Картотека сюжетно ролевых игр. Средняя группа. Картотека сюжетно-ролевых игр по формированию экологических представлений для детей среднего дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра в средней группе «Салон красоты

В жизни детей 4–5 лет сюжетно-ролевая игра продолжает развиваться и занимает ведущее место. Ребенок с увлечением выстраивает сюжеты, стремится к проигрыванию самых разнообразных ролей, становится более инициативным. Возросшие возможности позволяют ему выбирать тему и намечать замысел игры, обустраивать игровое пространство при помощи предметов, использовать в игре различные атрибуты. Педагог направляет свои усилия на обогащение ролевого поведения и взаимоотношений детей в игре, которые проявляются через диалог и игровое действие.

Воспитатель побуждает детей к планированию, то есть к созданию элементарного замысла, который будет воплощен в игре; учит их описывать сюжетные события, очерчивать (называть) круг действующих лиц (персонажей) в игре, раскрывать их взаимодействие.

Традиционные сюжеты
Любимыми сюжетами у детей 4–5 лет остаются игры в больницу и в магазин, в которых ребятам наиболее легко воплотить свой жизненный опыт. Педагог, вводя в игру новые роли, помогает расширить представления детей об игровом образе, о разнообразии ролей и ролевого поведения. Например, в игре в магазин шоферы, привозящие в магазин продукты, могут одновременно выступать и в роли грузчиков, могут менять свои роли на другие, например, на роли кладовщиков, работающих на складе. Дети, исходя из своего жизненного опыта, могут проигрывать различные ситуации, происходящие в медицинских кабинетах, так как каждый из них хотя бы раз побывал в поликлинике.

Как подготовить детей к игре?
Осваивая новые сюжеты, роли и игровые действия, ребенок обогащает игру новым содержанием, и, следовательно, она будет оставаться для него интересной. Воспитателю крайне важно поддерживать этот интерес, содействуя обогащению жизненного опыта, предоставляя ребенку время и место для игры, стимулируя его творческую активность. Обогащению игровых сюжетов способствуют экскурсии и целевые прогулки, рассказы о профессиях, тематические беседы, дидактические и театрализованные игры, показ иллюстраций. Все эти формы взаимодействия взрослого с ребенком становятся содержанием предварительной работы, которая подготавливает детей к игре.

Предварительная работа должна быть целенаправленной, педагогически емкой, многогранной, что позволит охватить целиком используемую в игре тему. В такого рода работе задействованы все способы и формы взаимодействия взрослого с ребенком в педагогическом процессе детского сада; в ней как ни в какой другой работе видно взаимодействие и взаимопроникновение различных видов детских игр. Игра вбирает в себя все, что происходит в жизни ребенка.
1.Целевые прогулки и экскурсии позволят педагогу поближе познакомить детей с деятельностью взрослых, дадут им возможность побеседовать с представителями данной профессии, удовлетворить интерес малышей. Добиваясь намеченной цели, мудрый педагог превратит экскурсию в увлекательное путешествие.
2.Рассказы о профессиях заинтересуют ребят живыми образными сравнениями, дадут пищу для воображения. Если снабдить такой рассказ иллюстрациями, то у детей возникнет желание познакомиться поближе: применить или изготовить подобные инструменты, произвести действия. Можно воспользоваться книгой серии «Школа семи гномов» «Какие бывают профессии» Увлекают детей и придуманные воспитателем рассказы, специально нацеленные на то, чтобы воспроизвести какую-либо ситуацию, рассказать о событии («Как я побывала в аэропорту», «Как девочка потерялась на вокзале», «Как я была в новом магазине» и др.). Эти рассказы, идущие от лица значимого для ребенка взрослого, обеспечивают свежесть восприятия и вызывают веру в подлинность события.
3.Тематические беседы призваны прояснить представления детей о той или иной игровой (жизненной) ситуации, их мнение относительно какого-либо сюжета. Педагог вовлекает ребят в диалог и наводящими вопросами вызывает их речевую активность. Беседа по какому-либо сюжету позволяет показать модели замыслов игры и их развитие: «Знаешь, обычно доктор сначала раскладывает инструменты, а потом вызывает больных», «Когда шофер поставил машину в гараж, что он мог обнаружить?»; «Как лучше начать игру? Подумай, где будет место для аэродрома?»
4.Дидактические игры помогут детям научиться игровым действиям и поведению (взвешивать товар, ремонтировать машину, выслушивать пациента, определять качество товара), а также соблюдать правила в игре, быть организованными, проявлять лидерские качества. Для проведения дидактических игр вам понадобятся различного рода предметы, которые можно найти в разделах «Игровые наборы», «Инструменты и оружие», «Наборы посуды»,
5.Театрализованные игры научат детей обыгрывать готовые сюжеты, понимать и воплощать в действии игровой план, быть выразительным в роли. В создании интерьера для проведения театрализованных игр вам поможет специальные наборы мебели.
6.Иллюстрации будут дополнять все увиденное и услышанное детьми до этого. Дети увидят в них массу деталей, которые можно спокойно рассмотреть и которые они до этого не замечали. Яркие краски иллюстраций вызовут эмоциональные переживания, вызовут желание подражать действиям изображенных персонажей. Различного рода иллюстрации и плакаты вы найдете в разделе «Наглядно-дидактические пособия».

