Отметь кто живет в пресной воде. Животные пресных водоемов

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» Конспект занятия объединения «Юные зоологи» «Животные водоемов» для учащихся 1-4 классов Составитель: Николаева Надежда Олеговна, педагог дополнительного образования г. Мичуринск – наукоград РФ, 2014г. Тема: «Животные водоемов» Цель: знакомство детей с природным сообществом – пресным водоемом и его обитателями. Задачи: Обучающие: познакомить с обитателями водоемов, многообразием видов рыб России в Тамбовской области; Воспитательные: продолжить воспитывать желание беречь и защищать природу; Развивающие: продолжить развивать и формировать экологическое, творческое мышление, умение работать в команде. Методы: Словесный: объяснительно-иллюстративный; Наглядный: использование иллюстраций «Водные животные», презентации «Животные водоемов»; Игровой: игра, викторина. Форма занятия: комбинированная. Оборудование: проектор; компьютер; картинки с изображением речных рыб: тарань, карась, ёрш, щука и т.д.; презентация «Животные водоемов»; ребусы; пазлы; аудиозапись «Шум воды»; видеофрагменты: «Клопводомерка», «Танец тритона», «Выдра». Ход занятия 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы и цели занятия. Актуализация опорных знаний. Педагог: Мы все снимаем угол свой у матушки - природы, И крыша нам над головой - суть купол небосвода. А весь большой и старый дом битком набит жильцами, И уживаться надо в нём, хоть мы с усами сами. Народу разного полно - кто мельче, кто крупнее, Кто выбирает в речке дно, кто воду побыстрее. Кто любит раньше всех вставать, а кто - поздней ложиться. Умей соседа подобрать, чтоб в тереме ужиться. Соседство сложное подчас, сообщество не дружба. Быть может, он порой для нас - спасательная служба. Годится нам в соседи тот, кто больше пользы принесёт, С ним есть чем поживиться. Иной сосед опасен, но в целом мир прекрасен! Сегодня мы с вами проведём увлекательную игру и познакомимся с ещё одним сообществом. А вот с каким? Вы мне скажите сами. Я буду читать загадку, вы называть отгадку. Если ответ правильный, то ученик, который его сказал, может открыть любую букву. На доске карточки с буквами. Ответ: ВОДОЁМ Загадки: 1. Посреди поля Лежит зеркало, Стекло голубое, Рама зелёная. (Озеро) 2. Все обходят это место: Здесь земля Как будто тесто; Здесь осока, кочки, мхи: Нет опоры для ноги. (Болото) 3. Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе, Узкий кончик в роднике, А широкий - в море. (Река) 4. Молодые берёзки Свои перед нами Поправляют причёски. И месяц, и звёзды В нём отражается: Как это зеркало называется? (Пруд) 5. К маме речке бегу И молчать не могу. Я её сын родной, А родился - весной. (Ручей) 6. Шириною широко, Глубиною глубоко, День и ночь о берег бьётся. Из него воды не пьётся, Потому что не вкуснаИ горька, и солона. (Море) Педагог: Назовите лишнее слово из слов, которые вы отгадали и объясните свой ответ Учащиеся: Море. Так как это не пресный водоём. Педагог: На занятии будем говорить о пресных водоёмах. Узнаем, какое сообщество существует в пресных водоёмах растительного и животного мира, как они зависят друг от друга, какое имеют значение для человека и как должен вести себя человек, чтобы не нарушать жизнь этого сообщества. Создадим картину пресного водоёма и рассмотрим связи, которые существуют в нём. Как вы представляете, что такое водоём? Представление учащихся о водоёме. Педагог: Итак, водоём - это сложное природное сообщество, в котором уживаются вместе растения, животные, рыбы, насекомые и моллюски. Звучит музыка изображаемая шум воды. Показать картины с изображением озера, реки, пруда, болота. В пониженных местах на поверхности Земли от дождей и таяния снегов накапливается вода, которая образует водоёмы. Какие бывают пресные водоёмы? Ответ: Естественные водоёмы - это водоёмы, которые созданы природой, без участия человека. Искусственные водоёмы - это водоёмы, которые создал человек. Педагог: Перед вами изоображение небольшого водоёма. Он почти весь зарос растениями, среди которых много интересных, например элодея. Это маленькое растение, ветвистый стебель которого сплошь покрыт мелкими листочками. Растёт элодея очень быстро. Нередко водоёмы сплошь зарастают ею. За это в народе её называют «водяной чумой». Многие из вас видели красивые цветки кувшинки. У этого растения длинный стебель, круглые плавающее листья и белый нежный цветок. Цветёт кувшинка в июле - августе. С восходом солнца цветок раскрывается и весь день украшает поверхность воды, вечером закрывается, засыпая в зелёном бутоне на всю ночь. Педагог: А кто еще живет в водоемах? Ответ: Животные (называют животных, которые обитают в водоемах) Педагог: Между растениями и животными водоёмов существует тесная связь. Водные растения выделяют кислород, необходимый для дыхания, очищают воду от загрязнения. Кроме того, водные растения служат пищей и убежищем для некоторых животных. Живут в мелких водоёмах и разные животные: лягушки, рыбы, насекомые. А так же невидимые человеческому глазу микроорганизмы. Если мы с вами осторожно и тихо подойдем к водоему, мы увидим на поверхности толчками скользящих длинноногих клопов-водомерок. Их лапки покрыты тонкими волосками, которые смазаны жиром. Поэтому водомерки не тонут, а свободно передвигаются по воде. Клоп-водомерка - хищник. Он ловит личинок комаров, нападает на насекомых, вонзает свой острый хоботок в тело насекомого и быстро высасывает свою жертву. Насекомые и их личинки, водные растения служат пищей для рыб. Какие виды рыб вам известны? Ответ: По очереди называют известные им названия рыб. ЖИЗНЬ В ВОДОЁМЕ. Игровая задача: развивать любознательность детей, умение видеть новое в знакомом мире подводного царства, развивать способности, пополнять запас знаний об особенностях внешнего вида, условиях жизни, способах питания речных рыб. Оборудование: картинки с изображением речных рыб: карась, ёрш, краснопёрка, щука и т.д., картина с изображением подводного мира реки. Правила игры: учащийся выступает в роли речной рыбы. Ход игры. Педагог: Вот карта, на которой изображена наша планета Земля. Сколько здесь голубого цвета! Это океаны, моря, реки - ведь голубым цветом на картах изображают воду. Сейчас в воде обитает половина животных, растений, рыб. Кто всю жизнь проводит в воде? Недаром говорят: «Рыбыдети воды». Они живут в солёной и пресной воде. Рыб в мире огромное количество - морские, речные, озёрные, прудовые. А сейчас мы с вами отправимся в путешествие в подводный мир реки. На этой картине вы видите речных жителей, кто знает, какие это рыбы? Давайте попросим их самих рассказать о себе. Тарань: Я - рыба, ведущая стайный образ жизни. Длина моего тела достигает почти полуметра, а вес до двух килограммов. Крупные рыбы держатся у дна и только ночью подходят ближе к берегу. Икрометание у нас в апреле. Хотя икры и много, но и желающих полакомиться ею немало. Я, тарань, питаюсь моллюсками, червями и другими кормами. Зимую в ямках. Ёрш: Я чем-то напоминаю ежа - такой же колючий. Я очень живуч: бросишь меня на лёд- замёрзну, а в тепле оттаю и вновь поплыву. Карась: Я - карась, очень неприхотлив. Могу жить в стоячей воде. Ем всё подряд. Когда-то на Востоке карасей держали в вазах с водой для украшения дома. Щука: Меня рыбаки прозвали речным волком. Я нападаю на маленьких рыбёшек и на крупных, если голодая, могу утащить на дно утёнка или