Материалы семинаров по физической культуре. Семинар-практикум по физической культуре в доу. по подготовке общественных инструкторов

Елена Кузнецова
Семинар-практикум для педагогов «Использование инновационных подходов в физической культуре»

Семинар-практикум для педагогов «Использование инновационных подходов в физической культуре »

ЦЕЛЬ семинара :

Формирование мотивационных установок педагогов на здоровый образ жизни.

ЗАДАЧИ :

Расширить знания педагогов с учетом современных требований по формированию основ физического воспитания дошкольников и здорового образа жизни.

Поиск эффективных форм, использование инновационных подходов и новых технологий при организации физкультурно -оздоровительной работы в ДОО. Развитие творческого потенциала педагогов .

Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества , вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты нацеливают содержание образовательной области «Физическое развитие » на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой , гармоничное физическое развитие через решение следующих задач :

Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации)

Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями)

Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании .

В нашем детском саду ведется активная работа по здоровьесбережению, физическому развитию детей , повышению двигательной активности. Этому способствует созданная в ДОУ доступная и безопасная предметно-развивающая среда.

Для увеличения эффективности занятий по физической культуре необходимо искать новые приемы, которые разнообразили бы занятия физической культурой и заинтересовали детей в них. Одним из путей решения этой проблемы является поиск и внедрение инновационных подходов и технологий в физкультурно -оздоровительной работе. Их много, но мы остановимся на некоторых из них, которые можно использовать при работе с детьми .

Занятия на спортивных комплексах и тренажерах помогают достичь нужного оздоровительного эффекта за сравнительно небольшой период времени. Оздоровительная техника решает и проблему дефицита пространства, так как легко умещается даже в небольшом помещении.

Совместные физкультурные занятия . Социальное партнёрство в системе дошкольного образования, в свете федерального стандарта, основано на равном сотрудничестве всех его участников – родителей, педагогов , детей. Одна из главных задач педагогов детского сада – создать условия для развития благополучных детско–родительских отношений в семье, а это может быть достигнуто только при совместной деятельности родителей и детей. Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.

Виброгимнастика.

Еще один вид инновационной технологии разработал академик Микулин. Называется он виброгимнастика. Это встряхивание организма, стимулирующее более энергичное кровообращение, устраняет скопление шлаков и тонизирует организм.

Виброгимнастика показана детям, которым по ряду причин нельзя заниматься более активными движениями, и они обычно остро переживают это.

Виброгимнастика может использоваться также как физкультурная минутка во время или после напряженной умственной деятельности.

Нужно подняться на носки, чтобы пятки оторвались от пола всего на 1 сантиметр, и резко опуститься на пол. При этом происходит то же самое, что при беге и ходьбе : благодаря клапанам в венах кровь получит дополнительный импульс для движения вверх.

Рекомендуется это упражнение делать не спеша, не чаще одного раза в секунду. Упражнение повторять 30 раз (30 сек, потом 5-6 секунд отдохнуть. Нужно также следить за тем, чтобы пятки отрывались от пола не более чем на 1 сантиметр, чтобы не было утомления стоп. Сотрясения не должны быть жесткими и резкими. При выполнении виброгимнастики следует покрепче сжать челюсти.

Общая длительность выполнения упражнения – 1 минута. В течение дня можно проводить ее, смотря по обстоятельствам, 2-3 раза.

Никакой опасности, отмечает А. А. Микулин, для позвоночника и его дисков виброгимнастика не представляет.

Степ-аэробика.

Степ-аэробика это ритмичные движения вверх, вниз по специальной доске (платформе, высоте которой может меняться в зависимости от уровня сложности упражнения. Однако в ДОУ высота степ – доски постоянна). Степ аэробика развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие. Аэробика это система физических упражнений , энергообеспечение которых осуществляется за счет использования кислорода . Для достижения эффекта продолжительность выполнения таких упражнений должна составлять не менее 20-30 минут. Занятия аэробикой доставляют мышцам большое удовольствие.

