Земной поклон как делать правильно в православии? Когда делать земные поклоны на литургии? Когда нельзя делать земные поклоны? Можно ли после причастия делать земные поклоны? Как правильно вести себя после причастия-суеверие или нет

Как вести себя перед Святым Причастием? Можно ли утром чистить зубы и пить лекарства? Чего нельзя делать после Евхаристии? Нужно ли продолжать поститься? Почему не стоит класть земные поклоны? Разрешается ли целовать иконы? Существует ли запрет на продукты с косточками? Ответы на вопросы читайте в статье.

Таинство, соединяющее человека с Богом

Причастие (Евхаристия) — центральное Таинство Церкви. Благодаря ему человек уже на земле может соединиться со Христом. Ведь подходя к чаше, мы вкушаем не хлеб и вино, а Тело и Кровь Христа, таким образом принимая Спасителя в свое сердце.

И это не какое-то символическое действие, а реальность. Чтобы люди в буквальном смысле не испугались, увидев в чаше Плоть и Кровь, Господь сподобляет нас вкушать Святые Дары под видом хлеба и вина. Но в истории христианства можно найти множество случаев, когда подходившие к чаше с сомнениями в какой-то момент ужасались. Они видели собственными глазами кровавую жидкость и даже чувствовали вкус плоти во рту. Каждый желающий может ознакомиться с такими примерами в христианской литературе, много случаев описано в книге протоиерея Вячеслава Тулупова «Чудо Святого Причащения».

Но мы бы хотели обратить внимание читателя на несколько иную тему — как вести себя в день Причастия — и поговорить о некоторых мифах.

О подготовке к Евхаристии мы уже писали в статье «Причастие в первый раз — как подготовиться?» . Здесь вы можете подробно узнать, как поститься, какие молитвенные правила читать и вообще как себя вести накануне.

Как вести себя утром перед Таинством Евхаристии?

В день Причащения следует не просто «вычитать» утреннее правило и «дочитать» последование. Стоит в первую очередь внимательно помолиться, чтобы Господь сподобил нас причаститься. Мы все недостойны Тела и Крови Спасителя, поэтому надо с благодарностью принять этот животворящий дар.

Чистить ли зубы?

Часто задают вопрос: можно ли утром чистить зубы? Некоторые «ортодоксы» считают, что нельзя. Но многие священники отвечают: можно. Почему?

Если человеку неприятно идти на работу, общаться с людьми из-за дискомфортного запаха изо рта, то разве может он в таком виде и с таким чувством подходить к Чаше? Ко Христу мы должны приходить с чистым сердцем и чистыми устами. Во всех смыслах.

Причастие и принятие лекарств

Еще один проблемный вопрос: как причаститься, если тебе обязательно с утра пить таблетки?

Епископ Марк Головков говорит, что таблетки — это не еда, а лекарство. Если у вас серьезные проблемы со здоровьем и вам опасно прерывать курс какого-то препарата, то не стоит отказываться и от таблеток, и от Святого Причастия.

Если же вы принимаете какие-то витамины или пищевые добавки, и ничего серьезного не случится, когда вы выпьете их не утром, а в обед, то зачем паниковать? Можно спокойно причаститься, а уже придя домой, принять витамины или лекарства.

Если с поведением до Причастия все более-менее понятно, то с тем, что можно и нельзя после принятия Святых Даров, остается много вопросов.

Что можно и что нельзя после Святого Причащения?

Бить ли земные поклоны? Можно ли плеваться? Можно ли в этот день целоваться? Чистить ли вечером зубы? Многим эти вопросы покажутся смешными, но тем не менее, они часто волнуют причастников.

Нельзя грешить

Если вы спросите у священника, что нельзя делать после Причащения, то он наверняка ответит одним словом: «Грешить».
Почему? Потому что вы приняли в свое сердце Христа. А Бог безгрешен. Он не может сочетаться с грехом. Поэтому если мы начинаем преступать заповеди, то в прямом смысле прогоняем Спасителя из нашего сердца.

Вот почему после Таинства Евхаристии советуют быть особо осторожными, чтобы не растерять принятую благодать. Считается, что следует мало говорить, больше молиться, благодарить Бога, по возможности избегать пустых разговоров и компаний.
Ведь если бес не может искусить нас напрямую, то попытается это сделать через родных и друзей или даже случайных людей.

Всегда благодарите

Если человек делает нам что-то доброе или приятное, так и хочется его отблагодарить. Но как отблагодарить Господа, Который ради нашего спасения принял крестную смерть и дал нам возможность соединиться с ним в Таинстве Евхаристии? Никаких земных слов не хватит. Но это совсем не значит, что не нужно и пытаться.

Кланяться или не кланяться?

Считается, что в день Святого Причащения не следует класть земные поклоны. Почему?

Стояние на коленях — это знак раскаяния, плача о грехах. А причастившийся человек радуется, а не плачет и скорбит. Он принял в свое сердце Христа.

Соблюдать ли пост далее?

Некоторые духовники благословляют своих духовных чад на протяжении дня воздерживаться от скоромной пищи и вина. Стоит сказать, что подобных предписаний нет. Откуда же тогда появился такой обычай?

После Святого Причастия очень легко рассеять благодать. И обильная трапеза может этому поспособствовать. Вы хорошенько пообедали, затем вам захотелось поспать. Мысли о молитве и смысле Таинства отошли на второй план. Вот из-за этого некоторые священники и не благословляют вкушать тяжелую жирную пищу и пить вино.

Но умеренная трапеза, даже если на ней присутствуют мясо, молочные продукты и вино, не навредит. Так что главный акцент в этом вопросе — это умеренность.

Можно ли плеваться и есть ягоды с косточками?

Наверняка вам приходилось слышать от верующих людей или даже священников, что после Таинства Евхаристии нельзя ничего выплевывать. Как это понимать и стоит ли придерживаться этого правила?

Этот запрет связан с благочестивым побаиванием, дабы случайно не выплюнуть частичку Святых Даров. Но чтобы минимизировать такой риск, после Причастия мы обязательно принимаем запивку — святую воду или разбавленное вино и кусочки просфоры.

Более того: во время Святого Причащения советуют глотать частичку полностью, не разжевывая ее. Тогда у вас не возникнет страха — а вдруг я случайно выплюну частичку вместе с едой, во время чистки зубов вечером.

Некоторые священники все же для страховки советуют не употреблять определенные продукты, из-за которых нам придется «плеваться»: рыбу с костями, ягоды с косточками и так далее. Если же пришлось употреблять их, то часто советуют аккуратно собрать косточки и сжечь их.

В общем, по этому вопросу мнения священников расходятся: одни говорят, что есть смысл в таких действиях, другие же призывают не отцеживать комара.

Как поступать вам? Либо посоветуйтесь со священником, у которого исповедуетесь, либо действуйте по совести или вообще избегайте возможных ситуаций. Не обязательно же в день Святого Причастия вкушать именно продукты с косточками.

Можно ли чистить зубы, целовать иконы и родных?

Если вы приняли Причастие, проглотив частичку без разжевывания, то вряд ли стоит беспокоиться, что вы нечаянно вычистите частичку Святых Даров. Если же остаются какие-то побаивания, то, возможно, стоит воздержаться от вечернего ухода за зубами.

И последний вопрос из этой категории: можно ли прикладываться к иконам и целовать родных?

Запрет целовать крест и иконы выглядит как проявление чрезмерного благочестия. После Таинства Евхаристии можно и нужно прикладываться к святыням.