Я подобрала сожетно-ролевые игры из различных источников и оформила небольшую картотеку, которую удобно использовать в работе.












«Кукла Катя в овощном магазине»

Цель: Учить узнавать и различать овощи и фрукты по внешнему виду; учить выполнять простейшие действия с предметами. Вызвать интерес от совместной игры.

Оборудование: Кукла Катя, муляжи овощей и фруктов.

Ход игры:

Воспитатель говорит детям, что кукла Катя собирается в магазин за продуктами, но она не хочет идти одна, потому что ей нужно купить много продуктов. Она хочет приготовить овощной салат и сварить компот. Потом выбирает из детей помощников для куклы. «Возьмите сумку и «отправляйтесь». Складывайте в сумку овощи и фрукты. Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры.

«Кукла Катя варит суп»

Цель: Формировать представление о том, что из овощей варят суп, расширить знания об овощах. Вызвать положительные эмоции от игры.

Оборудование: Муляжи овощей, игрушечная посуда, кукла.

Ход игры:

Воспитатель предлагает вспомнить, как дети ходили в магазин за овощами. И предлагает вместе с куклой Катей приготовить овощной суп. Все действия должны проговариваться. После приготовления супа, воспитатель предлагает его попробовать.

«Теремок»

Цель: Пополнять знания о повадках и характерных признаках животных. Учить выбирать роль, сопровождать ее речью и действиями, развивать сюжет игры.

Оборудование: Большая корзина, мягкие игрушки – зверюшки, модули, детская мебель (стол, стулья), самовар, салфетки, игрушечная посуда, угощение для детей.

Ход игры:

Дети вместе с воспитателем находят в группе корзину, накрытую красивым платком. По предложению воспитателя снимают платок с корзины и достают из неё мягкие игрушки.

Воспитатель: Дети, кто-то нам принёс игрушки, давайте мы поиграем в сказку. Давайте рассмотрим, что это за игрушки и поиграем в сказку «Теремок». Чтобы играть в эту сказку, нужно построить теремок. У нас есть разноцветные модули, давайте построим теремок из них. Воспитатель вместе с детьми строят теремок. Перед теремком ставятся детские стулья по количеству играющих. Любуются на свою работу. Воспитатель: Хороший теремок получился? Дети: Да!

Воспитатель: А теперь мы должны решить , кто, кем в сказке будет. Я буду мышкой – норушкой! Затем идет распределение ролей между детьми и все начинают объигрывать сказку.

«Строим дом»

Цель: Пополнять знания детей о профессии строителей. Научить детей сооружать постройку несложной конструкции. Воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе.

Оборудование: Крупный строительный материал, машины, подъемный кран, зверушки для обыгрывания постройки.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется? (дом) ». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться зверушки.

В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.

«Зоопарк»

Цель: Расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании. Расширить словарный запас детей. Воспитывать любовь, гуманное отношение к животным.

Оборудование: Игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного материала), билеты, деньги, касса.

Ход игры:

Воспитатель сообщает детям, что в город приехал зоопарк, и предлагает сходить туда. Дети покупают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там рассматривают животных, рассказывают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обращать внимание детей на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.

«Игрушки у врача»

Цель: Расширять знания о профессии доктор. Учить детей ухаживать за больными. Воспитывать в детях внимательность, чуткость. Расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура».

Оборудование: Куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.

Ход игры:

Воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра (сначала доктор – это воспитатель), остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием.

К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания.

Попадая на прием, игрушки рассказывают , почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру.

Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.

«Поможем Зайчику ухаживать за цветком»

Цель: Продолжать формировать бережное отношение к растениям, учить последовательности ухода за растением. Вызвать положительные эмоции от совместной игры.

