Рассказ о подвиге героев панфиловцев. Настоящая история «28 панфиловцев». Факты и документальные сведения

Это справка-доклад Главного военного прокурора СССР Н. Афанасьева «О 28 панфиловцах» от 10 мая 1948 года. Документ развенчивает легенду происхождения формулы борьбы за независимость: «Отступать некуда - позади Москва…» И даёт горькую правду о 28 героях-панфиловцах.

Для тех, кто не в курсе знаковой для Великой Отечественной войны истории с 28 героями-панфиловцами, оборонявшими в 1941 году Москву от фашистов, короткая историческая справка. Речь идёт о расследовании подробностей боя у разъезда Дубосеково в Волоколамском районе Подмосковья, в котором принимали участие 28 военнослужащих 4 роты 2 батальона 1075 стрелкового полка 8-й гвардейской имени Панфилова дивизии Красной Армии. Это тот самый бой, который включён во все учебные пособия по истории. А слова политрука Клочкова: «Отступать некуда – позади Москва…» и вовсе стали крылатыми.

И вот опубликованные Госархивом страницы прокурорского расследования говорят о том, что скорее всего таких слов сказано не было. Всё это не более чем фантазия литературного секретаря газеты «Красная Звезда» Кривицкого, основанная на очерке фронтового корреспондента Коротеева, который описал бой 5 роты Н-ского полка дивизии имени Панфилова под командованием политрука Диева. Очерк о сражении панфиловцев с 54 танками вермахта вышел 27 ноября, а 28-го в «Красной Звезде» появляется передовица Кривицкого, где уже фигурирует число бойцов и цитирование политрука Клочкова.

В опубликованном прокурорском расследовании чёрным по белому приводится признание Кривицкого, что слова политрука – плод его фантазии. А число погибших героев вычислено очень приблизительно: вроде было 30 бойцов, но двое попытались сдаться в плен и их застрелили. Главный редактор «Красной Звезды» Ортенберг посчитал, говорится в прокурорском расследовании, что два предателя много и оставил одного. Там же, в кабинете главного редактора, постановили, что все до одного бойцы погибли смертью храбрых, уничтожив 18 танков.

Возможно, очерк не заметили бы, но на передовицу Кривицкого под громким заголовком «Завещание 28 павших героев» обратили более чем пристальное внимание. Появились и имена погибших в бою, слова политрука Клочкова были растиражированы в стихах и прозе уже не фронтовых репортеров, а уважаемых писателей. Сами они, на фронте не бывая, дополняли экспрессией сухие газетные строки.

Расследование этой истории проходило не в годы перестройки и не было инициировано некой структурой, стремящейся очернить славу победителей. Главная военная прокуратура расследовала случай измены Родине Иваном Добробабиным. Он в 1942 году добровольно сдался в плен немцам и служил им в полиции. При аресте у предателя была найдена книга «О 28 героях панфиловцах», где он числился погибшим героем.

Прокуратура начала расследовать сюжет и выяснила, что помимо Добробабина в списках погибших героев числится ещё четверо вполне себе живых панфиловцев. Кроме предателя Добробабина в немецком плену оказался и Даниил Кужебергенов, который рассказывал на допросах (в документе не указано, кому рассказывал – немцам или советскому СМЕРШу – Прим. «РМ» ), что он и есть тот самый погибший, один из 28.

А Куженбергенова в стихах успел увековечить известный поэт той эпохи Николай Тихонов:

Стоит на страже под Москвою

Кужебергенов Даниил,

Клянусь своею головою

Сражаться до последних сил…

Далее военная прокуратура выясняет, что боя у разъезда Дубосеково в день, отмеченный публикацией в «Красной Звезде», не было. 16 ноября немцы довольно быстро сломили сопротивление панфиловцев на этом участке фронта, 1075-й полк понёс серьёзные потери и отошёл на следующий рубеж обороны. Ни о каком подвиге 28 героев однополчане не слышали. Что подтверждают и слова представителей местной власти. Председатель Нелидовского сельского совета показала, что немцы прошли через рубеж 16 ноября и были выбиты уже 20 декабря в ходе контрнаступления Красной Армии. Местные жители смогли обнаружить под снежными завалами и схоронить в братской могиле останки лишь шести воинов, в том числе и политрука Клочкова.

Прокурорское расследование читается на одном дыхании. Хотя, разумеется, никаких детективных приёмов Главный военный прокурор ВС СССР генерал-лейтенант Н. Афанасьев не использует. Это сухое расследование фактов, приводящих к жёстким выводам. Прокуратура констатирует: не было подвига указанных 28 красноармейцев, не было боя, описанного журналистами «Красной Звезды».

Теперь одни требуют не признавать факты расследования, которые якобы ставят под сомнение героизм советского народа в целом. Другие требуют переименования улиц, названных в память о героях-панфиловцах. Крайности при оценке истории – дело привычное. Известный публицист Максим Шевченко точно сформулировал разумное отношение к произошедшему в выступлении на радио «Эхо Москвы» :

«…28 панфиловцев – это был важный мобилизационный миф. И 28 панфиловцев, и политрук Клочков, и вставший киргиз с гранатой под танк, возможно, сказка. Но эта сказка, которой люди верили, она вдохновляла огромное количество людей на борьбу. Эта сказка оправдывала те страшные лишения и те жертвы, которые люди несли. Поэтому допустим, что 28 панфиловцев конкретно и их бой были изображены журналистом в некой метафорической форме. Зададимся вопросом: а что, не было боёв, в которых 28 солдат на том же самом Ламском рубеже под Волоколамском, где Панфиловская дивизия остановила наступление немецкой операции «Тайфун»? Были. Поэтому, панфиловцы – герои. Генерал Панфилов герой. Это совокупно. Панфиловцев было много по всему фронту. Но туда не попал корреспондент. На передовую его не пустили. Еще убьют, или к немцам попадёт в плен. Дальше вопрос: каким образом это порочит память погибших под Москвой? Они фашистов победили. Таких панфиловцев – тысячи безымянных. Они лежат в оврагах...»

С аргументами Шевченко сложно спорить: герои не виноваты в том, как о них написали. Они воевали честно и как могли. Они герои. А вот то, что сотворили так называемые журналисты «Красной Звезды»… Они не просто предали смысл журналистской профессии, главный принцип которой «Я видел – я хочу рассказать». Они заложили сработавшую через годы гадкую мину в героическую историю Великой Победы. Но правда есть правда. Она, какой бы горькой не была, не терпит отговорок «не ко времени, не к месту». Сила народа-победителя как раз и заключена в способности признавать правду в любое, даже самое неподходящее время. И такой, какая она есть.

Панфиловцы - бойцы сформированной в городе Алма-Ата Казахской ССР и в городе Фрунзе Киргизской ССР 316-й стрелковой дивизии (впоследствии 8-я гвардейская), под командованием военного комиссара Киргизской ССР генерал-майора Ивана Васильевича Панфилова, участвовавшие в 1941 году в обороне Москвы.

Наибольшую известность из воинов дивизии получили 28 человек («герои-панфиловцы» или «28 героев-панфиловцев») из личного состава 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка. Согласно широко распространённой версии события, 16 ноября, когда началось новое наступление противника на Москву, бойцы 4-й роты во главе с политруком В. Г. Клочковым, осуществляя оборону в районе разъезда Дубосеково в 7 километрах к юго-востоку от Волоколамска, совершили подвиг, в ходе 4-часового боя уничтожив 18 вражеских танков. Все 28 человек, в советской историографии называемые героями, погибли (позже стали писать «почти все»). Фраза «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!», которую произнес перед смертью политрук Клочков, была включена в советские школьные и вузовские учебники по истории.

В 1948 и 1988 годах официальная версия подвига была изучена Главной военной прокуратурой СССР и признана художественным вымыслом. По мнению директора Государственного архива России профессора С. В. Мироненко, «не было 28 героев-панфиловцев - это один из мифов, насаждавшихся государством». При этом сам факт тяжёлых оборонительных боёв 316-й стрелковой дивизии против 2-й и 11-й немецких танковых дивизий на Волоколамском направлении 16 ноября 1941 года не оспаривался.

В то же время, выводы Главной военной прокуратуры СССР о вымышленном подвиге также критикуются и оспариваются.

В России и других бывших республиках СССР установлены стелы и другие объекты с именами именно этих 28 человек, упоминаются они и в официальном гимне Москвы.

Возникновение официальной версии

По материалам расследования Главной военной прокуратуры, о подвиге героев впервые сообщила газета «Красная звезда» 27 ноября 1941 года в очерке фронтового корреспондента В. И. Коротеева. В статье об участниках боя говорилось, что «погибли все до одного, но врага не пропустили»; командиром отряда, по словам Коротеева, был «комиссар Диев».

По другим сведениям, первая публикация о подвиге появилась 19 ноября 1941 года, спустя всего два дня после событий у разъезда Дубосеково. Корреспондент «Известий» Г. Иванов в своей статье «8-я Гвардейская дивизия в боях» описывает бой в окружении одной из рот, оборонявшейся на левом фланге 1075-го стрелкового полка И. В. Капрова: подбито 9 танков, сожжено - 3, остальные повернули обратно.

28 ноября в «Красной звезде» была напечатана передовая статья «Завещание 28 павших героев», где указывалось, что с танками противника сражались 28 панфиловцев:

Свыше пятидесяти вражеских танков двинулись на рубежи, занимаемые двадцатью девятью советскими гвардейцами из дивизии им. Панфилова… Смалодушничал только один из двадцати девяти… только один поднял руки вверх… несколько гвардейцев одновременно, не сговариваясь, без команды, выстрелили в труса и предателя…

Далее в передовице говорилось, что оставшиеся 28 гвардейцев уничтожили 18 танков противника и «сложили свои головы - все двадцать восемь. Погибли, но не пропустили врага…» Передовая статья была написана литературным секретарём «Красной звезды» А. Ю. Кривицким. Фамилий сражавшихся и погибших гвардейцев, как в первой, так и во второй статье указано не было.

22 января 1942 года в газете «Красная звезда» Кривицкий поместил очерк под заголовком «О 28 павших героях», в котором подробно написал о подвиге панфиловцев. В этом очерке Кривицкий уверенно, как очевидец или человек, слышавший рассказ участников боя, писал о личных переживаниях и поведении гвардейцев, впервые называя их фамилии:

Все очерки и рассказы, стихи и поэмы о 28 панфиловцах, появившиеся в печати позднее, написаны или Кривицким, или при его участии и в различных вариантах повторяют его очерк «О 28 павших героях».

