Схема строповки грузов кран балкой. ТТК. Строповка грузов различного назначения. Способы обвязки, зацепки и схемы строповки грузов

Строповка грузов - это технологический процесс, который представляет собой обвязку и зацепку тяжелых грузов для дальнейшего их поднятия и перемещения. Используется он повсеместно, так как только таким способом можно поднимать и переносить неделимые грузы, такие как трубы или балки. Однако вам стоит обратить внимание на то, что строповка - это не случайное действие, вы не можете обвязывать грузы так, как вам захочется. Существуют как международные стандарты, так и отечественный ГОСТ, именно по ним нужно проводить строповку. В любой момент водителя грузовика могут остановить и проверить правильность обвязки - но более актуально это на местах погрузки, так как часто груз проходит процедуру только там, а в дороге уже размещается совсем иначе. В любом случае вам нужно знать все схемы строповки грузов, так как они вам сильно пригодятся при производстве погрузочных работ.

Трубы и валы

Если рассматривать схемы строповки грузов, то начинать нужно именно с труб, так как этот процесс наиболее важен именно для данного типа грузов. Всего существует около десяти различных типов строповки, в зависимости от того, сколько труб нужно погрузить и какие они. К примеру, если длина труб составляет менее полутора метров, то используется строп-удавка, когда делают один узел по центру тяжести, обычно не делается более одного оборота. Если же трубы имеют большую длину, то здесь все зависит от приспособлений, которые используются. При наличии одного универсального кольцевого стропа вам нужно использовать метод двухконцевой удавки, так как иначе центр тяжести будет слишком неустойчивым. Если же у вас есть два стропа, то труба крепится стандартным обкручиванием. Существует также менее распространенный вариант крепления двумя удавками. Обратите внимание также на ветвевые стропы с торцевыми захватами - они удобны в использовании. Схемы строповки и складирования грузов могут быть самыми разнообразными, но все они разработаны уже давно, а их эффективность проверена временем.

Особые методы строповки труб

Отдельно стоит поговорить про особые ситуации, когда вам понадобятся необычные схемы строповки грузов. Плакаты с такими схемами, естественно, должны всегда присутствовать на месте проведения операции, чтобы работники могли на них ориентироваться и действовать в точности в соответствии со всеми стандартами. Конечно, можно также использовать клещевой захват или траверса, снабженные текстильными стропами, если у вас имеются подобные приспособления. Ну а если вам нужно погрузить сразу целый пакет труб, то здесь вам обязательно понадобятся траверса со стропами, которые к тому же оснащены крюками. Вот так выглядят схемы строповки грузов, состоящих из одной или нескольких труб.

Металлопрокат

Схемы строповки грузов для металлопроката, естественно, сильно отличаются от тех, которые используются для труб. Например, для швеллера вам нужно использовать два универсальных петлевых стропа, которые нужно закреплять в обхват, а для двутавровой балки - двухветвевой строп, который также закрепляется в обхват. Обратите внимание на то, что в обоих случаях вам нужно использовать проставки для более надежного закрепления груза. Отдельно стоит поговорить про связки швеллеров и уголков, которые иногда бывает очень сложно упаковать как следует. В первом случае вам нужно использовать сразу три стропа - два из них должны быть универсальными кольцевыми, а один - двухветвевым. И при этом не забывайте, что в данном случае нужно еще сделать несколько колец обвязки из проволоки, а также добавить прокладку под универсальные стропы, чтобы они не нанесли вреда швеллерам. Если же речь идет об уголках, то здесь можно обойтись без двухветвевого стропа, а в остальном все остается прежним - два универсальных стропа, проволочная обвязка и подкладка. Так вот выглядят типовые схемы строповки грузов, которых вам нужно обязательно придерживаться, если вы хотите добиться хорошего результата, не подвергая ни работников, ни груз опасности.

Строповка металлических листов

Если вы задумались о том, как же изображаются схемы строповки грузов, DWG-чертежи являются ответом - это специальный тип чертежей, на которых вы можете увидеть все детали процесса. Но стоит вернуться к металлическим грузам, которые вам, возможно, придется грузить. Большую часть металлопроката составляют листы, которые можно строповать как вертикально, так и горизонтально. Для начала стоит поговорить о более популярном горизонтальном строповании. Для этого вам понадобится ветвевой строп, оснащенный специальным захватом. Если же речь идет о целом пакете листов, которые упаковываются горизонтально, то тут уже захват не спасет - вам нужно использовать два универсальных петлевых стропа в обхват, причем не забывая про проставки. Если же у вас есть специальный четырехветвевой строп со струбцинами, то он подойдет как для погрузки одиночных листов, так и для целых пакетов. Что касается вертикальной строповки листов, то для одиночных листов существуют специальные эксцентриковые захваты. Для пакетов вам также придется использовать особые вертикальные захваты, которые будут установлены по бокам пакета, а к ним будут крепиться универсальные петлевые стропы. Как видите, схемы строповки и складирования грузов - это далеко не самый простой вопрос, который необходимо изучать крайне внимательно.

