Спартанцы. Спарта в древней греции

До вторжения дорийев Спарта была скромной деревушкой крестьян и пастухов. Дорийцы одержали над ними победу, несмотря на упорное сопротивление, подчинили их себе и разделили все население на классы, в результате чего местные племена оказались на самой низкой ступени – они составили класс илотов, самых настоящих рабов, лишенных каких-либо прав и жестоко угнетаемых. На вершине социальной лестницы стояли спартиаты, класс, состоявший из победителей – дорийцев и их потомков. Им одним были предоставлены все права, так что только спартиаты были истинными гражданами Спарты, то есть только они могли выбирать и быть избранными на разные должности в государстве. Только спартиаты имели право носить оружие; таким образом, побежденный народ никогда не мог вооружиться и угрожать их господству. Средним классом были периэки; его составляли жители окрестностей Спарты, которые без борьбы подчинились дорийцам, получив взамен некоторую свободу, но и они были лишены права принимать участие в формировании правительства. Периэки представляли собой класс производителей: ремесленников, торговцев, земледельцев, вольнонаемных.

Голова Спартанского воина

Каждый член спартанского общества был навсегда связан с каким-либо из трех классов, и изменить свое положение он не мог; поэтому были запрещены браки между людьми, принадлежащими разным социальным группам: те, кто преступал этот закон, карались крайне жестоко.

Способности греческих ремесленников проявлялись во всех сферах, в том числе и в очень развитом тогда искусстве моды.

Впрочем, жестокий и суровой была вся жизнь Спарты. Жестокой она была для илотов, находившихся в самом низу общественной лестницы; жестокой для периэков, облагавшихся большими, а зачастую просто грабительскими налогами, особенно в случае войны, для ведения которой требовалось много денег. Жестокой была, наконец, жизнь и для самих спартиатов, которые подчинялись суровому режиму, готовясь стать воинами, способными вынести самые тяжкие испытания. Печальной и суровой, таким образом, была вся жизнь этого города, постоянно стремившегося доказать свое превосходство над другими полисами, чего, однако, ему так никогда и не удалось; города, закрытого для остального мира из страха растерять и растратить свой идеал силы, оказавшейся в конце концов роковой слабостью.

Учителя пользовались в Афинах большим уважением: они обучали детей греческому языку, поэзии, гимнастике.

Для того чтобы составить представление о давлении правящих кругов общества на представителей низших классов, можно назвать лишь несколько цифр: на 10 тысяч спартиатов приходилось около 100 тысяч периэков и 200 тысяч илотов. А для того чтобы понять, насколько суровы были спартиаты даже по отношению к своим детям, достаточно вспомнить, что они убивали младенцев, родившихся с каким-либо физическим недостатком, который помешал бы им стать сильными и храбрыми воинами. Кроме того, с шести лет ребенка забирали из семьи, для того чтобы воспитать из него будущего защитника-воина. Справедливо было замечено, что Спарта была не чем иным, как одной большой казармой. Молодых людей подвергали всякого рода испытаниям: их заставляли терпеть голод и жажду, холод и зной, они выполняли физические упражнения с оружием до полного изнеможения; за малейший проступок их жестоко били палками. Только так, полагали спартиаты, тело станет неуязвимым, а душа подготовится к суровым военным будням.

С двадцати до шестидесяти лет спартанский гражданин был воином в каждый момент своей жизни: пища была общей, одежда – одинаковой, одни и те же для всех часы подъема, военных упражнений и отдыха. Молодые спартанские воины знакомились лишь с самыми азами образования: немного чтения, немного письма, несколько военных песен; некоторым счастливчикам позволялось играть на простейших музыкальных инструментах. Превыше всего для спартиатов было благо родного города, но никак не культура, искусство или наука, а единственным стремлением – сражаться и умереть за родину.

Великий афинский полководец и политик Фемистокл (слева). Перикл (справа), век Перикла - золотой век в истории Греции

Спартанцы никогда не упускали случая доставить военную славу своему городу: они подчинили Мессению, часть Арголиды, долго не уступали Аркадии ее собственную территорию; спартанцы были известны как самая могущественная сила среди всех членов союза, объединявшего города Пелопоннеса, так называемого Пелопонесского союза.