На целование родных, супружеские поцелуи конкретных запретов нет. Но причастившийся должен по возможности воздерживаться от чувственных переживаний и больше времени уделять молитве. В общем, это сугубо индивидуально.

О том, что нельзя делать после Причастия, также рассказывает священник Максим Каскун:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Когда усопшего нужно проводить в последний путь, его родственники довольно часто грешат всевозможными суевериями и нелепостями. Современное представление о смерти у многих практически ничем не отличается от взглядов наших далеких предков - язычников.

На вопросы телезрителей отвечает игумен Вениамин (Райников), секретарь митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла. Передача из Екатеринбурга. Эфир 23 октября.

Есть ли опасность заражения от целования многими и разными людьми креста, Причастия из одной ложки и запивания из нескольких чашек?

Теоретически, с точки зрения микробиологии, конечно, есть опасность, что какие-то микроорганизмы будут перенесены. Можно было бы этого бояться, если бы многовековая церковная практика не показывала обратного. Если бы эта опасность существовала, то самыми хронически больными и несчастными были бы сами священники - мы чаще всего целуем и подвергаемся большей «опасности», чем миряне, потому что из той же Чаши и той же ложкой напоследок священник потребляет после всех. Но нет падежа священнослужителей, никакой мор нас не берет.

Плюс ко всему, даже если с естественной точки зрения смотреть, вино имеет некоторый процент алкоголя, оно само по себе природный антисептик. Так что из церковной жизни мы не видим никаких опасностей.

Состою в сестричестве, в том числе мы занимаемся подготовкой больных к Причастию - рассказываем им о самом Таинстве, об исповеди. Но обычно есть возможность уделить этому только по 15-20 минут, а на следующее утро батюшка причащает. Есть ли смысл это делать, что посоветуете?

Надеюсь, батюшка на следующий день их не насильно причащает. Люди имеют право отказаться, наверняка у вас в практике такое было. Если бы даже вы с ними не один вечер говорили о Причастии, а лет 30 подряд, то все равно нельзя было бы давать гарантию, что человек достойно подготовился. По определению каждый человек недостоин этого Таинства и каждый не готов. Когда вы их готовите к Причастию, вы показываете им молитвы, а там прямым текстом написано, что «я не стою того, чтобы Ты взошел под кров моей души; но поскольку Ты, человеколюбивый, хочешь жить во мне, то приступаю с дерзновением…».

Богу этого в первую очередь хочется, потому что Бог хочет нашего спасения, потому что Он в основном-то и знает, что нас ожидает. К сожалению, мы не обладаем ни опытом, ни знанием о жизни вечной. Мы знаем из Священного Писания, что «не видел глаз, не слышало ухо того, что приготовил Господь любящим Его», поэтому все духовные высоты нам пока не ведомы. Мы к ним идем, Господь дает нам залог этой вечной жизни, в том числе в Причащении, в общении со Христом. Но это раскроется, конечно, только потом, в Вечной жизни, когда Господь в нас признает Своих, в силу того, что мы были в Едином Теле Христовом мистическом - в Церкви, и, естественно, проявляли это единство со Христом в причащении Его Таин.

Поэтому вы со своей стороны и права не имеете думать, готов он или не готов, потому что мы ответ на этот вопрос знаем - не готов, ни он, ни вы. Но если человек хочет - с дерзновением приступает (это в любом случае дерзновение, хоть он один день готовился, хоть сорок лет).

Ввиду этой темы хочется вспомнить житие Марии Египетской, где описывается ее причащение. Помните: блудница, ее акт покаяния, на следующий же день она идет в Храм Предтечи, там причащается. Хотя, по-хорошему, ей надо было эпитимию пройти лет 15, а тут - еще позавчера она веселилась на корабле, кого-то соблазняла, потом прошел день покаяния, и вот она уже причащается. Ей никто не говорил «Может тебе надо подумать, может тебе надо подготовиться», она Священное Писание к тому времени не читала, уже в пустыне она сверхъестественным образом выучила и знала его. Причастие сразу же в ней начало производить то действие, которое потом годами росло в этой пустыне и сделало ее великой подвижницей.

Очень опасно выносить суждения о готовности или неготовности, это не в наших силах. Мы можем помочь людям подготовиться, но сделать их готовыми мы не в состоянии.

Почему некоторые батюшки говорят, что нельзя записывать имена родственников на проскомидии, если они не причащаются (родственники крещены)?

Батюшки одновременно и правы, и неправы. Правы с точки зрения теории, но все сложнее при воплощении этой теории на практике, жизнь не всегда в рамки теории укладывается.

Какая логика у батюшек, которые не хотят молиться за людей не причащающихся? Человек получил благодать в Крещении, но она в нем не реализуется в христианскую жизнь. Он вошел в гости, но остановился на пороге; его приглашают за стол, но он не пошел - общение со Христом у него не началось. Понятно, что если человек не причащается, то у него активного и полного общения со Христом не происходит. Если у человека нет этой активной христианской жизни, тогда делают вывод, что он вне Церкви, поскольку Церковь - это Тело Христово, Тела Христова человек не причащается, он оказывается в Церкви только по формальному признаку Крещения. А поскольку он в действительности вне церковной жизни, протекающей в постоянном общении со Христом, тогда в отношении его не действительным становится символ, когда священник вынимает частицу из просфоры, кладет ее на дискос, который изображает живую Церковь, участвующую в этом пире веры, и в конечном итоге эти частицы погружаются в Чашу с Кровью Христовой со словами «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоей честною». Таким наглядным образом показывается, что все во Христе, омыты Его Кровью, сама эта частица становится Телом Христовым в силу того, что пропитывается Его Кровью (тут уже идет очень интересная игра смыслов и действий). С человеком, который не причащается, эта сила просто не работает, она остается просто красивым пожеланием, но это не реальность жизни, это неправда. А поскольку это неправда, священник может не захотеть просто заниматься формализмом. Сама жертва на Литургии происходит от имени тех людей, которые были помянуты, приносится о всех и за вся. Когда эти люди к Евхаристии равнодушны, не имеют ней практически никакого отношения - как может священник за них и от них приносить эту жертву, ходатайствовать и молиться, чтобы эти люди причастились и были достойными Причастниками Христа, когда эти люди сами этого не хотят!

Но одновременно с этим, если длить дальше эту логику, тогда мы должны поделить людей на находящихся внутри Церкви, действительно имеющих право находиться на дискосе в виде этой частицы, и на тех, которые вне Церкви. Мы знаем, что человек, совершивший смертный грех, невидимым судом Божиим отпадает от Церкви, так нам катехизис говорит, и мы с этим совершенно согласны. В таком случае, надо было задавать вопрос и следующий: хорошо, эти не причащаются, а из всех людей, чьи имена поданы на проскомидию, есть ли кто-нибудь, кто в ближайшие три дня или со времен последней исповеди совершил смертный грех? Если да, то их также писать не надо, потому что они вне Церкви, этот символ над ними так же не работает. Но в таком случае мы дойдем до маразма и будем заниматься тем, чем нам непозволительно заниматься - разбор полетов и осуждение людей по каким-то признакам, восхищая Суд Божий. Если человек крещен, то мы по умолчанию считаем как добрые христиане, что человек внутри Церкви, но может быть, у него есть какие-то проблемы, мы пытаемся совместными усилиями всей Церкви решить наши общие проблемы. Его проблема в том, что он недостаточно активно со Христом живет, но это и моя проблема, моя община, и если кто-то надолго от этой общины отпал, я за него особенно молюсь, поэтому естественно желание написать его на проскомидию. Вреда нет ни священнику, ни тому, за кого молятся, единственное, что этот символ может быть бессмысленным. Если начать людей делить, давайте пойдем дальше, будем их делить их по принципу смертного греха, будем за ними наблюдать. Можно дойти до очень неприятных вещей.

