Пытки и казни во франции. Рождённая революцией. История французской гильотины

Всеобщий хохот!

Итак, во имя продвижения принципов равенства, гуманизма и прогресса вопрос о машине для обезглавливания, призванной изменить саму эстетику смерти, был поставлен в Национальном собрании.

9 октября 1789 года, в рамках дискуссии об уголовном законодательстве, Жозеф Игнаций Гильотен (Joseph Ignace Guillotin 1738 - 1814), врач, преподаватель анатомии медицинского факультета и новоизбранный парижский депутат, поднялся на трибуну Национального собрания.

Среди коллег он пользовался репутацией честного ученого и филантропа, и его даже назначили членом комиссии, которой было поручено пролить свет на «колдовство, волшебные палочки и животный магнетизм Месмера». Когда Гильотен выдвинул идею, что за одно и то же правонарушение следует карать одинаково, вне зависимости от чина, звания и заслуг виновного, его выслушали с уважением.

Многие депутаты уже высказывали подобные соображения: неравенство и жестокость наказаний за уголовные преступления возмущали общественность.

Двумя месяцами позже, 1 декабря 1789 года, Гильотен снова выступил с пылкой речью в защиту равенства перед смертью, за одинаковую казнь для всех.

«Во всех случаях, когда закон предусматривает смертную казнь для обвиняемого, суть наказания должна быть одинаковой, вне зависимости от природы преступления».

Тут-то Гильотен и упомянул инструмент умерщвления, который впоследствии увековечит его имя в истории.

Техническая концепция и механические принципы действия устройства еще не были проработаны, но с теоретической точки зрения доктор Гильотен уже все придумал.

Он расписывал коллегам возможности будущей машины, которая станет рубить головы так просто и быстро, что осужденный едва ли ощутит даже «легкое дуновение на затылке».

Гильотен закончил выступление фразой, ставшей знаменитой: «Моя машина, господа, отрубит вам голову в мгновенье ока, и вы ничего не почувствуете… Нож падает с быстротой молнии, голова отлетает, кровь брызжет, человека больше нет!..»

Большинство депутатов были озадачены.

Ходили слухи, что парижского депутата возмущают различные виды казни, предусмотренные в то время кодексом, потому, что крики осужденных долгие годы приводили в ужас его мать и у нее случились преждевременные роды. В январе 1791 года доктор Гильотен снова попытался привлечь коллег на свою сторону.

«Вопрос о машине» не обсуждался, но были приняты идея «казни, равной для всех», отказ от клеймения семей осужденных и отмена конфискации имущества, что стало огромным шагом вперед.

Четыре месяца спустя, в конце мая 1791 года, в Собрании три дня шли дебаты по вопросам уголовного права.

В ходе подготовки проекта нового уголовного кодекса были наконец затронуты вопросы процедуры наказания, в том числе смертной казни.

Сторонники применения смертной казни и аболиционисты схлестнулись в яростных спорах. Аргументы обеих сторон будут обсуждаться еще двести лет.

Первые считали, что смертная казнь своей наглядностью предотвращает рецидивы преступлений, вторые называли ее узаконенным убийством, подчеркивая необратимость судебной ошибки.

Одним из самых пламенных сторонников отмены смертной казни был Робеспьер. Несколько тезисов, выдвинутых им в ходе дискуссии, вошли в историю: «Человек должен быть для человека священен […] Я являюсь сюда умолять не богов, а законодателей, которые должны быть орудием и истолкователями вечных законов, начертанных Божеством в сердцах людей, пришел умолять их вычеркнуть из французского уложения кровавые законы, предписывающие убийства, одинаково отвергаемые их нравственностью и новой конституцией. Я хочу доказать им, что, во-первых, смертная казнь по самому существу своему несправедлива, и, во-вторых, что она не удерживает от преступлений, а, напротив, гораздо больше умножает преступления, чем предохраняет от них» [Максимилиан Робеспьер. Речь об отмене смертной казни. Перевод Л.К. Никифорова.].

