Во сколько ходят в церковь утром. Как пойти в церковь в первый раз, как вести себя в православном храме

Ответ от Анжелина [гуру]
да в любое время можно. Если двери открыты


Ответ от KC [гуру]
Если ты русская, то нечего там делать...


Ответ от Іыплакова Анна [гуру]
Да, можно.


Ответ от Ёид [гуру]
Нет, ближе к вечеру там все превращаются в вампиров и кусают в шею! Так и придётся потом в церковь по вечерам ходить - других кусать!


Ответ от Алексей Субочев [гуру]
В храмы обычно ходят тогда, когда они открыты, когда идет служба.
Все зависит от цели, с которой вы туда идете.
Если вы хотите просто поставить свечку, постоять - можно придти во вне служебное время, обычно это между службами когда храм открыт, если же хотите попасть на службу, озаботесь изучением расписания богослужений.
В больших городах есть крупные храмы, соборы, монастыри где служба идет ежедневно, и утренняя и вечерняя.
В небольших храмах часто служат не каждый день, и придя в день на который нет вечерней службы - вечеров в 6-7-8 вечера - вы в храм не попадете, он будет закрыт.
Если что-то не понятно - пишите, расскажу подробнее куда что и как.
С уважением Алексей Арефьев [email protected] ссылка


Ответ от Ёергей Бодров [гуру]
каждое воскресенье к 11-00 на причастное собрание, а если нужно помолится то это можно сделать и не выходя из дома, маршрутки, автобуса. Где угодно и когда угодно, вслух или в мыслях. Свечки никому не ставлю, не поможет никому это безмолвие (мое мнение, может не совпадать с мнением других) , на иконы не молюсь и не целую, верую в Господа а не в образа "хороших людей",а молитву Бог услышит не важно где мы молимся. Определите цель вашего посещения.... моя цель посещения - причастие, воскресная школа (уроки, обучение) , служение другим и т. п.

Человек приходит в церковь для того, чтобы выразить благодарность Господу, покаяться в грехах, нравственно очиститься. Несомненно, что искренние молитвы обязательно будут услышаны Господом.

Однако, для многих существенным препятствием, для посещения церкви, является банальное не знание правил поведения в храме.

Основные правила, если вы впервые пришли в церковь

Женщине положено посещать храм в длинной юбке или платье. Считается, что брюки недопустимы. Также не рекомендуется одевать спортивный костюм или шорты.

Считается, что все прихожане должны надевать одежду с длинными рукавами, в независимости от сезона.

Входить в церковь нужно спокойно, молча, с благоговением. По правилам мужчина должен снять головной убор, а женщина, наоборот, надеть платок. Обычно те женщины, кто ходит в церковь не первый раз, берут свой платок. Для остальных - можно воспользоваться "дежурным платком". И если его нет, то можно тихонечко спросить у работников церкви. Обычно для этих случаев у них имеется несколько платков для прихожан.

Какие молитвы нужно знать, когда идешь в церковь

Молитва идущего в церковь

Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем. Аз же множеством милости Твоея, Господи, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой; да без преткновения прославлю Едино Божество, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Отче наш

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Первый раз в церкви, как себя вести

Если вы не знаете эти молитвы наизусть, то можно переписать их на бумажку и прочитать с листа или воспользоваться современным вариантом - закачать молитвы на телефон.

Итак, когда вы вошли в церковь, совершите три земных поклона. В праздники совершается – три поясных поклона. После чего можно поклониться прихожанам в правую и левую сторону. Для некоторых это будет не простой задачей. Так как чувство неловкости или даже стыда для некоторых будет помехой. Если для вас это проблема, то можно ограничиться обычным поклоном и трехкратным осенением себя крестом. Постарайтесь не думать, как вы будете выглядеть со стороны. Просто поклонитесь и трижды перекреститесь.

Издревле считалось что левая сторона церкви отводилась во время богослужения для женщин, а правая соответственно для мужчин. Хотя это правило сейчас редко когда соблюдается, помнится, и уж тем более знается, можете им воспользоваться.

Во время богослужения, креститься и преклонять голову нужно тогда, когда батюшка осеняет крестом, Евангелием, образом или святой чашей. Во время осенения свечами, крестным знамением и кадилом нужно только преклонять голову.

Если службы нет, то можно подойти к любой понравившейся иконе, дважды перекреститься, поцеловать нижнюю часть образа и перекреститься в третий раз.

