Основные постулаты движения битников. "Бит-поколение" ("битники"). Долгий путь к признанию

Битники (англ. Beatniks ; beat — как разбитый; niks — русский суффикс как «Спутник», который тогда был у всех на слуху) молодежная , которая стала популярной в 50х-60х годах. Можно сказать, первая молодежная , с которой «выросли» все остальные.

Почему возникли битники?

Идеология битников начала формироваться в повоенные годы, когда после победы над нацисткой Германией и ее союзниками, страны-победители начали активно развивать экономику, что способствовало обогащению населения и повышения уровня жизни.

Особенно в этом отношении отличались США где даже возник образ жизни «Американская мечта» — ухоженная жена-домохозяйка, румянощекие дети, работа в крупной корпорации, хорошая машина, дом-«полная чаша» и тд. Потребительская культура и хвастовство своими доходами не всем нравилось, и нашлись молодые люди, которые начали откровенно протестовать против такого стиля жизни.

В русле течения битников стоят три фигуры. Это писатели Джек Керуак, Ален Гинсберг, Уильям Берроуз, которые своими произведениями распространяли идеи свободы и протеста против тогдашнего общества. Эта идея бунта для многих молодых была куда интереснее, чем однообразная жизнь рядового американца.


Какая идеология у битников?

Идеология битников базируется на протесте, подкрепленному марксисткой идеологией, и свободе от социальных и религиозных норм. Особенно интересными эти идеи показались артистической молодежи. Поэты, художники, музыканты, стали исповедовать почти нищенский образ жизни: слонялись по затертым кафешках, собираться в подвалах и демонстрировали свои произведения таким же как они, тем кто поймет, и все это приправлено джазом, который они так любили.

Отделяя себя от общества, которое их высмеивало, они прибегали к походам с рюкзаками по бескрайним просторам Америки, экспериментам с алкоголем и наркотиками ( и ), и гомосексуализме, считавшийся весьма модным в битников.

Как одевались битники?

Распространенный образ битника это темная фигура в темных, непроницаемых очках с беретом на голове.
Очень популярной была черная или в горизонтальную полоску водолазка и белая без рисунка футболка. Девушки носили темные леггинсы, длинные юбки, трико, свитер, капри. Ребята надевали мешковатые штаны и отпускали «козлиные бородки» . Обувались битники в сандалии, кеды, кожаные сапоги.
Часто можно было увидеть битника с бонго как проявление поддержки африканской культуры.

Какую музыку слушали битники?

Битники боготворили джаз, с его импровизациями, анархическим духом, не желанием ничего исправлять, а только делать, как нравится. В нем они видели проявление своей идеологии.

Битники были первой , и многое в них позаимствовали следующие , такие как хиппи, хипстери и тд. Они имели свой сленг который мы до сих пор используем как например «cool» — круто , «сat» — чувак , «dig» — врубатся .
В настоящее время наблюдается некоторая реконструкция битников среди «людей искусства».

Надеюсь что эта информация была для вас полезной и интересной.

Пишите комментарии.Дима. М.Д. «Сила Молодых» Украина.

Богемные чудаки, истинные гении или тронувшиеся умом наркоманы? К сожалению или к счастью, все эти слова относятся к таинственным «битникам». Движение, возникшее в конце 50-х в Америке, сумело полностью «перевернуть игру». Писатели, поэты, музыканты, относящие себя к «разбитому поколению», раскрыли в искусстве совершенно новые методы, удивительные по своему исполнению. Читая или слушая их произведения, мы погружаемся в потоки сознания самих авторов, невольно чувствуем через строки малейшие мысленные импульсы, которые испытывали Керуак, Гинзберг или Берроуз. Смелые поступки, путешествия, свобода во всех смыслах – все это неотъемлемые части их насыщенной событиями жизни. И все это мы можем найти в их творчестве. Недооцененные и непонятые, многие из них выросли и стали теми «порядочными» американцами, против которых они так отчаянно боролись.