Я хочу представить вам новое направление, такое как детский фитнес – это система мероприятий (услуг, направленных на поддержание и укрепление здоровья (оздоровление, нормальное физическое и психическое здоровье ребенка (соответствующее возрасту, его социальную адаптацию и интеграцию. Использованиеэлементов детского фитнеса в ДОУ (на занятиях по физкультуре , в рамках дополнительного образования) позволяет повысить объем двигательной активности, уровень физической подготовленности , знакомит с возможностями тела, учит получать удовольствие и уверенность от движений и физической деятельности , усиливает интерес к занятиям физическими упражнениями и , как следствие, укрепляет здоровье детей.

На таких занятиях царит непринужденная обстановка, свобода движения, возможность отступления от правил, бесконечность вариаций со спортивно-игровым оборудованием. Занятия элементами фитнеса создают благоприятные условия не только для физического , но и психомоторного развития дошкольников. Дети с удовольствием выполняют все задания, развивающие активность, самостоятельность, творческих подход и интерес к занятиям физкультурой . В последние годы спектр фитнес-технологий, используемых в работе с детьми , значительно расширился.

Игровой стретчинг

Фитбол-гимнастика

Черлидинг

Пилатес

Один из видов фитнес технологий это : упражнения игрового стретчинга охватывают все группы мышц, носят понятные детям названия (животных или имитационных действий) и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сказочном сценарии. На занятии предлагается игра-сказка, в которой дети превращаются в различных животных, насекомых и т. д., выполняя в такой форме физические упражнения . С подражания образу малыши познают технику спортивных и танцевальных движений и игр, развивают творческую и двигательную деятельность и память, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, внимание и т. д. Эффективность подражательных движений заключается еще и в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием видов движении, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц.

Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокой оздоровительное действие на весь организм.

Одна из новых технологи физического воспитания – фитбол-гимнастика. Фитбол – мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях. В настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса применяются в спорте, педагогике , медицине. Фитбол развивает мелкую моторику ребенка, что напрямую связано с развитием интеллекта. Занятия на фитболах прекрасно развивают чувство равновесия, укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, формируют длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки и её коррекции.

В настоящее время в работу с детьми активно внедряется черлидинг – зажигательные спортивные танцы с помпонами, сочетающие элементы акробатики, гимнастики, хореографии и танцевального шоу.

Черлидинг развивает творческие и двигательные способности и навыки дошкольников, позволяет увеличить объем двигательной активности детей в режиме дня, формирует навыки общения в коллективной деятельности.

Детский пилатес – специально составленная программа на основе базовых упражнений Pilates, адаптированных к детям различного возраста. Пилатес – это разновидность фитнеса, включающая в себя комплекс физических упражнений на все группы мышц, развивающих гибкость и выносливость. Эту систему упражнений разработал в начале 20 века Джозеф Пилатес, немецко-американский спортивный специалист, который сам рос болезненным ребенком, однако благодаря интенсивным физическим упражнениям сумел значительно поправить здоровье и стать профессиональным спортсменом и преподавателем физической культуры . Сегодня Пилатес применяют в клиниках, в лечебной физкультуре , в фитнес-центрах, в школах танцевального искусства. Система Пилатес включает в себя упражнения для всех частей тела, упражнения являются безопасными и подходят для широкой возрастной аудитории. Пилатес обладает следующими преимуществами : развивает каждый аспект физической формы : силу, выносливость, гибкость, ловкость, скорость; улучшает контроль над телом; корректирует осанку; улучшает работу внутренних органов; усиливает обменные процессы в организме; фокусируется на правильном дыхании; помогает в расслаблении и снятии напряжения. Практика пилатеса открывает детям мир здоровья и спорта, развивает стремление к занятиям другими видам спорта – танцами, гимнастикой, боевыми искусствами. Кроме того, эта уникальная система тренировок, повышает стрессоустойчивость, снижает детскую нервозность. Для 5-6 летних воспитанников занятия проводятся в игровой форме. Следуя за волшебными героями, они выполняют упражнения, незаметно для себя укрепляя мышцы тела, создают крепкий мышечный корсет, развивают силу, гибкость, растяжку. Для таких занятий используется всевозможный спортивный инвентарь, подбирается специальная музыка, создающая благоприятную атмосферу.

