Каково соотношение экологического контроля и мониторинга? Государственный экологический мониторинг и контроль Что будем делать с полученным материалом

Каково соотношение экологического контроля и мониторинга?

Экологический контроль и мониторинг являются самостоятельными институтами экологического права. В то же время, экологический мониторинг и экологический контроль - это тесно взаимосвязанные процедуры, но:

Объектом мониторинга - выступает окружающая среда,

Объектом контроля - выступает деятельность, влияющая на окружающую среду.

Экологический контроль - одно из проявлений экологической функции государства и представляет собой совокупность мероприятий по наблюдению за состоянием ОПС и ее изменениями, а также проверке выполнения экологических требований всеми предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Законодательное определение экологического контроля дано в ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»: «Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды».

Объектом экологического контроля является, с одной стороны, окружающая среда (ее компоненты), с другой -- деятельность органов государственной власти, предприятий, организаций, должностных лиц и граждан по соблюдению экологических правил и нормативов.

Экологическому контролю посвящена гл. XI Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Задачами экологического контроля являются обеспечение органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечение экологической безопасности.

Система экологического контроля состоит из государственного экологического мониторинга, государственного, производственного, муниципального и общественного контроля.

Экологический контроль - важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий государственного управления. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов экологического права к исполнению экологических требований.

Функция экологического контроля выполняется и при осуществлении иных правовых мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды - экологического нормирования, экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической сертификации. Но в рамках всех этих направлений деятельности экологический контроль, то есть обеспечение исполнения эколого-правовых требований, осуществляется объективно, попутно, применительно к каждому из названных видов деятельности. Реализация любой из таких мер, как и проведение экологического контроля, представляет собой самостоятельную, целенаправленную деятельность специально уполномоченных государственных органов, осуществляемую в рамках установленной для процедуры, на основе специальных правовых норм и направленную на решение своих задач.

Иначе, задачами экологического контроля являются обеспечение органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечение экологической безопасности.

В отличие от экологического контроля государственный экологический мониторинг - это наблюдение (контроль) за состоянием окружающей среды, осуществляемое органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Организация государственного экологического мониторинга определена в гл. X Федерального закона «Об охране окружающей среды», которая включает в себя одну статью -- ст. 63. Он осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

Его порядок организации и осуществления устанавливается Правительством РФ.

Экологический мониторинг включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа Российской Федерации, состояния недр, исключительной экономической зоны Российской Федерации, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации.

С целью повышения эффективности работ по сохранению и улучшению состояния окружающей среды постановлением Правительством РФ от 24 ноября 1993 г. создана Единая государственная система экологического мониторинга. В ней участвуют все специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Наиболее солидной базой мониторинга обладает Росгидромет, являющийся специально уполномоченным государственным органом в данной сфере, проводятся следующие основные виды наблюдений:

за состоянием загрязнения воздуха в городах и промышленных центрах;

за состоянием загрязнения почв пестицидами и тяжелыми металлами;

за состоянием загрязнения поверхностных вод суши и морей;

за трансграничным переносом веществ, загрязняющих атмосферу;

комплексные наблюдения за загрязнением природной среды и состоянием растительности;

за химическим составом и кислотностью атмосферных осадков и снежного покрова;

за фоновым загрязнением атмосферы;

за радиоактивным загрязнением природной среды.

Данные экологического мониторинга используются органами государственной власти в целях обеспечения экологической безопасности населения, оперативного выявления нарушений природоохранных требований, отслеживания в режиме реального времени залповых выбросов, сбросов, выявления причин или виновников повышенного загрязнения.

Данные мониторинга служат основой для ведения государственных кадастров природных ресурсов, для разработки прогнозов социально-экономического развития, природоохранных программ и отдельных мероприятий по охране окружающей среды, а также для принятия экологически значимых хозяйственных и иных решений.

