Загадка креста евфросинии полоцкой. Крест преподобной евфросинии

В нынешнем году исполняется 850 лет со дня создания Евфросиниевского Креста . В годы Великой Отечественной войны святыня была утрачена. Восстановлена в 1997 г. по решению Синода Белорусской Православной Церкви. Ныне Крест износится за богослужением для поклонения верующих в главном соборе Свято-Преображенского монастыря.

27 сентября 2011 г. Патриарший экзарх всея Беларуси Митрополит Минский и Слуцкий Филарет возглавил торжества в связи с 850-летием со дня создания Креста преподобной Евфросинии Полоцкой в Крестовоздвиженском соборе Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря. В этот день в Крестовоздвиженском соборе отметили престольный праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая, в миру Предслава, была правнучкой в пятом поколении святого равноапостольного князя Владимира и дочерью князя Полоцкого Георгия Всеславича. С детских лет она была обучена чтению Псалтири и других книг Священного Писания. Любовь к книжному учению сочеталась у нее с усердной молитвой, внешняя красота - с целомудрием и глубокой сосредоточенностью. Слава о её мудрости и красоте распространилась далеко за пределы Полоцкой земли. Многие князья просили руки Предславы, однако все предложения о браке она отвергала. Однажды, узнав, что родители хотят обручить ее с одним из знатных князей, она тайно ушла из дома в обитель, где ее тетя - игумения Романия (вдова князя Романа Всеславича) была настоятельницей. Несмотря на молодость и красоту Предиславы, игумения не испугалась возможного гнева ее родителей и, призвав священномонаха, повелела ему облечь молодую княгиню в иноческий образ с именем Евфросиния.

Юная монахиня стала жить при Софийском соборе, подражая тем самым пребыванию Пресвятой Богородицы в Иерусалимском храме. Здесь она не только изучала книги в библиотеке собора, но и занималась их переписыванием. Вырученные деньги от продажи книг преподобная Евфросиния тайно раздавала нищим.

Однажды в сонном видении святой Евфросинии явился Ангел Господень, который внушил ей основать обитель недалеко от Полоцка в местечке под названием Сельцо. Это видение повторилось еще дважды. С тем же наставлением Ангел явился и епископу Полоцкому Илии. Через некоторое время - это уже было при князе Борисе Всеславиче в 1125 г. - епископ Илия с подобающим торжество передал святой Евфросинии Преображенский храм в Сельце для основания при нем женского монастыря. Отправляясь туда, преподобная Евфросиния взяла с собой только свои книги - "все свое имение".

Постепенно, год за годом, Спасо-Преображенский монастырь расширялся, число его насельниц возрастало. Со временем здесь были пострижены в монашество сестры преподобной Евфросинии: родная - Евдокия (в миру Градислава) и двоюродная - Евпраксия (в миру Звенислава). Преподобная учила молодых послушниц грамоте, переписыванию книг, пению, шитью и иным ремеслам, чтобы с юности они знали закон Божий и имели навык к трудолюбию. Основанная святой Евфросинией при монастыре школа способствовала быстрому росту обители.

В 1161 г. усердием преподобной был воздвигнут каменный храм во Имя Спасителя, сохранившийся до настоящего времени. Его строителем был мастер Иоанн, который сам пришел к преподобной, наставленный Духом Святым, повелевшим ему принять участие в храмоздательстве. В этот храм преподобная Евфросиния пожертвовала напрестольный крест, украшенный золотом, с частицами мощей многих святых, а также с частью Животворящего Креста Христова .

Изображения на кресте Евфросинии представляли собой почти всю историю Нового Завета; особую ценность реликвии придавали частицы святых мощей - кровь Христова, часть гроба Богородицы, часть гроба господня, также кровь святого Димитрия и частицы мощей святых, Стефана и Пантелеимона. Все эти священные реликвии вряд ли было легко достать на Руси. Известно, что в 569 году вдова французского короля Хлотаря отправляла посольство в Византию, чтобы получить частицу креста Господня, что и было удовлетворено женой императора Юстина Второго. Надо полагать, что и в этом случае за уникальными реликвиями Евфросинией была организована туда же специальная экспедиция - тем более, что связи у полоцких князей с византийскими императорами были прямые.


В нашем распоряжении имеются свидетельства, на которые исследователями почему-то не принято было обращать внимание.

Так, император Мануил Комнин и патриарх Лука Хрисоверг по просьбе Евфросинии «присылали ей некоторые святыни». Не приходится сомневаться, что посольство за христианскими реликвиями для полоцкой княжны действительно снаряжалось и совершенно очевидно, что они нужны были ей для задуманного ею уникального полоцкого креста. Предприятие это было настолько из ряда вон выходящим, что на боковых пластинах креста по распоряжению Евфросинии была выбита своего рода вкладная грамота, сообщающая, когда и чьим иждивением сооружен этот уникальный предмет, для какой церкви и сколько он стоил. Все это было «уравновешено» страшным заклятием о неотчуждении, а мастер Лазарь Богша даже решился проставить небольшой текст и о себе, поскольку подобный заказ выполнял впервые. В этом кресте, как в фокусе, были собраны все достижения, которых добилось эмальерное дело на Руси; что же касается самого Лазаря Богши, превосходившего мастерством всех своих современников, то он работал не в Полоцке, как ошибочно считалось ранее, а в Киеве. К нему и обратилась Евфросинья со своим уникальным заказом.

Крест, созданный им, стал не только знаменитой православной святыней, но и непревзойдённым образцом древнерусского эмальерного искусства. Золотой крест преподобной Евфросинии Полоцкой считается величайшей христианской реликвией . Искусствоведы называют это сокровище непревзойдённым ювелирным шедевром Древней Руси. Но для верующего внешняя красота меркнет перед сиянием тех святынь, которые запечатаны внутри креста. Там хранятся кровь Иисуса Христа и частица Креста, на котором был распят Спаситель.

"Да не изнесется из монастыря никогда же, яко ни продати, ни отдати, аще се кто преслушаеть, изнесет его из монастыря, да не будет ему помощник честный крест ни в сей век, ни в будущий, и да будет проклят Святою Животворящею Троицею и святыми отцами …"

Так гласит надпись на кресте-мощевике, который был заказан игуменьей Евфросиньей Полоцкой в 1161 г. В ту пору это была традиционная форма заклятия, употреблявшаяся в Древней Руси во вкладных грамотах церквам и монастырям. Нарушить заклятие в средние века считалось невозможным.

Крест сделан в 1161 г. Эпоха Древней Руси оставила потомкам много произведений искусства. Чаще всего имена их создателей остаются нам неизвестными, но имя мастера Лазаря Богши относится к редчайшим исключениям. Внизу обратной стороны креста мастер обозначил своё православное имя Лазарь и прозвище Богша. Рука этого ювелира узнаётся в других не подписанных изделиях с перегородчатых эмалью. Лазарь Богша был одним из последних великих ювелиров, которые работали в технике византийской перегородчатой эмали . Потом эту технологию надолго утратили, а возродить смогли лишь в наши дни. Кровь Иисуса Христа и частицы мощей святых привезли ей в дар от византийского Патриарха . Преподобная Евфросиния велела хранить крест в построенном ею соборе в Полоцке вечно и приказала мастеру вырезать на нём самое сильное заклятие-оберег. Надпись на кресте гласит, что каждый, кто осмелится его присвоить, будет проклят Святой Животворящей Троицей. В ту пору не было заклятия мощнее. Согласно надписи на святотатца должен был обрушиться гнев Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа.

Судьба этой исключительной христианской святыни также исключительна. Святыня считалась собственностью Церкви. Со временем, после прославления преподобной Евфросинии, крест стал общенациональным сокровищем всех славян.

В XIII в. он был перевезен захватившими Полоцк смоленскими князьями в Смоленск. Крест Евфросинии пользовался в Смоленске большой популярностью - ему поклонялись и даже сделали весьма близкую копию (очевидно для того, чтобы не опускать подлинник в воду при водосвятии ) . После захвата Смоленска Московским князем Василием III реликвию доставили в Москву. Как большая драгоценность и военный трофей реликвия попала не в митрополичью, а в царскую казну и употреблялась в богослужениях редко и только по самым большим праздникам.

