Первый русский царь в истории россии. Кто был первым русским царем

Прожил жизнь великую и трагическую. Его имя известно всем, но настоящие события зачастую скрыты или извращены недоброжелателями и не очень честными историками. Имя первого русского царя - Иван IV Васильевич (Грозный).

Высшим титулом правителя на Руси с древности считался «князь». После того как произошло объединение русских княжеств под властью Киева высшим званием правителя стал титул «великий князь».

Титул «царь» носил византийский император в Константинополе. В 1453 году Константинополь пал под ударами турок, а незадолго до этого греческое православие заключило Флорентийскую унию с католическим Римом. В связи с этим последний греческий митрополит был изгнан с Московской кафедры, которая провозгласила себя независимой от Византии. Новых митрополитов выбирали из природных русаков.

Московская Русь, в отличие от Византии, усилиями великих князей, в том числе отцом Ивана IV, а затем и им самим, объединялась, расширялась и укреплялась. Великие московские князья стали называть себя «государями всея Руси» и постепенно приучать иностранных дипломатов и своих подданных к мысли, что их государство - не задворки, а центр истинного христианского мира, не подверженного вероотступническим униям. Появляется и укрепляется в сознании мысль о Москве как о третьем Риме, который является наследником не униатской Византии, как в политике, так и в вере, об особом предназначении Руси.

Кроме всего вышеназванного, титул «великий князь» в Европе воспринимался как «принц» или «герцог» и, соответственно, как вассал или подчиненный императора.

Титул «царь» ставил «государя всея Руси» на один уровень с единственным в то время императором – императором Римской империи, которому номинально подчинялись все европейские короли.

Венчали на царство Ивана IV в 1547 году, в возрасте 17 лет. Правившая страной в то время боярская верхушка надеялась, что царь останется марионеткой в их руках и официальной вывеской государства.

Официальное признание Европой царского титула за московским государем произошло в 1561 году, когда восточный патриарх Иоасаф подтвердил его своей грамотой. Отдельные государства, например, Англия и Швеция, признали титул русского царя раньше патриарха.

Правда и клевета

События жизни первого венчанного русского царя многие сотни лет подвергались откровенно клеветническим инсинуациям со стороны врагов, предателей и тех, кто писал официальную историю. Одним из их основных постулатов является то, что «все начинания царя закончились провалом». Однако среди значительных реформ Ивана IV бесспорными, и получившими дальнейшее развитие, являются:

Вопреки устоявшемуся мнению, Иван Грозный после себя оставил более развитую страну, чем получил в наследство. Разорению страна обязана очередной боярской смуте, которая произошла после смерти царя.

Большую часть «знаний» об истории люди получают из школьных учебников, художественных фильмов, книг и СМИ, которые без зазрения совести повторяют устоявшиеся мифы. Вот некоторые из них об Иване Грозном:

далеко не однозначен, как и время, в которое он жил. Власть – это бремя, которое необходимо нести, и чем лучше это будет получаться, тем больше будет противодействий. Так происходило и с Иваном IV, когда он «модернизировал» страну. Так происходит и с его наследием на протяжении столетий, когда его дела обливают грязью.

Объединение русских земель и становление единого Российского государства окончательно завершилось в конце XV - начале XVI вв. Предшествующая этому эпоха феодального строя и покорения Золотой Орде наконец закончилась, а понятие Российской государственности плотно укрепилось в сознании власти. Этот период проходит под правлением князя , за которым закрепилось прозвище «Великий». Он прекращает междоусобные войны на Руси и создает профессиональную армию.

Объединение земель вокруг Москвы и расширение государственных границ характерно и для Василия III, сына Ивана Великого, который продолжает дело отца. Но самой яркой фигурой в истории России XV-XVI вв. становится сын Василия III – , которому суждено стать первым русским царем.

Царский титул – это совершенно новое отношение к власти, «Божье назначение», которое значительно расширяет возможности монарха в проведении внешней политики и налаживании дружеских отношений с государствами Европы и повышении своего авторитета среди них. События же второй половины XV века лишь способствовали появлению Царской России.


В первую очередь, Русская Церковь обрела независимость от Церкви Византийской. Во-вторых, Константинополь, являвшийся ядром Православного мира, был завоеван турецкой армией. Таким образом, духовное наследие Византийской Империи перешло России, что повлияло на взгляды и стремления монархов в отношении власти.

Царский титул использовался монархами Российского государства с 1547 года по 1721 год. Первым русским царем стал Иван IV, последним – .

Иван Грозный – начало правления, венчание на царство

Будущий государь, заслуживший прозвище «Грозный», родился 25 августа 1530 года. Отец – великий князь Василий III, мать – . Будучи старшим сыном, Иван должен был принять бразды правления по достижению шестнадцатилетнего возраста. Однако формально это случилось гораздо раньше.


Иван IV потерял отца, когда ему было 3 года. Василий III внезапно скончался от болезни. Через 5 лет будущий монарх потерял и мать, став полным сиротой, а управлять страной стали приближенные к власти, стремящиеся занять лидирующие позиции при молодом государе. Среди них - князья Бельские, Шуйские, Глинские, дворянин Воронцов.

Юный государь рос, наблюдая постоянные интриги, лицемерие, насилие и борьбу за власть. Постепенно он сам стал проявлять грубость с малых лет, а в характере появились злость, ненависть и агрессия. Первым заданием для себя он стал считать получение полной и тотальной власти. Поэтому, достигнув шестнадцатилетия, Иван Васильевич Грозный стал полноправным царем государства Российского.


