Как делать намаз после операции. Нежелательные действия в намазе. Можно ли делать намаз во время азана

«В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (аль-Ахзаб 21)

Правильно ли я делаю намаз? А как совершал его Посланник Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует)? Чем вы руководствовались, когда учились делать намаз? Тем, что написано в маленьких брошюрках «Как совершать намаз»? А знали ли вы, что в большинстве таких брошюрок написано про отдельный намаз для мужчин и отдельный - для женщин, в то время как нет свидетельств из Сунны о том, что образ совершения намаза для мужчины и для женщины должен отличаться, так как сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:

«Молитесь так как видели молящимся меня» (Бухари)

Помимо этого, такие брошюры могут содержать и другие ошибки и попросту вещи, которым нет оснований в достоверной Сунне.

Ханафиты, маликиты, ханбалиты… в разных мазхабах разные мнения относительно того, как правильно совершать намаз. Что выбрать и как разобраться? Ответ проще, чем мы думаем. Ответ в Сунне Господина Пророков, да благословит его Аллах и приветствует,так как именно он является неоспоримым авторитетом и примером для нас во всем. И слова и мнения всех остальных людей после него, какими бы великими учеными Ислама они не были, да смилостивится Аллах над учеными нашей Уммы!, мы должны принимать только через призму слов и поступков Посланника Аллаха, как сказал шейх-уль-Ислам Ибн Теймия:

“Не дозволено никому в спорном вопросе использовать в качестве довода чьи-либо слова! Поистине, доводом является только текст (Коран и Сунна), единогласное мнение (аль-иджма’) и доказательства извлекаемые из этого, а не слова некоторых ученых! Поистине, слова ученых должны подкрепляться шариатским доказательством, тогда как шариатское доказательство не подкрепляется их словами!” (См. “Маджму’уль-фатауа” 26/202)

И сказал Абу Ханифа, да смилостивится над ним Аллах:

«Если до меня дойдет хадис Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то я приму его с удовольствием; если дойдет изречение одного из сподвижников, да будет доволен ими Аллах, то я приму его с удовольствием; если же дойдет изречение их последователей (ат-табиун), то мы — люди, и они люди».

Он также сказал:

«Если я скажу то, что противоречит Книге Аллаха, то оставьте мои слова и следуйте Книге Аллаха». Его спросили: «А если они противоречат высказыванию Посланника Аллаха?» Он сказал: «Оставьте мои слова и следуйте хадису Посланника». Его опять спросили: «А если они противоречат высказываниям его сподвижников?» Он ответил: «Оставьте мои слова и следуйте высказываниям сподвижников».

Таким образом вр всех вопросах религии, и особенно поклонения, и в частности в том, каким образом совершать намаз, мы должны руководствоваться прежде всего примером нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Вы спросите - как же мы узнаем, как именно совершал молитву Посланник Аллаха? Для этого Аллах сделал своей милостью дошедшие до нас хадисы из достоверной Сунны. И хадисы, относящиеся к намазу и образу его совершения Пророком собрал шейх Насируддин аль-Альбани в своей книге “Описание молитвы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)” . Скачать ее вы можете по ссылке: http://www.islamhouse.com/p/79541 .

Ниже в этой небольшой статье мы предлагаем вам посмотреть 2 видео для наглядности и прочитать краткое руководство к тому, как совершать намаз. И пусть Аллах поможет вам и нам во всем следовать Сунне Господина Посланников и ни в чем не отклоняться. Амин!

Са’ид ибн Джубайр, Хасан аль-Басри и Суфьян ас-Саури говорили:

“Не будут приняты слова, кроме как с делами. И не будут приняты слова и дела, кроме как с правильными намерениями. И не будут приняты слова, дела и намерения, кроме как в соответствии с Сунной”.

(аль-Лялякаи в “И’тикъаду ахли-Ссунна” 1/57, Ибн аль-Джаузи в “Тальбису Иблис” 9, аз-Захаби в “Мизануль-и’тидаль” 1/90)

Молитва , как обучал ей Посланник Аллаха - (Салла Аллаху Аляйхи уа Саллям), подготовил шейх АБДУРРАХМАН АБДУЛЬХАЛИК

часть 1

часть 2

часть 3

часть 4

часть 5

часть 6

часть 7

часть 8

часть 9

Краткое обучение намазу. Для тех, кто хочет научиться, но не знает с чего начать.

Каждый мусульманин должен знать, что принятие его деяний Всевышним Аллахом зависит от соблюдения им следующих двух условий: Во-первых, деяние должно быть совершено искренне и только ради Всевышнего Аллаха. При этом, совершая это деяние, мусульманин должен боятся только Аллаха, любить Его больше всего остального и надеяться только на Его милость. Во-вторых, мусульманин должен совершать то или иное деяние так же, как его совершал пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, т.е. в соответствии с его Сунной.

Отсутствие одного из этих условий делает обряд поклонения недействительным, будь то намаз, омовение, пост, закят и т.д. Поэтому, стремясь положить конец разногласиям и недоразумениям, связанным с намазом и очищением, мы исключительно опирались при написании этой статьи на аяты Священного Корана и достоверные хадисы посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.

ЭТИКЕТ ОТПРАВЛЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

1. Человек, отправляющий естественные потребности, должен выбрать такое место, где бы люди не могли его видеть, не могли слышать звуков во время выделения газов и чувствовать запах экскрементов.
2. Желательно перед входом в туалет произнести следующие слова: «Аллахумма инни а’узу бика мина-ль-хубуси ва-ль-хабаис!» («О Аллах! Я прибегаю к Тебе от мерзких дьяволов мужского и женского пола!»).
3. Человек, отправляющий естественные потребности, не должен ни с кем разговаривать, произносить слова приветствия и отвечать на чей-либо зов без необходимости.
4. Человек, отправляющий естественные потребности, из почтения к священной Каабе не должен поворачиваться к ней лицом или спиной.
5. Необходимо сторониться попадания экскрементов (кала и мочи) на тело и одежду.
6. Нужно избегать отправления естественных потребностей в местах, где ходят или отдыхают люди.
7. Человек не должен отправлять естественные потребности в стоячей воде или в воде, в которой он купается.
8. Нежелательно совершать мочеиспускание стоя. Это можно делать только при наличии двух условий:

a. если есть уверенность в том, что моча не попадет на тело или одежду;
b. если человек уверен, что никто не увидит его срамных мест.

9. Необходимо очищать оба прохода водой или же камнями, бумагой и т.д. Однако очищение водой является наиболее предпочтительным.
10. Нужно очищать оба прохода левой рукой.
11. После выхода из туалета желательно произнести следующие слова: «Гуфранак!» («Я прошу твоего прощения, Господи!»)
12. Желательно входить в туалет с левой ноги и выходить из него с правой.

МАЛОЕ ОМОВЕНИЕ

Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток» (аль-Маида, 6).

Условия совершения малого омовения

Человек, совершающий малое омовение, должен:
1. быть мусульманином;
2. быть совершеннолетним (по мнению некоторых ученых);
3. не быть душевнобольным;
4. иметь при себе чистую воду;
5. иметь намерение совершить малое омовение;
6. удалить все, что мешает попаданию воды на органы омовения (краску, лак и т.д.), а также, совершая малое омовение не оставлять сухим какую-либо часть органов омовения;
7. очистить тело от нечистот;
8. освободиться от кала и мочи.

Действия, делающие малое омовение недействительным

1. Экскременты, выходящие из переднего или заднего прохода, такие как моча, кал, сок предстательной железы, газы, кровотечение и т.д.
2. Глубокий сон или потеря сознания.
3. Употребление в пищу верблюжатины.
4. Непосредственное прикосновение к половому органу или анальному отверстию (по мнению некоторых ученых).

Действия, не делающие малое омовение недействительным

1. Все, что выделяется из тела человека, за исключением экскрементов, выходящих из заднего и переднего проходов.
2. Прикосновение к женщине.
3. Употребление пищи, приготовленной на огне.
4. Сомнение в действительности малого омовения.
5. Смех или хохот.
6. Прикосновение к покойнику.
7. Рвота.
8. Дремота.
9. Прикосновение к нечистотам. (Прикоснувшись к нечистотам достаточно смыть их водой).

Порядок совершения малого омовения
Человек, совершающий малое омовение, должен в душе вознамериться совершить его. Однако не нужно произносить намерение вслух, потому что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не произносил намерение вслух перед омовением, намазом и другими обрядами поклонения. Начиная малое омовение необходимо произнести: «Би-сми-ллях!» («С именем Аллаха!»). Затем нужно трижды помыть кисти рук. Затем необходимо трижды прополоскать рот и нос и трижды вымыть лицо от одного уха до другого и от места произрастания волос до окончания челюсти (или бороды). Затем нужно трижды вымыть обе руки от кончиков пальцев до локтей включительно, начиная с правой руки. Затем нужно намочить ладони и протереть ими голову. Протирая голову, нужно провести по ней руками от окончания лба до начала шеи, а затем - в обратном направлении. Затем необходимо вставить указательные пальцы рук в ушные отверстия и протереть внешнюю сторону ушей большими пальцами. Затем необходимо вымыть ноги от кончиков пальцев до щиколоток включительно, начиная с правой ноги. Необходимо вымыть промежутки между пальцами ног и уделять внимание тому, чтобы вода дошла до пяток. После окончания совершения омовения желательно произнести: «Ашхаду алля иляха илля-ллаху вахдаху ля шарика лях, ва-ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва-расулюх, аллахумма-дж’ални мина-т-таввабина ва-дж’ални мина-ль-мутатаххирин!» («Я свидетельствую, что нет божества, кроме единого Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и посланник! О Аллах! Сделай меня одним из кающихся и сделай меня одним из самоочищающихся!»)

