Краткая биография А.В. Колчака. Адмирал Колчак: биография, личная жизнь, военная карьера

Я прочёл несколько книг Сергея Смирнова. Все они произвели на меня неизгладимое впечатление. Но самый мощный, воистину взрывной эффект на меня оказала книга под названием «Адмирал Колчак. Неизвестное об известном». Ибо это был очень серьёзный исторический анализ, колоссальный научный труд, биография весьма неоднозначной и спорной фигуры в нашей истории. Ведь адмирал Колчак по-прежнему воспринимается многими как зловещий злодей, английский шпион, похититель-растратчик золотого запаса Империи, и кровавый сибирский диктатор. Так ведь?

Я, например, до сих пор, со школьных ещё времён, помню язвительный стишок про Колчака:

Мундир английский,

Погон французский,

Табак японский,

Правитель омский.

Несколько лет назад скудные познания россиян об адмирале Колчаке слегка разукрасил золотом погон и хрустом французской булки фильм «АдмиралЪ» . Чтобы про него не говорили разные вредные кинокритики, знатоки военно-морского дела и дотошные историки, но мне лично эта картина понравилась. Трепет знамен, туманный Петербург и солнечный Севастополь; сабля, эффектно и театрально выброшенная Колчаком-Хабенским за борт; красавец Каппель-Безруков и красавица Лиза Боярская - это всё было мне по душе. Просто красивая картина маслом. Это же ведь не документальный фильм!? Так ведь? Нельзя ругать художников за то, что они ТАК увидели АдмиралЪ-а. Предлагаю расценивать этот фильм как беллетристику! Популяризацию нашей истории. Наверняка кто-то после его просмотра стал интересоваться личностью Александра Васильевича Колчака. А через фильм рано или поздно выйдет на книгу Сергея Смирнова, равно как и на другие издания.

Из этой книги я узнал много нового о русском адмирале.

1) О научной полярной деятельности Колчака

Из-за того, что я служил в Гидрографии Северного Военно-Морского Флота СССР, да ещё на судах, которые носили имена знаменитых морских учёных, то в свое время интересовался полярными исследованиями.

Про Колчака худо-бедно что-то знал. Оказалось, что действительно и худо и бедно . Теперь пробел по этому полярнику устранён.

Александр Колчак принимал активнейшее участие в Русской полярной экспедиции под руководством барона Эдуарда Толля на шхуне «Заря». Это знаменитое гидрографическое судно изучало морские течения в Карском и Восточно-Сибирском морях, искало легендарную Землю Санникова, исследовало известные и открывало новые острова в Северном Ледовитом океане.


Один из открытых экспедицией островов в Таймырском заливе заслужено носит имя Колчака.

Кто из вас сможет узнать вот в этом полярнике в мехах будущего «аглицкого шпиёна» и «расхитителя золотого запаса»?

На фото изображен лейтенант Колчак во время первой зимовки у полуострова Таймыр. Ему вместе с бароном Эдуардом Толлем часто приходилось самим впрягаться в собачьи упряжки и помогать своим ездовым собакам. Полярники шхуны «Заря» совершали многодневные пешие походы по льду и снегу, и ночевали в палатках в крепкие заполярные морозы.

На следующем фото третий слева, рядом с собачкой - тоже он - будущий диктатор и Верховный Правитель России Александр Колчак.

Однажды, во время одной из многочисленных поездок он вместе с бароном Толлем за 40 дней прошёл на собачьих упряжках 500 вёрст. В ледяную стужу и в жёстких условиях таймырской зимы. Кто из нас, сегодняшних, даже при наличии спутниковых телефонов и навигаторов, при облачении в современную сверхтёплую одежду и нано-термо-бельё способен на такое!? А таких зимовок у полярников шхуны «Заря» было две. Две зимы (!) в экстремальной обстановке со стремительно тающими запасами еды и угля.

В конце той экспедиции её руководитель барон Эдуард Толль вместе с небольшой группой товарищей пропал без вести и погиб.

Позже Колчак разработал спасательную операцию по поиску группы Толля и сам руководил ею. Семь месяцев Александр Васильевич искал своего друга, обследовал все острова Новосибирской группы, но так никого и не нашёл…

Научных материалов, собранных Колчаком во время полярных экспедиций оказалось настолько много, они были настолько обширными и богатыми, что для их изучения была создана специальная комиссия Академии наук. А в 1909 году Александр Васильевич опубликовал свой самый крупный научный труд - монографию «Лёд Карского и Сибирского морей» .

Также Колчак успел принять участие в Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана , которая была организована для разработки и освоения Северного морского пути. В её составе было два новых ледокольных парохода — «Вайгач» и «Таймыр» . Ледоколом «Вайгач» командовал лейтенант Колчак.


Впоследствии та экспедиция совершила самое последнее значительное географическое открытие на земном шаре - она нашла и нанесла на карты архипелаг Северная Земля.

Также «Вайгачём» и «Таймыром» были открыты многочисленные мысы, заливы, бухты и моря русской Арктики.

Так что, благодаря стараниям, энергии и личному мужеству гидрографа, географа, картографа, моряка и полярника Александра Васильевича Колчака мы сегодня активно пользуемся Северным Морским Путём. Тем самым путём, по которому ежегодно производится северный завоз и благодаря которому русский Север: Ямал, Таймыр, и прочее Заполярье с Приполярьем благополучно переживают долгую полярную зиму.

Сегодня на Ямале строится новейший порт Сабетта , а к нему по Севморпути прокладываются новые маршруты для морских газовозов - всё это стало возможным благодаря тому, что сто лет назад лейтенант Колчак делал промеры глубин, изучал течения, плотность и солёность воды, наблюдал за льдами и наносил на карту острова и берега.

2) Участие Колчака в русско-японской войне

В мои школьные годы об этом вообще не упоминалось. Про зверства колчаковцев в Сибири - помню. Стишок про мундир английский и табак японский - тоже помню. А вот о его подвигах в Порт-Артуре впервые узнал из книги Сергея Смирнова.


Как только Колчак узнал о начале русско-японской войны, то связался по телеграфу с Петербургом, и попросил о своём переводе из Академии Наук, к которой был «приписан», в Морское военное ведомство. Прибыл в Порт-Артур и встретился с командующим Тихоокеанским флотом адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым. И тот назначил его вахтенным начальником на крейсер 1-го ранга «Аскольд». А через две недели адмирал Макаров, которого Колчак считал своим учителем, погиб на борту флагманского эскадренного броненосца «Петропавловск». Корабль подорвался на японской мине.

После гибели адмирала Макарова минная война стала делом чести и жизни лейтенанта Колчака. Через несколько дней он был назначен командиром миноносца «Сердитый». Командуя этим миноносцем, он совершил два героических поступка, которые вошли в историю войны с Японией.

Сначала, совместно с минным заградителем «Амур» и миноносцем «Скорым» он принял участие в постановке минного заграждения. И на следующий день после этого на расставленных минах погибли японские броненосцы «Хацусэ» и «Ясима».

И это стало самым громким успехом Первой Тихоокеанской эскадры за всю военную кампанию.

А свой ГЛАВНЫЙ воинский подвиг на русско-японской войне Колчак совершил, когда, командуя эсминцем «Сердитым», поставил 16 мин в заранее облюбованном им месте. И в ночь на 13 декабря 1904 года на этих минах подорвался и затонул японский бронепалубный крейсер «Такасаго».

Этот успех был вторым по значению для русских военных моряков после потопления броненосцев «Хацусе» и «Ясима». Александр Васильевич очень гордился этим успехом.

Японская война закончилась для Колчака пленом. Раненый и больной он оказался в госпитале в городе Нагасаки. Больным офицерам было предложено либо лечиться в Японии либо возвращаться в Россию. Все русские офицеры предпочли Родину.


