Сказкотерапия: как лечить сказкой психологические проблемы у детей. Сказкотерапия как метод психологической коррекции для детей и взрослых

Анастасия Аллахвердян
Конспект занятия по сказкотерапии для детей 5–6 лет «Сказка о мальчике, который ушел далеко»

Здравствуйте, дети! Сегодня мы отправимся в путешествие в сказочную страну , в которой узнаем о приключениях мальчика Вани .

Для начала давайте поиграем в "солнечного зайчика" и поздороваемся друг с другом, передавая искорку. Отлично, искорка вернулась к нам. А теперь давайте присядем и послушаем сказку .

В одной сказочной , а может быть, в самой обычно стране, жил-был мальчик , и звали его Ваня.

Ему было 5 лет, и он жил в красивом доме вместе со своими мамой и папой. Вместе с мамой они часто проводили время вместе, ходили в парк, читали книги. Мальчик Ваня очень любил проводить время с папой : гулять и смотреть фильмы.

Каждое утро вся семья просыпалась, одевалась и шла на работу, а Ваню отводили в детский сад. В детском саду у него было много друзей, и группа была большая. Среди нее были и мальчики , и девочки. Девочки очень любили прыгать со скакалкой и играть в куклы. А мальчики играли в машинки , танки, догонялки.

Но однажды в детском саду появился новый мальчик . Он был очень непослушным, и звали его Петя. Петя всегда баловался, иногда даже потрошил шкафчики без разрешения. Воспитатель часто наказывал Петю за то, что он брал чужие вещи, но это не помогало. И еще Петя очень любил командовать. Он придумывал игры и хотел, чтобы другие дети играли вместе с ним.

Однажды вся группа отправилась на площадку. Петя играл с Ваней, Лешей, Сережей и Мишей. Сначала они бегали, догоняли друг друга, а потом Петя предложил новую игру. Он захотел поиграть в шпионов и проследить, кто ходит мимо калитки детского сада. Все отправились за ним и подкрались к выходу из детского сада. За калиткой росли березы и липы, цвели цветы, стоял яркий солнечный день. Изредка проходили тети и дяди, но никто не заходил в детский сад. Ребятам было очень весело, придумывать, кто из них кто и сочинять истории. Им было интересно прятаться, их никто не замечал. И тут Петя скомандовал :

Теперь мы идем туда! – и показал на улицу, к тропинке, которая вела к магазину . – Там будем следить за прохожими и искать шпионов, которые ходят в вон тот синий магазин.

Дети переглянулись : они знали, что это опасно, и воспитательница может поругать. Кроме того, Ваня помнил, как мама рассказывала , что дети на улицу не ходят без взрослых, потому что там есть нехорошие люди, которые крадут детей .

Сначала дети хотели отказаться. Когда Сережа сказал , что он не пойдет, Петя топнул ногой и крикнул :

Тогда я не буду с тобой дружить! И вами – тоже!

Ваня очень переживал. С одной стороны, играть в шпионов было очень интересно, он как раз недавно с папой смотрел про них фильм. С другой стороны, воспитательница могла начать их искать и потом могла поругать, за то, что они вышли из сада. Ванне очень хотелось, чтобы все мальчики с ним дружили , даже Петя. А Петя сказал , что не будет дружить с теми, кто не пойдет. А еще Ваня очень волновался, потому что мама и папа говорили, что без взрослых ходить на улицу опасно. Он думал-думал, так и не успел ничего придумать, как Петя отворил калитку, и дети вышли со двора. Ваня тоже пошел.

Но тут приехала полицейская машина. Из нее вышел офицер и обратился к ребятам.

Так, так. Кто это тут ходит без взрослых? Нам как раз нужны такие дети. Мы ищем беспризорников и тех, кто потерялся, забираем в полицейский участок, чтобы выдать родителям, когда они начнут искать вас. Запрыгивайте в фургон!

Ванне стало очень страшно. А вдруг мама и папа будут его искать? А вдруг воспитательница их не найдет, когда позовет на ужин?