БОЛЬШОЕ ОМОВЕНИЕ

Случаи, при которых большое омовение становится обязательным
1. После полового сношения (даже если не произошло семяизвержение), а также после поллюции или семяизвержения, произошедшего в результате страстного влечения.
2. После окончания менструации и послеродовых кровотечений.
3. Для совершения пятничного намаза.
4. После смерти: следует омыть умершего мусульманина, если только он не является мучеником, павшим на пути Аллаха.
5. При принятии Ислама.

Случаи, при которых большое омовение является желательным

1. Большое омовение человека, омывшего покойника.
2. Перед вступлением в состояние ихрама для совершения хаджа или умры, а также перед входом в Мекку.
3. Для повторного вступления в половой акт.
4. Женщине, имеющей хронические кровотечения, желательно совершать большое омовение перед каждым намазом.

Порядок совершения большого омовения
После того, как человек вознамерился совершить большое омовение, он должен произнести: «Би-сми-л-лях!» («С именем Аллаха!») и вымыть кисти рук. Затем он должен вымыть половые органы и анальное отверстие, а затем совершить малое омовение. Затем необходимо трижды пролить воду на голову, расчесывая при этом волосы руками, так чтобы вода достигла корней волос. Затем нужно трижды вымыть все оставшиеся части тела. Затем следует вымыть трижды ступни ног. (Так совершал большое омовение пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха).
Если на какой-либо орган тела наложена медицинская повязка или гипс, то, совершая малое или большое омовение, необходимо вымыть здоровые участки тела, а повязку или гипс обтереть мокрой рукой. Если же обтирание мокрой рукой повязки или гипса вредит поврежденному органу, то в этом случае следует совершить омовение песком.

ОМОВЕНИЕ ПЕСКОМ (ТАЙАММУМ)

Омовение песком разрешается совершать если:
1. вода отсутствует, или ее недостаточно для совершения малого или большого омовения;
2. раненый или больной человек боится, что в результате малого или большого омовения ухудшится его состояние или продлится его болезнь;
3. очень холодно, и человек не может использовать воду для малого или большого омовения (подогреть и т.д.) и боится, что вода нанесет ему вред;
4. воды мало и достаточно только лишь для питья, приготовления пищи и для других необходимых целей;
5. невозможно достичь воды, например, если враг или хищное животное не дают возможность приблизиться к воде, или если человек боится за свою жизнь, честь или имущество, или если он находится в заключении, или если он не в состоянии извлечь воду из колодца и т.д.

Действия, делающие омовение песком недействительным
Все, что делает малое и большое омовение недействительными, о чем было сказано ранее, делает недействительным и большое омовение. Если после совершения омовения песком вода нашлась, или стало возможным ее использовать, то омовение песком становится также недействительным. Человек, совершивший намаз после того, как он совершил омовение песком, не должен вновь совершать этот намаз, если он нашел воду. Истечение срока того или иного намаза не делает омовение песком недействительным.

Порядок совершения омовения песком
После того, как человек вознамерился совершить омовение песком, он должен произнести: «Би-сми-л-лях!» («С именем Аллаха!»), а затем один раз положить ладони на место, избранное для совершения омовения песком. Затем нужно очистить ладони от песка, дунув на них, или похлопав ими друг об друга. Затем следует протереть ладонями лицо и кисти рук.
Омовение песком разрешается совершать только лишь чистым песком или подобными ему веществами.
Нельзя совершать омовение песком при наличии воды, так как это противоречит шариату, и в этом случае совершенный намаз будет считаться недействительным. Поэтому нельзя совершать омовение песком при наличии воды, даже если время намаза подходит к концу: необходимо совершить малое или большое омовение водой, а затем совершить намаз.

НАМАЗ

Всевышний Аллах сказал: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как единобожники, совершать намаз и выплачивать закят. Это - правая вера» (аль-Баййина, 98:5).
Малик ибн аль-Хувейрис, да будет Всевышний Аллах доволен им, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Совершайте намаз так, как это делаю я».

Условия, необходимые для совершения намаза
Намаз обязан совершать каждый совершеннолетний и находящийся в здравом уме мусульманин. Для совершения намаза необходимо наличие следующих условий:
1. очищение, т.е. нужно совершить малое (или если необходимо, большое) омовение или заменяющее его омовение песком, если потребуется;
2. совершать намаз в строго определенное для него время;
3. тело и одежда молящегося, а также место совершения намаза должны быть очищены от скверны;
4. покрытие частей тела, которые шариат повелевает покрывать во время совершения намаза;
5. обращение лица в сторону священной Каабы.
6. намерение (в душе) совершить тот или иной намаз.

Действия, делающие намаз недействительным
1. Вероотступничество (да убережет нас Всевышний Аллах от этого!);
2. преднамеренное невыполнение какого-либо столпа, обязательного действия или условия намаза;
3. преднамеренно произносить слова и совершать действия, не относящие к намазу;
4. преднамеренно добавлять лишние поясные или земные поклоны, стояние или сидение;
5. преднамеренное искажение звуков или слов, или изменение порядка аятов при чтении коранических сур, так как это противоречит порядку, в котором Аллах послал данные суры;
6. преднамеренная еда или питье;
7. смех или хохот (исключение составляет улыбка);
8. преднамеренное произнесение столпов и обязательных зикров, произносимых во время намаза в душе, не двигая при этом языком;
9. нахождение воды, после совершения омовения песком.

Действия, совершение которых нежелательно во время намаза
1. смотреть вверх;
2. без причины поворачивать голову в сторону;
3. смотреть на вещи, которые отвлекают от намаза;
4. класть руки на пояс;
5. класть локти на землю во время совершения земного поклона;
6. закрывать глаза;
7. без причины делать лишние движения, не делающие намаз недействительным (чесаться, шататься и т.д.);
8. делать намаз, если есть уже подано;
9. повторно читать суру «аль-Фатиха» в одном и том же рак’ате;
10. вставать на намаз, сдерживая мочу, кал или газы;
11. совершать намаз, засучив рукава пиджака или рубашки;
12. совершать намаз с открытыми плечами;
13. совершать намаз в одежде с изображениями живых существ (животных, людей и т.д.), а также совершать намаз на подобных изображениях или обратившись к ним лицом;
14. не ставить перед собой преграду;
15. произносить намерение совершить намаз языком;
16. не выравнивать спину и руки при совершении поясных поклонов;
17. не выравнивание рядов молящихся и наличие в рядах незаполненных мест при совершении группового намаза;
18. сильно приближать голову к коленям и прижимать локти к туловищу во время совершения земного поклона;
19. опережать имама при совершении группового намаза;
20. чтение Корана во время совершения поясных или земных поклонов;
21. всегда преднамеренно совершать намаз в мечети на одном и том же месте.

Места, в которых запрещается совершать намаз

1. оскверненные места;
2. на кладбище, а также на могиле или обратившись лицом к ней (исключение составляет погребальный намаз);
3. в бане и туалете;
4. в месте остановки верблюдов или в верблюжьем загоне.

АЗАН

«Аллаху акбар!» («Аллах велик!») - 4 раза;
«Ашхаду алля иляха илля-л-лах!» («Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха!») - 2 раза;
«Ашхаду анна Мухаммада-р-расулю-л-лах» («Я свидетельствую, что Мухаммад - посланник Аллаха!») - 2 раза;
«Хаййа Аля-с-салях!» («Спешите на намаз!») - 2 раза;
«Хаййа аля-ль-фалях!» («Спешите к преуспеянию!») - 2 раза;
«Ля иляха илля-л-лах» («Нет божества, кроме Аллаха!») - 1 раз.

ИКАМА

«Аллаху акбар!» («Аллах велик!») - 2 раза;
«Ашхаду алля иляха илля-л-лах!» («Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха!») - 1 раз;
«Ашхаду анна Мухаммада-р-расулю-л-лах» («Я свидетельствую, что Мухаммад - посланник Аллаха!») - 1 раз;
«Хаййа Аля-с-салях!» («Спешите на намаз!») - 1 раз;
«Хаййа аля-ль-фалях!» («Спешите к преуспеянию!») - 1 раз;
«Кад камати-с-салях!» («Намаз уже начался!») - 2 раза;
«Аллаху акбар!» («Аллах велик!») - 2 раза;
«Ля иляха илля-л-лах» («Нет божества, кроме Аллаха!») - 1 раз.

ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ НАМАЗА

Человек, совершающий намаз, должен всем телом обратиться к находящейся в Мекке священной Каабе. Затем он должен вознамериться в душе совершить тот или иной намаз. Затем он должен, подняв руки на уровне плеч или ушей, произнести: «Аллаху акбар!» («Аллах велик!»). Этот начальный такбир называется по-арабски «такбират аль-ихрам» (букв. «запрещающий такбир»), так как после его произнесения человеку, начавшему совершать намаз, запрещаются некоторые действия, которые разрешены вне намаза (разговаривать, есть и т.д.). Затем он должен положить ладонь правой руки на кисть левой и установить обе руки на груди. Затем он должен произнести вступительную молитву: «Субханака-ллахумма ва би-хамдика ва табарака-смука ва та’аля джаддука ва ля иляха гайрук!» («Пречист Ты, о Аллах! Хвала Тебе! Благословенно имя Твое! Высоко величие Твое! Нет божества, кроме Тебя!»)
Затем молящийся должен произнести: «А’узу би-л-ляхи мина-ш-шейтани-р-раджим!» («Прибегаю к Аллаху от проклятого сатаны!») Затем он должен прочесть суру «аль-Фатиха» («Открывающая Коран»):

«Би-сми-лляхи-р-рахмани-р-рахим!»
1. «Аль-хамду ли-лляхи рабби-ль-алямин!»
2. «Ар-рахмани-р-рахим!»
3. «Малики йауми-д-дин!»
4. «Иййака на’буду ва иййака наста’ин!»
5. «Ихдина-с-сирата-ль-мустагим!»
6. «Сирата-л-лязина ан’амта алейхим!»
7. «Гайри-ль-магдуби алейхим ва ля-д-даллин!»

(«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
1. Хвала Аллаху, Господу миров,
2. Милостивому, Милосердному,
3. Властелину Дня воздаяния!
4. Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи.
5. Веди нас прямым путем,
6. путем тех, кого Ты облагодетельствовал,
7. не тех, на кого пал гнев, и не заблудших»).

Затем он должен сказать: «Амин!» («Господи! Вними нашей молитве!»). Затем он должен прочесть любую суру (или суры) Корана, которую он знает наизусть.

Затем он должен поднять руки на уровне плеч и, произнося слова: «Аллаху акбар!», совершить поясной поклон, возвеличивая Всевышнего Аллаха. Желательно, чтобы он выпрямил спину и голову параллельно полу и положил ладони на коленные чашечки, растопырив пальцы рук. Находясь в поясном поклоне он трижды должен произнести: «Субхана раббийа-ль-азим!» («Пречист мой великий Господь!») Желательно добавить к этому слова: «Субханака-л-лахумма раббана ва би-хамдик! Аллахумма-гфирли!» («Пречист Ты, о Аллах, Господь наш! Хвала Тебе! О Аллах! Прости меня!»).

Затем он должен подняться из поясного поклона. Поднимаясь, он должен произнести: «Сами’а-л-лаху лиман хамидах!» («Да услышит Аллах того, кто Его восхвалил!») и поднять руки на уровне плеч. Полностью выпрямившись, он должен сказать: «Раббана ва-лака-ль-хамд!» («Господь наш! Тебе хвала!») или: «Раббана ва лака-ль-хамду хамдан касиран таййибан мубаракан фих, мил’а-с-самавати ва-мил’а-ль-арди ва-мил’а ма ши’та мин шей’ин ба’д!».

Затем он должен со смирением перед Аллахом и почтением к Нему совершить земной поклон. Опускаясь, он должен произнести: «Аллаху акбар!». Совершая земной поклон, он должен положить на землю лоб и нос, обе ладони, оба колена и кончики пальцев обеих ног, отдалить локти от туловища и не класть их на землю, кончики пальцев рук направить в сторону Мекки, отдалить колени друг от друга и соединить стопы ног. В этом положении он должен трижды произнести: «Субхана раббийа-ль-а’ля!» («Пречист мой Всевышний Господь!») Желательно добавить к этому слова: «Субханака-л-лахумма раббана ва би-хамдик! Аллахумма-гфир ли!»

Затем он должен поднять голову с земного поклона, говоря при этом «Аллаху акбар!» После этого он должен сесть на левую ногу, положить правую ступню вертикально, направив пальцы правой ноги в сторону Каабы, положить правую ладонь на правое бедро, раскрыв при этом пальцы рук, а левую ладонь положить таким же образом на левое бедро. Находясь в этом положении, он должен произнести: «Рабби-гфир ли, ва-рхамни, ва-хдини, ва-рзукни, ва-джбурни, ва-афини!» («Господи! Прости меня! Помилуй меня! Наставь меня на прямой путь! Даруй мне удел! Исправь меня! Сделай меня здоровым!») Или он должен сказать: «Рабби-гфир ли! Рабби-гфир ли!» («Господи, прости меня! Господи, прости меня!»)

Затем он должен со смирением перед Аллахом и почтением к Нему и со словами «Аллаху акбар!» совершить второй земной поклон так же, как он совершил первый, произнося при этом те же самые слова. На этом завершается первый рак’ат намаза. Затем он должен встать на ноги, произнося при этом «Аллаху акбар!» Встав, он должен совершить во втором рак’ате все, что он совершил в первом, за исключением вступительной молитвы. Завершив второй рак’ат, он должен со словами «Аллаху акбар!» поднять голову с земного поклона и сесть так же, как он садился между двумя земными поклонами, но должен при этом прижать к ладони безымянный палец и мизинец правой руки, соединить средний и большой пальцы, а указательный направить в сторону Каабы. Он должен прочитать молитвы «Ташаххуд», «Саляват» и «Исти’аза».

Ташаххуд: «Ат-тахиййату ли-лляхи ва-с-салявату ва-т-таййибат! Ас-саляму алейка эййуха-н-набиййу ва-рахмату-ллахи ва-баракатух! Ас-саляму алейна ва аля ибади-лляхи-с-салихин! Ашхаду алля иляха иля-ллах, ва-ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва расулух!» («Все приветствия - Аллаху, все молитвы и праведные деяния! Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословения! Мир нам и всем праведным рабам Аллаха! Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и посланник!»)

Саляват: «Аллахумма салли аля Мухаммадин ва аля али Мухаммад, кама саллейта аля Ибрахима ва аля али Ибрахим! Иннака хамидун маджид! Ва барик аля Мухаммадин ва аля али Мухаммад, кама баракта аля Ибрахима ва аля али Ибрахим! Иннака хамидун маджид!» («О Аллах! Восхвали Мухаммада и его род так же, как ты восхвалил Ибрахима и его род! Поистине, Ты - достохвальный, славный! И благослови Мухаммада и его род так же, как ты благословил Ибрахима и его род! Поистине, Ты - достохвальный, славный!»)

Истиа’за: «Аллахумма инни а’узу бика мин азаби-ль-кабр, ва мин азаби джаханнам, ва мин фитнати-ль-махйа ва-ль-мамат, ва мин шарри фитнати-ль-масихи-д-даджжаль!» («О Аллах! Воистину, я прибегаю к Тебе от мучений в могиле, и от мучений в аду, и от искушений при жизни и после смерти, и от искушения антихриста!»)

После этого он может попросить у Аллаха любое благо как в мирской, так и в загробной жизни. Затем он должен повернуть голову направо и сказать: «Ас-саляму алейкум ва рахмату-л-лах!» («Мир вам и милость Аллаха!») Затем он должен точно так же повернуть голову налево и сказать то же самое.

Если намаз состоит из трех или четырех рак’атов, то он должен прочитать «Ташаххуд» до слов: «Ашхаду алля иляха иля-ллах, ва ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва-расулух!», а затем со словами «Аллаху акбар!» встать на ноги и поднять кисти рук до уровня плеч. Затем он должен совершить оставшиеся рак’аты намаза так же, как он совершил второй рак’ат, с той лишь разницей, что в последующих рак’атах не нужно читать суру после суры «аль-Фатиха». Завершив последний рак’ат, молящийся должен сесть подобно тому, как он садился прежде, с той лишь разницей, что он должен положить стопу левой ноги под голень правой и сесть на седалище. Затем он должен прочитать весь «Ташаххуд» до конца и, повернув голову направо и налево, сказать в обе стороны: «Ас-саляму алейкум ва-рахмату-ллах!».