- В Евангелии о Тайной Вечере Христос сказал Апостолам: «Сие творите в Мое воспоминание».

А о Причастии Он сказал в 6 главе от Иоанна «Слова, которые Я говорю, суть Дух и Истина». А сейчас вроде пришел, ложку из Чаши съел, и ты со Христом соединился, слишком легко и просто…

Слишком легко это было и Апостолам, потому что у них было еще проще - и чин был покороче, и обставлено это было проще, и они вполовину не понимали, что происходит. Так же и Иуда съел, и с этим куском вошел в него сатана.

Это простота кажущаяся. Для того, чтобы в человеке начало действовать спасение, не нужно очень сложных схем. Действительно все должно быть просто, так и в Евангелии описано. Это совершенно нормальное явление, но не такое, как Вы описывали - с ложки съел и сразу со Христом соединился. Далеко не сразу. Ты можешь причаститься и на тебя ничего не подействует, а в худшем случае это будет в суд и во осуждение. Апостол Павел говорит, что «многие из вас болеют и умирают из-за того, что причащаетесь недостойно».

Поэтому не так все просто - с ложки съел и со Христом соединился. Может вовсе и не со Христом. Дело-то не во Христе, Господь дает возможность спасения и прикосновения к Себе Самому и специально не делает ничего сложного. Это было бы даже странно, что Господь Сам находит способ достучаться до человека, принимает его природу, говорит на его языке, ходит с человеком, его учит, с ним «нянькается», а потом вдруг придумывает какую-то очень сложную схему, чтобы человек начал пробиваться. Господь ищет человека и дает ему все, что необходимо для его спасения.

А начало нашего спасения положено одним словом - «Да», которое сказала Мария Архангелу. Не сказала бы Она «Да будет мне по глаголу твоему», ничего бы не было. Но Она сказала, и этот день - «спасения нашего главизна», мы вспоминаем этот день как Благовещение. Из ложки что-то съесть - это сложнее, чем сказать «Да». На самом деле, все в этом - скажи «Да» Богу, и будет тебе спасение.

Мне седьмой десяток, порой голова кружится. Прошу у батюшки выпить хоть стакан чаю перед Причастием, ведь он переваривается-то сорок минут. Почему такое длительное говение, от 12 часов ночи и почти до полудня? И ведь Тайная Вечеря произошла вечером. У нас слишком строго это происходит по сравнению с другими православными Церквями…

Не согласен, что слишком строго по сравнению с другими православными Церквями, не знаю, какие православные Церкви разрешают пить чай до Причастия.

В том, чтобы пить чай, нет никакой необходимости, это заложено, может быть, в привычке, может быть есть зависимость от этого чая, что накладывает дополнительные ограничения на начало свободной духовной жизни с Богом, с Причастием. Если такая ерунда, как чай, является проблемой, то надо задуматься, люди и большим жертвовали. Мы кровь должны пролить ради того, чтобы со Христом соединиться, а тут всего лишь чай не попить.

Потом, не такой уж большой пост. Евхаристический пост 6 часов. Нельзя сказать, что это официально узаконено, но нас так учили в семинарии. Надеюсь, эта проблема будет решена Межоборным присутствием в отдельном документе. Тот человек, который хочет причаститься на ранней Литургии (начинается в 6 часов), постится 6 часов, а тот, который пойдет на позднюю литургию, будет поститься 12 часов. А если мы причащаемся ночью, с какого часа поститься? Потому и говорят, что 6 часов - достаточный евхаристический пост.

Но перед Причастием пить чай - это как-то странно. Если уж такое обезвоживание, то почему же чай? Он не утоляет жажду, он обезвоживает. Поэтому пейте чистую воду, хотя я думаю, что это надуманная проблема.

На межсоборном присутствии при обсуждении этого документа было много мнений по поводу того, что есть физиологические ограничения людей при различных болезнях, которые не могут долго находиться без пищи и воды…

Да, сахарный диабет, например. Но еда еде рознь: одно дело, когда человек положит кусок сахара под язык, и это его спасет, а другое дело, когда этим человек оправдывает себе легкий завтрак с чаем, кофе и привычной сигаретой. «Седьмой десяток, надо пить чай…». Это неправда. Если чай не пить, вы будете здоровее и еще столько же проживете.

Знаю, что после Причастия нельзя становиться на колени. Я забыла об этом и встала. Является ли это грехом, и нужно ли каяться в этом на исповеди?

Нет, есть в жизни действительно большие проблемы и грехи, на которые следует обратить внимание. Если естественное религиозное чувство подвигло человека опуститься на колени, не думаю, что за это когда-то кто-то попадет в ад. Было бы очень странно, что все бы в человеке было хорошо, вся жизнь удалась, но такая осечка была в жизни, и - вперед в огонь, уготованный ангелами Его. Такого точно не будет. Было бы оскорбительно для Бога считать, что Он на это обидится. И потом, мы все-таки становимся на колени после Причастия, например в Пятидесятницу, мы делаем это после Литургии и, сподобившись Святых Христовых Тайн, три длинные молитвы слушаем стоя на коленях, и это нам не мешает.

Конечно, канон существует, чтобы люди не становились на колени, но откуда он идет? У нас есть аскетическая практика земных поклонов, которые человек несет, например, какое-то число земных поклонов. Обычное монашеское правило в дни праздников немножко облегчается, чтобы почтить святость этого праздника, и вместо обычных 200 земных поклонов кладут не земные поклоны, а поясные. В монастырских уставах вы это найдете. Это будет считаться послаблением молитвенного подвига в праздник. Монах не становится на колени после Причастия Святых Христовых Таин, не продолжает после этого свое сугубое покаяние. Он какое-то время пребывает со Христом, ликует, находится в приподнятом духовном состоянии, пытается пережить и другие чувства помимо скорби покаяния.

Всему есть свое время, все Бог положил мерой, числом и весом. Поэтому есть время для радости, ликования, есть время для скорби, поэтому не надо это мешать, и канон это регламентирует. Но если вдруг случилась такая потребность сердца, это не будет грехом. Есть и такие грехи, которые совершаются не в соответствии с литургическим календарем, человек может попасть в очень неприятную ситуацию и на Пасху, тогда ему захочется помолиться и опуститься на колени - я не верю, что Господь хоть каким-то образом будет иметь претензию к этому человеку.

Прочие вопросы, не о Причастии:

Знакомые недавно потеряли ребенка. Когда он был болен, отец ходил в церковь, молился, но когда ребенок усоп, он потерял веру, впал в уныние и отчаяние, начал осуждать Церковь. Как ему помочь?

Сложно решить такую задачу хотя бы в силу того, что немного неправильно поставлена задача. Есть задача переубедить - это значит, что он должен отказаться от своего мнения и принять чужое мнение. А в данном контексте человек никогда так не сделает, потому что у него есть реальный опыт своей боли, которая другому человеку неведома. Что может она (автор вопроса) из своего опыта сказать, чтобы он ей поверил? Внутри него, хотя он может не говорить этого, всегда будет мысль «Ты же не понимаешь, о чем идет речь, ты этого не пережила. Мой опыт реальный, действительный, моя боль настоящая, а у тебя голая теория».

