Кто такой Иван Сусанин: краткая биография и рассказ о подвиге. Краткая биография и интересные факты об иване сусанине

Имя национального героя Ивана Осиповича Сусанина известно любому русскому ребенку 3 класса. Многие не знают его биографии, но знают, что он кого-то куда-то завел в непроходимые дебри. Разберемся кратко в жизнеописании этого знаменитого человека и попробуем понять, что является реальностью, а что выдумкой.

Нужно сказать, что об Иване известно не так много. Родился он в Костромской области в деревне Деревеньки. По другим сведениям место рождения - это деревня Домнино, которая была вотчиной дворян Шестовых. Кем был при жизни И. Сусанин также не очень понятно. По разным источникам есть разные представления:

  1. Общепринятое - простой крестьянин;
  2. Малопринятое - деревенский староста;
  3. Малоизвестное - Иван Осипович выступал в роли приказчика и жил при дворе бояр Шестовых.

Впервые о нем узнали в 1619 году из царской грамоты царя Михаила Романова. Из этой грамоты мы узнаем, что лютой зимой 1612 года объявился польско-литовский отряд Речи Посполитой. Цель отряда заключалась в том, чтобы отыскать юного царя Михаила Федоровича Романова и уничтожить его. В это время царь вместе с матерью инокиней Марфой жили в селе Домнино.

Отряд поляков и литовцев продвигался по дороге в Домнино и встретил крестьянина Ивана Сусанина и его зятя Богдана Собинина. Сусанину было приказано показать дорогу ко двору , где живет молодой царь. Крестьянин нехотя согласился и повел врага в другую сторону. Как свидетельствуют грамота и легенда, Иван завел их на болота в непроходимые дебри. Когда обман был раскрыт, шляхтичи пытали его и разрубили тело на мелкие куски. Они так и не смогли выбраться из дебрей и замерзли на болотах. Под гнетом пыток Иван Осипович не поменял своего решения погубить врага и не указал верной дороги.

История свидетельствует о том , что Сусанин повел шляхту, а зять Собинин отправился в Домнино, чтобы предупредить царя. Царь и его мать укрылись в монастыре. Судя по тому, что упоминается зять Собинин, определяют, что возраст Сусанина был примерно 35−40 лет. По другим источникам - это был старец преклонных лет.

В 1619 году царь жалует грамотой зятю Богдану Собинину совершать управление половиною деревни и освобождение от податей. В дальнейшем еще были жалования вдове Собинина и потомкам Сусанина. С тех пор живет и передается из уст в уста легенда о бессмертном подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина.

Культ Сусанина в Царской России

В 1767 году Екатерина Великая ездила в Кострому. После этого она упоминает о подвиге, который совершил герой и отзывается о нем как о спасителе царя и всего рода Романовых.

До 1812 года о нем было мало известно. Дело в том, что в этом году русский литератор С. Н. Глинка написал о Сусанине как о национальном герое, о его подвиге, самопожертвовании во имя царя-батюшки и Отчизны. Именно с этого времени его имя стало достоянием всей общественности царской России. Он стал персонажем учебников по истории, многих опер, стихотворений, рассказов.

В царствие Николая I культ личности героя усилился. Это был политический светлый образ царской России, выступавший за идеалы самопожертвования ради царя, самодержавия. Образ крестьянина-героя, крестьянина-защитника земли российской. В 1838 году Николай I подписал указ о переименовании главной площади Костромы в Сусанинскую площадь. На ней возвели памятнику герою.

Совершенно иное восприятие образа Сусанина было в начале становления власти Советов. Его причисляли не к героям, а к царским угодникам. Все памятники царям по указу Ленина сносились. В 1918 начали сносить памятник в Костроме. Площадь переименовали в площадь Революции. В 1934 году памятник снесли полностью. Но в это же время началась реабилитация образа Сусанина, как национального героя, отдавшего жизнь за свою Родину.