ЗИКРЫ, ПРОИЗНОСИМЫЕ ПОСЛЕ НАМАЗА

3 раза: «Астагфиру-ллах!» («Прошу прощения у Аллаха!»)
. «Аллахумма анта-с-саляму ва минка-с-салям! Табаракта йа за-ль-джаляли ва-ль-икрам!» («О Аллах! Ты - мир, и от Тебя - мир! Благословен Ты, о Обладающий величием и великодушием!»)
. «Ля иляха илля-ллаху вахдаху ля шарика лях, ляху-ль-мульку ва ляху-ль-хамду ва хува аля кули шей’ин кадир! Аллахумма ля мани’а лима а’тайт, ва ля му’тийа лима мана’т, ва ля йанфа’у за-ль-джадди минка-ль-джадд!» («Нет божества, кроме единого Аллаха, у Которого нет сотоварищей! Ему принадлежит власть и хвала! Он способен на всякую вещь! О Аллах! Никто не сможет помешать Тебе дать то, что Ты пожелаешь! Никто не может дать того, что Ты не желаешь! О Обладатель величия! Никого не спасет его величие от Тебя!»)
. «Ля иляха илля-ллаху вахдаху ля шарика лях, ляху-ль-мульку ва-ляху-ль-хамду ва хува аля кулли шей’ин кадир! Ля хауля ва ля куввата илля би-ллях! Ля иляха илля-ллаху ва ля на’буду илля иййах! Ляху-н-ни’мату ва-ляху-ль-фадлу ва-ляху-с-сана’у-ль-хасан! Ля иляха илля-ллаху мухлисина ляху-д-дина ва лау кариха-ль-кафирун!» («Нет божества, кроме единого Аллаха, у Которого нет сотоварищей! Ему принадлежит власть и хвала! Он способен на всякую вещь! Нет силы и могущества, кроме как с Аллахом! Нет божества, кроме Аллаха, и мы не поклоняемся никому, кроме Него! Ему принадлежат блага, превосходство и прекрасная хвала! Нет божества, кроме Аллаха! Ему одному мы поклоняемся, даже если это не нравится неверующим! »)
. 33 раза: «Субхана-ллах!» («Пречист Аллах!»)
. 33 раза: «Аль-хамду ли-ллях!» («Хвала Аллаху!»)
. 33 раза: «Аллаху акбар!» («Аллах велик!»)
. И в конце 1 раз: «Ля иляха илля-л-лаху вахдаху ля шарика лях, ляху-ль-мульку ва-ляху-ль-хамду ва-хува аля кулли шей’ин кадир!» («Нет божества, кроме единого Аллаха, у которого нет сотоварищей! Ему принадлежит власть и хвала! Он способен на всякую вещь!»)
. Желательно читать после каждого намаза «Айат аль-Курси» («Аят о Престоле»): «Аллаху ля иляха илля хува-ль-хаййу-ль-каййум, ля та’хузуху синатун ва ля наум, ляху ма фи-с-самавати ва ма фи-ль-ард, ман за-л-лязи йашфа’у индаху илля би-изних, йа’ляму ма бейна эйдихим ва ма халфахум, ва ля йухитуна би шей’ин мин ильмихи илля би-ма ша, васи’а курсиййуху-с-самавати ва-ль-арда ва-ля йа’удуху хифзухума, ва-хува-ль-алиййу-ль-азим!» и др.

Так получилось, что я от Ислама как-то отдалился: пропустил много намазов, поведение не как у мусульманина и т.д. Не знаю даже, как это получилось, из-за чего забыл уже, но никогда не думал, что я перестану молиться. Хочу сейчас исправиться, но не получается, думаю, вот завтра возмещу все намазы, а когда наступает завтра, переношу на следующий день. Как мне исправиться, с чего начать? Что делать, чтоб укрепить иман?

Согласно одному из хадисов, намаз – это первое, за что будет спрошено в Судный день и, если с ним всё будет хорошо, если человек исправно и своевременно совершал его, то допрос по всем остальным статьям будет лёгким и он, коли угодно Аллаху, попадёт в Рай. В другом изречении Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорится, что намаз - есть отличие верующего от неверующего. В общем, хадисов, повествующих о важности и обязательности намаза, очень много, разумному человеку достаточно сказанного, чтобы осознать, сколь велика значимость обязательной молитвы. Поэтому, прежде всего, Вам необходимо взять себя в руки и не откладывать начало совершения и возмещения молитвы. Дайте себе слово, что Вы, что бы ни случилось, не оставите намаз, попробуйте исправно совершать его хотя бы 40 дней. Если в Вашем кругу есть соблюдающие друзья, договоритесь с ними о том, чтобы вместе ходить в мечеть для совершения намаза, так Вы, больше времени проводя с друзьями, укрепите с ними отношения и не пропустите молитву.

Наряду с этим, читайте исламскую литературу, в частности жизнеописание Пророков (мир им и благословение Аллаха), сподвижников, праведников, богословов. Это очень прививает любовь к религии.

Скажите, пожалуйста, если я проспал утренний намаз, мне его совершить перед обеденным намазом или после него?

Намаз, пропущенный по уважительной причине (если Вы проспали не по Вашей вине, а именно: легли вовремя, поставили будильник и т.д.), нужно обязательно возместить и, возмещать его можно в свободное время, в отличие от намаза, пропущенного без уважительной причины, его нужно возмещать незамедлительно! Пропущенный намаз желательно совершать перед своевременным, если от этого не пройдёт время своевременно исполняемого.

У меня есть маленький ребёнок, ей 1 год и 10 месяцев. Каждый раз, когда я делаю намаз, она становится передо мной, но я продолжаю делать намаз. Хотела узнать, считается ли такой намаз действительным?

Как известно, одним из условий молитвы является чистота тела, одежды и места моления, а именно тех мест, которых Вы касаетесь во время молитвы. Поэтому то, что Ваш ребёнок встал на коврик, Вашей молитве никак не вредит. В хадисах рассказывается, что когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) делал намаз, на него взбирались его внуки.

Меня очень волнует один вопрос. Я делаю намаз. Но у многих моих родственников неправильное понимание нашей религии, в связи с происходящими сейчас событиями. Поэтому я не люблю среди них говорить, что я вообще молюсь, мне легче это делать молча, чтоб никто не знал. Иногда они могут сказать что-то плохое об Исламе, а мне не хочется вступать с ними в спор. Может неправильно так считать, но у меня складывается впечатление, что их уже не переубедить. Не считается ли такое моё молчание, что я не защищаю религию «предательством» по отношению к ней? И как поступать в таких ситуациях?

К великому сожалению, около 70 лет коммунизма сделали свою работу, отчасти им удалось увести некоторых мусульман от соблюдения норм Ислама. Прежде всего, Вам надо работать в плане просвещения родственников. Мягко и дипломатично отвечайте на их вопросы, купите несколько книг об Исламе и диски с проповедями богословов, в частности, по теме обязательной молитвы. Но самым большим призывом будет Ваш благой нрав и хорошее отношение к ним. Не смотрите ни на что, не оставляйте обязательную молитву, исправно и своевременно соблюдайте её. Если услышите от них что-то неподобающее, исправьте их, объясните им, но чтобы Вы могли сделать это, Вам самим нужно изучать Ислам, мудрость совершения молитвы и т.д.

Я учусь в военном институте, нам не разрешают делать намаз. Что делать?

Для начала подойдите к преподавателю (офицеру, командиру) и попробуйте объяснить ему ситуацию, а именно – важность намаза для верующего человека. Думаю (очень надеюсь), что если нормально преподнести, поймут и разрешат. Если вдруг не разрешат, подойдите к самому главному и попробуйте объяснить ему. Если и здесь потерпите неудачу, обратитесь к хорошему юристу и, подумайте над тем, чтобы подать в суд и добиться права, прежде всего, предоставленного Вам Конституцией нашей страны – свободно исповедовать свою религию!

Можно ли делать сунну (намаз или пост), если есть невозмещённые обязанности – фарз? Например, придя в мечеть, лучше возместить пропущенный намаз или желательно сделать приветственный намаз в 2 ракаата?

Согласно шафиитскому мазхабу (правовая школа) тому, у кого есть пропущенные обязательные намазы, нельзя совершать желательные, за исключением тех, что совершаются в течение года всего несколько раз, как, например, праздничные намазы Ураза и Курбан-байрама (Ид аль-адха и Ид аль-фитр). За несовершение желательных молитв с Вас спроса в Судный день не будет, в отличие от обязательных. Поэтому логично и нужно, входя в мечеть, совершать пропущенную молитву вместо приветственного намаза, тем более что приветственный намаз замещается любым иным намазом. Иначе говоря, если человек, войдя в мечеть, совершит любой намаз, он получает воздаяние и за совершение приветственного намаза.

Как произнести намерение на возмещение фарз-намаза? Есть ли какие-либо условия, чтобы возместить пропущенную пятничную молитву?

Намерение делается следующим образом, допустим для возмещения обеденной молитвы: «Я вознамерился возместить мною пропущенный обязательный обеденный 4-х ракаатный намаз ради Аллаха». Соответственно, если возмещается утренний намаз, то заменяете слово «обеденный» на «утренний», а «4-х ракаатный» на «2-х ракаатный», аналогично и с другими молитвами.

Пропущенную пятничную молитву не возмещают, вместо неё совершается обеденный намаз, как своевременный, если время намаза ещё не вышло. Если время обеденного намаза уже вышло, то нужно возместить обеденный намаз как пропущенный.

Мне сделали операцию и наложили швы, которые снимут только через 2 недели, а мне нужно совершить обязательное купание для совершения намаза и соблюдения поста, но из-за швов мне нельзя мочить рану. Намаз и пост я не хочу пропускать. Что мне делать?

В тех случаях, когда невозможно исполнить ритуальное омовение или купание, нужно делать очищение землёй, пылью (таяммум). Более подробно можно прочитать, перейдя по этим ссылкам:

Мой муж читает «аль-Фатиха» и некоторые суры с ошибками, но лучше меня. Как лучше будет в таком случае: делать намаз коллективно или по отдельности? Из-за этого у нас возникают споры.

