Как называется последовательный звон в колокола. Из истории колоколов и колокольного звона. Целебная сила колокольного звона

ИЗ ИСТОРИИ КОЛОКОЛОВ И КОЛОКОЛЬНОГО ЗВОНА

Голос колокола всегда был и будет понятен "без слов" – ведь он взывает к человеческой Душе. Колоколом созывали народ на вече, специальным "метельным" звоном будили замерзающего, набатным или всполошным – возвещали о всеобщей беде и звали на помощь, торжественным "гласом” приветствовали царей и победителей. Под звон колоколов на Руси протекали все важнейшие события – как в жизни страны, города, села, деревни, так и в жизни отдельного человека: его рождение, венчание, уход в мир иной незримо пронизывали чистые, стройные колокольные звуки. /Скольких заблудших путников и в буквальном, и в переносном смысле спасительный звон вывел на свет Божий!/
* * *
Предшественники колоколов – колокольчики – были знакомы многим народам еще до зарождения (или принятия) христианства. Жрецы Прозерпины в Древних Афинах звонили в колокольчики при освящении и очищении жертв, во время молитв. В Дельфах – при таинстве Вакха. Звонили при похоронах и звоном прогоняли злых духов и тени умерших из домов. У древних евреев небольшие бубенчики пришивались к одежде первосвященника (их звуки были символами божьего слова). /Только в одежде со "звонцами" первосвященник мог "приближаться" к Богу, приносить жертвы и молиться за народ./ В буддийских храмах колокола подвешивали снаружи и внутри, чтобы очистить пространство храма от злых сил. А вот в мусульманских странах в мечетях колоколов не было и нет. /Например, у турок существует поверье, что звон колоколов возмущает покой душ, витающих в воздухе (первое, что сделали турки после взятия ими Константинополя, – разбили колокола./
* * *
Славянское язычество сразу приняло церковный колокольный звон. Колокола в сознании славянских народов стали символом грома небесного, который мог и покарать, и помиловать. /Свадьбы на Руси были немыслимы без поддужных колокольчиков и церковного колокольного звона. Считалось, что звон не только создает праздничное настроение, но и дает молодым здоровье, детей и богатство./
* * *
Первоначально, до появления на Руси колоколов, более общий способ созыва верующих к Богослужению определился к VI веку, когда стали употреблять била, кандии и клепала. /Била и кандии (их иногда еще называют плоскими колоколами – в отличие от тюльпанообразных) – это сперва деревянные доски, а затем и металлические пластины, клепала, – железные или медные полосы, согнутые в полукруг (по тем и другим ударяли специальными деревянными молотками). И только в конце X в. появились колокола.
* * *
Русский церковный звон всегда привлекал внимание своей стройностью, мощью, благообразием. Колокольным звоном традиционно начинается и заканчивается Богослужение в церквях, соборах и храмах. Так было всегда – так происходит и сегодня. Колокола выстраивают свои голоса всегда в каноническом согласии: благовестник, подзвон и зазвон. Даже если голоса колоколов немного расходятся по нотам ("фальшивят") – то все вместе, в едином подборе, колокола словно "воспитывают" друг друга, звучат стройно, как одно целое (волна колокольного звона качается так, словно все это чудо творится не человеческими руками, а само по себе).
* * *
Наш советский народ даже в самые "безбожные" коммунистические десятилетия просыпался и засыпал под колокольный звон – под бой курантов Кремля. Не многие тогда осознавали, что страна Советов "живет" по… колокольному звону. Для нас это были "сигналы точного времени", "голос Москвы" и т.д., но факт остается фактом: каждый день из репродуктора по всей огромной стране раздавался перезвон колоколов.
* * *
До 90-х гг. ХХ в. в России не существовало официальных школ и центров колокольного звона. На Светлую седмицу каждый желающий позвонить допускался на колокольню, а звонарь в это время наблюдал за ребятами, подсказывал, помогал, и если у кого-то из них обнаруживались способности, брал себе в ученики. Революция 1917 г., сбросив колокола вниз, “похоронила” эту традицию. Те храмы, что чудом уцелели, остались "безголосыми".
Примечание. Даже теперь, поднимаясь из руин, множество колоколен пребывает в “молчании”. Так, в Москве к началу III-го тысячелетия насчитывалось свыше 300 приходских церквей, две трети из которых подлежали восстановлению. Колокола же и била имели менее половины, да и то в большинстве своем случайного подбора. К примеру, по Московской области еще совсем недавно наблюдалась и вовсе удручающая картина: редкий храм имел искушенного в своем деле звонаря (на звонницу поднимались самоучки). 90-е гг. ХХ в. по праву можно назвать временем возрождения колокольных звонов в России. Пришло время, когда усилия отдельных энтузиастов, собравшихся вместе, увенчались успехом.
* * *
Русский человек вот "испокон веков" относился к колокольному звону благоговейно, помня о божественном происхождении его звука. Недаром глас колокола, возвещающий о чтении Евангелия, называется благовестом. Он, словно голосом с неба, обрамляет собою всю церковную службу. Мерными ударами в самый большой колокол начинается и завершается Божественная литургия. /Колокольный звон делает человека сопричастным храмовому действу даже тогда, когда тот находится вне стен церкви (собора, храма). Колокол призывает к молитве и действию, заставляя хоть на мгновение забыть о повседневных заботах, проблемах, бедах и вспомнить о Боге./
* * *
Православный звон всегда основывался на строгости и простоте, но никто не запрещает в рамках существующих канонов проявлять творчество (звонарь сам себе и композитор, и исполнитель, и импровизатор). Его задача – так оттенить звон, чтобы сегодня "показать", к примеру, Успение, а завтра – Рождество Богородицы (с помощью разной силы ударов, темпа и ритма передать покой и скорбь, ликование и тревогу). Но первое, о чем должен помнить звонарь, стоя на колокольне, – что он является связующим звеном между храмом и Небом и что церковный звон является равноценным храмовым священнодействием (ведь им начинается и заканчивается Богослужение).
* * *
