Психологическая помощь женщинам в трудной жизненной ситуации. Виды помощи человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию

Портал Я-родитель рассказывает, какие дети могут оказаться в трудной жизненной ситуации, каковы причины попадания в такие ситуации и какие пути решения проблем таких ребят существуют в России.

Современный мир крайне нестабилен и полон перемен. Взрослые люди подчас впадают в состояние стресса в условиях неустойчивого экономического положения, роста преступности, необходимости волноваться о том, что будет завтра. Это, конечно, не может не отразиться на детях.

Детское восприятие сильно отличается от взрослого. Порой сущий пустяк может превратиться в настоящую трагедию, сильно расстроить и травмировать маленького человека. В результате малыш попадает в сложную ситуацию, и взрослым важно понимать, как можно помочь ему пережить боль, с которой ребенку приходится сталкиваться в силу различных жизненных обстоятельств.

Причины трудных жизненных ситуаций у детей

Одной из основных причин появления категории "дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации" является семейное неблагополучие, а именно:

  • наркомания или алкоголизм в семье;
  • низкая материальная обеспеченность, нищета;
  • конфликты между родителями и родственниками;
  • жестокое обращение с детьми, насилие в семье.

Причины семейного неблагополучия

  1. Воспроизведение паттернов взаимодействия и поведения, принятых в родительской семье.
  2. Фатальное стечение жизненных обстоятельств, в результате которого меняется вся структура и условия существования семьи. Например, внезапная смерть, инвалидность кого-то из членов семьи.
  3. Изменения в окружающем мире, влекущие за собой изменения в каждой семейной системе. Например, экономический кризис, войны и т.д.

1. Дети без попечения родителей

Число детей-сирот увеличивается прямо пропорционально снижению социально- экономического благополучия в стране. Малыши остаются без попечения родителей по ряду причин. Чаще всего – это лишение родительских прав.

Причины лишения родительских прав:

  • невыполнение родительских обязанностей либо злоупотреблением ими,
  • наличие насилия в семье,
  • наличие хронической наркомании или алкоголизма в семье,
  • совершение родителем преступления против жизни и здоровья своего ребенка либо супруга/супруги.

Таким образом, дети могут остаться без попечения родителей и попасть в детский дом, если пребывание в семье становится опасным для их жизни.

Первостепенной задачей общества является раннее выявление семей, которые попадают в группу риска, помощь таким семьям и их поддержка, стремление сохранить кровную семью для ребенка. Иногда обычный разговор с соседом, который стал часто появляться в подъезде в нетрезвом виде, может предотвратить развитие настоящей катастрофы.

Конечно же, мечта любого ребенка, потерявшего родителей и попавшего в детский дом и лучший исход ситуации для него – это найти новую семью, снова обрести маму, папу и собственный дом.

Сейчас чаще всего усыновляют младенцев, а дети постарше, и подростки имеют шанс попасть под опеку или попечительство. С недавних пор существует такая форма попечительства как «приемная семья». По закону приемные родители в такой семье имеют право на материальное вознаграждение, причитающееся за воспитание ребенка. Кроме того, каждый месяц такой семье выплачивается пособие по уходу за детьми, что является дополнительным фактором привлечения к решению этой проблемы людей, готовых взять под опеку ребенка из детского дома.

2. Дети с ограниченными возможностями (те, кто имеет особенности в развитии: психическом и/или физическом)

Причинами детской инвалидности могут стать нарушения внутриутробного развития, обусловленные генетическими факторами, образом жизни родителей (наркомания, алкоголизм и другие виды девиаций); родовые травмы, а также последующие травмы различного генеза.

Часто дети с особенностями развития живут и обучаются дома. В настоящее время развито инклюзивное обучение, в условиях которого дети с ограниченными возможностями получают возможность жить и обучаться в одной среде со своими сверстниками.

Очень часто появление в семье ребенка с инвалидностью приводит к ее распаду. Мужчины уходят из семьи, не выдерживая дополнительных трудностей и проблем, связанных с воспитанием особого ребенка. При этом очевидно, что от женщины, оставшейся в одиночестве, воспитание такого ребенка требует непомерных усилий.