Во время богослужения не следует крутить головой, смотря по сторонам, рассматривать молящихся, спрашивать их о чем-либо, жевать жвачку, держать руки в карманах, здороваться за руку со знакомыми, разговаривать по телефону. Если в этом есть крайняя необходимость, то лучше выйти из храма и совершить звонок.

Во время месячных, женщинам лучше отказаться от посещения храма, так как считается, что тем самым женщина оскверняет святыню.

В церкви нельзя вести фото- или видеосъемку. Но если есть острая потребность в этом, то лучше заранее согласовать со священником этот вопрос.

Свечи лучше приобрести до начала службы. Для этого в храме есть специально отведенное место.

Свечу можно ставить любой рукой. Нельзя ставить свечи к иконам во время службы.

Свечи за здравие можно ставить к любым иконам. А свечи за упокой только на специальный канон. Обычно он располагается в начале храма и имеет квадратную форму.

Если вы ставите свечу в первый раз, то сделайте следующие: подойдите к канону и выберите пустое место, куда будете ставить. От соседней свечи зажгите свою и немного подогрев нижнюю часть своей свечи от соседней, поставьте свечу на канон.

Иногда прихожане делают следующее: покупают самые дорогие и толстые свечи и кладут их не зажигая на канон. Тем самым, как бы жертвую свечи. Если есть желание, можно последовать их примеру.

Если вы хотите поставить свечу какому-нибудь святому или помолиться ему, следует два раза перекреститься, поклониться в пояс, поставить свечу, еще раз перекреститься и совершить поклон.

Напоследок, можно взять святой воды. Святая вода обычно находится в специальной емкости в храме. Если вы не видите ее, то подойдите к работникам церкви и спросите. Обычно воду наливают сами прихожане.

Первый раз на службе в церкви, что делать

Если вы идете в церковь в первый раз или пока подумываете об этом, то можете поступить так. Оденьтесь, как указано выше, возьмите платок для женщин и емкость для святой воды (по желанию). Зайдите в церковь.

В церкви купите несколько свечей, поставьте на канон. Не уходите сразу. Постойте немного на службе, если она идет. Если не знаете когда креститься или кланяться, то можно "подсмотреть" у знающих прихожан. Они обычно стоят в первых рядах и подпевают во время службы. Не стоит делать набожное лицо, открывать рот, будто вы также говорите молитву. Стойте молча, вслушиваясь в слова молитвы. Попробуйте почувствовать Бога внутри вас, ощутить божественную энергию. Если вы ничего не чувствуете, то это нормально. Возможно в будущем все изменится. На службе стойте столько, сколько считаете нужным.

После службы можете сделать пожертвования. Для этого в храме есть специальные ящички, с вырезом наверху. Обычно они находятся вдоль стены храма. Когда будете опускать деньги, старайтесь сделать это так, чтобы не привлекать внимания прихожан. Каждый жертвует на храм столько, сколько считает нужным.

Также по желанию, можно купить понравившуюся икону. Помните, что дорогая икона ничем не отличается, от ее дешевого аналога. Покупайте ту икону, к которой лежит сердце. Некоторые рекомендует покупать Библию или Евангелие. Прежде чем сделать это, подумайте, будете ли вы ее читать.

Также, если есть желание, можно купить крестик или какое-либо церковное украшение. Если вы взяли емкость для воды, то перед уходом из храма воспользуйтесь ей. На этом ваше первое посещение церкви можно закончить. Выйдя их храма перекреститесь, сделайте поклон и идите с Богом.

Ну и напоследок помните, что настоящий христианин характеризуется своей верой, а не частотой посещения церкви, денежными пожертвованиями или разговором о духовности.

Храм, другими словами дом Божий, представляет собой специальное помещение, в котором совершаются богослужения. Считается, что там пребывает особая благодать, посылаемая людям от Всевышнего через священнослужителей. рассказывает о том, что сам Господь невидимо присутствует в святых местах, поэтому и вести себя там следует соответственно. Каждый прихожанин должен знать, как правильно заходить в церковь и как вести себя на богослужении.