гусёнка. Но ещё меня зовут речной санитар. Ведь я в первую очередь нападаю на больных рыб и тем самым очищаю водоёмы, не даю распространяться болезням. В конце игры подводится итог, обобщая ответы детей. Педагог: В водоемах Тамбовской области водятся 29 видов рыб – карп, окунь, судак, сом, язь, лещ, плотва, щука, линь, карась, голавль и другие, в числе которых 10 видов, занесенных в Красную книгу Тамбовской области. Речной окунь относится к хищным рыбам: в рационе взрослого окуня значительную долю занимают другие пресноводные рыбы. Речной окунь предпочитает придерживаться равнинных водоёмов, его можно встретить в реках, озёрах, прудах, водохранилищах и даже в менее солоноватых участках морей. Нерест у речного окуня происходит ранней весной, самка окуня откладывает икринки в форме длинной (до 1 м) студенистой ленты. Окунь - популярный объект любительского рыболовства, в отдельных водоёмах имеет важное промысловое значение. В водоеме щука держится в зарослях водной растительности. Обычно она там держится неподвижно и, затаившись, внезапно бросаясь на добычу. Пойманная добыча проглатывается почти всегда с головы - если щука схватила её поперёк тела, то, перед тем как проглотить, она быстро разворачивает добычу головой в глотку. Кроме клыков, которыми хищница хватает и убивает добычу, на небе, языке и отчасти на щеках щуки расположены зубы-щеточки, способные подгибаться и принимать горизонтальное положение, располагаясь остриями в сторону глотки. Эти острые зубы-щеточки необходимы щуке не только для удержания добычи, но и для облегчения заглатывания. Когда жертва пытается вырваться из пасти, зубы щуки своими острыми концами упираются в добычу и не дают выскользнуть, проталкивая ее дальше в глотку. При нападении щука ориентируется при помощи зрения и боковой линии, органы которой развиты не только на средней линии тела, но и на голове (в основном на передней части нижней челюсти). Короткое, высокое и толстое тело линя покрыто мелкой плотно прилегающей чешуёй и густым слоем слизи. В боковой линии 90-120 чешуй. Окраска тела зависит от условий обитания: от зеленовато-серебристой (в прозрачной воде с песчаным грунтом) до тёмно-бурой с бронзовым отливом (в водоёмах с илистым грунтом). Спинной и анальный плавники относительно короткие. В спинном плавнике 4 неветвистых и 8-9 ветвистых лучей, в анальном - 3 неветвистых и 8-9 ветвистых. Хвостовой плавник без выемки. У половозрелых самцов второй луч брюшных плавников утолщён. В углах рта расположено по одному короткому (около 2 мм) усику. Глоточные зубы однорядные, их формула: 4-5, 5-4. Жаберных тычинок 14-20. Глаза небольшие, красно-оранжевого цвета. Линь имеет длину 20-40 см, может достигать 70 см с весом до 7,5 килограмм. Название своё линь получил за способность менять окраску тела на воздухе. Лягушки и другие земноводные год за годом станут выводить в пруду потомство. Приятно видеть в саду травяную лягушку. Весной она откладывает икру, из которой спустя примерно неделю развиваются головастики. Головастики живут в пруду месяца четыре, питаясь растениями и различными мелкими животными, в том числе собратьями. Обыкновенная, или серая жаба с сухой бородавчатой кожей выглядит менее привлекательно, но приносит больше пользы саду, в больших количествах поедая слизней и улиток. Жабы откладывают икру длинными слизистыми лентами и предпочитают более крупные пруды, чем те, что облюбовывают для себя лягушки. Тритоны - это похожие на маленьких ящериц земноводные, часть времени проводящие в воде. Понаблюдайте за странным брачным танцем, который исполняет весной самец обыкновенного тритона. Самый крупный из тритонов - гребенчатый тритон - достигает в длину 15 см. Физкультминутка. Рыбки плавают, резвятся В чистой тёпленькой воде. То сойдутся, разойдутся, То зароются в песке. То плавниками шевеля, Играют в прятки больше дня. И никогда покоя Не знает дно речное. Педагог: Водяная полевка. Среднего размера околоводный зверек. Длина тела 14-21 см, хвоста 7-12 см. Массивный большеголовый грызун с короткими, почти не выступающими из меха ушами. Хвост круглый в сечении (1)(в отличие от уплощенного хвоста ондатры), покрыт редкими волосами. Окраска от серой или рыжевато-бурой до черной. От серой крысы легко отличается также мягким пушистым мехом, более коротким хвостом без кольцевых чешуи. Летом живет в простых норах у самой воды, перед входом в которые часто выгрызает "газон" (2). Реже живет в открытых гнездах. Выбросы земли над норами водяной крысы (3), в отличие от кротовин, все разного размера и на разном расстоянии друг от друга. Зимует в сложно устроенных норах, реже в стогах. Летом питается питается сочной водной растительностью (5). В местах кормежки остаются примятые площадки с остатками погрызенных растений, так называемые кормовые столики (6). Часто грызет сочную кору прибержных деревьев (7). Зимой питается в основном корневищами, клубнями и луковицами, на поверхность почти не выходит. Педагог: Выдра речная.(Lutra vulgaris) - хищное млекопитающее из семейства тончавых, или куничных (Gracilia s. Mustelidae), имеет 30 см длины; мех ее короткий, густой, блестящий, сверху темно-бурого, снизу беловатого серобурого цвета; на подбородке белое пятно и беловатое пятно над верхнею губою. Особи, живущие по берегам морей, бывают более темного цвета. Тело В. удлиненное, с короткими ногами, плоскою головою, тупою мордою, короткими округленными ушами, щелевидными ноздрями и сплюснутым заостренным хвостом. Уши и ноздри могут закрываться. Пальцы соединены полною плавательною перепонкою. В. водится во всей Европе и в северной и средней Азии по берегам пресных вод, особенно по берегам рек, поросших лесом. Главная пища ее - рыба; но она ест также водяных крыс, лягушек, раков, а при недостатке животной пищи довольствуется растительною. По земле В. движется змееообразно извиваясь, а по снегу и по льду - почти скользит. Она отлично плавает и ныряет; под водою движется быстро и красиво и лишь по временам поднимается на поверхность подышать воздухом. Норы В. вырывает по берегам рек и выстилает их травою. От норы идут два хода, из которых один открывается под водою, а другой на поверхность земли. В. живут большею частью одиночно и только самки иногда живут по нескольку вместе. Днем В. держатся большею частью в норах и только ночью выходят на ловлю добычи. В. пуглива, хитра, кровожадна и прожорлива. При преследовании она всегда старается уйти в воду, но иногда защищается и при защите может сильно укусить нападающего. Пойманная молодою В. легко приручается и привыкает к человеку. Самка мечет 3 - 4 детенышей; она их очень любит, бережливо охраняет от всякой опасности и долго водит за собою. Детеныши вполне вырастают в три года. Мех В. речной ценится довольно высоко и идет на муфты, воротники, шапки; из волос делают кисти; мясо вкусно и употребляется в пищу. Ручные выдры приручаются к рыбной ловле. Прирученная выдра ежедневно съедает 8 - 10 рыб средней величины; поэтому можно судить о тех опустошениях, какие производит пара выдр, особенно имеющая детенышей, в рыбных прудах и в реках. Кроме того, выдра вредит не только истреблением рыбы, но еще и тем, что совершенно прогоняет рыб с тех мест, где они привыкли метать икру. Поэтому повсюду выдр деятельно преследуют, хотя, имея острые слух и зрение, эти животные легко уходят от охотника и легко избегают ловушек. Живет В. лет 16. Другой близкий