3) Восстановление военного флота после японской катастрофы

Флот российский потерпел сокрушительное поражение. Его требовалось возродить. Причём на совершенно новом, более современном техническом уровне. Восстановлением военного флота и занялся Александр Колчак. В этой работе он оказался одной из ключевых фигур. Он занимался планированием и организацией воссоздания морской мощи Российской Империи. Он принимал активное участие в работе Морского Генерального штаба. Читал лекции в Морской Николаевской академии, и эти лекции имели потрясающий успех. Его наперебой приглашали выступить в офицерских собраниях флотских частей и соединений. А после публикации его статьи «Какой нам нужен флот» Колчак был приглашён для прочтения доклада на заседание Государственной Думы.

Эффект от этого выступления был совершенно удивительным - лейтенант Колчак стал постоянным членом думской комиссии по обороне. Вдумайтесь - морской офицер со скромным званием лейтенанта стал принимать участие в повышении обороноспособности Государства Российского! Причем, не будучи депутатом Думы!

Благодаря его стараниям на российских стапелях были заложены линкоры типа «Севастополь», линейные крейсера типа «Измаил», качественно новые подводные лодки и легендарные, не имевшие аналогов во всём мире эсминцы типа «Новик».

Флотский историк Владимир Геннадиевич Хандорин утверждает: «все линкоры, половина крейсеров и треть эсминцев советского Военно-морского флота, которые в 1941-ом году вступили в Великую Отечественную войну, были построены именно по этой программе».

Ещё раз заостряю ваше внимание - все линкоры, половина крейсеров и треть эсминцев, встретившие фашистов, были построены благодаря активной деятельности Колчака. Что же касается уникальных и легендарных эсминцев серии «Новик», то они успешно прослужили в советском ВМФ аж до середины 50-ых годов прошлого века. И это - тоже благодаря Александру Васильевичу Колчаку.

4) Об участии Колчака в Первой Мировой Войне на Балтике

Вот тут у меня в знаниях был не то что пробел, а ПРОПАСТЬ! И книга Сергея Смирнова этот провал засыпала фактами, цифрами и аргументами. Могу предположить, что если опросить (к примеру) десять тысяч человек, то вряд ли хоть один из них внятно расскажет о боевых подвигах Колчака в Первую Мировую. Разве что случайно попадётся школьный учитель истории, институтский преподаватель или какой-нибудь эрудит, увлечённый морской тематикой.

У меня лично был шок после прочтения информации о «самоуправстве» Колчака по самовольной установке минных заграждений в Финском Заливе в последнюю мирную ночь накануне Большой Войны. Причём, ведь когда-то уже читал об этом у писателя Валентина Пикуля, но как-то в памяти это не задержалось. Расскажу об этом героическом самовольстве чуть подробнее.

В конце июля 1914 года Россия ещё могла избежать страшной, затяжной, разорительной и кровавой войны. И прояви тогда император Николай Второй государственную мудрость, то не случилась бы последующая катастрофа с нашей страной.

Флотский офицер, капитан 1-го ранга Колчак понимал неизбежность надвигающегося вторжения, и находясь в Ревеле, в ночь на 30-е июля, ещё ДО официального объявления войны, отправил телеграмму командующему Морскими силами Балтийского моря адмиралу Николаю фон Эссену. И в той телеграмме, почти в ультимативной форме потребовал разрешения на минирование Финского залива. Мудрый фон Эссен понимал, что если он начнёт согласовывать это всё с Генштабом и нерешительным Государем Императором, то время будет упущено. И Николай Оттович «дал добро». Минная дивизия Колчака ушла в ночь. В последнюю мирную ночь. И расставила немцам неожиданные сюрпризы.

Странное дело - все, кто провозглашает своё государство Рейхом, почему-то обязательно рассчитывают на блиц-криг. Вот и 1-го августа 1914 года ударная мощь немецкого флота под боевым охранением миноносцев, устремилась в горло Финского залива. Дабы мгновенно прорвать силы обороны русских и бросить свои якоря у причалов Кронштадта и в устье Невы. И вдруг, неожиданно, там, где ну никак не ждали, пять вымпелов из состава миноносцев германского флота подорвались на минах. Откуда они взялись, эти мины!? - немцы так и не поняли. Ещё сутки назад их разведка была уверена, что Финский залив чист…

В полной растерянности любители блиц-крига повернули на свои базы. И не от величины потерь - они были некатастрофичны. Из пяти эсминцев только два навсегда вышли из строя. Но германские моряки испытали шок. Как потом выяснилось, весь Финский залив был перегорожен восемью линиями минных заграждений.

В общем, военная мудрость, настойчивость, воля и «самоуправство» капитана первого ранга Колчака устроила Германии очень большие проблемы на Балтике. Причем на несколько лет вперёд. Минные банки надёжно закрыли на замок морские ворота к столице Российской Империи до самого конца войны.

И это было только началом минной войны. Эсминцы Колчака преподнесли неприятелю множество неприятных сюрпризов. Один из них - наиболее известный случай, произошёл в акватории Мемеля. Сегодня этот литовский город называется Клайпеда. А тогда там была крупная военно-морская база Германии. Семнадцатого ноября 1914 года на выходе из своей базы напоролся на минную банку броненосный крейсер «Фридрих Карл».

Правда, очень красивый корабль? Но этот красавец ушёл на дно, причём очень красиво ушёл. Ещё раз повторю - подорвался на русских минах РЯДОМ со своей базой, в 30 милях от неё. Кстати, в начале кинофильма «АдмиралЪ» показана гибель именно этого крейсера - «Фридриха Карла».

И это ещё не всё - немцы стали подрываться на минных банках, установленных у Данцига. А это ведь Восточная Пруссия, глубокий тыл! Потом пошли подрывы рядом с островом Борнхольм - а это, между прочим, недалеко от датских проливов! И, наконец, самые неприятные неожиданности для германского императорского флота возникли в акватории Киля - главной и самой западной базы немецкого флота на Балтике!

Потери Германии на Балтике были огромны - 6 крейсеров, 8 миноносцев и 23 морских транспортных судна. Всё это демонстрировало немецкому Командованию, что его флот неспособен обеспечить безопасность не только побережья Литвы и Восточной Пруссии, но и самого Рейха. Биографы Колчака утверждают, что командующий немецким Балтийским флотом принц Генрих Прусский распорядился о запрете кораблям выходить в море до тех пор, пока не будет найдено средство для борьбы с русскими минами.

Минная дивизия Колчака откровенно и безнаказанно «разбойничала» на Балтике, особенно вдоль её южного и юго-восточного побережья. Минные банки, будто сами собой, возникали в самых неожиданных местах. К примеру, недалеко от Виндавы (это сегодняшний город Вентспилс в Латвии) на русских минах подорвался немецкий крейсер и нескольких эсминцев. По сути, именно эскадренные миноносцы Колчака стали первыми применять тактику, которую спустя годы подводники Третьего Рейха назовут «волчьей стаей». Волчьи стаи наших миноносцев терроризировали коммуникации и береговые базы немецкого флота на протяжении всей войны.

В общем, по итогам 1915-го года, потери немецкого флота в боевых кораблях превзошли потери русских в 3,5 раза , а в транспортных судах - в 5 раз. И вклад Минной дивизии Колчака в этот разгром более, чем высок. К примеру, большой успех произошёл 31-го мая 1916 года. Три колчаковских эсминца - «Новик», «Олег» и «Рюрик» - провели блестящую операцию: в течение 30-ти минут ими был потоплен целый караван сухогрузов, следующих из Швеции. На дно, вместе со шведской железной рудой ушли не только транспортные суда, но также все до единого боевые корабли охранения.

В сознании великого числа наших сограждан укоренён штамп о разгильдяйстве и моральном разложении морячков-балтийцев во время Первой Мировой. Дескать, воевать не желали, а ходили себе по Питеру с цигаркой в зубах, с красным бантом на бушлате, мели широкими клёшами мостовые, грабили винные подвалы и тискали в подворотнях кухарок. Да, было такое… но позже - в 1917 году. А до Февральской Революции большинство балтийцев воевали. И воевали очень даже хорошо! Приведенные в книге Сергея Смирнова цифры о соотношении флотских потерь говорят сами за себя.

