Что сказать человеку потерявшему близкого соболезную. Слова скорби и соболезнования по поводу смерти. стадии переживания горя

Мы можем сомневаться в чем угодно: будет завтра пасмурно или ясно, будем мы здоровы или заболеем, будем богаты или убоги, но в одном нет никакого сомнения – мы все рано или поздно предстанем пред Богом. Умирание есть «путь всея земли». Но, зная это, при потере близких людей мы все равно испытываем скорбь. И это по человеческому естеству понятно и объяснимо. Ведь даже когда мы просто расстаемся с любимыми на время, мы грустим, печалимся, проливаем слезы, и уж тем более, когда предстоит последнее расставание в земной жизни. Сам Господь Иисус Христос, когда пришел в дом Своего умершего друга Лазаря, воскорбел духом и прослезился, так Он любил его. Но люди верующие имеют великое утешение, которое помогает им пережить кончину близких, – молитву за своих усопших. И эта молитва, как нить, соединяет нас и мир людей, уже ушедших.

Каждый, кто теряет близкого человека, задается вопросом: «Что я могу еще сделать для своего любимого?» И действительно, когда наши близкие заболевают, мы спешим на помощь, идем в больницу, покупаем продукты, лекарства; если они находятся в какой-нибудь другой беде, тоже помогаем, чем можем. И в этом сочувствии выражается наша любовь, соболезнование им.

Но человек усопший не менее, а может быть, даже более нуждается в нашей заботе.

Человек не исчезает как личность со смертью мозга и остановкой сердца. Кроме тела (временной оболочки) он имеет вечную, бессмертную душу. «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22: 32). И именно душа составляет сущность человека. И мы любим (если действительно любим) близкого не за красоту тела и физическую силу, а за качества души. Ум, доброта, характер, любовь – все это качества души нашего близкого, то, что составляет его образ. Тело есть одежда человека, оно стареет, болеет, изменяется, с ним происходят необратимые процессы. Иногда, глядя на останки, лежащие в гробу, мы не можем даже узнать в них знакомый облик, так изменяется покойник. А душа не имеет возраста, она бессмертна. Недаром говорят: «Он молод душой», – а человеку уже давно за 60.

Раз наш ближний бессмертен, он и там, за чертой земной жизни, нуждается в нашей помощи и поддержке. Итак, чего он от нас ждет, и чем мы можем помочь ему?

Ничто земное, конечно, уже не интересует усопших. Дорогие надгробия, пышные поминки и прочее не нужны им. Нужно им только одно – наша горячая молитва о упокоении их души и о прощении их вольных и невольных грехов. Сам умерший за себя помолиться уже не может. Святитель Феофан Затворник говорит, что усопшие нуждаются в молитвах, «как бедный в куске хлеба и чаше воды».

Молиться, каяться в грехах, приступать к таинствам Церкви мы должны в нашей земной жизни, и она дается нам как подготовка к вечной, а когда человек умирает, итог его жизни уже подведен, он не может никак изменить ее к лучшему. Усопший может только рассчитывать на молитвы Церкви и тех, кто знал и любил его при жизни. И по молитвам родственников, друзей Господь может переменить участь усопшего. Свидетельством этому – бесчисленные случаи из Предания церковного и житий святых. В древнем житии святителя Григория Двоеслова описан удивительный случай. Святитель возымел дерзновение молиться о упокоении жестокого гонителя христианства – императора Траяна. Но Траян ведь не только воздвиг гонения на христиан (ибо не ведал, что творил), он был справедливым и милосердным правителем, имел большую заботу о бедных своих подданных. Святитель Григорий узнал, что император защитил вдову в бедственном положении, и принял на себя подвиг молиться за него. От Бога ему было открыто, что молитва его принята. Пример этот (и многие другие) является большим утешением и окрыляет нас в наших молитвах за усопших. Даже если усопший был далек от Церкви, он может получить облегчение своей участи по усердной, слезной молитве близких.

Еще один очень важный момент: если человек, который ушел от нас, не жил церковной жизнью, или мы знаем, что жизнь его была далека от заповедей Божиих, любящие родные должны особенно внимательно отнестись к своей собственной душе. Мы все взаимосвязаны с родными, близкими, как части единого организма: «Страдает ли один член, страдают с ним все члены» (1 Кор. 12: 26). Если какой-то орган бездействует, у человека обостряются другие чувства, другие органы берут на себя дополнительную нагрузку, его функции. И если наш близкий не успел что-то сделать в духовной жизни, мы должны восполнить это за него. Этим мы будем спасать и свою душу и принесем великую пользу его душе. Есть такая военная песня о погибшем летчике, товарищ которого говорит, что он живет на земле «за себя и за того парня». И наша жизнь за других, в память кого-то может выразиться в нашей усердной молитве, в стяжании христианских добродетелей, в щедрой милостыни о поминовении усопшего.

Очень часто бывает и такое, что люди, которые очень редко ходили в храм, жили жизнью беспечной, мирской, потеряв близкого человека, приходят в Церковь и становятся настоящими православными христианами. Жизнь их полностью меняется, через скорбь они приходят к Богу. И, конечно, всю жизнь потом молятся за своих усопших родственников. Пути Господни неисповедимы.

Люди верующие и люди далекие от Церкви совершенно по-разному воспринимают потерю близких. Иногда случается присутствовать на поминках нецерковных людей и наблюдать, какое это тягостное зрелище. Однажды я участвовал в отпевании известного врача-нейрохирурга и очень хорошего человека. Господь забрал его еще нестарым, после внезапной скоротечной болезни, на пике его врачебной деятельности. И вот, когда начались траурные речи его коллег, можно было наблюдать, в какую растерянность и онемение повергает таинство смерти людей нецерковных. Почти все считали своим долгом начать слово примерно так: «Какая ужасная несправедливость… Как рано и внезапно покинул нас покойный… Как много он мог еще сделать» и т. д. Понятное дело, что такие речи не могут принести утешения родным и близким усопшего, скорее наоборот, еще более усугубят их скорбь. Даже если ты ни во что не веришь, ведь можно просто сказать добрые теплые слова в адрес друга и сослуживца. Отчего это происходит? Почему люди находятся в таком смятении перед лицом смерти и избегают даже упоминания, даже мысли о ней в повседневной жизни? От страха и неизвестности. Смерть страшит их, они не знают, что их ждет. Есть ли жизнь там? Или мы живем только здесь, в материальном мире? Как готовиться к смерти и относиться к ней, для неверующих – тайна за семью печатями. Даже обычное для официальных речей пожелание: «Пусть земля ему будет пухом», – таит в себе подспудный вопрос: неужели это все: тело в землю – и далее ничего?

Со смертью близких люди, далекие от веры, часто впадают в отчаяние, уныние, черную тоску. Все, жизнь кончилась, если моего любимого человека более нет, он перестал существовать, жизнь больше не имеет смысла. Нельзя сказать, что верующие не скорбят о кончине близких, но они относятся к смерти совсем по-другому. Христианская грусть светла, мы знаем, что человек живет вечно, что смерть – это только разлука, что его жизнь продолжается, но в ином качестве. Знаем, что мы связаны с усопшим узами молитвы и любви. Мы не можем сказать: «Был человек – и нет человека». Если мы любили ближнего при жизни, то и по смерти продолжаем любить его. «Любовь никогда не перестает», – говорит апостол Павел (1 Кор. 13: 8). Когда мне приходилось терять близких людей, у меня всегда оставалось ощущение разлуки, а не конца. Как будто они уехали куда-то очень далеко, но не навечно, не навсегда.

Чрезмерная скорбь еще потому недопустима, что она не только губит нашу собственную душу (уныние – один из восьми смертных грехов), но и не дает нам молиться за усопших. В душе человека унывающего образуется пустота, вакуум, он вообще не может ничего делать, тем более молиться. А ведь наш близкий так нуждается в нашей помощи! И унынием, депрессией, тоской мы не только не поможем ему, но и, быть может, принесем страдания. Ради близких мы должны взять себя в руки, сколько можно успокоиться и все наши силы вложить в молитву. Особенно до 40-го дня человек усопший нуждается в усердных молитвах.

Душа человеческая, покидая тело, испытывает беспокойство, страх: она привыкла обитать в своем доме долгие годы, она не знает, что ее ждет, куда определит ее Господь. После смерти человек дает ответ за всю свою жизнь, и здесь определяется его дальнейшая участь. И очень важно поддержать душу близкого человека поминовением на Божественной литургии, чтением Псалтири, келейным правилом.

Очень часто родственники покойного думают, что, если они не покажут окружающим свою скорбь, все подумают, что они не любили усопшего, и можно наблюдать иногда просто душераздирающее зрелище с истерикой, причитанием и воем над покойником. Особенно это практикуется в деревнях, где еще сохранились традиции особых плакальщиц. Люди сами доводят себя до полного исступления. Какая уж тут молитва?! Истинное горе, скорбь, как правило, проходят тихо и почти незаметно для других. Бывает, что люди, слишком убивающиеся и рыдающие по усопшему, на самом деле больше жалеют самих себя: какие они теперь бедные, несчастные и одинокие.

Все эти традиции достались нам в наследство от языческих обрядов и, конечно, несовместимы с Православием.

А нам, православным христианам, нужно растворять свою скорбь с христианской надеждой, что если мы будем сами спасаться и спасать своей молитвой наших близких, то, смеем верить, нам предстоит встреча с ними там, в иной жизни. А если они достигнут Царства Небесного, то обязательно будут молиться там за нас.

