Русские имена по святцам. Как назвать девочку и мальчика по церковному календарю? Имена мальчиков и девочек по месяцам по церковному календарю. Церковный календарь мужских и женских имен по дате рождения

Святцы. Выбор имени по святцам (церковному календарю)

Когда-то наши предки не сильно задумывались о том, какое имя подобрать новорождённому. Они приходили в храм, а священник, открыв святцы, предлагал им несколько имён святых, память которых чтят в день рождения младенца.

Святцы ( месяцеслов) - это церковный календарь, в котором указаны все праздники и памятные дни святых.

В святцах в основном имена с латинскими, еврейскими или греческими корнями.

В современном мире родители часто спорят, когда выбирают имя, ведь маме, например,нравится имя Апполон, а папе – Солнышко. Но выбор имени – это дело серьёзное. Человеку оно даётся раз и на всю жизнь.

Но с каждым годом всё больше стало появляться имён старых, выбранных по святцам. Это зависит не только от стремления родителей назвать малыша редким именем, но и тем, что количество верующих людей растёт с каждым днём. Возрождается православная традиция наречения человека именем.

При выборе имени по святцам лучше руководствоваться следующими простыми правилами:

1) лучше всего дать имя того святого, память которого чтят именно в день рождения ребёнка. Т.е. – в первый день. Чаще всего в один день празднуется память не одного святого, а иногда даже большого количества;

2) если в день рождения мальчика (девочки) не празднуют память святыхмужского пола (женского пола), или ни одно из имён не понравилось,то можно выбрать имя того святого, чья память празднуется на 8-й день от рождения, ведь в этот день в древности давали имя, потому что число восемь – это символ вечности;

3) если не смогли выбрать имя в первый или восьмой день, то смотрят период до40-ка дней от рождения. В этот день положено приносить ребёнка в храм, чтоб совершитьтаинство Святого Крещения, а матери читается очистительная молитва, после чего она может снова вернуться к церковной жизни, приступить к исповеди и причастию;

4) имя, как было сказано выше. Даётся один раз при крещении, и больше не меняется, даже если человек поменяет имя в паспорте, что иногда случается. Исключениями могут служить только пострижение в монашество или изменение веры;

5) бывает, специально или случайно, что у крещеного два имени: мирское и данное при крещении. Такое может быть, если родители дали имя, которого не оказалось в святцах, т.е. оно не православное. Тогда священник подбираетблизкое по смыслу, созвучное с мирским, имя. Это вовсе не означает, что теперь у него два Ангела хранителя;

6) находясь в храме, надо помнить о православном имени;

7) при выборе имени не стоит печалиться о том, что этот святой небыл преподобным, а был мучеником. Это совершенно никак не влияет на судьбу человека;

8) если память святого чтят несколько раз в году, то День Ангела – Именины - самый близкий по дате ко дню рождения, но после него;

9) Если каким-то образом получилось так, что при крещении было дано неправославное имя, то выбирается новое, православное, имя, читаются разрешительные молитвы, но только после исповеди и при Причащении Святых Таин. Это когда, подходя к Чаше, человек называет новое имя, которое и станет его.

Время чтения: 6 минут

Рождение ребенка – знаменательное событие в жизни любой семьи. Появление на свет малыша неразрывно связано с ответственной задачей – выбором подходящего имени. Если у вас родилась маленькая принцесса, то при размышлении над тем, как назвать девочку, следует учесть, что ваш шаг станет одним из определяющих факторов ее дальнейшей судьбы. От того, как вы назовете дочку, будет зависеть формирование ее отношения к окружающему миру, способности достигать успехи и поставленные цели.

Имена по церковному календарю

Выбор имени для девочки по церковному календарю связан с датой рождения ребенка и днем памяти святого, в честь которого будет названа малышка. В православном церковном календаре есть большое количество всевозможных вариантов, многие из которых повторяются. В связи с этим именинами принято считать ближайший от даты рождения ребенка день памяти святого. Христианское церковное имя дается малышке во время проведения таинства крещения. С этого момента соответствующий святой становится ее небесным покровителем и защитником.

Как подобрать имя девочке по отчеству

Как назвать дочку с учетом всех факторов? Ведь полное имя должно гармонично звучать, сочетаться с отчеством. Перед тем как назвать ребенка, медленно проговорите про себя или вслух фамилию, имя и отчество малышки. Внимательно прислушайтесь к тому, как звучит словосочетание. Оно должно быть складным, легко произносимым и гармоничным. Для этого стоит изучить разные варианты, их значения.

