Этика и деонтология в работе медсестры. Вопросы медицинской этики и деонтологии

Врачебная этика и медицинская деонтология. Биоэтика

Термин "этика" происходит от греческого "этос" (ethos), т.е. обычай, нрав. Почти такое же значение имеет и другой термин - "мораль" (от латинского "morbus"). Поэтому "этика" и "мораль" обычно применяются вместе. Этику чаще квалифицируют как науку, теорию, учение о морали и нравственности, т.е. как науку о формах общественного сознания. Проф. А.А. Грандо в учебном пособии для студентов медицинских институтов с полным основанием пишет: "Этикой называют науку, занимающуюся определением нравственной ценности человеческих стремлений и поступков". Можно привести сотни определений этики (как и морали, нравственности). Еще больше разночтений в понимании термина "деонтология". На I Всесоюзной конференции по проблемам медицинской деонтологии (1969), организованной по инициативе министра здравоохранения тех лет акад. Б.В.Петровского и акад. АМН СССР А.Ф. Билибина, много сил и внимания уделявших проблемам этики и деонтологии, во вступительном слове Б.В.Петровский определил деонтологию как "учение о долге врача не только перед больным, но и перед обществом". Этот термин вошел в обиход и, прежде всего, в ученые труды и выступления как учение о должном, о долге. На самом деле автор термина - английский правовед И.Бентам в своей получившей известность книге "Деонтология или наука о морали" (начало XIX века) рассматривал деонтологию как учение о должном (отсюда происхождение самого термина) в поведении человека. Он противопоставил деонтологию этике как науке о морали или общественно должном поведении людей. Такое понимание деонтологии открывало простор для всякого рода индивидуалистической и не всегда гуманной деятельности, могло обосновывать эгоистическую мораль и нравственность. Автор термина дал ему антигуманную направленность, но он стал воплощением поведения, отвечающего высокому предназначению и гуманной деятельности медика. И.Бентам придал своему учению определенные нормативные черты, т.е. рассматривал деонтологию не столько как теорию, учение, сколько как обоснование определенной (в том числе прагматической, эгоцентрической) деятельности, поведения человека как достижения личной, персональной цели.

До сих пор идут споры о том, например, какое понятие более емкое - этика или деонтология, и многие склонны считать, что деонтология шире этики, так как включает в себя и учение, теорию о должном в поведении, и реализацию морально-нравственных правил, норм, т.е. самого поведения, а этика ограничивается лишь теорией, выработкой научных морально-нравственных норм, правил, концепций и т.п.

Этика отражает отношение людей не только друг к другу, но и к фактам, событиям, явлениям в жизни человечества, в том числе к науке и применению ее достижений на практике. Этический компонент возникает сразу же, как только ставится вопрос о целях того или иного действия, поступка, акции, об интересах человека или группы людей. В связи с этим можно и нужно говорить об этическом аспекте каждой сферы деятельности и знания, в том числе об этической ценности науки. Прогрессивные ученые обеспокоены возможностью применения крупнейших достижений науки во вред себе, здоровью людей. Наиболее яркий пример - использование в военных целях открытий в области ядерной физики и создание термоядерного оружия. Столь же обосновано беспокойство по поводу использования достижений генной инженерии в антигуманных целях. То же можно сказать о робототехнике, бактериологии, иммунологии и др.

Сказанное об этике и деонтологии целиком относится к медицине. Нельзя не отметить кровную связь медицины с общими свойствами этики и деонтологии, в первую очередь с общечеловеческими нормами морали и нравственности, которые справедливы для всех политических, классовых и иных категорий и для различных социально-политических и экономических структур. Это так называемые простые нормы нравственности и морали - добра, любви, сострадания, уважения, милосердия, противления злу, насилию, злобе и другим разъединяющим людей и разрушающим людское сообщество явлениям и чертам человеческих отношений. Их нередко связывают с христианскими добродетелями.

Врачебная этика и медицинская деонтология, как их чаще всего обозначают, это выражение высокого долга, общечеловеческой гуманности в специфических условиях профессиональной деятельности.

В отличие от всех других профессий врач или иной работник медицины имеет дело с больным человеком. Следует добавить - или с человеком практически здоровым, которого мы должны уберечь от болезней, а также с человеком здоровым, которого мы должны не только предохранить от заболеваний, но и сохранить его здоровье, укрепить и улучшить это здоровье.

Есть и другие специфические моменты. В медицине, в отличие от других специальностей, человеческих дел и знаний, допустим лишь этический максимум, с позиций которого нужно быть и хорошим медиком, и хорошим человеком. Встречаются плохие врачи, но само понятие "плохой врач" и "плохой человек" исключаются из медицинской этики и деонтологии, хотя общественное сознание вполне допускает такое положение в других профессиях.

Медик имеет дело не просто с объектом своей деятельности - больным человеком, в его руках здоровье и жизнь.

Медик (конечно, хороший, настоящий) должен быть готовым к самопожертвованию, забыть личное в интересах другого человека, его состояния, его здоровья. Все, кто писал об этике медиков, подчеркивали это. А.П. Чехов говорил, что профессия врача - подвиг, и не каждый на это способен.

Один из важнейших принципов Гиппократа - "не навреди" призывает не к самоустранению в трудных ситуациях, не к пассивности, а обязывает применить все знания и опыт для спасения больного, для его блага, но обязательно так, чтобы своими действиями не ухудшить его состояния. Это предусмотрительность, основанная на высоком профессионализме, осторожность и вместе с тем активность.

Общечеловеческие морально-нравственные категории чести, достоинства, обязанности, вины, долга, ответственности и другие, проходя сквозь горнило медицинской практики, приобретают своеобразные качества, свойственные лишь для этой специальности и рождающие проблемы, присущие лишь медицине, например, проблему врачебной тайны, вмешательства без согласия больного, эвтаназии, эксперимента на себе и на других людях и др.

Связь профессиональной медицинской этики с общей этикой отражается на ее определениях. Из сотен определений приведем предложенное А.М. Изуткиным еще в 1968 г.: "Врачебная этика -это раздел науки о роли нравственных начал в деятельности врача, о его высокогуманном отношении к больному как необходимом условии успешного лечения и укрепления здоровья человека" 1 . Более широкое и, так сказать, социально-направленное определение - в коллективной монографии Ю.П. Лисицына, A.M. Изуткина и И.Ф. Матюшина (1984), где говорится, что медицинская этика рассматривает "...всю совокупность моральных факторов, которыми руководствуются работники здравоохранения во всех сферах материальной и духовной деятельности, направленной на удовлетворение потребности общества и человека в сохранении и укреплении здоровья" 2 .

Прежде чем пойдет речь о конкретных проблемах, структуре этики и деонтологии, предлагается не разъединять эти понятия, а рассматривать их как одно направление, одну доктрину - медицинскую этику и деонтологию. Медицинская этика и деонтология как органически связанные понятия имеют дело с моральными и нравственными нормами и основанными на них принципами и правилами поведения медицинских работников, выполняющих свой гражданский и профессиональный долг.

Эти понятия близки, но не тождественны. В этом ракурсе этика (как наука) - понятие больше методологическое, а деонтология (как принципы и правила поведения) - понятие скорее методическое.

Значение врачебной этики и медицинской деонтологии возрастает в настоящее время, в период изменения социально-экономических отношений, введения рыночных, маркетинговых процессов, прямо коснувшихся и здравоохранения. Гордые реляции о бесплатной медицине для всего населения за счет государственных средств и праве каждого гражданина на бесплатную медицинскую помощь уходят в прошлое. За счет государства и вводимого ныне обязательного медицинского страхования обеспечивается лишь часть медицинских услуг по так называемой программе государственных гарантий (большая часть амбулаторно-поликлинической и часть стационарной медицинской помощи и даже далеко не все виды профилактического обслуживания). Ввиду сокращения государственного бюджета эта обязательная программа все более ограничивается. Вместе с тем медицинские учреждения получили легальное право на платные услуги, более того, они стали финансовой основой так называемого добровольного медицинского страхования. Уже сегодня большинство населения, материальные возможности которого резко упали, не в состоянии получать всю необходимую медицинскую помощь, включая медикаментозную, ввиду чрезвычайно возрастающей стоимости лекарств.

В такой ситуации лишились основания постулаты о свободе врача от коммерческих отношений с пациентами, об отсутствии почвы для бизнеса в медицине, о свободных, не загрязненных коммерческими интересами этических, моральных отношениях с пациентами. Фактически положение медика у нас в настоящее время принципиально (кроме пока еще гораздо более низкой зарплаты) не отличается от такового в других (капиталистических) странах. "Коммунистическая", "социалистическая" врачебная этика канула в Лету. Это обстоятельство приблизило всеобщие проблемы медицинской этики и деонтологии к нашему обществу, к нашему здравоохранению и в более широком смысле - к социальной политике в области охраны здоровья населения.

В связи с реформированием здравоохранения становятся практически важным и государственное регулирование платных услуг и вообще тарифа на медицинскую помощь, создание общественных организаций (ассоциаций, союзов), определение прав пациентов, врачей, страховых органов и представительств профсоюзов по контролю за работой страховщиков, врачей, врачебных организаций. Особое значение приобретают так называемые этические комиссии, предусмотренные законом (Основами законодательства об охране здоровья граждан РФ).

Такие организации функционируют за рубежом, их опыт полезен и для нас. Особенно важны кодексы врачебной этики, о которых речь впереди.

