Почему у православных храмов купола бывают разного цвета? Церковные купола. Формы куполов. Цвет куполов. Количество куполов

Согласно мнению комиссии по искусствоведению при Московской патриархи: купол символизирует небо. Обычно на Руси купола золотили, что указывало на божественный свет славы.

Золото - символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам;

Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии;

Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый - цвет Святого Духа;

Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами;

В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества;

Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного (Москва) говорит о красоте Небесного Иерусалима.

Форма купола также имеет значение. Форма луковицы у купола - символ пламени свечи, обращающий к словам Христа: "Вы - свет миру". Шлемовидная форма купола напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.

Стоит отметить, что всё это не догма, а лишь традиция, не везде и не всегда соблюдаемая.

К сказаному выше можно добавить и количество куполов (главок) и цвет самого здания храма, который может отражать его посвящение - Господу, Богородице, какому-либо святому или празднику. Так, например:

Белый - храм, освященный в честь Преображения или Вознесения Господня;

Голубой - в честь Пресвятой Богородицы;

Красный - посвященный мученику (мученикам);

Зелёный - преподобному;

Жёлтый - святителю.

Количество куполов на храмах имеет следующее значение:

1 - символизирует Единого Бога;

2 - два купола строят в честь двух естеств в Господе Иисусе Христе;

3 - Святую Троицу;

5 - Спаситель и четыре евангелиста;

7 - семь таинств Церкви;

9 - соответствует числу ангельских чинов;

13 - символизирует Спасителя и двенадцать апостолов;

33 - соответствует числу лет земной жизни Спасителя.

Как и в предыдущей статье о колокольных звонах, скажу что православная Россия отличается от запада своими главами и куполами (так же цветами одеяний, крестами). Но об этом в следующий раз. Основные статьи, которые легли в основу данной заметки, вы можете найти по ссылкам ниже. Уверена, что будет интересно. Данная статья не является ни перепечаткой статей и никак не несет смысловую нагрузку этих статей. Первоначально статья называлась Купола России. Но все что здесь сказано относится и к Украине и к Белорусии. Надеюсь, они еще не против входить в Русь.

Цвета куполов.

Из всех источников следует, что канонов на цвет, конфигурацию венчающих куполов и главок церквей нет. Хотя цветовая палитра в религиях всегда имела свое определенное значение, но при окраске, как самих соборов церквей и храмов, так и отдельных элементов архитекторы руководствуются собственными пристрастиями, вкусами настоятелей церквей и архитектурными канонами, а также модой той эпохи. Так, сине-голубые цвета в оформлении Троицкого собора в Петербурге есть дань цветам формы солдат Измайловского полка. Самым ярким показателем отсутствия канонов и приверженности к эстетическим изыскам церковных архитекторов является Храм Василия Блаженного (Покрова на рву),

Богородичный храм.

В христианстве купол является образом небес и обычно украшен сюжетами Небесного Царства Бога, ангелами. Цвета куполов иногда несут свою смысловую нагрузку. Так золото — символ небесной славы. Купола в золотом наряде, обычно, посвящаются Христу,если куполов несколько то центральная и главная посвящена Христу. Купола и главы покрывают также и мусульманские мечети, индуистские храмы и иудейские синагоги. И не только в православная церковь использует золочение своих куполов. По дороге на Махачкалу не раз встречала золоченые купола мусульманских мечетей.

Синие купола со звездочками украшают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Не смотря на то, что канонов нет, храмов с синими куполами со звездами, которые не посвящены Богородице на Руси практически нет. Если храм увенчан зелеными куполами то скорее всего это Троицкий храм, потому как зеленые цвета - цвета Святого Духа. Храмы, посвященные различным святым, венчают куполами с серебряным покрытием и серебряными крестами. Черные цвет монашества и встречаются обычно в монастырских постройках.





Конфигурации глав и куполов.

Церковные купола и главы делятся по стилям на шлемовидные (сферовидными, западная церковь), луковичные, грушевидные и конусовидные (чаще закавказская православная церковь). Шлемовидными куполом чаще всего называют форму, очень напоминающую форму древнерусского шлема.