Как можно назвать девочку

О том, как назвать девочку, задумываются практически все родители еще во время беременности мамы. Имя – одна из важнейших составляющих жизни любого человека, которая способна определить удачную линию его судьбы или доставить массу неудобств. Богатое разнообразие женских имен, среди которых наряду с популярными русскими есть еще и невероятное множество греческих, татарских, армянских, мусульманских и других вариантов, существенно усложняет выбор. По этой причине к вопросу о том, как назвать дочку, следует подойти со всей ответственностью и серьезностью.

По знакам зодиака

Как назвать дочку, рожденную под знаком Овна? Рекомендуется рассматривать варианты, которые помогут в дальнейшем обуздать взрывной темперамент, характерный для данного знака зодиака. Прекрасно подойдут Валерия, Александра, Алла, Екатерина, Лариса, Жанна, Ярослава, Надежда.

Отличительными чертами женщин, родившихся под знаком Тельца, являются верность, мягкость, женственность. В данном случае подойдут ласковые имена, такие как Виктория, Антонина, Вера, Галина, Диана, Дарья, Ева, Мария, Наталья, Полина, Оксана, Тамара.

Близнецы бывают замечательными женами и матерями, исполнительными сотрудницами, но только до тех пор, пока им это интересно. Чтобы придать постоянство их взглядам, нужно называть девочек Валерия, Алиса, Ангелина, Евгения, Екатерина, Елена, Ксения, Лика, Кристина или Эллина.

Раки по гороскопу отличаются чуткостью, нежностью и женственностью. Для девочек следует выбирать красивые имена, которые помогут стать им немного тверже и сильнее. Среди таких Лолита, Анита, Елена, Милана, Симона, Олеся, Яна, Флорита, Юлия.

Огненный темперамент женщины Льва не мешает ей быть прекрасной хозяйкой и матерью. Рекомендуется обратить внимание на Дарью, Аллу, Антонину, Анжелу, Сусанну, Лидию, Юлию, Кристину, Жанну, Илону, Эльвиру, Яну.

Девочки, рожденные под знаком Девы, обычно верны, уравновешены и аккуратны. Чтобы немного смягчить твердый характер Девы, нужно назвать ее Зоей, Анастасией, Анной, Валентиной, Елизаветой, Инессой, Марией, Стелой, Татьяной, Региной, Тамилой, Лидией, Натальей.

Весы зачастую отличаются капризностью и самовлюбленностью, боязнью одиночества. Для девочек, рожденных под этим знаком зодиака, подойдут такие варианты, как Элла, Любовь, Надежда, София, Вера, Людмила, Доминика, Каролина, Есения, Елена.

Уникальное сочетание любви к власти и справедливости, ответственность и самостоятельность присущи девочкам Скорпионам. Для них идеально подойдут такие необычные имена, как Искра, Октябрина, Агафья, Александра, Марфа, Зинаида, Яна, Анастасия, Таисия, Агнесса, Тамила.

Независимые и зачастую экстравагантные Стрельцы нуждаются в сдержанности. Раздумывая над тем, как назвать девочку, рожденную под этим знаком, обратите внимание на такие варианты, как Муза, Александра, Василиса, Серафима, Варвара, Екатерина, Тамара.

Козероги женского пола отличаются независимостью и целеустремленностью. Чтобы помочь девочке Козерогу стать женственнее и деликатнее, назовите ее София, Вера, Дарья, Зинаида, Илона, Евгения, Ольга, Екатерина, Лилия, Жанна, Алевтина или Светлана.

Девушки Водолеи самоотверженны, невероятно трудоспособны и бескомпромиссны. Раздумывая над вопросом, как назвать девочку, рожденную под данным знаком, обратите внимание на Анну, Алину, Дарину, Илону, Линду, Изольду, Нонну, Ирму, Яну, Светлану, Юлию.

Женщины, рожденные под покровительством знака Рыбы, отличаются мягкостью и гибкостью. Такую девочку стоит назвать Евой, Евгенией, Лолитой, Ладой, Алиной, Ириной, Полиной, Марией или Натальей.

По святцам

В церковном календаре приведен перечень имен святых, каждое из которых соответствует определенной дате. Традиция называть ребенка по святцам сохраняется преимущественно в верующих семьях. Называя малыша в честь почитаемого святого, родители обеспечивают ребенку духовную защиту и покровительство. Как назвать девочку в соответствии с православной традицией, подскажет специальный религиозный календарь.