«Beat» – что в переводе с английского означает «разбитый», вполне характеризует суть этого движения. История битников фактически началась тогда, когда они пришли на смену «потерянному поколению», куда входили такие знаменитые писатели, как Эрнест Хемингуэй, Френсис Скотт Фицджеральд, Эрих Мария Ремарк. Битники сформировались из подростков, которым хотелось пойти против системы и высказать свой протест господствующему в то время конформизму. Удивительно, что многие из них воспитывались в довольно обеспеченных семьях. Но эта культура «мнимого счастья» рождала в подрастающем поколении острое чувство несовершенства окружающего мира.

Возникновение термина «битники»

Термин «битники» появился случайным образом. Колумнист Герб Кэин писал в одной из статей о довольно странной молодежной вечеринке и употребил слово «beat» с русским суффиксом «-ник» от названия советского «Спутника-1», который был запущен в 1957 году. Автор ссылался на то, что информация о «Спутнике» была тогда на слуху, и слово само родилось у него в голове. Это обозначение не несло в себе положительной окраски, скорее, отражало тот негатив, с которым общество относилось к участникам движения. Бородатые бездельники и любители джаза мало у кого вызывали симпатию.

Часто создание термина «битники» приписывается Джеку Керуаку, но он лишь единожды упомянул его и был против подобного обозначения. Во всяком случае, он придавал этому слову совершенно иной смысл и заявлял, что бит – это не разбитость, а музыкальный ритм, импульс.

Идеология

Битники никого не призывали громить существующий порядок, у них был иной подход. Уйти от реальности – вот лекарство. Бери с собой рюкзак, блокнот, бутылку чего-нибудь горячительного и отправляйся путешествовать. Смотри на людей, общайся, забудь о работе и обязательствах, живи ради того, чтобы жить. И у битников неплохо получалось влиять на сознание читателей. После выхода романа Джека Керуака «В дороге» тысячи молодых людей отправились путешествовать автостопом.

Битников не устраивал существующий жизненный порядок, и они решили создать собственный. Они отвергали устоявшиеся моральные ценности, не интересовались политикой и всячески игнорировали навязанные обществом поведенческие каноны.

Субкультура битников была очень насыщенной. У понятия «нормальность» постепенно начали стираться границы. Точнее, битники вовсе стремились избегать её. Это движение двигалось по направлению к полной отрешенности от внешнего мира: они были целиком погружены в книги, работали над собственными произведениями, слушали джаз и пробовали различные виды наркотиков. Как правило, все они были безработными. В одежде были непритязательны, носили старые, часто поношенные вещи, огромные свитера, джинсы. Образ дополнялся наличием бороды и очков. Традиция собираться в кофейнях или клубах и там читать свои произведения под музыку приобрела особенное значение для творческих людей той эпохи.

Причины появления

Подобное поведение не являлось массовым, но плоды творчества битников сыграли большую роль в распространении основной протестной идеи. Главной предпосылкой к возникновению битничества стали события, которые происходили на тот момент по всему миру. Постоянные угрозы ядерных взрывов, война во Вьетнаме, цветные революции и гонения инакомыслящих способствовали нарастающему волнению среди молодого поколения. Вера в счастливое будущее постепенно угасала. Наступил век полного внедрения технического прогресса в жизнь человека. И битники были первыми, кто осознал весь ужас этого события, ведь полная механизация убивала все человеческое. Конечно, все эти события способствовали зарождению протестных мыслей.

Философия

Культура битников была основана на страстном увлечении дзен-буддизмом. В его основе лежит идея о просветлении человека. Это нельзя назвать религией, скорее, это просто образ жизни, который проповедует доброту и смирение, чтобы достичь нирваны. Также основные постулаты буддизма сосредоточены на полном углублении в собственный внутренний мир, чтобы научиться понимать потоки собственного сознания. Все эти идеи были интересны и близки битникам, поэтому заповеди буддизма буквально стали их манифестом.