Характерные черты семей с детьми-инвалидами:

  • малообеспеченность: уход за больным ребенком требует, помимо больших материальных затрат, большого количества личного времени, поэтому многим приходится отказаться от высокооплачиваемой работы в пользу работы с более гибким графиком и удобным месторасположением;
  • изоляция от общества: сложность посещать развлекательные места и мероприятия в силу недостаточной готовности общества принимать детей-инвалидов и плохой технической обеспеченности под нужды инвалидов;
  • трудности в получении образования и профессии. Для реализации учебной и профессиональной деятельности особым детям необходимы особые условия. Кроме того, в среде сверстников они часто наталкиваются на неприятие и травлю.

В настоящее время разрабатываются социальные проекты и программы по социализации и адаптации детей-инвалидов, обучению их трудовым навыкам, внедряются программы по интеграции их в среду здоровых сверстников. Важным фактором является выявление различных дефектов на раннем этапе развития детей. Сейчас по всей стране функционирует служба ранней помощи для детей до трех лет, куда могут обращаться родители, имеющие детей с отклонениями в развитии или попадающими в группу риска. Последствия выявления дефектов на раннем этапе развития ребенка:

  • предотвращение развития вторичных нарушений в развитии детей,
  • раскрытие реабилитационного потенциала семьи в оказании поддержки ребенку, оказание консультативной помощи самой семье,
  • социальная адаптация и включение ребенка в среду сверстников уже на раннем этапе,
  • прохождение более ранней подготовки к обучению по школьной программе, уменьшение трудностей в последующем обучении.

Для реализации таких социальных программ и проектов необходимо активное участие всех нас и искреннее стремление изменить отношение нашего общества к инвалидности. Каждый может помочь, например, посидеть с ребенком в отсутствие родителей, или помочь с трудоустройством мамам детей с особенностями в развитии в силу своих возможностей.

И начать надо с того, что все мы должны постараться понять и принять простую истину: не такой как я – не значит плохой.

В инвалидности нет ничего постыдного, зазорного, и нам следует учить этому своих детей. А главное – это может случиться в каждой семье, вне зависимости от возраста, места проживания и уровня дохода! Важно самим не отводить смущенно взгляд от мальчика в инвалидном кресле, а уметь объяснить своему ребенку, что все люди разные и кому-то повезло меньше, но это вовсе не говорит о том, что он меньше достоин уважения, внимания и общения. Можно поддерживать семьи, воспитывающие детей-инвалидов – словом и делом. Без сомнения, любая помощь (и психологическая поддержка, и материальное участие) для них является очень нужной и неоценимой!

3. Дети, ставшие жертвами и межнациональных (в том числе вооруженных) конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях

По сути, эти дети – жертвы экстремальных условий, т.е. ситуаций, которые выходят за пределы нормального человеческого опыта. Источником детской травмы зачастую выступает другой человек – сюда относятся террористические акты, нападения, локальные войны.

В современном мире число таких детей, к сожалению, растет. Первоочередная задача в момент экстремальной ситуации – разместить детей в безопасном месте и обеспечить их всем необходимым, начиная от средств личной гигиены и заканчивая возможностью получать образование. Ведь зачастую, оказавшись на улице и потеряв крышу над головой, дети вынуждены самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым, что может привести их на путь преступности.

Основная проблема таких детей заключается в том, что очень мало внимания уделяется их переживаниям, связанных со сменой места жительства. А ведь они сталкиваются с рядом вопросов, которые непросто решаются даже взрослыми людьми. Вместе с местом жительства детям необходимо сменить школу, круг общения, привычные места отдыха и развлечений, адаптироваться в новой среде. Часто дети, оказавшиеся в экстремальной ситуации, теряют близких родственников и даже родителей. Несомненно, все они переживают утрату.

В дальнейшем такие дети испытывают трудности в общении, затрудняется их общее развитие, снижается успеваемость и интерес к жизни. Детям, попавшим в экстремальные условия, необходима квалифицированная помощь психологов в преодолении посттравматического стрессового расстройства.