Купол-луковица. Название само говорит за себя. Кстати, такие купола и главы можно видеть не только в России, но и в Турции, Индии и на Среднем Востоке. Высота такого купола зачастую превышает ширину. Но и исключение не мало.

Купола-зонты. Особенностью таких куполов является разделение купола на сегменты, где ребра жесткости расходятся от центра к барабану. Примером такой конструкции мы можем вспомнить главный купол Софийского собора

Луковичные главы появились середине XVI века, и в дальнейшем стали повсеместно. Из Византии было заимствовано подсводное покрытие крыши, затем оно все вытягивалось вверх и превратилось в шлемовидное. Потом высота храмов оказалась недостаточной, и над куполами стали строить главы луковичной формы. Настоящими главами храмов нужно считать только луковицеобразные. Шлемовидные и сферовидные купола выполняют роль крыши. Шлемовидный купол, архитектурный стиль запада, на Руси не прижились. Есть факты, что луковицеобразные главы были и на дохристианских храмах, а затем только, по мере проникновения христианства, служителям церкви пришлось смириться любовью русичей к луковицевидным главам на храмах. Поэтому луковицеобразные главы канонизировали.

Считать, что возведение храмов с куполами пришло только с крещением Руси с запада, а до этого народы Руси жили в землянках, носили невыделанные шкуры вместо одежды это невежество и заблуждение. Русичи строили храмы задолго до прихода христианства. Проповедники почти все языческое перевели в христианские обряды. Поэтому зачастую христианские праздники органически переплетаются с языческими традициями.

Количество куполов.

Количество куполов. Православные храмы зачастую строят с нечетным числом куполов. Исключение 2 и 4 главые храмы. Количество куполов созвучно числовой иерархии устроения церкви. Число глав зависит от того кому они посвящены.

1 главый храм, его купол означает единство Бога, совершенство творения. Одноглавые храмы строились чаще всего в домонгольскую эпоху и являлись символом Единого Бога. 1глава и колокольня. Такие храмы величественны и степнны.

2х главый храм символ двух естеств Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангела и человека). Фотографию не нашла.

3х главый храм символ Пресвятой Троицы, но не всегда. Канонов и на это нет. Пересмотрела фотографии церквей Святой троицы. Все что я посмотрела было 5 и больше главные.

4х главый храм символизируют четыре стороны света. Кажется я видела такую церковь где то на море. Фотографии тогда еще не делала.

5ти главый храм Из 5 куполов один главный, больше и выше остальных, символизирует Иисуса Христа, и четырех евангелистов. Самая популяная архитектура с 5 главами. Причем конфигурации купола всех типов. В ростове большинство церквей 5 купольные или однокупольные. Возможно это оптимальное соотношение.

7 ми главый храм. Семь его куполов это семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей. Тоже очень популярная архитектура. Хотя уступает 5 купольным решениям.Кажется и в Ростове есть 7 купольные храмы. Если есть обязательно выложу.

9 ти главый храм. Его купола образ небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников. Точно есть фотка. но какая из храмов 9 главая сложно посчитать. Фотографии были не с вертолетов.

13ти главый храм. Иисус Христос и двенадцать его апостолов.

25 глав Святая Троицы и двадцать четыре старца. Храм в Кижах, архитектурный памятник деревянного зодчества. Не знаю сколько там куполов. Надо искать информацию. Но где-то между 25 и 33 главами. Не ошибусь если фотографизя займет это место.

33 главы. Время жизни Иисуса Христа на земле. Сколько храмов у нас с 33главами? Это наверно ужасно сложно строить и поддерживать храм в хорошем состоянии. Неужели соображения благоразумия и экономии не перевешивают религиозные символы?

Заключение

Для написания статьи пришлось перерыть немало материала. Пересмотреть сотни фотографий церквей. Работа шла трудно, но интересно. Узнала много исторических фактов. Надеюсь, и вы почерпнете, что-то интересное для себя, заинтересуетесь этой темой и копнете поглубже.

В жизни много вещей, мимо которых мы проходим мимо. Иногда задумываемся над вопросом и не находя ответ забываем об этом. Будьте любознательными. Знания не приносят счастья, но привносят мудрость в нашу жизнь.