Оборудование: Лейка, игрушечный зайчик, комнатные растения

Ход игры:

Воспитатель: «Дети, посмотрите, зайчик сидит. Давайте с ним поздороваемся. А что у зайчика в руках? (лейка). Зачем Зайка тебе лейка? Зайка: Посмотрите, какие у вас на подоконнике цветы. Это наши друзья. А вот как за ними ухаживать я не знаю?

Воспитатель: Давайте поможем Зайчику. Все цветы любят воду, без воды они погибнут, завянут. Поэтому очень важно вовремя их поливать, удобрять, протирать листочки слегка влажной тряпочкой. Делать это нужно очень осторожно, чтобы не повредить цветок. Дети совместно с воспитателем выполняют эту игру-задание, а затем любуются цветами - какие они свежие и красивые.

Сначала в игре используют игрушку зайчика, а потом роль зайца могут выполнять дети.

«Волшебный колокольчик»

Цель: Формировать интерес и творческие способности детей. Развивать ролевой диалог. Предоставить детям возможность «превращаться» в животных при помощи «волшебного» колокольчика. Вызывать интерес к сказкам.

Оборудование: Колокольчик, шапочки-маски.

Ход игры:

Воспитатель интересуется у детей их отношением к сказкам и предлагает пройти в сказочный лес. Педагог обращает внимание детей на панно с изображением леса и предлагает вспомнить сказочных героев. Которые живут в лесу («Колобок», «Теремок», « Заюшкина избушка»).

Затем воспитатель делает вид , что находит «волшебный» колокольчик с его помощью можно превратить детей в зайчиков. Колокольчик позвени! Детей в зайчишек преврати! Детям надеваются шапочки-маски. Воспитатель выражает удивление по поводу появления «зайчишек». Любуется их длинными ушками и хвостиками.

Предлагает «зайчатам» поиграть. Аналогичным образом дети превращаются в мишек. Дети показывают движения медведя. Воспитатель предлагает детям по желанию показать еще какое-нибудь животное.

Затем спрашивает: «Дети, а как одним словом называются все эти животные?» (Дикие животные) Затем колокольчик звенит, и дети превращаются в самих себя.

«На птичьем дворе»

Цель: Продолжать учить узнавать и называть домашних птиц, их повадки, кто как кричит. Воспитывать заботливое отношение.

Оборудование: Игрушки: петух, утка, гусь, курица, аудиозаписи, картинки с изображением домашних птиц.

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, мы с вами попали в деревню Простоквашино на птичий двор. Посмотрите сколько здесь домашних птиц. Кто это? А как она кричит? Давайте все превратимся в птицу (гусь, курица, петух и тд.) Мы с вами их покормим.(В этой игре можно использовать маски птиц).

«Воробьиха и воробушки»

Цель: Развитие у детей способности принять на себя роль птиц. Вызвать положительные эмоции от игры.

Ход игры:

Воспитатель в роли воробьихи говорит: «У меня есть крылышки. Вот они, смотрите. Взмахну крылышками и лечу высоко, даже выше домов летать могу. А вот мой клювик. Я им зернышки клюю, водичку пью. Очень люблю есть хлебные крошки и червячков. Живу я на дереве с другими воробьями.

А знаете, что я люблю больше всего делать?

В луже купаться и чирикать: чик-чирик, чик-чирик, чик-чирик.

Целый день летаю и чирикаю, ищу своих деток.

Хочу, чтобы прилетели ко мне мои воробышки.

Чик-чирик, чик-чирик, воробышки, где вы?

Отзовитесь, почирикайте. Я жду».

(Если дети не отреагируют на предложение воспитателя, то можно сказать, что воробышки не слышат маму-воробьиху, далеко улетели).

Затем педагог спрашивает, кто хочет быть воробышком.

«Кошка с котятами»

Цель: Развитие у детей способности принять на себя роль животного. Вызвать положительные эмоции от игры.

Оборудование: Предметы-заместители, игрушки.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям поиграть. «Я буду кошкой. У меня пушистая шерстка и мягкие лапки (показывает).

У меня длинный хвост и маленькие ушки (показывает воображаемый хвост, а потом ушки). Я люблю лакать молочко, сметану.

Обожаю ловить мышек. Больше всего на свете я люблю играть с клубочками из ниток или с мячиком. Закатится мячик под стул, а я достаю лапкой. Давайте вы будите моими котятами.

Когда ребята войдут в образ котят, воспитатель говорит: «Котята, покажите ваши ушки. А хвостики у вас есть? (воображаемые) А что вы любите кушать? Как вы любите играть? Как вы мяукайте?».