Именно из-за увлечения буддизмом о битниках нельзя судить, как об агрессивно настроенном протестном явлении. Сам Керуак говорил, что основывал своё движение на доброте, любви и наслаждении. А все агрессивные лозунги в газетах были провокацией, чтобы настроить общество против них.

Чуть позже представители битников открыли для себя ЛСД. Кен Кизи был первым, кто нашел ему немедикаментозное применение. После этого каждый творческий человек «был обязан» поставить над собой эксперимент и расширить границы сознания. Собственно, очень многие произведения битников написаны именно под влиянием наркотических веществ.

Литература

Основными мотивами в творчестве битников были:

  • Призывы к путешествиям;
  • Освобождение от условностей и рамок;
  • Истории о собственной жизни или жизни людей, которыми писатели могли восхищаться.

Битники утверждали, что в литературе жизнь должна изображаться сплошным потоком, чтобы максимально соответствовать действительности. Но на практике авторы не были столь радикальны. Также они затрагивали такие темы как…

  • Скитания;
  • Добровольная бедность;
  • Свободная любовь.

Битники в своих произведениях очень ярко выделяли собственную позицию отчужденности, соотнося себя с главными или второстепенными героями произведений.

Поэзия битников была наполнена анархическими настроениями. Эти стихи оказывали наибольшее воздействие, если их читали вслух. Именно этим и занимались поэты-битники, устраивая живые выступления в кафе, где читали свои стихотворения под джазовый аккомпанемент.

Наибольшее влияние на произведения битников оказали такие авторы как Перси Биши Шелли, Уильям Карлос Уильямс, Уолт Уитмен и Марсель Пруст.

Поэзия

Список поэтов-битников:

  • Лоуренс Ферлингетти – основатель издательства City Lights, в котором печатались все книги битников. Его книжный магазин в Сан-Франциско стал местом собраний для культурных сообществ той эпохи.
  • Аллен Гинзберг – самый значительный поэт в среде битников, а его поэма «Вопль» стала своеобразным манифестом. Он по праву считается идеологом бит-поколения, наравне с Керуаком.
  • Питер Орловски – сын белогвардейского эмигранта, был активистом антиядерного движения. К нему пришла скандальная известность благодаря тому факту, что на протяжении 30 лет он был любовником Аллена Гинзберга.
  • Гэри Снайдер – получил Пулитцеровскую премию за сборник стихотворений «Turtle Island». Позже, когда битничество начало постепенно исчезать, стал преподавать в Калифорнийском университете в Дэвисе.
  • Грегори Корсо – один из ключевых авторов бит-поколения. Не любил рассуждать на тему политики, в отличие от Гинзберга. Он не был таким уж харизматичным и не любил привлекать к себе внимание, но его творчество могло все рассказать и без этого.

Стихотворения битников (примеры произведений):

  • Аллен Гинзберг, «Вопль» – самое известное и важное произведение поколения битников. В 1956 году поэму опубликовали впервые, и это привело к настоящей революции в истории современной литературы. До этого момента никто и подумать не мог, что настолько экспрессивное и освобожденное от всяческих рамок и условностей произведение могло выйти в свет. Читать…
  • Аллен Гинзберг, «Песня» — оригинальное стихотворение о любви. В нем чувство предстает тяжелым грузом, в котором каждый человек, в конце концов, найдет себе покой. Лирический герой ищет укрытия от мира в глубинах женского лона, возвращаясь в тело, «в котором был рожден». Читать…
  • Лоуренс Ферлингетти, «Дельфийскому оракулу» — послание к пророческой Сивилле, где автор вопрошает, как людям спастись от самих себя и от власти, которая «творит плутократию из демократии». Он просит дельфийского оракула дать человечеству «новые мифы для жизни». Читать…
  • Питер Орловски, «Первая поэма» — поток сознания, где воедино смешиваются сновидения, галлюцинации и фантазии автора. Предметы становятся живыми, лирический герой – наоборот, залетает в дуло, «чтобы сцепиться с пулей». В финале он взывает к архангелу Гавриилу и впадает в экстаз. Читать…
  • Грегори Корсо, «Сумасшедший як» — стихотворение от лица яка, который гадает, как используют его тело после смерти. Люди делают из костей его собратьев пуговицы, а из хвостов – шнурки. Он сожалеет о судьбе своего грустного и усталого дяди, которого гоняет священник. Читать…

