Шпаргалка: Место интуиции в научном познании. Роль интуиции в познании (2) - Реферат

К нам в мозг ежедневно поступает огромное количество информации. И чем дальше развивается человечество, чем больше знаний оно приобретает в своей предметно-практической деятельности, тем сильнее возрастает поток информации. Большая часть полученной информации остается неиспользованной, но на долго запечатлевается в нашем мозгу в виде ассоциативных связей. "Из всей суммы имеющихся знаний в каждый данный момент в фокусе сознания светится лишь небольшая их доля. О некоторых хранящихся в мозгу сведениях люди даже не подозревают.

Запас приобретенных знаний создает неограниченный резерв человеческого познания. В результате этого источник интуитивного познания выступает в форме скрытого от самого субъекта, но уже имеющегося у него знания. Назовем его криптогноза (от греч. kryptos - тайный, скрытый и gnosis - знание).

Под криптогнозой имеется в виду временно неосознаваемое знание, полученное от непосредственного взаимодействия человека с объективным миром, включающее в себя весь предшествующий опыт субъекта, но не используемый им ранее.

Человек получает не только необходимые ему в данный момент знания об объективной реальности, но и некоторый дополнительный объем информации, к которому он обращается впоследствии и который обусловливает возможность в процессе научного творчества успешно опираться па предсказания, предвидения, прогнозы, обращаться к таким методам современного физического исследования, как аналогия и гипотеза

Криптогноза - это своего рода зашифрованное знание. А ключ от него - в интуиции. Объем криптогнозы определяется двумя факторами:

1. Общей суммой знаний, приобретенных человечеством на данном этапе исторической практики.

2. Суммой знаний, которой располагает тот или иной ученый.

Мы никогда не можем знать всего того, что знаем. Человек не в состоянии определить объем знаний, запечатленных в тайниках его сознания в результате взаимодействия с объективным миром. Отсюда и столь неограниченные, порой фантастические возможности нашей интуиции.

Интуиция как форма познавательного процесса выражается в двух основных моментах:

1. интуиция - это способность человеческого сознания к ускоренному, внезапному переходу от старых форм знания к новым, в основе которой лежит предшествующая историческая практика и индивидуальный опыт исследователя.

2. интуиция - это специфический способ взаимодействия чувственного и логического в познании, основанный на использовании данных криптогнозы, и результаты ее действия могут выступать как определенного рода знание, именуемое "интуитивным знанием" и используемое в науке с учетом последующей экспериментальной проверки.

Итак, интуиция - это специфическая форма познавательного процесса. Посредством ее различных форм осуществляется взаимодействие чувственного и логического познания. Действие интуиции распространяется и на уровень научного познания, точнее, ее результат - интуитивное знание является важным компонентом процесса получения нового научного знания.

Интуиция предстает в познании как процесс и как результат.

Гносеологический анализ интуиции как процесса сводится к анализу действия ее различных форм в познавательной деятельности человека. Как результат интуиция выступает в форме "интуитивного знания".

Процесс интуитивного познания, как уже отмечалось выше, осуществляется на основе данных криптогнозы, которые могут быть выражены в форме понятия-модели (или образа-модели) и составляют определенный фон познавательного процесса. Это особое, специфическое конструктивное выражение ранее полученных знаний, с которым неосознанно соотносятся вновь полученные сведения об объектах.

Интуитивное познание (в отличие от чувственного и логического познания) не есть самостоятельная, автономная область познания. Формы интуиции действуют в познании всегда в диалектической взаимосвязи с известными формами познания, осуществляя при этом взаимодействие данных чувственного и логического познания.

Чувственная интуиция, по Бунге, имеет следующие формы:

1. Интуиция как восприятие.

A. Интуиция как восприятие выражается в процессе быстрого отождествления предмета, явления или знака.

B. Ясное понимание значения и взаимоотношения или знака.

C. Способность интерпретации.

2. Интуиция как воображение.

A. Способность представления или геометрическая интуиция.

B. Способность образования метафор: умение показать частичную тождественность признаков или функций, либо полную формальную или структурную тождественность в остальном различных объектов.

C. Творческое воображение.

Интеллектуальную интуицию (интуицию как разум) Бунге классифицирует следующим образом:

1. Интуиция как разум.

A. Ускоренное умозаключение - стремительный переход от одних утверждений к другим, иногда с быстрым проскакиванием отдельных звеньев.

B. Способность к синтезу или обобщенное восприятие.

C. Здравый смысл - суждение, основанное на обыденном знании и не опирающееся на специальные знания или методы, либо ограничивающееся пройденными этапами научного знания.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

План работы

Введение

Понятие интуиции

Интуиция в процессе познания

Заключение

Библиографический список

Введение

Интуиция на бытовом уровне характеризуется как чутье, проницательность, тонкое понимание, проникновение в самую суть чего-нибудь. В психологии интуиция рассматривается как особый вид знания, как специфическая способность, как механизм творческой деятельности. В зависимости от сферы применения различают интуицию в повседневной жизни - "здравый смысл", в науке, философии, искусстве, профессиональную интуицию и др. Существуют разные объяснения феномена интуиции, но при всех различиях подчеркивается связь интуиции с неосознаваемыми формами психической деятельности. На интуитивном уровне задействованы все формы чувственности (ощущения, восприятия, память, воображение, эмоции, воля и интеллекта, логического мышления. Интуиция обычно проявляется в неразрывной связи с особым состоянием подъема духовных и физических сил.

