Как выглядит домашний иконостас. Как правильно устроить иконостас дома и какие иконы выбрать для него

Прятали от стороннего глаза. Опасно было их выставлять напоказ. Время было коммунистическо-атеистическое. Потому утратили культуру веры, не знаем, где в квартире должны стоять иконы. Вроде нет в этом никакого секрета. Располагайте, где душе угодно. Но иконы разные, и к каждой - свой подход. Давайте разбираться, каково правильное расположение икон в квартире.

Старинные традиции

Христианству уже более тысячи лет. Иконы в старину считали большой ценностью. Кстати, не каждая семья владела такой реликвией, а если были в доме образа, то берегли их как зеницу ока. В далекие времена никто не задумывался, где в квартире должны стоять иконы. Видели их с самого детства, традиции впитывали с молоком матери. Образа располагали в Имеется в виду не цветовая гамма места, а его суть. "Красный" означало "парадный", "торжественный" и тому подобное. А угол, потому что планировка избы была простой. Окна имелись не на всех стенах. Освещение было скудным, только свечи и лучины. Красным углом делали тот, на который попадало больше солнца. Как правило, располагался он в восточной части здания. И окна заранее планировали так, чтобы с двух сторон свет попадал на этот праздничный, парадный угол. Место украшали как могли. Девицы рушники и салфетки зимними вечерами мастерили, вышивали, плели. Цветы в теплое время рядом ставили. И обязательно лампадку поджигали. Негоже было, чтобы святые образа в тени находились. Вам, милый читатель, наверняка интересно, почему так относились к иконам.

Что для человека образа?

Необходимо сделать небольшое отступление. Подумайте над тем, а что для вас лично образа? Те, кого интересует, где в квартире должны стоять иконы, по-видимому, являются людьми верующими. Образа - это не просто красивые картинки. С них на верующего смотрят жившие когда-то люди, сумевшие сохранить верность Господу, стать частью доказательства его правоты и любви к человечеству. Но они все в корне отличаются от всевозможных гуру, которым принято поклоняться. Вспомните: Христос говорил, что пришел к людям дать свет, показать дорогу к праведности. Он звал идти той дорогой, которую указывает, сердцем ее ощущать и понимать. И те люди, чьи лики мы вешаем на стену, это осознали и как умели воплощали при жизни.

Иконы - это портреты близких, на которых верующий желает походить, с кого берет пример. То есть это духовные друзья и покровители. А вы станете уважаемого и дорогого человека прятать в пыльном чулане? Нет, конечно. Придет в гости - посадите на лучшее место, угостите и развлечете интересной беседой. Образа - это даже не визитеры, а члены семьи, почитаемые и любимые всеми. Такое отношение раньше передавалось как обычные правила поведения. Потому люди и не задавались вопросом, где в квартире должны стоять иконы. Им отводился красный угол, самый нарядный, светлый и чистый.

Как ныне устраивают иконостас

Церковные правила, предписывающие держать образа в восточной части здания, теперь практически утратили силу. Батюшка, увидев, что иконы стоят в другом месте, не станет делать замечание. То есть ставить можно там, где удобно. Однако ряд требований к месту все же имеется. Когда раздумываете, где в квартире должны стоять иконы, не забывайте об их религиозном содержании. Неуместно рядом держать светские картины, книги сомнительного толка. Еще рекомендуется делать красный угол подальше от телевизоров и компьютеров. Считается, что эти устройства несовместимы с духовными размышлениями и молитвой. Обычно иконы используют для обращения к Господу. Следовательно, располагать их нужно так, чтобы места рядом хватило всем членам семьи. Молитва произносится в уединении, толкаться в этот момент не принято. Поэтому хозяину дома виднее, где должны стоять иконы в квартире. Фото выше иллюстрирует один из вариантов.

Как правильно расставлять образа

Иконостас можно соорудить из обычной полки или небольшого столика на высоких ножках. На нем расставьте образа и разложите книги религиозного содержания, если они имеются. Позволительно и желательно украсить иконостас салфетками, рушниками собственного изготовления. Нынче рукоделие не в чести, люди покупают в магазине красивые изделия. А ведь во время работы над специальной салфеткой для иконостаса вы станете размышлять о Боге, что пойдет на пользу душе. Раньше, во всяком случае, именно так и поступали. Посмотрите на свой красный угол: не мало ли там света? Хорошо бы расположить рядом специальные лампы. Не забывайте протирать пыль регулярно, иногда зажигать свечи или лампадку. В доме рекомендуется держать и Богородицы. Еще часто рядом ставят лик ангела-хранителя. Им является святой, чье имя вы носите от рождения или крещения (иногда они разные).

Где должна стоять икона Семистрельная в квартире

Поговорим о специальных случаях расположения святых ликов. К некоторым иконам у верующих особенное отношение. Считается, что они уберегают от напастей, вражеского влияния, дурных страстей. Например, часто вешают в своем кабинете руководящие работники. Эти люди уверены, что Богородица защитит их от интриганов и конкурентов. А дома такую икону рекомендуется повесить над входной дверью. Церковнослужители говорят, что лик Богородицы отведет от дома незваного гостя с дурными намерениями. Кроме того, говорят, что Семистрельная защищает хозяев от негативных помыслов, ссор, взаимных обвинения и скандалов. А напротив входной двери советуют повесить икону «Троица». Она очищает визитеров от дурных намерений.

Детская: где в комнате должны стоять иконы

Часто мамы и папы думают о том, как защитить чадо от дурного глаза, болезней и иных проявлений дьявольщины. Иконы для этого подходят больше всего. Их можно повесить в комнате малыша. Желательно расположить образ Богородицы в восточном углу помещения. Соблюдайте правила, приведенные выше. То есть икону вешайте подальше от транслирующих электронных устройств. Находящийся в комнате святой лик обязательно вызовет у ребенка интерес к вере. Научите его молиться, расскажите о том, чем являются иконы для людей. Наверное, так мы постепенно сможем вернуть себе старинные традиции духовного воспитания. А вы как считаете?

По благословению Епископа Тихвинского Константина

Алексеев Сергей Владимирович

В дому своем всякому христианину …святыя и честныя образы написанныя на иконах по существу ставити на стенах, устроив благолепно место со всяким украшением и со светилники, в них же и свещи пред святыми образы вжигаются на всяком славословии Божии… А к святым образом касатися достойным в чисте совести… А образы святым поставляются иже в начале по чину, свято почитаети суть имяны преж реченными. В молитвах и во бдениих, и в поклонех и во всяком славословии Божий всегда почитати их…

Инок Спиридон (Сильвестр)
ДОМОСТРОЙ
XVI в.

Иконописец, завершая икону, надписывает
имя Того, чей Лик явлен на иконной доске.
Происходит соединение слова и изображения,
имени и образа – рождается Икона.