Теперь о важнейших проблемах медицинской этики и деонтологии , об одной из которых - о платности за медицинскую помощь - только что сказано. Неизменно главной остается проблема взаимоотношений врача и больного, медика и пациента . Вокруг этого столпа медицинской этики и деонтологии вращаются проблемы взаимоотношений врача (медика) и лиц, окружающих больного (родственников, близких, знакомых и др.); врачей друг с другом и иного медицинского и парамедицинского персонала (т.е. взаимоотношений внутри медицинской среды); медиков (врачей и другого медицинского персонала) с различными слоями и группами общества, по существу, проблема положения врача (медика) в обществе. К медицинской этике и деонтологии принадлежат также проблемы врачебной тайны, врачебной ошибки, эвтаназии, права эксперимента на себе (врача, медика), медицинское вмешательство без согласия больного, эксперимента на людях, трансплантации органов и тканей, генной инженерии, знахарства, парамедицины и др., которые сегодня обычно относят к биоэтике.

В анналах истории медицины накоплены многочисленные высказывания по главному вопросу медицинской этики и деонтологии - требования высоконравственного, душевного, бережного, милосердного, сочувствующего, конечно, высокопрофессионального, мастерского отношения врача (медика) к больному. Пожалуй, нет ни одного ученого или практика, кто бы не подчеркивал обязательность такого отношения. Из подобных суждений и наказов, назиданий, указаний и советов можно составить целые тома, содержание которых идет от истоков медицины. Облик врача в них предстает морально, душевно и физически чистоплотным, скромным, сдержанным, уверенным, обходительным, другом, советником и наставником страждущего. В древних манускриптах Аюрвед ("Знание жизни", Индия) выдающийся медик древности Сушрута записал: "Врач должен обладать чистым сострадательным сердцем, спокойным темпераментом, правдивым характером, отличаться величайшей уверенностью и целомудрием, постоянным стремлением делать добро. Можно бояться отца, матери, друзей, учителя, но не должно чувствовать страха перед врачом. Последний должен быть добрее, внимательнее к больному, нежели отец, мать, друзья и наставник". 25 веков назад в знаменитом трактате тибетской медицины "Чжуд-ши" сказано: "Основу хорошего врача составляют 6 качеств, по которым он должен быть всецело мудрым, прямодушным, исполненным обетов, искусным во внешних проявлениях, старательным в своей деятельности и мудрым в человеческих науках".

Бесспорно, квинтэссенцией высокогуманных морально-нравственных требований к врачу со времен древности стала всем хорошо известная клятва Гиппократа, как образчик последующих клятв, присяг, профессиональных этических медицинских обещаний и т.п. В разных переводах и интерпретациях ее отдельные элементы звучат по-разному, но суть одинакова. Ее основные положения:

    Служить торжеству жизни.

    Направлять режим больных к их выгоде сообразно имеющимся силам и разумению.

    Соблюдать врачебную тайну.

    Непорочно жить и трудиться.

    Советоваться с учителями и наставниками, почитать их.

    Хранить верность клятве.

Выдержка из оригинального текста в переводе проф. В.П. Руднева: "Я направлю режим больных к их выгоде сообразно моим силам и моим разумениям, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости... В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного праведного и пагубного... Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство... Что бы при лечении, а также и без лечения я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайною".

Один из основателей эпидемиологии, знаменитый Данила Самойлович в речи к слушателям госпитальных школ (1782) говорил: те, кто готовится стать врачом, должны быть "милосердными, сочувствующими, услужливыми, любить своего ближнего как самого себя, не быть ни скупым... словом, чтобы стать врачом, надо быть безукоризненным человеком".

Все авторы, кто ярко, образно, искренне, сильно призывают врача быть благородным, умелым, решительным, спокойным и сострадательным, подобным отцу медицины Гиппократу (М.Я. Мудров, И.Е. Дядьковский, Н.И. Пирогов, М.Я. Мухин и др.), подчеркивали одно основополагающее качество в отношениях врача и больного - гуманизм в наиболее полном его выражении. Гуманизм, по словам известного французского хирурга Л. Лериша, берет своим объектом всего человека "в творчестве его ума, в движении его интеллекта, его сердца, его беспокойства, в его надеждах, в его отчаянии. Это течение мысли должно пронизать всю медицину. Это тот гуманизм, который врач должен пробуждать у себя, когда он соприкасается с человеческим горем".

Напомнить о высоких требованиях в духе медицинской этики и деонтологии к врачу в его отношениях с пациентом особенно полезно в настоящее время, когда в условиях перехода на рыночные отношения необходимо пересматривать требования врачебной этики и деонтологии.

Снижение уровня этических и деонтологических требований подтверждается и социологическими исследованиями. Так, лишь 30% студентов VI курса вечернего отделения РГМУ ответили, что они имеют четкое представление о медицинской этике и деонтологии, 35% имеют неопределенное, расплывчатое представление, а 15% не смогли ответить на вопрос, что это такое.

По данным Р.В. Коротких, защитившей в 1990 г. докторскую диссертацию по врачебной этике и медицинской деонтологии, 61% врачей нарушают нравственные нормы взаимоотношений с больными и коллегами, 30% не соблюдают врачебную тайну, постоянно ведут, не считаясь с обстановкой, разговоры о больных, называя их фамилии. Среди причин нравственного характера, вызывающих неудовлетворенность медицинской помощью, 37% опрошенных жаловались на невнимательность врачей, 6% - на грубость. Пациенты очень чутко реагируют на психологический климат в коллективе медицинского учреждения, на взаимоотношения медперсонала, значительная часть пациентов отрицательно оценивает эти отношения. Всего, по данным Р.В. Коротких, 60% населения не удовлетворены взаимоотношениями с врачами и другим медицинским персоналом. Недостаточное внимание к проблемам медицинской этики и деонтологии в учебных заведениях и равнодушное отношение к ним многих старших товарищей в коллективе приводят к трудностям при общении с больными, особенно у начинающих врачей. Выяснилось, что 11% опрошенных врачей испытывают трудности при сборе анамнеза, контактах с больными, 14% -при определении назначений, 52% - при контроле и выполнении назначений. Как справедливо отмечает Р.В. Коротких, это свидетельствует о недостаточной психологической и нравственной подготовке к общению с пациентом, составляющему важнейшее содержание деятельности врача.

Правила медицинской этики и деонтологии в отношениях врача и больного вытекают из многовекового профессионального опыта и общечеловеческих качеств.

Нарушения этих или подобных этических, нравственных правил нередко приводят к ятрогении, самовнушенным болезням, к обострению заболеваний, психическим срывам, депрессии, подчас к трагическим случаям. Общепризнано влияние слова на человека, особенно на больного. Слово лечит, но может и убить. В.М. Бехтерев говорил, что если после разговора, общения с врачом больному не стало лучше, то это плохой врач.

Из других проблем медицинской этики и деонтологии назовем соотношения морально-нравственного и правового, юридического, т.е. вошедшего в законодательство, делающего ряд правил поведения медиков законом.

Нет непреодолимой стены между морально-нравственными, этическими правилами и нормами, которые вырабатываются и регулируются обществом, и юридическими, правовыми, регламентируемыми законами, государством, за нарушение которых виновные подвергаются не только общественному порицанию, но и различным определенным законодательством наказаниям вплоть до лишения свободы и др. Более того, правила и нормы, возникающие и распространяющиеся как этические, морально-нравственные, нередко становятся юридическими, правовыми категориями, закрепленными законодательно.

Наиболее демонстративный пример - требования врачебной тайны. Это правило существовало издревле как одно из важных положений клятвы Гиппократа, входило во все этические кодексы и другие документы о принципах и правилах поведения медиков. Спустя много веков соблюдение врачебной тайны стало включаться в законодательные акты. В 1969 г. Верховный Совет СССР принял закон, вернее, свод законоположений "Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении", куда вошло соблюдение врачебной тайны (ст. 16 "Обязанность сохранять врачебную тайну"). Положение о врачебной тайне включено в "Основы законодательства об охране здоровья граждан РФ" (1993). Ст. 61 этого закона гласит: "Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений". В законодательство вошли и другие правила, которые считались этическими, морально-нравственными, например, производство хирургических вмешательств без согласия пациента (ст. 34). В законодательство введена ст. 43 о биомедицинских исследованиях с привлечением человека в качестве объекта, т.е. об экспериментах на людях при условии получения письменного согласия гражданина.

Однако, пожалуй, самым ярким примером законодательного закрепления морально-этических установлений стало включение в него так называемой Клятвы врача (ст. 60), которая много веков принималась в качестве морально-нравственного обязательства. Традиция таких обещаний, клятв, присяг была возобновлена в 60-х годах в ряде медицинских институтов СССР при получении диплома. В 1971 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР был утвержден текст присяги врача, а в последующем утвержден новый текст клятвы.

Важный морально-нравственный и одновременно юридический, правовой вопрос представляют врачебные ошибки , хотя в Уголовном кодексе врачебные ошибки не упоминались. Однако их

последствия нередко близки к преступным действиям. Под врачебными ошибками обычно понимают последствия заблуждений без элементов халатности, небрежности, недобросовестности, профессионального невежества. Ряд ошибок зависит от несовершенства методов исследования и аппаратуры, нетипичности, необычности клинического случая, т.е. особенностей течения заболевания, которые не знал или не распознал врач, а чаще всего от малого опыта и недостаточной компетентности врача. Ятрогении нередко становятся причинами врачебных ошибок, непрофессионального поведения медика. Для преодоления и предотвращения ошибок необходим самокритичный, открытый анализ их причин и обстоятельств на клинических, клинико-патологоанатомических конференциях, в профессиональной среде. Самокритика, публичное признание своих ошибок - важный критерий морально-нравственных качеств медика; подчас это требует личного мужества.