4. Дети, подвергнувшиеся насилию, в том числе, в семье

Ребенок, с которым жестоко обращаются, с ранних лет живет с глубокой травмой. Причину травмы ребенок, как правило, тщательно скрывает от окружающих, боль от травмы может мучить его всю последующую жизнь.

Виды насилия:

  • физическое насилие , когда ребенка бьют, при этом на теле могут оставаться следы побоев, либо не кормят,
  • сексуальное насилие ,
  • психологическое насилие , когда ребенка всячески унижают, изолируют, ему лгут и угрожают.

Последствия насилия:

  • у детей развиваются тревога и различные страхи,
  • дети могут быть подвержены чувству вины, испытывать стыд,
  • дети не умеют ориентироваться в своих чувствах и эмоциях,
  • во взрослой жизни дети часто сталкиваются с рядом трудностей при создании собственной семьи.

Основную роль в помощи детям-жертвам насилия играет раннее выявление этой непростой ситуации. Необходимо внимательнее относиться к окружающим нас детям, чтобы заметить, что ребенок, возможно, подавлен, расстроен.

Прежде всего, это относится к родителям ребенка. Для родителей крайне важно быть в тесном контакте со своими детьми. Очень полезно обсуждать с ребенком, чем он занимается вне дома, с кем общается, при этом важно поддерживать доверительные отношения, чтобы он не стеснялся рассказывать дома, если кто-то ведет себя с ним не так, как это принято в его семье. Необходимо обращать внимание даже на незначительные изменения в поведении ребенка. Внезапные слезы, потеря аппетита и другие перемены – веский повод для доверительного разговора. С целью предупреждения насилия над детьми можно развивать у них навыки самозащиты, играя в маленькие игры-загадки. Например, можно спрашивать: "Что бы ты сделал, если бы незнакомый человек предложил тебе покататься на машине?". Хорошее занятие для совместного время препровождения – нарисовать вместе с ребенком листки-памятки с основными правилами безопасности: не уходить с незнакомцами, не открывать незнакомцам дверь, держать родителей в курсе своего местонахождения и т.д. В частности, стоит с особым вниманием отнестись к любым проявлениям детской агрессии, направленной как на себя, так и на окружающих, постараться выявить ее причины и не дать ей усугубиться.

Самым страшным может стать для маленького человека насилие над ним в семье, когда ему кажется, что никто и никогда его не защитит, некому пожаловаться. Ведь мучители – это его самые близкие люди, родители, которые по личным причинам стали алкоголиками, наркоманами, религиозными фанатиками или являются психически нездоровыми людьми.

Большую роль в таких ситуациях играет , куда дети могут звонить, не испытывая страх разоблачения. Сообщать о ситуациях насилия в семье, свидетелями которых мы становимся, могут и должны все: родственники, соседи, школьные психологи и учителя.

5. Дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях

Как правило, для таких детей характерно стремление к отклонению в поведении, или девиантное поведение , т.е. поведение, которое не соответствует нормам, которые приняты в обществе.

Уровни отклонения в поведении:

  • докриминальный уровень – это мелкие правонарушения, употребление алкоголя и психоактивных веществ, уходы из дома;
  • криминальный уровень – это крайний случай отклоняющегося поведения –делинквентное поведение, способное привести ребенка к уголовно наказуемым проступкам.

Причины отклонения в поведении:

  • социально-педагогическая запущенность, специфика воспитания;
  • семейное неблагополучие, вследствие чего ребенок испытывает глубокий психологический дискомфорт;
  • личностные особенности ребенка: отклонения в развитии, переходные этапы взросления;
  • недостаточная возможность для самореализации и самовыражения;
  • безнадзорность.

В помощи этой категории детей крайне важна профилактика и предупреждение проявлений девиантного поведения на ранних этапах его проявления. Здесь главная роль отводится родителям и педагогам, так как их обязанность – с должным вниманием относиться к детям. В современном мире наиболее часто встречающиеся виды отклоняющегося поведения представлены различными формами зависимостей – алкогольной, табачной, наркотической, компьютерной. Для того чтобы знать, как вести себя в ситуации, если ваш ребенок подвержен зависимостям, мы рекомендуем к просмотру следующие видеоролики:

При возникновении кризисной ситуации в жизни ребенка или в его семье необходимо как можно раньше обратиться к квалифицированным специалистам за помощью и поддержкой. Для детей, подростков, а также их родителей действует , по которому они могут звонить при необходимости.