Термин "интуиция" в научной литературе имеет немало смысловых значений. Значения эти в основном относятся к различным аспектам интеллектуальной деятельности человека.

Интуиция, если собрать все высказывания о ней, оказывается поистине вездесущей: она дает направления исследованиям, формирует наглядные мысленные модели объектов, истолковывает эмпирические данные, конструирует фундаментальные понятия и общие принципы теории, вырабатывает гипотезы, стимулирует выбор эффективных приемов и методов исследовании. Короче, трудно назвать какой-либо познавательный процесс, ведущий к новым научным результатам, который сами деятели науки связывали бы с интуицией.

Интуитивные компоненты обнаруживаются во многих профессиях и разнообразных жизненных ситуациях. Прежде всего, это практически все художественное творчество.

Таким образом, в жизни каждого человека, независимо от его профессии, встречаются ситуации, когда при недостатке информации и времени для принятия ответственного решения, срабатывают интуитивные механизмы.

Понятие интуиции

Интуиция (познелат. Intuitio, от лат. intueor - пристально смотрю), способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательств Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н.Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г.Панов - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - С.216. .

Интуиция -- это знание, возникающее в неопределенной ситуации, субъективно воспринимаемое как догадка, предчувствие, внутреннее чутье, наличие которого осознается.

Под интуицией древние мыслители понимали непосредственное усмотрение (в буквальном смысле слов) реально существующего положения вещей. Такого рода знание получило впоследствии наименование чувственной интуиции. Простота и наглядный характер этой формы знания лишали ее всякой проблемности.

В истории философии понятие интуиции включало разные содержания. Интуиция понималась как форма непосредственного интеллектуального знания или созерцания (интеллектуальная интуиция).

В большинстве работ интеллектуальная интуиция рассматривается в связи с открытиями, представляющими значительные явления в науке. Следовательно, интеллектуальная интуиция относится к понятийному мышлению. Но интуиция, связанная с понятийным мышлением, проявляется не только в крупных научных открытиях. Интуитивный интеллектуальный процесс предшествует многим техническим изобретениям (философы и психологи, к сожалению, мало уделяют внимания изобретателям, а именно здесь они могли бы получить богатейший экспериментальный материал), результатом интуиции становятся порой глубокие философские обобщения, афоризмы, даже при творческом подходе к заранее запланированным экспериментам многие обобщения, связанные о написанием отчета, возникают в результате интуитивного "озарения".

Так, Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов идей чувственного мира) есть вид непосредственного знания, которое происходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума.

Родоначальником учения об интуиции считается Р. Декарт. Декарт выделял два «действия разума», с помощью которых достигается истинное познание вещей. Эти действия -- интуиция и дедукция. «Под интуицией я подразумеваю не зыбкое свидетельство чувств и не обманчивое суждение неправильно слагающего воображения, а понимание ясного и внимательного ума, настолько легкое и отчетливое, что не остается совершенно никакого сомнения относительно того, что мы разумеем». Таким образом, речь идет об интеллектуальной интуиции, которая характеризуется простотой и самоочевидностью В.В. Васильев, А.А. Кротов и Д.В. Бугай. История философии:Учебник для вузов. -- М.: Академический Проект: 2005. -- С.275. .

Интуиция также трактовалась как инстинкт, непосредственно, без предварительного научения определяющий формы поведения организма (Бергсон), и как скрытый, бессознательный первопринцип творчества (Фрейд) Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н.Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г.Панов - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - С.217. .

Основой и источником всякого знания, способом наиболее достоверного постижения действительности является интуиция для А. Бергсона.

Бергсон является родоначальником интуитивизма, поскольку он противопоставил рациональным познавательным способностям способности интуиции. Только интуиция способна схватить истину -- истину целостной и изменчивой жизни. На этом основании Бергсона считают представителем так называемой академической философии жизни, которая старается решить традиционные проблемы философии, исходя из того, что основным специфическим предметом ее внимания должна быть жизнь В.В. Васильев, А.А. Кротов и Д.В. Бугай -- С. 499.

Простейший вид интуиции, чувственная интуиция проявляется чаще всего в деятельности, менее связанной с понятийным мышлением, в условиях недостатка времени для размышления (аварийная обстановка, необычная и достаточно сложная ситуация, постановка диагноза врачом в экстренных случаях и т.д.) Она может иметь и чисто понятийный характер, например, как необходимость молниеносно найти в острой эмоционально напряженной дискуссии остроумный и точный ответ.

Признавал реальность чувственной интуиции и отрицал наличие у человека способности к интеллектуальной интуиции И. Кант.