Страница 16 из 55


Экологический контроль и мониторинг

Экологический контроль и мониторинг являются самостоятельными институтами экологического права. Экологический контроль - это контроль за охраной окружающей среды, то есть контроль за деятельностью. Данная правовая мера направлена на соблюдение экологического законодательства и природоохранных требований субъектами хозяйственной и иной деятельности независимо от организационно-правовой формы и подчинения, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду (ст. 5 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В состав государственного экологического контроля включен контроль за охраной и использованием отдельных природных ресурсов – земель, вод, лесов, недр, объектов животного мира, атмосферного воздуха. Требования к проведению экологического контроля имеются в ЗК РФ, ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», «Об отходах производства и потребления»,
«О радиационной безопасности».

Закон г. Москвы от 12 мая 2004 г. № 32 «О государственном экологическом контроле в городе Москве» был призван регулировать указанные отношения. Для увеличения превентивной роли закона устанавливались повышенные, по сравнению с введенными КоАП РФ, размеры штрафных санкций. Государственный экологический контроль осуществляется государственными инспекто-рами, в обязанности которых входит проведение плановых и внеплановых проверок, анализ данных экологического мониторинга и экологического аудита и результаты обследования состояния объектов государственного экологического контроля.

Однако в связи с изменением федерального законодательства закон претерпел изменения. Из него исключены нормы, закрепляющие за государственными инспекторами г. Москвы по охране природы права на ограничение или приостановление деятельности хозяйствующих субъектов при нарушении ими законодательства об охране окружающей среды. Такое изменение связано с принятием ФЗ от 9 мая 2005 г. № 45 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации», которым введен новый вид административного наказания – административное приостановление деятельности, назначаемое только судом.

В целях приведения московского законодательства в соответствие с федеральным был принят Закон города Москвы от 6 июля 2005 года № 36 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 12 мая 2004 года № 32 «О государственном экологическом контроле в городе Москве».

Позже в закон вносились изменения в целях приведения его в соответствие с развивающимся федеральным законодательством в этой сфере.

В отличие от экологического контроля государственный экологический мониторинг – это контроль за состоянием окружающей среды. Согласно ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» экологический мониторинг – комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. Этой процедуре посвящается глава Х ФЗ «Об охране окружающей среды».

Порядок организации и осуществления государственного экологического мониторинга установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31 марта
2003 г. № 177 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга».

В зависимости от территории наблюдения экологический мониторинг подразделяется на федеральный, региональный и локальный.

Закон города Москвы от 20 октября 2004 года № 65 «Об экологическом мониторинге в городе Москве» утвердил организационно-правовые основы и принципы экологического мониторинга, установил административную ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды в части экологического мониторинга.

Данные экологического мониторинга используются органами государственной власти в целях обеспечения экологической безопасности населения, оперативного выявления нарушений природоохранных требований, отслеживания в режиме реального времени залповых выбросов, сбросов, выявления причин или виновников повышенного загрязнения, а также для разработки прогнозов социально-экономического развития, природоохранных программ и отдельных мероприятий по охране окружающей среды.

Указанные два закона города Москвы формируют единый блок, призванный решать комплекс экологических проблем.



Оглавление
Экология и экологическое законодательство москвы
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предпосылки возникновения экологического права
Экологическое право как отрасль российского права
Связь экологического права и экологического законодательства
Общероссийские нормативные правовые акты
Нормативные правовые акты Москвы
Понятие экологической безопасности
Состояние здоровья населения Москвы
Чрезвычайные экологические ситуации на территории Москвы
Понятие государственного управления в экологической сфере
Система и компетенция государственных органов регулирования природопользования и охраны окружающей среды
Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы
Экологический контроль и мониторинг
Нормирование и техническое регулирование хозяйственной и иной деятельности с позиций экологических интересов
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза
Правовая основа экологического страхования
Плата за загрязнение природной среды
Экологический аудит
Понятие экологических правонарушений
Виды ответственности за экологические правонарушения
Экологические преступления
Экологические функции органов внутренних дел
Природоохранная деятельность прокуратуры
Природоохранная деятельность судов
Показатели (нормативы) качества атмосферного воздуха
Современное состояние воздушного бассейна Москвы
Мероприятия по охране атмосферного воздуха Москвы
Правовая база управления качеством атмосферного воздуха
Городской шум и правовые меры борьбы с ним
Основные понятия и термины
Законодательная база регулирования радиационного режима Москвы
Современное состояние водоемов Москвы