Жизнь не стоит на месте… Одни приходят в этот мир, а другие его покидают. Сталкиваясь с тем, что у близких и знакомых кто-то умер, люди считают нужным поддержать горюющего, выразить ему свои соболезнования и сочувствие. Соболезнование – это не какой-то особенный ритуал, а отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью другого, выражаемое словами – в устной или письменной форме – и поступками. Какие слова подобрать, как вести себя, чтобы не обидеть, не ранить, не причинить еще больше страданий?

Слово со-болезнование говорит само за себя. Это, выражаясь проще, не столько ритуал, сколько «со вместная болезнь ». Пусть это вас не удивляет. Ведь на самом деле горе – это болезнь. Это очень тяжелое, болезненное состояние человека, и хорошо известно, что «разделенное горе – это пол-горя». Соболезнование обычно идет вместе с сочувствием (Со-чувствие — совместное чувствование , общее чувство) Из этого понятно, что соболезнование – это разделение горя с человеком, попытка взять на себя часть его боли. А в более широком смысле соболезнование – это не только слова, присутствие рядом с горюющим, но и дела, которые направлены на утешение скорбящего.

Соболезнования бывают не только устными, обращенными непосредственно к горюющему, но также и письменными, когда человек, который не может по каким либо причинам высказать его непосредственно, выражает свое сочувствие в письменной форме.

Также принесение соболезнований является в различных случаях частью деловой этики. Такие соболезнования выражают организации, учреждения, фирмы. Соболезнования используют и в дипломатическом протоколе, когда его выражают на официальном уровне в межгосударственных отношениях.

Устное соболезнование горюющему

Наиболее частым способом выражения соболезнования является устная форма. Устное соболезнование выражается родственниками, знакомыми, друзьями, соседями, сослуживцами тем, кто был более близок покойному родственными, дружественными и прочими связями. Устное соболезнование выражают при личной встрече (чаще всего на похоронах, поминках).

Первое, и самое главное условие для выражения устного соболезнования – оно не должно быть формальным, пустым, за которым не стоит работа души и искреннее сочувствие. В противном случае соболезнование превращается в пустой и формальный ритуал, который не только не помогает горюющему, но и причиняет ему во многих случаях дополнительную боль. К сожалению, в наше время это не редкий случай. Надо сказать, что люди в горе тонко чувствуют ложь, которую в другое время даже не заметят. По этому очень важно выразить свое сочувствие насколько возможно искренне, а не пытаться говорить пустые и лживые слова, в которых нет тепла.

Как выразить устное соболезнование:

Для выражения соболезнования необходимо учесть следующее:

  • Не надо стесняться своих чувств. Не пытайтесь себя искусственно сдержать в проявлении добрых чувств к горюющему и в выражении теплых слов к умершему.
  • Помните, что часто соболезнование можно выражать не только словами. В случае если Вы не можете найти подходящих слов, соболезнование можно выразить тем, что подсказывает Вам сердце. В некоторых случаях вполне достаточно прикосновения к горюющему. Можно (если в данном случае это уместно и этично) пожать или погладить его руку, обнять, или даже просто поплакать рядом с горюющим. Это тоже будет выражение сочувствия и Вашей скорби. Так же могут поступать соболезнующие, которые не состоят в близких отношениях с семьей покойного или мало знали его при жизни. Для них достаточно на кладбище в знак соболезнования пожать родственникам руки.
  • Очень важно выражая соболезнование не только подобрать искренние, утешающие слова, но и подкрепить эти слова предложением посильной помощи. Это очень важная русская традиция. Сочувствующие люди во все времена понимали, что их слова без дел могут оказаться мертвыми, формальными. Какие это дела? Это и молитва за усопшего и горюющего (можно не только молиться самому, но и подавать записки в церкви), это и предложение помощи по хозяйству и организации похорон, это и посильная материальная помощь (это совершенно не значит, что вы «откупаетесь»), а также много разных других видов помощи. Дела не только подкрепят Ваши слова, но и облегчат жизнь горюющему, а также позволят Вам сделать доброе дело.

Поэтому, когда Вы говорите слова соболезнования, не стесняйтесь поинтересоваться, чем Вы можете помочь горюющему, что Вы можете для него сделать. Это придаст Вашему соболезнованию вес, искренность.

Как найти нужные слова для выражения соболезнования

Найти правильные, искренние, точные, слова соболезнования, которые отражали бы Ваше сочувствие тоже не всегда просто. Как же их подобрать? Для этого есть свои правила:

Люди во все времена, перед тем, как сказать слова соболезнования, молились. Это очень важно, ведь так трудно подобрать добрые слова, необходимые в этой ситуации. А молитва нас успокаивает, обращает наше внимание к Богу, Которого мы просим об упокоении усопшего, о даровании утешения его родственникам. В молитве в любом случае мы находим определенные искренние слова, часть из которых потом можем сказать и в соболезновании. Мы очень рекомендуем Вам помолиться перед тем, как идти выражать соболезнование. Помолиться можно в любом месте, это не займет много времени и сил, это не причинит вреда, но принесет огромное количество пользы.

Кроме того, часто мы имеем обиды, как на того человека, которому мы будем приносить соболезнования, так и на самого усопшего. Именно эти обиды и недосказанности часто мешают нам сказать слова утешения.

Чтобы это нам не мешало, необходимо в молитве простить тех, на кого Вы обижаетесь, и тогда нужные слова придут сами.

  • Перед тем, как сказать слова утешения человеку, лучше подумать о своем отношении к умершему.

Чтобы пришли нужные слова соболезнования, хорошо было бы вспомнить жизнь покойного, то хорошее, что умерший для Вас сделал, вспомнить чему он Вас научил, радости, которые он Вам принес во время своей жизни. Можно вспомнить историю и важнейшие моменты его жизни. После этого будет гораздо легче подобрать необходимые, искренние слова для соболезнования.

  • Перед тем как выразить сочувствие, очень важно подумать и о том, что чувствуют сейчас тот человек (или те люди), которым Вы собираетесь выразить соболезнование.

Подумайте об их переживаниях, о степени их утраты, об их внутреннем состоянии на данный момент, истории развития их отношений. Если Вы это сделаете, то нужные слова придут сами. Вам останется их только сказать.

Важно отметить, что даже если у человека, к которому обращено соболезнование, был конфликт с умершим, если у них были тяжелые взаимоотношения, предательства, то это никаким образом не должно влиять на Ваше отношение к горюющему. Вы не можете знать степень раскаяния (в настоящем и будущем) этого человека или людей.

Выражение соболезнования – это не только разделение скорби, но и обязательное примирение. Когда человек говорит слова сочувствия, вполне уместно искренне кратко попросить прощения за то, в чем Вы себя считаете виноватым перед умершим или лицом, которому приносите соболезнование.

Примеры устного соболезнования

Приведем несколько примеров устного соболезнования. Хотим подчеркнуть, что это именно ПРИМЕРЫ. Не стоит использовать исключительно готовые штампы, т.к. человеку, которому Вы приносите соболезнование, нужны не столько правильные слова, сколько сочувствие, искренность и честность.

  • Он очень много значил для меня и для Вас, скорблю с Вами.
  • Пусть нам будет утешением, что он подарил столько любви и тепла. Будем молиться за него.
  • Нет слов выразить Вам скорбь. Она очень много значила в Вашей и моей жизни. Никогда не забудем…
  • Очень тяжело терять такого дорогого человека. Разделяю Ваше горе. Чем я могу Вам помочь? Всегда можете на меня рассчитывать.
  • Очень жаль, примите мои соболезнования. Если я могу для Вас что-то сделать, то буду очень рада. Хотелось бы предложить свою помощь. Я с радостью помогла бы Вам…
  • К сожалению, в этом несовершенном мире такое приходится переживать. Он был светлым человеком, которого мы любили. Я не оставлю Вас в Вашем горе. В любую минуту можете на меня рассчитывать.
  • Эта трагедия затронула всех, кто ее знал. Вам, конечно, сейчас тяжелее всех. Хочу Вас заверить, что я никогда не оставлю вас. А ее никогда не забуду. Пожалуйста, давайте будем проходить этот путь вместе
  • К сожалению, я только теперь понял, какими недостойными были мои пререкания и ссоры с этим светлым и дорогим мне человеком. Простите меня! Скорблю вместе с Вами.
  • Это огромная утрата. И страшная трагедия. Я молюсь и буду всегда молиться и за Вас, и за него.
  • Трудно выразить словами, сколько он сделал мне добра. Все наши разногласия – пыль. А то, что он сделал для меня, я пронесу через всю свою жизнь. Я молюсь за него и скорблю вместе с Вами. С радостью помогу Вам в любое время.

Хотелось бы особо подчеркнуть, что при выражении соболезнования следует обойтись без напыщенности, пафосности, театральности.

Что нельзя говорить при выражении соболезнования

Поговорим о распространенных ошибках, которые совершают те, кто пытается как-то поддержать скорбящего, а на самом деле рискует причинить ему еще более сильные страдания.

Все что будет сказано ниже, относится только к выражению СОБОЛЕЗНОВАНИЯ для ЛЮДЕЙ ПЕРЕЖИВАЮЩИХ САМУЮ ОСТРУЮ, ШОКОВУЮ стадию горевания, которая обычно начинается с первого дня и может заканчиваться на 9 – 40 дни утраты (если горевание протекает в норме). ВСЕ СОВЕТЫ В ДАННОЙ СТАТЬЕ ДАНЫ С РАСЧЕТОМ ИМЕННО НА ТАКИХ ГОРЮЮЩИХ.

Как мы уже говорили, самое важное, чтобы соболезнование не было формальным. Надо стараться не говорить (не писать) неискренние, общие слова. Кроме этого очень важно, чтобы при выражении соболезнования не звучали пустые, банальные, бессмысленные и бестактные фразы. Важно отметить, что стремясь любым образом утешить человека, потерявшего близкого, допускаются грубые ошибки, которые не только не утешают, но и могут является источником непонимания, агрессии, обид, разочарования со стороны горюющего. Это происходит потому, что психологически горюющий человек в шоковой стадии горя переживает, воспринимает и чувствует все по-другому. Именно по этому лучше не допускать ошибок при выражении соболезнования.