Количество и качество – категории разные. Наивно полагать, что чем больше Священных изображений в доме православного христианина, тем благочестивее его жизнь. Несистематизированное, занимающее значительную часть жилого пространства собрание икон, репродукций, настенных церковных календарей, зачастую может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека.

Во-первых, необдуманное собирательство может превратиться в пустое коллекционирование, где о молитвенном предназначении иконы нет и речи.

Во-вторых (и это главное), в таком случае происходит искажение понятия дома как жилища, как материальной основы православной семьи.

«Дом мой домом молитвы наречется» () – это о храме, который создан для молитвы и совершения Таинств.

Дом же является продолжением храма, не более; дом – это прежде всего семейный очаг; в доме звучит молитва, но молитва келейная; в доме существует Церковь, но Церковь малая, домашняя, семейная. Принцип иерархичности (то есть подчиненности низшего высшему), отражающий Небесную гармонию и упорядоченность, присутствует и в жизни земной. Поэтому недопустимо смешение онтологически разных понятий храма и дома.

Тем не менее, иконы в доме должны быть обязательно. В достаточном количестве, но в разумных пределах.

В прошлом в каждой православной семье, и крестьянской, и городской, на самом видном месте жилища обязательно имелась полочка с иконами, или целый домашний иконостас. Место, где размещались иконы называли передний угол, красный угол, святой угол, божница, киот или кивот.

Для православного христианина икона – это не только изображение Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых и событий из Священной и Церковной истории. Икона – изображение священное, то есть отделенное от реалий быта, не смешивающееся с обыденной жизнью и предназначенное только для богообщения. Поэтому главное предназначение иконы – молитвенное. Икона – это окно из мира горнего в наш мир – мир дольний; это откровение Божие в линиях и красках.

Таким образом, икона – не просто семейная реликвия, передающаяся из поколения в поколение, а святыня; святыня, которая объединяет всех членов семьи во время совместной молитвы, ибо совместная молитва возможна только в том случае, когда прощены друг другу взаимные обиды и достигнуто полное единение людей, предстоящих перед иконой.

Конечно, в настоящее время, когда место иконы в доме занял телевизор – своеобразное окно в пестрый мир человеческих страстей, во многом были утеряны и традиции совместной домашней молитвы, и смысл семейной иконы, и осознание своей семьи как малой Церкви.

Поэтому у православного христианина, живущего в современной городской квартире, нередко возникают вопросы: какие иконы необходимо иметь в доме? Как правильно их разместить? Можно ли использовать репродукции с икон? Что делать со старыми, пришедшими в состояние ветхости иконами?

На какие-то из этих вопросов следует дать только однозначный ответ; отвечая на другие, можно обойтись и без каких-либо строгих рекомендаций.

Итак, где разместить иконы?

В свободном и доступном месте.

Лаконичность такого ответа вызвана не отсутствием канонических требований, а реалиями жизни.

Конечно, иконы желательно помещать на восточной стене комнаты, потому что восток как богословское понятие имеет особое значение в Православии.

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал ().

Оглянись, Иерусалим, на восток, и посмотри на радость, грядущую к тебе от Бога ().

И поднял меня дух, и привел меня к восточным воротам дома Господня, которые обращены к востоку ().

…ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого ().

Но как поступить, если дом сориентирован так, что на востоке находятся окна или двери? В таком случае можно использовать южную, северную или западную стены жилища.

Главное, чтобы перед иконами было достаточно свободного пространства, и молящиеся не чувствовали бы тесноты при совместной молитве. А для книг, необходимых во время молитвы, удобно использовать складной переносной аналой.

Выбирая место для домашнего иконостаса необходимо избегать близкого соседства икон с телевизором, магнитофоном и другой бытовой техникой. Технические приборы принадлежат нашему времени, они сиюминутны, их предназначение не соответствует предназначению священных изображений и соединять их вместе, по возможности, не следует.

Правда, здесь могут быть исключения. Например, в редакционных отделах православных издательств вполне допустимо соседство иконы и компьютера. А если автор или сотрудник работает на дому, то икона, помещенная возле компьютера, служит подтверждением того, что эта техника используется для распространения Благой Вести, что этот, созданный руками людей инструмент служит проводником Божией воли.

Нельзя допускать смешения икон с предметами декоративного убранства светского характера: статуэтками, панно из различных материалов и т. п.

Неуместно помещать икону на книжную полку по соседству с книгами, содержание которых или не имеет ничего общего с православными истинами, или даже противоположно христианской проповеди любви и милосердия.

Совершенно недопустимо соседство икон с плакатами или настенными календарями, на которых напечатаны фотографии кумиров века нынешнего – рок-музыкантов, спортсменов или политических деятелей. Это не только низводит значение почитания священных изображений до неприемлемого уровня, но и ставит святые иконы в один ряд с идолами современного мира.

О том, как отражается подобное отношение к святыне на духовном состоянии семьи показывает пример из практики священника Сергия Николаева, автора брошюры «Иконы в нашем доме»:

«В прошлом году пригласили меня отслужить молебен в одном доме, где, по словам хозяев, было «нехорошо». Несмотря на то, что дом был освящен, в нем ощущался какой-то гнет. Обходя комнаты со святой водой, я обратил внимание на комнату юношей, сыновей хозяина, где на стене висел художественно выполненный плакат, посвященный известной рок-группе. Причем известной своей сатанинской направленностью.

После молебна, за чаем, я осторожно, зная о фанатичной преданности некоторых молодых людей своим кумирам, попытался объяснить, что «нехорошо» в доме вполне может происходить даже от таких плакатов, что подобные изображения как бы пытаются противостоять святыне. Юноша молча встал и снял обсуждаемую картину со стены. Выбор был сделан тут же» (Священник Сергий Николаев. Иконы в нашем доме. М. 1997, сс.7-8).

…воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его () – так говорится в Священном Писании о должном отношении к святыне, посвященной Господу.

Украшением домашнего иконостаса могут быть живые цветы, а большие, отдельно висящие иконы, часто, согласно традиции, обрамляют полотенцами.

Традиция эта восходит к древности и имеет богословское обоснование.

Согласно Преданию, прижизненное изображение Спасителя возникло чудесным образом для оказания помощи страждущему человеку: Христос, умыв лицо, отерся чистым платком (убрусом), на котором отобразился Его Лик, и отослал этот плат больному проказой малоазийскому царю Авгарю в город Едессу. Исцелившийся правитель и его подданные приняли христианство, а Нерукотворенный Образ был прибит на «доску негниющю» и помещен над городскими вратами.

День, когда Церковь вспоминает перенесение в 944 году из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Спасителя (29 августа по новому стилю), в народе раньше назывался «холщовым» или «полотняным Спасом», а в некоторых местах в этот праздник освящали домотканные полотна и полотенца.

Полотенца эти были украшены богатой вышивкой и предназначались именно для божницы. Также иконы обрамляли полотенцами, которыми хозяева дома пользовались во время водосвятных молебнов и венчания. Так, например, после водосвятного молебна, когда священник обильно кропил молящихся святой водой, люди отирали лица особыми полотенцами, которые и помещали затем в красный угол.