Мы больше не будем! – хором ответили Сережа, Миша, Леша, Ваня. А Петя решил удрать. Он пустился со всех ног в сторону магазина. Полицейский поймал его и чуть не забрал в участок, но тут вышла воспитательница и сказала : «Дети, я ищу вас! Идите ужинать!» Воспитательница накормила их ужином, но поставила в угол. Дети больше никогда не убегали. Даже если они играли в шпионов, то только внутри детского сада.

Ребята, как вы думаете, чему учит эта сказка ? Правильно, она учит нас не уходить далеко без взрослых .

Давайте возьмем карандаши и нарисуем тот момент из сказки , который понравился вам больше всего.

На этом наше занятие заканчивается , до свидания!

Статья для родителей детского сада "Значение сказкотерапии для детей дошкольного возраста".

Статья для родителей детского сада"Значение сказкотерапии терапии для детей дошкольного возраста".
Данная статья будет полезна родителям детей дошкольного возраста, воспитателям детского сада, педагогам - психологам.
Пояснительная записка:
Сказочная терапия для детей – это способ, в результате которого вы без всяких истерик, порой ругани и каждодневных нотаций поможете своему ребенку избавиться от вредных привычек или наоборот привить хорошие качества, сформировать у ребенка умение и желание быть добрым, отзывчивым, вежливым, порядочным, у ребенка сформируется желание прийти на помощь в трудную минуту.
Цели и задачи сказкотерапии:
- активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания;
- создание условий для развития творческого воображения, оригинальности мышления;
- стимулирование творческого самовыражения;
- формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я»;
- снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.
выражения эмоций.
- развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными - читайте им сказки.
Если вы хотите, чтобы они были еще умнее - читайте им больше сказок»
Альберт Эйнштейн.


В народе говорят: « Сказка-ложь, а в ней намек, добрым молодцам-урок!»
Эта прописная истина каждому человеку с детства.
Наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка.
Сказочная терапия для детей – это способ, в результате которого вы без всяких истерик, порой ругани и каждодневных нотаций поможете своему ребенку избавиться от вредных привычек или наоборот привить хорошие качества, сформировать у ребенка умение и желание быть добрым, отзывчивым, вежливым, порядочным, у ребенка сформируется желание прийти на помощь в трудную минуту.
Сказка – это именно то общение с ребенком, которое больше всего понятно ребенку.


Сказка – это именно то общение с ребенком, которое больше всего понятно ребенку.
Сказка не только воспитывает, но и способствует налаживанию взаимно отношения между мамой и ребенком, что в будущем помогает избежать многих конфликтных ситуаций.
Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, воображение, это особая реальность, реальность мира чувств и эмоций.
Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, делает порой некоторые ситуации реальными.
Только в сказках дети сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание.
Форма изображения этих явлений – особая, сказочная, именно эта форма доступная пониманию ребенка, а нравственный смысл остается подлинным.
В чем польза занятий сказкотерапией для дошкольников?


Ребенок появляется на свет не злым, и не добрым. Каким он будет расти человеком, зависит от окружающих, рядом находящихся, от того, как его будут воспитывать, чему его будут учить, какие усилия для этого будут прикладывать. Никакие рекламы и боевики, не множество современных мультфильмов, в которых есть монстры, зомби и различные непонятные порой даже взрослому страшилища, существа головоногие, должны оказывать воздействие на чувства, а встречи с прекрасным, чувства, которые он пережил, повстречаясь с этим прекрасным.
А прекрасное, конечно же, это - сказка.
Встреча и знакомство со сказкой - это всегда праздник для детей. Сказка настраивает ребенка на доброжелательность, спокойствие, веру в добро и зло, и любовь к себе и ко всем окружающим, на добрые, теплые, дружеские взаимоотношения.
Сказки оказывают огромное влияние на формирование мышления, воображение, творчество ребенка, на его поведение, отношение к окружающей его действительности, на протяжении всего детского возраста, начиная с самого раннего детства с пеленок.
Сначала дети впитывают информацию о простейших ценностях и понятиях вместе с материнскими песнями, стишками, потешками, прибаутками, присказками.