Детали и оборудование

Очень часто приходится грузить большие неделимые детали больших механизмов или же целые единицы оборудования, и для этого также есть свои нормы ГОСТ - схемы строповки грузов подобного рода также должны присутствовать на местах погрузки обязательно. Итак, начать стоит с самого простого - с корпусной детали. Для ее строповки вам понадобится всего лишь два универсальных петлевых стропа, которые нужно закреплять обхватом. Немного сложнее обстоит ситуация с сосудами, так как их нужно обрабатывать в вертикальном положении. Но это мало что меняет - вам нужно будет использовать те же два петлевых стропа, но крепить их обхватом за выступающие по периметру части. Даже если погрузка происходит в горизонтальном положении, тактика остается прежней. Иногда бывают ситуации, в которых оборудование поставляется в большой деревянной таре - в данном случае вам придется постараться немного больше. Здесь вам понадобится четырехветвевой строп, оснащенный крюками, за которые можно будет зацепить два универсальных петлевых стропа, продеваемых под тару. Шкивы и маховики без упаковки также стропуются очень просто - с использованием одного или двух универсальных стропов, в зависимости от того, хотите вы грузить их вертикально или горизонтально. Что касается разнообразных вентилей и кранов, их нужно строповать точно так же, как и шкивы, но при этом зацепление производить за фланец, при возможности пропуская стропы непосредственно через крутящую часть вентиля. Ну а если речь идет о больших агрегатах, то тут уже не обойтись без специальных монтажных петель, которые соединяются шплинтовым замком с такелажными скобами. А за них уже крепятся петлевые стропы. Теперь вы себе в полной мере представляете, какими разнообразными бывают схемы строповки грузов - способы обвязки, зацепки и так далее могут очень сильно отличаться для разных видов грузов.

Лесоматериалы

Если речь идет о лесоматериалах, то выделить сразу же стоит бревна и доски - для них существуют разные методы строповки. Для пакета бревен вам понадобится двухветвевой строп с крюками, а также два универсальных кольцевых стропа, которые крепятся петлей. Собственно говоря, для пакета пиломатериалов, таких как доски, практически ничего не меняется - принцип остается прежним.

Железобетонные плиты

Железобетонные плиты - это довольно обширная область в вопросах строповки, так как здесь могут присутствовать различные факторы. Например, многое зависит от того, имеются ли монтажные петли в плитах, чтобы за них можно было зацепить крюки стропа. Если же нет, то вам понадобится строп со специальными зажимными захватами. Все обстоит совсем иначе, когда речь заходит о наличии монтажных окон в плите, но они есть далеко не всегда, как и монтажные петли.

Железобетонные конструкции

Как и в случае с плитами, другие конструкции крепятся в основном за монтажные петли, так как в большинстве случаев они имеются - без них погрузка была бы очень затруднительной. Для особых случаев, таких как ферма, можно использовать специальные траверса, оснащенные балансирными блоками.

Соответствие стандартам

Очень важно, чтобы строповка проходила в полном соответствии со стандартами. Для этого на месте проведения операции обязательно должны быть все необходимые плакаты и схемы, а за самим процессом должно производиться постоянное наблюдение.

Страница 1 из 3

Строповка валов - одна из простейших операций. Валы, как правило, представляют собой тела вращения с центром тяжести, расположенном на их оси. Для строповки валов при перемещении их в горизонтальном положении применяют чаще всего универсальные или облегченные стропы. Для строповки коротких валов до 1,5 м и соотношением длины вала к его диаметру L/d<15 допускается обвязка одним узлом по центру тяжести (рис. 1, а). При соотношении L/d^5 следует обвязывать двухконцевой удавкой (рис. 2), в случае малого угла между ветвями стропа и в том случае, когда стропы, упираясь в выступы, не сбегаются к середине, можно применять простой обхват с двух концов (рис. 3).
Обхват с двух концов применяется также для транспортирования фасонных валов любой длины, выступы у которых препятствуют сбегу строп (рис. 4), для предохранения канатов от перетирания и изделий от царапин и вмятин при обхвате следует применять прокладки. Валы длиной от 1,5 до 6 м для перемещения в горизонтальном положении следует обвязывать в двух местах симметрично расположенных относительно центра тяжести. Строповка длинных валов может производиться обкручиванием (рис. 5, а) двумя удавками (рис. 5, б) и двумя двойными удавками (рис. 5, в). Захват фасонных валов может производиться с помощью специальных концевых захватов (рис. 6, а), для установки вала в трудноступные места применяются специальные приспособления (рис. 6,6). Такое приспособление можно применять, если конец перемещаемого вала необходимо завести, например, в патрон станка, а деталь захватить по центру нельзя.

