Современная молодежь и интернет. Влияние Интернета на социализацию молодёжи

Значительное влияние на формирование политических взглядов личности, на становление её в качестве субъекта политической деятельности оказывает социальная среда. Здесь лежат предпосылки того, какие сформируются у личности политические убеждения. В этом процессе участвуют многочисленные социальные институты, но наиболее значимые из них -- государство, семья, образовательные учреждения, армия, партии, церковь, средства массовой информации, новые информационно-коммуникационные технологии.

Сегодня новые информационно-коммуникационные технологии многократно усилили возможности информационного воздействия на граждан, в том числе, и на молодежь. В результате информация превратилась в важнейший ресурс государства, наряду с его другими основными ресурсами (природными, экономическими, трудовыми, материальными и т.д.). Положительная сторона этих изменений очевидна -- повсеместное внедрение информационных технологий и основанных на них телекоммуникационных сетей привело к формированию глобального межгосударственного информационного виртуального пространства. Но есть и негативная сторона - снизилась уверенность общества в неотъемлемом праве граждан на защиту конституционных прав и свобод, включая защиту частной жизни. На первый план выдвинулись проблемы информационной безопасности не только граждан, но и государства.

Актуальность исследования ресурсов сети Интернет как факторов, оказывающих влияние на политическую активность молодежи, обусловлена следующими обстоятельствами:

Во-первых, за последние годы многие государства, в том числе и современная Россия, в качестве приоритетной задачи выделили разработку и реализацию концепций и программ по переходу к информационному обществу. Эта деятельность принимает разнообразную форму, но преследует одну цель: войти в число лидеров мирового сообщества. При этом значимым социально-политическим фактором на фоне технического прогресса становится сеть Интернет.

Количество пользователей сети Интернет регулярно возрастает. В отчете аналитической корпорации ГОС "Прогноз и модель цифрового рынка", данные из которого приводит PC World, говорится, что по предварительным оценкам, к концу 2014-го число пользователей Интернета в мире достигнет почти 3 млрд. Более 90 % населения, которое ещё не имеет выхода в Сеть, проживает в развивающихся странах. К примеру, в Африке проникновение веб-доступа к концу года составит только 20 % против 75 % в Европе.

Во-вторых, информационные технологии оказывают двоякое влияние на современный политический процесс. С одной стороны, наблюдается положительная динамика их воздействия на человека и общество, а с другой, проявляются отрицательные тенденции, отражающие как сложный характер взаимодействия человека с новыми компьютерными системами, так и попытки использовать их потенциал для пропаганды насилия, терроризма, человеконенавистнической морали. Так, в эпоху всеобщей компьютеризации дети с раннего возраста предпочитают проводить время за компьютером и легко могут получить доступ к сайтам экстремистского содержания. Если не обращать внимания на этот аспект проблемы информационной безопасности, то в будущем это непременно скажется не только на уровне политической активности, но и на моральном облике подрастающего поколения.

В-третьих, постепенная активизация роли молодёжи в жизни общества приводит к конкурентной борьбе оппозиционных сил за влияние на молодое поколение граждан как потенциальных последователей программных действий определенной политической партии, движения. Одним из мощнейших средств такой борьбы выступают возможности сети Интернет. Угроза использования молодежного ресурса организациями крайнего радикального толка побуждает исследовать феномен влияния ресурсов сети Интернет на политическую активность молодежи.

Сеть Интернет постепенно становится одним из основных информационных источников, из которых молодёжь черпает сведения о политических лидерах России, общественно-политических партиях и блоках, их предвыборных программах, приёмах политической рекламы. В то же время, отмечается возрастание негативного влияния некоторых ресурсов сети Интернет на мировоззрение молодёжи. Основным стимулом, обеспечивающим эффективность виртуального манипулирования сознанием молодёжи, является её психологическая и социальная незрелость, податливость разного рода информационным воздействиям.

В наши дни, интернет заполонил все. Люди обращаются к нему каждый день, каждый час. У многих меняются ценности, в том числе и морально-этические ценности, такие как семья.

В былые времена бумажные СМИ, газеты, журналы были на пике популярности. Чтобы узнать свежие новости, нужно было читать газету. С появлением ради и телевиденья острая необходимость в бумажных СМИ была разбавлена.

Но самый сильный удар по бумажным СМИ был во время появления общедоступного интернета. Зачем тратить деньги на газеты и журналы, если всю необходимую информацию можно узнать, кликнув пару раз мышкой? Тем более все современные города окутаны сетями wi-fi. К тому же планшетные компьютеры и смартфоны, с которых можно зайти на сайт из любой точки города и почитать интересующий вас интернет-журнал, по цене сейчас доступны даже студентам.

Какое положение дел у бумажных СМИ в текущий момент? Многие бумажные издания имеют онлайн версию своей газеты или журнала. К тому же еще остались люди, которым приятней полистать газетку, чем глазеть на дисплей гаджета. Ведь не все любят и умеют пользоваться компьютером. Например, пенсионеров обучить этому делу очень сложно.

Владельцы популярных журналов, конечно же, имеют свой сайт, где они выкладывают онлайн версию своих материалов. Но чтобы продажи печатных версий не падали, они публикуют содержимое конкретного выпуска своего журнала только спустя несколько месяца после его рождения. Тем самым они стимулируют своих постоянных читателей покупать журнал в бумажном виде.

Что же нас ждёт в будущем. Скорее всего, большинство газет и журналов заменит электронная бумага. Современные технологии уже сегодня позволяют реализовать подобный подход. Благодаря современным гнущимся дисплеям на органических светодиодах реализация этой идеи стало возможным. Остаётся только ждать, когда данное изобретение поступит в массовое производство.