На практике социальная помощь детям, которые оказались в сложной ситуации, заключается в постоянной работе с их семьями, тогда, когда она является неблагополучной. Основной вид такой помощи – социальное сопровождение малыша и его семьи. Сопровождение – социальная помощь, включающая в себя педагогическую и психологическую помощь. Сопровождение по-другому называют патронажем. Это целая комплексная система психологической, педагогической и социальной помощи, которую оказывают специалисты социальных служб. Но каждый из нас может помочь ребенку в трудной жизненной ситуации. Стоит просто остановиться, не проходить мимо и не отворачиваться от маленького человека, попавшего в беду.

Социальная поддержка - в самом общем смысле - это информация, приводящая человека к убеждению, что его любят, ценят, заботятся о нем, что он является членом социальной сети и имеет с ней взаимные обязательства . Социальная поддержка определяется как обмен ресурсами между людьми.

Социальная поддержка населения - система мер, обеспечивающих социальные гарантии отдельным категориям граждан, устанавливаемыми законами и иными нормативно правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения . Представленное определение основано на положениях Федерального закона №122-ФЗ «О внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации и признание утративших силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти Субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», принятого Государственной Думой РФ 5 августа 2004г. . До принятия данного закона в научной, правовой и деловой литературе, а также в нормативно - правовых документах социальная поддержка трактовалась как одноразовые и (или) эпизодические мероприятия кратковременного характера.

Социальная поддержка семьи рассматривается также и как помощь в денежной и натуральной форме, которая предоставляется с учетом законодательно установленных гарантий по социальному обеспечению .

Существуют следующие виды социальной поддержки семьи:

1. эмоциональная, интимная - забота о другом, доверие и сопереживание ему;

2. инструментальная (материальная) - помощь финансовая, обеспечение ресурсами;

3. информационная - содействие в разрешении проблемы путем предложения важной информации, совета;

4. обратная связь или поддержка в форме оценки - оценка исполнения после разрешения проблемы.

Особую роль занимают сети социальной поддержки. Сети социальной поддержки - это структуры, способные оказать человеку, семье помощь. В нашей стране создана целая сеть учреждений, оказывающих социальную помощь семье и детям. В Челябинской области функционирует широкая сеть учреждений, деятельность которых направлена на оказание социальной поддержки и помощи семьям и детям. Это 55 образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома и школы-интернаты), 23 специализированных учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты и социально-реабилитационные центры), 3 реабилитационных центра для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2 центра социальной помощи семье и детям и 1 кризисный центр для женщин .

Социальная поддержка семьи представляет собой сложный процесс, который включает в себя три звена:

1. поиск социальной поддержки (способность семьи находить людей, готовых оказать помощь);

2. наличие сети социальной поддержки (структур, способных оказать поддержку);

3. восприятие социальной поддержки (способность семьи принимать помощь от окружающих).

Российская семья нуждается в поддержки государства и общества, но такая поддержка государства и общества не может быть сведена только к материальной, экономической (денежной или натуральной) помощи, она должна включать содействие в организации и других возможных потребностей семьи, в разрешении любых проблем и кризисных ситуаций любой природы, а не только экономической. Как отмечает П.Д. Павленок, наиболее перспективным является сбалансированное сочетание денежных и неденежных видов помощи .

Семья - полноправный институт социального воспитания. В целях сохранения и развития социальных функций семьи государство разрабатывает и реализует семейную политику, которая включает в себя две основные задачи: с одной стороны, она направлена на стабилизацию положения семьи, создание реальных предпосылок положительной динамики процессов её жизнеобеспечения, а с другой - на формирование эффективной системы социальной защиты социально-уязвимых семей.