Рис. 1. Строповка коротких валов (до 1.5 м) с соотношением Ld<5:
а - бесконечным (кольцевым) стропом, петлей удавкой; б - одноветвевым стропом с двумя петлями, петлей удавкой; в - одноветвевым стропом с петлей и крюком; г - отрезком каната, мертвой петлей

Рис. 2. Строповка коротких валов (до 1,5 м) с соотношением Lid

В случаях, когда перемещается длинный вал и угол между ветвями стропа велик, во избежание сбега необходимо пользоваться траверсами. Траверса упрощенного типа с двумя крюками показана на рис. 7, а траверса для транспортирования длинных валов простым обхватом показана на рис. 7,6.

Рис. 3. Схема строповки вала простым обхватом
Длинные валы (>6 м), транспортируемые по несколько штук одновременно, следует обвязывать в двух местах петлями и удавками или обхватом с обматыванием (рис. 7).
в). Следует следить, чтобы одновременно поднимаемые и перемещаемые вместе детали были одинаковой длины и их концы не выступали.
Для строповки пустотелых валов или собранных центровых применяют крючки (рис. 8, в) или инвентарный ломик (рис. 8, в).


Рис. 4. Схема строповки фасонного вала в обхват

а - обкручиванием; 6 - удавками; в - двойными удавками

Рис. 6. Строповка валов с помощью специальных приспособлений:
а - захватными кольцами (хомутами); б - рычажным захватом
Рис. 5. Строповка длинных валов в двух местах:

При строповках фасонных валов с асимметрично расположенным по длине центром тяжести располагать места захвата следует на расстояниях от центра тяжести обратно пропорциональных массе этих участков: m = mi+m2; a/b - -m2/mi (рис. 9). Расстояние между местами захвата должно быть по возможности большим. Выступающая длина вала за местом захвата должна быть не менее пяти диаметров каната. Если это осуществить нельзя, то следует предпринимать дополнительные меры для устранения возможности срыва петли каната. Лучше применять специальные приспособления. Заготовки валов можно перемещать клещами, спаренными на траверсе. Длинные валы, круглый прокат, укладываемый в стеллажи, целесообразно транспортировать крюковым траверсным подхватом.
Транспортирование и установка обработанных валов производится бронированными стропами или с применением прокладок (рис. 10).


Рис. 9. Схема строповки асимметричного по длине вала
Рис. 8. Строповка пустотелых валов:

Рис. 7. Строповка валов с помощью траверсы:
а - крюками; б - простым обхватом; в - обхватом с обвязкой

а - крюками; б - инвентарным ломиком

Транспортирование валов в вертикальном положении более трудоемко. Гладкие, хорошо обработанные валы в таком положении перемещать только при помощи специальных захватов. Для валов с буртиками, проточками, пазами на концах применяют облегченный строп.
Груз обвязывают петлей-удавкой (рис. 11), иногда применяют разъемный хомутик (рис. 12,6). Если на конце вала есть отверстие или его можно просверлить, то для застропки такого изделия лучше применять штыри или скобы (рис. 11, а). При транспортировании валов в вертикальном положении нужно использовать отверстия, имеющиеся на торцах деталей, в которые можно ввернуть рым (рис. 12, с) или закрепить скобы (рис. 12, в). Короткие бочкообразные валы для транспортирования в вертикальном положении часто стропят двойной удавкой (рис. 11, г, д). При строповке валы следует обвязывать по центру тяжести, иначе они могут выскользнуть из петли стропа. Для строповки чисто обработанных валов рекомендуется применять пеньковые или стальные бронированные стропы. Коленчатые валы с отшлифованными шейками можно снимать со станков и устанавливать стальными крючками-подхватами, оборудованными защитными трубками из резины, войлока, полимеров и другими мягкими материалами, предохраняющими обработанные поверхности от повреждений. Строповку валов, подаваемых на термобработку, целесообразнее производить серьгами или хомутом. При групповой строповке валов используют валики с серьгами, серьги и звездочки (рис. 13).