Республиканская научно-практическая конференция школьников

«Первые шаги в науку»

Направление: Информационные технологии,

программирование

Название работы: Влияние Интернета на подростка

Место выполнения работы: Яшкульский район

п.Чилгир

МОУ «Чилгирская СОШ»

Руководитель: Богаева А.С., учитель информатики

2011 год

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3

Глава 1. Что же такое Интернет: добро и зло?.............................................5

    1. Положительные черты влияния Интернета……………………....5

      Отрицательные черты влияния Интернета……………………….7

Глава 2. Использование и роль Интернета в школе……………………….9

    1. Интернет глазами подростка………………………………………9

      Сравнительный анализ использования Интернета учителями и учениками школы………………………………………………….10

      Каталог информационных ресурсов, используемых в образовательном пространстве школы……………………………12

Заключение……………………………………………………………………14

Список литературы…………………………………………………………...16

Приложение 1…………………………………………………………………17

Приложение 2…………………………………………………………………20

Введение

Я выбрала эту тему, потому что меня волнует проблема «зомбирования» современной молодёжи как компьютерными играми, так и Интернетом в целом. В данной работе провела исследование среди старшеклассников нашей школы и открыла много нового для себя, узнав мнение своих сверстников по данной проблеме.

Цель работы:

Проследить влияние Всемирной глобальной компьютерной сети Интернет на мировоззрение подростков. Раскрыть позитивные и негативные стороны влияния Интернета на подрастающее поколение. Отразить влияние отдельных составляющих Интернета на психику подростков.

Задача работы:

Выяснить: позитивно или негативно влияет Интернет как на подростков, так и на общество в целом.

Объект исследования: Интернет как средство получения информации.

Предмет исследования : востребованность информации сети Интернет учащимися и учителями школы.

Гипотеза: учащиеся и учителя школы систематически используют Интернет в образовательном процессе.

Методы исследования:

    Беседа.

    Сравнение.

    Обобщение.

    Тестирование.

    Наблюдение.

    Статистическая обработка данных.

Базы исследования: учащиеся 6х-11х классов, учителя школы

Этапы исследования :

I этап – проведение социологического опроса, обработка результатов;

II этап – изучение и анализ литературы;

III этап – сбор и обработка материала.

Работа состоит из введения, двух глав, библиографии (8 наименований), приложения (2 наименования) и заключения.

Первый раз я узнала, что такое Интернет совсем недавно, три года назад, но ближе с ним познакомиться удалось только год назад, когда я училась в десятом классе. Первое моё впечатление об Интернете было положительным: мы работали в поисковой системе, посещали познавательные и образовательные сайты и web -страницы, но познакомившись с Интернетом поближе, я поняла, что не все, то, что кажется добром им и является! Ведь я думаю, многие со мной согласятся, что в Интернете много информации, которую не то что читать, а даже видеть нельзя, в особенности подрастающему поколению. Но не всё так банально и ужасно, во всём можно найти положительные стороны. Безусловно, Интернет - это величайшее и удивительное изобретение прошлого столетия, при помощи которого человечество совершило огромный скачёк в будущее. Дало стимул к прогрессу. Интернет упрощает нашу жизнь, открывает перед нами всё большие возможности! Так же это большая помощь в учёбе и работе. Сейчас в один момент можно получить любую интересующую нас информацию на заданную тему. Связаться с любой точкой мира за считанные секунды. Но всё - таки проанализировав информацию, полученную мной из различных источников (в том числе из Интернета) можно сказать, что отрицательного влияния много.

Глава 1. Что же такое Интернет: добро или зло?

Что такое Интернет? "Интернет это глобальная компьютерная сеть, сеть, предоставляющая огромные свободы пользователям" - одна из официальных формулировок. Хорошо звучит - НО - так ли это? Компьютерной сетью Интернет был в то время, когда им пользовались едва ли 100000 человек. Сейчас это уже нечто большее, чем Сеть. Такие ли свободы она дает? Да изначально давала, отголосок свободы есть и сейчас, но во времена зарождения Интернета ее было много больше. Интернет стал источников различной информации. Свобода. Все ринулись туда, но есть люди, у власти, которые поняли - если пустить на самотек - Интернет уничтожит человечество - и появились органы контроля - которые предупреждают, наблюдают, запрещают и создают правила.

1.1. Положительные черты влияния Интернета

Рассмотрим плюсы Интернета. Появились такие возможности, как заработок в сети, способ показать, проявить себя, поместить свою собственную страничку, написанные программы и прочее. Также через Интернет можно найти работу, старых друзей, которых давно потерял. А как приятно пообщаться с людьми из твоего города, если ты, например, уехал оттуда, а возможности вернуться нет!

В Internet каждый прокладывает свой собственный путь. Ты сам решаешь, какими услугами сети воспользоваться. Хочешь - отправишь электронное письмо хоть на край света. Хочешь - оставишь сообщение для группы новостей: так называется тематический электронный бюллетень, служащий своеобразной доской объявлений. Возможности сети поистине безграничны. Потребности и запросы путешествующих по Internet самые разные. Одни хотят раздобыть новое программное обеспечение. Другие ищут те или иные документы, необходимые им для профессиональной деятельности. Третьи подключаются к сети, чтобы получать электронную почту. Internet помогает всем. Всемирная компьютерная сеть предоставляет множество разнообразных услуг. Здесь работают программы, каждая из которых решает определенный круг задач. С помощью Internet можно даже звонить по телефону. Конечно, тут есть свои неудобства: о времени такой беседы в сети нужно договариваться заранее, да и качество связи часто оставляет желать лучшего. Однако звонить через Internet гораздо дешевле! Обычный телефонный звонок в другую страну приходится оплачивать по международному тарифу. Для того чтобы звонить по Internet, нужен доступ в сеть, а также мультимедийный компьютер с микрофоном и динамиками и соответствующая программа, позволяющая вести телефонный разговор. Та же самая программа должна быть у вашего собеседника. Беседа в Internet возможна при условии, что вызываемый вами абонент находится в сети. В настоящее время через Интернет можно делать практически всё – делать покупки, заказывать авиабилеты и номера в отелях, рекламировать свои товары и фирмы, общаться самыми различными способами, найти там можно абсолютно всё, а если чего-то там нет, значит, этого нет вообще, можно дружить и даже влюбляться, и это далеко не всё. Возможности Интернет практически безграничны, единственное, чего глобальная сеть никогда не сможет заменить – это прелести живого общения, прелести писем, написанных рукой друга или любимого человека, сидя перед мерцающим экранов никогда нельзя будет сходить погулять с друзьями в «реале».

