Подземные святыни Киево – Печерской Лавры, какие тайны они хранят. Православные святыни: Киево-Печерская лавра

Киево-Печерская лавра - одно из самых популярных мест в Киеве, которое посещают туристы, гости столицы Украины и верующие. Ближние пещеры привлекают посетителей своей загадочностью, древней историей и интересными легендами о подземных сокровищах и целительной силе.

История Лавры

Основание Киево-Печерской лавры приходится на 1051 г., период правления князя Ярослава Мудрого. Это была эпоха Крещения Руси, и сюда стали приходить первые пастыри православной церкви и иноки. Некоторые монахи бежали из Византии, что имело большое значение для обретения здесь особого места и приобщения людей к монашескому образу жизни. Простые древнерусские люди испытывали благоговение перед святыми иконами и монахами.

Многие приходящие в город монахи искали уединения, которое они смогли найти в пещерах и подземельях. Слово «лавра» в переводе с греческого означает «церковное поселение» или «застроенный квартал».

Самым первым поселенцем Ближних пещер был Иларион, который позднее стал Митрополитом Киевским. Здесь также жил монах Антоний, ставший основателем монастыря, и его ученик Феодосий, которому историки приписывают заслуги по привитию монашества в Древней Руси в соответствии с окружающей обстановкой.

В 1073 г. при Антонии Печерском был возведен Успенский Собор Пресвятой Богородицы, который в дальнейшем не раз подвергался разрушениям в результате набегов монголов, войн, пожаров и землетрясений. Последнее разрушение произошло в 1941 г., когда его взорвали немецкие оккупанты. И только в 1995 г. началось возрождение храма, которое успели закончить к августу 2000, к началу торжеств, посвященных 950-летию Киево-Печерской Лавры.

Основные объекты Лавры

Киево-Печерская Лавра представляет собой большой комплекс сооружений, состоящий из Успенского Собора, Онуфриевской башни, Трапезной церкви св. Антония и Феодосия, Крестовоздвиженской церкви, Церкви Рождества Пресвятой Богородицы, Храма Иконы Божьей Матери и мн. др.

И конечно, особой популярностью и известностью пользуются Ближние и Дальние пещеры Киево-Печерской Лавры, которые сохраняют множество древних захоронений. Длина их составляет соответственно 300 и 500 м. Их названия указывают на отдаленность от Верхней лавры и Большой Церкви, которая была первым каменным храмом в годы, когда первые монахи стали перебираться из пещер на поверхность.

1000 лет назад пещерный монастырь, расположившийся на берегах Днепра, напоминал, скорее всего, современные надднестрянские монастыри: несколько узких входов, начинающихся на склонах или террасах, которые вели вглубь покрытых лесом холмов. От них вели тропинки, некоторые — вниз, к воде, другие — вверх.

Ближние пещеры Лавры

По своему предназначению подземелья вначале использовались монахами для жилья. Общая длина переходов составляет 383 м, высота - до 2 м, и ширина - до 1,5 м. Катакомбы проложены в подземном слое глубиной 5-15 м от поверхности. Все они были вырыты в древности поселенцами в пористом песчанике, из которого состоят холмы в Киеве. Поиски же каких-то ближайших соляных пещер в этом районе бессмысленны. Такие лечебные комнаты в городе существуют только в искусственном виде.

Подземелья, именующиеся также Антониевыми пещерами, состоят из:

  • трех улиц, главная из которых - Печерская, начинается от Введенской церкви, самой большой в подземной части Лавры;
  • трапезной комнаты, где раньше собирались монахи;
  • трех подземных пещерных церквей: Введения, Антония и Варлаама.

На стенах пещер ученые обнаружили надписи на разных языках, датированные 12-17 вв. Из-за того, что стены долгое время покрывали побелкой, они оставались неизученными. Однако когда археологи смыли верхние слои и сняли штукатурку, то обнаружили красивые фрески, созданные руками древних мастеров.

Современный вход в Ближние пещеры Киево-Печерской Лавры сделан в виде двухэтажного здания рядом с Кресто-Воздвиженским храмом, которое было построено по проекту А. Меленского в начале 19 ст.

Жизнь монахов в пещерах

Монахов, которые жили в пещерах постоянно, было не так много — только настоящие аскеты, которые сами себя замуровывали в кельях, оставляя небольшое окошко для передачи воды и пищи. Спали они на деревянных кроватях. Центральный вход вначале был укреплен деревянными опорами, а затем кирпичными, рядом ставили печь для обогрева пещерных подземелий.

Под землей были устроены и храмы, в которых молились монахи, а также приходящие паломники, количество которых с каждым годом увеличивалось. Из-за большого наплыва верующих монахи постепенно расширяли и удлиняли подземные ходы, т. к. некоторые богомольцы даже застревали в узких местах.