Как это ни парадоксально, но все сорок дней диктатуры Робеспьера гильотина функционировала безостановочно, символизируя апогей законного применения смертной казни во Франции. Только в период с 10 июня по 27 июля 1794 года одна тысяча триста семьдесят три головы упали с плеч, «словно сорванные ветром черепичины», как скажет Фукье-Тенвиль. Это было время Большого террора. В общей сложности во Франции, по данным заслуживающих доверия источников, по приговорам революционных судов было казнено от тридцати до сорока тысяч человек.

Вернемся в 1791 год. Депутатов, выступавших за отмену смертной казни, оказалось больше, но политическая ситуация была критической, пошли разговоры «о внутренних врагах», и большинство уступило меньшинству.

1 июня 1791 года Собрание подавляющим большинством проголосовало за сохранение смертной казни на территории Республики. Немедленно начались дебаты, продлившиеся несколько месяцев, на сей раз - о способе исполнения. Все депутаты придерживались мнения, что казнь должна быть минимально болезненной и максимально быстрой. Но как именно следует казнить? Споры сводились главным образом к сравнительному анализу преимуществ и недостатков повешения и обезглавливания. Докладчик Эмбер предложил привязывать осужденного к столбу и душить воротом, но большинство проголосовало за обезглавливание. Причин тому несколько.

Во-первых, это быстрая казнь, но главное заключалось в том, что повешением традиционно казнили простолюдинов, тогда как обезглавливание было привилегией лиц благородного происхождения.

Так что выбор представителей народа отчасти был эгалитаристским реваншем. Раз уж смертная казнь остается, «к черту веревку! Да здравствует отмена привилегий и благородное обезглавливание для всех!».

Отныне понятия разной степени тяжести страдания и позора не будут применимы к смертной казни.

Последняя публичная казнь во Франции с помощью гильотины November 5th, 2015

Некоторое время назад мы очень подробно с вами изучали , а теперь вспомним 1939 год, Францию. Там в это время была произведена последняя ПУБЛИЧНАЯ казнь методом отсечения головы.

Родившийся в Германии в 1908 году, Эжен Вейдман начал заниматься воровством с юного возраста и даже повзрослев не бросил свои криминальные привычки. Отбывая пятилетний срок в тюрьме за грабеж, он встретил будущих партнеров по преступлениям, Роже Мильона и Жана Блана. После освобождения все трое начали работать вместе, похищая и грабя туристов вокруг Парижа.

17 июня 1938 года. Эжен Вейдман показывает полиции пещеру в лесу Фонтенбло во Франции, где он убил медсестру Жанин Келлер.

Они ограбили и убили молодую танцовщицу из Нью-Йорка, шофера, медсестру, театрального продюсера, антинацистского активиста и агента по недвижимости.

Сотрудники управления национальной безопасности в конце концов вышли на след Вейдмана. Однажды, вернувшись домой, он обнаружил у дверей двух офицеров полиции, поджидавших его. Вейдман выстрелил в офицеров из пистолета, ранил их, но тем всё-таки удалось повалить преступника на землю и обезвредить его с помощью молотка, лежавшего у входа.

Франция стала последней из стран ЕС, которая на уровне конституции запретила применение смертной казни.

Во Франции при старом режиме цареубийц казнили через четвертование. Также было широко распространено колесование, повешение за ребро и другие болезненные наказания. В 1792 году была введена гильотина, и в дальнейшем большинство смертных казней, кроме как по приговору военного суда (в данном случае был обычный расстрел), проводились через гильотину (в Уголовном кодексе Франции 1810 года статья 12 говорит, что «всякому осужденному к смерти отсекается голова »). Уже 21 января 1793 на гильотине был казнен Людовик XVI. Эта машина не была оригинальным изобретением ни д-ра Гийотеном, предложивший ввести ее в качестве орудия смертной казни, ни его учителя, д-ра Луи; похожая машина употреблялась до того в Шотландии, где называлась «шотландской девой». Во Франции ее также называли Девой или даже Лесом Правосудия. Целью изобретения было создание безболезненного и быстрого метода казни. После того, как голова была отсечена, палач поднимал ее и показывал толпе. Бытовало мнение, что отрубленная голова могла видеть на протяжении примерно десяти секунд. Таким образом, голову человека поднимали, чтобы он мог перед смертью увидеть, как смеется над ним толпа.