Чуть позже, после двух лет, начинается настоящее воспитание сказкой.
Дети разного возраста по-разному воспринимают сказку.
Дошкольный возраст (от 3 до 7) – это период активного становления художественного восприятия ребенка.
В младшем дошкольном возрасте (от 3 до 4 лет) понимание сказки напрямую зависит от личного опыта ребенка, а какой у ребенка опыт, он у него ограничен. При восприятии в центре внимания ребенка находится главный герой. Детей интересует его внешность, действия, поступки, отношение к окружающим.
В среднем дошкольном возрасте (от 4 до 5 лет) - расширяется круг представлений ребенка, обогащается жизненный опыт, знания. В этом возрасте интенсивно развивается воображение и речь. Это способствует формированию умения правильно оценивать героев и события, их поступки и действия.
Сказка – это инструмент ненавязчивого обучения.
Не секрет, что ребенку в дошкольном возрасте легче запомнить и воспроизвести информацию в игровой форме. Нравоучения взрослых быстро утомляют детей, не принося абсолютно никакого результата.
А вот с помощью сказочных героев можно объяснить и донести им все те же прописные истины, но в игровой форме, сделать это в легкой, доступной для детского понимания форме.
На примере героев сказок лучше всего усваивается важная жизненная информация (например, сложно объяснить ребенку, почему он должен делиться игрушками с другими детьми, а вот сказать, что он жадина из какой-нибудь сказки, сразу сделает свой результат, так как быть плохим антигероем ребенку не захочется).
Сказки закаляют характер.
В сказках очень ярко и доступно для детского понимания даются разные противопоставления: храбрость и трусость, богатство и нищета, трудолюбие и лень, смекалка и глупость.
Дети на основе сказочных героев учатся отличать добро и зло, сопереживать положительным героям, оценивать поступки отрицательных героев, делать свои детские выводы, и умозаключения, мысленно проходить вместе с ними через разные трудности и испытания.
Читая сказку детям родители отвлекаются от своих мыслей, от суеты, от каких-то переживаний, постепенно вместе с ребенком попадая в мир сказки, сказочных героев.
После того когда вы прочитаете сказку ребенку, хорошо бы поговорить с ребенком, задать ему вопросы по сказке.
- Как ты думаешь, о чем эта сказка?
- На кого похожи герои сказки, какими качествами они обладают?
- А почему вот этот герой так поступил, а ты бы как поступил, если был бы на его месте?
- Что тебе понравилось в сказке, а что нет?
- А чтобы было, если бы герой поступил иначе, по-другому?
Рекомендация для родителей, как строится работа со сказкой.
1) Чтение или рассказ самой сказки, стихотворения, басни. Ее обсуждение. Обсуждая сказку ваш ребенок должен быть, уверен, что он может высказывать любое свое мнение, что он ни говорит, что не скажет, не должно подвергаться осуждению.
2) Попросите нарисовать рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
3) Проиграйте сказку с ребенком в ролях.
Ребенок обязательно выберет для себя "исцеляющую" роль.
И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.
Что же дадут такие методы, каков будет результат?
Во-первых, ребенок поймет, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне, чтобы не случилось.
Во-вторых, он усвоит следующий подход к жизни: "что вочтобы то не стало надо искать силы для разрешения конфликта в себе самом, что ты их обязательно найдешь и победишь трудности", и преодолеешь все трудности, и он обязательно поймет, что мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.
У ребенка сформируется мнение, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.
Воспитание сказкой – прочный фундамент успеха во взрослой жизни!

Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь
ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически, воспринимать
окружающее.
Джанни Родари.

Елена Мартинякова
Сказкотерапия в развитии детей раннего возраста

1. Введение

3. Способы и приемы сказкотерапии .

4. Сенсорика в программных сказках для детей раннего возраста .

5. Заключение.

Введение

Сенсорное развитие ребенка- это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.

Период раннего возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия . Не случайно в истории психологии и педагогики проблема генезиса восприятия и сенсорных способностей привлекала внимание многих ученых, исследователей.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей , т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Существует следующие виды сенсорных ощущений : зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые. Эти ощущения могут получить дети из сказок .

2.1Слово “ сказкотерапия “ появилась в русском языке сравнительно недавно. И как, как свойственно каждому еще не устоявшемуся термину, вызывает многообразные ассоциации.