Особенно строго относился к своим ошибкам Н.И. Пирогов. Известны даже случаи обнародования им своих ошибок. К сожалению, нередки примеры сокрытия ошибок, более того, прикрытия, защиты врачей, совершивших такие ошибки, подчас преступные действия, преследуемые законом. Существует даже особый вид страхования - оплата по искам за ошибки, приведшие к неблагоприятным последствиям для здоровья пациентов, или за необоснованные врачебные (чаще всего хирургические) вмешательства.

В США, например, более 98% врачей застрахованы по поводу врачебных ошибок. Разработаны детальный реестр условий и примеров ошибок и тариф страхового взноса. Наиболее велик взнос для хирургов и особенно для нейрохирургов (от нескольких тысяч до десятков тысяч долларов). Зато выдаются страховые полисы до 300 тыс. долларов, а иногда и до 1 млн. долларов.

Растущая социальная (и экономическая) значимость медицины, не уменьшающееся число врачебных ошибок и других нарушений медицинской этики и деонтологии вплоть до преступлений, высокая ответственность врачей и других представителей нашей профессии перед людьми и обществом, привели к разработке специального вида (раздела) права - медицинского права , включившего юридические аспекты прав и обязанностей медиков. Такое предложение рассматривалось в 1977 г. на IV Международной медико-правовой конференции в Праге. Сегодня медицинское право, 16-е по счету, признано наряду с другими видами права (уголовное, административное, гражданское, трудовое и пр.).

С позиций медицинского права тщательно рассматриваются и морально-этические нормы и установления. Особенно трудна в практическом отношении (исполнении) и сложна и в теоретическом, юридическом плане (т.е. с позиций медицинского права) проблема эвтаназии , т.е. добровольной смерти больного (обычно обреченного) по его просьбе и требованию. В 1952 г. в адрес ООН было направлено обращение более чем с 2,5 тыс. подписей, среди которых были имена известных врачей, ученых, деятелей культуры из США и Великобритании. В обращении говорилось о необходимости дополнить Всеобщую декларацию о правах человека правом неизлечимо больного потребовать для себя легкой смерти. Обращение было отклонено ООН, признавшей его антигуманным. В ответ стали создаваться ассоциации, добивающиеся принятия права на эвтаназию. Одна из таких организаций (Нью-Йорк) составила даже образец завещания больного с просьбой легкой смерти: "Если не будет обоснованной надежды на то, что я смогу выздороветь от физического или психического заболевания, то я завещаю, чтобы мне было дозволено умереть и чтобы не применялись какие-либо искусственные или иные меры, чтобы сохранить мне жизнь".

Естественно, право на добровольную, легкую смерть вызвало и до сих пор вызывает дискуссию ввиду сложного комплекса юридических и морально-нравственных проблем. В ряде штатов США все же был принят закон, разрешающий эвтаназию. Ее осуществление по этому закону требует соблюдения многих формальностей: подписанного больным заявления, заверенного тремя врачами, права отказаться от этой просьбы, исключения использования закона родственниками или медицинским персоналом в меркантильных целях и пр. Хотя такие законы приняты, в прессе практически нет сведения об их применении на практике. Наше законодательство исключает решение об эвтаназии, считая это, как и ООН, противоречащим требованиям гуманности (ст. 45 Законодательства об охране здоровья граждан РФ запрещает эвтаназию).

Не менее спорными и острыми бывают решения о пересадке непарных органов (сердца, печени) от донора, который считается погибшим. Сложность и острота проблемы связаны с определением биологической смерти донора. Законом разрешено изъятие органов или тканей человека для трансплантации (ст. 47) и разработаны национальные и международные критерии смерти, которые сводятся в основном к констатации смерти мозга. Однако эти положения не всегда и не для всех специалистов убедительны. Например, сердце нужно брать как можно раньше, когда оно проявляет признаки функционирования, при убеждении, что мозг уже погиб безвозвратно.

Решение проблем медицинской этики и деонтологии не всегда бесспорно и нередко архисложно. Для практического применения составляются сводки правил поведения медиков, кодексы медицинской этики и деонтологии. Следование этим кодексам считается обязательным для медиков и их корпораций. По существу, уже клятва Гиппократа может считаться сводом правил поведения врача, т.е. своего рода кодексом медицинской этики и деонтологии. Со времени создания ООН и принятия Всеобщей декларации о правах человека (1948) стали более активно и системно разрабатываться международные медицинские этические кодексы. Среди них: "Женевская декларация" (1948), дополненная Всемирной медицинской ассоциацией в 1968 и 1983 гг.; Десять нюрнбергских правил (1947); Хельсинкско-Токийская декларация (1964, 1975), Международный кодекс медицинской этики, принятый в 1949 г. и дополненный в 1968 и 1983 гг.; 12 принципов предоставления медицинской помощи в любой системе здравоохранения, принятые в 1963 г. и дополненные в 1983 г., и ряд последующих дополнений, пересмотров этих и других документов. Своего рода роль координатора таких кодексов взяла на себя Международная (Всемирная) медицинская ассоциация. В Женевской декларации, например, говорится, что врач торжественно обещает "посвятить себя служению гуманности" и клянется "на всю жизнь сохранить благодарность и уважение к своим учителям; исполнять профессиональный долг по совести и с достоинством, здоровье пациента будет первейшим вознаграждением; уважать доверенные секреты даже после смерти пациента; делать все для поддержания чести и благородных традиций медицинского сообщества, коллеги будут мне братьями; не позволять соображениям религиозного, национального, расового, партийно-политического и социального характера встать между мной и моими пациентами".

Наука, которая изучает вопросы нравственности и морали. Медицинская этика состоит из комплекса норм профессиональной деятельности работников медицины. Она занимает особое место во врачебной практике, ведь жизнь и здоровье каждого человека зависит от ее соблюдения.

С древних времен в основе деятельности докторов лежало стремление помочь человеку и облегчить его страдания. Еще почти за две тысячи лет до нашей эры в древнем Вавилоне был принят первый свод правил для лекарей.

Медицинская этика связана с деонтологий. Этим термином обозначают учение о должном поведении медиков. Понятие «деонтология» ввел в девятнадцатом веке англичанин И. Бентам.

Этика и деонтология в медицине - не одно и то же, хотя они глубоко связаны. Деонтология содержит в себе свод правил для работников медицины о том, как правильно общаться с пациентом. Теоретической базой этих правил является врачебная этика.

Деонтология, как и этика, изучает мораль. Но эта наука исследует, как врач взаимодействует с больными и их близкими, своими сослуживцами и со всем обществом в целом.

Эпохи сменяют друг друга, но основные этические принципы для медицины сохранялись:

  • Доктор действует во благо людей, а не во вред;
  • Больному или его близким нельзя причинять лишние страдания действием или бездействием;
  • Медик должен использовать все имеющиеся у него средства и все современные знания, чтобы помочь пациенту;
  • Врач сохраняет в тайне ту информацию о здоровье и жизни пациента, которую узнал в процессе лечения.

Современная деонтология и медицинская этика

На протяжении различных периодов человеческой истории медицинский кодекс практически не менялся. Долгое время медики были заложниками религиозных и светских запретов.

Основные принципы этики для медработников сформулировал Гиппократ еще две с половиной тысячи лет назад. «Клятва Гиппократа» и поныне провозглашает, что целью медицины является именно лечение больного. Главный принцип ее всем известен: «Не навреди». В современном мире этот медицинский кодекс не является юридическим документом, но ее нарушение способно стать основанием для судебной ответственности.

В настоящее время, основываясь на медицинской этике, врач обязан в отношении пациента соблюдать следующие правила:

  • Сообщать о правах пациента;
  • Сообщать о состоянии его здоровья;
  • Уважать человеческое достоинство пациента и гуманно относится к нему;
  • Не причинять моральный или физический вред;
  • Бережно относиться к умирающему человеку;
  • Хранить врачебную тайну;
  • Не допускать несведущее вмешательство в здоровье пациента;
  • Сохранять высокий уровень знаний по своей профессии;
  • Уважительно относиться к коллегам;
  • Поддерживать уважение к медицине.

Доктор и пациент

Медицинская этика гласит, что врачу следует быть высокообразованным специалистом, а деонтология помогает видеть в больном человека и уважать его права. Ведь он дает свою, особую присягу, «Клятву Гиппократа». Профессия доктор объединяет в себе гуманизм, гражданский долг, профессиональные знания и высокую нравственность.

При взаимодействии с подопечными важен внешний вид врачей, а также их манеры. Яркие прически или украшения, кричащий гардероб могут доставить неудобство людям, проходящим лечение или коллегам. Доктор должен оставаться спокойным даже если больной или его родственники ведут себя неадекватно – таковы требования этики.

Если врач чувствует антипатию к пациенту, ему не следует высказывать ее ни в словах, ни в жестах. Это ни в коем случае не должно отразиться на лечении, все личные неприязни остаются за пределами больницы.

Сострадание к больному человеку, основывается на научных знаниях, а не на простом общечеловеческом гуманизме. Современный врач обязательно информирует больного о тяжести его заболевания.