И проблема неправильно была озвучена - он не потерял веру, он ее собственно не имел. Его вера была очень зависима, несколько потребительского свойства. Она нередко встречается, к сожалению, это формальные отношения. Очень странно, что в межличностных отношениях между людьми мы их сразу считаем недостойными, а в отношении с Богом считаем не зазорным так их строить. Представьте себе, что человек вступает в брак с девушкой ради московской прописки, а когда брак заключен, оказывается, что у девушки нет этой московской прописки, и он разочарован. Никто не говорит, что любовь была, это попытка построить фиктивные отношения на принципе увеличения богатства или статуса. Люди, если любят друг друга, то любят безусловно; в таких отношениях вместе переживается боль, радость увеличивается в два раза, боль уменьшается, это нам известно. И в отношениях между людьми не проходят такие вещи, как открытое заявление «вообще-то я тебе деньги платил». С Богом этот торг совершенно не уместен. Если он на этом поприще потерпел поражение, то иначе и быть не могло, потому что с Богом так торговаться «Я Тебе свечку, а ты мне все, что мне хочется» - это просто глупо. Либо нет отношений, либо есть отношения, он нашел Христа и уже вместе со Христом решает все проблемы.

Они даже с Богом могут возникать. Мы иногда и Бога терпим, нам не все нравится, что Он от нас хочет. Нам хочется есть, веселиться и сидеть, а нам приходится стоять, поститься, слушать много текстов, напрягаться, делать много такого, что нам не хочется делать прямо сейчас. Но мы над собой работаем, мы преодолеваем вместе с Богом все проблемы, которые на этом пути складываются. У праведного Иова были проблемы, он их произносил, не стеснялся говорить, что он не все понимает. Пришли его «друзья» (потом выяснилось, что не все из них были настоящие друзья), говорили ему вроде как правильные вещи, но они не испытывали того, что испытывает он. У них все хорошо, они здоровы, дети целы, а он потерял и имущество, и семью, и здоровье. Он вопрошает Бога, и в конечном итоге Господь его не наказывает за эти вопрошания, Он ему показывает высший смысл. Мы не видим словесного ответа в Книге, почему так все случилось, Господь говорит какими-то «округлыми» фразами: «посмотри на бегемота». Это не ответ на вопрос Иова, почему плохо. Господь рядом, и это в Его замысле, и этот замысел благ даже по отношению к Иову. Это открывает момент Богообщения; Иов сталкивается с Богом лицом к лицу, и все его вопросы исчезают - нет проговоренного ответа, нет словес.

Поэтому вопрос «Что мне сказать?» останется без ответа. Ничего ему не скажете, потому что у вас опыт - теория, а у него опыт реальной боли, которую надо пережить.

К сожалению, не начав отношения с Богом, ему тяжело пережить эту боль самостоятельно. Если бы он Бога нашел, если была бы вера до этой трагедии, он, даже произнося какие-то слова обиды, непонимания, должен был с Богом это проговаривать. Должен был соединяться с Ним, кстати сказать, в Причастии, жить в активном общении с Богом и активной внутрицерковной жизни, не на уровне «Я пришел, деньги заплатил» (Богу эти деньги не нужны совершенно), а на уровне отношений, которые неизвестно что ему сулят.

В христианской жизни есть такая добродетель под названием вера. Вера - это не просто уверенность в том, что Бог существует (в этом невелика мудрость, это и бесы знают), а вера на уровне доверия. Ты доверяешь Богу, знаешь, что даже если в жизни что-то очень неприятное, даже трагическое, совершенно разрушительное, но если ты жизнь свою отдал в руки Божии - ты знаешь, что Он плохо не сделает. Ты знаешь, что смысл может быть тебе непонятен, он может ускользать, но он есть, и высший смысл восторжествует, и Господь утрет всякую слезу, и скорбь будет преодолена с Богом вместе, потому что Бог так же скорбит с этим человеком.

Не так давно мы читали в одном из литургических чтений о воскрешении сына Наинской вдовы. Смысл чуда - Господь умилосердился и воскресил этого человека, а никакой причины кроме сострадания там не было. Этот сын Наинской вдовы потом в Евангелии себя никак не показывает, мы не видим ни его, ни его мать среди защитников Христа. Потом впоследствии они все равно умерли, проблема не была решена глобальным образом, но Господь отсрочил эту смерть, дал ему еще жизни, потому что смилостивился людскому горю. Так же Он сострадает и горю этого человека, так же готов с этим человеком эту скорбь понести, помочь ему в несении скорби.

Если человек не хочет, если существуют формальные отношения на уровне «Купи-продай», увы, он поддержки не найдет. Никакими деньгами он себе спокойствие души не купит. А женщина, которая спрашивала, никогда ему это спокойствие не даст, потому что эту боль просто невозможно облегчить. Нельзя словами сделать так, чтобы отец понял, что это не скорбь, потому что это - скорбь, нет слов утешения. Эту боль надо пережить, она должна все-таки пройти через человека, она в конечном итоге ему что-то даст. Это очень сильное воспитательное средство, но из него надо сделать вывод. Если этот урок пройдет для него без изменения самого человека, то, увы, эта смерть будет просто трагедией, просто болью, просто страданием. Она не разрешится в радость воскрешения, в торжество Божественной правды. Найти ее можно только в общении со Христом, не формально.

Это как раз иллюстрация того, как не нужно строить с Богом отношения - ходить в церковь только потому, что тебе что-то нужно. «Ищите прежде Царствия Божия, все остальное приложится».

- У меня равнодушие ко всему, посоветуйте, пожалуйста, как быть.

Если человек не испытывает соответствующего чувства (не касаемо религиозного, возьмем общее правило), например, ребенок не испытывает достаточного почтения к взрослому, к девочке, его все равно учат, когда встать, когда место уступить, хочется или не хочется. Понятно, что едва ли ребенку очень хочется уступать место в автобусе, но он себя заставляет, вернее сначала родители, потом общественное сознание, а потом он дорастает до такого состояния, когда ему действительно хочется это сделать. Он должен привести свое внешнее в соответствие со своим внутренним устроением.

В этом смысл всего нашего этикета, правил поведения в публичном обществе. Мы себя ведем так, как будто мы друг друга любим. Понятно, что мы не все друг друга любим, и не перед каждой женщиной у нас возникает желание встать, ручку подать, поцеловать. Но так это принято, и в конечном итоге эта форма формирует содержание.

Поэтому если у человека нет соответствующего чувства, он ведет себя так, как хотел бы, чтобы он чувствовал, и в эту форму потом вливается содержание. Другого пути нет. Если сидеть и ждать, когда тебе станет хотеться чего-то, можно не дождаться. Но надо начинать что-то делать. Один ученик задал своему старцу вопрос: «Что мне делать, я не испытываю страха Божьего?». Тот ему говорит: «Найди человека, который Бога боится, живи с ним, и научишься». Только так. Если человек не начнет жить точно так же, как тот, кто боится Бога, он никогда не научится. Надо хотя бы копировать.

В Церкви тоже есть уставы, заведенный порядок, как будто мы все благочестивы, как будто нам всем этого хочется. Сначала мы себя заставляем это делать, потом это станет естественно. Так же с молитвословиями. Сначала, когда человек читает все, что есть в молитвослове, ему хочется, чтобы поскорее все это закончилось. А потом это начинает быть ответом на его действительные внутренние духовные опыты, вдруг «вот оно, этими словами описано то, что я сейчас чувствую!». В конечном итоге эти слова становятся его словами, а не Иоанна Златоуста. Просто Златоуст так гениально ответил на его «запрос». Читают стихотворение, смотрят, что чувствовал поэт, когда это писал, а потом, может, и его чувства разовьются до того, чтобы понимать, о чем человек пишет. Равнодушие побеждается только практикой. Чувствовать не в наших силах, а делать - в наших. Если хотеть только чувствовать, мы можем и не дождаться. Не от чувств начинается дело, оно начинается от реальных шагов к своему спасению. Делай так, как будто бы тебе не все равно.