Также миллионы инвалидов получили возможность реальной удаленной работы, возможность общаться с друзьями. В Интернете существует огромные библиотеки всевозможной литературы, в первую очередь ценна научная литература - т.к. обычные книги стоят больших денег, многие ученые, как это ни прискорбно, не в состоянии обеспечить себя необходимой литературой, Интернет дает им такую возможность. Так же Интернет является воистину самым огромным сборником информации, Интернет дает возможность многому научиться, получить профессию либо поднять свои навыки на иной уровень. Так же в Интернете можно всегда получить самые свежие новости узкой либо широкой тематики.

Форумы - лучшая разработка человечества, и, один из наиболее важных аспектов Интернета - форумы позволяют общаться тысячам, миллионам людей. Они позволяют разделить общение на темы и категории, таким образом, каждый общается там, где ему интересно. Чаты и ICQ дают возможность общаться в реальном времени, таким образом, два, и больше, человека находящиеся в разных точках мира разговаривают так, как будто бы они стоят рядом. Интернет это благо!

1.2. Отрицательные черты влияния Интернета

Интернет дает иллюзию вседозволенности, вытаскивая из нас самое худшее, что в нас есть, а что? Ведь все можно! В Интернете существуют клубы самоубийц, клубы наркоманов, клубы, обучающие начинающих террористов. В таких клубах можно заказать собственную смерть, купить пару шашек динамита, обучится правильно подбирать и колоть наркотики.

В Интернете полно порнографии. Большинство молодых людей покупают модем лишь для того, что бы зайти на порносайт. В Интернете легко найти сайты, где свободно продаются видеоматериалы с детской порнографией. К сожалению, вычислить авторов этих сайтов практически невозможно, даже для спецслужб, так как эти нелюди регистрируют сайты на подставных лиц. В реальности этого существенно меньше. Ведь на подобный сайт может зайти любой человек, и дети, в том числе 13-16 лет - и что они увидят? От себя скажу – что нужно бороться с этим! Если нельзя оградить детей и подростков от доступа к этой информации, то необходимо искать другие пути решения этой проблемы. Устранять не последствия, а причину!

Дети смотрят на взрослых, дети впитывают информацию как губка - и что они получают из Интернета? Достаточно зайти на некоторые сайты, и вы сами всё поймете.

В Интернете появились хакеры, гробящие все на своем пути ради удовлетворения своего ущемленного самолюбия, они не могут создать, могут только разрушить.

Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма: высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате человека... Что это может означать для простого человека? Все что угодно! От испорченного зрения до варикозного расширения вен на ногах. Честно говоря, все это Вы можете "заработать" и без компьютера, просто ведя несбалансированный образ жизни. Компьютер является лишь еще одним звеном в той же цепи: недостаточный отдых, малоподвижный образ жизни, неорганичное питание и т.д.

Если зрение, слух могут испортиться посредством клавиатуры, "мыши" или монитора, то на психику в первую очередь влияют более, так сказать, виртуальные вещи - игры и интернет. Это то что "затягивает", то, от чего невозможно оторваться, то, без чего многие больше не представляют своей жизни - это маниакальная зависимость от интернета или от игр. Прежде всего, необходимо сразу сказать, что речь идет о многочасовом сидении за компьютером.

Вот какие психологические симптомы может начать испытывать человек, если он относится к группе риска интернет-зависимых людей:

    хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

    невозможность остановиться;

    увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

    ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за

компьютером;

    проблемы с работой или учебой.

Опасными сигналами являются также:

    навязчивое стремление постоянно проверять электр.почту;

    предвкушение следующего сеанса он-лайн;

    увеличение времени, проводимого он-лайн;

    увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.

Глава 2. Использование и роль Интернета в школе

2.1. Интернет глазами подростка

Так, что же такое Интернет с точки зрения подростка?

Прежде всего - это средство развлечения, а уж потом источник знаний и помощник в учёбе. Да и, честно говоря, не все второе вообще применяют.

Большая часть подростков проводят огромное количество времени в различных чатах и форумах, что, по их мнению, расширяет их кругозор и мировоззрение. Но ведь на самом деле это совершенно не так!!! Это уже в некоторых случаях перерастает в зависимость. Но к сожалению доказать это самому подростку невозможно! Он должен сам это понять и осознать – только тогда возможно всё изменить!

Для большинства подростков Всемирная сеть – это очередная игрушка для получения интересующей его информации, полезной с его точки зрения, но никак не с точки зрения взрослых.

Миллионы людей находятся в своеобразной зависимости от Интернета, и это не только подростки, это и вполне взрослые мужчины и женщины. Интернет помогает многим заменять общение в реальной жизни, но разве это хорошо, тут, же возразят многие читатели. Естественно это не очень хорошо, но многим просто очень тяжело общаться в реальности. Просто бывает так, что тебя не понимают, считаешь себя изгоем в этом обществе, а в Интернете находишь людей, у которых с тобой одинаковые взгляды, и жить становится легче!

Но не всё потеряно. Не всё так ужасно как кажется на первый взгляд. Есть и те, для кого Интернет – это не заменимый помощник для получения знаний. А кто-то, вообще до сих пор просиживает в библиотеках и получает информацию «по старинке». Мажет это и не так уж плохо? Да, несомненно, Интернет намного упрощает нам жизнь. Одним нажатием клавиши, мы получаем информацию, в поисках которой мы могли бы потратить «кучу» времени. А тут всё как на ладони: любая энциклопедия, справочник, редкая или дорогая книга, которую возможно вы никогда и не купили бы.

Из всего выше сказанного следует то, что, остается, надеется только на сознание самих детей, на их честность. Честность перед самим собой. Было бы здорово, если бы каждый задумался, задумался о себе, о своих поступках, и, что вообще он сделал для того, что бы мир стал лучше. О том, сколько драгоценного времени он теряет, просиживая в Интернете за бессмысленным занятием. Подростковый период и наша молодость – это самое замечательное время, которое нужно заполнить яркими моментами и провести его с пользой - по максимуму! Что бы потом не было мучительно больно за бесцельно и бесполезно прожитые годы!