  • Органы исполнительной власти в области охраны окружающей среды
  • Законодательство
  • Новости
  • Административные правонарушения и Ответственность в области охраны окружающей среды
  • Часто задаваемые вопросы
  • Вопросы и ответы
  • Отзывы и Благодарности
  • Полезные ссылки
  • разработка природоохранной документации,паспартов отходов,ПНООЛР

    Наши контакты:

    Наш адрес:

    194100, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская,

    д.10, Бизнес-центр «Технопарк Литовская 10»,

    [email protected]

    В чем различие понятий «Экологический мониторинг» и «Экологический контроль»?

    В осуществлении экологического мониторинга и экологического контроля общим функциональным элементом являются проведение наблюдений и оценка полученных данных о параметрах (характеристиках) наблюдаемого объекта. Однако в рамках этих двух понятий существенно различаются объекты, за которыми проводятся наблюдения, а также последующие функции, реализуемые на основе полученной информации.

    В экологическом контроле объектами наблюдения являются антропогенные объекты (источники выбросов и сбросов вредных веществ) или хозяйственная деятельность в целом. В ходе экологического контроля осуществляется управляющее воздействие на наблюдаемый объект, направленное на приведение его в соответствие с заранее заданными параметрами. Так, инспектор контролирующего органа, осуществляя замеры концентраций загрязняющих веществ в источнике выбросов или сбросов предприятия, выявляет превышение установленных нормативов ПДВ или НДС. По данному факту он выдает предписание руководству предприятия об устранении нарушения путем приведения параметров выбросов (сбросов) в соответствие с нормативами (совершенствование очистного оборудования, технологических процессов производства и т.д.).

    В мониторинге окружающей среды (экологическом мониторинге) объектами наблюдений являются атмосферный воздух, поверхностные воды и почвы и пр. Цель наблюдений - получение объективных данных о состоянии этих компонентов природной среды, прогнозирование возможных их изменений во времени и пространстве под воздействием природных и антропогенных факторов. Задачи наблюдении - слежение за состоянием окружающей среды, выявление ипрогнозирование негативных изменений и своевременное представление информации в установленном порядке. В данном случае выявление каких-либо отклонений в состоянии атмосферного воздуха, поверхностных вод, почвы (например, превышение ПДК загрязняющих веществ) является сигналом для принятия управляющих воздействий по минимизации последствий негативных изменений в состоянии окружающей среды для здоровья человека и состояния экосистем (особенно при аварийном загрязнении).

    Таким образом, в отличие от экологического контроля, в экологическом мониторинге на наблюдаемые объекты невозможно оказать непосредственное (прямое) управляющее воз-действие. Поэтому в мониторинге вместо этой функции реализуются задачи по прогнози-рованию изменений состояния наблюдаемых объектов.

    Несмотря на то что экологический контроль и экологический мониторинг - разные по-нятия, в конечном счёте обе системы направлены на предотвращение загрязнения окру-жаюшей среды.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Экологический контроль -- одно из важных звеньев организационно-правового механизма охраны ОС, предусмотренное разделом XI Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС». Его целью является проверка:

    * исполнения требований экологического законодательства;

    * соблюдения нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

    Выполнение этих задач возложено на систему экологического контроля, состоящую из государственного, производственного, муниципального и общественного контроля.

    Функция экологического контроля попутно осуществляется и при иных правовых мерах регламентации воздействия на ОС, а именно при нормировании, экспертизе, лицензировании и сертификации.