После празднования Входа Господня в Иерусалим, возле икон помещают веточки освященной в церкви вербы, которые по традиции хранят до следующего Вербного воскресения.

В День Святой Троицы или Пятидесятницы принято украшать жилище и иконы веточками березы, которые символизируют Церковь процветшую, несущую благодатную силу Святого Духа.

Не должно быть между иконами картин или репродукций картин.

Картина, даже если она имеет религиозное содержание, как, например «Явление Христа народу» или «Сикстинская мадонна» Рафаэля – это не каноническая икона.

В чем же разница между православной иконой и картиной?

Картина представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника, который является своеобразной формой передачи собственного мироощущения. Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объективных причин: конкретной исторической ситуации, политической системы, господствующих в обществе моральных норм и жизненных принципов.

Икона, как мы уже упоминали, – это откровение Божие, высказанное языком линий и красок. Откровение, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца – мировоззрение Церкви. Икона – вне времени, вне господствующих вкусов, она – символ инобытия в нашем мире.

Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение.

Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отражения окружающего мира через чувства; картина принадлежит миру душевному.

Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. В литургической жизни Церкви икона, как и манера чтения молитв псаломщиком, лишена внешних эмоций. Сопереживание произносимым словам и восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне.

Икона – средство для общения с Богом и святыми Его.

Иногда среди икон в красном углу можно встретить фотографии или репродукции фотографий священников, старцев, людей праведной, богоугодной жизни. Допустимо ли это? Если строго следовать каноническим требованиям, то, конечно же, нет. Не следует смешивать иконописные изображения святых и фотопортреты.

Икона возвещает нам о святом в его прославленном, преображенном состоянии, тогда как фотография, пусть даже человека впоследствии прославленного как святого, показывает конкретный момент его земной жизни, отдельную ступень восхождения к горним высотам духа.

Подобные фотографии конечно нужны в доме, но размещать их следует в стороне от икон.

Раньше, наряду с молельными иконами – священными изображениями, в домах, особенно крестьянских, имелись и благочестивые изображения: литографии храмов, виды Святой земли, а также лубочные картинки, которые в наивной, но яркой, образной форме, повествовали о предметах серьезных.

В настоящее время появились разнообразные настенные церковные календари с репродукциями икон. Относиться к ним следует как к удобной для православного христианина форме печатной продукции, так как в подобных календарях содержатся необходимые указания по поводу праздничных и постных дней.

А вот саму репродукцию по окончании года можно наклеить на твердую основу, освятить в церкви по чину благословения иконы и поместить в домашний иконостас.

Какие иконы иметь дома?

Обязательно нужно иметь икону Спасителя и икону Божией Матери.

Изображения Господа Иисуса Христа как свидетельства Боговоплощения и Спасения рода человеческого и Богородицы как самой совершенной из земных людей, удостоившейся полного обожения и почитаемой как честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим (Хвалебная песнь Пресвятой Богородице) – необходимы для дома, где живут православные христиане.

Из образов Спасителя, для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя.

Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение благословляющей руки Господа и раскрытой или закрытой книги.

Богословское значение этого образа в том, что Господь предстает здесь как Промыслитель о мире, как Вершитель судеб этого мира, Податель истины, к которому с верой и надеждой устремлены взоры людские. Поэтому изображениям Господа Вседержителя или, по-гречески, Пантократора всегда отводят значительное место и в росписи храма, и на переносных иконах, и, конечно, в доме.

Из богородичной иконографии чаще всего выбирают иконы типа «Умиление» и «Одигитрия».

Иконографический тип «Умиление» или, по-гречески, Елеуса, восходит, по преданию, к святому апостолу и евангелисту Луке. Именно он считается автором изображений, списки с которых впоследствии распространились по всему православному миру.

Характерной особенностью этой иконографии является соприкосновение ликов Спасителя и Богородицы, которое символизирует соединенность небесного и земного, особые взаимоотношения Творца и Его творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание во искупление грехов человеческих. Из икон типа «Умиление» наиболее распространены:

  • Владимирская икона Божией Матери,
  • Донская икона Божией Матери,
  • икона «Взыграние младенца»,
  • икона «Взыскание погибших»,
  • икона «Достойно есть»,
  • Игоревская икона Божией Матери,
  • Касперовская икона Божией Матери,
  • Корсунская икона Божией Матери,
  • Почаевская икона Божией Матери,
  • Толгская икона Божией Матери,
  • Феодоровская икона Божией Матери,
  • Ярославская икона Божией Матери.

«Одигитрия» в переводе с греческого означает «Путеводительница». Путь истинный – путь ко Христу. На иконах типа «Одигитрия» об этом свидетельствует жест правой руки Богородицы, которая указывает нам на Богомладенца Христа. Среди чудотворных икон этого типа наиболее известными являются:

  • Влахернская икона Божией Матери,
  • Грузинская икона Божией Матери,
  • Иверская икона Божией Матери,
  • икона «Троеручица»,
  • икона «Скоропослушница»,
  • Казанская икона Божией Матери,
  • Козельщинская икона Божией Матери,
  • Смоленская икона Божией Матери,
  • Тихвинская икона Божией Матери,
  • Ченстоховская икона Божией Матери.

Конечно, если праздничными датами для семьи являются дни чествования каких-либо икон Спасителя или Божией Матери, например Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа или иконы Божией Матери «Знамение», то хорошо иметь в доме именно эти иконы, также как и образы святых, имена которых носят члены семьи.

Для тех, кто имеет возможность разместить в доме большее количество икон, можно дополнить свой иконостас изображениями почитаемых местных святых и, конечно, великих святых земли Российской.

В традициях русского православия укрепилось особое почитание святителя Николая Чудотворца, иконы которого имеются почти в каждой православной семье. Следует отметить, что наряду с иконами Спасителя и Божией Матери образ Николая Чудотворца всегда занимал центральное место в доме православного христианина. В народе святитель Николай почитается как святой, наделенный особой благодатию. Во многом это связано с тем, что по церковному уставу каждый четверг седмицы, наряду со святыми апостолами, церковь возносит молитвы и святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу.

Среди изображений святых пророков Божиих можно выделить Илию, среди апостолов – первоверховных Петра и Павла.

Из изображений мучеников за веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученика Георгия Победоносца, а также святого великомученика и целителя Пантелеймона.

Для полноты и завершенности домашнего иконостаса желательно иметь изображения святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила и иконы праздников.

Выбор икон для дома всегда индивидуален. И лучшим помощником здесь является священник – духовник семьи и именно к нему, или любому другому священнослужителю стоит обратиться за советом.

По поводу репродукций икон и цветных фотографий с них можно сказать, что иногда разумнее иметь хорошую репродукцию, чем икону писаную, но плохого качества.

