искал. Я знал смутно, что надеялся выяснить или имел некоторое общее представление, но был в поисковом режиме все время… Просто идите и ищите, и вы всегда случайно найдете некоторые потрясающие рассказы, некоторых потрясающих людей, о которых вы и не мечтали».

Дэйл Карнеги объяснял это потрясающе просто:

«Вы можете получить за месяц вдвое больше друзей, чем было, если попытаетесь стать заинтересованным в людях вместо того, чтобы заставлять их быть заинтересованным в вас».

  1. Никаких «я». Учитесь смирять свое эго.

Люди зациклены на себе. И вы тоже. Но если вы научитесь меньше думать о себе, и больше уделять внимания человеку — вы станете неотразимым собеседником.

Вот что сказал по этому поводу Роберт Дрике, ведущий инструктор в учебном центре ФБР по поведенческим и межличностным навыкам:

Вопросы для интервью — только верхушка айсберга подготовки

Чтобы брать классные интервью — практикуйте эти советы. И изучайте интервью лучших. Тогда вас будут читать.

Закончу цитатой Тома Вулфа, известного писателя

«Мир полон людей, которые вынуждены молчать, но хотят рассказать вам свою историю. Они хотят рассказать вам то, чего вы не знаете. Они – самые лучшие союзники изо всех, кого может заполучить писатель».

Коротко обо мне: Предприниматель, интернет-маркетолог, коммерческий писатель, христианин. Автор двух блогов ( и Слова Ободрения), руководитель студии текстов “Слово” . Осознанно пишу с 2001 года, в газетной журналистике с 2007, зарабатываю исключительно текстами с 2013-го года. Люблю писать и делиться тем, что помогает мне на тренингах. С 2017 года стал отцом.
Заказать тренинг или тексты вы можете по почте или написав в личку в удобной вам соцсети.

Стандартное структурированное интервью

Предварительная подготовка.

Убедитесь, что вся необходимая информация подготовлена и находится под рукой.

Установление контакта.

Постарайтесь, чтобы кандидат чувствовал себя непринужденно.

Выйдете поздороваться с кандидатом в приемную.

Проводите кандидата в комнату для переговоров.

Задайте ему несколько не относящихся к делу вопросов, например: «Трудно ли было добраться сюда?», «Вы легко нас нашли?».

Стандартные вопросы для интервью.

2. Кто мог бы дать о вас наихудший отзыв и почему?

3. Что вы сделали для того, чтобы ваша фирма/отдел давал больше прибыли?

4. Что вы сделали для того, чтобы ваша фирма/отдел сэкономил затраты?

5. Что вы сделали для того, чтобы ваша фирма/отдел сэкономил время, увеличив объем работ?

6. Чем вы сумели выделиться среди своих сотрудников?

7. Расскажите мне по порядку о том, как вы профессионально росли на вашей нынешней работе и о том, что вы сейчас делаете изо дня в день.

8. Расскажите о проблеме, с которой вы столкнулись на вашей нынешней работе / в отделе вашего клиента и как вы ее решили.

9. Каковы ваши ближайшие и долгосрочные цели?

10. Среди обязанностей, которые, как нам хотелось бы, вы будете исполнять, есть три наиболее важные (перечислите их). Каким опытом вы обладаете для решения этих задач?

11. Есть ли у вас другой опыт или знания, которые были бы полезны нашему клиенту?

12. Какие личные задачи стояли перед вами, когда вы взялись за вашу нынешнюю работу?

13. Насколько вам удалось их решить?

Вопросы относительно образования.

14. Какие предметы вы больше/меньше всего любили/не любили в средней школе/в университете? Почему?

15. Какие оценки вы получали по любимым и по нелюбимым предметам?

16. По каким предметам вы шли лучше, чем по другим? Хуже?

17. Почему вы решили учиться в университете?

18. Почему вы специализировались по?

19. Почему вы решили посещать?

20. В какой внеучебной деятельности вы принимали участие? Почему именно в этой?

21. Как вы планировали свою карьеру в начале университетского курса?

22. Как вы планировали свою карьеру, когда закончили среднюю школу/университет?

23. Что вам дало обучение в средней школе/университете?

24. Если бы у вас появилась возможность снова учиться в школе, что бы вы изменили или вообще ничего не меняли бы?

25. Какие спецкурсы вы выбирали? Почему?

26. Насколько средняя школа/университет подготовили вас к «реальной жизни»?

27. Расскажите, как вы изучали (любую область, имеющую отношение к вакансии).

28. Как вы полагаете, изучение этой области подготовило вас к той работе, которая требуется на предлагаемой вам должности?

29. Когда вы решили, что хотите быть специалистом в области _______?

30. Назовите ваших любимых/нелюбимых учителей/преподавателей в средней школе / в университете? Почему вы их любили/не любили?

31. Расскажите, как вы организовывали свои занятия во время обучения в школе/университете?

32. Расскажите о том, где вы подрабатывали во время обучения в школе/университете?

33. Какая из этих временных работ была для вас самой интересной/самой неинтересной?

34. Как вы проводили летние каникулы, когда учились в школе/университете?

35. Почему вы работали во время обучения в школе/университете?

36. Есть ли у вас планы продолжить обучение? Если есть, то какие?

37. Что, по-вашему, самое трудное в совмещении работы и учебы?

38. Какой совет вы бы дали тому, кто хочет учиться и работать одновременно?

Вопросы, касающиеся предшествовавшего опыта и прочих связанных с работой тем.

39. Опишите, пожалуйста, ваш обычный рабочий день.

40. Как бы вы описали идеального менеджера? Подчиненного? Сотрудника?

41. С какими людьми вам трудно/легко работать? Почему?

42. Что вам больше всего нравилось/не нравилось в вашей последней работе?

43. Опишите, пожалуйста, идеальную обстановку на работе.

44. Какие мотивы вами движут? Почему?

45. Благодаря каким качествам вы являетесь эффективным руководителем?

46. Каково ваше наивысшее карьерное достижение до настоящего момента? Почему?

47. Вспомните и опишите ситуацию, когда вы оказались под давлением на последнем месте работы. Как вы с ней справились?

48. В чем, по-вашему, состоит долг нанимателя перед служащим?

49. Как вы относитесь к деловым поездкам?

50. Расскажите о том, как часто и как надолго вам приходилось выезжать в командировки раньше.

51. Как вы относитесь к переездам? Существуют ли такие места, куда вы не хотели бы переезжать?

52. Какие из ваших обязанностей на последней работе казались вам тяжелыми?

53. Как вы оцениваете свое карьерное продвижение до настоящего момента?

54. Расскажите о тех проблемах, с которыми вы столкнулись на вашем последнем месте работы.

55. Чем ваша нынешняя работа отличается от предыдущей?

56. Какая работа из тех, которыми вы занимались, оплачивалась лучше/хуже всех?

57. Как вы думаете, насколько ваша теперешняя работы подготовила вас к тому, чтобы возложить на себя дополнительные обязанности?

58. Какая ситуация на протяжении всей вашей карьеры оказалась для вас самой болезненной и неприятной?

59. Почему вы хотите оставить свое настоящее место работы?

60. Что вы думаете о том стиле руководства, который сложился в вашем отделе/подразделении на последнем месте работы?

61. Если бы я попросил вашего супервизора/руководителя описать вашу работу, что бы он сказал?

62. Что бы вы сделали, если...?

63. Как бы вы справились с...?