Политическое устройство Спарты традиция приписывает спартиату Ликургу, жившему около IX века до н.э. Власть в государстве была в руках одновременно двух царей, которые могли, таким образом, править по очереди. Главным образом цари ведали военными вопросами; для управления гражданскими делами был учрежден специальный совет, которому были подотчетны даже цари. Это была так называемая герусия, ассамблея из 28 членов – геронтов, каждый из которых должен был быть, во-первых, старше 61 года (geros означает старик, пожилой человек), во-вторых – главой семьи. Герусия предоставляла законы на рассмотрение народному собранию – апелле, к участию в котором допускались, разумеется, только спартиаты. Народное собрание могло одобрить или отвергнуть закон, но не обсуждать его; лишь апелла могла каждый год избирать пять экспертов – эфоров, наблюдавших за деятельностью правительства и ведавших благоустройством города.

Древняя Спарта – античное государство, город – полис, располагавшийся в южной части Балканского полуострова, в Пелопоннесе.

Название провинции Лаконика дало второе название Спартанскому государству в античный период истории – Лакедемон.

История возникновения

В мировой истории Спарта известна как пример военизированного государства, в котором деятельность каждого члена общества подчинена единой цели – вырастить сильного и здорового воина.

В античный период истории на юге Пелопоннеса располагались две плодородные долины – Мессения и Лаконика. Между собой они были разделены труднопроходимой горной грядой.

Изначально государство-город Спарта возникло в долине Лаконика и представляло собой весьма незначительную территорию – 30 Х 10 км. Выходу к морю препятствовала болотистая местность и ничто не сулило этому крошечному государству мировой славы.

Все изменилось после насильственного завоевания и присоединения долины Мессения и во время правления древнегреческого философа и великого реформатора Ликурга.

Его реформы были направлены на образование государства с определенной доктриной – создать идеальное государство и искоренить такие инстинкты как алчность, корыстолюбие, жажду личного обогащение. Им были сформулированы основные законы, которые касались не только управления государством, но и строго регламентировали частную жизнь каждого члена общества.


Постепенно Спарта превращается в военизированное государство основной целью которой было собственная национальная безопасность. Основная задача – производить солдат. После завоевания Мессения Спарта отвоевала некоторые земли у Аргоса и Аркадии, своих соседей в северной части Пелопоннеса и перешла к политике дипломатии подкрепленной военным превосходством.

Такая стратегия позволила Спарте стать во главе Пелопоннесского союза и играть важнейшую политическую роль среди греческих государств.

Государственное устройство Спарты

Спартанское государство состояло из трех социальных классов – спартанцы или спартиаты, периэки, населяющие завоеванные города и рабы спартанцев илоты. Сложное, но логически стройное устройство политического управления Спартанского государство представляло собой рабовладельческий строй с остатками родоплеменных отношений, сохранившимися с первобытнообщинных времен.

Во главе стояло два правителя – наследственные цари. Первоначально они были полностью самостоятельны и не подчинялись кому-либо еще и не перед кем не отчитывались. Позднее их роль в управлении государством была ограничена советом старейшин – герусией, состоявшей из 28 пожизненно избранных членов старше 60 лет.

Древнее государство Спарта фото

Далее – народное собрание, в котором принимали участие все спартанцы, достигшие 30 лет и располагающие необходимыми для гражданина средствами. Несколько позднее появился еще один орган государственного управления – эфорат. Он состоял из пяти чиновников, выбранных общим собранием. Их полномочия были практически безграничны, хотя и не имели четко определенных границ. Даже правящие цари должны были согласовывать с эфорами свои действия.

Устройство общества

Господствующим классом в Древней Спарте являлись спартиаты. Каждый имел свой собственный земельный надел и определенное количество рабов илотов. Пользуясь материальными благами, спартиат не мог продать, подарить или завещать землю или рабов. Это являлось собственностью государства. Только спартиаты могли входить в органы управления и голосовать.

Следующий социальный класс – периэки. Это были жители захваченных территорий. Им разрешалось торговать, заниматься ремеслами. Они имели привилегию поступать на военную службу. Самый низший класс илоты, находящиеся на положении рабов были государственной собственностью и происходили из порабощенных жителей Мессении.

воины Спарты фото

Государство предоставляло илотов в аренду спартиатам для обработки их земельных наделов. В период наивысшего расцвета Древней Спарты количество илотов превышало господствующий класс в 15 раз.