Для одних “ сказкотерапия “ –это лечение сказками , для других – приемы коррекционной работы.

Для третьих- способ передачи основных знаний о жизни.

Прежде чем начать разговор о возможностях сказки как развивающего и психотерапевтического средства,давайте вспомним одну старую восточную притчу. Странствующий искатель увидел большой камень, на котором было написано- Переверни и читай. Он с огромным трудом перевернул тяжелый камень и прочел на другой стороне- Зачем ты ищешь нового знания,

если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь? Может эта притча как раз о сказках ?

Современная наука различает следующие типы сказок :

1. Сказки о животных .

2. Волшебные сказки .

3. Новеллистические сказки . (бытовые)

4. Легендарные сказки .

5. Сказки-пародии .

6. Детские сказки .

Детская сказка - одно из самых доступных средств, для развития эмоций ребенка , которое во все времена использовали педагоги и родители. Никакие, даже сверхнужные, знания не должны опережать нравственного развития ребенка !

Выбирая детскую сказку для малыша , обязательно учтите особенности его психического развития . Необходимо

знать, в каком возрасте данная сказка будет ребенку полезна. В два года у ребенка уже развита способность , удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей . Это возраст , когда детям очень нравятся сказки о животных . Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными , их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Этот прием хорошо известен нам по таким детским сказкам , как «Репка» , «Теремок» , «Колобок» . Подобная организация речи «сказителя » помогает маленькому ребенку запомнить сюжет и «освоиться» в нём. Психологи отмечают, что для лучшего понимания сказки детям необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть хорошие иллюстрации в книжках, или действие, разыгранное взрослыми по сказке с помощью кукол .

Между двумя и пятью годами начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Иначе говоря, мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок . Однако именно это достижение психического развития ребенка может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок . В этом аспекте надо быть предельно аккуратно и не пугать ребенка, а разобраться, разъяснить ситуацию.

2.2 Способы и приемы сказкотерапии .

Итак, некоторые приемы :

Чтение и последующее обсуждение сказок ;

- рассказывание сказки ;

Изменение конца сказки ;

Драматизация (постановка)

Рисование иллюстраций

Сочинение сказок .

2.3 Сказочные зачины .

Развитие слухового восприятия : жил-был на свете барабан. Он был веселый и активный и очень любил громкие звуки-грохотал всегда и везде, даже не задумывался о том, что многим это не нравится. Он громко барабанил за завтраком, сонный час, во время игр и разговоров своих родителей….

Развитие зрительного восприятия : зайчик прослыл трусливым даже среди других зайцев, никогда не отличавшийся смелостью. Он боялся не только волка и темноты….

Развитие цвета : в Волшебной стране жил красивый Цветок. Многие восхищались его внешней привлекательностью и чудным ароматом и хотели подружиться с ним…

Программные произведения. Сказки и потешки (вторичные сказки ) .

Сорока-сорока. Осязательные ощущения (круговые движения пальчиком по ладошкам) . Идет коза рогатая, Ладушки-ладушки также осязательные ощущения.

Петушок-петушок- обследование, изучение частей тела с показом различного петушка, а именно мягкая игрушка, резиновая, пластмассовая).

Курочка ряба (тук-тук звукоподражание, яичко-овал, обследование курочки) .

Колобок (круглый, кругленький, желтенький-как солнышко) .

Репка. Круглая, большая пребольшая, желтая, травка зеленая.

Кроме того, важно научить ребенка определять эмоции человека.

Эмоции радости.

Знакомство с потешками “ Два веселых гуся”, “ Гуси-гуси”.

Знакомство с эмоциями страх. “ Волк и семеро козлят”, “ Колобок”.

Знакомство с эмоциями обида. “ Репка”.

Знакомство с эмоциями грусть. “ Курочка Ряба”, потешка Рева-корова”.

Заключение

Увы, но в пределах одного семинара мы не можем рассказать вам обо всех секретах, которые скрывает в себе сказочное воздействие , как и не можем перечислить даже основные методы сказкотерапии . Но мы можем определить базовую модель сказки , которая поможет нашим малышам.