64. Какие перспективы вы видите на новом месте работы по сравнению со старой?

65. Что бы вы хотели найти на новой работе?

66. Оказала ли влияние военная служба на то, какую область вы для себя выбрали?

67. Расскажите, пожалуйста, чем вы занимались в армии?

68. Чего вы хотите добиться в своей карьере в ближайший срок и в отдаленном будущем?

69. Чего бы вы хотели избежать в будущей работе?

70. Какие требования вы предъявляете к заработной плате?

71. Кто или что повлияло на вас в постановке карьерных целей? Как именно?

72. Чему вы обязаны своими успехами?

73. Что, по-вашему, является самой сильной вашей стороной?

74. В каких областях вам надо усовершенствоваться? Каким образом вы собираетесь совершенствоваться?

75. Какой вы, по вашему мнению, руководитель? Подчиненный? Сотрудник?

76. Какая часть вашей работы приносит вам наибольшее удовлетворение?

77. Как вы выполняете задачи, которые вам не по душе?

78. Как вы распределяете свое время?

79. Каков ваш стиль руководства?

80. Чему вы научились на каждой из предыдущих работ?

81. Приведите, пожалуйста, примеры решений, которые вы принимали в ходе работы. Каковы были последствия этих решений?

82. Каким образом вы принимаете решения?

83. Умеете ли вы, с вашей точки зрения, распределять работу между подчиненными?

84. Что вы считаете своим стандартом рабочей дисциплины - в отношении себя самого и своих подчиненных?

85. Расскажите, пожалуйста, о том, какие отношения сложились у вас с последним руководителем.

86. Приведите, пожалуйста, пример проекта, реализация которого не соответствовала вашим планам. Что произошло?

87. Чем вас привлекает эта должность в нашей фирме?

88. По каким причинам вы стали работать на нынешней вашей должности?

89. В чем заключается самая большая ответственность в вашей нынешней работе?

90. Опишите свое продвижение на последнем месте работы.

91. За что руководители вас хвалили/критиковали?

92. Что вы можете предложить нашей фирме?

93. Вписывается ли предлагаемая должность в ваши личные карьерные планы?

94. В каких ситуациях, связанных с работой, вы чувствуете себя наиболее комфортно / напряженно и стесненно?

95. Почему вы согласны на уменьшение оплаты?

96. Почему вы решили стать _________?

97. Почему вы хотите поменять сферу деятельности?

98. В чем заключается главная ответственность руководителя/подчиненного?

99. Как вы относитесь к однотипным, повторяющимся заданиям?

100. Как вы относитесь к тому, что вашу работу тщательно контролируют?

101. Как вы относитесь к работе в сверхурочное время?

102. Как вы относитесь к тому, что вас в любое время могут вызвать на работу?

103. Какие причины показались бы вам основательными для того, чтобы работать в этой фирме до пенсии?

104. Какие причины могли бы заставить вас уйти с этой работы?

105. При каких обстоятельствах, если такие имеются, вы полагаете, что супервизор или менеджер должен выполнять обязанности своих подчиненных?

106. Как бы вы справились с подчиненным, который систематически опаздывает?

107. На этой работе от вас потребуется способность/умение ______. Каким опытом в этой области вы обладаете?

108. Что, по-вашему, на этой должности будет самым трудным и что будет приносить наибольшее удовлетворение?

109. Если вас попросят выполнить работу, которая не входит в ваши функциональные обязанности, что вы ответите?

110. Что, по-вашему, означает «лояльность фирме»? До каких пределов она простирается?

111. Как вы будете вести себя, обсуждая с начальником недовольство работой?

112. Что мог бы предпринять ваш предыдущий работодатель, чтобы убедить вас остаться?

113. Приходилось ли вам увольнять кого-нибудь? Расскажите, как это было.

114. Хотите ли вы сообщить мне какие-нибудь сведения о вашей квалификации, которые помогут мне принять окончательное решение?

Заключительная часть

Подтвердите информацию об открывшейся возможности.

Опишите отдел, проект и ту роль, которую играет эта должность в структуре компании, а также сообщите всю значимые сведения о компании.

Определите требуемую квалификацию и скажите о предпочтениях клиента.

Отбирая кандидата, вы убедились, что его квалификация соответствует требованиям клиента.

Проверьте резюме кандидата, его успехи и достижения с точки зрения конкретных требований , предъявляемых к предлагаемой позиции. Исходя из успехов и достижений, попробуйте убедиться в том, что кандидат может решить проблему или добиться желаемого результата, исходя из требований предлагаемой позиции.

Проверка технических знаний и дальнейшее ознакомление / пристрелочный опрос проводится в случае, когда возникает необходимость получить более подробную информацию об опыте кандидата.

Цели и перспективы

(Еще раз выясните желания кандидата и сравните, соответствуют ли его карьерные цели вакансии, открывшейся у вашего клиента.)

Как кандидат описывал идеальную перспективу на стадии отбора?

Где кандидат думает работать через год, три, пять лет? В фирме какого типа предпочел бы работать кандидат? Почему?

В фирме какого типа кандидат меньше всего хотел бы работать и почему?

Каковы личные цели кандидата?

Совместимость с корпоративной культурой

(Опишите корпоративную культуру клиента и сравните с предпочтениями кандидата, а также с его стилем работы.)

Каков стиль работы кандидата?

Как кандидат описывал компании, в которых предпочел бы работать?

1. Какой стиль менеджмента больше устраивает кандидата?

2. Как он описывает корпоративную культуру своего нынешнего/предыдущего места работы?

Вы узнаете, что такое интервью и каких видов бывает. Также я дам ценные советы в подготовке и проведении беседы с респондентом. Раскрою много секретных методик, которые помогут вам не облажаться перед всеми.

Интервью — это жанр публицистики, в котором проходит беседа журналиста с одним или несколькими лицами по актуальным вопросам.

Интервьюер — это человек, который опрашивает респондентов или берет интервью у других людей. Его главной задачей является разговорить респондента (героя беседы ) на актуальные темы.

Респондент (кандидат или спикер ) — это тот, кто берет интервью. То есть отвечает на поставленные вопросы.

Обратите внимание, беседа может строиться не только с одним человеком. Она может проходить с несколькими людьми. Причем как одновременно, так и последовательно в одном материале.

И второе здесь замечание — это «по актуальным вопросам ».

Как вы видите, вопросы не просто задаются обо всем. Интервью не сводится к обычной беседе, которую вы переложили в текст.

Также неверно утверждать, что любой интересный разговор приводят к публикации. Даже если вы очень общительный человек, то результат вашей беседы с респондентом не всегда может быть пригодным для публикации.

Когда ведете интервью, ваша задача — это продемонстрировать партнера .

То есть помочь ему раскрыться. Помочь с помощью ваших вопросов и замечаний продемонстрировать миру его позицию по какому-либо вопросу. То есть показать личность человека, его мировоззрение, кругозор и позицию.

Мастера интервью :

  • Познер
  • Соловьев
  • Авдотья Смирнова
  • Дмитрий Гордон

Обратите внимание на такие передачи, как «Школа злословия » и «Временно доступен ». Вот в них интервью построено именно с желанием раскрыть персонажа.

Посмотрите насколько они пытаются раскрыть своих персонажей. Они задают им наводящие вопросы и даже провоцируют иногда. Посмотрите и сравните насколько это разительно отличается от передачи «Пока все дома ».