В XIX-XX веках публичные казни происходили на бульварах или около тюрем, где всегда собиралась большая толпа.

Март 1939 года. Вейдман во время суда.

Март 1939 года.

Март 1939 года. Установка специальных телефонных линий для суда.

В результате нашумевшего судебного разбирательство, Вейдман и Мильон были приговорены к смертной казни, а Блан - к 20 месяцам тюрьмы. 16 июня 1939 года президент Франции Альбер Лебрен отклонил ходатайство о помиловании Вейдмана и заменил Мильону смертный приговор на пожизненное заключение.

Июнь 1939 года. Вейдман на суде.

Утро 17 июня 1939 года Вейдман встретил на площади у тюрьмы Сен-Пьер в Версале, где его ждали гильотина и свист толпы.

17 июня 1939 года. Толпа собирается вокруг гильотины в ожидании казни Вейдмана возле тюрьмы Сен-Пьер.

Среди желающих посмотреть казнь зрителей был будущий известный британский актер Кристофер Ли, которому в то время было 17 лет.

17 июня 1939 года. Вейдмана по пути к гильотине проходит мимо ящика, в котором будут транспортировать его тело.

Вейдмана поместили в гильотину и главный палач Франции Жюль Анри Дефурно без промедления опустил лезвие.

Присутствующая на казни толпа вела себя очень несдержанно и шумно, многие из зрителей прорывались через оцепление, чтобы смочить носовые платки в крови Вейдмана в качестве сувениров. Сцена была настолько ужасной, что президент Франции Альбер Лебрен полностью запретил публичные казни, аргументируя это тем, что вместо сдерживания преступности они способствуют пробуждению низменных инстинктов людей.

Это была последняя публичная казнь во Франции, из-за непристойного волнения толпы и скандалов с прессой было велено впредь устраивать казни в тюрьме.

Последняя казнь через отсечение головы гильотиной произошла в Марселе, в правление Жискара д’Эстена, 10 сентября 1977 года (всего за его семилетний срок — 1974-1981 — было казнено лишь три человека). Казненного, тунисского происхождения, звали Хамид Джандуби; он похитил и убил свою бывшую сожительницу, которую раньше принуждал к занятиям проституцией, а перед смертью долго пытал. Это была последняя казнь не только во Франции, но и во всей Западной Европе. Франсуа Миттеран, вскоре после вступления в должность в 1981 году, ввел полный мораторий на смертную казнь, которому был присвоен статус закона.

Начиная с XVI века стали выдумывать новые пытки и усложнять уже имеющиеся; считалось, что в течение двух предыдущих веков наказания были «мягкими», вот их и решили ужесточить. Да и сами казни существовали нескольких видов: одни можно было назвать простыми казнями, другие были более сложными в их исполнении.

Простые казни означали, что человека просто лишали жизни: если дело касалось лиц благородного сословия, то им отрубали голову; если казнили простолюдина, то его удушали при помощи веревки, привязанной к перекладине (виселица). К повешению приговаривали за очень большое число преступлений: кража со взломом, кража из жилого помещения, убийство, детоубийство, поджог, изнасилование, похищение, групповая контрабанда, фальшивомонетничество, клевета, причинение телесных повреждений, повлекших смерть и т.д. Всего насчитывалось 115 составов преступления, за которые назначалась смертная казнь через повешение. Приговоры выносились либо обычными судами, либо – во время войны – военными трибуналами.