Отвели интуиции определенное место в своих работах И. Фихте и Ф. Шеллинг, Б.Спиноза. Для Фихте интуиция -- это форма слияния в акте познания субъекта и объекта, постижение философом самого себя. У Шеллинга интуиция выступает также как средство познания действующим субъектом самого себя, точнее, как осознание мышлением своей собственной деятельности. Б. Спиноза различает три вида познания: чувственное, дающее только смутные и неистинные представления, познание посредством разума, дающее знание о модусах, и самый высокий вид познания - интуиция, открывающая истину.

При описании свойств интуиции характерно указание на ее отличие от аналитического, логического способа познания. Другое свойство интуиции, которое выделяют большинство авторов, -- неосознаваемость процесса возникновения интуиции. Возникшая интуиция обычно проявляется посредством таких феноменов, как догадка, предчувствие, внутреннее чутье. Еще одним часто выделяемым свойством является связь интуиции с накопленным опытом, как осознаваемым, так и неосознаваемым.

Интеллектуальная интуиция в отличие от чувственной, больше связана с понятийным мышлением и поэтому имеет непосредственное отношение к научным открытиям.

В классическом понимании интуиция -- это неаналитическое, не выводное, непосредственное постижение знания.

Под "интуицией" понимается способность человека в короткое время, "скачком" находить решение сложных проблем, причем, как правило, этому решению не предшествует строго логическое дедуктивное умозаключение. Но идея, рожденная интуицией, не появляется спонтанно - ей предшествует предварительная сознательная напряженная мыслительная работа. В то же время результат интуиции часто имеет мало связи с направлением предварительных поисков решения, что еще больше мистифицирует ее.

Интуиция, в отличие от интеллекта, непосредственно проникает в объект, она находит путь симпатии, а поэтому выявляет то, что уникально и невыразимо в объекте.

Интуиция в процессе познания

Интуиция (от лат.-взгляд, вид) это знание, возникающее без осознания путей условий его получения - как результат «непосредственного усмотрения». Трактуется и как специфическая способность (например, интуиция художественная или научная), и как целостное охватывание условий проблемной ситуации (интуиция чувственная и интеллектуальная), и как механизм творческой деятельности (интуиция творческая). Интуиция на самом деле - базисный, природный дар человека. Многое человек постигает путем воображения, фантазии, предчувствия. И это тоже тип знания, который был широко представлен до возникновения науки.

Интуитивное знание это понимание сути предмета, полученное благодаря интуиции, непосредственному постижению сущности вещи.

Интуитивный результат включает в себя аффективный компонент. Значимость интуитивному знанию придают такие субъективные индикаторы интуиции, как предчувствие, внутреннее чутье, догадка.

Интуитивное решение проблемы может произойти как бы внезапно, вдруг, неожиданно, в такой момент, когда исследователь, казалось бы, даже не думает над проблемой. Происходит это потому, что мышление не ограничивается осознанной формой. Анализ и синтез, индукция и дедукция, другие виды мыслительной деятельности осуществляются и на уровне бессознательного.

В получении нового знания большую роль играет логическое мышление, способы и приемы образования понятий, законы логики. Но опыт познавательной деятельности свидетельствует, что обычная логика во многих случаях оказывается недостаточной для решения научных проблем; процесс производства новой информации не может быть сведен ни к индуктивно, ни к дедуктивно развертываемому мышлению. Важное место в этом процессе занимает интуиция, сообщающая познанию новый импульс и направление движения Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - С.321. .

Считается, что психологический механизм интуиции ещё мало изучен, но имеющиеся экспериментальные данные позволяют считать, что в его основе лежит способность индивида отражать в ходе информационного, сигнального взаимодействия с окружающим наряду с прямым (осознанным) и побочный (неосознанный) продукт. При определённых условиях эта (ранее не осознанная) часть результата действия становится ключом к решению творческой задачи. Результаты интуитивного познания со временем логически доказываются и проверяются практикой.

Распространенность, всеобщность интуиции подтверждают многочисленные наблюдения над людьми в обычных повседневных условиях; нередки случаи, когда в нестандартной ситуации, требующей быстрого решения в условиях ограниченной информации, субъект производит выбор своих действий, как бы предчувствуя, что нужно поступить именно так, а не иначе Алексеев П.В., Панин А.В. - С. 323. .

Феномен интуиции чрезвычайно широк и не всегда все, что считают интуитивным, действительно заслуживает такого названия. В мышлении, например нередки умозаключения, посылки которых не формулируются в явном виде, результат таких умозаключений бывает неожиданным, но вовсе не интуитивным, как полагают некоторые ученые. Не нужно принимать за интуицию то, что относится к области инстинктов, характеризуется автоматизмом реакции в сходной обстановке и имеет физиологические механизмы в подсознательной или бессознательной сфере субъекта Там же. - С.325. .

Интуиция не может дать готовое знание или готовую идею. Она в лучшем случае ведет к знанию или к идее, но не более. Дело в том, что интуиция не имеет доказательной силы и, кроме того, далеко не всегда “попадает в точку”. Мысли, возникшие интуитивным путем, могут быть как истинными, так и ложными, как ценными, так и бесполезными или даже вредными. Поэтому, чтобы узнать, какие из них истинные (ценные), а какие ложные (бесполезные, вредные), нужно выйти за пределы интуитивного мышления и подвергнуть их логическому или эмпирическому/практическому испытанию или тому и другому вместе Балашов Л. Е. Философия: Учебник. 2-я редакция, с изменениями и дополнениями. Электронная версия -- М., 2005. -- С. 555. .