Спартанское воспитание

Воспитание граждан считалось в Спарте государственной задачей. С рождения до 6 лет ребенок находился в семье, а после его передавали на попечение государства. С 7 до 20 лет юноши проходили очень серьезную физическую подготовку. Простота и умеренность в обстановке полной лишений с детства приучала к строгой и суровой жизни воина.

Прошедшие все испытания 20-летние юноши заканчивали обучение и становились воинами. По достижению 30 лет они становились полноправными членами общества.

Экономика

Спарте принадлежали две наиболее плодородные региона – Лакония и Мессения. Здесь преобладало пашенное земледелие, оливки, виноградники, садовые культуры. Это являлось преимуществом Лакедемонии перед греческими полисами. Самый основной продукт питания хлеб выращивался, а не привозился.

Среди зерновых культур преобладал ячмень, продукт переработки которого использовался как основной в пищевом рационе жителей Спарты. Богатые лакедемоняне использовали муку из пшеницы в качестве дополнения к основному рациону в общественных трапезах. Среди основного населения более распространена была дикая пшеница – полба.

Воинам требовалось полноценное питание, поэтому скотоводство было развито в Спарте на высоком уровне. Для пищи выращивались козы и свиньи, а в качестве тягловых животных использовали быков, мулов, ослов. Лошадей предпочитали для формирования конных военных отрядов.

Спарта это государство воин. Ему требуется, прежде всего, не украшения, а вооружение. Роскошные излишества заменялись практичностью. Например, вместо расписной, нарядной керамики, основная задача которой восхищать, достигает совершенства ремесло по изготовлению сосудов которые можно использовать в длительных походах. Используя богатые железные рудники, в Спарте изготавливалась самая прочная "лаконская сталь”.

Обязательным элементом военного вооружения спартанца был медный щит Истории известно множество примеров, когда политиканство, властные амбиции разрушали самую прочную экономику и уничтожали государственность, не смотря на всю ее военную мощь. Древнее античное государство Спарта наглядный тому пример.

  • В Древней Спарте заботились о здоровом и жизнеспособном потомстве весьма жестоко. Новорожденных детей осматривали старейшины и больных или слабых сбрасывали в пропасть с Тайгетской скалы. Здоровых возвращали в семью.
  • Девочки в Спарте занимались атлетикой наравне с юношами. Они также бегали, прыгали, метали копье и диск, чтобы вырасти сильными, выносливыми и произвести здоровое потомство. Регулярные занятия физическими упражнениями делали спартанских девушек очень привлекательными. Они выделялись своей красотой и статностью среди остальных эллинок.
  • Древнему спартанскому воспитанию мы обязаны такому понятию как "лаконичность”. Это выражение связано с тем, что в Спарте юношей приучали скромному поведению, и речь их должна была быть короткой и сильной, то есть "лаконичной”. Этим и выделялись жители Лаконии среди любящих ораторствовать жителей Афин.

Спарта была одним из самых важных греческих городов-государств в древнем мире. Основным отличием являлась военная мощь города.

Профессиональные и хорошо подготовленные спартанские гоплиты, с характерными для них красными плащами, длинными волосами и большими щитами, были лучшими и самыми страшными бойцами в Греции.

Воины сражались в важнейших битвах древнего мира: в и Платее, а также в многочисленных боях с Афинами и Коринфом. Спартанцы также отличились во время двух затяжных и кровопролитных сражений во время Пелопоннесской войны.

Спарта в мифологии

В мифах говорится о том, что основателем Спарты был Лакедемон, сын . Спарта была составной частью и ее главным военным оплотом (особенно показательна эта роль города в ).

Спартанский царь Менелай объявил войну после того, как Парис, сын троянских правителей Приама и Гекубы, похитил из города свою будущую жену — Елену, которая была завещана герою самой .

Елена была самой прекрасной женщиной в Греции, и претендентов на ее руку и сердце было очень много, в том числе из спартанцев.

История возникновения Спарты

Спарта была расположена в плодородной долине Евротас в Лаконии, на юго-востоке Пелопоннеса. Район был впервые заселен в неолитический период и стал важным поселением, созданным в эпоху бронзового века.

Археологические данные свидетельствуют о том, что Спарта была создана в 10 веке до нашей эры. В конце 8-го века до нашей эры Спарта присоединила к себе большую часть соседней Мессении, и ее население значительно увеличилось.