Затем воспитатель обязательно должен похвалить детей. Угостить котят молочком, используя вымышленные чашечки (ладошки вместе), приговаривая: «Этому котенку налила, и этому налила, и этого котенка не забыла. Котята, посмотрите на этого котенка.

Правда, он рыженький? Угощайся, Рыжик, молочком».

Завершить игру можно так. Воспитатель говорит, что мама кошка была в игрушечном магазине и принесла вам подарки. «Бегите ко мне, буду подарки раздавать. Ну, вот, всем раздала. Можно всем заняться делом. Потом пойдем гулять».

«Ветер и листочки»

Цель: Развивать у детей способности принять на себя роль неодушевленного предмета. Воспитывать любви к природе.

Оборудование: Листики.

Ход игры:

Воспитатель предлагает поиграть: «Будем играть в ветер и листочки? Я - веселый ветер, а вы - красивые листочки».

Детям можно предложить взять в руку по листику, можно украсить листиками одежду детей. «Какие красивые листочки!» - приговаривает воспитатель, украшая детей осенними листьями. Все «нарядились», можно играть».

Во время игры воспитатель все свои слова сопровождает показом.

Дети ориентируются на его слова и действия.

«Маленькие листики тихо сидят на своих веточках (дети и воспитатель сидят на корточках)».

«Вдруг веселый ветер прилетел. Как дунет - фу-фу-фу!

Листочки проснулись, глазки открыли, полетели (дети двигаются по игровой площадке , кто кружится, кто бегает, кто просто ходит)».

«Ветер улетел, листочки успокоились, опустились (дети и воспитатель останавливаются, присаживаются)».
Картотека сюжетно-ролевых игр (средняя группа)

Воспитатели: Былкова Е.В.

Осипова Н.П.

Темы:

1.Зоопарк

2.Детский сад

4.Банный день

5.Большая стирка

6.Автобус (Троллейбус)

8.Магазин

10.Строим дом

11.Парикмахерская

12.Скорая помощь

13.Ветеринарная лечебница

14.Поликлиника

15.Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет

16.Путешествие по городу


  1. Зоопарк
Цель: расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей.
Оборудование: игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного материала), билеты, деньги, касса.
Ход игры : воспитатель сообщает детям, что в город приехал зоопарк, и предлагает сходить туда. Дети покупают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там рассматривают животных, рассказывают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обращать внимание детей на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.

  1. Детский сад
Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в детский сад.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на роли Воспитателя , Няни, Музыкального руководителя. В качестве воспитанников выступают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимоотношениями с детьми, помогают им найти выход из сложных ситуаций.

  1. Семья
Цель. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми.
Игровой материал . Кукла - младенец, атрибуты для оборудования домика, кукольная одежда, посуда, мебель, предметы-заместители.
Ход игры.

Игру воспитатель может начать с чтения художественного произведения Н. Забилы «Ясочкин садик», одновременно в группу вносится новая кукла Ясочка. После чтения рассказа педагог предлагает детям поиграть так, как Яся, помогает приготовить игрушки для игры.

Затем воспитатель может предложить детям пофантазировать, как бы они играли, оставшись дома одни.

В последующие дни воспитатель вместе с детьми мо жет оборудовать домик на площадке, в котором будет жить Ясочка. Для этого нужно убрать в домике: помыть Пол, повесить шторы на окна. После этого педагог может побеседовать в присутствии детей с родителями недавно переболевшего ребенка о том, чем он болел, как мама и папа заботились о нем, как лечили его. Также можно провести игру-занятие с куклой («Ясочка простудилась»).

Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно поиграть в «семью», наблюдая со стороны за игрой.

При последующем проведении игры педагог может внести новое направление, предложить детям поиграть, как будто бы у Яси день рождения. Перед этим можно вспомнить, что делали дети, когда у кого-то в группе праздновался день рождения (дети по секрету готовили подарки: рисовали, лепили, приносили из дому открытки, мелкие игрушки. На празднике поздравляли именинника, играли в хороводные игры , плясали, читали стихи). После этого педагог предлагает ребятам на занятии по лепке слепить бублики, печенье, конфеты - угощение, а вечером отпраздновать день рождения Ясочки.

В последующие дни многие дети уже могут в само стоятельных играх с куклами развивать различные вари анты празднования дня рождения, насыщая игру собственным опытом, приобретенным в семье.

С целью обогащения знаний детей о труде взрослых воспитатель, предварительно договорившись с родителями, может дать детям поручение помочь дома маме и приготовлении еды, в уборке комнаты, в стирке, а по том рассказать об этом в детском саду.