Традиционные правила взаимодействия доктора и пациента могут измениться со временем под влиянием новых этических принципов, но их суть, то самое «не навреди», сохраняется всегда.

Медсестра и пациент

Профессия медсестры зародилась из женского стремления помочь больному или раненому человеку. В ее основе лежит принцип заботы о каждом пациенте, в независимости от его социального статуса, национальности или вероисповедания. Этот принцип в работе следует ставить превыше всего.

Медицинская сестра призвана ухаживать за пациентами, облегчать страдания или предотвращает их, а также помогать реабилитировать здоровье. Согласно этическому кодексу медсестер, им следует уважать права каждого человека на физическое и психическое здоровье, соблюдать принципы гуманности, качественно выполнять свою работу и соблюдать моральные принципы в отношениях с пациентами и коллегами.

Уважать человеческое достоинство пациента – необходимое условие работы в этой профессии. Согласно этике, медсестра не имеет права проявлять к больным высокомерие, пренебрежение или грубость, а также не должна навязывать им свою точку зрения по какому-либо вопросу. Она должна информировать пациента о его правах, состоянии здоровья, диагнозе и методе лечения.

Причинять боль пациенту допустимо только в одном случае – если это проводится в его интересах. Угрозы, касательно жизни человека недопустимы. Разглашение конфиденциальной информации о пациенте запрещена.

Доктор и медсестра

Взаимодействие в коллективе – важное условие правильной работы медицинского заведения. Его коллектив объединен общей напряженной работой, в основе которой – ответственность за человеческую жизнь и здоровье. Поэтому правильный климат в стенах больницы регулируется медицинской этикой.

Врачебная работа предполагает, что медицинская этика лежит в основе корректного отношения не только к пациентам, но и друг к другу, вне зависимости от должности. Ведь не просто так медики носят именно белые халаты – это подчеркивает не только чистоту, но и высокий смысл их профессии. Пренебрежение или вольности общения в медицинском кругу снижает доверие пациента ко всем медработникам.

Врачам следует уважительно относиться к среднему и младшему медицинскому персоналу. Медсестра в настоящее время – главный помощник доктора, без которого невозможно полноценное лечение. Медицинские сестры обязаны соблюдать правила этикета по отношению к врачам и ко всем окружающим на работе. Медсестры должны, используя все свои знания, помогать докторам в работе.

Медицинским работникам, всем без исключения, нельзя высказываться отрицательно о своих коллегах, особенно в присутствии пациентов или их близких.

Мифы о медицинской этике

Хотя современные технологии все глубже проникаю в медицину, она по-прежнему совмещает в себе науку и искусство. Эта двойственность, а также непосредственная связь со здоровьем и жизнью человека, создает почву для различных мифов.

В медицине есть темы, которые будоражат умы, вызывают горячие дискуссии и иногда трактуются неверно (трансплантация органов). Почки, сердце, легкие и другие органы пересаживают от уже умерших людей. Непосвященный в это человек, если увидит процесс извлечения органа, воспримет все так, что необходимый материал извлекают из все еще живого человека.

Или эвтаназия. Доктора либо прекращают продлевать жизнь пациента, либо применяют специальные меры для безболезненного ухода из жизни. В некоторых цивилизованных эта процедура добровольна, в большинстве стран мира – запрещена. Много споров вызывает эта тема. А споры порождают слухи. Мифы о «врачах-убийцах» тревожат людей.

А ведь есть еще СПИД и другие опасные заболевания. Большинство людей недостаточно информировано об этом, а медицинское сообщество не способно сойтись на одном мнении о том, каких правил придерживаться. Пока здравоохранение не вынесет и не закрепит окончательный вердикт об этих «скользких» темах, массовое сознание будет продолжать подпитывать ложные слухи.

"Профессия лекаря, врача, доктора с давних пор и сегодня признается одной из гуманнейших и благородных"*(3). С этим высказыванием трудно не согласиться. Каждый из нас на протяжении жизни сталкивался с необходимостью обращения к медицинским работникам с теми или иными проблемами. Безусловно, любой человек, обратившийся к медицинским работникам за помощью, вправе надеяться на достойное, основанное на уважении личности, отношение. Именно этими проблемами и занимается медицинская этика, к которой с определенной степенью условности можно отнести врачебную этику и деонтологию.

Медицинская этика представляет собой одно из важных средств, обосновывающих многоуровневое социальное регулирование общественных отношений, возникающих в процессе оказания медицинской помощи населению. Представляется обоснованным остановиться, прежде всего, на вопросах, связанных с основными определениями исследуемой сферы общественных отношений.

Достаточное распространение получило определение, в соответствии с которым, врачебная этика является разновидностью профессиональной этики, изучающей "совокупность принципов регулирования и норм поведения медиков, обусловленных особенностями их практической деятельности, положением и ролью в обществе"*(4).

В том же ключе сформулировано и утверждение: медицинская этика - это "свод требований (принципов, правил и норм) к профессиональной деятельности (поведению) врача (медицинского работника) и к его нравственным качествам"*(5).

Существует точка зрения, согласно которой деонтологию необходимо рассматривать, как составную часть врачебной этики или как отдельное направление этики, связанное с непосредственной профессиональной деятельностью медицинских работников. Энциклопедический словарь медицинских терминов приводит определение, в соответствии с которым медицинская деонтология - это "совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при выполнении своих профессиональных обязанностей"*(6).

В этой связи, в контексте рассмотрения уровней социального регулирования сферы медицинской деятельности, целесообразно обозначать врачебную этику как научную дисциплину, предметом исследования которой является совокупность морально-этических и нравственных правил осуществления медицинской деятельности. Деонтологию целесообразно рассматривать, как составную часть медицинской этики, предметом изучения которой являются практические аспекты соблюдения норм должного поведения медицинских работников при осуществлении ими своей профессиональной деятельности.

Проблемы соотношения медицинской этики и законосообразности необходимо рассматривать сквозь призму анализа роли и места этико-деонтологического регулирования общественных отношений в единой системе социальной регламентации сферы медицинской деятельности.

Как справедливо отмечает М.Я. Яровинский, "пациенты могут быть разного пола, возраста, национальности, специальности, социального статуса, состояния здоровья. Однако все они имеют право на то, чтобы медицинский работник видел в них личность, заслуживающую уважения, внимания и сострадания"*(7).

В этой связи справедливым представляется высказывание о том, что "осмысление сегодняшнего бытия, нынешнего положения врачей показывает, что на такую деликатную сторону врачебной работы, как этика и медицинская деонтология, следует обратить сегодня особое внимание"*(8).

Важность проблем, рассматриваемых медицинской этикой и деонтологией в построении системы социальной регламентации медицинской деятельности, обосновывается тем обстоятельством, что этику и деонтологию следует рассматривать в качестве обязательной дисциплины в системе общеправовой подготовки медицинских работников. Только на основе знаний медицинской этики и деонтологии появляется возможность глубокого изучения принципов биомедицинской этики, медико-правовой этики, и, в конечном итоге, осмысление положений действующей нормативно-правовой базы регулирования профессиональной медицинской деятельности. Изучение и осмысление законов и подзаконных актов должно продолжаться на протяжении всей профессиональной деятельности медицинских работников в рамках непрерывного последипломного профессионального образования.

Изложенное выше обосновывает выделение в системе правовой подготовки медицинских работников четырех относительно самостоятельных этапов изучения упомянутых дисциплин, к которым следует отнести:

Врачебную этику и медицинскую деонтологию;

Биомедицинскую этику;

Медико-правовую этику;

Медицинское право.

По данным Национальной медицинской библиотеки США, за период с 1996 года по ноябрь 1999 года по всему миру было опубликовано 8488 статей по различным вопросам этики врачей и 1255 статей, касающихся средних медицинских работников*(9). Такое количество публикаций по данной проблематике не случайно. Мировой опыт свидетельствует о важности рассматриваемых вопросов и значении, которое придается этическому просвещению врачей, среднего и младшего медицинского персонала.

Такие корифеи отечественной медицинской науки, как Ф.И. Комаров и Ю.М. Лопухин утверждают, что "правильные этические принципы, заложенные в наших законах, сплошь и рядом остаются на бумаге: слишком часто попираются достоинство пациентов, их личная неприкосновенность"*(10).

Это, как представляется, тесно связано с недостаточной оценкой и неправильным пониманием сути правового обучения медицинских работников. Нередко положения нормативно-правовых актов в сфере медицинской деятельности изучаются, подвергаются анализу, преподаются в условиях недостаточности знаний или непонимания основных положений таких дисциплин, как врачебная этика и деонтология, биомедицинская этика, врачебно-правовая этика. Подобное обучение, по меньшей мере, бесполезно, а порой и вредно. При таком подходе юридически выверенные положения нормативно-правовых актов остаются лишь декларацией и не выполняют своего основного предназначения: регулирование взаимоотношений субъектов медико-правовых отношений.

Именно поэтому, проблемы медицинской этики наиболее целесообразно исследовать в теоретико-правовом аспекте, в контексте общей системы социального регулирования сферы медицинской деятельности. В этих условиях становится очевидной необходимость решения проблемы соотношения медицинской этики и законосообразности в сфере охраны здоровья граждан.

Особой актуальностью проблем законотворчества и

Нередко срочность принятия федеральных, региональных или ведомственных нормативно-правовых актов объясняется необходимостью решения неотложных социальных проблем, чем и обосновывается некоторое пренебрежение и невнимание к вопросам медицинской этики и деонтологии, отмечаемое в процессе нормотворческой деятельности. Такой подход представляется совершенно недопустимым.