Таким образом, Спарта занимала около 8500 км² территории, что сделало ее крупнейшим полисом в Греции, городом-государством, который имел влияние на общеполитическую жизнь всего региона. Завоеванные народы Мессении и Лаконии не имели никаких прав в Спарте, и им приходилось подчиняться суровым законам: например, служить в качестве бесплатных наемников в военных действиях.

Еще одна социальная группа жителей Спарты — это илоты, которые жили на территории города и занимались в основном сельским хозяйством, пополняя запасы Спарты и оставляя себе лишь малый процент за работу.

Илоты имели самый низкий социальный статус, а в случае объявления военного положения, становились военнообязанными.

Отношения между полноправными гражданами Спарты и илотами были непростыми: в городе часто бушевали восстания. Самое известное произошло в VII веке до нашей эры; из-за него Спарта потерпела поражение в столкновении с Аргосом в 669 году до н.э. (однако в 545 г. до н.э. Спарте удалось отомстить в битве под Тегеей).

Нестабильность в регионе была улажена государственными деятелями Спарты за счет создания Пелопонесской лиги, объединившей Коринф, Тегею, Элис и другие территории.

В соответствии с этим соглашением, просуществовавшим примерно с 505 по 365 гг. до н.э. участники лиги обязаны были предоставлять своих воинов Спарте в любой необходимый момент. Это объединение земель позволило Спарте установить гегемонию почти на всем Пелопоннесе.

К тому же, Спарта расширялась всё больше, завоевывая всё новые и новые территории.

Воссоединение с Афинами

Войскам Спарты удалось свергнуть тиранов Афин, и в результате демократия установилась почти во всей Греции. Часто воины Спарты приходили на помощь Афинам (например, в военной кампании против персидского царя Ксеркса или в битве при Фермопилах и Платее).

Часто Афины и Спарта спорили за владение территориями, и однажды эти конфликты превратились в Пелопонесские войны.

Долговременные военные действия наносили ущерб обеим сторонам, но Спарта наконец выиграла войну благодаря союзникам-персам (тогда был уничтожен почти весь афинский флот). Однако Спарта, несмотря на свои амбициозные планы, так и не стала ведущим полисом в Греции.

Продолжающаяся захватническая политика Спарты в центральной и северной Греции, Малой Азии и Сицилии вновь затащила город в затяжной военный конфликт: Коринфские войны с Афинами, Фивами, Коринфом и с 396 до 387 гг. до н.э..

Результатом конфликта стал «Царский мир», в котором Спарта уступила свою империю персидскому контролю, но по-прежнему оставалась ведущим городом в Греции.

В III веке до нашей эры Спарта была вынуждена присоединиться к ахейской конфедерации. Окончательный конец власти Спарты пришел в 396 году н.э., когда король вестготов Аларик захватил город.

Спартанская армия

Огромное внимание в Спарте уделялось военной подготовке. С семилетнего возраста все мальчики начинали учиться боевому искусству и жили в казармах. Обязательным набором предметов была легкая и тяжелая атлетика, военная стратегия, математика и физика.

С 20-ти лет молодые люди поступали на службу. Суровое обучение превратило спартанцев с жестоких и сильных солдат, гоплитов, в готовых в любой момент продемонстрировать свою боевую мощь.

Поэтому у Спарты даже не было никаких укреплений вокруг города. Они в них просто не нуждались.


Вокруг древнегреческой Спарты и по сей день множество споров и мифов, рожденных массовой культурой. Действительно ли спартанцы были непревзойденными войнами и не любили умственный труд, действительно ли они избавлялись от своих собственных детей, и правда ли обычаи спартанцев были настолько суровы, что им запрещалось кушать в собственных домах? Попробуем разобраться.

Начиная разговор о Спарте, стоило бы отметить, что самоназванием этого древнегреческого государства было «Лакедемон», а его жители называли себя «лакедемоняне». Появлению названия «Спарта» человечество обязано вовсе не эллинам, а римлянам.


Спарта, как и многие древние государства, имела сложную по структуре, но логичную, систему социального устройства. Фактически общество делилось на полноправных граждан, неполноправных граждан и зависимых. В свою очередь каждая из категорий делилась на сословия. Илоты хотя и считались рабами, не были ими в привычном для современного человека понимании. Впрочем, «древнее» и «классическое» рабство заслуживает отдельного рассмотрения. Также стоит упомянуть об особом сословии «гипомейонов», в которое входили физически и умственно неполноценные дети граждан Спарты. Они считались неполноправными гражданами, но все же были выше ряда других социальных категорий. Существование подобного сословия в Спарте значительно сокращает жизнеспособность теории об убиении в Спарте неполноценных детей.