1. Создайте мир, в котором ребенку будет интересно и безопасно.

2. Не ограничивайте этот мир пределами вашей группы или комнаты. 3. Создайте постоянных героев вашей сказки , которые будут помогать или мешать нормальному ходу событий.

4. Создайте главного героя, с которым ваши малыши смоут ассоциировать себя, и которые в сказках смогут решать все те проблемы, с которыми пока не моут справиться ваши малыши. Или преодолевать страхи, с которыми наши дети пока не в состоянии победить.

И старайтесь, чтобы каждый раз рассказываемая вами история была новой и интересной, ведь если ребенок будет скучать, или не сможет сопереживать судьбам героев сказки , сказкотерапия будет для него бесполезной и малоэффективной.

Литература.

1. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева Практикум по сказкотерапии

2. И. В. Вачков Введение в сказкотерапию

3. Л. А. Метиева Сенсорное воспитание как одно из направлений коррекционной помощи детям раннего возраста .

4. Е. А. Янушко Сенсорное развитие детей раннего возраста

Публикации по теме:

На дворе месяц март и все мы с нетерпением ждём прихода весны. Так хочется погреться под лучами тёплого весеннего солнышка,увидеть таинственное.

Наша группа называется "Солнышко".На центральной стене у нас постоянно красуется эмблема нашей группы-ласковое солнышко. Вы уже видели,как.

Детский коллектив как средство социализации личности ребенка. Описание системы работы по созданию сплоченного коллектива ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА (Е. М. Еманова МДОБУ «Детский сад №5, г. Минусинск) Деятельный подход в ДОУ.

Индивидуальный план самообразования «Реализация системы мероприятий по оздоровлению детей» Индивидуальный план работы повышения профессионального уровня на 2015 – 2020 гг. Воспитателя: Губиной Людмилы Викторовны Тема: «Реализация.

Сказкотерапия для малышей раннего возраста. Игровой сеанс «Курочка Ряба в гости к нам пришла».

Автор: Ошева Ирина Ивановна
педагог - психолог
ТМБ ДОУ "Детский сад комбинированного вида "Сказка"

Краткое описание: Сказочный игровой сеанс "Курочка ряба в гости к нам пришла" - одно из игровых занятий по циклу "Сказкотерапия для малышей - "Волшебный сундучок". Данные занятия проводятся в группах раннего возраста в период адаптации. Будет полезно для педагогов групп раннего возраста, педагогов - психологов и родителей.

Сказкотерапия для малышей раннего возраста

Игровой сеанс «Курочка Ряба в гости к нам пришла».

Цели и задачи:
1. Продолжать прививать интерес к устному народному творчеству: песенкам, потешкам.
2. Формировать умение отвечать на вопросы, обогащать и активизировать словарь по теме (гребешок, клюв, красивая, пестрая).
3. Развивать умение различать и называть желтый и красный цвета. Развивать навыки звукоподражания, мелкую моторику пальцев. Развивать зрительное внимание и восприятие.
4. Развивать у детей умение согласовывать движения со словами, двигаться ритмично. Упражнять детей в приседании и построении в круг, в беге по разным направлениям.
5. Гармонизация эмоционального состояния
Оборудование: Волшебный сундучок; игрушки Курочка, яичко из-под киндер сюрприза, цыпленок, дед, баба.
Ход игрового сеанса
1. Сюрпризный момент - Показ сказки «Курочка Ряба»
Жили-были дед да баба.
Была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко, не простое - золотое.
Дед бил, бил - не разбил.
Баба била, била - не разбила.
Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:
- Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое - простое!
2. Упражнение на развитие мимической выразительности
Педагог (задает детям вопросы по картинкам, помогает с ответами). Почему они плачут? Покажите, как плачут дедушка и бабушка. А какие дедушка и бабушка на этой картинке? Дедушка и бабушка веселые. Курочка обещала снести им другое яичко - не золотое, а простое. Сделайте веселые лица, как у дедушки и бабушки.
3. Упражнение «Курочка – тараторочка»
- Кто это? Курочка. Курочка какая (большая, красивая, пестрая) Расскажите, что есть у курочки (гребешок, клюв, крылья) Какой клюв у курочки (большой). Какого цвета гребешок? (красного).
Курочка-тараторочка
По двору ходит,
Хохолок раздувает,
Малых деток созывает:
«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! »
– А кто ее детки? Цыплятки. Цыплятки какие (мягкие, маленькие, пушистые). Какого цвета цыплята? (желтого) А как мама-курочка цыплят зовет? (Ко-ко-ко) Как цыплята пищат? (пи-пи-пи)
Курочка ласково своих цыплят называет – цыпы.
Покажите какие цыплятки были (маленькие). Посмотрите, как курочка называет цыплят (показ руками).

