Курсовая работа инновационный проект. Разработка инновационного проекта на примере ооо "объединенная торговая компания"

В этой статье вы узнаете

  • Новые инновационные проекты и их трудности
  • Необычные разработки и их реализация

«Нехватка идей и тех, кто их воплощает, - вот что ждет Запад в ближайшее десятилетие»,- заявил советник президента фонда «Сколково» по стартапам Пекка Вильякайнен. Что же мы наблюдаем? В то время как специалисты убеждены, что в России нет единой сбалансированной инновационной политики, небольшие компании разрабатывают все новые и новые инновационные проекты.

Новые инновационные проекты продолжают внедрять в бизнес

Дмитрий Паршков, управляющий партнер УК «Приоритет», автор идеи LifeTable

«В настоящее время наша разработка не имеет конкуренции и является российским инновационным проектом, не имеющим аналогов. Мы являемся связующим звеном между заведениями общественного питания и социальными сетями. Помимо нового формата развлечений и нового формата рекламного носителя, для нас важно повышение качества обслуживания гостей ресторанов и кафе».

О проекте. Идея автоматизировать процесс заказа и общения с клиентами ресторанов лежит на поверхности: некоторые элементы пытались воплотить в жизнь еще в 70-х годах прошлого века. Однако сделать это удалось только сейчас.

Мы начали заниматься проектом столов с сенсорными ударопрочными экранами в 2010 году. Практически всё делали самостоятельно, включая разработку аппаратной части и написание программного обеспечения. Основной целью было создание абсолютно плоской поверхности, без зазоров и перепадов между интерактивным экраном и столешницей. Проще говоря, кружка должна проезжать по всему столу без задержек. Поэтому тестировали продукцию в условиях ночной вечеринки рокеров с морем алкоголя и танцами на стойках. Столы выдержали нашествие и на следующий день работали без сбоев.

Наши изделия, установленные в ресторане, учитывают интересы не только посетителей, но и владельцев заведения и рекламодателей.

  • Развитие дистрибуции: как вести бизнес в современных условиях

Посетителям LifeTable позволяет просмотреть меню заведения, заказать и даже оплатить блюдо. Кроме того, в меню содержатся такие сервисы, как выход в интернет, чат для общения с сидящими за другими столиками, игры и музыка.

Персоналу же «умный стол» упрощает работу с клиентами, оптимизирует бизнес-процессы (оплата счета, вызов официанта и заказ блюда).

Вложения. Проект создан полностью на средства и ресурсы управляющей компании «Приоритет», объем вложений - около $ 660 тыс.

Доход. LifeTable выйдет на окупаемость в 2013 году. Сейчас установлена фиксированная стоимость контракта для ресторанов и рекламодателей - 2 тыс. евро за два года. Срок эксплуатации продукции компании - около двух лет, затем стараемся проводить апгрейд оборудования.

Трудности. Если не касаться технических деталей (производство, доработка аппаратной части, программные решения), одной из проблем стало разъяснение персоналу ресторанов, что LifeTable - не враг и не пытается отнять у официантов часть их доходов.

Сегодня основная задача отдела маркетинга - донести идею LifeTable до гостей: первые пользователи думали, что садятся за стол со встроенным телевизором. Пришлось сделать интерфейс проще и понятнее. Работа по его совершенствованию не прекращается и сейчас.

Геннадий Медецкий разработал новый инновационный проект в России по названием «i-огород»

Геннадий Медецкий, генеральный директор, «i-огород», исполнительный директор, «Синергия инновации»

«Когда предприниматель делает бизнес, он должен осознавать: важно, чтобы бизнес-идея была интересна не ему, а потребителю. Это касается и инновационных проектов в России».

О проекте. Идея «i-огорода» возникла в начале 2011 года. А уже осенью у нас появились первые клиенты и завели свои огороды.

Суть проекта заключается в том, что люди, которые хотят питаться вкусными, а главное, экологически чистыми овощами, но не имеют возможности выращивать их самостоятельно, могут сделать это через интернет. В «i-огороде» клиенты выбирают площадь земли (от 6 кв. м) в теплице в Раменском районе Московской области, и овощи, которые хотят выращивать. Далее они либо сами ухаживают за посадками (с помощью специального сервиса на сайте указывают, когда следует полить, подкопать или удобрить), либо же выбирают автоматический уход (специалисты все делают сами). Кроме того, всегда можно увидеть, что в тот или иной момент происходит на грядке, - в теплице установлены веб-камеры. Есть и возможность подсмотреть, что и как растет на участке у соседа.

Помимо всего прочего, мы сотрудничаем с несколькими интернет-магазинами натуральных и деревенских продуктов: поставляем зелень, салаты и травы, принимаем участие в различных ярмарках и фестивалях натуральных продуктов.

На данный момент прямых российских конкурентов у нас нет, есть лишь несколько иностранных ресурсов, которые дают возможность арендовать огороды для самостоятельного выращивания овощей.

Целевая аудитория проекта - сыроеды и веганы 1 .

Вложения. Деньги в проект инвестировал фонд «Синергия инновации» 2 . Однако сумму я не разглашаю. Могу лишь сказать, что на одни только камеры (100 шт.) было затрачено около $ 100 тыс.

Доход. «i-огород» еще не окупился. Это может произойти быстрее в том случае, если нам удастся увеличить площадь в 10 раз, что потребует вложения $ 5 млн. Пока таких вложений наш фонд не планирует.