Церковные правила при входе в храм и подготовке к богослужению

Ко входу в храм христиане готовятся заранее. Не рекомендуется принимать пищу перед службой, все священные таинства обретаются натощак. Большое значение имеет внешний вид. Одежда должна быть чистой, аккуратной, скромной, не яркой и не броской (для пасхальных и праздничных дней подойдут светлые тона одеяний, в скорбные даты лучше подбирать тёмные цвета). Женщины покрывают волосы платком и обязательно надевают юбку с подолом длиной ниже колена. Верх платья или кофточки обязательно с длинным рукавом, прикрывающий плечи и без глубоких декольте. Наносить макияж также не рекомендуется. Мужчинам разрешается оставаться с непокрытой головой. Одежда также подразумевается скромная и опрятная. Никаких шорт и открытых ног, только классические брюки. Остальные детали одеяния, аксессуары и дополнительные элементы гардероба не должны притягивать внимание окружающих и отвлекать от богослужения.

Восстав ото сна в день посещения храма нужно поблагодарить Создателя за мирную ночь и новый день, умыться, зажечь лампадку и прочитать утренние молитвы. Помните, лучше искренне и от всего сердца произнести одно обращение к Богу, чем долго и упорно читать молитвослов с мыслями о скорейшем завершении. По дороге в церковь следует произносить молитву Иисусу Христу. А уже на пороге храма совершаются три крестных знамения перед образом Спасителя и три поясных поклона. К каждому из поклонов выговариваются следующие молитвы:

  • «Боже, милостив буди мне грешному» – к первому;
  • «Боже, очисти грехи моя и помилуй мя» – ко второму;
  • «Без числа согреших, Господи, прости мя» – к третьему.

Креститься следует и во время церковных песнопений: при словах обращения к Вседержителю, Божьей матери и других святых; при начинании и окончании молитв; при посулах «Аминь» и провозглашениях «Аллилуйя»; при взываниях «Поклонимся» и «Припадём». При выносе даров полагаются земные поклоны.

Основные нормы поведения во время службы для взрослых и детей

Как уже было сказано выше, в намоленном и святом месте имеются свои правила поведения. Недостаточно уметь грамотно войти в храм, нужно знать как правильно держать себя на богослужении.

  1. Прийти в церковь нужно заблаговременно, чтобы успеть поставить свечи, подать записки и приложиться к иконам до начала песнопений (в первую очередь целуют главную икону, которая находится напротив Царских врат).
  2. Прихожане должны держать себя тихо, скромно и благоговейно.
  3. Мысли должны быть направлены к Богу, следует отпустить всё земное и простить всё плохое.
  4. Строго запрещается разговаривать, а тем более смеяться и вести себя вызывающим образом. Грех стараться привлечь к себе внимание и нарушить строй песнопений.
  5. Ни в коем случае нельзя поворачиваться спиной к алтарю.
  6. Переходить с места на место, суетиться и создавать панику также запрещается.
  7. Присесть можно в случае недомогания. Если позволяют силы, лучше провести время на служении стоя. В то время как открыты Царские врата, стоять должны и больные, и немощные.
  8. Обязательно выключить сотовый телефон! А разрешение на видеосъёмку заранее испрашивается у настоятеля.

Правила действуют и для взрослых, и для маленьких детей. Если маме не удаётся внушить разбаловавшемуся ребёнку правила покорности и смирения, то следует вывести шалуна из храма, дабы не создавать неудобств для присутствия других прихожан. А лучше накануне провести беседу с малышом и объяснить всю важность достойного поведения в священных местах.

Нельзя забывать о том, что не стоит покидать храм до окончания службы. Это не просто дурной тон, это – пренебрежительное . Возможно, пришедшие на богослужение в первый раз или только начинающие посещать святые места не знают, как правильно заходить в церковь и остальных тонкостей и нюансов, но всегда можно обратиться за помощью к священнослужителям. При каждом храме организуют воскресные школы для детей и взрослых, где легко познаются азы православия. Также печатная литература всегда придёт на помощь в трудноразрешимой ситуации. В конце концов, не страшно обратиться за советом к старшему поколению. Главное, совершать всё с чистым открытым сердцем и искренней любовью к Господу нашему.

Часто приходится слышать недоумение и протест против тех правил, с которыми невоцерковленный человек сталкивается, придя в Церковь. Эти люди хотят доказать (прежде всего самим себе), что можно не ходить в храм, и находят для этого массу доводов и аргументов. Вызвано подобное отношение к Церкви тем, что многим не понятна ее природа, смысл ее бытия. К великому сожалению, Церковь часто отождествляют со светскими институтами: школами, университетами, больницами.