Традиционно сложились особые виды звона: благовест, перебор проводной (погребальный), звоны будничные, свадебные (разгонные), встречные и, наконец, праздничные, среди которых различают великие, средние, красные и особую форму – трезвон. /Трезвон – наиболее сложный по исполнению, но самый яркий в музыкальном отношении. Он состоит из 3-х частей, соединенных в единое целое (да и само название его происходит от слияния словосочетания "три звона"). Красный звон во все колокола ("во вся тяжкая") поражает своей мощью и красотой на Великие праздники./ У звонарей есть такое понятие – благозвучие. Колокола на звонницы всегда подбирались таким образом, чтобы все вместе они образовывали стройный "звон-хор". Если какой-либо колокол диссонировал с остальными, выпадая из общего строя, он получал меткое прозвище "баран", "беспутный" и, как правило, исключался из звона. Для звонниц обычно подбирают 3 группы колоколов: большие – благовестники, средние – подзвоны и малые – зазвонные колокольчики. Что касается звучания и тональности колоколов, то это зависит от их веса, формы и качества литья: 100 одинаковых колоколов, отлитых на одном и том же производстве, будут звучать по-разному (влияет и температура заливки, и то, как металл остывал).
Примечание. Голос каждого колокола неповторим, и часто им именно по этой причине дают прозвища. Например, колокол-благовестник Ростовского Кремля называется "Лебедь" (он получил это имя за свой гортанный звук), а его сладкоголосый сосед – "Красный" (за бархатистое звучание). Благовестник Кремлевской звонницы носит имя "Медведь" (за свой протяжный, густой бас).
* * *
Русский православный звон значительно отличается от колокольных звонов других конфессий. Если звоны Западной Европы содержат мелодические и гармонические основы (карельон-колокольный орган), то в русских звонах это практически отсутствует. В основе православного звона лежит ритм и характер. Звонарь, благодаря своему внутреннему чутью, чувству ритма, прекрасному знанию звукоряда и владению техникой исполнения, на основе Устава, молитвы и личного мировоззрения, может через колокольный звон передать радость и спокойствие, глубокую скорбь и торжество духовного содержания церковного Богослужения. /В душах верующих, ищущих мир с Господом Богом, церковный колокольный звон возбуждает светлое, радостное и мирное настроение./ В православном звоне заложена дивная сила, глубоко проникающая в человеческие сердца. Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Потому православный колокольный звон служит не только указанием времени Богослужения, но и выражением радости, грусти и торжества. /Отсюда и появились различные виды звона, каждый из которых имеет свое название и значение./
* * *
Православный колокольный звон подразделяется на 3 основных вида:
1) благовест;
2) перезвон, перебор;
3) собственно звон.
Благовест – это размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале Богослужения в храме. /Благовест бывает праздничный, будничный и постный./
Перезвон – это перебор колоколов от самого большого колокола до самого маленького (или наоборот) с различным количеством ударов в каждый колокол. /Существуют 2 основных перезвона: погребальный и водосвятный./
Собственно звон – это характерный ритмический звон с использованием всех основных групп колокольного звукоряда. /К звонам данной группы относятся: праздничный звон (трезвон, двузвон), будничный звон, а также звоны, составленные самим звонарем (последние являются результатом творческой работы и самовыражения звонаря).
* * *
Судьба у колоколов, как и у людей, разная. Встречаются среди них и долгожители (к примеру, и поныне действующий Никоновский колокол 1420 года рождения из Свято-Троицкой Сергиевой лавры).
* * *
Перед установкой на звонницу над колоколом всегда совершают чин освящения: кропят снаружи и изнутри святой водой и читают молитвы. Благословленный и созданный истинными мастерами своего дела колокол обязательно будет жить долго и осенять людей "звучащим" крестом – движущейся одновременно по горизонтали и по вертикали объемной звуковой волной.
* * *
Считается, что с первым ударом звонящего к заутрене колокола пропадает сила всякой "ночной нечисти".
* * *
В Средневековой Европе в такие ночи, как канун Дня Всех Святых и Ночь Праздника Костров (Бельтейн), известная также как Вальпургиева ночь, когда считалось, что ведьмы наводняют округу, деревенские жители звонили в церковные колокола, чтобы удержать ведьм от полета над деревней. Горожане, в свою очередь, тоже бодрствовали и усугубляли шум, гремя горшками, сковородами и звоня во все свои – городские – колокола. /"Ведьмы" на судебных процессах "признавались", что летали по воздуху на шабаши на спинах демонов, но были сброшены на землю, когда в ночи раздавался звук церковного колокола./
* * *
На Руси колокол стал символом государственности и одновременно широкой русской души (наверное, какие-то "струны" русской души находят адекватное отражение в колокольном звоне). Интересно, что русские колокола принципиально отличаются, к примеру, от голландских (в частности, малинских). /Малин – это голландский город, в котором лили прославившиеся своей благозвучностью колокола (отсюда и пошли малиновые звоны). У голландских колоколов более точный, тонированный (как у струны) звук. Русский же колокол, в свою очередь, берет весь аккорд целиком (именно поэтому в одном ударе русского колокола получается очень широкий диапазон звуков).
* * *
Церковный звон – не для концертов. Так было издавна: колокола – это духовное свидетельство всему миру, символ в бронзе, а их звон - символ в звуке. Недаром колокольные звоны называют "голосом Церковным", и этот глас призывает к духовному Возрождению и Покаянию. И негоже церковным колоколам праздно вещать с колоколен (звонари не имеют права даже репетировать на колокольне, звонить внеурочно или для потехи публики). Колокольные звоны свершаются только по церковным канонам: в определенный час, определенным образом. Но есть в году одна неделя, когда (не одновременно с церковной службой) дозволяется звонить вдоволь, на радость всему миру. Это – Пасхальная Светлая Седмица. /Следует помнить, что церковный колокол – это святыня, которую надо оберегать и чтить всегда. Звон – это украшение храма (собора, церкви), и пусть он будетвсегда благолепным./
http://www.tislenko.ru/forum/index.php?topic=3154.0