В 1563 г. крест возвратил в Полоцк св. блгв. Царь Иван Васильевич Грозный . Вера в его силу была настолько крепка, а страшное заклятие о неотчуждении действовало на средневекового человека столь сильно, что набожный царь взял реликвию в поход на Полоцк в 1563 г. - поклявшись, что вернет крест на прежнее место, если тот «поможет» ему вернуть город. Так и вышло - взяв Полоцк, св. блгв. Царь Иван Грозный вернул крест на место, не глядя на его исключительную материальную ценность.

В 1579 г., когда Полоцк завоевал польский король Стефан Баторий, крест был перенесен в оставленный православными Софийский собор, который вскоре стал принадлежать униатам. Кстати, униаты продолжали ценить эту реликвию и даже отняли ее у одного иезуита, выкравшего в соборе крест и заменившего его подделкой . Известный униатский деятель Полоцка, а затем гродненский архимандрит Игнатий Кульчинский (1707 - 1747) писал: «Будучи доктором философии в нашем монастыре, я часто наблюдал, как чтут память этой святыни инокини нашего монастыря и жители полоцкие»

Следующее известие о кресте Евфросинии относится к сороковым годам 19-го века, когда после воссоединения с униатами (1839 г.) интерес к древней реликвии стал всеобщим. Поскольку на восстановление Полоцкой епархии необходимы были средства, то в 1841 г. епископ Василий Лужинский вывез крест в Москву и Петербург. Поклонение кресту было грандиозным - в Московском Успенском соборе молящиеся толпились с 5 часов утра до 10 часов вечера, а по ночам его развозили «по домам чиноначалия, вельмож, графов и богатых купцов для водосвятия» . Правда, боясь испортить реликвию, в воду опускали другой крест, его точную копию.

Особенно широко поклонение кресту падает на 1910 г., когда в Полоцк из Киева были привезены мощи святой Евфросинии. В годы богоборческой власти отнятый у церкви крест лежал в обыкновенном районном финотделе. В 1921 г. крест был реквизирован . В 1928 г. директор Белорусского государственного музея выезжал с экспедицией в Полоцк, с целью найти реликвию. Крест был найден в местном финотделе и перевезен в Минск. В те года намечалось перенести столицу Беларуси в Могилев. Туда и попал в 1929 г. Лишь попав в золотую кладовую могилевского музея, став предметом только материальной ценности и утратив тем самым свою чудотворную силу в глазах своих хранителей, крест бесследно исчез. И в этом, наверное, тоже есть некое знамение!

Прошли годы. Во время празднования тысячелетия Полоцкой епархии и Православной церкви на Беларуси (1992) было решено всеправославную святыню восстановить. По благословению Иерусалимского Патриарха Диадора II и Патриаршего Экзарха всея Беларуси митрополита Филарета началась кропотливая и ответственная работа. Воссоздать святыню поручили брестскому ювелиру-эмалировщику, члену Союза художников Республики Беларусь Николаю Петровичу Кузьмичу. Была восстановлена утраченная, казалось, навсегда техника перегородчатой эмали. Светскому художнику Николаю Кузьмичу было необходимо, по его словам, преодолеть и обычные человеческие искушения, и пройти духовное очищение.

Поэтому это — символ победы добра над злом, символ единства, потому что победа добра над злом есть результат единства сил добра.

Прошло пять лет с начала восстановительной работы над святыней. В 1997 г. восстановленный древний Крест преподобной Евфросинии Полоцкой был освящен в Свято-Симеоновском соборе г. Бреста, а потом положен в храме Преображения Господнего в Полоцком Спасо-Ефросиньевском монастыре для коленопреклоненных молитв перед им за Церковь, за весь мир и за Отечество.

Крест преподобной Евфросинии Полоцкой. Описание .

Крест 6-конечный, высота 51,8 см., длина верхнего перекрестия 14 см., нижнего - 21 см. Основа из кипарисового дерева, сверху и снизу покрыт 21 золотой пластинкой с драгоценными камнями, орнаментом и 20 серебряными позолоченными пластинками; край передней стороны креста обрамлен ниткой жемчуга. Пластины передней стороны представляют собой иконописную композицию - великий, или расширенный деисус. На верхних концах креста поясные изображения Христа, Матери Божией, Иоанна Предтечи,. В центре нижнего перекрестия — четыре евангелиста, на концах — архангелы Михаил и Гавриил. В нижней части креста, после перекрестия — небесные покровители заказчицы и ее родителей: святая Евфросиния Александрийская, святой великомученик Георгий и святая София. В верхнем перекрестии прикреплен небольшой 4-конечный, а в нижнем — 6-конечный крестики. На обратной стороне креста образы отцов церкви святого Иоанна Златоуста, святого Василия Великого, святого Григория Назианзина (Богослова), апостолов Петра и Павла, святого Стефана, святого Димитрия, святого Пантелеймона. Над каждым образком частично греческими, частично славянскими буквами сделаны надписи.

В середине креста в пяти квадратных подписанных гнездах находились реликвии: кусочки креста Господня с каплями его крови, кусочек камня от гроба Божией Матери, частицы мощей святого Стефана и Святого Пантелеймона, кровь святого Димитрия. Эти святые реликвии были доставлены в Полоцк специальной экспедицией, которую направила в Византию преподобная Евфросиния .

Внизу мелкая надпись с именем автора: “Господи помози рабоу своемоу Лазарю, нареченномоу Богъши, съделавъшему крьстъ сии церкви святого Спаса и Офросиньи ”. На боковых торцах креста по спирали в два ряда помещена большая завещательная надпись (перевод на русский): “В год 6669 кладет Ефросинья святой крест в своем монастыре, у церкви святого Спаса. Дерево святое бесценное, обрамление его из золота и серебра, и камни и жемчуг на 100 гривен, а до… 40 гривен, пусть не выносят его из монастыря никогда, и не продают, и не отдают. Если не послушается кто и вынесет из монастыря, пусть не поможет ему святой крест ни в жизни этой, ни в будущей, пусть проклят будет он Святой Животворящей Троицей и святыми отцами… и пусть постигнет его доля Иуды, который продал Христа. Кто осмелится учинить такое… властитель или князь или епископ или игуменья, или другой какой человек, да будет на нем это проклятие. Ефросинья же, раба Христова, которая справила этот крест, обретет вечную жизнь со всеми святыми …”

Создание задуманного стоило такой большой работы и усилий, требовало таких значительных материальных средств, что на боковых пластинах Креста преподобная заказчица благословила выгравировать надпись, чьим старанием, для какой церкви был сделан Крест и сколько это стоило. Знаменитые князья иногда жертвовали для храмов очень дорогие вещи, но равного Кресту Евфросинии Полоцкой не было.

Литература

Алексеев Л.В. Лазарь Богша - мастер-ювелир XII в. // Советская археология. 1957, № 3.

Алексеев Л.В. История Креста Евфросинии Полоцкой // Российская археология. 1993, № 2.

Алексеев Л.В. Крест - хранитель всея вселенныя // Алексеев Л.В., Макарова Т.И., Кузьмич Н.П.. Мн.: "Вестник Белорусского Экзархата", 1996.

Алексеев Л.В. По Западной Двине и Днепру в Белоруссии / Алексеев Л.В. М.: Искусство, 1974.


Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.

Мастером Лазарем Богшей в 1161 году . Выполнен в форме шестиконечного креста высотой 51,8 сантиметра . Утерян во время Великой Отечественной войны и до сих пор не найден. В 1997 году брестским ювелиром-эмалировщиком Николаем Кузьмичом была изготовлена полноразмерная копия креста.

Описание

Пластины передней стороны представляют собой иконописную композицию - великий, или расширенный деисус . На верхних концах креста размещены поясные изображение Иисуса Христа , Матери Божьей и Иоанна Предтечи ; в центре нижнего перекрестия - четыре евангелиста ; на концах - архангелы Гавриил и Михаил , в нижней части креста, после перекрестия - изображения святых Ефросинии Александрийской , Софии и великомученика Георгия (покровители заказчицы и её родителей) .

В верхнем перекрестии прикреплен небольшой четырёхконечный, а в нижнем - шестиконечный крестики. На обратной стороне креста образы отцов церкви святых Иоанна Златоуста , Василия Великого , Григория Назианзина , апостолов Петра и Павла , первомученика Стефана , великомучеников Димитрия Солунского и Пантелеимона . Над каждым образком частично греческими, частично славянскими буквами сделаны надписи .

В середине креста в пяти квадратных подписанных гнездах находились реликвии : фрагменты Креста Христова с каплями его крови , камень из гробницы Божией Матери , частица от Гроба Господня, частицы мощей святых Стефана и Пантелеимона, кровь святого Димитрия .