Передача эта милая и давно существует. Однако вопросы там как правило, не раскрывают персонажей. В основном люди просто рассказывают свою биографию. Это то, что публиковалось миллион раз на других каналах.

Вопросы там поверхностные: «кто вы?», «как начали свою карьеру?», «кто живет в доме?», «каких животных любите?», «в какую школу ходят ваши дети?» и так далее.

Все это не демонстрирует человека!

В общем, интервьюирование — это целая наука и одновременно, искусство, которое не изучишь за один день. Ключевым фактором здесь является ваша практика и мои советы, которые будут даны ниже.

Виды интервью

Здесь рассмотрим основные виды интервью. Стоит сказать, что их достаточно много. Поэтому многие люди их могут классифицировать по-разному.

Информационное — сбор данных по новостям. В этом всегда заложен информационный повод. Тут важна динамичность и короткие вопросы. Например, что, где и когда происходит. Почему нам это интересно и зачем мы журналисты об этом рассказываем.

Аналитическое — выявляет важную социальную проблему с последующим анализом фактов. Тут важно мнение эксперта по данным вопросам. Например, «почему?», «каким образом?», «что это значит?» и так далее.

Блиц интервью — очень короткое интервью (2 — 3 минуты ), которое проводится сразу после какого-то события. Часто используется на телевидении после каких-то политических собраний. Например, могут спросить у депутата, о чем было собрание, какие изменения планируют ввести и так далее. Также часто встречается в культуре и спорте.


Блиц интервью лыжника Алексея Полторанина после соревнований

Оперативное — это подвид информационного, где осуществляется сбор мнений по узкой теме. Вопросы тут для разных спикеров одинаковые. Проводится в виде опроса для одной или разных социальных групп.

Портрет — персональное интервью с одним известным героем для раскрытия его качеств. Человек как-то проявил себя в общественной жизни. Поэтому нам при помощи вопросов и ответов нужно раскрыть детали, которые сформируют индивидуальность героя.

Беседа (диалог ) — тут респондент и журналист на равных поскольку последний имеет опыт работы в той или иной сфере. Поэтому, как и спикер, журналист тоже имеет право высказывать свою позицию по данному вопросу. Это довольно интересный жанр журналистики. Ведь словесный баттл всегда нравится людям.

Интервью-расследование — это более подробное изучение проблемы или события. Требует настоятельной подготовки интервьюера.

Бизнес-интервью — это интервьюирование в сфере бизнеса и делового общения. В большинстве случаев проводится в закрытой обстановке и не поддается огласке. Осуществляется такая беседа как правило, с коллегами и партнерами по бизнесу. Также часто применяется и при подборе персонала на работу.

Подвиды бизнес-интервью:

  • Биографическое — человек рассказывает о себе и своей профессиональной деятельности.
  • Интервью по компетенциям — проводится в виде собеседования для выявления личностных и деловых способностей кандидата.
  • Структурированное — это интервью по компетенциям, но уже в более сжатой форме. Это небольшое с четко поставленными вопросами. Оно проводится при подборе среди большого числа кандидатов. Также может использоваться для получения дополнительной уточняющей информации, которая не была извлечена при первоначальном анкетировании или собеседовании.
  • Мотивационное — это особая техника консультирования клиента или сотрудника для дальнейшей мотивации. Часто используется для побуждения человека к самосовершенствованию, настрою на работу и отказе от вредных привычек.
  • Проективное — выявляет проекции личности на отвлеченные ситуации. То есть кандидата просят объяснить поступки других людей. Например, почему люди врут. Интерпретируя поведения других людей, мы проецируем на них свои представления о жизни. Таким образом, ответы на такие нестандартные вопросы помогут оценить кандидата по скрытым факторам. Например, честность, лояльность или конфликтность.
  • Кейс-интервью (или ситуационное ) — соискателю предлагают описать модель поведения в конкретной ситуации. А дальше уже можно оценить насколько ценности и представления кандидата соответствуют компании.

По количеству участников интервью подразделяют на:

  • Тет-а-тет
  • Групповое — экономит время при собеседовании, а также выделяет из толпы наиболее ярких участников
  • Коллегиальное — кандидат предстает перед комитетом или группой интервьюеров. Собираются специальные коллегии из нескольких человек для оценки кандидата.
  • Многоэтапное — кандидат встречается с каждым интервьюером по отдельности. Затем принимается общее решение и оценка кандидата.

По форме проведения :

  • Видео интервью — часто проводится на телевидении или по онлайн трансляции в интернете.
  • По телефону
  • Личная встреча — часто используется в деловых переговорах. Во время беседы участники могут становиться то источником, то реципиентом информации.
  • Экстремальное интервью — проводится в опасных для жизни условиях. Например, при военных действиях в какой-нибудь стране.
  • Анкетирование — письменные ответы на вопросы. Если в присутствии анкетера, то это очное анкетирование. Если без него, то заочное. В большинстве случаев используется заочное. Оно проще в проведении и экономит время.

Зачем нужно готовиться

Сразу скажу, что от вас потребуется хорошая подготовка к интервью. Вы просто не сможете нормально провести беседу если не подготовитесь.

Общие вопросы можно задать и без подготовки. На такие темы можно говорить с кем угодно. Но если вы хотите провести именно интересное интервью, то нужно готовиться.

Обратите внимание, есть два типа интервью и две разные задачи, которые перед вами стоят. Иногда, это задача — получить от человека информацию для своего издания. Это достаточно простое задание.

К примеру, у вас издание про продвижение в интернете. Вам нужно подготовить материал о выходе нового поискового алгоритма Яндекса.

Если необходимо интервью по конкретной теме, то вам нужен будет герой. В нашем примере, это будет один из разработчиков или кто-то из ведущих seo специалистов. То есть вы отталкиваетесь от темы.

Конечно же, когда будете брать интервью с таким героем, то вы вряд ли спросите о его детстве, увлечениях и так далее.

У вас конкретная тема. Как работает новый алгоритм. В чем его особенности, как обойти и так далее.

Конечно же, на общем фоне может прозвучать несколько вопросов о биографии и заслугах человека касательно . Однако это совершенно не обязательно!

Может быть элемент какой-то аналитики и позиции респондента. К примеру, вы можете спросить — «Как вы считаете, измениться интернет с появлением нового алгоритма или нет? »

Это уже будет его позиция.

Но все равно, вы остаетесь в рамках темы и информации для своего издания. То есть вы помните о своих читателях, которым интересно узнать, как работает новый алгоритм из первых рук.

Это будет ваша первая задача.

Но есть и вторая задача, когда вы показываете психологический портрет собеседника . Тогда нужно раскрыть читателям интересную личность.

Опять же, это может быть какой-то очень известный человек. Именно с ним чаще всего делают интервью. Однако это может быть и обычный герой, который отражает эпоху, город, место и время.

К примеру, интервью с бабушкой поселка Красносельск Астраханской области. Она когда-то была лучшей дояркой, а сейчас возглавляет кружок художественной самодеятельности.

То есть это старейшина села. Показана ее честь, совесть и так далее.

Да, человек не очень известный. Но он может отображать эпоху и поколение. Тогда ваша задача показать этот портрет собеседника иногда на фоне времени, его психологии, его отношения к людям и событиям. Что этот человек думает и что чувствует.

Это сделать гораздо сложнее чем оставаться в рамках какой-то узкой специализированной темы. В такой беседе ваша тема — это сам человек. Но опять же, мы не уходим только в его биографию.