Интуиция -- это некое полуинстинктивное сознание и вместе с тем стоящее выше обычного сознания, являющее собой по своей познавательной силе по существу сверхсознание. Она, как бы в одно мгновение пробегая по частям, по малейшим деталькам объекта, схватывает суть целого, как бы вывертывая наизнанку всю его подноготную. Бывают случаи, когда человек чрезвычайно быстро, почти мгновенно, схватывает мыслью сложную ситуацию, например во время военного сражения, и, ясно осознавая что к чему, находит правильное решение. Интуиция -- это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства Спиркин А.Г. Философия: Учебник. -- 2-е изд. -- М.: Гардарики, 2006. -- С.469. .

За способностью как бы “внезапно” угадывать истину на самом деле стоят накопленный опыт, приобретенные ранее знания. Психологический механизм И. еще мало изучен, но имеющиеся экспериментальные данные позволяют считать, что в его основе лежит способность индивида отражать в ходе информационного, сигнального взаимодействия с окружающим наряду с прямым (осознанным) побочный (неосознанный) продукт. При определенных условиях эта (ранее не осознанная) часть результата действия становится ключом к решению творческой задачи. Результаты интуитивного познания со временем логически доказываются и проверяются практикой.

Интуиция схватывает многообразие особенностей объекта в их едино-цельности, заглядывая на объект откуда-то из-за спины интеллекта или, точнее, с высоты сверхсознания. Интуиция -- это умное созерцание, как бы пронзающее мелочи частностей и вцепляющееся в саму суть объекта Там же. -- С.469. .

Интуиция -- это не только постижение истины, но и чувство и понимание, что это именно истина. Интуиция -- это эмоционально насыщенное понимание сути проблемы и ее решения, когда ученый врастает в проблему и сливается с ней до такой степени, что уже и во сне она преследует его и властно требует ответа Там же. -- С.468. .

Интуиция -- это как бы свернутая, резко сгущенная логика мысли. Она так же относится к логике, как внешняя речь к внутренней, где очень многое опущено и фрагментарно Там же. -- С.471. .

Современная психология творчества и нейрофизиология позволяют с уверенностью утверждать, что интуиция включает в себя ряд определенных этапов. К ним относятся: 1) накопление и бессознательное распределение образов и абстракций в системе памяти; 2) неосознанное комбинирование и переработка накопленных абстракций, образов и правил в целях решения определенной задачи; 3) четкое осознание задачи; 4) неожиданное для данного человека нахождение решения (доказательство теоремы, создание художественного образа, нахождение конструкторского или военного решения и т. д.), удовлетворяющего сформулированной задаче. Нередко такое решение приходит в самое неожиданное время, когда сознательная деятельность мозга ориентирована на решение других задач, или даже во сне В. В. Миронова. Философия: Учебник для вузов. -- М.: Норма, 2005. - С.580. .

Современные исследователи проблемы интуиции, независимо от их мировоззренческой ориентации, едины в том, что интуиция возможна на основе бессознательного и может получить рациональное объяснение в рамках теории бессознательного. Интуиция понимается в широком и узком смысле слова. В широком смысле интуиция - связующее звено между бессознательным и сознанием, тот момент во взаимодействии субъекта и объекта, который, хотя сам и не осознается, приводит к переходу тех или иных элементов из области бессознательного психического в область сознания. В таком понимании интуиция - не дар, присущий отдельным индивидам. Она свойственна каждому человеку, но в зависимости от индивидуального опыта, знаний, интересов, потребностей, целей, которые ставит перед собой человек, задач, которые он решает, и условий, в которых находится, проявляется по-разному. У одних И. проявляется при решении повседневных бытовых вопросов, у других она приводит к оригинальным решениям, изобретением, открытиям. В последнем случае налицо творческая И. (или И. в узком смысле слова). Творческая И. - такой момент во взаимодействии субъекта и объекта, который, будучи не осознаваем, приводит к качественно новому, не имевшему места ранее и не вытекающему непосредственно из внешних воздействий в данный момент знанию. Это направляемая осознаваемой субъектом познавательной задачей активность бессознательного.

В зависимости от объективных и субъективных факторов интуиция в познавательном процессе может быть представлена в разной мере. Наиболее ярко и мощно она проявляется, когда перед субъектом возникает актуальная познавательная задача, решение которой требует от него глубоких знаний, большого опыта, огромного напряжения духовных и физических сил.

Особую трудность представляет для субъекта поиск необходимых средств и приемов объективизации. Проблема может быть решена на уровне бессознательного, но объективировать полученный результат субъект не в состоянии. Объективация такого результата и есть творческая интуиция.

Она срабатывает чаще всего в экстремальных условиях, когда с большим напряжением длительное время работают чувственность, интеллект, воля человека. Творческая интуиция - высшая форма интуиция, высший вид ее.