Фитбол-аэробика для дошкольников Е. Г. Сайкиной, С. В. Кузьминой «Танцы на мячах» . Парциальная программа по фитбол-аэробике является комплексной, включающей разнообразный арсенал средств и методов детского фитнеса : оздоровительная аэробика, корригирующая гимнастика,

стретчинг, танец, релаксация и т. д.

Эта программа включает следующие разделы :

Фитбол-гимнастика,

Фитбол-ритмика,

Фитбол-атлетика,

Фитбол-коррекция,

Фитбол-игра.

Корригирующая гимнастика.

Корригирующие упражнения имеют большое значение не только для укрепления мышц тела и разностороннего физического развития . Они воздействуют на сердечнососудистую систему, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано, с заданной амплитудой в определенном направлении, темпе, ритме.

Лечебно-профилактический танец Ж. Е. Фирилевой, Е. Г. Сайкиной «Фитнес-данс» - это новая нестандартная методика, включающая комплексы упражнений оздоровительного танца, включающие упражнения коррекционной гимнастики и лечебной физической культуры , направленные на укрепление опорно-двигательного аппарата, содействующие оздоровлению различных функций и систем организма.

К ЛПТ относятся упражнения и танцы общеразвивающего воздействия : строевые упражнения,

суставная гимнастика,

упражнения в беге и прыжках,

ритмические танцы,

элементы хореографии,

упражнения для расслабления мышц;

упражнения и танцы специального воздействия :

упражнения для формирования и закрепления осанки, коррекции её,

упражнения для профилактики плоскостопия,

дыхательная гимнастика,

гимнастика для глаз,

пальчиковая гимнастика,

фитбол-гимнастика.

Оздоровительно-развивающая программа Ж. Е. Фирилевой, Е. Г. Сайкиной «Са-Фи-Дансе» по танцевально-игровой гимнастике направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста и рассчитана на 4 года обучения – от трёх до семи лет . В программе представлены различные разделы :

танцевально-ритмическая гимнастика – игроритмика, игрогимнастика, игротанец;

креативная гимнастика – музыкально-творческие игры, специальные задания;

нетрадиционные виды упражнений – игропластика, пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, музыкально-подвижные игры, игры-путешествия.

Игропластика.

Специальные упражнения для развития силы и гибкости, образно-игровые движения, жесты, раскрывающие тот или иной образ, настроение.

«Цапля» .

Детям предлагается разуться и встать по сигналу в круг. Ведущий объявляет конкурс на лучшую цаплю. По сигналу дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к левой и прижать ступню к бедру левой ноги как можно выше. Руки на поясе. Глаза закрыты. Необходимо продержаться в таком положении как можно дольше. Дети, у кого это получилось, становятся водящими в подвижной игре "Лягушки и цапли". Игра "Цапля" тренирует вестибулярный аппарат и развивает способность концентрации внимания, а также всегда очень смешит детей.

Музыкально-подвижные игры.

1. Первая игра, с которой мы с вами познакомимся, называется «С бубном» .

Выбираем водящего, он стоит в кругу с бубном, остальные вокруг него по кругу выполняют движения, например, боковой галоп, а водящий стучит в бубен с закрытыми глазами, затем сам прекращает, и играющие тоже останавливаются. Тот, кто оказывается напротив водящего, танцует в паре с водящим, а все хлопают.

2. Следующая – «Рыбаки и рыбки» .

Слышать начало и окончание музыки. Проявлять выдержку, волю, соблюдать правила игры. Выразительно передавать в движении характер музыки : легко и ритмично бегать, звенеть колокольчиком, бубном.