Социальная поддержка семьи представляет собой комплекс мер по оказанию помощи некоторым группам семьям, временно оказавшихся в тяжелом экономическом положении путем предоставления им информации, финансовых средств, кредитов, обучения и переобучения и других льгот. Отличительными признаками социальной поддержки являются временный или частичный характер; активное участие нуждающегося в решении проблемы; использование принципа возвратности выделяемых финансовых средств. Составным элементом социальной поддержки семьи является социальная помощь. Согласно российскому законодательству, «государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам … социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации»

К настоящему времени сложились и действуют следующие основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей :

Денежные выплаты семье на детей в связи с их рождением, содержанием и воспитанием (пенсии, пособия, субсидии);

Трудовые, налоговые, жилищные, медицинские, кредитные и другие льготы родителям и детям;

Социальное обслуживание семьи (оказание социальных услуг и консультативной помощи) и т.д.

Также российским законодательством определены меры социальной поддержки, на которые имеет право семья, попавшая в трудную жизненную ситуацию:

1. Единовременная адресная материальная помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации

2. Ежемесячная денежная выплата семьям, состоящим исключительно из неработающих инвалидов с детства.

3. Обеспечение детей первого и второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания.

4. Обеспечение питанием детей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, без взимания платы.

5. Единовременная адресная материальная помощь на ремонт жилого помещения.

В настоящее время невозможно идти по пути ликвидации малообеспеченности с помощью доплат из бюджета всем семьям с доходами ниже официального прожиточного минимума. Социальная помощь в современных условиях может быть только конкретной и оказываться в индивидуальной форме как адресная. Только в этом случае весьма ограниченные средства на социальную защиту могут быть использованы оптимально.

Органы социальной защиты охватывают все категории семей: малообеспеченные, неполные, многодетные, неблагополучные и семьи группы риска.

Основными направлениями по социальной защите семьи и детей являются:

1) профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства с внедрением современных технологий;

2) комплексная материальная поддержка семьи и детей, в том числе малообеспеченных и многодетных семей;

3) организация работы по отдыху и оздоровлению детей.

Особой категорией клиентов являются семьи, попавшие в группу риска, или находящиеся в социально опасном положении. В 2011 году на учете в Челябинске состоит 7 000 семей, в 2010 количество таких семей составляло 6 984 . Отделения помощи семье и детям Муниципальных учреждений Комплексный центр социального обслуживания населения города выполняют первичную функцию по выявлению таких семей, их социальный патронаж, подбор программы реабилитации.

Необходимо выявлять проблемную, неблагополучную семью на раннем этапе, когда вмешательство может быть особенно эффективным, активизировать с такими семьями работу, развивать семейно-воспитательные группы в приютах и социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних.

Всего на оказание содействия росту реальных доходов семьям с детьми в 2011 году в Челябинской области предусмотрено 2 млрд. 724,1 млн. рублей. Из них на выплату ежемесячного пособия на ребенка ежегодно направляется более 1 млрд. рублей, единовременного пособия при рождении ребенка - 121 млн. рублей. Пособия получат более 330 тыс. семей с детьми .

Система предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (в том числе адресной субсидии в связи с ростом платы за коммунальные услуги в 2011 году), которые являются одним из видов оказания государственной социальной помощи, позволяет защитить малоимущие семьи от роста задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, и, в конечном итоге, от потери своего жилья. Ежегодно на эти цели выделяется более 1 млрд. рублей. Субсидии в области получают более 100 тыс. семей.

Обеспечению социальной защищенности малоимущих граждан и семей, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, способствует выплата единовременного социального пособия. В текущем году объем финансирования на его выплату составит 19,5 млн. рублей .

Главная цель социальной поддержки семьи - мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Конкретное содержание социальной поддержки семьи в каждом отдельном случае обусловлено её индивидуальными особенностями: структурой, материальным положением, характером внутренних отношений, спецификой проблем, степенью их остроты, аспектом неблагополучия.