вид, В. канадская (L. canadensis), водящийся в Северной Америке, отличается более темным, тонким и блестящим мехом, который ценится очень высоко. Э. Брандт. Ловля выдр производится, главным образом, капканами, которые ставят близ нор, на земле, или же укрепляют их под поверхностью воды на особых, вколоченных в дно сваях; также употребляют специальные сети, ставят пасти (ловушки) и настораживают на тропах ружья, луки и самострелы. В Архангельской губ., на р. Пинеге осенью, когда реку только что затянет льдом, но еще до снега, В. бьют острогою. В это время промышленники ходят по берегу реки с собаками, которые, почуяв В., гонят по следу ее лаем и останавливаются у проруби, в которую животное скрылось. Высмотрев где-нибудь тут же подо льдом остановившуюся В., промышленник сквозь тонкий лед убивает ее острогою. В Восточной Сибири для добывания В., запруживают реки в то время, как они покроются нетолстым льдом: выступившая вода выгоняет В. из затопленных нор, и их ловят и давят промысловые собаки. Стрельба В. производится во время подкарауливания их ночью на тропах. В Англии выдр травят особыми собаками (оттергаундами) из пород брудастых гончих (см. это сл.). Педагог: Внешний вид. Длина тела 23-36 см, хвоста 18-30 см. Уши едва выступают из меха, хвост почти голый, сильно сплюснут с боков (1). На задних лапах плавательные перепонки. Окраска от светло-рыжей до почти черной. Распространение. Ондатра - искусственно расселенный околоводный вид, получивший в России широкое распространение. Этот американский зверек завезен в Россию в начале 20-х годов XX века и с тех пор широко распространился повсюду от московских прудов до сибирских тундровых рек. Обитает по берегам водоемов, большую часть времени проводит в воде и под водой (2). Хорошо приживается в солоноватой воде, но исчезает в чистых северных озерах со слабо минерализованной водой. Биология и поведение. Живет в норах с подводным входом. Вход в нору обычно круглый, диаметром 12-15 см (реже до 30). Два-три коридора поднимаются от входа к гнездовым камерам, расположенным на разной глубине (самая верхняя обычно под самой поверхностью земли, а самая нижняя - чуть выше уреза воды). В зависимости от уровня водоема зверек занимает ту или иную камеру. Норы имеют вентиляционные отверстия (3). Там, где нет твердых берегов, ондатра строит хатки из травы и тростника (4). Хатка тоже имеет подводный вход, высотой она бывает до метра. В половодье молодые ондатры расселяются, и в это время их можно увидеть на болотах, заливных лугах, по залитым водой дорожным колеям и просто в лесу. На берегах, заросших водной растительностью протаптывает тропы (5). Активна в основном в сумерках. Следы. Следы обычно с непрерывной бороздой от волочащегося хвоста (6), отпечаток задней лапы с очень длинной пяткой. Питание. Питается прибрежными и водными растениями (предпочтительно - злаками, осоками, рогозами), а также моллюсками, лягушками, изредка мелкой рыбой. Размножение. Гон с марта-апреля до августа. На севере бывает 1-2 выводка в год, на юге до 3. Хозяйственное значение. Является объектом охоты американской норки (7). Важный объект пушного промысла, особенно в больших водно-болотных массивах. Разводится в неволе ради шкурки. Педагог: Викторина. Животные водоемов 1. Какую роль играет при плавании рыбы ее пузырь? Пузырь помогает рыбе в неподвижном состоянии сохранять равновесие 2. Какое расстояние может пролететь над водой летающая рыба? 400 метров 3. Самая быстрая рыба? Парусник 4. Почему итальянцы называют гигантскую манту «коровой»? Из-за рогов на голове 6. Зачем нарвалу рог? Для проламывания льда и для сражений в брачных турнирах 7. Самая кровожадная речная рыба? Пиранья 8. Как вы думаете, какого диаметра глаз у гигантского осьминога? 40 см 9. Самое ядовитое существо в море? Салешитовая медуза. Человек умирает за 30с.-15мин. 10. Самая быстрая рыба? Рыба-парусник. 109км\ч 11.Самое крупное водное млекопитающее? Синий кит 12 .Самая крупная рыба? Китовая акула 13.Какой длины новорожденный китенок? 8м 15 .Как поражают свои жертвы электрические скаты? С помощью электрических разрядов. до 220 Вт 16 .Как расположены зубы у акулы? В 4 ряда 17 .С помощью чего дельфины общаются друг с другом? С помощью высокочастотных звуков 18 .Рыба-долгожитель. Китовая акула. 70 лет 19 .У какого животного больше всего зубов? У слизняка 20 .Чем защищается от хищников ерш? Колючками на плавниках 21 .Поместится ли китовая акула в самый большой автобус? Нет. Ее длина 20 метров 22 .Есть ли в морях свои столярные инструменты? Да. Рыба-пила, Рыба-молот 23 .У кого ноги растут прямо из головы? У осьминога 24 .Существуют ли в морях «блины». Можно ли их есть? Да. Можно. Это камбала 25.Может ли рыба-меч пробить дно лодки? да 26. Может ли рыба-игла кого-нибудь уколоть? Нет 27. Кораллы - это растение или животные? Животные 29. Рак, который носит дом на себе? Рак-отшельник 30. Существуют ли на самом деле золотые рыбки? да 31. Самая крупная пресноводная рыба в Европе? Сом. Более 3 м и весит до 2 ц 32. Один из самых прожорливых хищников пресных вод? Щука 33. Зачем кит касатка выпрыгивает на берег? За добычей 34 . Какой кит умеет жевать? Касатка 35 .Сколько весит взрослый морж? До 1000 кг 36. Какой длины взрослый морж? 5м 37. Какие ласты у морского котика более развиты; задние или передние? Задние 38. Какая рыба умеет ползать по суше? сом 39. Бывают ли акулы людоеды? да 40. Как крабы спасаются от врагов? Закапываются 41. Чем питаются киты? Планктоном Вывод. В пресном водоёме обитают разнообразные живые организмы. Они приспособлены к условиям жизни в водоёме и тесно между собой связаны. Значение для животных - кислород, дом, пища, а для человека - кислород, пища, красота. Природное сообщество необходимо охранять. Мы должны сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас. Мелкие водоёмы чрезвычайно чувствительны к загрязнению, они нуждаются в постоянном уходе и охране. Нельзя в них спускать загрязнённые воды, так как они отравляют всё живое и жизнь в водоёмах прекращается. Информационные ресурсы. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Багрова Л. А. Я познаю мир. Детская энциклопедия: растения. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. 2 класс. Методика обучения Ляхов П. Р. Я познаю мир. Детская энциклопедия: животные. Илларионова Ю.Г. Поурочные разработки по курсу окружающий мир. О.В. Казакова, Н.А. Сбоева. Москва. "ВАКО". 2004. Илларионова. Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки» Москва. Просвещение. 2004. http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/24863/%D0%92%D1%8B% D0%B4%D1%80%D0%B0 http://ecosystema.ru/08nature/mamm/122.htm http://tambovwolf.ru/naturalresorces/naturalresorces39.html Приложение КРОССВОРД - ЗАГАДКА ПРО ВОДОЁМЫ Нужно отгадать загадки, а слова вписать в соответствующие клетки. Если правильно отгадаешь, в выделенных клетках прочтёшь название водного объекта 1 2 3 4 5 6 1. И в неё льётся, и из неё льётся, а она сама по земле плетётся. 2. И месяц и звёзды в нём отражаются. Как зеркало это называется? 3. Меня льют, меня пьют; всем я нужна. Кто же я? 4. Они за дождиком в лесок по озеру идут, но только ступят на песок – вздохнут и упадут. 5. На виду у детворы речка прыгает с горы. 6. Я реке и друг, и брат, сократить пути я рад, да и летом от засухи лес и поле берегу. О Т В Е Т Ы. 1. Река. 2. Озеро. 3. Вода. 4. Волны. Канал. 5. Плотина. 6.