Проза

Список писателей-битников:

  • Кен Кизи – первый автор, который начал экспериментировать с психоделиками, чтобы раскрыть собственное подсознание. Был создателем коммуны для битников под названием «Веселые проказники». Считается одним из главных писателей бит-поколения, оказал большое влияние на культуру этого движения.
  • Джек Керуак – заслуженно имеет титул «короля битников». Именно он ввел в литературу метод джазовой импровизации. Это вдохновляло многих других писателей. Почти всю жизнь провел в путешествиях, либо жил в доме со своей матерью. Отчаянно пытался найти свое место в жизни, но те изменения, которые происходили в его стране, привели его к отрицанию новых ценностей.
  • Уильям Берроуз – многие не верили, что этот приличный с виду человек может быть представителем битников. Но все же именно он являлся одной из ключевых фигур движения. Начал свою литературную карьеру в возрасте 39 лет. Благодаря Берроузу мир узнал о технике нарезок. Он часами сидел и вырезал фразы из газет, а затем перемешивал их и составлял готовые тексты. Эта техника существенно повлияла на его творчество.

Книги битников (примеры произведений):

  • Кен Кизи, «Пролетая над гнездом кукушки». Был опубликован в 1962 году. К. Кизи написал его после того, как работал санитаром в одном из госпиталей. Он часто общался с пациентами, в том числе и во время своих экспериментов с наркотиками. Больные вовсе не казались ему «ненормальными», и он был первым, кто задумался о том, что этих людей отвергло общество, потому что они не вписывались в него. В сюжете его романа мы видим такую же историю. Глазами индейца Бромдена освещается жизнь Патрика Макмёрфи, которого перевели в психиатрическую больницу из тюрьмы. Он пытается нарушить существующий порядок, при этом губит себя, но дает свободу всем остальным пациентам.
  • Джек Керуак, «В дороге». Этот роман неоднократно отвергался издателями, но в 1951 году все же был опубликован. Книга произвела фурор и стала бестселлером американской прозы. Керуак посвятил свой рассказ путешествию. Повествование ведется от лица Сала Парадайза – писателя, который скитается по Америке со своими друзьями. Основное его внимание сосредоточено на Дине Мориарти – его лучшем друге, с которым он совершает большую часть поездок. Образ Дина Мориарти имеет прототип: реально существующего друга Керуака – Нила Кэссиди. После смерти матери Нил с отцом-алкоголиком переезжает в Денвер. С 14 лет он неоднократно привлекался за различные мелкие преступления, а затем стал воровать, угонять автомобили и употреблять большое количество наркотиков. «В дороге» читатель может заметить полное соответствие жизни Дина с биографией Кэссиди.
  • Уильям Берроуз, «Голый завтрак» — один из самых скандальных романов бит-поколения. Первое крупное произведение, написанное по методу нарезок. Долгое время находился под запретом из-за обильной нецензурной лексики и гомосексуальной направленности. Роман начал свободно издаваться только после двух громких судебных процессов. В защиту «Голого завтрака» выступали Норман Мейлер и Аллен Гинзбер, сравнивая роман с произведениями Марселя Пруста и Джеймса Джойса. Сюжет в книге практически отсутствует. Берроуз создавал его из выдержек писем к Гинзбергу и ранее неопубликованной прозы автора.

Музыка

Протестные идеи среди молодёжи совпали с музыкальными веяниями 40-х. Джазовая революция практически сформировала разбитое поколение. Ведь джаз – музыка интеллектуалов, людей ориентированных на индивидуальность, и поэтому у неё нашлись слушатели в лице разочарованных в жизни молодых людей. Многие произведения писателей появились именно благодаря вдохновению, полученному от сумасшедших джазовых ритмов. Музыка и творчество битников очень тесно переплетались друг с другом, образуя единую квинтэссенцию – странную, но весьма привлекательную для многих.