В нижней части креста содержится авторская приписка: «Г(оспод)и, помози рабоу своему Лазорю, нареченомоу Богъши, съдѣлавшемоу крьстъ сии црькви С(вя)таго Спаса и Офросиньи» . На боковых торцах креста по спирали в два ряда помещена следующая надпись:

Въ лѣ[то] 6000 и 669 покладаеть Офросинья чьстьныи кр(е)стъ въ манастыри своемь въ ц(е)ркви С(вя)т(о)го Сп(а)са. Чьстьное дрѣво бесцѣньно есть, а кованье его злото, и серебро, и камѣнье, и жьнчигъ въ 100 гривнъ, а др[ѣво] 40 гривнъ.
Да нѣ изнесѣться из манастыря никогда же, яко ни продати, ни отдаті, аще се кто прѣслоушаеть, изнесѣть и от манастыря, да не боуди емоу помощникъ чьстьныи кр(е)стъ ни въ сь вѣкъ, ни въ боудщии, и да боудеть проклятъ С(вя)тою Животворящею Троицею и с(вя)тыми отци 300 и 18 семию съборъ с(вя)тыхъ от(е)ць и боуди емоу часть съ Июдою, иже прѣда Х(ри)с(т)а. Кто же дрьзнеть сътвори с[ие], властелинъ или князь, или пискоупъ, или игоумѣнья, или инъ которыи любо ч(е)л(о)в(е)къ, а боуди емоу клятва си. Офросинья же раба Х(ри)с(то)ва, сътяжавъши кр(е)стъ сии, прииметь вѣчную жизнь съ всѣ[м]и с[вятыми] .

История

До XIII века крест хранился в Полоцке, а после его захвата смоленским князем Мстиславом Давыдовичем 17 января 1222 года был перевезён в Смоленск , где находился до начала XVI века. В 1495 году в Смоленске была сделана копия креста нужная для того, чтобы не опускать ценный крест в воду при водосвятии .

«Когда же боголубезный царь и великий князь, мысля итти на оступников крестианския веры на безбожную Литву, бе же тогда в его царской казне крест полотцкий, украшен златом и камением драгим... Нецыи же поведают: впрежнии некогда смолняне и полочане держаше у себя государей князей по своим волям, и меж себя смолняне с полочаны воевахуться, и тот крест честный смолняне в Полотцку взяша в войне и привезоша в Смоленск; егда же благочестивый государь князь Великий Василий Иванович вся Русии вотчину свою Смоленск взял, тогда же и тот честный крест во царствующий град Москву привезен. Царь же и великий князь тот крест обновити велел и украсити. И тот крест взя с собою и, имея надежу на милосерднаго Бога и на крестную силу, победити враги своя, еже и бысть» .

В 1579 году Полоцк был взят королём польским и великим князем литовским Стефаном Баторием . Опасаясь грабежей со стороны войск Батория, православные монахи спрятали реликвию. После находки крест был перенесен в Софийский собор , который после Брестской церковкой унии был передан униатам . Униаты, как и православные, почитали данную реликвию . Изучавший крест униатский архимандрит Игнатий Кульчинский писал:

В 1928 году из Полоцка крест был перевезён в Минск , а в 1929 году в Могилёв в качестве экспоната Могилевского исторического музея . По одним сведениям он хранился в комнате-сейфе Могилевского обкома и горкома партии , по другим - в комнате-сейфе самого музея .

Воссоздание

Внешние изображения

Во время празднования тысячелетия Полоцкой епархии и Православной церкви в Белорусии в 1992 году было решено воссоздать крест. Работу благословил иерусалимский патриарх Диодор и патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Филарет . Воссоздание креста было поручено брестскому ювелиру-эмальеру, члену Союза художников Белоруссии Николаю Петровичу Кузьмичу . 24 августа 1997 года митрополит Филарет освятил копию креста Евфросинии Полоцкой, которая в настоящее время хранится в Спасо-Преображенской церкви Полоцкого Спасо-Евфросиньевского женского монастыря .

Использование в качестве символа

См. также

Напишите отзыв о статье "Крест Евфросинии Полоцкой"

Примечания

  1. Батюшков П. И. Белоруссия и Литва. Исторические судьбы Северо-Западного края. - СПб. , 1889.
  2. Сементовский А. М. // . - СПб. : Типо-литография Н. Степанова, 1890. - С. 125. - 137 с. - 600 экз.
  3. // Центральная библиотечная система горда Полоцка. - 2006, декабрь. (Проверено 16 декабря 2010)
  4. . Сайт "Гісторыя Беларусі IX-XVIII стагоддзяў. Першакрыніцы". (Проверено 12 марта 2011)
  5. Алексеев Л. В. // Российская археология, № 2. - 1993. (Проверено 16 декабря 2010)
  6. Сергей Крапивин. // Новостной сайт «Naviny.by», 30 мая 2010. (Проверено 16 декабря 2010)
  7. Мальдис А. И. // Сайт газеты «Советская Белоруссия », 28 мая 2008. (Проверено 16 декабря 2010)

Литература

  • Алексеев Л. В. Лазарь Богша - мастер-ювелир XII в. // Советская археология. - 1957, № 3.
  • Алексеев Л. В., Макарова Т. И., Кузьмич Н. П. Крест - хранитель всея вселенныя. - Мн. : Вестник Белорусского Экзархата, 1996.
  • Алексеев Л. В. По Западной Двине и Днепру в Белоруссии. - М .: Искусство, 1974.
  • Асветніцтва і гуманістычныя каштоўнасці Беларусі ў рэтраспектыве часу: да 900-годдзя з дня нараджэння Еўфрасінні Полацкай. - Мн. : Дэполіс, 2002. - Ч. 1.
  • Габрусь Т. Сілуэты Полацка // Роднае слова. - 2003, № 8. - С. 92-99.
  • Ефросиния Полоцкая. - Мн. : ФУАинформ, 2007. - С. 47-51. ISBN 978-985-6721-69-7 .
  • Жыватворны сімвал Бацькаўшчыны: Гісторыя Крыжа святой Еўфрасінні Полацкай / Аўт.-уклад. У. А. Арлоў . - Мн. : Асар, 1998.
  • Крест Евфросинии Полоцкой // Вестник Юго-Западной и Западной России. - 1863. - Т. IV.
  • Кузнецов И. Таинственный крест // Репетитор. - 2006, № 8. - С. 68-70.
  • Ланеўская Г. Крыж Еўфрасіннi // Мастацтва. - 2003, № 2. - С. 49.
  • Петровский Н. Кто же похитил крест Ефросинии? // Эхо планеты. - 2000, № 1. - С. 22-26.

Отрывок, характеризующий Крест Евфросинии Полоцкой

Одно, другое, третье ядро пролетало над ним, ударялось впереди, с боков, сзади. Пьер сбежал вниз. «Куда я?» – вдруг вспомнил он, уже подбегая к зеленым ящикам. Он остановился в нерешительности, идти ему назад или вперед. Вдруг страшный толчок откинул его назад, на землю. В то же мгновенье блеск большого огня осветил его, и в то же мгновенье раздался оглушающий, зазвеневший в ушах гром, треск и свист.
Пьер, очнувшись, сидел на заду, опираясь руками о землю; ящика, около которого он был, не было; только валялись зеленые обожженные доски и тряпки на выжженной траве, и лошадь, трепля обломками оглобель, проскакала от него, а другая, так же как и сам Пьер, лежала на земле и пронзительно, протяжно визжала.

