Смотреть что такое "Икос" в других словарях. Что такое кондак: церковная гимнография

Икос

И́кос - церковное песнопение, восхваляющее и прославляющее чествуемого святого и церковное событие. Икос образует составную часть утреннего канона , в котором помещается после 6-й песни (непосредственно вслед за кондаком). Автором первых икосов был, согласно церковному преданию, св. Роман Сладкопевец .

Икосом также называется один из типов строф в акафисте . Икос, в отличие от кондака (другой вид строф в акафисте) содержит блок хайретизмов и особый рефрен. Икосы и кондаки в пределах акафиста чередуются. Первоначально икосами назывались все 24 песни акафиста. В греческих подлинниках икосы и кондаки написаны одним и тем же стихотворным размером.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Икос" в других словарях:

    икос - икос, а … Русский орфографический словарь

    - (греч. дом). Церковная песнь, содержащая восхваление и прославление чествуемого святою или празднуемого церковного события. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИКОС ново греч. oikos. Протяжная песнь в… … Словарь иностранных слов русского языка

    ИКОС, муж., церк. протяжная песнь в каноне, после кондака. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    - (греч. Oikos, букв. дом, восходит, вероятно, к сирийскому baitha дом; строфа стихотворения), в ранневизантийских гимнах, именуемых Кондаками (см. КОНДАК), строфа особого рода, содержащая подробное развитие (часто с нравоучительной целью) его темы … Энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 1 песнь (14) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    ИКОС - «Индустриальные компьютерные системы» http://www.icos.ru комп., организация … Словарь сокращений и аббревиатур

    - @font face {font family: ChurchArial ; src: url(/fonts/ARIAL Church 02.ttf);} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}  сущ. греч. οἶκος; протяжная песнь в каноне, поставляемая по 6 песни… … Словарь церковнославянского языка

    Церк. пение по 6 му канону (уже в Мин. 1095 г.). Из ср. греч. οἶκος дом, строфа под влиянием др. еврейск., где дом употребляется тоже в знач. песнь (см. Крумбахер 696); ср. Фасмер, Гр. сл. эт. 67 … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    Богослужебные песни, содержание которых составляет восхваление и прославление чествуемого святого или празднуемого церковного события. Он образует составную часть утреннего канона (см.), в котором помещается после 6 й песни, а также акафиста… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Икос, икосы, икоса, икосов, икосу, икосам, икос, икосы, икосом, икосами, икосе, икосах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Книги

  • Акафист Пресвятой Богородицы в честь иконы Почаевская. Канты Свято-Успенской Почаевской Лавры (2CD) , . К Тебе, о Матерь Пресвятая, дерзаю возвести свой глас, лице слезами омывая: "Услышь меня в сей скорбный час" . Братский хор Свято-Успенской Почаевской Лавры под управлением протодиакона…

Словом кондак (греч. κόντάκιον) сперва называли свертки пергамента с записями церковных песнопений; потом – краткую церковную песнь, заключающую в себе похвалу Господу Богу, Матери Божией или святому. Иногда кондак передает главное содержание церковного праздника. Название его связано с событием в жизни святого Романа Сладкопевца. Он был родом из Сирии, служил диаконом в Бейруте.

При императоре Анастасии I (491–518) прибыл в Константинополь, где со временем стал служить псаломщиком в кафедральном соборе Святой Софии. Сначала он ничем не выдавался. Отсутствие успехов его очень огорчало. Он горячо молился Пресвятой Богородице. Однажды после такой молитвы он увидел во сне Пресвятую Богородицу, Которая вручила ему свиток и велела его проглотить. Проснувшись и почувствовав вдохновение, он спел свой знаменитый кондак праздника Рождества Христова: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».

Икос (греч. oikos – дом) более пространно передает содержание кондака. Кондак намечает тему, а икос ее развивает. Икос, в отличие от кондака, содержит особый припев (рефрен) и хайретизмы (от греч. радуйся) – приветствия «Радуйся», воспевающие того, кому посвящен акафист.

Икос и кондак сходны по содержанию и одинаковы по изложению. Разница между ними та, что кондак короче, а икос пространнее: кондак – тема, а икос – развитие её. Посему икос всегда читается после кондака, и никогда не читается один.

Сходны эти песнопения и по внешнему виду: они написаны одним размером, большею частью оканчиваются одними и теми же словами и поются на один глас. Относительно размера, изложения и гласа кондак и икос не служат образцом для других песнопений последования.

Акафист (греч. akathistos, от греческого а – отрицательная частица и kathizo – сажусь, гимн, при пении которого не сидят, «неседальная песнь») – особые хвалебные песнопения в честь Спасителя, Божией Матери или святых.

Акафисты состоят из 25 песен, которые расположены по порядку букв греческого алфавита: 13 кондаков и 12 икосов (“кондак” – краткая хвалебная песнь; “икос” – пространная песнь).