В 1967 году в Костроме повторно был возведен памятник Ивану. Фото памятника раскрывает образ обычного крестьянина в длинной одежде. Надпись на памятнике гласит: «Ивану Сусанину - патриоту земли русской».

Михаил Иванович Глинка (1804-1857) — основатель русской композиторской школы, сочинения которого оказали огромное влияние на становление русской классической музыки и творческий путь своих последователей-композиторов, среди которых - А. П. Бородин, А. С. Даргомыжский, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский и многие другие. Выдающийся музыкальный критик В. Стасов сравнивал значимость творчества Глинки для русской музыки со значением творчества А. С. Пушкина в литературе.

История создания

Опера Глинки "Иван Сусанин" - одна из первых русских опер. Писать патриотическое произведение композитор начал по совету поэта В. Жуковского. В основе содержания - подвиг, который совершил костромской крестьянин Иван Сусанин. Под образом Сусанина подразумевался русский народ, героически сражавшийся с наполеоновскими войсками. Большое влияние на формирование образа главного героя оперы оказала поэма К. Рылеева - "Иван Сусанин".

Создатель либретто оперы "Иван Сусанин" - Г. Ф. Розен. Премьера состоялась в Петербурге в Большом театре 27 ноября 1836 года. Постановка была восторженно принята передовой интеллигенцией, увидевшей в создании оперы "Иван Сусанин" начало нового этапа развития русской музыки. Придворная аристократия их восторга не разделила, хотя сам император присутствовал на премьере.

По желанию Николая I опера Глинки "Иван Сусанин" была переименована в «Жизнь за царя», чтобы у нее появился монархический подтекст. После крушения монархии она вновь стала называться «Иван Сусанин». Либретто Розена было подвергнуто обработке поэтом С. М. Городецким.

Первое действие

Взволнованная и динамичная музыка увертюры предвосхищает драматический сюжет краткого содержания оперы "Иван Сусанин".

По улице села Домнина поют хор крестьян и крестьянок. Мужчины славят воинские подвиги. Женщины радуются приходу весны. В постановках советского времени действие происходит осенью, так как движение, которое поднял Минин, было начато в это время.

После того, как крестьяне расходятся, выходит Антонида и с печалью смотрит в сторону реки. Девушка ждет, когда вернётся её жених Богдан Собинин, ушедший воевать с польской шляхтой. Вновь выходят крестьяне, а с ними и Сусанин, который возвратился из города. Он сообщает, что свадьбы, о которой так мечтает Антонида, не будет, ведь народному горю нет конца. Вдруг к берегу причаливает лодка, из которой выходит Собинин. Он горячо приветствует Антониду и рассказывает её отцу о том, что войска Пожарского одержали победу над поляками.

Крестьяне ликуют, но Сусанин понимает, что это ещё не конец войны. Собинин и Антонида просят его согласиться на их свадьбу. Тот непреклонен. По краткому содержанию оперы "Иван Сусанин" становится понятно: судьба родины для главного героя неразрывно связана с судьбой семьи. Главный герой заявляет, что даст согласие на свадьбу, когда на престол взойдёт царь. Собинин рассказывает, что царём в скором времени должен стать Михаил Романов. Сусанин соглашается на свадьбу. Все расходятся, радуясь.

В Польше при дворе дают роскошный бал. У присутствующих приподнятое настроение от предвкушения скорой победы над Москвой. Но пришедший вестник не объявляет о конце войны. Несколько удальцов предлагают направиться в Москву и захватить в плен царя. Поляки уверены в успехе данного мероприятия.

Действие третье

В избе Сусанина живёт мальчик - сирота Ваня. Вместе с Иваном Сусаниным он размышляет о том, что поляки могут явиться сюда, чтобы пленить царя. Но они смогут противостоять полякам и уберечь государя от подобной участи.