    Посредством экологического контроля обеспечивается принуждение природопользователей (субъектов права окружающей среды) к исполнению экологических требований.

    Экологический контроль как правовая мера выполняет ряд функций -- предупредительную, информационную и карательную.

    Государственный экологический контроль. Данный контроль проводится от имени государства, а не какого-либо ведомства, имеющего свои интересы, что дает независимые и более объективные результаты. Это -- наиболее влиятельный вид контроля, в частности, потому, что для осуществления своих функций может прибегать к поддержке правоохранительных органов -- прокуратуры и суда. Кроме этого, в процессе такого контроля государственные инспекторы могут использовать следующие действенные меры:

    Предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении выявленных нарушений;

    Приостанавливать хозяйственную и иную деятельность нарушителей;

    Привлекать нарушителей к административной ответственности (предупреждение или штраф).

    Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Государственные инспекторы в области охраны ОС (должностные лица органов государственной власти, осуществляющих государственный экологический контроль) при осуществлении должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право:

    Посещать объекты в целях проверки организации независимо от форм собственности, включая объекты, подлежащие государственной охране и оборонные объекты;

    Знакомиться с документами и иными материалами, необходимыми для выполнения служебных обязанностей;

    Проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны ОС, выполнение природоохранных планов и мероприятий;

    Проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, а также средств их контроля;

    Привлекать виновных к административной ответственности.

    Производственный экологический контроль. Производственный контроль проводится самим предприятием природопользователем на своих объектах с целью обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности требований природоохранного законодательства и соблюдения установленных нормативов в области охраны ОС, а также самопроверки рациональности природопользования на своих объектах и выполнения планов и мероприятий по ограничению и уменьшению воздействия на ОС. Содержание такого контроля прежде всего зависит от специфики деятельности предприятия.

    Проводить производственный экологический контроль в соответствии с требованием ст. 64 и 71 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС» обязана экологическая служба, которая в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 04.05.99 № 96 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» должна быть организована соответствующим юридическим лицом. Сведения об организации производственного экологического контроля предприятия обязаны представлять в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

    Поскольку для обеспечения необходимого уровня качества работ на ряд видов экологической деятельности требуется особое разрешение (например, на проведение инструментальных измерений), то предприятия (прежде всего небольшие) часть производственного контроля выполняют, привлекая специализированные организации. Однако недооценивая важность природоохранной деятельности и стремясь уменьшить затраты, предприятия часто экономят на содержании собственной экологической службы и сводят производственный контроль к минимальному объему, выполняемому организациями-подрядчиками, что снижает эффективность самого действенного вида экологического контроля. Тем не менее по законодательству ответственность за все несвоевременно выявленные нарушения несут руководитель предприятия, лицо, ответственное за природоохранную деятельность, и руководители соответствующих структурных подразделений.

    Муниципальный экологический контроль. Данный контроль осуществляется на территории муниципального образования органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями. Это новый вид экологического контроля, появившийся в соответствии с пп. 1, 2 ст. 68 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС».

    Общественный экологический контроль. В соответствии с пп. 3, 4 ст. 68 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС». Этот контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами. Его задача -- проверка выполнения требований природоохранного законодательства как всеми юридическими лицами от министерства до предприятия, учреждения или организации независимо от формы их собственности и подчиненности, так и всеми должностными лицами и гражданами.

    Общественные контрольные функции реализуются, в частности, при участии общественных объединений в оценке воздействия планируемой деятельности на ОС (в рамках ОВОС). Общественный контроль осуществляется и за принятием экологически значимых решений в рамках общественной экологической экспертизы. Важной формой общественного экологического контроля деятельности предприятий и государственных органов является предусмотренное Федеральным законом от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране ОС» право граждан и общественных объединений затребовать информацию о состоянии ОС и принимаемых мерах по ее охране, а также право граждан предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

    Тем не менее концепция общественного экологического контроля реализована пока не полностью. В ее развитие с 2002 г. в нашей стране законодательно введено требование проведения экологического контроля в области охраны ОС на муниципальном уровне.