Для дальнейшего развития игры в «семью» педагог выясняет, у кого из детей есть младшие братья или сестры. Можно детям прочитать книгу А. Барто «Младшим брат» и рассмотреть в ней иллюстрации. В группу воспитатель приносит новую куклу-младенпа и все необходимое для ухода за ней и предлагает детям представить, как будто у каждого из них есть маленький братик или сестричка, рассказать, как бы они помогали маме ухаживать за ним.

Воспитатель может также организовать игру в «семью» на прогулке.

Игру можно предложить группе детей из трех чело век. Распределить роли: «мама», «папа» и «сестра». В центре внимания игры кукла-младенец «Алеша» и новая кухонная посуда. Девочкам можно предложить убрать в игровом домике, переставить мебель, выбрать поудобнее место для «Алешиной» колыбели, постелить постель, перепеленать малыша, уложить его спать. «Папу» можно отправить на «базар», принести траву - «лук». После этого в игру воспитатель может включить и других детей по их желанию и предложить им роли «Ясочки», «друга папы - шофера», который может отвезти всю семью в лес отдыхать, и т. д.

Воспитатель должен предоставлять детям самостоятельность в развитии сюжета, но также внимательно следить за игрой и умело использовать ролевые взаимоотношения детей для укрепления реальных положительных взаимоотношений между ними.

Закончить игру воспитатель может предложением идти (всей семье обедать в группу.

Сюжет игры в «семью» воспитатель совместно с детьми может постоянно развивать, переплетая с играми в «детский сад», в «шоферов», «мамы и папы», «бабушки и дедушки». Участники игры в «семью» могут отводить своих детей в «детский сад», принимать участие в (утренниках», «днях рождения», чинить игрушки; «мамы и папы» с детьми в роли пассажиров отправляться в автобусе на загородную прогулку в лес, или «шофер» отвозить на «скорой помощи» маму с заболевшим сынишкой в «больницу», где его принимают, лечат, ухаживают, и т. д.


  1. Банный день
Цель . Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей любви к чистоте и опрятности , заботливо го отношения к младшим.
Игровой материал . Ширма, тазики, ванночки, строительный материал, игровые банные принадлежности, предметы-заместители, кукольная одежда, куклы.

Цель – познакомить детей с вариантом сюжетно-ролевой игры «На день рождения к бабушке»

Задачи:
1. развивать у детей интерес к игре.
2. воспитывать дружеские взаимоотношения между играющими в ходе игровой деятельности.
3. Закрепить знания о домашних животных и профессиях.
4. Воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к старшим.
5. Активизировать и пополнять словарный запас детей.

Рекомендуемая предварительная работа:
Беседы на этикетные темы;
Разучивание песен и стихов;
Чтение художественной литературы а на тему день рождения: К.И. Чуковский «Муха-цокотуха»;
Обсуждение впечатлений детей о праздновании дня рождения в семейном кругу.

Демонстрационный материал и оборудование: мультимедиа для показа слайдов с картинками животных и видеописьма от бабушка, товар для магазина, элементы ряженья, стулья для автобуса, руль, касса, билеты, фишки — монетки, заправочная станция.

Ход игры:

1. Эмоциональный настрой
Под музыку дети, взявшись за руки входят в зал. И встают полукругом.
Воспитатель: Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
Доброе утро!
— Доброе утро
Солнцу и птицам!
— Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!

Слышится звук смс-сообщения

Воспитатель: Ребята кажется нам пришло видео письмо. От кого же оно? Вы хотели бы знать? Тогда давайте присядем на стульчики и посмотрим. Внимание на экран.

Видео-письмо от бабушки.

Бабушка: Дорогие мои деточки, у меня сегодня День рождения, и я приглашаю вас на свой праздник. Приезжайте, буду очень, очень вас ждать.
Воспитатель: Ребята, вы хотите поехать на день рождение к Бабушке? Ну вот и хорошо. Но прежде чем отправиться в гости, давайте вспомним, с чем ходят на день рождения?
— Но где же нам взять подарки? (купить в магазине, сделать своими руками)
— Правильно, самый лучший подарок, сделанный своими руками, но у нас нет времени сделать его, поэтому мы отправимся в магазин.
Воспитатель — Кто в магазине всё продаёт? (Продавец)
Воспитатель — Как называются люди, которые покупают? (Покупатели)
Звучит объявление) «Внимание, внимание. В нашем городе открылся новый магазин подарков. Здесь вы можете приобрести подарки для друзей и близких».
— Как кстати, ребята, давайте посетим новый магазин и купим подарок бабушке.