В апреле 1942 года, после того как во всех воинских частях стало известно из газет о подвиге 28 гвардейцев из дивизии Панфилова, по инициативе командования Западного фронта было возбуждено ходатайство перед Наркомом обороны о присвоении им звания Героев Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1942 года всем 28 гвардейцам, перечисленным в очерке Кривицкого, было присвоено посмертно звание Героя Советского Союза.

В честь 28 панфиловцев в 1975 году был сооружён мемориал в Дубосеково. В деревне Нелидово (1,5 км от разъезда Дубосеково) установлен памятник и открыт Музей героев-панфиловцев.

Всероссийская государственная (!) телевизионная и радиовещательная компания с радостью, как будто нашла потерянный пенсионеркой кошелёк, сообщила об очередном разоблачении советских мифов. На этот раз выяснилось, что подвиг 28 героев-панфиловцев был выдуман советскими журналистами. Новость тут же подхватили, разнесли по всему интернету и принялись смачно обсуждать. В общем, у некоторых ребят сегодня очередной праздник.

А дело всё в том, что Государственный архив России опубликовал справку-доклад о подвиге 28 героев-панфиловцев. Доклад подготовлен Главным военным прокурором ВС СССР генералом-лейтенантом юстиции Н. Афанасьевым 10 мая 1948 г. Почему понадобилось публиковать этот доклад именно сейчас, ещё предстоит выяснить. А пока просто полюбопытствуем, что же содержится в докладе и зачем вообще понадобилась такая справка.

Оказывается, началось всё с того, что в 1947 г. за измену Родине был арестован некто И.Е. Добробабин. Выяснилось, что гр. Добробабин участвовал в боях в районе Дубосеково, за что был награждён звездой Героя Советского Союза и где сдался в плен немцам.

Далее выяснилось, что кроме Добробабина в живых из 28 погибших героев-панфиловцев остались ещё несколько человек, в связи с чем и решено было организовать проверку обстоятельств того знаменитого боя. В результате проверки оказалось, что впервые о бое гвардейцев дивизии им. Панфилова сообщалось в газете «Красная Звезда» от 27 ноября 1941 г. При этом в статье журналиста Коротеева говорилось, что все панфиловцы-участники боя погибли и что из пятидесяти четырёх немецких танков были уничтожены восемнадцать. На следующий день, то есть 28 ноября, в «Красной Звезде» появилась передовица литературного секретаря газеты Кривицкого под названием «Завещание 28 павших героев». Кривицкий писал, что бойцов было двадцать девять, но один из них сдался в плен, и был застрелен товарищами. Остальные двадцать восемь «погибли, но не пропустили врага». Позднее, уже в январе 1942 г., Кривицкий снова вернулся к этой теме, и «Красная Звезда» подробно рассказала о бое, о переживаниях бойцов, названных при этом поименно. И в июле 1942 г. всем перечисленным бойцам были присвоены звания Героев Советского Союза.

Далее в справке-докладе говорится, что все художественные произведения, посвящённые 28 героям-панфиловцам, основаны на статьях «Красной Звезды». Тайны, кстати, из этого никто и не делал. Так, Н. Тихонов, автор поэмы «Слово о 28 гвардейцах» сообщал, что основывался исключительно на статье Кривицкого и что других материалов у него не было.

А что же происходило на самом деле близ Дубосеково? Был ли подвиг? Или, может быть, немцы не рассматривали Москву в бинокли, а советский солдат не отстоял свою столицу, и как-то так, незаметно для всех Москву сдали Гитлеру?

Главное политическое управление РККА провело в 1942 г. свою проверку обстоятельств того боя, и вот, что было установлено. 4 рота 1075 стрелкового полка занимала оборону Нелидово - Дубосеково - Петелино. В результате боёв с наступающим противником полк понёс большие потери и отошёл на новый оборонительный рубеж. «Легенда о 28 героически сражавшихся и погибших героях началась статьёй О. Огнева ("Казахстанская Правда" от 2.4.42.), а затем статьями Кривицкого и других».

Как видим, ошибаются все, даже Главпуркка: статья Кривицкого появилась много раньше статьи Огнева.

Были опрошены и местные жители, показавшие, что бой панфиловской дивизии у села Нелидово и разъезда Дубосеково состоялся, немцы в результате этого боя были отбиты, а политрук Клочков действительно погиб в этом бою.

Коротеев, впервые написавший о 28 героях, поведал, что о героических боях под Москвой, в частности, о бое одной роты с немецкими танками, ему рассказал комиссар панфиловской дивизии Егоров. Комиссар порекомендовал ему ознакомиться с политдонесением и написать об этом бое. «В полидонесении говорилось о бое пятой роты с танками противника» , о том, что рота стояла насмерть, и что два человека сдались в плен. Но ни фамилии бойцов, ни их число не назывались. Когда же готовилась публикация в газете, журналисты решили исходить из того, что в роте на тот момент было человек тридцать-сорок, минус два предателя. Так и появились 28 героев-панфиловцев.

Что же касается самих военных и командования 1075 стрелкового полка, то командир полка И.В. Капров показал буквально следующее: «Никакого боя 28 панфиловцев с немецкими танками у разъезда Дубосеково 16 ноября 1941 г. не было - это сплошной вымысел». И далее: «...В этот день у разъезда Дубосеково, в составе 2-го батальона дралась 4-я рота и действительно дралась геройски. Из роты погибло свыше 100 человек, а не 28, как об этом писали в газетах...»

Что же получается? Была панфиловская дивизия? Была. Приняла бой у разъезда Дубосеково? Приняла. Отбила немцев? Отбила. Подвиг это или... так себе? Пожалуй, что всё-таки подвиг. Так в чём же ложь? Оказывается, в цифре 28. Но, простите, государственный телеканал сообщил: «знаменитый подвиг панфиловцев целиком и полностью вымысел советских журналистов, подтвердили в Госархиве России. Рассекречен документ, автор которого - главный военный прокурор СССР Николай Афанасьев. Еще в 48-м он доложил Андрею Жданову, что история о героизме 28 бойцов дивизии под командованием генерал-майора Ивана Панфилова выдумана». Целиком и полностью - это значит, что не было ни дивизии, ни подвига. Однако в опубликованных документах ничего похожего не значится. Из документов следует, что героев было не 28, а значительно больше. Всё остальное опровергнуть не получилось. Выходит, что число героев выросло, а подвиг оказался вымыслом? То есть подвиг засчитывается только при числе героев равном двадцати восьми?

Нет. Просто это не подвиг панфиловцев - вымысел советских журналистов, а разоблачение подвига панфиловцев - «целиком и полностью» вымысел журналистов России, а точнее - ВГТРК. Другими словами, в год семидесятилетия Победы Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания взяла на себя роль фальсификатора и очернителя. А если ещё более узко, то государство, которое так много говорит о недопустимости пересмотра истории и особенно истории Великой Отечественной войны, должно бить себя по затылку. Потому что само же это государство и способствует как пересмотру с фальсификацией, так и очернительству с лжеразоблачениями. Чем именно способствует, это уж другой вопрос - халатностью, политической близорукостью, набором недалёких сотрудников, злым ли умыслом, но так или иначе государство ныне само выступило в роли фальсификатора своей же собственной истории, взяв на себя при этом функции саморазрушения.

Конечно, любой народ и любое государство имеют свои мифы. Миф формирует отношение человека к окружающему миру, объясняет этот мир и придает ему смысл. При этом миф - это вовсе не обязательно выдумка. Исследователь мифа, философ А.М. Пятигорский определял миф как историю о «не-обыкновенной» личности с «не-обыкновенным поведением». Миф никогда не создается нарочно, он всегда рядом с человеком. Все, чем человек окружает себя и есть миф, поскольку все вещи всегда нагружены смыслом.

Подвиг панфиловцев - это тоже миф, потому что это и есть история о необыкновенных людях и необыкновенном поведении. Но это не значит, что подвига не было, что он - выдумка. Этот подвиг иллюстрирует народный героизм и отношение людей к войне и противнику. И неважно, говорил или нет Клочков свои знаменитые слова. Слова Клочкова-Кривицкого в любом случае объясняют действия тех, кто погибал под вражескими танками.

Суть происходившего семьдесят лет назад не в том, кто что сказал, дралась ли четвёртая или пятая рота и где сколько было человек - двадцать восемь или тридцать пять. И если у разъезда Дубосеково погибло не двадцать восемь советских солдат, а шесть или сто пятьдесят три, это ровным счётом ничего не изменит и ни на что не повлияет. «28» стали символом. Как Брестская крепость, как моряки-черноморцы. Эти символы обозначают стойкость и верность долгу; за ними стоят люди, которые умирают, но не сдаются. Оспаривать эти символы не просто кощунственно, но и так же нелепо, как пытаться выяснить: правда ли, что «нас оставалось только трое из восемнадцати ребят» и «в живых осталось только семеро молодых солдат»? Жил ли Серёжка на Малой Бронной, а Витька на Моховой?

Ну давайте отныне будем говорить не «28 героев-панфиловцев», а «128 героев-панфиловцев». Легче нам от этого станет? Перестанем мы себя чувствовать обманутыми тоталитарным режимом?

Во время военных действий, во время любого хаоса вполне естественны путаница и неразбериха. Иногда сложно получить точные данные и тогда приходится довольствоваться примерными. Журналист Коротеев и редактор «Красной Звезды» генерал-майор Ортенберг остановились на двадцати восьми бойцах. Ну и что?

В том, что подвиг был, нет никаких сомнений, и никто опровергнуть этого не смог. Пусть даже советские журналисты навязали на этот подвиг розовый бантик, пусть назвали неточное число сражавшихся и погибших, но суть происходившего никоим образом не пошатнулась. И утверждать на этом основании, что «знаменитый подвиг панфиловцев целиком и полностью вымысел советских журналистов» значит попросту расписаться не то в профнепригодности, не то в ангажированности. А может, и в том, и в другом единовременно.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне) Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 22

Комментарии

22. Лебядкин : Re: Так был ли подвиг?..
2015-07-25 в 10:56

Иогу лично засвидетельствовать то, что случацно стало известно мне. Панфиловская дивизия - была, и часть её приняла бой, ибо приказ об отступлении на заранее подготовленные позиции дивизия то ли не получила своевременно, то ли не "захотела отступать". Это мне извастно ещё с 80-х годов прошого века от тогда ещё живого участника обороны Москвы.
То есть - повторю - дивизия такая была, и её часть сражалась под Дубосеково. Это - истина. Остальное - в деталях - мне неведомо.