Икосы заканчиваются восклицанием “радуйся” а кондаки – “Аллилуйя” (на еврейском – “хвалите Бога”).

При этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки припевом аллилуия.

Первый из известных акафистов – акафист Пресвятой Богородице – написан в царствование императора Ираклия или, точнее, к 626 г., т.е. освобождению Константинополя от нашествия персов.

С начала времен человек имеет потребность обращаться к Богу. В христианской культуре для такого обращения, наряду с привычными молитвами, служат акафисты. Первый был придуман во славу Богородицы и читался на пятой неделе Великого поста во время осады Константинополя в 626 году. Положение было безвыходное, но Богородица спасла город. Cоставление первого акафиста приписывают Георгию Писидийскому. Вскоре этот своеобразный и красивый вид вознесения молитвы распространился среди христиан, и постепенно люди стали слагать новые.

Особенности служения

Акафист - это вид хвалебных песнопений , обращённых к Христу, Богородице или определённому святому. В переводе с греческого это слово означает «неседельная песнь»: исполнять и слушать его необходимо стоя. Исключением являются беременные женщины и немощные люди, им при чтении разрешается сидеть.

Чтение акафиста может происходить не только в храме на богослужении. Любой верующий может делать это дома, причём так часто, как требует душа. Кто-то любит читать каждый день, кто-то раз в месяц - никаких ограничений нет. Кроме единственного: хвалебную песнь нельзя возносить во время Великого поста, когда верующие молятся исключительно об искуплении грехов.

Акафист читают, стоя лицом к иконе святого или праздника, в честь которого он придуман. При вознесении молитвы дома, если нужной иконы нет, можно встать лицом к востоку. Перед первым прочтением дома лучше послушать в церкви , как звучит произведение. Станет понятно, какими должны быть интонация, темп, как правильно произносить слова и где в них ставить ударение.

Некоторые верующие практикуют чтение акафистов по соглашению, когда несколько человек договаривается между собой читать определённый текст одновременно . Считается, что эффект в этом случае гораздо сильнее.

Кондак и икос в Акафисте

Акафист содержит 25 песен, включая 13 кондаков и 12 икосов. Кондак - это небольшое произведение, содержащее в себе суть события или хвалебную речь святому. В конце всегда говорится слово « ». Икос - произведение, прославляющее святого или праздник, заканчивается словом «Радуйся».

В целом кондак и икос похожи: у них аналогичный смысл и одинаковый стихотворный размер. Разница лишь в том, что кондак короче, он задаёт тему, а икос уже её раскрывает. Поэтому икос читают только следом за кондаком и один не читается вовсе.

Часто вместе с акафистами читают тропари. Даже те, кто знает, что такое тропарь и кондак, иногда их путают между собой. Это тоже небольшой гимн, посвящённый святым или празднику. Только он обычно раскрывает другую сторону праздника (или жизни святого): если тропарь говорит о его внешней стороне, то кондак - о внутренней. И наоборот. Кондак описывает всё полнее - в этом и есть различие.

Молебны и хвалебные песни

Молебны - это небольшие богослужения , совершаемые священником. Они могут быть:

  1. Общественными (обычно совершаются для всех прихожан после литургии, могут проходить как утром, так и вечером);
  2. Частными (совершаются в индивидуальном порядке по предварительной договорённости с батюшкой не только в храме, но и дома).

Многие прихожане не знают, что такое молебен с акафистом. Так называются хвалебные молебны в честь определённого святого, в конце этому святому читается молитва. Служатся они по особым дням или заказываются прихожанами заранее.

Разница в том, что служить молебен может только духовное лицо, а вот обычные акафисты читаются мирянами свободно.

Зачем же люди читают акафисты? Верующие обращаются к хвалебным песнопениям по различным причинам, которые условно можно разделить на две большие группы:

  1. Потребность в выражении чувства искренней радости и благодарности;
  2. Желание заручиться помощью и поддержкой в сложных жизненных ситуациях.

Кроме гимнов Христу и Пресвятой Богородице популярны среди верующих акафисты святым: Николаю Чудотворцу, Архангелу Михаилу , Спиридону Тримифунтскому, Матроне Московской и другим. С какими просьбами и к кому чаще всего взывают миряне:

Вариантов обращения к Богу существует великое множество. Главное - помнить о том, что читать молитву в любой её форме - значит верить всем сердцем. И по вере этой воздастся.

Конда́к (греч. κόντάκιον от κοντός – палочка, на которую наматывался свиток пергамента) – небольшое песнопение (в одну-две строфы), в параллель раскрывающее сущность праздника.