Для пруда характерен особый животный мир.

Обитатели пресных водоемов составляют кормовую базу для разнообразных рыб, а те, в свою очередь служат пищей для различных земноводных, водных и околоводных животных, пресмыкающихся, птиц и зверей. Часть изних представляет для человека хозяйственный интерес, особенно рыбы.

В стоячих водоемах различают ряд биотопов (территорий,занятых определенным растительным сообществом и связанным с ним животнымнаселением) и выделяют характерные для них биоценозы.

Из отдельных группировок организмов обитающих в пруду,принято выделять планктон (совокупность мелких организмов, живущих в толще воды ипассивно перемещающихся в ней), нектон(совокупность организмов, активно передвигающихся в толще воды), бентос (обитателей грунта на дне водоема).

Планктон состоит из двух основных групп организмов - фитопланктона (бактерий и микроскопических малых водорослей) и зоопланктона (мелких круглых червей и низших рачков). Он меняется в своем составе в зависимости от типа водоема, но повсюду является существенным источником питания для многих пресноводных животных, в частности, дляразличных рыб и их мальков.

Бентос наиболее богато представлен животными (зообентос), среди которых видное место занимают некоторые черви, ракушки, водные улитки, жуки, клопы, стрекозы, комары и ихличинки. Организмы бентоса находятся в сложныхвзаимоотношениях между своими составными частями, а также с планктоном и нектономи образуют мощную кормовую базу для рыб и других обитателей водоема.

Нектон в основном представлен рыбами и в меньшей степени ракообразными, земноводными, пресмыкающимися и млекопитающими.

У самого берега, среди надводных частей растений, быстро снуют в погоне за болеемелкими насекомыми стрекозы. Личинки стрекоз много месяцев живут в воде, прежде чемвырастут и превратятся во взрослых насекомых, способных жить на суше.

Кроме стрекоз, над прибрежными зарослями встречаются сидящие неподвижно на растениях, вышедшие из находившихся в воде куколок взрослые крылатые насекомые - ручейники и поденки и несколько реже - невзрачные бабочки, гусеницы которых живут в воде. В воздухе толкутся рои комаров, развитие которых протекает также в воде. Среда плавающих на воде листьев кувшинок, кубышек и выступающих над водой стеблей упомянутых выше растений бегают крупные пауки - доломеды, окаймленные по бокам туловища полоской кремового цвета. Цепляясь ноготками за стебли растений, эти пауки хорошо лазают по ним, а усевшись на какой- либо плавающий лист, подстерегают свою жертву.

Недалеко от берегов обращает на себя внимание стайки насекомых черной окраски с металлическим блеском, которые быстро плавают, делая резкие повороты, кружатся и вертятся. Это хищные жуки-вертячки. Они охотятся на мелких насекомых, живущих в воде или упавших в воду. Водяные растения прибрежных зарослей создают благоприятную среду для жизни самых разнообразных живых обитателей пруда.

Так, например, единственный среди пауков - паук-серебрянка - устраивает своеобразное жилище под водой в виде паутинного колокола.

Можно здесь заметить и клопа-водомерку, охотящегося на мушек и личинок комаров. Помимо клопов водомерок, живущих на поверхности воды, в пресных водоемах обитает немало других видов клопов, которые держатся под водой и ведут там различный образ жизни. Среди них заслуживает внимание оригинальный клоп-гладыш. Он плавает необычно: спинной вниз, брюшком вверх, т. е. в перевернутом положение. Форма его тела напоминает ложку с хорошо обтекаемыми гладкими боками. Задние ножки выполняют роль весел, делая широкие взмахи, более короткие передние и средние ноги служат для схватывания добычи.

На гладких немного похож другой клоп-гребляк, который, однако, отличается меньшими размерами, тёмной окраской тела и манерой плавать спиной кверху, т. е. обычным способом. В отличие от гладких, гребляк питается водорослями и полуразрушенными растительными тканями. Эту пищу он собирает черпачками передних ног со дна и с поверхности водных растений.

Прямой противоположностью гладышу является другой клоп - водяной скорпион. В отличие от гладыша он избегает свободной воды, прячется среди водных растений в верхнем ярусе береговых водорослей близ поверхности воды. Он ведёт скрытый образ жизни: медленно ползает между веточками или неподвижно сидит в ожидании добычи. Кроме водяных клопов и пауков, к обитателям пруда относятся различные жуки и их личинки. Наиболее крупные из них - плавунец и водолюб. Личинки плавунцов очень агрессивны и нападают на всё живое, что находится поблизости от них. Взрослый жук -плавунец питается насекомыми, рачками, улитками, головастиками, лягушками, тритонами, рыбками, червями и другими обитателями водоема. Сам плавунец тоже становиться жертвой водоплавающих птиц и хищных рыб.

Наибольший интерес представляют рыбы, у которых хорошо выражены пищевые связи как с водными организмами, так и с животными, живущими вне воды, но нападающими на рыб. Например, рыбами питаются водяные ужи, чайки, зимородки, выдры.

Рыбья икра, молодь и мальки подвергаются нападению плавунцов и их личинок, гладышей и водных скорпионов, личинок стрекоз. С другой стороны, рыбы поедают падающих в воду сухопутных насекомых и даже охотятся на веснянок и подёнок в момент откладывания ими яиц в воду. В водоеме рыбы усиленно питаются планктонными организмами, а также личинками комаров и ручейников, моллюсками и червями. Много корма рыбы находят в прибрежных зарослях. В прибрежных участках проводят большую часть жизни рыбы, не очень требовательные к чистоте воды и содержанию в ней кислорода, например, плотва, линь, карась. Дальше от берега держатся ёрш, лещ, окунь, карп и щука.

Обитатели пруда

Беззубка Паук-серебрянка Водомерка

Клоп-гладыш Клоп-водяной скорпион Жук-плавунец

Жук-водолюб Водяной уж Лягушка

Жук-вертячка Стрекоза Прудовик

Рыбы:

Ёрш Карась

Линь Лещ

Окунь Плотва

Ротан Щука

Биоиндикация прудов по видовому составу живых организмов

Название водоема

Индикаторные таксоны

Эколого-биологическая полноценность, класс качества воды, использование

1. Пруд центрального городского парка

Моллюски-затворки, горошинки, личинки поденок, веснянок, веслокрылок, ручейников, личинки стрекоз плосконожки и красотки.

Удовлетворительно чистая. Полноценная. Питьевое с очисткой, рекреационное, рыбоводство, орошение, техническое.

2. Пруд завода ОАО «Русполимет»

Масса трубочника, мотыля, червеобразные пиявки при отсутствии плоских, крыски, масса мокрецов

Грязные. Неблагополучные. Техническое.

3.Устимский пруд

Роговая шаровка, прудовик обыкновенный, яйцевидный прудовик, горошина, беззубка, перловица, личинки подёнок, веснянок, веслокрылок, ручейников.

Удовлетворительно чистая вода или слабо загрязнённая. Содержит небольшое количество органических загрязнителей. Кислорода достаточно.

Рекреационное, рыболовство, орошение, техническое.

4. Пруд по улице Кв. Народной стройки

Водяной ослик, олигохеты, трубочник, пиявки, прудовики, личинки комара – звонца (мотыль), личинки мошки «крыски», мокрецы.

Загрязненная вода. Большое количество органических остатков.

Орошение, техническое.

Примечание: в холодное время года системы биологической индикации в гидробиологии вообще не могут быть применены. Поэтому данное исследование проводилось по результатам летних наблюдений.

Животные пресных водоемов: Животные в водоёме есть везде: на поверхности и в толще воды, у дна и на водных растениях. На поверхности бегают клопы-водомерки. В толще воды плавают разные виды рыб: карась, щука, окунь. На дне обитают моллюски. Живут у воды млекопитающие- бобр, ондатра, выдра и др. Птицы- утки, цапли и др.

Слайд 16 из презентации «Обитатели пресного водоёма» . Размер архива с презентацией 1717 КБ.