Правила игры : На полу лежит шнур (скакалка) в форме круга – это сеть. В центре круга рыбак, остальные дети рыбки. Рыбак звенит колокольчиком или бубном. Дети рыбки легко бегут по залу врассыпную и обязательно забегают в круг. Ребёнок рыбак ждёт, когда рыбки забегут в круг и останавливает игру на инструменте; рыбки в кругу замирают и считаются пойманными. Выигрывает тот рыбак, который наловил больше рыбы.

3. И последняя игра, в которую мы с вами сегодня поиграем, называется

«Ручейки и озёра» .

Программное содержание : Передавать в игре на инструменте и в движении различные ритмические рисунки. Учить двигаться змейкой в колонне по одному, строить круг. Двигаться в соответствии с различным характером музыки : лёгким, изящным, бодрым, энергичным. Слышать начало и окончание музыки.

Правила игры : Выбирается ведущий с музыкальным инструментом. Игроки становятся в 2-3 колонны, с одинаковым количеством играющих, в разных частях дома – эта ручейки. Под лёгкую изящную музыку (или быстрое звучание восьмыми длительностями бубна или колотушки) ручейки змейками легко бегут в разных направлениях. При смене музыки на бодрую и чёткую (звучание четвертными длительностями на бубне или колотушки, дети идут бодрым шагом, образуя озёра (круги) по числу ручейков. Бегать, не выходя из колонны, друг за другом. Строиться круг только с изменением музыки.

Парциальная программа кружковой работы Т. А. Ивановой «Йога для детей» – это полноценная гимнастика, гармонично развивающая все мышцы тела, и прекрасное средство борьбы с искривлением позвоночника.

Начиная заниматься йогой, дети соприкасаются с природой и естественным ритмом жизни, учатся уважению к себе и другим детям. Практика йоги укрепляет кости детей, делает их мышцы упругими, пластичными. Балансирующие позы способствуют развитию координации движений и концентрации внимания детей. Постоянная практика поз поможет контролировать и смягчать эмоции детей, обеспечивая полноценный отдых и сон. Большинство поз изображают животных и природу, а кроме того, это веселая игра без элементов соревнований. Йога способствует тому, чтобы дети выросли мягкими, добрыми.

Йога включает в себя следующие разделы :

общеразвивающая гимнастика,

самомассаж,

суставная гимнастика,

асаны (позы,

дыхательная гимнастика,

гимнастика для глаз,

пальчиковая гимнастика,

релаксация,

подвижные игры.

Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика укрепит иммунитет малыша. Оградить ребенка от простудных заболеваний – задача не из легких. Микробы и вирусы то и дело одолевают маленького человечка и подрывают еще неокрепший иммунитет. Что же делать? Бежать к врачу и поить малыша таблетками или прибегнуть к бабушкиным рецептам? Ни то, ни другое не понадобится, если заняться с ребёнком дыхательной гимнастикой.

3) Тест для самооценки профессиональной подготовки по теории и методике физического воспитания дошкольников.

1. Какие задачи предполагают формирование двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств , развитие двигательных способностей.

1-воспитательные

2-оздоровительные

3-образовательные

4-коррекционно-развивающие

2. Какое положение выражает готовность к действию и создает наиболее выгодные условия для правильного выполнения упражнений?

1-рациональное

2-исходное

3-обычное

4-простое

3. К какой группе методов относятся перечисленные приемы : показ, подражание, зрительные ориентиры, фотографии, рисунки, схемы.