Пьер, не помня себя от страха, вскочил и побежал назад на батарею, как на единственное убежище от всех ужасов, окружавших его.
В то время как Пьер входил в окоп, он заметил, что на батарее выстрелов не слышно было, но какие то люди что то делали там. Пьер не успел понять того, какие это были люди. Он увидел старшего полковника, задом к нему лежащего на валу, как будто рассматривающего что то внизу, и видел одного, замеченного им, солдата, который, прорываясь вперед от людей, державших его за руку, кричал: «Братцы!» – и видел еще что то странное.
Но он не успел еще сообразить того, что полковник был убит, что кричавший «братцы!» был пленный, что в глазах его был заколон штыком в спину другой солдат. Едва он вбежал в окоп, как худощавый, желтый, с потным лицом человек в синем мундире, со шпагой в руке, набежал на него, крича что то. Пьер, инстинктивно обороняясь от толчка, так как они, не видав, разбежались друг против друга, выставил руки и схватил этого человека (это был французский офицер) одной рукой за плечо, другой за гордо. Офицер, выпустив шпагу, схватил Пьера за шиворот.
Несколько секунд они оба испуганными глазами смотрели на чуждые друг другу лица, и оба были в недоумении о том, что они сделали и что им делать. «Я ли взят в плен или он взят в плен мною? – думал каждый из них. Но, очевидно, французский офицер более склонялся к мысли, что в плен взят он, потому что сильная рука Пьера, движимая невольным страхом, все крепче и крепче сжимала его горло. Француз что то хотел сказать, как вдруг над самой головой их низко и страшно просвистело ядро, и Пьеру показалось, что голова французского офицера оторвана: так быстро он согнул ее.
Пьер тоже нагнул голову и отпустил руки. Не думая более о том, кто кого взял в плен, француз побежал назад на батарею, а Пьер под гору, спотыкаясь на убитых и раненых, которые, казалось ему, ловят его за ноги. Но не успел он сойти вниз, как навстречу ему показались плотные толпы бегущих русских солдат, которые, падая, спотыкаясь и крича, весело и бурно бежали на батарею. (Это была та атака, которую себе приписывал Ермолов, говоря, что только его храбрости и счастью возможно было сделать этот подвиг, и та атака, в которой он будто бы кидал на курган Георгиевские кресты, бывшие у него в кармане.)
Французы, занявшие батарею, побежали. Наши войска с криками «ура» так далеко за батарею прогнали французов, что трудно было остановить их.
С батареи свезли пленных, в том числе раненого французского генерала, которого окружили офицеры. Толпы раненых, знакомых и незнакомых Пьеру, русских и французов, с изуродованными страданием лицами, шли, ползли и на носилках неслись с батареи. Пьер вошел на курган, где он провел более часа времени, и из того семейного кружка, который принял его к себе, он не нашел никого. Много было тут мертвых, незнакомых ему. Но некоторых он узнал. Молоденький офицерик сидел, все так же свернувшись, у края вала, в луже крови. Краснорожий солдат еще дергался, но его не убирали.
Пьер побежал вниз.
«Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали!» – думал Пьер, бесцельно направляясь за толпами носилок, двигавшихся с поля сражения.
Но солнце, застилаемое дымом, стояло еще высоко, и впереди, и в особенности налево у Семеновского, кипело что то в дыму, и гул выстрелов, стрельба и канонада не только не ослабевали, но усиливались до отчаянности, как человек, который, надрываясь, кричит из последних сил.

Главное действие Бородинского сражения произошло на пространстве тысячи сажен между Бородиным и флешами Багратиона. (Вне этого пространства с одной стороны была сделана русскими в половине дня демонстрация кавалерией Уварова, с другой стороны, за Утицей, было столкновение Понятовского с Тучковым; но это были два отдельные и слабые действия в сравнении с тем, что происходило в середине поля сражения.) На поле между Бородиным и флешами, у леса, на открытом и видном с обеих сторон протяжении, произошло главное действие сражения, самым простым, бесхитростным образом.
Сражение началось канонадой с обеих сторон из нескольких сотен орудий.
Потом, когда дым застлал все поле, в этом дыму двинулись (со стороны французов) справа две дивизии, Дессе и Компана, на флеши, и слева полки вице короля на Бородино.
От Шевардинского редута, на котором стоял Наполеон, флеши находились на расстоянии версты, а Бородино более чем в двух верстах расстояния по прямой линии, и поэтому Наполеон не мог видеть того, что происходило там, тем более что дым, сливаясь с туманом, скрывал всю местность. Солдаты дивизии Дессе, направленные на флеши, были видны только до тех пор, пока они не спустились под овраг, отделявший их от флеш. Как скоро они спустились в овраг, дым выстрелов орудийных и ружейных на флешах стал так густ, что застлал весь подъем той стороны оврага. Сквозь дым мелькало там что то черное – вероятно, люди, и иногда блеск штыков. Но двигались ли они или стояли, были ли это французы или русские, нельзя было видеть с Шевардинского редута.
Солнце взошло светло и било косыми лучами прямо в лицо Наполеона, смотревшего из под руки на флеши. Дым стлался перед флешами, и то казалось, что дым двигался, то казалось, что войска двигались. Слышны были иногда из за выстрелов крики людей, но нельзя было знать, что они там делали.
Наполеон, стоя на кургане, смотрел в трубу, и в маленький круг трубы он видел дым и людей, иногда своих, иногда русских; но где было то, что он видел, он не знал, когда смотрел опять простым глазом.
Он сошел с кургана и стал взад и вперед ходить перед ним.
Изредка он останавливался, прислушивался к выстрелам и вглядывался в поле сражения.
Не только с того места внизу, где он стоял, не только с кургана, на котором стояли теперь некоторые его генералы, но и с самых флешей, на которых находились теперь вместе и попеременно то русские, то французские, мертвые, раненые и живые, испуганные или обезумевшие солдаты, нельзя было понять того, что делалось на этом месте. В продолжение нескольких часов на этом месте, среди неумолкаемой стрельбы, ружейной и пушечной, то появлялись одни русские, то одни французские, то пехотные, то кавалерийские солдаты; появлялись, падали, стреляли, сталкивались, не зная, что делать друг с другом, кричали и бежали назад.
С поля сражения беспрестанно прискакивали к Наполеону его посланные адъютанты и ординарцы его маршалов с докладами о ходе дела; но все эти доклады были ложны: и потому, что в жару сражения невозможно сказать, что происходит в данную минуту, и потому, что многие адъютапты не доезжали до настоящего места сражения, а передавали то, что они слышали от других; и еще потому, что пока проезжал адъютант те две три версты, которые отделяли его от Наполеона, обстоятельства изменялись и известие, которое он вез, уже становилось неверно. Так от вице короля прискакал адъютант с известием, что Бородино занято и мост на Колоче в руках французов. Адъютант спрашивал у Наполеона, прикажет ли он пореходить войскам? Наполеон приказал выстроиться на той стороне и ждать; но не только в то время как Наполеон отдавал это приказание, но даже когда адъютант только что отъехал от Бородина, мост уже был отбит и сожжен русскими, в той самой схватке, в которой участвовал Пьер в самом начале сраженья.
Прискакавший с флеш с бледным испуганным лицом адъютант донес Наполеону, что атака отбита и что Компан ранен и Даву убит, а между тем флеши были заняты другой частью войск, в то время как адъютанту говорили, что французы были отбиты, и Даву был жив и только слегка контужен. Соображаясь с таковыми необходимо ложными донесениями, Наполеон делал свои распоряжения, которые или уже были исполнены прежде, чем он делал их, или же не могли быть и не были исполняемы.
Маршалы и генералы, находившиеся в более близком расстоянии от поля сражения, но так же, как и Наполеон, не участвовавшие в самом сражении и только изредка заезжавшие под огонь пуль, не спрашиваясь Наполеона, делали свои распоряжения и отдавали свои приказания о том, куда и откуда стрелять, и куда скакать конным, и куда бежать пешим солдатам. Но даже и их распоряжения, точно так же как распоряжения Наполеона, точно так же в самой малой степени и редко приводились в исполнение. Большей частью выходило противное тому, что они приказывали. Солдаты, которым велено было идти вперед, подпав под картечный выстрел, бежали назад; солдаты, которым велено было стоять на месте, вдруг, видя против себя неожиданно показавшихся русских, иногда бежали назад, иногда бросались вперед, и конница скакала без приказания догонять бегущих русских. Так, два полка кавалерии поскакали через Семеновский овраг и только что въехали на гору, повернулись и во весь дух поскакали назад. Так же двигались и пехотные солдаты, иногда забегая совсем не туда, куда им велено было. Все распоряжение о том, куда и когда подвинуть пушки, когда послать пеших солдат – стрелять, когда конных – топтать русских пеших, – все эти распоряжения делали сами ближайшие начальники частей, бывшие в рядах, не спрашиваясь даже Нея, Даву и Мюрата, не только Наполеона. Они не боялись взыскания за неисполнение приказания или за самовольное распоряжение, потому что в сражении дело касается самого дорогого для человека – собственной жизни, и иногда кажется, что спасение заключается в бегстве назад, иногда в бегстве вперед, и сообразно с настроением минуты поступали эти люди, находившиеся в самом пылу сражения. В сущности же, все эти движения вперед и назад не облегчали и не изменяли положения войск. Все их набегания и наскакивания друг на друга почти не производили им вреда, а вред, смерть и увечья наносили ядра и пули, летавшие везде по тому пространству, по которому метались эти люди. Как только эти люди выходили из того пространства, по которому летали ядра и пули, так их тотчас же стоявшие сзади начальники формировали, подчиняли дисциплине и под влиянием этой дисциплины вводили опять в область огня, в которой они опять (под влиянием страха смерти) теряли дисциплину и метались по случайному настроению толпы.