5) О службе Колчака на Черноморском флоте и о планах взятия Константинополя

В июне 1916 года Александр Колчак был произведён в вице-адмиралы и назначен командующим Черноморским флотом , став самым молодым из командующих флотами воюющих держав. При личной аудиенции у Государя вскрылся тайный смысл его перевода на юг. В Ставке решено было реализовать план, давнюю мечту русских царей - древнюю, как «Повесть временных лет». В Петербурге хотели повторить то, что получилось у Вещего Олега, прибившего щит к вратам Царьграда, и исправить то, что не смог сделать «белый генерал» Михаил Скобелев - а именно захватить Стамбул-Константинополь и черноморские проливы. Колчак немедленно выехал в Севастополь и приступил к разработке плана операции.

Интересен тот факт, что при выходе немецкого крейсера «Бреслау» из турецкого пролива Босфор Колчак лично встретил его на линкоре «Императрица Мария» и первым же залпом нанёс ему такие повреждения, что тот спешно вернулся в пролив, укрывшись дымовой завесой.

Линейный крейсер «Гёбен», который должен был сменить «Бреслау» на акватории, вообще не решился тогда выйти из Босфора. Появление русских дредноутов у турецких проливов кардинально изменило военную обстановку - тот же «Гёбен» аж до конца 1917 года вообще ни разу не выходил в Чёрное море.

А вот удравший от Колчака крейсер «Бреслау» не ушел от своей судьбы - он таки подорвался на русской мине. Её, и другие несколько десятков смертоносных «подарков» установил в турецких проливах наш подводный минный заградитель «Краб» - прошу заметить, первый в мире ПОДВОДНЫЙ заградитель!

Колчак на Чёрном море применил свою проверенную на Балтике тактику - минирование баз противника и его побережья . И эта тактика опять принесла большой успех. Болгарские порты Варна и Зонгулдак были плотно заблокированы минными заграждениями - немцы потеряли на них 6 подводных лодок. На долгое время вражеские корабли вообще исчезли из Чёрного моря.

К декабрю 1916-го года колчаковский план «Босфорской операции» по захвату Стамбула был готов, и его представили в Ставку. Этот дерзкий план предусматривал массированное наступление Кавказской армии по азиатскому побережью Турции в сторону проливов.

И как только силы немецко-турецких войск были бы отвлечены на прорыв Кавказской армии, вот тут в дело бы вступил Черноморский флот - он произвёл бы молниеносный десант в тыл обороняющегося противника, и захватил бы как Босфор, так и весь Стамбул, а потом уже и пролив Дарданеллы. Таким образом, сбылась бы давняя славянская мечта - освобождение древнего Константинополя от османов.

Ставка одобрила этот план. Началась активная подготовка к его реализации. В Крым даже стали поступать гидроаэропланы для формирования Воздушной Черноморской дивизии. Она должна была поддержать с воздуха десант на Стамбул. Пилоты занимались разведывательной работой и проводили аэрофотосъемку турецких берегов и укреплений. Флот проводил учебные стрельбы. Севастопольский Белостокский пехотный полк стал тренироваться в погрузках на корабли и высадками с них на побережье, и был уже настолько вымуштрован этими упражнениями, что, похоже, достиг навыков современной морской пехоты.

Но планы по захвату Стамбула и возвращению ему имени Константинополь не удалось воплотить в жизнь. Одна из важнейших причин - это откровенный саботаж и придворные интриги командующего Кавказской армии - той самой армии, которая должна была наступать на Стамбул по суше. По иронии судьбы ею командовал давний недоброжелатель Колчака - Великий князь Николай Николаевич. Он сделал всё возможное, чтобы бойкотировать колчаковскую операцию, и в конечном итоге сорвал её. А потом грянула Февральская Революция, и Император Николай отрёкся от престола. В стране и на флоте начались разброд и шатание.

Спустя несколько лет соратник, флаг-офицер и друг Колчака, контр-адмирал Михаил Иванович Смирнов , находясь в эмиграции, напишет в своих мемуарах: «Не случись революции, Колчак водрузил бы русский флаг на Босфоре».

6) О наградном кортике, выброшенном за борт

Монархист Александр Колчак был предан престолу и отечеству. Известие об отречении Государя его крайне огорчило. Он считал, что Отечество идёт к гибели. Февральскую революцию вице-адмирал Колчак не принял. Забегая немного вперёд сообщу, что спустя несколько лет, уже, будучи Верховным Правителем России, он запретит праздновать и отмечать годовщину февральской революции - потому, что она привела к катастрофе - октябрьскому перевороту, гражданской войне, развалу Российской Империи, разрухе и страданиям, гибели и эмиграции миллионов наших соотечественников.

Самой яркой иллюстрацией отношения Колчака ко всему происходящему летом 1917 года может служить знаменитая сцена бросания за борт броненосца «Георгий Победоносец» наградного кортика. Киношники из фильма «АдмиралЪ» применили для красоты картинки какой-то декоративный палаш с изящно закрученной гардой. Всезнающая Википедия называет это почётное георгиевское оружие почему-то золотой саблей. Широкая общественность убеждена, что это была шашка, хотя надо отметить, что с шашками на флоте вообще как-то не сложилось - их там не было отродясь. А выкинул Колчак награду за Порт-Артур - Георгиевский кортик «За храбрость». Выкинул со словами, которые обошли потом все газеты, стали очень знаменитыми и вошли в историю. Он сказал революционным матросам: «Японцы, наши враги — и те оставили мне оружие. Не достанется оно и вам!».