Различают четыре вида канонических звонов, которые по отдельности или в комбинации составляют все разнообразие православного звона: благовест, трезвон перебор и перезвон. Благовест — одиночные мерные удары в один из больших колоколов click to see more .

Трезвон — собственно сам звон, все, или несколько одновременно звучащих колоколов .

Перебор — по одному удару в каждый колокол от малого к большому с последующим ударом «во вся», чаще это погребальный перебор.

Перезвон — поочередные удары в каждый колокол от большого к малому (без удара «во вся»).

click at this page О благовесте

Как уже отмечалось в предыдущем занятии благовествующие колокола называются благовестниками и они делятся на праздничные/воскресные, будничные и постные. При наличии на колокольне нескольких благовестников звонарь может подчеркивать торжественность богослужения, выбирая колокола-благовестники по весу. Чем больше празднуемое событие, тем больше колокол. Эта закономерность отражается и в названии благовестников.

Праздничный благовестник используется в праздник Святой Пасхи и в двунадесятые праздники. Настоятель Храма может благословить использование праздничного колокола и в иные дни, например, при освящении престола в храме, или престольные праздники. Праздничный колокол должен быть самым большим по весу в наборе колоколов.

Воскресный благовестник используется в воскресные дни и в великие праздники. При наличии праздничного колокола, воскресный должен быть вторым по весу.

Полиелейный благовестник (если в наборе достаточно благовестников) используется в дни, когда совершается полиелейное Богослужение (в Типиконе оно обозначается особым знаком - красным крестом). Это следующий по весу за воскресным колокол.