В отличие от католических храмов, которые строили в соответствии с художественным стилем, господствующим во время строительства, православные храмы строили в соответствии с символикой православия. Таким образом, каждый элемент православного храма несет какую либо информацию о том, кому посвящен храм, о некоторых чертах самого православия и о многом другом.

СИМВОЛИКА ХРАМА

Форма храма

  • Храмы в форме креста строились в знак того, что Крест Христов — Основа Церкви, Крестом человечество избавлено от власти диавола, Крестом открыт вход в рай.
  • Храмы в форме круга , как символа вечности, говорят о бесконечности существовании Церкви, ее нерушимости.
  • Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду , приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом церковь свидетельствует о своей роли путеводительницы в жизни человека.
  • Храмы в форме корабля — самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.
  • Существовали также смешанные типы храмов, соединяющие вышеназванные формы.
Здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, которые символизируют духовное небо. Купола увенчиваются крестами, как знамением искупительной победы Христа. Православный крест, воздвигаемый над храмом, имеет восьмиконечную форму, иногда в его основании находится полумесяц, имеющий много присваиваемых ему символических значений, одно из которых — якорь христианской надежды на спасение по вере в Христа. Восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой — это жизнь Будущего Века .

Количество куполов

Разное количество куполов, или глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены.

  • Одноглавый храм: купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения.
  • Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).
  • Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу.
  • Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.
  • Пятиглавый храм: пять куполов, один из которых возвышается над другими, символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов.
  • Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств Церкви , семь Вселенских Соборов , семь добродетелей.
  • Девятиглавый храм: девять куполов символизируют девять чинов ангельских.
  • Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.
Форма и цвет купола также имеют символический смысл.

Шлемовидная форма символизирует духовную брань(борьбу), которую Церковь ведет с силами зла.

Форма луковицы символизирует пламя свечи.

Необычная форма и яркая раскраска куполов, как, например, у храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, говорит о красоте Рая.

Цвет купола

  • Золотятся купола у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам
  • Синие со звездами купола свидетельствуют о том, что храм посвящен Пресвятой Богородице.
  • Храмы с зелеными куполами посвящены Пресвятой Троице.
УСТРОЙСТВО ХРАМА

Представленная ниже схема здания православного храма отражает лишь самые общие принципы храмостроительства, на ней отражены лишь основные, присущие многим храмовым зданиям архитектурные детали, органично объединенные в единое целое. Но при всем разнообразии храмовых строений, сами здания сразу узнаваемы и могут быть классифицированы по тем архитектурным стилям, к которым они относятся.

Абсида - алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный в плане, в нем размещается алтарь.

Барабан - цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.

Барабан световой - барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами

Глава - купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.

Закомара - в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода.

Куб - основной объем храма.

Луковица - церковная глава, напоминающая по форме луковицу.

Неф (франц. nef, от лат. navis — корабль), вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

Паперть - открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли.

Пилястра (лопатка) - конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.

Портал - архитектурно оформленный вход в здание.

Шатер - высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.

Фронтон - завершение фасада здания, портика, колоннады, огражденное скатами крыши и карнизом у основания.

Яблоко — шар на завершении купола под крестом.

Ярус - убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.


Колокольни, звонницы, колокола

Колокольня - башня с открытым ярусом (ярус звона) для колоколов. Ставилась рядом с храмом или включалась в его композицию. В средневековой русской архитектуре известны столпообразные и шатровые колокольни наряду со звонницами стенообразного, столпообразного и палатного типа.
Столпообразные и шатровые колокольни бывают одноярусные и многоярусные, а также квадратные, восьмигранные или круглые в плане.
Столпообразные колокольни, кроме того, делятся на большие и малые. Большие колокольни имеют высоту 40-50 метров и стоят отдельно от храмового здания. Малые столпообразные колокольни входят обычно в комплекс храма. Известные сейчас варианты малых колоколен отличаются местом своего расположения: либо над западным входом в церковь, либо над галереей в северо-западном углу. В отличие от отдельно стоящих столпообразных колоколен, малые обычно имели только один ярус открытых арок звона, а нижний ярус был оформлен окнами с наличниками.