Сейчас мы ведем переговоры о сотрудничестве с несколькими вегетарианскими ресторанами. Сетевые заведения нам не подходят - как правило, они пользуются продукцией в промышленных масштабах.

Трудности. Проект «i-огород» не приносит урожая в промышленных масштабах, поэтому нам трудно конкурировать с крупными предприятиями. Например, себестоимость помидоров в «i-огороде» превышает 800 рублей за 1 кг. Это дорого, зато клиент может быть уверен, что ест экологически чистый продукт. Еще одной неожиданностью стала большая урожайность: 12 кв. м приносят около 60 кг помидоров. Часто «огородник» не знает, что с урожаем делать, и порой даже не берет его, оставляя нам, а мы отвозим излишки в детский дом.

Не предусмотрели мы и очень долгий срок созревания: заявили, что клиенты получат первый урожай помидоров через 60 дней, оказалось - через 7 месяцев. Поэтому часть денег пришлось вернуть.

1 Строгие вегетарианцы, исключающие из рациона все продукты животного происхождения, включая мясо, рыбу, яйца, молоко, молочные продукты и иногда мед.
2 Российский венчурный фонд, входящий в холдинг университета «Синергия». Основан в 2010 году. Специализируется на инвестировании компаний и проектов, имеющих серьезный научный фундамент.

Новый инновационный проект по производству интерактивных воздушных дисплеев

Максим Каманин, генеральный директор, Displair

«В будущем получат развитие три сферы новых инновационных проектов: ИT на потребительском рынке, наращивание вычислительной мощи при миниатюризации физических размеров устройств и переход к дополненной реальности. Displair находится на стыке этих сфер».

О проекте. Основной продукт нашей компании - безэкранный воздушный дисплей Displair I, который позволяет демонстрировать изображение в воздухе.

Система Displair представляет собой проектор и экран, на который переносится изображение, сформированное при помощи специального распылителя из мельчайших частиц влаги.

Диагональ дисплея равна 30 дюймам (60 × 45 см), а качество изображения позволяет считывать с него тексты. Частицы воды настолько малы, что в силу сильного поверхностного натяжения становятся твердыми. Если пользователь прикоснется к экрану, частицы не оставят влажных следов и сгенерируют изображение в обход препятствия. Кроме того, они выдерживают температуру в диапазоне от –50 °C до +50 °С. Расход воды - литр в час, а встроенный резервуар рассчитан на 8 часов непрерывной работы.

Управление монитором осуществляется при помощи жестов, которые отслеживают инфракрасные датчики движения. В них использовано полторы тысячи точек - это позволяет компьютеру «видеть» даже мелкую моторику и «понимать», что именно показывает рукой пользователь. Оптическая система способна обрабатывать до 1,5 тыс. касаний одновременно, время задержки - менее 0,2 с.

Идея создания дисплея появилась еще в 2010 году, когда я оканчивал Астраханский государственный технический университет. К моменту получения диплома уже был готов проект, который я зарегистрировал на форуме «Селигер». Меня пригласили на мероприятие и попросили показать прототип дисплея, с которым ознакомился и Дмитрий Медведев. В том же 2010 году мы провели презентацию разработки в Кремниевой долине, по итогам которой Displair попал в десятку самых перспективных стартапов года по версии технологического центра Plug’n’Play. Сегодня наша компания является членом ИT-парка в Казани и первым резидентом инновационного центра «Сколково», а также возглавила рейтинг российских стартапов в сегменте hi-tech по версии центра новых технологий и технологического предпринимательства Digital October.

Еще на стадии прототипа интерес к безэкранному дисплею проявили крупные рекламные агентства, которые открыли в нем потенциал для использования нового поколения компьютеров в проведении различных мероприятий. На данный момент мы ведем проекты с BBDO Moscow, Instinct и Grape. В своих BTL-акциях экраны Displair уже успешно применили Intel Russia, Microsoft Russia, Google, «Мегафон».

Вложения. В мае 2012 года мы привлекли $ 1 млн в первом раунде инвестирования. Деньги были потрачены на аренду офиса и поиск персонала (сейчас в штате компании 50 человек), чуть позже была подготовлена производственная площадка.

Среди наших инвесторов - фонд Leta GIV в составе ГК Leta Group, бизнес-ангел Эстер Дайсон 3 , соучредитель, главный редактор East-West Digital News Адриен Энни, CEO Acrobator Бастиан Годска (руководил развитием и маркетингом компаний Ozon.ru, KupiVIP.ru, Lamoda.ru), соучредитель East-West Digital Александр Бадерко.

Доход. Выйти на самоокупаемость, по оптимистическим прогнозам, планируется в 2014 году, по пессимистическим - в 2015-м. Сегодня основной источник дохода - сдача в аренду на мероприятия прототипов дисплея Displair I. Сутки аренды стоят 30 тыс. рублей. В этом году планируем запустить в продажу первую модель дисплея. Сейчас работаем по модели b2b, но перейдем на b2c, когда добьемся цены, которая устроит обычных пользователей.

Трудности. Главные проблемы в развитии проекта связаны со спецификой отечественного рынка. Как и любое высокотехнологичное производство, Displair терпит неудобства из-за дефицита кадров: в России трудно найти специалистов необходимого профиля. Поэтому мы собираем лучших по всей стране и даже за рубежом: в штате кроме россиян есть сотрудники из Франции и Германии.