По времени года

Если девочка родилась зимой, ее рекомендуется назвать красивым певучим именем, чтобы смягчить характерную суровость. Девочки, рожденные весной, проявляют гибкость в различных ситуациях, но нуждаются в силе характера. «Жесткое» имя поможет им придать уверенность и непоколебимость. Девочка, которая родилась летом, имеет гордый характер, она активна, отважна и настойчива. Сделать ее более женственной и мягкой, поможет мягкое и мелодичное имя. Родившиеся осенью девочки зачастую вырастают убежденными реалистками. Их стоит называть оригинальными веселыми именами.

Имена девочки по месяцам

Январь: Аглая, Ульяна, Сусанна, Евгения, Эмилия, Нина, Ева, Анастасия.

Февраль: Римма, Агния, Анна, Зоя, Инна, Агафия, Валентина, Ефросиния, Марфа, Ксения.

Март: Галина, Кира, Антонина, Марианна, Ираида, Василиса, Христина, Галина, Марина, Анастасия.

Апрель: Алла, Дарья, Александра, Ника, Василиса, Анна, Лидия, Акулина, Лариса, Светлана, Ирина, Клавдия.

Май: Тамара, Таисия, Зоя, Марфа, Ефросиния, Евдокия, Пелагея, Фаина, Гликерия, Муза, Глафира, Елизавета, Александра, Юлия, Клавдия.

Июнь: Ульяна, Елена, Ефросиния, Мария, Антонина, Валерия, Акулина, Калерия.

Июль: Агриппина, Ангелина, Римма, Анна, Елена, Евдокия, Валентина, Маргарита, Ольга, Алевтина, Евфросиния, Марфа.

Август: Христина, Прасковья, Мария, Олимпиада, Нонна, Ульяна, Серафима, Анфиса.

Сентябрь: Наталия, Елизавета, Василиса, Пульхерия, Раиса, Любовь, Руфина, София, Людмила, Надежда, Вера, Анна.

Октябрь: Ариадна, Поликсения, Ирина, Устиния, Пелагея, Таисия, Прасковья, Зинаида, Ираида, София, Виринея.

Ноябрь: Неонилла, Елизавета, Гликерия, Анна, Анастасия, Ульяна, Мария, Евфросиния, Степанида, Матрена, Клавдия.

Декабрь: Зоя, Августа, Анфиса, Ангелина, Цецилия, Екатерина, Ульяна, Варвара.

Как назвать девочку по дате рождения в 2017-2018 году

Рассуждая над тем, как назвать девочку, многие также учитывают принципы нумерологии. Если рождение малышки запланировано на 2017-2018 г., стоит рассмотреть старинные церковные варианты, которые в наше время звучат необычно и оригинально. В этом году не менее популярными будут Анастасия, Елизавета, Ева, Алина. Воспользуйтесь специальными тестами для определения подходящего имени, многие из которых есть на различных тематических форумах.

Среди имен, подходящих для девочек, рождение которых запланировано на зиму, стоит выделить Домну, Меланию, Аглаю, Феодору, Василису, Леонидию, Апполинарию, Клавдию, Веронику, Агафью, Евдокию, Светлану, Марфу, Валентину, Ксению, Римму, Агнию.

Маленькую принцессу, рожденную весной, рекомендуется назвать Налина, Маргарита, Марианна, Антонина, Ульяна, Кира, Ника, Василиса, Ирина, Тамара, Ева, Сусанна, Матрена, Акулина, Лариса, Пелагея, Калерия, Мария, Евдокия, Кристина, Глафира, Елизавета или Фаина.

Девочку, рожденную летом, стоит назвать Ульяна, Кристина, Фекла, Мария, Нелли, Антонина, Софья, Алена, Сарра, Юлия, Маргарита, Юлианна, Елена, Евдокия, Валентина, Римма, Алевтина, Ефимия, Нонна, Анита, Прасковья, Жанна, Ольга, Магдалина, Олимпиада или Светлана.

Если вы в ожидании малыша и уже знаете его пол, наверняка вы не раз думали, .

Выбор имени новорожденному в основном зависит от личных предпочтений родителей. Но часто будущие мама и папа изучают этот вопрос более углубленно. Они читают, по знаку Зодиака, нумерологии, дате или месяцу рождения. Немаловажную роль в этом вопросе играет и сочетание имени с фамилией и отчеством.