21. Владимир Петрович : Re: Так был ли подвиг?..
2015-07-24 в 14:37

В чем истинная цель тех, кто под видом установления истины развенчивает былины о подвигах наших солдат. Я не случайно обозначил их как былины, потому что в каждом таком событии совершенно логично могут присутствовать неточности и это совершенно не подрывает доверие к первичной информации. Военный репортер был впечатлен событиями благодаря которым горстка людей остановила мощный моторизованный кулак направленный на Москву. Многое ли он мог выяснить тогда, в условиях продолжающегося боевого взаимодействия? О какой точности может идти речь? Зачем ловить кого-то на слове? Все мы знаем подвиг был, пусть не двадцать восемь (пусть больше или меньше) пусть умело или не очень, но эти люди остановили фашистскую машину под Москвой. Честь им и хвала. А копаться в телах и судьбах людей что бы уличить неточности- грязное и недостойное дело. Так вот все же о том, кому и для чего это надо. Это надо обслуживающим иностранные интересы либералам, нужно им это для того чтобы понизить возможную самооценку Россиян. Заставить их усомниться и разувериться в величии побед и свершений которые совершили наши деды. Делается это последовательно и неуклонно. Делается с высоких ученых трибун. И вот уже только кислой ухмылки удостаиваются те кто вспоминает ледовое побоище, Святой князь позиционируется как бандит и рэкетир. Это реально происходит в нашей науки, потому, что мы не смотрим- кому мы доверяем. Кому мы доверяем нашу память и нашу историю, нельзя быть в этом вопросе простодушным.

20. Олег Московский : Русскому сталинисту, на 17
2015-07-24 в 09:05

//А всё остальное-одно сплошное убожество и жалкие пародии на штатовские блокбастеры вроде опуса "Александр. Невская битва" (сравните с советским фильмом гениального Эйзенштейна 38-го года с эпическим Черкасовым в главной роли и гениальной музыкой Прокофьева).//

Совершенно согласен. Например кантата Сергея Прокофьева "Александр Невский" вошла в современный репертуар самых известных мировых симфонических оркестров! Причем в исполнении итальянского симфонического оркестра сопровождается кадрами из этого великого фильма с субтитрами. А сколько таких шедевров нам подарила сталинская эпоха в искусстве? И не сосчитать. А что сейчас? Полная творческая импотенция современных "деятелей культуры". Причем именно Сталин повернул искусство лицом к народу, сделал его патриотическим по содержанию, безжалостно избавился от либерально-иудейского духа и антирусской направленности, характерной для ленинского этапа. И что мы видим на экранах сейчас? Тот же самый либерально-иудейский дух и русофобию. Какова эпоха, таково и искусство.

19. Алёша :
2015-07-24 в 04:22

Если же взять постсоветскую эпоху, то ни одного стоящего исторического фильма снято не было, кроме "Ермака", который был снят советскими режиссёрами Краснопольским и Усковым, и в котором главные роли играли советские же актёры. Один фильм за 25 лет - это сильно!


"28 панфиловцев" - станет вторым. И пока на этом видимо всё. Фильм о Евпатии Коловрате - очер. комикс а-ля Голливуд. С Пересветом видимо всё заглохло ибо ни слуху, ни духу.

18. Коротков А. В. : Ответ на 17., Русский Сталинист:
2015-07-23 в 23:02

сравните с советским фильмом гениального Эйзенштейна 38-го года с эпическим Черкасовым в главной роли и гениальной музыкой Прокофьева).


Кстати, прошла новость, что его отреставрировали (наконец-то!), и покажут на Венецианском фестивале.

Надеюсь, выпустят полученный результат и на носителях. И хорошо бы не испорченный (с оригинальными титрами и фонограммой) вариант.

17. Русский Сталинист : Ответ на 16., Туляк:
2015-07-23 в 20:50

Абсолютно верно.
С начала 30-х годов Советская Власть (т.е. лично Сталин) взяла твёрдый курс на возрождение Русской Истории, о чём Вы справедливо написали, приведя массу конкретных примеров из всех сфер искусства и культуры. Отрицать такие факты невозможно, только лишь забалтывать.
Если же взять постсоветскую эпоху, то ни одного стоящего исторического фильма снято не было, кроме "Ермака", который был снят советскими режиссёрами Краснопольским и Усковым, и в котором главные роли играли советские же актёры. Один фильм за 25 лет- это сильно!
А всё остальное-одно сплошное убожество и жалкие пародии на штатовские блокбастеры вроде опуса "Александр. Невская битва" (сравните с советским фильмом гениального Эйзенштейна 38-го года с эпическим Черкасовым в главной роли и гениальной музыкой Прокофьева).

16. Туляк : Ответ на 11., Сергей Владимирович:
2015-07-23 в 19:49

Беда в том, что о многих подвигах наших пращуров, мы узнаем только сейчас. Не учили этому в школе, хотя школа наша была гораздо лучше нынешней.

Тут я с Вами решительно не соглашусь! И в школе учили этому и фильмы есть и про А.Невского и про Суворова и про Ушакова и про Нахимова и про Минина и Пожарского и про Петра Первого и про Ивана Грозного и про Михайло Ломоносова и про Ярослава Мудрого и про Вс Руднева и крейсер "Варяг" и про Емельяна Пугачёва и про Андреева, создателя Русского Ансамбля Русской Балалайки и про Пятницкого с его знаменитым на весь мир Русским Народным Хором и многих прочих и прочих других исторических личностях ДО советской эпохи! А уж про ВОВ фильмов просто не счесть! А сколько фильмов, стихов, песен было сложено про простого Человека Труда! Вы не найдёте НИ ОДНОЙ профессии, про которую не было бы снято, хотя бы одного фильма, не сложено стихов, песен, не написано кртин и т.д. и т.п...... И тысячи книг писались про всё это! Если привести ВЕСЬ СПИСОК того, что было показано на кино и телеэкранах, написано в книгах, сложено в стихах и песнях, изображено в живописи, и даже отснято в мультиках для детей, то этот СПИСОК, не просто с лихвой перекроет ВСЁ что в этом плане сделано при нынешней власти, но и получиться (если это мереть в процентном выражении) что за 25 лет "демократии" в России ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ СДЕЛАНО!!! А если ещё взять и посмотреть на то, что сделано, то окажется, что больше половины, это ВРАНЬЁ и ПЕРЕПИСЫВАНИЕ ИСТОРИИ!!! Эти два документальных фильма, по нашим временам - РЕДКОСТЬ! В основном, это бред о "Сталинграде" Бондарчука, ложь о "Цитаделе" МиГалкова, "Сволочи", 4 дня в мае", "Штрафбат" и прочая мерзость, на которой НЕ ДАЙ БОГ учить истории России наших детей!

15. Сергей Владимирович : Ответ на 13., Алёша:
2015-07-23 в 18:45

Алексей, это вопрос, скорее, веры... Веры в свой народ, который всё более думал о небесном, чем о земном..."Битва за обоз", "Атака мёртвых"Спасибо. О Судьбищенской битве я узнал совсем недавно. А об Осовце, когда-то, стишок написал: http://www.stihi.ru/2015/01/26/7846


Спасибо и Вам, Алексей!

14. Сергей Владимирович : 28 панфиловцев
2015-07-23 в 18:33

Читал книгу, я об этом уже писал, назыаалась она "Красный дым". Сборник повестей о пограничниках. ... Отступающй полк и 28 пограничников, присоединившихся к полку, которых оставили прикрыть отход полка...Покинуть позицию они могли после того, когда увидели бы "ракету красного дыма". Скорее всего, они понимали, что ракеты не будет - полку надо оторваться. За день боя, имея стрелковое вооружение и гранаты, они перемолотили батальон пехоты, несколько танков и БТР. Об этом, в послесловии, как о доказанном факте, сообщал архив ВС СССР.

13. Алёша : Ответ на 7., Сергей Владимирович:
2015-07-23 в 18:24

Алексей, это вопрос, скорее, веры... Веры в свой народ, который всё более думал о небесном, чем о земном..."Битва за обоз", "Атака мёртвых"


Спасибо. О Судьбищенской битве я узнал совсем недавно. А об Осовце, когда-то, стишок написал: http://www.stihi.ru/2015/01/26/7846

12. Сергей Абачиев : Великолепно, Светлана!
2015-07-23 в 18:22

Беда только в несоизмеримости количества зрителей ВГТРК и количества посетителей портала . Ну да ничего! Господь правду видит и "малое стадо" у Него на виду и даже на особом почёте!

11. Сергей Владимирович : Ответ на 8., Туляк:
2015-07-23 в 17:56

"И один в поле воин, коль по-русски скроен." Про подвиг Н.Сиротина есть отличный документальный фильм:http://goo.gl/c54BBT Вот ещё один Подвиг Русских Солдат в начале войны, не менее показательный:http://goo.gl/SjQz19


Беда в том, что о многих подвигах наших пращуров, мы узнаем только сейчас. Не учили этому в школе, хотя школа наша была гораздо лучше нынешней. "Молодечная битва", в которой полегли, защищая Русь, опричники... После этого их, вроде, уже и не было - все полегли. Суворов, не проигравший ни одного из сражений; Ушаков, не потерявший ни одного корабля, да и погибших моряков не так уж много было. Надо бы начинать обучение школьников вот с таких примеров.