Этот миф укоренился, благодаря описанию спартанского общества, созданного еще Плутархом. Так, в одном из своих трудов он описывал, что слабых детей решением старейшин сбрасывали в ущелье в горах Тайгета. Сегодня учёные по данному вопросу к единому мнению не пришли, однако, большинство из них склоняется к версии о том, что такая необычная традиция в Спарте места не имела. Не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что греческие хроники, грешат преувеличениями и преукрашиваниями фактов. Доказательство чему было обнаружено историками после сравнения одних и тех же фактов и их описаний в греческой и римской хрониках.

Безусловно, в Спарте на протяжении всей ее описанной истории существовала очень жесткая система воспитания детей, в частности, мальчиков. Называлась система воспитания агогэ, что в переводе с греческого означает «увод». В спартанском обществе дети граждан считались общественным достоянием. Поскольку сама по себе агогэ была достаточно жестокой системой воспитания, не исключено, что процент смертности действительно был высок. Таким образом, убиение слабых детей сразу после рождения маловероятно.

Ещё один популярный миф - непобедимость спартанской армии. Безусловно, спартанская армия была достаточно сильной, чтобы оказывать влияние на своих соседей, однако, и она, как известно, знала поражения. К тому же спартанская армия в значительной степени проигрывала по многим вопросам армиям других держав, в том числе армии соседей греков. Воины отличались прекрасной выучкой и личным боевым мастерством. Они обладали прекрасной физической подготовкой. Более того, само понятие дисциплины в армии было перенято соседними народами именно у спартанцев. Даже римляне восхищались силе спартанской армии, хотя та в конечном итоге и проиграла им. Одновременно с этим спартанцы не знали инженерного дела, что не позволяло им эффективно осаждать города врагов.


Как утверждают историки, в спартанском обществе высоко ценилась дисциплина, мужество и доблесть на поле брани, почиталась честность и преданность, скромность и умеренность (впрочем, в последнем можно и усомниться, зная об их пирах и оргиях). И хотя порой лидеры спартанцев в вопросах политики отличались коварством и вероломностью, этот народ был одним из величайших представителей эллинской группы.

В Спарте была демократия. Во всяком случае, все наиболее важные вопросы решались общим собранием граждан, на котором те просто перекрикивали друг друга. Само собой, в Спарте жили не одни лишь граждане, и власть хоть и народа, принадлежала далеко не всему демосу.

Домашнее хозяйство спартанцев мало чем отличалось от хозяйства большинства других греческих городов-государств. На полях Лакедемона выращивались те же продукты. Спартанцы занимались скотоводством, разводя преимущественно овец. В большинстве своем труд на земле был уделом илотов – рабов, а также неполноправных граждан.

В Спарте действительно не в почёте был умственный труд, но это вовсе не означат, что Спарта не подарила истории ни одного поэта или писателя. Среди наиболее известных из них Алкман и Терпандр. Впрочем, даже они отличались хорошей физической подготовкой. А спартанский жрец-прорицатель Тисамен Элейский и вовсе больше славился тем, что был непревзойденным атлетом. Стереотип же о культурном невежестве спартанцев родился, вероятно, потому, что и Алкман и Терпандр не были уроженцами этого города.


Общественные связи и устои играли весьма важную роль в повседневной жизни спартанцев. Среди историков существует даже теория о том, что спартанцам, было, запрещено принимать пищу у себя дома, независимо от своего статуса и положения в обществе. Вместо этого, спартанцам полагалось принимать пищу исключительно в общественных местах, своеобразных столовых того времени.

Образ спартанцев, как и образ викигов, которых многие представляют как , безусловно, не избежал романтизации. Тем не менее, в лакедемонянах есть много того, чему не будет лишним поучиться и современному человеку, и того, что вошло в нашу повседневную жизнь. В частности, слово «лаконичный» имеет именно греческие корни и означает сдержанного, умеренного и не многословного человека. Именно с этим, словом в Пелопоннесе и за его пределами и отождествлялись спартанцы.