Испокон века, каждое поколение взрослых видит в новых технологиях их тенденцию разрушения. Платон предупреждал (и совершенно справедливо): «Письменность и чтение уничтожат ораторское искусство». Автомобиль отнял у нас способность к созерцательности. Телефон привел в упадок эпистолярный жанр. Место ораторского искусства заняла литература. На смену созерцательности пришла драма. А эпистолярный жанр был возрожден в электронной почте.

2.2 Сравнительный анализ использования

Интернета учителями и учениками школы

Чтобы более детально разобраться в роли Интернет в жизни школы и, в частности, учеников 6 – 11 классов, нами были проведены некоторые исследования, в качестве площадки для которых была взята наша школа. Курс информатики преподается в строгом соответствии с программой общеобразовательных. Несмотря на большую и серьезную работу, которая ведется по избранным школой направлениям, в области использования информационных технологий мы можем рассматривать ее как типичную для школ России. В настоящее время в школе имеется оборудованный персональными компьютерами на базе процессоров Пентиум 4 - 1 кабинет информатики, а так же канал выхода в Интернет с адресом электронной почты.

Целью наших исследований было выяснить следующие вопросы:

    какой процент учащихся и учителей школы пользуется Интернет;

    как часто используете сеть;

    где вы используете Интернет;

    для чего вы применяете сеть;

    вызывает ли Интернет зависимость у вас;

    как вы считаете, как влияет на вас Интернет;

    какие из сайтов вы считаете полезными для подростка.

В опросе принимали участие учащиеся 6-11 классов и преподавательский состав школы.

На вопрос “Пользуетесь ли Вы услугами Интернета?” абсолютное большинство учащихся, 98%, ответили «да». 62% видят в Интернет средство общения и быстрой связи и 38% считают Интернет средством отдыха. Регулярно услугами Интернет пользуются 72% опрошенных учащихся, 26% - редко, а 2% не пользуются Интернет вообще. Из учащихся, регулярно пользующих Интернет дома – 79%, у друзей – 9%, в клубе, кафе – 2%, в школе 10%. Среди учителей мы наблюдаем следующую тенденцию: абсолютное большинство 100% в силу разных причин пользуется Интернетом систематически.

Соответственно и при ответе на вопрос: “Насколько помогает Вам Интернет в учебе?” мы получили аналогичный результат: 98% опрошенных учащихся отвечают, что информация, полученная, в Интернет помогают им в написании рефератов, подготовке ряда творческих домашних заданий, расширяет кругозор.

Все 100% учителей очень осторожно высказываются по вопросу о помощи Интернет в написании различного рода работ, но также отмечают его положительную роль для общего интеллектуального развития.

Абсолютно совпали мнения учащихся и учителей при оценке положительного и отрицательного влияния Интернет на нашу жизнь. Среди положительных факторов отмечается доступность и большое количество разнообразной постоянно обновляемой информации, быстрота и удобство ее получения, возможность виртуального общения, быстрота связи. Среди отрицательных факторов - малодоступность и дороговизна, возможность заражения компьютера вирусами, большое количество навязываемой негативной информации, отрицательное влияние на здоровье, особенно на зрение, психологическая зависимость, возможность ухода из мира реального в мир виртуальный, занятость телефонных линий.

2.3 Каталог информационных ресурсов, используемых в образовательном пространстве школы.

В последнее время проведена огромная работа по сбору и систематизации образовательных ресурсов на федеральных образовательных порталах, основным из которых является портал «Российское образование» (http :// www . edu . ru ). Для многих учащихся и педагогов он служит основной «точкой входа» в образовательный сегмент Интернета. Однако до сих пор многие учителя, ученики, родители и представители общественности остаются в неведении относительно многих полезных и эффективных в обучении Интернет - ресурсов.

Указанные обстоятельства обусловливают актуальность задачи формирования и широкого распространения каталога образовательных ресурсов, размещенных в сети Интернет и ориентированных на использование в системе общего образования. Каталог призван помочь педагогам в поиске информационных ресурсов, позволяющих повысить эффективность и качество учебного процесса.

В настоящем каталоге (Приложение 1) мы собрали Интернет ресурсы для общего образования, которые используют учителя и ученики нашей школы, а так же образовательные ресурсы, опубликованные в средствах массовой информации.

Каталог адресован в первую очередь педагогам, и ученикам школы. Вместе с тем образовательные ресурсы Интернета ссылки, на которые приведены в каталоге будут полезны родителям и всем тем, кто проявляет интерес к развитию современной школы.

Таким образом, выводы, которые я считаю возможным сделать из этих вопросов следующие:

    учащиеся очень разумно и ответственно относятся к возможности использования Интернет для обучения;

    большинство учащихся рассматривает Интернет не как игру, а как источник дополнительной информации;

    как учащиеся школы, так и преподавательский состав, достаточно часто используют Интернет, так как имеют возможности домашнего подключения.

Заключение.

В настоящее время Интернет представляет собой «мир» параллельный нашему, в котором достаточно много полезного для пользователей, но также в сети очень много отрицательного. Человек, «входящий» в первый раз в сеть обычно получает хорошее впечатление об Интернете. Но первое впечатление обманчиво! И понимаешь это со временем. Чем больше работаешь в Интернете, тем больше видишь в нём не только плюсы, но и минусы. Но, к сожалению не все могут понять и осознать, как Интернет заполняет наше сознание. И отличить то, что хорошо, а то, что плохо, уже не можем.

В процессе написания этой работы, я использовала специальную литературу, провела много времени в сети Интернет. Что и помогло, как мне кажется, раскрыть тему, осветить все проблемы и вопросы. Всё это оказалось довольно увлекательным и познавательным процессом. Я открыла для себя много нового не только в области Интернета, но и о своих сверстниках.

Так же мною были проведены два социологических опроса, среди старшеклассников и учителей нашей школы. В опросах приняло участие 20 учителей и 47 учеников. Результаты своих опросов я выразила в таблицах и диаграммах. Результаты этих опросов наглядно показывают, то чем в большей степени интересуются наши ученики, и что они хотят видеть в сети Интернет. Так же здесь можно увидеть, что мнение учителей и учеников, относительно полезности и вредности информации в Интернете, разнится.