Русская

Самой главной и легендарной русской бит-группой, конечно же, является «Кино». Изначально они пришли в мир музыки под названием «Гарин и гиперболоиды». Но затем познакомились с легендой рок-андерграунда Борисом Гребенщиковым, и тот посоветовал им заменить название на более лаконичное. Виктор Цой хотел назвать группу кратко, для легкого запоминания и произношения. В итоге название само нашло их. Они увидели его на вывеске по дороге к станции метро «Технологический институт» и решили, что оно является подходящим.

Стиль исполнения группы очень близок к постпанку, но Цой, который писал музыку сам, отождествлял её с бит-звучанием. Виктор был очень заинтересован развитием музыкальных исполнителей на Западе и стремился выйти с ними на один уровень.

Главными источниками вдохновения для «Кино» стали такие группы, как: The Smiths, Duran Duran, The Cure, R.E.M.. Вокал самого Цоя чем-то отдаленно напоминает Иэна Кёртиса, вокалиста группы «Joy Division». А на его стиль, конечно же, повлияли музыканты «Аквариума», «Зоопарка» и «Алисы».

Для русских людей песни группы «Кино» очень значимы. А фигура трагически погибшего Виктора Цоя со временем стала культовой. Именно поэтому возник такой феномен как «Киномания», который до сих пор распространен среди молодежи.

Кроме того, с данным течением ассоциируются такие исполнители, как Егор Летов, Александр Башлачев и Янка Дягилева.

Зарубежная

За рубежом с бит-музыкой все было гораздо сложнее. После второй мировой войны у афроамериканцев появилось гораздо больше свободы и шансов для самореализации. Именно это и стало одной из причин музыкальной революции, во главе которой были «черные» музыканты. Многие из них считали, что исполнители джаза не пытаются передать в своих выступлениях энергетику этой музыки. Обстановка накалялась и многие из них начали покидать укоренившиеся составы и создавать собственные группы.

Основные представители: Чарли Паркер, Кенни Кларк, Чарльз Мингус, Кенни Дорэм, Бад Пауэлл.

Также музыка Тома Уэйтса является ярким отражением эстетики разбитого поколения.

Затем из джаза родилось совершенно новое звучание – появилась рок-музыка. Её прародителями стали Джими Хендрикс и Дженис Джоплин. Тогда впервые произошло слияние музыки «белых» и «черных», что стало настоящим переворотом.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

1 Существуют модные слова, которые попали в нашу разговорную речь в середине прошлого века. Они формировались преимущественно в подростковой среде, поскольку именно молодёжь любит всё новое и современное. Впрочем, прежде чем начать, рекомендую прочитать несколько интересных статей, например что такое Вапще , что значит Вангую , что означает Бенч , кого называют Бычьём и т. п. С эпохи разрядки, так называемой "Оттепели " к нам попало очень много модных веяний, которые очень быстро "всасывались" молодыми людьми из крупных городов. Именно в это время в США стало проявляться молодёжное течение, которое стали называть "Битники ", что значит вы можете прочесть немного ниже. А поскольку наши граждане ничего своего придумать не могут, а только способны заимствовать идеи с Западного мира, то в СССР тут же появились свои доморощенные подражатели. Добавьте наш сайт сайт к себе в закладки, чтобы время от времени заглядывать к нам в гости.
Итак, продолжим, кто такие Битники? Данный термин был заимствован из английского языка "Beatnik " и переводится как, "бить ", "избивать ", "избитый ". В Википедии Битник - это особый медиа-стереотип, который применялся в далёких 50-х - 60-х годах прошлого века, чтобы обозначить представителей идей поколения-бит. Данная мода являлась ошибочным стереотипным образом, которая появилась из автобиографических трудов Уильяма Берроуза и Джека Керуака .