Рис. 10. Строповки обработанных валов для их транспортирования и установки на станки:
а - двумя кранами; б - одним краном с двурогим крюком; 1 - деревянные прокладки

Рис. 11. Строповка валов для транспортирования в вертикальном положении:
а - удавкой за штырь; б - удавкой за выступ; в - двойной удавкой за выступ; гид - двойной удавкой с дополнительной обвязкой

Рис. 12. Строповка валов с помощью простейших приспособлений для транспортирования в вертикальном положении:
а - за рым; б - хомуток; в - технологические скобы; г -рым со штырем или инвентарным ломиком: д - диск в трех местах равномерно по окружности-

Строповку барабанов, транспортируемых в горизонтальном положении, осуществляют простым обхватом (рис. 14) с углом между ветвями не более 60°. Длинные детали стропят также, но для их транспортирования применяют траверсы или два крана, ветви стропов при этом должны располагаться вертикально. Барабаны длиной 3-5 м обвязывают обычным обхватом, но стропы пропускают внутрь детали, надежно зацепляя груз.


Рис. 13. Строповка фигурных валов специальными приспособлениями:
а - бронированными стропами и крючками с защитными трубками; б - хомутом; в - на серьгах и хомуте; г-на валике и серьге; д - групповая на звездочке на два вала; е - групповая на звездочке на шесть валов

В барабаны, фланцы которых протачивают на станке, часто вваривают крестовые распорки, которые можно использовать для строповки. Барабаны и втулки можно стропить с помощью маркированного специального ломика двумя или одним бесконечным стропом, пропустив его через внутреннюю часть барабана. Барабаны без фланцев целесообразнее транспортировать захватами, которые применяют также при строповке листового металла. Для строповки тяжелых барабанов, футерованных изнутри, используют скобы, закрепляемые на фланцах барабана штырями. Строповку барабанов и перемещение их в вертикальном положении выполняют обхватом за отверстия, двойной удавкой, а также с применением штырей. Очень надежна строповка барабанов за фланец струбцинами. Барабаны с центровыми крестовинами стропят универсальными или облегченными стропами за крестовину, при этом петли стропа должны располагаться по краям. Обечайки без фланцев в вертикальном положении стропят эксцентриковыми захватами. Так как большинство барабанов имеет высоту более 3-5 м, то обвязку их надо делать с инвентарных лестниц. Пользоваться случайными подставками для этой цели не допускается.
При пользовании канатными стропами под острые края следует подкладывать различного рода прокладки или бронировать стропы. Цепные стропы прокладок не требуют.

Рис. 14. Схема строповки барабанов для транспортирования в горизонтальном положении:
а - одноветвевым цепным стропом петлей и крюком, б - одним бесконечным стропом за инвентарный ломик; в - двумя бесконечными стропами, за маркированный ломик; г - бесконечным стропом, пропущенным через внутреннюю часть барабана; д - простым обхватом; е - двумя стропами для транспортирования двумя кранами; ж - одноветвевым стропом простым обхватом через внутреннюю часть барабана; з - за крестовые распорки; и - эксцентриковыми захватами; к - за скобы со штырем

Узкие барабаны с соотношением диаметра к длине <1 при наличии выступов можно захватывать одноветвевым стропом удавкой (рис. 15, а). Длинные барабаны с бандажами и ступицами берут в обхват, используя бандажи, для того чтобы стропы не сбегались (рис. 15,6), а гладкие барабаны - непрерывным универсальным стропом удавкой поперек (рис. 15, в). Легкие барабаны массой до 200 кг захватывают крюкообразными скобами (рис. 15, г). Барабаны со сложным профилем следует захватывать, располагая стропы за выступы, чтобы предотвратить сбег строп, с укладкой прокладок под острые кромки (рис. 15, д). При отсутствии выступов следует уменьшить угол между ветвями стропов до 60° и для этого застропку вести удавкой (рис. 15, е), а очень длинных барабанов (>10 м) следует захватывать двумя кранами. Ветви стропов в этом случае должны располагаться вертикально (рис. 15, ж).