По своей сути интуиция - общественный продукт, так как она предполагает овладевание средствами и приемами объективации. В силу этого можно выделить и так называемую профессиональную интуицию, под которой понимается интуиция, вызванная решением чисто профессиональных задач и связанная с использованием специфических, присущих данному виду деятельности приемов и средств объективации.

Необходимо различать также художественную и научную интуицию. Такие области человеческой деятельности, как литература и искусство, с одной стороны, и наука - с другой, характеризуются специфическими, по некоторым компонентам качественно различными средствами и приемами объективации.

С позиций понимания интуиции как момента связи бессознательного и сознания, перехода первого во второе, постановка вопроса об истинности интуиции не имеет смысла, так как он сводится к проблеме истины как таковой. Интуиция может быть сопряжена как с адекватной, так и с не адекватной объективацией. Наше беспокойство может быть напрасным, радость - преждевременной, предчувствие - ложным. Точно так же предметное содержание сознания может представлять собой не образ объективной реальности, а субъективную конструкцию, которая лишь в малой степени соответствует объективной взаимосвязи предметов и явлений внешнего мира. Поэтому истинность любого знания должна быть подвергнута логическому обоснованию и практической проверке.

Интуиция - нечто, противоположное интеллекту. Они - взаимосвязанные стороны единого, целостного познавательного процесса. Не может быть сугубо интуитивного или сугубо интеллектуального познания, оно всегда есть единство того и другого.

Роль интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы приемов познания для проникновения в неведомое. Но интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумное. В процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те приемы, с помощью которых он делается. Интуиция не оставляет особого пути познания идущего в обход ощущений, представлений и мышления. Она представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознается именно итог мысли - истина. Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н.Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г.Панов - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - С. 217. .

Интуиция - это не только постижение истины, но чувство и понимание, что это именно истина. Интуиция - это эмоционально насыщенное понимание сути проблемы и ее решения.

Интуиция фактически является аспектом и продолжением инстинкта. Как все инстинкты, она превосходно действует в обычных обстоятельствах, сформировавших привычки животного, но совершенно бесполезна, как только обстоятельства меняются и требуется какой-то непривычный образ действия.

В интуиции тесно смыкаются мышление, чувство и ощущение. Она сближает научное познание с художественным творчеством и наоборот.

Однако интуиция в научном познании занимает менее важное место, чем, например, в художественном творчестве. Основная причина состоит в том, что наука - достояние всего человечества, тогда как поэт или художник может творить в своем замкнутом мире. Любой ученый на начальном этапе своего научного становления пользуется трудами других ученых, выраженных в логически выстроенных теориях и составляющих науку “сегодняшнего дня”. Именно для научного творчества следует лишний раз подчеркнуть важность предварительного накопления опыта и знаний до интуитивного озарения и необходимость логического оформления результатов после него.

интуиция понятийный мышление истина

Заключение

По собственному опыту многие знают, как трудно порой найти решение частного вопроса в повседневной жизни. Но спустя некоторое время ответ может прийти как бы сам собой. И сколько решений повседневных вопросов в мышлении происходят как бы сами собой, без видимых усилий с нашей стороны. Такие решения и являются примером интуиции.

Сегодня люди, наконец, перестали отказываться от интуиции, а стали активно пользоваться ею в жизни и бизнесе.

Идеи, решения, рожденные интуицией, часто бывают настолько оригинальны и неожиданны, что, даже будучи строго обоснованы, не всегда находят должную поддержку у окружающих, которые с позиций общепринятых взглядов считают их безумными.

Интуиция - это качественный скачок, который происходит в результате того, что некоторый, предшествующий ему, количественный объем логического мышления переходит на качественно-новый уровень интуитивного озарения. Просто не из ничего новые идеи не приходят, рождению новой идеи предшествует долгая работа ума.

Интуиция помогает принимать решения, делать выбор, решать сложные проблемы при недостаточном количестве фактов, данных или при отсутствии предшествующего опыта. Хотя мы интуицией пользуемся бессознательно, но при достаточном ее развитии она помогает поступать нам разумно в некоторых обстоятельствах. Порой, интуиция -- это единственное, что может нам помочь выжить в сложных обстоятельствах.

У разных людей интуиция может иметь разную степень удаленности от сознания, быть специфичной по содержанию, характеру результата, глубине проникновения в сущность явления или процесса. Интуитивная работа мышления происходит в подсознательной сфере, иногда -- в состоянии сна. Интуицию не стоит переоценивать, как не стоит и игнорировать ее роль в процессе познания. Чувственное познание рациональное познание и интуиция -- это важные и взаимно дополняющие друг друга средства познания.

Библиографический список

Научная литература:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 608с.

2. Балашов Л. Е. Философия: Учебник. 2-я редакция, с изменениями и дополнениями. Электронная версия -- М., 2005. -- с. 672.

3. История философии:Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. -- М.: Академический Проект: 2005. -- 680 с.

4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. -- М.: Гардарики, 2006. - 736 с.

5. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н.Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г.Панов - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840с.