Будничный (простодневный) колокол используется в будние дни седмицы, а также шестеричные и славословные службы. Соответственно, следующий по весу за полиелейным.

Постный колокол используется в качестве благовестника только в Великий пост. Во все остальные посты звон происходит по обычному циклу.

Если на колокольне недостаточно колоколов-благовестников, то праздничный и воскресный благовестники могут быть представлены одним колоколом, а полиелейный, будничный и постный — другим по определению настоятеля.

О самом звоне, или трезвоне

Собственно звоном называется звучание, когда используют сразу все колокола поочередно, или же несколько колоколов одновременно. Звон во все колокола разделяется на: трезвон, перезвон, перебор.

Трезвон — это звон во все колокола, по своей форме он не ограничен, поэтому звонарь сам выбирает состав используемых колоколов, а также ритмику, динамику и композицию. Трезвон выражает собой христианскую радость и торжество. В нем участвуют обычно все три группы колоколов, каждая из которых имеет свою партию.

По установившейся традиции в трезвоне может участвовать только тот благовестник, который участвовал в благовесте перед началом данного богослужения (меньший можно, но не больший). При исполнении отдельно трезвона обычно выделяют три отрезка: начало (затравка), собственно тре-звон и окончание (концовка). Затравка представляет собой короткий по времени ритмический фрагмент, например, с использованием только зазвонных колоколов, чтобы перейти от благовеста к основному звону. Основная часть звона может совершаться с небольшими паузами в один, два или три приема (стиха, серии). Причем каждый такая серия звона может иметь свою ритмику, темп, динамику и композицию. Между сериями могут быть паузы, либо каждая серия оканчивается аккордом во все колокола одним, двумя, или тремя по порядку серии. Звон в один прием называется просто звон, звон в два приема — двузвон, и звон в три приема — трезвон. Перед вечерней совершается звон в один приём, так как это первая служба дня; перед утреней, поскольку это вторая служба, звон проводится в две серии; перед Литургией — в три серии (стиха). По сложившейся к настоящему времени традиции это правило не соблюдается и звон с трезвоном стали синонимами. В обиходной речи глагол «потрезвонь» означает «просто позвони» без смыслового подтекста дать три серии. А традиция заканчивать серию аккордом превратилась в концовку звона и заключается в троекратном аккорде во все колокола во славу Святой Троице.

Звонить или не звонить сериями и указания по характеру звона определяет и дает настоятель храма. Трезвон должен соответствовать характеру богослужения, праздника или события, при котором идет звон, соблюдая при его исполнении определенную умеренность, избегая различных излишеств. Не принято «ломать» ритм благовестника, нужно выдержать на протяжении всего звона один темп, можно немного ускоряться и замедляться, но основной темп должен быть выдержан. Уставом определяется продолжительность звона в минутах. Например, пятиминутный трезвон, или настоятель говорит: «Звоните подольше».

Схематически структуру звона можно изобразить в таком виде:

БЛАГОВЕСТ ТРЕЗВОН=ЗВОН
3 удара 37 ударов затравка 1-ый прием 2-ой прием 3-ий прием концовка
3*40” 37* 6”=222 20” 20”
2.0 мин. 3,7 мин. 0,3 мин. 3-5 мин. 3-5 мин. 3-5 мин. 0,3 мин.
5-6 минут 10-15 минут

У трезвона есть две разновидности — «красный звон» и «звон в двои». О «красном звоне» можно сказать следующее: в Типиконе встречается выражение: «звон в красных» (Типикон, гл. 49). Красными в старину называли средние (подзвонные) колокола за их приятный голос. Слово красный имеет в церковно-славянском языке значение «красивый, миловидный, прекрасный». Поэтому «красным» именуют трезвон, отличающийся красотой и разнообразием ритмических фигур, создающий ощущение сугубого торжества и ликования. Красный звон обычно бывает при кафедральных соборах, монастырях, лаврах, т. е. там, где имеется большое количество колоколов, в составе которых много больших и средних колоколов. Красный звон обычно совершается несколькими звонарями, когда каждый звонарь н средних колоколах исполняет свою партию. Красный звон уместно применять в Великие Праздники, при особо торжественных и радостных событиях в Церкви.

Звон «в двои» используется вместо трезвона, когда желательно применить трезвон, но правила и характер службы не позволяют трезвонить по-праздничному. Звонят «в двои» ударами в постовой и меньший следующий за ним колокол поочередно с последующим ударом в оба. Такой звон совершается перед малой Вечерней, Литургией Преждеосвященных Даров, после Утрени Великой Среды и в ряде других случаев.