В своей исследовательской работе я познакомилась с самим понятием Интернет. Что же он представляет собой на самом деле. Я поняла, что в сети много негатива, борьба с которым просто необходима. На сегодняшний день существуют методы борьбы с негативом в сети, но, к сожалению, они малоэффективны. Необходимо, что бы уже в ближайшем будущем были предприняты более радикальные и действенные методы борьбы. Пути решения этой проблемы зависят как от действий государства, так и от сознательности нашего общества.

Я надеюсь, что прочитав мою работу многие задумаются… Причём не только подростки, но и их родители. Достучаться до людей – вот самая главная для меня задача, что бы они поняли, что о своих поступках и действиях нужно задумываться. Необходимо понимать, что все наши действия чреваты последствиями, а проявятся они не сегодня, не завтра, а через поколения. И то, какими вырастут наши дети, зависит только от нас самих! У человека всегда есть выбор, даже если, кажется, что его нет.

Список использованной литературы:

1. Браун С. “Мозаика” и “Всемирная паутина” для доступа к Internet: Пер. c англ. - М.: Мир: Малип: СК Пресс, 2005. - 167c.

2. Гилстер П. Новый навигатор Internet: Пер с англ. -Киев: Диалектика, 2007. - 495 c.

3. Игер Б. Работа в Internet / Под ред. А. Тихонова; Пер. c англ. - М.: БИНОМ, 1996. - 313 c.

4. КентП. Internet / Пер. c англ. В.Л. Григорьева. - М.: Компьютер, ЮНИТИ, 2001. - 267 c.

5. Колесников О.Э. Интернет для делового человека. - M.: МЦФ. Издат. фирма “Яуза”, 2006. - 281 c.

6. Крол Эд. Все об Internet: Руководство и каталог / Пер. c англ. С.М. Тимачева. - Киев: BNV, 2005. 591 c.

7. Левин В.К. Защита информации в информационно-вычислительных cистемах и сетях // Программирование. - 2004. - N5. - C. 5-16.

8. Нольден М. Ваш первый выход в Internet: Для начинающих пльзователей Internet и широкого круга пользователей PC / Гл. ред. Е.В. Кондукова; Пер с нем. К.А. Шиндер. - Спб.: ИКС, 2006. - 238 с.

Приложение 1

Каталог образовательных ресурсов, используемых в школе

    Федеральный портал «Российское образование»

    Издательство «Дрофа»

    Издательство «Просвещение»

    Портал «5баллов» (новости образования, вузы России, тесты, рефераты)

    Профильное обучение в старшей школе

    Все вузы России: справочник для поступающих

    BioDat : информационно – аналитический сайт о природе России и экологии

    GeoPort .ru : страноведческий портал

    Английский язык в школе

    Информатика и информационные технологии: сайт лаборатории информатики МИОО

    • Материалы к урокам информатики (О.А. Тузова, С.-Петербург, школа №550)

      Энциклопедия компьютерной графики, мультимедиа и САПР

Интернет-среда постоянно меняется. А главным драйвером ее трансформаций является молодежь, которая первой подхватывает тренды и начинает использовать их в своей повседневной жизни. По данным совместного исследования Google и Ipsos, 65% россиян используют Интернет ежедневно, но если речь идет о молодом поколении, то эта цифра вырастает до 98%. Рассказываем о привычках и поведении пользователей в возрасте от 13 до 24 лет в Интернете.

Пользователи от 13 до 24 лет - первое цифровое поколение, чье взросление происходит неразрывно от технологий. В своих привычках, ценностях и поведении онлайн они принципиально отличаются от миллениалов. А главное - они проводят в Сети значительно больше времени, чем пользователи 25-34 лет. В частности в социальных сетях, за просмотром видео и онлайн-играми.

Жизнь онлайн диктует свои правила. Пользователи нового поколения привыкли к неограниченному доступу к информации с любого устройства и в любой ситуации. Поэтому их постоянным спутником является смартфон. А если вы хотите войти в доверие к этой аудитории - будьте мобильны.

Кроме того, молодые пользователи всегда на связи. Основным каналом коммуникации для них являются социальные сети, в числе которых одна из самых популярных - YouTube. 27% россиян 13-24 лет проводят в социальных сетях более 5 часов в день, а четверть из них проверяют обновления каждые 30 минут. Интересно, что пользователи от 18 до 24 лет в среднем проводят в социальных сетях больше времени, но именно подростки (69%) чувствуют необходимость немедленно реагировать на все обновления и новые сообщения. Им важно не упустить момент и находиться в постоянном социальном взаимодействии. А для выражения чувств и эмоций 61% из них используют особый язык - стикеры, видео, gif и emoji.

В целом молодое поколение не ограничивается проверкой обновлений ленты, а активно участвует во всем происходящем. К примеру, подростки активнее других лайкают и комментируют посты своих друзей, размещают собственные видео, а также комментируют публикации лидеров мнений и блогеров.



Большое влияние на молодое поколение пользователей оказывают интернет-«звезды». По данным опроса, наряду с киноактерами и музыкантами новое поколение пользователей предпочитает подписываться в социальных сетях на геймеров, звезд киберспорта и видеоблогеров.


УДК: 30.308, 30.304, 004.5

Терякова Анна Сергеевна

Руководитель: к.п.н., доцент Боброва И.И.

Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова

Институт истории, филологии и иностранных языков

Мы живём во время, когда ценность высоких технологий очень велика. Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. Он захватил абсолютно все сферы жизнедеятельности. В настоящее время нельзя представить любое мобильное устройство или компьютер без Интернета. Порой задумываешься, как же люди жили без него всего несколько лет назад и как за такой короткий срок успели привыкнуть к нему.

Актуальность темы данной статьи состоит в том, что социальных сетей становится всё больше. На сегодняшний день они заняли всё свободное время молодежи и детей. По статистике, примерно 50% всех россиян зарегистрированы в одной из социальных сетей. Согласно мнению отечественных ученых, 96% подростков общаются через Интернет.