Генералы Наполеона – Даву, Ней и Мюрат, находившиеся в близости этой области огня и даже иногда заезжавшие в нее, несколько раз вводили в эту область огня стройные и огромные массы войск. Но противно тому, что неизменно совершалось во всех прежних сражениях, вместо ожидаемого известия о бегстве неприятеля, стройные массы войск возвращались оттуда расстроенными, испуганными толпами. Они вновь устроивали их, но людей все становилось меньше. В половине дня Мюрат послал к Наполеону своего адъютанта с требованием подкрепления.
Наполеон сидел под курганом и пил пунш, когда к нему прискакал адъютант Мюрата с уверениями, что русские будут разбиты, ежели его величество даст еще дивизию.
– Подкрепления? – сказал Наполеон с строгим удивлением, как бы не понимая его слов и глядя на красивого мальчика адъютанта с длинными завитыми черными волосами (так же, как носил волоса Мюрат). «Подкрепления! – подумал Наполеон. – Какого они просят подкрепления, когда у них в руках половина армии, направленной на слабое, неукрепленное крыло русских!»
– Dites au roi de Naples, – строго сказал Наполеон, – qu"il n"est pas midi et que je ne vois pas encore clair sur mon echiquier. Allez… [Скажите неаполитанскому королю, что теперь еще не полдень и что я еще не ясно вижу на своей шахматной доске. Ступайте…]
Красивый мальчик адъютанта с длинными волосами, не отпуская руки от шляпы, тяжело вздохнув, поскакал опять туда, где убивали людей.

Про судьбу национальной реликвии и предсказание Ванги о том, когда святыня вернется в Беларусь

5 июня верующие отмечают День памяти Евфросинии Полоцкой . Евфросиния (до пострига – Предслава) стала первой женщиной на территории Беларуси, причисленной к лику святых. Ее церковное почитание началось практически сразу после смерти, и сегодня огромное количество верующих ежедневно посещают в Полоцке, чтобы попросить у святой покровительства во всех делах, мира на земле и здоровья себе и близким.

С именем Евфросинии связано и появление важной христианской святыни – золотого Креста, который бесследно исчез 75 лет назад и о возвращении которого на родную полоцкую землю молятся верующие по всей Беларуси.

Какие же интересные факты о Кресте Евфросинии Полоцкой мы знаем?

1. Изготовил его по просьбе преподобной 855 лет назад местный полоцкий мастер Лазарь Богша.

Известно, что у Креста было кипарисовое основание, в которое были заложены частицы святых для каждого христианина мощей: кровь Христова, часть гроба господня и гроба Богородицы, частицы мощей святых Пантелеимона и Стефана, кровь святого Дмитрия.

Украшали Крест лики святых из Нового Завета, для создания которых мастер использовал золото (21 пластина), серебро (20 пластин) и драгоценные камни. Также на Кресте, высота которого составляла почти 52 сантиметра, были сделаны надписи.

2. Один из текстов, помещенных на Крест, содержал слова проклятия в адрес тех, кто посмеет вывезти реликвию за пределы Полоцка.

«… кто изнесет из монастыря да будет проклят святою животворящей троицею и святыми отцами», – говорилось на нем. В то время это было самое страшное проклятие.

3. Хранить Крест Евфросиньи Полоцкой у себя поостерегся даже сам Иван Грозный . Когда в ХІІІ веке смоленские князья захватили Полоцк, они перевезли Крест к себе. Согласно летописям, святыня на русской земле пользовался популярностью – ему поклонялись многие прихожане и верили в его чудотворную силу. В Смоленске же была изготовлена и копия Креста, вероятно, для того, чтобы пользоваться ее при водосвятии.

В XVI веке, после того, как Смоленск был захвачен войсками Василия III , Крест был перевезен в Москву, где хранился в царской казне и при богослужениях использовался редко. Отправляясь в поход на Полоцк в 1563 году, глубоко верующий взял Крест с собой и пообещал, что если он поможет ему вернуть город, то он вернет реликвию на место. Так Крест вновь оказался в Полоцке, сначала в келье преподобной Евфросиньи, затем – в

Памятник святой в Полоцке. Фото Евгении Москвиной

4. Полоцкие монахи как могли берегли святыню. Заказывали копии реликвии, замуровывали его в тайнике во время войны с французами 1812 года…

В середине ХІХ века епископ повез Крест в Москву и Санкт-Петербург, где ему поклонялись верующие с пяти часов утра до десяти часов вечера. А ночью Крест возили по домам местных богачей, где производили обряды водосвятия. Таким способом епископ пытался заработать средства на восстановлении Полоцкой епархии.

5. В 1920 году Крест Евфросинии Полоцкой вместе с другими святынями был конфискован в пользу государства. За ним в Полоцк приезжал известный писатель и историк

Ластовский сделал описание Креста, которое и сегодня вызывает много вопросов.

Так он указал, что Крест был изрядно испорчен. На нем не хватало двух кусков золота, трех эмалей, а вместо драгоценного камня голубого цвета было вставлено стекло. Но самое интересное: историк писал, что основание Креста – дубовое, между тем как доподлинно известно, что оно было сделано из кипариса.

Почему в описание закралась ошибка, и было ли это ошибкой – неизвестно. Однако, основываясь на этом факте, некоторые историки стали выдвигать версии, что Ластовский привез в Минск не настоящий Крест, а одну из его подделок. А оригинал, мол, был где-то надежно спрятан верующими. Но никаких доказательств этой версии нет.

6. Известно что в в 1928 году Крест был передан на хранение в Белорусский государственный музей в Минске, затем перевезен в Могилев, где был спрятан в специльной комнате-сейфе Могилевского обкома партии. В национальном архиве сохранился документ от 21 ноября 1929 года – акт передачи реликвии из Минска в Могилев.

В Могилеве Крест хранился в комнате-сейфе за двумя стальными дверями – бронированной и решетчатой. Его никому не показывали, но в июле 1941 году, после того, как город захватили Крест таинственным образом исчез.

7. Сегодня в Спасо-Преображенской церкви Полоцкого Спасо-Евфросиньевского монастыря хранится копия Креста, выполненная брестским мастером Николаем Кузьмичем и освященная митрополитом Филаретом.

Спасо-Евфросиниевский монастырь в Полоцке. Фото Евгении Москвиной

8. Существует порядка десятка версий того, куда мог исчезнуть Крест Евфросинии Полоцкой. Его и сегодня ищут по всему миру, а в 1991 году к поискам подключился Интерпол. Искали Крест в Германии, полагая, что он был вывезен немцами из захваченного Могилева, в Америке, в фондах Морганов и Рокселлеровском центре, куда он мог попасть после продажи реликвии на аукционе. Но все тщетно.

Есть и версия, что нашу святыню вывезли в Россию вместе с другими ценностями из Могилева, который вот-вот должен был быть захвачен войсками Гитлера. Причем, до конечного пункта его могли не довезти – так как дороги .

Если же он все-таки попал в Россию, почему не значится в фондах ни одного из музеев? А может он хранится, скажем, в Троицко-Сергиевой лавре, как думают некоторые историки?

Хочется верить, что рано или поздно мы получим ответы на все эти вопросы, и наша национальная святыня вернется на родную землю.

Ведь известно, что даже , когда ее спросили про судьбу белорусского Креста Евфросинии Полоцкой, ответила:

«А чего белорусы волнуются? Крест скоро найдется»…

Сегодня мы отправимся по следам одной из главных святынь Беларуси — креста преподобной Евфросинии Полоцкой. Куда же исчез наш главный символ?

Тусклое пламя свечи мягко освещало небольшую каморку. Мастер сощурил подслеповатые глаза и смахнул невидимую пылинку с изделия. Он аккуратно перевернул массивный поклонный крест и осмотрел его. «Хорошая все-таки работа вышла!», – похвалил себя пожилой мужчина. Шестиконечный крест на кипарисовой основе переливался златом и драгоценными камнями… И в этот момент в каморку кто-то вошел.