Вошедшие крестьяне желают Ивану счастья. После их ухода - сцена благословения Сусаниным молодых. Вдруг раздаётся конский топот. Это поляки. Они требуют проводить их к царю, так как они думают, что царь скрывается где-то рядом, сулят Ивану Сусанину золото. Он соглашается, тихо сказав Ване, чтобы тот уведомил государя об опасности. Антонида, подумав, что отец действительно соблазнился деньгами, умоляет его не делать этого. Но отец благословляет её и наказывает праздновать свадьбу без него. После этого он уходит. Антонида горько плачет. Из краткого содержания оперы "Иван Сусанин" уже ясно: главному герою не суждено больше вернуться домой.

Пришедший Собинин недоумевает, откуда появились враги. Выслушав рассказ невесты, он собирает отряд из крестьян, чтобы освободить Ивана Сусанина.

Сусанин блуждает с поляками в глухом лесу. Они измучены, поэтому клянут своего проводника, но пока ещё верят ему. Враги останавливаются на ночлег. Сусанин понимает, что его смертный час близок. Скорбные раздумья мучают его. В кратком содержании оперы "Иван Сусанин" это самый трагический момент. Мысленно попрощавшись с семьёй, крестьянин ложится спать.

Сильнейшая вьюга. Поляки, проснувшись, понимают, что хитрый крестьянин заведомо завел их сюда, чтобы они нашли здесь свою погибель. Сусанин рассказывает им о своём вероломном плане. Разгневанные поляки решают убить Сусанина.

Эпилог

Массовая сцена. Народ славит царя. Входят Антонида, Собинин и Ваня. Они тоскуют об Иване Сусанине. Воинский отряд, заметивший их, замедляет шаг и интересуется, почему они грустят, когда все радуются? Когда воины узнают, что это семья Сусанина, спасшего царя, то выражают и свою скорбь по поводу его гибели. Из либретто оперы "Иван Сусанин" можно узнать, что воины сполна отомстили врагам за смерть главного героя.

Торжествующий народ поёт во славу царю на Красной площади в Москве, повсюду слышен колокольный звон. Царский поезд направляется в Спасские ворота Кремля.

Герои оперы "Иван Сусанин" несут в своих образах характерные черты русского народа: мужественность и способность пожертвовать собой ради высоких целей (Сусанин), отвага и решительность (Собинин), верность и покорность (Антонида), преданность и бесстрашие (Ваня). Патриотический сюжет и замечательная музыка Михаила Глинки обеспечили этой опере всероссийское и мировое призвание.

Опера «Иван Сусанин» Глинки описывает события, связанные с походом польского войска на Москву в 1613 году. Произведение было написано в 1836 году и посвящено Николаю I, в связи с чем вскоре было переименовано на «Жизнь за царя».

Главные герои

Иван Сусанин – крестьянин села Домнина.

Антонида – родная дочь Ивана Сусанина

Иван – приемный сын Ивана Сусанина

Другие персонажи

Богдан Собинин – жених Антониды, ополченец.

Сигизмунд III – польский король.

Минин – лидер освободительного движения.

Действие первое

В небольшом селе проживает простой крестьянин Иван Сусанин и двое его детей: родная дочь Антонида и приемный сын Ваня. Известие о нападении польского войска бередит народ, который не собирается без боя отдавать свою отчизну врагу – « Кто на Русь дерзнет, смерть найдет ».

Богдан вместе с другими молодыми и сильными крестьянами примыкают к народному ополчению. Спустя время он приносит домой радостное известие – крестьянин Минин из Нижнего Новгорода собирает великую дружину, чтобы разгромить поляков и освободить столицу от захватчиков.

Антонида и Богдан обращаются к Ивану Сусанину дать благословение на их свадьбу, однако старик отказывает в просьбе влюбленных: «Нынче не до свадеб. Время боевое!».

Действие второе

Тем временем Сигизмунд III устраивает роскошный бал в честь своей победы. Окрыленные воинским успехом, поляки предвкушают райскую жизнь за счет награбленных богатств.