Электронные ресурсы:

1. Академия интуиции. Режим доступа: http.:// academy-intuiti.ucoz.ru

2. Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа: http.:// ru.wikipedia.org.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Учение об интуиции в работах Платона, Аристотеля, Декарта. Типы интуиции и их характеристика. Понятие о "шестом чувстве". Схема процесса творческого мышления Грэхема Уоллеса. Роль интуиции в познании. Криптогноз и специфика его применения в психологии.

    реферат , добавлен 27.05.2015

    Понятие и проблемы интуиции в истории человечества, её основные формы. Анализ особенностей механизма функционирования чувственного познания. Отличительные черты чувственной и интеллектуальной интуиции, роль самоорганизации в области творческого мышления.

    курсовая работа , добавлен 07.07.2017

    Понятие интуиции, происхождение и развитие данного термина в философской мысли, в новое время. Классификация форм интуиции, ее разновидности и отличительные признаки. Пути соотношения и взаимодействия понятий идеального и дискурсивного в философии.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2010

    Понятие интуиции. Интуитивное знание не противостоит знанию рациональному. Интуитивный опыт столь велик, что с трудом поддается какой-либо типологизации. Интеллектуальная интуиция. Феномен интеллектуальной интуиции характерен для дедуктивных наук.

    реферат , добавлен 02.04.2009

    Происхождение в философии термина "теория познания". Процесс постижения человеком окружающего мира, взаимодействие с материальными системами. Свойство и концепции интуиции, роль мышления. Абсолютная и относительная истина. Принципы научного познания.

    презентация , добавлен 27.04.2015

    Гносеология как раздел философии. Познавательное отношение человека к миру как предмет философского анализа. Диалектика чувственного и рационального уровня познания. Проблема истины в философии, ее свойства и критерии. Сущность и значение интуиции.

    реферат , добавлен 12.08.2015

    Сущность научного творчества и основные способы творческого мышления. Понятие логики и интуиции, их влияние на творческие способности. Некоторые теории логики интуитивного познания. Основные фазы (этапы) творческого процесса и его технические приемы.

    реферат , добавлен 12.08.2010

    Структура и специфика философского знания. Понятие материи в философии, бытие и небытие. Идея развития в философии: детерминизм и индетерминизм. Чувственное и рациональное в познании. Философская проблема интуиции. Этапы и направления развития философии.

    курс лекций , добавлен 14.06.2009

    Определение интуиции как непосредственного отражения связей между предметами и явлениями реального мира, ее основные формы. Синтез информации, принятие решения. Интуитивные методы прогнозирования. Особенности и значение искусственного интеллекта.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2012

    Основные характеристики сознания. Идеальная сторона познания и практической деятельности человека. Абстрагирование и идеализация как средство познания мира. Основа человеческой интуиции. Средство самопознания, целеполагание и предвидение будущего.

Посадова Екатерина

Понимание интуиции и ее роли в работах философов; функции и виды интуиции, а также способы ее развития.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №89 с углубленным изучением отдельных предметов»

Секция: обществознание

Исследовательская работа

Тема: «Роль интуиции в познании мира»

Выполнила: Посадова

Екатерина Александровна

Научный руководитель:

Посадова

Людмила Анатольевна

Учитель истории и обществознания

г. Ижевск,2014

  1. Введение. стр.3
  2. Глава 1. Понятие интуиции в истории. стр.5
  3. Глава 2. Структура интуиции. стр.10

2.1. Виды интуиции стр. 10

2.2. Формы интуиции стр.13

2.3. Фазы интуитивного процесса стр.14

2.3. Функции интуиции стр.15

2.4. Роль интуиции стр.16

  1. Глава 3. Возможности развития интуиции. стр.17
  2. Заключение. стр.25
  3. Литература. стр.26

Введение.

На протяжении многих веков основным вопросом философии является – вопрос познания мира. Главные проблемы познания можно кратко обозначить следующими вопросами: Что есть знание? Как оно возможно? Какими путями достижимо? Что такое истина и каковы ее критерии?
Наш здравый смысл, как правило, пребывает в непоколебимой уверенности в принципиальной познаваемости окружающего мира. Но как выяснилось в критическом философском анализе, логически вывести непознаваемость мира гораздо легче, чем доказать обратное.
Философия традиционно выделяла в акте человеческого познания два различных вида: чувственное познание и рациональное. Первый связан с деятельностью наших органов чувств (зрение, слуха, осязания и др.). Второй подразумевает работу – абстрактно-понятийное мышление человека. Хотя чувственное и рациональное познания играют огромную роль в получении нового знания, тем не менее во многих случаях их бывает недостаточно для решения каких-либо проблем. И тогда важную роль в этом процессе приобретает интуиция.
Актуальность темы обусловлена тем, что в современных условиях пересматриваются многие философские проблемы, к числу которых относится и интуиция. Растущий практический интерес к интуиции обусловлен тем, что современное информационное общество требует от человека принципиально новых качеств и навыков. Интуиция предполагает расширение познавательных возможностей, актуализацию потенциальных ресурсов человека. Парадоксальность этой проблемы заключается в том, что, несмотря на обилие метафор, прямых и косвенных аналогий, конкретных определений, даваемых интуиции неоднократно, единого общепринятого объяснения феномена нет. И это понятно, поскольку интуиция, с точки зрения современной науки, не поддается экспериментальной проверке, она трудноуловима. Однако, несмотря на отсутствие общих консолидирующих ориентиров, проблема интуиции продолжает привлекать внимание представителей самых разных областей знания. В настоящее время ведется много исследований на эту тему, и я решила разобраться в ней, кроме того меня лично интересует этот философский феномен.
В своей работе я постараюсь затронуть многие вопросы касающиеся интуиции, используя книги по философии, психологии, исследование общественное мнение и интернет ресурсы.