Тропарь праздника раскрывает его сущность и воспевает его. Тропарь, посвященный святому, раскрывает особенности подвига святого, прославляет его житие и святость. Кондак, воспевая то же событие или то же священное лицо, дополняет, развивает основную тему тропаря.
Это можно наглядно увидеть, сравнивая тропарь и кондак конкретного праздника. Приведём пример тропаря и кондака Пасхи:

Тропарь. Христос воскре́се из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.
Кондак. Аще и во гроб снизше́л еси, Безсмертне, но адову разруши́л еси силу, и воскре́сл еси яко Победитель, Христе Боже, жена́м мироносицам веща́вый: Радуйтеся!, и Твоим апостолом мир да́руяй, падшим подая́й воскресение.

Древние кондаки – многострофные (ок. 20-30) поэмы. Строфы объединялись единым рефреном и единым метрическим сложением. Первая строфа являлась вступлением, последняя – обобщением назидательного характера. Строфы читал канонарх, рефрен пел народ.

Основоположником кондаков является (556г.), непревзойденный автор большинства кондаков…

«Основателем такого рода церковной песни считается прп. Роман Сладкопевец (VI в.), сириец, певец Константинопольской св. Софии, и первым кондаком его, по преданию, спетым по особому небесному вдохновению, был кондак на Рождество Христово «Дева днесь», – разъясняет . – К этому кондаку приложены 24 икоса с тем же заключением, что в кондаке: «Отроча младо Превечный Бог», имеющие акростих: τοϋ ταπεινού Ρωμανού ό ΰμνος (смиренного Романа гимн); число 24 соответствует количеству букв греч. алфавита и имеет соответствие в пс. 118, состоящем из 22 отделов, начинающихся по порядку всеми буквами еврейского алфавита. Еще более соответствуют построению этого псалма кондак и икосы Благовещению, составляющие так называемый акафист, расположенные по алфавиту и приписываемые разными исследователями то прп. Роману, то патриарху Константинопольскому Сергию I (610-638 г.), то его референдарию и диакону св. Софии Георгию Писиде».

С VIII в. кондак как жанр вытесняется каноном. Число строф кондака сокращается. В современном богослужении сохранились две строфы, называемые кондаком и икосом, которые читаются или поются после шестой песни канона. Этот же кондак читается на часах. Исключение составляет сохранившийся полным кондак, который поется и читается при отпевании священника или архиерея.

Кондаками также называются строфы акафиста.

«Кондак, в его теперешнем облике и объеме – небольшое песнопение в одну-две строфы, очень похожее на тропарь и даже у русских поемое по тропарной мелодии и помещаемое после 6-ой или после 3-ей песни канона. Оно повторяется и на литургии, и на повечерии. Совсем иное представлял собою кондак по своему происхождению и древнему употреблению. История его поучительна, хотя и не вполне еще изучена.

Самое слово «кондак» – κόντάκιον некоторые производят от κόνταζ (как его уменьшительное) – «копье»; но вероятнее производить его от κοντός – палочка, на которую наматывался свиток пергамента, называвшийся ίλητάριον. Сборники та­ких «кондаков» называются кондакариями.

Но если в наших современных богослужебных книгах это песнопение занимает самое скромное место и теряется в обширных песнях канона, то в древности, до появления канонов, кондак занимал совершенно исключительное место в суточном и годичном богослужении. Он вовсе не ограничивался одной строфой, а представлял собою самостоятельное и большое поэтическое произведение, так сказ., целую богословскую поэму. Древний кондак в его классическом облике – это цепь из 20-30 строф, постепенно развивающих одну общую тему. В этой поэме надо различать следующие составные части: начальная строфа, κουκούλιον, написанная одним, необычным для всего произведения, размером; икосы, числом чаще всего 24, написанные одним общим для всех их размером; припев, έφύμνιον, или άκροτελεύτιον, или άνακλώμενον в один-два стиха. Припев этот является последней фразой вступительной строфы, «кукуля». Инициалы всех строк, как икосов, так и кукуля, дают акростих, «краегранесио». Икос, οίκος, по-гречески значит «дом». Как показало научное исследование, кондаки первоначально происхождения сирийского; а по-сирийски «Deth» – дом – может означать и строфа; точно также, как по-итальянски «Stanza» значит и строфа и комната. Таким образом, весь кондак фигурально уподобляется большой постройке, чертогу, построенному по особому плану с множеством отдельных комнат.

Предание связывает происхождение кондаков с именем преп. Романа Сладкопевца, современника импер. Анастасия I (491-518). Этот поэт был, повидимому, происхождения сирийского, родом из Верита (Бейрута). Кондаки его представляют сложно построенную богословскую поэму. И действительно, кондаки Романа Сладкопевца во многом схожи с проповедями. Так как их содержание не было связано ни с какой заранее данной темой, как это потом случилось с канонами, привязанными по содержанию своих песен библейским, то кондаки позволяли их автору свободно развивать свою тему. Творческое дарование поэта свободно создавало образы, развивало основную мысль праздника или жития данного святого, богословствовало в стихах.