Фреска "Венчание на царство Ивана IV"

Год венчания первого царя – 1547. Обряд проходил в Успенском Соборе Московского Кремля. Были соблюдены все Византийские каноны венчания, но впервые обряд совершил митрополит Русской Церкви, а не папа Римский или патриарх Константинополя. По этой причине, признание Ивана Грозного царем произошло во многих государствах Европы не сразу. Несмотря на это, Российское государство имело теперь иной статус, а Москва считалась царствующей столицей.

Внешняя и внутренняя политика, итоги правления Ивана IV

Получив власть, о которой мечтал с детства, Иван Грозный сразу же приступил к введениям новых реформ на территории своей страны. Разрабатывать их ему помогала Избранная Рада, составлявшая некий правительственный орган при государе. Так была проведена земская реформа, при которой волости и наместники были заменены властью общественной. В 1550 году был издан указ о запрете посещения России купцами из Европейских государств, также был принят новый судебник, направленный на ужесточение прав крестьян и холопов.

С 1565 года Россия разделилась на «опричнину» и «земщину». Земли, которые государь считал лучшими, теперь была выделены для определенной группы лиц – опричников – тех, кто был в особой милости у царя и пользовались его доверием настолько, что имели право лично наказывать каждого, кто был недоволен правлением монарха, вплоть до грабежей и казней. Иван IV сформировал на опричнине дополнительный орган управления совместно с Боярской Думой и создал новое опричное войско из самых верных людей.


Разграбление жителей опричниками Ивана Грозного

На остальной части страны, земщине, все оставалось без изменений, люди отдавали государю большую часть доходов и все время претерпевали бесконечные нападки опричников, лишаясь имущества и жизни.

Непрекращающиеся казни и разграбление опричными войсками земских городов привели к полной разрухе и нищете в России. И только в 1571 году Иван Грозный отменил указ о разделении земель России, когда опричное войско показало абсолютную неспособность самостоятельно дать отпор внешним врагам.


Несмотря на это, внешняя политика на первых этапах была успешна. Войны, нацеленные на расширение границ Российского государства, привели к присоединению части Сибирских земель, Казанского и Астраханского ханства.

Достигнув желаемого в восточном направлении, государь обратил внимание на Запад. Началась 25-летняя Ливонская война, целью которой был выход к Балтийскому морю. Однако в этот раз победы достичь не удалось. Война только усугубила внутреннее положение дел в стране, также была потеряна часть земель России.

Конечно, внешняя политика не ограничивалась лишь завоеваниями и расширением границ. Были налажены отношения с Европейскими странами, такими как Дания, Англия и Германская Империя.

Таким образом, итоги правления Ивана IV неоднозначны.

В период его правления были присоединены Казанское и Астраханское ханства, завоеваны Сибирские земли, налажены отношения с Европейскими государствами. Но проводимые ужесточающие реформы, перешедшие в опричнину, привели к развалу в стране, а изнурительная Ливонская война – к развалу в экономике. Итоги правления Ивана Грозного также противоречивы, как и его личность.

Последние годы жизни и последователи Ивана IV

Страшная трагедия, случившаяся со старшим сыном Ивана Грозного, стала переломным моментом последних лет жизни и правления монарха. Ведь именно царь избил его до смерти в порыве гнева, лишив себя сына, а трон – главного наследника на царствование. Прийти в себя после этого ужасного события государь уже не мог. Он прожил еще 3 года, но ко всему прочему здоровье его было сильно подорвано, соляные отложения в позвоночнике почти обездвижили тело и доставляли сильнейшую боль.


Новым царем становится средний сын Ивана IV, Федор Иоаннович. С детства имея большие проблемы со здоровьем, самостоятельно править он не мог, поэтому власть сосредотачивается в руках , брата жены Федора Иоанновича. Он же впоследствии становится царем с 1598 года и после передает трон своему сыну Федору. Однако в России наступает «смутное время» и период постоянной смены власти.


Только в 1613 году первым царем Земского Собора становится – тот самый представитель рода Романовых, с которого начинается династия, правящая в России на протяжении веков, вплоть до отречения в 1917 году.

На семнадцатом году жизни, 13 декабря 1546 года, Иван объявил митрополиту, что хочет жениться. На другой день митрополит отслужил молебен в Успенском соборе, пригласил к себе всех бояр, даже опальных, и со всеми отправился к великому князю. Иван сказал Макарию: «Сперва думал я жениться в иностранных государствах у какого-нибудь короля или царя; Но потом я эту мысль оставил, не хочу жениться в чужих государствах, потому что я после отца своего и матери остался мал; если приведу себе жену из чужой земли и в нравах мы не сойдемся, то между нами дурное житье будет; поэтому я хочу жениться в своем государстве, у кого Бог благословит по твоему благословлению». Митрополит и бояре, говорит летописец; заплакали от радости, видя, что государь так молод, а между тем ни с кем не советуется.

Но молодой Иван тут же удивил их еще другою речью. «По благословлению отца митрополита и с вашего боярского совета хочу прежде своей женитьбы поискать прародительских чинов, как наши прародители цари и великие князья, и сродник наш Владимир Всеволодович Мономах на царствие и на великое княжение садились; и я так же этот чин хочу исполнить и на царство, на великое княжение сесть». Бояре обрадовались, хотя - как видно из «писем Курбского - некоторые и не очень обрадовались тому, что шестнадцатилетний великий князь пожелал принять титул, который не решались принять ни отец, ни дед его, - титул царя. 16 января 1547 года совершено было царское венчание, подобное венчанию Дмитрия-внука при Иване III. В невесты царю выбрали Анастасию, дочь умершего окольничего Романа Юрьевича Захарьина-Кошкина. Современники, изображая свойства Анастасии, приписывают ей все женские добродетели, для которых только находили они имена в русском языке: целомудрие, смирение, набожность, чувствительность, благость, не говоря уже о красоте, соединенные с основательным умом.