Выполняем упражнение:
1) по скамеечке пройти,
2) на горку подняться,
3) скатиться с горки,
4) через обруч пройти.
4. Малоподвижная игра «Вышла курочка гулять»
А теперь, я хочу с вами поиграть. Я буду мама-курочка, а вы мои детки – цыплятки
Вышла курочка гулять, (дети бегают по группе)
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки
Съели толстого жука, (развести руки в стороны)
Дождевого червяка,
Выпили водицы (наклоны туловища вперед)
Полное корытце.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко (грозим пальцем)
Не ходите далеко,
Лапками гребите, (имитируют движения)
Зернышки ищите.
5. Ритуал прощания.
Какие хорошие у нас цыплята, бегите скорее ко мне.
Молодцы, цыплятки!
Все вы постарались, детки!
Ну а мне опять пора, до свиданья детвора!

Сказкотерапия для детей – это психотерапевтическое воздействие, применяемое с целью коррекции детских поведенческих реакций и избавляющее от , а также фобий. Сказкотерапия используется как инструмент исследования первопричин поведенческих реакций и ресурсная практика в психотерапии. Этот метод психологической работы используется с раннего возраста малышей. Возможности сказкотерапии огромны. Сказкотерапия способна выступить инструментом в выяснении глубинных деформаций детской души и помочь установить причины внешних состояний, волнующих ребенка.

Сказки для детей – сказкотерапия

Сказка выступает инструментом передачи опыта, навыков, умений, понимания зла и добра, глубинного смысла жизни. Большинство сказочных историй пронизано насквозь аллегориями, а также жизненными линиями поведения. В настоящее время появляются новые исследования практикующих психотерапевтов и психологов, подробно изучающих и описывающих воздействие фольклорных сказок на подсознание и сознание.

К сказкотерапевтическим методам относят: рассказывание сказки, сказкотерапевтическую диагностику, изготовление кукол, сочинение сказки, постановку сказки, песочную терапию, рисование сказки.

Метод рассказывания, а также сочинения сказки терапевтично уже само по себе. Сказочную историю лучше рассказывать, поскольку терапевт может фиксировать, что происходит с ребенком в процессе повествования.

Ребенок с терапевтом могут вместе сочинять сказочную историю, одновременно драматизируя ее как всю, так и отдельные элементы. Малыш сказку может сочинять самостоятельно. Самостоятельное придумывание сказки, а также ее рассказывание малышом позволяет определить эмоциональные спонтанные проявления, которые зачастую не заметны в поведении, однако действуют в нем.

Бывает, что малыш прерывает рассказ и неожиданно предлагает свое окончание, отвечая при этом понизив голос, торопливо, с признаком появления на лице волнения (бледность, покраснение, небольшие тики, потливость). Нередко ребенок отказывается отвечать на вопросы, желая опережать события и начиная сказку сначала. Все это говорит о невротическом состоянии.

Метод рисования сказочной истории применяется после того, как она будет рассказана. Этот метод воплощает все то, что ребенка волнует и что он чувствует. Данный метод включает также работу с цветным картоном и пластилином. Таким образом, малыш освобождается от тревоги, а также другого чувства, которое его волнует. Качество изображения рисунков, поделок не имеет значения. Если у ребенка сильные чувства, то в рисунках детей будут появляться всяческие чудища, огонь или темные краски. На эту же тему новый рисунок будет уже спокойнее, и краски ребенок применит более светлые. Свои ощущения, эмоции лучше передавать малышу карандашами, гуашью, акварелью.