Мы рассмотрим один из этих популярных методов - выбор имени по дате рождения и месяцу.

КАК ВЫБРАТЬ ИМЯ РЕБЕНКУ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ

Выбор имени по святцам имеет свои плюсы.

  • Даже если родители не особо верующие люди, церковный календарь станет им хорошим помощником. В нем упоминается около 1000 имен святых. Среди них есть латинские, древнееврейские имена, имена славянского и греческого происхождения.
  • Современные родители стремятся дать ребенку. В церковном календаре есть много старинных имен, которые сейчас редко используются. А многие из анахронизмов имеют современные аналоги. Так что вы в любом случае не прогадаете.
  • Выбрать имя для ребенка из церковного календаря можно, основываясь не только на дне его рождения. Имена для малышей принято также брать с восьмого и сорокового календарного дня после их рождения.

КАК ВЫБРАТЬ ИМЯ ДЛЯ РЕБЕНКА ПО МЕСЯЦУ РОЖДЕНИЯ

Такая характеристика очень обобщена. Но так как родители не знают точную дату появления на свет, она может помочь в выборе имени. Но в таком случае лучше .

Декабрь. Дети, родившиеся в декабре, очень и вспыльчивы. Они любят разнообразие и смену обстановки. Для «декабрьских» малышей подойдут имена Сергей, Артем, Степан Полина, Наталья. Екатерина.

Январь . Такие дети терпеливые и стойкие, но и очень скрытные. Любят независимость. Назвать мальчика, родившегося в январе, можно такими именами как Василий, Петр, Илья. А девочку - Анастасия, Любовь, Людмила.

Февраль. «Февральские» дети очень эмоциональны, но умеют себя контролировать. Они непредсказуемы и решительны. Часто нервничают и бывают злопамятны. Во взрослой жизни добиваются успехов в карьере. Для мальчиков подойдут имена Максим, Виталий, Валентин, для девочек - Вероника, Ася, Светлана.

Март. Малыши, родившиеся в марте, очень чувствительны и впечатлительны. С возрастом становятся раздражительны и амбициозны. Но при этом нерешительны и ранимы. Мальчика можно назвать Даниилом, Федором, Петром, девочку - Маргаритой, Антониной, Русланой.

Апрель . Такие дети настойчивы, смелы и практичны. Во взрослой жизни «апрельские» люди заботятся о материальном благополучии, любят постоянство. Сыну можно дать имя Андрей, Кирилл или Гавриил, а дочке - Дарья, Лидия, Галина.

Май. «Майские» карапузы вырастают принципиальными и бескомпромиссными. Часто бывают требовательны и злопамятны. Таким детям подойдут имена Макар, Анатолий, Иван, Юлия, Ирина, Тамара.

Июнь. Первый месяц лета дарит детям впечатлительность и ранимость. Они добры, но малодушны. Талантливы и предприимчивы. Такие малыши всегда . Подкрепить характер «июньских» деток можно такими именами как Константин, Валерий, Роман, Елена, Мария, Софья.

Июль . Такие дети обладают необычайной гармонией, но при этом часто нетерпеливы. Часто бывают эгоистичны и раздражительны. - Глеб, Денис, Никита. Девочкам подойдут имена Ангелина, Ольга и Елизавета.

.
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.

Как определить день именин

В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См.

При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших так же поминает их имена, данные в крещении.

Именины и День Ангела

Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом . У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный . Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. ).
Человек, носящий имя исповедника или мученика , вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей , могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

Имена в честь Ангелов

Также человека могут назвать в честь (Михаила, Гавриила и др.). Люди названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по ст.стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Если имени нет в святцах

Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В пишут только имена, данные в крещении.

Как встретить именины

Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, и Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Наталья Сухинина

Что дарить на именины

В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком будет то, что способствует его духовному росту: икона, сосуд для , красивые свечи для молитвы, книги, аудио и видеодиски духовного содержания.

Молитва своему святому

О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Также необходимо знать и своему святому.

Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.
Некоторые .

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель

История и символика празднования именин

Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имяхороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве ( в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
При необходимости ребенку можно дать в крещении имя, отличное от того, которое записано в свидетельстве о рождении, выбрав его, например, по созвучию (Станислав – Стахий, Каролина – Калерия, Элина – Елена). В этом нет ничего ущербного: у сербов, к примеру, практически все имеют одно имя в быту и другое – в крещении. Заметим, что в Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!