Вторая проблема - сложная логистическая цепочка. В России нужных комплектующих не производят, поэтому единственный выход - налаживать поставки из Китая.

3 Эстер Дайсон - член совета директоров «Яндекса», президент венчурного фонда EDventure Holdings (начальный инвестор Flickr), активно инвестирует в ИT-проекты.

Александр Валенсия-Кампо, Михаил Погребняк и Павел Черкашин реализовали инновационный проект, специализирующийся на визуальном поиске в интернете

Павел Черкашин, сооснователь, директор по продажам, Kuznech

«Российская венчурная среда рассчитана на копирование западных успешно реализованных инновационных проектов, но не на создание новых. Все спрашивают про западные аналоги и недовольно качают головой, если таковых не находят».

О проекте. Автором идеи является Александр Валенсия-Кампо, один из основателей компании. До этого он занимался разработкой компьютерных игр и постоянно сталкивался с задачей поиска похожих изображений для иллюстраций. В 2006 году, не найдя ни одного качественного предложения в этой сфере, он сформулировал основные алгоритмы работы будущего сервиса. Несколько лет Александр вынашивал планы реализации, привлек меня в качестве партнера и бизнес-ангела, но все попытки создать работающую систему не приводили к успеху. Для успешного выполнения задачи не хватало эксперта в области реализации сложных программных комплексов. Таким партнером стал Михаил Погребняк, генеральный директор ИT-компании Qbix.

Проект Kuznech предлагает технологии индексации и сравнения миллиардов изображений в интернете по их визуальному содержимому, а не по текстовым описаниям, как делает Google. Кстати, название Kuznech происходит от слова «кузнечик» и отчасти отражает деятельность компании. Дело в том, что некоторые виды этих насекомых обладают двумя анатомически и функционально различными средствами получения визуальной информации.

Технология Kuznech подходит интернет-компаниям, работающим с большими объемами изображений, когда общепринятый поиск по ключевым словам не дает адекватного результата. Система может быть использована в интернет-магазинах, социальных сетях, на фотосайтах - везде, где существенный объем информации представлен в визуальной форме, а не в виде текстов, а также в промышленных сферах - от медицины до защиты информации и промышленного дизайна.

Вложения. Начальные инвестиции в размере $ 500 тыс. были сделаны основателями и несколькими близкими друзьями, поверившими в идею. Впоследствии мы привлекли грант «Сколково» в размере $ 660 тыс., позволивший провести научные исследования и решить ряд сложных технических задач, а также существенно снизить технологические риски.

Доход. Выход на операционную окупаемость планируется в 2014 году. Уже в декабре 2012-го проект Kuznech начал приносить доход. Среди первых клиентов - новостные агентства, интернет-магазины, социальные сервисы.

Трудности. Основная сложность на данный момент заключается в том, чтобы найти наиболее коммерчески привлекательные сферы применения технологии. Потенциал огромен, но нужно начинать с небольших шагов. Наиболее перспективным рынком сбыта стали США, в которых сосредоточены основные массивы визуальной информации и бизнес вокруг них. Мы открыли там юридическое лицо, оформили американские патенты и завели юридический адрес в Калифорнии.

Инвестиционные проекты: от моделирования до реализации Волков Алексей Сергеевич

8.1. Пример инновационного проекта

Струнный транспорт академика Юницкого (СТЮ) представляет собой специальный автомобиль на стальных колесах (рельсовый автомобиль), размещенный на двух рельсах-струнах, установленных на опорах. СТЮ предназначен как для пассажирских, так и для грузовых перевозок. Работы по проекту «Разработка и коммерческое использование СТЮ» ведутся с 1977 года. Наиболее активно работы ведутся с 1998 года – с момента получения первого гранта ООН. Проект продолжает активно и планомерно развиваться. Степень проработанности проекта в настоящее время такова, что ее реализуемость не вызывает сомнений ни у разработчика, ни у экспертов.

Разработчиком проекта, автором и генеральным конструктором СТЮ является Анатолий Эдуардович Юницкий, автор более 100 изобретений, в том числе принципиальной схемы СТЮ, доктор философии транспорта, действительный член (академик) Российской академии естественных наук и других российских и зарубежных академий. Результаты научно-технических разработок защищены 37 патентами. В разработке бизнес-плана строительства и эксплуатации СТЮ принимал участие эксперт ООН ХАБИТАТ доктор экономических наук А. А. Урунов.

Научные труды по тематике СТЮ опубликованы в 5 монографиях, 26 докладах и статьях, создано 56 изобретений, имеются 37 патентов (ряд патентов выдан на группу изобретений), в прессе опубликовано более 50 очерков, по центральному телевидению было показано более 10 репортажей, работы были представлены более чем на 50 выставках, ярмарках, симпозиумах, форумах, имеются более 30 дипломов, медалей, грамот, 14 положительных заключений экспертиз. За 27 лет работы над СТЮ автор программы создал свою школу СТЮ, специалисты которой проживают в разных странах.