Биография
Русский адмирал. Среди предков А.В. Колчака - Колчак-паша, плененный войсками Миниха при взятии Хотина в 1739, бугские казаки, потомственные дворяне Херсонской губернии; многие в роду Колчака служили в армии и на флоте. Отец Александра Васильевича Колчака - Василий Иванович - воспитывался в одесской гимназии Ришелье, затем служил в морской артиллерии; прошел курс в Институте корпуса горных инженеров, где изучал металлургию. На Обуховском заводе служил приемщиком Морского ведомства. Ушел в отставку в чине генерал-майора. В 1894 выпустил "Историю Обуховского завода, в связи с прогрессом артиллерийской техники", а в 1904 - книгу "Война и плен, 1853-1855 гг. Из воспоминаний о давно пережитом". Являлся франкофилом. Умер в 1913. Мать А.В. Колчака - Ольга Ильинична - родом из донских казаков и херсонских дворян (урожденная Посохова). Кроме Александра, родила двух дочерей, одна из которых умерла в детстве (на дочерей не везло и Александру Васильевичу: Татьяна, его первенец, прожила всего несколько дней; Маргарита, третья, и последняя, из его детей, скончалась в двухлетнем возрасте). При рождении Александра матери было восемнадцать. Умерла в 1894.
Александр Васильевич Колчак родился 4 ноября 1874. В 1888-1894 учился в Морском кадетском корпусе, куда перевелся из 6-й Санкт-Петербургской классической гимназии. Был произведен в мичманы. Кроме военного дела, увлекался точными науками и заводским делом: слесарить выучился в мастерских Обуховского завода, штурманское дело осваивал в Кронштадтской морской обсерватории.
В 1895-1899 на крейсерах "Рюрик" и "Крейсер" Колчак побывал в дальних заграничных плаваниях, в которых начал заниматься океанографией, гидрологией, картами течений у берегов Кореи, пытался самостоятельно изучить китайский язык, готовился к южнополярной экспедиции, мечтая продолжить работы Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, дойти до Южного полюса. К этому времени прекрасно владел тремя европейскими языками, хорошо знал лоции всех морей Земли. В 1900 произведен в лейтенанты. При подготовке к Русской полярной экспедиции (РПЭ), участвовать в которой ему предложил барон Э.В. Толль, Колчак изучал магнитологию в Павловской магнитной обсерватории, практиковался в Норвегии у Нансена. В 1900-1902 с "Зарей" прошел путь по арктическим морям (с двумя зимовками - по одиннадцать месяцев каждая). Во время зимовок совершал дальние - до 500 верст - поездки на собачьих нартах и на лыжах. Исполнял должности гидролога и второго магнитолога. Во время плавания под руководством лейтенанта Колчака проводились комплексные гидрологические исследования, после которых береговая линия западного Таймыра и соседних островов приобрела совершенно новые очертания на картах; один из вновь открытых у берегов Таймыра островов Толль назвал именем Колчака. После навигации 1902 "Заря", добравшаяся до бухты Тикси, была раздавлена льдами и экспедиция, снятая пароходом "Лена", через Якутск прибыла в декабре в столицу. Толль, ушедший с тремя спутниками к острову Беннетта по морскому льду, не вернулся и Колчак, прибыв в Петербург, предложил Императорской Академии наук организовать спасательную экспедицию к острову Беннетта на шлюпках. Когда Колчак выразил готовность возглавить предприятие, Академия дала ему средства и полную свободу действий.
В полярную экспедицию Колчак отправился женихом, затем, в период подготовки спасательной экспедиции, оказалось не до свадьбы, и Софья Омирова вновь осталась ждать своего жениха. В конце января на собаках и оленях поисковая экспедиция прибыла в Якутск, где тут же было получено известие о нападении японцев на Порт-Артур. Колчак телеграфировал Академии просьбу об отчислении в Морское ведомство и о направлении в район боевых действий. Пока решался вопрос о его переводе, Колчак с невестой перебрались в Иркутск, где в местном географическом обществе он сделал доклад "О современном положении Русской полярной экспедиции". В условиях начавшейся войны свадьбу решили далее не откладывать и 5 марта 1904 Александр Васильевич Колчак и Софья Федоровна Омирова обвенчались в Иркутске, откуда через несколько дней и разъехались. За участие в Русской полярной экспедиции Колчак получил орден Святого Владимира 4-й степени.
В Порт-Артуре Колчак служил вахтенным начальником на крейсере "Аскольд", артиллерийским офицером на минном заградителе "Амур", командиром эскадренного миноносца "Сердитый". На поставленной им к югу от Порт-Артура минной банке подорвался и погиб японский крейсер "Такасаго". В ноябре, после тяжелой пневмонии, перешел на сухопутный фронт. Командовал батареей морских орудий в вооруженном секторе Скалистых гор. Награжден орденом Святой Анны IV степени с надписью "За храбрость". 20 декабря, в момент сдачи крепости, из-за суставного ревматизма в очень тяжелой форме (последствие экспедиции на Север) оказался в госпитале. Попал в плен. Начав поправляться, был перевезен в Японию. Правительство Японии предложило русским военнопленным либо остаться, либо "вернуться на родину без всяких условий". В апреле-июне 1905 Колчак проделал путь через Америку в Петербург. За отличие под Порт-Артуром он был пожалован золотой саблей с надписью "За храбрость" и орденом Святого Станислава II степени с мечами. Врачи признали его совершенным инвалидом и отправили лечиться на воды; лишь через полгода он смог вернуться в распоряжение ИАН.
До мая 1906 Колчак приводил в порядок и обрабатывал экспедиционные материалы, была подготовлена книга "Лед Карского и Сибирского морей", напечатанная в 1909. 10 января 1906 на объединенном заседании двух отделений Императорского Русского Географического общества Колчак сделал сообщение об экспедиции на остров Беннетта, а 30 января Совет ИРГО присудил ему "за необыкновенный и важный географический подвиг, совершение которого сопряжено с трудом и опасностью", высшую награду ИРГО - Большую золотую Константиновскую медаль.
После событий 1905 года офицерский состав флота пришел в состояние упадка и деморализации. Колчак оказался среди небольшого числа тех морских офицеров, которые взяли на себя задачу воссоздания и научной реорганизации русского военного флота. В январе 1906 он стал одним из четверых основателей и председателем полуофициального офицерского Санкт-Петербургского Морского кружка. Вместе с другими его членами разработал записку о создании Морского Генерального штаба (МГШ) как органа, ведающего специальной подготовкой флота к войне. МГШ был создан в апреле 1906. Колчак, оказавшийся в числе первых двенадцати офицеров, выбранных из всего русского флота, был назначен заведывать Отделением русской статистики в МГШ. На основе предположения о вероятном нападении Германии в 1915, в МГШ была разработана военно-судостроительная программа, одним из главных составителей которой был Колчак.
В 1907 Главное гидрографическое управление Морского ведомства начало подготовку Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭ СЛО). Колчак разработал один из проектов этой экспедиции, при его активном участии происходил выбор типа судов для нее и наблюдение за постройкой ледокольных транспортов большого радиуса действия "Вайгач" и "Таймыр", строившихся на Невском судостроительном заводе в 1908-1909. В мае 1908 в чине капитана 2-го ранга Колчак стал командиром спущенного на воду "Вайгача", оборудованного специально для картографических работ. Весь экипаж экспедиции состоял из военных моряков-добровольцев, на всех офицеров возлагались научные обязанности. В октябре 1909 суда вышли из Петербурга, а в июле 1910 прибыли во Владивосток. В конце 1910 Колчак уехал в Петербург.
В 1912 Колчак назначается начальником Первого оперативного отдела МГШ, в его ведении - вся подготовка флота к ожидаемой войне. В этот период Колчак участвует в маневрах Балтфлота, становится специалистом в области боевых стрельб и в особенности минного дела: с весны 1912 он в Балтийском флоте - у Эссена, потом служил в Либаве, где была база Минной дивизии. В Либаве до начала войны оставалась и его семья: жена, сын, дочь. С декабря 1913-го Колчак - капитан 1-го ранга; после начала войны - флаг-капитан по оперативной части. Разработал первое боевое задание флоту - закрыть сильным минным полем вход в Финский залив (та самая минно-артиллерийская позиция Порккала-удд-остров Нарген, которую полностью с успехом, но не так быстро повторят моряки-краснофлотцы в 1941). Приняв во временное командование группу из четырех миноносцев, в конце февраля 1915 Колчак закрывает двумя сотнями мин Данцигскую бухту. Это была самая трудная операция - не только по военным обстоятельствам, но и по условиям плавания кораблей со слабым корпусом во льдах: тут вновь пригодился полярный опыт Колчака. В сентябре 1915 Колчак вступает в командование, сначала временное, Минной дивизией; одновременно в его подчинение переходят все морские силы в Рижском заливе. В ноябре 1915 Колчак получает высшую русскую военную награду - орден Святого Георгия IV степени. На Пасху 1916, в апреле, Александру Васильевичу Колчаку присваивают первый адмиральский чин.
После Февральской революции 1917 Севастопольский Совет отстраняет Колчака от командования, и адмирал возвращается в Петроград. Колчак получает приглашение от американской миссии, официально обратившейся к Временному правительству с просьбой командировать адмирала Колчака в США для сообщения сведений по минному делу и борьбе с подводными лодками. 4 июля А.Ф. Керенский дал санкцию на осуществление миссии Колчака и в качестве военного советника он отбывает в Англию, а затем в - США. Ответив согласием на предложение партии кадетов баллотироваться в Учредительное Собрание, Колчак возвращается в Россию, но октябрьский переворот задерживает его в Японии до сентября 1918. В ночь на 18 ноября в Омске произошел военный переворот, выдвинувший Колчака на вершину власти. Совет министров настоял на его провозглашении Верховным Правителем России, Верховным Главнокомандующим вооруженных сил и производстве полным адмиралом. В 1919 Колчак переносит Ставку из Омска в правительственный эшелон, - новой столицей назначается Иркутск. Адмирал останавливается в Нижнеудинске. 5 января 1920 он соглашается передать верховную власть генералу Деникину, а управление Восточной окраиной - Семенову, и переходит в чешский вагон, под покровительство союзников. 14 января совершается последнее предательство: в обмен на свободный проезд чехи выдают адмирала. 15 января 1920 в 9 часов 50 минут вечера по местному, иркутскому, времени Колчака арестовали. В одиннадцатом часу ночи под усиленным конвоем арестованных провели по торосистому льду Ангары, а дальше на автомобилях Колчака и его офицеров перевезли в Александровский централ. Иркутский ревком намеревался сделать открытый судебный процесс над бывшим Верховным правителем России и министрами его Российского правительства. С 22 января Чрезвычайная следственная комиссия начала допросы, продолжавшиеся до 6 февраля, когда остатки армии Колчака вплотную подошли к Иркутску. Ревком вынес постановление о расстреле Колчака без суда. 7 февраля 1920 в 4 часа утра Колчака вместе с премьером В.Н. Пепеляевым расстреляли на брегу реки Ушаковки и сбросилит в прорубь.
Среди произведений Александра Васильевича Колчака - "Лед Карского и Сибирского морей" (напечатана в 1909), "Служба Генерального штаба" (1912; цикл лекций об организации военно-морского командования)
__________
Источники информации:
"Милая, обожаемая моя Анна Васильевна...". Москва-1996. Издательская группа "Прогресс", "Традиция", "Русский путь"Проект "Россия поздравляет!" - www.prazdniki.ru