НАЧАЛО БЫЛО БЛАГИМ

БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ, ЦАРЬ

Святейший император Максималиан, вследствие многих побуждений, особенно по настоянию послов Московскаго государя, дал ему следующий титул: «Светлейшему и могущественному государю, царю Иоанну Васильевичу, повелителю всей Руси, великому князю Владимирскому, Московскому, Новгородскому, государю Псковскому, Смоленскому и Тверскому, царю Казанскому и Астраханскому, единственному другу и брату нашему».

А вот следующий титул он сам обыкновенно употребляет в своих грамотах, посылаемых к иностранным государям; этот титул все его подданные должны держать в памяти самым тщательным образом, как ежедневныя молитвы: «Божиею милостию, государь, царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, царь Казанский, царь Астраханский, государь Псковский, великий князь Смоленский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Булгарский, Новгорода Нижняго, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондинский и всей земли Сибирской и северной, от начала наследственный государь Ливонии и многих других стран». К этому титулу он часто прибавляет название монарха, что на русском языке, который в сложениях очень счастлив, весьма удачно переводится словом Samoderzetz, так сказать, который один держит управление. Девизом великаго князя Иоанна Васильевича было: «Я никому не подвластен, как только Христу, Сыну Божию».

ЛЕСТНИЦА С ЗОЛОТЫМИ СТУПЕНЯМИ

В отличие от Византии, на Руси было установлено правило, согласно которому помазанником Божиим становится именно представитель исключительного рода, само происхождение которого связано с тайными судьбами всего мира (Рюриковичи воспринимались как последняя и единственно законная монархическая династия, родоначальник которой, Август, жил во времена боговоплощения и правил в ту эпоху, когда «Господь в римскую власть написася», то есть был внесен в перепись населения как римский подданный). С этого времени начинается история неуничтожимого Ромейского царства, которое несколько раз меняло место своего пребывания, последним его вместилищем накануне Страшного Суда становится Московская Русь. Именно государям этого царства предстоит стать теми, кто духовно подготовит свой народ к «последним временам», когда люди Руси, Нового Израиля, смогут стать гражданами Небесного Иерусалима. Об этом свидетельствует, в частности, важнейший памятник исторического повествования эпохи Грозного, «Степенная книга», в которой особо подчеркивалась душеспасительная миссия Московского царства и его правителей: история рода Рюриковичей уподоблялась там лестнице с золотыми ступенями («златыми степенми»), ведущей на небо, «по ней же невозбранен к Богу восход утвердиша себе же и сущим по них».

Поэтому царь Иван говорил в 1577 г.: «Бог же дает власть, ему ж хощет». Здесь имелась в виду широко распространенная в древнерусской письменности реминисценция из книги пророка Даниила, предупредившего царя Вальтасара о неизбежном возмездии. Но Грозный приводил эти слова для обоснования идеи наследственных прав московских государей, в чем убеждает контекст Второго послания Ивана IV А.М.Курбскому. Царь обвиняет протоиерея Сильвестра и прочих «врагов» трона в попытке узурпации власти и отмечает, что только прирожденные правители могут обладать всей полнотой Богом дарованного «самодержавства».

ГРОЗНЫЙ О ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ

Как же ты не смог этого понять, что властитель не должен ни зверствовать, ни бессловесно смиряться? Апостол сказал: «К одним будьте милостивы, отличая их, других же страхом спасайте, исторгая из огня». Видишь ли, что апостол повелевает спасать страхом? Даже во времена благочестивейших царей можно встретить много случаев жесточайших наказаний. Неужели ты, по своему безумному разуму, полагаешь, что царь всегда должен действовать одинаково, независимо от времени и обстоятельств? Неужели не следует казнить разбойников и воров? А ведь лукавые замыслы этих преступников еще опаснее! Тогда все царства распадутся от беспорядка и междоусобных браней. Что же должен делать правитель, как не разбирать несогласия своих подданных? <...>

Разве же это «супротив разума» - сообразоваться с обстоятельствами и временем? Вспомни величайшего из царей, Константина: как он, ради царства, сына своего, им же рожденного, убил! И князь Федор Ростиславич, прародитель ваш, сколько крови пролил в Смоленске во время Пасхи! А ведь они причислены к святым. <...> Ибо всегда царям следует быть осмотрительными: иногда кроткими, иногда жестокими, добрым же - милосердие и кротость, злым же - жестокость и муки, если же нет этого, то он не царь. Царь страшен не для дел благих, а для зла. Хочешь не бояться власти, так делай добро; а если делаешь зло - бойся, ибо царь не напрасно меч носит - для устрашения злодеев и ободрения добродетельных. Если же ты добр и праведен, то почему, видя, как в царском совете разгорелся огонь, не погасил его, но еще сильнее разжег? Где тебе следовало разумным советом уничтожить злодейский замысел, там ты еще больше посеял плевел. И сбылось на тебе пророческое слово: «Вы все разожгли огонь и ходите в пламени огня вашего, который вы сами на себя разожгли». Разве ты не сходен с Иудой-предателем? Так же как он ради денег разъярился на владыку всех и отдал его на убиение, находясь среди его учеников, а веселясь с иудеями, так и ты, живя с нами, ел наш хлеб и нам служить обещался, а в душе копил злобу на нас. Так-то ты соблюл крестное целование желать нам добра во всем без всякой хитрости? Что же может быть подлее твоего коварного умысла? Как говорил премудрый: «Нет головы злее головы змеиной», также и нет злобы злее твоей. <...>