Окружающий мир 4 класс

краткое содержание других презентаций

«Панда» - Кто такая панда? Панда как и человек любит деликатес. Загадки. Панды на грани вымирания. Поедает панда не только бамбук, но и некоторые другие растения, а также грызунов. Разобраться надо. Адреса от куда я брал информацию. Панды питаются побегами бамбука. Большая энциклопедия животного мира. Панду называют бамбуковым медведем из-за пристрастия к росткам и корням бамбука. Ответ наука не дает. Вы войдёте в зоопарк и увидите Ходит чёрно белый там мишка косолапый.

««Древний Египет» 4 класс» - Пирамида Хеопса в Гизе. Обучение начиналось с пятилетнего возраста и длилось двенадцать лет. Носили юные египтянки белые льняные платья. Самая древняя пирамида. Путешествие в Древний Египет. В качестве ручки использовали заостренные тростниковые палочки. Древний Египет – это страна загадок. Верблюды. Пирамиды представляют собой огромные каменные сооружения. Мальчики учились в школе. Когда школьник учился писать, ему давали черепки глиняной посуды.

«Хорезмская область» - Каракулеводство представляет главную отрасль животноводства. Территория 6,1 тыс. кв. км, что составляет 1,4 процента общей площади Республики. Внутри находятся архитектурные памятники, характеризующие эпоху древнего узбекского зодчества. Местная промышленность связана главным образом с переработкой сельскохозяйственной продукции. Кошкупыр Ургенчский район (8) - пос. Хорезмская область расположена в северо - западной части Республики Узбекистан.

«Основные свойства воды» - Картонка. Полстакана очень холодной воды. Обычная вода. Краткая характеристика основных свойств воды. Новое свойство воды - «память». Особенности смешивания горячей и холодной воды. Исследовать некоторые свойства воды. Горячая вода. Свойства воды. Сливаем воду из обеих банок. Накрываем картонкой. Характеристика основных свойств воды. Движение частиц воды. Презентация работы своему классу. Молекулы движутся быстрее.

«Лемминг» - Такое смертоносное шествие не имеет себе равных в животном мире. Лемминги относятся к роду грызунов, семейства хомяков. У некоторых леммингов зимой мех сильно светлеет или белеет. Что гонит зверьков на новое место – до сих пор загадка. Куда идут лемминги? Но бывают годы, когда численность леммингов резко увеличивается. Окраска одноцветная, серо-коричневая или пёстрая. Корма начинает не хватать, и потоки животных устремляются на поиски лучших мест.

«Растения в жизни человека» - Роль цветов в жизни человека. Роль цветущих растений в выработке кислорода. Результаты анкетирования. Цветочные растения -источник вдохновения. Цветы как лекарства. Цветы и парфюмерия. Модельеры создают свадебные платья из цветов. Цветы как часть интерьера, сада или одежды. План. Цветы играют важное значение в нашей жизни.

Тема: Жизнь пресного водоёма.

Цели:

  • Формировать знания учащихся о разнообразии обитателей водоёма и связях между ними;
  • Развивать речь, умение сравнивать, анализировать и делать выводы;
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: таблица с кроссвордом, карточки для индивидуальной работы, компьютер, мультимедийный проектор с экраном.

Подготовительная работа: созданы 3 группы по интересам, которые провели исследовательскую работу и подготовили сообщения:

  • Группа ботаников – «Растения водоёма»
  • Группа зоологов – «Животные водоёма»
  • Группа ихтиологов – «Рыбы местных водоёмов»

Технологии: игровая, информационная, проблемно-диалогическая, исследовательская, технология КТД.

Методы и приёмы, использованные на уроке:

  • методы стимулирования и мотивации учеников: эмоциональные: поощрения, создание ситуации успеха, познавательные – рассказ, выполнение творческих заданий – составление цепей питания;
  • наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации;

ХОД УРОКА

1. Организация класса

– Прежде, чем начнём наш урок, скажите мне, пожалуйста, чтобы что–то узнать новое, интересное, каким нужно быть на уроке? (Внимательным, отвечать на вопросы, слушать ответы товарищей, доказывать свою точку зрения, убеждать и т. д.)
– Соблюдая всё, что вы сказали, отвечая на мои вопросы, мы сейчас вместе сформулируем тему нашего урока.

2. Актуализация знаний

– Скажите, какие бывают водоёмы? (Искусственные и естественные)
– Какие водоёмы относятся к естественным? (Реки, озёра, моря, ручьи, океаны)
– Какие водоёмы относятся к искусственным? (Водохранилища, пруды, каналы)
Почему они названы искусственными? (Они созданы человеком.)
– Как вы думаете, есть ли жизнь в водоёме? Приведите примеры.
– Давайте сформулируем тему нашего урока: Жизнь пресного водоёма. Мы уже изучили природные сообщества леса, луга. Как вы думаете, что мы должны узнать и чему научиться на нашем уроке? (Узнать о разнообразие животного и растительного мира, научиться составлять цепи питания, доказать, что водоём – природное сообщество).

Вывод: В пресной воде рек, ручьёв, прудов, озёр таится чудесный мир, в котором обитает множество растений и животных.

3. Изучение нового материала

– Сегодня, на уроке мы совершим экскурсию по экологической тропе. Рассмотрите маршрут путешествия. Скажите, на каких станциях мы побываем? (ботаническая, зоологическая, ихтиологическая, экологическая)
Итак, в путь!
Первая станция , на которую мы совершим экскурсию, называется «Ботаническая».
Знакомьтесь, нас встречает группа ботаников. Кто такой ботаник? (Специалист изучающий растения)
Слушайте внимательно.

Рассказ ботаников:

Наши зелёные друзья – растения заселили и водную среду. В реках, ручьях, протоках, озёрах и прудах растут и развиваются растения. Растительный мир водоёмов очень разнообразен. Сегодня я расскажу о некоторых из них, постарайтесь запомнить растения и научитесь их узнавать в природе.

(Приложение 1 , слайд 2)

Кувшинка чистобелая – самое красивое растение водоёма. В народе её называют ещё водяной лилией. Крупные белые цветки её всплывают каждое утро, открываются, а вечером закрываются и уходят под воду.

(Приложение 1 , слайд 3)

Кубышка жёлтая – еёкрасивые жёлтые цветки многие видели, и они привлекают внимание своей яркой окраской. Форма её напоминает круглую колбу с очень коротким горлышком. Цветок кубышки находится на конце длинной цветоножки, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоёма. Листья крупные, плотные, округло-сердцевидной формы, с блестящей, глянцевой поверхностью. Обитает в водоёмах со спокойной водой: в озёрах, прудах, реках, с медленным течением.

(Приложение 1 , слайд 4)

Ряска часто покрывает всю поверхность стоячих вод, сильно ветвится. Её безлистные маленькие стебли похожи на листочки, от каждого такого стебелька отходит один корешок. Ряска очищает водоёмы от углекислоты и снабжает их кислородом.

(Приложение 1 , слайд 5)

Рогоз широколиственный многолетнее растение 1-2 метра в высоту, с ползучим корневищем. Цветки собраны в цилиндрические початки. Цветёт с июня по июль.

(Приложение 1 , слайд 6)

Рдест плавающий многолетнее растение от 60 – 150 см в высоту, с длинным корневищем. Соцветие – многоцветковый колос над поверхностью воды. Цветёт с июня по август. Рдестами питаются водные моллюски, насекомые рыбы. В зарослях рдестов многие рыбы мечут икру.

(Приложение 1 , слайд 7)

Пузырчатка – растение с погружёнными в толщу воды стеблями до 1 м в длину. У пузырчатки нет корней, и она свободно плавает в воде. Её крупные, перистые листья погружены в воду, а над поверхностью возвышается стебель с кистью жёлтых цветков. Это растение хищник. Можно подумать, что пузырьки на листьях как поплавки поддерживают на воде, но они для пузырчатки что-то вроде желудка. Пузырёк небольшой, бледно-зелёного цвета, но у него есть ротовое отверстие с волосками и щетинками по краям. От него отходит тонкий клапан с множеством желёзок, выделяющих липкое и сладкое вещество. Это приманка для личинок комаров, мелких червей, рачков и даже мальков рыб. Стоит чуть коснуться клапана и мелкая живность вместе с водой попадает внутрь и остаётся там.