Если у Вас и у Вашего мужа одни и те же ошибки (один в один), Вы можете совершать намаз коллективно. Однако, если муж допускает не те ошибки, что допускаете Вы – джамаат намаз у вас не получится и придётся молиться по отдельности или искать другого имама для вас обоих, умеющего правильно читать суру «аль-Фатиха».

У меня есть долговые намазы за 4 года, какое намерение следует делать на таравих намазах: На долговые или же на таравих намазы?

Вам нужно делать намерение на возмещение долговых намазов, поскольку именно за них с Вас будет спрос в Судный день, а не за желательные молитвы, такие как намаз-таравих.

В месяц Рамазан я каждую ночь встаю и делаю намазы-тахаджуд. Недавно узнала, что намаз-тахаджуд превращается в фарз, если совершить его один раз. Скажите, пожалуйста, правда ли это? Если каждую ночь не смогу, то его делать нежелательно?

Сунна фарзом не становится, однако, порицается оставлять постоянно совершаемое поклонение.

После операции на желудке у меня постоянный метеоризм, т.е. отхождение газов из кишечника, которое доставляет мне огромные проблемы, в том числе и при совершении намаза. Омовение нарушается прямо во время намаза. Как мне быть с намазом?

Всегда дожидайтесь наступления времени намаза и совершайте омовение непосредственно перед исполнением молитвы. Если Вы дождётесь азана (или наступления времени молитвы по расписанию), сделаете омовение и незамедлительно приступите к чтению намаза – намаз будет действительным, несмотря на то, что во время его исполнения будет непроизвольное отхождение газов.

Хотел кое-что уточнить: намаз для человека обязуется после 15 лет или после полового созревания?

Согласно шафиитскому мазхабу, намаз обязуется после полового созревания. Признаками наступления полового созревания являются: зарастание волосами областей подмышек и паха, поллюции, у девочек – появление менструальных выделений. Если менструаций или поллюций нет, то половое созревание наступает с достижением 15 лет по лунному календарю.

Можно ли делать намаз во время азана?

Можно, но желательно дождаться его завершения и совершить молитву после.

Можно ли совершать намаз, если время намаза наступило, но азан не прочитали?

Можно, поскольку одним из условий намаза является наступление его времени, а не оглашение об этом, чем азан и является.

Если я вовремя не успел сделать утренний намаз, а на улице уже светло, как мне быть?

Совершите его, когда проснётесь, чем быстрее, тем лучше.

Принимается ли намаз человека, у которого на теле имеется татуировка?

В книге «Ианат ат-талибин» написано: «Вменяется в обязанность удалить вашм (татуировку и татуаж), если не будет нанесён такой вред коже, из-за которого придётся делать таяммум. В противном случае, удалять тату необязательно». В книге «Буджайрими» сказано: «Если вашм нанесён до совершеннолетия, то не вменяется в обязанность его удалять. В тех случаях, когда человек обязан удалять татуировку, оставление её ему не прощается, и намаз, совершённый с ней, не считается действительным» «Ианат ат-талибин», (№ 4/55).

Скажите, пожалуйста, после выкидыша у женщин некоторое время бывают кровотечения. Нужно ли совершать после него полное омовение и нужно ли возмещать все пропущенные намазы за это время?

После завершения послеродовых выделений обязательно нужно искупаться с соответствующим намерением. Намазы, пропущенные в этот период времени, не нужно возмещать.

Любая операция – это риск, независимо от того, насколько она сложная и насколько крепкий организм человека. Хирургическое вмешательство вызывает у больного тревогу, унять которую и обрести надежду на выздоровление можно только через молитву.

Уповая на Господа и его исцеляющую силу, верующий получает шанс распрощаться с недугом, поправить здоровье, вернуться к дарованной Спасителем жизни и всем ее прелестям.

Сила молитвы перед операцией

Православным известно множество историй о том, как верующие, правильно обращающиеся к Богу перед операцией близкого человека ребенка или себя, полагаясь на милость его, обретали спасение через моление. Одна из таких историй – история жителя города Краснодар, где мужчина с перелом ключицы должен был лечь на операционный стол, зная, что он, с учетом критических жизненных показателей, может и не пережить это вмешательство.

Во сне больной увидел святого, который со словами: «Все будет хорошо» дал ему пригубить с ложечки какой-то необычный раствор. Сновидение это так впечатлило пострадавшего, что все его сомнения по поводу того, стоит ли соглашаться на операцию, в один миг развеялись.

В итоге, операционный зал больной покинул живым, в добром здравии. И лишь спустя какое-то время, посетив церковь, спасенному на глаза попалась икона, лик которой показался ему знакомым. В нем мужчина узнал того самого святого, Пантелеймона Целителя, который во сне убедил его в том, что опасность, связанная с хирургическим вмешательством, ему не грозит.

Сам Пантелеймон Целитель при жизни врачевал, и удавалось ему это, стоит сказать, благодаря помощи Божьей, хорошо. Господь даровал своему преданному сыну дар исцеления и воскрешения. Сейчас в Церкви святого принято называть Небесным Лекарем.

Как молиться перед операцией

Перед тем как отправляться в больницу, рекомендуется отправиться в храм, где перед зажженной свечкой за здравие нужно прочитать молитву. Если по какой-то причине, молиться в церкви Вы не можете, обратитесь к Единому Создателю перед операцией подле домашнего иконостаса. Священнослужители напоминают, что в молитве важно не место ее прочтения, а вера христианина, с которой он взывает к Небесам. Оказавшись на операционном столе, повторите про себя трижды «Господи помилуй». С этими словами рекомендуется проходить и предоперационную подготовку.

Нельзя забывать о молитвослове и после хирургического вмешательства. После операции, если все прошло успешно, или другую молитву, завершить которую можно словами благодарности, обращенными к Богу, а также просьбой о скорейшем восстановлении и благоприятном прогнозе в дальнейшем. Не забудьте покаяться в своих ведомых и неведомых грехах. Ваши слова будут услышаны, и, если будет на это воля Господа, он Вас помилует.

Рядом с больничной койкой держите небольшую иконку. Маленькую, например, можно и вовсе положить под подушку. Уже при предоперационной подготовке нужно повторять слова «Господи помилуй», и Господь Бог сделает это.

Какую молитву читать перед операцией

Молитвы перед операцией можно обращать к Отцу Нашему, а также к Святым, прославившимся именно благодаря чуду исцеления, помощи больным. На просьбы об удачном хирургическом вмешательстве откликаются, например, святой праведник Лазарь, а также сем Ефесских отроков. Независимо от того, какой молитвослов Вы выберите, важно, чтобы вера в Спасителя была искренней. Воздастся только тем, кто старается жить во Христе!

Помните, что Бог – главный врачеватель душ и тел мирян, творящий добро бескорыстно, но общаться с ним нужно не только в тяжкие часы испытаний. После операции закажите молебен в церкви, в знак благодарности и почтения прочтите молитву дома.

Если хирургическое вмешательство переносит Ваша мама, отец, дети, родственники, друг, близкий человек или знакомый, Вы можете обратиться к так называемой молитве задержания. Обратите внимание на необходимость завершать молитвенное прошение фразой «Да будет воля Твоя, Господи», ведь все, что происходит в жизни человека действительно свершается исключительно по воле милостивого Бога.

Приведем самые сильные молитвы перед операцией, которые Вы можете распечатать и читать с искренней верой в сердце.

Молитва Богу перед операцией на удачный исход

Удачный исход операции – все, о чем думает и чего желает больной, которому предстоит излечиться от болезни таким методом. Сомнения по поводу того, случится ли чудо исцеления, всегда терзают душу человека, но развеять эти сомнения помогает соответствующая молитва. Для страждущего она сделает больше, чем он может себе представить.

После прочтения молитвослова успокаивается сердце, которое Господь наполняет умиротворением и надеждой. На того, чье молитвенное обращение было искренним, а вера сильна и непоколебима, Бог также направляет свой луч милосердия, даруя мирянину то, о чем тот просит.

Молитва Пресвятой Богородице об удачной операции

Пресвятая Преснодева при жизни и сама прошла немало тяжких испытаний, поэтому все человеческие терзания душевные и телесные ей хорошо знакомы. На обращения тех, кто верует и служит Единому Творцу, Богородица всегда откликается, исключением не является и предоперационный период, когда больные читают молитву, прося у Богоматери заступничества перед Господом, помощи от всего зла и внезапной смерти.

Молитва Деве Марии небольшая, запомнить ее сможет каждый. Читают эти строки в храме, дома, а также в больнице, непосредственно перед хирургическим вмешательством.

Св. Великомученик и Целитель Пантелеймон

Святого Великомученика всегда молят о выздоровлении больных. Этот Небесный Врачеватель предоставляет свою защиту и тем, кто к исцелению может прийти только при помощи операции. Данная молитва подходит как тем, кто сражен недугом, так и их родным, которые используют все возможные способы поддержки близкого человека в непростой для него жизненный период.