9. Леонид Болотин : Бои за оборону Москвы - как будто это было вчера
2015-07-23 в 17:13

Мой Отец в 1964 году работал собственным корреспондентом «Известий» по Узбекистану, и при его корпункте в Ташкенте была общественная приемная, которой руководил отставной полковник, родом из Казахстана. К сожалению, я не помню, как его звали, но думаю, в архиве Отца как-нибудь найду его имя и фамилию. В Июне 1964 года отец доставил меня в Москву, чтобы вместе со мной отдохнуть в «известинском» доме отдыха «Пахра» для моей психологической реабилитации после тяжелой операции, которые я перенес в Апреле. Но поехал отец не только в отпуск, а совместил его с делами. Мы прилетели в Москву вместе с руководителем общественной приемной – отставным полковником. Разместились в старой части гостиницы «Москва» - в бывшем «Гранд-отеле», окна наших номеров как раз выходили на музей Ленина, похожий на сказочный дворец. И вот утром следующего дня я проснулся один в номере, однако услышал голос Отца за стенкой и отправился в номер, где остановился полковник… Пришел туда и потихоньку уселся в большое кресло, чтобы не прервать разговор.
В начале войны полковник служил в дивизии генерала Панфилова, конечно, в ином - более младшем звании, и вот он рассказывал Отцу, а потом стал обращаться и ко мне. Рассказывал он очень буднично боях под Москвой в Октябре и снежном Ноябре 1941 года.
Сперва я ничего не понимал, поскольку не застал начала разговора: скупые слова рассказчика были так сильны и точны, хотя и без малейшей цветистости, от чего первым моим впечатлением от рассказа, что это происходило несколько месяцев назад - осенью 1963 года. И меня охватил ужас оттого, что Москве недавно угрожала такая напасть… И только потом из «будничного», без малейшего пафоса рассказа я понял, что речь идет об осени 1941 года, и успокоился, стал внимательнее вслушиваться. Полковник называл номера больших и малых частей и населенных пунктов, километраж до окраин Москвы, и потери, потери, потери - половина личного состава, две трети, три четверти. В основном большие потери были уже после смерти гвардии генерал-майора Панфилова, генерал умер беречь своих солдат. А потерибыли среди тех, кто оказался на передовой всего за несколько недель до боев. До этого дивизия прибыла из Казахстана сначала под Новгород, а потом была переброшена под Москву… Но перед тем бойцы Панфилова ещё на учениях в Казахстане прошли занятия против «танкобоязни» с помощью наездов на учебные окопы тракторов и бульдозеров… Этим и отличается их успешность в борьбе с немецкой техникой во время последней попытки нацистов атаковать и захватить Москву.
Полковник почти ничего не говорил о самом себе, только упоминал себя в связи с какими-то моментами, которым он был свидетелем, например, когда говорил что-то о генерале Панфилове…
И хотя мне было всего шесть с половиной лет, я уже тогда что-то слышал о подвиге «28 панфиловцев». В стране шла подготовка к празднованию ХХ-летия Победы, и в телепередачах, по радио, в газетах и журналах (Мама научила меня читать в начале шестого года моей жизни, и тогда я уже просматривал «Пионерскую правду», которую выписывали для сестры, любил листать «Неделю» - приложение к «Известиям», журнал «Пионер»), много рассказывали о войне. И в моих любимых книгах - Детской Энциклопедии в желтом переплете, в двухтомник Вершигоры о Ковпаке с множеством фотографий, тоже было много о войне. Но о самом генерале Панфилове я тогда слышал впервые, и о его дивизии, и о его смерти. Потому и слушал полковника, затаив дыхание с широко раскрытыми глазами.
И только многие годы спустя, когда мне самому перевалило за сорок, я понял, откуда было мое чувство от рассказа полковника, как о чем-то происходившем совсем недавно. Именно так чувствовал своё недавнее прошлое ветеран войны, для него это было будто вчера. И его чувство через рассказ передавалось мне.
Так и сейчас происходившее в 1992 году, я воспринимаю, как совсем недавнее прошлое, хотя за этот срок родилось и выросло целое поколение людей. Но мне памятны картины, которые возникали в моем сознание, в моем внутреннем взоре от простых слов полковника: я видел эти колонны немецких танков и другой вражеской бронетехники, видел форму немецких солдат и офицеров, слышал их гортанную речь, которые когда-то видел и слышал рассказчик-полковник, видел эшелоны и моих земляков из Средней Азии, и эшелоны сибиряков
Меня резанула по сердцу попытка принизить подвиг всех панфиловцев. Подобная информационная атака была и в 2011 году, когда отмечалось 70 битвы под Москвой. Мерзавцы от историографии никак не могут уняться. Им надо научно бить по сусалам, по сусалам, по сусалам!!!
http://www.sovross.r...s.php?name=News& ;file=article&sid=588848

8. Туляк : Ответ на 5., Сергей Владимирович:
2015-07-23 в 17:09

6. Алёша : Re: Подвиг был
2015-07-23 в 16:34

С рассветом, из-за горизонта,
Пришли они в моторном рёве
Прицелами дырявя мир.
Две роты чёрных мастодонтов,
Давно привычных к вкусу крови,
А в главном танке - командир.
Упрятав ястребиность взора
За толстой, башенной бронёю,
Гонимый в битву силой древней,
Он наблюдал зрачком прибора
Как его танки шли свиньёю
Давя чужую, для них, землю
Слоновьей, многотонной тяжестью,
Купая траки в белом снеге
И копотью поганя высь...

А в головах у экипажей,
Оглохших в гусеничном беге
Навязчивая билась мысль:
Прорваться с грохотом и блеском
К Москве, покуда длится осень,
Сломив заслоны и преграды.
Но ждали их за перелеском.
В два раза меньше - двадцать восемь.
Правда не танки, а солдаты.
И дождались. И крепко слились
Со сталью крупповской брони
В объятиях огня и смерти.
И танки намертво застыли,
Среди заснеженной земли...

Кто мёртв душою, что ж, не верьте.

5. Сергей Владимирович : И один в поле воин...
2015-07-23 в 15:22

"И один в поле воин, коль по-русски скроен."

Имя - Николай. Отчество - Владимирович. Фамилия - Сиротинин. Рост - Сто шестьдесят четыре сантиметра. Вес - пятьдесят четыре килограмма. Звание - старший сержант. Русский. Воинская профессия - артиллерист, командир орудия. Возраст - двадцать лет. Деревенский. 55-й стрелковый полк, 6-я стрелковая дивизия. Та самая дивизия, части которой стояли в Брестской крепости и возле неё.
Противотанковая пушка, калибр - 76 миллиметров, вес в боевом положении полторы тонны. Шестьдесят снарядов. Карабин, патроны. Вес снаряда - девять килограмм. Наиболее действительный огонь по бронированным целям - 600 метров, прямая наводка. Направление обороны простое - за Родину.

Противник: вторая танковая группа любимца фюрера Гудериана. Четвёртая танковая дивизия вермахта, авангард. Колонна из 59 немецких танков.

Основной немецкий боевой танк Т-III: вес - 20 тонн, двигатель Maybach мощностью 250 л.с., скорость 32 км/ч. Экипаж -5 человек. Габариты: 5,69х2,81х2,335м. Вооружение: 37-мм пушка и три пулемета MG34.

Двести танкистов, 150 пулемётов, 59 пушек, 1200 тонн немецкого железа.

Танковый батальон прикрывала рота пехоты в грузовиках, пешком и на лошадях с велосипедами. А именно: четыре офицера, 26 унтер-офицеров, 161 солдат. Вооружение: 47 пистолетов, 16 шмайссеров,132 карабина, 12 ручных пулемётов, 3 противотанковых ружья, три 50-мм миномёта. 22 лошади, 9 пароконных повозок, 1 полевая кухня, 9 велосипедов. Гусенично-колёсные бронемашины. Мотоциклисты.

Направление движения, важнее не придумаешь - Москва.

17 июля 1941 года. Маленькая белорусская деревня Сокольничи. Мост через неширокую речушку Добрысть. Заболоченные берега. За речкой, в зелени второго месяца лета затерялась в маскировке единственная пушка и солдат. Арьергард артиллерийской батареи стрелкового полка. Перед мостом, с другой стороны реки, забитая немецкими танками дорога - Варшавка. Сзади, лихорадочно спешащий на новый рубеж обороны, реку Сож, родной стрелковый полк.

Главное - время, чтоб они успели занять рубеж и окопаться.

Думаю, они тебе больше тридцати раз пальнуть не дадут, - сказал командир батареи, - заткнёшь мост и отходи. Замок от пушки - с собой в вещмешок. Лошадь за сарайчиком. Догонишь.
- Ничо, таварищ старший лейтенант, я всё сделаю. Я деревенский, вы мене токо оставьте ещё снарядов, и вам быстрее ехать будет и лошадям проще, не так тяжельше, - маленький сержант смотрел снизу вверх спокойно и уверенно, как будто перед тем, как сделать привычную и тяжёлую сельскую работу на своей земле в деревне на орловщине. От деревни Сокольничи до районного центра Кричева - пять километров. Несколько минут езды. Но 17 июля 1941 года, чтобы преодолеть это расстояние гитлеровцам понадобилось два с половиной часа.

Очевидцы говорят, что командир вначале боя был где-то рядом - корректировал, но как только Сиротинин первым выстрелом подбил перед въёздом на мост головной танк, а затем последний, который попал в сектор обстрела пушки на дороге, то он ушёл за батареей. Мост был закупорен. Задача выполнена. Но вторую половину командирского приказа на отход Сиротинини не выполнил. У него было шестьдесят снарядов. И десять немецких танков, застрявших в болоте при попытке съехать с дороги. И еще танки на подходе. И бронемашины. И пехота, гитлеровская спесь, захватчики, оккупанты в серых мундирах в секторе обстрела орудия.

И начался бой. А когда в руках у тебя оружие, полно боеприпасов, а впереди враг, а позади..., а они едут, как на параде, как у себя дома и отступать не в радость, то наплевать с какой стороны пушки механизмы вертикальной и горизонтальной наводки. Извернулся, наизнанку, но навёл. Было бы желание. Навёл, выстрелил, засёк попадание, принёс снаряд, навёл, выстрелил, снаряд...

Цивилизованная, упорядоченная, правильная Европа, павшая к ногам фашистов почти без боя, закончилась ещё в Бресте, но они пока этого не поняли. И старший сержант объяснял им эту истину прилежно, на понятном для них языке и не жалея себя. Преподаватель валил свою аудиторию железными доводами наповал, жалел только об одном, что мог не успеть довести эту истину до каждого солдата в немецкой колонне и тем, кто следует за ними. Ученики, старшему сержанту, попались неважные, тему так и не усвоили. Кроме тех самых рьяных, кто остался с ним изучать учебный материал навсегда. И даже немцы оценили совершенство и простоту изложения материала в исполнении сержанта и его учебно-боевого пособия.