Парижский суд использовал в своей практике два вида допросов: обычные и усиленные, с использованием воды или «сапог». В других судах применялись и иные виды допросов: поджигание фитилей, вставленных между пальцами, подвешивание за ноги, дыба и т.д.

Когда применялась пытка водой, обвиняемому насильно вливали большее или меньшее количество воды в зависимости от обстоятельств. Ему зачитывали решение, согласно которому он должен был подвергнуться пытке, его усаживали на что-то вроде каменного табурета, затем привязывали руки к двум железным кольцам, расположенным за его спиной; ноги привязывали к двум другим кольцам, вбитым в стену; затем с силой натягивали веревки до тех пор, пока выдерживало тело.

Допрашивающий в одной руке держал бычий рог с отпиленным концом, а другой лил в него воду и заставлял преступника проглотить сразу 4 пинты воды (1 пинта равна 568 мл) в случае простого допроса и 8 пинт в случае усиленного допроса. Во время пытки хирург следил за тем, чтобы обвиняемый не потерял сознания, и в случае резкого ухудшения его состояния останавливал пытку. В промежутках между «водными процедурами» обвиняемому задавались вопросы. Если он на них не отвечал, пытка водой продолжалась.

Пытка «сапогом» применялась реже, чем пытка водой, потому что после «сапога» человек, как правило, оставался калекой. Допрос с помощью «сапог» применялся только в отношении обвиняемых в тяжких преступлениях, осуждение которых было неизбежным. Через пытку «сапогом» следователи старались добиться полного признания в совершенном преступлении. Вот как это происходило.

Человека сажали, привязывали ему руки, ноги заставляли держать вытянутыми. Затем на каждую ногу с двух сторон накладывали две доски, связывая их под коленом и в области лодыжки. После этого связывали вместе обе ноги и начинали постепенно сжимать. Эти доски являлись внутренней частью станка, давящего на них по мере погружения в него деревянных кольев, которые палач вбивал в специальные гнезда. В результате такого «допроса» у обвиняемого ломались кости. Такой допрос также был двух видов: простой и усиленный. Если после простого допроса человек еще мог хоть как-то передвигаться с помощью костылей, то после усиленного ни одной целой кости у него не оставалось.

Некоторых особо опасных заключенных приговаривали к повешению и сожжению. Сначала их вешали, затем снимали с виселицы и помещали на костер.

Наконец, в зависимости от вида преступления, применялись следующие пытки и наказания: обычный или усиленный допрос; публичное покаяние; отсечение руки или обеих рук, а также отрезание или протыкание языка. Ну и наконец, самые ужасные казни: повешение, колесование, четвертование и сожжение. Приговоренного к четвертованию попросту раздирали на части с помощью четырех лошадей, к которым его привязывали с помощью веревок. Затем лошадей заставляли тянуть тело приговоренного в разные стороны. Эта казнь применялась редко, в основном за оскорбление величества. В частности, были четвертованы Дамьен (совершил неудачное покушение на Людовика XV) и Равальяк (убийца Генриха IV).

Лиц, приговоренных к повешению или к отсечению головы, сначала вели к входу в церковь, где они совершали публичное покаяние.

Для отсечения руки осужденного ставили на колени, затем его заставляли положить руку (или, в зависимости от приговора, обе руки) на плаху. Палач с помощью топора делал свое дело. Культю тут же совали в мешок набитый опилками, чтобы остановить кровотечение.

Отрезание языка проводилось обычным ножом. А вот протыканиеязыка проводилось специальным острым ножом, предназначенным для клеймения.

Приговоренные к одному и тому же виду наказания к месту казни доставлялись вместе. Первыми казнили «самых виновных». Приговор заключенным зачитывался после того, как их выводили из тюрьмы. Затем их связывали одной длинной веревкой таким образом, чтобы заключенные могли двигаться, но не могли убежать.