Во время всеобщего ликования посол приносит королю дурные вести. Русские во главе с Мининым оказывают сопротивление полякам. Польский отряд осажден в Москве, а оставшееся войско в панике разбегается.

Действие третье

Ваня мастерит себе деревянное копье, мечтая поскорее повзрослеть и встать на защиту своей родины. В избу входит Сусанин и сообщает, что неподалеку в лесу Минин со своей дружиной разбил лагерь.

Богдан и Антонида заняты приготовлениями к долгожданной свадьбе. В дом Сусаниных заходят крестьяне, чтобы поздравить будущих новобрачных. Когда гости расходятся, неожиданно в сени врываются польские воины и требуют старика отвести их к Минину.

Поначалу крестьянин отказывается, но затем в его голове созревает коварный план – обманом завести поляков в лесную глушь и там их погубить. Он тихонько дает наставление Ване – мчаться как можно быстрее к ополченцам и предупредить об опасности, а сам уводит врагов в лес.

Когда в избу приходят подруги Антониды, заплаканная девушка сообщает им о случившейся беде. Богдан с крестьянами отправляется на помощь Сусанину.

Действие четвертое

Поздно ночью Ваня прибегает к ополченцам, и сообщает Минину о нападении поляков. Встревоженные воины тут же собираются в поход.

Утомленные поляки подозревают неладное. Они выпытывают у Сусанина, куда он их завел, на что отважный крестьянин отвечает, что завел их туда, где им придется « голодной смертью помирать ». В гневе поляки убивают Сусанина.

Эпилог

Ликующие толпы народа спешат на Красную площадь, церковные колокола оглушают округу праздничным звоном. Среди радостных людей выделяются грустные Антонида, Богдан и Ваня.

Один из воинов спрашивает о причине их грусти, на что Ваня рассказывает ему о героическом подвиге своего отца. Воины утешают мальчика словами: « Вечно в памяти народной будет жить Иван Сусанин ».

Народ приветствует появление своих героев – Минина и Пожарского, звучат хвалебные песни в их адрес.

Заключение

В опере Глинки прославляется героизм и самопожертвование простого русского крестьянина, который не пожалел собственной жизни ради своего народа.

После прочтения краткого пересказа «Ивана Сусанина», рекомендуем ознакомиться с полной версией либретто.

Тест по опере

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 84.

Иван Сусанин - народный герой, символ "мужицкой" преданности царю. За четыре столетия его имя и легенда о чудесном спасении первого государя из рода Романовых стали частью фольклора.

Откуда узнали?

История о подвиге Ивана Сусанина до начала XIX века передавалась его потомками из уст в уста. Широкая публика узнала о ней только в 1812 году, благодаря выходу рассказа писателя Сергея Николаевича Глинки в журнале «Русский вестник».

Позднее именно на этой публикации основывались пьеса «Иван Сусанин» и знаменитая опера Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя». Глинка рассказал историю про Ивана Сусанина так.

В 1613 году изгнания поляков из Москвы, их банды мародерствовали во внутренних областях России. В феврале этого же года Земский собор в Москве провозгласил царем, и притом заочно, Михаила Федоровича Романова.

Но сам Михаил Федорович в это время находился в своей вотчине в Костромской области, и одна из польских шаек решила его погубить. Но где его искать, поляки не знали.

Приехав в село Домнино, они встретили крестьянина Ивана Сусанина и решили у него выпытать, где пребывает новоизбранный царь. Но Сусанин, смекнув, что поляки хотят погубить молодого государя, не только не сказал правды, но и повел их в противоположную сторону. По дороге он зашел в свою избу и незаметно отправил своего маленького сынишку к царю, чтобы предупредить его об опасности. Заведя ляхов в непроходимую чащу, Иван Сусанин произнес:

«Злодеи! Вот голова моя; делайте со мною, что хотите; кого вы ищете, тот вам не достанется!».

После этого, поляки зарубили саблями героя, но сами выбраться из чащи не смогли и царь был спасен.