И, если исходить из такого понимания, то, безусловно, эти люди правы. Действительно, образование можно получить в домашних условиях, самостоятельно или пользуясь услугами репетиторов. Лечить различные болезни тоже можно дома, самому или приглашая врачей на дом. Во время войны сложные операции порой делались в условиях полевых госпиталей практически под открытым небом.

Почему молиться нельзя дома, так ли уж обязательно нужно ходить в храм?

Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно разобраться, зачем человек приходит в церковь. Если только помолиться, поставить свечку, приложиться к иконам, то для этого в храм можно не ходить. Свечи и лампадки можно затеплить дома, иконы дома тоже есть.

Тогда зачем же люди идут в храм? Когда, повторюсь, подлинного понимания природы Церкви нет, тогда и рождаются «крылатые», но глубоко ошибочные по смыслу штампы: «Бог должен быть в душе», «Я верю в Бога, но без фанатизма» и тому подобные.

Давайте попробуем разобраться в причинах «фанатизма» верующих, в вопросах «дресс-кода» и многом другом. Начнем с простого, именно с так называемого «дресс-кода».

То, что в Библии якобы ничего про внешний вид не написано, неверно. Написано и достаточно много, формат короткой заметки просто не позволяет возможности привести все цитаты из Священного Писания, но прочтите хотя бы послания первых учеников Христа – святых апостолов, и вы найдете в них достаточно много слов о том, каким должен быть внешний вид человека, входящего в храм.

Конечно, всегда написанное можно понимать по-разному и, чтобы не впадать в полемику, давайте честно ответим на вопрос: а на свадебный пир мы пойдем в шортах или спортивном костюме? А на прием к руководству? К президенту, например. Искренне никак не могу понять, почему человек, входящий в Церковь, не хочет понять, что он входит в дом Божий, в гости к Богу?

Люди спрашивают: «А как же любовь, которая должна все прощать?» Совершенно верный вопрос! Если я пришел на юбилей к близкому, любимому человеку в грязной рабочей одежде или в полураздетом виде, то не является ли это проявлением нелюбви и крайнего пренебрежения к юбиляру и к его гостям?

Поверьте на слово, если вы входите в храм в непристойной одежде, то вы отвлекаете от молитвы стоящих в храме людей.

В молитвенное состояние войти совсем не просто, а вот «выбить» из него можно в одно мгновение и внешним видом, и чересчур резким запахом духов – да много чем.

И где же тогда любовь к стоящим в храме людям? Или пусть терпят мое понимание свободы? Странная складывается ситуация: мы спокойно относимся к тому, что дресс-код вводят в светских учреждениях: в школе, театре, даже в ресторане – а вот в Церкви, оказывается, никаких ограничений к внешнему виду быть не должно.

Зачем люди приходят в Церковь?

Человеку неверующему, отрицающему бытие Божие, дальше можно не читать. Но для того, кто крестился сам и привел на Крещение своих детей, кто пытается общаться со своим Творцом, все нижесказанное является самым главным для осмысления.

Вернемся к истокам. Человек – высшее творение Божие – создан особым образом по сравнению с остальным материальным миром. Бог оживотворяет человека Своим дыханием, которое человек усваивает, а значит, может накапливать.

Стяжание (накопление) благодати Святого Духа с целью своего обожения и есть главная цель человеческой жизни. И создан человек был иерархично: дух – душа – тело.


Как видите, главным был дух, что позволяло первозданному человеку находиться в непосредственном соединении с Богом. После грехопадения природа человека искажается: на первое место выходит тело, которое подминает душу и сковывает дух. Все! Благодатная связь с Богом разрывается. И проходят тысячи лет, пока человечество в битве со своей изуродованной природой, когда плотские наслаждения становятся высшей целью, рождает Деву, Которая смогла вместить в Себя Творца Вселенной.

Бог сходит на землю, просвещая человечество новым духовным учением. Закон воздаяния «око за око» заменяется заповедью о любви к ближнему. Но, чтобы у души были силы любить, Христос оставляет нам Таинства и главное из них – Таинство Евхаристии (Причастия).

Коли наша изуродованная природа главным сделала свою плоть (высокая температура или больной зуб не позволят нам ни сосредоточенно молиться, ни решать задачу, ни слушать музыку), то и благодать Божия приходит к нам через материю. Сионская горница, Тайная Вечеря, Господь благословляет хлеб и говорит Своим ученикам сокровенные слова:«Сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание». Благословляет Чашу и произносит: «Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов».