Битники - это особая субкультура , возникшая в 50-х годах в США. Битники отвергали традиционные общепринятые моральные нормы и самые разные табу . Образ Битника в целом был заимствован из произведений Джека Керуака


В СССР подобная субкультура появилась в так называемый период стилистического межсезонья в конце 70-х и начале 80-х годов прошлого века. Согласно дресскоду Битников, необходимо было с пренебрежением относится к модным и стильным вещам, но при это подчёркивать свою принадлежность к этой субкультуре , какой-либо деталью одежды. Сегодня образ Битника можно сравнить со стилистикой хиппи и хипстеров вместе взятых, как если бы их взяли, тщательно перемешали, отбросили всё лишнее и представили публике.

Следует отметить, что в СССР можно было встретить Битников двух категорий:

Первый тип . Это те, кто перевёл название с английского дословно и предпочитал драку, битьё в прямом смысле.

Второй тип . Существовало большое количество поклонников британской группы Битлз, которых достаточно пренебрежительно называли Битлаками.

Прочтя эту небольшую, но познавательную статью, вы узнали, Битник, значение слова, и теперь не попадёте

Несмотря на то, что США вышли из Второй мировой "единственной страной-победительницей", как иронизируют историки, и весьма скоро стала процветающей сверхдержавой, общий настрой американской словесности первого послевоенного десятилетия был весьма далек от праздничного и оптимистического. Наиболее показательно в данном плане творчество младшей тогда генерации писателей, "детей" литературы США 50-х — военных романистов и их сверстников, обратившихся к иным темам. Исторический ужас Второй мировой, безусловно, травмировал не одно это поколение, но особенно повлиял на молодых.

Своего рода "синдромом длительного сдавления" для них оказалась и вся наэлектризованная атмосфера "молчаливых пятидесятых": "холодная война" и пугающе реальная ядерная угроза, гонения на инакомыслящих, которыми была отмечена эпоха сенатора Джо Маккарти, конформистское единодушие нации, ее нуворишеская кичливость своим недавно вновь обретенным материальным благополучием. Все это вызывало резкое неприятие молодых американцев, что и запечатлелось в произведениях писателей поколения "детей".

Дети, однако, бывают разными даже при одинаковых условиях воспитания. Так и среди литературной молодежи того времени выделялась группа тех, чей протест выразился в крайних формах, кто взбунтовался против "тирании отцов" и программно порвал с ними. Они называли себя "бит-поколением"; критика заговорила о "битом (или "разбитом") поколении", хотя "апостол" битничества Джек Керуак, придумавший в 1952 году это определение, вкладывал в него иной смысл: "Бит означает ритм, пульсацию, не разбитость". Битничество было стихийным нонконформистским движением творческой молодежи и ее единомышленников за создание новой культуры, нового образа жизни.

Началось все спонтанно. Еще в середине 40-х годов на Западном побережье, в особенности, в Сан-Франциско, штат Калифорния, и его окрестностях, исключительно активизировалась творческая жизнь — музыка, живопись, поэзия. В 1944 в Биг Сюр переселилась скандальная знаменитость, едва ли не единственный в ту пору аморалист американской литературы, экспатриант 20—30-х Генри Миллер (1891—1980). Он как бы проторил дорогу другим — как в буквальном, физическом, так и в духовном плане. Калифорния стала местом паломничества творческой молодежи, как Париж — для молодых экспатриантов 20-х. Это был путь добровольного изгнанничества и, своего рода, внутреннего экспатриантства — в нехоженые области духа.

Из городов Новой Англии, из города Нью-Йорка, где родилось и обитало большинство битников, через весь континент эти нестандартные, неприкаянные американцы двинулись к Тихому Океану. С конца 40-х до середины 50-х туда переселились поэт и прозаик Джек Керуак, поэты Лоренс Ферлингетти, Ален Гинзберг, Грегори Корсо и Питер Орловски, которые примкнули к богеме западного побережья — художникам, музыкантам, поэтам. Они-то, да еще старший их всех годами прозаик Уильям Берроуз, и составили ядро битнического движения. За ними последовали многие. Критика писала: "Словно остров вулканического происхождения, "бит-поколение" неожиданно объявилось на литературных широтах Америки и в течение последующих лет его размеры разрастались, приближаясь к очертаниям целого континента".