Рис. 15. Схема строповки барабанов специального назначения (секции ячейкового вала, водил центрифуг и т. п.):
а - одноветвевым стропом удавкой; б - простым обхватом с заводом стропов за бондажи; в - удавкой поперек; г - крюкообразными скобами; д - обхватом за выступы с прокладкой подкладок; е - двумя удавками с углом между стропами 60; ж - двумя кранами
Для транспортирования барабанов длиной 5-10 м лучше применять траверсу с обвязкой в обхват, чтобы надежней захватить деталь и уменьшить расстояние между траверсой и деталью, повышая таким образом возможную высоту подъема (рис. 16). Допускается застропка простым обхватом.
Строповка барабанов для транспортирования их в вертикальном положении производится; обхватом за окна, если они есть; за выступающие части, если они позволяют захватить барабан и обеспечивают необходимую прочность; за крестовину барабана (рис. 17, а - в).

Рис. 16. Схема строповки длинных гладких барабанов с помощью траверсы для транспортирования их в горизонтальном положении

Если барабаны гладкие, но имеют обечайки, то их можно захватить обвязкой двойной удавкой или струбцинами за обечайку (рис. 17, г, е). В том случае, если в обечайке имеются отверстия, то захват проводится за инвентарные штыри или за технологические винтовые скобы, или при помощи хомута (рис. 17 ,д,ж,з).
Строповка деталей типа шестерен, венцов, шкивов, маховиков, бандажей проводится за выступающие части или за крестовины увязкой, или специальными захватами. Как правило, для строповки используются, конструктивные и технологические детали и окна. Для индивидуального и группового транспортирования деталей в горизонтальном положении используют облегченные стропы одноветвевые универсальные и многоветвевые с захватными элементами.
Бандажи и колеса захватывают за обод удавкой, простым обхватом, стропом со специальным крюком, непрерывным стропом простым обхватом (рис. 18, а - г). Колеса, шестерни со ступицами можно захватывать простым обхватом под спицу ступицы, за спицу ступицы, можно использовать для строповки отверстия в ступице для захвата ее стропом с серьгой (коромыслом), одноветвевым стропом с петлями (рис. 18, д, ж, л).


Рис. 17. Схема строповок барабанов для транспортирования их в вертикальном положении:
а - обхватом за окно; б - обхватом за выступающие части (ушки); в - обхватом за крестовину; г - двойной удавкой под обечайку; д - за инвентарный штырь; е - захват струбцинами; ж - за технологические винтовые скобы; з - за хомут

Рис. 18. Схемы строповок деталей типа шестерен, шкивов, венцов, маховиков, бандажей для транспортирования их с горизонтально расположенной осью: а - обхват удавкой за обод; б - простой обхват за обод; в - захват за обод специальным крюком; г - обхват за обод непрерывным стропом; д - простой обхват за обод со ступицей; е - простой обхват за спицу ступицы; ж - захват за спицу ступицы серьгой (коромыслом); з - обхват удавкой за корпус непрерывным стропом; « - обхват удавкой одноветвевым стропом; к - захват с помощью грузовой струбцины; л - обхват за корпус с закреплением грузовыми струбцинами; м - захват за отверстия в корпусе

Рис. 19. Схемы строповок деталей типа шестерен, венцов, маховиков, бандажей для транспортирования с вертикально расположенной осью:
а - захват простым обхватом за конструктивные выступы; б - захват простым обхватом тремя стропами за спицы при нечетном количестве спиц; в - захват стропами с серьгами (коромыслами); г - захват стропами с крюками; д - захват стропами с грузовыми струбцинами; е - захват удавкой одноветвевыми стропами за обод; ж - захват тремя одноветвевыми стропами двойных обхватом с прокладками; з - захват простым обхватом двумя одноветвевыми стропами за отверстия в ступице при четком количестве отверстий; и - захват корпусной детали двумя бесконечными цепными стропами простым обхватом за технологические выступы; к - захват шкива двухветвевым стропом с грузовыми струбцинами за ступицы при четком их количестве; л - захват обода простым обхватом двумя стропами с помощью фиксирования положения строп винтовыми струбцинами
Сложные шестерни и бандажи, имеющие фланцы, можно захватывать удавкой непрерывным стропом или одноветвевым стропом (рис. 18, з). Строповку струбцинами можно производить за корпус детали (рис. 18, к), либо простым обхватом с креплением стропа струбцинами для предотвращения его сползания с детали и предохранения от перевертывания и падения. Транспортирование обработанных деталей захватом за центральные отверстия рекомендуется только в крайних случаях, когда другое крепление невозможно. Это связано с тем, что центральные отверстия служат базой и их повреждение нежелательно.
В случаях, когда перевозится большое количество одинаковых деталей в течение длительного времени, целесообразно пользоваться специальными захватами, позволяющими автоматизировать погрузочно-разгрузочные и установочные операции.
Для транспортирования шестерен, венцов, шкивов, маховиков, бандажей с вертикально расположенной осью используют облегченные универсальные стропы, многоветвевые стропы с крюками и другими захватывающими приспособлениями.
При четном числе спиц строповку деталей производят на две ветви, при четном - на три, четыре.
Если на деталях имеются конструктивные выступы, то строповку чаще всего ведут облегченным стропом простым обхватом (рис. 19, а), при наличии ребер и спиц можно строповку производить многоветвевыми и одноветвевыми стропами захватывая за ребра или спицы, как показано на рис. 19, б,з, к при нечетном и четном их количестве. Если в деталях имеются отверстия, то для строповки используют серьги (коромысла) или обхват стропами через отверстия (рис. 19, в, з). При использовании многоветвевых стропов с крюками строповку деталей с ребрами и спицами проводят с обхватом спицы и зацепкой крюком за обод (рис. 19, к). Транспортирование описываемых деталей серьгами (коромыслами) за центральное отверстие не рекомендуется, так как устойчивого равновесия их при перевозке достичь не удается. Кольца, втулки, венцы, бандажи, не имеющие ступиц и спиц, в зависимости от их размера стропят на две или три ветви петлей удавкой (рис. 19,ж). Допускается простой обхват двумя стропами с фиксацией положения строп винтовыми струбцинами (рис. 19, л).
Грузовыми струбцинами стропят детали не имеющие отверстий, кроме центрального (рис. 19, д). Перед транспортированием необходимо обязательно проверить равновесие детали. При строповке деталей небольшого размера и малой массы допускается применять стропы из пеньковых или полимерных материалов (не допускается пользоваться этими стропами в горячих цехах).