История Ближних и Дальних пещер разделяется на четыре временных периода:

  • 11 ст. — в подземных кельях живут монахи;
  • 11-16 вв. — пещеры преобразованы в некрополь;
  • 17-20 вв. — они стали местом паломничества верующих;
  • 20 ст. — стали объектом научных исследований.

После того как большинство подземных жителей решили перебраться жить на поверхность, в надземные кельи, более удобные, светлые и теплые, пещеры стали местом захоронения, лаврским некрополем. Здесь хоронили самых праведных и знаменитых людей, среди которых были не только монахи. Есть даже мощи и голова римского епископа св. Климента, перевезенные из Десятинной церкви, разрушенной при татаро-монгольском нашествии.

Были сделаны специальные переходы для того, чтобы паломники шли по кругу, не устраивая заторов. Подземные жители проложили коридоры, перпендикулярные основным, и в них установлены гробы с мощами лаврских угодников. В подземных кладбищах существует сухой микроклимат и постоянная температура, что способствует частичной мумификации тел умерших и длительному их сохранению.

В 1830 г. в некоторых подземных ходах Ближних пещер полы выложили чугунными плитами, привезенными из Тулы.

Захоронения и мощи

В подземных лабиринтах расположено множество ниш, в которых стоят захоронения, — аркосолии, крипты-склепы, а также локулы, узкие гробницы в стенах. В аркосолиях и криптах традиционно хоронили знатных и именитых покойников, в локулах — простых людей.

Самые известные исторические захоронения, причем не только святых, в Ближних пещерах (всего 79):

  • Ильи Муромца, которое свидетельствует о его реальном существовании;
  • Нестора Летописца, написавшего знаменитую «Повесть временных лет»;
  • первого лекаря Киевской Руси Агапита;
  • иконописцев Аллипия и Григория;
  • князя Черниговской династии Николая Святоша;
  • Григория Чудотворца;
  • Младенца-мученика Иоанна, которого князь Владимир принес в жертву во времена языческих верований, и др.

Карты пещер

Долгая работа по поиску в архивах старинных карт увенчалась в результате почти 30 экземплярами, на которых были графические изображения и планы за последние 400 лет. Самая древняя из них датируется 17 в.

Ранние графические рисунки пещер были обнаружены на полях рукописи купца из Львова Грюневега, который посещал Лавру в 1584 г. На одном из них, например, изображен вход в подземелья, укрепленный дубовыми сваями, и приведен рассказ о протяженности катакомб на 50 миль.

Первая карта лаврских подземных ходов находится в книге «Тератургима», написанной монахом А. Кальнофойским в 1638 г. Планы Дальних и Ближних пещер были составлены монахами Лавры, они содержат систему условных знаков, цифры и объекты и почти полностью соответствуют современному определению таких карт.

Следующие ценные объекты летописи — карты из сборника «Киево-Печерского патерика» (1661), выполненные гравером Ильей.

После составления подробных карт и исследований подземных переходов уже в 21 веке были обнаружены замурованные ходы, которые вскрыли археологи. Они идут в разных направлениях - к Успенскому собору, некоторые - к Днепру, однако дальнейшему продвижению препятствуют большие обвалы грунта.

Современный план-схема Ближних пещер приведен ниже, он содержит указания на все основные захоронения известных монахов и святых, также на нем указаны расположение подземных церквей, кельи и другие помещения.

Легенды и сокровища

Существует множество легенд про несметные сокровища, хранящиеся в подземельях Лавры. Одна из них гласит о спрятанных в Варяжской (Разбойничьей) пещере ценностях, которые были добыты норманнами, грабившими торговые суда. Сокровища были обнаружены монахами Федором и Василием в 11 веке, а затем опять зарыты. До них пытались добраться и его сын Мстислав, которые пытками замучили монахов до смерти, однако ничего не добились. Останки мучеников до сих пор хранятся в подземелье.

Еще один интересный факт связан с чудесной мироточивостью голов, хранящихся в нишах подземных ходов. Это останки человеческих черепов, из которых периодически вытекает миро — особенное масло, обладающее целительными качествами. В 1970 годы при поддержке были проведены химические анализы жидкости, в результате которых обнаружен белок сложного состава, синтезировать который искусственно пока невозможно.

После занятия Киева фашистами новый комендант города решил посетить пещеры Киево-Печерской лавры. Ему нашли для проведения экскурсии местного монаха, который ранее здесь проживал. Для своей безопасности немец вооружился наганом, который нес в руке, позади шли его сопровождающие.