Неужели же ты видишь благочестивую красоту там, где царство находится в руках попа-невежды и злодеев-изменников, а царь им повинуется? А это, по-твоему, «сопротивно разуму и прокаженная совесть», когда невежда вынужден молчать, злодеи отражены и царствует богом поставленный царь? Нигде ты не найдешь, чтобы не разорилось царство, руководимое попами. Тебе чего захотелось - того, что случилось с греками, погубившими царство и предавшимися туркам? Это ты нам советуешь? Так пусть эта погибель падет на твою голову! <...>

Неужели же это свет - когда поп и лукавые рабы правят, царь же - только по имени и по чести царь, а властью нисколько не лучше раба? И неужели это тьма - когда царь управляет и владеет царством, а рабы выполняют приказания? Зачем же и самодержцем называется, если сам не управляет? <...>

В январе 1547 года в Успенском соборе Кремля состоялось венчание на царство великого князя Московского Ивана Васильевича…

Царский венец и трон. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» / РИА Новости

Иван Васильевич первым из русских государей стал царем всея Руси, а Русское государство во всеуслышание заявило о себе как о наследнике великой Византийской империи.

«Невозможно христианам иметь Церковь и не иметь царя»

Со времени Крещения Руси Византия была для русских своеобразным эталоном, которым поверяли политическое устройство, развитие культуры и искусства. Так, по словам великого князя Московского Симеона Гордого , царство ромеев «есть источник всякого благочестия и училище законодательства и освящения».

Даже накануне падения Константинополя авторитет византийского императора в глазах русских был чрезвычайно высок. Византийскую идею царя раскрыл в письме великому князю Московскому Василию I Дмитриевичу (1389) патриарх Константинопольский Антоний IV: «Святой царь [имеется в виду византийский император. – Т. С. ] занимает высокое положение в Церкви, но не то, что другие поместные князья и государи. Цари вначале упрочили и утвердили благочестие во вселенной; цари собирали Вселенские соборы, они же подтвердили своими законами соблюдение того, что говорят божественные и священные каноны о правых догматах и благоустройстве христианской жизни, и много подвизались против ересей. <…> На всяком месте, где только имеются христиане, имя царя поминается всеми патриархами и епископами, и этого преимущества не имеет никто из прочих князей и властителей. <…> Невозможно христианам иметь Церковь и не иметь царя. Ибо царство и Церковь находятся в тесном союзе и общении между собой и невозможно отделить их друг от друга. <…> Один только царь во вселенной, и если некоторые другие из христиан присвоили себе имя царя, то все эти примеры суть нечто противоестественное и противозаконное».

Впитав уроки византийских учителей, на Руси хорошо усвоили саму идею царя как некой от Бога данной и Богом утвержденной силы, призванной в согласии со священством охранять и укреплять правоверие во вселенной…

Уния и падение Второго Рима

Василий Темный в 1440 году отвергает соединение с латинскою церковью, принятое митрополитом Исидором на Флорентийском соборе. Гравюра Б.А. Чорикова. XIX век

Московские князья никогда не забывали, что они связаны с императорским домом узами кровного родства. Как было написано в инструкциях, данных в 1489 году Иваном III русскому послу, направленному к императору Священной Римской империи Фридриху Габсбургу , князья на Руси «по изначальству были в приятельстве с передними римскими цари… да и государь наш в братстве и любви был с ними…».

Однако образ вселенского владыки на протяжении многих десятилетий оставался для московских правителей недостижимым, хотя и влекущим идеалом. Известно, что еще со времен Дмитрия Донского отдельные князья в некоторых случаях именовали себя царями. Но это был титул «для внутреннего пользования»: он лишь подчеркивал значение князей как независимых правителей, получивших такой статус по праву наследства. Общаясь же с внешним миром, русские князья не требовали от владык других стран называть их царями.

Ситуация резко изменилась в середине XV века. В 1439 году во Флоренции была подписана уния православной церкви с католической, а спустя несколько лет, в 1453-м, под ударами турок пал Константинополь. То, что византийский император, от Бога призванный охранять основы веры, решился на подписание унии, произвело неизгладимое впечатление на русских. А еще большее впечатление произвело на них падение Второго Рима под ударами «неверных»: в Москве оно воспринималось как «наказание Божье» за союз греков с латинянами.

В сложившейся ситуации впервые в новой для русских правителей роли блюстителя православия выступил Василий Темный. В одном из полемических сочинений, направленных против унии, – «Сказании о Флорентийском соборе» – великий князь Московский уже назван «всея русския земли утверждением, а греческой веры подтверждением и поддержанием».

Венчание на царство

Тем ощутимее для русских было значение венчания на царство Ивана IV в январе 1547 года, демонстрировавшего всему миру право наследования Россией той роли, которую некогда играли на международной арене Византия и ее император, почитавшийся царем всех православных христиан.

Одни историки (в частности, этой точки зрения придерживался Василий Ключевский ) считают, что инициатива венчания на царство исходила непосредственно от молодого великого князя Ивана Васильевича, которому к тому моменту не исполнилось и 17 лет. Однако большинство исследователей (вслед за Николаем Карамзиным ) полагают, что первым с такой идеей выступил тогдашний глава Русской церкви – митрополит Макарий, один из наиболее близких советников будущего царя и его духовный наставник.

Известно, что Иван IV венчался на царство не получив благословения патриарха Константинопольского и, следовательно, незаконно согласно средневековым канонам. Венчание молодого государя проходило в соответствии с чином и ритуалом, которые специально по этому случаю разработал, вероятнее всего, митрополит Макарий.