Обер-лейтенант Фридрих Хёнфельд. Цитата из дневника: "Вечером хоронили неизвестного русского солдата. Он вёл бой в одиночку. Бил из пушки по нашим танкам и пехоте. Казалось, бою не будет конца. Храбрость его была поразительна.

Это был настоящий ад. Танки загорались один за другим. Пехота, прятавшаяся за бронёй, залегла. Командиры в растерянности. Не могут понять источник шквального огня. Кажется, бьёт целая батарея. Огонь прицельный. Откуда взялась эта батарея? В колонне 59 танков, рота пехоты, бронемашины. И вся наша мощь бессильна перед огнём русских. Разведка докладывала, что путь свободен. Больше всего нас изумило то, что против нас бился один единственный боец. А мы думали, что в нас стреляет целая артиллерийская батарея".

Поняв, что атакой в лоб они русских артиллеристов не сломят фашисты пошли в обход. Окружив позицию Сиротинина, они открыли ураганный огонь. И только после этого замолчала пушка, и перестал бить карабин. Больше всего немцев изумило то, что против них сражался один единственный боец.

"Всех поразило, что герой был юнцом, почти мальчишкой. В строю немецких солдат, он стоял бы последним на правом фланге. Он произвёл по нам пятьдесят семь выстрелов из орудия и потом, ещё бил и бил по нам из карабина. Рассеял лобовую атаку пехоты. Уничтожил десять танков и бронемашин. Рядом с его могилой осталось целое кладбище наших солдат".

Полковник оказался мудрее своего младшего офицера. И ещё известно: немцы настолько были поражены мужеством русского солдата, что похоронили его с воинскими почестями.

"Все удивлялись его храбрости. Полковник перед могилой говорил: "Если бы такими как он были бы все солдаты фюрера, то завоевали бы весь мир. Три раза стреляли залпами из винтовок. Всё-таки он русский. Надо ли такое преклонение?"

Обер-лейтенант Хёнфельд так и не понял, в какую войну и с кем ввязалась Германия. Обер- лейтенант Хёнфельд убит под Тулой летом 1942 года. Советские солдаты обнаружили его дневник и передали военному журналисту Фёдору Селиванову.

Имя - Николай. Отчество - Владимирович. Фамилия - Сиротинин. Рост - Сто шестьдесят четыре сантиметра. Вес - пятьдесят четыре килограмма. Звание - старший сержант. Русский. Воинская профессия - артиллерист, командир орудия. Возраст - двадцать лет. Деревенский. 55-й стрелковый полк, 6-я стрелковая дивизия. И, пятьсот фашистов, двести пулеметов, пятьдесят девять пушек. Тысяча двести тонн немецкого железа.

Старший сержант Сиротинин Николай Владимирович, командир орудия противотанковой батареи похоронен со всеми воинскими почестями солдатами и офицерами четвёртой танковой дивизии вермахта на берегу реки Добрысть, у села Сокольничи.

Неизвестный подвиг тысяча девятьсот сорок первого года. За который он награждён Орденом Отечественной Войны Первой Степени, посмертно, через девятнадцать лет, в 1960 году.
http://tvspas.ru/pub...pole_voin/16-1-0-597

4. Русский Сталинист : Ответ на 2., рудовский:
2015-07-23 в 14:53

Какая разница, сколько там танков подбили - 10, 15 или 18?Бой был? Был. Люди погибли? Погибли. Москву в конечном итоге отстояли? Отстояли. А что там журналисты приписали, что молва народная - это дело второе. Знать и изучать все это надо, но без издевательства над историей своей страны и глума.

Абсолютно верно.
Но дело в том, что некоторым субъектам очень чешется развенчать "советские мифы", обмакнуть нас в унитаз, вот они и цепляются к цифрам и второстепенным деталям.
Ага, там было не 28 панфиловцев, а 128- значит, коммуняки как всегда насвистели. Не было подвига!
Там подбили не 100, а 25 танков- не было подвига!
В тот день толщина снежного покрова была 5 см, а не 7 см- не было подвига!
В тот день солнце вышло из-за туч в 13.25, а не в 13.15- не было подвига!
Клочков не произнёс слова про Москву, а просто матерился- не было подвига!
И во на такой ублюдочно-ущербной логике они и "развенчивают" мифы.

3. Вятчанин : Легенда, а не миф
2015-07-23 в 12:48

Да, НЕВОЗМОЖНО БЫЛО в суровом 1941 году журналисту провести подробное расследование подвига героев-панфиловцев, остановивших колонну танков под Москвой. Статья в газету была написана по горячим следам, участники боя погибли, опрашивать было некого. Поэтому журналисту пришлось пользоваться в деталях художественным вымыслом. Тем более что главная задача фронтовой газеты была пропагандистская: вдохновлять на битву с фашистами.
Вправе ли журналист пользоваться художественным вымыслом? Все пособия по журналистике скажут: художественный вымысел при создании журналистского произведения допустим, если он не искажает сути события. Борис Полевой взял историю одноногого летчика Маресьева и на документальной основе написал замечательную повесть. Но один факт он все-таки "приукрасил", чтобы усилить образ героя. Во время операции литературный Мересьев просит хирурга ампутировать ему гангренозную ногу без наркоза, а настоящий Маресьев после выхода в свет повести признавался, что такой просьбы он не высказывал. Впрочем, фактов ампутации конечностей без наркоза за отсутствием такого на фронте можно найти немало. Но ведь эта деталь не отменяет подвиг реального Маресьева.
Что касается определения мифа, то лучше было бы назвать подвиг 28 героев-панфиловцем легендой, так как миф в обиходе все-таки понимается как сказка. Легенда - это устный жанр о подвигах героев, передающийся из уст в уста, которая имеет под собой документальную основу, но обрастает в ходе пересказывания додуманными подробностями. Так, рассказ С.С.Смирнова о подвиге бессменного часового, который 9 лет простоял на часах в городе Осиновец, имеет подзаголовок "Почти легенда". Писатель долго собирал из разных источников сведения о бессменном часовом, но так и не узнал его точную фамилию и имя, его возраст и дальнейшую судьбу.

2. рудовский : Re: Так был ли подвиг?..
2015-07-23 в 11:14

Бред какой-то.
Ездил я к этому мемориалу с июне (опосля И-В монастыря) с небольшой группой путешественников. И там несколько десятков человек было - очевидно, те, кто решил посетить это место из уважения к памяти погибших. Причем люди сплошь в 2, 3 и даже 4 семейных поколения.
Какая разница, сколько там танков подбили - 10, 15 или 18?
Бой был? Был. Люди погибли? Погибли. Москву в конечном итоге отстояли? Отстояли. А что там журналисты приписали, что молва народная - это дело второе. Знать и изучать все это надо, но без издевательства над историей своей страны и глума.

1. Алёша : Re:Так был ли подвиг?..
2015-07-23 в 04:53

"...государство, которое так много говорит о недопустимости пересмотра истории и особенно истории Великой Отечественной войны, должно бить себя по затылку. Потому что само же это государство и способствует как пересмотру с фальсификацией, так и очернительству с лжеразоблачениями. Чем именно способствует, это уж другой вопрос - халатностью, политической близорукостью, набором недалёких сотрудников, злым ли умыслом, но так или иначе государство ныне само выступило в роли фальсификатора своей же собственной истории, взяв на себя при этом функции саморазрушения."

Если два-три человека в государстве озвучивают какие-то правильные вещи, это совсем не означает, что все остальные принимают их как руководство к действию.
Как раз наоборот. Таковы правила игры. И волки сыты и овцы целы.

November 25th, 2016 , 07:33 pm

Оригинал взят у kritik в Настоящая история «28 панфиловцев» . Факты и документальные сведения

Сегодня пойду на фильм «28 панфиловцев» . И хотел бы узнать реальную историю этих «героических» людей, чтобы при написании отзыва о фильме - знать насколько сценарий искажает действительность.


Расчёт 45-мм противотанковой пушки 53-К на окраине деревни под Москвой, ноябрь — декабрь 1941 года



Наибольшую известность из воинов дивизии получили 28 человек («герои-панфиловцы», или «28 героев-панфиловцев») из числа личного состава 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка. Согласно широко распространённой в СССР версии события, 16 ноября, когда началось новое наступление немцев на Москву, бойцы 4-й роты во главе с политруком Василием Клочковым, осуществляя оборону в районе разъезда Дубосеково в 7 км к юго-востоку от Волоколамска, совершили подвиг, в ходе 4-часового боя уничтожив 18 вражеских танков. Все 28 человек, в советской историографии называемые героями, погибли (позже стали писать «почти все»). Фраза «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!», которую, по версии журналистов «Красной звезды», произнёс перед смертью политрук Клочков, была включена в советские школьные и вузовские учебники по истории.

В 1948 и 1988 годах официальная версия подвига была изучена Главной военной прокуратурой СССР и признана художественным вымыслом. По мнению Сергея Мироненко, «не было 28 героев-панфиловцев — это один из мифов, насаждавшихся государством». При этом сам факт тяжёлых оборонительных боёв 316-й стрелковой дивизии против 2-й и 11-й немецких танковых дивизий (прим. численность личного состава немецких дивизий значительно превосходила советскую) на Волоколамском направлении 16 ноября 1941 года и проявленный при этом бойцами дивизии героизм не оспаривался.

Исторический анализ

По материалам расследования Главной военной прокуратуры, о подвиге героев впервые сообщила газета «Красная звезда» 27 ноября 1941 года в очерке фронтового корреспондента В. И. Коротеева. В статье об участниках боя говорилось, что «погибли все до одного, но врага не пропустили»; командиром отряда, по словам Коротеева, был «комиссар Диев».

По другим сведениям, первая публикация о подвиге появилась 19 ноября 1941 года, спустя всего два дня после событий у разъезда Дубосеково. Корреспондент «Известий» Г. Иванов в своей статье «8-я Гвардейская дивизия в боях» описывает бой в окружении одной из рот, оборонявшейся на левом фланге 1075-го стрелкового полка И. В. Капрова: подбито 9 танков, сожжено — 3, остальные повернули обратно.