Семья -- это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. Достичь возрождения авторитета российской семьи, укреплению базовых семейных ценностей и традиций возможно путем совершенствования семейной политики, развития содержания социальной поддержки семьи, духовно-нравственного воспитания населения, совершенствования социальных отношений, приобщения детей и молодежи к семейным ценностям, через сохранение культурных традиций и изучение родословия. Без крепких и сильных семей никогда не будет сильного и крепкого государства. Основной целью государственной социальной поддержки семьи и детей является благополучие семьи. Государственная семейная политика должна постоянно развиваться и совершенствоваться, опираясь на научные исследования, вводить новые государственные стандарты, формировать новые механизмы взаимодействия с семьей, тем самым обеспечивая необходимые условия для реализации семьей ее основных функций.

Мы раздаем направо и налево советы о том, что из любой неприятной ситуации существует выход и даже не один. Настраиваемся на позитив и стараемся утешить других, что не все так плохо, как кажется на первый взгляд. Но когда нас самих одолевают неприятности, которые надвигаются со всех сторон, советы, которые мы сами предлагали, выглядят просто смешными и беспомощными.

Что делать в сложной жизненной ситуации, где видишь один тупик? Существуют действенные советы, как нужно поступать в таком случае.

1. В первую очередь попытайтесь успокоиться и остановиться. Не нужно быстро бросаться в омут с головой и предпринимать непонятные действия, которые могут привести еще к большим проблемам. Необходимо сделать паузу и определиться, где вы находитесь и как оказались в таком положении. Уделите время своим размышлениям, чтобы сообразить, почему получилось именно так, а не совершенно по-другому. Когда вы сможете отыскать вход, то тогда и выход вы найдете в один момент.

2. Действенным советом, как выкарабкаться из тупика является избавление от эмоций, переполняющих вас в тот момент. Страх, злость, разочарование мешают нормально сконцентрироваться перед образовавшейся проблемой. Зачастую наши негативные эмоции, которые приобретают огромные масштабы, мы и делаем из мухи слона, и совершено, не видим никакого выхода, один тупик. Если вы хотите что-то разнести вдребезги – сделайте это, хочется кричать и ругаться – вперед, дайте выход своему гневу, не держите в себе разрушительную энергию.

3. Когда вас одолеет полное опустошение, только тогда в вашу голову начнут приходить светлые мысли и все проясниться под другим углом. Приготовьте себе чай с лимоном и имбирем, или же заварите горячий кофе, энергетические напитки помогут вашему мозгу работать быстрее. Возьмите листик и начинайте записывать абсолютно все идеи по выходу из тупиковой ситуации, даже самые абсурдные, в таких случаях все средства хороши.

4. Не думайте в одиночку, обратитесь за помощью к своим товарищам и близким людям, не отвернувшимся в трудную минуту. Существует пословица «Одна голова хорошо, но две лучше». Возможно, они предложат свои варианты, которые будут вам полезны, ведь иногда со стороны виднее.

5. Следующим шагом будет полный анализ предложенных идей. Взвести все за и против. Составьте три тщательных плана по выходу из кризисной ситуации. План А и Б самые действенные, а также план В – запасной. С четкостью продуманные сценарии, нескольких вариантов, дают намного больше процентов на успех, чем один.

6. В сложной жизненной ситуации соберитесь с силами и духом и начинайте воплощать в действие ваш антикризисный план. Идя шаг за шагом, не отступая назад, вы добьетесь желаемого и выберетесь из окружающих вашу жизнь неприятностей, а понимание что делать придет само собой.

7. В трудную минуту пережить несчастья помогут люди, которым вы небезразличны и которым вы очень дороги. Не стоит их отталкивать или изолировать из своего общества, позвольте им вам помочь. Даже можете сами их попросить о помощи, в таких ситуациях и понимаешь, кто самые преданные и верные люди.

8. В нашей жизни мы много полагаемся на обстоятельства, при этом понимая, что они не сулят ничего хорошего. Нельзя так поступать. Мы сами творим свою судьбу, поэтому возьмите себя в руки и не позволяйте обстоятельствам брать над вами верх.

9. Еще одним действенным способом, как выбраться из тупиковой ситуации, является исключение людей с . В окружение каждого человека, обязательно найдется такая личность, которая будет сгущать краски и понижать веру в вас самих. Такие люди, не видят счастья и положительных моментов, у них кругом один негатив. По возможности избегайте их, не давайте им понизить вашу самооценку, иначе, вы впадете в панику и опустите руки.