Приведем примеры часто распространенных фраз, которые, по мнению специалистов, говорить при выражении соболезнования человеку, который находится в острой фазе горя, не рекомендуется:

Нельзя «утешить» будущим

«Пройдет время, еще родите » (если умер ребенок), «Ты красивая, потом еще выйдешь замуж » (если умер муж) и.т.п. – это совершенно бестактное заявление для горюющего. Он еще не оплакал, не пережил настоящую потерю. Обычно в это время его не интересуют перспективы, он переживает боль настоящей потери. И он пока он не может видеть того будущего, о котором ему говорят. По этому подобное «утешение» от человека, которому может казаться, что он таким образом дает горюющему надежду, на самом деле бестактно и ужасно глупо.

«Не плачь , все пройдет» — люди, которые произносят подобные слова «сочувствия», дают совершенно неправильные установки горюющему. В свою очередь такие установки лишают возможности горюющего отреагировать его эмоции, спрятать боль и слезы. Горюющий, благодаря этим установкам, может начать (или утвердится) думать, что плакать – это плохо. Это крайне тяжело может сказаться как на психоэмоциональном, соматическом состоянии скорбящего, так и на всем проживании кризиса. Обычно слова «не плачь, надо меньше плакать», говорят те люди, которые не понимают чувств скорбящего. Это чаще всего происходит потому, что самих «сочувствующих» травмирует плач горюющего, и они, пытаясь уйти от этой травмы, дают такие советы.

Естественно, что если человек постоянно плачет больше года, то это уже повод для обращения к специалисту, но если горюющий выражает свою скорбь несколько месяцев после утраты, то это абсолютно нормально.

«Не волнуйся, все будет хорошо » — еще одно довольно пустое заявление, которое соболезнующий представляет себе как оптимистичное и даже как дающее надежду скорбящему. Необходимо понять, что человек, который переживает горе, совсем по-другому воспринимает это заявление. Он не видит пока хорошего, он не стремится к нему. На данный момент ему не очень важно, что будет потом. Он еще не смирился с потерей, не оплакал ее, не начал выстраивать новую жизнь без дорогого человека. И по этому такой пустой оптимизм его будет скорее раздражать, чем помогать.

«Плохо конечно, но время лечит » — Еще одна банальная фраза, которую ни горюющий, ни сам человек, который ее произносит, понять не могут. Лечить душу может Бог, молитва, добрые дела, дела милосердия и милостыни, а время лечить не может! Со временем человек может адаптироваться, привыкать. В любом случае бессмысленно говорить это скорбящему, когда время для него остановилось, боль еще слишком остра, он пока переживает потерю, не выстраивает планов на будущее, он пока не верит, что со временем можно что-то изменить. Ему кажется, что так будет теперь всегда. Именно поэтому такая фраза вызывает негативные чувства к говорящему ее.

Приведем метафору: например, ребенок сильно ударился, переживает сильнейшую боль, плачет, а ему говорят «Плохо, что ты ударился, но пусть тебя утешает то, что до свадьбы это заживет». Как Вы думаете, это успокоит ребенка или вызовет другие, нехорошие чувства по отношению к Вам?

Нельзя при выражении соболезнования произносить пожелания скорбящему, которые ориентированы в будущее. Например, «желаю быстрее выйти на работу», «надеюсь, что ты скоро восстановишь здоровье», «желаю тебе придти быстрее в себя после такой трагедии» и.т.п. Во-первых, эти пожелания, которые ориентированы в будущее, не являются соболезнованиями. Поэтому их не стоит давать в таком качестве. А во-вторых, эти пожелания ориентированы в будущее, которое в состоянии острого горевания человек все равно пока не видит. Значит, эти фразы уйдут в лучшем случае в пустоту. Но возможно, что горюющий воспримет это как ваш призыв к нему закончить его горевание, что он просто физически не может сделать в этой фазе горя. Это может вызвать со стороны горюющего негативные реакции.

Нельзя находить позитивные элементы в трагедии и обесценивать утрату

Рационализирование позитивных аспектов смерти, внушение позитивных выводов из утраты, обесценивание потери путем нахождения определенной выгоды для умершего, или чего-то хорошего в утрате – чаще всего тоже не утешает горюющего. Горечь от потери от этого не становится меньше, человек воспринимает случившееся как катастрофу

«Так ему лучше. Он болел и отмучился» — Таких слов следует избегать. Это может вызвать неприятие и даже агрессию со стороны человека, который переживает горе. Если даже горюющий признает правоту этого утверждения, то боль от потери для него часто не становится легче. Он все равно переживает чувство утраты остро, болезненно. Кроме того, в некоторых случаях это может спровоцировать у горюющего обиду на ушедшего — «Тебе сейчас хорошо, ты не страдаешь, а мне плохо». Такие мысли в последующем проживании горевания могут быть источником чувства вины у горюющего.

Часто при выражении соболезнования звучат и такие утверждения: «Хорошо хоть мать не пострадала», «Тяжело, но ведь у вас еще есть дети». Их тоже не стоит говорить горюющему. Аргументы, которые приводятся в таких утверждениях, тоже не способны уменьшить боль человека от потери. Он, конечно, понимает, что все могло быть хуже, что он потерял не все, но это не может утешить. Мать не заменит умершего отца, а второй ребенок не сможет заменить первого.

Каждый человек знает, что невозможно утешить погорельца тем, что у него дом сгорел, но машина осталась. Или тем, что у него обнаружили диабет, но хоть не в самой ужасной форме.

«Держись, ведь другим еще хуже, чем тебе» (бывает еще хуже, не ты одна такая, сколько зла вокруг – многие страдают, вот у тебя муж, а у них дети погибли и.т.п.) — тоже довольно распространенный случай, при котором соболезнующий пытается сравнить горюющего с тем, «кому еще хуже». При этом он рассчитывает на то, что горюющий от этого сравнения поймет, что его потеря не самая страшная, что бывает еще тяжелее, и таким образом у него уменьшится боль от потери.

Это недопустимый прием. Сравнивать переживание горя с переживанием горевания других людей нельзя. Во-первых, для нормального человека если всем вокруг плохо, то это не улучшает, а наоборот ухудшает состояние человека. Во-вторых, горюющий человек не может сравнить себя с другими. Ему пока его горе – самое горькое. По этому такие сравнения скорее принесут вред, чем пользу.

Нельзя искать «крайнего»

При выражении соболезнования нельзя говорить и упоминать о том, что смерть можно было предотвратить каким либо образом. Например, «Эх, если бы мы его отправили к врачу», «почему мы не обратили внимания на симптомы», «если бы ты не уехал, то, возможно это бы не случилось», «если бы ты тогда послушала», «если бы мы его не отпустили» и.т.п.

Такие утверждения (обычно неправильные), вызывают в человеке, который и так сильно переживает, дополнительное чувство вины, которое потом будет очень плохо влиять на его психологическое состояние. Это очень распространенная ошибка, которая появляется от нашего обычного желания найти «виноватого», «крайнего» в смерти. В данном случае «виноватыми» мы делаем себя и того человека, которому приносятся соболезнования.

Еще одной попыткой найти «крайнего», а не выразить сочувствие, являются совершенно неуместные при выражении соболезнований утверждения: «Надеемся, что милиция найдет убийцу, он будет наказан», «этого водителя надо бы убить (отдать под суд)», «этих ужасных врачей надо судить». Эти утверждения (справедливо или несправедливо) возлагают вину на кого-то третьего, являются осуждением другого. Но назначение виноватого, солидарность в недобрых чувствах к нему, нисколько не может смягчить боль потери. Наказание виноватого в смерти не может вернуть жертву к жизни. Более того, подобные утверждения вводят скорбящего в состояние сильной агрессии на виновного в смерти дорогого человека. Но специалисты по горю знают, что агрессию на виновного горюющий человек может повернуть в любой момент сам на себя, чем сделать себе еще хуже. Так что не стоит произносить таких фраз, разжигая костер ненависти, осуждения, агрессии. Лучше говорить только о сочувствии к горюющему, или об отношении к усопшему.

«Бог дал – Бог взял» — еще одно часто используемое «утешение», которое на самом деле ничуть не утешает, а просто перекладывает «вину» за смерть человека на Бога. Надо понимать, что находящегося в острой стадии горя человека меньше всего волнует вопрос о том, кто забрал из его жизни человека. Страдания на этой острой фазе не станут легче оттого, что забрал Бог, а не другой. Но самое опасное в том, что, предложив таким образом переложить вину на Бога, можно вызвать у человека агрессию, не добрые чувства к Богу.

И это происходит в тот момент, когда спасением самого горюющего человека, так и души умершего, как раз является обращение к Богу в молитве. И очевидно, что таким образом для этого появляются дополнительные сложности, если считаешь Бога «виноватым». Поэтому штамп «Бог дал – Бог взял», «Все в руках Божиих» лучше не использовать. Единственным исключением является такое соболезнование, обращенное к глубоко верующему человеку, который понимает, что такое смирение, Божий промысел, который живет духовной жизнью. Для таких людей упоминание об этом действительно может стать утешением.