СТЮ как вид транспорта по сравнению с иными видами транспорта обладает следующими основными преимуществами:

Низкий удельный расход материалов и низкая себестоимость строительства трасс;

Низкие эксплуатационные издержки;

Высокие потребительские качества;

Высокая пропускная способность;

Высокие экологические характеристики;

Меньшее изъятие земли под строительство трассы;

Прокладка трасс возможна в труднодоступных районах.

Относительная техническая простота исполнения выгодно отличает СТЮ от других работ по созданию новых транспортных систем – монорельса, поезда на магнитной подвеске, канатных дорог и других.

В проекте последовательно и взаимоувязанно описаны:

Тенденции развития мирового транспортного рынка и место СТЮ в мировых транспортных системах;

Состояние отрасли и конкуренции;

Техническое описание СТЮ;

Сведения о команде проекта;

Сведения о международной и государственной поддержке проекта;

Сведения о социальной и государственной значимости СТЮ и проекта;

Сведения о защите ноу-хау;

Факторы риска и стратегия снижения рисков.

В XXI веке возможная доля СТЮ по протяженности дорог в мире оценивается от 20% до 40% – это от 5 до 10 миллионов километров. Проектом предусматривается:

Создание новой транспортной ниши в мировой экономике и удержание не менее 30% в каждом из сегментов созданной ниши (проектирование и строительство трасс и инфраструктуры, проектирование и производство подвижного состава, грузо-и пассажироперевозки);

Удержание лидирующих позиций в области создания новых технологий и ноу-хау по тематике СТЮ.

В проект вложено 6 миллионов долларов в конце 1990-х годов. На эти средства было проведено большое количество исследований и испытаний, построен опытный участок СТЮ, разработана проектно-конструкторская документация более 10 типов струнной путевой структуры, промежуточных и анкерных опор, транспортных моделей нескольких типов. Проведенные в 2001 году испытания подтвердили расчетные характеристики СТЮ. Объем внешних инвестиций, необходимых для завершения НИОКР и сертификации СТЮ, составляет около 30 миллионов долларов. В полномасштабном варианте инвестор становится совладельцем всех ноу-хау. Инвестору предлагается:

Долевое участие в проекте;

Активное участие в управлении проектом, содействии в решении возникающих проблем и привлечении административных ресурсов.

Для оперативного управления проектом предполагается создание совместно с инвестором головной компании СТЮ. В задачи компании будет входить принятие стратегических решений, оперативное управление деятельностью по сертификации и коммерческому использованию СТЮ, ведение бухгалтерского и управленческого учета, представительские функции.

Основные этапы развития компании и календарный план проекта представлены в табл. 21 и 22. Таблица 23 иллюстрирует направления использования инвестиций.

Таблица 21 Основные этапы развития головной компании СТЮ

Таблица 22 Календарный план проекта

В таблице 22 использованы обозначения:

A – испытательные и сертификационные работы по этапу;

Х – активные испытательные и сертификационные работы по этапу;

Ко – коммерческое использование результатов.

Основными бизнес-направлениями на стадии коммерческой эксплуатации будут являться:

1) проектирование, строительство и эксплуатация трасс и инфраструктуры;

2) проектирование и производство подвижного состава;

3) грузо– и пассажироперевозки;

4) получение отчислений от использования нематериальных активов.

Таблица 23 Структура использования инвестиций

В настоящее время Россия обладает дорожной сетью протяженностью около миллиона километров, что вдвое меньше рассчитанного минимального уровня. Но построить и содержать недостающие в России дороги с ее морозами, снегопадами, болотами, вечной мерзлотой, тайгой, тундрой очень проблематично – это потребует колоссальных материальных затрат и времени. СТЮ может быть единственно возможным вариантом решения транспортной проблемы России. В то же время если СТЮ будет доведен до серийного производства в России, именно Россия, являясь мостом между Европой и Азией, может занять ключевые позиции в формировании новой мировой коммуникационной политики XXI века.

Из книги Инвестиционные проекты: от моделирования до реализации автора Волков Алексей Сергеевич

8.2. Пример строительного инвестиционного проекта Проект «Строительство и эксплуатация санаторно-курортного комплекса (СКК) в редком природном месте, предоставляющий уникальные конкурентные преимущества», подготовлен в 2005 году и находится в ожидании инвестора,

Из книги Менеджмент. Шпаргалка автора Дружинина Н Г

69 СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА Инновационный менеджмент – относительно новое понятие для научной общественности России. В настоящее время Россия переживает период новаторства. В подобных условиях инновационной деятельностью занимаются практически все

Из книги Инновационный менеджмент: учебное пособие автора Мухамедьяров А. М.

1.4.1. Стадии и этапы инновационного цикла Эффективное управление инновациями (инновационный менеджмент) во многом зависит от инновационного цикла, правильного выявления границ его составных частей и их содержания, а также познания закономерностей их развития. Важной

Из книги Механизмы и методы регулирования в условиях перехода к инновационному развитию автора Автор неизвестен

1.2. Информация как фактор инновационного развития Развитие современного производства все более и более опосредуется не материальными ресурсами, а иными, в том числе информационными. Информация все более и более осознается как экономический ресурс. Возникают рынки

Из книги Управление карточным бизнесом в коммерческом банке автора Пухов Антон Владимирович

Пример расчета экономической эффективности зарплатного проекта (модель доходности) В качестве примера расчета экономической эффективности зарплатного проекта можно использовать два подхода: облегченный (предполагающий работу со стандартными зарплатными