Если вы задаете вопросы о биографии, то старайтесь спрашивать не о том, как он участвовал в строительстве БАМа, а что чувствовал, когда его строил. Какие эмоции он испытывал. Как он к этому относится. То есть это уже совсем другой вопрос.

Пример интервью

Для большей наглядности давайте разберем плохой пример интервью. Сразу скажу, что здесь отсутствует тема разговора и идет беспорядочная «стрельба по мишеням». Изображение кликабельно для увеличения.


Пример интервью из газеты Московская правда 1992 года

Темой разговора был юбилей певца . В 1992 году ему исполнилось 50 лет. У нас есть герой и тема. Здесь не было попыток даже показать портрет на фоне времени. Было просто событие. Вот о нем они хотели поговорить с человеком.

Первое, что бросается в глаза, это отсутствие введения . Первый абзац, который рассказывает, о чем будет интервью вообще, отсутствует.

Интервью начинается не с вопроса , а с первой фразы самого респондента. Первый этот абзац вроде должен говорить нам, о чем будет разговор. Но в данном случае была попытка сделать это оригинально. То есть не от лица журналиста, а от героя.

По третьему предложению можно понять, что интервью не редактировалось . Дается прямая речь. То есть, как было сказано, так это и записали.

Вот такого старайтесь не делать! Дословно передавать речь можно только в двух случаях:

  1. Собеседник обладает исключительным литературным построением фраз. Он очень интеллигентен. Когда вы все это записываете, то видите, что особо редактировать нечего.
  2. Когда речь человека очень характерная. Если вы начнете ее причесывать, то сильно испортите. К примеру, вспомните монологи Михаила Евдокимова. Его герои очень характерно говорят. То построение фраз, которые они используют было очень характерно для определенного народа и жителей деревень. Вот в таком случае не нужно редактировать. Вам нужно именно показать портрет героя его деревенской речью.

Давайте теперь посмотрим, что сказал журналист после первого абзаца. А там опять нет вопроса . Есть только комментарий журналиста.

Ну, а после концерта, как водиться…

То есть идет такой намек, мол давайте рассказывайте про пьянку. Человек спокойно ведется на это.

Доходим до:

И вы все это в одиночку потянули?

Видно, что мы остаемся пока в теме юбилея. Но как-то концерт перешел в пьянку . Читаем дальше следующий абзац и видим, что мы пытаемся все же втянуться в тему концерта. Но журналист не дает этого сделать и спрашивает:

Долго продолжалось гуляние?

Нужно понимать, что это не портрет на фоне времени и события.

То есть была тема юбилея. Но про юбилей, который журналист не видел, ничего спросить не может. Поэтому все это уходит в тему банкета. И дальше идет разговор о физическом состоянии, который вызвал наводящий вопрос.

Чтобы выдерживать такой ритм, надо, наверное, иметь хорошую спортивную форму?

Респондент отвечает. После этого тема спорта вроде бы исчерпана, но для интервью как-то маловато. В итоге задается вопрос вообще, ни откуда.

Развейте сомнения. Вы с Валентиной Толкуновой в родственных отношениях когда-нибудь состояли?

Непонятно, откуда взялась Валентина Толкунова. Никаких наводок к этому не было. В итоге у читателя сложилось какое-то недоумение. О чем он читал? Про юбилей, пьянку или про Толкунову.

И последний вопрос. Видимо, решили вернуться к биографии певца.

Какие из ваших многочисленных наград вам наиболее дороги?

С ветеранами эстрадами общался Андрей Ванденко

Заметьте «с ветеранами ». То есть это не кусочек из интервью. Это полная информация. Куда подевались остальные ветераны не известно.

В общем это пример того, как нельзя брать интервью.

Здесь отсутствует тема и подготовка материала. Вопросы идут хаотично и не передают суть беседы. То есть обычному читателю этот материал ничего не дает.

Интервьюер не раскрыл певца и событие. Нет ответов на вопросы. Возможно, поклонникам и пригодиться. То есть информация о том, что был банкет и после него все остались живы. Однако обычному человеку это будет не интересно.

Как брать интервью

Ниже даю советы о том, как брать интервью правильно. Обязательно все их запомните. Ведь тут есть много подводных камней, которые с легкостью могут испортить вашу работу.

Выбираем героя

В первую очередь мы выбираем гостя. В идеале важна золотая середина. Интервью у человека, который с радостью общается со всеми — это не самый лучший ход. Особенно для начинающих.

Успех тут не гарантирован. Ведь одни и те же вопросы будут никому не интересны.

Представьте себе режиссера, который снял фильм. А теперь каждый журналист спрашивает у него, о чем фильм, почему взяли этих актеров и стоит ли ждать продолжения.

Представьте себя на его месте. Вам это тоже не понравится.

Поэтому придумать что-то новое в таких ситуациях бывает действительно, очень непросто. Но это очень важно.

При этом бывают очень известные люди, которые редко соглашаются на интервью. Если удастся договориться с таким спикером, то это ваш шанс.

Копаем информацию

Если работаете в жанре интервью, то нужно не просто читать энциклопедию. Нужно тщательно копать всю информацию.

Если герой написал книгу, то вы должны если не прочитать, то хотя бы поверхностно изучить ее. Посмотреть или почитать старые и новые интервью.

Нужно изучить высказывания человека и взять их на заметку. Особенно если сейчас он противоречит своим словам или поменял точку зрения.

Изучите, где ваш герой был в последнее время. С кем он общался и с кем знаком лично.

Все это важно! Ведь в процессе интервью возникают факты, о которых вы либо не знали, либо не планировали спрашивать. Но как оказалось, это очень важная тема для интервьюируемого.

Вопросы для интервью

Еще один важный шаг, это вопросы для интервью. Ниже я не даю вам готовый список. Ведь у каждого он будет уникальным. Вместо этого, я дам хорошие советы, которые помогут вам правильно сформировать вопросы.

Итак, при составлении списка всегда помните про свою цель . То есть «собрать информацию по конкретной теме » или «показать портрет героя ».

Но в любом случае мы собираем информацию об этом человеке. Это нужно чтобы не задавать банальных вопросов. То есть если из интервью в интервью кочуют одни и те же вопросы, то их задавать не нужно.

Также это необходимо чтобы получить информацию. Например, чем живет человек и чем занимается. Вы можете натолкнуться на какие-то события из жизни героя, которые могут послужить поводом для вопросов.

К примеру, вы хотите взять интервью у звезды.

Сначала начинаете смотреть биографию человека. К примеру, видите, что он был в Афганистане во время боевых действий. Также побывал и в Чечне после первой кампании. Это факт биографии.

Допустим, вы готовите портрет на фоне времени. Поэтому это будет то событие, которое имело большое значение в истории страны и биографии героя.

Это повод не задавать тупой вопрос — «А были ли вы в Афганистане? » Вместо этого задаем — «Почему вы поехали именно в Афганистан? Как относитесь к этой войне? »

Человек начнет рассказывать и это вызовет еще больше вопросов. Например, «что там происходило? » и «что вы там видели? »

Все это будет характеризовать героя.

То есть вы уже не просто разговариваете о каком-то прошедшем концерте. Вы начинаете показывать время. Вот для этого и нужно читать биографию . И не забываем, что мы спрашиваем о чувствах.

При этом все вопросы, которые вы заготовили, не означают, что именно по ним нужно идти. Если человек повел в интересную сферу и возникают уточняющие вопросы — пожалуйста, используйте это. Не обязательно если у вас заготовлено 20 вопросов, то их все нужно задавать.