Критика официальной версии

Критики официальной версии, как правило, приводят следующие аргументы и предположения:
О бое с данными подробностями ничего не сообщает ни командир 2-го батальона (в котором состояла 4-я рота) майор Решетников, ни командир 1075-го полка полковник Капров, ни командир 316-й дивизии генерал-майор Панфилов, ни командующий 16-й армией генерал-лейтенант Рокоссовский. Ничего не сообщают о нём и немецкие источники (в то время как потеря в одном бою 18 танков в конце 1941 года была бы для немцев заметным событием).
Неясно, каким образом Коротеев и Кривицкий узнали большое количество подробностей данного боя. Информация о том, что сведения были получены в госпитале от смертельно раненого участника боя Натарова, сомнительна, поскольку, согласно документам, Натаров погиб за два дня до боя, 14 ноября.
К 16 ноября численность личного состава 4-й роты была полной, то есть в ней не могло быть всего 28 солдат. По свидетельству командира 1075-го стрелкового полка И. В. Капрова, в роте было около 140 человек.

Материалы расследования

В ноябре 1947 года Военной прокуратурой Харьковского гарнизона был арестован и привлечён к уголовной ответственности за измену Родине И. Е. Добробабин. Согласно материалам дела, будучи на фронте, Добробабин добровольно сдался в плен немцам и весной 1942 года поступил к ним на службу. Служил начальником полиции временно оккупированного немцами села Перекоп Валковского района Харьковской области. В марте 1943 года при освобождении этого района от немцев Добробабин как изменник был арестован советскими органами, но из-под стражи бежал, вновь перешёл к немцам и опять устроился на работу в немецкой полиции, продолжая активную предательскую деятельность, аресты советских граждан и непосредственное осуществление принудительной отправки рабочей силы в Германию.

При аресте у Добробабина была найдена книга о 28 героях-панфиловцах, и оказалось, что он числится одним из главных участников этого героического боя, за что ему и присвоено звание Героя Советского Союза. Допросом Добробабина было установлено, что в районе Дубосекова он действительно был легко ранен и пленён немцами, но никаких подвигов не совершал, и всё, что написано о нём в книге о героях-панфиловцах, не соответствует действительности. В связи с этим Главная военная прокуратура СССР провела обстоятельное расследование истории боя у разъезда Дубосеково. Результаты были доложены Главным военным прокурором Вооружённых Сил страны генерал-лейтенантом юстиции Н. П. Афанасьевым Генеральному прокурору СССР Г. Н. Сафонову 10 мая 1948 года. На основании этого доклада 11 июня была составлена справка за подписью Сафонова, адресованная А. А. Жданову.

Впервые публично в достоверности истории о панфиловцах усомнился Э. В. Кардин, опубликовавший в журнале «Новый мир» (февраль 1966) статью «Легенды и факты». После этого, однако, он удостоился персональной отповеди от Леонида Брежнева, который назвал отрицание официальной версии «клеветой на героическую историю нашей партии и нашего народа».

В конце 1980-х годов последовал ряд новых публикаций. Важным аргументом стала публикация рассекреченных материалов расследования военной прокуратуры 1948 года. В 1997 году в журнале «Новый мир» за авторством Николая Петрова и Ольги Эдельман была опубликована статья «Новое о советских героях», в которой утверждалось (в том числе на основании приведённого в статье текста совершенно секретной справки «О 28 панфиловцах»), что 10 мая 1948 года официальная версия подвига была изучена Главной военной прокуратурой СССР и признана литературным вымыслом.

В частности, в этих материалах содержатся показания бывшего командира 1075-го стрелкового полка И. В. Капрова:

…Никакого боя 28 панфиловцев с немецкими танками у разъезда Дубосеково 16 ноября 1941 года не было — это сплошной вымысел. В этот день у разъезда Дубосеково в составе 2-го батальона с немецкими танками дралась 4-я рота, и действительно дралась геройски. Из роты погибло свыше 100 человек, а не 28, как об этом писали в газетах. Никто из корреспондентов ко мне не обращался в этот период; никому никогда не говорил о бое 28 панфиловцев, да и не мог говорить, так как такого боя не было. Никакого политдонесения по этому поводу я не писал. Я не знаю, на основании каких материалов писали в газетах, в частности в «Красной звезде», о бое 28 гвардейцев из дивизии им. Панфилова. В конце декабря 1941 года, когда дивизия была отведена на формирование, ко мне в полк приехал корреспондент «Красной звезды» Кривицкий вместе с представителями политотдела дивизии Глушко и Егоровым. Тут я впервые услыхал о 28 гвардейцах-панфиловцах. В разговоре со мной Кривицкий заявил, что нужно, чтобы было 28 гвардейцев-панфиловцев, которые вели бой с немецкими танками. Я ему заявил, что с немецкими танками дрался весь полк и в особенности 4-я рота 2-го батальона, но о бое 28 гвардейцев мне ничего не известно… Фамилии Кривицкому по памяти давал капитан Гундилович, который вёл с ним разговоры на эту тему, никаких документов о бое 28 панфиловцев в полку не было и не могло быть. Меня о фамилиях никто не спрашивал. Впоследствии, после длительных уточнений фамилий, только в апреле 1942 года из штаба дивизии прислали уже готовые наградные листы и общий список 28 гвардейцев ко мне в полк для подписи. Я подписал эти листы на присвоение 28 гвардейцам звания Героя Советского Союза. Кто был инициатором составления списка и наградных листов на 28 гвардейцев — я не знаю.


Расчёт противотанкового ружья ПТРД-41 на позиции во время битвы за Москву. Московская область, зима 1941-1942 года

Приведены также материалы допроса корреспондента Коротеева:

Примерно 23—24 ноября 1941 года я вместе с военным корреспондентом газеты «Комсомольская правда» Чернышёвым был в штабе 16-й армии… При выходе из штаба армии мы встретили комиссара 8-й панфиловской дивизии Егорова, который рассказал о чрезвычайно тяжёлой обстановке на фронте и сообщил, что наши люди геройски дерутся на всех участках. В частности, Егоров привёл пример геройского боя одной роты с немецкими танками, на рубеж роты наступало 54 танка, и рота их задержала, часть уничтожив. Егоров сам не был участником боя, а рассказывал со слов комиссара полка, который также не участвовал в бою с немецкими танками… Егоров порекомендовал написать в газете о героическом бое роты с танками противника, предварительно познакомившись с политдонесением, поступившим из полка…

В политдонесении говорилось о бое пятой роты с танками противника и о том, что рота стояла «насмерть» — погибла, но не отошла, и только два человека оказались предателями, подняли руки, чтобы сдаться немцам, но они были уничтожены нашими бойцами. В донесении не говорилось о количестве бойцов роты, погибших в этом бою, и не упоминалось их фамилий. Этого мы не установили и из разговоров с командиром полка. Пробраться в полк было невозможно, и Егоров не советовал нам пытаться проникнуть в полк.

По приезде в Москву я доложил редактору газеты «Красная звезда» Ортенбергу обстановку, рассказал о бое роты с танками противника. Ортенберг меня спросил, сколько же людей было в роте. Я ему ответил, что состав роты, видимо, был неполный, примерно человек 30—40; я сказал также, что из этих людей двое оказались предателями… Я не знал, что готовилась передовая на эту тему, но Ортенберг меня ещё раз вызывал и спрашивал, сколько людей было в роте. Я ему ответил, что примерно 30 человек. Таким образом, и появилось количество сражавшихся 28 человек, так как из 30 двое оказались предателями. Ортенберг говорил, что о двух предателях писать нельзя, и, видимо, посоветовавшись с кем-то, решил в передовой написать только об одном предателе.

Допрошенный секретарь газеты Кривицкий показал:

При разговоре в ПУРе с т. Крапивиным он интересовался, откуда я взял слова политрука Клочкова, написанные в моём подвале: «Россия велика, а отступать некуда — позади Москва», — я ему ответил, что это выдумал я сам…

…В части же ощущений и действий 28 героев — это мой литературный домысел. Я ни с кем из раненых или оставшихся в живых гвардейцев не разговаривал. Из местного населения я говорил только с мальчиком лет 14—15, который показал могилу, где похоронен Клочков.

…В 1943 году мне из дивизии, где были и сражались 28 героев-панфиловцев, прислали грамоту о присвоении мне звания гвардейца. В дивизии я был всего три или четыре раза.

Вывод расследования прокуратуры:

Таким образом, материалами расследования установлено, что подвиг 28 гвардейцев-панфиловцев, освещённый в печати, является вымыслом корреспондента Коротеева, редактора «Красной звезды» Ортенберга и в особенности литературного секретаря газеты Кривицкого...

Повторно обстоятельствами подвига Главная военная прокуратура СССР занималась в 1988 году, по результатам чего главный военный прокурор генерал-лейтенант юстиции А. Ф. Катусев опубликовал в «Военно-историческом журнале» (1990, № 8-9) статью «Чужая слава». В ней он сделал вывод, что «массовый подвиг всей роты, всего полка, всей дивизии безответственностью не совсем добросовестных журналистов преуменьшили до масштаба мифического взвода». Этого же мнения придерживается директор Государственного архива РФ доктор исторических наук С. В. Мироненко.

Документальные свидетельства о бое

Командир 1075-го полка И. В. Капров (показания, данные на следствии по делу панфиловцев):

…В роте к 16 ноября 1941 года было 120—140 человек. Мой командный пункт находился за разъездом Дубосеково, 1,5 км от позиции 4-й роты (2-го батальона). Я не помню сейчас, были ли противотанковые ружья в 4-й роте, но повторяю, что во всём 2-м батальоне было только 4 противотанковых ружья… Всего на участке 2-го батальона было 10—12 танков противника. Сколько танков шло (непосредственно) на участок 4-й роты, я не знаю, вернее, не могу определить…

Средствами полка и усилиями 2-го батальона эта танковая атака была отбита. В бою полк уничтожил 5—6 немецких танков, и немцы отошли. В 14—15 часов немцы открыли сильный артиллерийский огонь… и вновь пошли в атаку танками… На участках полка наступало свыше 50 танков, причём главный удар был направлен на позиции 2-го батальона, в том числе и участок 4-й роты, и один танк вышел даже в расположение командного пункта полка и зажёг сено и будку, так что я случайно смог выбраться из блиндажа: меня спасла насыпь железной дороги, около меня стали собираться люди, уцелевшие после атаки немецких танков. Больше всех пострадала 4-я рота: во главе с командиром роты Гундиловичем уцелели 20—25 человек. Остальные роты пострадали меньше.

16-го числа часов в 6 утра немец стал бомбить наш правый и левый фланги, и нам доставалось порядочно. Самолётов 35 нас бомбило.