Как отмечают исследователи, составленный тогда чин имел ряд отличий от византийского. Так, в русский чин не вошло возглашение царя святым, которое следовало сразу после миропомазания. По-видимому, сам ритуал миропомазания не был совершен над Иваном IV. Дело в том, что подробный текст византийского чина был прислан из Константинополя лишь в начале 1560-х годов, когда после долгих переговоров Ивану Грозному post factum удалось добиться патриаршего благословения на уже свершившееся венчание и тем самым обеспечить законность своего царского титула.

Митрополит Макарий возложил на великого князя знаки царского достоинства – крест, бармы и шапку Мономаха – и благословил его. Затем он обратился к нововенчанному государю с наставлением, которому отводилась очень важная роль в церемонии. Пастырь увещевал царя: «Братию свою по плоти люби и почитай… Бояр же и вельмож жалуй и береги по их отечеству; ко всем же князем и княжатам, и детем боярским, и ко всему христолюбивому воинству буди приступен, и милостив, и приветен по царскому своему сану и чину; всех же православных христиан блюди и жалуй и попечение о них имей от всего сердца…»

Почему Иван – Четвертый?

Интересно, что Иван Грозный не всегда обозначался как Четвертый. Во-первых, в допетровскую эпоху цифрового обозначения монархов вовсе не существовало. А во-вторых, известно, что в 1740 году Иван Антонович был провозглашен императором под именем Иоанна III.

Таким образом, Иван Грозный считался Иоанном I, поскольку именно он первым был венчан на царство. И только Николай Карамзин в своей «Истории государства Российского» начал отсчет с великого князя Ивана Калиты: тогда Иван Грозный и стал Четвертым. В дальнейшем в историографии утвердилась именно эта традиция.

Иван I (Калита)

Иван II (Красный)

Иван III (Великий)

Иван IV (Грозный)

«Великое православное самодержство»

В Европе изменение титула московского правителя было воспринято болезненно: если ранее великий князь по своему значению был равен принцу или великому герцогу, то теперь царь становился на один уровень с императором Священной Римской империи.

Католическая Европа провозгласила Ивана «самозванцем», а вот протестантские страны достаточно быстро признали его царское достоинство – первыми в этом ряду стали Англия и Дания. Позже к этой позиции присоединился и император Священной Римской империи Максимилиан II . Польские же короли, опираясь на поддержку папского престола, не признавали московских правителей царями вплоть до XVII века. Эта проблема явилась одним из узловых пунктов дальнейших русско-польских конфликтов…

Православные поместные церкви вскоре после венчания на царство Ивана Васильевича признали его новый титул, и даже патриарх Константинопольский поминал русского царя по обряду, ранее применявшемуся только к византийским императорам. В новых исторических условиях, когда Русь оказалась единственным неподвластным турецкому султану православным государством, страны-единоверцы начали воспринимать ее как «великое православное самодержство». Именно в ней отныне видели оплот православия. Многочисленные посольства просителей милостыни и защиты из Константинополя и монастырей Афона исподволь внушали русским правителям мысль об их долге «избавить угнетенных христиан от агарянского племени».

Несмотря на то что в Москве к этим идеям относились с большой осторожностью, они ложились на хорошо подготовленную почву. Уже в 1548 году братия Хиландарского монастыря в послании к Ивану IV титуловала его «единым правым государем, белым царем восточных и северных стран… святым, великим благочестивым царством, солнцем христианским… утверждением седми соборных столпов». А в 1557 году посланные от патриарха Константинопольского с просительной грамотой именовали в ней русского царя «святым царством» и заявляли о соборном уложении «молить Бога о царе и великом князе Иване Васильевиче, яко же о прежних благочестивых царях».

Трудно сказать точно, было ли это соборное уложение результатом политики Ивана IV, требовавшего признания своего царского титула, либо это было одним из направлений политики восточного духовенства, доказывавшего русским, что их долг – защищать восточную церковь. Очевидно лишь то, что Иван Грозный воспринял эти идеи весьма непосредственно.

Венчание Ивана IV на царство. Миниатюра Лицевого летописного свода. XVI век

Венчавшись царским венцом, он действительно почувствовал себя самодержцем, равным византийским императорам – повелителям восточной половины мира. Однако в реальной политике ему пришлось столкнуться с резким непризнанием его нового статуса государями европейских держав и с «неповиновением подданных». Отныне вся деятельность царя – политическая, литературно-публицистическая – была посвящена построению изощренной системы доказательств его законного права на царский венец.

Мономахов трон

Несмотря на враждебное отношение со стороны западных правителей, сам Иван Грозный ощущал себя помазанником Божиим, противиться воле которого – все равно что противиться воле Бога. Одну из важнейших своих задач он видел в том, чтобы изменить традиционное для Руси отношение к правителю как к первому среди равных. Всеми доступными ему средствами венчанный государь проводил в жизнь идею о том, что царь – фигура священная. Это нашло отражение не только в политических шагах, предпринятых им вскоре после венчания на царство, и литературных произведениях, вышедших из-под его пера, но и в своеобразной художественной «программе», осуществленной царем.

Одним из пунктов этой «программы» было появление в Успенском соборе Кремля в 1551 году, то есть по прошествии четырех лет после венчания на царство, знаменитого Мономахова трона. Ивану Грозному было хорошо известно о существовании особого императорского моленного места в Святой Софии Константинопольской: оно называлось митаторием и располагалось в юго-восточной экседре храма. Идея «трона» в Успенском соборе была явно навеяна византийским образцом.

Царское моленное место и поныне стоит вблизи алтаря на южной стороне храма. Это монументальное сооружение имеет форму четверика с шатровым покрытием. Сюда, под сень шатра, венчанный царь, как некая святыня, восходил для молитвы в дни торжественных служб в Успенском соборе.