Отношение иконописца к своему труду должно быть крайне требовательным. Как священник не имеет права совершать литургию без должной подготовки, так и иконописец должен со всей полнотой ответственности подходить к своему служению. К сожалению, и в прошлом, и сейчас нередко можно встретить вульгарные поделки, которые не имеют ничего общего с иконой. Поэтому, если изображение не вызывает чувства внутреннего благоговения и ощущения соприкосновения со святыней, если оно сомнительно по богословскому содержанию и непрофессионально по технике выполнения, то лучше воздержаться от такого приобретения.

А репродукции канонических икон, наклеенные на твердую основу и освященные в церкви, займут достойное место в домашнем иконостасе.

Часто возникает сугубо практический вопрос:
Как наклеить бумажную репродукцию, не повредив ее?

Здесь можно дать несколько полезных советов.

Если репродукция выполнена на плотной бумаге или картоне, то для наклеивания ее на твердую основу – доску или многослойную фанеру – желательно пользоваться клеем, который не содержит воду и, соответственно, не деформирует бумагу, например, клеем «Момент». Если репродукция на тонкой бумаге, то можно использовать клей ПВА, но в этом случае бумагу следует смочить водой, подождать, пока вода впитается, а бумага потеряет упругость, и только потом уже наносить клей.

Прижимать репродукцию к основе нужно через чистый лист бумаги, чтобы не запачкать изображение.

После наклеивания, репродукцию можно покрыть тонким слоем олифы или лака, но делать это следует с осторожностью, так как некоторые лаки разрушают типографские краски. Следует учесть, что типографские краски имеют свойство выцветать под активным воздействием прямых солнечных лучей, поэтому, сделанную вашими руками и освященную в Церкви икону нужно оберегать от их воздействия.

Как разместить иконы, в какой последовательности?
Есть ли на этот счет строгие уставные требования?

В церкви – да. Для домашней же божницы можно ограничиться лишь некоторыми основными правилами.

Например, если иконы развешены бессистемно, несимметрично, без продуманной композиции, то это вызывает постоянное чувство неудовлетворенности их размещением, желанием все изменить, что очень часто отвлекает от молитвы.

Также необходимо помнить и о принципе иерархии: не помещать, к примеру, икону местночтимого святого над иконой Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери, апостолов.

Икона Спасителя должна быть справа от предстоящего, а Божией Матери – слева (как в классическом иконостасе).

При подборе икон следите за тем, чтобы они были единообразны по художественной манере исполнения, старайтесь не допускать многообразия стилей.

Что делать, если в семье есть особо почитаемая, передающаяся по наследству икона, но написана она не вполне канонически или имеет некоторые потери красочного слоя?

Если недостатки изображения не имеют серьезных искажений образа Господа, Божией Матери или святого, такую икону можно сделать центром домашнего иконостаса или, если позволяет место, поместить на аналое под божницей, потому что такой образ – святыня для всех членов семьи.

Одним из показателей уровня духовного развития православного христианина служит его отношение к святыне.

Каким должно быть отношение к святыне?

Святость как одно из свойств Божиих (Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! () отражается и в угодниках Божиих и в физических предметах. Поэтому почитание святых людей, священных предметов и изображений, а также собственное стремление к подлинному Богообщению и преображению – явления одного порядка.

Будьте передо Мною святы, ибо Я свят Господь… ()

По тому, как относятся члены семьи к иконе, перед которой возносили молитвы ко Господу их прадедушки и прабабушки, можно судить и о степени воцерковления людей, и о их благочестии.

Почитание родовой иконы всегда было особым. После крещения, младенца подносили к иконе и священник, или хозяин дома читал молитвы. Иконой родители благословляли детей на учебу, на дальнюю поездку, на общественное служение. Давая согласие на свадьбу, родители также благословляли новобрачных иконой. И уход человека из жизни совершался под образами.

Известное выражение «разошелся, хоть святых выноси» – свидетельство совестливого отношения к иконам. Перед изображениями святых недопустимы ссоры, недостойное поведение или бытовые скандалы.

Но бережное и благоговейное отношение к иконе у православного христианина не должно перерастать в недопустимые формы поклонения. Воспитывать правильное почитание священных изображений нужно с самого раннего возраста. Всегда необходимо помнить о том, что икона это изображение, священное, но все же только изображение. И нельзя путать такие понятия как образ – само изображение, и первообраз – того, кто изображен.

К чему может привести искаженный, неправославный взгляд на почитание святых икон?

К искажению духовной жизни, как отдельного человека, так и к разладу внутри Церкви. Пример тому – ересь иконоборцев, возникшая в VII веке.

Поводами для возникновения этой ереси послужили серьезные богословские споры о возможности и правомочности изображения Второго Лица Пресвятой Троицы – Бога Слова во плоти. Также поводом послужили политические интересы некоторых византийских императоров, стремившихся к союзу с сильными арабскими государствами, и пытавшихся упразднить иконопочитание в угоду мусульманам – противникам святых икон.

Но не только это. Одним из поводов для распространения ереси послужили и крайне уродливые, граничащие с идолопоклонством, формы почитания священных изображений, бытовавшие в церковной жизни того времени. Не чувствуя разницы между образом и первообразом, верующие зачастую почитали не изображенное на иконе лицо, а сам предмет – доску и краски, что являлось профанацией иконопочитания и смыкалось с самыми низкими видами язычества. Несомненно, это служило соблазном для множества христиан и приводило к пагубным последствиям для их духовной жизни.

Потому и возникли в среде интеллектуальной элиты того времени тенденции к отказу от подобных форм почитания священных изображений. Противники такого иконопочитания предпочитали вовсе отказаться от него, чтобы сохранить чистоту Православия и «уберечь» по их мнению, малосведущую часть христиан от пагубы язычества.

Конечно, подобные воззрения противников искаженного иконопочитания таили в себе серьезную опасность: ставилась под сомнение сама истинность Боговоплощения, так как само существование иконы основано на реальности воплощения Бога Слова.

Отцы VII Вселенского собора, осудившие ересь иконоборцев, учили: «…и чествовати их (иконы) лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению Честнаго и Животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свещей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и поклоняющийся иконе, покланяется существу изображеннаго на ней. Тако бо утверждается учение святых отец наших, сиесть, предание кафолическия церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие» (Книга Правил святых Апостол, святых Соборов вселенских и поместных, и Святых Отец. М., 1893, с. 5-6).

Домашний иконостас желательно увенчать крестом; кресты также помещают на косяках дверей.

Крест – святыня для православного христианина. Это символ спасения всего человечества от вечной смерти. 73-е Правило Трульского собора, состоявшегося в 691 году, свидетельствует о значении почитания изображений святого креста: «Поелику животворящий крест показал нам спасение, то надлежит прилагать всякое попечение о том, чтобы отдать должное почтение тому, посредством чего мы спасены от древнего падения…» (Цит. по: Зэндлер Э. Генезис и богословие иконы. Журнал «Символ», №18, Париж, 1987, с. 27).