Один из следующих методов сказкотерапии — это изготовление кукол. Любое изготовление куклы представляет своего рода медитацию, поскольку в процессе шитья идет изменение личности. Изготовление кукол, а также манипулирование ними приведет к осознанию проблемы, поиску решения и снятию нервного напряжения.

Сказкотерапия для детей 3 лет

Особенности сказкотерапии с детьми 3-х лет заключаются в том, что психолог делает акцент ребенка на приобретении необходимых знаний, которые связанны с его проблемой. При этом важно еще и общаться с ребенком, а также выполнять следующие условия: передавать настоящие эмоции и чувства, располагать перед собой ребенка так, чтобы он видел лицо взрослого и наблюдал за жестами, выражением его глаз, мимикой, мог обмениваться взглядами. Нельзя затягивать с паузами. Для групповой или индивидуальной работы психолог может предложить любую сказочную историю, которую следует прочитать вслух.

Сказочная проблема, которая предлагается ребенку, должна соответствовать определенным требованиям: она не должна быть с готовым правильным ответом, ситуация должна быть актуальна для ребенка, вопросы должны быть сформулированы и построены так, чтобы малыш самостоятельно прослеживал причинно-следственные связи. Самое главное, чтобы сказки подходили малышу по возрасту.

Ребенок 3-х лет удерживает в памяти простые действия героев, проявляя интерес. Важно, чтобы сказки были сюжетные и простые, например, «Колобок», «Теремок», «Репка». Необходимо учитывать, что у малышей способность отделять реальность от сказочной действительности возникает только к четвертому году жизни.

Примеры сказкотерапии для детей

Сказкотерапия в буквальном смысле означает лечение сказкой. Сказку применяют в своей практике психологи, врачи, педагоги и каждый находит тот ресурс, который позволит ему осуществлять его профессиональные задачи.

Сказкотерапия может выступать методом коррекции страхов и фобий. Например, сказочная проблемная история может начинаться так: «жил был ребенок, который был очень похож на тебя…». Таким образом, возможно, моделировать ребенку истории, повторяющие жизненные ситуации, которые угнетают и пугают его. Эффективны такие приемы при первых визитах в детский сад, боязни темноты, стрессах, проявлениях страхов.

Сказкотерапия в возрасте 5-ти лет эффективна, если ребенка подключают к продолжению сказки, а также завершению предложенной сюжетной линии. Например: «продолжи сказку…». Подсознательные установки и эмоции проявляются в том, как работает детская фантазия.

Сказкотерапия в тренинговой практике использует одну из методик, заключающейся в совместном придумывании, когда формирование сюжета идет по кусочку, каждым участником по очереди. Феномен этой методики заключается в сочинении сказочной истории незнакомыми детьми. На таких тренингах сочиняются истории по очереди для каждого ребенка. Из своей сказочной истории каждый ребенок берет индивидуальное решение проблемы.

Для ребенка вовремя рассказанная сказка значит столько же, сколько и для взрослого психологическая консультация. Отличие будет в том, что от детей не требуют анализировать и делать выводы о происходящем и вся работа происходит на подсознательном, внутреннем уровне.

Примером сказочной истории трансформации, а также преобразовании может выступить сказка Г.Х. Андерсана «Гадкий утенок». Работа с этой темой подходит детям с

Для освобождения от напряжения, а также приобретения новых способов реагирования подойдут страшные сказочные истории с нечистой силой. Многократно моделируя, а также проживая тревожную ситуацию, малыши снимают напряжение. Для повышения стрессоустойчивости необходимо рассказывать страшилки в группе детей 6-ти лет. Соблюдая при этом два правила: историю рассказывать устрашающим голосом, протягивая гласные звуки и растягивая интонацию, а конец страшилки обязательно должен быть смешным и неожиданным.

Примерами сказкотерапии для приобретения жизненной мудрости выступают волшебные сказочные истории. Для детей 6-ти лет они являются наиболее увлекательными. Сказкотерапия и ее работа начинается непосредственно с обсуждения и анализа. После прорабатывания сказочных смыслов, которые связаны с жизненными реальными ситуациями, можно в практике использовать также и другие формы работы, например, рисование, изготовление кукол, драматизацию, песочную терапию.