(Приложение 1 , слайд 8)

Стрелолист обыкновенный – в зависимости от условий обитания, в основном, от глубины водоёма, стрелолист развивает листья трёх различных форм. На берегу или мелководье у стрелолиста вырастают надводные листья, форма которых дала растению название. В цветках по три белых лепестка с малиновым пятнышком и три чашелистика. Побегами стрелолиста питаются водные животные, листья щиплют утки и другие водоплавающие птицы.
Водные растения выделяют кислород, необходимый для дыхания, очищают воду от загрязнения. Кроме того, водные растения служат пищей и убежищем для некоторых животных.
– О каких растениях водоёма вы узнали?
– А какие растения вы ещё знаете?
–Что интересного, необычного в растениях водоёма?

Вывод: Водоём – это место, где живут самые разнообразные живые существа. Велика роль растений в водоёме. Они служат пищей животным, выделяют кислород, необходимый для дыхания.

Вторая станция , на которой мы побываем «Зоологическая». Здесь нас с вами встречает группа зоологов. Кто такой зоолог? (Специалист изучающий животный мир)

Рассказ зоологов

Для многих животных (пиявки, водные насекомые, рыбы и др.) пресные водоёмы – это среда обитания, где они живут. Для других (водоплавающие птицы, некоторые звери) водоёмы и побережья – места, в которых они находят обильный корм и надёжные убежища. А некоторые животные (лягушки, тритоны и др.) используют водоёмы в основном как места размножения. Сегодня я расскажу о некоторых из них. Слушайте внимательно!

(Приложение 1 , слайд 9)

Водомерка прудовая – небольшой клоп длиной 8 – 10 см. Обитает на поверхности стоячих и проточных водоёмов. Она своеобразно передвигается по водному зеркалу, широко расставив длинные средние и задние ноги, которые смазаны жировым веществом и потому не смачиваются. Если на пути встречается препятствие, этот клоп перепрыгивает через него. Скачкообразные движения помогают водомерке спасаться от врагов. Кормится прудовая водомерка мелкими насекомыми, падающими на поверхности воды.

(Приложение 1 , слайд 10)

Обыкновенный прудовик живёт в небольших озёрах, затонах рек, заросших растениями. Прудовик, как и другие улитки, передвигается очень медленно, примерно со скоростью от 30см до 1 м в час. Это объясняется тем, что ему не приходится отыскивать пищу. Живя среди зарослей растений, он с помощью терки соскабливает кожицу с поверхности листьев. Не брезгует прудовик и животной пищей: поедает икру рыб, упавших в воду мух.

(Приложение 1 , слайд 11)

Бобр – один из крупных грызунов. Длина его тела до 100 см, хвоста 25-35 см; масса – 20-25 кг. Голова небольшая округлая. Глаза маленькие. Хвост несколько уплощён. Окраска меха от рыжевато-бурой до почти чёрной. Бобр живёт по берегам лесных рек, речек и озёр с высокими берегами, обильным травостоем и зарослями кустарников. В воде он хорошо плавает, ныряет. Бобры издавна славятся своими строительными способностями. Они строят жилища у самой воды – это норы и хатки с выходом под водой. Кроме того, бобры строят плотины, используя для этого ветки деревьев, стволы, крепкие колья. Бобр – ценный пушной зверь. Однако в настоящее время его добыча запрещена.

(Приложение 1 , слайд 12)

Ондатра, или мускусная крыса. Длина тела ондатры 25 – 32 см, длина хвоста 27 – 30 см; масса 1, 5 кг. Окраска верха от тёмно-рыжей до тёмно-бурой, низа – более светлая. Ондатра живёт на мелководье небольших озёр, рек и ручьёв с густой травянистой растительностью. Она ведёт полуназемный образ жизни, хорошо плавает и ныряет, может в течение 5 минут находиться под водой. Живёт ондатра в норах и хатках. Норы строит в высоких берегах, вход находится под водой. Ондатра питается в основном водными растениями (рогозом, тростником, камыш и др.) . Значительно реже она поедает мелких животных, таких, как моллюски, речные раки, лягушки. Ондатра служит важным объектом пушного промысла.

(Приложение 1 , слайд 13)

Выдра – небольшой зверёк, длина тела от 70 до 100 см, хвоста 35 – 55 см; масса 5 – 10 кг. Окраска меха спины тёмно-бурая или коричневая с очень густым светло – коричневым подшерстком. На боках окраска меха более светлая, брюхо серебристое. Выдра живёт в лесных реках, озёрах, ручьях и даже в болотах. Везде она предпочитает более открытые участки берега со слабо развитой водной растительностью. Она прекрасно ныряет, плавает, подолгу остаётся под водой. На суше выдра передвигается шагом, рысью, опустив голову и волоча хвост. В случае опасности спасается прыжками. Выдра – хищник, питается рыбой, лягушками, птицами, зверьками. Свою добычу она либо подкарауливает, сидя на каком – нибудь выступающем из воды камне, либо преследует. Выдра – ценный пушной зверь, однако везде она немногочисленна, редка. Поэтому охота на неё в большинстве месс запрещена.

(Приложение 1 , слайд 14)

Прудовая лягушка имеет средние размеры 75 – 85 мм, максимальная длина тела до 100 мм. Сверху тело ярко-зелёное или оливкового цвета с тёмными пятнами, вдоль спины проходит светлая продольная полоса. Снизу тело белого цвета. Прудовая лягушка – хищник, она питается подвижными насекомыми: мухами, жуками, стрекозами, комарами. Этих насекомых лягушка добывает своеобразно: с помощью широкого языка, покрытого клейкой слизью. Этот язык закреплён во рту необычно: не задним, а передним концом. Как только мимо лягушки пролетает насекомое, она мгновенно выкидывает вперёд язык, к которому и прилипает добыча.

(Приложение 1 , слайд 15)

Плавунец окаймлённый – достаточно крупный жук: длина его тела достигает 30 – 35 мм. Верхняя часть тела тёмная, а нижняя светло-жёлтая. Вокруг тела идёт широкая желтоватая кайма. Плавунец окаймлённый живёт в прудах, небольших озерцах, в тихих затонах. Он хорошо приспособлен к жизни в воде. Питается мелкими водными животными: насекомыми, рачками, улитками.

(Приложение 1 , слайд 16)

Вывод: Животные в водоёме есть везде: на поверхности, в толще воды, на дне и на водных растениях. Их большое разнообразие. Вы внимательно слушали рассказ зоолога, сейчас мы отгадаем кроссворд.

По горизонтали:

1. Выпуча глаза сидит,
По-французки говорит,
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает. (Лягушка)

2. Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)

3. Грызун, хорошо плавает и ныряет. (Ондатра)

По вертикали:

4. Есть на речках лесоруб
В серебристо-бурой шубе.
Из деревьев, веток, глины
Строит прочные плотины. (Бобр)

5. У кого глаза на рогах,
А дом на спине. (Улитка)

6. Ползает на оборот,
Задом наперёд,
Всё под водой
Хватает клешнёй. (Рак)

Третья станция , на которой мы побываем «Ихтиологическая». Здесь нас с вами встречает группа ихтиологов. Кто такой ихтиолог? (Специалист изучающий рыб).