Дойдя до раки прп. Спиридона Просфорника, умершего 800 лет назад, комендант поинтересовался, из чего делают мощи святых. Экскурсовод объяснил, что это тела людей, которые после святой жизни и смерти были удостоены чести стать нетленными останками в пещерах.

Тогда немец взял пистолет и рукоятью ударил мощи по рукам, и из раны на лопнувшей коже потекла кровь. В ужасе фашист бегством спасался из А на следующий день Киево-Печерскую лавру объявили открытой для всех желающих.

Неизученные пещеры

Многие легенды и истории, пришедшие из давних веков, равно как и современные, рассказывают о невероятной длине подземных ходов и катакомб под Киевом, которые являются продолжением Дальних и Ближних пещер. Они якобы ведут из Лавры в соседние храмы и даже в близлежащие области Украины. Однако почти все выходы из них замурованы еще в 1930 годы в целях ограничения доступа любопытных искателей сокровищ для их же безопасности. Многие тайные подземные ходы завалены просевшей землей или камнями и поэтому утрачены для исследователей. Но возможно, они все еще ждут своих первооткрывателей.

Удивительная по своей красоте Киево-Печерская Лавра с золотыми куполами возвышается на холмах правого берега реки Днепр и является колыбелью монашества на Руси, твердыней православной веры.

История Киево-Печерской Лавры

История Лавры неразрывно связана с Дальними и Ближними пещерами. Существует разные мнения о том, когда именно преподобный Антоний заселился в одну из Варяжских пещер, которые нынче составляют часть Дальних пещер. Большинство специалистов относят это событие к 1051 г. Именно эту дату и начали считать годом основания Киево-Печерской Лавры.

После того как преподобный Антоний собрал вокруг себя 12 иноков, начали появляться новые келии и перестраиваться Дальние пещеры Киево-Печерской Лавры.

Однако преподобный Антоний всегда стремился к уединению, поэтому переселился на другой склон, назначив в 1057г. старейшиной братии преподобного Варлаама. Там Антоний выкопал себе новую подземную келью. Сейчас это Ближние пещеры Киево-Печерской Лавры. Колокольня Киево-Печерской Лавры

Большая колокольня, расположенная около дома настоятеля Лавры, была сооруженная в 1731-1745 годах. Колокольня представлена в виде восьмигранной четырехъярусной башни, украшенной позолоченным куполом. Ее высота вместе с крестом приближается к ста метрам. Если подняться на колокольню по 374 ступеньке, можно увидеть всю красоту с высоты птичьего полета.

Каждую четверть часа мелодичный звон башенных часов напоминает о скоротечности земной жизни и времени, отведенного людям для покаяния и добрых дел.

Мощи Киево-Печерской Лавры

В Ближних пещерах покоится более 120 открытых мощей, а многие до сих пор спрятаны и имена этих праведников неизвестны. Известным святым, к которому часто приходят поклониться,является Илья Муромец. Любопытно, но в пещерах Лавры его тело полностью сохранилось, впрочем, как и остальных святых. Рядом лежат мощи мальчика-младенца из семьи язычников. Его принес в жертву князь Владимир за пять лет до крещения Руси. Позже мощи ребенка поместили в пещеры, и сейчас бездетные пары просят около святых останков прибавления в семье.

Не прекращается паломничество в Киево-Печерскую Лавру к мощам легендарного врача Агапита, который спас самого Владимира Мономаха. Сердце Лавры занимают мощи Антония Печерского, основателя монастыря.

Иконы Киево-Печерской Лавры

Паломники, приезжающие в Лавру со всего мира, уверены, что ее лики исцеляют от любых болезней. Например, икона Пантелеймона с частичкой мощей помогает прозреть слепым, выздороветь онкобольным. Она избавляет от болезней почек, крови, сердечно - сосудистой системы.

Икона Божьей Матери «Печерская похвала» содержит фрагменты мощей Печерских святых. Она избавляет от болезней крови и эндокринной системы.

О даровании детей обращаются к святому младенцу Иоанну (мощи в Ближних пещерах) и святым праведным Иоакиму и Иоанну (мощи в Дальних пещерах).

Иконописная мастерская Киево-Печерской Лавры реставрирует и изготавливает высококачественные иконы в разных техниках (темпера, масло, минеральные пигменты). Здесь трудятся миряне, послушники и монахи.

Есть на территории Киево-Печерской Лавры Музей микроминиатюр, Музей книгопечатания, Музей музыкального, театрального искусства и киноискусства, Музей украинского народного искусства, Музей исторических драгоценностей.

На киностудии им. Довженко украинскими документалистами был снят фильм-размышление «Тайны Киево-Печерской Лавры». Эта интересная лента повествует о величайшей Святыне, которая постоянно возрождается, несмотря ни на что.