    Мониторинг. Мониторинг (от лат. monitor -- напоминающий, надзирающий) -- система выполняемых по заданной про- грамме регулярных комплексных долгосрочных наблюдений за состоянием ОС, ее загрязнением, происходящими природными явлениями, а также оценка и прогноз последующих изменений (рис. 1). Один из главных принципов мониторинга -- непрерывность слежения. Экомониторинг является начальным этапом системы обеспечения экологической безопасности.

    Мировое сообщество пришло к осознанию необходимости координации усилий по сбору, хранению и переработке данных о состоянии ОС в конце 60-х годов XX в. накануне Стокгольмской конференции, где впервые договорились об определении понятия «мониторинг».

    Мониторинг за состоянием ОС в нашей стране осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ.

    Рис. 1. Схема мониторинга состояния природной среды (по В.В. Петрову).

    «О создании Единой государственной системы экологического мониторинга» от 24.11.93 г., а санитарно-гигиенический мониторинг проводится органами Госсанэпиднадзора на основании Постановления Правительства РФ от 06.10.94 г.

    Различают три уровня территориального охвата современного мониторинга:

    * локальный (биоэкологический, санитарно-гигиенический);

    * региональный (геосистемный, природно-хозяйственный);

    * глобальный (биосферный, фоновый), включающий в себя наблюдения за состоянием ОС из космоса -- космический мониторинг.

    В основных структурных элементах ОС ведутся постоянные наблюдения за присутствием следующих наиболее опасных для природных экосистем и человека загрязняющих веществ:

    * в атмосферном воздухе -- оксидов углерода, азота, серы, взвешенных веществ (аэрозолей), углеводородов, радионуклидов, бенз(а)пирена;

    * в поверхностных водах -- нефтепродуктов, фенолов, соединений фосфора и азота, тяжелых металлов, пестицидов, минеральных солей, а также контролируется комплексный показатель рН;

    * в биоте -- тяжелых металлов, радионуклидов, пестицидов.

    Проводится мониторинг воздействия вредных физических факторов, таких, как радиация, шум, электромагнитные поля и излучения. Контролируются прежде всего зоны влияния соответствующих крупных источников, а именно АЭС, аэропортов, крупных промышленных и транспортных центров, электростанций и линий электропередачи, телерадиоцентров и ретрансляторов.

    В настоящее время в рамках деятельности Всемирной Метеорологической организации создана мировая сеть станций фонового мониторинга, осуществляющая слежение за определенными параметрами состояния ОС. Работа проводится под эгидой Программы ООН по окружающей среде и координируется ЮНЕСКО. Наблюдениями охвачены все типы экосистем.

    В России станции комплексного фонового мониторинга расположены в шести биосферных заповедниках, они являются частью глобальной международной сети наблюдений. Основными направлениями для изучения глобального мониторинга в нашей стране является изучение:

    * глобальных изменений (вследствие загрязнений), проявляющихся повсеместно, например, изменений климата;

    * эффектов, связанных с распространением загрязнений на большие расстояния, включая трансграничный перенос, например, закисление почв под влиянием выбросов в атмосферу соединений серы;

    * результатов антропогенных воздействий, которым свойственна большая инерционность эффекта, например эффект накопления хлорорганических пестицидов.

    Выделяют две составные части мониторинга -- абиотическую (геофизическую) и биотическую. Биотический мониторинг (наблюдения за биотой экосистем) в качестве одного из методов использует биоиндикацию -- определение биологически значимых нагрузок по реакции на них живых организмов и их сообществ. В качестве индикатора выбирается тот вид, который имеет узкую амплитуду экологической толерантности по отношению к какому-либо фактору среды. Преимущественно это растения, ибо они не способны к активному перемещению.