Слово «завет» означает договор. Договор с Богом: Ты – мне, я Тебе. Я причащаюсь Твоего Тела и Крови, Ты даешь мне Свою благодать, исцеляющую мою природу.

Как писал святитель Григорий Богослов: «Бог становится человеком, чтобы человек стал богом».

Другими словами, благодать Божия (светским языком, Божественная энергия) предается человеку только в Таинствах Церкви, которые происходят только в храме. И Церковь – это не посредник, а мост, который соединяет человека со Христом.

Благодать Божия питает, очищает и преображает душу человека. Именно поэтому он и идет в Церковь, даже если в ней встречаются скорби, несправедливость или грубость. Да, к сожалению, подобное встречается.

Как относиться к священникам, которые не всегда ведут себя высокодуховно?

Среди преподавателей университета, и среди врачей попадаются взяточники, но разве от этого мы перестаем признавать науку и медицину? Если директор учебного заведения – пьяница, это дает нам повод отрицать роль образования и не водить детей в школу?

Да, в среде духовенства много нестроений – об этом можно судить по нравственному состоянию общества. Раз оно в таком плачевном виде, то отвечаем за это перед Богом прежде всего мы – священники! И никто нас от данной ответственности не освободил и не освободит, независимо от формы светской власти.

Ничуть не оправдывая наше духовное состояние и низкий духовный уровень, просто хочу пояснить его причины. Наши предки за годы безбожной власти уничтожили более 50 тысяч храмов и расстреляли, замучили десятки тысяч священников и глубоко верующих людей. Не будем их судить за это, права не имеем!

Еще далеко не ясно, как бы каждый из нас повел себя в те непростые годы, когда власть публично пообещала покончить с «религиозным мракобесием». А духовная наука (научиться правильно любить Бога, ближнего, себя) очень сложна. Очень! Самостоятельно ее изучить крайне трудно. Да, собственно, приведу простой пример. Давайте вышлем из страны 30 тысяч лучших хирургов и посмотрим, как оставшиеся будут ставить диагнозы и оперировать больных.

Приходят юные искренние батюшки, и на них обрушивается море сложнейших духовных проблем современного падшего мира, а учителей нет! И начинаются проблемы…

Христос предупредил нас о последних временах простыми, ясными словами: «И по причине умножения беззаконий во многих охладеет любовь». Любовь прежде всего к Творцу, ибо оказывается, что совершенно незначительные причины мешают человеку приходить в храм, в гости к Богу.

Однако, как написано в Библии, «мир на волю дан». «Невольник – не богомольник» – говорили наши предки. Никто не может заставить человека любить Бога, ближнего и себя, следовать тому закону, который оставил нам Христос.

Современный человек сам решает, как правильно толковать и применять духовные законы в своей жизни, забывая, правда, что, если «Бог должен…», то Он не Вседержитель, а подчиненный.

Творец никому ничего не должен – это забытая сейчас богословская аксиома. Но Бог не отнимает нашу свободу, оставляя за нами право отвергнуть Его дары. В противном случае человек превратится в биоробота, что с Божественным пониманием любви недопустимо.

Почему важно соблюдать законы в духовной жизни?

В Таинстве Крещения человека (а для младенцев у крестных) трижды спрашивают: «Сочетоваешься ли Христу?» И трижды человек дает Богу обет: «Сочетоваюся». Иными словами, буду соединяться со Христом. Чтобы согреть руки, нужно коснуться тепла, чтобы обожить душу, нужно коснуться Бога в Таинстве Причастия. Новый Завет между Богом и его творением заключен в Сионской горнице словами: «Придите, ядите…»

В наше время нередко можно услышать фразу: «Зачем ходить в храм? У меня Бог в сердце!» Казалось бы, такому человеку можно только позавидовать. Действительно, если у тебя Бог в сердце, то посещение храма выглядит каким-то излишеством. Но здесь возникает вопрос: насколько обоснована эта уверенность? Может, бог находится у этого человека в какой-нибудь другой части тела, например, в желудке? А может, и сам желудок стал для человека богом, по слову апостола Павла: Их бог - чрево (Флп. 3, 19).