Традиционно читают молитвослов перед образом Пантелеймона. Такой можно найти в подавляющем большинстве православных храмов, иконку можно купить в церковной лавке, чтобы взять ее с собой в больницу.

Святитель Лука Крымский

Чтобы операция прошла успешно, обычно молятся и Луке Крымскому, чей образ можно часто лицезреть в кабинетах хирургов. Этого святителя Церковь прославила лишь в 90-ых, однако уже известно немало случаев чудесного спасения через обращение к нему в домашних молитвах или непосредственно перед его мощами.

При жизни Лука Войно-Ясенецкий также врачевал, спасая простых людей в революционный период, во время Гражданской войны. Известный хирург написал немало ценных трудов, а в почетном возрасте мужчина решил совместить врачебное дело с работой епископа.

Преданный своему делу и преданный Богу, Лука дарит свое заступничество всем, кто этого просит с искренней верой в сердце. В некоторых случаях Войно-Яснецкий совершает чудо исцеления и в итоге больному удается и вовсе избежать лечения операцией.

Текст молитвы на русском

Святая Великомученица Варвара

Образ Великомученицы Варвары хорошо знаком всем. На иконе святая изображена держащей в руках Чашу, используемую во время причастия. И все это неспроста, учитывая, что для каждого православного самый большой страх – умереть, не успев исповедаться и принять участие в таинстве святого причастия. Вот почему о защите от внезапной смерти во время хирургического вмешательства молятся именно мученице Варваре.

Выучить этот молитвослов из-за его внушительного объема непросто, поэтому желательно взять текст обращения к Святой с собой в больницу.

Молитва перед операцией Ангелу-хранителю

Случаи, когда на помощь больным, готовящимся к операции, приходил ангел-хранитель, – не редкость. Взять хотя бы историю 80-летней жительницы Краснодарского края, спасти жизнь которой при диагнозе «заворот кишок» могло только хирургической вмешательство, которое женщина из-за слабого сердца могла и не пережить.

Попав в больницу, во сне больная увидела святой лик, в котором она угадала ангела-хранителя. Именно он помог старушке удачно перенести операцию, быстро отойти от наркоза и восстановиться, чему были удивлены не только ее родные, но и врачи.

Каждый верующий, перед тем как лечь на операционный стол, может обратиться к своему ангелу-хранителю или использовать короткий молитвослов «Святый Ангеле Божий, Хранителю мой…», которому обычно предшествует Канон.

Текст краткой молитвы перед операцией «Иду на стол…»

Молитва Николаю Чудотворцу перед хирургической операцией

Всесвятый Николай – тот, к кому обращаются православные при разных жизненных невзгодах, включая те, которые связаны с тяжкой болезнью, лечение которой предусматривает проведение операции. Помощь святителя нельзя переоценить. Святой Николай способен сотворить великое чудо, даже в тех случаях, когда в благополучный исход хирургического вмешательства не верят сами врачи.

Источаемая Угодником Господним благодать действительно велика, поэтому не удивительно, что к нему взывают многие больные, готовящиеся лечь на операционный стол.

Молитва Матроне Московской во время операции

Перед тем как отправиться в больницу, посетите храм, чтобы прочесть молитву перед иконой Матроны Московской. Такой молитвослов можно повторять и непосредственно перед операционным вмешательством. Покайтесь в своих грехах, попросите святую о заступничестве перед Богом. Мольба тех, кто просит помощи смиренно, всегда найдет ответ.

Блаженная не остается равнодушной к тому, что происходит в жизни страждущих, обращающихся к ней. Чистую душу верующих она не оставит и сделает все возможное, чтобы больной хорошо перенес операцию и быстро после нее восстановился. Матрону также благодарят, читая соответствующий молитвослов, после того как самое страшное осталось позади.

Акафист

Помимо молитвенных обращений к Господу, Сыну Его, Святым, больные, перед тем как лечь на операционный стол, могут просить о помощи божественные силы при помощи акафиста. Учить его наизусть необязательно, что хорошо, учитывая большой размер этого церковного хвалебного песнопения. Его достаточно сосредоточено читать, вдумываясь в каждое слово.

Завершают акафист собственным обращением к Единому Творцу, в котором нужно сформулировать четкую просьбу пережить сложный день, сохранив хорошее здоровье. На долгие годы жизни может надеяться каждый, кто прославляет Господа с искренней и чистой верой в сердце.

Кондак 1

Первый кондак хорошо воплощает общую идею такого хвалебного церковного текста, обращенного к Богу. Для больного, идущего на операцию, это прекрасный метод в очередной раз поблагодарить Всевышнего за дарованную ему жизнь земную и вечную жизнь будущую, уготованную всем, кто старается жить во Христе, служить Отцу нашему правдой и верой и искренне каяться во всех своих ведомых и неведомых грехах.

Икос 1

Этот Икос перед операцией предназначен для прославления Господа и всех его даров, которыми могут наслаждаться миряне. В молитве больной может поблагодарить Всевышнего за те явные и тайные блага, которые были даны ему свыше.

Это обращение к Единому Творцу – прекрасное напоминание всем православным о вечности Его в мире временном, а также о его милости и защите, предоставляемой рожденному беззащитным и слабым, коим и есть каждый смертный.

Кондак 2

Данный Кондак можно часто услышать во время литургии в храме. Как и другие, он призван, прежде всего, прославить Спасителя нашего, а также напомнить мирянам о красоте земного мира, сотворенного Господом.

И чтобы красотой этой можно было иметь возможность наслаждаться еще долгие годы, к прочтению данной молитвы прибегают все больные, чье выздоровление невозможно без хирургического вмешательства.

Икос 2

Данная короткая молитва напоминает православным о том, что жизнь, дарованная нам Богом, ­– это праздник, чарующий рай, за все прелести которого нам нужно благодарить Творца Единого каждый день.

Так многое люди воспринимают как должное, в чем и заключается одна из многих ошибок любого мирянина. Покаяться за это и в очередной раз прославить Господа перед операцией можно, читая именно этот Икос.

Кондак 3

Животворящий Бог создал все то прекрасное на земле, чем мы, опять же таки только благодаря дарованной нам радости созерцания, можем наслаждаться каждый день.

Осознать это счастье позволяет данная короткая молитва, которая должна стать частью духовного чтения каждого, кто готовится лечь на операционный стол и страдает от сомнения, что день этот он сможет успешно пережить, сохранив свое здоровье и возможность продолжать наслаждаться всем прекрасным, сотворенным Богом.

Икос 3

Взывая к Небесам в тяжелые часы, люди, включая больных, часто забывают о главном – о необходимости благодарить Единого Создателя за все то, что он даровал мирянам. Не всем удается найти для этого правильные слова.

Сложнее всего приходится тем, чье сознание занято мыслями о предстоящей операции, которая, независимо от здоровья человека, так или иначе, подразумевает большой риск. Именно в таких случаях на помощь приходит церковное хвалебное песнопение.

Кондак 4

Каждый православный знает, что действенная молитва – ключ к спасению, неотъемлемая благочестивая традиция христианского мира. Напоминает об этом и четвертый Кондак, посвященный животворному Слову Божьему, его благодати, которая приходит ко всем, кто с чистым сердцем и крепкой верой, обращается к своему Творцу.

Данное песнопение является важной частью духовного чтения каждого, кому предстоит перенести операцию.

Икос 4

Эта молитва для каждого больного, чья душа мучается в сомнениях и страхе, является напоминанием о том, что рядом с православным всегда есть Бог. Каким бы далеким не казался окружающим мир, в какой-бы мрак не погружался мирянин, у него есть все, что необходимо для спасения – любовь Господа, на которую можно надеяться и уповать и перед операцией.

Кондак 5

Трехстрочный Кондак может успокоить тревожное сердце того, кто боится ложиться на операционный стол, лучше, чем разговор со специалистом. Всего в нескольких предложениях заключено все то, что православный чувствует, впуская в свою душу веру в Господа и надежду на спасение, столкнувшись с жизненными бурями и невзгодами.

Чтение этой молитвы позволяет успокоиться в ответственный день операции и настроиться на положительную волну, позволив себе положиться на волю всемогущего Бога, который всегда протягивает руку помощи тем, кто в этом нуждается.

Икос 5

Каждый уверовавший в Иисуса знает, насколько он, по сравнению с Господом, мал и ничтожен. Особо остро это чувствуют те люди, которые столкнулись в своей жизни с тяжким испытанием в виде болезни, излечить которую без операции невозможно. Вернуть себе надежду на выздоровление реально за счет молитв и хвалебных церковных песнопений, среди которых и Икос пятый.

Кондак 6

Творец наш Единый всемогущ, о чем особенно важно помнить каждому тяжко больному, ищущему спасение в операции. Каким бы не было хирургическое вмешательство, у человека оно всегда вызывает тревогу и беспокойство. И утешить сердце мирян способна только молитва.

Этот вариант обращения к Господу включен в хвалебный акафист, который рекомендуется читать вместе с другими молитвословами во время предоперационной подготовки.