Цель моей работы является - рассмотрение феномена интуиции и определение роли интуиции как элемента системы познавательной активности человека.

Задачи:

Проанализировать развитие понятия интуиции в истории философии;

Рассмотреть интуицию и ее роль в познания мира;

Раскрыть вопрос о возможности развития интуиции как явления сознания.

ГЛАВА 1.

ПОНЯТИЕ ИНТУИЦИИ В ИСТОРИИ.

Проблема интуиции имеет богатейшее философское наследие. Пожалуй, немногие философские проблемы в своем развитии претерпевали такие качественные изменения и подвергались анализу представителей самых различных областей знания. Вопрос об интуиции часто оказывался предметом острой борьбы между представителями материализма и идеализма. Вокруг него образовался целый круговорот нередко исключающих друг друга концепций. Но без учета историко-философских традиций невозможно было бы осмыслить сложнейшую эволюцию взглядов на природу интуиции и создать научное диалектико-материалистическое представление о ней. Таким образом, историко-философский анализ в исследовании проблемы интуиции представляется логически вполне оправданным. При этом следует не только поставить вопрос о преемственности в историческом развитии концепций интуиции, но и сделать из такого анализа важные как в практическом, так и в теоретическом отношении выводы, позволяющие говорить об интуиции как одной из актуальных проблем современного научного познания.

Различные толкования интуиции .

Интуиция – «непосредственное усмотрение», т.е. знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, некое озарение, постигающее человека, который, как правило, квалифицированно, упорно и систематически осваивает ту или иную область действительности. Интуиция является источником и способом познания. В истории понятие интуиция или созерцания (интеллектуальная Интуиция). Роль интуиции в познании стала исследоваться уже в античную эпоху. Впервые черты философской проблематики в вопросе об интуиции наметились в учениях Платона и Аристотеля. Но именно здесь была отвергнута чувственная природа интуитивного познания. Интуиция была как бы перенесена в сферу абстрактного мышления и как форма теоретического знания приобрела статус гносеологической проблемы.

Первоначально интуиция означает, конечно, восприятие: это есть то, что мы видим или воспринимаем, если смотрим на некоторый объект или его пристально рассматриваем. Однако начиная, по крайней мере, уже с Платона, разрабатывается противоположность между интуицией, с одной стороны, и дискурсивным мышлением с другой. В соответствии с этим интуиция есть божественный способ познания чего-нибудь лишь одним взглядом, в один миг, вне времени, а дискурсивное мышление есть человеческий способ познания, состоящий в том, что мы в ходе некоторого рассуждения, которое требует времени, шаг за шагом развертываем нашу аргументацию.

Так, утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного знания, которое приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума.

Аристотель связывал проблему интуиции с фундаментальностью и непогрешимостью научного познания. Эту традицию продолжили и средневековые авторы.

Ф.Аквинский видел в интуиции царство «высшей истины»;
У.Оккам – основу абстрактного или дискурсивного знания. Но античные и средневековые философы еще не дали научного определения понятия «интуиция». Представители философии Нового времени и немецкой классической философии сделали дальнейшие существенные шаги в понимании интуиции. В истории философии нередко чувственные формы познания и мышление противопоставлялись.

Интуиция означает то же самое, что и непосредственное созерцание, знание, полученное в ходе практического или духовного освоения объекта, наглядное представление. В различных философских учениях способность непосредственно и целостно познавать объект понимается по-разному.

Например, некоторые эстетики и философы- идеалисты видят в интуиции нечто противоположное интеллекту, который якобы способен проникать в сущность вещей. В этом случае интуиция – некое озарение, «высочайшее откровение», родственное религиозной вере, или же бессознательное постижение природы предметов, основанное на инстинкте.