Человек может пребывать в уверенности, что стал храмом Духа Божия, будучи игралищем нечистых духов

Но если человек прав, и его сердце действительно стало обителью бога, то можно ли быть уверенным, что это Бог истинный, а не тот, который силится выставить себя Богом, не являясь таковым? Вот что говорит об этом святитель Феофан Затворник: «Постника и молитвенника издали чуют бесы и бегут от него далеко, чтобы не получить болезненного удара. Можно ли думать, что где нет поста и молитвы, там уже и бес? Можно. Бесы, вселяясь в человека, не всегда обнаруживают свое вселение, а притаиваются, исподтишка научая своего хозяина всякому злу» . Другими словами, человек может пребывать в уверенности, что стал храмом Духа Божия, будучи игралищем нечистых духов.

Кто-то скажет: «Вот, я пощусь и молюсь, только в храм не хожу». На это можно ответить, что молиться и поститься есть дело, конечно, доброе и необходимое, но само по себе недостаточное.

Если христианин, пусть и не оставляя личной молитвы, по своей воле удаляется от храмового богослужения, то, согласно святым отцам Церкви, это является показателем духовного нездоровья. Преподобный Варсонофий Оптинский предлагает на эту тему следующее рассуждение. У одного святого отца спросили: «Есть ли верные признаки, по которым можно узнать, приближается ли душа к Богу или отдаляется от Него? Ведь относительно обыденных предметов есть определенные признаки - хороши они или нет. Когда, например, начинают гнить капуста, мясо, рыба, то легко заметить это, ибо испорченные продукты издают дурной запах, изменяют цвет и вкус, и внешний вид их свидетельствует о порче.

Ну а душа? Ведь она бестелесна и не может издавать дурного запаха или менять свой вид». На этот вопрос святой отец ответил, что верный признак омертвения души есть уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего начинает избегать ходить в церковь. Сначала старается прийти к службе попозже, а затем и вовсе перестает посещать храм Божий .

Признак того, что Бог пребывает в сердце – любовь к храмовому богослужению

Таким образом, стремление к церковной службе является для христианина тем духовным камертоном, с которым мы можем всегда сверять состояние своей души. Признаком того, что Бог пребывает в сердце, является любовь к храмовому богослужению.

Это можно уподобить человеческим отношениям. Если мы любим кого-то, то мы стараемся быть рядом с ним. Если мы скажем, к примеру, своему другу: «Ты всегда со мной, ты у меня в сердце, поэтому я не пришел поздравить тебя с днем рождения», - то вряд ли мы услышим в ответ слова одобрения и понимания. Так же и с Богом. Если Бог у нас в сердце, если мы любим Его или хотя бы стремимся к этой любви, то как же мы не почтим День Рождения или Воскресения Христа, Сына Божия, ставшего Сыном Человеческим, перенесшим ради нашего спасения унижения, боль и смерть, как забудем о памятной дате Божией Матери, через Которую мы получили доступ к воплотившемуся Богу, или пренебрежем днями празднования Небесных Сил бесплотных и святых, предстоящих пред престолом Божиим и неустанно молящихся о нас, ленивых, грешных и сильных лишь на слова самооправдания?

Церковь – это христиане, соединенные со Христом в единый богочеловеческий организм

В центре храмового богослужения находится величайшее христианское таинство - причастие Тела и Крови Христовых. Все богослужение построено так, чтобы подготовить нас к этому таинству наилучшим образом, и является уже само по себе преддверием и предвкушением нашего вечного пребывания с Богом. В церковной службе видимым образом проявляется учение о Церкви, как о Теле Христовом. Церковь - это христиане, соединенные со Христом в единый богочеловеческий организм. Как телу естественно сохранять единство, так и для христианина естественно стремиться к единству с главою Церкви - Христом и со всеми христианами, объединенными во Христе в единое тело. Поэтому участие в богослужении является для христианина не тяжкой повинностью, не суровым наказанием или изощренной пыткой, а неким природным и жизненно необходимым устремлением. Отсутствие такового должно служить нам сигналом того, что мы духовно больны и находимся в серьезной опасности, что наша жизнь требует скорейшего исправления.

Конечно, не всегда нам легко участвовать в общественном богослужении, не всегда хочется. У каждого случаются состояния, когда приходится себя заставлять идти в храм. Но без этого духовная жизнь невозможна.

Откуда в нас эта тяжесть, это нежелание? Все оттуда же - от наших страстей, которые настолько вошли в наши души, что стали для нас как бы второй природой («привычка - вторая натура»), от которой без труда и без болезни не избавишься.