ВДОВА КОЛЧАКА - Софья Федоровна Колчак. По описаниям современниц, она была высока, красива, умна. Ее невольная соперница Анна Васильевна Тимирева, разделившая с адмиралом два последних года его жизни, так писала о ней: «Это была высокая и стройная женщина, лет 38, наверное. Она очень отличалась от других жен морских офицеров, была интеллектуальна... Она была очень хорошая и умная женщина и ко мне относилась хорошо. Она, конечно, знала, что между мной и Александром Васильевичем ничего нет, но знала и другое: то, что есть, - очень серьезно, знала больше, чем я... Однажды, в Гельсингфорсе еще мы с С.Ф. поехали кататься по заливу, день был как будто теплый, но все-таки я замерзла, и С.Ф. сняла с себя великолепную черно-бурую лису, надела мне на плечи и сказала: «Это портрет Александра Васильевича». Я говорю: «Я не знала, что он такой теплый и мягкий». Она посмотрела на меня с пренебрежением: «Многого вы еще не знаете, прелестное молодое существо». И до сих пор, когда ее давно уже нет в живых, мне все кажется, что, если бы довелось нам встретиться, мы не были бы врагами. Я рада тому, что на ее долю не выпало всего того, что пришлось пережить мне». Но и Софье Федоровне довелось хлебнуть лиха...
Она родилась на Украине - в старинном городке Каменец-Подольске, в тех краях, где был пленен прадед ее будущего мужа - турецкий генерал Колчак-паша. Брал его в плен брат ее пращура по материнской линии - фельдмаршал Миних. Со стороны матери, Дарьи Федоровны Каменской, числился еще один воинственный предок - генерал-аншеф М.В. Берг, громивший войска Фридриха Великого в Семилетнюю войну. По отцу же, Федору Васильевичу Омирову, начальнику подольской Казенной палаты, предки были куда более мирные - из духовного сословия.
Софья Омирова блестяще закончила Смольненский институт. Любила читать, изучала философию. Знала семь языков. Причем английским, французским и немецким владела в совершенстве...
Где и как они познакомились? Думаю, на одном из балов в Морском корпусе или в Смольненском институте. Ухаживание длилось несколько лет, и перед отбытием лейтенанта Колчака в северную экспедицию барона Толля они уже были помолвлены.
Чудом сохранилось одно из писем, адресованное ей женихом из похода: «Прошло два месяца, как я уехал от Вас, моя бесконечно дорогая, и так жива передо мной вся картина нашей встречи, так мучительно и больно, как будто это было вчера. Сколько бессонных ночей я провел у себя в каюте, шагая из угла в угол, столько дум, горьких, безотрадных... без Вас моя жизнь не имеет ни того смысла, ни той цели, ни той радости. Все мое лучшее я нес к Вашим ногам, как к божеству моему, все свои силы я отдал Вам...»
Свадьбу сыграли в Иркутске в 1904 году. Невеста примчалась к любимому в Якутию с острова Капри - на пароходах, поездах, оленях, собаках, - чтобы встретить его полуживого после полярной экспедиции. Она привезла с собой провизию для всех участников того отчаянного похода. Венчались в Градо-Иркутской Архангело-Михайловской церкви скоропалительно - разразилась война с Японией и муж, лейтенант, уже выхлопотал назначение в Порт-Артур. И уже на второй день после венчания в иркутской Архангело-Михайловской церкви Софья провожала суженого - на Дальний Восток, в Порт-Артур, на войну...
Так и было в их жизни… Всегда….
С первых же часов начавшейся в августе 1914 года германской войны капитан 2-го ранга Колчак был в море. А Софья, квартировавшая в прифронтовой Либаве с двумя детьми, поспешно паковала под канонаду немецких батарей чемоданы. Все говорили, что Либаву сдадут, и семьи русских офицеров осаждали вагоны поезда, идущего в Питер. Бросив все нажитое за десять лет, жена Колчака с детьми на руках и жалким дорожным скарбом все же выбралась из прифронтового города.
Она честно несла крест офицерской жены: переезды с места на место, чужие квартиры, болезни детей, бегство из-под обстрела, соломенное вдовство и вечный страх за мужа - вернется ли из похода... И не было ей за это никаких государевых наград и почестей. Муж получал ордена и боевые кресты. А она ставила кресты на могилах своих дочерей. Сначала умерла двухнедельная Танечка, потом - после бегства из осажденной Либавы - и двухлетняя Маргарита. Выжил лишь средний - Славик, Ростислав.
В центре ее мира были сын и муж. Только о них она думала и беспокоилась.Софья писала Колчаку:
«Дорогой мой Сашенька! Пыталась писать тебе под Славушкину диктовку, но, как видишь, получается все одно и то же: Мыняма папа гм цыбыбе канапу (конфету). У нас тут все по-старому. У Славушки прорезались два коренных зуба... Разбирая вещи, я осмотрела твое штатское платье: оно в порядке, кроме смокинга, попорченного молью. Сколько прекрасных вещей за бесценок отдали по твоему желанию татарину».
Она писала ему в Либаву с дачи своих друзей под Юрьевом, где проводила с детьми лето.
«2 июня 1912 года. Дорогой Сашенька! Славушка начинает много говорить, считать и поет себе песни, когда хочет спать... Как твои дела? Где ты теперь? Как прошли маневры и цел ли твой миноносец? Я рада, что ты доволен своим делом. Я боюсь, не было бы войны, тут об этом много говорили. Читала роман о генерале Гарибальди по-итальянски. Вышиваю и считаю дни. Пиши про себя. Переменилось ли к тебе начальство, получив полмиллиарда на флот?
Твоя любящая Соня».
Чуть больше года пробыла она адмиральшей, женой командующего Черноморским флотом, первой дамой Севастополя. Потом - почти отвесное падение в ад подпольной жизни, эмигрантского безденежья, увядания на чужбине... В Севастополе она не барствовала - организовала санаторий для нижних чинов, возглавила дамский кружок помощи больным и раненым воинам. А муж, если не уходил в боевые походы, то до полуночи засиживался в штабе. Черноморский флот под его командованием господствовал на театре военных действий.
«...Несмотря на невзгоды житейские, - писала она ему, - я думаю, в конце концов обживемся и хоть старость счастливую будем иметь, а пока же жизнь - борьба и труд, для тебя особенно...» Увы, не суждено им было иметь счастливую старость...
Последний раз она обняла мужа на перроне севастопольского вокзала. В мае 1917 года Колчак уезжал в Петроград, в командировку, которая не по его воле превратилась в кругосветку, закончившуюся расстелом в Сибири. Перед смертью Колчак сказал: «Передайте жене в Париж, что я благословляю сына». Из Иркутска эти слова и в самом деле достигли Парижа... Но тогда, в Севастополе, они прощались ненадолго...
Софья ждала его в Севастополе, даже тогда, когда оставаться там стало небезопасно; она пряталась по семьям знакомых моряков. И хоть муж ее - Александр Васильевич Колчак - еще не совершил ничего такого, чтобы ему наклеили ярлык «врага трудового народа», в городе нашлось бы немало людей, которые бы охотно подсказали чекистам - вон там укрывается жена командующего Черноморским флотом. Даром, что бывшего... Все это она прекрасно понимала, а потому еще летом 17-го отправила сына, десятилетнего Ростика, в Каменец-Подольский, к подругам детства.. А она осталась в Севастополе - ждать мужа и испытывать судьбу.
В декабре по городу прокатилась первая волна расстрелов. В ночь с 15 на 16 декабря были убиты 23 офицера, среди них - три адмирала. Софья Федоровна с ужасом прислушивалась к каждому выстрелу, к каждому громкому возгласу на улице, радуясь, что муж сейчас далеко, и сын - в тихом и надежном месте. Она бы и сама давно бы уехала туда, но верные люди сообщили, что Александр Васильевич снова в России, что он едет по Сибирской магистрали и что скоро будет в Севастополе. Первой мыслью было - немедленно ехать к нему навстречу, предупредить, что в город нельзя - схватят и расстреляют, не посмотрят, что сын севастопольского героя, что сам герой двух войн, георгиевский кавалер...
Теперь, как 13 лет назад, она снова была готова мчаться ему навстречу, через чекистские кордоны и партизанские засады... Она ждала его из этой чудовищно затянувшейся служебной командировки. Она ждала его из полярных экспедиций. Она ждала, когда он вернется с войны, она ждала его из японского плена. Но это севастопольское ожидание было самым безнадежным. Она почти знала, что он не вернется, и все-таки ждала, рискуя быть узнанной, арестованной, «пущенной в расход».
Она перестала его ждать лишь тогда, когда из Омска пришло известие: с Колчаком в поезде - Она. Анна. Жена его однокашника по Морскому корпусу - капитана 1-го ранга Сергея Тимирева. Молодая, красивая, страстная, любимая… А как холоден и жесток мог быть Колчак к женщине, которую любил когда-то, к своей жене! Забыто все, что связывало их - остался только отстраненный, ледяной тон. Вот фрагменты письма, отправленного Колчаком в октябре 1919 года Софье Федоровне, где он требует от жены не касаться своих взаимоотношений с Анной Тимиревой. Честно говоря, оно просто ужасающе, не дай Бог ни одной женщине получить такое:
«Перед отъездом моим из Омска в Тобольск я получил твое письмо от 4-У1, а в пути в г. Тара встретился с В.В. Романовым, передавшим мне твое письмо от 8-У1. Я возвращаюсь после объезда Северного фронта из Тобольска в Омск на пароходе по Иртышу. Почти 21/2 месяца, с начала августа, я провел в разъезде по фронту. С конца августа армии начали отступление и после упорных и тяжелых месячных боев отбросили красных на реку Тобол. Война приняла очень тяжелый и ожесточенный характер, осложняемый осенним временем, бездорожьем и усиливающимися эпидемиями сыпного и возвратного тифа...
Мне странно читать в твоих письмах, что ты спрашиваешь меня о представительстве и каком-то положении своем как жены Верховного правителя. Я прошу тебя уяснить, как я сам понимаю свое положение и свои задачи. Они определяются старинным рыцарским девизом... «Ich diene» («Я служу»). Я служу Родине своей Великой России так, как я служил ей все время, командуя кораблем, дивизией или флотом.
Я не являюсь ни с какой стороны представителем наследственной или выборной власти. Я смотрю на свое звание как на должность чисто служебного характера. По существу, я Верховный главнокомандующий, принявший на себя функции и Верховной Гражданской Власти, так как для успешной борьбы нельзя отделять последние от функций первого.
Моя цель первая и основная - стереть большевизм и все с ним связанное с лица России, истребить и уничтожить его. В сущности говоря, все остальное, что я делаю, подчиняется этому положению. Я не задаюсь решить вопроса о всем том, что должно последовать за выполнением первой задачи; конечно, я думаю об этом и намечаю известные операционные направления, но в отношении программы я подражаю Суворову перед Итальянским походом и, перефразируя его ответ гофкригсрату, говорю: «Я начну с уничтожения большевизма, а дальше как будет угодно Господу Богу!»
Вот и все. Таким образом, я прошу тебя всегда руководствоваться этими положениями в отношении меня...
Ты пишешь мне все время о том, что я недостаточно внимателен и заботлив к тебе. Я же считаю, что сделал все, что я должен был сделать. Все, что могу сейчас желать в отношении тебя и Славушки, чтобы вы были бы в безопасности и могли бы прожить спокойно вне России настоящий период кровавой борьбы до Ее возрождения. Ты не можешь ни с какой стороны, кроме уверенности моей в безопасности и спокойной жизни твоей за границей, помочь мне в этом деле. Ваша будущая жизнь и в переносном, и в прямом смысле зависит от исхода той борьбы, которую я веду. Я знаю, что ты заботишься о Славушке, и с этой стороны я спокоен и уверен, что ты сделаешь все, что надо, чтобы воспитать его до того времени, когда я буду в состоянии сам позаботиться о нем и постараться сделать из него слугу Родины нашей и хорошего солдата. Прошу тебя положить в основание его воспитания историю великих людей, т. к. примеры их есть единственное средство развить в ребенке те наклонности и качества, которые необходимы для службы, и особенно так, как я ее понимаю. Я много говорил с тобой об этом и полагаю, что ты знаешь мои на этот предмет суждения и мнения.
Относительно денег я писал, что не могу высылать более 5000 фр. в месяц, т. к. при падении курса нашего рубля 8000 фр. составят огромную сумму около 100 000 руб., а таких денег я не могу расходовать, особенно в иностранной валюте.
Из моего письма ты усмотришь, что никакой роли в смысле представительства и приемов не только не требуется исполнять, но, по-моему мнению, она недопустима и может поставить тебя в очень неприятное положение. Прошу быть крайне осторожной во всех случаях, разговорах и встречах с иностранными и русскими представителями...
Прошу не забывать моего положения и не позволять себе писать письма, которые я не могу дочитать до конца, т. к. я уничтожаю всякое письмо после первой фразы, нарушающей приличие. Если ты позволяешь слушать сплетни про меня, то я не позволяю тебе их сообщать мне. Это предупреждение, надеюсь, будет последним.
Пока до свидания. Твой Александр».
Я бы немедленно умерла от ужаса и горя, но Колчаку везло на сильных женщин.
Письмо А.В. Колчака сыну:
«20 октября 1919 г.
Дорогой милый мой Славушок.
Давно я не имею от тебя писем, пиши мне, хотя бы открытки по нескольку слов.
Я очень скучаю по тебе, мой родной Славушок...
Тяжело мне и трудно нести такую огромную работу перед Родиной, но я буду выносить ее до конца, до победы над большевиками.
Я хотел, чтоб и ты пошел бы, когда вырастешь, по тому пути служения Родине, которым я шел всю свою жизнь. Читай военную историю и дела великих людей и учись по ним, как надо поступать, - это единственный путь, чтобы стать полезным слугой Родине. Нет ничего выше Родины и служения Ей.
Господь Бог благословит Тебя и сохранит, мой бесконечно дорогой и милый Славушок. Целую крепко Тебя. Твой папа».