Совет для тех, кто берет интервью у музыканта, актера, художника, режиссера и другой творческой личности. Никогда и ни при каких обстоятельствах не спрашивайте — «Какие у вас творческие планы? »

В мире журналистики, это самый бездарный вопрос. Поэтому если вы его зададите, то это будет первым признаком безграмотности, дурного вкуса и того, что интервью наверняка провалится.

Если нужно получить развернутый ответ, то не стоит задавать вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет».

Не перебивайте спикера. Давайте ему высказаться. Но только в том случае, если он рассказывает что-то интересное или отвечает на вопрос.

Можно остановить своего гостя, но в том случае, если он ушел от темы. И всегда помните, что если вы специалист, то сможете позволить себе нарушать перечисленные правила.

Порядок вопросов — это огромная и сложная тема.

Спросите себя, зачем нужно это интервью. Подумайте, на чем вы хотите акцентировать внимание. И помните про классическую схему построения любого повествования.

Оно работает по пирамиде Фрейтага :

  1. Завязка
  2. Осложнение
  3. Кульминация
  4. Развязка
  5. Решение
Пирамида Фрейтага

План интервью работает по такому же принципу. Поэтому самые острые вопросы приберегите на середину беседы. Иначе разговор просто не получится.

Но в конце можно поговорить о каких-нибудь приятных мелочах. Или о том, о чем спикеру будет интересно рассказывать.

Типы собеседников

Конечно же встречаются и трудные собеседники. Некоторые люди могут прекрасно вести интервью и без вас. Вы только направляете тему, а он уже сам прекрасно все расскажет.

Но таких мало!


Профессиональный интервьюер разговорит даже опоссума

Будут люди, которые легко уходят от темы . То есть они увлеклись одним вопросом. Больше ничего вы им задать не сможете, так как они с вами будут солировать.

В таком случае помните всегда о цели беседы. Если человек ее не выполняет, то прерывайте и говорите — «Да, это очень интересно, но у меня еще такой вопрос. »

Бывает и наоборот.

Собеседник может быть малоразговорчив . То есть односложно отвечает на ваши вопросы (пример интервью выше ).

Но здесь зная героя, мы понимаем, что он многословный. Если заинтересовать, то он расскажет очень многое. В данном случае журналист просто его не заинтересовал. Он задавал банальные вопросы с попыткой провокации.

Конечно же, человек не собирался рассказывать, как они пили и во сколько ему это обошлось. Поэтому он отвечает односложно. Такое обычно происходит, когда идут банальные вопросы. Например, где вы родились, где ваша семья и так далее.

Поэтому если человек вам отвечает односложно, то возможно, вы его просто не заинтересовали своими вопросами.

Но бывает, что человек обычный молчун . В таком случае задавайте уточняющие вопросы: «Как?», «Почему?», «Зачем?», «Какой?» Они вам помогут его расшевелить.

Не бойтесь спикера даже если это президент. Он тоже обычный человек. Поэтому будьте вежливы и не наглейте. Но при этом не позволяйте себя топтать и водить за нос.

Если респондент не отвечает на вопрос, увиливает или пытается сбить вас с толку, то будьте внимательны и упрямы. И даже если человек так и не ответит на вопрос, то вы можете всем показать, как гость увиливает.

Внимательно слушайте. В случае интересных моментов задавайте на ходу наводящие вопросы. Иначе потом будет уже поздно или не актуально.

Помните, что вас должно быть мало. Вы берете интервью. А значит в первую очередь важно то, что скажет ваш герой. И если вдруг захотите выразить ему респект, то сделайте это коротко, а не в виде дифирамб.

Визирование

Обязательно любое интервью старайтесь завершать визированием со стороны своего респондента.

То есть, сначала вы взяли интервью. Потом дома или на работе вы его расшифровали, отредактировали, выстроили каким-то образом. Просто иногда нужно поменять вопросы местами не так как они шли в беседе.

В общем, когда вы все это сделали, то старайтесь отдать материал своему респонденту на визирование. Нужно чтобы он прочитал и дал добро.

Здесь бывает две проблемы.

Первая, это фактическая информация .

Если разговаривали о каких-то технически сложных вещах, в которых вы не специалист, то можете где-то допустить ошибку при редактировании. Например, ошибиться в каких-то названиях или терминах.

И вторая проблема в том, что не все понимают, что устная и письменная речь сильно отличаются . Человеку кажется, что он при вас заливается соловьем. Но когда он читает, то понимает, что выглядит глупо.

Это будет поводом доработать интервью и возможно, встретиться второй раз. Поэтому чтобы не было конфликтов, лучше чтобы ваш респондент заверял текст интервью.

Вот еще немного советов о методе интервью в журналистике. Не нужно неподъемных вопросов с предысторией на несколько томов. Подбирайте простые слова и емкие формулировки.

За это гости и зрители скажут вам только спасибо!

Когда интервьюирование закончилось, внимательно отсматривайте и вырезайте всю лишнюю воду с нераскрытыми вопросами. Не тратьте время своих читателей и зрителей.

Помните, что все ровно не бывает!

Не пытайтесь сделать тихое и размеренное интервью. Такие выпуски быстро забываются. Но при этом не нарывайтесь на конфликт. Это тоже важное правило, которое следует запомнить.

Вот некоторые фото интервью.

Заключение

Героем интервью может стать блогер или инфобизнесмен. Это может быть ваш коллега и специалист в какой-то теме. Еще это может быть знакомый если вы собираетесь делать портрет на фоне времени.

И не обязательно искать какую-то звезду!

Героем интервью может стать молодая мама, с которой вы вместе выгуливаете детей. Допустим, она использует какие-то методики раннего развития ребенка. С их помощью она добилась удивительных результатов в масштабах вашего двора.

Поэтому не обязательно человек должен быть супер известным.

Выберите вариант. Темой вашего разговора будет какое-то событие. Будет герой, который даст

Подготовлено ЕЛЕНОЙ АРАПОВОЙ

Письменное интервью – это текст, написанный в форме диалога. Различается три вида: информационное, аналитическое и мозаичное.

Информационное интервью

Представим, что мы пишем интервью о школе № 1, в которой есть конституция, суд чести, совет школы. Для полноты картины мы поговорим с учеником школы и со специалистом – кандидатом педагогических наук.

Вначале нам нужно отобрать те вопросы и ответы, которые наиболее отчетливо раскрывают данную тему. На первом месте оказываются вопросы «о чем?» и «что?» Мы должны подумать о концепции – главной мысли, ее развитии, аргументации.

Разговор записан на диктофон, нам нужно выстроить письменный текст. На основе беседы со специалистом, мы сделаем врезку, в которой укажем тему, а разговор с учеником обработаем и сделаем газетное интервью.

При оформлении текста, нужно привести устные высказывания в соответствие с нормами письменной речи и вместе с тем сохранить те характеристики устных конструкций, которые с этими нормами сочетаются. Мы постараемся передать неподготовленность высказывания: поиски слова, присоединительные связи, не будем увлекаться сложными, громоздкими конструкциями и сохраним индивидуальные приметы речи собеседника.