Мф 5:25: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу»…

Мириться надо со своей совестью. Совесть - это наш соперник, который нас обличает и говорит о том, что нам нужно жизнь поменять. Поэтому если мы не будем слушать свою совесть здесь, то потом ее предсказания сбудутся, и мы найдем свой суд. Увы, если мы не помиримся со своей совестью здесь, там мы окажемся со всеми своими проблемами, грехами и пороками.

- А если она обличает, причащаться можно или сначала примириться?

Можно просто сделать так, чтобы совесть не мучила - ее убить. Увы, есть люди с погибшей совестью. Апостол Павел с горечью об этом говорит. Но это не наш пусть. Если мы умертвим свою совесть, мы перестанем слышать голос, указывающий в каком направлении двигаться. Поэтому хорошо, если она обличает, правильно и делает. Не самоцель, чтобы она замолчала, по сути, замолчать она и не должна, она всегда должна говорить, куда двигаться дальше. Если компас нас ведет, а потом вдруг раз и пропадает, куда же идти? Этот процесс мы никогда не закончим, потому что Бог абсолютен и совершенен, на нашем пути нет остановки, и всегда есть куда сделать следующий шаг, а куда делать следующий шаг, говорит нам совесть. Едва ли мы достигнем за короткое время полного бесстрастия, да и то, как практика показывает, люди бесстрастные считали, что даже не положили начало покаянию. Т.е. у них наоборот, их вроде бы не должна совесть обличать, а они все в себе находят что исправлять. Парадокс, а на самом деле, чем чище человек, чем меньше у него этих проблем, тем яснее он этот голос слышит. Поэтому специально ждать, пока совесть успокоится, очень опасно, потому что можно этого дождаться, но тогда это будет обозначать, что, увы, сам засыпал эту совесть и будет очень плохо, если совесть перестанет обличать. Она должна обличать, это ее функция.

Подходя к святой чаше, причастник должен сложить руки на груди крестообразно, внятно произнести свое имя и широко открыть уста. Маленькую частицу Святых Даров, как советовал преподобный Амвросий Оптинский, надо проглотить целиком. Если частица большая, ее можно осторожно раздробить зубами. После того, как диакон или церковнослужитель вытрет платом уста, надо поцеловать нижний край чаши. Креститься и делать поклоны вблизи чаши не следует.

После причащения принято пить «теплоту» - теплую воду, смешанную с вином. Этой «теплотой» нужно ополоснуть рот, чтобы там не осталось частиц Тела Христова, и затем ее проглотить.

Отходя от чаши и направляясь к столику с «теплотой», прикладываться к иконам не следует. Также не надо в день причащения преклонять колена или класть земные поклоны. Земные поклоны являются выражением покаянной скорби о грехах, причастник же должен пребывать в духовной радости и славословии Бога. После приобщения Святых Тайн надо возблагодарить Господа и выслушать в храме или прочитать дома молитвы по Святом Причащении. Некоторые из христиан не придают большого значения этим молитвам. Правы ли они?

Митрополит Вениамин (Федченков) писал, что знал одного благочестивого священнослужителя, который считал причиной многих искушений невычитывание или поспешное легкомысленное чтение правила по Святом Причащении. На своем опыте он испытал, что в последнем случае Божественная благодать, полученная в таинстве, оставляла его, а искушения приступали.

Господь человеколюбив, но мы не должны и не можем безнаказанно оскорблять Его своим пренебрежением, не считая нужным даже поблагодарить за неизреченную милость к нам.

Один из прихожан храма, где я служу, рассказал случай, происшедший с его родственником, рабом Божиим Василием. Этот человек имеет очень глубокую веру и старается проводить благочестивую жизнь. Ежегодно он причащается семнадцать раз. Однако при всем усердии к спасению своей души Василий не придавал большого значения чтению благодарственных молитв после причащения. Нет, он, конечно, благодарил Бога, но всегда ограничивался только тем, что, придя домой, говорил перед иконами: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!»

Как-то раз после приобщения Василий в радостном настроении пришел домой, встал перед киотом и, по обычаю, от всей души произнес: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!» И вдруг раздался твердый повелительный голос: «Ты почему не читаешь благодарственные молитвы после причащения?!» Василий так испугался, что затрепетал всем телом. С тех пор после принятия Святых Тайн он всегда неукоснительно читает положенные молитвы.

Можно ли своими словами благодарить Господа? Конечно, мы можем от избытка сердца благодарить Господа за Его милость к нам, грешным, собственными молитвословиями. Однако при этом мы не должны забывать читать молитвенное правило, определенное нам Церковью.

«С момента причастия Святых Христовых Тайн, - наставлял преподобный Никон Оптинский, - до того, как запьете его, надо блюстись, чтобы не плюнуть. Из благоговения стараются остерегаться плевать и весь этот день, хотя об этом нигде нет указания и греха в этом нет» . Более строго по данному вопросу высказался старец иеросхимонах Сампсон. Как-то раз его спросили:

Иногда в день причастия случайно плюнешь. Это грех?

Нельзя, - ответил старец Сампсон. - Надо собрать обязательно. А если плюнул в носовой платок, то надо стирать его отдельно. Через причастника освящаются все предметы, в том числе и одежда, и даже келлия.

Куда девать косточки от рыбы после обеда в день причащения?

Собрать в бумажку и потом сжечь, а на тарелку не класть, потому что могут унести на помойку. В день причащения ни в коем случае мяса не есть ни под каким предлогом, и вина не пить, и по гостям не ходить, и гостей не принимать. Именины праздновать очень скромно. А то бывает так: причащался, а вечером банкет, пир на весь мир. Здесь и хохот, и всякая глупость, и безобразие!

Относительно вкушения пищи после причащения поучительны слова митрополита Вениамина (Федченкова): «Между прочим, замечено весьма примечательное и характерное наблюдение: после причащения не хочется есть «жирного», а что-либо более «тонкое», постническое.

Здесь сказывается инстинктивное физическое «сознание» несоответствия «плотского» тому духовному состоянию, в которое введено и тело общением с Богом, Господом Иисусом Христом и Святым Духом. Знал я человека, который в день причастия почти совсем ничего не вкушал, кроме постного чая.

И наоборот, когда человек наестся жирных кушаний или вообще объестся после причащения, он сразу может наблюдать за собою, как гибнет в нем то светлое, тонкое, духовное, что только пред этим он явно ощущал.

Несродные стихии не могут существовать вместе.

Между тем, как часто на практике мы поступаем именно вопреки и опыту, и сознанию: после причащения не знаем меры пище и питью. И за то теряем и «телесную», и «духовную» благодать Причастия» .

Душа и тело человека, принявшего Тело и Кровь Господа, исполнены Божественной благодати, которую необходимо бережно хранить. Эта благодать освящает не только самого причастника, но и пространство вокруг него. Иногда по промыслу Божию люди сподобляются ощутить благодать, исходящую от причастника, своими телесными чувствами.

Однажды старец Гавриил (Зырянов), будучи больным, причастился Святых Даров. После причащения к нему в келлию зашел монах отец Епифаний. Ощутив в комнате благоухание, он обратился к келейнику:

Чем ты надушил старца? Боже мой, какие, должно быть, дорогие духи? Как хорошо пахнет...