Из книги Инновационный менеджмент автора Маховикова Галина Афанасьевна

Пример типового предложения зарплатного проекта В конце раздела, посвященного «зарплатным» проектам, хотелось бы поместить пример типового предложения по зачислению заработной платы сотрудникам организации на платежные карты. На многих специализированных карточных

Из книги Финансовый менеджмент – это просто [Базовый курс для руководителей и начинающих специалистов] автора Герасименко Алексей

1.1. Понятие инновации, инновационного процесса, инновационного цикла и инновационной деятельности Мировой исторический опыт неопровержимо доказывает, что эффективное и устойчивое развитие предприятий в различных сферах бизнеса достигается за счет оперативного

Из книги Хватит платить за все! Снижение издержек в компании автора Гагарский Владислав

2.1. Понятие и содержание инновационного менеджмента Чтобы управлять инновационной деятельностью, четко сформулировать цели управления, поставить реальные для выполнения задачи, оценить возможные варианты, сформировать организационные и производственные структуры,

Из книги Управление качеством. Практикум автора Ржевская Светлана

2.3. Технология и методы инновационного менеджмента Технология и методы инновационного менеджмента определяют содержание процессуальных функций управления инновациями. Они отражают наиболее общие элементы управления, которые не зависят от характера инноваций,

Из книги автора

6.4. Зарубежный опыт инновационного финансирования Финансирование создания нового инновационного продукта имеет разные формы реализации в разных странах.Наиболее эффективным является инвестирование в малые инновационные компании, ориентированные на разработку и

Из книги автора

10.1. Понятие и сущность инновационного проекта Инновационный проект – это система взаимоувязанных целей и средств их достижения. Он представляет собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых,

Из книги автора

10.2. Разработка инновационного проекта Инновационный проект, рассматриваемый как процесс, совершающийся во времени, включает следующие этапы.1. Формирование инновационной идеи (замысла). С одной стороны, инновационная идея составляет основу инновационного проекта,

Из книги автора

11.1. Система показателей оценки эффективности инновационного проекта Реализации любого инновационного проекта должно предшествовать решение двух взаимосвязанных задач:1) оценка выгодности каждого из возможных вариантов осуществления проекта;2) сравнение вариантов и

Из книги автора

Пример проекта – компания «АБВ» «АБВ» – производитель туристических палаток (прибыль после уплаты налогов – 50 млн руб.) – собирается выпустить на рынок свою новую модель палатки СуперМ. Эту модель инженеры-конструкторы «АБВ» разрабатывали в течение последних трех

Из книги автора

Приложение V. Пример плана проекта организационных изменений (к главе 4) ОПЕРАЦИОННЫЙ ПЛАН СОЗДАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ГЕНЕРИРУЮЩЕЙ КОМПАНИИ

Из книги автора

13 Экспертиза окончательной редакции проекта стандарта. Подготовка проекта стандарта к утверждению 13.1 Общие требования к подготовке проекта стандарта к утверждению При получении окончательной редакции проекта стандарта национальный орган Российской Федерации по

Инновационный проект

Понятие «инновационный проект» употребляется в нескольких аспектах:

как дело, деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей;

как система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий;

как процесс осуществления инновационной деятельности.

Эти три аспекта подчеркивают значения инновационного проекта как формы организации и целевого управления инновационной деятельностью.

В данной работе подробно рассказывается об основных этапах создания и реализации инновационных проектов, приведена классификация инновационных проектов, а также говориться о методах оценки инновационных проектов.

Основные этапы создания и реализации

Разработка инновационного проекта - длительный, дорогостоящий и очень рискованный процесс. Каждый проект независимо от сложности и объема работ, необходимых для его выполнения, проходит в своем развитии определенные состояния: от состояния, когда “проекта еще нет”, до состояния, когда «проекта уже нет». Согласно сложившейся практике, состояния, через которые проходит проект, называют фазами. От первоначальной идеи до эксплуатации этот процесс может быть представлен в виде цикла, состоящего из следующих фаз: прединвестиционной и инвестиционной.

Каждая фаза разработки и реализации инновационного проекта имеет свои цели и задачи (таблица 1).

Инновационные проекты характеризуются высокой неопределенностью на всех стадиях инновационного цикла. Более того, успешно прошедшие стадию испытания и внедрения в производство новшества могут быть не приняты рынком, и их производство должно быть прекращено. Многие проекты дают обнадеживающие результаты на первой стадии разработки, но затем при неясной или технико-технологической перспективе должны быть закрыты. Даже наиболее успешные проекты не гарантированы от неудач: в любой момент их жизненного цикла они не застрахованы от появления у конкурента более перспективной новинки.

Таблица 1. Содержание фаз жизненного цикла проекта

Прединвестиционная фаза проекта

Инвестиционная фаза проекта

Прединвестицион-ные исследования и планирование проекта

Разработка документации и подготовка к реализации

Проведение торгов и заключение контрактов

Реализация проекта

Завершение проекта

1. Изучение прогнозов

1. Разработка плана проектно-изыскательских работ

1. Заключение контрактов

1. Разработка плана реализации проекта

1. Пусконаладоч-ные работы

2. Анализ условий для воплощения первоначального замысла, разработка концепции проекта.

2. Задание на разработку ТЭО и разработка ТЭО.

2. Договор на поставку оборудования.

2. Разработка графиков.