Влияние богослужения на страсти можно сравнить с действием света на обитателей темной пещеры. Животные и насекомые, привыкшие к ночи и мраку, при появлении света приходят в движение и стремятся улететь, убежать, уползти в места привычные, в места темные, «безопасные», удаленные от света.

Так и страсти в нас, пока мы далеки от Церкви, от храма, от богослужения, дремлют в привычном и уютном душевном мраке. Но стоит нам прийти в храм на службу, и словно бы все силы ада восстают в наших телах и душах. Ноги ватные, в голове туман, спина болит… Да и вокруг все возмущает: чтецы читают непонятно, певчие сбиваются и фальшивят, священника или нет, или он куда-то торопится, у дьякона вид вызывающий, в церковной лавке отвечают нелюбезно, все какие-то мрачные, а если шутят и улыбаются, то это тоже раздражает («в святом-то месте!») и т.д. т.п. Ну и, конечно, фоном мысль: «Что я тут делаю?». И если не понимать необходимости храмовой молитвы, то шансов удержаться в храме почти нет. Тем не менее истинного утешения мы нигде, кроме храма, не получим.

Многим знакомо состояние уныния, или, как сейчас принято выражаться, депрессии, когда ничто не радует и все теряет смысл. В храм в этом состоянии также идти не хочется. Но православные люди знают, что если все же заставишь себя и доберешься до храма и богослужения, то все каким-то чудесным образом меняется. Вроде и простоял-то на службе бестолково, молитв почти не слышал, сам не столько молился, сколько пытался справиться с душевной бурей или с роящимися мыслями, а выходишь из храма, и на сердце - мир. Вроде бы внешне ничего не изменилось, обстоятельства все те же, но они уже не кажутся такими непреодолимыми, как раньше.

В храме наша молитва получает полноту, соединяясь с молитвой всей Церкви Христовой

И это неудивительно. Ведь в храме наша несовершенная молитва получает полноту, соединяясь с молитвой всей Церкви Христовой, в которой Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8, 26). Поэтому в большинстве случаев даже самая глубокая и сосредоточенная частная молитва не будет для души столь благотворной, как пусть и несовершенная молитва церковная.

Святые отцы часто называют храм «небом на земле». В нем мы соприкасаемся с миром горним, входим, если так можно выразиться, в пространство вечности. Здесь мы получаем усмирение страстей и защиту от насильственного влияния злых духов, делаясь (по крайней мере на время) недоступными для них. Каждый раз, входя в пространство храма, мы совершаем свой личный малый исход из мира, который лежит во зле (1 Ин. 5,19), и избегаем его смертоносного жала.

Действие общественной молитвы есть обратная сторона двоякой заповеди Божией о любви к Богу и к ближнему, поскольку личная молитва каждого христианина, молящегося в храме, усиливается, с одной стороны, молитвами других молящихся, а с другой - энергией Божественной.

Вот что писал об этом наш древнерусский святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский: «Не будь лжив, под предлогом телесной немощи не отлучайся от церковного собрания: как дождь растит семя, так и церковь влечет душу на добрые дела. Все маловажно, что творишь ты в келии: Псалтирь ли читаешь, двенадцать ли псалмов поешь, - все это не сравняется с одним соборным: «Господи, помилуй!» Вот что пойми, брат мой: верховный апостол Петр сам был церковь Бога живого, а когда был схвачен Иродом и посажен в темницу, не молитвами ли Церкви был он избавлен от руки Ирода? И Давид молится, говоря: «Одного прошу я у Господа и того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и рано посещать святой храм его». Сам Господь сказал: «Дом мой домом молитвы наречется». «Где, - говорит он, - двое или трое собраны во имя мое, там Я посреди них». Если же соберется такой собор, в котором будет более ста братии, то как же тебе не верить, что тут Господь Бог наш» .

Конечно, порой случаются объективные обстоятельства, действительно препятствующие посещению храма. Но не всё, что кажется нам препятствием, является таковым в очах Божиих. В этом отношении показателен случай, описанный в житии праведной Иулиании Муромской: «Одна же зима была столь студеная, что земля расседалась от мороза. И не ходила она некоторое время в церковь, но молилась Богу дома. И вот однажды пришел поп той церкви рано утром один в церковь, и был глас от иконы Пресвятой Богородицы, глаголющий так: “Иди, скажи милостивой Улиянии: что в церковь не ходит на молитву? Хотя и домашняя молитва ее Богу приятна, но все не так, как церковная» .