Это была невысокая пожилая женщина, смиренно и покорно остановившаяся на пороге. Чувствовалось, что ей уже немало лет и только светлый блеск спокойных глаз выдавал ее колоссальную энергию.

– Мир вам, игуменья!

– Храни Господь, мастер Богша!

Лазарь Богша почтительно поприветствовал вошедшую монахиню, а затем подвел ее к столу.

Евфросиния изумленно воззрилась на крест, изготовленный по ее заказу. Вышло даже лучше, чем она думала. Крест был словно живой и от него исходила подлинная божественная энергия. Полоцкая монахиня с трудом подняла тяжелое изделие и перевернула. Искусная работа. Этот Богша и вправду был мастером.

– Воистину, светлую работу вы проделали.

Богша улыбался.

– До сподобы пришлось, значит. Больше такого креста до самого Царьграда не найдете – по их секретам и изготовлен. Святыня!

Игуменья Полоцкая бережно завернула крест в прихваченную ветошь и спрятала за пазуху.

– А не боитесь, матушка? Вдруг как украдут?

Евфросиния терпеливо достала и перевернула крест.

– Но как же это, мастер?

Богша снова прочитал проклятие, которое сам же и выгравировал:

Да нѣ изнесѣться из манастыря никогда же, яко ни продати, ни отдаті, аще се кто прѣслоушаеть, изнесѣть и от манастыря, да не боуди емоу помощникъ чьстьныи кр(е)стъ ни въ сь вѣкъ, ни въ боудщии, и да боудеть проклятъ С(вя)тою Животворящею Троицею и с(вя)тыми отци 300 и 18 семию съборъ с(вя)тыхъ от(е)ць и боуди емоу часть съ Июдою, иже прѣда Х(ри)с(т)а. Кто же дрьзнеть сътвори с[ие], властелинъ или князь, или пискоупъ, или игоумѣнья, или инъ которыи любо ч(е)л(о)в(е)къ, а боуди емоу клятва си. Офросинья же раба Х(ри)с(то)ва, сътяжавъши кр(е)стъ сии, прииметь вѣчную жизнь съ всѣ[м]и с[вятыми].

Виноват, позабыл. Доброго пути вам, матушка.

Евфросиния спрятала крест и перекрестила помещение, а затем неслышно выскользнула в темный апрельский вечер 1161-го года.

Примерно так началась история креста Евфросинии Полоцкой.

Символичная судьба креста Евфросинии Полоцкой

Страдания, которые выпали на долю креста Евфросинии Полоцкой, в полной мере отражают бедствия, затрагивавшие наш народ на протяжении тысячи лет. Крест был изготовлен ювелиром Лазарем Богшей, который владел особым искусством перегородчатой эмали. Эта таинственная техника ведет свое происхождение из самой Византии и в настоящее время утрачена. После освящения крыж хранился в Свято-Преображенской церкви, основанной Евфросинией Полоцкой. Там он находился более 60 лет, вплоть до 1222 года. Во время междоусобных войн его увез из Полоцка смоленский князь Мстислав Давыдович. В Смоленске крест хранился без малого три века.

Затем начинаются странности. В 1495 году с креста снимают первую копию (очень далекую от оригинала, поскольку византийским искусством в то время уже никто не владел). В 1514 году крест святой Евфросинии присвоил себе Московский князь Василий III. «У царя за пазухой» (то есть в личной казне) крест хранился вплоть до восшествия на престол Ивана IV Грозного. Последний же предпринял поход на Полоцк, имея вроде бы как благородное намерение – вернуть крест городу в случае победы. Этакий жест победителя. Полочане прослышали об этом и несмотря на то, что у них было все для надежной обороны, сдали город через 16 дней.

Царь сдержал слово – крест был возвращен городу. В ходе сложных и долгих политических распрей, Стефан Баторий, уже от имени Речи Посполитой, выдвинулся к Полоцку и захватил его в 1579 году. Крест спрятали местные монахи, а затем, когда все успокоилось, перенесли его в Софийский собор. Там он и хранился вплоть до начала интервенции Наполеона под чутким надзором униатов.

Французы заняли Полоцк в 1812 году, но крест к тому времени был замурован в стену, откуда его извлекли только после изгнания «корсиканского людоеда» из Российской империи. Затем реликвия кочевала в Москву и Санкт-Петербург, но впоследствии вернулась в родной Полоцк.

Дальнейшие испытания, связанные с крестом, приходятся на Октябрьскую революцию. В 1921 году он был реквизирован большевиками и… исчез. Находят его только в 1928 году. К 1929 году крест Евфросинии Полоцкой перевозят в Могилев, который должен был стать столицей БССР. Долгое время он выставлялся в Могилевском историческом музее, но посетители столь неистово крестились при виде святыни, что его спрятали в одном из сейфов горкома партии. Фактически, с тех самых пор нашу главную святыню никто не видел…

Хольман небрежно открыл дверь ногой, обмахиваясь платком. Офицеры и солдаты вытянулись и крикнули: «Хайль Гитлер!». Эсэсовец небрежно махнул рукой. Все расслабились. Хольман посмотрел на календарь. 26 июля 1941 года. Жара.

– Ну, что тут у вас?

– Вот-с, господин штурмабаннфюрер, извлекли из спецхрана.

Двое потных солдат поставили перед Хольманом тяжеленный ящик, который характерно звякнул, явно заполненный чем-то металлическим. Один из солдат ловко откинул крышку и перед Хольманом открылось содержимое.

Наряду с кубками, иконами и бусами, в ящике лежал массивный золотой крест, из которого явно выковыривали драгоценные камни. Хольман резко наклонился и извлек крест из груды изделий. Перевернул.

– Хорошая железка, – немец легкомысленно поиграл с ним, как с дубинкой.

– Так точно-с.

– Ювелирная работа. И наверняка старая. Сейчас такого не делают. Советы продолжают удивлять, – Хольман снова хмыкнул. – Что ж, очередное достойное украшение в ожерелье сокровищ Третьего рейха.

Все заулыбались.

– Итак, гауптман, мне пока некогда заниматься разбором этого металлолома. Вы сделайте все по форме – присвойте инвентарный номер, сфотографируйте, опечатайте и телеграфируйте в спецбатальон, который базируется в Минске. Пусть специалисты разбираются. А у нас Москва впереди!

Хольман выпил стакан воды, громко глотая прохладную жидкость и вышел, все так же обмахиваясь платком. Солдаты прокричали вслед «Хайль Гитлер!» и принялись разбирать ящик.

Неизвестно, насколько досконально выполнил распоряжение эсэсовца гауптман вермахта, выполнил ли он его вообще и был ли в тот июльский день вообще кто-то в Могилеве, кто видел подлинный крест Евфросинии Полоцкой…

Куда исчез крест Евфросинии Полоцкой? А главное – когда

Версий, касающихся исчезновения креста Евфросинии Полоцкой и его предполагаемого местонахождения, довольно много. Вспомним основные.