1-физические

2-наглядные

3-дидактические

4. Сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательным для всех играющих правилом – это…

1-двигательный режим

2-основные движения

3-подвижная игра

5. Основной формой организованного систематического обучения физическим упражнениям является…

1-подвижная игра

2-утренняя гимнастика

3-физкультурное занятие

4-физкультминутка

5-утренняя прогулка

6. Обучение дошкольников спортивным играм начинают с…

1-соревнований между отдельными детьми

2-вопросов к детям

3-раздачи пособий

4-разучивания отдельных элементов техники игры

1-задачи физического воспитания

2-принципы физического воспитания

3-формы физического воспитания

4-методы физического воспитания

5-средства физического воспитания

4) Педагоги показывают 2 варианта физкультминутки .

5) Игра «Ток» .

Сейчас возьмемся за руки. Ток очень быстро бежит по цепи. Наши руки – это наша цепь. Передаем друг другу свои рукопожатия (2 – 3 раза) .

25 октября 2017 г. на базе МОУ – СОШ № 13 прошёл семинар для учителей
физической культуры «Дифференцированный подход в обучении на фоне
положительных эмоций, как средство повышения мотивации к занятиям физической
культуры. Создание на уроке среды взаимодействия участников образовательного
процесса».
Сегодня, в век научно-технического прогресса, наши дети перестают заниматься
физическими упражнениями. Ходьбу, бег, игры и прогулки на свежем воздухе
заменили автомобиль, телевизор, компьютер, посудомоечные машины… Даже для
того, чтобы переключить канал телевизора, не нужно вставать с дивана, есть пульт.
Единственное место, где дети всё-таки занимаются физическими упражнениями,
является школа.
С приветственным словом к участникам семинара обратилась, исполняющая
обязанности директора МОУ-СОШ № 13 О.В. Ладанова.
Ведущая семинара руководитель ШМО учитель физической культуры Е.Н.
Лаврентьева во вступительном слове отметила, что в современной образовательной
организации необходимо создание специальных научно обоснованных условий
организации и реализации учебного процесса, особой здоровье формирующей и
здоровьесберегающей образовательной среды. Одним из направлений в улучшении
физического воспитания обучающихся школы № 13 является использование
дифференцированного похода на уроках физической культуры как важного условия
оптимизации процесса обучения и воспитания.
Учителя физической культуры МОУ-СОШ № 13 представили в своих докладах опыт
работы по комплексу вопросов, относящихся к организации дифференцированного
подхода к учащимся на уроках физической культуры, на занятиях внеурочной
деятельности, во внеклассной работе, а также формы волонтёрского движения с
детьми ОВЗ. На примере представленных фрагментов занятий физической культуры
педагоги школы показали, как на практике реализуется система приёмов,
направленных на установление взаимосвязи между содержанием и характером
учебных занятий и индивидуальными особенностями учащихся разного уровня
подготовленности:

 Лыжников А.С. «Дифференцированный подход к учащимся на уроке
физической культуры»;
 Рязанова В.С. «Дифференцированный подход на занятиях в рамках
внеурочной деятельности»;
 Агафонов Н.М. «Дифференцированный подход к учащимся в рамках
внеклассной работы»;
 Сеньшина И.Ю. «Развитие волонтёрской деятельности среди учащихся
в рамках спортивно-оздоровительной работы» (работа с детьми-
инвалидами, находящимися на надомном обучении).

Подводя итоги семинара, участники пришли к единодушному выводу, что
применение на практике приёмов организации дифференцированного подхода на
занятиях физической культуры позволяет добиться роста показателей физического
развития и физической подготовленности, улучшения функционального состояния
организма, укрепления здоровья учащихся, эффективной подготовки к сдаче норм и
тестов по физической культуре.


МКОУ «Бабяковская СОШ №1»

Доклад

на тему:

«Развитие физической культуры и спорта

в условиях ФГОС»

Физическая культура - обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях.

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры.

Физическая культура, как любой другой предмет, включенный в Базисный учебный план, так же ориентирована на достижение этой цели.

В свою очередь, специфической целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:

Требований к результатам освоения образовательной программы начального общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте начального общего образования;

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;

Закона « Об образовании»;

Федерального закона « О физической культуре и спорте»;

Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020г.;

Примерной программы начального общего образования; приказа Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889.