Пик движения пришелся на середину 50-х, затем наступил постепенный спад (в начале 60-х почти все "чужаки" покинули Калифорнию), но резонанс ощущался на протяжении всего последующего десятилетия. Битничество было возведено в своего рода национальную нонконформистскую религию. Оно представляло собой новое, антиакадемическое искусство открытых форм, стремившееся к непосредственному контакту с аудиторией. Оно предполагало и особый стиль жизни, отвергавший урбанистическую цивилизацию, комфорт потребительского общества, буржуазные представления о браке, любви и дружбе, принятые в Америке критерии ценности человеческой личности — уровень материального благосостояния и образовательный ценз.

Главное в битничестве, однако, это то, что и искусство, и образ жизни мыслились как способ приобщения к Богу — минуя традиционный институт церкви, путем непосредственного "узрения", через ритмический транс, усиленный употреблением наркотиков и раскрепощающий сознание. Несмотря на программный вызов современной американской культуре, это очень американское явление: оно по-своему развивает специфически национальные духовные традиции. Истоки битничества — это трансцендентальный интерес к восточной философии и к тайнам природы, эмерсоновское представление о Сверхдуше и доктрина "гражданского неповиновения" Торо, уитменовское чувство "открытой дороги", самосознание человека, который полагается лишь на себя и стремится к общению с Землей, природой и другими людьми — ради взаимной радости.

В литературе битничество раскрылось в новой, спонтанной поэзии свободной формы (поэма "Вопль", 1955 А. Гинзберга и т.д.); в прозе же оно ассоциируется, прежде всего, с именами Уильяма Берроуза ("Нарк", 1953; "Голый завтрак", 1959) и Джека Керуака (1922—1969), чей автобиографический роман "На дороге" (1958) явился своего рода каноническим текстом битничества.

В романе изображена программно кочевая, бездомная, полунищая жизнь Сола Пэрадайза и его друзей-единомышленников, которые отказались от карьеры и денег — от идеалов буржуазного преуспеяния и сбежали прочь из технологических городов к свободе собственной стихийной натуры. Эта свобода достигается героями через джаз, наркотики, секс и чистое движение — путешествие по дорогам Америки. Оно выступает у Керуака метафорой странствия по дорогам жизни, ведущего к истине, к Богу.

Керуак публиковал по роману ежегодно, а в некоторые годы и по два-три романа вплоть до своей безвременной смерти в 1969 году. Он считал себя создателем некоего "спонтанного метода", при котором мысли записываются в том виде и в том порядке, в каком они впервые пришли в голову, без последующей обработки. По идее автора, таким образом достигается максимальная психологическая правдивость, устраняющая различие между жизнью и искусством. Лучшими романами Керуака остались "На дороге" и "Бродяги Дхармы" (1958).

Читайте также другие статьи раздела "Литература XX века. Традиции и эксперимент" :

Реализм. Модернизм. Постмодернизм

  • Америка 1920-30х: Зигмунд Фрейд, Гарлемский ренессанс, "Великий крах"

Мир человека после Первой мировой войны. Модернизм

Иногда в разговоре между людьми можно услышать такое слово, как "битник". Возможно, кто-то не поймет его значения. На самом деле битники - это термин, который был придуман для обозначения представителей определенной культуры. Это слово происходит от названия бит-поколения, упоминание о котором появилось в 1940-х годах. Впервые термин был предложен в 1958 году, он означал определенный социальный слой молодежи XX века, который характеризовался асоциальной манерой поведения и отвержением традиционных культурных ценностей народа.