Рис. 20. Схемы строповок деталей типа шкивов, шестерен и т. п. для установки их на станки:
а - двумя клещевыми захватами; б - клещевым захватом за проточку в центровом отверстии; в - за два рыма
Установку и переустановку втулок, венцов и т.п. на станки целесообразно выполнять при захвате деталей специальными простейшими захватными устройствами. Такой способ захвата и транспортирования производителен и более удобен. На рис. 20, а показана схема строповки колеса двумя клещевыми захватами. Конические шестерни можно стропить многоветвевыми (трех-четырехветвевыми) стропами с крюками или струбцинами (рис. 19, г, д).
Если деталь кроме как за центровое отверстие захватить не за что, то применяют специальные клещевые захваты и зажимают деталь изнутри за центровую проточку (рис. 20,6). При подъеме детали таким захватом рычаги его при натяжении стропов расходятся и надежно захватывают деталь, создавая удерживающие усилия, пропорциональные массе детали. Устойчивость детали при транспортировании достигается подбором губок шириной в пределах 50-70 мм и приваркой их к захвату. Положение рычагов фиксируется откидным крючком, что обеспечивает безопасность транспортирования и установку деталей. В тех случаях, когда это допускается конструктивными соображениями, в деталях устанавливаются рамы, обеспечивающие удобства и надежность транспортирования. Строповка шестерни за два рыма показана на рис. 20, е.
Крупные бандажи и кольца диаметром >4 м следует транспортировать с помощью траверсы, которую в зависимости от массы детали можно захватывать одним или двумя кранами. Обвязка бандажа производится двойной петлей в четырех местах.
Строповка деталей типа кубиков и дисков. Сложность строповки таких деталей заключается в том, что они не имеют специальных точек захвата (рис. 21). Например, заготовку полумуфты массой 5 т можно безопасно стропить только после приварки к ней четырех бобышек, расположив их по окружности так, чтобы они предохраняли стропы от соскальзывания с детали (рис. 21, а, б). Таким образом можно захватывать детали массой до 20 т. Так как стропы с круглых деталей могут сползать не только наружу, но и на середину, то их следует накладывать по диагонали относительно бобышек. Легкие заготовки металлических деталей, не имеющих отверстий, захватывают с помощью клещевых захватов или винтовыми струбцинами (рис. 21, в, г).
Кубики и призмы больших размеров при отсутствии захватных приспособлений допускается стропить универсальным стропом с обвязкой петлей удавкой (рис. 21, д).
Круглые детали с центровым отверстием для транспортирования их в положении оси вертикально используют специальную траверсу с фиксированием центра (рис. 21,г).
Клещевые захваты для деталей типа кубиков и дисков в зависимости от массы изделия, вида обработки и назначения могут иметь различную конструкцию (рис. 21,е-л), позволяющую механизировать погрузочно-разгрузочные работы и сократить их трудоемкость и сроки проведения.
Для автоматизации процессов захвата и освобождения деталей и надежного удержания их при транспортировании применяются центрирующие широкодиапазонные зубчато-реечные захваты с универсальными поворотными губками и центрирующие широкодиапазонные захватные устройства с параллельно перемещающимися сменными губками для захвата коробчатых деталей и тел вращения.