Для осознания своих внутренних переживаний, при потере надежды эффективно использовать сказочную историю Л. Пантелеева «Две лягушки». Сказочная история нацеливает, что за свое здоровье, жизнь необходимо бороться до последнего, поскольку у каждого есть внутренние ресурсы, помогающие справиться с трудностями, стоящими на пути. Использование дидактических сказок эффективно во время выполнения учебных заданий, например, малыши в виде дидактических сказочных заданий учатся переписывать заданные на дом математические примеры. В этих сказках решение примера выступает прохождением испытания, а выполненное задание приводит героя к успеху.

Для того чтобы сказочная история приобрела силу, а также оказала помощь, следует придерживаться определенных правил:

— она должна быть идентичной проблеме малыша, однако не иметь прямого сходства с его историей;

— она должна иметь замещающий опыт для того, чтобы малыш сделал новый выбор в решении своей проблемы с помощью психолога;

— разворачивание сказочного сюжета должно идти в последовательности: «жили-были» — это начало, далее встреча с ее героями.

Психологам рекомендуют детям 3-х лет делать главных героев из игрушек, животных, маленьких человечков, а начиная с 5-ти лет вводить принцесс, фей, солдат, волшебников, принцев. С 5-ти — 6-ти лет дети предпочитают волшебные истории. В зависимости от решаемых проблем в сказкотерапии используют, как народные русские сказки, так и зарубежные. Например, часто используемые русские народные сказки – это «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Снегурочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Аленький цветочек»; зарубежные сказки — «Золушка», «Госпожа Метелица», «Спящая красавица».

Французский психиатр, доктор медицины и психологии Жан Годэн считает, что сказки Ш. Перро эффективны в использовании конкретных проблемных ситуаций, например, сказка «Спящая красавица» поможет малышам, переживающих кризис, а «Ослиная шкура» эффективно используется при проблеме инцеста, «Мальчик с пальчик» эффективно применить с брошенными малышами.

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста

Сказкочные истории способны оказывать различное воздействие на личность малыша. Они обладают воспитательным и терапевтическим значением. Смысл каждой сказки малыш воспринимает индивидуально, это зависит от личного образа мыслей. Если сказки, притчи, легенды подобранные верно, то они позволят создать определенную дистанцию, для того, чтобы по-другому посмотреть на личные конфликты и найти разрешение спорных ситуаций, фобий и прочее.

Сказкотерапия для детей и занятия, по мнению многих исследователей – это не только направление психотерапии, но и синтез достижений в педагогики, в психологии, в психотерапии и в философии разных культур. Исследователи рекомендуют структурировать сказки по взятым отдельно детским проблемам.

1. Сказки для детей, испытывающих страх темноты, страх перед врачом.

2. Сказки для гиперактивных детей.

4. Сказки для детей с расстройством в поведении и физическими проявлениями: проблемы с мочевым пузырем, проблемы с едой.

5. Сказки для детей, испытывающих проблемы в семейных отношениях, например, в случае развода родителей, а также появлении нового члена семьи.

6. Сказки для детей при потере любимых животных и значимых людей.

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста использует следующие жанры: легенды, басни, притчи, былины, мифы, сказки. Каждому малышу подбирается жанр по его интересам. Средством психологического воздействия выступает метафора, являясь основой любой истории. Точно подобранная метафора определяет эффективность сказкотерапевтических приемов. Жизненная проблема в сказочных историях не завуалирована, а конкретно сформулирована.

После знакомства с малышом и выявления актуальных проблем психолог подбирает в качестве обсуждения сказки, которые бы отражали проблемы. Психологи успешно применяют в своей работе сюжеты народных сказок. Среди них выделяют следующие виды: взаимоотношения животных и людей, сказки о животных. Дети пяти лет зачастую идентифицируют себя с животными и стараются в своих действиях быть похожими на них, поэтому именно сказочные истории о животных успешнее всего малышам передадут жизненный опыт.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!