Во время молитвы перед иконами хорошо затеплить лампадку, а в праздники и воскресенья пусть она горит и в течение дня.

В многокомнатных городских квартирах иконостас для общей семейной молитвы размещают, как правило, в большей из комнат, в других же необходимо поместить хотя бы одну икону.

Если православная семья трапезничает в кухне, то и там нужна икона для молитвы до и после трапезы. Разумнее всего в кухне поместить икону Спасителя, так как благодарственная молитва после еды обращена к Нему: «Благодарим Тебя, Христе, Боже наш…».

И последнее.

Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации?

Такую икону, даже если она не освящена, ни в коем случае нельзя просто выбрасывать: к святыне, пусть даже потерявшей свой изначальный вид, всегда нужно относиться с благоговением.

Раньше с ветхими иконами поступали следующим образом: до какого-то определенного состояния старую икону хранили в божнице позади других икон, а если краски с иконы совершенно стирались от времени, то ее пускали по течению реки.

В наше время этого делать, конечно, не стоит; обветшавшую икону необходимо отнести в церковь, где ее сожгут в церковной печи. Если такой возможности нет, то икону следует сжечь самому, а пепел закопать в месте, которое не будет осквернено: например, на кладбище или под деревом в саду.

Нужно помнить: если порча иконы произошла из-за небрежного ее хранения – это грех, который нужно исповедовать.

Лики, смотрящие на нас с икон, принадлежат вечности; глядя на них, вознося им молитву, испрашивая их заступничества, мы – жители мира дольнего – всегда должны помнить о нашем Творце и Спасителе; о Его вечном призыве к покаянию, к самосовершенствованию и обожению каждой души человеческой.

Глазами Своих святых взирает на нас Господь с икон, свидетельствуя, что все возможно для человека, ходящего путями Его.

Приложение

Схема высокого иконостаса

1 – Царские врата (а – «Благовещение», б, в, г, д – евангелисты);
2 – «Тайная вечеря»; 3 – икона Спасителя; 4 – икона Богоматери;
5 – северные врата; 6 – Южные врата; 7 – икона местного ряда;
8 – храмовая икона;

I – праотеческий ряд; II – пророческий ряд; III – праздничный ряд;
IV – деисусный чин.

Иконостас

Если алтарь – часть храма, где совершается величайшее Таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, сравнивать с миром горним, то иконостас, лики которого смотрят на молящихся, является образным – в линиях и красках – выражением этого мира. Высокий иконостас, которого не знала церковь византийская, окончательно сформировавшийся в русской церкви к XVI веку, послужил не столько зримому отображению основных событий всей Священной истории, сколько воплотил идею единения двух миров – небесного и земного, выразил стремление человека к Богу, и Бога к человеку.

Классический русский высокий иконостас состоит из пяти ярусов или рядов, или, по-другому, чинов.

Первый – праотеческий, располагается под крестом, в самом верху. Это образ Церкви ветхозаветной, еще не получившей Закон. Здесь изображены праотцы от Адама до Моисея. В центре этого ряда икона «Троица Ветхозаветная» – символ предвечного совета Святой Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление грехопадения человеческого. Икона «Гостеприимство Авраама» (или «Явление Аврааму у дуба Мамврийского»), которая также помещается в центре праотеческого ряда, имеет другой богословский смысл – это договор, заключенный Богом с человеком.

Второй ряд – пророческий. Это Церковь, уже получившая Закон и через пророков возвещающая о Богородице, от которой воплотится Христос. Именно поэтому в центре этого ряда находится икона «Знамение», изображающая Божию Матерь с воздетыми в молении руками и с Богомладенцем в лоне.

Третий – праздничный – ряд повествует о событиях времени новозаветного: от Рождества Богородицы до Крестовоздвижения.

Четвертый, деисусный (или по-другому деисисный) чин – это моление всей Церкви ко Христу; моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде. В центре – икона «Спас в силах», представляющая Христа, как грозного судию всего мироздания; слева и справа – изображения Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Предтечи, архангелов, апостолов и святых.

В следующем, местном ряду, расположены иконы Спасителя и Богоматери (по сторонам от Царских врат), далее на Северных и Южных вратах – изображения архангелов или святых диаконов. Храмовая икона – икона праздника или святого, в честь которого освящен храм, всегда находится справа от иконы Спасителя (для стоящего лицом к алтарю), сразу за Южными вратами. Над Царскими вратами помещают икону «Тайная вечеря», как символ таинства Евхаристии, а на самих вратах – «Благовещение» и изображения святых евангелистов. Иногда на Царских вратах изображают иконы и – создателей Божественной Литургии.

САТИСЪ
Санкт-Петербург
2000

Домашний иконостас из натурального дерева с резными узорами

Традиция обустройства домашнего иконостаса существует не один век. Хотя в современных домах иконы часто ставятся на полки книжных шкафов или вешаются на стену, лучше всего оборудовать для них отдельное специальное место.

Одноярусный прямой стеллаж — полка для икон

Хорошим вариантом будет подвесная полка, которую по канону следует разместить на восточной стене дома. Часто такую полку делают угловой, высотой в два или три яруса.

Красивая деревянная полка для икон в угол комнаты в три яруса

Угловая полка для икон с подсвечником

Полка для икон «Домашний мини-иконостас угловой»

В мастерских можно заказать подставку для домашних икон любого размера и конфигурации, но это достаточно дорогостоящая работа.

Угловая полка из ДВП, выполненная в три яруса

Более простой вариант — использовать обычную угловую полку из хозяйственного магазина, но в этом случае могут возникнуть проблемы с размерами. Кроме того придется поискать модель, которая лучше «впишется» в интерьер. Всех этих сложностей можно избежать, если сделать полку для икон самостоятельно — это вполне осуществимо даже при небольшом опыте столярных работ.

Навесная угловая полка для икон из дерева

Полка для икон своими руками может иметь любую удобную конструкцию. Угловые полки делаются одноуровневыми или в несколько ярусов. Для соединения нескольких уровней обычно используются выточенные из дерева опоры. Готовую полку часто украшают резьбой, ажурными накладками, покрывают специальным столярным лаком, воском.

Небольшая угловая полка для икон два яруса

Домашний иконостас своими руками

Необходимые материалы и инструменты

Для изготовления угловой полки используется древесина различных декоративных пород — например, дуба или вишни. Менее дорогостоящим материалом будет сосновая доска. Помимо дерева можно также использовать фанеру или ДСП. Толщина доски может варьироваться от 1,5см до 2,5см. Также понадобятся дощечки небольшой ширины для того, чтобы выточить опоры.

Для работы понадобятся следующие инструменты:

  • рулетка или линейка;
  • пила-ножовка;
  • наждачная бумага для дерева;
  • электрический лобзик;
  • элекродрель;
  • саморезы;
  • столярный клей;
  • лак для древесины.