Ориентируясь на решение задач образования школьников, учебный предмет «Физическая культура» в своем предметном содержании направлен на

реализацию принципа вариативности , который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса, региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

В истории образования выделены три конкурирующих подхода к разработке стандартов. Наиболее разработанный, традиционный подход может быть назван "ЗУНовским". Он сводит образование к знаниям, умениям и навыкам . Все предшествующие поколения стандартов основаны на ЗУНовском подходе. Второй подход называется компетентностным. Третий - системно-деятельностный подход в образовании.

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления - эмпирический или теоретический. По мнению авторов, именно содержание обучения позволяет "вести за собой" умственное развитие.

Системно-деятельностный подход – это переход к построению стандартов нового поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов.

Стандарт образования фиксирует не само содержание образования, хотя с ним связано, а результаты образования, результаты деятельности и требования к этим результатам.

В системно - деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. "Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат". Согласно современным взглядам, цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого результата созидания.

Деятельность это всегда целеустремлённая система, система, нацеленная на результат. Результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. При определении результатов необходимо учитывать психолого-возрастные, индивидуальные особенности развития личности ребёнка и присущи этим особенностям формы деятельности.

Школа выполняет заказ, сформулированный в стандартах. Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством:

- семья предъявляет требования к созданию условий для успешности личностной, социальной, профессиональной;

-общество - к безопасности и здоровью, свободе и ответственности, социальной справедливости, благосостоянию;

- государство – к сохранению национального единства, безопасности, развитию человеческого потенциала, конкурентоспособности.

В связи с этим задача системы образования состоит не в передаче объёма знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.

Школам поставлена основная педагогическая задача:

Чему учить? (Обновление содержания)

Ради чего учить? (Ценности образования)

Как учить? (Обновление средств обучения)

Цель физического воспитания в школе: содействовать всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.

Решение задач физического воспитания направленно на :

    содействие гармоническому физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностей ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;

    обучение основам базовых видов двигательных действий;

    дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей.

    формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;

    выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;

    углубление представлений об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;

    воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;

    выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;

    формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

    воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;

    содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.

К формам организации занятий по физической культуре в школе относятся разнообразные уроки физической культуры. Для более полной реализации цели и задач по физической культуре в нашей школе уроки физической культуры дополняются внеклассными формами занятий (физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, физкультминутки, подвижные перемены,спортивные кружки т. д.)

Для более качественного освоения предметного содержания уроки физической культуры подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью :

    уроки образовательно-познавательной направленности знакомят с учебными знаниями, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного материала;

    уроки образовательно-предметной направленности используются для формирования обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжной подготовки;

    уроки образовательно-тренировочной направленности используются для преимущественного развития физических качеств и решения соответствующих задач на этих уроках, формируют представления о физической подготовке и физических качествах, обучают способам регулирования физической нагрузки, способам контроля ее и влиянии на развитие систем организма.

В процессе обучения применяются методы физического воспитания:

    словесный метод (объяснение, указания, команда, убеждение);

    наглядный метод (демонстрация, наглядные пособия, и т.д.);

    метод разучивания нового материала (в целом и по частям);

    методы развития двигательных качеств (повторный, равномерный, соревновательный, игровой и т.д.)

Используются современные образовательные технологии :

    здоровьесберегающие технологии - привитие гигиенических навыков, навыков правильного дыхания, приемов массажа, игр на свежем воздухе в целях закаливания, использование физических упражнений имеющих лечебно-воспитательный эффект, корригирующих и коррекционных упражнений;

    личностно-ориентированное и дифференцированное обучение - применение тестов и заданий с учетом уровня физической подготовленности и группы здоровья.