2. Пуск объекта

3. Предпроектное обоснование инвестиций.

3. Согласование, экспертиза и утверждение ТЭО.

3. Договор на подрядные работы.

3. Выполнение работ.

3. Демобилизация ресурсов, анализ результатов.

4. Выбор и согласование места размещения.

4. Выдача задания на проектирование.

4. Разработка планов.

4. Мониторинг и контроль.

4. Эксплуатация.

5. Экологическое обоснование.

5. Разработка, согласование и утверждение.

5. Корректировка плана проекта.

5. Ремонт и развитие производства.

6. Экспертиза.

6. Принятие окончательного решения об инвестировании.

6. Оплата выполненных работ.

6. Закрытие проекта, демонтаж оборудования.

7. Предваритель-ное инвестицион-ное решение.

Создание и реализация инновационного проекта включает следующие этапы:

  • - формирование инновационного замысла (идеи);
  • - изучение инновационных возможностей;
  • - подготовка контрактной документации;
  • - подготовка проектной документации;
  • - строительно-монтажные работы;
  • - эксплуатация объекта;
  • - мониторинг экономических показателей.

Под этапом формирования инновационного замысла (идеи) понимается задуманный план действий. На этом этапе, прежде всего, необходимо определить субъекты и объекты инвестиций, их формы и источники в зависимости от деловых намерений разработчика идеи.

Субъектом инвестиций являются коммерческие организации и другие субъекты хозяйствования, использующие инвестиции.

К объектам инвестиций могут быть отнесены:

  • - строящиеся, реконструируемые или расширяемые предприятия, здания, сооружения (основные фонды), предназначенные для производства новых продуктов и услуг;
  • - комплексы строящихся или реконструируемых объектов, ориентированных на решение одной задачи (программы). В этом случае под объектом инвестирования подразумевается программа - производство новых изделий (услуг) на имеющихся производственных площадях в рамках действующих производств и организаций.

В инновационном проекте используются следующие формы инвестиций:

  • - денежные средства и их эквиваленты (целевые вклады, оборотные средства, ценные бумаги, например, акции или облигации, кредиты, займы, залоги и т.п.);
  • - земля;
  • - здания, сооружения, машины и оборудование, измерительные и испытательные средства, оснастка и инструмент, любое другое имущество, используемое в производстве или обладающие ликвидностью;
  • - имущественные права, оцениваемые, как правило, денежным эквивалентом;

Основным источников инвестиций являются:

  • - собственные финансовые средства, иные виды активов (основные фонды, земельные участки, промышленная собственность и т.п.) и привлеченные средства.
  • - ассигнования из федерального, региональных и местных бюджетов.
  • - иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного участия в уставном капитале совместных организаций.
  • - различные формы заемных средств.

Этап исследование инновационных возможностей предусматривает:

  • - предварительное изучение спроса на продукцию и услуги с учетом экспорта и импорта
  • - оценку уровня базовых, текущих и прогнозных цен на продукцию (услуги)
  • - подготовку предложений по организационно-правовой форме реализации проекта и составу участников
  • - оценку предполагаемого объема инвестиций по укрупненным нормативам и предварительную оценку их коммерческой эффективности
  • - подготовку предварительных оценок по разделам ТЭО, в частности оценку эффективности проекта
  • - подготовку контрактной документации на проектно-изыскательские работы

Цель исследования инновационных возможностей - подготовка предложения для потенциального инвестора. Если потребности в инвесторах нет, и все работы производятся за счет собственных средств, тогда принимается решение о финансировании работ по подготовке ТЭО проекта.

Этап ТЭО проекта в полном объеме предусматривает:

  • - проведение полномасштабного маркетингового исследования
  • - подготовку программы выпуска продукции (реализации услуг)
  • - разработку технических решений, в том числе генерального плана
  • - инженерное обеспечение
  • - мероприятия по охране окружающей среды и гражданской обороне
  • - описание организации строительства
  • - данные о необходимом жилищно-гражданском строительстве
  • - описание системы управления предприятием, организации труда рабочих и служащих
  • - формирование сметно-финансовой документации: оценку издержек производства, расчет капитальных издержек, расчет годовых поступлений от деятельности предприятий, расчет потребности в оборотном капитале, проектируемые и рекомендуемые источники финансирования проекта (расчет), предполагаемые потребности в иностранной валюте, условиях инвестирования, выбор конкретного инвестора, оформление соглашения.
  • - оценку рисков, связанных с осуществлением проекта
  • - планирование сроков осуществления проекта
  • - оценку коммерческой эффективности проекта (при использовании бюджетных инвестиций)
  • - формирование условий прекращения реализации проекта

Понятие "инновационный проект" может рассматриваться нескольких аспектах:

как совокупность мероприятий для достижения инновационным целей,

как процесс осуществления инновационной деятельности, как пакет документов, обосновывающих и описывающих это мероприятия.

Эти три аспекта подчеркивают значение инновационного проекта как формы организации и целевого управления инновационной деятельностью. Инновационный проект представляет собой сложную систему процессов, взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и стадиям.

Рыночные механизмы координации деятельности фирм и различных институтов в области разработки, внедрения и коммерциализации новшеств весьма несовершенны. Это объясняется и состоянием российской экономики, и неблагополучным инвестиционным климатом и инерционностью крупных промышленных фирм, и нехваткой ресурсов у малого бизнеса. Одной из наиболее благоприятных возможностей создания и внедрения новшеств является особая система организации и финансирования инновационных проектов.