Необходимые инструменты

Для крепления готовой полки к стене также понадобятся сверла по камню, металлические уголки или петли, саморезы с дюбелями.

Этапы изготовления

Резная угловая полка для икон ручной работы с чертежем

Прежде чем начинать работу, следует изготовить чертеж проекта. Размеры и количество полок зависят от вида икон, которые будут располагаться на готовом домашнем иконостасе. Чтобы изготовить простую двухъярусную полку, понадобится две сосновые доски толщиной 1,5 см, а также четыре опоры.

  1. С помощью маркера или карандаша чертеж переносится с бумаги на дерево. Стороны, примыкающие к стене должны располагаться относительно друг друга под прямым углом. Внешний край может быть прямым, полукруглым или фигурным.
  2. С помощью пилы и лобзика по чертежу вырезаются детали будущего изделия.

    Выпиливаем лобзиком по шаблону три детали — боковина, бортик и дно

  3. Края и поверхности деталей шлифуются наждачной бумагой.
  4. Опоры можно сделать простыми в виде плоских дощечек, или придать им форму с помощью лобзика.

    Заготовка фрезеруется по трафарету на специальном оборудовании

  5. При необходимости из более тонкой доски вырезаются бортики для полок.

    Для вытачивания декоративных деталей понадобится токарный станок либо их берут готовыми

  6. С помощью саморезов полки крепятся к опорам, затем соединяются между собой.

    Собираем полочку — к точёным элементам с помощью саморезов прикручиваются донышки

  7. Столярный клей используется для укрепления соединений, а также для того, чтобы прикрепить бортики.

    При соединении боковин с донышками саморезы должны попасть в середину торцов донышек

  8. К задней части полки или к опорам крепятся металлические петли.

    Бортики прикручиваются с помощью цилиндриков — саморезы вставляются в отверстия со стороны дна, цилиндрики надеваются, метизы закручиваются в бортик

  9. В стене сверлятся отверстия под дюбели крепежных болтов, на которых будет висеть изделие. Необходимо убедиться, что крепления выдержат вес полок с иконами.

Заключительный этап – покрытие готового изделия олифой и прикрепление на кронштейны в угол

После завершения работы готовая полка обрабатывается морилкой и лаком. Подойдут как бесцветные лаки, так и те, что придают доске цвет различных пород дерева. При выборе быстросохнущего лака изделие готово к эксплуатации через несколько часов.

Небольшие полочки для икон разного цвета — сосна, орех, красное дерево

Декорирование

В зависимости от сложности элементов декорирования полки под иконы, их можно сделать своими руками или приобрести в готовом варианте

Самый распространенный способ украшения домашнего киота — резьба по дереву. Выполнить ее можно самостоятельно с помощью лобзика. Если отсутствует необходимый опыт, резные элементы можно купить в строительном магазине, заказать в мастерской. Готовые резные пластины крепятся на полку столярным клеем.

Для резьбы подбирается древесина мягких пород: береза, ель, сосна, осина или можжевельник

Другим способом украшения служит выжигание орнамента с помощью специального прибора — для этого предварительно наносят рисунок узора на дерево карандашом. Полочку также можно покрасить — специальные краски по дереву продаются в строительных отделах. Альтернативой строгой однотонной окраске будет нанесение на эмаль узора краской другого цвета.

Можно выжечь орнамент с последующим вскрытием эмалью отдельных фрагментов изображения на полке

Чтобы дополнительно укрепить и украсить полку, ее задние стенки закрывают деревянной панелью. Ее также можно украсить резьбой, покрасить лаком, эмалью.

Полка для икон с красивой задней стенкой

Для оформления верхней части полки под иконы можно выбрать очертания православного храма

При использовании фанерной доски эти способы не подойдут — но на такой панели будет эффектно смотреться роспись акриловой краской с добавлением позолоты.

Небольшая фигурная полочка для икон с подсвечниками и лампадой

Видео: Полка для иконостаса своими руками Резьба по дереву Woodcarving DIY

В Православном храме иконостасом называется алтарная перегородка, стенка, с несколькими рядами икон, отделяющая алтарную часть от остального пространства храма. Иконостас указывает место молитвы и отделяет его от Святая Святых, пространства, где происходит священнодействие. В древности алтарная перегородка называлась темплоном и была не такой высокой, как сейчас. Позже появился обычай помещать на нее иконы, вначале в один, а затем в несколько рядов. На Руси получили распространение четырёх- и пятиярусные иконостасы, украшенные большими иконами и глухие каменные алтарные преграды с фресковой росписью.

Под домашним иконостасом подразумевается особое пространство внутри дома, где расположены иконы, свечи и лампада. Домашний иконостас определяет место для молитвенного предстояния. В прошлом, на Руси, это место называли — красный угол, святой угол, божница, киот или кивот. Домострой учил: «В дому своем всякому христианину … святыя и честныя образы написанныя на иконах по существу ставити на стенах, устроив благолепно место со всяким украшением и со светилники, в них же и свещи пред святыми образы вжигаются на всяком славословии Божии… ». Принято было украшать иконостас живыми цветами, веточками вербы.

На Руси существовал обычай обрамлять большие, наиболее чтимые иконы, полотенцем. Происхождение его следующее. Согласно Священному Преданию, царь Авгарь, страдая от проказы, приказал своему слуге написать портрет Христа, слава о Котором в то время достигла Едессы. Слуга не смог выполнить приказ, тогда Христос умылся и отер лицо полотенцем, на котором запечатлелся Его Нерукотворный Образ. Царь выздоровел, а полотенце (убрус) затем много веков сохранялось христианами, как величайшая святыня прижизненного изображения Спасителя. В честь перенесения Нерукотворного Образа в Константинополь, христиане празднуют особый праздник, в народе именуемый «полотняным спасом». Освященные в этот праздник полотенца символизируют древний убрус и используются для украшения святых образов домашнего иконостаса.

Где в доме следует разместить иконостас? Любой Православный храм расположен так, что его алтарная часть всегда ориентирована на восток. Соответственно и иконостас в храме расположен на востоке. Для христианина эта часть света имеет особое значение. Согласно Священному Писанию, на востоке Господь посадил потерянный человеком рай «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал» (). Молясь в храме повернувшись к востоку, мы поворачиваемся лицом к раю.

Иконы в доме тоже желательно располагать на востоке, но в большинстве случаев выполнение такого предписания невозможно. В некоторых квартирах восточный угол попросту отсутствует, на месте, где требуется повесить иконы расположен дверной проем или окно. Но дом, это не храм Божий, призванный быть исключительно местом для молитвы и совершения Таинств. Дом является прежде всего семейным очагом, в котором возможна и необходима молитва келейная, правила которой не так строги. Поэтому домашний иконостас не обязательно оборудовать строго в восточной части своего жилища, можно выделить для него и другое место.