Вскоре навестить отца Гавриила зашел еще один монах - отец Авенир. Он тоже почувствовал необыкновенное благоухание в комнате и также задал вопрос келейнику: где и по какой цене куплены такие прекрасные духи? Между тем ни старец Гавриил, ни его келейник духами не пользовались. «Я, - вспоминал позже старец Гавриил, - лежал разбитым, подобно впадшему в разбойники. Но я был причастником Животворящих Тела и Крови Христовых; и вот: Дух животворит! и все мы слышим Его благоухание обонянием. Он подобно евангельскому самарянину, подливает на раны впадшего в разбойники вино и елей Своей благодати» .

После причащения мы должны с особой тщательностью заботиться о том, чтобы Господь, вошедший в наши сердца, не был огорчен каким-нибудь согрешением. По слову схиигумена Саввы: «После смерти мы будем сильно истязуемы, если не храним благодати Святого Духа. Если случится в день причащения вам раздражиться, огорчить, осудить кого-нибудь, то это пятно в душе будем стараться очистить покаянием. Этот день лучше всего провести в молчании и молитве или в чтении Священного Писания и поучений святых отцов, потому что душа в это время особенно восприимчива к доброму и дивные евангельские слова западут в глубину сердца» .

Если мы сподобились по милости Божией во время причащения получить благодатные дары, нам необходимо их хранить, строго наблюдая за движениями своего сердца, помыслами ума и употреблением телесных чувств. Преподобный Алексий Зосимовский говорил: «Плоды Святого Причащения действуют, если мы не оскорбляем святыню. Если же оскорбляем ее, то в тот же день причащения она перестает действовать. А оскорбляем мы святыню чем? Зрением, слухом и другими чувствами; многословием и осуждением. Потому в день причащения надо преимущественно хранить зрение и больше молчать, держать язык за зубами» .

Знаменитый греческий духовный писатель архимандрит Херувим (+ 1979) в дни своей молодости некоторое время жил на Афоне под руководством одного из святогорских старцев. Однажды этот старец пригласил в свою каливу на праздничное богослужение несколько афонских подвижников. Всенощная и литургия длились всю ночь. На рассвете монахи причастились. Отец Херувим был потрясен пламенной молитвой праведников, горением их духа и обильными слезами, которые текли из их очей.

Как только литургия закончилась, отец Херувим побежал готовить кофе для участников богослужения. Однако не успел он зажечь огонь, как все ушли. Тогда отец Херувим спросил своего старца:

Почему отцы ушли, не выпив кофе?

После этого всенощного бдения могут ли они сесть за кофе? Они приняли в себя Христа, много ценную Жемчужину, и сразу же ушли, чтобы не терять в беседах то, что им подарила всенощная, - ответил старец.

Надо отметить, что многие афонские подвижники проводят время после причащения в молитвенном бодрствовании. Однажды по окончании богослужения послушники предложили старцу Гавриилу Пустыннику лечь отдохнуть. Старец в ответ сказал:

Не годится нам спать после Божественной литургии и Божественного Причащения, ибо мы приняли в себя Пречистые Тайны Христовы и всеобщий враг, диавол, не должен застать нас спящими, чтобы искушать нас, осквернять наше тело и душу и влагать нам нечистые помыслы и вредные похоти, от которых исчезает благодать Божия, входящая в нас с Божественным Причащением.

«Подмечено, - писал митрополит Вениамин (Федченков), - что если причастник вскоре после причащения ложится спать (особенно после сытного обеда), то, проснувшись, не чувствует уже благодати. Праздник для него как бы кончился уже. И это понятно: преданность сну свидетельствует о невнимательности к небесному Гостю, Господу и Владыке мира; и благодать отходит от нерадивого участника Царской вечери. Лучше это время проводить в чтении, размышлении, даже внимательной прогулке. Так мне пришлось наблюдать это среди монахов. А в миру можно посетить больного, сделать кому-либо доброе или насладиться благочестивым общением с братьями или сходить на кладбище к своим усопшим» .

Преподобный Нектарий Оптинский советовал своим духовным чадам после причащения не торопиться на какие-либо дела, а «дать себе льготу до половины дня, почитать Священное Писание, пребывать в молитве и благодарении Господа»

Много книг написано как подготовиться к Причастию, но как вести себя в этот день? Бытует много предрассудков:

  • нельзя в этот день мыться,
  • нельзя есть рыбу, дабы не сплевывать кости, а также ягоду с косточками?
  • Нельзя сплевывать слюну, даже если это мокрота, и что делать если сплюнул?
  • Как быть в случае если младенец срыгнул в этот день?
  • Нельзя целовать причастника, и как быть, если это младенец, которого целуешь 100 раз за день?

иерей Николай Фатеев:
вот что рекомендуется и общепринято:
«Правила церковные предписывают хранить в день причастия чистоту телесную, занимать свой ум богомыслием и молитвою, а не развлечением. Относительно пищи рекомендаций нет, но существует ограничение по количеству пищи и принятию вина, дабы не было тошноты в этот день. Поэтому воздержание до Причастия, умеренность в пище, в этот день особенно необходимо. Если младенец после причастия срыгнул, то необходимо собрать это салфеткой и сжечь.По поводу поцелуев младенца церковные правила умалчивают.»

Как нужно вести себя в течение дня после причащения?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Человек после причастия должен хранить святыню. Разумно удерживать уста и избегать празднословия. Должно удалятся от всего суетного, страстного и вообще духовно неполезного. Нужно быть особенно внимательным к себе, потому что враг старается в такой день обязательно ввести человека в искушение. Если причастие было в будний день, то необходимо выполнять свои обязанности. Ничто не препятствует труду.

Мнение, что в день причастия нельзя целовать иконы и руку священников, ни на чем не основано. Об этом нет ни у святых отцов, ни в богослужебных книгах. От земных поклонов до вечера лучше воздерживаться, потому что человек принял величайшую святыню – Тело и Кровь Господа. Но если во время молебна все припали на колени, то и Вы без смущения можете это сделать. Самое главное — быть в радостном настроении и благодарить Бога.

При причастии надо ли кланяться в сторону алтаря после принятия Святых Даров?

Делать этого не следует. И вот почему: поклон после причастия в сторону алтаря мимо амвона, на котором стоит священник с Чашей, отражает полнейшее непонимание одного очевидного факта. Тот, кому принявший Святые Дары желает выразить благодарность, т.е. Сам Христос пребывает в это время Своими Пречистым Телом и Честной Кровью в евхаристической Чаше, которую причастники целуют именно в знак благодарности.

иерей Димитрий Туркин

Говорят, после причастия нельзя христосоваться?

Еще говорят, что нельзя троекратно целоваться после Причастия, целовать детей?

Известно, что многие думают, если они после Причастия кого-то поцелуют, то от них «уйдет благодать». Это предрассудок. В первую очередь причастившийся человек должен хранить себя от всего недушеполезного, от суеты, от греха.

диакон Павел Миронов

Что делать с одеждой, испачканной после причастия?

Во время причащения четырёхмесячного сына, отойдя от Чаши, заметила, что у него течет Кровь Христова по щеке. Капелька попала на марлевую салфетку и на кофту. Что делать с кофтой и салфеткой? Галина

Дорогая Галина! Кофточку и салфетку надо сжечь, а пепел закопать в землю (дабы отвратить от попирания,осквернения), можно отнести вещи в храм и попросить, чтобы там сожгли, потому что на них попала Святая Кровь. В следующий раз, когда будете причащать маленького ребенка, постарайтесь быть предельно внимательной, не торопитесь, когда подносите его ко Святой Чаше. В этом необходимо покаяться на исповеди.

Храни Господь Вас и Вашу семью!