О переборе

Перебор является похоронным, погребальным звоном, который выражает грусть и скорбь об усопшем и символизирует земную жизнь человека от его рождения до смерти и надежу на жизнь вечную. Этот звон совершается медленным перебором колоколов, от самого маленького до самого большого, символизируя собою возрастающую жизнь человеческую на земле, от младенческого возраста до зрелости и возмужалости, а одновременный удар во все колокола означает пресечение земной жизни человеческой смертью, при которой все, что приобретено человеком для жизни сей, оставляется. Звонарь медленно ударяет по одному разу в каждый колокол и «во вся». При переборе удары в колокол обычно совершаются, пока звук от предыдущего удара полностью не прекратится. Здесь спешка не нужна и звонарь должен добиваться особого проникновения путем равномерного увеличения пауз при чередовании ударов (с учетом индивидуального звучания колоколов) и сильного и синхронного удара «во вся». Такой перебор может осуществляться многократно в зависимости от хода процессии по выносу почившего их храма до ворот, либо до места захоронения, но обязательно должен доводиться до конца и заканчиваться ударом «во вся».

Скорбный похоронный перебор может заканчиваться кратким трезвоном, выражающим радостную христианскую веру в воскресение усопшего (хотя в некоторых руководствах по звону указано не совершать при отпевании усопших трезвона). Таким образом, после отпевания, при выносе усопшего из храма, совершается перебор, оканчивающийся трезвоном. При отпевании и погребении иереев, иеромонахов, архимандритов и архиереев совершается несколько иной перебор. Сначала ударяют в большой колокол 12 раз, потом следует перебор, снова 12 раз в большой колокол и снова перебор и т. д. При внесении тела в храм совершается трезвон. По прочтении разрешительной молитвы — трезвон. При вынесении тела из храма, снова указанный перебор, а по поставлении тела в могилу бывает трезвон.

О перезвоне

Перезвон представляет собой печально-торжественный звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько раз), начиная с самого большого и до самого малого. По установившейся традиции в конце перезвона нет удара во все колокола, так называемого «во вся». В богослужебной практике он производится для того, чтобы подчеркнуть важность предстоящей службы или действа и используется, как звон относящийся к Господу Богу.

Перезвон по одному разу в каждый колокол с ударом «во вся» является наиболее печальным и совершается только два раза в году: на Великую Пятницу и в Великую Субботу в день Крестной Смерти Господа и Его вольного погребения. На вечерне Великого Пятка, перед выносом Плащаницы, во время пения «Тебе одеющегося …» полагается медленный перезвон по одному разу в каждый колокол, а по положении Плащаницы посреди храма — тотчас трезвон. На утрени Великой Субботы, начиная с пения «Великого Славословия» и в продолжение всего крестного хода с Плащаницею вокруг храма, полагается перезвон, такой же, как и при выносе Плащаницы, когда же внесут Плащаницу в храм и дойдут с Нею до Царских Врат — тотчас трезвон. Чтобы скорбный звон, относящийся к Спасителю нашему, по манере исполнения не был одинаков с погребальным звоном (перебором) для простых смертных и грешных, людей, перезвон обычно осуществляется более быстрыми и равномерными ударами и символизирует «истощение сил» Господа нашего Иисуса Христа.

Три раза в году на утрени в день Воздвижения Креста Господня, в Неделю Крестопоклонную Великого Поста и в день Происхождения Честных Древ, перед выносом креста из алтаря во время пения «Великого Славословия», бывает перезвон, при котором медленно ударяют по три раза (в некоторых местностях по 1 разу) в каждый колокол от самого большого до малого. Когда же крест вынесен на середину храма и положен на аналой бывает трезвон.

Отождествляют печальные и торжественные моменты в жизни людей. В связи с этим бой колоколов подразделен на две большие категории, имеющие свои особенности.

Собственно звон

По церковным традициям, этот вид звучания производится большим количеством колоколов и разделяется на несколько разновидностей:

  • Трезвон – трехкратные удары во все колокола с короткими перерывами. Трезвон означает радость от большого христианского праздника.
  • Двузвон – колокольный звон во все имеющиеся инструменты, но с двукратным перерывом.
  • Перезвон – множественные удары по каждому колоколу поочередно. Начинают с главного (крупного) и заканчивают самым маленьким. Перезвон повторяется много раз без перерывов.
  • Перебор – начиная с самого маленького колокола, ударяют поочередно во все с длительным перерывом. После последнего удара бьют во все инструменты одновременно. Такой порядок повторяется несколько раз. Чаще всего используется при проведении погребальных мероприятий.