При выборе места для иконостаса важно соблюдать следующие правила:

* Рядом с иконами не должны находиться теле, аудио и бытовая техника.

* Недопустимо размещать иконы рядом с предметами декора, картинами, панно, плакатами с изображением кумиров и пр.

* Нельзя ставить иконы на полку с книгами, содержание которых не соответствует Православному вероучению.

* Домашний иконостас необходимо расположить в недоступном для животных месте.

* Перед иконостасом должно быть достаточно свободного места для молящихся членов семьи.

Многих интересует вопрос – возможно ли размещение икон в спальне, рядом с супружеским ложем? Церковь благословляет супружеский союз и не считает интимные отношения мужа и жены греховными. Поэтому, нет ничего предосудительного в расположении икон в спальне. Однако следует помнить, что благословление относится лишь к законным брачным отношениям, а не к блудному сожительству или незарегистрированному «гражданскому браку».

Отдельно следует обратить внимание на запрет женщинам в период месячных прикасаться к святыням. Женщина в эти дни, согласно церковным правилам, считается нечистой, она может осквернить святыню дотрагиваясь до нее. Такое отношение к женским кровотечениям было известно еще в Ветхом Завете, а затем подтверждено отцами Церкви. Правило Дионисия Александрийского гласит: «О женах, находящихся в очищении, позволительно ли им в таком состоянии входить в дом Божий, излишним почитаю и вопрошать. Ибо не думаю, чтобы они, если суть верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых. Ибо и жена, имевшая 12 лет кровотечение, ради исцеления, прикоснулась не Ему, но только к краю одежды Его. Молиться, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить помощи – не запрещается. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом ». Женщинам стоит быть внимательными и стараться без крайней необходимости не прикасаться к святым образам в месячные.

Нужно помнить — иконостас, это место благоговейное, наполняют его святыни, для нас, грешников представляющие собой окно в мир иной, горний. Относиться к святыням надо по-особому, с благоговением. Перед ними нельзя курить, пить спиртные напитки, ругаться, кричать и использовать матерные слова.

Важным моментом составления домашнего иконостаса является выбор самих икон. Нет разницы между иконой писаной мастером иконописцем и репродукцией, напечатанной в типографии. Иногда бывает лучше поместить дома репродукцию, чем плохого качества или неканоничное писаное изображение святого. И уж совсем неприемлемо заменять иконы картинами. Ведь чем отличается икона от картины? Автор иконы, это вся Церковь, она творение соборное, самовыражение в иконописи отсутствует. Икона пишется для предстояния перед ней в молитве. Картина, напротив, выражает творческую фантазию художника, она создана для созерцания и является средством общения с художником, с его внутренним миром.

Иконы каких святых должны составлять домашний иконостас? Согласно Православной традиции в иконостасе в первую очередь должны присутствовать образы Спасителя и Пресвятой Девы Марии. Икону Иисуса Христа следует размещать справа, Богородицы слева от предстоящего перед ней. На Руси, особо почитавшей св. Николая Чудотворца, было принято иметь дома образ и этого святого. В домашний иконостас можно включить образы св. Георгия Победоносца, св. Пантелеймона Целителя, св. Апостолов Евангелистов, св. Иоанна Крестителя, св. Архангелов, иконы местночтимых святых и святых земли Русской, а также иконы праздников и иконы святых имена которых носят члены семьи. При размещении образов необходимо учитывать иерархический строй. Нельзя допускать, чтобы икона местночтимого святого располагалась на иконостасе над иконой Спасителя или Богородицы.

В домашний иконостас можно включить образы особо почитаемых семейных святых. Главное – не нужно превращать уголок с иконами в музейный стенд, содержащий в себе десятки привезенных из разных мест образов. В большинстве случаев перед такими иконами не молятся, они просто висят в доме, как напоминание о путешествиях по святым местам. Такое отношение к образам неприемлемо, следует помнить, икона — средство для общения с Богом и со святыми, посредник между нашим миром и миром грядущим, пока недоступным для нас. Икона пишется для предстояния перед ней в молитве. В догмате об иконопочитании сказано: «Чем чаще при помощи икон они (изображенные на иконах) делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы побуждаются к воспоминанию о самих первообразах, приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать им лобызание, почтительное поклонение ».

В догмате об иконопочитании отражено учение Церкви об отношении к святыням, «честь воздаваемая образу переходит к первообразному, и покланяющийся иконе, покланяется существу изображеннаго на ней ». Важно помнить, мы поклоняемся не иконе, как материи, а Христу, Богоматери и святым, на ней изображенным. Не сама икона является нашей защитницей и спасительницей в минуты скорбей, а Христос, лик Которого смотрит на нас. Поэтому нельзя использовать икону как талисман и надеяться, что самое ее наличие в доме поможет обрести благополучие и исцелит от болезней. Икона не защищает, защищает только Бог.

В Православной традиции принято зажигать перед иконами лампады (специальные сосуды с маслом) и свечи. Св. Иоанн Кронштадтский писал: «Светильники, горящие пред иконами, означают, что Господь есть свет неприступный и огнь поядающий для грешников нераскаянных, а для праведников огнь чистительный и животворный; что Божия Матерь есть Матерь света и Сама чистейший свет, немерцающий, сияющий всей вселенной, что она есть купина горящая и неопалимая, приявшая неопально в Себя огнь Божества – престол огненный Вседержителя… что святые суть светильники горящие и светящиеся всему миру своею верою и добродетелями …». Лампада, зажженная перед иконами, является символом непрестанной молитвы христианина к Богу. Свеча – малая жертва человека Спасителю. Лампада и свеча – символы нашего духовного союза с Богом, зажигая их, мы выражаем наше благоволение и любовь к Создателю.

В домашнем иконостасе, лампаду можно как поставить на полку, напротив иконы, так и подвесить к потолку или киоту иконы. Свечи ставятся в специальный подсвечник, в достаточном удалении от иконы, так как свеча может расплавиться, наклониться и поджечь образ. При выборе лампады необходимо помнить, что сосуды из красного стекла принято зажигать в праздники, а зеленые или синие в будние и постные дни. Масло для лампады используется вазелиновое или с примесью оливкового, но, обязательно, самого лучшего качества, ибо еще в Ветхом Завете Господь сказал Моисею: «прикажи сынам Израилевым, чтоб они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник (…) на подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда» ().

Дом, в котором горит свеча или лампада наполняется Божественной благодатью. Маслом от лампады с древних времен было принято крестообразно помазывать болящих, дабы те, с помощью Божией, поскорее поправились. Поэтому и отношение к святыням должно быть благоговейное. Старец св. Паисий Святогорец рассказывал: «Раньше люди, заболев, брали маслице из своей лампадки, помазывались им и выздоравливали. Сейчас лампада горит просто как формальность, лишь для подсветки, а масло, когда моют лампаду, выливают в раковину. Как-то я был в одном доме и увидел, как хозяйка моет в раковине лампадку. «Вода куда идет?» — спрашиваю я ее. «В канализацию», — отвечает она. «Понятно, — говорю, — ты что же это, то берешь из лампады маслице и крестообразно помазываешь свое дитя, когда оно болеет, а то все масло из стаканчика льешь в канализацию? Какое же ты этому находишь оправдание? И как придет на твой дом благословение Божие?».