Распределение ролей: А кто сегодня у нас будет продавцом? Таисия занимай своё рабочее место. Но, а мы с вами ребята будем кто? — покупатели. Ну, что ж вперёд в магазин за подарком для бабушки.
Воспитатель: Ребята, проходите к витрине, рассмотрите товар.
Ребёнок: Вам продам любой товар,
Упакую целлофан.
О товаре расскажу,
Что купить Вам, предложу!
Воспитатель: Как вы думаете, что можно приобрести бабушке в подарок (предложения детей)

Выбор подарка

Воспитатель: Подарок выбран, теперь можем отправляться в гости к бабушке. Уважаемый продавец мы приглашаем вас поехать с нами.
Ребята бабушка живёт далеко и нам придется отправиться к ней на каком-нибудь транспорте, какие виды транспорта вы знаете? (машины, троллейбус, поезд, самолет)
А вы не против отправиться к бабушке на автобусе, но где же мы его возьмем? (нужно его построить). Верно, мы его построим из стульев.

Дети и воспитатель дружно строят автобус.

Воспитатель: Какой хороший получился автобус! Ребята, — Молодцы. Но прежде чем автобус отправится, нам нужно купить на него билеты. Скажите где их можно приобрести?
Ребята, а приобрести билеты мы можем в кассе, а продаёт их там кассир.

Распределение ролей: А кто сегодня у нас будет кассиром и водителем автобуса? Вероника и Саша занимайте свои рабочие места. Но, а мы с вами ребята будем кто? — пассажиры. Ну, что ж вперёд в кассу за билетами. (покупая билет дети должны отсчитать фишки заданного числа). Билеты куплены. Уважаемый кассир мы приглашаем вас с нами поехать на день рождения к бабушке. Пора отправляться.
Занимаем свои места в автобусе. Водитель готов к поездке?Поехали. (Все рассаживаются и поют песенку «Мы в автобусе сидим… »)
Воспитатель: Водитель Саша, а всё ли у нас в порядке с автобусом мы едем очень долго, не заканчивается ли у нас бензин? Ребята, а кто знает, где заправляют машины бензином? А по моему мы сейчас будем мимо неё проезжать. Предлагаю остановиться.
Давайте сразу проверим автобус на исправность и поможет это сделать нашему водителю работник СТО.

Распределение ролей: А кто будет работником СТО? Серёжа и Кирилл занимайте свои рабочие места. Заправляйте автобус, ремонтируйте его для дальнейшей поездки.
Ребята смотрите недалеко от дороги – ферма. Пока автобус заправляется, хотите сходить туда. Кто главный на ферме, кто нас встретит. (фермер)

Презентация фермы

Распределение ролей: А кто будет фермером? Данил занимай своё рабочие место и встречай гостей.
Воспитатель: Здравствуйте фермер. Мы хотели бы посмотреть какие животные у вас живут на ферме.
Ребёнок: Я просто так не покажу. Сначала отгадайте загадки.
Воспитатель: загадывает загадки о домашних животных.

Раздаётся сигнал автобуса

Воспитатель: Ребята кажется наш автобус готов продолжать путь дальше. Уважаемый фермер спасибо вам за экскурсию. Мы приглашаем вас с нами поехать на день рождения бабушки.
Ребёнок: А можно я тоже ей возьму подарок. (достаёт из под курицы и складывает в корзинку яйца)

Подходят к автобусу.

Ребёнок: Мы можем ехать дальше
Воспитатель: Занимаем свои места в автобусе. Водитель готов к поездке? Поехали. (Все рассаживаются и поют песенку «В машине… »)
Воспитатель: Вот мы и приехали. Ребята, смотрите, нас встречает любимая бабушка.
Бабушка: Здравствуйте, мои дорогие, мои любимые. Я очень рада, что вы приехали ко мне на день рождения.
Вместе — Здравствуй бабушка. С днём рождения!
Воспитатель: Бабушка, дети приготовили тебе поздравления. Присядь на стульчик и послушай.

Дети рассказывают стихи и дарят подарок.

Воспитатель – Ребята, а без чего ещё не обходится празднование дня рождения? Без игры каравай. Водят каравай вокруг именинницы, танцуют.
Бабушка: Спасибо вам, ребята за добрые слова, за подарки. Я приготовила для вас угощения. И приглашаю в дом.

Дети под музыку вместе с бабушкой уходят в группу для продолжения игры.

Ольга Османова

Сюжетно-ролевая игра «Ателье»

Тип деятельности : Социализация.