Рис. 21. Схемы строповок деталей типа кубиков и дисков:
о -захват полумуфты двумя стропами с приваркой четырех бобышек; б - захват детали типа кубика двумя стропами с приваркой четырех бобышек; в - захват диска с помощью струбцин (исполнение I-III); г - захват диска с центровым отверстием специальным поддерживающим захватом; д - захват петлей удавкой; е - захват кубика специальным поддерживающим захватом; ж. з, и - захват диска клещевым захватом; к - захват поковок массой 250-700 кг клещами; л - захват плоских деталей клещевым захватом

Строповка грузов производится в соответствии со схемами строповки. Для строповки предназначенного к подъему груза применяются стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона; стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между ветвями не превышал 90° по диагонали.

15.7. Грузозахватные приспособления снабжаются клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой с указанием номера, грузоподъемности и даты испытания. Грузоподъемность стропов общего назначения рассчитывается при угле между ветвями 90°, за исключением кольцевых и одноветьевых стропов, грузоподъемность которых дается при вертикальном положении. При использовании в строповке кольцевых и одноветьевых стропов в наклонном положении необходимо на их грузоподъемность вводить поправочный коэффициент в зависимости от угла наклона.

Коэффициент определяется косинусом угла альфа, образуемого между наклонной ветвью стропа и вертикалью. При альфа = 15°, 30°, 45° коэффициент соответственно равен 0,966; 0,866; 0,707.

Пример. Два кольцевых стропа, каждый грузоподъемностью по 5 т, наклонены к вертикали под углом 45°, следовательно, несущая способность каждого стропа будет равна 5 тс х 0,707 = 3,535 тс.

15.8. Грузозахватные приспособления, изготовляемые для сторонних организаций, кроме клейма, снабжаются паспортом.

15.9. На таре (ящики для раствора, бункера, контейнеры и т.д.), кроме специальных технологических данных, указываются ее назначение, номер, собственная масса и грузоподъемность. Безопасная эксплуатация тары производится в соответствии с ГОСТ 12.3.010-82. Емкость тары должна исключать возможность перегрузки машины (крана).

Для перемещения бетонной смеси следует применять бункеры (бадьи), выполненные по ГОСТ 21807-76*. Тара в зависимости от назначения должна отвечать соответствующим нормативным требованиям.

15.10. При строповке конструкций с острыми ребрами методом обвязки необходимо между ребрами элементов и канатом установить прокладки, предохраняющие канат от перетирания. Прокладки прикрепляются к грузу или в качестве инвентарных постоянно закрепляются на стропе.

15.11. При строповке крюки стропов должны быть направлены от центра груза.

15.12. Запрещается нахождение на строящемся объекте неисправной или нестандартной тары и неисправных грузозахватных приспособлений.

15.13. При разработке схем строповки грузов необходимо учитывать положение грузов при перевозке автотранспортом, хранение груза на приобъектном складе, монтаже и необходимом кантовании.

15.14. Для хранения грузозахватных приспособлений и тары на стройплощадке отводится специальное место, где стропы хранятся в специальных шкафах или ларях, куда не попадают атмосферные осадки, траверсы - на специальных устойчивых подставках, а тара - на подкладках.

15.15. Строповку грузов из штабелей (металлопроката, труб, леса и т.п.) производить в следующей последовательности:

На наиболее выступающий конец конструкции, находящейся в верхнем ряду, надевается петля кольцевого стропа, висящего на крюке двух- или четырехветьевого стропа;

Стропальщик отходит на безопасное расстояние и дает команду приподнять конец груза на высоту 0,4 - 0,5 м;

Стропальщик подходит сбоку к приподнятому грузу и подводит под него деревянные подкладки сечением 100 х 100 мм на расстоянии 1/4 от его концов (при подъеме труб, бревен на подкладке должны быть упоры от раскатывания груза);

Стропальщик отходит на безопасное расстояние и дает команду опустить груз на подкладки и ослабить строп (под безопасным расстоянием понимается расстояние до мест, которые находятся за границей опасной зоны при соответствующей высоте подъема. Эти места не должны находиться в опасной зоне от строящегося здания);

Стропальщик подходит к грузу и с помощью металлического крюка (из проволоки диаметром 6 мм) подводит кольцевые стропы под груз на расстоянии 1/4 длины груза от его конца, затем снимает первый строп, а подведенные кольцевые стропы затягивает на "удавку" и надевает на крюки двух- или четырехветьевого стропа;

Стропальщик дает команду на подъем груза на высоту 20 - 30 см, убеждается в надежности строповки и подает команду на дальнейшее перемещение груза.