«Это произошло за его грехи», «ты же знаешь, он пил много», «к сожалению, он был наркоманом, а они всегда так кончают» — иногда люди, которые выражают соболезнование, пытаются найти «крайнего» и «виновного» даже в определенных поступках, поведении, образе жизни самого умершего. К сожалению, в таких случаях желание найти виновного начинает преобладать над рассудком и элементарной этикой. Излишне говорить, что напоминание горюющему о недостатках человека, который умер, не только не утешает, но и наоборот делает потерю еще более трагичной, развивает в горюющем чувство вины, причиняет дополнительную боль. Кроме того, человек, который так выражает «соболезнование», совершенно не по заслугам ставит себя в роль судьи, который не только знает причину, но и имеет право осуждать умершего, связывая определенные причины со следствием. Это характеризует соболезнующего как невоспитанного, много о себе думающего, глупого. И ему хорошо было бы знать, что, несмотря на то, что человек совершил в своей жизни, его имеет право судить только один Бог.

Хотелось бы подчеркнуть, что «утешение» осуждением, оценкой категорически недопустимо при выражении соболезнования. Что бы не допустить такого бестактного «соболезнования» необходимо помнить широко известное правило «Об усопших или хорошо, или ничего».

Другие часто встречающиеся ошибки при выражении соболезнования

Часто соболезнуя говорят фразу «я знаю как Вам трудно, я понимаю Вас» Это самая распространенная ошибка. Когда Вы говорите, что Вы понимаете чувства другого, это не правда. Даже если у Вас были похожие ситуации, и Вы думаете, что Вы испытывали те же чувства, то Вы ошибаетесь. Каждое чувство индивидуально, каждый человек по-своему переживает и ощущает. Никто не может понять физическую боль другого, кроме того, кто ее испытывает. И душа у всех болит тоже особенно. Не говорите таких фраз о знании и понимании боли скорбящего, даже если Вы переживали подобное. Вы не должны сравнивать чувства. Вы не можете чувствовать то же, что и он. Будьте тактичны. Уважайте чувство другого человека. Лучше ограничится словами «Я могу только догадываться как тебе плохо», «я вижу, как ты скорбишь»

Категорически не рекомендуется при выражении сочувствия бестактно интересоваться подробностями «А как это случилось?» «А где это произошло?», «А что он сказал перед смертью?». Это уже получается не выражение соболезнования, а любопытство, которое совсем не уместно. Такие вопросы можно задавать в том случае, если Вы знаете, что горюющий хочет об этом поговорить, если это не нанесет ему травму (но это, конечно, не значит, что говорить об утрате вообще нельзя).

Бывает, что при соболезновании люди начинают рассказывать о тяжести своего состояния, в надежде, что эти слова помогут легче пережить горе скорбящему — «Ты же знаешь, что мне тоже плохо», «Когда у меня мать умерла, я тоже чуть с ума не сошла», «Я тоже, как и ты. Мне очень плохо, у меня тоже отец погиб» и.т.п. Иногда это действительно может помочь, особенно если горюющий вам очень близок, если слова ваши искренни, а желание ему помочь велико. Но в большинстве случаев рассуждать о своем горе, что бы показать Вашу печаль не стоит. Таким образом может произойти умножение скорби и боли, взаимная индукция, которая не только не улучшит, то может и ухудшить состояние. Как мы уже говорили, для человека слабым утешением является то, что другим тоже плохо.

Часто соболезнование выражают фразами, которые больше похожи на призывы — «Надо жить ради», «Ты должна выдержать», «Вы не должны», «тебе нужно, необходимо сделать» . Такие обращения, конечно, не являются соболезнованиями и сочувствием. Это наследие советского времени, когда призыв был практически единственно понятной формой обращения к человеку. Подобные апелляции к долгу для человека, который находится в остром горе, чаще всего неэффективны и обычно вызывают у него непонимание и раздражение. Человек, который чувствует себя в горе, просто не может понять, почему он должен что-то. Он находится в глубине переживаний, а его еще и обязывают к чему-либо. Это воспринимается как насилие, и убеждает в том, что его не понимают.

Конечно, возможно, что смысл у этих призывов правильный. Но в этом случае не стоит говорить эти слова в виде соболезнования, а лучше потом обсудить это в спокойной обстановке, донести эту мысль, когда человек может понять смысл сказанного.

Иногда люди пытаются выразить сочувствие в стихах. Это придает соболезнованию напыщенность, неискренность и наигранность и при этом не способствует достижению основной цели – выражению сочувствия, разделению горя. Напротив, это придает выражению соболезнования оттенок театральности, игры.

Так что если Ваши искренние чувства сострадания и любви не облекаются в красивую совершенную поэтическую форму, то оставьте этот жанр на более удачное время.

Известный психолог по вопросам горевания A.D. Wolfelt приводит также следующие рекомендации того, чего НЕЛЬЗЯ надо делать, при общении с человеком, который переживает острое горе

Нельзя расценивать отказ горюющего от разговора или предлагаемой помощи как личный выпад против Вас или против Ваших взаимоотношений с ним. Надо понимать, что горюющий на этом этапе не всегда может правильно оценивать ситуацию, может быть невнимательным, пассивным, находиться в состоянии чувств, которые очень сложно оценить другому человеку. По этому не делайте выводов из отказов такого человека. Будьте милосердны к нему. Подождите, когда он придет в норму.

Нельзя отстраняться от человека, лишая его своей поддержки, игнорировать его. Горюющий человек может воспринять это как Ваше нежелание общения, как отвержение его или негативное изменение отношения к нему. Поэтому если Вам страшно, если Вы боитесь навязываться, если Вы скромны, то учитывайте эти особенности горюющего. Не игнорируйте его, а подойдите и объяснитесь с ним.

Нельзя пугаться интенсивных эмоций и уходить из ситуации. Часто сочувствующих людей пугают сильные эмоции горюющих, а также атмосфера, которая складывается вокруг них. Но, несмотря на это, нельзя показывать, что Вы напуганы и отстраняться от этих людей. Ими это может быть тоже неправильно воспринято.

Не стоит пытаться говорить с горюющими, не затрагивая их чувств. Человек, который переживает острое горе, находится во власти сильных чувств. Попытки говорить очень правильные слова, апеллировать к логике, в большинстве случаев не будут иметь результата. Это происходит потому, что в данный момент горюющий не может логически рассуждать, игнорируя свои чувства. Если с человеком разговаривать, не затрагивая его чувств, то это будет как разговор на разных языках.

Нельзя применять силу (сжимать в объятиях, хватать за руки). Иногда соболезнующие, причастные к горю, могут потерять контроль над собой. Хотелось бы сказать, что, несмотря на сильные чувства и эмоции необходимо сохранять контроль над собой в поведении со скорбящим. Сильные проявления эмоций, сжимание в объятиях.

Соболезнование: этикет и правила

Этические правила гласят, что «часто о смерти близкого человека оповещают не только родственников и близких друзей, которые обычно участвуют в похоронах и поминках, но также товарищей и просто дальних знакомых. Вопрос, как выразить соболезнование – участвовать в похоронах или нанести визит родственникам умершего – зависит от ваших возможностей участвовать в траурных церемониях, а также от степени вашей близости покойному и его семье.

В случае если траурное сообщение присылают в письменном виде, то получивший его должен по возможности лично принять участие в похоронах, навестить скорбящую семью, чтобы выразить соболезнование лично, побыть рядом с горюющими, предложить помощь, утешить.

Но люди, которые не были на траурных церемониях, тоже должны выразить свое соболезнование. Исходя из традиций, визит соболезнования следует нанести в течение двух недель, но не в самые первые дни после похорон. Собираясь на похороны или с визитом соболезнования, следует надеть темное платье или костюм. Иногда просто поверх светлого платья надевают темное пальто, но этого делать не полагается. Не принято при визите соболезнования обсуждать какие-либо другие вопросы, не связанные со смертью, бестактно говорить на отвлеченные темы, вспоминая веселые истории, или обсуждать служебные проблемы. Если же вам доведется вновь посетить этот дом, но уже по другому поводу, не превращайте ваш визит в повторное выражение соболезнования. Наоборот, если это уместно, в следующий раз постарайтесь своей беседой развлечь родственников, уведите их от печальных мыслей о перенесенном горе, и вы облегчите им возвращение в русло повседневной жизни. Если человек не может по каким-либо причинам нанести личный визит, то нужно послать письменное соболезнование, телеграмму, электронное письмо или SMS-сообщение»

Письменное выражение соболезнования

Как выражали соболезнования в письмах. Краткий экскурс в историю

Какова история выражения соболезнований? Как это делали наши предки? Остановимся на этом вопросе подробнее. Вот что пишет Дмитрий Евсиков, соискатель по теме «Мировоззренческие аспекты жизни»:

«В эпистолярной культуре России XVII-XIX веков имели место письма утешения, или утешительные письма. В архивах русских царей, дворянства можно найти образцы утешительных писем, написанных родственникам умерших. Написание писем соболезнования (утешения) было неотъемлемой частью общепринятого этикета, наряду с письмами известительными, любовными, наставительными, повелительными. Письма соболезнования были одним из источников многих исторических фактов, в том числе хронологической информации причин и обстоятельств смерти людей. В XVII веке ведение переписки было прерогативой царей и царских чиновников. Письма соболезнования, утешительные письма относились к официальным документам, хотя существуют личные послания в ответ на события, связанные со смертью близких людей. Вот что пишет историк о царе Алексее Михайловиче Романове (вторая половина XVII века).
«Уменье входить в положение других, понимать и принимать к сердцу их горе и радость было одною из лучших черт в характере царя. Надобно читать его утешительные письма к кн. Ник. Одоевскому по случаю смерти его сына и к Ордину-Нащокину по поводу побега его сына за границу — надобно читать эти задушевные письма, чтобы видеть, на какую высоту деликатности и нравственной чуткости могла поднять даже неустойчивого человека эта способность проникаться чужим горем. В 1652 г. сын кн. Ник. Одоевского, служившего тогда воеводой в Казани, умер от горячки почти на глазах у царя. Царь написал старику-отцу, чтобы утешить его, и, между прочим, писал: «И тебе бы, боярину нашему, через меру не скорбеть, а нельзя, чтобы не поскорбеть и не поплакать, и поплакать надобно, только в меру, чтобы Бога не прогневить». Автор письма не ограничился подробным рассказом о неожиданной смерти и обильным потоком утешений отцу; окончив письмо, он не утерпел, еще приписал: «Князь Никита Иванович! Не горюй, а уповай на Бога и на нас будь надежен». (Ключевский В. О. Курс русской истории. Царь Алексей Михайлович Романов (из лекции 58)).