В великий праздник Крещения проводится особый «водосвятный» перезвон. Он совершается с перехлестом в 7 ударов, переходя от большого набата к малому.

При крупных кафедральных соборах, где колокольня располагает множеством различных колоколов, по праздникам проводится «красный» звон. Для его произведения необходимо не менее 5 звонарей.

Самый значимый православный звон получил свое название от несения благой вести. Он созывает всех православных на начало богослужения. Производится благовест ударами в главный колокол по особому порядку:

  • три протяжных, редких;
  • равномерные.

Если на колокольне находится несколько «благовестников», звонарь выбирает их по весу. Чем серьезнее событие, тем тяжелее колокол.

Праздничный – производится в праздник Пасхи. Звонарь бьет в самый большой инструмент. Но праздничный благовест иногда разрешается и при других церковных событиях. Например, освящение престола. Для использования этого типа звона необходимо благословение настоятеля храма.

Воскресный – если имеется праздничный благовестник, то воскресным считается второй по весу.

Полиелейный – применяется для проведения специальных служб.

Будничный – благовестник используется для обозначения ежедневных православных служб.

Постный – совершает удары во время Великого поста.

Разновидности благовестников определяют виды колокольных звонов. Их применение в тот или иной день зависит от определения настоятеля.

На Руси когда-то использовался еще один звон – набат. Это единичные тревожные удары, оповещающие о бытовом скорбном событии: нашествии врагов, пожаре, наводнении или любом другом бедствии.

Мощность колокольного звона настолько сильна, что очищает вокруг себя пространство, насыщает его любовью и добром. Звуковые волны с колоколен распространяются в виде креста, этим объясняется мощный положительный эффект на физическое тело и духовное состояние человека. Доказано, что при помощи колокольных вибраций снижаются вирусные заболевания и приходит в норму психоэмоциональное состояние.

Для лечения и очищения души звон колоколов можно прослушивать в записи на качественных носителях и без использования наушников. Минимум один раз в году рекомендуется наслаждаться живым звучанием.

Получить позитивное влияние можно лишь при условии, что звуки не раздражают человека. Сеанс звукотерапии, даже при живом колоколе, не должен превышать 20 минут.

обладают различными способностями и . Но положительное воздействие зависит от силы веры человека в Бога.

БОУ «Андреевская ООШ»

Колокольные звоны

Журавлева Екатерина

Руководитель: ,

учитель музыки

учебный год

Краткая аннотация проекта

Актуальность проекта обусловлена необходимостью более глубокого изучения культурных традиций русского народа, воспитанию у детей музыкальной культуры, развитию музыкального слуха, а также повышением уровня исследовательской деятельности детей.

Направляющие вопросы

Основополагающий вопрос:

Что такое колокольный звон?

Вопросы учебной темы:

1. Что такое колокольный звон?

2. Какие существуют виды колокольных звонов?

3. Какие бывают колокола?

4. Когда звонят колокола?

5. Работа звонницы и колокольни

6. Значение колокольных звонов

План проекта

Подготовительный этап:

· Подбор информационных ресурсов по теме проекта: энциклопедии, справочники, список научно-популярной и художественной литературы , Интернет-ресурсы

· Подготовка презентации для выявления представлений и интересов школьников

1 этап – Погружение в проект:

* Представление вводной презентации

* Выявление предварительных представлений по учебным вопросам

* Объявление о создании в группе выставки «Колокола»

2 этап – Организации деятельности:

* Совместное планирование исследования и оформления результатов. Выбор формы представления работы.

* Анализ проблемных вопросов по темам исследований, выдвижение гипотез, определение целей исследования

3 этап – Осуществление деятельности:

* Групповая работа по темам исследований: поиск, обсуждение полученной информации

* Представление промежуточных результатов

* Сбор разных видов колоколов для выставки

* Фотографирование детей за работой

4 этап – Презентация:

* Презентация итоговой работы

5 этап – Заключительный

* Подведение итогов работы над проектом.

Мы исследуем

Колокол по своей основной функции - музыкальный инструмент. Кроме того, это - памятник истории и материальной культуры, произведение художественного литья, памятник письменности, механическая система. Все эти аспекты должны стать объектом исследования соответствующих специалистов.

На протяжении многих веков колокола сопровождали своим звоном жизнь народа. Они размеряли течение дней, возвещая время трудиться и время отдыхать, время бодрствовать и время спать, время веселью и время скорби. Они оповещали о грозящем стихийном бедствии и о приближении врага, они созывали мужчин для борьбы с неприятелем и встречали торжественным звоном победителей, собирали граждан для обсуждения важных дел и призывали народ к восстаниям в годы тирании. Звук вечевого колокола был сигналом к народным собраниям в древнерусских феодальных республиках Новгороде и Пскове,- недаром назвал «Колоколом» свой журнал, посвященный борьбе с самодержавием.