    Мониторинг ОС -- самостоятельная пассивная (не преследующая цель принуждения) функция государственного управления. В 90-е годы XX в. мониторинг и экологический контроль частично смешивались. Закон РСФСР от 19.12.91 № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» содержал ст. 69 о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды в разделе X «Экологический контроль»). Федеральный закон от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» включает отдельную главу X, посвященную государственному мониторингу ОС, в которой отмечается, что этот мониторинг осуществляется для наблюдения за состоянием ОС, в том числе в районах расположения источников антропогенного воздействия, и за воздействием антропогенных источников на ОС.

    Государственный экологический мониторинг ведется в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации об истинном состоянии ОС в нашей стране, необходимой для:

    * разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений; целевых программ в области охраны ОС и соответствующих мероприятий;

    * предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния ОС.

    В настоящее время информация общего назначения, полученная в процессе экомониторинга, представляется:

    * бесплатно -- органам государственной власти и органам единой государственной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    * за плату (возмещающую расходы на ее подготовку, копирование и передачу по действующим системам связи) всем другим пользователям.

    Результаты экомониторинга природной среды включают в содержание отраслевых кадастров природных ресурсов и используют их для принятия экологически значимых хозяйственных и иных решений.

    Список используемой литературы :

    производственный муниципальный экологический контроль

    1. Экология: Учеб. для вузов / Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова. -- 3-е изд., стереотип. -- М.: Дрофа, 2004. -- 624 с: ил.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Понятие, цели и задачи экологического контроля в области окружающей среды, его значение и основные виды. Правила осуществления государственного мониторинга. Проблема совершенствования законодательства в области проведения экологической проверки.

      курсовая работа , добавлен 08.08.2011

      Анализ норм Конституции Российской Федерации в области регулирования природопользования и охраны окружающей природной среды. Государственный экологический контроль за состоянием окружающей среды. Проведение государственной экологической экспертизы.

      реферат , добавлен 10.02.2011

      Основные задачи и этапы экологического контроля, его законодательное регулирование и виды (государственный, производственный, муниципальный, общественный). Сущность общественного экологического контроля, особенности его осуществления в Забайкальском крае.

      курсовая работа , добавлен 12.06.2012

      Изучение глобальных проблем современности, охватывающих население всего земного шара, относящихся ко всем государствам. Проблемы обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. Особенности государственного экологического контроля.

      реферат , добавлен 10.05.2010

      Экологический контроль и экологическая экспертиза. Государственный экологический мониторинг. Задачи Министерства природных ресурсов и экологии РФ. Производственный, муниципальный и общественный экологический контроль. Эколого-просветительская работа.

      презентация , добавлен 20.10.2013

      Основные периоды становления и развития экологического законодательства. Понятие и особенности источников экологического права. Технические нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды. Экологические требования к хозяйственной деятельности.

      презентация , добавлен 20.04.2016

      Государство и контроль за использованием и охраной окружающей природной среды. Функции экологического контроля: государственного, общего, специального. Материальная ответственность за экологические проступки. Правовая охрана атмосферного воздуха.

      контрольная работа , добавлен 02.12.2007

      Стратегическая роль государственной политики в области экологического развития. Регулирование в области охраны окружающей среды и природопользования и инструменты "зеленой" экономики. Конституционные аспекты обеспечения экологической безопасности России.

      курсовая работа , добавлен 21.12.2015

      Оценка экологической безопасности, ее правовое обеспечение в Беларуси. Зоны чрезвычайной ситуации, экологического кризиса, экологического бедствия, их виды. Государственный контроль за использованием и охраной лесов. Анализ сложившихся ситуаций.

      контрольная работа , добавлен 31.05.2009

      Предмет экологического права. Принципы регулирования взаимодействия общества и природы. Этапы экологического контроля: сбор и обработка необходимых исходных данных; осуществление мероприятий по предупреждению и устранению экологических правонарушений.

     

    Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!