В XVIII-XIX веках эпистолярная культура была неотъемлемой частью повседневной дворянской жизни. В отсутствии альтернативных видов коммуникации письмо было средством не только передачи информации, но и выражения чувств, эмоций, оценок, как при непосредственном общении лицом к лицу. Письма того времени были очень похожи на доверительную беседу, основываясь на речевых оборотах и эмоциональных окрасках, присущих для устного разговора, они отражали индивидуальность, эмоциональное состояние писавшего. Переписка позволяет судить о представлениях и ценностях, психологии и мироощущении, поведении и образе жизни, круге общения и интересах писавшего, основных этапах его жизни.

Среди писем, имеющих отношение к факту смерти, можно различить 3 основных группы.
Первая группа — письма, извещающие о смерти близкого человека. Их рассылали родственникам и знакомым умершего. В отличие от более поздних писем, послания того времени были скорее эмоциональной оценкой произошедшего события смерти, чем носителем фактической информации, приглашением на похороны.
Вторая группа – это собственно утешительные письма. Они зачастую были ответом на письмо-извещение. Но даже если скорбящий не посылал известительного письма о смерти своего родственника, утешительное письмо было непременным символом траура и общепринятой церемонии поминовения усопшего.
Третья группа — это письменные ответы на утешительные письма, которые также были неотъемлемой частью письменной коммуникации и траурного этикета.

В XVIII веке историки отмечают значительное ослабление в российском обществе интереса к теме смерти. Феномен смерти, связанный прежде всего с религиозными представлениями, отошел в светском обществе на задний план. Тема смерти в какой-то мере перешла в разряд табу. Вместе с этим утратилась и культура соболезнования, сочувствия; в этой сфере образовалась пустота. Безусловно, это сказалось и на эпистолярной культуре общества. Утешительные письма перешли в разряд формального этикета, однако не ушли полностью из коммуникативной культуры. В XVIII-XIX веках в помощь пишущим на нелегкую тему стали издавать так называемые «Письмовники». Это были руководства по написанию официальных и частных писем, дававшие советы, как написать, оформить письмо в соответствии с общепринятыми канонами и правилами, приводились образцы писем, фраз и выражений применительно для различных жизненных ситуаций, включая случаи смерти, выражения соболезнований. «Утешительные письма» — один из разделов письмовников, дававший советы, как поддержать скорбящего, выразить свои чувства в социально-приемлемой форме. Утешительные письма отличались особым стилем, полным сентиментальности и чувственных выражений, призванным облегчить страдания скорбящего, утешить его боль от потери. Согласно этикету, получение утешительного письма обязательно требовало от получателя написания ответа.
Вот пример рекомендаций по написанию утешительных писем в одном из письмовников XVIII века «Всеобщий секретарь, или новый полный письмовник». (Типография А. Решетникова, 1793 год)
Письма утешительные «В сем-то роде писем сердце должно быть тронуто и говорить одно, без помощи разума. …От всякого благопристойного приветствия можно себя уволить, кроме сего, да и нет похвалительнейшего обыкновения, как утешать друг друга в печалях. Судьба толико наносит нам несчастий, что бесчеловечно мы бы поступили, если бы не подавали взаимно один другому таковых облегчений. Когда особа, к которой мы пишем, с излишеством предается печали своей, то вместо того, чтоб вдруг удержать первые оной слезы, должны мы смешивать свои; поговорим о достоинстве друга или сродника скончавшегося. В сем-то роде писем можно употребить черты нравоучения и благочестивых чувствований, смотря по возрасту, нравам и состоянию пишущего, к кому пишут. Но когда мы пишем к таким особам, кои должны более радоваться, нежели печалиться о чьей-то смерти, то лучше оставить столь живые представления. Признаюсь, что не позволено приноравливаться к тайным чувствованиям их сердца откровенным образом: благопристойность это запрещает; благоразумие требует в таковых случаях и распространяться и оставлять великие соболезнования. В других случаях можно пространнее говорить о бедствиях, неразделенных с человеческим состоянием. Вообще сказать: всяк из нас каких несчастий не претерпевает в жизни сей? Неимущество заставляет трудиться от утра до вечера; богатство ввергает в крайние мучения и беспокойство всех хотящих собрать и сохранить оное. И нет ничего обыкновеннее, как видеть льющиеся слезы о смерти сродника или приятеля».

А так выглядели образцы утешительных писем, приводимые в качестве примеров для написания.
«Государыня моя! Не для того, чтобы унять вас от вашего сетования, имею честь писать к вам письмо сие, ибо печаль ваша весьма правильна, но чтоб предложить вам мои услуги, и все то, что от меня зависит, или лучше сказать, чтоб обще с вами оплакивать кончину любезного супруга вашего. Он мне был друг и доказал дружбу свою бесчисленными благодеяниями. Рассудите ж, государыня, не имею ли причины жалеть об нем и приобщить слезы мои к слезам вашим общей нашей печали. Ничто не может утешить мою прискорбность, кроме совершенной покорности Божией воле. Одобряет же меня и христианская его кончина, уверяя о блаженстве души его, а благочестие ваше подает мне надежду, что и вы будете моего мнения. И хотя ваше с ним разлучение жестоко, однако надлежит утешаться небесным его благополучием и предпочитать оное здешнему своему маловременному удовольствию. Почтите его вечным содержанием в памяти вашей, воображая его достоинства и любовь, которую он имел к вам в своей жизни. Веселите себя воспитанием детей ваших, в коих вы его ожившего видите. Естьли ж иногда и слезу по нем пролить случится, то верьте, что и я вместе с вами об нем плачу, да и все честные люди жалость свою с вашею сообщают, между которыми он приобрел себе любовь и почтение, так что он в памяти их никогда не умрет, а наипаче в моей; потому что я с особливым усердием и почтением, государыня моя! Ваш…»

Традиция соболезнования не умерла и в наше время, когда культура отношения к смерти по всем признакам схожа с прошлыми веками. Сегодня по-прежнему мы можем наблюдать отсутствие в обществе культуры обращения со смертью, открытого обсуждения феномена смерти и культуры погребения. Неловкость, испытываемая в отношении самого факта смерти, выражения сочувствия, соболезнования переводят тему смерти в разряд нежелательных, неудобных сторон повседневной жизни. Выражение соболезнования — скорее элемент этикета, чем искренняя потребность в сопереживании. Наверное, по этой причине «письмовники» существуют и сейчас, давая рекомендации, как, что, в каких случаях, какими словами говорить и писать о смерти и сочувствии. Кстати, не изменилось и название таких изданий. Они по-прежнему называются «письмовниками».»

Примеры писем соболезнования по поводу смерти разных лиц

О смерти супруга/ -ги

Дорогой …

Мы глубоко скорбим о смерти… . Она была чудесной женщиной и удивляла многих своей щедростью и добрым нравом. Мы очень скучаем по ней и можем лишь догадываться, каким ударом стал для Вас ее уход. Мы помним, как она однажды … . Она вовлекала и нас в делание добра, и благодаря ей мы стали лучше. … была образцом милосердия и такта. Мы счастливы, что знали ее.

О смерти родителя

Дорогой …

… Несмотря на то, что я никогда не встречал твоего отца, я знаю, как много он для тебя значил. Благодаря твоим рассказам о его бережливости, жизнелюбии и о том, как трепетно он заботился о тебе, мне кажется, что и я знал его. Думаю, многим будет его не хватать. Когда умер мой отец, я находил утешение, говоря о нем с другими людьми. Был бы очень рад, если бы ты поделился воспоминаниями о своем папе. Думаю о тебе и вашей семье.

О смерти ребенка

… Глубоко сожалеем о смерти вашей дорогой доченьки. Хотелось бы нам найти слова, чтобы хоть как-то облегчить вашу боль, но трудно представить, есть ли такие слова вообще. Потеря ребенка – самое страшное горе. Примите искренние соболезнования. Мы молимся о вас.

О смерти коллеги

Пример 1. Я был глубоко опечален известием о смерти (имя) и хочу выразить мое искреннее сочувствие Вам и другим сотрудникам Вашей фирмы. Мои коллеги разделяют мое глубокое сожаление по поводу его/ее кончины.

Пример 2. С глубоким сожалением узнал я о смерти президента Вашего учреждения г-на … , который верно служил интересам Вашей организации многие годы. Наш директор просил меня передать Вам свои соболезнования по поводу утраты такого талантливого организатора.

Пример 3. Хотелось бы выразить Вам наши глубокие чувства по поводу смерти г-жи … . Ее преданность своей работе снискала ей уважение и любовь всех, кто знал ее. Примите, пожалуйста, наши искренние соболезнования.

Пример 4. Мы были глубоко огорчены, узнав вчера о смерти г-на…

Пример 5. Для нас было огромным потрясением известие о скоропостижной смерти г-на…

Пример 6. Нам трудно поверить печальному известию о смерти г-на …

Патриарх Кирилл соболезнует родным и близким погибших при крушении самолета в Египте
Российский пассажирский самолет потерпел крушение в Египте. Просим молитв!
Нет ее, смерти. Есть жизнь здесь и там!