10. Когда вас одолевают неприятности, ищите то, что вас будет мотивировать на протяжении того времени, пока вы будете выкручиваться из сложившейся ситуации. Стремитесь общаться с теми, кто верит в вас и знает, что вы сможете выстоять при любом ударе.

11. В трудные моменты не стоит бояться рисковать и думать об ошибках, они есть у каждого человека. Глупостью будет то, что вы будете сидеть сложа руки. Каждая ваша ошибка будет уроком, из которого вы почерпнете для себя полезную и нужную информацию.

12. Не слушайте тех, кто говорит, что знает как вам лучше жить и быть. Они будут постоянно вам напоминать и тыкать за прошлые ошибки. Посылайте их подальше от себя, пусть вешают лапшу на уши другим, таким же неудачникам, как и они. Это ваша жизнь и только вам решать, сможете вы выбраться из неприятностей или нет. Верьте в себя и у вас все получится. Вы не неудачник, а победитель!

У каждого человека рано или поздно возникают в жизни значимые события, которые выбивают из привычной колеи, лишают уверенности в себе и завтрашнем дне. Причин для возникновения чувства потерянности, опустошенности может быть предостаточно: внезапная потеря близких, работы, другие потрясения. Помощь в тяжелой жизненной ситуациизаключается, прежде всего, в целенаправленной работе с чувствами, которая должна постепенно вести к внутреннему исцелению.

Основная опасность таких ситуаций заключается в том, что они всегда происходят неожиданно, вводя в тупик, лишая моральных сил. Человек оказывается не готов сразу принять обстоятельства жизни, приведшие его к внутреннему кризису. Должно пройти определенное время для полного восстановления. Необходимо осмысление случившегося, которое не может произойти моментально. Таким образом, возникает целый комплекс эмоциональных реакций, ведущих к глубоким душевным переживаниям. В данной статье мы рассмотрим различные жизненные ситуации, которые приводят к состоянию мощного внутриличностного кризиса, и попытаемся ответить на вопрос о том, в данной ситуации.

Потеря близких людей

Сюда относят смерть родственников. Пожалуй, это самый тяжелый случай, поскольку событие совершенно необратимо. Если финансовую ситуацию можно при желании со временем улучшить, то здесь требуется только смириться. Что чувствует близкого? Растерянность, подавленность, опустошенность, острую невыносимую боль. В момент горя теряется интерес к происходящему вокруг, личность сосредоточена на самой себе и своих чувствах. Обычно проходит довольно много времени, прежде чем человек окончательно примет утрату, научится жить без умершего. Помощь в трудной жизненной ситуации должна состоять из нескольких этапов.

Выслушивание. Здесь психолог или психотерапевт должен предоставить клиенту возможность высказаться без ограничений и каких-либо рамок. Личности необходимо выплеснуть свои эмоции наружу, полностью выговориться, и тогда станет немного легче. В этот момент так важно чувствовать, что ты кому-то нужен и небезразличен.

Активная работа горя - следующий непростой этап, который должен привести человека к принятию того, что произошло. Здесь необходима глубокая работа с чувствами. Грамотный специалист будет задавать вопросы о том, понимает ли человек, что с ним происходит, о том, что он чувствует в данный момент.

Выстраивание планов на будущее. Видение перспектив необходимо уже хотя бы потому, что человеку нельзя жить без надежды и веры в лучшее. Помощь попавшим в трудную жизненную ситуациюобязательно должна сопровождаться проработкой видения дальнейшей жизни, какой личность ее себе может представить.

Утрата любимого человека

Несмотря на внешнюю схожесть с предыдущим случаем, ситуация в данном контексте может сильно отличаться. Если потеря родственников и близких почти всегда связана со смертью, то утрата любимого человека может произойти и в результате развода супругов, измены. Для многих она синонимична с обесцениванием жизни. В данной ситуации помощь специалиста-психолога важна и необходима для того, чтобы помочь личности найти силы для дальнейшей жизни и деятельности.