Недостаточно проработанный, созданный без учета этических и деонтологических принципов нормативно-правовой акт, более вреден, чем полезен. Практика реализации подобных норм правового регулирования медицинской деятельности наглядно свидетельствует о том, что принятые в спешке, ориентированные на решение сугубо корпоративных, сиюминутных политических задач, без проведения предварительной квалифицированной экспертизы, эти нормы права становятся в значительной степени декларативными, выпадают из общей системы правового регулирования отечественного здравоохранения.

На протяжении всей истории развития человечества возникали, развивались и разрушались общественно-экономические отношения, а вместе с ними и все стороны социальной жизни. С развитием науки, появлялись новые методы и способы диагностики, лечения заболеваний, внедрялись в практику новые образцы медицинской техники. Выделились в самостоятельные отрасли науки врачебная этика и медицинская деонтология. Принципы морально-этического регулирования медицинской деятельности были сгруппированы и отражены в документах, принятых или утвержденных различными международными и национальными общественными организациями. В этой связи, совершенствовалась и система регулирования профессиональной деятельности медицинских работников.

Нравственные и духовные принципы, которые формируются у медицинских работников на базе положений медицинской этики и деонтологии, служат оценочным критерием готовности медицинских работников к качественному выполнению ими профессиональных обязанностей. До настоящего времени остаются актуальными высказывания: "Ведь лечат, по-моему, не телом тело - иначе было бы недопустимо плохое телесное состояние самого врача - лечат тело душой, и ею невозможно хорошо лечить, если она у врача плохая или стала такой"*(11).

"Стержневым вопросом врачебной этики всегда был вопрос об отношении врача и больного"*(12). Наиболее глубокое исследование морально-этических аспектов этих взаимоотношений осуществляется именно в рамках биомедицинской этики.

Еще совсем недавно, когда о существовании биоэтики знали лишь немногие специалисты, вопросы взаимоотношений медицинских работников и пациентов традиционно считались предметом исследований врачебной этики. "На протяжении всей истории развития медицины в основе отношений между пациентами и врачами лежало нравственное начало. Врачи, завершая свое образование, давали клятву Гиппократа - моральный кодекс врача"*(13).

Социальная среда, в условиях которой происходит нравственное развитие человека, без сомнения, оказывает существенное влияние на процесс формирования индивидуального морально-этического статуса медицинского работника. Без должного нравственного воспитания, профессионального этического обучения, без осознания той роли и значения, которые несут в себе медицинская этика, врачебная деонтология, - медицинский работник не может состояться как полноценный эрудированный и квалифицированный специалист. В отсутствии этих неотъемлемых компонентов профессиональной подготовки и общечеловеческого развития он останется лишь ремесленником.

Существует широкий спектр проблем, которые рассматриваются и изучаются в рамках врачебной деонтологии. Однако, в данной монографии, следует более детально остановиться на тех вопросах, которые наиболее актуальны в рамках исследования общей концепции юридического обеспечения медицинской деятельности, с учетом упомянутых выше уровней социального регулирования общественных отношений в сфере охраны здоровья. К ним можно отнести:

Проблемы требований, предъявляемых обществом к деятельности медицинских работников, в контексте морально-этических принципов

Вопросы коммерциализации медицины;

Аспекты использования в медицине новых биомедицинских и других технологий.

Авл Корнелий Цельс, живший в Древнем Риме, считал, что "хирург должен быть человеком молодым или близко стоять к молодому возрасту. Он должен иметь сильную, твердую, не знающую дрожи руку и левая его рука должна быть также готова к действию, как и правая; он должен обладать зрением острым и проницательным, душой бестрепетной и сострадательной настолько, чтобы он желал вылечить того, кого он взялся лечить..."*(14).

Российская история социального регулирования медицинской деятельности также обладает примерами этических требований, предъявляемых к представителям медицинской профессии, в том числе закрепленных нормативно-правовыми актами. В частности, Указы Петра Великого наставляя врачей, определяли их моральные качества: "Следует, чтобы лекарь в докторстве доброе основание и практику имел; трезвым умеренным и доброхотным себя держал и в нужных случаях чин как нощно и отправлять мог"*(15). По данному документу можно судить о том значении, которое придавалось вопросам морально-этических требований, предъявляемых к лекарям. К тому же, законодательное закрепление таких требований служило как нельзя лучшим свидетельством тесной связи этического и правового регулирования медицинской деятельности. Этот документ может служить примером гармоничного сочетания медицинской этики и законосообразности.

Следует согласиться с объективностью причин, по которыми в настоящее время государство в конце прошлого и начале XXI века далеко не в полном объеме финансировало сферу здравоохранение. Оплату труда медицинских работников нельзя было назвать адекватной, рабочий день, по большей части, носил (да и сейчас носит) ненормированный характер, при условии, что закон требует от медицинских работников постоянной готовности оказывать медицинскую помощь в любое время, любом месте и в любых условиях.

Эти и ряд других обязательств свидетельствуют о несоответствии предъявляемых требований уровню социальной защищенности медицинских работников. Необходимо отметить, что во все времена, при любых формах социально-экономического устройства государства, требования, предъявляемые обществом к профессиональной деятельности медицинских работников, были, есть и будут весьма жесткими. Это связано с тем, что профессиональная деятельность представителей медицинских специальностей, как ни какая другая, связана с сохранением высших человеческих ценностей: здоровья и жизни людей.

Основными морально-этическими и деонтологическими требованиями, предъявляемым к профессиональной деятельности медицинских работников, являются:

Гуманизм: действия медицинских работников должны быть направлены исключительно во благо пациента и не должны причинять ему заранее предвидимый необоснованный вред (не путать с понятием крайней необходимости в медицине);

Профессионализм: действия медицинских работников должны основываться на достижениях науки и практической медицины по вопросам диагностики, лечения и реабилитации пациентов с типичным развитием патологических процессов (заболеваний, отравлений, травм и пр.);

Научная обоснованность: вмешательства, осуществляемые медицинскими работниками, направленные на коррекцию патологического состояния пациента, должны быть основаны на достижениях медицинской науки, и не носить экспериментальный характер;

Самокритичность является одним из важнейших морально-этических требований, предъявляемых к деятельности медицинских работников, поскольку они, как представители ни одной другой профессии, обязаны контролировать свое поведение, предвидеть последствия своих действий в отношении третьих лиц, как в морально-этическом, так и правовом аспектах;

Уважение прав, свобод и достоинства пациентов, родственников пациентов и других лиц, которым могут быть нанесены душевные травмы, причинен ущерб их физическому и психическому здоровью.

Завершить изложение морально-этических и деонтологических требований, предъявляемых к профессиональной деятельности медицинских работников, хотелось бы высказыванием известного русского писателя и врача А.П. Чехова: "Профессия врача - это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически".

Социально-экономические и политические преобразования, происходившие в России на протяжении последних 15-20 лет, оказали свое влияние и на сферу охраны здоровья населения, которая, как в части организации медицинского обеспечения, управления системой здравоохранения, так и в части непосредственного оказания медицинской помощи населению претерпела существенные изменения. Новая экономическая и социальная политика государства, обусловили появление и бурное развитие коммерческих медицинских организаций, ранее традиционно оказываемых безвозмездно для населения и финансируемых из государственной казны. Все это стало уже непривычным, и весьма распространенным атрибутом современности.

Положения статьи 41 Конституции РФ*(16), в которой определенно указано на безвозмездность для пациента медицинской помощи, зачастую не находят своего подтверждения в реальной жизни. Ф.И. Комаров и Ю.М. Лопухин отмечают, что "декларированная в Конституции бесплатная доступная медицинская помощь на деле стала во многих случаях платной и малодоступной"*(17).

С одной стороны деньги необходимы для обеспечения деятельности медицинских учреждений и системы охраны здоровья населения, в целом. Однако, с позиций морали и этики, непосредственные денежные расчеты между медицинскими работниками и пациентами существенно деформируют взаимоотношения сторон, как правовом, так и морально-этическом аспектах. Сложно требовать от медицинских работников гуманизма, уважения прав и достоинства пациента в ситуации, когда он получает вознаграждение за оказанную медицинскую помощь непосредственно от пациента.

В практике частных стоматологических, косметологических и других медицинских учреждений нередко находятся подтверждения тому, как состоятельным пациентам "творчески" диагностируют несуществующие заболевания, а затем не менее "успешно" их лечат, заботясь не столько о гуманности профессиональной миссии, сколько о количестве оказанных "медицинских услуг" и личном обогащении.

Н.В. Эльштейн в статье с очень актуальным в рамках исследуемой проблемы названием "Медицинская этика и современность" отмечает, что, "принимая во внимание экономические реалии медицины на сегодняшний день, важно, при сохранении наравне с бесплатной, также и платной медицинской помощи, гарантировать со стороны государства достойную и достаточную заработную плату медицинским работникам"*(18).

Не имеет смысла говорить о высоких морально-этических принципах профессиональной деятельности медицинских работников в условиях разрушения вековых традиций отечественной медицинской школы. Следует согласиться с мнением Б.Н. Чичерина, который в дискуссии о соотношении права и нравственности утверждал, что "нравственность по принуждению есть величайшая безнравственность"*(19).