Икос 6

Богообщение – для каждого христианина путь к спасению. Обращаясь к Господу, перед тем как о чем-то его просить, необходимо напомнить себе о всех тех благах, которые Он даровал своим детям.

Благодарить за все дары Бога своими словами, когда сердце болит от страха и сомнений перед операцией, сложно. Тогда на помощь и приходит церковное песнопение, в котором как нельзя лучше описана вся благодать любви Всевышнего, его милосердия.

Кондак 7

Перед тем как лечь на операционный стол, верующий должен не только покаяться и попросить у Отца своего защиты и помощи, но и поблагодарить его за все Им дарованное.

Седьмой Кондак призывает мирян, столкнувшихся со сложной жизненной ситуацией, вспомнить о том, что величие Господа проявляется во всем, что мы видим в сотворенном Им мире. Хвалебный текст должен стать незаменимым чтивом каждого, кто пытается излечиться от тяжкой болезни.

Икос 7

Благость Господня – то, чему посвящено немало церковных песнопений, среди которых и седьмой Икос, в котором как нельзя лучше описана вся прелесть даров, преподнесенных Богом смертному человеку.

Для любого православного это хороший метод напомнить себе о величии Единого Творца, а для тех, кто готовится к операции, это еще и способ обрести надежду на выздоровление, на что можно надеяться, взывая к Небесам с чистым сердцем, наполненным любовью к Богу.

Кондак 8

Для каждого больного восьмой Кондак представляет особую ценность, ведь в нем описано спасение страждущего через веру. В этих строчках содержится напоминание о милосердии Всевышнего, которое приходит к человеку внезапно, когда тот, казалось бы, уже потерял надежду на исцеление, погрузившись во мрак своих душевных и телесных мучений, испытаний.

Эта молитва заставляет поверить в то, что чистую душу живущего во Христе обязательно ждет чудо, дарованное всесильным Отцом нашим.

Икос 8

Часть обилия благ, которые Господь посылает мирянину, тот воспринимает как должное, чего делать нельзя. Не забывайте, уповая на Бога, благодарить его за защиту днем и ночью, за его любовь и за спасение, дарованное всему человечеству.

Когда перед операцией своими словами эту благодарность выразить сложно, воспользоваться можно восьмым Икосом, частью хвалебного акафиста, который читают, как и молитву, серьезно, вдумываясь в каждое слово.

Кондак 9

Каждый церковный праздник напоминает нам о всевластии Господа, но о любви его необъятной нужно помнить всегда, о чем и идет речь в 9-ом хвалебном тексте церковной песни. Эта молитва хорошо знакома всем, кто регулярно бывает в православных храмах на литургии.

Кондак 9, как и другие части акафиста, достаточно вдумчиво читать. Это хорошее дополнение к молитвословам, обращенным к Богу, Святым, способным даровать больному возможность пережить операцию и быстро после нее прийти в себя.

Икос 9

Эта молитва прославляет Бога, как мощную силу вдохновения служить добру, как силу, озаряющую сердце в самые тяжелые времена, часы испытаний. Эти строки позволяют успокоиться, поверить в то, что Господь страждущего не оставляет ни на минуту, а значит, шанс пережить операцию, какой-бы сложной она не была, есть. Для тех, кто погряз в сомнениях и страхах, это лучшее духовное чтиво.

Кондак 10

Спасение через веру – то, ради чего живет каждый, кто стал частью христианской церкви. Однако у людей, которые пришли к православию только в тяжелую жизненную минуту, часто закрадывается сомнение, протянет ли им свою руку помощи Бог. Сложнее всего приходится тем, для кого помощь Господа – единственное, на что можно надеяться в жизни, особенно, когда речь идет о болезни, о сложной предстоящей операции.

Десятый Кондак позволит Вам развеять все свои сомнения, он напоминает о том, что любовь Всевышнего может быть дарована любой душе, даже той, чья красота была утрачена.

Икос 10

В отличие от многих других Икосов, этот состоит не только из хвалебных строчек, обращенных к Единому Создателю, но и с мольбы о спасении, о котором мечтают все, включая тех, кто готовится лечь на операционный стол.

Этот текст станет настоящей находкой для каждого, кто стремится к диалогу с Богом, но не знает, какие слова использовать, как правильно сформулировать свою просьбу о даровании чуда исцеления, быстром восстановлении после хирургического вмешательства.

Кондак 11

Жизнь земная – то, к чему каждый человек, даже тяжело больной, должен, невзирая ни на что, относится, как к торжеству спасения и любви, которыми мы обязаны Господу.

Напоминает православным об этом короткая молитва, которая вошла в состав хвалебного акафиста, что звучит почти во всех литургиях, проводимых христианскими храмами. Включите эти строки в свой личный молитвослов, подготовленный специально для разговора с Богом перед операцией.

Икос 11

Бог милосерден, и об этом должен знать каждый член христианской церкви. И именно об этом забывают те, кому выпали тяжкие страдания, душевные и телесные муки. Легко утратить надежду и веру, столкнувшись с серьезной болезнью, но и это испытание под силу пройти тем, кто впускает в сердце Бога, чувствуя взамен его сверхъестественную и несказанную любовь, способную сотворить настоящее чудо.

Именно таким является главный посыл одиннадцатого икоса, который наряду с традиционной молитвой можно читать в больнице.

Кондак 12

Посвященный смерти человека двенадцатый Кондак, невзирая на ожидания, не омрачает готовящегося к операции, а лишь служит ему напоминанием о том, что на все воля Господа, и в каком-то смысле конец мирской жизни – начало другой, возможность обрести вечную жизнь рядом с Всепрощающим. Эта молитва дарует умиротворение самому беспокойному сердцу.

Икос 12

Человек не всегда послушен Богу, что он должен признавать, перед тем как что-то просить у Всевышнего. Когда голова занята мыслями о предстоящей операции, найти нужные слова бывает сложно. Тогда и выручает такое хвалебное песнопение, как Икос двенадцатый.

Эта молитва, читая которую, верующий прославляет Создателя, дарующего детям своим неизмеримую свою божественную любовь, в которой каждый находит спасение.

Кондак 13

Успокоиться перед операцией позволяют разные молитвы, а также акафист, включающий в себя небольшой Кондак, посвященный животворящей Троице, без которой существование христианской веры представить себе невозможно. Читая эти строки дома, в храме, в больнице, больной выражает свою благодарность божественным силам за все дарованные ему блага и радость жизни земной.

Этот небольшой по объему молитвослов должен обязательно входить в духовное чтение любого, кто волнуется перед предстоящим хирургическим вмешательством, сомневаясь, что оно пройдет успешно.

Благодарственная молитва Господу после операции

Просить Бога о помощи православные не забывают, а вот благодарность Ему за спасение и оказанную поддержку выражают единицы, а ведь это прямой долг всех христиан. При этом можно прибегнуть к разным молитвам, к одной на выбор или нескольким сразу. Благодарят Всевышнего после операции обычно так:

  1. В храме заказывают благодарственный молебен в храме, в котором упоминаются как сам больной, так и его родные, а также врачи.
  2. Знакомым и незнакомцам (обычно прихожанам церкви, которую посещает перенесший хирургическое вмешательство верующий) раздают угощения и просят их обращаться к Господу с мольбой о скорейшем выздоровлении Божьего раба.
  3. В церкви, дома подле домашнего иконостаса и даже на больничной койке до выписки благодарить Единого творца за удачную операцию можно акафистом «Слава Богу за всё».

Ряд христиан на этом не останавливается, люди в знак благодарности совершают пожертвования или отправляются в паломничество, посещая разные святые места. Любую молитву после операции можно дополнить своими словами, попросить у Господа скорейшего восстановления и благоприятных прогнозов. С этой же целью регулярно читать можно молитвослов, начинающийся с «О Господи, Создатель наш, помощи Твоей прошу…».

Обратите внимание на то, что использовать «О Господи, Создатель наш, помощи Твоей прошу…» могут как сами больные, так и их родственники, близкие, каждый, кому судьба перенесшего операцию не безразлична.

Совершать молитву пять раз в сутки – обязанность и дело совести каждого мусульманина. Но, в жизни бывают ситуации, когда верующий пропускает намаз непреднамеренно или вынуждено. Принявшие ислам люди часто задают вопросы, что делать, если я пропускаю намазы, возможно ли восполнить намаз, как это правильно сделать? Большинство авторитетных исламских ученых-богословов подтверждают необходимость возмещения намаза, пропущенного по уважительной шариатской причине. В некоторых случаях верующие могут пропустить намаз и не восполнять его, и на них не будет греха.

Для начала предлагаем вам посмотреть видео на тему «Пропущенные намазы (каза)»:

Можно ли перенести или пропустить намаз?

Переносить намаз на другое время суток преднамеренно (сознательно) без уважительной причины – недопустимо и считается грехом. Если наступило время намаза, но верующий не имеет возможности совершить его немедленно, он молится сразу же, как только сможет. Такие ситуации иногда случаются в пути, на приеме у врача, на работе, на улице, если рядом нет мечети или человеку требуется омовение, а сделать его негде.