Заметим, однако, что если сама идея митатория была заимствована из Византии, то форма и декор «трона» весьма оригинальны. Его боковые стенки украшены барельефами, на которых воспроизведены легендарные сюжеты из русской истории. Здесь рассказывается о том, как русский великий князь Владимир Мономах получил в дар от византийского императора знаки царского достоинства – венец и бармы, венчался ими на царство и заслужил право именоваться царем. Эта легенда в годы правления Ивана Грозного имела огромное политическое значение. Она использовалась для доказательства законности права великого князя на царский венец и упоминалась практически во всех официальных документах того времени.

Резная надпись на подзоре (фризе) Мономахова трона представляет собой библейский текст, восходящий ко Второй и Третьей книгам Царств. Это обетование Господне израильским царям Давиду и Соломону, утверждающее божественный характер царской власти: «Аз избрах тя царя, взях тя за десницу твою и устроих тебе обладати людьми моими во вся дни живота твоего…»

В сочетании с сюжетами барельефов, где главным действующим лицом был русский великий князь, библейский текст воспринимался как обетование царскому роду Рюриковичей и русскому царю как преемнику ветхозаветных царей и византийских императоров. Не случайно в одном из своих посланий Иван Грозный, основываясь на родословии «дозаконных» царей, происшедших от Авраама, так объяснял возникновение института царской власти: «И сице обетова Бог Аврааму: яко отца многим языком сотворю тя, и царие из тебе изыдут».

Митрополит Макарий

Одним из наиболее значительных церковных деятелей эпохи Ивана Грозного был митрополит Московский и всея Руси Макарий. Уроженец Москвы, он принял постриг в монастыре преподобного Пафнутия Боровского. В 1526 году Макарий стал архиепископом Новгородским и Псковским, а в 1542-м был возведен на московскую митрополичью кафедру. Ряд историков считают, что именно он предложил Ивану венчаться на царство. Он же благословил царя на поход против Казанского ханства в 1552 году, завершившийся взятием Казани.

При нем получило продолжение прославление (канонизация) русских святых, для чего было созвано два больших церковных собора – в 1547 и 1549 годах, а в 1551-м проходил Стоглавый собор, решения которого были зафиксированы в сборнике, известном под названием Стоглав. Под руководством митрополита Макария были составлены «Великие Четьи-Минеи» – первый полный свод житий святых, святоотеческих поучений и других богословских текстов (впоследствии он был переработан святым Димитрием Ростовским). Сборник, выстроенный по месяцам, состоял из 12 томов.

Макарий покровительствовал первопечатнику Ивану Федорову: Печатный двор на Никольской улице в Москве был открыт при деятельном участии митрополита. После падения «Избранной рады» Макарий оказался единственным ее членом, избежавшим царской опалы. Скончался он в последний день 1563 года. В 1862 году его образ был увековечен среди скульптурных изображений крупнейших деятелей церкви на знаменитом памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде, а в 1988-м на Поместном соборе Русской православной церкви митрополит Макарий был причислен к лику святых.
Митрополит Макарий венчает на царство Ивана IV. Гравюра с оригинала К.В. Лебедева

Портретная галерея Архангельского собора

Существовал еще один византийский обычай: при восшествии на престол императоры отдавали распоряжения об устройстве своей будущей гробницы, им даже приносили куски мрамора, чтобы они выбрали материал для саркофага. Смысл этой церемонии состоял в том, чтобы напомнить царю о его человеческой, смертной и греховной природе.

Следуя византийским примерам, Иван Грозный проявил особую заботу об украшении московского Архангельского собора – усыпальницы Рюриковичей, где в алтарной части, в диаконнике, приготовили место для царского погребения. Сам собор был расписан по царскому указу в 1564–1565 годах.

Главной отличительной чертой программы росписи храма, в разработке которой Иван IV, вероятно, принимал участие, стали надгробные портреты покоящихся в нем князей московского дома, предков венчанного царя. Примечательно, что все князья были изображены с нимбами над головой как представители династии, породившей царя-помазанника, каким себя ощущал Грозный. Их святость подтверждала и узаконивала его право на царский венец.

Не случайно и появление на стенах Архангельского собора портрета византийского императора Мануила Палеолога (в росписи, обновленной в XVII веке, Мануил превратился в Михаила), который был помещен на юго-восточном столпе среди изображений русских князей. Его портрет в этом ряду лишний раз подтверждал, что имперская традиция не умерла с падением Византийской империи, но нашла свое развитие при дворе русского царя.

В системе росписи Архангельского собора портрет императора уже не демонстрировал идею власти главы христианского мира, а символизировал верность русских князей имперской идее и тем традициям, которые были восприняты ими от Византии. Он служил напоминанием о праве московской державы – нового Рима – наследовать статус христианской империи.

Для доказательства царского происхождения кроме демонстрации святости рода необходимо было и детальное знание генеалогического древа, причем чем глубже в века уходили его корни, тем больше оснований находилось для подтверждения величия династии.

Византийский император Михаил Палеолог. Фреска юго-восточного столпа в Архангельском соборе Московского Кремля

Об актуальности этой идеи свидетельствует переписка Ивана Грозного с европейскими монархами. В письме шведскому королю Юхану III , не желавшему признавать русского великого князя царем, Иван IV высказывал сомнения относительно царского происхождения самого Юхана и указывал на то, что шведский государь не аргументировал свои претензии генеалогическими построениями: «Всего же достовернее будет, если ты пришлешь запись о своем государском роде, о котором ты писал, что ему 400 лет, – кто и какой государь после кого сидел на престоле, с какими государями были в братстве, и мы оттуда уразумеем величие твоего государства». С этой точки зрения княжеские портреты в Архангельском соборе не только подтверждали законность власти царствующего самодержца, но и были призваны демонстрировать мощь и величие державы.