Если вы планируете побывать в Киеве, обязательно посетите святыню православия — Свято-Успенскую Киево-Печерскую лавру, что находится недалеко от ст. метро «Арсенальная». Лавра основана в XI веке преподобными отцами Антонием и Феодосием Печерскими. С тех давних времен стало распространяться христианство на Руси. Есть книга — Киево-Печерский патерик, которая рассказывает о жизни этого монастыря, о судьбах подвижников. И это удивительно — пример смирения, доброты, терпения показывали все насельники Киево-Печерской лавры, а среди них были и князья, и обычные крестьяне. Их добрые дела утешали многих людей, и отеческие настояния исцеляли тех, кто приходил в лавру за духовной помощью. Эта духовная благодать передается из столетия в столетие.

Когда вы попадаете в лавру, то ощущаете особый мир — здесь сияют купола храмов, внизу видна река Днепр. В любое время года здесь удивительно красиво. В лавре красивый сад — весной в нем цветут фруктовые деревья, кусты сирени, летом расцветает розарий, созревают яблоки.

Осенью золотые убранства деревьев подчеркивают красоту обители, а зимой здесь как в заснеженной сказке, очень спокойно, тишину нарушает лишь звон лаврских колоколов. В какое бы время года вы не приехали в лавру — на душе у вас будет незабываемый праздник.

На территории лавры находится много храмов, которые обязательно нужно посетить, здесь много чудотворных икон, это и храм «Всех скорбящих радость», и храм недалеко от Ближних пещер. Верующие люди обязательно должны увидеть святые мощи подвижников Печерских, что покоятся в подземных Ближних и Дальних пещерах.

Перед тем, как спускаться в пещеры, православные люди молятся, прося: «Святые отцы Печерские, молите Бога о нас!», и со свечой в руках, идут медленно вниз по подземным коридорам. И в Ближних, и в Дальних пещерах есть старинные подземные храмы, где в большие праздники служатся службы. В пещеры нужно входить с молитвой и смирением, а также в определнной одежде — что по уставу монастыря — женщины в длинной одежде, с покрытой головой, мужчины — без головных уборов.

В Ближних пещерах находятся раки с нетленными мощами святых подвижников (всего 73). Монахи добровольно уходили в кельи, день и ночь молились, и лишь кусочек хлеба и немного воды были их пищей. Именно молитвы святых затворников считаются особенно ценными.

Здесь покоятся мощи Антония Печерского, основателя монастыря; святого Ильи Муромца, его просят болящие об исцелении рук, тяжелых болезней; преподобного Нестора Летописца, автора «Повести временных лет», ему молятся об успешной учебе и работе; княгини девы Юлиании — ей молятся о хорошем замужестве и счастливой семейной жизни. Преподобный Прохор Лободник помогает перенести нужду и трудности; болезни исцеляет Преподобный Агапит врач; в бездетности обращаются в молитвах к святому мученику Иоанну младенцу.

Медленно пройдя коридорами Ближних пещер, вы выйдете в храм, здесь можно заказать молебны Печерским святым, поклониться чудотворным иконам. Далее — выход на улицу и по галереям можно выйти к Дальним пещерам.

Дальние пещеры также находятся в храме, и спускаться в них нужно длинными подземными глубокими коридорами со свечами. Здесь находится 51 рака, где покоятся мощи святых. Среди них — мощи Феодосия Печерского, одного из основателей лавры, покровителя обиженных; часть мощей св. Младенца за Христа от Ирода убиенного, ему молятся о деторождении, легких родах. Здесь поклоняются мироточивым главам — чтобы исцелиться от тяжелых болезней, молятся в трудностях преподобному Моисею чудотворцу, преподобному Григорию чудотворцу.

На территории лавры находится Трапезный храм, где проходят праздничные богослужения и Свято-Успенский собор, неповторимый по своей красоте и богатству росписи. С лаврской колокольни (поднявшись на нее по скрытой лестнице) можно увидеть всю красоту Киева с высоты птичьего полета.

Для групп паломников и туристов на территории лавры предусмотрены трапезные, где готовят вкусную постную пищу, гостиницы, здесь есть источники, где можно набрать освященной воды.

А перед большими православными праздниками в Киево-Печерской лавре всегда проходит православная ярмарка, где можно купить вкусный мед со всех уголочков Украины, продаются украинские платки и вышивка, православные книги, сюда съезжаются с различных храмов и монастырей — привозят чудотворные иконы, которым можно поклониться.

В Киево-Печерскую лавру организовываются как паломнические, так и туристические поездки. Как и все религиозные святыни, лавра ежегодно пропускает через себя сотни посетителей.