15.16. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ на комплектовочных базах строповку лесоматериалов, уложенных россыпью, следует производить с помощью гидравлического грейфера или клещевого захвата.

15.17. Расстроповку конструкций, установленных в проектное положение, следует производить только после их постоянного или надежного временного закрепления.

15.18. Во избежание самопроизвольного выпадения грузов тара загружается на 100 мм ниже ее бортов.

15.19. Для монтажа конструкций на высоте необходимо использовать грузозахватные приспособления с дистанционной расстроповкой.

15.20. Основные положения по строповке даются на схемах строповки грузов, входящих в состав проекта производства работ.

Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ. Владельцем крана или эксплуатирующей организацией также должны быть разработаны способы обвязки деталей и узлов машин, перемещаемых кранами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также способов безопасной кантовки грузов, когда такая операция производится с применением крана.

Схемы строповки и кантовки грузов и перечень применяемых грузозахватных приспособлений должны быть приведены в технологических регламентах. Перемещение груза, на который не разработаны схемы строповки, должно производиться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами. Руководство морских и речных портов обязано обеспечить производство погрузочно-разгрузочных работ с применением кранов по утвержденным им технологическим картам.

Пример плакатов по технике безопасности при проведении грузоподъемных работ

Перемещение груза является одним из наиболее сложных и ответственных мероприятий в процессе производства. На производстве всех видов промышленности наиболее тяжелые грузы перемещают с помощью кранов, однако многие грузы не имеют специальных креплений для транспортировки, поэтому используются промежуточные грузоподъёмные элементы. В качестве таких промежуточных элементов чаще всего выступают канатные и ленточные стропы. На нашем предприятии мы изготавливаем большинство видов строп , с которыми вы можете ознакомиться в каталоге нашего сайта.

Для строповки предназначенного к подъему груза должны применяться грузовые стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона. Строп общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°. В зависимости от вида строповки производится перерасчет грузоподъемности строп.

Листовые конструкции и мелкие стальные элементы поднимают и транспортируют к рабочему месту с применением захватов и скоб. Стальные и железобетонные элементы (прогоны, связи, плиты перекрытий, перемычки) поднимают с помощью специальных траверс, допускающих многоярусное расположение монтируемых деталей. Траверсы необходимы для равномерного распределения нагрузки и могут быть как линейными, так и пространственными, в зависимости от типа поднимаемого груза. За время работы нашего предприятия конструкторский отдел разработал большое количество готовых траверс , которые вы можете у нас заказать.

Для подъема и перемещения пакета труб, круглого проката или бревен применяется способ строповки «на удавку». Для этого продевают в петлю один конец стропа, а другой конец петли надевают на крюк крана таким образом, чтобы при подъеме петля затянулась и прочно удерживала груз на весу. Строповку пачки листового металла также производят универсальным двухпетлевым стропом на «удавку». В свободные петли вставляют крюки двухветвевого стропа и при подъеме их крюками универсальные стропы затягивают пачку металла.

Способы строповки различных материалов

В целях предупреждения падения грузов во время подъема и перемещения их кранами следует соблюдать следующие правила строповки:

  • при обвязке груза стропы должны накладываться без узлов и перекруток. При перемещении грузов, имеющих острые ребра, с помощью канатных стропов между ребрами и канатами следует размещать проставки, предохраняющие последние от повреждений.
  • неиспользованные для зацепки концы многоветвевого стропа должны быть укреплены так, чтобы при перемещении груза краном исключалась возможность задевания этими концами за встречающие на пути предметы.
  • при обвязке грузов цепными стропами не следует допускать изгиба звеньев на ребрах груза.
  • при регулярном использовании канатных стропов для обвязки грузов с закруглениями, радиусы которых составляют менее 10 диаметров каната, рекомендуется снижать допускаемую нагрузку на ветви стропа. При строповке груза с его затяжкой петлей канатного стропа рекомендуется снижать его грузоподъемность на 20%.
  • перемещение грузов со свободной укладкой их на петлевые стропы допускается только при наличии на грузе элементов, надежно предотвращающих его от смещения в продольном направлении.
 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!