Теперь обратим внимание на композицию. Во врезке сказано о школе самоопределения, конституции, законах, школьных органах управления. В беседе мы говорим о конституции, праве смены учителя, праве уйти с урока, о суде чести, о его составе, о решении конфликтных ситуаций, о праве опротестовать оценку, то есть изложение отвечает плану, намеченному врезкой. Последние реплики выступают как заключение, они подводят итог, утвержая, что организация школьной жизни, описанная в интервью, влияет на подготовку ребят к взрослой жизни. Таким образом, развертывание мысли контролируется и вопросами журналиста, которые указывают на переход к новой теме, и информацией, содержащейся во врезке. Поэтому изложение материала весьма последовательное, позволяющее легко следить за ходом мысли.

Аналитическое интервью

Интервью считается аналитическим тогда, когда мы задаемся вопросами о причинно-следственных связях явления. Причем, от того, какого уровня причины и следствия мы затронем, будет зависеть глубина анализа.

В аналитическом (проблемном) интервью вопросы журналиста могут приобретать особые функции – участие в выработке тезисов аргументации, введение антитезисов и контраргументов. Эти функции обеспечиваются спецификой вопроса как формы выражения мысли.

Вопрос в смысловом плане состоит из двух частей – искомой и основной. Основная часть заключает в себе исходные сведения, на которых мы строим вопрос, а искомая показывает, какую информацию мы желаем получить от собеседника. Содержательность вопроса зависит от предпосылки, то есть основной части.

На беседе журналист задает вопросы, предпосылки которых или содержат основу тезиса, или вводят антитезис, который собеседником опровергается. Приведу окончание ответа Солженицина, вопрос журналиста и начало ответа на него:

Кроме Земства я не вижу другого ключа, как дать народу самому управлять своей жизнью, то есть построить реальную демократию.

Но ведь тогда надо, чтобы Земства узаконили и утвердили парламент и Президент. А захотят ли они собственноручно подкладывать под себя мину?

Совершенно правильно. Большинство нынешних законодателей и партийных функционеров будут тормозить всякие виды реального народного самоуправления.

Это ли-вопрос. На него есть два ответа – положительный и отрицательный.

Здесь показано участие журналиста в развертывании аргументации на уровне формирования тезисов. А чтобы предпосылки ответов участвовали в формулировках тезисов, от журналиста требуется тщательная подготовка к беседе, изучение проблемы, которая будет обсуждаться. В этом случае заготовленные вопросы схематично передают концепцию будущего текста, которая в ходе беседы будет меняться, конкретизироваться,наполняться живым материалом. Несмотря на все эти неизбежные перемены, само наличие такой концепции позволяет получить содержательное интервью.

Журналист в аналитическом интервью должен заботиться об убедительности высказываний своего собеседника, направляя беседу на аргументацию высказываемых суждений и своими вопросами подчеркивая, что разговор ведется в сторону обоснования мнения.

Хорошим обоснованием мнения может быть изложение причин и следствий явления, о котором высказано суждение, а также характеристика целей, преследуемых участниками события, обсуждаемого в беседе. Иногда мнение обосновывается за счет пояснения-примера или за счет пояснения-конкретизации: что именно собеседник имел в виду.

Интервью мозаичного типа

Это когда интервьюируемому задают вопросы несколько человек. Журналист, оформляющий текст, должен уловить и подчеркнуть специфику разговора.

См. Л.М. Майданова «Практическая стилистика жанров СМИ»

Свидетельство о публикации №211040101409

Спасибо, Елена за интересную статью! Пригодится в работе новая информация, в частности, о том, что существует жанр мозаичного интервью.

Интервью: с чего начать

Интервью - это важная составляющая часть работы журналиста. В большинстве случаев именно интервью позволяет собрать нужную информацию о каком-то событии или явлении.

Источник информации

Интервью подсоединяет журналиста к неисчерпаемому источнику информации - опыту, наблюдениям бесконечного множества людей. Интервьюеру (в отличие, к примеру, от репортера) необязательно быть на месте происшествия. Он может расспросить о нем очевидцев и передать увиденное их глазами. Иногда какое-то событие может происходить там, куда журналисту попасть трудно - например, на космической орбите или в Каннах на кинофестивале. В этом случае он может получить нужную информацию, расспросив очевидцев. Интервью помогает разобраться в явлениях, анализом которых занимаются специалисты. Даже если ваша задача - написать обыкновенную заметку, вам наверняка придется обратиться за фактами (или их уточнением) к человеку, который располагает информацией. Это может быть ваш учитель, тренер, директор школы и т.д. Интервью - это беседа, где вы должны проявлять инициативу, задавая вопросы. Результатом применения метода интервью часто становится текст, который относят к жанру интервью. Хотя информация, полученная методом интервью, может быть представлена и в других жанрах - в виде заметки, статьи, очерка и т.д.

Как проводить интервью

Каков вопрос - таков ответ - в этом бесхитростном утверждении таится глубокий смысл. Запомните, что самое главное для вас - это заранее продумать все возможные вопросы. Ваш собеседник, особенно если он является офоициальным лицом, ценит свое время. Поэтому ваши вопросы должны быть лаконичными и конкретными и конечно, касаться темы. Очень важно умение журналиста направлять разговор в нужное русло, акцентировать внимание на самом важном и интересном.

Журналист, а особенно начинающий, не может знать все обо всем. Так что не волнуйтесь, если тема вашего интервью вам кажется сложной (К примеру, вам поручили взять интервью для у тренера футбольной команды или руководителя балетного кружка, а вы не являетесь поклонником ни футбола, ни балета). Перед интервью постарайтесь почитать как можно больше о предмете вашего разговора. Используйте библиотеки, Интернет, обратитесь за дополнительной информацией к знакомому специалисту. Еще лучше - если вам удастся узнать что-то о вашем собеседнике - о его профессиональных достижениях, планах. Эту информацию вы можете включать в свои вопросы.

К примеру: "Я знаю, что ваша футбольная команда заняла в прошлом сезоне 1 место. Надеетесь ли вы на победу в этом сезоне?" Запомните, что если в процессе вашего разговора вы покажете свою осведомленность и эрудированность, ваш собеседник это оценит и уделит вам больше времени. Никогда не перебивайте вашего собеседника, даже если вам покажется, что он отклоняется от темы. Умение внимательно слушать не менее важно, чем умение задавать вопросы. Но при этом помните, что это вы дирижируете разговором, и в ваших интересах получить всю нужную вам информацию.

Общение - это искусство

Начинайте интервью с установления психологического контакта с вашим собеседником. Как это сделать? Представьтесь и объясните цель вашего интервью, а также покажите свою заинтересованность в теме. Если ваш собеседник располагает временем (а перед началом интервью нужно обязательно уточнить, сколько у вас времени или договориться об этом заранее), вы можете коротко рассказать о своем предыдущем опыте, связав его с предметом предстоящего разговора. Выразите свое восхищение проектом, которым занимается ваш собеседник (к примеру), дайте ему повод поговорить о себе. Все это разрядит обстановку, и вы сможете плавно перейти к официальному разговору.

Обязательно смотрите вашему собеседнику в глаза. Помните о том, что общение всегда происходит на двух уровнях - вербальном (речевом) и невербальном (язык тела). Если ваш собеседник не будет улавливать того, что вы его понимаете в вашем взгляде, в ваших жестах (самый распространенный жест - кивок головы), он не будет чувствовать себя комфортно и постарается сократить свои ответы. Умение найти "общий язык" со своим собеседником психологи называют "обратной связью".