 Святыни Киево-Печерской-Лавры (5)

Святыни Киево-Печерской-Лавры (5)

Мироточивая глава

ло. Благодарил же [я] Бога, что так преславно мое сомнение и неверие в это в уверенность привел, и, наполнив три немалых сосуда святым миром, взял я их себе, славя Бога, Который так премирно кости преподобных Своих сберегает и делает из них источник благодати. Спросил же: “Часто ли так вытекает святое миро из глав тех?” Пещероначальный же и отцы, стоявшие там, сказали: “Никогда так много не вытекает, а лишь как роса, и то не всегда выходит. Ныне же необычно это на удивление всем нам. Считаем, что ради тебя Бог это сотворил и показал тебе это предивное чудо”. Я же сказал: “Простите меня, отцы святые, я пока это чудо не видел, не верил, что и вправду есть то, чего сегодня свидетелем стал, а думал: хитростью вашей делается это, как оговаривают вас противники вашей церкви. Но ныне вижу и исповедую, что истинно есть [это] не человеческая хитрость, но сверхъестественный дар Бога, Который прославляет Своих святых. И славлю Того, Кто меня убедил и разоблачил тех, кто неправедное говорит на Его святых”. Три ж посудинки, полные мира, взял и вышел из пещеры, славя и благодаря Бога. Пробыв несколько дней в монастыре, пошел себе. Того же года 1621, на четвертой неделе по Воскресении Христовом, был я у пана киевского Гавриила Хойского, в граде его Хотыщи, [и] разболелся сильно, так, что и к смерти близок был. Болезнь бо была у меня огневица, которую “одрною” называют, и В1гутренняя, которую называют дизентерией. Не надеялся уже я выздороветь, и видя себя близким к смерти, позвал иерея и попросил, чтобы освятил меня елеем, по обычаю. Вместо же елея дал ему миро, что от святых

Молебен в Дальних пещерах с помазанием миром от мироточивых глав

глав истекает. Когда же, согласно обычая, вместо елея миром тем помазали меня - о великое милосердие Божие и святым Его дарована [сила] исцеления от Его дара! - внезапно в тот же час прекратилась болезнь, и совсем здоровый и целый стал, и сразу поднялся, и поныне, благодатью Божией и молитвами святых Его Печерских, здоровый. Это мое исцеление, благодатью Божией, от мира святого, что из глав святых Печерских, много благородных волынского воеводства видели, и сам вышеозначенный пан киевский является свидетелем великого благоволения Божия на мне, Ему же надлежит всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь”».

Немаловажным является то, что в советское время, когда монастырь был закрыт, святые главы прекратили мирото-чить. Это дало повод сотрудникам атеистического музея обвинять «служителей культа» в фальсификации этого чуда. Когда же монастырь в 1988 г. был открыт, мироточение возобновилось. Архиепископ Херсонский и Таврический Ионафан, бывший в то время наместником Лавры, так рассказывает об этом чуде: «Прибегает ко мне послушник из пещер. Плачет: “Отец Наместник, виноват, не досмотрел!” - “Что такое?” - “Да, вот, - объясняет, - убирал в пещерке с главами и не доглядел, как в один из сосудов попала вода!” Я сразу каким-то чутьем догадался, что дело тут не в воде. “Пошли”, - говорю. Захожу" в пещерку, открываю стеклянный сосуд. А из него в лицо - невыразимый букет благоухания. Смотрю, а глава, уже не белая, а темно-коричневого колера, как бы плавает в кристально прозрачном масле. Миро! Открываю еще два сосуда, уже металлических, а там благоухающей жидкости с ладонь в каждой. Я узнал миро, хотя не видел ни разу. Сердце забилось. Господи! Ты явил нам знак Своей небесной милости! Мощи ожили! Проснулись! Матерь Божия! Ты - наша Игумения. Это Ты являешь Свой покров Твоей обители! Велел позвать старого монаха, жившего в Лавре до закрытия, ныне уже покойного архимандрита Игоря (Воронкова). Тот понюхал. Посмотрел

на меня. На глазах слезы. Это, говорит, миро!»

В декабре того же года в лаборатории кафедры биохимии Киевского медицинского института был проведен химический анализ мира, взятого от разных глав. Результаты анализа


показали: все образцы являются высокоочищенными маслами неизвестного происхождения, в которых в различной концентрации содержится белок, что свойственно только живому организму. Это биологическое вещество синтезировать искусственным путем невозможно.