В апреле большевики спешно покинули Крым и в Севастополь вступили войска кайзера. И снова пришлось прятаться. Немцы вряд ли оставили бы в покое жену русского адмирала, нанесшего им столь ощутимые удары в Балтийском и Черном морях. К счастью,на нее никто не донес. Этот самый страшный год в ее жизни окончился для жены адмирала только с приходом англичан. Софью Федоровну снабдили деньгами и с первой же оказией переправили на «корабле ее Величества» в Констанцу. Оттуда она перебралась в Бухарест, куда выписала из самостийной Украины сына Ростислава, и вскоре уехала с ним в Париж. Севастополь-Констанца-Бухарест-Марсель-Лонжюмо... Начиналась другая жизнь - без мужа, без родины, без денег... Все ценное из уцелевшего: столовое серебро, яхт-призы мужа и даже чарочки, поднесенные кают-компаниями кораблей, на которых он служил, - пошло в ломбард. Она сдавала туда золотую медаль мужа, полученную от Географического общества за полярные экспедиции, и серебряные чайные ложки, которые удалось вывезти из Севастополя
Благо, она не была барыней-белоручкой; многодетная семья, Смольненский институт, кочевая военная жизнь научили ее многое делать своими руками. И она перешивала, перелицовывала старые вещи, вязала, огородничала. Но денег катастофически не хватало. Однажды из спасло от голода чудо: сын адмирала Макарова, воевавший под знаменами Колчака в Сибири, присылает бедствующей вдове из Америки 50 долларов - все, что смог наскрести из своих доходов. В ее полунищенской жизни это стало грандиозным событием. Вот письмо Софьи Федоровны Ф. Нансену, у которого в 1900 году в Норвегии А.В. Колчак проходил подготовку перед своей первой полярной экспедицией. В эмиграции Софья Федоровна шла на многие унижения, чтобы выучить сына и выжить самой. Подобные письма она писала и другим людям, вежливо-просительную интонацию она вынуждена была усвоить прекрасно.
«Дорогой сэр, все еще надеясь без надежды, я взяла на себя смелость обратиться к Вам... До сих пор нам оказывали помощь несколько скромных, чаще желающих остаться неизвестными, друзей, однако более многочисленные враги, беспощадные и жестокие, чьи происки сломали жизнь моего храброго мужа и привели меня через апоплексию в дом призрения. Но у меня есть мой мальчик, чья жизнь и будущность поставлены сейчас на карту. Наш дорогой английский друг, которая помогала нам последние три года, не может больше оказывать поддержку; и сказала, что после 10 апреля сего года она для него ничего не сможет сделать. Молодой Колчак учится в Сорбонне... с надеждой встать на ноги и взять свою больную мать домой. Он учится уже два года, осталось еще два или три года до того, как он получит диплом и выйдет в большую жизнь. В мае начнутся экзамены, которые полностью завершатся к августу. Но как дожить до этого момента? Мы только на время хотели бы занять немного денег, чтобы перевести ему 1000 франков в месяц - сумма, достаточная для молодого человека, чтобы сводить концы с концами. Я прошу у Вас 5000 франков, на которые он может жить и учиться, пока не сдаст экзамены...
Помните, что мы совсем одни в этом мире, ни одна страна не помогает нам, ни один город - только Бог, которого Вы видели в северных морях, где также бывал мой покойный муж и где есть маленький островок, названный островом Беннетта, где покоится прах Вашего друга барона Толля, где северный мыс этих суровых земель назван мысом Софьи в честь моей израненной и мечущейся души - тогда легче заглянуть в глаза действительности и понять моральные страдания несчастной матери, чей мальчик 10 апреля будет выброшен из жизни без пенни в кармане на самое дно Парижа. Я надеюсь, Вы поняли наше положение и Вы найдете эти 5000 франков как можно быстрее, и пусть Господь благословит Вас, если это так. Софья Колчак, вдова Адмирала».
Ростислав в 1931 году поступит на службу в Алжирский банк, женится на дочери адмирала Развозова. Софья Федоровна скончается в 1956 году... На карте России остался ее почти неприметный след. В далеком Восточно-Сибирском море вмерзает в льды остров Беннетта. Юго-восточный мыс его носит имя Софьи - невесты отчаянного лейтенанта.