Задачи : познакомить с профессиями модельер и секретарь; закрепить названия профессии людей, которые изготавливают одежду (швея, закройщик, гладильщик) ; формировать умение работать с информацией; планировать и осуществлять свою деятельность; воспитывать уважение к труду работников ателье.

Цели : формировать культуру поведения в общественных местах; помочь создать игровую обстановку; наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли; формировать умение играть по собственному замыслу; стимулировать творческую активность, дружелюбие.

Предварительная работа : видео-презентация «Путешествие в ателье» ; рассматривание иллюстраций в журналах по теме «Ателье» и «Как шьют одежду» ; рисование «Украшаем сарафан для барышни» (дымковская роспись) .

Материалы для занятия : гладильная доска, утюг, швейная машинка, ткани, кукольная одежда различной принадлежности (мужская, женская) на демонстрационных вешалках, макеты бумажных кукол и их одежды, манекен.



Сюжетно-ролевая игра «Строители»

Задачи :

Образовательная :

совершенствовать конкретные представления о строительстве, его этапах;

развивать сообразительность, умение активно привлекать и комбинировать представления о постройках и различных трудовых процессах;

формировать умение задумать постройку и выполнять ее, добиваться намеченного результата.

Развивающая :

развивать комбинаторные способности, мышление, воображение, мелкую и общую моторику;

развивать навыки общения, устойчивость внимания, точность восприятия, зрительный анализ, чувство пропорции и симметрии, художественный вкус, инициативность, творческую активность и воображение, образное мышление, самосознание;

формировать умения творчески развивать сюжет игры .

Воспитательная :

способствовать нравственному развитию;

способствовать проявлению сопереживания, сочувствия к персонажам, желанию помочь им;

воспитывать желание работать в коллективе;

создать радостное настроение, эмоциональный настрой;

закрепление знаний о рабочих профессиях, воспитание уважения к труду.

Роли : строитель, регулировщик, шофёр, грузчик.

Игровые действия : Выбор объекта строительства. Выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку. Строительство. Дизайн постройки. Сдача объекта.

Игровой материал : различные строительные материалы, каски, инструменты, строительная техника, образцы материалов, предметы-заместители.

Предварительная работа : Чтение художественной литературы : «Теремок» , «Строители» , «Кто построил тот дом?» , «Крокодил Гена и Чебурашка» рассматривание картин, иллюстраций о строительстве и беседы по содержанию; дидактические игры ; игры со строительным материалом; художественное творчество. Конструирование, аппликация «Дом» .






Сюжетно – ролевая игра

«День рождения кукол» ».

Цель : Способствовать возникновению игры на тему из окружающей жизни. Развивать у детей умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий, использовать предметы - заместители. Подвести детей к понятию «семейные традиции» .

Предшествующая работа : В течении года проводим празднования дней рождений детей в детском саду с участием родителей, совместно готовим музыкальные подарки и украшаем группу , дети принимают участие в сервировке столов к обеду, в течении пребывания детей в детском саду ведется работа по нравственному воспитанию (вежливое обращение друг к другу, умение культурно себя вести в общественных местах).

Игровой материал : Наличие игровой зоны с мебелью, набор чайной посуды, украшения для детей, украшения для создания праздничной атмосферы, куклы.

Игровые роли : подружки.









Публикации по теме:

В жизни ребенка игра занимает особое место. У детей 4-5 лет продолжает развиваться сюжетный замысел. Любимые сюжеты в игровой деятельности.

А у нас сегодня в группе будет новая игра, Все девчонки поварихи, а мальчишки повара. Мы халатики надели,колпаки на головах. И кастрюльки.

Современный, быстро меняющийся динамичный мир диктует нам свои правила. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели.

Проектная деятельность в старшей группе «Сюжетно-ролевые игры «Мир профессий в детском саду» Проектная деятельность в старшей группе. «Сюжетно-ролевые игры: «Мир профессий в детском саду.» Тип проекта: практико-ориентированный. Вид.

Паспорт проекта по кружковой работе «Сюжетно-ролевые игры» Паспорт проекта по кружковой работе «Сюжетно-ролевые игры» Тема: Сюжетно-ролевая игра Адресация проекта: воспитатели дошкольного учреждения,.

В жизни детей 4–5 лет сюжетно-ролевая игра продолжает развиваться и занимает ведущее место. Ребенок с увлечением выстраивает сюжеты, стремится к проигрыванию самых разнообразных ролей, становится более инициативным. Возросшие возможности позволяют ему выбирать тему и намечать замысел игры, обустраивать игровое пространство при помощи предметов, использовать в игре различные атрибуты. Педагог направляет свои усилия на обогащение ролевого поведения и взаимоотношений детей в игре, которые проявляются через диалог и игровое действие.