Приговоренного к повешению сажали на специальную повозку, спиной к лошади. Палач находился сзади осужденного. Когда повозка подъезжала к виселице, на помост сначала забирался палач, он веревкой втягивал туда приговоренного, ставил его на специальную лесенку и надевал на голову петлю. Затем в дело вступал священник, который молился вместе с приговоренным к смерти. Как только священник заканчивал молитву, палач выбивал из-под ног осужденного лесенку, и тот повисал в воздухе.

Как уже было сказано выше, отсечение головы применялось по отношению к дворянам. Для исполнения этого наказания сооружался эшафот площадью от 10 до 12 кв. футов (1 фут равен 32,4 см) и высотой 6 футов. Когда осужденный взбирался на эшафот, с него снимали верхнюю одежду, оставляя рубаху с обнаженной шеей. Затем ему связывали руки, осужденный становился на колени, ему состригали волосы. После этого осужденный клал голову на плаху, высота которой составляла примерно 8 дюймов (1 дюйм равен 27,07 мм). Священник спускался с эшафота, и палач саблей отрубал голову. Палачи, как правило, были люди опытные, поэтому, за редким исключением, достаточно было одного удара. Если же с первого раза отрубить голову не удавалось, то заканчивал «работу» палач с помощью обычного топора. Затем голова казненного доставлялась на место совершенного им преступления, где на некоторое время выставлялась на всеобщее обозрение.

За совершение особо жестоких преступлений осужденные иногда приговаривались к колесованию. Приговоренному к колесованию железным ломом или колесом ломали все крупные кости тела, затем его привязывали к большому колесу и устанавливали колесо на шест. Осужденный оказывался лицом вверх и умирал так от шока и обезвоживания, часто довольно долго. Правда, иногда палач в качестве милости или за деньги незаметно удушал осужденного сразу же после начала казни.

Также применялась казнь через сожжение, которое назначалось за ересь, магию или колдовство. На месте казни вкапывали столб высотой 7–8 футов, вокруг которого раскладывали костер либо из поленьев, либо из соломы, либо из охапок хвороста, оставляя проход, через который проводили осужденного. Второй костер помещался внутри первого, непосредственно у столба. Высота поленьев, хвороста или соломы должна была достигать головы осужденного. Затем приговоренного к сожжению подводили к столбу, предварительно надев на него рубаху, пропитанную серой. К столбу казнимого привязывали за шею и ноги – с помощью веревки, в области груди – железной цепью. После этого заваливали проход вязанками хвороста или соломы и поджигали костер. Если палачу кто-то из родных казнимого платил деньги, то он, как и в случае с колесованием, мог незаметно удавить осужденного либо пронзить ему сердце железным штырем.

2. Последняя казнь на гильотине

Последняя публичная казнь на гильотине состоялась 17 июля 1939 года. Но еще целых 38 лет «Вдовушка» (так прозвали французы эту машину для убийства) добросовестно выполняла свои функции по отсечению голов. Правда, публика на подобные зрелища уже не допускалась.

Хамид Джандуби, сутенер тунисского происхождения в сентябре 1977 года был гильотинирован в марсельской тюрьме. Совершенные им преступления вызвали бурную реакцию в обществе и возобновили прерванную было дискуссию о смертной казни.

Четыре года спустя Франсуа Миттеран отменил смертную казнь.

К месту казни преступник проковылял на одной ноге. С первыми проблесками утра 10 сентября 1977 года 31-летнего Хамида Джандуби, сутенера и убийцу, втащили на эшафот. Чтобы поставить его на колени под нож гильотины, надзирателям пришлось отстегнуть протез, на котором он хромал после аварии на заводе, в результате которой ему отрезало ногу. Во дворе марсельской тюрьмы Бометт он попросил сигарету. Не докурив до конца, Джандуби попросил еще одну. Это была сигарета «Житан», его любимая марка. Он курил медленно, в полной тишине. Позже его адвокаты расскажут, что после второй сигареты он хотел сделать еще несколько затяжек, но ему в этом отказали: «Ну, нет! Хватит, мы и так были к тебе снисходительны», – буркнул важный чин из полиции, ответственный за проведение казни. Джандуби положил голову на плаху. Лезвие опустилось в 4 часа 40 минут.