Для человека, утвердившегося на пути божественном, посещение церковной службы становится потребностью не меньшей, а порой даже большей, чем питание телесное. Особенно остро ощущают эту потребность святые. Так, праведный Иоанн Кронштадтский признавался: «Я угасаю, умираю духовно, когда не служу в храме целую неделю, и возгораюсь, оживаю душою и сердцем, когда служу...» .

Впрочем, и сегодня, наверное, в каждом православном храме можно встретить хотя бы одну прихожанку, которая, подобно евангельской Анне пророчице (ср. Лк. 2, 36–37), почти постоянно пребывает в храме. При том, что окружающие этому обыкновенно отнюдь не способствуют. И близкие ее укоряют, и свои, православные, убеждают поумерить пыл, а она, превозмогая годы и болезни, едва ли не ползком, а все стремится на любезную изболевшемуся сердцу «обедню».

В заключение хочется привести удивительный пример непобедимой любви к Божественной службе одной из греческих подвижниц благочестия XX века: «Боголюбивая Кети не хотела пропускать ни одной вечерни и литургии. Она желала ходить на службу каждый день, поэтому искала храмы, где литургия совершалась и в будни. Она жертвовала своим сном, совершала многочасовые пешие переходы, лишь бы не пропустить Божественной литургии <...>

Кети старалась познакомиться со священниками всех соседних селений, чтобы была возможность приглашать их отслужить литургию. Чаще ходила в храм Пантанассы. Ночью переходила реку Лурос по веревочному мостику. Часто зимой он покрывался льдом, а у Кети всегда было по несколько сумок с продуктами для бедняков.

Один раз, когда мост снесло водой, на другой берег ей помог перебраться один старый пастух. Порой ей доводилось проводить в пути много часов. Однажды на Кети напали собаки, в другой раз она встретила медведя, но звери не причинили ей никакого вреда.

Трудно описать все, что случалось с Кети. Телефонов тогда не было. Как-то раз никто из знакомых иереев не предупредил ее о литургии. После работы Кети все же отправилась в путь. Сначала дошла до Филиппиады. Затем побывала в селениях Камби, Пантанасса, Святой Георгий. Но нигде службы не было, а тем временем стемнело. Кети (по-прежнему пешком) отправилась в Керасово, а оттуда в Вулисту, где к ней присоединилась сестра батюшки. По дороге они оступились и упали в яму. Женщины по колено провалились в асбест. Привели себя в порядок и отправились на литургию. Всего за вечер и ночь Кети прошла расстояние 30 километров. И так бывало нередко.

<...> Однажды в храме Кети упала со стула, на который забралась, чтобы зажечь лампадки. У нее случился перелом бедра. Она попала в больницу, где ей был прописан постельный режим. Но как она тогда смогла бы посещать службы? Хромая, она вышла из госпиталя, остановила машину и поехала в храм святого Георгия селения Филиппиада, где служил ее знакомый - отец Василий Залакостас. Там она легла в храмовом притворе. Двадцать дней и ночей она провела в церкви. Ежедневно приезжал священник и совершал Божественную литургию.

Однажды зимой случилось сильное ненастье. Ветер с корнем вырывал деревья. Но и это не стало препятствием для Кети. Ни секунды не сомневаясь, она отправилась на литургию, но обратно долго не возвращалась. Коллеги в волнении ждали Кети. Наконец она показалась. Ее лицо радостно сияло, хотя все ноги (насколько они были видны под ее длинным платьем) были в крови. Она объяснила, что опоздание связано с тем, что ей приходилось перелезать через поваленные деревья, встречавшиеся у нее на пути.

Так что же все-таки чувствовала Кети во время Божественной литургии? Наверное, это было что-то необъяснимое, если она, превозмогая все трудности, делала все возможное и невозможное, чтобы попасть на службу. Она сама пела, одаривала священников, носила с собой тяжелые богослужебные книги.

Иногда она ходила на ночную службу, а утром спешила еще на одну Божественную литургию. А потом, навещая своих знакомых и слыша, как по радио транслируют службу, становилась на молитву в третий раз. Она вставала на колени и творила земные поклоны. Никакой шум не мог ее отвлечь. <...>

Ее любовь к богослужению была такова, что часто, засыпая, она шептала: "Церковь, Церковь..."» .

Остается лишь пожелать всем нам стяжать хоть малую толику той любви к церковному богослужению, которая описана в этих строках!

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!