Верующий должен совершать очередной намаз в соответствующий период времени (до наступления следующего). Всевышний Аллах ﷻ определил время для поклонения, «Поистине, молитва предписана для верующих в определенное время» (ан-Насаи 4: 103). Для этого необходимо соблюдать такие условия:

  • он физически не ограничен;
  • находится в подходящем месте;
  • его жизни ничего не угрожает;
  • зависящие от его действий люди (больные, старики, дети) находятся в безопасности;
  • его тело и одежда не осквернены, или есть возможность выполнить ритуальное омовение, переодеться.

В каких случаях можно пропустить намаз?

  • во время боевых действий;
  • во время стихийных бедствий, снегопадов, дождей;
  • при необходимости оказать помощь роженице или спасать другого человека;
  • в пути;
  • если человек непреднамеренно забыл или проспал;
  • когда мусульманин окружен неверными;
  • по причине болезни.

Свидетельство Джабера:

«Омар ибн аль Хаттаб в день сражения у Рва после захода солнца сказал: «О посланник Аллаха, едва я помолился аср, как солнце стало заходить». На что Пророк Мухаммед ﷺ ответил: «Клянусь Аллахом, я еще не молился аср». После этого они вместе с пророком Мухаммадом совершили аср после заката, а затем магриб. (аль-Бухари 598, Муслим 209).

Пророк Мухаммад ﷺ, отвечая на вопрос верующих, есть ли на них грех, когда они просыпают ночную молитву, сказал следующее:

«Воистину, не совершаются преднамеренные плохие поступки во сне. Сознательно грешит человек только бодрствуя. Кто забыл или проспал, искуплением ему будет совершение молитвы, как только он вспомнит о ней» (Муслим 1/477).

Во время любого путешествия или в случае возникновения опасности, разрешается укорачивать намаз. Об этом Аллах говорит в суре Женщины. Также нет греха на том, кто по принуждению пропустил намаз:

«Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих. Воистину, неверующие являются вашими явными врагами.» (Ан-Ниса, 101-й аят из 176).

Подневольный человек имеет оправдание перед Всевышним, если пропускает намаз по принуждению. В этом вопросе среди ученых нет разногласий. (Аль-Маджму 3/67).

Когда следует совмещать два намаза?

  • в дороге;
  • во время хаджа в день Арафа.

Исламские ученые пришли к соглашению, что в дальних поездках или походах на расстояние больше 80 км, совмещают зухур и аср, и магриб и иша. Вместо четырех ракаат каждого выполняют только по два. Их решение основано на хадисах Джабера: пророк Мухаммад ﷺ во время хаджа на горе Арафат «Он молился зухур и затем аср», и в долине Муздалифа «Он молился магриб и иша, с двумя ракаатами, и ничего между ними» (Муслим).

Совершать намазы допустимо как до наступления времени следующего (такдим, что в переводе означает досрочный), так и после (таахир, что значит после срока).

Как возместить пропущенный намаз?

Если мусульманин вынужденно или случайно пропустил намаз, он должен восполнить его, совершив после очередной молитвы каза-намаз в любое разрешенное время. Исламские ученые сошлись во мнениях, что восполнять пропущенные намазы следует, сохраняя их последовательность. (аль-Мугни 1/607, Найлюль-аутар 2/36). Молиться запрещено во время восхода, когда солнце в зените, и на закате. Возмещение намаза в неправильной очередности по незнанию не следует исправлять, потому что незнание является оправданием. Этого мнения придерживался шейх аль-Ислам Ибн Таймия. (аль-Инсаф 1/445) и другие ученые.

Правила восполнения

  • если человек пропустил утренний намаз непреднамеренно, он выполняет его сразу после пробуждения, но только после восхода солнца;
  • если верующий приходит в мечеть во время призыва к очередной молитве, он присоединяется к молящимся и совершает сначала намаз, время которого наступило, а после него каза;
  • если человек молится один, вначале он совершает каза намаз, а затем следующий за ним;
  • когда остается мало времени, чтобы прочитать молитвы в правильной последовательности, сначала необходимо сделать намаз, время которого подходит к концу, чтобы не пропустить его;
  • если вынужденно пропущены все намазы, кроме последнего, верующий выполняет все пять поочередно до окончания времени последней ночной молитвы (иша);
  • если пропущены пять молитв за день, восполнить их можно на следующий день, читая намаз и каза поочередно;
  • пропущенный иша восполняют сразу после пробуждения, перед утренней молитвой.

Обязан ли человек, пропустивший намаз без причины, восполнить его?

Большинство ученых считали, что мусульмане обязаны восполнять намазы, пропущенные без разрешенной шариатом причины. Однако это мнение не подтверждено аргументами из Корана и сунной. Многие из числа первых исламских ученых, и более поздние последователи, считала, что пропущенный без законной причины намаз не восполняют. Вместо этого мусульманин должен раскаяться в содеянном грехе и вернуться своевременному ежедневному обряду.

Про это говорили сподвижники Омар ибн аль-Хаттаб, Саад ибн Абу Уаккас, Ибн Мас’уд, Сальман аль Фариси. Имам Ибн Хазим сказал:

«Нам неизвестно, чтобы кто-либо из сподвижников спорил с ними». (аль-Мухалля 2/235).

Шейх аль-Ислам Ибн Таимия говорил:

«Нет указания восполнять молитву для пропустившего ее без законной причины, и эта молитва недействительна». Верующий должен читать больше дополнительных молитв».

В каких ситуациях не нужно восполнять пропущенный намаз?

Не нужно восполнять намазы, причины пропуска которых следующие:

  • нахождение в бессознательном состоянии из-за болезни или одержимости джинами;
  • дни менструаций, родов и послеродовый период у женщин;
  • намазы, пропущенные за время жизни до принятия ислама.

Считается достоверным хадис:

«Принятие Ислама очищает от грехов, совершенных ранее» (Ахмад 4/198).

Как молиться людям с плохим здоровьем?

Больным людям, которые физически не могут совершать традиционный намаз, разрешается молиться мысленно, сидя лицом к Кибле. Если состояние человека тяжело настолько, что он не может даже сидеть – молитва читается лежа, ритуал выполняется мысленно. Информацию о последовательностях действий во время намаза Вы можите прочитать в статье «Как делать намаз» .

К любой наджасе (нечисти), даже если это наджаса собаки или свиньи, делается снисхождение, если ее невозможно разглядеть взглядом человека с нормальным зрением. К нечисти, которую можно разглядеть, не делается снисхождение, даже в малом количестве, если это наджаса собаки или свиньи. Если человек сам специально нанес на себя кровь или гной, к этой наджасе не делается снисхождение, даже если ее мало. Если же это произошло случайно, даже если кровь, гной вышли из своего тела, и туда попадет любое другое вещество, чего легко избежать, то к такой крови или гною не делается снисхождение, даже если ее мало. Если в эту кровь или гной не попало другое вещество и если кровь или гной не со своего тела, то делается снисхождение к малому количеству такого гноя и крови, но если это насекомые, в жилах которых не течет кровь, например, кровь блох, вшей, комаров, клопов, то делается снисхождение и к большому количеству.
Если кровь или гной свои и выходят изо рта, из носа, ушей, глаз, то делается снисхождение к малому количеству. Если же это выделения из прыщей, фурункулов, ран, царапин, то к этому всему делается снисхождение, даже если крови или гноя много. Но если человек сам, например, выводил фурункул или сделал на теле царапину или перечисленное сделал другой человек с его разрешения (здесь речь не идет о необходимом медицинском кровопускании), то снисхождение делается только к малому количеству. Также подобное снисхождение к малому количеству делается, если эта кровь или гной, выходящие со своего тела, попадут на другой участок тела или одежды, например, кровь с руки перейдет на ногу или штаны. Но если эта кровь с руки перейдет, например, на плечо или рукав, воротник рубашки, то снисхождение делается и к большому количеству.
Здесь речь идет об одежде, в которой человек нуждается, но если эта одежда, в которой он не нуждается, например, он надел куртку, даже если не холодно, и если на нее попадет кровь с тела, то снисхождение делается только к малому количеству.
Насчет определения малого и большого количества крови и гноя есть восемь разных мнений, самое достоверное из них заключается в следующем: малое количество крови и гноя – это то количество, от которого обычно людям бывает трудно остерегаться. Если на теле или одежде в разных местах в разброс по малому количеству крови или гноя и если собрать эту кровь или гной, и получится, что их много, то это все равно считается малое количество, и тогда делается снисхождение. Если человек сомневается, много или мало на теле или одежде крови или гноя, то принимаем решение, что мало.
К веществам, к попаданию которых в кровь или гной делается снисхождение, относятся пот, вода омовения или полного купания, слюна, дезинфицирующая жидкость для инструментов кровопускания, благовония, вода для бритья. Если во время бритья головы порезать голову, и кровь из пореза смешивается с водой, которая была на голове, то делается снисхождение, но если потом налить на эту рану воду, то снисхождения не делается.
Все вышесказанное относится только к ибадату, как намаз, таваф и т. д.
Что касается воды, то попадание всего перечисленного в малое количество воды (меньше 216 литров) делает эту воду наджасой. («Фатхул аллам», т. 1, с. 355).

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!