Наиболее распространенным типом колоколен является ставшая классической одноярусная восьмигранная шатровая колокольня. Особенно широкое распространение этот тип колоколен получил в XVII веке, когда шатровые колокольни являлись почти неотъемлемой частью среднерусского пейзажа. Изредка строились многоярусные шатровые колокольни, хотя второй ярус, расположенный над основным ярусом звона, как правило, колоколов не имел и играл декоративную роль.

Под влиянием западноевропейской культуры в русских монастырских, храмовых и городских архитектурных ансамблях во множестве стали появляться барочные и классические многоярусные колокольни. Одной из самых известных колоколен XVIII века стала большая колокольня Троице-Сергиевой Лавры, где на массивном первом ярусе возведены еще четыре яруса звона.

До появления колоколен в древней Церкви для колоколов строились звонницы в виде стенки со сквозными проемами либо в виде звонницы-галереи (палатной звонницы).

Звонница - это надстроенное на стене храма или установленное рядом с ним сооружение с проемами для подвешивания колоколов. Виды звонниц: стенообразные - в виде стены с проемами; столпообразные - башенные сооружения с многогранным основанием с проемами для колоколов в верхнем ярусе; палатного типа - прямоугольные, с крытой сводчатой аркадой, с опорами по периметру стен.

Информация взята с сайта

В Православии купол является образом небес, он украшается образами Небесного Царства, Бога и ангелов.

В современном лексиконе под куполом часто понимается навершие храма, т.е. его глава. Настоящее же определение следующее: «Купол - это пространственная несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы и т.п.). Купольные конструкции позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор. Образующими формами служат различные кривые, выпуклые вверх».

Глава в храмовой архитектуре - это декоративное покрытие, расположенное над куполом и устраиваемое на световом барабане. Главка - глава, устроенная на декоративном (глухом) барабане. В историко-архитектурном и реставрационном обиходе о главах часто говорят и в широком смысле - как о завершении храма, состоящем из барабана, купола и купольного покрытия. Соответственно, к главам часто относят и простейшие посводные покрытия (металлом либо лемехом непосредственно по своду).

Главы храмов могут быть различного размера и формы в зависимости от размера, типа и конструкции покрытия храма. Традиционное количество глав на многоглавых храмах - три, пять, семь, двенадцать, но может быть и иным. Как правило, количество глав бывает не меньшим, чем число престолов в храме.

Технологически сложные и большие каменные купола правильной сводчатой конструкции стали сооружать после изобретения бетона во времена Римской империи при строительстве языческих храмов и больших общественных сооружений. Самый древний купол из ныне существующих расположен в римском Пантеоне, возведенном примерно в 128 году нашей эры. Здесь полусферический купол перекрывает круглое здание 43,5 м в диаметре.

Позже традиция куполостроения была перенята византийской архитектурой. Византийские архитекторы впервые разрешили задачу помещения купола над основанием не только круглого, но и квадратного и вообще многоугольного плана посредством устройства тромпов и парусов. Кульминацией этого периода стало возведение 42-метрового купола Софийского собора в Константинополе.

Крестово-купольный тип храма распространился из Византии по всем ее провинциям и странам, подвергшимся ее влиянию, в том числе в Древней Руси.

В древнерусском зодчестве главы бывают шлемовидными или луковичными. Шлемовидным называют специфическую форму купольных покрытий с килевидным верхом, близкую к форме древнерусского шлема. У луковичной главы также килевидный верх, но максимальный диаметр главы больше диаметра барабана. Высота луковичной главы, как правило, не меньше ее ширины. У шлемовидной главы высота всегда меньше ширины.

При наличии финансовых возможностей главы в Древней Руси золотились, но гораздо чаще их покрывали деревянным лемехом либо металлом, выкрашенным в любой светостойкий цвет (чаще всего зеленый или синий, голубой).

В современных храмах форму и цвет глав не регламентируют. Выбор этих параметров производится исходя из архитектуры храма, с учетом традиционной символики цветовых решений.

Рассмотрим такие особенности куполов и глав, как материалы основы
и кровельного покрытия

Сводчатые купольные покрытия могут быть выполнены традиционно из кирпича, а также из бетона, с использованием торкретбетонирования, по металлическому каркасу и из дерева.