    информационно-коммуникационные технологии - показ презентаций для улучшения мотивации к занятиям физическими упражнениями и в приобретении знаний основ физической культуры, создание спортивных сайтов, сайта учителя физической культуры, занятия научно- исследовательской работой;

Важной особенностью образовательного процесса физического воспитания является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончанию изучения раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков. В начале и конце учебного года учащиеся сдают шесть зачетных упражнений (тесты) для определения уровня физического развития и физических способностей. Тесты принимаются в виде зачетов по плану на уроках легкой атлетики (сентябрь,май). Кроме зачетов по уровню физического развития, в каждой четверти принимаются контрольные упражнения по пройденным разделам программы.

Контрольные испытания. Сдача контрольных нормативов по общей, специальной физической и технической подготовленности.

Физическое развитие и физическая подготовленность по волейболу

п/п

Содержание требований (вид испытаний)

девочки

мальчики

1

2

3

4

1.

2.

3.

4.

5.

Бег 30 м с высокого старта (с)

Бег 30 м (6х5) (с)

Прыжок в длину с места (см)

Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см)

Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками:

сидя (м)

в прыжке с места (м)

5,0

11,9

150

35

5,0

7,5

4,9

11,2

170

45

6,0

9,5

Контрольные тесты (требования к учащимся) по баскетболу

Литература:

Айропетянц Л.Р., Гадик М.А. Спортивные игры. - Ташкент. 2005.

Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры. Под.ред. Ю.М. Портнова. - М., Ф и С, 2004.

Белов С. Броски по кольцу. Физкультура в школе. 2000.

Гомельский А.Я. Секреты мастера. 1000 баскетбольных упражнений. - М., "ФАИР"/ 1997.

Каинов А.Н. Организация работы спортивных секций в школе.-Волгоград, 2011.

Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М., Ф и с. 2001.

Шмелева О.А. Организация образовательного процесса по предмету « Физическая культура» в условиях реализации ФГОС нового поколения» статья, 09.12.2012.

Инновационные формы работы

на уроках физической культуры

Для многих день 17 декабря прошел как обычно, незаметно, рутинно, обыденно. Но только не для сообщества учителей физической культуры. В эти дни МБ ОУ СОШ №1 Яшкинского муниципального района принимала гостей. На базе образовательного учреждения прошел районный семинар с показом открытых занятий для учителей физической культуры по теме: «Инновационные формы работы на уроках физической культуры».

Учитывая особенности современного образования, становится очевидным факт резкого возрастания уровня требований к проведению семинара. Подготовка к нему была начата ещё в ноябре. Согласовывались сроки проведения семинара, разрабатывались темы открытых мероприятий, решались организационные вопросы.

Открытие семинара началось с выступления директора школы Светланы Анатольевны Ошариной, она ознакомила присутствующих с деятельностью педагогического коллектива за последние годы, акцентировав внимание на работе Арсеньева С.И. и Кротовой С.А.- учителей физической культуры школы.

Арсеньев Сергей Иванович - учитель высшей квалификационной категории. Стаж работы 10 лет. Главной целью его педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. На своих уроках пропагандирует красоту спорта, здоровье и силу, учит быть стойкими в достижении поставленной цели.

При проведении уроков учитывает возрастные, психологические, физиологические особенности учащихся, использует современные формы и методы обучения. Творческий подход к делу, организованность, удивительная работоспособность, неуёмность в поиске нового, координирование своих действий с коллегами, неукоснительное соблюдение профессиональной этики общения, высокая требовательность в сочетании с коммуникабельностью, человеколюбие и тактичность – его отличительные качества.

Кротова Светлана Алексеевна, учитель физической культуры.

Стаж ее работы в школе составляет 34 года. Учитель высшей квалификационной категории. 12 лет руководила районным методическим объединением учителей физической культуры. С учащимися изучает основы дыхательной гимнастики, навыки мышечной релаксации, комплексы для психической регуляции, упражнения на концентрацию внимания, проявляет себя как творческая, энергичная личность, имеющая педагогический и организаторский талант, чуткая и внимательная во взаимоотношениях с коллегами, требовательная к себе, любящая свою работу и учеников, обладающая заслуженным авторитетом среди коллег, родителей, учеников .