  1. Крест у немцев . Это самая очевидная и официальная версия. В ее пользу говорит то, что у немцев были специальные команды, которые оценивали произведения искусства, обнаруженные на занятых территориях, и решали, что с ними делать и куда их отправлять. Классическим примером деятельности таких зондер-команд стала история с Янтарной комнатой, которая также бесследно исчезла в годы Второй мировой войны. Вполне возможно, что крест действительно был вывезен нацистами, спрятан в какой-то штольне и до сих пор банально не обнаружен и не возвращен. Версия с «эхом войны» всех устраивает и всем приятна, поскольку она самая простая.
  2. Крест у русских . Эта версия растянута не только в пространстве, но и во времени. Во-первых, из-за обилия подделок креста, есть вероятность, что крест Евфросинии Полоцкой находится в России чуть ли не со времен Ивана Грозного! Ведь тот мог вернуть полочанам копию и вообще приказать им молчать, обещая в отместку сжечь город. Затем копию спрятали от Стефана Батория и, пока суть да дело, забыли, что у них хранится дубликат. Крест также мог пропасть во время большевистской разрухи и в Могилев мог быть завезен его «младший брат». Ну и наконец, крест могли эвакуировать в Москву в 1941 – все-таки это была главная святыня тогдашней БССР – где он и остался, и пролежал всю войну в каком-нибудь спецхране. Руководил эвакуацией лично Пантелеймон Пономаренко, который вручил крест самому Сталину. Кроме того, есть версии, что его нашли у немцев и опять-таки тайно вывезли в Москву после окончания войны. Слишком уж много возможных дорожек протянулось в соседнее государство, у которого была масса возможностей присвоить себе крест. Впрочем, никаких явных доказательств и следов креста нет и в России.
  3. Да у нас крест, у нас . Новые, и оттого довольно фантастичные версии, гласят, что крест никогда и не покидал Беларусь. Что подлинник могли спрятать еще в 16-ом веке (ибо специалистов по оригиналу к тому времени не было), либо в 19-ом, либо после революции, либо до вступления немцев в Могилев. И лежит сейчас где-то наша главная святыня и символ, в полном соответствии с поверьем оберегая нашу страну от основных напастей. Ведь считается, что в Беларусь вернется «золотой век» аккурат в тот момент, когда на родину прибудет творение Лазаря Богши. Но если судить глобально, то с Беларусью и так не происходит никаких масштабных катаклизмов, не считая корявого управления финансами и экономикой. Впрочем, в 1100-ые гг. о ценах на нефть, курсе доллара и складах, забитых тракторами никто не слышал, может, он просто «не заточен» оберегать нас от экономических проблем? Мне эта версия представляется ничуть не менее правдоподобной, чем остальные. Вопрос только в том, знает ли у нас кто-либо о местонахождении креста или нет.
  4. Крест у Морганов, в частной коллекции, в США. Если принять на время в качестве рабочей гипотезу о том, что полоцкий крест был вывезен немцами, то возникает вопрос – в чьей зоне оккупации он впоследствии оказался? Ведь он мог попасть далеко на Запад и его захватили американские части. Мало смысля в исторических драгоценностях, они скорее всего передали его командованию, которое либо толкнуло православный золотой крест с молотка, либо приняло его в качестве уплаты репараций и заперло под замок. Возможно, пока пишутся эти строки, кто-нибудь из американских олигархов с гордостью демонстрирует шестиконечную реликвию своим гостям…
  5. Крест уничтожен. Нет, серьезно. Каким-бы элитным не было это изделие, ему уже почти 900 лет! Оно перенесло такое, что и более прочная вещь не устояла бы. Вмуровывание в стену, переезды из города в город, разграбление, попытки разобрать его по камешку, небрежное швыряние и падения. Да и вообще его уже очень давно никто не видел. Последние спецы, которые могли отличить подлинник от подделки, как представляется, умерли в 16-ом веке. С тех пор его мог присвоить кто угодно, чтобы пустить на переплавку и навсегда забыть о святыне одного маленького, но гордого народа.

…Двое мужчин неторопливо прошагали в огромный зал, украшенный барельефами, скульптурами львов, картинами и изысканными занавесками. Шаги их дорогих туфель звонко отдавались в колонном зале и казалось, что даже слышно их нетерпеливое дыхание.

Тот, который был повыше и носил густые черные волосы с пробором, подошел к ничем не примечательной плитке и плавно нажал на нее. В ту же секунду почти половина стены бесшумно отъехала в сторону и мужчины вошли в небольшой, но ловко организованный тайник. Здесь, пронумерованные и спрятанные за пуленепробиваемыми стеклами, хранились редкие экспонаты: черепа, монеты, кубки и копья. Среди них резко выделялся массивный крест со слегка стершейся позолотой. Высокий подошел к нему и извлек крест из-под бронестекла.

– А это точно он? – спросил мужчина с глубокими темными глазами и впавшими скулами.

– Тот самый – крест Евфросинии Полоцкой, православная святыня и символ Беларуси. Вывезен во время Второй мировой войны, переправлен… впрочем, дальше вы знаете.

– Это хорошо, хорошо, – гость бережно принял крест и перевернул его. – О, и надпись присутствует. Это годится.

– Надеюсь, заказчики будут довольны?

– Да, для совершения обряда как раз то, что нужно.

– Умоляю, будьте аккуратны – аналогов этой святыне в мире просто нет. Разве что копье Лонгина и туринская плащаница.

– Оригиналы которых тоже хранятся не совсем там, где все думают, – со зловещей улыбкой произнес гость.

Оба нехорошо рассмеялись.

Учитывая бесплодные поиски креста, которые длились почти полвека, Полоцкой епархией, с благословения Белорусской православной церкви и иерусалимского патриарха Диодора, было принято решение о воссоздании креста Преподобной Евфросинии Полоцкой. Произошло это в 1992 году. А всего через пять лет Н.П. Кузьмич представил результаты своей работы. Копию креста освятил митрополит Филарет и в настоящее время она хранится в Спасо-Преображенской церкви Полоцкого Спасо-Евфросиньевского женского монастыря.

Нам же только остается рассчитывать на то, что подлинник однажды все-таки вернется на белорусскую землю и принесет долгожданный «золотой век». Впрочем, не стоит забывать, что благополучие и процветание зависит и от нас самих, потому что каждый по-прежнему остается кузнецом своего счастья, невзирая на присутствие креста.

Крест Евфросинии Полоцкой

Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая, в миру Предслава, была правнучкой в пятом поколении святого равноапостольного князя Владимира и дочерью князя Полоцкого Георгия Всеславича. С детских лет она была обучена чтению Псалтири и других книг Священного Писания. Любовь к книжному учению сочеталась у нее с усердной молитвой, внешняя красота - с целомудрием и глубокой сосредоточенностью. Слава о её мудрости и красоте распространилась далеко за пределы Полоцкой земли. Многие князья просили руки Предславы, однако все предложения о браке она отвергала. Однажды, узнав, что родители хотят обручить ее с одним из знатных князей, она тайно ушла из дома в обитель, где ее тетя - игумения Романия (вдова князя Романа Всеславича) была настоятельницей. Несмотря на молодость и красоту Предиславы, игумения не испугалась возможного гнева ее родителей и, призвав священномонаха, повелела ему облечь молодую княгиню в иноческий образ с именем Евфросиния.

Юная монахиня стала жить при Софийском соборе, подражая тем самым пребыванию Пресвятой Богородицы в Иерусалимском храме. Здесь она не только изучала книги в библиотеке собора, но и занималась их переписыванием. Вырученные деньги от продажи книг преподобная Евфросиния тайно раздавала нищим.

Однажды в сонном видении святой Евфросинии явился Ангел Господень, который внушил ей основать обитель недалеко от Полоцка в местечке под названием Сельцо. Это видение повторилось еще дважды. С тем же наставлением Ангел явился и епископу Полоцкому Илии. Через некоторое время - это уже было при князе Борисе Всеславиче в 1125 году - епископ Илия с подобающим торжество передал святой Евфросинии Преображенский храм в Сельце для основания при нем женского монастыря. Отправляясь туда, преподобная Евфросиния взяла с собой только свои книги - "все свое имение".

Постепенно, год за годом, Спасо-Преображенский монастырь расширялся, число его насельниц возрастало. Со временем здесь были пострижены в монашество сестры преподобной Евфросинии: родная - Евдокия (в миру Градислава) и двоюродная - Евпраксия (в миру Звенислава). Преподобная учила молодых послушниц грамоте, переписыванию книг, пению, шитью и иным ремеслам, чтобы с юности они знали закон Божий и имели навык к трудолюбию. Основанная святой Евфросинией при монастыре школа способствовала быстрому росту обители.

В 1161 году усердием преподобной был воздвигнут каменный храм во Имя Спасителя, сохранившийся до настоящего времени. Его строителем был мастер Иоанн, который сам пришел к преподобной, наставленный Духом Святым, повелевшим ему принять участие в храмоздательстве. В этот храм преподобная Евфросиния пожертвовала напрестольный крест, украшенный золотом, с частицами мощей многих святых, а также с частью Животворящего Креста Христова.

Местным мастером-ювелиром Лазарем Богшей в 1161 году был изготовлен большой напрестольный крест. Для его создания из Византии были доставлены святые реликвии – частицы мощей греческих святых. Золото и серебро, жемчуг и драгоценные камни отыскались в монастырских и княжеских сундуках. Но главное – был задействован талант удивительного мастера Лазаря Богши. Крест, созданный им, стал не только знаменитой православной святыней, но и непревзойдённым образцом древнерусского эмальерного искусства.