Мониторинговое агентство «News Effector» провело исследование с целью выяснить степень зависимости россиян от Интернета . Из 7800 опрошенных в возрасте от 18 до 55 лет по всей России – 61% людей утверждают, что количество времени, которое они проводят в Интернете постоянно увеличивается; 30% опрошенных признались, что сидят в Интернете для того чтобы убить время, т.е. не имея определенной цели. Около 78% россиян относятся к Интернету положительно. В то же время, как 5% настроены крайне негативно.

Именно поэтому некоторые учёные серьёзно занимаются проблемой интернет-зависимость и в частности зависимостью от социальных сетей. Эту «болезнь» изучают такие учёные как К. Янг, М.А. Шаталина, Джеймс Барсонс и другие. Интернет-зависимость вызывает научный интерес у широкого круга учёных, но, несмотря на это, вопросы, касающиеся данной области, недостаточно изучены и описаны в учебниках и другой научной литературе.

Ежедневно миллионы людей проводят свободное время в Интернете: ищут работу, знакомятся с новыми людьми, общаются с друзьями, коллегами, ищут нужную информацию, делятся своими знаниями с другими и получают новые. Сейчас редко увидишь молодёжь, которая читает газеты, смотрит новости. Большинство людей привыкло, что любую нужную информацию можно найти в Интернете и не нужно прилагать для этого огромных усилий. К примеру, не нужно идти в библиотеку и сидеть там, перебирая литературу. Можно сидеть дома за компьютером с чашкой чая, написать в поисковую строку то, что тебе нужно и Интернет выдаст тебе тысячу результатов.

О факте интернет- зависимости говорит и то, что более половине молодёжи необходимо войти на веб-сайт по крайней мере один раз в день, и почти четверть подростков говорят, что они заходят в социальные сети несколько раз в день (из доклада, который опубликован на сайте ).

Человек бежит от своих проблем и попадает прямиком в социальные сети, где он может об этом забыть и придумать себе новую жизнь, новое имя, «избавиться» от каких-либо своих комплексов. Свой «идеальный мир» человек начинает воспринимать как часть реальности и не видит между ними границ. Человек создаёт новый образ себя самого, приписывая себе качества, которых у него в жизни может вовсе и не быть. Например, скромный, замкнутый человек в социальной сети может себя позиционировать как общительного, коммуникабельного человека. В виртуальном мире человек может позиционировать себя как самодостаточного, ни в чем не нуждающегося человека, он также может встретить, как ему кажется, свою вторую половинку, которая может находиться очень далеко от него. Зачастую этот «виртуальный образ» не имеет ничего общего с самим человеком, который ищет в социальных сетях то, что ему не хватает в реальной жизни, поэтому эта «идеальная жизнь» становится для него более ценной, чем настоящая.

Многие молодые люди не могут обойтись без виртуального общения, совершенно забывая про общение в реально жизни. Очень часто можно наблюдать такую картину, когда люди, не отрываясь, сидят в своём телефоне, например, в общественном транспорте, на улице, даже когда встречаются с друзьями. Со временем вырабатывается определённый рефлекс, человек начинает постоянно проверять свою почту в надежде, что кто-то напишет ему или посетит его страницу. Человек начинает от этого зависеть. Для него становится важным не только показать, как он живёт, но и посмотреть, как живут другие. Теперь молодёжь начала фотографироваться не для памятного альбома, в котором можно сохранить важные для себя моменты жизни, а для того чтобы выложить это все в социальную сеть, затем смотреть кому понравились твои фотографии и читать комментарии от друзей и знакомых. Знакомые или друзья выкладывают фотографии со свадьбы, с выпускного вечера, с поездок, начинает одолевать любопытство, никому не хочется упустить интересные новости, узнать что-нибудь новое из жизни друзей. Просматривая одну фотографию за другой, одну страничку, вторую, третью, человек забывает о времени.

На сегодняшний день существуют такие «преданные» пользователи, которые сидят в социальных сетях круглыми сутками. Утром на работе или учебе они первым делом заходят проверить почту, порой уделяя этому больше времени, чем основному делу. По дороге домой или на работу, в очереди, за приёмом пищи для выхода в социальные сети используют телефон или, например, планшет. Вечером, приходя домой, вновь садятся за компьютер и утром всё начинается заново. Стоит отметить, что такие люди очень любят освещать всю свою жизнь в социальных сетях, а именно при помощи статусов. Статусы меняются не только от рода деятельности, например «ем», «сплю», «еду на работу», но также это зависит и от душевных переживаний этого человека. Вышеописанное состояние человека отчасти напоминает зависимость от алкоголя или, например, наркотиков, исходя из этого, можно говорить, что зависимость от социальных сетей – это болезнь молодёжи.

В статье К.Янга «Диагноз – интернет-зависимость» приводится статистика по данным опроса. Она свидетельствует о том, что около 54% зависимых от интернета не собираются уменьшать своё времяпровождение в сети, при этом зная, что это наносит вред их здоровью и психике. Часть из них думают, что уже не смогут избавиться от этой вредной привычки. Остальные 46% пытались избавиться от зависимости, но безуспешно. Сначала они пробовали ограничить время, которое можно было проводить в интернете, но контролировать самих себя они были не в состоянии, затем выбрасывали модемы, резали провода, но через некоторое время снова оказывались в сети, осознавая, что без Интернета они не могут.

Постоянное нахождение в социальных сетях – не лучшее занятие для нашего мозга. Это нельзя назвать какой-нибудь полноценной умственной работой. Человек просто бесцельно занимает своё свободное время, вместо этого можно было бы, например, почитать книгу или погулять с друзьями. Просматривая ленту новостей друзей или их фотографии, человек делает это быстро и особо не задумывается над поступающим потоком информации.

Также, выкладывая на всеобщее обозрение информацию о себе, например, номер мобильного телефона, свой возраст, адрес, личные фотографии, человек может попасться в ловушку мошенников. Злоумышленники могут взломать аккаунт и получить нужную им информацию из ваших переписок с родителями, друзьями или знакомыми.

Несмотря на все негативные стороны нахождения в социальных сетях, есть и положительные стороны. Но прежде всего, нужно знать меру и пользоваться этим с умом. Нет ничего плохого в том, чтобы знакомиться и общаться с новыми людьми в социальных сетях, можно найти единомышленников и пообщаться на общие темы, найти своих родственников, слушать музыку или смотреть фильмы. Общение в интернете способно повысить самооценку человека и его значимость. Главное не забывать, что это только второстепенное общение, а главное – это общение в реальной жизни.