После воздушной бомбардировки колонна автоматчиков из д. Красиково вышла… Потом сержант Добробабин, помкомвзвода был, свиснул. Мы по автоматчикам огонь открыли… Это было часов в 7 утра… Автоматчиков мы отбили… Уничтожили человек под 80.

После этой атаки политрук Клочков подобрался к нашим окопам, стал разговаривать. Поздоровался с нами. «Как выдержали схватку?» — «Ничего, выдержали.» Говорит: «Движутся танки, придётся ещё схватку терпеть нам здесь… Танков много идёт, но нас больше. 20 штук танков, не попадёт на каждого брата по танку.»

Мы все обучались в истребительном батальоне. Ужаса сами себе не придавали такого, чтобы сразу в панику удариться. Мы в окопах сидели. «Ничего, — говорит политрук, — сумеем отбить атаку танков: отступать некуда, позади Москва.»

Приняли бой с этими танками. С правого фланга били из противотанкового ружья, а у нас не было… Начали выскакивать из окопов и под танки связки гранат подбрасывать… На экипажи бросали бутылки с горючим. Что там рвалось, не знаю, только здоровые взрывы были в танках… Мне пришлось два танка подорвать тяжёлых. Мы эту атаку отбили, 15 танков уничтожили. Танков 5 отступили в обратную сторону в деревню Жданово… В первом бою на моём левом фланге потерь не было.

Политрук Клочков заметил, что движется вторая партия танков, и говорит: «Товарищи, наверное, помирать нам здесь придётся во славу родины. Пусть родина узнает, как мы дерёмся, как мы защищаем Москву. Москва — сзади, отступать нам некуда.» … Когда приблизилась вторая партия танков, Клочков выскочил из окопа с гранатами. Бойцы за ним… В этой последней атаке я два танка подорвал — тяжёлый и лёгкий. Танки горели. Потом под третий танк я подобрался… с левой стороны. С правой стороны Мусабек Сингербаев — казах — подбежал к этому танку… Тут меня ранило… Получил три осколочных ранения и контузию.

По архивным данным МО СССР, весь 1075-й стрелковый полк 16 ноября 1941 года уничтожил 15 (по другим данным — 16) танков и около 800 человек личного состава противника. Потери полка, согласно донесению его командира, составили 400 человек убитыми, 600 человек пропавшими без вести, 100 человек ранеными.

Показания председателя Нелидовского сельского совета Смирновой на следствии по делу панфиловцев:

Бой панфиловской дивизии у нашего села Нелидово и разъезда Дубосеково был 16 ноября 1941 года. Во время этого боя все наши жители, и я тоже в том числе, прятались в убежищах… В район нашего села и разъезда Дубосеково немцы зашли 16 ноября 1941 года и отбиты были частями Советской Армии 20 декабря 1941 года. В это время были большие снежные заносы, которые продолжались до февраля 1942 года, в силу чего трупы убитых на поле боя мы не собирали и похорон не производили.

…В первых числах февраля 1942 года на поле боя мы нашли только три трупа, которые и похоронили в братской могиле на окраине нашего села. А затем уже в марте 1942 года, когда стало таять, воинские части к братской могиле снесли ещё три трупа, в том числе и труп политрука Клочкова, которого опознали бойцы. Так что в братской могиле героев-панфиловцев, которая находится на окраине нашего села Нелидово, похоронено 6 бойцов Советской Армии. Больше трупов на территории Нелидовского с/совета не обнаруживали.


Немецкие танки атакуют советские позиции в районе Истры, 25 ноября 1941 года

Реконструкция боя

К концу октября 1941 года первый этап немецкой операции «Тайфун» (наступление на Москву) был завершён. Немецкие войска, разбив части трёх советских фронтов под Вязьмой, вышли на ближние подступы к Москве. В то же время немецкие войска понесли потери и нуждались в некоторой передышке для отдыха частей, приведения их в порядок и пополнения. Ко 2 ноября линия фронта на Волоколамском направлении стабилизировалась, немецкие части временно перешли к обороне. 16 ноября немецкие войска вновь перешли в наступление, планируя разгромить советские части, окружить Москву и победоносно закончить кампанию 1941 года.

316-я стрелковая дивизия занимала оборону на фронте Дубосеково — 8 км юго-восточнее Волоколамска, то есть примерно 18—20 километров по фронту, что для ослабленного в боях соединения было очень много. На левом фланге соседом была 126-я стрелковая дивизия, на правом — сводный полк курсантов Московского пехотного училища имени Верховного Совета РСФСР.

16 ноября дивизия была атакована силами 2-й танковой дивизии немцев с задачей улучшить позиции для наступления 5 армейского корпуса, намеченного на 18 ноября. Первый удар наносился двумя боевыми группами по позициям 1075-го стрелкового полка. На левый фланг, где занимал позиции 2-й батальон наступала более сильная 1-я боевая группа в составе танкового батальона с артиллерийскими и пехотными частями. Задачей дня было занять деревни Рождествено и Лысцево в 8 км к северу от разъезда Дубосеково.

1075-й стрелковый полк в предыдущих боях понёс значительные потери в личном составе и технике, однако перед новыми боями был существенно пополнен личным составом. Согласно показаниям командира полка полковника И. В. Капрова, в 4-й роте было 120—140 человек (по штату дивизии 04/600 в роте должно быть 162 человека). Окончательно не ясен вопрос с артиллерийским вооружением полка. По штату полк должен был иметь батарею из четырёх 76-миллиметровых полковых пушек и противотанковую батарею из шести 45-миллиметровых пушек. Есть сведения, что реально полк имел две 76-миллиметровые полковые пушки образца 1927 года, несколько 76-миллиметровых горных пушек образца 1909 года и 75-миллиметровых французских дивизионных пушек Mle.1897. Противотанковые возможности этих орудий были невысоки — полковые пушки пробивали всего 31 мм брони с 500 м, к горным пушкам вообще не полагалось бронебойных снарядов. Устаревшие французские пушки имели слабую баллистику, о наличии к ним бронебойных снарядов ничего не известно. В то же время известно, что в целом 316-я стрелковая дивизия на 16 ноября 1941 года имела двенадцать 45-миллиметровых противотанковых пушек, двадцать шесть 76-миллиметровых дивизионных пушек, семнадцать 122-миллиметровых гаубиц и пять 122-миллиметровых корпусных пушек, которые могли быть использованы в бою с немецкими танками. Своя артиллерия была и у соседа — 50-й кавалерийской дивизии.

Пехотные противотанковые средства полка были представлены 11 противотанковыми ружьями ПТРД (из них во 2-м батальоне — 4 ружья), гранатами РПГ-40 и бутылками с зажигательной смесью. Реальные боевые возможности этих средств были невысоки: противотанковые ружья отличались невысокой бронепробиваемостью, особенно при использовании патронов с пулями Б-32, и могли поражать немецкие танки только с близкой дистанции исключительно в борт и корму под углом, близким к 90 градусам, что в ситуации лобовой танковой атаки было маловероятным. К тому же бой под Дубосековом стал первым случаем применения противотанковых ружей этого типа, производство которых только начинало разворачиваться. Противотанковые гранаты были ещё более слабым средством — они пробивали до 15—20 мм брони при условии непосредственного прилегания к броневому листу, поэтому их рекомендовалось забрасывать на крышу танка, что в бою было очень непростой и крайне опасной задачей. Для увеличения поражающей способности этих гранат бойцы обычно связывали их вместе по несколько штук. Статистика показывает, что доля танков, уничтоженных противотанковыми гранатами, крайне невелика.

Утром 16 ноября немецкие танкисты провели разведку боем. По воспоминаниям командира полка полковника И. В. Капрова, «всего на участке батальона шло 10-12 танков противника. Сколько танков шло на участок 4-й роты, я не знаю, вернее, не могу определить… В бою полк уничтожил 5-6 немецких танков, и немцы отошли.» Затем противник подтянул резервы и с новой силой обрушился на позиции полка. Через 40-50 минут боя советская оборона была прорвана, и полк, по сути, был разгромлен. Капров лично собирал уцелевших бойцов и отводил их на новые позиции. По оценке командира полка И. В. Капрова, «в бою больше всех пострадала 4-я рота Гундиловича. Уцелело всего 20-25 чел. во главе с ротным из 140 чел. Остальные роты пострадали меньше. В 4-й стрелковой роте погибло больше 100 человек. Рота дралась героически». Таким образом, остановить противника у разъезда Дубосеково не удалось, позиции полка были смяты противником, а его остатки отошли на новый оборонительный рубеж. По советским данным, в боях 16 ноября весь 1075-й полк подбил и уничтожил 9 танков противника.


Прорыв немецких войск на Волоколамском направлении 16-21 ноября 1941 года. Красными стрелками отмечено продвижение 1-й боевой группы сквозь боевые порядки 1075-го стрелкового полка на участке Нелидово-Дубосеково-Ширяево, синими — второй. Пунктиром обозначены начальные позиции на утро, день и вечер 16 ноября (розовым, фиолетовым и синим, соответственно)

В общем итоге, в результате боёв 16-20 ноября на Волоколамском направлении советские войска остановили наступление двух танковых и одной пехотной дивизии вермахта. Поняв бесперспективность и невозможность достичь успеха в Волоколамском направлении, фон Бок перебросил 4-ю танковую группу на Ленинградское шоссе. Одновременно, 26 ноября, и 8-я гвардейская стрелковая дивизия также была переброшена на Ленинградское шоссе в район деревни Крюково, где, как и на Волоколамском шоссе, совместно с другими частями остановила 4-ю танковую группу вермахта.

Смотреть документальный фильм: «Панфиловцы. Правда о подвиге»


Вывод: решать конечно нам, где немного «приукрасили» историю, а где действительно правда.
В любом случаи ряд факторов говорит о том, что данная история и подвиг людей имеет право существовать….

Дубосеково, немецкий взгляд: "Не слишком сильный противник упорно обороняется" November 17th, 2016

Оригинал взят у afirsov в Дубосеково, немецкий взгляд: "Не слишком сильный противник упорно обороняется"

Ровно 75 лет назад, 16 ноября 1941 г. у разъезда Дубосеково прошел бой, хорошо известный советским людям. В постсоветский период в рамках «борьбы с мифами» стали «складываться» мнения, что никакого боя у Дубосеково не было вообще, а немцы его «проехали и не заметили» (с). Да, и в наших документах (которые известны, на минуточку!) боевых частей нет никого упоминания о бое у Дубосеково...