Зять-наследник

История Ивана Сусанина спустя 200 лет обрела новые подробности литературного характера. Естественно, что предсмертные слова Ивана Сусанина выдумал сам Глинка. Многие детали он также добавил в рассказ о Сусанине «для красного словца». Но какие именно это были подробности? Что же мы реально знаем об Иване Сусанине?

Что-то можно предположить. Например, что Сусанин был вдовцом и у него была дочь, которая и наследовала ему.

В царской грамоте, данной 30 ноября 1619 года (уникальном и самом раннем источнике о существовании костромского крестьянина) зятю Ивана Сусанина Богдану Сабинину даруется половина деревни с «обелением» от всех податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение…».

Бесспорно, что такой документ мог быть только признанием больших заслуг семейства перед царем.

Родственники Сусанина

Некоторые предположения, что мать Сусанина звали Сусанна, а сам он был сельским старостой являются скорее домыслами. А вот отчество Сусанина – Осипович, было придумано историками уже в XIX веке и не подтверждается никакими документами.

Однако сам тот факт, что царь снизошел до простого крестьянина и еще дважды из Москвы подтверждал привилегии, освобождавшие от податей, в 1633 и 1691 годах заслуживает внимания.

В рассказе Глинки, по сравнению с текстом грамоты, есть два основных вымышленных сюжета. Первый – сын Сусанина. Как мы знаем, наследовала ему дочь Антонида (в том числе и царские привилегии), что было возможно только в отсутствие мужского потомства. Но ведь сын мог умереть и раньше? Как показывают исследования (Велижев, Лавринович) это не так.

Еще в 1731 году потомками Сусанина была сделана попытка ввести в рассказ о спасении царя еще одного родственника – будущего мужа Антониды. Его якобы послал Сусанин предупредить царя об опасности.

Однако этой выдумке не поверили и прошение (имевшее целью получить более широкие льготы) не утвердили. Таким образом, и сын и зять Сусанина не существовали и были добавлены в легенду о спасении царя позднее. То же можно сказать и о том, что Сусанин увел поляков в чащи (или болота). В документах XVII века известно только, что Сусанин не выдал местоположение царя, а романтический эпизод с глухими местами был добавлен позже.

Иван Сусанин и ДНК

В начале 2000-х годов в прессе появились несколько сообщений о находке могилы Ивана Сусанина. Археологи основывали свою гипотезу на том, что на нескольких скелетах, найденных в результатах раскопок недалеко от села Домнино, были обнаружены следы ударов холодным оружием, возможно сабли.

Однако они исходили из гипотезы, что Сусанин был похоронен, что также еще требовалось доказать.

Медики-криминалисты, изучавшие найденные останки, хотя и отметили многие сходные черты в антропометрическом строении найденных скелетов и потомков Сусанина в 8 – 15 поколениях, уклонились от однозначной идентификации наиболее вероятного скелета.

Судьбу должен был решить анализ ДНК костей, однако проведенное исследование не дало никаких надежных положительных результатов.

Иван Сусанин XX века

Тем не менее, едва ли сейчас можно сомневаться, что подвиг Ивана Сусанина был выдуман. Задокументированные примеры таких поступков хорошо известны в отечественной истории.

Самым знаменитым является подвиг крестьянина Матвея Кузьмина зимой 1942 года. В районе его деревни в Псковской области батальон немецкой 1-й горнострелковой дивизии хотел совершить обход позиций советских войск. В качестве проводника немцы выбрали 83-летнего Матвея Кузьмина. Однако тот, вызвавшись вести отряд, незаметно отправил 11-летнего внука Сергея (это не было уже выдумкой более поздних рассказчиков) в расположение советских войск и передал через него время и место засады.

В условленное время Матвей Кузьмин вывел немцев на позиции советских пулеметчиков. История эта была передана советским Информбюро, а Матвею Кузьмину посмертно было присвоено звание героя Советского Союза.