Рассказ ихтиологов

Велика и щедра земля, раскинувшаяся в бассейне великих сибирских рек – Оби и Иртыша. Широко известны здешние подземные богатства, прежде всего – нефть и газ. На широких просторах много лесов – великая тайга щедро одаривает людей древесиной, химическим сырьём, насыщает атмосферу живительным кислородом. Обилен и разнообразен животный мир этой земли. Но, пожалуй, самое уникальное богатство этого края – рыба, причём особо ценных видов: осётр, стерлядь, нельма, муксун, пелядь и др. Повсеместно водятся щука, язь, карась, окунь и многие другие виды рыб. Реки и озёра издавна привлекают людей как лучшие места отдыха. Редко встретишь здесь человека, который не считал бы себя рыбаком-любителем. А каждый настоящий рыболов по словам писателя К.Паустовского, тоже заядлого рыболова, – в душе поэт и знаток русской природы. «Рыболову легче всего открывается красота природы, её затаённая прелесть», – писал К. Паустовский. – Можно смело сказать, что любой человек, если он проведёт хотя бы один день с удочками на реке или озере, если он надышится запахом трав и воды, услышит пересвист птиц и курлыканье журавлей, увидит в тёмной воде блеск крупной рыбы, если он, наконец, почувствует её упругий бег на тончайшей леске, будет потом долго вспоминать этот день как один из самых спокойных и счастливых дней своей жизни».
Я расскажу о некоторых видах рыб:

(Приложение 1 , слайд 16)

Ёрш . Наружность ерша, конечно, знакома каждому. Вид у него, прямо скажем, угрожающей, особенно когда он расправляет свои колючие плавники и вытягивает щёки с острыми шипами. Эти колючки составляют единственное средство защиты от хищных рыб. Рыбёшка мелкая, неповоротливая. Вот природа и дала ей защиту от врагов. А за то, что взъерошивается, и назвали ершом.

(Приложение 1 , слайд 17)

Карась . В водоёмах Обь-Иртышья обитают два вида карасей: серебристый и золотистый. У них соответствующая окраска. Караси обладают большой жизнестойкостью.

(Приложение 1 , слайд 18)

Нельма – одна из ценных рыб Обь-Иртышья. Это крупная и красивая рыба длиной в метр и больше, весом до двадцати и более килограммов. У неё длинное тело с крупной серебристой чешуёй. Нельма растёт довольно быстро. Пятилетние рыбы достигают 3 кг, десятилетние – 7 – 10 кг. Взрослая нельма – хищник, кормится исключительно рыбой.

(Приложение 1 , слайд 19)

Окунь. Окуня легко отличить от других рыб. Он красиво и ярко окрашен. Спина тёмно- зелёная, бока зеленовато-желтоватые, брюшные плавники ярко-красные, грудные – жёлтые. Первый спинной плавник сизый, второй – зеленовато-жёлтый. Глаза оранжевые.

(Приложение 1 , слайд 20)

Стерлядь. От осетра отличается меньшими размерами, более узким туловищем, удлинённым острым носом. Стерлядь живёт по двадцать и более лет, достигая длины 60-65 см и веса 2 – 2,5 кг. Основная пища стерляди – личинки подёнок, мошек, комаров, а также моллюски, черви. Запасы стерляди находятся в напряженном состоянии. Это связано с загрязнением водоёмов и браконьерством.

(Приложение 1 , слайд 21)

Таймень. Это красивая рыба – богатырь. Тело удлиненное, спина широкая. Голова большая, сплюснутая с боков и несколько напоминающая щучью. Окраска тела тёмно-свинцовая с мелкими чёрными пятнышками. Плавники, кроме спинного, ярко-оранжевые. Таймень – типичный хищник. Он охотится за крупной и мелкой рыбой, лягушками, водоплавающей птицей и мелкими зверьками – водяными мышами, кротами, ондатрами.

(Приложение 1 , слайд 22)

Щука – одна из крупных рыб; размеры её достигают полутора метров, масса – 24 кг и более кг. Тело удлинённое, стреловидное, голова большая, рыло вытянутое; рот также большой с многочисленными острыми зубами. Спинной плавник отодвинут назад. Окраска спины серо- зеленоватая, бока более светлые и покрыты буроватыми или оливковыми пятнами, брюхо беловатое с серыми крапинками. Щука питается разнообразной пищей: мелкими ракообразными, насекомыми, икрой и мальками других видов рыб. Взрослые щуки тоже хищники, они поедают рыб, птенцов, крупных насекомых.

(Приложение 1 , слайд 23)

Сибирский осётр – одна из самых крупных рыб. Длина его достигает 2,0 – 2,5 м, а вес – 100 и более кг. Осётр – долгожитель. Зафиксирован его возраст до 100 и более лет. Развивается он довольно медленно. Достаточно сказать, что самки начинают икрометание в возрасте 12-18 лет. Осётры питаются донными животными – личинками насекомых, моллюсками. Осётр – самая благородная рыба, следует проявить особую заботу по охране её запасов.

Вывод: В итоге можно сказать, что жизнь рыб, как и любых живых существ, очень разнообразна и достаточно сложна для изучения. Но пытливый ум, пусть даже не специалиста, а простого любителя природы, всего живого на земле, найдёт при знакомстве с подводным миром столько захватывающих подробностей, любопытных фактов, что это само по себе представляет исключительный интерес. А как важно всем нам знать окружающий мир, чтобы сберечь его, сохранить в первозданной красе для себя и последующих поколений.
С какими рыбами мы с вами познакомились?
А каких рыб вы знаете ещё?

Четвёртая станция на которой мы с вами побываем «Экологическая». Кто такой эколог? (Эколог – специалист об отношениях растительных и животных организмах друг другу и к окружающей среде.)

Эколог: Я пришёл к вам с экологической задачей. Давайте вместе и решим её.

Экологическая задача:

Как-то геологи, которых сейчас много работает в наших районах. Богатых нефтяными, газовыми, другими месторождениями полезных ископаемых, бросили такой клич: кто найдёт способ уничтожить в тайге и тундре комарьё, тому поставят при жизни памятник. Понять геологов можно. Комарьё, или, как его ещё характерно называют, гнус, может довести до бешенства даже стадо диких оленей. Однако уничтожить его повсеместно не только не полезно. Но и вредно. Что может произойти, если уничтожить всех комаров? (Уничтожим комаров, не будет их личинок, а личинки – лучшая пища мальков, да и большинства взрослых рыб; разрушим природное равновесие)

(Приводят примеры).

Эколог: Послушайте, это интересно! О комарах. Сосут кровь только самки, комарихи. А самцы питаются соком растений. Насосавшись крови, комариха летит куда-нибудь в укромный уголок. Теперь она не вылетит, пока не переварит всю кровь. В это время в брюшке комарихи развивается сотни тысяч яичек, тогда комариха вылетает и откладывает яички в куколок, которые тоже живут в воде.

4. Закрепление

Оперативный контроль

  • Составить цепь питания природного сообщества «Водоём». (взаимопроверка, 3-4 примера проговорить вслух)
  • Самостоятельная работа на карточках.

Подчеркнуть только обитателей водоёма.

Карточка:

Животные: кузнечик, стрекоза, щука, нельма, ящерица, волк, бобр, пчела, крот, рак.
Растения: водокрас, ромашка, камыш, клевер, колокольчик, кувшинка белая, пузырчатка, купальница, василёк, рогоз.

Самопроверка по ключу.

5. Итог

– Что нового узнали на уроке? (Сегодня на уроке мы говорили о разнообразии обитателей водоёма. Все они тесно связаны между собой и приспособлены к условиям жизни в водоёме. Водоём – это природное сообщество, где всё взаимосвязано и одно зависит от другого.)

6. Домашнее задание

Составить памятку «Как вести себя у водоёма», по желанию приготовить сообщения о растениях или животных наших водоёмов.

Конспект внеклассного занятия для младших школьников

ТЕМА: Обитатели пресного водоема

Автор: Смельгина Вера Николаевна, педагог дополнительного образования МБОУДО "Центр дополнительного образования детей им В. Волошиной"
Цель: Сформировать представление о животных и растениях пресного водоема.
Задачи:
1.Расширить знания учащихся о животных и растениях – обитателях пресного водоема.
2.Развивать наглядно – образное и логическое мышление, навыки самостоятельной работы, умения сравнивать и делать выводы.
3.Воспитывать бережное, ответственное отношение к природе и природным объектам.