В заключении хочется сказать о самом главном. Домашний иконостас — место молитвенного предстояния человека перед Богом. Правильное его оформление и благоговейное отношение к святыням необходимы. Но без чистой, смиренной молитвы, иконостас превращается в элемент домашнего декора. Молитва есть живой опыт общения с Господом, обращение человека к Богу. «Молитва есть величайший, бесценный дар Творца твари, человеку, который чрез нее может беседовать с Творцом своим, как чадо с Отцом, изливать пред Ним чувства удивления, славословия и благодарения » св. Иоанн Кронштадтский. Молитва нужна не Богу, она необходима для спасения нам самим.

«Да испрáвится моли́тва моя́ я́ко кади́ло предъ тобóю: воздѣя́нiе рукý моéю, жéртва вечéрняя. Положи́, Гóсподи, хранéнiе устóмъ мои́мъ и двéрь ограждéнiя о устнáхъ мои́хъ. Не уклони́ сéрдце моé въ словесá лукáвствiя, непщевáти вины́ о грѣсѣ́хъ съ человѣ́ки дѣ́лающими беззакóнiе: и не сочтýся со избрáнными и́хъ » ().

Мария Соболева

Как правильно расставлять иконы в доме?

Иконы есть почти в каждом доме, за исключением семей убежденных атеистов. Раньше люди знали и соблюдали правила размещения святых образов. Знаем ли мы, как устроить домашний иконостас, так ли строги церковные каноны сегодня и каким должен быть красный угол вашего жилища?

Красный угол в старину

Наши прадеды к иконам относились благоговейно и старались оборудовать домашний иконостас по всем правилам. Божница (киот) со святыми образами размещалась в каждом православном доме в красном углу, на самом почетном месте.

Красный — значит, хороший, красивый. Святой угол устраивали с восточной стороны жилища, в самой светлой стороне дома, так как окна были на обеих стенах, образующих угол.

Для православного христианина его дом — символ храма. И если в церкви самым святым местом является алтарь, то в жилище верующего — именно красный угол, где расположен домашний иконостас, это символический аналог алтаря.


Как же люди устраивали иконостас в доме? Божница представляла собой открытый шкафчик для икон, чаще двухъярусный, делали его из дерева и украшали росписью и резьбой.

Иконы ставились на полки, вешать их было не принято. Образа украшали божником — полотенцем из тканого холста, вышитым на концах и вдоль одной стороны. Божник прикрывал иконы сверху и по бокам, но не закрывал святые лики.

В киоте хранили молитвенные книги, святую воду, масло для лампад, свечи, ладан.

Домашний иконостас сегодня

Большинство из нас не слишком хорошо знакомо с требованиями обустройства иконостаса в доме. Да и церковь сегодня не так строго требует соблюдения определенных канонов, ведь времена меняются и некоторые правила становится все труднее соблюдать.

Не в каждом доме есть возможность расположить иконостас в правильном восточном углу. Если планировка жилья не позволяет — что делать?


Допустимо поместить иконы с любой стороны жилища. Но место должно быть удаленным, чтобы можно было спокойно помолиться. При совместной молитве семьи понадобится свободное пространство всем молящимся. Необходимые при этом книги удобно положить на переносной складной аналой.

Постарайтесь расположить домашний иконостас подальше от телевизора, компьютера и прочей бытовой техники. Соседство святых изображений с техническими приборами неуместно.

Иконостас можно сделать своими руками или купить, подойдет даже обычная книжная полка.

Сколько икон нужно иметь в доме? Дело вовсе не в их количестве, вы ведь не коллекцию святых изображений собираете. Иконы имеют другое предназначение — молитвенное.

Не допускайте соседства образов с книгами, чье содержание далеко от православных взглядов, с разными декоративными предметами вроде статуэток, фигурок, панно, картин.


Даже репродукции картин на религиозные сюжеты лучше разместить подальше от красного угла, картины и иконы — разные вещи.

Плакаты и календари с изображениями популярных личностей: музыкантов, спортсменов, актеров — тоже недопустимо располагать рядом с иконостасом.

Какие иконы должны быть в доме обязательно?

Образ Спасителя — центр иконостаса, как и в самом храме. Эта икона всегда самая большая по размеру (Господь Вседержитель, Спас Нерукотворный). В красном углу также обязательно иметь образ Божьей Матери с Младенцем.

Икону Богородицы нужно расположить слева от образа Спасителя. Над этими двумя главными иконами допустимо поместить лишь изображения Распятия и Троицы.


Традиционно многие дополняют свой домашний иконостас изображениями великих православных святых. Почти в каждом доме есть икона святителя Николая Чудотворца, особо почитаемого верующими. Люди верят в то, что он наделен особой благодатью и обращаются с молитвой к святителю .

Святой великомученик Георгий Победоносец и святой великомученик и целитель Пантелеймон также пользуются любовью и уважением православных христиан.

Изображения великих русских святых преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского украшают многие домашние иконостасы.

На божнице можно расположить иконы пророка Божиего Илии, первоверховных апостолов Петра и Павла.

Какие еще иконы желательно иметь дома? Это могут быть изображения особо чтимых местных святых, архангелов Гавриила и Михаила, святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, иконы, посвященные праздникам.


На почетном месте домашнего иконостаса можно расположить ту икону, которая особо почитается в семье или святой образ, передаваемый из поколения в поколение (если в вашей семье есть такая реликвия).

В семьях верующих родовую икону чтят особо, ведь перед ней молились Господу их предки. Младенца после крещения было принято подносить к иконе и читать молитвы. Семейной святыней родители благословляли новобрачных, детей, отправляя их на учебу, в дальнюю дорогу, под образами наши прадедушки и прабабушки уходили в мир иной.

На киот традиционно ставят иконы именные — изображения тех святых, чьи имена носят живущие в доме. По поводу икон в домашнем иконостасе лучше посоветоваться с вашим духовником.

Священники советуют иметь дома, кроме святых образов Спасителя и Божией Матери, преимущественно иконы тех святых, к которым действительно обращаются с молитвами члены семьи.

Хорошо, когда иконы есть в каждой комнате вашего жилища. Там, где вы обедаете семьей (на кухне, в столовой) нужно расположить икону Спасителя.

Показать еще

Когда на покупку недвижимости не хватает личных средств, приобрести жилплощадь можно посредством оформления ипотеки или приобрести квартиру в рассрочку непосредственно у застройщика (при условии, что он участвует в подобной программе и предоставляет такой вид финансовой помощи).

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!