Кирпичный купол. Кирпичные купола выкладываются по опалубке, опирающейся на кружала и стены или на пониженные по отношению к ним подпружные арки. После затвердения раствора кружала удаляются и опалубка снимается. Кирпичи и камни, применяемые для кладки куполов, перед укладкой увлажняются.

Бетонный купол. В купольном покрытии могут применяться и бетонные конструкции. Купола пролетом до 15 м бетонируют за один прием без перерыва, укладывая бетонную смесь от пят к замку, чтобы не вызвать перекос опалубки. При больших пролетах бетонирование ведут поярусно кольцевыми участками с непрерывным бетонированием каждого яруса. Бетонирование монолитных железобетонных конструкций куполов выполняют из тяжелого бетона класса В25 по прочности, марки F50 по морозостойкости.

Металлический купол. Купола и главы на барабанах с целью уменьшения веса и удобства монтажа могут выполняться на основе металлического каркаса. Необходимые элементы выполняются на специализированных предприятиях металлоконструкций, затем их собирают и обшивают на земле в условиях стройплощадки и потом устанавливают на место с помощью крана.

Однако металлический купол сложен в обработке, требует покрытия грунтовкой и краской, защищающей от внешних воздействий. Металлический купол подвержен коррозии. Конечно, современные покрытия позволяют защитить металл от разрушения, но необходимость периодических работ по защите купола на высоте требует участия специалистов, что в свою очередь сказывается на стоимости обслуживания.

Деревянный каркас куполов и глав. При устройстве куполов и глав применяются также деревянные конструкции. Деревянные купола не подвержены коррозии, но дерево гниет, а значит, купол требует более частого обслуживания, чем металлический.

Такой купол значительно легче металлического, но при строительстве деревянного купола используются дополнительные металлические конструкции. Деревянный купол требует металлического каркаса, который и обшивается деревом, поэтому в деревянном куполе основную массу имеет металлический каркас. Все изделия из дерева должны быть защищены от гниения, возгорания и поражения насекомыми.

Металлический и деревянный купол предполагают большое количество высотных работ, а также монтажные, сборочные работы с использованием спецтехники. Соответственно, это сказывается на сроках монтажных работ и на их стоимости.

Использование фарфора

Уникальным для храмостроительной практики стало использование в покрытии куполов фарфора: по такой технологии благоукрашены храм во имя св. Игоря Черниговского в подмосковном Переделкино и церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери на Сущевском валу в Москве. Такие купола хорошо переносят погодные перегрузки - от высокой плюсовой температуры до экстремальной отрицательной.

Поскольку поверхность купола криволинейная, применяются фарфоровые плитки разного размера. Форму куполу задает металлический каркас, обтянутый сеточкой из нержавеющей стали. Плитки к нему крепятся при помощи проволочек, продетых в специальные отверстия с тыльной стороны.

Металлы в кровельном покрытии

В качестве листовых материалов кровельного покрытия куполов и глав используются различные виды металлов (и их сплавов), к числу которых относятся сталь, алюминий, цинк, алюмоцинк, медь.

Легкие стали. Основным поставщиком специальных легких сталей является Финляндия.

Кровельный цинк. Кровельный цинк поставляется на отечественный рынок из Германии, а алюмоцинк 185 - из Швеции.

Для металлических кровель из оцинкованного листа эффективными мероприятиями, повышающими эксплуатационную надежность, являются нанесение антикоррозионных и антиобледенительных покрытий. Оба типа покрытий продлевают срок службы кровель, сокращают объемы ремонта и, как следствие, позволяют удлинить межремонтные циклы.

Практика эксплуатации оцинкованных покрытий показывает, что уже через 5-6 лет они начинают корродировать, и для предупреждения дальнейшей коррозии их необходимо окрашивать.

Применяемые для этих целей масляные краски плохо прилипают к оцинкованной поверхности и быстро отслаиваются от нее. Поэтому для оцинкованной стали нужно применять другие материалы, имеющие к ней хорошую адгезию.

Сталь с покрытием нитридом титана.

В современном храмоздательстве все большую популярность приобретает сталь с покрытием из нитрида титана, имитирующего цвет золота.

К ее достоинствам можно отнести:

Высокую износостойкость к коррозийному и атмосферному воздействию;

Высокую отражающую способность покрытия;

Разнообразие цвета: золото, медь, синий.