Учителя физической культуры на школьном уровне ежегодно проводят традиционные спортивные мероприятия: кросс «Золотая осень», туристический слёт, «Весёлые старты», легкоатлетическое многоборье, лыжные гонки, военно – спортивную игру «Зарница». В 2012, 2013 гг. приняли участие в областном конкурсе «Олимпиада начинается в школе». Их учащиеся являются активными участниками Всероссийской акции: «Спорт – как альтернатива пагубным привычкам». Совместно с отделением партии «Единая Россия» проводят традиционные соревнования по биатлону среди учащихся нашей школы.

Ученики активно принимают участие в школьном этапе Всероссийских соревнований школьников: «Президентские состязания», «Президентские спортивные игры», спортивно-технический комплекс «ГТЗО». В 2010 и 2012г. заняли I место по итогам проведения муниципального этапа «Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания»». Ежегодно учащиеся Кротовой С.А. и Арсеньева С.И. занимают призовые места в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре.

Перед участниками семинара с публичным докладом «Средства и методы, способствующие повышению качества образования на уроках физической культуры» выступил учитель физической культуры Арсеньев Сергей Иванович. Затем педагоги в рамках районного семинара показали открытые уроки по темам: «Осанка – стройная спина. Круговая тренировка по станциям. Эстафеты» в 4 классе и «Гимнастика и элементы акробатики» в 11 классе.

С первых минут занятий трудно было представить, что это уроки. Настроение учителя создает настроение ученика, а это, как известно, лучший стимул для учения.

Как много успели сделать за урочное время ребята, не было ни минуты простоя, ни одного ученика вне игры, эстафеты: учащиеся 4 класса великолепно «сдавали экзамены» по секциям,

создавали при помощи заготовок-карточек словесные портреты здорового человека и человека с искривленным позвоночником, размышляли о том, для чего нужно следить за осанкой, при помощи картинок определяли, как правильно необходимо сидеть, ходить, выполнять физические упражнения и т.д.

Урок отличался чёткостью и продуманностью, был интересен и увлекателен, прошел на высоком эмоциональном подъёме, что очень важно для занятий физической культурой.

На уроке Светланы Алексеевны после тщательной разминки обучающиеся расходились к выбранным ими станциям. Причем, порядок прохождения мест занятий и время на каждом виде не регламентировалось, но за время урока необходимо было пройти все виды: юноши выполняли комплекс упражнений с гантелями и стрет-чинг, девушки – базовые элементы аэробики и стрет- чинг. Ребята прекрасно владеют терминологией и технологией выполнения упражнений.

Вот некоторые из них: М arch -ходьба, Basic - step -два шага вперёд (ноги вместе), два шага назад (ноги вместе), V - Step -два шага вперёд (ноги врозь), два шага назад (ноги вместе), A - Step - два шага назад(ноги врозь), два шага вперёд(ноги вместе), Mambo -одна нога выполняет шаг вперёд-назад, другая на месте, StepTouch -шаг в сторону, приставить вторую ногу, DoubleStepTouch -два приставных шага в сторону, GrapeVine -шаг в сторону, с крестный шаг назад, шаг в сторону, приставить, CurlStep -за хлест, Kick -взмах в любом направлении, Heeltouch -касание пола пяткой, Chasse -приставные шаги в сторону с подскоком. На уроках Светланы Алексеевны учащиеся укрепляют не только физическое, но и психологическое здоровье, занятия довольно часто выполняются под музыку.

Занять ребят все сорок пять минут урока не так-то просто. Нашим педагогам удалось провести открытые уроки достойно, на высоком уровне. Важно, что сами учителя понимают друг друга с полуслова, оба увлечены и своим предметом, и своей школой. Спасибо коллегам, посетившим районный семинар учителей физической культуры в МБ ОУ СОШ №1 Яшкинского муниципального района.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!