Как появился этот термин

Не секрет, что бит-поколение (beat generation) с английского языка переводится как «разбитое поколение». Впервые такое определение было упомянуто Он считается одной из главных фигур этого направления. По его теории, людей пришло на смену предыдущему, названному им «исчезнувшим». Можно подумать, что сам термин «битник» был придуман Керуаком, однако это не совсем так. Это слово появилось несколько позже, в 1958 году. Интересно, что при образовании этого слова из русского языка был позаимствован суффикс «-ник». Первая часть слова, то есть beat, на сленге джазовых музыкантов того времени имела значение «нищета» и «отчаяние». Однако сам Джек Керуак никогда не признавал этот термин и считал его не слишком подходящим.

Значение слова «битник»

Если следовать первоначальному определению термина, битники - это молодые люди с бородой, носящие сандалии, их часто можно увидеть шатающимися по городу, сидящими в кофейнях. В основном их характеризовали как тунеядцев и поклонников джазовой музыки. Этот термин чаще имел негативную окраску, имел немного оскорбительное значение и в каком-то смысле считался насмешкой. Таким образом, можно сказать, что битники - субкультура, которая появилась в середине XX века и получила широкое распространение.

По другим данным, этот термин не имел точного значения и изначально служил для обозначения многих людей, которые каким-либо образом были связаны с артистической средой Нью-Йорка. Через какое-то время, к концу 1950 годов, таким термином стали обозначать молодых людей, которые не питали особого интереса к - то есть успешной карьере, дому, машине и прочим материальным предметам.

Типичный внешний вид битника

Как уже говорилось выше, битники - это скорее образ жизни, а даже не стиль. Такой образ жизни подразумевал своеобразный тип одежды. В основном битники одевались очень причудливо, их сразу было заметно в большой массе людей. Зачастую представителей этого направления путали со студентами художественных академий, которые также были фанатами джазовой музыки.

Основным предметом одежды битника являлся черный свитер с высоким горлом или черная водолазка. Также популярны были береты, иногда битники носили белые майки, обязательно без рисунков и надписей. Часто представители этого направления носили с собой 2 барабана (бонго). Темные очки - еще один атрибут бит-направления, они должны были быть непроницаемыми. Не существовало какой-либо определенной прически, в основном они носили длинные волосы до плеч, чаще всего прямые. Самая популярная обувь среди битников - это черные сапоги из кожи в различных вариациях.

Если говорить о женской одежде, то девушки в основном ходили в черных колготках, трико и свитерах. Популярны также были капри и длинные юбки, опять же черного цвета.

Самые известные представители этого направления

Конечно же, представителей этого направления было очень много. Однако основными считаются определенные личности. Нужно отметить, что поэзия битников занимает одно из центральных мест в их культуре. Поэтому неудивительно, что люди, которые стояли у истоков бит-направления, были в основном писателями и поэтами. Итак, это 3 человека: Люсьен Карр, и Джек Керуак. Через некоторое время этот список пополнился еще одним именем - Уильям Берроуз. Может показаться, что он играет не такую важную роль, однако его значение в становлении бит-культуры велико. Как известно, битники - это не просто одежда или внешность, и направление мысли, своя культура и поэзия. Разбираемся дальше.

"Антология поэзии битников": что это такое

За долгое время своего существования битническая культура породила множество литературных произведений, как в прозе, так и в стихах. На тему этого образа жизни писало множество представителей бит-направления. Поэтому в 2004 году была выпущена книга, которая стала первым сборником поэзии битников, а также некоторые теоретические материалы о бит-направлении. "Антология битников" считается самым крупным изданием, которое выходило за все время существования этого стиля жизни на русском языке. Интересно, что многие из стихотворений, напечатанных в этой книге, были переведены на русский язык впервые.

Книга также содержит некоторые биографические очерки об известных писателях-битниках. огромное собрание уникальных материалов, можно по-настоящему окунуться в культуру битников и понять, какие мысли и идеи были актуальны для них, а также проникнуться смыслом самого направления.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!