Недостатками являются:

Атмосферные загрязнения, которые осаждаются на пористую структуру нитрида титана, со временем искажая его первоначально золотистый цвет.

На устойчивость покрытия оказывают влияние:

1. Качество проката основы.

2. Качество очистки поверхности стали.

3. Выбранная технология напыления.

4. Качество компонентов напыления. При качественном исполнении всех четырех позиций стоимость квадратного метра покрытия нитридом титана составляет около 2500 рублей.

Михаил Юрьевич Кеслер.

Издательство "ORTOX Русиздат" Журнал «Церковный Строитель» № 43, 2014 г.

Архитектор Кеслер М.Ю.

купол церкви

Альтернативные описания

Купола в виде конуса, шлема

Наружная часть купола церкви

Наружное декоративное завершение храма

Несуществующая часть угла, в которую «ставят» некоторые проблемы

Раздел книги или статьи, которым журналисты «обзывают» президента

Руководитель, начальник, старший по положению

Сугубо русский директор

Купол в виде конуса, шлема, луковицы

Раздел книги, которым в семье прикидывается муж

Пьеса русского драматурга В. В. Лаврентьева «... семьи»

Раздел книги, статьи

Предводитель, вождь

Часть повести

Часть романа

Начальник семьи

Раздел книги

Прозвище президента

Шеф, патрон, босс

Раздел книги или муж в доме

Поэтическое название головы

. «шефский» раздел книги

Церковный купол в виде луковицы

. «вождь» администрации

Руководитель

Часть романа или повести

Царь, президент

Раздел статьи

Раздел романа

Раздел повести

Маковка под крестом

Начальник

Мех вместо воротника

Руководитель

Раздел книги

Часть повести

Наружная часть купола церкви

Раздел книги, статьи

Купол церкви, наружное декоративное завершение

. "Вождь" администрации

. "Шефский" раздел книги

Ж. голова, как часть тела; башка, мозговница; в этом знач. глава и голова одно и то же, хотя первое выражение церковное; в других знач. есть различие. Глава церкви, колокольни, здания: обвершка полушаром, репкой, сахарной головой, бутылью или иначе, отдельно от остальной кровли. -главый, после счету: трех-, пяти-, означает число глав здания, голов сказочного животного и пр. Пятиглавая церковь. Стоглавый змей. Семиглавая книга. Глава общества, начальник, предводитель; глава дома, большак; градской глава, городской голова. Глава делу, начало, основание, корень. Глава в книге, в сочинении: отдел, отделение, раздел. Муж в дому, что глава на церкви: жена в дому, что труба на бане. Главарь м. влад. глава, голова, в знач. начальника. Главизна ж. глава, в знач. начала, причины; также в знач. отдела, раздела книги; головизна, башка большой, особенно красной рыбы. Главка, главица умалит. головка, маковка, макушка, верх, вершинка, набалдашник. Главня ж. церк. головня. Главный, главной, головной, до головы (члена) относящийся. Главный, важнейший, существенный, начальный, основной; первенствующий, начальствующий, властвующий, высший, верховный; преимущественный по силе, по богатству, значению, влиянию, пространству, обширности и пр. Главный надзор поручен главному начальнику. Главное в этом деле то и то. От главного хребта идут отроги. Главный город, важнейший области, государстве. Главный штаб, соединение лиц, заведывающих частями, ведомствами военного управления, под главным начальством высшего начальника. Главная квартира, воен. местопребывание лиц этих и главнокомандуюшего. Главные сечения корабля, продольный разрез (или диаметральная плоскость), поперечный разрез (площадь миделя), и разрез по воде (площадь грузовой ватерлинии). Главенство, старшинство, по чину, сану, власти, право начальствования. Иерархическое главенство папы по римской церкви. Главник м. главнушка ж. большак и большуха, старшой, набольший. Главнокомандующий, начальник армии, главный начальник войск. Главнокачальствующий, главноуправляющий,главный начальник какой либо части или ведомства. Главотяжь ж. церк. головная повязка ветхозаветников, евреев

Несуществующая часть угла, в которую "ставят" некоторые проблемы

Пьеса русского драматурга В. В. Лаврентьева "... семьи"

Раздел книги или статьи, которым журналисты "обзывают" президента

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!