Однако, в последнее время стали вводиться в оборот немецкие документы, связанные со сражением на этом направлении, в частности журналы боевых действий дивизий (ЖБД) непосредственно ведших бой в районе разъезда. Предлагается немецкий взгляд, в основном со стороны 2-й тд - противника 1075-го стрелкового полка, оборонявшегося у разъезда, к которому и принадлежала 4-я рота политрука Василия Клочкова.

Почему Дубосеково? Дело в том, что тут железная дорога идет по довольно пересеченной местности - то по насыпи, то в выемке (см. карту), которые образуют естественные препятствия для движения бронетехники врага. Среди немногих «ровных мест», на которых танки могут пересечь «железку», и был разъезд Дубосеково. Да, на немецких картах такое название действительно отсутствует: там просто нет никого населенного пункта - два ряда рельс, две стрелки и станция 3-го класса на 1908 год, чего там отмечать?

Из ЖБД 2-й тд немцев за 16.11.1941:
6.30 Начало наступления.
С 7.00 поддержка штурмовой авиации.
...
8.00 Донесение 74-го артполка (A.R.74): Морозово и Ширяево заняты боевой группой 1. Сопротивление противника довольно слабое.

У Ширяево было только боевое охранение, так что занять его было не трудно. Во 2-й тд немцев перед наступлением были сформированы три «боевые группы». Из них первая была основной ударной силой и имела в своем составе в том числе батальон танков 3-го танкового полка.


Из ЖБД 2-й тд:
9.13 Боевая группа 1 достигает Петелинки.
10.12 Боевая группа 1 достигает окраины леса 1 км севернее Петелинки.

Теперь, если взглянуть на карту, то кажется действительно, что немцы проехали Дубосеково и не заметили,


Однако читаем дальше ЖБД:

13.30 промежуточная сводка в V армейский корпус: Боевая группа 1 ведет бой с противником, который упорно обороняется на лесных опушках южнее шоссе, по линии севернее Ширяево-1,5 км южнее Петелинки .

Та самая запись в ЖБД:



Оказывается после пяти часов боя немцы так и не преодолели позиций 4-й и 5-й рот 1075-го СП, а «1,5 км южнее Петелино (Петелинки)» - это и есть разъезд Дубосеково, которого, как помним, нет на немецкой карте. Более того в промежуточных выводах далее в ЖБД написано:

Впечатление: южнее шоссе не слишком сильный противник упорно обороняется , используя лесные массивы.

То есть вопреки современным мифами, о том, что никакого подвига у Дубосеково не было, немцы заметили там «панфиловцев», причем еще как!

Что же произошло, и почему продвинувшись уже за Петелино (Петелинки) справа от 4-й роты противник застревает перед «линией Ширяево - 1,5 км южнее Петелинки»?

Ответ частично дает беседа с одним из «панфиловцев», участником боя - Б.Джетпысбаевым (стенограмма 2 января 1947 года). Почему его мнение нам интересно? Джетпысбаев был неграмотным, газет не читал, о том, что писали про «подвиг 28 панфиловцев», ничего не знал, - фактически его воспоминания оказались свободны от «фантомов» пропаганды и мнения других участников боя.

Джетпысбаев: «Моя рота стояла метрах в 500 от Клочкова. Клочков стоял со своей ротой у самой железной дороги, я стоял левее. С утра 16 ноября начали бой. К нам подошли 4 немецких танка. Два из них подбили, два вырвались. Атака была отбита. Большинство танков пошло к разъезду Дубосекова... Мы видели: поворачиваются, и туда идут танки. Там шел бой…»

То есть, столкнувшись с обороной 5-й роты вдоль опушки леса, усиленной завалами и минно-взрывными заграждениями (опять из ЖБД - «10.30 Донесение 74-го артполка (A.R.74): Передовая линия боевой группы 1 по окраине леса 300 м севернее Ширяево. В лесу неприятель. Дозоры разведывают дорогу » ), немцы из 1-й БГ стали постепенно «сдвигать» свои усилия все левее - сначала к разъезду («к Клочкову» - 4-й роте). А прорыв обороны немцам удалось сделать на участке 6-й роты, - ее позиции были фактически в чистом поле уже за железной дорогой, - просто идеальное место для основной массы танков 1-й БГ немцев. Остатки 6-й роты после атаки по свидетельству командира 1075-го СП Карпова отошли за насыпь железной дороги.


После этого три роты 2-го батальона фактически оказались в «мешке», имея в тылу только лес без дорог, трудно проходимый зимой. Такая изоляция от основных сил, по-видимому, и привела к тому, что в наших документах - в дивизии и выше, какие-либо данные о бое у Дубосеково отсутствуют. Информацию просто невозможно было «подать на верх». А потом будет просто некому...

Далее в дело вступает 3-я боевая группа 2-й тд немцев. В ее составе рота танков, а также артиллерия, в том числе «новинка сезона» - шестиствольные реактивные минометы Цитата из ЖБД за 14.11.1941 о постановке задачи:
Боевая группа 3 следует за боевой группой 2 и зачищает местность до расположения боевой группы 1.

То есть, БГ 3 наносит удар вдоль оставшейся обороны 1075-го полка, «зачищая» тех, кто выжил.
Из ЖБД 2-й тд:
13.30 промежуточная сводка в V армейский корпус: ... Боевая группа 3 своим правым флангом зачищает местность западнее Нелидово-Никольское.


Далее 3-я БГ должна была ударить по остаткам 2-го батальона 1075-го полка.
Вот как это вспоминает Джетпысбаев: «Перед заходом солнца подбегает один боец связной: — Клочков погиб, туда просят помощь. У нас людей мало осталось. Много убитых и раненых. Мы впереди отбиваем атаки, сзади, прямо к нам идет немецкий танк. Танки обошли и появились сзади …»

Действительно, 3-я БГ наносила удар уже в тыл 5-й роты Джетпысбаев, а позиции 4-й роты, видно, «сворачивались».

До какого времени еще держались «панфиловцы» у Дубосеково? Джетпысбаев говорит, до «захода солнца». Косвенно это подтверждают соседи «панфиловцев» слева - 50 конная дивизия корпуса Доватора. Вот цитата из воспоминаний о ее боевом пути (бой идет за уже знакомое нам село Морозово, которое немцы якобы заняли еще утром):
«Несмотря на то, что уже почти стемнело , атаки продолжались с неослабевающей силой. Вражеские цепи надвигались на наши позиции, откатывались назад, перестраивались, пополнялись и снова устремлялись вперед. К грохоту артиллерийской канонады присоединились новые, еще не знакомые конникам звуки — гитлеровцы ввели в действие шестиствольные минометы » * .


Батарея шестиствольных минометов где-то зимой

Дело в том, что шестиствольные минометы у 2-й тд были только в составе 3-й БГ, а 5-я тд немцев, с которой в основном сражались конники Доватора, их не применяла - такое (шум стрельбы «скрипух»), видать, не забудешь!

Из этих фактов можно сделать вывод, что сопротивление у Дубосеково продолжалось практически весь световой день и только к заходу солнца немцам удалось «свернуть» там оборону 2-го батальона 1075-го полка. Фактически бой закончился гибелью всех трех рот: по свидетельству Капрова в 4-й роте из 140 человек погибли 100, по свидетельству Джетпысбаева из 75 человек его 5-й роты из боя вышли только 15.

В результате, в 19.00 вынужден был оставить свой КП за Дубосеково командир 1075-го сп Капров, успев только передать по радио: «Окружен. Обороняют только КП»!


Через несколько дней от всего полка останется всего 120 человек...

PS . Сейчас «разоблачители мифа о 28» отошли на запасные позиции: теперь бой описывается одной фразой: «Немцы задачу дня выполнили». Типа, «чихали все губернии на твою музыку»(с)

В советское время был такой детский анекдот:
Солдат молится в окопе: «Господи, сделай из меня Героя Советского Союза».
- ОК! - сказал Господь. И оказался солдат один с двумя гранатами против трех танков!

О ком был этот анекдот - тогда было ясно. Вот также и полк Капрова со средствами усиления - две пушки, которые нельзя даже перевозить - их сгрузили и оставили у следующей за Дубосеков станцией, да выделили аж 20 бронебойных снарядов (этак на штук 80 немецких танков), да дали аж взвод противотанковых ружей с коэффициентом стойкости, ну, по максимому - 0,3, и со всем этим «богатством» оставили под танковой дивизией немцев, под бомбежки полсотни «юнкерсов» и обстрелы «скрипух». На целый день.

А потом скажут: «Ну, какой это подвиг? Немцы-то задачу выполнили».

PSS. Фактура честно сперта с ЖЖ dms_mk1 .
________
* - О 50-й квд (Севрюгов Сергей Николаевич, Так это было... Записки кавалериста (1941-1945)

Спасибо автору за детальный (с картой) разбор боя. Правда, автору кажется, что он подтвердил "подвиг 28 панфиловцев". А на самом деле приведенные им факты полностью опровергают миф. Не было некакого "беспримерного подвига", когда 28 человек только с противотанковыми ружьями и гранатами остановили наступление 50 танков, поддержанных пехотой и артогнем. Не было, потому что такое просто физически невозможно. Это - миф. Во время ожесточенных боев за Москву в конце 1941-го его появление может быть оправдано стремлением психологически поддержать наши отступающие части. Но не удивительно, что после войны, армия, отвоевавшая четыре тяжелейших года, от него отказалась. То, что выглядело правдоподобным в пятый месяц войны, не могло представляться таковым после окончания этой, самой тяжелой войны.

А в реальной боевой обстановке 16 ноября 1941 года был другой подвиг. Не "беспримерный", но настоящий. Было героическое исполнение воинского долга тремя ротами 1075 стрелкового полка, большая часть личного состава которых погибла или пропала без вести. Три роты ценой жизни большей части солдат задержали натиск врага на день и это было очень важно - мы выигрывали время. Немцы свою боевую задачу тоже выполнили, но в перспективе - проиграли. Из тысяч таких вот кровавых боев, когда ценой своей жизни наши солдаты выигрывали для страны время, и складывалась будущая победа. И вот этот подвиг солдат и офицеров и надо чтить. А миф - это для пропагандистов того сурового времени. Сустя 70 лет пора чтить правду.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!