Кто сегодня помнит Хамида Джандуби? Однако он занимает свое место в анналах французского правосудия как последний приговоренный к смерти, приговор в отношении которого был приведен в исполнение. Осужденный за изнасилование, пытки и умышленное убийство своей 21-летней любовницы Элизабет Буске, он стал третьим человеком, чья голова слетела с плеч во времена семилетнего президентства Валери Жискар д’Эстена. До него эта участь постигла Кристиана Рануцци (28 июля 1976 года) и Жерома Каррейна (23 июня 1977 года). Джандуби стал последним, кого президент отказался помиловать, заявив: «Пусть свершится правосудие». Правосудие оказалось на удивление скорым: 25 февраля 1977 года начался суд присяжных города Буш-дю-Рон, он рассматривал дело всего лишь два дня и вынес смертный приговор. А пять месяцев спустя Хамида Джандуби уже гильотинировали.

Хамид Джандуби прибыл в Марсель за 9 лет до своей казни, в 1968 году. В то время ему было 22 года. Впервые в жизни он выехал за пределы своей родины – Туниса. Очень быстро он получил работу – стал такелажником и с легкостью интегрировался во французское общество, которое после майских событий 1968 года [ Майские события 1968 года – социальный кризис во Франции, вылившийся в демонстрации, массовые беспорядки и всеобщую забастовку. Застрельщиками выступили студенты. Привел в конечном счете к смене правительства, отставке президента Шарля де Голля и, в более широком смысле, к огромным изменениям во французском обществе. ] как-то сразу стало более современным. В 1971 году в результате несчастного случая он не только лишился ноги, но и сломался морально: его друзья рассказывали, что парень стал совершенно другим человеком – жестоким и агрессивным. С женщинами Джандуби, у которого до этого была репутация соблазнителя, стал груб. Неожиданно открыв в себе талант сутенера, он вовлек в занятия проституцией нескольких девушек, которых Джандуби буквально терроризировал. Отказ Элизабет Буске уступить требованиям любовника, который посылал ее на улицу ловить клиентов, буквально взбесил его: он орал на нее, избивал… Едва выйдя из тюрьмы, куда его посадили после поданной Буске жалобы, он начал ей угрожать.

Выйдя из тюрьмы в ночь с 3 на 4 июля 1974 года, Хамид Джандуби, угрожая пистолетом, похищает Элизабет Буске. Привезя ее к себе домой, он бросает ее на пол и сильно избивает палкой, затем ремнем. Потом он насилует ее, прижигает сигаретой грудь и половые органы: Джандуби видел подобные расправы, которые чинили главари банд в преступной среде Марселя. Агония несчастной длится часами. Палач решает покончить с ней. Он обливает ее бензином и бросает горящую спичку. Не получается. Он тащит ее тело в свой пляжный домик, расположенный в Лансон-де-Прованс. Там в присутствии двух несовершеннолетних девочек, которые живут вместе с ним и которых он заставляет заниматься проституцией, Джандуби душит свою жертву. В глазах девочек – ужас. Через несколько дней после обнаружения трупа одна из малолетних проституток выдает его полиции.

Джандуби недолго находится в бегах: через несколько месяцев его арестовывают и заключают в марсельскую тюрьму. В надежде смягчить сердца судей он не отрицает содеянного и признает все факты; он даже готов участвовать в воспроизведении обстоятельств своего преступления. Полиция арестовывает и двух несовершеннолетних сообщниц и заключает их в женское отделение тюрьмы Бометт. Для них это становится настоящим облегчением – так они боятся мести! Впоследствии один из адвокатов расскажет: «Я думал, что встречусь с абсолютно подавленными созданиями. Я думал, что прочитав дело с описанием пыток, которые перенесла жертва, они будут мучиться угрызениями совести. На самом же деле они выглядели совершенно иначе, они были раскованны, потому что тюрьма после ада, в котором они жили последнее время, казалась им настоящим раем!» В ноябре 1974 года адвокату удалось добиться их освобождения из-под стражи, а в феврале 1977 года они были полностью оправданы.