Оборудование:

Глобус
ТСО (проектор, экран, ноутбук)
Презентация «Растения и животные пресного водоёма»
Иллюстрация водоёма,
Иллюстрации животных и растений – обитателей водоёма.
Материал для изготовления экологического лото «Обитатели водоёма» (фишки, изображения животных и растений, карточки лото)

Ход занятия

1.Вступительная беседа
Чтобы узнать тему сегодняшнего занятия, воспользуемся глобусом.
Глобус – это модель нашей планеты Земля.
Что на глобусе обозначено голубым цветом?
Что такое водоем?
Тема нашего занятия: «Обитатели водоема»
Сегодня мы отправимся в виртуальное путешествие на пресный водоем, чтобы познакомиться с его обитателями.
на экране - изображение водоема.
Например:

2. Растения водоёма
Первое что мы видим приблизившись к водоему это растения, растения окружают водоем (растут по берегам), плавают в толще воды, растут на дне водоема. Чтобы узнать растения, которые нам встретятся, воспользуемся атласом- определителем.
(Работа в группах по 2 - 3 человека)
На экране ряска (дети определяют растение по атласу, педагог рассказывает о растении. Название фиксируется на доске)
Ряска – крошечное растение, плавающее на поверхности воды. Каждый, кто бывал летом возле озер, прудов или старых канав с водой, видел это растение, плотным изумрудным ковром затягивающее поверхность воды. Корни ряски не доходят до дна и разрастаются прямо в воде. Ряска очищает водоем от углекислого газа и обогащает воду кислородом. А еще этой травой любит лакомиться рыба, водоплавающие птицы, ондатры и нутрии.
кубышка желтая (определяют по атласу)
Кубышка желтая украшает многие пресные водоёмы. Корни кубышки прикрепляются ко дну водоема, а её широкие листья и желтый цветки плавают на поверхности. Корневища кубышки желтой используют в медицине.
Не путайте кубышку желтую с кувшинкой, у которой цветы белые.

рогоз (определяют по атласу)
Узнать рогоз не сложно, по характерному соцветию в виде темной бархатной головки, они состоят из множества семян снабженных летательными волосками. У рогоза очень толстое корневище. В котором на зиму накапливаются питательные вещества. Корневища рогоза употребляют в пищу, обжаренные корневища заменяют натуральный кофе. Из пуха его початков делают подушки. из стеблей рогоза плетут ковры, циновки, корзины. Очень часто рогоз называют камышом. Это не правильно камыш выглядит совсем по другому
стрелолист (определяют по атласу)
Легко узнать по листьям похожим на стрелу.
Подводные листья - простой удлинённой формы, чаще похожи на тонкие нити до 1,2 м длиной. Плавающие - овальные. Надводные листья по форме напоминают стрелу, обычно достигают длины 25-30 см.
Клубни стрелолиста служат пищей для ондатр.

Вот сколько растений мы с вами определили. Ребята, а какую роль выполняют растения в водоеме?
- ответы детей
А теперь давайте с вами нырнём под воду и рассмотрим животных - обитателей водоема, но для этого нам нужно подготовиться и немного размяться.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
На речушке две подружки,
Две зелёные лягушки
Утром рано умывались.
Полотенцем растирались.
Ножками топали.
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись.
И обратно возвращались.
Молодцы! А теперь приготовились, закрыли глаза, представили, что мы ныряем!
Вот мы с вами под водой.

3. Животные водоёма
Показ видео с животными, сопровождается рассказом педагога, названия фиксируется на доске.
В толще воды плавают рыбы. Обтекаемая форма тела помогает им быстро передвигаться в воде. А хвостовой плавник они используют как руль.
Посмотрите это щука – одна из самых больших хищных рыб пресного водоёма. Во взрослом состоянии может достигать в длину до 1,5 метров и весить около 35 кг. Питается щука рыбой, лягушками, крупными насекомыми, так же могут нападать на водоплавающих птиц и их птенцов. Она предпочитает не гнаться за добычей, а нападать из укрытия.
Спрятавшись среди водорослей, щука неподвижно ждёт, пока не появится вероятная цель. Улучшив момент, она стремительно выскакивает из засады и наносит мощный удар на большой скорости.
Жук – плавунец – это большой водный жук.
Плавунец - отличный подводный пловец. Обладая отличными лапками – веслами, жук превосходно и быстро плавает и по скорости не уступает некоторым рыбам. Интересно понаблюдать за тем, как дышит жук-плавунец. В задней части тела жука расположены дыхальца. Время от времени он выставляет дыхальца на поверхность воды и, вися неподвижно в воде, втягивает через брюшные кольца кислород. Вскоре жук вновь ныряет на глубину, а израсходовав запас кислорода, вновь поднимается на поверхность. Плавунец - прожорливый хищник. Помимо мелких рыбок он набрасывается порой и на более крупную рыбу и тритонов.
Приглядевшись, на поверхности водоёма можно увидеть длинноногих насекомых, которые легко скользят по воде. Это водомерки. Расставив ноги широко в стороны, они быстро скользят по гладкой поверхности воды, их узкое тело покрыто шелковистыми волосками, которые увеличивают площадь опоры. Благодаря тому, что волоски постоянно смазываются жировым веществом и не смачиваются водой, водомерки не тонут. Средняя пара ног водомерок предназначена для гребли, задняя – играет роль руля, а более короткая передняя пара хватает добычу. Питаются водомерки мелкими животными, насекомыми, падающими на поверхность воды. С наступлением холодов они покидают водоём, выбираются на берег и прячутся в укромных местах – под корой пней, во мху
Живут в воде и млекопитающие. Вот перед нами бобр
По своим размерам бобр один из самых крупных грызунов на планете. Взрослый самец бобра может весить примерно, как восьмилетний мальчик. Бобр - полуводное животное, поэтому многое в облике этого млекопитающего показывает его приспособленность к пребыванию в воде: между пальцами плавательные перепонки, особенно сильно развитые на передних лапах, на глазах бобра мигательные перепонки, позволяющие видеть под водой, ушные отверстия и ноздри смыкаются под водой, большие лёгкие обеспечивают такие запасы воздуха, что под водой бобры могут оставаться 10-15 минут, проплывая за это время до 750 м. Толстый слой подкожного жира предохраняет от холода. Для жилища бобры могут рыть в крутых берегах норы с несколькими входами, каждый из которых располагается под водой, чтобы туда не могли проникнуть сухопутные хищники. Если же рытье норы невозможно, бобры строят прямо в воде особое жилище - хатку. Бобровая хатка - это куча хвороста, скреплённого илом и глиной. Бобры исключительно травоядны, они питаются корой и побегами деревьев, предпочитая осину, иву, тополь и берёзу, а также различными травянистыми растениями (кувшинкой, кубышкой, ирисом, рогозом, тростником). С целью добывания коры и побегов, а также для строительных нужд бобры валят деревья, подгрызая их у основания. Осину диаметром 5-7 см. бобр валит за 5 минут, дерево диаметром 40 см, валит и разделывает за ночь. Ребята мы увидели и узнали много нового о животных – обитателях водоема.
4.Закрепление материала.
Вы все молодцы, очень хорошо работали, а теперь для того чтобы закрепить ваши знания я предлагаю изготовить вам игру, в которую сможем поиграть и мы с вами т другие ребята, которые будут изучать обитателей водоёма.
Дети делятся на группы. Раздаются наклейки с различными животными и растениями, необходимо выбрать обитателей водоемов и наклеить их на фишки, затем сверить с карточками на которых указаны правильные ответы. В результате получиться настольная игра ЛОТО «Обитатели водоемов» .
Демонстрация работы каждой группы. Формирование игрового набора.

5.Рефлексия. Подведение итогов

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!