В заключении необходимо отметить, что социальные сети занимают всё больше времени молодёжи, они заменяют реальное общение и хобби. Несмотря на то, что положительные моменты присутствуют, следует отметить, что социальные сети чаще всего плохо влияют на учебу и сам процесс обучения, но бывают и исключения. Поэтому следует контролировать количество времени, которое тратится на Интернет, важно знать границу и не переходить её, иначе это обернется против тебя.

Список источников:

  1. 1. Нестерова Г.В. Влияние сети интернет и социальных сетей на молодёжь (на примере студентов ЕГУ им. И.А. Бунина). [Электронный ресурс] - Режим доступа – URL
  2. Шумакова Е.В. Воспитательное пространство социальных сетей интернета // Профессиональное образование. Столица. - 2011. - № 6.
Количество просмотров публикации: -
Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по

Выходные данные сборника:

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТА НА СОВРЕМЕННУЮ МОЛОДЕЖЬ

Кулагина Яна Михайловна

студент историко-филологического факультета Нижегородского Государственного Университета им. Лобачевского, Арзамасский филиал, РФ г. Арзамас

Тарасова Инна Юрьевна

старший преподаватель Российского Университета Кооперации Арзамасский филиал, РФ, г. Арзамас

INTERNET INFLUENCE ON MODERN YOUTH

Yana Kulagina

student of historical-philological faculty, of Nizhniy Novgorod State University of Lobachevskiy, Arzamas branch, Russia, Arzamas

Inna Tarasova

a head teacher of Russian University of cooperation, Arzamas branch, Russia, Arzamas

АННОТАЦИЯ

В статье ставится задача рассмотреть влияние интернета на современную молодежь и определить его место в процессе общения. При помощи анкетирования было выявлено, что основной целью использования Интернета является общение и поиск необходимой информации. На основе результатов опроса можно прийти к выводу, что общение, как ключевой вид социализации, происходит в основном в Интернете.

ABSTRACT

The aim of this article is to view the Internet influence on modern youth and to determinate its place in the process of communication. With the help of questionnaire we can see that the main goal of using the Internet is communication. Also, it is primary source of getting information. On the basis of questionnaire results we can come to conclusion that communication, as a kind of socialization, generally takes place in the Internet.

Ключевые слова: влияние Интернета; общение; социализация; современная молодежь; анкетирование.

Keywords: influence of the Internet; communication; socialization; modern youth; questionnaire.

Развитие информационных технологий стало ключевым моментом XXI века. Изменения, происходящие в структуре общества под влиянием Интернета, вызывают огромный интерес среди ученых. Причиной этому служит неоднозначное влияние Интернета на человека и социума в целом, что ведет к появлению как негативных, так и позитивных последствий. К числу первых относится феномен интернет-зависимости, который является предметом дискуссий российских и зарубежных социологов.

В первую очередь, интернет-зависимость проявляется в том, что люди, проводя много времени в интернете, забывают о своих обязанностях и реальных проблемах. Особенно опасно неограниченное пользование компьютером и Интернетом для детей. Большое количество времени, проведенное за монитором компьютера, приводит к чрезмерным зрительным нагрузкам и как результат - к развитию близорукости. Также наблюдаются проблемы, связанные с пищеварением, головные боли, нарушается концентрация внимания. Говоря о последнем, можно отметить тот факт, что практически любой интернет ресурс устроен по принципу « прочитай это и посмотри, что есть еще». В основном сайты показывают яркую графическую рекламу, которая заставляет обратить на себя внимание любого человека, даже с железной психикой. В результате внимание становится более рассеянным, чем было до этого. Еще одно из самых опасных последствий - это ограниченность эмоционального контакта и общения с близкими и друзьями в реальной жизни, что приводит к ряду психологических проблем. Конечно, Интернет имеет и положительное значение. Например, он способствует как образовательному, так и интеллектуальному развитию: существуют разнообразные сайты для родителей, которые содержат ценный материал для воспитания и обучения детей (развивающие он-лайн игры, интерактивные учебники, уроки рисования, английского языка и т. д.) .

Многие социологи рассматривают вопрос интернет-зависимости с точки зрения ее влияния на социализацию подростка. Благодаря Интернету создаются все условия для более раннего включения индивида в социальную деятельность. При помощи компьютера он может участвовать во всех сферах жизни общества. Но данное явление имеет двойственный характер - не все ученые согласны с тем, что раннее вовлечение во все сферы общественной жизни (политической, экономической, культурной и т. д.) имеет позитивное влияние на формирование личности. Было отмечено, что каждый этап развития должен происходить в определенный период взросления человека, что часто ребенок фактически не готов к адекватной оценке происходящего вокруг. Следует заострить внимание на том, что возможность свободного доступа к ресурсам, свободному самовыражению приводит к созданию некой своеобразной культуры внутри Интернета. Пользователи объединяются по интересам, схожести мнениям и мировоззрению в интернет -сообщества, общаясь и делясь информацией на форумах и сайтах.

Попадая в такое сообщество, пользователь обретает статус, который определяется его востребованностью или/и властью в этом сообществе. Как правило, люди, владеющие высоким статусом в реальной жизни, приобретают его и в виртуальной реальности. Однако бывают исключения, когда пользователь с невысоким статусом в реальности постепенно завоевывает авторитет в Интернете. Примером тому может послужить Павел Дуров, создавший одну из самых популярных социальных сетей «Вконтакте», чем прославился в России и за рубежом.

Выделяется ряд следующих характеристик общения в Интернете:

$11. В интернет-коммуникации теряют свое значение невербальные средства общения. Конечно, существует набор «смайликов», обозначающих ряд эмоций, но это не является равным эквивалентом. Другими словами, человек не может адекватно оценивать оппонента из-за его физической непредставленности.

$12. Анонимный характер общения. Анонимность дает возможность самопрезентации подростка, исходя не только из его психологических особенностей, но и позволяя создавать иной образ, значительно отличающийся от реального.