Разговор становится намного легче, когда эта связь начинает работать. Исчезают неловкие паузы - ваш собеседник сам готов прийти к вам на помощь. Но, к сожалению, установить обратную связь не так просто. Вот несколько рекомендаций профессиональных журналистов:

  • Не показывайте свою неуверенность. Будьте вежливы, доброжелательны и спокойны.
  • Говорите четко и разборчиво.
  • Не забудьте представиться перед началом интервью. Назовите не только свою фамилию и имя, но и название издания, для которого вы делаете этот материал. Будьте готовы очень коротко охарактеризовать данное издание (его тираж, сколько раз в месяц оно выходит и т.д)
  • Проявляйте гибкость в общении. Если вы видите, что перед вами строгий, озабоченный работой человек, будьте сдержанны и деловиты. Если перед вами - творческая натура - неплохо проявить больше эмоций - удивления, восхищения, любознательности.
  • Общение - это большое искусство. Умение находить "общий язык с другими людьми предопределяет успех во многих сферах жизни. Так что овладеть приемами интервью не помешает никому.

    (Пособие для начинающих журналистов)

    погогиет пожалуйста, как правильно составить интервью, чтобы оно грамотно было написанно

    Не очень поняла, что значит грамотно написано? В интервью главное правильные, интересные, грамотно сформулированные вопросы, вам в помощь логика, журналистское мастерство, информация об оппоненте)

    Остальные ответы

    S1r0J Khayridinov Гуру (4656) 3 года назад

    Каков вопрос – таков и ответ… Эта известная фраза как нельзя лучше характеризует главную работу интервьюера – составит вопросы так, чтобы ответ на них обязательно был. И желательно – интересным!

    Итак, вопросы для интервью должны быть:

    1. предельно четкими и понятными – собеседник должен понимать, о чем вы его спрашиваете. И если вы берете интервью у ботаника, то не нужно спрашивать его про физику!

    2. не длинными – максимум 3 предложения. Не стоит демонстрировать свой недюжинный ум длинными и пространными вопросами на полстраницы. Помните: вы берете интервью, а не даете!

    3. интересными – собеседник должен хотеть на них отвечать, а читатель – читать!

    4. корректными – не нужно намеренно ставить собеседника в тупик. Он может обидеться – и все интервью насмарку! Если и нужно задать “неудобный” вопрос, то лучше сформулировать его помягче…

    Позволю себе дать еще несколько советов, как правильно составить вопросы для интервью:

    Не включайте в окончательный вариант интервью рабочие вопросы: “расскажите немного о себе”, “сколько у вас детей? ”, “где вы сейчас работаете? ”, “чем вы увлекаетесь? ” и другие подобные вопросы. Это ваша предварительная работа и ответы на эти вопросы лучше оформить в виде отдельного текста о герое, как правило, это делается вначале интервью. И исходя из этих предварительных знаний, лучше составить более глубокие по смыслу вопросы. Например, “Теперь, когда Вы сменили профессию, какие качества характера стали доминирующими? ” или “Влияет ли Ваше увлечение блоггингом на отношения с окружающими? ”.

    Задавайте уточняющие вопросы! Если собеседник не может точно сформулировать ответ или уклоняется от него, то можно расшевелить его вопросами: “расскажите об этом подробнее! ”, “как это случилось? ”, “а что вы предприняли? ”. Это можно сделать в живой беседе, для блога же этот вариант не всегда можно использовать (если только вы берете интервью в скайпе!). Поэтому тщательно продумывайте вопросы заранее!

    Имейте несколько вопросов “про запас”. Это выручит, если собеседник оказался немногословным и очень кратко ответил на основные вопросы. Это могут быть вопросы об общеизвестных событиях, книгах, фильмах. Например, можно попросить высказать свое мнение о популярном на данный момент фильме. Но опять же вы должны быть в курсе того, смотрит ли этот человек фильмы вообще, иначе ваш вопрос опять останется без полноценного ответа…

    Р. S. Опытные журналисты любят говорить начинающим коллегам, что есть вопросы, которые не следует задавать интервьюируемому, особенно “звезде”. Вот некоторые их них: “Вам понравилось в нашем городе? ” и “Расскажите о Ваших творческих планах! ”. Эти вопросы сразу выдают непрофессионала.

    Так что думайте над своими вопросами и помните: что спросили, то вам и ответили!

    Виталий Ученик (159) 3 года назад

    Интервью: как правильно взять, удачно написать и заинтересовать читателя

    Сегодня продолжаю раскрывать секреты успешной журналистики. Поделюсь, как всегда, сокровенным - опытом, как своим, так и своих учителей-практиков, журналистов с мировыми именами газеты THE SUN.

    Что именно будем рассматривать. Думаю, дам немного шире тему подготовки и проведения ИНТЕРВЬЮ. Выложу рекомендации, в тезисном порядке, которые помогут как начинающим, так и продвинутым журналистам, редакторам в их нелегкой борьбе за право называться лучшими!

    Итак, поехали.

    Интервью - жанр наиболее сложный для начинающих журналистов. Прежде чем идти на интервью журналист должен сделать две вещи:

    Заготовить как можно больше оригинальных, забойных вопросов

    Узнать о самом герое интервью как можно больше информации

    Очень часто автор интервью попадает в весьма сложное положение: ему нельзя выходить за рамки установленного редактором объема и вместе с тем попытаться сохранить манеру общения и язык своего собеседника. Последние, как правило, бывают чересчур «словообильны» и любят повторять одну и ту же мысль в разных вариациях. Поэтому главное правило в обработке интервью - не повторяться.

    Смело «режьте» собеседника, если одна и та же его мысль повторяется дважды.

    Смело исправляйте его слова, если собеседник допустил ошибку или неточность.

    Смело правьте его, если собеседник злоупотребляет словами или терминами, которые вы считаете слишком трудными для вашего читателя.

    Смело правьте его, если собеседник не оговорил с вами условие, при котором интервью может пойти в печать только после его визы.

    Начинать интервью лучше не с прямого вопроса, а со слов автора. в которых заключен ответ на первый вопрос, собеседник же как бы уточняет его. В этом случае скучный диалог – «вопрос-ответ» плавно переходит в беседу.

    Например:

    Романа Абрамовича называют самым могущественным в России олигархом. Он чуть ли не ногой открывает любую дверь в Кремле и даже вхож в семью президента. Однако сам Роман Аркадьевич ужасно не любит, когда его называют олигархом, и утверждает, что он всего лишь обычный бизнесмен…

    Ну, сами посудите, какой я олигарх, если мне часами приходится сидеть в приемной какого-нибудь замминистра всего лишь для того, чтобы он поставил свою подпись на лицензии, которая дает право торговать нефтью

    Ну уж, Роман Аркадьевич, так я вам и поверил

    А что вы удивляетесь? Сейчас я вам приведу пример »

    Такое «легкое» начало, как правило, затягивает читателя. Иногда достаточно даже одного предложения во вступлении, чтобы перейти непосредственно к интервью:

    « Ветеран тяжелой атлетики Анатолий Сидоров в эти дни готовится к первенству Европы, где обещает дать «последний бой» молодым штангистам.

    Да, это будет мой последний старт в большом спорте. Я ухожу »

    Интервью не должны быть чересчур большим. Если собеседник не очень знаменит, если все, о чем он говорит, не тянет на сенсацию, можно ограничиться пятью-шестью вопросами.

    Ответ по объему должен превосходить вопрос не более, чем в три раза.