Формирование инновационных проектов для решения важнейших научно-технических проблем обеспечивает комплексный, системный подход. В зависимости от вида проекта в его реализации могут принимать участие десятки организаций проектного и промышленного профиля, различные финансовые институты, научные, общественные и государственные учреждения, коммерческие структуры. Основные элементы и участники инновационного проекта представлены на рис. 11.1.

Таким образом, реализация замысла инновационного проекта обеспечивается десятками участников и организаций. Многообразие целей и задач инновационного развития определяет множество разновидностей инновационных и научно-технических проектов.

Рис. 11.1. Структура инновационного проекта

По предметно-содержательной структуре и по характеру инновационной деятельности проекты подразделяются на исследовательские, научно-технические, связанные с модернизацией и обновлением производственного аппарата, а также на проекты системного обновления предприятия. Кроме того, инновационные проекты подразделяются по уровню решения, по характеру целей, по виду инноваций, по периоду реализации.

Виды инновационных проектов даны на рис. 11.2 .

Разработка инновационного проекта - длительный и очень дорогостоящий процесс. От первоначальной идеи до эксплуатации этот процесс может быть представлен в виде цикла, состоящего из трех отдельных фаз: предынвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной (рис. 11.3).

Инновационные проекты характеризуются высокой неопределенностью на всех стадиях инновационного цикла. Более того, успешно прошедшие стадию испытания и внедрения в производство новшества могут быть не приняты рынком, и их производство должно быть прекращено.


Многие проекты дают обнадеживающие результаты на первой стадии разработки, но затем при неясной ресурсной или технико-технологической перспективе должны быть закрыты.

Даже наиболее успешные проекты не гарантированы от неудач и любой момент их жизненного цикла они не застрахованы от появления у конкурента более перспективной новинки. Не менее специфично для инновационного проекта по сравнению с инвестиционным наличие вариантов на всех стадиях жизненного цикла новшества. Если после отбора инвестиционного проекта осуществляется лишь одно-единственное решение, которое и следует реализовать, то инновационный проект требует новой переоценки и пересмотра на следующих этапах и в многочисленных контрольных точках. Инновация в своей основе характеризуется альтернативностью и многовариантностью решений. Отсюда возникает сложность ее прогнозирования. Это связано с оценкой будущей конкурентоспособности и рыночной адаптацией.

Инновации могут быть успешными, если будут подкреплены сконцентрированными и скоординированными действиями всех заинтересованных сторон - государства и частного сектора. Для выработки и осуществления таких экономически обоснованных, скоординированных действий инновационной стратегии России целесообразна разработка государственной информационной системы "Инновационная политика реального сектора экономики". Ее: использование поможет предприятиям и организациям в корректировке стратегии и тактики их инновационной и предпринимательской деятельности.

Важным условием осуществимости инновационного проекта ~, является выбор надежной базы прогнозирования и анализа новшества и привлечение к участию в проекте команды специалистов-: профессионалов высокого класса, высококвалифицированных исполнителей, ответственных учредителей и кредиторов, заинтересованных в успехе реализации всех этапов нововведения. Зачастую

в инновационных проектах большие сложности вызывает нахождение базовой модели.

Еще одной особенностью инновационного проекта является: проблема выделения индивидуального нововведения как единицы наблюдения и анализа. Если в инвестиционном проекте это рутинная процедура, то вычленение одного новшества из взаимосвязанных множественных элементов инновационной деятельности оказывается самостоятельным сложным процессом. Интенсивные исследования в отдельном виде инновации вызывают сложную гамму сопутствующих "инкрементных", частичных, менее радикальных новшеств.

По мере накопления опыта число модификаций постепенно уменьшается и появляется базовая модель. Становится очевидным что в то время, как первоначальное единичное новшество находит- ся в расцвете своего жизненного цикла и приносит финансовый успех, возможно его моральное устаревание вследствие изменения самой базовой модели. Снижение технической неопределенности инновационного проекта не означает снижения финансового и коммерческого риска. Более того, при разработке ряда проектов принципиальных нововведений устранение технических рисков приводит к выявлению недостатков выбранной технологии и оборудования, что само по себе уже может вызвать прекращение финансирования. Технические и коммерческие риски в инновационных проектах не находятся в какой-либо корреляционной зависимости, и для устранения или предупреждения рисков следует идти эмпирическим путем.

Большое значение в выборе метода прогнозирования и анализа новшества имеет продолжительность планируемого жизненного цикла инновации. У нововведений, имеющих короткий жизненный цикл, сохраняется высокая степень зависимости от длительности стадии НИОКР, от появления конкурирующих новинок и разработки нововведения, опирающегося на данный технический принцип. При прогнозировании такого типа инноваций, всегда следует предусмотреть возможное время устаревания данного принципа в рамках новшества.

Следует иметь в виду, что финансовый успех может зависеть от удлинения цикла жизни новшества, за счет как увеличения сроков его полезного функционирования, так и более раннего выхода на рынок. При сопоставлении финансовой эффективности альтернативных новшеств успех будет во многих случаях на стороне наукоемкой, коротко живущей новинки, а не на стороне освоенного продукта.