Многие мыслители, рассматривающие подобным образом интуицию, признают существование особой мистической реальности (например, бога), которая может быть познана только с помощью этой интуиции. По-другому оценивают интуицию те философы, (Локк, Декарт, Спиноза, Лейбниц и др.) которые хотя и отличают ее от дискурсивного мышления (т.е. знания опосредованного, основанного на логическом выведении одного понятия из другого), но не противопоставляют их друг другу. Согласно взглядам рационалистов (например, Декарта), созерцание предмета посредством органов чувств, то что иногда называют чувственной интуицией, не дает нам ни достоверного, ни всеобщего знания. Такое знание достигается только с помощью рассудка и интеллектуальной интуиции. По последней Декарт понимает высшую форму познания, когда разуму непосредственно, без помощи рассуждения, доказательства становится ясной истинность того или иного положения, идея (например, если две величина равны третьей, то они равны между собой). Однако интуативно-истинными Декарт считал идеи, которые носят врожденный характер (врожденные идеи). Сенсуалист Локк, также признававший интеллектуальный характер интуиции, говорил, что подобные идеи берутся из опыта. Но ни Декарт, ни Локк не ставили глубоко вопроса о связи интуитивного (непосредственного) и понятийного (опосредствованного) знания. Плодотворные мысли о соотношении этих различных сторон единого процесса познания высказал Гегель. Марксистская философия признает, что научное познание не сводится к одному логическому, понятийному мышлению, что в науке большую роль играет чувственная и интеллектуальная (восприятие, творческое воображение, способность к синтезу, оценка и т.д.). Оба вида познания тесно связаны между собой. В отличие от идеалистической диалектики Гегеля, который усматривал источник этой связи в природе самого сознания, материалистическая диалектика (учитывая данные психологии и естествознания) выводит и исследует ее на основе анализа материально-практической, предметной деятельности человечества. Каким бы путем ни было получено то или иное положение, его достоверность доказывается практической проверкой. Например, истинность многих аксиом математики и правил логики интуитивно усматривается не в силу их врожденного характера, а потому, что миллиарды раз проверялись на практике, они приобрели для человека «прочность предрассудка».

Познание человеком мира начинается из чувствительного контакта с миром, из «живого созерцания». Под «живым созерцанием» понимают чувствительное отображение действительности в таких формах, как ощущение, восприятие, представление.

Ощущение - это отображение отдельных свойств предметов и явлений вследствие их непосредственного влияния на органы чувства человека. Ощущение - это те каналы, которые связывают субъект с внешним миром. Но, будучи результатом непосредственного влияния лишь отдельных свойств и сторон объектов, ощущение хотя и является источником познания, дает не целостную характеристику действительности, а лишь одностороннюю ее картину.

Более сложной формой отображения являются восприятия.

Восприятие - это чувствительное отображение предметов и явлений действительности в совокупности присущих им свойств, при непосредственном действии их на органы чувства человека. Это качественно новая форма чувствительного отображения ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, которая выполняет две взаимосвязанные функции: познавательную и регулятивную. Познавательная функция раскрывает свойства и структуру объектов, а регулятивная - направляет практическую деятельность субъекта согласно этим свойствам объектов.

Представление - это чувствительный образ, форма чувствительного отображения, которая воссоздает свойству действительности за отраженными в памяти по следам предметов, которые раньше воспринимались субъектом.

Мышление - это процесс активного, целенаправленного, обобщенного, опосредствованного, существенного и системного воспроизведения действительности и решение проблем ее творческого превращение в таких логических формах, как понятие, суждение, умозаключения, категории.

Понятие - это форма рационального познания, в которой отображается сущность объекта и дается его всестороннее объяснение.

Суждение - это такая логическая форма мышления, в которой утверждается или отрицается что-то относительно объекта познания. В суждениях выражается связь между понятиями, раскрывается их содержание, дается определение.

Умозаключение - это такой логический процесс, в ходе которого из нескольких суждений на основе закономерных, существенных и необходимых связей выводит новое суждение, которое своим содержанием имеет новое знание о Действительности. Умозаключения делятся на такие виды: индуктивные - движение мысли от суждений менее общего характера к более общему; дедуктивные - движение мысли от суждений более общего характера к менее общему; умозаключения.

Интуиция - это способность непосредственного постижения истину такая форма познание, когда за неосознанными в данный момент времени признаками и не сознавая пути движения собственной мысли, субъект получает новое объективно истинное знание о действительности. Основные характеристики интуиции при исследовании: непосредственность, неожиданность, неосознанность путей получения нового знания.

Понимание - это процесс и результат духовно-практического и познавательного освоения действительности, когда внешние объекты привлекаются к осмыслению человеческой деятельности, выступают ее предметным содержанием. Понимание - это форма освоения действительности, которая раскрывает и воссоздает содержание объекта.

Объяснение - это раскрытие сущности предметов и явлений путем выяснения причин их возникновения и существование, наличия законов их функционирования и развития.

Знание, объяснение и понимание - это необходимые моменты взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью которых она накапливает определенную информацию об объектах, которые включены в общественную практику. Но такое накопление предусматривает также периодическое упорядочение и переосмысление знаний, которые ведет к углублению понимания мира.

Мышление, кроме логических законов, которые выражают абсолютно точные и строго определенные связи между высказываниями и их элементами, опирается и на определенные принципы вероятного регулирования, которые хотя и не гарантируют безошибочного решения проблем, все же обеспечивают движение научного поиска в надлежащем направлении. В процессе научного исследования субъект вынужден перерывать постепенное логическое соображение интуитивными прыжками. Логика и интуиция - это два взаимообусловленных механизма научного творчества, которые дополняют друг друга и не существуют изолировано один от другого.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!