Сакрализация власти

За долгие годы правления первый русский венчанный царь Иван Васильевич пережил многое – от радостного и бодрого упоения величием своей власти, по праву наследованной от византийских императоров, до мрачного разочарования и ощущения бессилия изменить что-либо в собственной судьбе и судьбе своего государства, что обернулось для его подданных невиданными по жестокости казнями.

В одном лишь царь был всегда последователен: на протяжении всей своей жизни самыми разными способами – сочинением литературных произведений, введением в обиход ритуалов византийского императорского двора, созданием художественных ансамблей со сложной идеологической программой, раскрывавшей идею царства, – он проповедовал воспринятую от Византии концепцию харизматической, то есть наделенной особыми благодатными дарами, царской власти.

На этом поприще Иван IV преуспел. Благодаря его стараниям традиционные для Руси представления о власти в значительной мере изменились. Отныне в царе видели не просто личность, которой полагается воздавать определенного рода почести, а предмет священного чувства и веры. С этого момента стал набирать силу процесс сакрализации царской власти, уже через столетие сформировавший специфически русское отношение к самодержавию как к понятию, принадлежащему не столько к области права, сколько к области веры.

Татьяна Самойлова,
кандидат искусствоведения (при участии Никиты Брусиловского)

Всем нам хорошо знакома последняя царская династия Романовых. А кто был первый русский царь? И почему русские правители стали называть себя царями?

Как на Руси появились цари?

Царь – это наивысший титул монархической власти на Руси. Чтобы русские правители могли носить этот титул, немаловажную роль сыграла Русская Православная Церковь. Царский титул – это не просто словесное выражение высочайшей степени власти, но и целая философия, созданная Церковью.

Православная церковь стала наследницей Греческой Церкви и Византийской империи. Царское звание официально досталось московским князьям от Царьграда (Константинополя). Произошло это примерно в 16 веке. С этого времени все русские государи называли себя наследниками боговенчанных Византийских басилевсов.

Наследие Византийской империи

Ряд исторических событий привел к тому, что во второй половине 15 века, после падения Константинополя, на политической карте мира образовалось новое русское государство – Московское. Дикарка-Москва не только получила державную власть, но и освободилась от ига Золотой Орды, став общерусским державным центром и объединив под собой большую часть раздробленных русских земель. На престоле тогда сидел Великий князь Иван III Великий (Рюрик), который после признания Москвы стал называть себя «Государем Всея Руси». Благодаря ему, дворцовый обиход «обзавелся» забытыми византийскими ритуалами и великолепием. Иван III Великий завел себе великокняжескую печать, с одной стороны которой был изображен двуглавый орел, с другой – воин-ездец, поражающий дракона (на первоначальной версии печати был изображен Лев (символ Владимирского княжества), терзающий змею).

Согласно русской летописи 15-16 вв. «Сказание о князьях Владимирских», Московский княжеский дом был тесно связан с римским императором Августом, от имени которого северными землям Римской империи, расположенными на берегу Вислы, правил его легендарный родственник Прус. Его потомком считается не менее легендарный основатель княжеского рода Рюрик. Именно его в 862 году новгородцы пригласили на княжеский престол. Следовательно, Иван Великий был его отдаленным потомком, а, значит, и потомком римских императоров, власть которых освящалась древней традицией престолонаследия. Именно поэтому Иван Великий и его Московское государство были признаны всеми европейскими династиями.

Кроме этого, согласно тому же «Сказанию», великий князь киевский Владимир Мономах получил в подарок от византийского императора Константина IX царские регалии (диадему, золотую цепь, венец, сердоликовую чашу, «крест Животрепещущего Древа» и царские бармы), принадлежавшие, согласно легенде, самому римскому императору Августу. Отсюда можно сделать вывод, что древнерусских князей Византийская империя уже тогда считала своими наследниками. Впоследствии эти регалии использовались при коронации первого русского царя.

Многие историки ставят под сомнение факт получения даров для коронации, ведь все предшественники первого русского царя ни разу их не одевали.

Венчание на царство

С момента появления Московского царства все государи, начиная с 15 века, носили великокняжеский титул. Тогда откуда на Руси появились цари? И кто был первый русский царь?

Несмотря на то, что историки приводят дипломатическую переписку Ивана III Великого, в которой наравне с императорским титулом употребляется титул «царь», в официальном обращении князья не использовали словесное выражение наивысшей власти до того времени, пока в январе 1547 года Иван (Иоан) IV Грозный не венчался на царство, именовав себя Царем Всея Руси.

Этот шаг стал важным не только в политической жизни русского государства, но и серьезной реформой, поскольку возвышал русского государя над всеми европейскими монархами и существенно поднимал Россию в отношениях с Западной Европой. Изначально титул Великого князя воспринимался европейскими дворами, как титул «принца» или «великого герцога», а титул царя позволил русскому правителю встать вровень с единственным европейским императором Священной Римской империи.

Летописцы понимали это событие по-своему – они считали Русь политической наследницей Византии после падения Константинополя, в результате которого русский царь сохранил христианские православные традиции и значимость Церкви.

Молодого царя Ивана Грозного короновал митрополит Макария. Церемония венчания на Царство проходила в Успенском соборе с особой пышностью. Коронация нового царя заключалась в приобщении в Святым тайнам, помазанию миром и возложении на самодержца царских регалий – бармы, шапки Мономаха и креста Животворящего Древа, которые, согласно легенде, принадлежали римскому императору Августу.