Древняя Спарта была основным экономическим и военным соперником Афин. Город-государство и окружающая его территория были расположены на полуострове Пелопоннес, к юго-западу от Афин. В административном отношении, Спарта (также называемая Лакедемон) была столицей провинции Лакония.

Прилагательное «спартанские» в современный мир пришло от энергичных воинов, обладающих железным сердцем и стальной выдержкой. Жители Спарты славились не искусствами, наукой или архитектурой, а смелыми воинами, для которых понятие чести, мужества и силы были поставлены превыше всего. Афины того времени, с их прекрасными статуями и храмами, были оплотом поэзии, философии и политики, благодаря чему доминировали в интеллектуальной жизни Греции. Однако такое превосходство должно было когда-нибудь закончиться.

Воспитание детей в Спарте

Один из принципов, которыми руководствовались жители Спарты, заключался в том, что жизнь каждого человека, с момента рождения и до самой смерти, полностью принадлежит государству. Старейшины города были наделены правом решать судьбу новорожденных – здоровых и сильных оставляли в городе, а слабых или больных детей сбрасывали в ближайшую пропасть. Так спартанцы пытались обеспечить себе физическое превосходство перед врагами. Дети, прошедшие «естественный отбор», воспитывались в условиях суровой дисциплины. В возрасте 7 лет мальчиков забирали у родителей и воспитывали отдельно, в составе небольших групп. Самые сильные и смелые юноши в результате ставали капитанами. Мальчики спали в общих комнатах на жестких и неудобных кроватях из камыша. Питались молодые спартанцы простой едой – супом из свиной крови, мяса и уксуса, чечевицей и другой грубой пищей.

Однажды богатый гость, приехавший в Спарту из Сибариса, решился отведать «черной похлебки», после чего сказал, что теперь он понимает, почему спартанские воины так легко расстаются с жизнью. Часто мальчиков оставляли на несколько дней голодными, подстрекая тем самым к мелкому воровству на рынке. Делалось это не с умыслом сделать с юноши умелого вора, а только для развития смекалки и ловкости - если его ловили на краже, то жестоко наказывали. Ходят легенды об одном молодом спартанце, который украл на рынке молодую лису, и когда пришло время обеда, спрятал её под одеждой. Чтобы мальчика не уличили в воровстве, он терпел боль от того, что лиса прогрызла ему живот, и умер, не выдав ни единого звука. Со временем дисциплина только ужесточалась. Все взрослые мужчины, возрастом от 20 до 60 лет были обязаны служить в спартанской армии. Им было разрешено вступать в брак, но даже после этого спартанцы продолжали ночевать в бараках и питаться в общих столовых. Воинам не разрешалось владеть никаким имуществом, в особенности золотом и серебром. Их деньги имели вид железных прутьев разного размера. Сдержанность распространялась не только на быт, еду и одежду, но и на речь спартанцев. В разговоре они были весьма немногословными, ограничиваясь исключительно сжатыми и конкретными ответами. Такая манера общения в Древней Греции получила название «лаконичность» от имени местности, в которой была расположена Спарта.

Быт спартанцев

Вообще, как и в любой другой культуре, вопросы быта и питания проливают свет на интересные мелочи в жизни людей. Спартанцы, в отличие от жителей других греческих городов, не придавали особого значения еде. По их мнению, пища должна служить не для удовлетворения, а только для насыщения воина перед боем. Обедали спартанцы за общим столом, при этом продукты для обеда сдавали все в одинаковом количестве – так поддерживалась равенство всех граждан. Соседи по столу зорко следили друг за другом, и если кому-то не нравилась еда, его высмеивали и сравнивали с избалованными жителями Афин. Но когда наступало время сражения, спартанцы кардинально менялись: надевали лучшие наряды, и с песнями и музыкой шагали навстречу смерти. С самого рождения их учили воспринимать каждый свой день как последний, не бояться и не отступать. Смерть в сражении была желанной и приравнивалась к идеальному окончанию жизни настоящего мужчины. В Лаконии существовало 3 класса жителей. К первому, самому почитаемому, относились жители Спарты , имевшие военную подготовку и участвующие в политической жизни города. Второй класс – периеки , или жители окрестных мелких городов и селений. Они были свободными, хотя и не обладали никакими политическими правами. Занимаясь торговлей и ремесленничеством, периеки являлись своего рода «обслуживающим персоналом» для спартанской армии. Низший класс – илоты , были крепостными, и не сильно отличались от рабов. По причине того, что их браки не контролировались государством, илоты являлись наиболее многочисленной категорией жителей, и сдерживались от восстания только благодаря железной хватке своих хозяев.