Вся Франция внимательно следит за судом над Джандуби, а некоторые газеты даже сравнивают его с Адольфом Гитлером. Поскольку ему грозит смертная казнь, активизируются различные организации, ратующие за отмену смертной казни, этого «варварского и бесполезного метода, который позорит страну». Оба адвоката подсудимого, один из которых – Эмиль Поллак – считается лучшим в Марселе, прикладывают все силы, чтобы избежать смертного приговора. Они изучают его прошлое, выискивают смягчающие вину обстоятельства, рассказывают историю о мальчике, который «был мягким, трудолюбивым, послушным и честным», но чья жизнь была сломана после несчастного случая. «Это дьявол во плоти!» – отвечает им генеральный прокурор Шови, которого совершенно не убеждают приводимые адвокатами аргументы. Впрочем, они не убеждают и психиатров: по их мнению, Хамид Джандуби «представляет собой колоссальную общественную опасность», хотя его интеллект и оценивается «выше среднего». Эта экспертиза имеет решающее значение. Вердикт о высшей мере, единогласно вынесенный жюри присяжных, встречен аплодисментами.

16 марта 1981 года во время телевизионной передачи «Карты на стол» Франсуа Миттеран, кандидат в президенты от социалистов, высказывается против смертной казни, хотя все опросы общественного мнения показывают, что французы не готовы расстаться с гильотиной. Это поворотный момент в избирательной кампании, но судьба на стороне Миттерана. 10 марта 1981 года он избран президентом. А 8 июля премьер-министр Пьер Моруа объявляет об отмене смертной казни. Парламент, собранный на внеочередное заседание, 18 сентября голосует в поддержку этого решения после того, как со своей речью, мгновенно ставшей знаменитой, выступил министр юстиции Роббер Бадинтер: «Завтра, благодаря вам, уже не станет этих, для всех нас постыдных, убийств, проводимых рано утром, под покровом тайны, во французских тюрьмах. Завтра кровавая страница нашего правосудия будет перевернута».

19 февраля 2007 года, во время президентства Жака Ширака, отмена смертной казни была зафиксирована в Конституции. В Версале, где собрался парламент, чтобы проголосовать за это изменение основного закона, 26 парламентариев из 854 голосовали против.

По материалам французской прессы подготовил и перевел Юрий Александров

Родившийся в Германии в 1908 году Эжен Вейдман начал заниматься воровством с юного возраста и, даже повзрослев, не бросил свои криминальные привычки.

Отбывая пятилетний срок в тюрьме за грабеж, он встретил будущих партнеров по преступлениям Роже Мильона и Жана Блана. После освобождения все трое начали работать вместе, похищая и грабя туристов вокруг Парижа.

1. 17 июня 1938 года. Эжен Вейдман показывает полиции пещеру в лесу Фонтенбло во Франции, где он убил медсестру Жанин Келлер.

Они ограбили и убили молодую танцовщицу из Нью-Йорка, шофера, медсестру, театрального продюсера, антинацистского активиста и агента по недвижимости.

Сотрудники управления национальной безопасности в конце концов вышли на след Вейдмана. Однажды, вернувшись домой, он обнаружил у дверей двух поджидавших его офицеров полиции. Вейдман выстрелил в офицеров из пистолета, ранил их, но тем все-таки удалось повалить преступника на землю и обезвредить его с помощью молотка, лежавшего у входа.

В результате нашумевшего судебного разбирательства Вейдман и Мильон были приговорены к смертной казни, а Блан - к 20 месяцам тюрьмы. 16 июня 1939 года президент Франции Альбер Лебрен отклонил ходатайство о помиловании Вейдмана и заменил Мильону смертный приговор на пожизненное заключение.