Со временем, под влиянием входившего в обиход канона, тоже литургической поэмы, но уже с заранее данными рамками для каждой песни, приуроченными к песням библейским, кондак постепенно стал уступать место новому облику церковного песнотворчества и был им почти совершенно вытеснен».

Наш теперешний кондак, как уже сказано, мало чем отличается от тропаря. Действительно, при беглом на него взгляде, он, также как и тропарь, говорит о данном празднике или святом. Это и неудивительно, так как перед нами теперь только первая строфа, «кукуль», которая дает только основную тему, а все ее развитие, весь богословский и поэтический узор исчез из внимания современных богомольцев. Но все же при более внимательном сравнении можно заметить и некоторое различие. Как указывает Скабалланович, кондак дает обычно другую сторону празднуемого события, чем тропарь: если тропарь дает картину внешней стороны события, то кондак – внутренней или наоборот; кроме того, кондак это событие изображает полнее. Примером могут послужить кондаки и тропари Рождества Христова, Крещения, Вознесения, Преображения.

Самые поздние по происхождению кондаки, это – кондаки и икосы воскресные. О них упоминается только в рукописях XI в., а нынешнего своего места они не имеют в некоторых рукописях и XVI в., как говорит Скабалланович. Этих воскресных кондаков нет еще в Евергетидском уставе и в Студийском. Их заменял тогда или кондак святого минеи, или седален».

Акафист - (в переводе с греч. - "неседальное пение") - молитвословие, состоящее из 1-го кондака, который поётся, и из 12 кондаков и икосов (поровну), которые читаются. Таким образом, акафисты состоят из 25 отдельных песнопений - 13 кондаков и 12 икосов. Из них 1-й кондак и все икосы оканчиваются восклицанием "радуйся"..., а 12 кондаков припевом "аллилуия". Происхождение слова "акафист" указывает на то, что означенные песнопения исполняются молящимися стоя.

Кондак - (в переводе с греч. - "домик")- краткая песнь в похвалу святого или праздника.

Икос - (в переводе с греч. - дом) - церковное песнопение, содержащее прославление святого или празднуемого события. Икосы вместе с кондаками составляют акафист. Икос и кондак сходны по содержанию и одинаковы по изложению. Разница между ними та, что кондак короче, а икос пространнее: кондак - тема, а икос - развитие её. Посему икос всегда читается после кондака, и никогда не читается один. По изъяснению Марка Эфесского, икосы (с греч. "дом") получили своё название потому, что пелись в тех домах, где проводил ночи в молитве преп. Роман Сладкопевец, первый составитель икосов.

Канон - соединение многих священных песнопений (ирмосов и тропарей) в один стройный состав (нынешнюю форму приобрёл в VIII веке., благодаря Иоанну Дамаскину, составителю нескольких канонов для воскресной церковной службы). Канон обыкновенно состоит из 9 частей-песен, заключающих в себе каждая по 1 ирмосу и несколько тропарей. Представляя или прозаическую или стихотворную форму, каждый канон по содержанию своему выражает суть празднуемого события и внутреннее его значение. Каноны бывают полные (из 9 песен) и неполные - состоящие из одной, двух, трёх, четырёх песен. В таком случае канон надписывается так: двупесенец, трипесенец, четверопесенец.

Тропарь - краткая песнь, в коей прославляются дела Бога или святых Его. Это слово в обширном смысле означает всякое церковное песнопение, хотя бы оно и имело другое, отличное наименование. В теснейшем смысле тропарь есть песнопение, составленное в честь праздника или святого.

Ирмос - (от греч. "связываю", "соединяю") - так называется первый тропарь в ряду других тропарей, составляющих одну какую-либо песнь канона. Ирмос есть образец, по которому составлены все прочие тропари той же песни, так что все они сходствуют с ирмосом числом предложений и слов, напевом, а иногда и содержанием и самыми оборотами речи и потому составляют с ним одно целое, для которого ирмос служит связью. Зная напев ирмоса, всегда можно правильно петь все тропари, за ним следующие; посему ирмос полагается в начале всякой песни канона, чтобы по образцу его петь прочие тропари, составляющие песнь. В древности весь канон (т.е. как ирмосы, так и тропари) пелся; в настоящее же время обычай этот сохранился только при исполнении пасхального канона, во всех прочих канонах поются только ирмосы, а тропари вычитываются. Главные мысли и даже выражения ирмосов избраны большею частью из песен ветхозаветных, прославляющих события, которые были прообразами событий нового завета.

Объяснения взяты из "Полного церковно-славянского словаря" и "Полного православного богословского энциклопедического словаря"

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!