Политическая жизнь Спарты

Одна из особенностей Спарты заключалась в том, что во главе государства стояли одновременно два царя. Они правили совместно, служили первосвященниками и военными лидерами. Каждый из царей контролировал деятельность другого, что обеспечивало открытость и справедливость решений власти. Королям подчинялся «кабинет министров», состоящий из пяти эфиров или наблюдателей, которые осуществляли общую опеку над законами и обычаями. Законодательная власть состояла из совета старейшин, который возглавлялся двумя царями. В совет выбирались самые уважаемые люди Спарты , преодолевшие 60-летний возрастной барьер. Армия Спарты , несмотря на сравнительно скромную численность, была отлично выучена и дисциплинирована. Каждый воин был наполнен решимостью к победе или смерти – возвращаться с проигрышем было недопустимо, и являлось несмываемым позором на всю жизнь. Жены и матери, отправляя своих мужей и сыновей на войну, торжественно вручали им щит со словами: «Вернись со щитом или на нем». Со временем, воинственно настроенные спартанцы захватили большую часть Пелопоннеса, значительно расширив границы владений. Столкновение с Афинами было неизбежным. Соперничество достигло апогея при Пелопоннесской войне, и привело к падению Афин. Но тирания спартанцев вызвала ненависть жителей и массовые восстания, что привело к постепенной либерализации власти. Количество специально обученных воинов уменьшилось, что позволило жителям Фив, примерно после 30 лет спартанского гнета, свергнуть власть захватчиков.

История Спарты интересна не только с точки зрения военных достижений, но и факторов политического и жизненного устройства. Смелость, самоотверженность и стремление к победе спартанских воинов – вот те качества, благодаря которым удавалось не только сдерживать постоянные нападения врагов, но и расширять границы влияния. Воины этого небольшого государства с легкостью побеждали многотысячные армии и были явной угрозой для неприятелей. Спарта и её жители, воспитанные на принципах сдержанности и верховенства силы, была антиподом образованных и изнеженных богатой жизнью Афин, что в конце привело к столкновению этих двух цивилизаций.

    Афинские кладбища и погребальные обычаи

    Керамик, район гончаров, является так же территорией древнего кладбища. Оно расположено к западу от Агоры. Часть античного кладбища занимает раскопки германских археологов. Первое кладбище- самое интересное из возникших после восстановления независимости Афин. Оба кладбища содержат самые трогательные образцы искусства той эпохи. По древнему афинскому обычаю, мёртвых хоронили за пределами городских стен. Павших на войне, обычно хоронили там, где они погибли, но вначале 5 века до н. э. мёртвых стали привозить домой и устраивать им государственные похороны на общем кладбище за городскими стенами, в Керамике

    Крит, монастырь Превели

    Это местечко на Крите было обустроено много веков назад. Интересен монастырь Превели не только приверженцам христианской веры, но и рядовым туристам, которые привыкли ценить прекрасное и удивительное.

    Из истории Спарты - города воинов

    Это особый стиль жизни и мировоззрение. Спартанцы всегда поражали врагов и сторонников своей смелостью, изобретательством, выносливостью и… жестокостью. Эти античные воины – не менее великие изобретатели, чем древние эллины или иные народы. Спартанцы воплотили в жизнь идею создания лагеря новобранцев, обучение на государственной основе, фронтальную атаку.

    Ватопедский монастырь

    Ватопедский монастырь (иначе называемый просто Ватопед) расположен на северо-востоке Афонского полуострова. Это мужской монастырь, относящийся к греческой православной церкви. Он стоит вторым по значимости в иерархии афонских обителей (почетное первое место занимает Лавра Св.Афанасия). Ватопед является одним из самых крупных, старых и богатых афонских монашеских обителей.

    Новинка зимнего сезона 2008 была гидролечебница «Лутра Аридеа » в горном Аридеа.Горная местность, известная со времени Александра Македонского, изобилует горячими источниками расположенными прямо под открытым небом. Температура воды в них держится в районе 38-39 градусов. Вокруг источников мы видим богатую растительность, чистый воздух и водопады.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!