У человека случилось горе. Человек потерял близкого. Что ему сказать? Самые частые слова, которые первыми приходят в голову –
Крепись!
Держись!
Мужайся!
Мои соболезнования!
Чем-то помочь?
Ох, какой ужас… Ну, ты держись.
А что еще-то сказать? Утешить нечем, потерю мы не вернем. Держись, друг! Дальше тоже непонятно, как быть, – то ли поддержать эту тему (а вдруг человеку так еще больнее от продолжения разговора), то ли сменить на нейтральную…
Слова эти говорятся не от равнодушия. Только для потерявшего человека остановилась жизнь и остановилось время, а для остальных – жизнь идет, а как иначе? Страшно слышать о нашем горе, но своя жизнь идет своим ходом. Но иногда хочется переспросить – за что держаться-то? Даже за веру в Бога трудно держаться, потому что вместе с потерей нарывает и отчаянное «Господи, Господи, почему ты оставил меня?».


Вторая группа ценных советов скорбящему намного страшнее, чем все эти бесконечные «держись!».
«Радоваться надо, что у вас в жизни был такой человек и такая любовь!»
«А вы знаете, сколько бы бесплодных женщин мечтали о том, чтобы хотя бы 5 лет побыть мамой!»
«Да он же, наконец, отмучился! Как он тут страдал, и все – больше не страдает!»
Не получается радоваться. Это подтвердит каждый, кто хоронил любимую 90-летнюю бабушку, например. Матушка Адриана (Малышева) ушла в 90. Она не раз была на волоске от смерти, весь последний год она тяжело и мучительно болела. Она просила Господа не раз забрать ее поскорее. Все ее друзья виделись с ней не так и часто – пару раз в год в лучшем случае. Большинство знало ее лишь пару лет. Когда она ушла, мы несмотря на все это осиротели…


Смерти вообще не стоит радоваться. Смерть – это страшнейшее и злейшее зло.
И победил ее Христос, но пока мы в эту победу можем только верить, пока мы ее, как правило, не видим.
Кстати, и Христос не призывал радоваться смерти – он плакал, услышав о смерти Лазаря, и воскресил сына Наинской вдовы.
А «смерть – приобретение» – сказал апостол Павел про себя, а не про других «для МЕНЯ жизнь – Христос, а смерть приобретение».


Ты – сильная!
Как он держится!
Какая она сильная!
Вы сильная, вы так мужественно переносите все…
Если человек, переживший потерю, на похоронах не плачет, не стенает и не убивается, а спокоен и улыбается – он не сильный. У него идет еще самая сильная фаза стресса. Когда он начнет рыдать и кричать – значит, первая стадия стресса проходит, ему стало чуть легче.
Есть такое точно описание в репортаже Соколова-Митрича о родственниках экипажа «Курска»:
«Вместе с нами ехали несколько молодых моряков и три человека, похожие на родственников. Две женщины и один мужчина. Сомневаться в их причастности к трагедии заставляло лишь одно обстоятельство: они улыбались. А когда нам пришлось толкать забарахливший автобус, женщины даже смеялись и радовались, как колхозницы в советских фильмах, возвращающиеся с битвы за урожай. “Вы из комитета солдатских матерей?” - спросил я. “Нет, мы родственники”.
Вечером того же дня я познакомился с военными психологами из Санкт-Петербургской военно-медицинской академии. Профессор Вячеслав Шамрей, который работал с родными погибших на “Комсомольце”, сказал мне, что эта искренняя улыбка на лице убитого горем человека, называется “неосознанной психологической защитой”. В самолете, на котором родственники летели в Мурманск, был дядечка, который, войдя в салон, радовался как ребенок: “Ну вот, хоть в самолете полетаю. А то сижу всю жизнь в своем Серпуховском районе, света белого не вижу!” Это значит, что дядечке было очень плохо.
- К Рузлеву Саше едем… Старшему мичману… 24 года, второй отсек, - после слова “отсек” женщины зарыдали. - А это отец его, он здесь живет, тоже подводник, всю жизнь проплавал. Как зовут? Владимир Николаевич. Только вы его не спрашивайте ни о чем, пожалуйста».
Есть ли те, кто хорошо держится и не погружается в этот черно-белый мир горя? Не знаю. Но если человек «держится», значит, скорее всего, ему нужна и еще долго будет нужна поддержка духовная и психологическая. Все самое тяжелое может быть впереди.


Православные аргументы
Слава Богу, теперь у вас ангел-хранитель на небе!
Ваша доченька теперь ангел, ура, она же в Царствии Небесном!
Ваша жена теперь к вам близко, как никогда!
Помню, коллега была на похоронах дочери подруги. Коллега – нецерковная – была в ужасе от крестной той маленькой девочки, сгоревшей от лейкоза: «Представляете, она таким пластмассовым, жестким голосом чеканила – радуйтесь, ваша Маша теперь ангел! Какой прекрасный день! Она у Бога в Царствии Небесном! Это лучший ваш день!».
Тут штука в том что нам, верующим, действительно видится, что важно не «когда», а «как». Мы верим (и только тем и живем), что безгрешные дети и хорошо живущие взрослые не лишатся милости у Господа. Что страшно умирать без Бога, а с Богом ничего не страшно. Но это наше, в некотором смысле теоретическое знание. Человек, переживающий потерю, и сам может много рассказать всего такого богословски правильного и утешительного, если понадобится. «Ближе, чем когда-либо» – это ведь не чувствуется, особенно в первое время. Поэтому тут хочется сказать, «можно, пожалуйста, как обычно, чтобы все было?»
За месяцы, прошедшие со дня смерти мужа, кстати, я ни от одного священника не услышала этих «православных утешений». Наоборот, все отцы говорили мне о том, как тяжело, как трудно. Как они думали, что знают что-то о смерти, а оказалось, что знают мало. Что мир стал черно-белым. Что скорбь. Ни одного «наконец-то у вас ангел личный появился» я не услышала.
Об этом, наверное, может сказать только сам человек, прошедший через скорбь. Мне рассказывали, как матушка Наталия Николаевна Соколова, похоронившая за год двоих прекраснейших сыновей – протоиерея Феодора и владыку Сергия, сказала: «Я детей рожала для Царствия Небесного. Вот двое уже там». Но это только она сама могла сказать.


Время лечит?
Наверное, со временем эта рана с мясом через всю душу немного затягивается. Я пока это не знаю. Но в первые дни после трагедии все рядом, все стараются помочь и посочувствовать. А вот потом – у всех продолжается своя жизнь – а как иначе? И как-то кажется, что и самый острый период горя уже прошел. Нет. Первые недели не самые трудные. Как мне сказал мудрый человек, переживший потерю, через сорок дней только понемногу понимаешь, какое место в твоей жизни и душе занимал ушедший. Через месяц перестает казаться, что сейчас проснешься и все будет по-старому. Что это просто командировка. Ты осознаешь, что сюда – не вернется, что тут уже не будет.
Вот в это время и нужна поддержка, присутствие, внимание, работа. И просто тот, кто будет тебя слушать.
Утешить не получится. Утешить человека можно, но только если вернуть его потерю и воскресить умершего. И еще может утешить Господь.


Очень верно сказал протоиерей Алексий Уминский: «Человек, который переживает этот момент и который действительно находит у Бога ответ, он настолько становится умным и опытным, что ему никто никакого совета дать не может. Он и так все знает. Ему не надо ничего говорить, он сам все прекрасно знает. Поэтому этот человек в советах не нуждается. Тяжело тем людям, которые в такой момент не хотят слушать Бога и ищут объяснения, обвинения, самообвинения. И тогда это тяжело, потому что это самоубийство. Утешить человека, не утешенного Богом, невозможно.
Конечно, утешать необходимо, надо быть рядом, очень важно в такой момент быть в окружении людей любящих и слышащих. УТЕШИТЬ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ НЕ ПРИНЯЛ БОЖЕСТВЕННОГО УТЕШЕНИЯ, НИКОМУ НЕ УДАСТСЯ НИКОГДА, ЭТО НЕВОЗМОЖНО».
Почитайте, кстати: О воле Божией и смерти близких
А что говорить-то?
На самом деле, не так важно, что говорить человеку. Важно другое – есть ли у вас опыт страдания или нет.
Дело вот в чем. Есть два психологических понятия: симпатия и эмпатия.
Симпатия – это мы человеку сострадаем, но сами в такой ситуации никогда не были. И сказать «я тебя понимаю» мы, на самом деле, тут не можем. Потому что не понимаем. Понимаем, что плохо и страшно, но не знаем глубины этого ада, в котором сейчас человек находится. И не всякий опыт потери тут годится. Если мы похоронили любимого 95-летнего дядю, это еще не дает нам права сказать матери, похоронившей сына: «Я тебя понимаю». Если у нас нет такого опыта, то ваши слова для человека не будут, скорее всего, иметь никакого значения. Даже если он вас из вежливости слушает, фоном будет мысль – «Но у тебя-то все хорошо, почему ты говоришь, что меня понимаешь?».
А вот эмпатия – это когда ты человеку сострадаешь и ЗНАЕШЬ, что он переживает. Мать, похоронившая ребенка испытывает к другой матери, похоронившей ребенка эмпатию, сострадание, подкрепленное опытом. Вот тут каждое слово может быть хотя бы как-то воспринято и услышано. А главное – вот живой человек, который тоже такое пережил. Которому плохо, как и мне.
Поэтому очень важно организовать человеку встречу с теми, кто может проявить к нему эмпатию. Не намеренную встречу: «А вот тетя Маша, она тоже потеряла ребенка!». Ненавязчиво. Аккуратно рассказать, что вот можно к такому-то человеку съездить или что такой человек готов приехать поговорить. В интернете есть много форумов поддержки людей, переживающих потерю. В Рунете меньше, в англоязычном интернете больше – там собираются те, кто пережил или переживает. Быть с ними рядом – не облегчит боль утраты, но поддержит.
Помощь хорошего священника, у которого есть опыт потери или просто большой жизненный опыт. Помощь психолога, скорее всего, тоже понадобится.
Много молиться об умершем и о близких. Молиться самому и подавать сорокоусты в храмах. Можно и самому человек предложить поездить по храмам вместе, чтобы кругом подать сорокоусты и кругом помолиться, почитать псалтирь.