ШИКЛА

«Какая великая радость для нашей родной земли быть уделом Божией Матери, третьим Ее уделом в православном мире. После сошествия Святого Духа - Пятидесятницы выпал Ей жребий нести Слово Сына Своего на Иверскую землю. Сказано про Афон, что Матерь Божия избрала это место. Но ни про одну землю не сказала Она так, как сказала о нашей Святой Киевской Руси: “Хочу Церковь себе воздвигнуть в Киеве и хочу жить в ней”. Явление этого дивного храма во имя Успения Пресвятой Богородицы простирает над нами Ее материнский покров и постоянную любовь - молитвы о нашей обители, о нашем народе, о Святой нашей Соборной Апостольской Православной Церкви» (Наместник Киево-Печерской Лавры, архиепископ Вышгородский Павел).

Со времени своего основания Великая церковь (Успенский собор) Лавры благоговейно почитается народом как святыня. Строительство ее сопровождалось многими знамениями и чудесами. Место, на котором и сегодня стоит Успенский собор, было указано по молитвам преподобного Антония чудесным выпадением росы и схождением огня

Освящение Великой Печерской церкви.

Гравюра.из «Патерика Печерского» 1702 г.

с неба. Размеры и архитектура храма также были указаны храмоздателям посредством божественных откровений. По свидетельству преподобного Нестора Летописца, каменная церковь Успения была заложена игуменом Феодосием и епископом Михаилом в 1073 г. - последнем в земной жизни преподобного Антония. «Начата была церковь Печерская над основанием Стефаном игуменом; основание ее начал Феодосий, а над основанием продолжил Стефан; и окончена была она на третий год, месяца июля в 11-й день». В разбивке плана церкви и закладке фундамента принимали участие византийские зодчие, посланные Царицей Небесной из Константинополя в Русь для строительства

Великой церкви. Как повествует Патерик Печерский, их было четверо. К 1077 г. был выведен купол и над ним поставлен крест. Завершал строительство Успенской церкви преподобный Никон.

В 1083 г. пришли из Царьграда иконописцы, также чудесным образом призванные Пресвятой Богородицей для росписи Успенского храма. Пять лет трудились они, и все эти годы Господь продолжал являть им дивные чудеса. В 1088 г., спустя пятнадцать лет после основания, строительство Великой церкви было окончено. Ее наружное и внутреннее убранство отличалось красотой и великолепием. Иконостас и стены храма были покрыты росписью, золотом и разноцветной мозаикой, пол вымощен узорами из камней разных пород, глава храма позолочена, а крест на куполе выкован из золота. Составитель Киевского Синопсиса описывает ее следующим образом: «Оя же небеси подобная церковь... вся бо отъ злата мушею, сиречь камень-ми позлащенными, узорами и пестротинами различными предивно бяше высаждена, и иконами прекрасно роспи-сана. Помостъ церковный весь такожде отъ различныхъ шаровъ камешями и всякими узорами бысть насажденный; главницы же позлащенны бяху, а крест на верее церкве ве-лиюя ваги от самого злата соделанный поставленъ бысть».

Освящение Великой лаврской церкви состоялось в 1089 г. в праздник Успения Пресвятой Богородицы. В XIII-XVI вв. вокруг Великой церкви строились небольшие часовни. При реконструкции, проводившейся в конце XVII в., боковые часовни были объединены общими сводами и образовали приделы, значительно расширив храм. В XVIII в. фасады церкви были украшены барочным декором. В таком виде Успенский собор сохранился до середины XX века.

До революции 1917 г. в Великой церкви хранились многие святыни Лавры, в том числе:

1) икона Успения Божией Матери Киево-Печерская;

2) глава святого равноапостольного князя Владимира;

3) мощи свт. Михаила, первого митрополита Киевского, крестившего киевлян;

4) гроб прп. Феодосия, игумена Печерского;

5) частицы мощей всех преподобных отцов Печерских;

6) часть мощей апостола первомученика и архидиакона Стефана (указательный палец);

7) чудотворная икона Божией Матери Игоревская;

8) икона свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (с частицей мощей);

9) частицы мощей св. Иоанна Предтечи, а также пророков, апостолов, святителей, мучеников и многих других святых - греческих, сербских, молдавских и русских.


Божественная литургия на руинах Успенского собора в праздник Успения Пресвятой Богородицы. Начало 1990-х гг.

На хорах Великой церкви находилась лаврская ризница, в которой хранилась драгоценная священная утварь и облачения.