Как сложилась судьба А.Н. Тимирева после ухода жены?
С 3 мая 1918 года он состоял в Белом движении Владивостока. Когда осенью А.В. Колчак занял пост Верховного правителя России, Тимирев с 23 ноября 1918 года по 15 августа 1919 года служил в городе помощником Верховного главнокомандующего по морской части, а до весны 1919 года - командующим морскими силами на Дальнем Востоке.
В китайской эмиграции адмирал Тимирев плавал капитаном торгового флота Шанхая, в начале 1930-х годов был активным членом «Объединения Гвардейского экипажа» - «Кают-компании», собиравшейся на его квартире, когда он первые два года председательствовал в этом отборном сообществе. Тимирев написал в 1922 году интересные мемуары: «Воспоминания морского офицера. Балтийский флот во время войны и революции (1914-1918 гг.)». Они опубликованы в Нью-Йорке в 1961 году. В них на почетном месте рассказы о его гардемаринском однокашнике А.В. Колчаке. Умер С.Н. Тимирев 31 мая (13 июня) 1932 года в Шанхае.
Он не узнал, что его единственный сын расстрелян большевиками.

Благодаря нескольким документальным фильмам и художественному сериалу этот человек обрел мученический титул, а история его любви к Анне Тимиревой, похоже, готова встать в один ряд с классическими средневековыми историями типа Луиза и Абеляр или Данте и Беатриче. Вот только если приглядеться повнимательнее к биографии этого человека, понимаешь: советская историография во многом была права – особенно, что касается сотрудничества Колчака с Антантой. Он был замечательным мореплавателем, глубоким исследователем, но оказался плохим и недальновидным политиком.

Биография и деятельность Александра Колчака (1874-1920)

Место рождения Колчака – село Александровское Санкт-Петербургского уезда. Он окончил шестую Петербургскую классическую гимназию. Продолжил обучение в Морском кадетском корпусе. В сентябре 1894 года его производят в мичманы. В 1895 – 1899 состоялось его первое заграничное плавание. В 1898 году Александра производят в лейтенанты. Он плавает на броненосце «Петропавловск», принимает участие в Русской полярной экспедиции под руководством Э. В. Толля (1900-1902 гг.). Служит в Порт-Артуре. Попадает в японский плен, из которого возвращается только через полгода.

В 1906 году был прикомандирован к Академии наук, где занимался обработкой тех материалов, что удалось собрать за время Русской полярной экспедиции. Затем Колчака прикомандировывают к Морскому генеральному штабу. Он заведует отделением русской статистики, получает новые звания - капитан-лейтенанта и капитана 2 – го ранга. Командует строительством ледокольного транспорта «Вайгач». Совершает на нем плавание из Петербурга через южные моря в Арктику и обратно во Владивосток. Пишет и издает книгу «Лёд Карского и Сибирского морей».

С конца 1911 года Колчак в Петербурге, возвращается на службу в Морской генеральный штаб. С 1912 года местом его службы становится Балтийский флот, он вступает в должность командира эскадренного миноносца «Уссуриец». В начале 1915 года происходит его судьбоносное знакомство с А. В. Тимирёвой. В 1916 году Александра Васильевича производят в контр-адмиралы, затем в вице-адмиралы. Отныне под его началом находится весь Черноморский флот.

Февральскую революцию и развал армии он не принял, уехав в США. В 1918 году возвращается в Россию через Дальний Восток, приезжает в Омск. Там, в результате отстранения от власти т.н. Директории, он избирается Верховным правителем России. Генерал Деникин приказом по армии объявляет свои полномочия исчерпанными и передает их Колчаку. Ранней весной 1919 года начинается массированное наступление белых войск, взяты Уфа, Пермь и Чистополь. Однако наступление захлебывается.

Широкое партизанское движение, развернувшееся в Сибири и на Урале, серьезно осложняет положение колчаковцев. Местное население бойкотирует власть белых. Не способствует популярности и развернутый белый террор. Союзники отказывают в финансовой помощи. Последним ударом становится предательство белочехов. В январе 1920 года бронепоезд Колчака блокирован на станции Нижнеудинск. Адмирал арестован и передан т.н. Политцентру, а затем – большевистскому ревкому, который после серии допросов принимает решение о расстреле адмирала. В начале февраля 1920 года приговор был приведен в исполнение. Могилы Колчака не существует – его останки поглотила река Иртыш. Армия генерала Каппеля не смогла прийти на выручку – в том числе по причине смерти самого Каппеля от гангрены ног.