Если вы были знакомы с умершим – вспоминайте его вместе. Вспоминайте, что говорил, что делал, куда ездили, что обсуждали… Собственно, для того существуют и поминки – вспоминать человека, говорить о нем. «А помнишь, однажды мы встретились на остановке, а вы только вернулись из свадебного путешествия»….
Много, спокойно и долго слушать. Не утешая. Не приободряя, не прося радоваться. Он будет плакать, будет винить себя, будет пересказывать по миллиону раз одни и те же мелочи. Слушать. Просто помогать по хозяйству, с детьми, с делами. Говорить на бытовые темы. Быть рядом.
P.S. Автор от всего сердца благодарит всех, кто молится, помогает и кто рядом – нет слов, чтобы передать эту благодарность, нет слов, чтобы описать всю помощь.

P.P.S. Если у вас есть опыт того, как переживается скорбь, потеря, напишите нам на [email protected] об этом, мы добавим ваши советы, рассказы и хоть немного поможем другим.
Анна Данилова

12 186 968 0

Мы интуитивно и подсознательно понимаем как себя вести в радостных, легких жизненных ситуациях и праздничных событиях. Но есть события трагического характера – смерть близкого человека, например. Многие теряются, сталкиваются со своей неготовностью к утрате, для большинства такие события находятся за гранью принятия и осознания.

Люди, переживающие утрату, легко уязвимы, остро чувствуют неискренность и притворство, их чувства переполнены болью, им нужно помочь унять ее, принять, смириться, но ни в коем случае не добавить боли случайно брошенным бестактным словом, некорректной фразой.

Вам нужно суметь проявить повышенный такт и корректность, чуткость и снисходительность. Лучше промолчать, выказав деликатное понимание, чем причинить дополнительную боль, задеть растревоженные чувства, зацепить перенагруженные переживаниями нервы.

Постараемся помочь вам понять, как вести себя в ситуации, когда человек рядом с вами перенес горе – потерю близкого человека, как правильно соболезновать и подобрать такие слова, чтобы человек чувствовал вашу поддержку и искреннее сочувствие.

Надо учесть существующие различия в соболезновании.

Разниться будет форма выражения соболезнования по поводу утраты:

  • Бабушки или дедушки, родственника;
  • матери или отца;
  • брата или сестры;
  • сына или дочери – ребенка;
  • мужа или жены;
  • друга или подруги;
  • коллеги, сотрудника.

Потому что разнится глубина переживаний.

Также выражение соболезнования зависит от тяжести переживаний скорбящего человека по поводу произошедшей:

  • Неминуемой смерти по причине старости;
  • неизбежной смерти по причине тяжелой болезни;
  • преждевременной, скоропостижной смерти;
  • трагической гибели, несчастного случая.

Но есть главное, общее условие, независимое от причины наступившей смерти – неподдельная искренность выражения вашей скорби.

Само соболезнование должно быть короткое по форме, но глубокое по содержанию. Поэтому надо найти самые искренние слова, точно передающие глубину вашего сочувствия и вашу готовность оказать поддержку.

В данной статье мы приведем образцы и примеры различных форм выражения соболезнований, поможем подобрать скорбные слова.

Вам понадобятся:

Форма и способ подачи

Соболезнования будут иметь отличительные особенности по форме и способу подачи в зависимости от своего предназначения.

Предназначение:

  1. Личное индивидуальное соболезнование родным и близким.
  2. Официальное индивидуальное или коллективное.
  3. Некролог в газету.
  4. Прощальные траурные слова на похоронах.
  5. Траурные слова на поминках: на 9 дней, на годовщину.

Способ подачи:

Важен фактор своевременности, поэтому способом почтовой доставки следует воспользоваться только для отправки телеграммы. Конечно, самый ускоренный способ принести свои соболезнования – воспользоваться современными инструментами связи: электронная почта, Skype, Viber…, но они подойдут для уверенных пользователей интернетом, причем таковыми должны являться не только отправители, но и получатели.

Использовать смс для проявления сочувствия и сопереживания приемлемо только в случае отсутствия других возможностей контакта с человеком, или если статус ваших взаимоотношений – отдаленное знакомство или формальные приятельские отношения. По этой ссылке получите на разные случаи.

Форма подачи:

В письменной форме:

  • Телеграмма;
  • электронное письмо;
  • электронная открытка;
  • некролог – траурная заметка в газете.

В устной форме:

  • В телефонном разговоре;
  • при личной встрече.

В прозе : подходит для письменной и устной формы выражения скорби.
В стихах : подходит для письменной формы выражения скорби.

Важные акценты

Все устные соболезнования должны быть короткие по форме.

  • Официальные соболезнования деликатнее выражать письменно. Для этого больше подойдет проникновенный стих, к которому можно подобрать фото усопшего, соответствующие электронные картинки и открытки.
  • Личное индивидуальное соболезнование должно быть эксклюзивным, и может быть выражено как в устной, так и в письменной форме.
  • Для самых дорогих и близких людей важно высказать или написать скорбное соболезнование своими искренними словами, не формальными, значит, не шаблонными.
  • Поскольку стихи редко являются эксклюзивными, исключительно вашими, поэтому прислушайтесь к своему сердцу, и оно вам подскажет слова утешения и поддержки.
  • Искренними должны быть не только слова соболезнования, но и предложение любой помощи, которая вам по силам: финансовой, организационной.

Обязательно упомяните отличительные личные достоинства и черты характера умершего человека, которые вы хотели бы сохранить в памяти навсегда как образец: мудрости, доброты, отзывчивости, оптимизма, жизнелюбия, трудолюбия, честности.…

Это будет индивидуальной частью соболезнования, основная часть которого может быть сформулирована по примерному образцу, предложенному в нашей статье.

Универсальные скорбные тексты

  1. «Пусть земля будет пухом» – это традиционная ритуальная фраза, которую произносят после свершившегося погребения, может являться соболезнованием на поминках, подходит даже для атеистов.
  2. «Мы все скорбим о вашей невосполнимой утрате».
  3. «Непередаваемая словами боль от потери».
  4. «Искренне соболезную и сочувствую вашему горю».
  5. «Прими мои глубокие соболезнования по поводу смерти дорогого человека»
  6. «Будем хранить в своем сердце светлую память об умершем прекрасном человеке».

Помощь можно предложить такими словами:

  • «Мы готовы разделить тяжесть вашего горя, быть рядом с вами и оказать необходимую посильную помощь тебе и твоей семье».
  • «Наверняка, вам нужно будет решить много вопросов. Вы можете рассчитывать на нас, примите нашу помощь».

На смерть мамы, бабушки

  1. «Смерть самого близкого человека – мамы – непоправимое горе».
  2. «Светлая память о ней навсегда в наших сердцах».
  3. «Как много мы не успели ей сказать при жизни!»
  4. «Искренне скорбим и соболезнуем вам в эту горькую минуту».
  5. «Держись! В память о ней. Она бы не хотела видеть тебя в отчаянии».

На смерть мужа, папы, дедушки

  • «Приношу свои искренние соболезнования и выражаю глубокое сочувствие в связи со смертью близкого человека, который являлся надежной опорой тебе и твоей семье».
  • «В память об этом сильном человеке ты должна проявить стойкость и мудрость, чтобы пережить это горе и продолжить то, что он не успел завершить».
  • «Светлую и добрую память о нем пронесем через всю жизнь».

На смерть сестры, брата, друга, любимого человека

  1. «Больно осознавать потерю близкого человека, но еще труднее смиряться с уходом молодых, не познавших жизнь. Вечная память!»
  2. «Позвольте выразить самые искренние соболезнования по случаю тяжелой, невосполнимой утраты!»
  3. «Теперь тебе придется стать опорой родителям! Помни об этом и держись!»
  4. «Помоги тебе бог пережить и перетерпеть боль от этой потери!»
  5. «Ради ваших детей, их спокойствия и благополучия нужно справиться с этим горем, найти в себе силы жить и научиться смотреть в будущее».
  6. «Смерть не забирает любовь, ваша любовь бессмертна!»
  7. «Светлая память замечательному человеку!»
  8. «Он навсегда останется в нашем сердце!»

Если вы находитесь на расстоянии, узнайте, с помощью смс. Выберите подходящее сообщение и отправьте адресату.

На смерть коллеги

  • «Мы работали бок о бок в последние несколько лет. Он был отличным соратником и примером для молодых коллег. Его профессионализм служил примером для многих. Ты навсегда останешься в нашей памяти, как образец жизненной мудрости и честности. Пусть земля тебе будет пухом!».
  • «Ее/его преданность своей работе снискала ей/ему уважение и любовь всех, кто знал ее/его. Он/Она навсегда останется в моей памяти».
  • «Ты был прекрасным сотрудником и другом. Как нам будет тебя не хватать. Пусть земля тебе будет пухом!».
  • «Я не могу смирится с мыслью, что тебя нет. Кажется только недавно пили кофе, обсуждали работу и смеялись… Мне будет очень не хватать тебя, твоих советов и сумасшедших идей».

На смерть верующего человека

Текст соболезнований может содержать те же скорбные слова, что и для светского человека, но православному христианину следует добавить:

  • Ритуальную фразу:

«Царствие небесное и вечный покой!»
«Бог милостив!»