После революции 1917 г. началось планомерное разграбление и уничтожение православных святынь. В 1919-1920 гг. в Киеве окончательно устанавливается власть большевиков, и их декрет «Про отделение Церкви от государства и школы от Церкви», принятый 20 января (2 февраля) 1918 г., лишил монастырь прав юридического лица. Лавра и церковное имущество ее скитов перешли в ведение исполкома - в отдел по ликвидации имуществ религиозных установлений (ОЛИРУ), а жилые здания и весь комплекс лаврских построек, не имевших непосредственного отношения к Церкви, переданы в отдел социального обеспечения Городского совета (Собес). На территории Лавры был основан инвалидный городок, населенный преимущественно деклассированными элементами. Так называемые «инвалиды» безнаказанно уничтожали бесценные лаврские памятники, грабили иноков, оскверняли святыни.

В течение 1921-1922 гг. происходило изъятие ценностей из ризницы Успенского собора, лаврских церквей. Монахов, пытавшихся спасти древние реликвии, заключали под стражу. А в 1922 г. в стенах Лавры был устроен антирелигиозный музей.

17 января 1930 г. Киево-Печерская Лавра как действующий монастырь была закрыта. Уже к тому времени все ценности Лавры, хранившиеся в обители, частично были украдены, частично перешли в ведение музея. В 1941 г.,

когда Киев был оккупирован немецкими войсками, взрыв огромной силы уничтожил Великую церковь, с тех пор утрачена и главная ее святыня - образ Успения Пресвятой Богородицы, находившийся над царскими вратами иконостаса. Долгие годы на месте Успенского собора, одного из самых великих и дорогих для православного сердца храмов, стояли руины - как символ разрушительности безбожного режима.

21 ноября 1998 г., в день памяти Архистратига Божия Михаила, Предстоятель Украинской Православной Церкви Митрополит Киевский и всея Украины Владимир положил первый кирпич в основание возрождаемой Великой церкви. Спустя два года, 24 августа 2000 г., Блаженнейший Владимир освятил величественный храм, восстановленный из руин в том виде, в котором он существовал с XVIII по XX в. Восстановление Успенского соне только как архитектурного сооружения, но и как

Восстановленная из руин Великая церковь Лавры


действующего храма, несомненно, имеет величайшее значение и глубокий духовный смысл для всего православного мира.

О великом духовном авторитете Киева свидетельствует название «второй Иерусалим». По преданию, апостол Андрей Первозванный предрек, что здесь будет красивый город со множеством церквей. Так и случилось. Во все времена особое место среди них занимала Киево-Печерская Лавра.

«Будет город великий»

В то время, когда Руси как государства еще не существовало, о распространении христианства на этих землях не могло идти речи, апостол Андрей Первозванный возвращался с проповеди на территории Византии. По Божьему промыслу он поднялся по Днепру и попал на то место, где через много веков должен появиться город Киев. На горах апостол поставил крест и сказал: «На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей».

Сегодня находится много скептиков, которые говорят, что такого не могло быть, апостол Андрей Первозванный никогда не был на территории будущего Киева.

Но как бы там ни было, через несколько веков на горах действительно появился великий город со множеством храмов. Особое место среди них всегда занимала Киево-Печерская Лавра, основанная преподобными Антонием и Феодосием.

История Печерского монастыря

В ХІІ веке на той территории, где сегодня расположена Киево-Печерская Лавра, были леса. Люди жили разве что в близлежащих деревнях. Одному монаху, Илариону, хотелось уединения. Он ушел подальше от людей, выкопал себе пещеру и поселился в ней.

Но через некоторое время его избрали киевским митрополитом. Пещера пустовала. Через некоторое время в Киев попал монах Антоний, который раньше подвизался на Афоне. Он не нашел себе пристанища в киевских монастырях и ушел искать уединения. Нашел его в Иларионовой пещере. Жизнь его была благочестивой и праведной, что и привлекало многих православных, которые хотели посвятить свою жизнь Богу. Среди последователей Антония был и Феодосий.

Когда количество иноков достигло 12, они открыли церковь, сделали себе кельи, Антоний «назначил» игуменом Варлама, а сам пошел дальше и выкопал себе пещеру (с нее и начинается история Ближних пещер). Вскоре количество монахов возросло настолько, что Антоний обратился к князю Изяславу Ярославичу с просьбой отдать монахам всю гору над пещерой. Отсюда и берет начало название монастыря — Печерский.

На месте современного Успенского собора была поставлена церковь, игуменом назначили Феодосия. Именно он ввел студийский общежительный устав. Интересно, что одним из его требований было чтение книг из монастырской библиотеки. Поэтому неудивительно, что в то время образованными людьми были, в первую очередь, монахи.

Статус Киево-Печерской Лавры монастырь обрел только в 1688 г.; как до этого времени, так и после пережил много изменений. В 1151 году его разграбили турки, в 1203-м — половцы, в 1240-м он подвергся ужаснейшим разрушениям после набегов хана Батыя, в 1482 году войско Менгли I Гирея сожгло и ограбило монастырь, в 1718-м сгорели великая церковь, архив, библиотека и типография. И во всех случаях монастырь отстраивали.