Воспитатель побуждает детей к планированию, то есть к созданию элементарного замысла, который будет воплощен в игре; учит их описывать сюжетные события, очерчивать (называть) круг действующих лиц (персонажей) в игре, раскрывать их взаимодействие.

Традиционные сюжеты
Любимыми сюжетами у детей 4–5 лет остаются игры в больницу и в магазин, в которых ребятам наиболее легко воплотить свой жизненный опыт. Педагог, вводя в игру новые роли, помогает расширить представления детей об игровом образе, о разнообразии ролей и ролевого поведения. Например, в игре в магазин шоферы, привозящие в магазин продукты, могут одновременно выступать и в роли грузчиков, могут менять свои роли на другие, например, на роли кладовщиков, работающих на складе. Дети, исходя из своего жизненного опыта, могут проигрывать различные ситуации, происходящие в медицинских кабинетах, так как каждый из них хотя бы раз побывал в поликлинике.

Как подготовить детей к игре?
Осваивая новые сюжеты, роли и игровые действия, ребенок обогащает игру новым содержанием, и, следовательно, она будет оставаться для него интересной. Воспитателю крайне важно поддерживать этот интерес, содействуя обогащению жизненного опыта, предоставляя ребенку время и место для игры, стимулируя его творческую активность. Обогащению игровых сюжетов способствуют экскурсии и целевые прогулки, рассказы о профессиях, тематические беседы, дидактические и театрализованные игры, показ иллюстраций. Все эти формы взаимодействия взрослого с ребенком становятся содержанием предварительной работы, которая подготавливает детей к игре.

Предварительная работа должна быть целенаправленной, педагогически емкой, многогранной, что позволит охватить целиком используемую в игре тему. В такого рода работе задействованы все способы и формы взаимодействия взрослого с ребенком в педагогическом процессе детского сада; в ней как ни в какой другой работе видно взаимодействие и взаимопроникновение различных видов детских игр.

Игра вбирает в себя все, что происходит в жизни ребенка.
1.Целевые прогулки и экскурсии позволят педагогу поближе познакомить детей с деятельностью взрослых, дадут им возможность побеседовать с представителями данной профессии, удовлетворить интерес малышей. Добиваясь намеченной цели, мудрый педагог превратит экскурсию в увлекательное путешествие.
2.Рассказы о профессиях заинтересуют ребят живыми образными сравнениями, дадут пищу для воображения. Если снабдить такой рассказ иллюстрациями, то у детей возникнет желание познакомиться поближе: применить или изготовить подобные инструменты, произвести действия. Можно воспользоваться книгой серии «Школа семи гномов» «Какие бывают профессии» Увлекают детей и придуманные воспитателем рассказы, специально нацеленные на то, чтобы воспроизвести какую-либо ситуацию, рассказать о событии («Как я побывала в аэропорту», «Как девочка потерялась на вокзале», «Как я была в новом магазине» и др.). Эти рассказы, идущие от лица значимого для ребенка взрослого, обеспечивают свежесть восприятия и вызывают веру в подлинность события.
3.Тематические беседы призваны прояснить представления детей о той или иной игровой (жизненной) ситуации, их мнение относительно какого-либо сюжета. Педагог вовлекает ребят в диалог и наводящими вопросами вызывает их речевую активность. Беседа по какому-либо сюжету позволяет показать модели замыслов игры и их развитие: «Знаешь, обычно доктор сначала раскладывает инструменты, а потом вызывает больных», «Когда шофер поставил машину в гараж, что он мог обнаружить?»; «Как лучше начать игру? Подумай, где будет место для аэродрома?»
4.Дидактические игры помогут детям научиться игровым действиям и поведению (взвешивать товар, ремонтировать машину, выслушивать пациента, определять качество товара), а также соблюдать правила в игре, быть организованными, проявлять лидерские качества. Для проведения дидактических игр вам понадобятся различного рода предметы, которые можно найти в разделах «Игровые наборы», «Инструменты и оружие», «Наборы посуды»,
5.Театрализованные игры научат детей обыгрывать готовые сюжеты, понимать и воплощать в действии игровой план, быть выразительным в роли. В создании интерьера для проведения театрализованных игр вам поможет специальные наборы мебели.
6.Иллюстрации будут дополнять все увиденное и услышанное детьми до этого. Дети увидят в них массу деталей, которые можно спокойно рассмотреть и которые они до этого не замечали. Яркие краски иллюстраций вызовут эмоциональные переживания, вызовут желание подражать действиям изображенных персонажей.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!