  • Анна Васильевна Тимирева, последняя любовь Колчака, пережила его более чем на 50 лет, пройдя через длительное тюремное заключение, ссылку и поражение в правах. Лишь незадолго до смерти она рассекретила тайну всей своей жизни.
  • Жена и сын Колчака были им заблаговременно отправлены в США, где и вынуждены были проживать до конца дней.

Александр Колчак – русский военный и политический деятель, учёный-океанограф, полярный исследователь, флотоводец, вошедший в историю как руководитель Белого движения в годы Гражданской войны в России. Верховный правитель России и Верховный Главнокомандующий Русской армией.

Жизнь Адмирала Колчака полна славных и драматических моментов, впрочем, как и сама России начала 20 века. Все это мы рассмотрим в данной .

Биография Колчака

Александр Васильевич Колчак родился 4 ноября 1874 г. в селе Александровском (). Он рос в знатной дворянской семье. Многие предки Колчака несли исправную службу и достигли успехов на военном поприще.

Он начал вынашивать идеи о том, каким образом можно было способствовать возрождению русского флота.

В 1906 г. Александр Колчак руководил комиссией, расследовавшей причины поражения под Цусимой. Параллельно с этим он неоднократно выступал в Госдуме с докладами на эту тему, а также просил у чиновников выделить из казны средства на создание русского флота.

В период биографии 1906-1908 гг. адмирал возглавил строительство 4-х броненосцев и 2-х ледоколов.

Одновременно с этим он продолжает заниматься научной деятельностью. В 1909 г. выходит его научный труд, посвященный ледяному покрову Сибирского и Карского морей.

Когда русские океанографы изучили его работу, они очень высоко ее оценили. Благодаря исследованиям, проведенным Колчаком, ученым удалось выйти на новый уровень изучения ледяного покрова.

Первая мировая война

Генрих Прусский, возглавлявший немецкий флот, разработал операцию, согласно которой Санкт-Петербург должен был быть разбитым в течение нескольких дней.

Он планировал уничтожить стратегически важные объекты и высадить солдат на захваченных территориях. Затем, по его расчетам, немецкие пехотинцы должны были захватить .

В своих размышлениях он походил на , который в своей карьере смог провести множество молниеносных и успешных атак. Однако этим планам не суждено было сбыться.

Адмирал Колчак прекрасно понимал, что русский флот уступает по силе и мощи немецким кораблям. В связи с этим он разработал тактику минной войны.

Ему удалось разместить около 6000 мин в акватории Финского залива, которые стали надежной защитой для Петербурга.

Такого развития событий Генрих Прусский никак не ожидал. Вместо легкого вхождения на территорию Российской империи, он начал ежедневно терять свои корабли.

За умелое ведение войны в 1915 г. Александр Колчак был назначен командиром Минной дивизии.


Колчак на Китайско-Восточной железной дороге в форме КВЖД, 1917 г.

В конце того же года Колчак решился перебросить русские войска на берег Рижского залива, чтобы помочь армии Северного фронта. Ему удалось невероятно быстро и точно спланировать операцию, которая спутала все карты немецкому руководству.

Менее чем через год Колчака произвели в вице-адмиралы и назначили командующим Черноморским флотом.

Адмирал Колчак

Во время Февральской революции 1917 года, Колчак остался верным императору, отказавшись переходить на сторону большевиков.

Известен случай, когда услышав предложение от революционных моряков отдать свою золотую саблю, адмирал выбросил ее за борт. Взбунтовавшимся матросам он сказал свою знаменитую фразу: «Не от вас я ее получил, не вам и отдам» .


Адмирал Колчак

Приехав в Петербург Колчак обвинил Временное правительство в развале армии и флота. Вследствие этого он был направлен в политическую ссылку в Америку.

К тому времени произошла знаменитая Октябрьская революция, после которой власть оказалась в руках большевиков во главе с .

В декабре 1917 г. адмирал Колчак написал английскому правительству письмо с просьбой принять его на службу. В результате охотно согласилась принять его предложение, так как имя Колчака было известно по всей Европе.

Несмотря на то, что к этому времени Российскую империю возглавляли большевики, на ее территории оставалось множество добровольческих армий, отказавшихся предавать императора.

Объединившись в сентябре 1918 г. они образовали Директорию, претендовавшую на роль «Временного Всероссийского правительства». Возглавить ее предложили Колчаку, на что тот согласился.


Адмирал Колчак, его офицеры и представители союзников, 1919 г.

Однако он предупредил, что если условия работы будут противоречить его взглядам, он покинет этот пост. В результате адмирал Колчак стал Верховным правителем .

Правительство Колчака

Первым делом Александр Колчак запретил все экстремистские партии. После этого была разработана экономическая реформа, согласно которой в Сибири должны были создаваться промышленные заводы.


В 1919 г. армия Колчака заняла всю территорию Урала, но вскоре начала уступать натиску красных. Военным неудачам предшествовали множество разных просчетов:

  • Некомпетентность адмирала Колчака в отношении государственного управления;
  • Халатное отношение к урегулированию аграрного вопроса;
  • Партизанские и эсеровские сопротивления;
  • Политические разногласия с союзниками.

Через несколько месяцев Александр Колчак был вынужден оставить Омск и передать свои полномочия Антону Деникину. Вскоре он был предан союзным Чешским корпусом и передан в руки большевиков.

Личная жизнь

Супругой адмирала Колчака была Софья Омирова. Когда у них начался роман, ему пришлось отправиться в очередную экспедицию.

Девушка верно ждала своего жениха в течение нескольких лет, после чего они обвенчалась в марте 1904 г.

В этом браке у них родились две девочки и один мальчик. Обе дочери умерли в раннем возрасте, а сын Ростислав прожил до 1965 г. Во время Второй мировой войны (1939-1945 гг.) он участвовал в сражениях против немцев на стороне французов.

В 1919 г. Софья при поддержке британских союзников эмигрировала в Париж, где прожила до конца своей жизни. Она умерла в 1956 г. и была похоронена на кладбище русских парижан.

В последние годы жизни адмирал Колчак жил с Анной Тимиревой, которая оказалась его последней любовью. Он познакомился с ней в 1915 г. в Гельсингфорсе, куда она прибыла с супругом.

Разведясь с мужем через 3 года, девушка последовала за Колчаком. В результате она была арестована и последующие тридцать лет провела в ссылках и тюрьмах. Позже ее реабилитировали.


Софья Омирова (жена Колчака) и Анна Тимирева

Анна Тимирева ушла из жизни в 1975 г. в Москве. За пять лет до смерти, в 1970-м, она пишет строчки, посвященные главной любви своей жизни - Александру Колчаку:

Полвека не могу принять —
Ничем нельзя помочь:
И все уходишь ты опять
В ту роковую ночь.

А я осуждена идти,
Пока не минет срок,
И перепутаны пути
Исхоженных дорог…

Но если я еще жива
Наперекор судьбе,
То только как любовь твоя
И память о тебе.

Гибель адмирала Колчака

После ареста Колчак подвергался постоянным допросам. Для этого была создана специальная следственная комиссия. Некоторые биографы считают, что Ленин стремился как можно быстрее избавиться от знаменитого адмирала, поскольку опасался, что ему на помощь могут быть брошены большие силы белого движения.

В результате, 45-летнего Александра Васильевича Колчака приговорили к расстрелу, который был приведен в исполнение 7 февраля 1920 г. в Иркутске.


Последняя фотография Колчака (сделана после 20 января 1920 г.)

Естественно, в советский период истории России личность Колчака была выставлена в негативном свете, так как он воевал на стороне белых.

Однако после оценка и значение личности Александра Колчака были пересмотрены. В его честь начали устанавливать памятники и мемориальные доски, а также снимать биографические фильмы, в которых он представляется настоящим героем и патриотом России.

Если вам понравилась биография Александра Колчака – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!