Последней волной разрушений стало советское время. Сначала монастырь превратили в музей, а потом вообще закрыли. Кроме того, место омыто кровью многих новомучеников, среди которых был и митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский).

После прихода немцев Лавру сначала открыли, но 3 ноября 1941 подорвали Свято-Успенский собор. Отстроили и открыли эту святыню только в 2000 году.

Киево-Печерская Лавра сегодня

Сегодня это не только красивейший монастырь в центре Киева, на правом берегу Днепра, но и музейный комплекс. Он разделен на Верхнюю (Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник, которому был присвоен статус национального в 1996 году) и Нижнюю (в ней сконцентрирована монастырская жизнь) Лавры. В отличие от прошлых веков существования монастыря, сегодня обе его части открыты для посетителей.

Сегодня Киево-Печерская Лавра привлекает многих архитектурой. Это, в первую очередь, Большая колокольня и Успенский собор (в нем находятся мощи первомученика Стефана), а также храмы:

  • Троицкая надвратная церковь (Святые врата) — древнейшая из сохранившихся;
  • Аннозачатиевский храм;
  • Крестовоздвиженская церковь;
  • Трапезная церковь преподобных Антония и Феодосия;
  • Храм «Всех преподобных отцов печерских»;
  • Церковь «Живоносный источник»;
  • Церковь Всех Святых;
  • Храм и бывшие больничные покои Никольского монастыря;
  • Церковь Рождества Пресвятой Богородицы;
  • Церковь Спаса на Берестове;
  • Церковь Христова Воскресения;
  • Благовещенская церковь.

Но туристов и верующих привлекают не столько архитектурные решения Киево-Печерской Лавры, сколько дальние и ближние пещеры, в которых находятся нетленные мощи печерских преподобных.

Ближние пещеры: мощи преподобных Антония, Агапита, Нестора Летописца

Те самые, которые берут начало с 1057 года, когда Антоний отделился от остальных иноков. Сегодня длина лабиринтов — 383 метра, захоронено 73 печерских преподобных, среди них и Антоний Печерский (несколькими веками позже в пещерах построили церковь в его честь). Также многие верующие приходят сюда, чтобы помолиться Дамиану Целебнику, Нестору Летописцу , Иоанну Многострадальному, Николе Святоше, Алипию Иконописцу, Агапиту, врачу Печерскому и многим другим угодникам Божьим.

Также здесь находятся мощи Марка Гробокопателя. Многим этот святой известен благодаря его 4-килограммовой шапочке. В Киево-Печерской Лавре совершается специальный молебен о здравии, после которого на головы пришедших одевается этот головной убор. Известны случаи исцелений.

Еще одним сюрпризом для многих является возможность увидеть в ближних пещерах нетленные мощи Ильи Муромца. Это подтверждает, что прославленный богатырь — персонаж совсем не вымышленный.

28 сентября Православная Церковь отмечает Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих.

Дальние пещеры: мощи и мироточивые главы

Выглядят «поскромнее» в сравнении с предыдущими. Длина лабиринтов — 293 метра, количество захороненных святых — 49. Они еще называются Феодосиевыми, поскольку здесь в своей келье был погребен преподобный Феодосий, рядом — Феодосиевская церковь.

28 августа Церковь чтит Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих.

Здесь есть мощи Агафона Чудотворца, Илариона, митрополита Киевского, Арсения Трудолюбивого, преподобного Ахилы, многих святых, которые жили в более поздние времена (митрополит Тобольский Павел, Владимир Киевский и Галицкий).

Но Дальние пещеры, как и Киево-Печерская Лавра вообще, известны еще и 12 мироточивыми главами. Трудно представить, как 12 черепов могут источать миро. Но это чудо совершается веками. Об этом мы узнаем из Печерского патерика. В советское время, когда главы перенесли в музей, чудо не происходило. Возобновилось оно в 1988 году. Тогда монастырь открыли (также это время празднования 1000-летия крещения Руси).

Чтобы ни у кого не возникало сомнений, лаборатория кафедры биохимии Киевского медицинского института провела химический анализ мира, взятого от разных глав. Результаты шокировали: с химической точки зрения миро представляло собой высокоочищенные масла неизвестного происхождения (на основе белка, что свойственно только живому организму). Искусственно его получить тоже невозможно.

***

Киево-Печерская Лавра уже много веков исполняет функцию колыбели монашества, культурного центра, библиотеки и школы для многих поколений монахов и мирян. Но вместе с этим тысячи туристов и паломников приезжают сюда, чтобы помолиться перед мощами преподобных и мироточивыми главами.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!