Помощь в тяжелой жизненной ситуации,подобной этой, должна строиться на постепенном выстраивании долгосрочных перспектив. Нужно объяснить мужчине или женщине, что жизнь на этом не заканчивается.

Беременность в подростковом возрасте

Появление детей не всегда является радостью для молодых людей, которые сами еще не успели достигнуть совершеннолетнего возраста. Такая новость может повергнуть в шок как самих подростков, так и их родителей. Страх обусловлен неготовностью становиться родителями, принимать на себя ответственность за воспитание малыша. Ко всему прочему, нередко сюда добавляются еще и материальные проблемы, связанные с нехваткой денег. Помощь беременным и семьям в тяжелой ситуациидолжна быть оказана незамедлительно, иначе возникает риск осложнений: аборты, брошенные дети. Участие не только желательно, но и обязательно.

Военные действия в родной стране

Большие трагедии в жизни приносит война. Какой бы она ни была - разрушения всегда есть и, прежде всего, психологического свойства. Моральное угнетение, неспособность понять, что происходит и куда катится этот мир, буквально захлестывают человека, не позволяют ему увидеть истину. Когда случается большая беда, кажется, что не к кому обратиться, все представления переворачиваются, понимаешь, что от государства нельзя ждать помощи. Чувство бессилия рождает беспомощность, погруженность в себя и внутреннюю горечь. Известны случаи, когда даже после прекращения военных действий многие люди так до конца и не смогли оправиться от серьезного потрясения.

Помощь в тяжелой жизненной ситуации, какой, без сомнения, является война, должна быть направлена на восстановление душевного равновесия. Нужен проговор чувств, различные выплески эмоций, чтобы человек не застрял на определенной стадии. Прежде всего, нужно минимизировать последствия пережитого стресса. Психологу-консультанту необходимо всячески поддерживать клиента, нацеливать его на перспективное видение своей жизни.

Переезд в другую страну в результате каких-либо событий

Миграция не всегда связана с военными действиями в родной стране. Даже в мирное время приспособиться к новым условиям жизни бывает очень непросто. Нехватка денег, необходимость оформлять документы, трудности - все это не лучшим образом сказывается на психическом состоянии людей. Если с трудностями не удается справиться долгое время, у многих впоследствии формируется апатичность, вялость, нежелание что-либо делать. Помощь в тяжелых жизненных ситуациях, обсуждение проблем должно происходить систематически, до полного решения ситуации.

Увольнение с работы

Это может произойти с каждым. Мы настолько привыкаем к определенным условиям жизни, что при каких-то меняющихся обстоятельствах начинаем чувствовать себя некомфортно. Кто-то при потере работы впадает в панику, теряет Как вести себя и что делать в данной ситуации? Ведь это подрывает веру в себя, человек боится что-то пробовать.

На что нужно направлять психотерапевтическую помощь? Прежде всего на выстраивание долгосрочных и кратковременных целей. Важно объяснить клиенту, что потеря работы - это еще не конец света, а возможность начать новую жизнь, выстроить ее в соответствии со своими целями и стремлениями.

Медицинская реабилитация

Пока человек здоров, он не ощущает, насколько тяжело тем, кто прикован к постели. Помощь в тяжелой жизненной ситуации для тяжелобольных обязательно должна проводиться систематически. Как это делать? Проявлять повышенное внимание к их желаниям, учитывать нехватку общения. Подумайте, чем вы можете помочь своему соседу, друзьям или родителям.

Катастрофы

Сюда относятся землетрясения, наводнения, пожары, теракты. Во всех этих происшествиях человек оказывается подавлен обстоятельствами. Кто-то остается без крова, без пищи и теплой одежды. Как тут не потерять веру в себя и свои возможности? Вот к чему может привести трудная жизненная ситуация. Преодоление трудностей начинается с желания что-то изменить в себе, а затем и в окружающем мире.

Таким образом, человеку, находящемуся в сложных условиях существования, важно как можно скорее оказать психологическую помощь: поддержать морально, помочь материально, заверить, что все проблемы, с которыми он столкнулся, имеют решение.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!