Молодого русского царя долго не признавали в Европе и Ватикане, пока патриарх Константинопольский Иоасафа II в 1561 году не выдал подтверждение статуса нового государя. Таким образом, осуществилась идея божественного происхождения царской власти, тесно связав царские и духовные интересы.

Необходимость принятия Великим князем Иваном Васильевичем царского титула было вызвано не только со стремлением Церкви сохранить свое владычество над русскими землями, а, прежде всего, с постоянными междоусобными кровавыми стычками между крупнейшими аристократическими родами, которые привели к упадку закона и порядка.

Только благодаря Церкви и некоторым русским аристократам, молодой Иван IV был избран для великой цели – прекратить эпоху беззакония. Для этого была придумана и реализована отличная идея – высоко возвеличить правителя над всей знатью, возведя его в царское звание, и женить на представительнице древнего рода Анастасии Захарьиной-Юрьевой.

Став царем и получив новый статус, Иван IV обрел не только роль главы семьи, но и государя православного мира, возвышающегося над русскими аристократическими кланами.

Благодаря русскому «священству» и царскому титулу, русский царь успешно проводит ряд реформ, в результате которых в стране воцаряется порядок, а молодое Московское государство признают в Европе.

Кто бы первый русский царь?

На вопрос «Кто был первый русский царь? » можно дать два ответа. Прежде всего, не стоит забывать о периоде, когда Русью правил Великий князь Иван III Великий из династии Рюрика. Именно под его правлением произошло объединение разрозненных русских земель в единое государство. Он первый в различных государственных актах и дипломатических грамотах стал именоваться не Иван, а Иоанн, и присвоил себе титул самодержца. После падения Византийской империи Иоанн III считал себя преемником византийских императоров, породнившись для этого с племянницей последнего императора Византии - Константина. Согласно праву наследования, Великий князь разделил со своей женой самодержавное византийское наследие и стал внедрять у себя в Кремле византийский дворцовые ритуалы, придворный этикет и великолепие, царившее в рухнувшей империи. Изменений претерпело все, включая облик Москвы, Кремля, дворцовую жизнь и даже поведение самого Великого князя, которое стало более величественным и торжественным.

Несмотря на такие новшества, официально «Царем Всея Руси» Иван III так и не называл себя. До середины 15 века царями в Древней Руси назывались только византийские императоры и золотоордынские ханы, в подчинении у которых несколько сот лет находились русские земли, платившие татарам дань. Царем можно было стать только тогда, когда русские князья избавлялись от ханской данности, что и произошло в 16 веке, когда пришел конец татарскому игу.

К концу 15 века Иван III начинает скреплять важные политические документы печатью, на одной стороне которой был изображен двуглавый орел – герб византийского императорского дома.

Однако, несмотря на все свои старания, первым русским царем стал не Иоанн III. Кто бы первый русский царь? Официальное венчание на царство произошло в 1547 году и первым русским царем стал Иоанн IV Грозный. После него все правители стали носить царский титул, который передавался по наследству по мужской линии. Дворянский титул «Великого князя/княгини» автоматически присваивался всем царским наследникам при рождении, как титул «принца».

Поэтому первым официальным русским царем, признанным европейскими монаршими домами, стал внук Ивана III, Иван IV Грозный.

Происхождение слова «царь»

Царь Всея Руси – такой титул носили российские монархи в период 1547-1721 гг. Первым русским царем был Иван IV Грозный (из династии Рюрика), последним – Петр I Великий (династия Романовых). Последний впоследствии изменил царский титул на титул императора.

Считается, что слово «царь» происходит от римского «цезарь» (лат. - «Caesar») или «кесарь» - такой титул носили римские императоры во времена Римской империи. Слово «цезарь» происходит от имени римского императора Юлия Цезаря, от которого все римские императоры получили впоследствии свою власть. Несмотря на такую связь двух слов «царь» и «цезарь», сам Юлий Цезарь не стремился именовать себя царем, помня печальную судьбу последних семи царей Древнего Рима.

  • Слово «цезарь» у римлян заимствовали их соседи (готы, немцы, балканы и русские) и так именовали своих верховных властителей.
  • В древнеславянском лексиконе слово «цезарь» пришло от готов и постепенно сократилось до «царь».
  • В письменности впервые слово «царь» упоминается с 917 г. – такой титул носил болгарский царь Симеон, первым принявший этот титул.

Кроме этой версии, существует еще одна версия происхождения слова «царь», которую дает один из представителей русской литературы 17 в. Сумароков. Он пишет, что слова «Царь» и «Цесарь» обозначают не «Короля», как думали многие европейцы, а «Монарха», и происходит слово «царь» от слова «отецъ, из котораго зделано слово Отцаръ».

С другой стороны, выдающийся русский историк Н.М. Карамзин также не согласен с римским происхождением слова «царь», не считая его сокращением от «Цезарь». Он утверждает, что «царь» имеет более древнее происхождение, не латинское, а восточное, ссылаясь на такие имена ассирийских и вавилонских царей, как Набонассар, Фалассар и др.

В древнерусской истории неформальный титул царя употребляли, начиная с 11 века. Систематическое использование царского титула, в основном в дипломатических документах, встречается во времена правления Ивана III. Кто был первый русский царь? Несмотря на то, что наследник Ивана III Василий III довольствовался титулом Великого князя, его сын, внук Ивана III, Иван IV Грозный, достигнув совершеннолетия, официально короновался (1547) и впоследствии стал носить титул «Царь Всея Руси».

С принятием Петром I императорского титула титул «царь» стал полуофициальным и «ходил» в употреблении до свержения монархии в 1917 году.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!