С уважением, священник Александр Ильяшенко.

Посмотрите на видео правила поведение после Причастия.

Можно ли после причастия спать и делать поклоны?

Можно ли после причастия прикладываться к иконам?

Можно ли после причастия мыться?


Как поступить православному после причастия

Отвечает протоиерей Андрей Ткачев

Есть немало книг и пособий, посвященных приготовлению к Божественному причащению. Цель этих книг – дать человеку знания, необходимые для сознательного, благоговейного и непостыдного подхода к Чаше с Пищей Бессмертия. Эти книги не однообразны. В них есть разночтения, связанные в основном с разной строгостью приготовления и разными подходами к частоте причащения. Но, все равно, такая литература есть, и она многочисленна. Но вот чего нет у нас! У нас нет книг, ведущих с читателем разговор о том, как вести себя после причащения, как хранить полученный дар, как пользоваться во благо реальностью богообщения! Налицо очевидный пробел. И нет никакой дерзости быстро этот пробел заполнить. Серьезность задачи требует, во-первых, формулировки вопроса, а во-вторых, соборных усилий по поиску правильного ответа.

Опыт, равно духовный и житейский, говорит о том, что получить бывает легче, чем удержать. Если речь идет о великом даре, то умение пользоваться им – самое тяжелое, что ожидает получателя. Благословение способно превратиться в проклятие по мере неумелого пользования или пренебрежения дарами. История Израиля – тому пример. Множество чудес, Божие водительство, отношения народа и Бога, подобные супружеским! Чего же более? Но обратной стороной этих отношений неумолимо выступают казни и тяжелые удары, падающие на головы людей, ведущих себя недостойно избрания. Что касается причащения, то реальность присутствия Христа в Евхаристии еще в апостольские времена заставляла говорить о болезнях и смертях недостойных причастников. Итак, давно пора вести речь не только о приготовлении к причастию, но и о правильном образе жизни после полученного причащения.

Вот первая мысль, лежащая на поверхности: не уместно ли в день причащения вместо вечерних молитв, покаянных и сокрушенных, прочесть на ночь еще раз молитвы благодарственные после причастия? В них просьбы не просто простить и помиловать, но «войти во уды и во утробу, укрепить составы и кости, попалить терние всех согрешений» и проч. Эти краткие молитвы весьма сильны, насыщены смыслом, радостны, энергичны. Многократное или хотя бы повторное их чтение в день причастия увеличивает в христианской душе чувство благодарности Богу, рождает трезвение (память о Господе), возгревает желание причащаться чаще.

Святитель Иоанн (Максимович) после совершенной литургии часто оставался в алтаре надолго. Он читал Евангелие, «тянул» четки, совершал иные молитвы и затем с усилием шел на ежедневные труды, поскольку не хотел покидать алтарь. Это тоже урок. Очевидно, что мирской человек загружен заботами и что взвинченный темп жизни есть враг сосредоточенности. Но нужно стараться после причастия не сразу окунаться в дела, нужно постараться поискать хоть каплю тишины, отдаваемой чтению и размышлению.

Боюсь утверждать, кто именно из Оптинских старцев (кажется, Варсонофий) советовал читать в день причащения Апокалипсис Иоанна Богослова. Очевидно, имелось в виду, что облагодатствованный ум христианина в это время более способен к восприятию тайн Божиих, нежели в обычные дни. Налицо не столько конкретный совет, сколько контуры общего правила: в день причастия посвящать возможное время и силы изучению слова Божия и другим духовным трудам.

Ставши домом Божиим посредством причащения, христианин становится страшен невидимым врагам добра. От него, как от огня, «бежит всяк злодей и всяка страсть». Существенной задачей для врага поэтому является старание развлечь христианина, втащить его в вихрь всяких забот, окружить его «неведением, забвением, малодушием и окамененным нечувствием». И по мере нашей невнимательности врагу это успешно удается. Стоит ли удивляться разгулу греха и сумятице, царствующей в головах, если мы толком не учимся пользоваться самым победоносным своим оружием – существенным соединением с Богочеловеком и Спасителем?

Вопрос, без сомнения, не раскрыт, но лишь затронут. Он требует церковного внимания, и само звучание вопроса может предваряться призывом: «Вонмем!» И умение прощать обиды, и способность сопротивляться действию страстей, и мужество посреди невзгод, и предвкушение вечных благ, и еще многое-многое другое подается обильно причастникам.

Вот что говорил Иоанн Кронштадтский после причащения:

«Господь во мне лично, Бог и человек, ипостасно, существенно, непреложно, очистительно, освятительно, победотворно, обновительно, обожительно, чудотворно, что я и ощущаю в себе».

Богатство даров, ощущаемое Кронштадтским пастырем, есть то же самое богатство даров, которое подается всем, но, к сожалению, без столь глубокого со стороны причастников ощущения.

В этом смысле святые и будут судить мир. Имея ровно столько, сколько и мы, они сумели жизнь свою превратить в яркое горение лампады, тогда как мы лишь коптим и в грозный час суда рискуем оказаться без масла.

Кроме того, что уже есть у нас, нам, быть может, вовсе ничего более не нужно для чудотворной полноты и повседневного христианского свидетельства. Ничего не нужно сверх, но нужно научиться пользоваться тем, что есть. И в первую очередь нужно научиться правильно вести себя в отношении к пречистым тайнам Тела и Крови Христовых: к благоговейному принятию их и к достойному хранению их в себе.
Протоиерей Андрей Ткачев

Православные молитвы читаемые после Причастия

Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!

1-я православная молитва читаемая после причастия

Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что Ты не отвергнул меня грешного, но сподобил быть участником святынь Твоих. Благодарю Тебя, что сподобил меня, недостойного, причаститься пречистых и небесных даров Твоих. Но, о человеколюбивый Владыка, ради нас умерший и воскресший, и даровавший нам страшные сии и животворящие Твои таинства в благодеяние и освящение душ и тел наших! Дай их мне в исцеление души и тела, в отражение всякого врага, в просветление очей сердца моего, в умиротворение душевных моих сил, в непостыдную веру, в нелицемерную любовь, в умножение премудрости, во исполнение Твоих заповедей, в приумножение Твоей благодати и усвоение Твоего царства, чтобы я, охраняемый ими в Твоем освящении, всегда помнил Твою благодать и жил не для себя, но для Тебя, нашего Владыки и благодетеля. И так, окончив настоящую жизнь с надеждою жизни вечной, достиг вечного покоя, где (слышен) непрестанный голос наслаждающихся блаженством и бесконечная радость созерцающих неизреченную красоту лица Твоего, ибо Ты, Христе Боже наш, есть истинное наслаждение и неизреченная радость любящих Тебя, и Тебя восхваляют все творения во веки. Аминь.

Молитва святого Василия Великого читаемая после причастия

Владыка Христе Боже, Царь веков и Творец всего! Благодарю Тебя за все блага, которые Ты даровал мне в принятии пречистых и животворящих Твоих таинств. Умоляю Тебя, милосердный и человеколюбивый, сохрани меня под кровом Твоим и в тени крыльев Твоих и даруй мне до последнего моего вздоха с чистою совестью достойно причащаться святынь Твоих в оставление грехов и в жизнь вечную. Ибо Ты - хлеб жизни, источник святыни, податель благ, и Тебе славу воссылаем вместе с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и в веки веков. Аминь.