Дорогая моя, я очень сопереживаю твоему горю. Соболезную… Крепись!
- Подруга, я скорблю о твоей утрате. Я знаю, что это тяжелый удар для тебя и твоей семьи. Приношу свои искренние соболезнования.
- Ушел прекрасный человек. Мои соболезнования тебе, моя хорошая, и всей твоей семье в этот грустный и тяжелый момент.
- Эта трагедия причинила боль всем нам. Но конечно, тебя она затронула больше всех. Прими мои соболезнования.

Как соболезновать в исламе (мусульмане)?

Выражать соболезнования в исламе является сунной. Однако нежелательно родственникам покойного собираться в одном месте для принятия соболезнований. Основной целью выражения соболезнования является призыв людей, которых постигло несчастье, к терпению и довольству предопределением Аллаха. Словами, которые подобает говорить при выражении соболезнования, являются: «Да одарит вас Аллах красивым терпением и да простит Он грехи вашего умершего (ваших умерших)».

Как соболезновать по телефону?

В случае, когда слова соболезнования произносится по телефону, то можно (но не обязательно) добавить коротко: «Пусть земля будет пухом!». Если у вас есть возможность оказать помощь (организационную, финансовую - любую), то этой фразой удобно завершить слова соболезнования, например «В эти дни Вам, наверняка, понадобится помощь. Я хотел бы оказаться полезен. Рассчитывайте на меня звоните в любое время!»

Как вести себя с человеком, переживающим утрату?

Не обязательно горевать, плакать вместе с ним, пропуская через себя чужое страдание. Вы будете гораздо эффективнее в своей помощи, если будете действовать рационально, обдуманно. Один из способов справиться с утратой - это многократно о ней рассказывать. При этом отреагируются сильные эмоции. Вам нужно внимательно слушать человека, отвечать на его вопросы при необходимости. Давать человеку выразить его эмоции, переживания. Это могут быть слезы, гнев, раздражение, печаль. Вы не даете оценок, просто внимательно слушаете, находитесь рядом. Возможен тактильный контакт, то есть человека можно обнять, взять за руку, ребенка можно посадит на колени.

Нет 5

А какие не стоит? сайт расскажет вам, как оказать моральную поддержку человеку в тяжелой ситуации.

Горе – это реакция человека, возникающая в результате какой-либо утраты, например, после смерти близкого человека.

4 стадии переживания горя

Человек, переживающий горе, проходит 4 стадии:

  • Фаза шока. Длится от нескольких секунд до нескольких недель. Характеризуется неверием во все происходящее, бесчувственностью, малой подвижностью с периодами гиперактивности, потерей аппетита, проблемами со сном .
  • Фаза страдания. Длится от 6 до 7 недель. Характеризуется ослабленным вниманием, невозможностью концентрироваться, нарушением памяти , сна. Также человек испытывает постоянную тревогу, желание уединиться, вялость. Могут возникнуть боли в желудке и ощущение кома в горле. Если человек переживает смерть близкого, то в этот период он может идеализировать умершего либо, напротив, испытывать по отношению к нему злость, ярость, раздражение или чувство вины.
  • Фаза принятия заканчивается спустя год после потери близкого человека. Характеризуется восстановлением сна и аппетита, возможностью планировать свою деятельность с учетом потери. Иногда человека все же продолжает страдать, но приступы случаются все реже.
  • Фаза восстановления начинается спустя год-полтора, горе сменяется печалью и к потере человек начинается относиться спокойнее.

Нужно ли утешать человека? Несомненно, да. Если пострадавшему не оказать помощь , то это может привести к инфекционным, сердечным заболеваниям , алкоголизму , несчастным случаям, депрессии. Психологическая помощь бесценна, поэтому поддерживайте близкого человека как сможете. Взаимодействуйте с ним, общайтесь. Даже если вам покажется, что человек вас не слушает или не проявляет внимания – не волнуйтесь. Придет время, и он будет с благодарностью вас вспоминать.

Следует ли утешать малознакомых людей? Если вы чувствуете в себе достаточно моральных сил и желания помочь – сделайте это. Если человек вас не отталкивает, не убегает, не кричит – значит, вы все делаете правильно. Если же вы не уверены, что сможете утешить пострадавшего, найдите того, кто сможет это сделать.

Есть ли разница в утешении знакомых и малознакомых людей? Фактически – нет. Разница состоит лишь в том, что одного человека вы знаете больше, другого – меньше. Еще раз повторимся, если вы чувствуете в себе силы, то помогите. Побудьте рядом, поговорите, вовлеките в общую деятельность. Не будьте жадными на помощь, она никогда не бывает лишней.

Итак, рассмотрим методы психологической поддержки в двух самых сложных стадиях переживания горя.

Фаза шока

Ваше поведение:

  • Не оставляйте человека наедине с собой.
  • Ненавязчиво прикасайтесь к пострадавшему. Можно взять за руку, положить руку на плечо, близких можно погладить по голове, обнять. Следите за реакцией пострадавшего. Принимает ли он ваши прикосновения, не отталкивает ли? Если отталкивает – не навязывайтесь, но не уходите.
  • Следите за тем, чтобы утешаемый больше отдыхал, не забывал о приемах пищи.
  • Занимайте пострадавшего несложной деятельностью, например, какой-то работой по организации похорон.
  • Активно слушайте. Человек может говорить странные вещи, повторяться, терять нить повествования, то и дело возвращаться к эмоциональным переживаниям. Откажитесь от советов и рекомендаций . Внимательно слушайте, задавайте уточняющие вопросы, говорите о том, как вы его понимаете. Помогите пострадавшему просто проговорить свои переживания и боль – ему сразу станет легче.

Ваши слова:

  • Говорите об ушедшем в прошедшем времени.
  • Если вы знаете умершего, расскажите о нем что-нибудь хорошее.

Нельзя говорить:

  • «От такой утраты не оправиться», «Только время лечит», «Ты – сильный, крепись». Эти фразы могут причинить дополнительные страдания человека и усилить его одиночество .
  • «На все воля Божья» (помогает только глубоко верующим людям), «Отмучился», «Ему там будет лучше», «Забудь об этом». Подобные фразы могут сильно ранить пострадавшего, поскольку звучат как намек урезонить свои чувства, не испытывать их, а то и вовсе забыть о своем горе.
  • «Ты молодая, красивая, еще замуж выйдешь/родишь ребенка». Подобные фразы могут вызвать раздражение . Человек переживает потерю в настоящем, он еще не оправился от нее. А ему предлагают помечтать.
  • «Вот если бы скорая приехала вовремя», «Вот если бы врачи ей больше уделяли внимания», «Вот если бы я его не пустила». Эти фразы пусты и не несут в себе никакой пользы. Во-первых, история не терпит сослагательного наклонения, а во-вторых, подобные выражения лишь усиливают горечь утраты.

Фаза страдания

Ваше поведение:

  • В этой фазе пострадавшему уже можно время от времени давать возможность побыть одному .
  • Давайте пострадавшему побольше воды. Он должен выпивать до 2 литровв день.
  • Организуйте для него физическую нагрузку. Например, берите его на прогулку, занимайте физической работой по дому.
  • Если пострадавший хочет поплакать, не мешайте ему это делать. Помогите ему выплакаться. Не сдерживайте своих эмоций – поплачьте вместе с ним.
  • Если проявляет злость – не мешайте.

Ваши слова:

Как утешить человека: верные слова

  • Если ваш подопечный хочет поговорить об умершем, выводите разговор в область чувств: «Тебе очень грустно/одиноко», «Ты очень растерян», «Не можешь описать свои чувства». Расскажите о том, что чувствуете вы.
  • Скажите, что это страдание не навечно. А утрата – это не наказание, а часть жизни.
  • Не избегайте разговоров об умершем, если в помещении находятся люди, которые крайне переживают эту утрату. Тактичное избегание этих тем ранит больше, чем упоминание о трагедии.

Нельзя говорить:

  • «Хватит плакать, возьми себя в руки», «Хватит страдать, все прошло» – это бестактно и вредно для психологического здоровья.
  • «А кому-то хуже, чем тебе». Такие темы могут помочь в ситуации развода , расставания, но никак не смерти близкого человека. Нельзя сравнивать горе одного человека с горем другого. Разговоры, ведущие к сравнению, могут создать у человека впечатление, что вам наплевать на его чувства.

Нет смысла говорить пострадавшему: «Если нужна помощь – обращайся/позвони мне» или спрашивать его «Чем я тебе могу помочь?» У человека, переживающего горе, может просто не быть сил поднять телефонную трубку, позвонить и попросить о помощи. Он также может забыть о вашем предложении.

Чтобы такого не случалось, приезжайте и посидите с ним. Как только горе чуть утихнет – возьмите его на прогулку, сводите вместе с ним в магазин или в кино . Иногда это следует сделать насильно. Не бойтесь показаться навязчивыми. Пройдет время, и он оценит вашу помощь.

Как поддержать человека, если вы далеко?

Позвоните ему. Если он не отвечает, оставьте сообщение на автоответчике, напишите sms или письмо по электронной почте. Выразить соболезнование, сообщите о своих чувствах, поделитесь воспоминаниями, которые характеризуют ушедшего с самых светлых сторон.

Помните, что помогать человеку пережить горе необходимо, тем более если это близкий вам человек. К тому же это поможет пережить утрату не только ему. Если потеря коснулась и вас, помогая другому, вы сами сможете пережить горе легче, с меньшими потерями для собственного психического состояния. А еще это избавит вас от чувства вины - вы не будете корить себя за то, что могли помочь, но не стали, отмахнувшись от чужих бед и проблем.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!