    Не задавайте один и тот же вопрос дважды (в другой интерпретации). Закончить интервью старайтесь, так, чтобы у читателя не сложилось ощущения, что он чего-то недопонял. Легче всего завершить интервью словами – « успехов вам » или « спасибо за интервью » (впрочем, последнее вообще не следует употреблять). Но лучше, если последнее слово останется за вашим собеседником.

    Подпись под интервью. Это может быть лишь имя (Борис ПЕТРОВ) автора. Либо - Беседовал Борис ПЕТРОВ».

    Заголовок к интервью чаще всего напрашивается примерно такого плана: Роман Абрамович: « Я могу открыть любую дверь ногой»

    Это самый легкий вариант, но далеко не лучший. Да и без кавычек никак не обойтись. Заголовок лучше всего давать авторский, но в нем должна быть отражена самая «сильная» мысль собеседника или самая ценная деталь изложенного им. Например: « Роман Абрамович открывает ногой любую дверь ».

    ВАЖНО. газетное интервью должно строиться таким образом, чтобы оно было интересно не ГЕРОЮ ИНТЕРВЬЮ, а ЧИТАТЕЛЯМ. То есть человека надо постоянно направлять в «русло» интересов читателей.

    Пока все. В дальнейшем буду продолжать раскрывать тайны успешной журналистики. Если интересно, подпишитесь)) Если не интересно - не подписывайтесь))

    Классного вам интервью и собеседника!

    Интервью. Легкий жанр?

    Казалось бы, что может быть проще, чем интервью? Ведь от интервьюера в данном случае почти не требуется никакой литературной работы, работа скорее организационная – договориться о встрече. Но и с этим сейчас гораздо легче – можно назначить интервью в Skype и побеседовать с человеком через Интернет. Кстати, в Интернете интервью стали очень популярным жанром, их берут у известных и начинающих блоггеров, владельцев сайтов, фрилансеров, то есть людей, которые не являются звездами в общепринятом смысле. Возможно, вам придется брать интервью у передового фермера вашего района для местной газеты или победителя конкурса молодых талантов. Интервью - хороший способ собрать материал для статьи, когда вы никак не можете найти интересную информацию об овощебазе №1, о которой вам поручили написать репортаж, проще всего побеседовать с людьми, на этой овощебазе работающими.

    И вот встреча (живая или он-лайн) назначена, вы вооружились звукозаписывающим устройством, благо, сейчас диктофон есть в каждом мобильном. Возможно, вы даже подготовили пару-тройку вопросов (а там как беседа пойдет), и вы готовы к интервью. Но увы, не все так просто!

    Интервью – обманчиво легкий жанр. Поверьте мне и как человеку, который часто их брал, и как человеку, который довольно часто их давал в связи с работой в Интернете. И, что самое главное, мне приходится очень много работать с архивными материалами, с том числе интервью, таких артистов, как Лев Лещенко, Владимир Винокур, Иосиф Кобзон и Муслим Магомаев. Так вот, за прошедшие пятнадцать лет я прочла невероятное количество интервью с этими людьми. И с первого взгляда могу определить, встречался ли на самом деле журналист с артистом или интервью было написано «по мотивам» автобиографии певца. Увы, это очень распространенное явление. Но и из тех интервью, которые состоялись на самом деле, считанные единицы представляют интерес, очень немногим журналистам удается разговорить собеседника, задать ему действительно интересные вопросы и получить правдивые ответы! Поверьте, это большая редкость! В основном задаются банальные вопросы: «Как прошло ваше детство?», «Почему вы решили стать певцом?», «Понравилось ли вам в нашем городе?». На последний вопрос артист вынужден врать (а что ему еще остается?!), а на первые ответы всегда будут одинаковыми.

    Отсюда первое правило хорошего интервью. готовьтесь к нему заранее! Прочитайте хотя бы пару статей о человеке, с которым собрались беседовать. Побывайте на его страничке в Интернете, если она существует. Посмотрите интервью с ним, которые уже опубликованы. И никогда не задавайте вопросов, которые до вас были заданы уже сотни раз, и ответы на которые легко найти двумя кликами мышки.

    Хорошо, скажете вы, но ведь не все читатели досконально знают человека, с которым будет беседа. Допустим, мы берем интервью у владельца сервиса рассылок Макса Хигера для интернет-журнала «Твой сайт». Не все читатели нашего журнала вообще знают, кто такой Макс Хигер, и уж точно очень мало людей читало до этого все интервью Макса и знают подробности его биографии так, как автор этих строк знает биографию Льва Лещенко. Им-то должно быть интересно! Не обязательно!

    Я много раз брала интервью для своего блога у совсем неизвестных моим читателям людей – выпускников моих курсов. Но далеко не каждый раз эти интервью имели успех. Почему? Потому что если аудитория человека не знает, то сам по себе он ей не особенно и интересен. Им интересна конкретная тема, в которой этот человек может быть экспертом. Отсюда второе правило хорошего интервью – у вашей беседы должна быть тема! Повод для встречи и разговора. Вы не просто приглашаете Макса Хигера рассказать, о чем он мечтал в детстве и как догадался сделать сервис рассылок. Вы разговариваете с ним, как с экспертом в своей области, на ту тему, которая волнует ваших читателей, например, доставляемость рассылок и процент открываемости писем.

    Кроме того, подумайте о своем собеседнике. Если ему будет скучно отвечать на ваши вопросы, вы получите бесцветный материал, без эмоций, без откровенности. Выводить собеседника на эмоции и откровения в интервью – особое искусство. Советую вам посмотреть цикл передач «В гостях у Гордона». Дмитрий Гордон – украинский журналист, которому блестяще удается строить беседы с самыми разными людьми. Умного собеседника он выводит на провокационные темы, с недалеким беседует вроде бы дружелюбно, но зритель сразу понимает, кто перед ним. Прекрасно ведут интервью Борис Берман и Ильдар Жиндарев, Авдотья Смирнова и Татьяна Толстая, Дмитрий Дибров и Светлана Сорокина.

    Только не думайте, что главная цель интервью – выудить на свет какие-либо «желтые» подробности личной жизни или разозлить собеседника. Ваша цель – заставить его говорить откровенно, то, что он на самом деле думает, а не заученные фразы. Я вас уверяю, у каждого публичного человека, который часто дает интервью, в голове целая вереница фраз, которые он на автопилоте выдает на стандартные вопросы.

    Например, когда меня спрашивают, как вы начали писать, у меня в голове сразу щелкает: «Вопрос про детство», и с языка слетает уже сотни раз рассказанная история, без моего сознательного участия. Хуже, когда задают откровенно глупый вопрос и ожидают, что в ответ я открою страшную тайну. Например: «Как научиться писать?». В рамках интервью материал двух-трех книг и пары тренингов не расскажешь. И ты прекрасно понимаешь, что от тебя ждут откровения, раскрытия секрета, благодаря которому все читатели в мгновение ока станут Пушкиными и Толстыми. А ответ-то банален: «Писать и читать. Много. Каждый день». Но ведь все сразу сделают разочарованные лица!

    Не ставьте в глупую ситуацию своих собеседников! Пожалуйста, готовьтесь к интервью!

    Да, и еще один важный момент. Если вы записываете интервью на цифровой носитель, а потом его расшифровываете, не забудьте поправить полученный текст. Устная речь сильно отличается от письменной. Даже если кажется, что собеседник заливается соловьем, на бумаге могут проявиться несогласованные или оборванные предложения, многочисленные «Э-э» и «Ну», повторы и потерянные окончания. Не нужно делать дословную запись, но и коверкать смысл тоже нельзя.

     

    Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!