Не обсуждать этот вопрос означало бы недооценить значение этой, во всех отношениях, серьезнейшей проблемы, смириться с превращением медицины в одну из отраслей службы быта по оказания потребительских услуг. Принимая во внимание то, что мораль формирует один из уровней социальной регламентации медицинской деятельности, служит своеобразным базисом процесса законотворчества в сфере охраны здоровья, допустить этого ни при каких обстоятельствах не представляется возможным.

В противном случае весьма скоро мы получим общество, в котором медицинские работники перестанут быть представителями самой гуманной профессии. Это будут специалисты-ремесленники без моральных принципов, без этических традиций, единственной задачей которых будет стяжательство и обогащение. Не руководствуясь в своей профессиональной деятельности принципами морали и деонтологии, такие представители "медицинского ремесла" в перспективе будут таким же образом относиться и к исполнению норм закона.

Применение новейших научных открытий, техническое совершенствование практической медицины, все это, без сомнения, благо для всей системы охраны здоровья, вообще, и каждого конкретного пациента, в частности. Благодаря этому удается в ранние сроки и точнее диагностировать тот или иной патологический процесс, а, следовательно, эффективнее и с меньшими потерями для здоровья пациента осуществлять лечение и в кратчайшие сроки восстанавливать его трудоспособность и качество его жизни. В то же время, постоянно расширяющееся использование технических средств в процессе оказания медицинской помощи, поставило перед обществом целый ряд проблем взаимодействия субъектов медико-правовых отношений, в том числе и морально-этического характера.

"Научно-технический прогресс привел к коренным изменениям в медицине. Вместе с тем произошла перемена в отношениях между врачом и больным, возникли новые проблемы, которые пока еще не решены. Научно-техническая революция вооружает врачей и ученых-медиков арсеналом новых эффективных методов и средств. Внедрение достижений техники в лечебные учреждения - процесс неизбежный"*(20).

Традиционное ранее исключительно двустороннее общение медицинских работников и пациентов сегодня все чаще осуществляется с использованием технических средств: лабораторного оборудования, инструментальных методов обследования, лечения, реабилитации. В современных условиях процесс оказания медицинской помощи представляется в виде следующей схемы: "медицинский работник - техническое средство - пациент".

Современная медицинская практика уже не представляет себе ни процесс диагностического обследования, ни процесс лечения или реабилитации пациента без широкого применения лабораторных, технических, инструментальных методов.

Справедливо полагает академик Ю.П. Лисицын, отмечая, что технические средства, позволив улучшить диагностику и лечение целого ряда заболеваний, создали множество морально-нравственных и этических проблем, когда между медицинскими работниками и пациентами появились посредники в виде сотен, а то и тысяч технических средств*(21).

Исходя из понимания роли медицинской этики и деонтологии, как механизмов социального регулирования сферы медицинской деятельности, и соотношения их с законосообразностью, основной задачей медицинской этики и деонтологии, в условиях постоянно расширяющейся технической модернизации медицины, следует признать необходимость выработки этических принципов взаимоотношений медицинских работников и пациентов в новых условиях. Учитывая, что сегодня, в подавляющем большинстве случаев, оказание медицинской помощи осуществляется именно таким образом, актуальность выработки подобной позиции не вызывает сомнений.

Вторым, не менее важным моментом, подтверждающим актуальность проблемы расширения технической модернизации современной медицины, является обязательная, в том числе этическая, экспертиза неблагоприятных исходов медицинских вмешательств, наступивших в результате ненадлежащего использования дополнительных технических средств и методов, а так же в результате неверной интерпретации результатов использования дополнительных методов и технических средств диагностики.

Принимая во внимание постоянно расширяющуюся и улучшающуюся техническую оснащенность медицинских учреждений, нельзя забывать о том, что, пациенты, не взирая на пол, возраст, состояние, социальное положение "имеют право на то, чтобы медицинский работник видел в них личность, заслуживающую уважения, внимания и сострадания"*(22).

Без сомнения, в ситуации, когда обязательным условием оказания медицинской помощи является проведение одного или нескольких инструментальных, лабораторных или иных методов диагностики, лечения, реабилитации, взаимодействие субъектов медико-правовых и этических отношений существенно усложняется.

В сложившейся ситуации следует придерживаться следующего принципа: результаты инструментальных, технических, лабораторные методов и средств диагностики, лечения, реабилитации служат исключительно вспомогательным дополнительным средствами в процессе оказания медицинской помощи пациенту. Вся ответственность, в том числе и морально-этическая, за надлежащее использование, обоснованное применение, правильную интерпретацию результатов применения этих методов и средств возлагается исключительно на медицинских работников. Такой подход представляется вполне обоснованным и отвечает современным требованиям, как морально-этического, так и нормативно-правового регулирования сферы медицинской деятельности.

"Отчетливая этическая оценка и грамотное этическое регулирование профессиональной деятельности особо необходимы в ситуации широкого утверждения в здравоохранении идей демократии и свободы и одновременного нарастающего распространения новых биотехнологий, когда врач имеет дело с автономной и самостоятельно определяющей себя личностью, становящейся полноправным субъектом лечения"*(23). Происходящие социально-экономические и политические изменения в нашей стране ни в коей мере не уменьшили, а, даже наоборот, еще в большей степени актуализировали необходимость применения принципов медицинской этики и деонтологии в практическом здравоохранении.

"Здравоохранение - такая область деятельности человека, где просто необходимо учитывать этические нормы, и правила"*(24). В этой связи, морально-этическое воспитание медицинских работников приобретает существенное значение в ракурсе общеправовой подготовки специалистов в области охраны здоровья. Представляя процесс правового образования медицинского персонала в качестве своеобразной пирамиды, заметим, что врачебная (медицинская) этика и деонтология служат основой этой конструкции. Без фундамента вся эта система правового обучения и воспитания медицинских работников не может считаться прочной. Без этих знаний специалисты медицинского профиля не в состоянии адекватно воспринимать принципы биомедицинской этики, врачебно-правовой этики и, что самое важное, принципы и нормы медицинского права.

В этой связи, в программу первичной подготовки специалистов медицинского профиля (высшего и среднего специального - А.П.) следует ввести медицинскую этику и деонтологию в качестве специального курса, а не ограничиваться краткими сведениями по данным вопросам*(25). В результате такого подхода к подготовке специалистов выиграют все - и граждане, как потенциальные пациенты, и медицинские работники, как квалифицированные специалисты - профессионалы.

Таким образом, морально-этическое и деонтологическое регулирование является начальным уровнем социальной регламентации медицинской деятельности. К другим уровням социального регулирования следует отнести: биоэтику, врачебно-правовую этику и медицинское право.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБ ГОУ образовательное учреждение высшего профессионального образования

Факультет медицинский

Кафедра организации и экономики здравоохранения

Курс истории медицины

Контрольная работа

на тему: Вопросы медицинской этики и деонтологии.

Выполнила: студентка Павлова О.В.

Проверила: преподаватель доцент Леженина С.В.

Чебоксары, 2011г.

Введение

.Понятие о врачебной этике и деонтологии

.Врачебный долг, врачебная ответственность и врачебная тайна

.Современные правила этики и деонтологии

.О профессиональных преступлениях в работе врача

Заключение

Литература

Введение

Среди социальных задач нет более важной, чем забота о здоровье и жизни людей, поэтому государство обязано заботу о здоровье членов общества взять на себя.


1. Понятие о врачебной этике и деонтологии

Медицинская этика - это раздел философской дисциплины этики, объектом исследования которого являются морально-нравственные аспекты медицины. Деонтология (от греч. δέον - должное) - учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики. Термин введен Бентамом для обозначения теории нравственности как науки о морали.

Впоследствии наука сузилась до характеристики проблем человеческого долга, рассматривая долг как внутреннее переживание принуждения, задающегося этическими ценностями. В ещё более узком смысле деонтология была обозначена, как наука, изучающая конкретно медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом.

Главные вопросы медицинской деонтологии - это эвтаназия, а также неизбежное умирание пациента.

Цель деонтологии - сохранение нравственности и борьба со стрессовыми факторами в медицине в целом.

Также существует юридическая деонтология, представляющая собой науку, изучающую вопросы морали и этики в области юриспруденции.

Деонтология включает в себя:

Вопросы соблюдения врачебной тайны

Меры ответственности за жизнь и здоровье больных

Проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе

Проблемы взаимоотношений с больными и их родственниками

Правила относительно интимных связей между врачом и пациентом, разработанные Комитетом по этическим и правовым вопросам при Американской медицинской ассоциации.

В более узком смысле под медицинской этикой понимают совокупность нравственных норм профессиональной деятельности медицинских работников. В последнем значении медицинская этика тесно соприкасается с медицинской деонтологией.

Медицинская деонтология - это совокупность этических норм выполнения медработниками своих профессиональных обязанностей. Т.е. деонтология предусматривает преимущественно нормы взаимоотношений с больным. Медицинская этика предусматривает более широкий круг проблем - взаимоотношение с больным, медработниками между собой, с родственниками больного, здоровыми людьми. Эти два направления диалектически связаны между собой.

2. Врачебный долг, врачебная ответственность и врачебная тайна

«Клятва» Гиппократа является наиболее известной и древней профессиональной клятвой врача. «Клятва» содержит 9 этических принципов или обязательств, наиболее хорошо выражающих долг и принципы:

.обязательства перед учителями, коллегами и учениками,

.принцип не причинения вреда,

.обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия),

.принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного,

.принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к абортам,

.обязательство об отказе от интимных связей с пациентами,

.обязательство личного совершенствования,

.врачебная тайна (принцип конфиденциальности).