Инновационный проект, следовательно, должен развиваться в рамках необходимых и достаточных условий и рациональных ограничений. Каждый проект начинается с четкой постановки его цели, критериев успешного осуществления и предварительных набросков главных этапов его реализации. Граничными условиями могут выступать неопределенность и непредсказуемость фундаментальных исследований и несоответствие проекта целям организации, все возможные ресурсные и технологические ограничения. На стадии первичной разработки следует уделить внимание именно критериям успешности, а не деталям осуществления проекта.

Критерии успешности инновационного проекта также требуют внимательного и строгого рассмотрения.

Если для инвестиционного проекта единственным и главным критерием выступает финансовая успешность, то для инновационных проектов не менее важны прин- ципиальная новизна, патентная чистота, лицензионная защита, приоритетность направления инноваций, конкурентоспособность внедряемого новшества. К тому же в критериях успешности сохраняют силу производственные и ресурсные возможности, техническая осуществимость, финансовая эффективность, а также социальная целесообразность решения.

Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования. Увеличение академической мобильности, интеграции в мировое научно-образовательное пространство, создание оптимальных в экономическом плане образовательных систем, повышение уровня университетской корпоративности и усиление связей между разными уровнями образования.

Одним из эффективных путей решения этих проблем является информатизация образования. Совершенствование технических средств коммуникаций привело к значительному прогрессу в информационном обмене. Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования.

Задачей технологии как науки является выявление совокупности закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных, последовательных образовательных действий, требующих меньших затрат времени, материальных и интеллектуальных ресурсов для достижения какого-либо результата.

Инновации (англ. Innovation - нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки. В принципе, любое социально-экономическое нововведение, пока оно еще не получило массового, т.е. серийного распространения, можно считать инновациями.

Специфика образования в начале третьего тысячелетия предъявляет особые требования к использованию разнообразных технологий, поскольку их продукт направлен на живых людей, а степень формализации и алгоритмизации технологических образовательных операций вряд ли когда-либо будет сопоставима с промышленным производством. В связи с этим наряду с технологизацией образовательной деятельности столь же неизбежен процесс ее гуманизации, что сейчас находит все более широкое распространение в рамках личностно-деятельностного подхода. Глубинные процессы, происходящие в системе образования и в нашей стране, и за рубежом, ведут к формированию новой идеологии и методологии образования как идеологии и методологии инновационного образования. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь.

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.

Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и воспитательных программ, предполагающему снятие педагогического кризиса. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности. Инновационная деятельность в образовании как социально значимой практике, направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в обществе.

Учитывая переход к глобальному информативному обществу и становлению знаний, об адекватности образования социально-экономическим потребностям настоящего и будущего можно говорить лишь в том случае, если его модернизация будет основываться не только и не столько на организационных нововведениях, сколько на изменениях по существу - в содержании и технологиях подготовки кадров и подготовке научных исследований. Как социальный институт, воспроизводящий интеллектуальный потенциал страны, образование должно обладать способностью к опережающему развитию, отвечать интересам общества, конкретной личности и потенциального работодателя.

Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность значительно ускорить процесс поиска и передачи информации, преобразовать характер умственной деятельности, автоматизировать человеческий труд. Доказано, что уровень развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в производственную деятельность определяет успех любой фирмы. Основой информационно-коммуникационных технологий являются информационно-телекоммуникационные системы, построенные на компьютерных средствах и представляющие собой информационные ресурсы и аппаратно-программные средства, обеспечивающие хранение, обработку и передачу информации на расстояние.

Современная школа должна стать передовой площадкой в части информационных технологий, местом, где человек получает не только необходимые знания, но и проникается духом современного информационного общества. Без применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) образовательное учреждение не может претендовать на инновационный статус в образовании. Ведь инновационным считается образовательное учреждение, широко внедряющее в образовательный процесс организационные, дидактические, технические и технологические инновации и на этой основе добивающееся реального увеличения темпов и объемов усвоения знаний и качества подготовки специалистов. Слово «инновация» (от латинского «иннове») появилось в середине 17 века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. Инновация - это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой - это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику, а вовсе - не предмет.

Образование - это путь и форма становления целостного человека. Сущность и цель нового образования - это действительное развитие общих, родовых способностей человека, освоение им универсальных способов деятельности и мышления. Современное понятие «образование» связывается с толкованием таких терминов как «обучение», «воспитание», «образование», «развитие». Однако, до того как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин «образование», как существительное от глагола «образовывать» в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое - это и есть инновация.

Переход на интерактивные методы обучения и технологии реального времени требует значительных телекоммуникационных ресурсов, способных обеспечить необходимую взаимосвязь участников образовательного процесса, поддержку мультисервисных технологий, высокую производительность телекоммуникационного оборудования и пропускную способность сетей передачи данных.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль директора школы, учителей и воспитателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других -- реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций,.

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение, инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики -- проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно, т.е. результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Речь, следовательно, идет о том, что учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств.

Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики.

Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде.

В-третьих, изменение характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса учитель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в работе руководителей школ, органов управления образованием становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения.

В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их конкурентоспособности.

Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией. Применяя данные технологии в инновационном обучении, учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей естественных наук такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия инновациям относятся внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс, программное обеспечение поставляемые в школы интерактивные электронные доски, проекты модернизации.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!