ВИДЫ КОЛОКОЛЬНЫХ ЗВОНОВ На сегодняшний день в христианском мире существуют три вида колокольного звона , каждый из которых предъявляет свои требования и к колоколам.

1. Православный звон - в его основе лежат ритм с присущей ему динамикой и взаимодействием тембров. Поэтому в колоколах ценится прежде всего благозвучие (благо-лепие) и богатство тембров, а абсолютное значение основного тона здесь роли не играет. Количество колоколов в звоннице обычно от 5 до 12. Звон осущест-вляется раскачкой языка, к которому предъявляются определенные требования. Благозвучие достигается грамотным подбором колоколов и мастерством звонаря.

2. Католический звон - в его основе лежат одиночные или двойные удары облегченного языка о качающийся или вращающийся колокол, который обычно оснащен противовесом с тем, чтобы центр тяжести проходил через ось вращения. Количество колоколов в звоннице обычно от 2 до 6. По традиции колокола подбираются или отливаются под определенный основной тон с ограниченным количеством обертонов. Отсюда звон сам по себе не так богат и зависит от количества колоколов, а также амплитуды их качания или скорости вращения, поэтому квалификация звонаря особого значения не имеет. В некоторых странах наравне с традиционным звоном практикуется и звон путем раскачки языка.

3. Кариольный звон - в его основе лежит исполнение звонарем мелодий по нотам с использованием набора колоколов, составляющих звукоряд в 2 - 5 полных октав. Звон, как правило, осуществляется клавишным устройством (напоминающим клавиатуру органа). Оно приводит в движение языки или молотки колоколов через механические тяги или электромагнитные приводы. Колокола обычно подтачиваются точно в ноту, при этом стараются убрать лишние обертона и сократить время его звучания до 4 - 5 секунд, иначе это будет мешать исполнению мелодии. Если карильон оснастить автоматическим программным управлением в виде барабана или электромагнитного устройства, то он превращается в куранты.

В церкви различают 4 канонических звона : благовест, перебор, перезвон и трезвон.

Благовест - один из наиболее древних звонов Православной Церкви и называется так потому, что несет Благую, радостную весть о начале Богослужения. Этот звон также оповещает о совершении таинства евхаристии на Литургии и о чтении Евангелия в других службах. Благовест может звучать как самостоятельно, так и в составе других звонов.

Перебор - или погребальный (похоронный, проводной) звон выражает грусть и скорбь об усопшем и состоит из двух частей: непосредственно канонической (как такового перебора) и свободной (трезвона).

Перезвон - более сложный по сравнению с благовестом и перебором. Он состоит также из двух частей: канонической (т. е. самого перезвона) и свободной (трезвона). Классически перезвон представляет собой звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько раз в каждый), начиная с большего и до самого малого (иногда с ударом "во вся"), и так повторяют много раз.

Трезвон - наиболее сложный по сравнению с другими каноническими звонами, но и является наиболее ярким в музыкальном отношении выражением колокольного звона, так как трезвон по своей форме не ограничен церковными уставами и поэтому различен как по составу используемых колоколов, так и имеет разнообразную форму исполнения, ритм, фактуру и инструментовку.

КАКИЕ БЫВАЮТ КОЛОКОЛА?

При многих церквах бывают обычно несколько колоколов, и они различаются между собой величиной и силой звука, и объединяются по этим признакам в три основные группы:

I группа - БАСОВЫЕ

Благовестник

Праздничный

Полиелейный

Воскресный

Постовой

II группа - ТЕНОРОВЫЕ И АЛЬТОВЫЕ (Подзвонные)

III группа - ТРИОЛЬНЫЕ (Зазвонные)

Во многих храмах различаются следующие колокола:

Праздничный

Воскресный

Полиелейный

Простодневный (будничный)

Малый (или пятый)

Колокола бывают разные. Церковные, музыкальные, для домашнего скота, колокольчики для выпускников, для Последнего звонка

https://pandia.ru/text/78/176/images/image005_102.jpg" alt="Колокола Тихвина" width="335" height="301">

https://pandia.ru/text/78/176/images/image007_95.gif" alt="Картинки" width="302" height="251 src=">

Лечение колокольным звоном" отмечает: "Российские исследователи еще в 70-х годах прошлого века установили, что такие недуги, как беспричинное беспокойство, страхи, нервозность и бессонница , прекрасно исцеляются колокольным звоном.