Профессия врача предъявляет к личности свои особые специфические требования. Посвятить себя профессии врача - значит добровольно решиться на огромную, подчас мучительную самоотверженность в труде. Труд этот повседневный, тяжелый, но в то же время - благородный, крайне необходимый людям. Повседневную врачебную деятельность, которая требует всей отдачи, отдачи всего себя, всех лучших человеческих качеств, можно назвать подвигом.

По окончании вуза молодые специалисты-врачи в своем большинстве распределяются в самые отдаленные районы страны, где им приходится подчас работать круглосуточно. Именно в таких нелегких условиях создаются благоприятные условия для реализации всех нравственных качеств молодого специалиста. В большинстве выпускникам по плечу трудные задачи. По окончании институтов подаются многочисленные заявления с просьбой направить на работу в те районы нашей Родины, где они необходимы. Жизнь медицинской науки - борьба за жизнь человека. Она не знает ни покоя, ни отдыха. У нее нет ни праздничных, ни будничных дней, ни ночных, ни дневных часов. Болезнь с одинаковой легкостью может поразить младенца или убеленного сединой старца. Болезнь слепа, коварна и бездумна. Однако на ее пути стоит медицина с ее современными научными методами лечения, обширным арсеналом лекарственных веществ. По образному выражению Гуго Глязера, «медицина, которая служит человеку, слагается из искусства и науки, и над ними простирается чудесный покров героизма, без которого не может быть медицины».

Приступая к врачебной деятельности, врач обещает хранить врачебную тайну. Врачебная тайна уходит своими корнями в глубокую древность, в те времена, когда лечением больных занимались жрецы. Сам процесс лечения они приравнивали к религиозному культу. Все, что было связано с религией, жрецы сохраняли в глубокой тайне. Указание на соблюдение врачебной тайны можно найти во многих древних медицинских трудах. В Древнем Риме медицину иногда называли «Ars muta» - «искусством молчания». Смысл этой поговорки не утратил своего значения и в наши дни.Врачебная тайна должна храниться до тех пор, пока это не представляет опасности обществу. У нас в стране настоятельно поддерживается тенденция в необходимости укрепления доверия к врачу и устранения всех причин, которые могут ослабить этот контакт. Необходимые гарантии о сохранении в тайне того, что может доверить больной врачу, являются теми факторами, которые способствуют своевременному обращению к врачу. Это помогает видеть больному во враче человека, стремящегося ему помочь.

Степень сохранения врачебной тайны со всей ответственностью ложится на совесть врача, и только он сам может решить, каковы пределы сохранения этой тайны. Имеется статья «Обязанность сохранять врачебную тайну». Сохранение врачебной тайны, говорится в ней, является одним из важнейших условий во взаимоотношениях врача с пациентом. «Врачи... не вправе разглашать ставшие им известными в силу исполнения профессиональных обязанностей сведения о болезни, интимной и семейной сторонах жизни больного». Однако, говорится далее, «....руководители учреждений здравоохранения обязаны сообщать сведения о болезни граждан органам здравоохранения, когда этого требуют интересы охраны здоровья населения, а следственным и судебным органам - по их требованию». В клятве врача России говорится:«умолчать о том, чтобы я ни увидел и ни услышал касательно здоровья и жизни людей, что не следует разглашать, считая это тайной» Врачам иногда разрешена «святая ложь», которая, по мнению С. П. Боткина <#"justify">3. Современные правила этики и деонтологии

.Работа в отделении или в стационаре должна подчиняться строгой дисциплине, должна соблюдаться субординация, то есть служебное подчинение младшего по должности к старшему.

.Медицинский работник в отношении к больным должен быть корректным, внимательным, не допускать панибратства.

.Врач должен быть специалистом высокой квалификации, всесторонне грамотным. Сейчас больные читают медицинскую литературу, особенно по своей болезни. Врач должен в такой ситуации профессионально и деликатно общаться с больным. Неправильные действия врачей или медицинского персонала, неосторожно сказанное слово, анализы или истории болезни, ставшие доступным больному, могут привести к фобии, то есть боязни того или иного заболевания, например: канцерофобия - боязнь заболевания раком.

.К деонтологии относится сохранение врачебной тайны. В ряде случаев

.приходится скрыть от больного его истинное заболевание, например рак.

.Сохранение врачебной тайны относится не только к врачам, но и медперсоналу, студентам, то есть всем тем, кто контактирует с больными.

.Есть правило: "Слово лечит, но слово может и калечить". Врачебная тайна не распространяется на родственников больного. Врач должен сообщить родственникам истинный диагноз, состояние больного и прогноз.

.С медицинской деонтологией тесно связана ятрогения - это болезненное состояние, обусловленное деятельностью медицинского работника. Если

.человек мнительный, психологически неустойчив, то ему легко внушить,

.что у него есть какое-либо заболевание, и этот человек начинает находить у себя различные симптомы мнимого заболевания. Поэтому врач должен убедить больного в отсутствии мнимых болезней. К ятрогении относят заболевания и повреждения, возникшие в результате неправильных действий или лечения больного. Так, к ятрогенным заболеваниям можно отнести гепатит, развившийся после инфузии зараженной крови или плазмы. К ятрогенным повреждениям относят травмы внутренних органов при полостных операциях. Это повреждение селезенки при резекции желудка, пересечение холедоха при холецистэктомии и др.

.К деонтологии относится и отношение с коллегами. Нельзя критиковать или давать оценку действиям коллеги в присутствии больного. Замечания коллегам необходимо делать при необходимости с глазу на глаз, не подрывая авторитета врача. Врач в своей работе не должен замыкаться в себе, обсуждение вызывающих у лечащего врача случаев следует производить коллегиально. Врач должен не гнушаться любым советом, будь то от старшего или младшего. Никогда не стоит говорить больному о том, что этот консультант плох, если он не соглашается с вашим диагнозом. Если при совместном с коллегами обследовании возникли разногласия - обсудить их необходимо в ординаторской, а потом, на основании истины, достигнутой в споре, необходимо сообщить общее мнение больному именно так: Мы обсудили и решили.... При постановке диагноза, определении показаний и противопоказаний, выборе метода операции врач должен советоваться. Не случайно все будущие операции обсуждаются коллегиально. То же относится к выбору тактики во время манипуляций. Если во время манипуляции врач сталкивается с непредвиденной ситуацией, техническими сложностями, аномалией развития, то он должен советоваться, вызвать старшего коллегу, при необходимости попросить его участие в дальнейшем ходе действий.

.Взаимоотношения со средним и младшим медперсоналом должно быть демократичным - они знают и слышат все - необходимо привлечь их на свою сторону в плане сохранения врачебной тайны - не сообщать ни больному, ни родственникам об имеющемся заболевании или патологии, применяемым методам лечения и др. Воспитайте у них правильный ответ на все вопросы: Я ничего не знаю, спросите у лечащего врача. Тем более все эти вопросы не должны громогласно обсуждаться и выдаваться кому бы то не было. Кроме того, должно быть воспитано чувство долга, ответственности, доброжелательности; даны необходимые знания и навыки.

.Взаимоотношения врача с родственниками самая сложная проблема медицинской деонтологии. Если заболевание обычное и лечение идет хорошо допустима полная откровенность. При наличии осложнений допустим корректный разговор с ближайшими родственниками.

4. О профессиональных преступлениях в работе врача

деонтология врачебный медработник нравственность

Для решения вопроса об уголовной ответственности медицинских работников за профессиональные преступления следователю и суду необходимо выяснить следующие обстоятельства: 1) неправильность или несвоевременность оказания медицинской помощи, а в случаях ее неоказания - были ли для этого уважительные причины и опасное для жизни состояние больного в момент неоказания помощи; 2) наступление смерти или причинение серьезного вреда здоровью пострадавшего; 3) причинную связь между перечисленными действиями (бездействием) медицинских работников и указанным неблагоприятным исходом; 4) наличие вины медицинского работника; 5) причины и условия, способствовавшие совершению преступления. Неправильность и несвоевременность оказания медицинской помощи определяют исходя из существующих в медицинской науке и лечебной практике правил, положений и инструкций. Достаточно трудно установить причинную связь между действием (бездействием) медицинских работников и наступившим неблагоприятным исходом лечения даже в случаях, когда бесспорно доказана его неправильность или нe своевременность.

Следовательно, прежде чем решать вопрос о причинной связи между действием (бездействием) медицинского работника и неблагоприятным исходом, необходимо установить непосредственную причину смерти или причинения вреда здоровью пострадавшего.

Виновность медицинского работника в неблагоприятном исходе вытекает из существа перечисленных выше фактов, свидетельствующих об объективной стороне правонарушения. Эти данные должны дополняться сведениями о личности медицинского работника (его профессиональной квалификации, отношении к работе, больным, оценка предшествовавшей деятельности и т.п.).

Естественно, что юридическая оценка неблагоприятного исхода зависит также от условий, которые могли способствовать наступлению неблагоприятного исхода. К ним относятся различные недостатки в работе лечебно-профилактических учреждений, в частности отсутствие квалифицированного помощника при экстренной операции, нехватка или низкая квалификация среднего медицинского персонала, отсутствие необходимой аппаратуры и т.п.

Согласно Уголовному кодексу РФ медицинские работники подлежат уголовной ответственности за следующие профессиональные преступления: неоказание помощи больному; оставление в опасности; незаконное производство аборта; незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью; нарушение санитарно-эпидемиологических правил; служебный подлог; незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ; хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ; незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ; незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта; халатность.