Утро 17 июня 1939 года Вейдман встретил на площади у тюрьмы Сен-Пьер в Версале, где его ждали гильотина и свист толпы.

8. 17 июня 1939 года. Толпа собирается вокруг гильотины в ожидании казни Вейдмана возле тюрьмы Сен-Пьер.

Среди желающих посмотреть казнь зрителей был будущий известный британский актер Кристофер Ли, которому в то время было 17 лет.

9. 17 июня 1939 года. По пути к гильотине Вейдман проходит мимо ящика, в котором будут транспортировать его тело.

Вейдмана поместили в гильотину, и главный палач Франции Жюль Анри Дефурно без промедления опустил лезвие.

Присутствующая на казни толпа вела себя очень несдержанно и шумно, многие из зрителей прорывались через оцепление, чтобы смочить носовые платки в крови Вейдмана в качестве сувениров. Сцена была настолько ужасной, что президент Франции Альбер Лебрен полностью запретил публичные казни, аргументируя это тем, что вместо сдерживания преступности они способствуют пробуждению низменных инстинктов людей.

Гильотина, первоначально изобретенная как быстрый и относительно гуманный метод убийства, продолжала использоваться в непубличных казнях до 1977 года, когда в Марселе при закрытых дверях исполнили смертный приговор Хамиде Джандуби. Смертная казнь во Франции была отменена в 1981 году.


У каждого столетия понятие о человеколюбии свое. В конце XVIII века из самых гуманных соображений была изобретена гильотина . Дешево и быстро – именно так можно охарактеризовать популярность этой «машины смерти».




Гильотина названа в честь французского доктора Жозефа Гильотена, хотя он лишь косвенно причастен к созданию этого орудия умерщвления. Сам доктор был противником смертной казни, но он признавал, что без нее не может обойтись ни одна революция. В свою очередь Жозеф Гильотен, являясь членом новоявленной Конституционной ассамблеи в революционное время, высказал мнение о том, что было бы неплохо изобрести орудие, которое уравняло условия казни для всех сословий.



В конце XVIII века людей как только не казнили: знати рубили головы, к простолюдинам применяли колесование, повешение, четвертование. Кое-где еще практиковалось сожжение на костре. Самой «гуманной» считали казнь через отрубание головы. Но и здесь было не все просто, т. к. отсечь голову с первого раза могли только палачи-мастера.

Сам же механизм гильотины разработали французский хирург Антуан Луи и немецкий механик Тобиас Шмифт. Тяжелый косой нож падал по направляющим с высоты 2-3 метров. Тело приговоренного фиксировалось на специальной скамье. Палач давил на рычаг и нож отсекал жертве голову.



Первая публичная казнь гильотиной произошла 25 апреля 1792 года. Толпа зевак была очень разочарована тем, что зрелище быстро окончилось. Но во время революции гильотина стала незаменимым и скоростным средством расправы с неугодными для нового режима. Под ножом гильотины оказались король Франции Людовик XVI, Мария-Антуанетта, революционеры Робеспьер, Дантон, Демулен.



Родственники доктора Джозефа Гильотена прикладывали все усилия, чтобы власти сменили название для машины смерти, но безуспешно. Тогда сменила фамилию вся родня Гильотена.

После «революционного террора» гильотина на несколько десятилетий потеряла свою популярность. Во второй же половине XIX века механизм с косым ножом снова «вошел в моду».



Последняя казнь гильотиной на публике прошла во Франции 17 июня 1939 года. Она была запечатлена на камеру. Но чрезмерные волнения толпы заставили властей отказаться от публичных казней вообще.

В нацистской Германии при Гитлере под ножом гильотины побывало более 40 000 участников Сопротивления. Даже после Второй мировой войны смертельный механизм использовался в ФРГ до 1949 года, а в ГДР – до 1966 года. Последняя смертная казнь через гильотину произошла в 1977 году во Франции.
После отмены смертной казни без работы остались сотни палачей. позволят разглядеть нечто иное в этой профессии с точки зрения наших предков.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!