Сделанные (но неоцененные государством) выводы были просто потрясающими. Оказывается, аудиозапись малинового звона успокаивающе действует даже на самых нервных. А прослушивание музыкальных произведений, исполненных на колоколах, излечивает тяжелейшие виды депрессий и других психических заболеваний. Прекрасно излечивает бессонницу и малиновый церковный звон." Очень рекомендует целителям, да и всем людям, заботящимся о своем духовном благополучии использовать колокольный звон!

Вообще, замечено, когда в церкви регулярно используется колокол, то число прихожан увеличивается в 2-3 раза! Лечебное очищающее воздействие такой службы увеличивается тоже в разы!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ефименко по этнографии.., с. 168, 141

2. Израилев колокола и звоны. М., 1884.
3. Оловянишников колоколов и колокололитейное искусство. М., 1912, с. 42-43.

4. Смоленский Ст. О колокольном звоне в России.- Русская музыкальная газета, 1907, № 9-10, 4-11 марта, стб. 265.
5. Энциклопедический словарь юного музыканта. Москва Педагогика, 1985

По сложившимся церковным традициям, колокольный звон подразделяется на две большие группы: собственно звон и благовест.

Первый вид: собственно звон

Собственно звоном церковные служители называют колокольный звон, который производится при помощи всех имеющихся или нескольких церковных колоколов. Такой звон разделяют на несколько разновидностей:
- трезвон;
- двузвон;
- перезвон;
- перебор.

Трезвон совершается при помощи ударов во все . Такие удары осуществляют три раза в три приема. Сначала производят удары во все колокола, затем делают небольшой перерыв, потом опять удар и перерыв, затем опять удар и перерыв. Таким образом, колокольный звон происходит трижды.

При переборе после удара в большой колокол ударяют сразу во все колокола и так повторяют множество раз.

Двузвон – таким звоном называют удары, которые совершают дважды по всем колоколам. При этом звонят в колокола в два приема. Перезвон – это поочередное извлечение звука из колокола, которое начинается с самого большого и заканчивается маленьким.

Перебор представляет собой медленный звон по очереди в каждый колокол по 1 разу, начиная с наименьшего и заканчивая наиболее большим.

Второй вид колокольного звона: благовест

Благовестом церковные служители называют мерные удары в огромный колокол. Такой вид ударов очень хорошо слышно на большом расстоянии. Именно поэтому работники решили использовать этот колокольных звон для созыва народа на .

Благовестом такой звон называли потому, что с его помощью возвещается добрая, благая весть о начале богослужения.

Совершается благовест определенным образом. Сначала церковный служитель производит три медленных и протяжных удара, дожидаясь при этом затухания звука, а затем совершает более мерные удары. При этом ударные воздействия могут отличаться, в зависимости от размера самого колокола. Если он сравнительно большой, они производятся по всему диаметру колокола. Если же он не очень большой, язык колокола просто притягивают веревкой к его краю и при помощи положенной доски совершают удары нажимом ноги.

В свою очередь, благовест разделяется на несколько разновидностей:
- обыкновенный (частый) - такой звон производят при помощи самого большого колокола;
- (редкий) – такой звон выполняют при помощи маленького колокола во время Великого Поста.

Если при храме есть несколько больших колоколов, а это возможно при больших монастырях, кафедральных соборах, лаврах, то большие колокола в зависимости от их назначения разделяют на несколько видов:
- воскресный;
- праздничный;
- будничный (простодневный);
- полиелейный;
- малый.

Пара, которая решила пойти на совершение такого обряда, должна четко осознавать свои намерения и быть искренними друг с другом. Это довольно значимое и торжественное событие. Поэтому к нему следует подойти ответственно и подготовиться заранее, в том числе и морально.

Инструкция

Если у людей, собравшихся соединить друг друга узами брака, нет никаких препятствий провести обряд венчания, можно продолжить подготовку к нему и выбрать храм, в котором пройдет это событие. К выбору храма обычно приступают заблаговременно: за две-три недели до самого обряда. Это делается для того, чтобы служители располагали временем на объяснения процесса прохождения обряда венчания, определения места расположения приглашенных гостей, возможность съемки венчания на фотоаппараты и видеокамеры.

При организации данного мероприятия будет предоставлена возможность самой будущей супружеской паре выбрать себе священника, который проведет обряд. Выбор можно будет сделать из числа священнослужителей храма, в котором пройдет венчание, либо это может быть

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!