В свою очередь к положительным аспектам можно отнести расширения круга общения, повышения уровня информированности в определенных сферах, а так же преодоление коммуникативного дефицита .

При психологическом анализе молодых людей (средних, средних специальных, высших учебных заведений, работающих, безработных и т. д.) был выявлен ряд характеристик, присущий многим людям, страдающих интернет-зависимостью. Данный термин впервые был предложен доктором Айвен Голдбергом в 1996 г. для описания неконтролируемой, болезненной тяги к Интернету. Необходимо обратить внимание на ряд факторов, касающихся данного расстройства. Во-первых, постоянное использование компьютера приводит к стрессовому состоянию человека. Не менее важной проблемой является то, что использование компьютера причиняет ущерб социальному, психологическому, межличностному статусу личности.

Наконец, интернет-зависимость может вызываться психопатологией: К.С. Янг установила, что депрессия часто взаимосвязана с интернет-зависимостью. Депрессивные больные, которые испытывают трудности в общении или социальной адаптации, часто прибегают к помощи Интернета, чтобы преодолеть трудности межличностного взаимодействия в реальности .

Также было отмечено, что Интернет в качестве средства «ухода» от реальности открывает следующие возможности:

· возможность анонимного, социального общения (здесь особое значение имеет чувство безопасности при его осуществлении);

· возможность для создания и реализации фантазий (в том числе возможность создавать новые образы «Я», которые невозможно реализовать в реальной жизни (например - ролевые игры.);

· неограниченный доступ к информации, «информационный вампиризм» (ключевым моментом является то, что основной опасности подвергаются люди, не представляющие своей жизни без интернета и не умеющие строить взаимоотношения в реальной жизни);

· широкая возможность поиска собеседника, основанного на ряде критериев, что часто невозможно в реальной жизни (здесь важно отметить, что нет необходимости удерживать внимание одного собеседника, так как можно общаться сразу с несколькими).

Также стоит отметить, что Интернет предоставляет огромные возможности не только в сфере общения, но и в доступе к ресурсам с информацией. Одной из особенностей Интернета является отсутствие ограничения в получении любого рода информации. Однако бесконтрольность доступа к ресурсам Интернета таит в себе и серьезные потенциальные опасности для человека. В глобальной сети содержится большое количество ресурсов, демонстрирующих и пропагандирующих различные формы насилия, популяризирующих различные методы манипуляции сознанием, насаждающих мистицизм, расизм, сексизм и пр.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что Интернет играет очень важную роль в жизни современного человека. Для определения степени влияния интернета был проведен опрос, результаты которого представлены далее.

С целью определения частоты использования Интернета и выявления наиболее популярных причин посещения интернет-сайтов, среди представителей молодежи была проведена диагностика. В опросе участвовали респонденты в возрасте от 20 до 22 лет, в количестве 40 человек. В качестве метода исследования использовалось анкетирование.

В результате опроса было выявлено, что 97,5 % опрошенных (39 человек) используют Интернет ежедневно более 12 часов, и только 2,5 % (1 человек) прибегает к его услугам менее 4 часов в день. Наиболее популярной причиной использования Интернета является общение. Этот вариант был выбран в 38 из 40 случаев (95 %),из которых 5 респондентов (12,5 %) считают общение единственной целью посещения Интернета. Лишь для 2 из 40 (5 %) опрошенных данная цель является не приоритетной, а скорее совсем незначимой. На втором месте по популярности является цель поиска информации (70 % - 28 из 40), далее следует скачивание музыки, видео, книг, игр и т. д.: 20 из 40 респондентов (50 %). На четвертом месте закрепился он-лайн шопинг, который встречается у 12 из 40 опрошенных (30%). И на последнее (пятое) место участники анкетирования поместили онлайн-игры, которые встречаются только у 10 из 40 опрошенных (4 %).

Согласно одному из вопросов анкеты, наиболее часто посещаемыми сайтами являются социальные сети, форумы, чаты и т. д. 40 человек из 40 (100 %) определили этот вариант на первое место. Второе место занимают интернет-ресурсы с музыкой, фильмами, телепрограммами (60 % - 24 из 40). И, наконец, на третьем месте располагаются политические, юмористические сайты, сайты различных фирм и интернет-магазинов. (35 % - 14 из 40).

Тот факт, что наиболее популярные по посещаемости сайты- это социальные сети, различные чаты и форумы, подтверждает первостепенность цели общения в Интернете. Но с другой стороны, даже те опрошенные, которые не обозначили общение главной целью, все равно очень часто посещают предназначение для него сайты.

Не менее важными являются результаты, которые были получены на вопрос «Попадая в трудную ситуацию, где вы ищите возможное ее решение или совет?». Самым популярным ответом является поисковые системы «Google/Яндекс» или форумы (100 % опрошенных). На втором месте идут близкие и друзья в реальной жизни (80 % - 32 из 40). Третье место занимают родители (70 % - 28 из 40).Исходя из ответов на этот вопрос, можно сделать вывод о том, что поиск выхода из трудных ситуаций в интернете является приоритетным, нежели советы близких людей.

В целом, мы понимаем, что ограниченность выборки требует осторожности в формулировании обобщений, однако некоторые предварительные выводы такого плана всё же могут быть предложены. Таким образом, подводя итоги опроса можно констатировать подтверждение основной гипотезы диагностического исследования о том, что общение современных молодых людей из числа учащейся молодежи высших учебных заведений (на примере Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского), выступающее важным фактором и условием их социализации, происходит в основном в Интернете. В дальнейшем мы намерены продолжить исследования в данной сфере.

Список литературы:

  1. Войскунский А.Е., Бабаева Ю.Д., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М.: Изд-во «Можайск-Терра», 2000. - 431 с.
  2. Марченкова Н.Г. Социально-педагогические аспекты профилактики компьютерной зависимости учащихся: учеб. пособие для широкого круга исследов. и практик. / Н.Г. Марченкова. Оренбург.: Изд-во «Принт-сервис», 2009. - 54 с.
  3. Янг К.С. Диагноз - интернет-зависимость / К.С. Янг // Мир Интернет. - 2000. - № 2. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:
 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!