​Молитва святого Симеона Метафраста читаемая после причастия

Давший в пищу мне плоть Твою добровольно, Ты – огонь, сожигающий недостойных! Не сожги же меня, Создатель мой, пройди лучше в члены тела моего, во все суставы, во внутренности, в сердце, и сожги терние всех моих согрешений. Душу очисти, освяти мысли, колени утверди с костями вместе, просвети пять главных чувств, всего меня пригвозди страхом пред Тобою. Всегда защищай, охраняй и береги меня от всякого вредного для души дела и слова. Очищай, омывай и устрояй меня; украшай, вразумляй и просвещай меня. Яви меня Твоей обителью, единого Духа, и уже не обителью греха, чтобы бежали от меня по принятии Причастия всякий злодей, всякая страсть как от дома Твоего, как от огня. Ходатаями за себя Тебе представляю всех святых, Начальников воинств бесплотных, Предтечу Твоего, мудрых Апостолов, и сверх их – Твою непорочную, чистую Матерь. Прими их молитвы, милосердный Христе мой, и сыном света соделай Твоего служителя. Ибо Ты, единый Благой, освящение, а также сияние душ наших, и Тебе, как подобает Богу и Владыке, все мы славу воссылаем каждый день.

4-я православная молитва читаемая после причастия

Господи Иисусе Христе, Боже наш! Святое тело Твое да будет мне в жизнь вечную и честная кровь Твоя - в оставление грехов. Да будет мне сия (вечеря) благодарения в радость, в здравие и веселье. В страшное же второе пришествие Твое сподоби меня грешного стать с правой стороны славы Твоей по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых.

Молитва к Пресвятой Богородице читаемая после причастия

Пресвятая Владычица Богородица, свет помраченной моей души, надежда, покров, прибежище, утешение, радость моя! Благодарю Тебя, что удостоила меня, недостойного, причаститься пречистого Тела и честной Крови Сына Твоего. Но, родившая истинный свет, просвети духовные очи моего сердца! Произведшая источник бессмертия, оживи меня, умерщвленного грехом! Как милостивая Мать милостивого Бога, помилуй меня и даруй сердцу моему умиление и сокрушение, моим мыслям - скромность и освобождение от плена помыслов моих. Сподоби меня до последнего моего вздоха неосужденно принимать освящение пречистыми таинствами во исцеление души и тела. И подай мне слезы покаяния и исповеди, чтобы воспевать и прославлять Тебя во все дни моей жизни; ибо Ты благословенна и прославленна во веки. Аминь.

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех людей, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израилева (Лук. 2:29-32).

Слушать на видео православные молитвы читаемые после причастия

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ И ПОСЛЕ ПРИЧАСТИЯ Подходя к святой чаше, причастник должен сложить руки на груди крестообразно, внятно произнести свое имя и широко открыть уста. Маленькую частицу Святых Даров, как советовал преподобный Амвросий Оптинский, надо проглотить целиком. Если частица большая, ее можно осторожно раздробить зубами. После того, как диакон или церковнослужитель вытрет платом уста, надо поцеловать нижний край чаши. Креститься и делать поклоны вблизи чаши не следует. После причащения принято пить «теплоту» - теплую воду, смешанную с вином. Этой «теплотой» нужно ополоснуть рот, чтобы там не осталось частиц Тела Христова, и затем ее проглотить. Отходя от чаши и направляясь к столику с «теплотой», прикладываться к иконам не следует. Также не надо в день причащения преклонять колена или класть земные поклоны. Земные поклоны являются выражением покаянной скорби о грехах, причастник же должен пребывать в духовной радости и славословии Бога. После приобщения Святых Тайн надо возблагодарить Господа и выслушать в храме или прочитать дома молитвы по Святом Причащении. Господь человеколюбив, но мы не должны и не можем безнаказанно оскорблять Его своим пренебрежением, не считая нужным даже поблагодарить за неизреченную милость к нам. Конечно, мы можем от избытка сердца благодарить Господа за Его милость к нам, грешным, собственными молитвословиями. Однако при этом мы не должны забывать читать молитвенное правило, определенное нам Церковью. «С момента причастия Святых Христовых Тайн, - наставлял преподобный Никон Оптинский, - до того, как запьете его, надо блюстись, чтобы не плюнуть. Из благоговения стараются остерегаться плевать и весь этот день, хотя об этом нигде нет указания и греха в этом нет». Более строго по данному вопросу высказался старец иеросхимонах Сампсон. Как-то раз его спросили: - Иногда в день причастия случайно плюнешь. Это грех? - Нельзя, - ответил старец Сампсон. - Надо собрать обязательно. А если плюнул в носовой платок, то надо стирать его отдельно. Через причастника освящаются все предметы, в том числе и одежда, и даже келлия. - Куда девать косточки от рыбы после обеда в день причащения? - Собрать в бумажку и потом сжечь, а на тарелку не класть, потому что могут унести на помойку. В день причащения ни в коем случае мяса не есть ни под каким предлогом, и вина не пить, и по гостям не ходить, и гостей не принимать. Именины праздновать очень скромно. А то бывает так: причащался, а вечером банкет, пир на весь мир. Здесь и хохот, и всякая глупость, и безобразие! Относительно вкушения пищи после причащения поучительны слова митрополита Вениамина (Федченкова): «Между прочим, замечено весьма примечательное и характерное наблюдение: после причащения не хочется есть «жирного», а что-либо более «тонкое», постническое. И наоборот, когда человек наестся жирных кушаний или вообще объестся после причащения, он сразу может наблюдать за собою, как гибнет в нем то светлое, тонкое, духовное, что только пред этим он явно ощущал. Несродные стихии не могут существовать вместе. Душа и тело человека, принявшего Тело и Кровь Господа, исполнены Божественной благодати, которую необходимо бережно хранить. Эта благодать освящает не только самого причастника, но и пространство вокруг него. Иногда по промыслу Божию люди сподобляются ощутить благодать, исходящую от причастника, своими телесными чувствами. После причащения мы должны с особой тщательностью заботиться о том, чтобы Господь, вошедший в наши сердца, не был огорчен каким-нибудь согрешением. Этот день лучше всего провести в молчании и молитве или в чтении Священного Писания и поучений святых отцов, потому что душа в это время особенно восприимчива к доброму и дивные евангельские слова западут в глубину сердца. Надо отметить, что многие афонские подвижники проводят время после причащения в молитвенном бодрствовании. Однажды по окончании богослужения послушники предложили старцу Гавриилу Пустыннику лечь отдохнуть. Старец в ответ сказал: - Не годится нам спать после Божественной литургии и Божественного Причащения, ибо мы приняли в себя Пречистые Тайны Христовы и всеобщий враг, диавол, не должен застать нас спящими, чтобы искушать нас, осквернять наше тело и душу и влагать нам нечистые помыслы и вредные похоти, от которых исчезает благодать Божия, входящая в нас с Божественным Причащением. «Подмечено, - писал митрополит Вениамин (Федченков), - что если причастник вскоре после причащения ложится спать (особенно после сытного обеда), то, проснувшись, не чувствует уже благодати. ОБОБЩЕНИЕ: 1. Мы должны пребывать в размышлении о том, какой страшный в своем величии дар нами получен. Нам нужно благодарить за это Господа и духовно трезвиться, чтобы чем-либо не оскорбить Божественную благодать, которую мы сподобились принять в таинстве Евхаристии. 2. Имея в себе Самого Господа, мы должны употребить время после причастия для углубления нашей духовной жизни, приобретения добродетелей, борьбы со страстями и греховными привычками. 3. Обитающий в нас Господь неизмеримо усиливает наши духовные силы. Поэтому период времени, следующий за принятием Святых Даров, бесценен. Им надо дорожить и его необходимо использовать разумно.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!