К профессиональным преступлениям медицинских работников относятся также стерилизация женщин и мужчин без медицинских показаний, недопустимые эксперименты на людях, хотя эти категории преступных действий специально не предусмотрены Уголовным кодексом РФ. Эти действия обычно рассматриваются органами следствия и судом по аналогии как причинение тяжкого вреда здоровью по признаку утраты органом своей функции в случае стерилизации (ст. 111 УК РФ) или как злоупотребление должностными полномочиями в случаях недопустимых экспериментов на людях (ст. 285 УК РФ).

Среди всех преступных действий медицинских работников халатность и небрежность при оказании медицинской помощи юристы рассматривают как преступления по неосторожности, а остальные относят к умышленным профессиональным преступлениям медицинских работников.

Заключение

При правильном поведении врача, соблюдении деонтологических положений доверие к нему должно появиться «с первого взгляда» и уж во всяком случае после первой беседы, а авторитет - в течение нескольких недель.

Литература

1.Громов А. П., Врачебная деонтология и ответственность медицинских работников, М., 1969;

2. «Врачебная этика»

. «Этика и деонтология»

В современном обществе одним из важнейших качеств человека, как и основным компонентом образования высококвалифицированного специалиста, является его профессионализм, который нераздельно связан с понятием профессиональной этики.

Итак, этикой называют философскую науку, которая исследует вопросы морали и нравственности. Переходя к понятию профессиональной этики, прежде всего, стоит отметить, что она сложилась в тех профессиях, которые охраняют жизнь, здоровье и свободы человека: медицине, юриспруденции и педагогике. Одним из видов профессиональной этики является медицинская этика, которая участвует в регуляции взаимодействий между врачами - «по горизонтали», между пациентом и врачом – «по вертикали» и между врачом и родственниками пациента – «по диагонали». Качественной характеристикой этической составляющей медицины является деонтология, которая определяет соответствие какого-либо действия установленным правилам. В медицинской деонтологии в первую очередь поднимаются вопросы исполнения врачами своего профессионального долга, нравственные нормы работников медицинских учреждений и особенности их взаимодействия между собой и с пациентами.

История создания требований, предъявляемых к врачам, берет свое начало до нашей эры, когда был принят свод правил «Законы Хаммурапи». Они были достаточно жестоки по сравнению с ныне существующими. Так, например, если врач случайно наносил вред больному, согласно документу, созданному Вавилонским царем, ему надлежало отрезать руку. Однако и поощрения со стороны вылеченных пациентов были достаточно щедрыми. Если врачу удавалось успешно провести операцию, то вылеченный или его семья должны были выплатить медицинскому работнику сумму, на которую можно было бы год кормить несколько человек. В дальнейшем Гиппократом создаются нормы медицинской этики, именуемые «Клятвами», в которых он придерживался трех базовых этических установок: высоконравственный облик врача распространяется не только на профессиональную деятельность, врач не имеет права совершать деяния, угрожающие жизни пациента, медицина – бескорыстное служение обществу. В рассвет эпохи Возрождения происходит пересмотр базисов медицинской этики, на первый план выходит новая парадигма – «делай добро». Гарантом профессиональный этичности, по мнению Парацельса, выступает патернализм (от лат.paternus – отеческий), регулирующий взаимодействие врача с пациентом, коллегами и родственниками больного. Главный кризис медицинской этики порождается капиталистической моделью общественных отношений, когда качество оказания медицинской помощь напрямую зависит от уровня достатка пациента и его социального статуса. И лишь в конце ХХ века появляется документ, определяющий круг его ответственности врача перед пациентами, другими врачами и окружающими людьми, указывающий на права и обязанности пациентов – Этический кодекс врача Российской Федерации.

В преамбуле вышеназванного кодекса говорится о его создании на основе клятвы Гиппократа, с учетом документов международного уровня аналогичного содержания и законов, принятых на территории Российской Федерации. Особое внимание уделяется целям его создания, которые включают в себя определение положения врача в обществе, здравоохранении, в его отношениях с больными. Отмечается наличие ответственности медицинского работника за деятельность, совершаемую во время работы, а также ответственность самого медицинского общества за входящих в него членов. Для объединения вышеназванных положений и их раскрытия был создан Этический кодекс российского врача. Что касается его структуры, он включает в себя пять разделов: «Общие положения (врач и общество)», «Врач и права пациента», «Отношения с коллегами и другим медицинским персоналом», «Врач и прогресс медицины», «Пределы действия этического кодекса, порядок его пересмотра и ответственность за его нарушения». Кодекс представлен двадцатью двумя положениями, которые регламентируют главную цель профессиональной деятельности врача, условия его врачебной деятельности. В соответствии с данным документом запрещается злоупотребление своим положением и знаниями, не допускается причинение вреда пациенту, определяется ответственность медицинского работника за качество медицинской помощи, оглашается право врача быть свободным и отказываться от работы с больным. В этическом кодексе российского врача определяются права пациента на свободу и независимость личности, получение сведений о собственном здоровье и соответствующей помощи, которая ничем не будет ограничена, на лечение или отказ от всех его видов, на соблюдение лечащим врачом тайны его болезни, на собственную психическую и физическую целостность, на достойную смерть и свободный выбор врача. В документе определяются такие обязанности врача, как сохранение и поддержание благородных традиций медицинского общества, взаимоуважение в общении с коллегами. Любые исследования должны проводиться исключительно с добровольного согласия пациента и при условии одобрения их этическим комитетом, врачу следует соблюдать максимальную осторожность при использовании новых методов. Заключительные статьи повествуют о территории, на которой действует данный кодекс, о его толковании и пересмотре, об ответственности врача за какие-либо нарушения профессиональной этики.

Основной задачей врача является обеспечение сохранности жизни других людей и улучшение ее качества. Особенно важен уровень профессиональной компетентности специалиста, который достигается путем длительного обучения в медицинских высших учебных заведениях, а также регулярного повышения квалификации. При этом необходимо получать не только наиболее актуальные и современные научные знания, но и повышать уровень владения информацией по вопросам медицинской этики.

Каждый медицинский работник должен обладать определенными качествами, которые будут ему позволять устанавливать доверительные отношения с пациентом, способствующие развитию их максимальной результативности. К таким качествам относятся следующие: доброта, сострадание, понимание, сопереживание, участие в проблемах пациента и внимание к больному.

При этом совершенно недопустимым для врача считается причинение как физического, так и морального вреда больному. Врачу следует излагать пациенту факты о его болезни на понятном для больного уровне и в позитивном ключе, объяснять все возможные последствия лечения патологии и бездействия по отношению к ней. Пациент должен быть осведомлен о положительных и отрицательных сторонах назначенного лечения, его стоимости. При оказании помощи пациенту на первом месте для врача должны быть интересы больного, ему следует ставить диагноз и назначать дальнейшее лечение опираясь на собственный опыт.

В обязанности врачей входит хранение медицинской тайны. Недопустимо разглашение результатов обследований без особых причин, обнародование факта обращения пациента в медицинское учреждение. Летальный исход не является основанием для снятия с работника медицинской сферы обязательства хранения медицинской тайны.

Наиболее важной особенностью, характеризующей профессиональную этику врача, по сравнению с этическими нормами людей других профессий, является выраженность таких человеческих качеств как нравственность и справедливость. При следовании научно обоснованным принципам врачебной этики и обладая вышеназванными качествами, работник медицинской сферы будет максимально верно ориентирован в своей профессиональной деятельности.

Особое значение в процессе подготовки будущих медицинских работников имеет область практической профессиональной этики, которая регламентирует требования к профессиональной деятельности врачей. Она базируется на принципах гуманизма и регулирует особенности морально-этического выбора и поведения медика в конкретных ситуациях. Безусловно, основополагающими критериями готовности будущих медицинских работников к профессиональной деятельности являются медицинские компетенции и самокритичность поведения, но стоит отметить и высокую значимость нравственно-этических установок в формировании личности высококвалифицированного специалиста.

Список литературы:

  1. Вишневская Н.В. Профессиональная этика как составляющая профессиональной деятельности медиков [Электронный ресурс] / Н.В. Вишневская // Среднее профессиональное образование. - 2011. - №6.-С. 59-60. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=16500938 (дата обращения:05.12.2017)
  2. "Кодекс профессиональной этики врача Российской Федерации" [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174773/ (дата обращения: 04.12.2017)
  3. Кондрашова Р.А. Современные проблемы медицинской деонтологии / Р.А. Кондрашова // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 9. - С. 49-51.
  4. Костомарова Е.В. Деонтологическая компетентность студента-медика как фактор успешности профессиональной деятельности врача [Электронный ресурс] / Е.В. Костомарова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2014. - № 4(89). - С. 134-138.
  5. Саперов В.Н. История развития врачебной этики / В.Н. Саперов //Здравоохранение Российской Федерации. - 2012. - № 3.- С. 53-55.
  6. Шамов Т.А. О взаимоотношении этики, деонтологии, биомедицинской этики и медицинского права [Электронный ресурс] / Т.А. Шамов // Верхневолжский медицинский журнал. - 2012. - Т. 10, № 3. - С. 51-55. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=17942492 (дата обращения: 04.12.2017)
  7. Хрусталев Ю.М. Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья: учебник / Ю.М. Хрусталев. - М.: ГЭОТАР- Медиа, 2013. - 400 с.
 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!