Золотой крест преподобной Евфросинии Полоцкой считается величайшей христианской реликвией. Искусствоведы называют это сокровище непревзойдённым ювелирным шедевром Древней Руси. Но для верующего внешняя красота меркнет перед сиянием тех святынь, которые запечатаны внутри креста. Там хранятся кровь Иисуса Христа и частица Креста, на котором был распят Спаситель.

"Да не изнесется из монастыря никогда же, яко ни продати, ни отдати, аще се кто преслушаеть, изнесет его из монастыря, да не будет ему помощник честный крест ни в сей век, ни в будущий, и да будет проклят Святою Животворящею Троицею и святыми отцами…"

Так гласит надпись на кресте-мощевике, который был заказан игуменьей Евфросиньей Полоцкой в 1161 году. В ту пору это была традиционная форма заклятия, употреблявшаяся в Древней Руси во вкладных грамотах церквам и монастырям. Нарушить заклятие в средние века считалось невозможным.


Крест сделан в 1161 году. Эпоха Древней Руси оставила потомкам много произведений искусства. Чаще всего имена их создателей остаются нам неизвестными, но имя мастера Лазаря Богши относится к редчайшим исключениям. Внизу обратной стороны креста мастер обозначил своё православное имя Лазарь и прозвище Богша. Рука этого ювелира узнаётся в других не подписанных изделиях с перегородчатых эмалью. Лазарь Богша был одним из последних великих ювелиров, которые работали в технике византийской перегородчатой эмали. Потом эту технологию надолго утратили, а возродить смогли лишь в наши дни. Кровь Иисуса Христа и частицы мощей святых привезли ей в дар от византийского Патриарха. Преподобная Евфросиния велела хранить крест в построенном ею соборе в Полоцке вечно и приказала мастеру вырезать на нём самое сильное заклятие-оберег. Надпись на кресте гласит, что каждый, кто осмелится его присвоить, будет проклят Святой Животворящей Троицей. В ту пору не было заклятия мощнее. Согласно надписи на святотатца должен был обрушиться гнев Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа.

Судьба этой исключительной христианской святыни также исключительна. Святыня считалась собственностью Церкви. Со временем, после прославления преподобной Евфросинии, крест стал общенациональным сокровищем всех славян.

В XIII веке он был перевезен захватившими Полоцк смоленскими князьями в Смоленск. После захвата Смоленска Московским князем Василием III реликвию доставили в Москву. В 1563 году крест возвратил в Полоцк Иван Грозный. После перемещался в разные места в зависимости от смены исторических событий. В 1841 году Крест, после пребывания в Москве и Петербурге был доставлен в Полоцк. Крестный ход от Софийского собора в отремонтированный собор Спасо-Евфросиньевского монастыря свидетельствовал, что святая реликвия вернулась на то место, которое определила Кресту игуменья Евфросиния. Здесь православной святыне надлежало находиться почти 90 лет.

В 1921 году крест был реквизирован. В 1928 году директор Белорусского государственного музея выезжал с экспедицией в Полоцк, с целью найти реликвию. Крест был найден в местном финотделе и перевезен в Минск. В те года намечалось перенести столицу Беларуси в Могилев. Туда и попал в 1929 году Крест преподобной Евфросинии Полоцкой - он находился в комнате-сейфе Могилевского обкома и горкома партии.

Началась Отечественная война. 1941 год, в спешке вывозилось оборудование заводов. Музейные ценности, вероятно, не спасали. Крест бесследно исчез. Все дальнейшие усилия его разыскать не дали результата.

Прошли годы. Во время празднования тысячелетия Полоцкой епархии и Православной церкви на Беларуси (1992) было решено всеправославную святыню восстановить. По благословению Иерусалимского Патриарха Диадора II и Патриаршего Экзарха всея Беларуси митрополита Филарета началась кропотливая и ответственная работа. Воссоздать святыню поручили брестскому ювелиру-эмалировщику, члену Союза художников Республики Беларусь Николаю Петровичу Кузьмичу. Была восстановлена утраченная, казалось, навсегда техника перегородчатой эмали. Светскому художнику Николаю Кузьмичу было необходимо, по его словам, преодолеть и обычные человеческие искушения, и пройти духовное очищение. На этом нелёгком пути с ним “были Господь Бог и Евфросиния Полоцкая.”

Поэтому это - символ победы добра над злом, символ единства, потому что победа добра над злом есть результат единства сил добра”.

Прошло пять лет с начала восстановительной работы над святыней. В 1997 году восстановленный древний Крест преподобной Евфросинии Полоцкой был освящен в Свято-Симеоновском соборе г. Бреста, а потом положен в храме Преображения Господнего в Полоцком Спасо-Ефросиньевском монастыре для коленопреклоненных молитв перед им за Церковь, за весь мир и за Отечество.

Крест преподобной Евфросинии Полоцкой. Описание.

Крест 6-конечный, высота 51,8 см., длина верхнего перекрестия 14 см., нижнего - 21 см. Основа из кипарисового дерева, сверху и снизу покрыт 21 золотой пластинкой с драгоценными камнями, орнаментом и 20 серебряными позолоченными пластинками; край передней стороны креста обрамлен ниткой жемчуга. Пластины передней стороны представляют собой иконописную композицию – великий, или расширенный деисус. На верхних концах креста поясные изображения Христа, Матери Божией, Иоанна Предтечи,. В центре нижнего перекрестия - четыре евангелиста, на концах - архангелы Михаил и Гавриил. В нижней части креста, после перекрестия - небесные покровители заказчицы и ее родителей: святая Евфросиния Александрийская, святой великомученик Георгий и святая София. В верхнем перекрестии прикреплен небольшой 4-конечный, а в нижнем - 6-конечный крестики. На обратной стороне креста образы отцов церкви святого Иоанна Златоуста, святого Василия Великого, святого Григория Назианзина (Богослова), апостолов Петра и Павла, святого Стефана, святого Димитрия, святого Пантелеймона. Над каждым образком частично греческими, частично славянскими буквами сделаны надписи.

В середине креста в пяти квадратных подписанных гнездах находились реликвии: кусочки креста Господня с каплями его крови, кусочек камня от гроба Божией Матери, частицы мощей святого Стефана и Святого Пантелеймона, кровь святого Димитрия. Эти святые реликвии были доставлены в Полоцк специальной экспедицией, которую направила в Византию преподобная Евфросиния.

Внизу мелкая надпись с именем автора: “Господи помози рабоу своемоу Лазарю, нареченномоу Богъши, съделавъшему крьстъ сии церкви святого Спаса и Офросиньи”. На боковых торцах креста по спирали в два ряда помещена большая завещательная надпись (перевод на русский): “В год 6669 кладет Ефросинья святой крест в своем монастыре, у церкви святого Спаса. Дерево святое бесценное, обрамление его из золота и серебра, и камни и жемчуг на 100 гривен, а до… 40 гривен, пусть не выносят его из монастыря никогда, и не продают, и не отдают. Если не послушается кто и вынесет из монастыря, пусть не поможет ему святой крест ни в жизни этой, ни в будущей, пусть проклят будет он Святой Животворящей Троицей и святыми отцами… и пусть постигнет его доля Иуды, который продал Христа. Кто осмелится учинить такое… властитель или князь или епископ или игуменья, или другой какой человек, да будет на нем это проклятие. Ефросинья же, раба Христова, которая справила этот крест, обретет вечную жизнь со всеми святыми…”

Создание задуманного стоило такой большой работы и усилий, требовало таких значительных материальных средств, что на боковых пластинах Креста преподобная заказчица благословила выгравировать надпись, чьим старанием, для какой церкви был сделан Крест и сколько это стоило. Знаменитые князья иногда жертвовали для храмов очень дорогие вещи, но равного Кресту Евфросинии Полоцкой не было.

§ 63.3(4Беи) Алексеев,Л.В. Крест - хранитель всея вселенныя / Л.В.Алексеев, Т.И.Макарова, Н.П.Кузьмич. - Мн.: "Вестник Белорусского Экзархата", 1996. С/б

§ 85.113(4Беи) Алексеев,Л.В. По Западной Двине и Днепру в Белоруссии / Л.В.Алексеев.- М.: Искусство, 1974. 1

§ 63.3(4Беи) Асветніцтва і гуманістычныя каштоўнасці Беларусі ў рэтраспектыве часу: да 900-годдзя з дня нараджэння Еўфрасінні Полацкай.- Мн.: Дэполіс, 2002. Ч/з 1

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!