При этом, сам Матвей Кузьмин об Иване Сусанине знал едва ли – псковский охотник вероятно был неграмотным. Ну а если знал, то это тоже неудивительно. В России, как и позднее, в СССР, подвиг Ивана Сусанина широко использовался в массовой пропаганде. Опера Глинки «Жизнь за царя» сменила название на «Иван Сусанин», к патриотическому образу костромского крестьянина обращались писатели, художники, поэты на протяжении и XIX и XX веков. О реальном Иване Сусанине мы знаем очень мало, однако больше чем о любом другом крестьянине того времени. Его существование документально подтверждено, он даже своим молчанием совершил подвиг и не выдал молодого Михаила Романова, на которого охотились ляхи.

Последние несколько лет деятели культуры, политики и журналисты пытаются найти историческую фигуру, которую можно было бы назвать - « ».

Среди претендентов немало достойных людей - императоры и политики, полководцы, писатели и поэты. Но нет единства в народе.

На каждый аргумент в пользу того или иного, находится другой, который явно не в его пользу. А ведь есть все же в истории примеры людей из народа, которые могли бы действительно быть олицетворением России.

Речь идет об Иване Сусанине. Его подвиг поистине геройский, однако, к сожалению, о народном герое мало что известно. Имя его знакомо многим, причем еще со школы.

На классном часе нам не раз рассказывали о храбром крестьянине, а на уроках музыки повествовали об опере «Иван Сусанин», написанной Михаилом Глинкой.

Иван Сусанин - простой крестьянин, жил в селе Деревеньки, что находилось в Костромском уезде. Что же предшествовало его подвигу?

После смерти , началось в России время великой смуты. Голод, нашествие поляков, самозванцы на русском престоле. Все шло к тому, что русский народ потеряет свою государственность. Но народ храбро отстаивал свою Землю.

Ополчению удалось выбить ляхов из Москвы, освободить русскую Землю от интервентов. Было это осенью 1612 года.

После тех событий, поляки все равно не оставляли надежд посадить своего человека на русский престол. Польские отряды еще долго бродили по русской земле. Стало понятно на всеобщем Земском Соборе, что новым царем станет боярин . Поляки это прознали и решили разыскать будущего царя.

Царь в это время находился в Домнине - вотчине матери. Поляки направились к селу. Местность та болотистая, а кругом ополченцы. Что делать? Поляки брали местных жителей и, угрожая расправой заставляли их указывать им дорогу.

Одним из «проводников» стал Иван Сусанин. Он долго вел поляков через леса и глухие тропы, в итоге отряд вышел к Исуповскому болоту. Провожатый погубил себя и поляков. Он положил свою жизнь, за Родину, за Царя и за Веру. Иван понимал, что если Михаила Романова убьют, наступит на Руси новая смута. Ценой своей жизни, он спас тысячи других жизней своих соотечественников.

Подвиг Сусанина действительно имел место быть в русской истории. Подтверждают это следующие факты. Михаил Федорович Романов в 1619 году вручил зятю Сусанина - Богдану Собинину Жалованную грамоту.

Потомство было освобождено от повинностей, а также награждено наделом земли. С этого момента они свободные крестьяне. Достоверно известно, что пожалования эти были в дальнейшем подтверждены в 1633 и 1644 годах.

В марте 1851 года в Костроме был открыт памятник Михаилу Романову и Ивану Сусанину. Создателем памятника является русский скульптор Василий Иванович Демут-Малиновский. К сожалению, после революции, монумент был низвергнут большевиками.

В 1913 году, было 300-летия Дома Романовых, в честь подвига Сусанина в Деревеньках была построена часовня, на её открытие присутствовал , вместе с .

Иван Сусанин - пример мужества, стойкости и геройства, простой мужик, отдавший свою жизнь во благо своих соотечественников.

Вот сдесь знают добиться успеха . Обязательно ознакомьтесь.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!